Политический режим: определение, виды, типы и признаки. Что включают в себя критерии типологии политических систем

Идеология - это система взглядов и идей, которые выражают интересы определенного общества. Что касается политической идеологии, то она концентрируется конкретно на идеях и интересах, которые касаются политики. В ней выражаются интересы и цели одной из политических элит. В зависимости от идеологии различают и разные точки зрения на политическое и социально-экономическое развитие общества. В статье мы попробуем разобрать вопрос о том, по каким критериям выделяют виды политических идеологий и что они в себе скрывают.

Структура

Каждая политическая идеология должна иметь определенную структуру, которая определяется так:

  • Обязательно должна быть политическая идея.
  • В идеологии должны быть выделены ее концепции, доктрины и принципы.
  • Кроме этого, выделяют мечты и утопии, ценности идеологии и ее основные идеалы.
  • Проводится оценка всех политических процессов.
  • Каждая идеология имеет свои лозунги, под которыми выступают лидеры, освещает программу действий.

Таковой является политическая идеология и ее структура в частности. Политическое движение, которое не имеет хоть одного из вышеперечисленных пунктов, не может называться политической идеологией.

Функции политической идеологии

Прежде чем приступать к характеристике видов политической идеологии, хотелось бы акцентировать внимание читателя на функциях, которые являются общими для любого политического строя.

  1. Политическая идеология выражает, а также защищает интересы определенной социальной группы, нации или класса.
  2. Она внедряет в общественное сознание политические истории и оценку политических событий, которая сделана по собственным критериям.
  3. Проводится процесс интеграции, когда люди объединяются в зависимости от политических представлений, ориентаций и оценок общества.
  4. Принимаются общеидеологические нормы и ценности, на основании которых проводится урегулирование поведения людей и его организация.
  5. Правительство ставит перед обществом определенные задачи и объясняет ему мотивы их выполнения, тем самым мобилизируя социальные общности.

Критерии выделения видов политической идеологии

Определить политическую идеологию можно по тому, какую модель общества она предлагает, что ставится на первое место: общество или государство.

  1. Далее внимание стоит обратить на отношение идеологии к национальному вопросу.
  2. Важным аспектом является отношение к религии.
  3. Идеологии имеют свой особый характер, который не повторяется ни в одной из них.
  4. Также существует условная классификация, которая делит идеологии на левые, правые и центральные.

Таковы основные критерии выделения видов политической идеологии.

Либерализм

Эта идеология считается исторически первой. Ее основателями являются Дж. Локк и А. Смит. В основе их идей лежит процесс формирования индивида, который является ярким представителем буржуазии, которая имеет экономическую активность, однако абсолютно бесправна в политике. Но несмотря на это, представители этой группы населения всегда стремились захватить власть.

У этой идеологии есть определенные ценности, которые заключаются в сохранении прав людей на свободу, жизнь и частную собственность. Их приоритеты всегда восходили над государством и интересами общества. В это время главным экономическим принципом считался индивидуализм. Если говорить о социальной сфере, то там он воплощался в том, чтобы утвердить ценность личности человека, а также сделать равными права всех людей. В экономической же сфере шла активная пропаганда свободного рынка, на котором предусматривалась абсолютно ни чем не ограниченная конкуренция. Что касается политической сферы, то здесь звучал такой призыв - должны быть признаны права всех социальных групп и отдельных индивидов, чтобы они могли свободно управлять любыми процессами в обществе.

Консерватизм

Еще одним из политической идеологии является консерватизм. Здесь главными ценностями выступали стабильность во всем, порядок и традиционализм. Эти ценности не появились сами по себе, а были взяты из политической теории, если придерживаться ее, то можно прийти к выводу, что государство и общество - это результат естественной эволюции. Такое мнение полностью противоречит идеям либерализма, который считал, что они являются результатом договора и объединения между гражданами. Что касается политики, то здесь консерватизм выступал на стороне сильного государства, он требовал наличия четкой стратификации. Это значит, что власть должна регулироваться только в руках элиты.

Коммунизм

Далее хотелось бы выделить такой вид политической идеологии (и ее содержание), как коммунизм. Наверно, ни для кого не секрет, что коммунизм был сформирован на основе марксизма. Марксизм пришел на смену либерализму, господство которого пришлось на девятнадцатый век. Его учение заключалось в том, чтобы построить справедливое общество, где не будет эксплуатации людей другими людьми, а также марксисты стремились к тому, чтобы полностью отойти от любых видов социального отчуждения людей. Именно такое общество было решено назвать коммунистическим. В это время произошел большой промышленный переворот, который стал причиной того, что мировоззрением пролетариата стал марксизм.

Выделяются следующие базовые ценности этого периода:

  • Регулирование социальных отношений осуществлялось на основе классового подхода.
  • Правительство стремилось воспитать абсолютно новых людей, которым были бы неинтересны материальные ценности, но присутствовал огромный стимул для осуществления социального труда.
  • Любой человеческий труд был сделан только для общего блага, на смену индивидуализму пришла серьезная забота об интересах общества.
  • Главным механизмом интеграции социальной культуры выступала коммунистическая партия, которая стремилась полностью срастись с государством.

Что касается вида политической то он считается лишь переходный моментом от капитализма к коммунизму. Во время социализма активно призывали ко всему общественному: предприятиям, собственности, природным ресурсам.

Социалистическая демократия

Примером видов политической идеологии является социал-демократизм, который даже сейчас является политической сил. Внутри марксизма существовало такое течение, как "левая" идеология, и именно на ее основе зарождались идеи социального демократизма. Его главные основы были сформированы уже в конце девятнадцатого века. Основоположником этих основ был признан Э. Бернштейн. Он написал очень много работ по этому поводу, в которых категорически отвергал большинство положений, которые существовали в марксизме. Если быть точнее, то он выступал против обострения буржуазного общества, не поддерживал идею относительно того, что необходима революция, что нужно устанавливать диктатуру со стороны буржуазного общества. В это время в Западной Европе была несколько новая обстановка, и в связи с этим Бернштейн считал, что можно добиться того, чтобы признали и без насильственного давления, которое в то время оказывалось на позиции буржуазии. Многие его идеи стали составляющими доктрины социал-демократии сегодняшнего времени. На главный план выходили солидарность, свобода и справедливость. Социал-демократы разработали множество демократических принципов, на основе которых должно было строиться государство. Они утверждали, что работать и учиться должны абсолютно все желающие, что экономика должна иметь плюралистический характер и много другое.

Национализм

Довольно часто такой вид и тип политической идеологии, как национализм, воспринимается очень негативно. Но если смотреть по существу, то это мнение является ошибочным. Вообще, сейчас выделяют созидательный и разрушительный национализм. Если говорить о первом варианте, то здесь политика направлена на сплочение определенной нации, а во втором случае национализм направляется против других народов. И при этом появляется риск разрушения не только других наций, но и своей собственной. В этом случае национальность становится верховой ценностью и вокруг этого крутится вся жизнь народа.

Большинство политиков считают, что нацию объединяет ее этническое происхождение. Существует такое мнение, что если человек называет себя русским, то он говорит о своем этническом происхождении, но если же человек называет себя россиянином, то это уже явный показатель того, что он указывает свое гражданство.

Если более глубоко рассматривать идеологию национализма, то можно увидеть, что здесь сливается идея этноса с идеей страны, которая предназначена именно для этого этноса. Здесь же начинают возникать определенные движения, требования которых предусматривают совмещение границ этнических с политическими. В некоторых случаях национализм соглашается с тем, что в обществе присутствуют "ненационалы", однако в некоторых случаях он активно выступает за то, чтобы такие люди были изгнаны, более того, он может требовать полного их уничтожения. Сейчас национализм считается одним из самых опасных видов политических идеологий по шкале политического спектра.

Фашизм

К основным видам политической идеологии относится фашизм, который очень сильно отличается от либерализма, коммунизма и консерватизма. Поскольку последние на первое место ставят интересы отдельных социальных групп государства, а фашизм, в свою очередь, имеет идею расового превосходства. Он стремится к тому, чтобы интегрировать все население страны вокруг национального возрождения.

В основе фашизма заложен антисеминтизм и расизм, а также здесь опираются на идеи шовинистического национализма. Мнения исследователей относительно развития фашизма сильно расходятся, поскольку одни утверждают, что он является единым феноменом для всех стран, а другие же придерживаются мнения, что в каждом государстве формировался свой, особый тип фашизма. Главным для фашистов всегда выступало государство и его вождь.

Анархизм

Теперь хотелось бы рассмотреть признаки и виды политической идеологии анархизма. Анархизм - это совершенно противоположное фашизму политическое направление. Высшей целью анархизма считается ее стремление достигнуть равенства и свободы через упразднение всех институтов и форм власти. Анархизм выдвигает идеи, которые направлены против государства, а также предлагает пути их воплощения в жизнь.

Первые такие идеи появлялись еще в античности. Но впервые концепцию существования народа без государства предложил Годвин в 1793 году. А вот основы анархизма разработал и воплотил в жизнь уже немецкий мыслитель по фамилии Штирнер. Сейчас же существует огромное разнообразие форм анархизма. Свое внимание хотелось бы остановить на направлениях анархизма. В первую очередь выделяется анархо-индивидуализм. Основоположником этого движения считается Макс Штирнер. В этом направлении активно поддерживают частную собственность. Его приверженцы выступают также за то, что ни один орган государственной власти не может ограничивать интересы отдельного индивида или же группы людей.

Далее внимание стоит обратить и на мутуализм. Он появился еще в далеком восемнадцатом веке среди рабочих Англии и Франции. В основу этого направления легли принципы взаимопомощи, заключения добровольных контрактов, а также возможность предоставления кредитов наличными. Если верить убеждениям мутуализма, то при его власти каждый рабочий не только имел бы рабочее место, но и получал бы достойную плату за свой труд.

Социальный анархизм. Он стоит в одном ряду с индивидуалистическим и является одним из основных направлений этой политики. Его приверженцы стремились отказаться от частной собственности, построение отношений между людьми они рассматривали только на взаимопомощи, сотрудничестве и кооперации.

Коллективистский анархизм. Второе его название звучит как революционный социализм. Его сторонники не признавали частную собственность и стремились к ее коллективизации. Они считали, что добиться этого можно только в том случае, если будет начата революция. Это направление зародилось одновременно с марксизмом, однако его взглядов не разделял. Хотя это и выглядело странно, ведь марксисты стремились к созданию безгосударственного общества, но они поддерживали власть пролетариата, что не совпадало с идеями анархистов.

Анархо-феминизм - это последнее направление анархизма, на которое следует обратить особое внимание. Он является результатом синтеза между анархизмом и радикальным феминизмом. Его представители выступали против патриархата и всей существующей государственной системы в общем. Зародился он в конце девятнадцатого века на основе работ нескольких женщин, в число которых входила Люси Парсонс. Феминистки того времени и сейчас активно выступают против сложившихся гендерных ролей, они стремятся изменить концепцию семейных отношений. Для анархо-феминисток патриархат был всеобщей проблемой, которую нужно было срочно устранять.

Роль идеологии в политике

В идеологии принято выделять те или иные предпочтения определенных социальных слоев, относительно организации государственной власти. Здесь люди могли выражать свои взгляды, осветлять идеи, рассказывать о своих целях и новых концепциях. Политическую идеологию очень долгое время разрабатывают представители определенной политической элиты и только потом несут ее в массы. Их цель - привлечь как можно людей. Это нужно для того, чтобы их идеология могла завоевать власть в государстве.

Большие группы людей объединяются в определенную политическую идеологию для того, чтобы достичь общих целей, которые были поставлены создателями этой идеологии. Здесь очень важно продумать все до мелочей. Ведь идеи каждой политической идеологии должны воплощать в себе идеи не только определенной социальной группы, а всего народа этой страны. Только тогда в этом общественном движении появится какой-то смысл.

Ярким примером является Германия, в которой в тридцатых годах двадцатого века прочно установился фашизм. Ведь Гитлер сумел обнаружить самые серьезные проблемы своего народа и дал обещание решить их в максимально короткие сроки. Такими же радужными обещаниями оперировали и большевики, которые пришли к измученному войной народу и рассказали ему о красивой жизни при коммунизме. И людям ничего не оставалось делать, кроме как поверить и пойти вслед за большевиками. Ведь они были просто обессилены, и сильные мира сего понимали это и воспользовались в своих интересах.

Идеология всегда являлась очень мощным оружием, поскольку она может не только объединять и сплочать людей, но и ссорить их, делать настоящими врагами. Из обычного рабочего класса она может воспитать настоящих воинов, которые не боятся ничего.

Наличие определенной идеологии в государстве является обязательным компонентом. Государство без идеологии считается аморфным. Здесь каждый начинает выступать сам за себя, люди могут объединяться в небольшие группы и враждовать между собой. Такое государство очень легко уничтожить, и для этого даже не придется развязывать войну. Ведь если каждый будет защищать свои интересы, то кто же выступит на стороне государства?

Многие считают, что идеология - это обязательно движение, которое направлено против кого-то, но на самом деле это не так. Ведь люди вполне могут объединяться и действовать в интересах собственной страны, прославлять свое государство, бороться за демографический рост, побеждать бедность и решать множество других внутригосударственных проблем, но только сообща.

Сейчас Конституция Российской Федерации говорит о том, что в стране не устанавливается ни одна идеология на государственном уровне. Однако люди смогли объединиться для будущего страны. И это легко просматривается в их отношении к своему государству, к своей власти, к своим корням. Они стремятся сделать лучше свою страну и при этом не посягают на свободу других.

Политический режим и политические процессы

1. Сущность и типы политических режимов.

2. Политические процессы и процедура принятия политических решений.

3. Мировой политический процесс.

Литература.

Байчоров А.М. Введение в политологию. Мн., 1991

Борисов А.П. Политология. М., 1996.

Кривогуз И.М. Политология. М., 1999.

Матвеев Л.Ф. Теоретическая и практическая политология. М., 1993.

Мельник В.А. Политология. Мн., 1999.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1995.

Санистебан Л.С. Основы политической науки. М., 1992.

Каждое общество характеризуется определенным политическим режимом (от латинского reqimen - управление). Это своеобразная среда, условия реальной политический жизни общества, определенный политический климат, та политическая специфика, в которой функционируют все политические институты.

Политический режим есть совокупность способов, приемов осуществления политической власти, способ и порядок формирования политических учреждений; система взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями, между центральной и местной властью.

1. Роль, политические функции, место главы государства в системе политического руководства обществом.

2. Способ и порядок формирования представительных органов.

3. Взаимоотношения между ветвями власти.

4. Взаимоотношения между центральными властными органами и местными органами власти.

5. Взаимоотношения между палатами парламента, если он не однопалатный.

6. Положение и деятельность карательных органов.

7. Положение, роль и условия деятельности политических партий, движений, общественных организаций.

8. Реальное обеспечение прав и свобод человека.

Главное в политическом режиме – стиль, приемы и методы осуществления государственной власти.

Критерии политического режима .

1. Степень концентрации политической власти:

Режим слияния властей;

Режим разделения властей;

Режим сотрудничества властей.

2. Способ организации политической поддержки со стороны населения.

3. Наличие или отсутствие политического и идеологического плюрализма.

4. Реальное состояние прав и свобод человека.

1. Тоталитарный (от лат. totalitas – цельность, полнота; totalis – целый, полный) – такой политический режим, при котором осуществляется полный, абсолютный контроль сверху над всеми сферами общественной жизни.

В 1952г. на симпозиуме политологов в США были сформулированы признаки тоталитаризма.

1. Единая официальная идеология, регулирующая всеми сферами общественной жизни.

2. Централизация всех сфер общественной жизни.



3. Только одна массовая политическая партия.

4. Монополия этой партии на власть и СМИ.

5. Тотальная, т.е. полная, всеобщая, всеобъемлющая, всеохватывающая слежка за всеми гражданами; всеобщий донос, полицейский произвол.

Таким образом, в условиях тоталитарного режима осуществляется безграничное вмешательство государства во все дела общества и даже личную жизнь. Невозможна свободная мысль и самостоятельность действий. Инакомыслие жестоко преследуется, для чего создаются специальные институты типа гестапо, НКВД, Гулаг, секретные службы, а также особые методы воздействия на людей: доносы, репрессии (от лат. repressio - подавление), выискивание врагов народа, переселение, ссылка и т.д.

Основной принцип тоталитарного режима: Запрещено все, что не приказано. Классические примеры этого режима: гитлеровская Германия, СССР.

Основной принцип: Позволено все, кроме политики..

Примеры: Режим де Голля, Не Вина (Бирма), Пиночета, Каддафи, Хусейна и др.

3. Либеральный . Режим, близкий к демократическому, но отличия, конечно, есть и, прежде всего в основном принципе:

Позволено все, что не ведет к смене государственной власти.

Большинство европейских стран прошло через этот режим.

4. Демократический . Этот политический режим характеризуется следующими моментами:

1) Честно, регулярно проводятся выборы на всех уровнях. Свободно выдвигаются кандидаты от всех политических сил или так называемые независимые кандидаты. В ходе предвыборной компании и в процессе самих выборов не допускаются никакие махинации. В политической игре особое место принадлежит средствам массовой информации.

2) Правительство подотчетно парламенту или президенту и призвано служить только в интересах народа, а не какой-то группы.

3) Управленческие функции государства осуществляются на основе реального признания прав и свобод всех граждан и, прежде всего, право народа активно участвовать в решении государственных дел.

4) Развитие всех форм непосредственной демократии.

5) Реализация принципа разделения властей.

6) Реальный плюрализм.

7) Многопартийность и легальная деятельность оппозиции.

8) Ненасильственное разрешение конфликтов.

9) Обязательная защита прав и свобод человека, национальных меньшинств. Демократия – это сочетание воли большинства и учета интересов меньшинства.

Основной принцип демократического режима: Позволено все, что не запрещено законом.

Политические процессы – это события, факты, явления, имеющие место в обществе и несущие на себе отпечаток политики.

Формы политических процессов: избирательная компания, защита какого-то политического деятеля, лидера, политические забастовки, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование, голодовки, сбор подписей и т.д.

Политические процессы отражают движение, динамику, поверхностные и глубинные изменения политической системы общества.

Типология политических процессов.

1. Базовые - такие политические процессы, которые представляют собой разнообразные способы включения широких слоев населения в отношениях с государством, участие их в формировании управленческих структур.

Например, выборы Президента Республики Беларусь в 1994г.; и в 2001г.; референдумы в РБ в мае 1995г. и ноябре 1996г.

2. Периферийные – такие политические процессы, которые раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (политических партий, общественных организаций, общественных движений и т.д.).

Например, раскол коммунистов Беларуси на два крыла по вопросу об отношении к Президенту, в результате которого образовались две самостоятельные коммунистические партии: партия коммунистов белорусская (С. Калякин) – оппозиционная и Коммунистическая партия Белоруссии (В. Чикин).

3. Общие – такие политические процессы, которые касаются в той или иной мере всего общества, всего народа.

Например, союз Беларуси и Российской федерации; денонсация союзного договора 1922 г. в Беловежской пуще в декабре 1991г.

4. Частные – такие политические процессы, которые имеют локальное значение.

Например, шествие учителей города Добруша по вопросу повышения заработной платы; забастовка горняков Солигорска.

В конечном счете, и общие, и частные политические процессы имеют целью включить свои интересы и требования в принимаемые государством или его органами управленческие решения.

Совокупность форм, методов, функций, осуществляемых органами государственной власти; условий, в которых протекает политический процесс, называется режимом протекания политического процесса. Различают три типа режимов:

1. Режим функционирования. Позволяет сохранить и полностью действовать всей политической системе общества на основе уже сложившихся и закрепившихся взаимоотношений граждан и институтов государственной власти, т.е. происходит постоянное, стабильное воспроизводство всех политических отношений между всеми политическими субъектами.

2. Режим развития. Обязательно учитываются государством и его институтами постоянно возникающие новые политические, экономические, социальные, финансовые и иные интересы и требования либо всего общества, либо отдельных слоев и групп. В этих условиях субъекты власти должны учитывать изменяющееся соотношение политических сил, изменения в социальной структуре.

3. Режим упадка. Происходит распад политической целостности общества, кризис государственной власти, политических институтов. Утрачивается способ и возможность эффективного управления делами общества и государства. Выход из этого упадка только в глобальных, коренных, радикальных преобразованиях всей политической системы, общественной жизни, деятельности государственных институтов.

Процедура принятия политических решений. Здесь выделяется несколько этапов.

1. Подготовительный. Из всего множества предложений, требований, интересов выбираются те, которые большинством могут считаться как первостепенные, наиболее важные, необходимые не для узкого круга, а широких слоев населения.

2. Принятие решения. На основе отобранных, выделенных проблем формулируются политические цели. Они могут быть краткосрочными и долгосрочными, промежуточными и окончательными, первостепенными и второстепенными. Наконец, голосованием принимается решение.

3.Реализация решения. Здесь возможны трения, противостояния, конфликты, ибо далеко не всегда решение, особенно важное, судебоносное, устраивает всех, хотя в демократических странах решение всем надо исполнять, даже если кто-то с ним и не согласен.

Принятые решения должны быть воплощены в законодательных актах, исполнение которых безусловно и неукоснительно. В соответствующих документах должны быть определены исполнители, сроки, графики, средства, ресурсы, пути реализации решений.

4. Контроль за ходом исполнения решений. Поскольку есть люди, которые без контроля работать вообще не могут, поскольку контроль всегда обязателен.

С точки зрения методов, типа и стиля реализации решений различают:

1. Популизм. Апеллирование к народу, упрощение существующих сложных проблем, трудностей, чтобы достигнуть поставленной цели. Народу обещают заранее невыполнимое, дабы только привлечь массы на свою сторону, не думая о последствиях своих заявлений и обещаний.

2. Элитаризм. Предотвращение широких масс от участия в принятии и реализации решений. Отсутствие политического информирования населения по принятию и реализации этих принятых политических решений. Народ ничего не знает, знает только элита – узкий круг людей.

3. Консерватизм. Сохранение структуры и функционирования государственных органов власти, традиционных форм и методов принятия и реализации решений. Граждане в силу традиций заранее знают, как будет принято и реализовано очередное политическое решение, ибо в консервативном обществе все стабильно, неизменно.

4. Радикализм. Принятие революционных решений, потрясающих всю систему общественной жизни, вплоть до человеческих жертв. Насилие – основной метод принятия и реализации политических решений. Все делается не на благо сегодняшнего человека, а во имя каких-то глобальных целей.

5. Демократизм. Этот подход ориентируется на реальные потребности и запросы граждан, на защиту их прав и свобод. Люди доверяют политикам, органам государственной власти, охотно сотрудничают, поддерживают и в то же время имеют политические и юридические возможности контролировать, влиять на государственную власть и, стало быть, на принятие и реализацию решений.

Важнейшим проявлением мирового политического процесса выступают международные отношения. Это очень сложное явление. Здесь имеют место соперничество и сотрудничество, конфликты и консенсусы, специфические и общие интересы, терроризм и взаимопомощь и т.д.

Структура международных отношений: дипломатические, экономические, торговые, политические, правовые, научно-технические, культурные, идеологические, военные, спортивные, религиозные, молодежные и др.

Что сегодня представляет собой мир, все человечество?

Если в 1940г. на планете проживало только два миллиарда, в 1977г. – четыре миллиарда, то сегодня больше шести миллиардов человек. Такой безудержный и безрассудный рост народонаселения на планете, конечно же, весьма серьезно осложняет мировой политический процесс.

Если накануне ХХ века в мире было только 60 государств, то сегодня их более 200. Откуда они появились на политической карте мира? Во-первых, в результате распада колониальной системы. На таком материке, как Африка, не было ни одного государства, а сейчас там порядка 80. Во- вторых, в результате развала крупных многонациональных государств. Так, Советский Союз – было одно государство, а стало 15, Югославия – одно государство, стало 6, Чехословакия – одно государство, сегодня – два.

Процесс появления новых государств получил название дифференциации. Но в мире имеет место и противоположный процесс – интеграция государств. К интеграции стремятся Беларусь и Российская Федерация. Однако наилучший пример интеграции показывает Западная Европа. Последние достижение интеграции западноевропейских стран – введение общей валюты евро. Что касается Союза Беларуси и России, то введение общей валюты осуществится лишь в 2005 году.

Политическая культура любой общности (от государства до отдельных национальных слоев и групп) формируется под воздействием многочисленных, разнообразных факторов. Это обстоятельство, очевидно, предопределяет и многообразие типов политической культуры. Дифференциация политических культур осуществляется в соответствии с тем или иным критерием. Таких критериев множество.

Один из критериев - степень согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране. На этом основании можно выделить два типа политической культуры: интегрированную (однородную) и фрагментарную (разнородную).

Интегрированная политическая культура характеризуется:

тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы страны;

низким уровнем конфликтности и политического насилия, преобладанием гражданских процедур в разрешении конфликтов;

лояльностью по отношению к существующему политическому режиму.

Здесь особенно сказывается влияние экономических факторов. Политическая стабильность поддерживается высоким уровнем материального благосостояния, развитой системой социальной защиты населения, многочисленным средним классом, который выступает социальной основой политической стабильности. Примером, такого типа политической культуры может служить Великобритания. Основными ценностями граждан этой страны являются: представление о правительстве как действующем на общее благо, благосостояние и стабильность, широкое участие граждан в политическом процессе, представительность органов власти, традиции. Непреходящее значение для граждан Великобритании имеют представления о своей стране как о сообществе, империи, мировой державе, социальном государстве. Англичане гордятся тем, что их страна имеет высокую степень экономического развития, высокий доход на душу населения, практически полную грамотность. Далеко не последнюю роль в достижении такого уровня развития общества сыграла национальная политическая культура. Этот пример отчетливо показывает характер взаимовлияния экономических и политико-культурных факторов.

Фрагментарная политическая культура характеризуется:

отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества;

расхождениями в вопросах понимания власти, социальной разобщенностью;

отсутствием доверия между отдельными группами и лояльности к государственным структурам.

Этому типу политической культуры присущи такие черты, как высокая степень конфликтности, применение насилия, отсутствие общепризнанных эффективных процедур улаживания конфликтов, нестабильность правительств. В качестве примера такого типа политической культуры можно привести политическую культуру Италии. На ее фрагментарность оказали влияние два основных фактора: сепаратизм католической церкви в довоенное и послевоенное время, разительное отличие региональных политических субкультур северных и южных областей.

Другим критерием выделения типов политической культуры являются базовые ценности, на которые ориентируется та щи иная общность в политической деятельности или в политическом процессе. В соответствии с данным критерием можно выделить следующие три типа политической культуры.

Культура высокой гражданственности. Базовой ценностью в этом типе политической культуры является человек с его потребностями и интересами. Политическая система в целом и все ее структурные элементы носят демократический характер. Людям присуще чувство ответственности за все происходящее, а потому высока политическая активность участников политического процесса.

Элитарная политическая культура. Для нее характерно то, что в качестве базовой политической ценности воспринимается власть или властные структуры общества (государство, элиты). Человек выступает как средство для достижения цели, которую ставит политическая элита. Основная часть общества отстранена от решения политических проблем, уровень политической активности низкий.

Архаическая политическая культура. Главная ценность носителей данного типа культуры - интересы этноса, к которому они принадлежат (род, племя, нация). Здесь индивид не осознает себя как личность и не отделяет себя от этнической общности.

Еще одним критерием дифференциации политической культуры является характер поведения людей в той или иной политической системе. Этот критерий позволяет выделить два типа политической культуры: подданническую и гражданственную.

Подданническая политическая культура характеризуется повиновением, подчинением, исполнением со стороны участников политического процесса, которые по сути превращаются в объекты принуждения. Для гражданственной политической культуры характерны участие людей в принятии решений, наличие возможностей и права выбора и контроля властных структур.

В качестве еще одного критерия для типологизации политической культуры выступает ориентация общества на регулятивные механизмы в рамках политической системы. История общества знает два основных регулятивных механизма рынок и государство. Приоритетное использование того или другого механизма в политической жизни порождает соответствующие типы политической культуры - рыночной или бюрократической.

Рыночная политическая культура есть культура, рассматривающая политические процессы сквозь призму отношений купли-продажи, достижения выгоды как высшей цели политической деятельности. Политика есть разновидность бизнеса, сам политик - или «товар», или «бизнесмен». Политические решения - результат «торговой сделки». Эта культура ориентирована на конкурентную борьбу как универсальный принцип функционирования политической системы. Эго культура индивидуализма, для которой высшей целью являются частные (реже групповые) интересы. Государство и другие политические структуры рассматриваются и оцениваются как средство реализации интересов.

Бюрократическая (этатистская) политическая культура это культура, связывающая решение политических проблем с действием механизмов государственного регулирования и контроля за политическим процессом. Она ориентирована на ограничение и запрещение конкурентной борьбы. Интересы государства признаются преобладающими над частными интересами. Рациональность воспринимается как организованность (или «порядок») и бюрократизированное управление.

В итоге рассмотрения различных типов культур необходимо отметить, что в чистом виде названные типы встречаются очень редко. Можно говорить лишь о преобладании того или иного типа в смешанной политической культуре.

Политическая культура общества не может быть абсолютно однородной. Разнообразие интересов различных общностей порождает отличающиеся друг от друга модели политической культуры - субкультуры, которые существуют во всех странах. Среди наиболее значимых в политологии выделяются следующие типы субкультур: региональные, социоэкономические, этнолингвистические, религиозные, возрастные.

Региональные субкультуры обусловлены такими различиями между отдельными регионами страны, как климат, наличие определенных природных ресурсов и т.п. Это, в свою очередь, порождает экономические различия, влияющие на образ жизни людей, общий уровень культуры, а, следовательно, и на их политико-культурный уровень. На политическую культуру региона существенное воздействие оказывают такие факторы, как экономическая специализация данного региона, его место в общей системе разделения труда. Так, аграрные регионы, как показывает опыт России, в политическом отношении более консервативны, чем промышленные. Они поддерживают левый спектр политических партий, проявляя при этом невысокий уровень политической активности, то есть ограничиваются участием в выборах.

Однако при этом степень участия сельского населения в выборах несоизмеримо выше, чем в других регионах. Иногда социально неприемлемые центральные регионы по уровню развития политической культуры отличаются от периферийных степенью политической сознательности и активности. Регионы, имеющие возможность обеспечить за счет находящихся у них ресурсов определенный уровень экономического и социального благосостояния, характеризуются непротиворечивой политической культурой, лояльностью по отношению к существующему режиму, тяготением к политической самостоятельности. Типичный пример для России - Центральное Черноземье.

Социоэкономические субкультуры обусловлены существованием в обществе различных групп (социальных слоев, классов), имеющих различный экономический статус, а, следовательно, и различия в образе жизни, в интересах, играющих особо важную политическую роль. Так, для предпринимательского слоя наиболее актуальными политическими ценностями являются экономическая свобода, стабильность, контроль за государством со стороны гражданского общества, участие в принятии решений.

Другими словами, то, что составляет непосредственные политические условия активности предпринимателя. Решения правительства в области финансов, налогообложения, бюджета непосредственно затрагивают интересы данного общественного слоя, отсюда возникает необходимость активного политического участия (влияния на властные структуры) уже на этапе подготовки подобных решений. Представители данной субкультуры применяют различные способы и методы воздействия на власть. В свою очередь, это делает необходимым знание особенностей политической системы, отдельных ее институтов, механизма принятия решения и т. д. Предпринимательский слой предпочитает такие активные формы воздействия на власть, как широкое использование средств массовой информации, лоббирование правительственных структур, создание политических партий, претендующих на участие во власти.

Этнолингвистические субкультуры связаны с языковыми, этническими особенностями соответствующих социальных групп. На политическую культуру этих групп определяющее воздействие оказывают такие факторы, как этническое самосознание и национальный характер. Политические ценности, предпочтения и установки, как правило, вторичны по отношению к этническим факторам.

Религиозные субкультуры возникают в том случае, когда религия является основным элементом общей культуры определенной группы людей. Исламский фундаментализм, например, это не столько религиозная, сколько политическая идеология.

Возрастные субкультуры отражают различные системы политических ценностей у представителей разных поколений.

Данные субкультуры существуют в основном в политически реформируемых обществах. Старшие поколения, политическая культура которых сложилась в условиях отжившей политической реальности, имеют политические взгляды, отличные от системы политических установок молодежи, не отягощенной практикой старого политическою режима. Однако возрастные отличия оказывают относительно меньшее воздействие на политическую культуру людей в стабильных системах.

Вопреки многочисленным слухам о том, что в заданиях КИМ ЕГЭ 2014 произойдут изменения, связанные с переходом на базовый и профильный уровень, изменений в ЕГЭ не будет. Так заявил на интервью программе «Утро России» руководитель Рособрнадзора С.С. Кравцов.

Он также отметил, что задания будут защищены гораздо серьезнее, чем в предыдущие годы, будет усилена информационная безопасность. Каждый часовой пояс страны получит свои варианты. Что это означает для нас, ? Необходимо работать еще серьезнее и не надеяться ни на что, как только на свои знания!

Относительно содержания заданий КИМ напомню, что по сравнению с 2013 годом, история осталась совсем без изменений. В демо-версии по обществознанию 2014 года незначительно изменилась формулировка теоретического задания С5. Если раньше оно читалось бы так:

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме.

Возможный ответ:

1. Политологи различают демократический и не демократические режимы.
2. Среди не демократических режимов выделяют тоталитарный и авторитарный.

Теперь задание сугубо конкретизированно:

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях (-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.

Возможность выбора выпускника сужена, задание, безусловно, стало сложнее.
Возможный ответ:

«Политический режим — совокупность методов и форм, используемых государством для управления населением.

1. Главным критерием выделения типов политических режимов является совокупность прав и свобод, предоставляемых населению государством и реализуемых на практике.

Политический режим (от фр. regime - управление) - это совокупность способов осуществления политической и государственной власти. Его относят к характеристике государственной власти, т.к. он влияет на общественную жизнь через государственные институты (парламент, правоохранительные органы, выборы и т.д.). Политический режим возникает в обществе, в его политической системе, под влиянием многих факторов: целей, которые ставят перед собой находящиеся у власти социальные группы и партии; степени остроты противоречий в обществе; уровня политической культуры и традиций, сложившихся в обществе. Установление и функционирование политических режимов зависит от сложившейся внутриполитической обстановки и внешнеполитических задач.

Понятие политического режима включает в себя ряд основных критериев:

  • - характер и мера осуществления власти;
  • - механизм формирования власти;
  • - взаимоотношения общества и власти;
  • - роль и значение негосударственных и неполитических организаций и структур;
  • - характер существующих в обществе запретов;
  • - роль идеологии в жизни общества;
  • - характер политического лидерства;
  • - соотношение прав и свобод граждан;
  • - положение средств массовой информации;
  • - роль политических партий;
  • - соотношение между законодательной и исполнительной властью;
  • - роль и значение органов подавления;
  • - тип политического поведения.

Режимы делятся по принципу разделения властей, их 3 типа: 1) абсолютная неразделенная власть (абсолютная монархия), 2) разделение властей (президентская республика), 3) сотрудничество властей (парламентская республика). Но при этом подходе исчезает главное: сам механизм функционирования власти. И вот во 2-й половине ХХ в. политологи переходят к категории политического режима, выделяя его критерии:

роль и функции главы государства в системе политического руководства;

порядок формирования представительных учреждений;

положение и влияние партий и общественных движений, наличие оппозиции;

правовой статус личности, состояние и гарантии реальных прав и свобод граждан;

взаимоотношения между ветвями власти, местными властями и центром;

роль органов подавления в государстве;

наличие объективных источников информации, гласности и прозрачности.

Тоталитарный режим.

Тоталитаризм - это режим, означающий полный контроль государства над всеми сторонами жизни общества и личности. Как тип политической системы, это феномен ХХ в. Сам термин происходит от лат. totalis - весь, целый, полный. Первым его применил в 1925 Муссолини для характеристики своего движения.

основные черты тоталитарного режима Его девиз: «Запрещено все, что не приказано».

  • 1. культ власти, ее восприятие как абсолютной ценности и смысла человеческой жизни. Чаще превращается в культ вождя, наделенного практически неограниченной властью и воплощающего не только власть, но и «дух нации» (как в фашизме) или «борьбу народа за коммунистические идеалы» (как в СССР при Сталине).
  • 2. монополия на власть одной-единственной партии - обязательный признак тоталитарного режима. Эта монополия не ограничена никаким законом. Партийный аппарат параллелен гос. аппарату, выполняет функции гос. власти, даже доминирует над гос. аппаратом и по сути срастается с ним. Во главе партии и государства стоят одни и те же лица.
  • 3. отсутствие автономных систем в обществе. Политика поглощает и экономику, и социальную сферу, и культуру. Общество предельно политизировано, и граница политики - это граница самого общества.
  • 4. нет разделения властей, причем оно отрицается как таковое, как неэффективное, ненужное.
  • 5. абсолютно запрещена оппозиция.
  • 6. особая роль идеологии в обществе, обосновывающей право тоталитаризма на существование. Идеология в тоталитарном обществе обязательна для всех. отчуждение граждан от политического процесса, максимальное ограничение их прав и свобод. Система террора и насилия приводит человека в состояние покинутости, незащищенности. Человек превращается в изолированное существо, его сознание охвачено страхом, воля парализована. Люди, поглощенные чувством своей ничтожности и бессилия - благодатная почва для тоталитарных структур.
  • 7. наличие системы террористической тайной полиции, превращение насилия, репрессий в главное средство политической борьбы.
  • 8. монополия власти на информацию.
  • 9. в области организации интересов тоталитарные режимы не признают дифференцированных интересов общества, ориентируются на единый государственный интерес. Автономия личности не признается в принципе. Фактически свернуты права естественные, гражданские и политические, а на 1_е место выдвигаются социальные права (на труд, зарплату и др.), причем четко завязанные на обязанности.

Сила его - 1) в огромной возможности мобилизации ресурсов и 2) в харизматич. легитимности: массы готовы за эту власть пойти на большие жертвы и лишения. А слабость - 1) в потенциальной неэффективности (контролируя все и вся, политика резко снижает активность личности и работоспособность экономики, т.е. режим может обеспечить определенные достижения в определенных рамках - атомную бомбу, индустриализацию и т.д., но когда люди боятся перейти границу дозволенного и при этом все равно получают гарантир. зарплату, резко снижается эффективность режима, а самое страшное - падает уровень адаптации к экономике), 2) в том, что это режим страха и силы, поэтому огромные ресурсы направлены на укрепление силовых структур, 3) в том, что со сменой лидера снижается харизматич. эффективность режима, 4) и в том, что тоталитарный режим не трансформируется и ведет к краху государства. Единственная возможность трансформации этого режима - смена лидера.

По своему характеру близок к тоталитаризму, но имеет и ряд важных отличий. Авторитаризм - это режим, основанный на диктатуре лица или группы лиц. Он возникает чаще всего в переходную эпоху и опирается на силовые структуры. Авторитарные режимы часто приходили на смену тоталитарным, хотя есть и примеры обратной трансформации (Ф. Кастро). Кризис тоталитаризма приводит к послаблениям и контроль власти над обществом перестает быть всеобщим, тотальным. Авторитарные режимы - самые распространенные в мире, в т.ч. и сейчас. От лат. autoritas - влияние.

Его девиз: «Разрешено все, кроме политики». Он не претендует на политический контроль за всеми сторонами жизни общества, поэтому значительной автономией обладают экономика, культура, социальная сфера, личная жизнь, происходит разгосударствление этих сфер при переходе от тоталитаризма. И хотя власть может активно влиять на курс экономического развития, механизмы рынка при этом не разрушаются;

В сфере организации власти: при авторитаризме власть не формируется и не контролируется гражданами, а находится в руках одного человека или группы лиц (диктатора либо хунты), которые поддерживают баланс интересов в рамках правящей группировки или элиты;

Демократические процедуры и институты носят фиктивный характер, парламенту принадлежит второстепенная роль, широкими полномочиями наделены исполнительные органы, фактически нет разделения властей, авторитарному режиму присущ чрезмерный централизм, вертикальность;

опора на силу, на военно-карательный аппарат. Авторитаризм может даже пользоваться популярностью в народе, но не скрывает, что в случае необходимости может принудить к повиновению;

ограничение или запрещение легальной оппозиции, с угрозой ликвидации при попытке действовать. Партии могут существовать, но не играют никакой роли в политике, абсолютно лояльны к режиму и его поддерживают. Выбора нет, альтернативы нет.

обычно отсутствует культ личности. Диктатора не нужно любить,- главное, чтобы боялись.

В области легитимизации авторитаризм опирается на инструментальную, а не на эмоциональную поддержку, при этом - и на традиционную легитимность (если смог взять власть - правь). В целом такие режимы легитимностью не особо озабочены, они опираются на силу.

Идеологии у авторитарного режима нет или она рыхлая, размытая. Поэтому политологи называют авторитарный режим прагматической диктатурой, а тоталитарный режим - идейной диктатурой. Обычно в общество вбрасываются лишь идеи национализма или гос. патриотизма, да и то при необходимости.

В области реализации прав авторитаризм в целом равнодушен к правам человека. Он признает те права, которые не превращаются в политические требования. Свобода слова - при условии не трогать политику; церковь и профсоюзы самостоятельны, пока не трогают политику.

В чем сила и слабость авторитаризма? 1) Его сила в том, что он дает автономию экономической сфере. Поэтому авторитарный режим может быть эффективен, причем долго. 2) Он способен к трансформации, он гораздо более гибок, чем тоталитаризм. Он может даже способствовать зарождению демократических механизмов и стать со временем либерально-демократическим режимом (Япония, Испания, Португалия и др.), но здесь часто нужен толчок извне. 3) При модернизации общества авторитаризм может сдерживать насилием социальный взрыв. А слабость его в том, что 1) ему присуща низкая легитимизация (только ослабнет оружие, вспыхивает буря), 2) он опирается на силу, а на штыке неудобно сидеть, и 3) очень «повернут» на лидере или группе лидеров; если они уходят - кризис.

4. Демократический режим

Демократия - это режим, основанный на признании народа источником власти. От греч. «demos» - народ и «kratos» - власть. Яркое определение демократии дал А. Линкольн: «Government of the people, by the people, for the people» (Правление народа, избранное народом и в интересах народа). Хотя есть много определений демократии - с античных времен до наших дней - и она может принимать разные формы и в теории, и на практике, есть ряд особенностей, позволяющих определить режим как демократический:

  • 1) Верховенство закона во всех сферах жизни общества, юридическое равноправие граждан, наличие правового государства, гарантия прав и свобод граждан. Девиз режима - «разрешено все, что не запрещено законом», но при этом: «моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого». Значит - огромная роль судов и адвокатов.
  • 2) Суверенность народа (или того, что понимается под народом) как источника власти.
  • 3) Свободные выборы как выражение полит. права каждого гражданина избирать и быть избранным. Это гарантируется соблюдением 3 условий: свободы выдвижения кандидатур, свободы избирательного права (всеобщее и равное участие в выборах) и свободы голосования (тайное голосование и равенство в получении информации о выборах и в ведении агитации перед выборами).
  • 4) Постоянная и реальная работа избранных народом органов власти в центре и на местах, выборность всех должностей.
  • 5) Соблюдение принципа разделения властей на 3 ветви: исполнительную, законодательную и судебную, действие механизма сдержек и противовесов.
  • 6) Существование легальной оппозиции, что гарантирует плюрализм мнений, многопартийность и представительство интересов меньшинства, не дает власти большинства перерасти в тиранию. На деле - тенденция к диктату меньшинства.
  • 7) Открытость и прозрачность власти, доступ любого гражданина к информации о том или ином вопросе. Здесь, тем не менее, не все так просто в реальности. Власть везде стремится быть скрытой.
  • 8) Конституционализм, т.е. безусловное уважение к конституции и ее верховенство.
  • 9) Равенство гражданина народа перед законом.
  • 10) В области легитимизации дем. Режим носит легально-рациональный характер; поддержка и эмоциональна, и инструментальна.

В современном мире очень мало стран, где все эти критерии соблюдаются. Если сила демократич. режима ясна из вышеперечисленного - 1) полноправие гражданина, 2)контроль общества над властью, 3) учет рахнообразн. интересов; то его слабость - в том, что 1) не всегда ясно, как ее защищать (неужели насилием?), 2) учет всех интересов размывает большинство, затрудняет принятие решений даже путем компромисса и тем самым снижает эффективность власти; 3) бурная социальная активность масс, поощряемая демократией, может иметь и деструктивный характер, может вести и к анархии, и к власти толпы (охлократии); и, наконец, 4) выборность может привести к власти непрофессионалов, демагогов, главное достоинство которых - умение нравиться избирателям, они дают лживые обещания, манипулируют обществ. мнением и при этом не могут эффективно править. Демократия в неразвитом гражданском обществе может проложить дорогу авторитаризму.