Как физические нагрузки влияют на зрение. Какой вид спорта выбрать при плохом зрении? Бодибилдинг и зрение: влияние физических нагрузок

Это, пожалуй, самый главный страх всех родителей. И, в общем-то, есть чего бояться: при интенсивной работе за компьютером даже у взрослого человека может появиться головная боль и головокружение, а длительное зрительное переутомление приведет к снижению остроты зрения.

Влияние компьютера на зрение можно снизить, купив хороший современный монитор с высокой разрешающей способностью и высокой частотой развертки изображения, которая существенно снижает эффект мерцания. Оптимальный размер экрана для малыша - 15 дюймов, для школьника можно покупать 17-дюймовый монитор. Ребенок должен сидеть за компьютером так, чтобы линия взора (от глаза до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась на его центральную часть. Оптимальное расстояние от глаз до экрана составляет 55-65 см. За видеотерминалом недопустимо одновременно заниматься двум и более детям, поскольку это резко ухудшает условия рассматривания изображения на экране.Правильное освещение – естественный свет, падающий слева, а в темное время суток лампа должна освещать только документ, с которым работает ребенок, но не сам экран монитора, чтобы избежать бликов, осложняющих работу. Игры со звуком считаются более предпочтительными, так как снижают степень нагрузки на зрительный анализатор. Самое главное - внимательно следите за тем, в какие игры играет ваш ребенок, и ограничивайте количество времени, проведенное за игрой, где нужна максимальная концентрация внимания и быстрота реакции. Ограничивать время необходимо в любом случае, даже если ребенок занят развивающей игрой. Так, по данным проведенных исследований, 10-минутная продолжительность игровых занятий с компьютером у части дошкольников приводит к появлению признаков утомления. В первую очередь страдает аккомодационная система глаза, обеспечивающая четкое рассматривание предметов на близком расстоянии, Это может привести к развитию близорукости. При 15-минутной продолжительности занятия у всех детей уже на 10-12-й минутах появлялось двигательное беспокойство, которое нарастало и усиливалось к концу занятия. Увеличивалось число ошибок при игре, ослабевал интерес к ней. Все это сопровождалось снижением функциональных возможностей зрительного анализатора и ЦНС. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что предельно допустимая длительность игровых занятий на компьютере для детей 5-6 лет не должна превышать 10 минут. Без ><ущерба ><для ><здоровья > >><младшие ><школьники ><могут ><работать ><за ><компьютером ><не ><более ><15-20 ><минут, ><а ><дети ><близоруких ><родителей ><и ><дети ><с ><отклонениями ><в ><состоянии ><здоровья ><- ><только ><10 ><минут ><в ><день. ><Причем ><не ><ежедневно, ><а ><три ><раза ><в ><неделю, ><через ><день, >не позже 9 часов вечера. Для детей, относящихся к группе риска по состоянию зрения, время, проведенное у компьютера, следует дозировать индивидуально, в соответствии с рекомендациями врача.

В качестве наиболее благоприятных дней для проведения занятий с компьютером для детей дошкольного возраста могут быть рекомендованы вторник, среда и четверг. Необходимо ><обязательно ><чередовать ><зрительную ><ра­><боту ><с ><физическим ><отдыхом, ><физкультурными ><паузами ><для ><глаз. Специальный комплекс упражнений ><для ><глаз >< представлен в ПРИЛОЖЕНИИ 3.>


><Через ><15 ><минут ><зрительной ><нагрузки рекомендуется ><закрыть ><глаза, ><откинувшись ><на ><стуле, ><рас­><слабиться, ><посидеть ><в ><покое ><2-3 ><минуты. ><Через ><следующие ><15 ><минут ><работы > - ><подвигать ><глазными ><яблоками ><вверх, ><вниз, ><в ><стороны ><(2-3 ><минуты). ><Че­><рез ><30 ><минут ><занятий ><сделать ><паузу ><10 ><минут, ><заняться ><физической ><рабо­><той ><по ><дому. ><Полезно ><также ><пребывание ><на ><воздухе.> Спортивные занятия, туризм, длительные прогулки снимают зри­тельное напряжение, насыщают организм кислородом, улучшают обмен веществ. ><

Проведенные медико-биологические исследования негативного воздействия компьютера на человека отмечают следующие проблемы: ухудшение зрения, нарушения сердечно-сосудистой системы, снижение половой активности, повышение раздражительности, осложнения беременности.

Разработана классификация опасностей для человека при работе за компьютером:

опасные излучения монитора;
специфическая нагрузка на зрение;
нагрузка на костно-мышечную систему;
влияние на психику человека.
Остановимся на этой классификации более подробно.

Опасные излучения монитора компьютера.

До сих пор еще существует ложное мнение о так называемой компьютерной "радиации".

Таковой в традиционном понимании этого слова нет. И маркировка монитора подразумевает то, что монитор обладает пониженным уровнем электромагнитного излучения.

Радиация же (альфа-, бета-, гамма - и нейтронное излучения) компьютеру не присуща. Для любой электронно-лучевой трубки кинескопа - и телевизионной, и компьютерной - характерно рентгеновское излучение, возникающее при торможении электронов. По своим свойствам оно напоминает гамма-радиацию. Однако в современных кинескопах применяются настолько эффективные меры по снижению рентгеновского излучения, что оно практически не обнаруживается на естественном радиационном фоне Земли.

Кроме того, мониторы создают электростатическое поле. Во время работы экран монитора заряжается до потенциала в десятки тысяч вольт. Сильное электростатическое поле небезопасно для человеческого организма. Отмечено, что сверхнизкочастотные электрические переменные поля повышают выброс ионов кальция из костной ткани. При удалении от экрана влияние электростатического поля значительно убывает, причем применение специальных экранных защитных фильтров позволяет практически свести его к нулю.

При работе монитора электризуется не только его экран, но и воздух в помещении. Он приобретает положительный заряд. Положительные ионы воздуха опасны для человеческого организма. А. Чижевский (Россия), исследуя ионизацию воздуха, пришел к выводу о благотворном влиянии на человеческий организм отрицательных аэроионов и негативном воздействии положительных. В помещении, где работает монитор, отрицательных ионов почти нет, а положительные - в избытке.
Положительно заряженная молекула кислорода не воспринимается человеческим организмом как кислород. В помещении может быть сколько угодно свежего воздуха, но если он имеет положительный заряд - это все равно, что его нет.
Кроме того, мельчайшие частички пыли, пролетая в непосредственной близости от поверхности дисплея, заряжаются статическим электричеством и устремляются к лицу оператора. Через дыхательные пути они проникают в легкие. Попадая на кожу, эти частички забивают поры, препятствуют "дыханию" кожи, вызывают аллергическую реакцию и способствуют развитию рака кожи. Вредна пыль и для глаз.

Наибольшую угрозу для здоровья человека представляют электромагнитные поля. Исследования медиков показали, что воздействие электромагнитных полей вызывает изменение метаболизма в клетках, колебание ионов в человеческом организме. Электромагнитные поля влияют на электрическое напряжение между клетками тела. Это приводит к необратимым последствиям.

Человек видит не столько глазами, сколько мозгом. Мы видим окружающий мир потому, что изображение, возникшее на сетчатке глаза, проходит сложную "математическую" обработку в мозге.

В ходе этой обработки изображение переворачивается на 180° (вспомните выпуклую линзу-хрусталик), в нем устраняются все геометрические искажения.Изображение на экране дисплея также искажено, и прежде всего кривизной поверхности экрана. Однако это искажение мы практически не замечаем, поскольку и здесь включается в работу мозг, корректируя изображение.
Попытка сфокусировать то, что не фокусируется, и устранить искажения, характер которых непредсказуем, приводит к сильной перегрузке отдельных участков головного мозга при относительной незагруженности других. Последствия могут быть серьезными, вплоть до расстройства вегетативной нервной системы, нарушения мозгового кровообращения.

Особенно опасно это для людей, страдающих сосудистыми заболеваниями.
На сами глаза тоже ложится большая нагрузка. Мышцы, меняющие геометрию хрусталика, постоянно сокращаются, пытаясь устранить нерезкость. Дополнительную нагрузку на зрение дает визуально незаметное мерцание экрана с частотой кадровой развертки.

Есть и еще одно обстоятельство.

Экран дисплея светится с интенсивностью осветительного прибора. Диапазон яркостей между изображением на экране и предметами окружающей обстановки зачастую превышает тот диапазон, на который рассчитан глаз человека. Это вызывает сильную усталость глазных мышц и локальные нарушения кровообращения.

К перенапряжению глаз приводит и неправильное освещение, неудачно выбранное место для компьютера и продолжительная работа без перерывов. Устранив эти причины, можно свести к минимуму вред от технического несовершенства мониторов с электронно-лучевыми трубками.

Человек, работающий за компьютером, подолгу пребывает в вынужденной неподвижной позе. И речь идет не о гиподинамии, хотя и это актуально, более вредно то, что мышцы и кости человека испытывают огромные нагрузки. Дело не в величине нагрузок - они невелики, - а в их характере.

Когда человек сидит за компьютером, он длительное время пребывает в положении, которое оказывается неудобным для его костно-мышечной системы. При этом нарушается обмен веществ в мышцах, мышечная ткань становится более плотной, а скелет испытывает значительные статические нагрузки.

Постоянное механическое давление на нервы, оказавшиеся в пределах групп "блокированных мускулов", вызывает укорачивание рук, развитие "неврального натяжения".

Возможно, альтернативные клавиатуры имеют преимущества при длительном использовании. Гораздо больше, чем устройство клавиатуры, на здоровье пользователя влияют конструкция стула и стола, за которым он сидит.
При работе с мышью задействована всегда одна кисть. На нее в процессе работы и приходится большая часть нагрузки.

В такой ситуации огромное значение приобретает положение кисти на мыши.
При зажатом и судорожном ведении манипулятора кисть находится в неестественном напряженном состоянии длительное время, что провоцирует отек легких тканей и перенапряжение сухожилий.

Активная работа пальцев с кнопкой не уравновешивается работой кисти, что приводит к "эффекту первоклассника" - усталость легких мышц и однообразие движений при большом нервном напряжении вызывают усталость всей кисти, руки и далее ухудшение общего состояния и потерю внимания.

Влияние компьютера на психику человека.

Как уже говорилось выше, электромагнитные поля, излучаемые компьютером, оказывают специфическое действие на живой организм. При этом особо выделяется «компьютерная усталость».

В тяжелых случаях она внешне напоминает алкогольное опьянение (пошатывающаяся походка, невнятная речь).
Психологи отмечают, что характер человека, который излишне увлекается общением с компьютером, изменяется в худшую сторону. Человек становится замкнутым, раздражительным, круг его интересов зачастую сужается.
Предполагается, что при помощи компьютера можно кодировать человека, изменять его установки, вызвать депрессию, усталость, стресс.

Воздействие на психику и центральную нервную систему человека возможно через зрение и слух. Доказано, что красный цвет возбуждает, может вызвать повышение артериального давления, голубой, салатовый - успокаивает. Таким образом, используя специальное цветовое решение программы, можно вызвать определенное психоэмоциональное состояние человека.

Изменение скорости. Незаметная, но выполняемая по определенной программе смена скорости изменения изображения способна, оказывается, вызвать сильную физиологическую реакцию пользователя. Звуковое воздействие на околопороговой (то есть совершенно не заметной для сознания) громкости способно передавать, управляя лишь частотами и модуляциями звуковых сигналов, вербальную инструкцию для человека.

Человек обладает несколькими уровнями защиты, один из которых - сознание.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" определяют санитарно-эпидемиологические требования к:

Проектированию, изготовлению и эксплуатации отечественных ПЭВМ, используемых на производстве, в обучении, в быту, в игровых автоматах на базе ПЭВМ;
- эксплуатации импортных ПЭВМ, используемых на производстве, в обучении, в быту и в игровых комплексах (автоматах) на базе ПЭВМ;
- проектированию, строительству и реконструкции помещений, предназначенных для эксплуатации всех типов ПЭВМ, производственного оборудования и игровых комплексов (автоматов) на базе ПЭВМ;
- организации рабочих мест с ПЭВМ, производственным оборудованием и игровыми комплексами (автоматами) на базе ПЭВМ.

Человек воспринимает и познает окружающий мир при помощи осязания, обоняния, вкуса, слуха и зрения. Однако значение их далеко не одинаково. Зрение в нашей жизни играет особую роль. Не менее 80% всех восприятий внешнего мира мы получаем с помощью глаз.

Орган зрения довольно сложный аппарат. В нем имеется система линз (роговица, влага передней камеры, хрусталик, стекловидное тело) и фотопленка - сетчатка, где в результате сложных фотохимических процессов возникают биотоки, которые передаются по зрительным путям к корковым центрам затылочной части мозга. При нарушении зрения возникает ряд вторичных отклонений в развитии детей. У них происходят изменения в физическом развитии и развитии двигательных функций. Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к значительному снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии. В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании и овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в свободном движении, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений. В ряде исследований определена анатомо-физиологическая связь между зрительной сенсорной системой и вегетативными функциями, состоянием сердечно-сосудистой и дыхательной систем и др. Выше сказанное подтверждается низким процентом спортсменов с нарушением зрения, достигших спортивных высот. Так, среди кандидатов в мастера спорта, всего 1,2% спортсменов с нарушением зрения, а среди мастеров спорта всего 0,3%.

Уровень физического развития и физической подготовленности детей с нарушением зрения значительно отстает от нормально видящих сверстников. Отставание в весе (от 3 до 5%), в росте (от 5 до 13 см). Заметное отставание от нормы отмечается и в жизненной емкости легких. Исследования, проведенные спортивными медиками, показывают, что у детей 10-12 лет с нарушением зрения жизненная емкость легких - 1600 куб.см., а у нормально видящих - 1800 куб.см. Мышечная сила (кистевая) у детей с нарушением зрения по сравнению с нормой слабо развита: в возрасте 8-9 лет снижена на 28%, к 16 годам - на 52%. Наиболее выраженные отклонения у слабовидящих детей в старшем школьном возрасте: рост ниже на 5-5,5см, масса тела меньше на 6-7%, окружность грудной клетки в среднем на 4 см меньше, чем у нормального видящих.

В настоящее время все больше людей рано начинают заниматься спортом, а с ростом мастерства возрастают объемы и интенсивность нагрузок как во время тренировок, так и во время соревнований. В этих условиях организм, в том числе и орган зрения, должен адаптироваться к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, чтобы нормально расти, развиваться и физически совершенствоваться. Иначе можно вызвать и перегрузки организма в целом, и расстройства зрения.

Очень часто при выборе вида спорта не учитывают состояние зрения, хотя спортивные достижения имеют прямую зависимость от его функций. Например, занятия борьбой, тяжелой атлетикой, конькобежным спортом, фигурным катанием, плаванием, греблей, туризмом при небольшом понижении зрения возможны. Но есть виды спорта, где понижение это опасно, к примеру, конный, парусный спорт, прыжки в воду. Занятия художественной гимнастикой, акробатикой, отдельными видами легкой атлетики, фигурным катанием, фехтованием, стрельбой, теннисом, волейболом, баскетболом допустимы с применением корригирующих очков. А бокс, футбол, все виды борьбы, хоккей, водное поло, альпинизм не совместимы с применением очковой коррекции.

С другой стороны, дозированная физическая нагрузка часто способствует развитию глаза, предупреждает заболевание.

В каждом конкретном случае правильно определить уровень зрения и посоветовать вид спорта может только врач-офтальмолог. Учеными доказано, что циклические физические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности (пульс 100-140 ударов в минуту) оказывают благоприятное воздействие на кровоснабжение и аккомодативную способность глаза, вызывая реактивное усиление кровотока в глазу через некоторое время после нагрузки и повышение работоспособности глазной мышцы. Динамические физические нагрузки способствуют снижению внутриглазного давления в среднем на 4,5 мм.рт.ст. независимо от его исходного уровня и степени тренированности. После выполнения циклических упражнений значительной интенсивности (пульс 175 ударов в минуту), а также упражнений на гимнастических снарядах, прыжков со скакалкой, акробатических упражнений отмечается выраженная ишемия глаз, сохраняющаяся длительное время, и ухудшение работоспособности цилиарной мышцы.

Учитывая значительное влияние физических нагрузок на показатели глазного кровотока и степень кровоснабжения различных отделов глаза, здоровым лицам показаны физические нагрузки, при которых частота сердечных сокращений не превышает 175 ударов в минуту. Противопоказанием являются любые физические нагрузки при частоте сердечных сокращений выше 175 ударов в минуту, так как приводят к ухудшению кровоснабжения тканей глаза.

Необходим медицинский контроль за лицами, занимающимися спортом для оценки физической подготовленности человека и воздействия тренировочных нагрузок на различные системы организма.

Обязательно проконсультируйтесь с офтальмологом об использовании контактных линз во время занятий спортом, в особенности водным.

В принципе, физические нагрузки организму не мешают, а лишь помогают. Речь лишь может идти о величине, и дозировке нагрузки. При сокращении сердца 20 % крови приходится на кровоснабжение головы, а, следовательно, и зрительного анализатора.

Умеренная физическая нагрузка слегка повышает артериальное давление, в связи с чем улучшается подача крови к голове. Значительная физическая нагрузка может ухудшить зрение, что не относится только к абсолютно здоровым глазам. Если же имеются зрительные нарушения, они обязательно проявятся, обострятся в ответ на большую физическую нагрузку.

Если нагрузка вызывает ощущение заметной физической усталости, значит, мышцы требуют усиленного кровоснабжения, в них резко расширяются сосуды. А так как объем крови в сосудистом русле ограничен, кровь перераспределяется с головы на мышцы. При наличии нарушений кровообращения в зрительном анализаторе они еще более усугубляются.

Если имеется патология внутриглазного давления, может развиться острый приступ глаукомы. Если на сетчатке есть очаги нарушенного питания, сетчатка может разорваться, а затем произойдет ее отслойка. В практике был случай отслойки сетчатки во время чихания. При повышенном артериальном давлении и слабости сосудистой стенки возможно внутриглазное кровоизлияние.

Имеются ограничения в физической нагрузке после эксимер-лазерной коррекции зрения по методу ЛАСИК. Конкретные рекомендации даются в зависимости от величины близорукости. В большинстве случаев ограничения в физической нагрузке после операции по методу ЛАСИК (LASIK) следующие: В течение 2 недель ограничить тяжелые физические нагрузки (в случае наличия ограничений на физические нагрузки, связанных с состоянием сетчатки при близорукости высокой степени, после операции эти ограничения сохраняются!). Первые 2-4 недели не следует находиться в наклонном положении и положении вниз головой.

Нередко при близорукости родители требуют, чтобы ребенка освободили от уроков физкультуры. Это неверно. Физическая нагрузка очень полезна: если общие мышцы будут укрепляться и развиваться, то и глазодвигательные тоже. При нехватке движения, упражнений у детей часто развивается сколиоз, из-за чего будет прогрессировать и близорукость. Другое дело, если у ребенка не просто близорукость, а так называемая миопическая болезнь (сопровождается истончением сетчатки и другими признаками). Тут физические и зрительные нагрузки должен определить врач.

При близорукости слабой и средней степени нет необходимости отменять все зрительные нагрузки, когда ребенок учится. Но зато в каникулы надо глаза разгрузить. Как можно меньше чтения, компьютера, как можно больше прогулок, физических упражнений. Пусть это будут плавание, подвижные игры, велосипед, лыжи, танцы и т.п. Ведь устают у детей не так глаза, как головной мозг - от перегрузки информацией. А больше всего влияют на формирование и прогрессирование близорукости стрессы. Положительные же эмоции, радость, новые впечатления - это витамины для глаз.

Основные противопоказания к занятиям спортом для лиц с близорукостью.

Многие считают, что миопия не мешает заняться спортом, но они глубоко ошибаются. Как и с другими сложными заболеваниями, при миопии следует обратить особое внимание на подход к выбору вида спорта и дозволенных нагрузок.

Для близоруких обязательно нужно правильно определить противопоказания. Врачи должны контролировать состояние органа зрения. Занятия спортом могут хорошо воздействовать на состояние глаз при миопии и содействовать ее стабилизации, но могут и плохо воздействовать на глаза и ослеплять. Это зависит от степени миопии, а также от структуры выбранного вида спорта и спортивных нагрузок.

Особенности занятия спортом при близорукости и дальнозоркости

Близорукость (миопия, от греческого «мио» - щуриться и «опсис» - взгляд) - изменение круглой формы глаза на овальную, из-за чего внутри него нарушается преломление света, и световые лучи, проходя через глазное яблоко, фокусируются перед сетчаткой, а не на ней. Поэтому предметы, которые находятся вдали, близорукие люди видят расплывчатыми. При этом клетки сетчатки, находящиеся в зоне максимальной световой чувствительности, разрежаются и растягиваются. Это основная причина, по которой врачи накладывают запрет на занятия, связанные с прыжками, ударами, натуживанием и возможностью получить черепно-мозговую травму - из-за высокого риска разрыва или отслоения сетчатки.

При дальнозоркости, например, глаз оказывается не вытянутым, а сплюснутым, и сетчатка не растягивается так критично, как при близорукости. Поэтому дальнозорким людям в спорте практически всегда дается «зеленый свет», по крайней мере, офтальмологами.

Однако сам по себе диагноз «миопия» не является окончательным приговором, который ставит крест на занятиях спортом. Во-первых, она бывает врожденная и приобретенная. Вторая, естественно, опасней.

Во-вторых, имеет значение степень близорукости. Официально различают:

  • слабую миопию - до 3 диоптрий
  • среднюю миопию - от 3 до 6 диоптрий
  • сильную миопию - выше 6 диоптрий

До 3 диоптрий, как правило, никаких ограничений по физическим нагрузкам нет. От 5 диоптрий - врачи с осторожностью дают допуски на занятия спортом, даже при отсутствии дегенеративных изменений на глазном дне. В этом случае начинающим спортсменам придется забыть о тяжелой атлетике, боксе, всех видах спортивной борьбы, акробатике и спортивной гимнастике. Свыше 6 диоптрий - максимум ограничений, независимо от спортивных разрядов и достижений.

В-третьих, эта градация весьма условна, так как можно при зрении -1 иметь прогрессирующую миопию (когда за год она увеличивается на одну и более диоптрий). Тогда врач еще хорошо задумается, какое заключение вам давать. А можно всю жизнь ходить с -3, заниматься боксом, борьбой и тяганием железа, при этом глаза будут отлично себя чувствовать. Ну, может не совсем отлично, но не меньше, чем на -3.

И, в-четвертых, резюмируя предыдущие два пункта, ограничения на занятия спортом накладываются не в соответствии со степенью близорукости, а исходя из изменений внутри глаза. Скажем, гораздо хуже и опасней, когда при слабой миопии на глазном дне просматриваются кровоизлияния и сетчатка ослаблена, чем стабильное состояние при средних показателях близорукости.

При не прогрессирующей близорукости обязательно нужно заниматься с каким-либо видом спорта. Если невозможно заняться спортом с очками и с контактными линзами, то во время занятий очки можно снимать. Если нельзя пользоваться с очками, а острота зрения необходима, то в таких случаях нужно воспользоваться контактными линзами, надеваемыми прямо на глазное яблоко.

Когда развивающейся близорукость, нельзя заниматься видами спорта с большим физическим напряжением (бокс, борьба, тяжелая атлетика и т.д.).

Если у человека близорукость больше 4 дптр, то врачи не должны его пропускать к занятиям спортом. Близорукость может и прогрессировать во время занятий, в таком случае, спортсмен должен прекратить заниматься спортом или снизить нагрузки.

Занятия спортом могут положительно влиять на стабилизацию зрения. Большие плюсы им дают спортив-ные игры, плавание, катание на лыжах, горный спорт.

При ограничении физической активности у близоруких людей наблюдается ухудшение кровоснабжения различных органов, в том числе глаз, и ухудшение способности к аккомодации. При этом, как отмечают исследователи, не все физические упражнения будут полезны людям с близорукостью. Наиболее полезными названы циклические упражнения средней интенсивности (бег, плавание), при которых частота сердечных сокращений остается на уровне 100-140 ударов в минуту. Вызывая приток крови к глазам, эти упражнения улучшают работу цилиарной мышцы глаза и нормализуют циркуляцию внутриглазной жидкости. Циклические упражнения высокой интенсивности, а также акробатика, прыжки, упражнения на гимнастических снарядах, вызывающие учащение пульса до 180 ударов в минуту, приводят к значительной длительно сохраняющейся ишемии глаз, поэтому противопоказаны близоруким людям.

Уменьшение общей физической активности и гиподинамия в сочетании со значительными зрительными нагрузками, часто встречающаяся у школьников и студентов, способствует развитию и прогрессированию близорукости. Для профилактики возникновения и лечения миопии у детей и молодежи показано сочетание физических упражнений, направленных на общее развитие, со специальными упражнениями, улучшающими кровоснабжение глаз и вызывающими укрепление цилиарной мышцы.

Чтобы правильно оценить возможность занятия теми или иными видами физкультуры и спорта, необходимо ориентироваться на имеющиеся критерии для разделения студентов и школьников на группы в соответствии со степенью миопии и наличием или отсутствием у них осложнений и изменений на глазном дне. Согласно этой методике, выделяют основную, подготовительную и специальную группы для занятий физической культурой. Учащиеся с дальнозоркостью или миопией выше 6 диоптрий, хроническими или дегенеративными заболеваниями глаз и изменениями глазного дна должны заниматься по индивидуальной программе под присмотром врача в специальной группе. В подготовительную группу должны быть направлены все учащиеся с дальнозоркостью или близорукостью от 3 до 6 диоптрий. Если же аномалии рефракции не превышают 3 диоптрий, учащиеся могут посещать занятия физкультурой в основной группе.

Студентам и школьникам со слабой степенью миопии или гиперметропии полезны спортивные игры, в ходе которых происходит постоянное переключение зрения попеременно на близкое и далекое расстояние. Такие виды спорта как волейбол, баскетбол или настольный теннис благоприятно сказываются на аккомодационной способности глаз и тренируют глазные мышцы, предотвращают прогрессирование патологических изменений органа зрения.

Учащимся со средней степенью близорукости или дальнозоркости следует ограничивать интенсивность занятия физкультурой, а также такие виды физической активности, как прыжки (в длину, в высоту, с вышки и пр.). Их занятия физкультурой необходимо дополнить специальными упражнениями, направленными на укрепление мышц глаза, гимнастикой для глаз, лечебной физкультурой.

При высокой степени близорукости, осложнениях и изменениях глазного дна показано существенное ограничение видов физической активности. Миопия и спорт не совместимы в случаях занятия такими спортивными дисциплинами, как бокс и борьба, прыжки, большой теннис и футбол, горнолыжный спорт, тяжелая атлетика, велоспорт или конный спорт. Полезными будут дозированные циклические упражнения под наблюдением врача (бег, плавание, спортивная ходьба, стрельба, гребля, фехтование).

Занятия лечебной физкультурой при миопии

Больным с миопией слабой и средней степени для улучшения зрения нужно ежедневно выполнять ниже перечисленные упражнения, обращенные на укрепление мышц. Нужно во все комплексы содержать упражнение «метка на стекле» для тренировки цилиарной мышцы.

Примерные упражнения для улучшения зрения:

А) Упражнение делается стоя, кисти ставятся на затылок. Сначала поднять руки вверх, прогнуться, потом вернуться в нынешнее положение. Сделать 7 раз.