Коррекционная программа по пескотерапии, с детьми имеющими интеллектуальные нарушения. Песочная терапия с детьми в условиях инклюзивного образования

Татьяна Березина

Иры и упражнения с песком для детей с ОВЗ (нарушением интеллекта

«Самая лучшая игрушка

для детей – кучка песка»

К. Д. Ушинск ий

Песок – это терапевтический материал, отличная обучающая среда для развития игровых навыков, поле для взаимодействия. В играх с песком рождается интерес к игрушкам и деятельности другого сверстника или взрослого, что дает начало контакту между детьми, закладывая навыки общения. Игры с песком можно проводить подгруппой детей или индивидуально. Играть можно как в песочнице на участке, так и в условиях группы за столом на подносе с песком.

Игры для детей 3-4 л

ет.

1. Упражнение «Знакомство с песком»

Цель: познакомить с песком, отметить свойства сухого песка (сыплется, не марается).

2. Упражнение «Удержи песок в ладошках»

Цель: учить набирать песок и удерживать в ладонях, сыпать тонкой струйкой.

3. Упражнение «Спрячем ручки»

Цель: учить прятать руки в сухом песке, засыпая пальчики или погружая руки в песок.

4. Упражнение «Спрячь игрушки»

Цель: учить зарывать игрушки в сухой песок, засыпая или погружая в песок.

5. Игра «Найди игрушки»

Цель: учить доставать мелкие игрушки из сухого песка, погружая в него руки.

6. Упражнение «Чья горка лучше?» («Построй горку»)

Цель: учить делать горку из сухого песка, сгребая его ладошками или совочком.

7. Упражнение «Игрушки катаются с горки»

Цель: учить подгребать кучу песка снизу пальчиками, чтобы игрушка, находящаяся наверху кучи, скатилась вниз.

8. Игра «Наполни баночку»

Цель: учить насыпать ложкой сухой песок в банку.

9. Игра «Насыпь песка в бутылку»

Цель: учить насыпать песок в бутылку с помощью воронки.

10. Упражнение «Дорожки из песка»

Цель: учить брать сухой песок щепоткой и сыпать в виде дорожки.

11. Упражнение «Найди камешки»

Цель: учить просеивать песок через сито, отделяя камешки от сухого песка.

12. Игра «Игрушки потерялись»

Цель: учить перетряхивать сухой песок, чтобы достать игрушки.

13. Игра «Волшебные рисунки»

Цель: учить насыпать сухой песок на клеевой рисунок, затем стряхивать остатки песка, и называть изображение.

14. Упражнение «Цветной песок»

Цель: учить смешивать песок и цветной толченый мел до получения однородной массы при помощи ложечки (палочки)

15. Упражнение «Чудесный песок»

Цель: учить поливать сухой песок из лейки, получая сырой песок и обратить внимание на его новые качества.

16. Упражнение «Колобки»

Цель: учить лепить из сырого песка круглые формы.

17. Упражнение «Рисование палочкой» (пальчиком)

Цель: продолжать знакомить со свойствами сырого песка, рисовать палочкой (пальчиком) оставляя следы.

18. Игра «Посадим овощи»

Цель: учить пользоваться плоскостными изображениями, втыкать их в сырой песок.

Игры для детей 4-6 л

ет.

1. Упражнение «Здравствуй, песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Ведущий от имени феи просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:

Дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

Легко или с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу (поднос);

Дотрагивается до песка всей ладошкой - внутренней, затем тыльной стороной;

Перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка -.»

2. Игра «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

3. Игра «Песочный ветер» (дыхательное)

Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.

Детям предлагается подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок» с помощью трубочки, можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

4. Упражнение «Насыпание – пересыпание»

Цель: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, воспитывать положительное отношение к играм с песком.

Детям предлагается, с помощью педагога, насыпать сухой песок в бутылку. В одну с помощью воронки, а в другую без воронки. Педагог отмечает, что в бутылку, где была воронка, песка насыпалось больше и аккуратней, чем в бутылку без воронки. Песок принимает форму ёмкости.

5. Упражнение «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками- «жучки здороваются»).

«Незнакомое животное» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

6. Упражнение «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения, простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

7. Упражнение «Узоры на песке двумя руками»

Цель: развитие межполушарных связей, мелкой моторики рук.

Берем в руки две кисточки. Рисуем двумя руками (кисточками) одновременно на песке разные узоры - дождик, солнце, тучу и т. д.

8. Игра-упражнение «Песочный круг»

Цель: знакомить с техническими приемами и способами изображения с использованием песка.

Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней.

9. Игра-упражнение «Точка, точка, запятая»

Цель: знакомство с техническими приемами и способами изображения с использованием песка

Точка, точка, запятая – вышла рожица кривая.

Ручки, ножки, огуречик – получился человечек.

10. Упражнение «Такие разные настроения»

Цель: знакомство с техническими приемами и способами изображения с использованием песка, развитие эмоциональной сферы.

Рисуем на песке лица с различными настроениями.

11. Игра-упражнение «Кто я?»

Цель: развитие воображения, мелкой моторики.

Точками изобразите на песке что-нибудь не очень сложное, например грибок или рыбку. Скажите ребенку, что в эти точках кто-то прячется и для того чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией.

12. Игра-упражнение «Волшебное превращение»

Цель: знакомство с техническими приемами и способами изображения с использованием песка, развитие воображения.

Нарисуйте на песке круг и спросите ребенка, на что он похож, а затем попросите дорисовать картинку, так чтобы стало сразу понятно, что это такое. Круг может превратиться в солнышко, часы, колесо, лицо и др. (аналогично выполняются задания с квадратом, треугольником, овалом).

13. Игра-упражнение «Песочные прятки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.

14. Игра-упражнение «Секретики»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, воображения.

Взрослый показывает способы построения создания в песочнице «секретиков» из кусочков оргстекла (прозрачной пластмассы) и фантиков, камушков, цветов, листьев и так далее в песочнице. Ребенок должен осторожно откопать «секретик», так, чтобы получилось «окошечко» в песке.

15. Упражнение «Отпечатки»

Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т. п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.

Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.

Игры для детей 6-7 л

ет.

Можно продолжать применять в работе с детьми игры «Узоры на песке», «Узоры на песке двумя руками», «Песочный круг», «Такие разные настроения», «Волшебные превращения», «Песочные прятки», «Отпечатки».

Можно применять в работе рисование на песке разными методами и приемами:

Рисование ладонью;

Рисование ребром большого пальца;

Рисование щепотью;

Рисование мизинцем (и другими пальчиками);

Одновременное использование нескольких пальцев;

Рисование кулачком;

Высыпание из кулачка;

Рисование симметрично двумя руками;

Отсечение линий.

Игра «Рисование из кулачка»

1. Набрать в кулак песок и медленно его высыпать, руку при этом приподнимать и опускать. Пусть ребенок увидит, что песок ложится по- разному. Чем ниже рука, тем более темным и плотным получается изображение, чем выше, тем размытее и прозрачнее. Можно усложнить игру, если показать, что песок можно сыпать в виде линий и каракулей. Под поднос с прозрачным дном можно помещать изображения (прямая линия, круг, зигзаг и др.). ребенку будет интересно их засыпать, обводя и одновременно тренируя свою руку. Показ и действия можно сопровождать подсказкой:

Кулачок-волшебник, ты рисуй, рисуй, рисуй!

Кулачок-волшебник, нам кружочек нарисуй!

Кулачок-волшебник, нам полоску нарисуй!

Кулачок-волшебник, ты зигзаг нам нарисуй!

Кулачок-волшебник, ты квадрат нам нарисуй!

2. Набрать в кулак песок и высыпать его сквозь пальцы. Кулак при этом обращен к рабочей поверхности.

Игра «Песочный театр»

Песочница или поднос с песком используется как основа для кукольного настольного театра, где используются мелкие персонажи-игрушки. Это удобный способ инсценировать сказку, т. к. песок позволяет передать разные ландшафты. Важно предоставить детям возможность самим передвигать фигурки, проговаривать фразы из сказки.

Игра «Секрет»

В песок помещается предметная картинка под прозрачным оргстеклом или пленкой. Ребенок потихоньку раскапывает картинку, стараясь как можно быстрее угадать, что там хранится. Можно усложнить игру, заменив предметные картинки на сюжетные (эпизоды знакомых сказок и мультфильмов)

Игра «Опыты с песком»

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

№ 1 «Откуда берётся песок»

Опыт: Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом картона.

Как вы думаете, что это сыплется?

Возьмите лупы, рассмотрите это?

Как мы получили песок?

Как в природе появляется песок?

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

№ 2 «Из чего состоит песок»

Опыт: Насыпьте песок в лотки. С помощью лупы рассмотрите его.

Из чего состоит песок? (зернышек-песчинок)

С помощью лупы рассмотреть песчинки. Как они выглядят? (очень маленькие, круглые, полупрозрачные или желтые). Это крохотные камешки. Похожи ли песчинки одна на другую?

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

№3. Песчаный конус.

Цель: Показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга.

Оборудование: Сухой песок, поднос, на который можно высыпать песок.

Опыт: Берем горсти сухого песка и медленно высыпаем их струйкой так, чтобы песок падал в одно и то же место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте будут возникать «сплыв» - движение песка, похожее на течение.

Почему же так происходит?

Давайте внимательно рассмотрим песок.

Из чего он состоит? Из отдельных маленьких песчинок.

Скреплены ли они друг с другом? Нет! Поэтому они могут передвигаться относительно друг друга.

Вывод: Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга.

№4. Свойства мокрого песка.

Цель: Показать, что мокрый песок не пересыпается, может принимать любую форму, которая сохраняется до его высыхания.

Оборудование: Сухой песок и мокрый песок, поднос, формочки и совки для песка.

Опыт: Попробуем насыпать небольшими струйками сухой песок на первый поднос. Это получается очень хорошо.

Почему? Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга. Попробуем так же насыпать мокрый песок на второй поднос. Не получается! Почему? Дети высказывают разные версии, мы помогаем с помощью наводящих вопросов догадаться, что в сухом песке между песчинками – воздух, а в мокром – вода, которая склеивает песчинки между собой и не дает им передвигаться так же свободно, как в сухом песке. Пробуем лепить куличики при помощи формочек из сухого и мокрого песка. Очевидно, что это получается только из мокрого песка.

Почему? Потому что в мокром песке вода склеивает песчинки между собой и куличик сохраняет форму. Оставим наши куличики на подносе в теплом помещении до завтрашнего дня. На следующий день мы увидим, что при малейшем прикосновении наши куличики рассыпаются.

Почему? В тепле вода испарилась, превратилась в пар, и больше нечему склеивать песчинки между собой. Сухой песок не может сохранять форму.

Вывод: Мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму, пока не высохнет. Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух.

Литература:

1. Вайнова А. «Песочное рисование» - Ростов-н-Д:Феникс, 2014г.

2. Дерягина Л. Б. «Лепим куличики», пускаем кораблики: развивающие игры с песком и водой для детей 1-3 лет» - СПб. :Литера, 2006г.

3. Епанчинцева О. Ю. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.

4. Зейц М. «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница» - М. : Инт,2010г.

5. Зеленцова-Пешкова Н. В. «Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста» - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015г.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Чудеса на песке» - СПб. : Речь, 2006г.

7. Киселева М. В. «Арт-терапия в работе с детьми» - СПб. : Речь, 2007г.

8. Сакович Н. А. «Технология игры в песок. Игры на мосту» - СПб. : Речь, 2006г.

9. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. «Песочная терапия в развитии дошкольников» - М. : Сфера, 2014г.

В последние годы в системе воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Умственное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний.

Нарушения психофизического развития, свойственные многим детям с ограниченными возможностями здоровья, приводят к возникновению ряда других отклонений вторичного характера.

К таковым относятся и затруднения в формировании навыков социальной коммуникации, недостаточный запас знаний и представлений об окружающем.

Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребёнка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребёнка “взгляду со стороны”, мы помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребёнок получает возможность выразить себя через общение.

Маленькие дети часто находятся в “плену чувств”, поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.

У таких детей пониженная познавательная и речевая активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности, а также нарушения различных сторон речи.

На сегодняшний день в России активно развивается практика инклюзивного образования, целью которого является оптимизация процесса социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Детям с ОВЗ свойственна пониженная обучаемость, однако они способны использовать помощь взрослого, переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие жизненные ситуации.

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным требованиями дошкольного образования направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

При решении этих проблем одним из наиболее популярных методов психологической помощи детям является песочная терапия. Благодаря этому относительно новому методу, у ребенка развивается способность к самовыражению и творческому восприятию мира.

Следует отметить, что опыт реализации инклюзивной практики дошкольных учреждениях, нарабатывается в различных вариантах и находится на разных стадиях развития.

Наряду с традиционными методами, как вспомогательное средство эффективно используются песочная терапия. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.

Работая с детьми с ОВЗ, возникла необходимость применения песочной терапии в целях создания психологического комфорта для каждого ребенка.

Занятия песочной терапией направлены на развитие и коррекцию эмоционально-волевых процессов у детей. Игры на песке дают уникальную возможность взрослым реально увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и понять его.

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. Но это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое.

Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая заряжает нас позитивными эмоциями.

Песочница и «песочная терапия» для детей не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.

Используя волшебные свойства песка, вдруг оживают сказки, ребенок становится сам непосредственным участником и режиссером собственных произведений, а затем видит результат собственного творчества - именно так действует песочная терапия на детей.
Песочная терапия является эффективным методом помощи ребенку. Во время занятий, например «Улыбнулось солнышко», «Дождик» происходит гармонизация внутреннего эмоционального состояния, свойственная, при негативизме, подавленности, обидчивости, конфликтности, агрессивности.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Дошкольник часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком.

Что может быть привлекательней для ребенка дошкольного возраста, чем игра с песком и водой. Дети в этом возрасте готовы весь день копошиться в песке строя свои сказочные города и создавая свою историю. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для детей наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений.

Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа.

Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. И в этом ему помогают различные упражнения;

«Художники»

Ребенку предлагается на песке нарисовать геометрические фигуры(цифры, элементы букв: прямые, наклонные, волнистые линии, полуовалы, петельки и т.д.): «Нарисуй на песке квадрат (круг, овал, ромб, прямоугольник)», «Нарисуй цифру, которая стоит после пяти и т.д.».
Обучение: если ребенок не понимает цель задания, педагог показывает квадрат, цифру и предлагает нарисовать такой же – по образцу. Затем снова предлагает выполнить задание по образцу с помощью речевой инструкции.

«Строители»

Ребенку предлагается построить башенку из песка. Вокруг можно вырастить деревья. (можно из шишек или палочек от дерева. Теперь давай попробуем сосчитать сколько деревьев ты посадил?

Обучение: при затруднении ребенка в использовании дополнительных предметов педагог показывает способ применения одного из них и предлагает продолжить выполнять задание самостоятельно. Ребенку предлагается сказочный сюжет: «В этой башне злой волшебник заточил принцессу, чтобы она не смогла выбраться, вокруг башни вырыл глубокий ров. Как ты спасешь принцессу?».

Обучение : если ребенок не предлагает вариантов действий, педагог показывает дополнительные предметы и спрашивает, как можно их применить.

«По морям по волнам»

«Педагог рисует точки на песочном планшете, и просит ребенка соединить их.

Обучение: педагог задает дополнительные вопросы, например, «Что у нас получилось? Волнистая линия. А на что она похожа? Правильно на волны. Теперь давай также нарисуем лодку. Затем ребенку предлагается выполнить самостоятельно аналогичные действия.

«Что спрятано?»

Педагог ребенку читает загадку на определенную тему, а отгадку он должен найти в песке: «Отгадай загадку, назови отгадку и найди ее в песке». (пуговица, шишка, листочек, ручка, карандаш и т.д.)

Обучение: если ребенок затрудняется назвать отгадку, то задаются уточняющие вопросы по содержанию, помогающие понять образные сравнения.

«Дорисуй»

Ребенку предлагается на мокром песке пальцем дорисовать вторую половину предмета с левой или с правой стороны: «Дорисуй вторую половину солнца с правой стороны».

Обучение: если ребенок затрудняется выполнить задание, педагог вместе с ребенком уточняет направления сторон. Затем берет палочку и начинает дорисовывать фигуры, после предлагает ребенку продолжить. Если ребенку трудно дорисовать часть, то задние упрощается и предлагается дорисовать лучи солнышка.

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, а познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, развивают творчество и фантазию, что очень важно для детей с ОВЗ. Но главное - ребенок получает первый опыт самоанализа и учится понимать себя и других.

Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, которые, в свою очередь:

  • снимает мышечную напряжённость
  • развивает чувствительность и мелкую моторику рук
  • осуществляет ориентировку в пространстве
  • помогает ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде
  • развивает активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации)
  • стабилизирует эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию
  • позволяет ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации
  • преодолевает комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок
  • развивает творческие действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату
  • совершенствует зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности
  • способствует расширению словарного запаса
  • помогает освоить навыки анализа и синтеза
  • позволяет развивать фонематический слух и восприятие
  • помогает в изучении букв, освоении навыков чтения и письма

Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику для детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной и продуктивной.

Предлагаемая техника песочной терапии может оказаться весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений.

Как показала практика использование песочной терапии дает положительные результаты - у детей значительно возрастает интерес к занятиям, дети чувствуют себя более успешными; возрастает познавательная, речевая активность, нормализуется эмоциональный фон, поведенческие нарушения неврологического характера, что в свою очередь открывает новые перспективы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Если ребенок не говорящий, то работа психолога в рамках песочной терапии особенно благотворно влияет на развитие речи.

Таким образом, основной целью песочной терапии является повышение осознания ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечение всесторонне гармоничное развитие личности, эмоциональный комфорт.

Возможности песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Несмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать как эффективный метод психо-коррекции у детей с ограниченными возможностями здоровья. В данной статье будут рассматриваться две формы работы с песком: занятия в песочнице и рисование песком на световом планшете. В основу песочной терапии положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга у детей. В детском развитии творчество, задействуя воображение, занимает одну из важнейших ролей. Терапия песком (или как ее еще называют sandplay) является разновидностью терапии выразительными искусствами, которая в свою основу ставит идею о решении разного рода проблем через творчество. Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении.Оно проявляется в символической форме в процессе создания творческого продукта – образов, миров, ситуаций, построенных определенным образом в песочнице или на световом столе с песком.

Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения рисунков, городов, миров и т.д.) и вербальной экспрессии (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции). Песочная терапия одинаково успешно применяется как при работе с детьми, так и при работе со взрослыми. В качестве материала для манипуляций выбран песок, - это обуславливается его особыми свойствами. Песок является природным материалом, с которым ребенок привыкает манипулировать с самого раннего возраста. В каждом дворе есть песочницы и малыши с удовольствием в нем возятся. Ребенок словно становится завороженным, пересыпает струйки в руки, делает домики, куличики, возит машинки, закапывает сокровища и многое другое. Являясь регрессивным материалом, песок способен проникать сквозь те защитные механизмы, которые при обычной терапии приходится преодолевать различными, порой долгосрочными, методами. Это ускоряет и облегчает процесс психокоррекции. Модификации песочной терапии могут использоваться в работе педагогов, дефектологов, социальных работников, обученных этому методу.

При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. При таком подходе гармонизируется эмоциональное состояние. У детей активно развивается мелкая моторика: каждый элемент рисуется определенным пальчиком определенной руки, маленькие фигуры побуждают детей с задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, укрепляется нервная система. Давно установлен факт о тесной связи между развитием мелкой моторики и речью. После нескольких песочных занятий дети начинают активнее говорить, становятся более спокойными.

Подобные занятия являются очень полезными для детей с ОВЗ, потому что зачастую происходит задержка речи, психического развития, когнитивных способностей. Благодаря песочной терапии удается преодолеть нежелание заниматься, негативизм, потому что все происходит в естественной и привычной для ребенка игровой среде. Занятия проходят под музыкальное сопровождение. Как правило, это классическая музыка, которая стимулирует воображение, помогает расслабиться и является дополнительной сенсорной стимуляцией (список см. в Приложении). Первоначально для работы с песком использовали ящики размером 50х72х8 см, дно которых было выкрашено в голубой цвет, моделирующий воду и небо, однако сейчас с развитием этого вида терапии специалисты все чаще экспериментируют с различными формами песочниц для работы. Поверхность светового стола, на которой происходит рисование, представляет собой деревянный стол с подсветкой, то есть ребенок окружен максимально природными и близкими для его развития материалами. Помещение затемняется, чтобы на подсветке максимально были видны песочные следы и фактуры. Рисование песком сильно отличается от обычного рисования, для него не требуются специальные навыки и умения. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью рисования на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. Мощно развивается тактильная чувствительность. Выполняя задания на песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро. Таким образом, сочетания природных материалов и уникальных методов дает огромные возможности для коррекционно-развивающей деятельности, развития воображения.

Особо хочется отметить роль песочной терапии в коррекции когнитивных навыков у детей с ОВЗ. Работа в песочнице с небольшими фигурками дает много возможностей для: - развития памяти. Пример: специалист ставит перед ребенком от 4 до 7 фигур в зависимости от возраста и уровня развития, затем ребенок закрывает глаза, в это время специалист прячет какую-либо фигуру, ребенок открывает глаза и называет недостающую фигуру, вынимает ее из песка. Упражнение можно усложнять, пряча несколько фигур. - развития внимания. Пример: на световом столе рисует рубашку с оторванной пуговицей и рядом много пуговиц разных размеров. Ребенок должен понять по пуговицам на одежде, какая подходящая и пальцем соединить ее с рубашкой. - восприятия. Пример: высыпаем в песочницу различные цветные предметы, перемешиваем их. Ребенок должен найти и положить каждый предмет в ведерко соответствующего цвета. - мышление. Пример: игра в «3 лишний» или «4 лишний». Рисуем на столе 3 или 4 предмета, объединенных по одному признаку, и один предмет, отличный от остальных. Ребенок должен сказать, какой предмет отличается и почему. Далее по такому же принципу водит сам ребенок. - воображение. Пример: даем ребенку простую инструкцию «Построй свой мир». Этот метод является проективным, и зачастую такие постройки являются дополнительной диагностикой внутрисемейных взаимоотношений, а так же пополняет темы работы с родителями. Занятия песочной терапией являются эффективными в детском развитии, особенно среди детей с ОВЗ, однако они довольно быстро устают, песок поглощает много сил. Поэтому рекомендовано заниматься по 40 минут 2 раза в неделю, чередуя песочницу и световой стол.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Список произведений:

1) П. И. Чайковский. Музыка из балета «Щелкунчик». 2) А. Л. Вивальди. Времена года. 3) П. И. Чайковский. Времена года. 4) В. А. Моцарт. Симфонии и серенады. 5) В. Шуман. Сонаты и пьесы. 6) Л. Бетховен. Лунная соната. 7) Н. Паганини. Каприччо. 8) М. Мрвица. Хорватская рапсодия. 9) И. С. Бах. Арии. 10) Р. Вагнер. Полет валькирии. 11) П. И. Чайковский. Музыка из балета «Лебединое озеро». 12) К. Дебюсси. Лунный свет. 13) А. Корелли. Симфонии и сонаты.

Список литературы: 1) Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. . – СПб.: «Речь», 2007. 2) Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: «Речь», 2008. 3) Сакович Н. А. Игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: «Речь», 2008. 4) Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. - СПб.: Питер, 2001.

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Организация: МАДОУ «Детский сад №12 «Ладушки»

Населенный пункт: Новгородская область, г. Старая Русса

Песок - это доступный материал, который можно встретить в песочнице, на пляже, по берегам рек и озёр. Что же тогда песочная терапия? И для чего она? Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создаётся семья. Игры на песке - это естественный и доступный для каждого ребёнка вид деятельности, одна из форм взаимодействия и преобразования мира. Что же происходит с ребёнком, когда он играет в песок? Ребенок с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, эмоции и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для развития и обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, выкапывать ямки, строить тоннели, горы, дороги, города. А если к этому добавить различные игрушки, то у ребёнка появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели. Создание песочных построек не требует особых умений. Сделать что-то не так невозможно! А значит, нет место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На занятиях дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно. Также в работе с песком у ребят развивается творчество и фантазия. Они получают от этого процесса удовольствие, что способствует возникновению положительных эмоций и развитию коммуникативных навыков. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика, речь. Занимательна «Песочная грамота», то есть игры, направленные на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучения чтению и письму. Песок станет подспорьем, если ребенок учится читать и писать, осваивает грамоту или ему необходима помощь, чтобы научиться правильно, произносить звуки. Все это происходит в форме сказки, легко и ненавязчиво, в игре, поэтому и результаты намного ощутимее, чем когда взрослые пытаются нудно проповедовать что-то. Самым современным и увлекательным является - рисование песком на специальных столах или песочная анимация. На планшете установлена цветная подсветка, которая управляется небольшим пультом. С его помощью можно выбрать один из 16 цветов. Также можно увеличивать или уменьшать яркость. Использовать 5 разных функций, режим мигания 7 цветов, 3 цветов, плавная смена 7 или 3 цветов и статичные цвета. Рисование на стекле происходит с помощью пальчиков и ладошек. В чём же проявляется позитив от этих занятий?

У ребёнка развивается интерес исследователя. Ведь занятие, как правило, окружено тайной. И в руки дают не краски вовсе, а песок, который сыпется и сначала совершенно не поддаётся «приручению». А ещё песок может быть не обычный, а подкрашенный. Или подсветка меняет цвет и можно выбрать любой, который в данный момент соответствует настроению. 3. Ребёнок фантазирует с песком смелее, чем на бумаге с карандашами или красками. Здесь можно рисовать, поправлять и снова рисовать, без страха совершить какую-либо ошибку, без разочарования «эх, опять не получилось!». Рисование песком способствует развитию мелкой моторики. Специалисты отмечают, что данная методика даже эффективнее, чем пальчиковая гимнастика. Почему? Потому что задачи с песком больше напрягают и мозг, и мышцы. Для сравнения стоит просто попробовать высыпать песочек равномерной струйкой или нарисовать сразу обеими руками два одинаковых солнышка слева и справа от воображаемой центральной линии. В своей практике я использую разные формы работы с песком, всевозможное оборудование и разнообразный песок. Чтобы вместе с детьми отправиться в увлекательное сказочное путешествие по Стране песочных игр, необходимо: - мини-песочница. Это водонепроницаемый деревянный ящик определённых размеров. Его внутренняя поверхность, дно и борта окрашены в голубой цвет. Дно символизирует воду и море, а борта воздух и неб и чистый просеянный песок, а также коллекция миниатюрных фигурок для обыгрывания заданий в песочнице. В такой песочнице ребята строят города, рисуют картины, проводят опыты, отыскивают спрятанные клады и сокровища, угадывают, чьи следы. Песочница может использоваться как основа для кукольного настольного театра. Это очень удобный способ инсценировать сказку, т. к. песок позволяет передать разные ландшафты. Самыми увлекательными являются игры-путешествия, где ребята используют разную атрибутику, камешки, ракушки разных цветов и размеров, фигурки животных, людей, транспорта, растений. Я провожу занятия для коррекции тревожности и неуверенности, расширения эмоционального опыта, умения работать в коллективе, развития эмпатии. В песочнице мы знакомились с разными видами песка, карьерным, речным и кинетическим. Кинетический песок, «оживает» в руках. Он удивительным образом совмещает в себе свойства сухого и влажного песка. Он легко приобретает форму, удерживает её и так же легко режется, рассыпается, утекая между пальцев. Взаимодействуя с кинетическим песком, дети испытывают массу тактильных ощущений. Из цветного кинетического песка ребята строят разные коллажи, например, «Мир моря», «Весна», «Кондитерская», «Цветы» и т.д. Следующим этапом работы является песочная аппликация. Ребёнок наносит на контурное изображение клей ПВА, потом засыпает сверху песком одного цвета. Процедура повторяется несколько раз. Для каждого участка изображения используется свой цвет песка, что в итоге позволяет создать многоцветный и красочный рисунок. Рисунки детей на тему «Космос», созданные по этой технологии, заняли первые места на всероссийском и международном конкурсах.

Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для меня это еще один способ понять чувства ребенка. Песок - та же краска, только работает по принципу «света и тени», прекрасно передаёт человеческие чувства, мысли и стремления. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

Наша работа дополняла и украшала деятельность детей по разным темам. Если говорили про осень, то рисовали «Сказку про деревце», о зиме - снежинки, вспоминали о лете - делали «Радугу в бутылке» и лепили из цветного песка цветы, вели разговор о космосе - делали аппликации «Космические путешествия» и ещё много интересного и познавательного.

Робкие и застенчивые ребята становились более активными и уверенными, а подвижные и энергичные подолгу засиживались в песочнице, строили, разрушали, строили снова, дополняли работу новыми деталями, героями, атрибутами. К своим постройкам возвращались вновь и вновь, создавая и проигрывая новые сюжеты.

Играйте с детьми в песок! Это просто, интересно, увлекательно и полезно!