Кто такой Маслоу и почему его идеи продолжают жить? Абрахам маслоу биография кратко

Провидец и революционер в науке ушедшего века, один из самых ярких и влиятельных психологов Абрахам Маслоу существенно изменил наше мировоззрение на человеческую природу и свои возможности, убедив нас в том, что мы являемся .

Биография Абрахама Маслоу заслуживает особого внимания.

«Я — антидоктринер. Я против того, что закрывает перед нами двери и отрезает возможности.»

А. Маслоу

По стопам детства в Бруклине

Родился, выдающийся психолог и психотерапевт Абрахам Гарольд Маслоу 1 апреля 1908 года в Бруклине, в не самом представительном районе Нью-Йорка. Родители его были необразованными евреями, которые эмигрировали с России. Маслоу был первенцем в семье из семи детей. Родители возлагали на него большие надежды и очень хотели, чтобы он стал грамотным и интеллигентным человеком.

Маслоу, по собственному признанию, свои детские годы вспоминает без всякого энтузиазма и восхищения, потому как был очень одинок и несчастен: «Странно, что с таким детством я не заболел психозом или неврозом. Я был маленьким еврейским мальчиком между людей неевреев. Это напоминает похожую ситуацию, когда первый чернокожий посещает школу для белых. Я был несчастен и одинок. Я вырос среди книг в библиотеках, без товарищей и друзей». Такие годы Маслоу могли бы стать отличным сюжетом для психоаналитического очерка.

Взаимоотношения между Маслоу и матерью были довольно напряженные и враждебные. Один из авторов описывает в биографии Маслоу то, что его ненависть к матери длилась до конца ее дней, и он даже не пришел на ее похороны.

Она была очень строгой религиозной женщиной и зачастую угрожала своим детям, что Бог накажет их за все неверные проступки. Такое отношение вынудило Маслоу возненавидеть религию и не верить в Бога.

Отец Маслоу был далеко не примерным семьянином. Человек, который «любил виски, женщин и драки», вспоминает Абрахам. Больше того, отец убеждал сына, в том, что он глуп и уродлив.

Временем позже, Маслоу сумел простить отца, в отличие от матери, и часто говорил о нем с гордостью и любовью. Несмотря на такую отцовскую репутацию, семейный бизнес удачно развивался и вполне благополучно обеспечивал семью.

Позже и сам Маслоу, который был уже дипломированным психологом, участвовал в руководстве бизнесом отца по производству бочек.

Юные годы

Стоить отметить, что Маслоу был далеко не красавцем. В юности он очень комплексовал по поводу недостатков своей внешности. Попытки улучшить свое щуплое тело усиленными занятиями спорта оказались неудачными. После этого он серьезно углубился в науку.

В 18-м возрасте, по желанию отца, Маслоу поступает в Сити-колледж в Нью-Йорке, изучать закон и право. Однако юридическая карьера не заинтересовала юного Маслоу и он начал посещать более эклектический курс в Корнелском Университете.

На предпоследнем курсе колледжа Маслоу увлекся психологией. Вследствие этот юноша поступил в Университет Висконсина. В 1931 году он получает звание магистра гуманитарных наук, а 1934 году – степень доктора. Докторскую диссертацию Маслоу посвятил изучению доминантного и полового поведения в колонии обезьян.

В школьные годы он пылко любил свою кузину Берту Гудман. Родители не благословляли этой любви, потому как они опасались, что дети могут родиться с генетическими дефектами.

Но вопреки всем родственным запретам они поженились незадолго до переезда в Висконсин (ему было 20, а ей 19). После он сказал: «Жизнь практически не начиналась для меня, пока я не уехал в Висконсин и не женился».

Зрелые годы

С получением докторской степени, Маслоу возвращается в Нью-Йорк для сотрудничества со знаменитым теоретиком в сфере обучения Э. Л. Торндайком из Колумбийского университета. Далее в течении последующих 14 лет, Маслоу переходит в Бруклинский колледж.

Он описывал свои проведенные годы в Нью-Йорке, как центр психологической вселенной. Консультации психотерапевта, психологическое консультирование, психологические услуги в то время в Нью-Йорке были представлены в достаточной мере.

Именно в этот период он знакомится с элитой европейских интеллектуалов — Эрих Фромм, Альфред Адлер, Карен Хорни, Рут Бенедикт и Макс Вертгеймер. Это только часть тех, к кому обращался Маслоу, чтобы раскрыть и изучить поведение человека.

Неформальное общение с такими знаменитыми учеными позволило сформировать интеллектуальную основу будущих гуманистических взглядов Маслоу, параллельно изучающего в тот момент психоанализ.

С 1951 по 1961 год Маслоу занимает должность заведующего кафедрой психологии Университета Брандеиса, после чего становится профессором психологии.

В 1969 году Маслоу уходит из Брандеиса и посвящает себя академическому посту в Благотворительном фонде У. П. Логлина в Менлоу-парк, Калифорния. Подобное направление дает ему свободу увлечения философией демократической политики, этики и экономики.

1970 год Маслоу умирает в возрасте 62 лет от сердечного приступа, который являлся следствием хронического сердечного заболевания.

Маслоу был членом многих почетных и профессиональных обществ. Будучи членом Американской психологической ассоциации, Маслоу был главой Отделения эстетики и Отделения личности и социальной психологии, а также был назначен президентом всей Ассоциации год 1967-1968 .

Маслоу являлся редактором-создателем «Журнала трансперсональной психологии» и «Журнала гуманистической психологии». А также был редактором-консультантом многих научных периодических изданий.

Он изучал возрастную психологию, и на последнем этапе свой жизни поддержал Институт Иссален, Калифорнии, и похожие группы, которые изучали возможности человека.

В последнии 10 лет Маслоу написал основную часть своих книг.

Том был составлен при участии его жены и был опубликован посмертно в 1972 году, который получил название «Памяти Абрахама Маслоу». Биография Абрахама Маслоу вполне способна вдохновить любого человека, ведь этот великий ученый фактически сделал себя сам.

Из всех классиков психологии Маслоу в наибольшей степени подходит под определения гения ввиду своей глубокой увлеченности своим делом. В его честь названа известная ныне , которая олицетворяет распределение нужд человека от низменных физиологических до высших, духовных.

Введение

С точки зрения гуманистической психологии люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В этом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа, который представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами, и сторонников бихевиоризма, трактующих людей практически как послушных и пассивных жертв сил окружающей среды.

Сторонниками гуманистических взглядов, Рассматривающих людей, как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, который ограничен только физическими или социальными воздействиями можно назвать таких видных теоретиков, как Фром, Олпорт, Келли и Роджерс, однако именно Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления.

Краткая биография

Абрахам Харальд Маслоу (Abraham Harold Maslow) родился в Бруклине, Нью-Йорк, в 1908 году. Он был сыном необразованных родителей-евреев, эмигрировавших из России. Родители очень хотели, чтобы он, старший из семи детей, получил образование.

Первоначально, поступая в колледж, Маслоу собирался изучать закон, чтобы угодить отцу. Две недели, проведенные в Сити-колледже в Нью-Йорке, убедили его, что он никогда не станет адвокатом. В юношеские годы Маслоу перебрался в Университет Висконсина, где закончил официальный академический курс по психологии, получив степень бакалавра в 1930 году, магистра гуманитарных наук в 1031 и доктора в 1934 году. Во время учебы в Висконсине он работал с Гарри Харлоу (Harry Harlow), известным психологом, который в то время организовывал лабораторию приматов для изучения поведения макак резусов. Докторская диссертация Маслоу Была посвящена исследованию сексуального и доминантного поведения в колонии обезьян!

Не задолго до переезда в Висконсин Маслоу женился на Берте Гудман. Брак и учеба в Университете были очень важными событиями в жизни Маслоу, он сказал: «Жизнь фактически не начиналась для меня, пока я не женился и не уехал в Висконсин».

После получения докторской степени работал с известным теоретиком в области научения Э.Л. Торндайком в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Затем он перешел в Бруклинский колледж, где проработал 14 лет.

В 1951 году Маслоу был назначен заведующим кафедры психологии в Университете Брандеис. Он оставался на этом посту до 1961 года, а затем был там профессором психологии. В 1969 году он ушел из Брандеис и стал работать в Благотворительном фонде У. П. Логлина в Менлоу-парк, Калифорния.

В 1970 году в возрасте 62 лет Маслоу умер от сердечного приступа.

Его работы:

«Религии, ценности и вершинные переживания»(1964)

«Эупсихея: дневник» (1965)

«Психология науки: рекогносцировка» (1966)

«Мотивация и личность» (1967)

«По направлению к психологии бытия» (1968)

«Новые измерения человеческой природы» (1971, сборник статей, опубликованных раннее)

«Кто-то спросил меня… Как робкий юноша превратился в “бесстрашного” (на вид) лидера и оратора? Как случилось, что я стремился к откровенности, придерживался непопулярных взглядов, в то время как большинство вело себя иначе? Моим первым порывом было ответить: «Интеллектуальное развитие - всего лишь реалистический взгляд на вещи», но я удержался от такого ответа, потому что в отрыве от остального он был бы неправильным. ”Добрая воля, сострадание и интеллектуальное развитие» — ответил я в конце концов“»… Абрахам Маслоу, американский психолог, основатель гуманистической психологии

История жизни известного американского психолога еврейского происхождения Абрахама Маслоу, известного как автор «пирамиды потребностей», — это история некрасивого еврейского мальчика с очень непростым детством, который стал счастливым человеком и создал теорию, благодаря которой каждый из нас может стать счастливым.

Истории жизни — источники счастья

Трудное детство

Еврейские погромы в начале ХХ века в тогдашней Российской империи заставили родителей будущего ученого, Самуила Маслова и Розу Шиловскую, эмигрировать из Киевской губернии в Америку. 1 апреля 1908 года в Бруклине родился их старший сын Абрахам.

Родители часто ссорились, отец временами исчезал из дома, мать была жестокой и отдавала свое внимание и любовь другим детям. В памяти Абрахама осталась страшная картина: мать разбивает о стену головы двух кошек, которых он принес домой покормить. «Вся моя жизненная философия и мои исследования имеют один общий исток — они питаются ненавистью и отвращением к тому, что воплощала собой она (мать) », — вспоминал Маслоу.

Через пару лет семья переехала в нееврейский район города и Абрахам пошел там в школу. Он был единственным евреем в своем классе, и ему еще в детстве пришлось узнать, что такое антисемитизм. Он был щуплым и некрасивым подростком, который даже стеснялся заходить в вагон метро, где было много людей. «Удивительно, что имея такое детство, я не заболел неврозом или даже психозом… Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей », — признавался он. Жизнь среди книг дала свои результаты — благодаря чтению и постоянному интеллектуальному развитию его IQ достиг 195.


Родная любовь

В ранней юности Абрахам влюбился в свою двоюродную сестру Берту Гудман, но не решался признаться ей в этом, так как боялся быть отвергнутым. Когда же в 20 лет решился, то, к своему удивлению, встретил ответное чувство. Он был переполнен счастьем и испытал так называемое «пиковое переживание», которое дало мощный толчок в жизни и науке. Они поженились в возрасте 20 и 19 лет и прожили счастливую жизнь, вырастили двух дочерей, которые также посвятили свою жизнь психологии. «Жизнь фактически не начиналась для меня, пока я не женился », — писал Маслоу.

Маслоу и студенты

Профессора Абрахама Маслоу очень любили студенты. Он относился к ним с пониманием и уважением. Так как многие из них были выходцами из семей эмигрантов, как и он сам, Маслоу заботился о них и даже помогал устраивать быт. Образно выражаясь, именно студенты внесли его на руках в кресло президента Американской психологической ассоциации.


Шаги на пути к счастью

Чтобы угодить отцу, Абрахам поступил в колледж, где собирался изучать право, но понял, что адвокатская деятельность не приносит ему ровным счетом никакого удовлетворения. Поэтому он поступил в университет Висконсина, где закончил академический курс по психологии и в 1931 году стал магистром гуманитарных наук, а в 1934 году — доктором. Его диссертация была посвящена исследованию доминантного и полового поведения в колонии обезьян.

После получения докторской степени Маслоу вернулся в Нью-Йорк, где стал работать при Колумбийском университете. В 1937 году он стал профессором при Бруклинском колледже, в котором проработал 14 лет. Именно Нью-Йорк в эти годы стал центром развития психологической науки — там работало множество европейских психологов, укрывшихся от преследований нацистов, в их числе Альфред Адлер, Карен Хорни, Эрих Фромм, Макс Вертгеймер, Рут Бенедикт и Курт Гольдштейн .

Общение с ними породило идею исследования самоактуализирущихся личностей и основы гуманистической теории, а Гольдштейна Абрахам Маслоу считал одним из своих учителей. Неформальное общение с такими выдающимися учеными и личностями способствовало дальнейшему формированию гуманистических взглядов Маслоу и закладке основ гуманистической теории личности. В это время он занимался и психоанализом.


В 1951 году Маслоу возглавил кафедру психологии в университете Брандейса и проработал здесь до 1969 года. Именно здесь основы гуманистической психологии сформировались как самостоятельное направление и к Маслоу пришло признание.

Летом 1962 года работал приглашенным специалистом в Нон-Линеар Системз, передовой калифорнийской компании в сфере высоких технологий, где проводил семинары по управлению бизнесом. Теоретические основы этих семинаров и сейчас активно используются в менеджменте управления персоналом.

В 1969 году ушел из университета Брандейса и начал работать в Благотворительном фонде Логлина в Менло-Парк, Калифорния. Здесь он приобрел полную свободу для своей интеллектуальной деятельности в области гуманистической психологии и философии.

Маслоу был членом нескольких профессиональных и почетных обществ, в том числе президентом Отделения личности и социальной психологии, Отделения эстетики Американской ассоциации психологов, а в 1967 году его избрали президентом Американской ассоциации психологов, которая ежегодно вручает премию его имени за вклад в область изучения человеческой души.


Также Маслоу был основателем и редактором «Журнала гуманистической психологии» и «Журнала трансперсональной психологии», а также консультантом множества периодических научных изданий. В последние годы жизни он активно поддерживал Институт Эсален в Калифорнии — институт интегрального развития человека, который был поселением-коммуной на западном побережье Калифорнии, основанной в 1962 году американскими психологами Майклом Мерфи и Ричардом Прайсом — и другие сообщества, изучающие возможности человека.

Абрахам Маслоу умер 8 июня 1970 года в Менло-Парке от сердечного приступа, который настиг его во время пробежки.


Рецепт от Маслоу: как стать счастливым

Избавиться от «комплекса Ионы»

«Если вы намеренно собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют вам ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастливы всю жизнь », — говорил Абрахам Маслоу. Он впервые описал комплекс Ионы (библейский пророк, который пытался избежать предназначенной ему Богом участи, так как боялся возложенной на него ответственности), который заключается в боязни человека реализовать заложенные в себе способности.

Такие люди сами обрекают себя на скучное и ограниченное, но налаженное существование. Им кажется, что таким образом они избегают потерь и неудач. «Желая избежать рисков, связанных с преодолением трудностей, с самосовершенствованием и внутренним прогрессом, эти несчастные изначально живут так, словно их постигла тотальная неудача », — отмечал Маслоу.

Двигаться к вершине пирамиды потребностей

Человек, стремясь к самоактуализации (от лат. actualis — «подлинный», «настоящий»), становится тем, кем он может и должен стать, что позволяет жить в гармонии с самим собой.

«Композитор должен сочинять музыку, художнику надлежит создавать картины, поэту - слагать стихотворения », — говорил Маслоу, считая, что свой потенциал может реализовать любой, вне зависимости от профессии.

«Жизнь — это непрерывный процесс, в котором постоянно приходится выбирать. Практически все время для человека существует возможность выбора: отступить или продвинуться вперед. Или возвращение к еще большим страхам, опасениям и защитам, или же развитие и духовный рост. Сделать выбор в сторону развития, а не страха десять раз за день — означает сделать десять уверенных шагов на пути к самореализации », — утверждал знаменитый психолог.

Достижения Абрахама Маслоу

— основоположником гуманистической психологии, которая рассматривает человека как ответственного за свою судьбу, свободно делающего выбор среди предоставляющихся ему возможностей; высшие проявления человека — самоактуализация, высшие ценности и смыслы, свобода и ответственность.

— одним из основателей трансперсональной психологии — направления психологии, которое изучает трансперсональные переживания(у Маслоу «пиковые переживания»), измененные состояния сознания и религиозный опыт, соединяя современные психологические подходы и духовные практики Востока и Запада.

Физиология (голод, сон, половое желание)
Безопасность (жизни ничего не угрожает)
Социальность (дружа, любовь, принадлежность к народности, сообществу)
Признание (уважение, признание полезности в жизни социума)
Познание (природное любопытство — знать, уметь, изучать)
Эстетика (потребность следовать истине)
Я (понимание смысла своего существования).


Каждая ступень в пирамиде — уровень потребностей. Потребности удовлетворяются от простых к более высоким, стремление к более высоким появляется после удовлетворения более простых.

Абрахам Маслоу также сформулировал общие черты самоактуализированных людей (на примере изучения жизни выдающихся личностей, таких как Авраам Линкольн, Томас Джефферсон, Альберт Энштейн, Элеонора Рузвельт, Джейн Адамс, Олдос Хаксли и Барух Спиноза):

1. Эффективное восприятие реальности и удобные отношения с реальностью.
2. Принятие себя, других и природы.
3. Непосредственность, простота и естественность.
4. Сосредоточенность на проблеме.
5. Способность обособиться и потребность в уединении.
6. Автономия: независимость от культурных штампов и окружения.
7. Свежесть восприятия.
8. Мистический и вершинный опыт.
9. Чувство общности с другими.
10. Более глубокие и проникновенные взаимоотношения.
11. Демократичность.
12. Способность распознавать добро и зло, цели и средства.
13. Философский доброжелательный юмор.
14. Креативность.
15. Сопротивление окультуриванию, пребывание вне любой определенной культуры.

Тест удовлетворенности основных потребностей (тест Маслоу) позволяет определить, какие потребности являются главными на данном этапе. В современной жизни он применяется в управлении персоналом, мотивации сотрудников и в теории прогрессивного управления.

— «Мотивация и личность» (1954)
— «Эупсихея: дневник» (1965)
— «Психология науки: рекогносцировка» (1966)

Тания Вайсман

Абрахам Маслоу родился 1 апреля 1908 г. в Нью-Йорке в семье еврейских иммигрантов. Он вырос в Нью-Йорке, учился в Висконсинском университете. Степень бакалавра получил в 1930 г., степень магистра гуманитарных наук - в 1931-м, доктора - в 1934-м. Обучаясь в Висконсине, Маслоу серьезно интересовался работой социальных антропологов, таких как Малиновский, Мид, Бенедикт и Линтон. Бихевиоризм Маслоу изучал под руководством известного экспериментатора Кларка Халла. Маслоу занимался изучением поведения приматов под руководством Харии Харлоу. Его диссертация касается отношения между доминированием и сексуальным поведением у приматов. После Висконсина Маслоу начал исследовать человеческое сексуальное поведение в широком масштабе. Психоаналитические представления о важности секса для человеческого поведения всячески поддерживали его исследования. Маслоу полагал, что лучшее понимание сексуального функционирования в значительной степени усовершенствует приспособленность человека. Психоаналитическая теория значительно повлияла на жизнь и на мышление самого Маслоу. Психоанализ собственного «эго» показал огромное различие между интеллектуальным знанием и актуальным опытом. «Немного переупрощая, можно сказать, что Фрейд представляет нам больную часть психологии, и мы должны теперь дополнить ее здоровой частью», - отмечал Маслоу. После получения докторской степени Маслоу вернулся в Нью-Йорк, продолжал заниматься исследованиями в Колумбии, затем преподавал психологию в Бруклинском колледже. Нью-Йорк в это время был весьма значительным культурным центром, принявшим многих немецких ученых, бежавших от нацистских преследований. Маслоу проводил совместные исследования с различными психотерапевтами, включая Альфреда Адлера, Эриха Фромма и Карен Хорни, занимавшихся применением психоаналитических теорий к анализу поведения в других культурах. Маслоу также серьезно изучал гештальтпсихологию. Он искренне восхищался Максом Вертхаймером, работа которого о продуктивном мышлении была чрезвычайно близка собственным исследованиям Маслоу познания и творчества. Также значительное влияние на мышление Маслоу оказала работа Курта Гольдштейна, нейропсихолога, в которой указывается, что организм представляет собой единое целое, и то, что происходит в любой его части, затрагивает весь организм. Работа Маслоу по самоактуализации была до некоторой степени навеяна Гольдштейном, который первым использовал сам термин. Кроме того, на Маслоу произвела большое впечатление книга Самнера «Пути народов», где анализируется то, как большая часть человеческого поведения определяется культурными образцами (паттернами) и предписаниями. Впечатление от книги было настолько сильным, что Маслоу решил посвятить себя этой области исследования. Во время Второй мировой войны Маслоу увидел, как мало значит абстрактная теоретическая психология в решении основных мировых проблем, вследствие этого «прозрения» его интересы сместились от экспериментальной психологии к социальной психологии и психологии личности. Основным достижением Маслоу в психологии считается его концепция целостного подхода к человеку и анализа его высших сущностных проявлений - любви, творчества, духовных ценностей, повлиявшая на многие отрасли науки, в частности на развитие экономической мысли. Маслоу создал иерархическую модель мотивации (в работе под названием «Мотивация и личность», выпущенной в 1954 г.), в соответствии с которой утверждал, что высшие потребности направляют поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. Порядок их удовлетворения при этом таков: 1) физиологические потребности; 2) потребность в безопасности; 3) потребность в любви и привязанности; 4) потребность в признании и оценке; 5) потребность в самоактуализации - реализации потенций, способностей и талантов человека. Самоактуализация определяется как «полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п.» «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек - это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями», - писал Маслоу. Маслоу называет следующие характеристики самоактуализирующихся людей: 1) более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней; 2) принятие (себя, других, природы); 3) спонтанность, простота, естественность; 4) центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе); 5) некоторая отъединенность и потребность в уединении; 6) автономия, независимость от культуры и среды; 7) постоянная свежесть оценки; 8) мистичность и опыт высших состояний, 9) чувства сопричастности, единения с другими, 10) более глубокие межличностные отношения; 11) демократическая структура характера; 12) различение средств и целей, добра и зла; 13) философское, невраждебное чувство юмора, 14) самоактуализирующееся творчество; 15) сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частой культуры. В последней книге Маслоу «Дальние достижения человеческой природы» описываются восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации 1. Самоактуализация означает переживание полное, живое, беззаветное, с полной концентрацией и полным впитыванием. 2. Жить постоянным выбором, самоактуализация означает: в каждом выборе решать в пользу развития 3. Актуализироваться значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в возможности. Здесь Маслоу вводит новый термин - «самость», под которым он понимает сущность, сердцевину природы индивидуума, включая темперамент, уникальные вкусы и ценности Таким образом, самоактуализация - это научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой. 4. Существенными моментами самоактуализации являются честность и принятие ответственности за свои действия. 5. Человек учится верить своим суждениям и инстинктам и действовать в соответствии с ними, что приводит к лучшим выборам того, что правильно для каждого индивидуума 6. Самоактуализация также предполагает постоянный процесс развития не только своих фактических способностей, но и своих потенций. 7. Маслоу также употребляет понятие «пик переживания». Это переходные моменты самоактуализации, находясь в которых человек более целостен, более интегрирован, осознает себя и мир в моменты «пика» намного острее, ярче и красочнее, чем в период его пассивного существования. 8. Дальнейший, но не последний этап самоактуализации - это обнаружение своих «защитных полей» и постоянный отказ от них. Человек должен осознавать, как он искажает собственный образ и образы внешнего мира, и всю свою деятельность направить на преодоление этих защитных препон. Во время продолжительной болезни Маслоу оказался втянутым в дела семейного бизнеса, и его опыт применения психологии в семейном бизнесе нашел свое выражение в «Эупсихическом менеджменте» - собрании мыслей и статей, связанных с менеджментом и индустриальной психологией. В 1951 г. Маслоу перешел в только что организованный Бреиде-иский университет, приняв пост председателя психологического отделения; там он оставался почти до самой своей смерти. В 1967- 1968 гг. он был президентом Американской психологической ассоциации, в 1968-1970 гг. - членом совета Лафлиновского благотворительного фонда в Калифорнии. Маслоу справедливо считается в США вторым (после Уильяма Джемса) крупнейшим психологом и основоположником гуманистического направления («третьей силы» после бихевиоризма и фрейдизма) в психологии. Основное преимущество Маслоу состоит в его интересе к областям человеческой жизни, которые игнорировались большинством психологов. Он один из немногих психологов, серьезно исследовавших позитивные измерения человеческого опыта. Сам он, что примечательно, терпеть не мог ограничивающих ярлыков: «Нет необходимости говорить о «гуманистической» психологии, прилагательное не нужно. Не думайте, что я - антибихевиорист. Я - антидоктринер... Я против всего, что закрывает двери и отрезает возможности». Умер Абрахам Маслоу 17 февраля 1970 г.

МАСЛОУ Абрахам Харольд

Maslow) Абрахам Харольд (1908-1970)- американский психолог, специалист в области психологии личности, мотивации, абнормальной психологии (патопсихологи). Один из основателей гуманистической психологии. Образование получил в Висконском ун-те Мэдисона (бакалавр, 1930; магистр, 1931; д-р философии, 1934). Профессиональную деятельность начал в качестве преподавателя на фак-те психологии Колумбийского педагогического колледжа (1935-1937) и Бруклинского колледжа (1937-1951). С1951 по 1969 г. М. -профессор университета Брэндесаю. В 1967 г. - президент Американской психологической ассоциации (АРА). Имеет награду Гуманисту Американской гуманитарной ассоциации (1967). Почетный доктор ряда унтов. Основатель журнала Eupsychian Management. Начав свою научную карьеру с исследований социального поведения приматов в 1930-е гг., уже в начале 1940-х гг. М. обратился к изучению высших сущностных проявлений человека, присущих ему одному- любви, творчества, высших ценностей и др. Толчком к этому послужил эмпирически выделенный М. тип так называемых самоактуализирующихся личностей, наиболее полно выражающих человеческую природу. Выдвинув требование целостного подхода к человеку и анализа его специфически человеческих свойств в противовес безраздельно господствовавшему в послевоенной американской психологии биологическому редукционизму и механицизму, М. вместе с тем усматривает источник этих свойств в биологической природе человека, приняв взгляд К. Гольдштейна на развитие как на развертывание заложенных в организме потенций. М. говорит об инстинктоид-ной природе базовых человеческих потребностей, в том числе постулируемой им потребности в самоактуализации - раскрытии заложенных в человека потенций. В 40-е гг. М. разрабатывает теорию человеческой мотивации, которая до сих пор относится к числу наиболее популярных. Теория М. основана на идее иерархии удовлетворения потребностей, начиная от самых насущных физиологических и кончая высшей потребностью в самоактуализации. Всего М. выделяет 5 иерархических уровней потребностей (так называемая пирамида М.). Низшие потребности удовлетворяются в первую очередь; высшие начинают мотивировать поведение лишь тогда, когда низшие удовлетворены. Поведение большинства людей направляется низшими потребностями, поскольку им не удается обеспечить их удовлетворение и перейти на более высокий уровень. В середине 50-х гг. М. отказался от жесткой иерархии, выделив два больших класса сосуществующих друг с другом потребностей: потребности дефицита (нужды) и потребности развития (самоактуализации). Продолжая изучение самоактуализирующихся личностей, жизненные проблемы которых качественно отличны от невротических псевдопроблем, стоящих перед незрелой личностью, М. приходит к выводу о необходимости создания новой психологии - психологии Бытия человека как полноценной, развитой личности, в отличие от традиционной психологии становления человека человеком. В 60-е гг. М. занимается разработкой такой психологии. В частности, он показывает фундаментальные различия познавательных процессов в тех случаях, когда они движимы нуждой, и тогда, когда в их основе лежит мотивация развития и самоактуализации. Во втором случае мы имеем дело с познанием на уровне Бытия (Б-познанием). Специфическим феноменом Б-познания выступают так называемые пиковые переживания, характеризующиеся чувством восторга или экстаза, просветленностью и глубиной понимания. Краткие эпизоды пиковых переживаний даны всем людям; в них каждый на мгновение становится как бы самоактуализирующимся. Религия, по М., возникла изначально как образно-символическая система для описания пиковых переживаний, которая впоследствии приобрела самостоятельное значение и стала восприниматься как отражение некой сверхъестественной действительности. Обычная мотивация на уровне Бытия сменяется так называемой метамотивацией. Метамотивами выступают ценности Бытия (Б-ценности): истина, добро, красота, справедливость, совершенство и др., которые принадлежат как к объективной действительности, так и к структуре личности самоактуализирующихся людей. Эти ценности, как и базовые потребности, М. выводит из биологии человека, объявляя их универсальными; социокультурная среда играет лишь роль фактора, влияющего на их актуализацию, причем чаще отрицательно, чем положительно. В последние годы М. двинулся еще дальше, разрабатывая проблему трансценденции самоактуализации и перехода на еще более высокие уровни развития. М. стоял у истоков трансперсональной психологии, был одним из лидеров этого движения в начальный период его становления. Представления М. о направлении развития человека привели его к идеальной модели эвпсихического общества, которое создает и поддерживает возможности максимальной самоактуализации его членов. Эвпсихическая идеология М. нашла практическое применение в менеджменте, в который благодаря М. проникли идеи о самоактуализации как побудительной силе поведения людей в управлении организациями. В последние годы М. обратился к проблемам образования, посвятив им ряд оригинальных работ. М. оказал большое влияние на развитие западной психологии в 1960-70-х гг., придав мощный импульс гуманистическому течению в ней. В конце 1950-х гг. М. стал инициатором объединения нетрадиционно мыслящих психологов, интересующихся специфически человеческими проявлениями человека, в новое сообщество, из которого выросла Американская ассоциация гуманистической психологии (1962) и журнал гуманистической психологии (1961). М. был главным вдохновителем и до самой смерти одним из лидеров движения гуманистической психологии, во многом его лицом. Главные труды М.: Motivation and Personality , N.Y., 1954; Toward a Psychology of Being, N.Y., 1962; Religions, Values, and Peak-experiences, Columbus, 1964; The Psychology of Science, N.Y., 1966; The Farther Reaches of Human Nature, N.Y., 1971. В рус. пер. Самоактуализация / Психология личности. Тексты. М., МГУ, 1982; Мотивация и личность, СПб, 1999. Д.А.Леонтьев

Абрахам Маслоу (Abraham Maslow, 1 апреля 1908, Нью-Йорк — 8 июня 1970, Менло-Парк, Калифорния) — известный американский психолог, основатель гуманистической психологии.

Широко известна «Пирамида Маслоу» — диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет, напротив, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека.

Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей.

Маслоу был самым старшим из семи детей бондаря Самуила Маслова и Розы Шиловской, которые эмигрировали из Киевской губернии в США в начале XX века. Родился он в еврейском районе Бруклина. Отец работал бочаром; родители часто ссорились. Когда ему было девять лет, семья переехала из еврейского района города в другой, нееврейский, и поскольку у Маслоу была ярко выраженная еврейская внешность, он узнал, что такое антисемитизм. Абрахам был одиноким, застенчивым и подавленным молодым человеком.

Маслоу был одним из лучших учеников в школе. После её окончания в 1926 году, по совету отца, поступил в юридический Сити-колледж в Нью-Йорке, но не закончил даже первого курса. Впервые с психологией Маслоу познакомился в Корнеллском университете, где профессором психологии был Э.Б. Титченер.

В 1928 году Маслоу перевёлся в Висконсинский университет в Мадисоне, где его научным руководителем стал Гарри Харлоу, известный исследователь приматов.

В Висконсинском университете он стал бакалавром (1930), магистром (1931) и доктором наук (1934). Маслоу получил классическое бихевиористкое образование, а его первая научная работа, которая сулила ему блестящее будущее, была посвящена взаимосвязи сексуальности и социального поведения у приматов.

В 1934 году он начал работать в Колумбийском университете ассистентом-исследователем у Эдварда Торндайка, известного бихевиориста, теоретика в области научения. Поначалу и Маслоу был приверженцем бихевиористкого подхода, он был восхищён работами Джона Б. Уотсона, но постепенно увлёкся и другими идеями.

В 1937 году Маслоу принял предложение стать профессором Бруклинского колледжа, где он работал на протяжении 14 лет. В это время состоялось его знакомство с плеядой самых известных европейских психологов, укрывшихся в США от преследований нацистов, в их числе Альфред Адлер, Эрих Фромм, Карен Хорни, Маргарет Мид, а также основатель гештальтпсихологии Макс Вертгеймер и антрополог Рут Бенедикт. Двое последних стали не только учителями и друзьями Маслоу, но и теми людьми, благодаря которым и возникла идея исследования самоактуализирующихся личностей.

В 1960-е годы Маслоу стал популярным, а в 1967 году был избран президентом Американской психологической ассоциации, что вызывало удивление его самого.

Скончался А. Маслоу скоропостижно от острого инфаркта миокарда в возрасте 62 лет.

Сестра — антрополог и этнограф Рут Маслоу Льюис (1916-2008), жена антрополога Оскара Льюиса.

Книги (4)

Дальние пределы человеческой психики

Данная книга представляет собой второе, исправленное издание итогового труда А.Г. Маслоу, посвященного созданной им теории самоактуализации. В основании данной теории лежит различие между низшими (несовершенными) и высшими (растущими) потребностями.

Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся историей и теорией психологии, науками о человеке.

Мотивация и личность

Через много лет после первого выхода в свет книга «Мотивация и личность» по-прежнему предлагает уникальные и влиятельные теории, не утратившие своего значения для современной психологии.

Данное третье издание представляет собой переработку классического текста коллективом авторов, с сохранением оригинального стиля Маслоу. Целью переработки текста было придать ему большую ясность и структурированность, сделав его, таким образом, пригодным для использования в учебных курсах по психологии.

В третье издание вошли также развернутая биография Маслоу, послесловие редакторов, в котором они излагают практические и теоретические аспекты системы взглядов Маслоу, нашедших отражение в нашей жизни и обществе, и полная библиография трудов Маслоу.

Новые рубежи человеческой природы

Последняя книга Абрахама Маслоу - основателя и лидера гуманистической психологии, открывшего новые перспективы психологического понимания человека и оказавшего огромное влияние на изменение облика психологической науки во второй половине нашего столетия.

По направлению к психологии бытия

В своей книге он продолжает начатую работу по созданию основ для `формирования единой психологии и философии, включающей в себя как глубины, так и высоты человеческой природы`. Это попытка соединить `психологию развития и роста` с психопатологией, психоаналитической динамикой и движением к целостности.

Комментарии читателей

Константин / 20.06.2018 А. Маслоу, конечно не все учел в человеческом поведении и не все описал, так как нам было бы приятно делить, актуализировать или даже читать. Он и сам говорил, что "совершенства на свете просто не существует". Господин "отец" Российского образования, Леонтьев это и заметил, но практика жизни показала, что построенный эти "отцом" Российской психологии система образования привела к краху самого образования, а вот труды Маслоу поражают своей актуальностью и сегодня. Не смотря, на то, что я лично не со всеми выводами автора согласен, особенно в мотивации личности, тем не менее работы Маслоу следует изучать. потому что в базовых своих вариантах они не просто работают, а доказывают жизнеспособность. Рекомендую всем, как таблетку от психологии "достягательства" и психологии совершенствования. А также тем, кто искренне интересуется психологией личности.

Александр Воскресший / 25.10.2016 Вот отсюда и следует стартовать современным психологам - вперёд, а не назад, к Фрейду и от него...

Гость / 25.01.2014 «Размещение в едином, количественно измеримом пространстве человечности всех заболеваний, которыми заняты психиатры и терапевты, всех нарушений, которые дают пищу для раздумий экзистенциалистам, философам, религиозным мыслителям и социальным реформаторам, дает огромные теоретические и научные преимущества. Мало того, мы можем разместить в этом же континууме разнообразные виды здоровья, о которых мы уже знаем, в полной палитре их проявлений, как в пределах границ здоровья, так и за пределами оного - мы подразумеваем здесь проявления самотрансценденции мистического слияния с абсолютом и прочие проявления высочайших возможностей человеческой натуры, которые раскроет нам будущее».

А.Х.Маслоу (1908-1970), основатель гуманистической психологии, один из основателей трансперсональной психологии.

Strannic / 12.11.2013 По мнению Д.А. Леонтьева, одним из существенных недостатков теории А. Маслоу является теоретическая аморфность понятия "самоактуализация". Включая в себя процессы самореализации, самовыражения, самоутверждения и саморазвития, данное понятие
игнорирует существенные различия между ними, что затрудняет возможность его операционализации (Леонтьев Д.А., 1997, с. 171)
Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997г. - С. 156-176.

Александр / 6.06.2013 Очень вдохновлен им как ученым и как Человеком.
Наиболее важным его вкладом в психологию было существенное расширение карты и горизонтов территории психологии. Он уделял очень основательное и серьезное внимание исследованию здоровья, самоактуализации, высшего в человеке. Так же он выступил одним из первых ученых работавшим над созданием интегральной модели развития личности, стремящейся объединить в себе подходы других школ.
Маслоу был основателем двух существующих сегодня направлений в психологии – гуманистичской и трансперсональной.
Хочется сказать об общем стиле его работ. В них нельзя найти безупречной системности, его ход мысли развивается очень живо и свободно, стараясь захватить и увлечь читателя, указать ему на возможность непосредственного переживания тех вещей, о которых идет речь. Его слова словно искрятся и разгораются.
Однозначно рекомендую, всем кто имеет хоть какое то отношение к психологии, да и просто всем)

Гость / 4.05.2013 очень многое можно узнать про себя. Благодарю

Роман Т / 9.11.2011 Великий психолог!!!

Гость / 1.09.2011 всем советую прочесть, кто не знает чего он хочет в жизни!

Наталья / 25.03.2010 Спасибо за прекрасную подборку книг Маслоу! Пишет отлично, то что необходимо для работы. Классик!

Вера / 11.10.2009 Первым начал исследовать здоровых индивидуумов. Ориентироваться, пожалуй, разумнее на здоровых личностей.

Максим / 7.06.2009 Великий психолог, которого стоило бы поставить в один ряд с Фрейдом и Юнгом. Он придумал новую теорию, развивает концепции гуманистической психологии. Стоит почитать всем, кто интересуется психологией личности