Что такое конфликт в обществознании. Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (10 класс) на тему: "Социальный конфликт"

История говорит о том, что человеческая цивилизация всегда сопровождалась враждой. Некоторые виды социальных конфликтов затрагивали отдельный народ, город, страну или даже континент. Менее масштабными были разногласия между людьми, но каждый вид был народной проблемой. Так, уже древние люди стремились жить в мире, где такие понятия как социальный конфликт, виды и причины их, были бы неизвестны. Народ делал всё для воплощения мечтаний об обществе без конфликтов.

В результате кропотливой и трудоемкой работы начало создаваться государство, которое должно было гасить различные виды социальных конфликтов. С этой целью было издано большое количество регулирующих законов. Шли годы, и учёные дальше продолжали придумывать модели идеального общества без конфликтов. Конечно, все эти открытия были только теорией, потому как все попытки были обречены на провал, а иногда становились причинами еще больших агрессий.

Социальный конфликт как часть учения

Разногласия между людьми, как часть социальных отношений, были выделены Адамом Смитом. По его мнению, именно социальный конфликт был причиной, по которой население стало разделяться на социальные классы. Но была и положительная сторона. Ведь благодаря возникшим конфликтам население могло открыть для себя много чего нового и найти пути, которые помогут выйти из возникшей ситуации.

Немецкие социологи были уверены, что конфликты характерны всем народам и национальностям. Ведь в каждом обществе находятся индивиды, желающие возвысить себя и свои интересы над своей социальной средой. Поэтому возникает разделение уровня человеческой заинтересованности в том или ином вопросе, а также возникает классовое неравенство.

А вот американские социологи в своих работах упоминали о том, что без конфликтов общественная жизнь будет однообразной, лишенной межличностного взаимодействия. При этом только сами участники социума способны разжечь вражду, контролировать ее и точно также ее потушить.

Конфликт и современный мир

Сегодня ни один день человеческой жизни практически не обходится без столкновения интересов. Такие стычки могут затрагивать абсолютно любую сферу жизнедеятельности. В результате чего возникают разнообразные виды и формы социального конфликта.

Так, социальный конфликт - последняя стадия столкновения разных взглядов на одну ситуацию. Социальный конфликт, виды которого будут рассмотрены нами далее, может стать масштабной проблемой. Так, из-за не разделения интересов или мнения окружающих появляются семейные, и даже народные противоречия. В результате чего может меняться вид конфликта, в зависимости от масштабов действия.

Если пытаться расшифровать понятие и виды социальных конфликтов, то можно четко видеть, что значение этого термина гораздо шире, чем кажется изначально. Существует множество толкований одного термина, ведь каждая национальность понимает его по-своему. Но в основу положено одно и то же значение, а именно столкновение интересов, мнений и даже целей людей. Для лучшего восприятия можно считать, что любые виды социальных конфликтов - это очередная форма человеческих отношений в социуме.

Функции социального конфликта

Как видим, понятие социального конфликта и его составляющие были определены задолго до современного времени. Именно тогда же конфликт наделили определёнными функциями, благодаря которым отлично видно его значение для социального общества.

Так выделяют несколько важных функций:

  1. Сигнальная.
  2. Информационная.
  3. Дифференцирующая.
  4. Динамическая.

На значение первой сразу же указывает ее название. Поэтому понятно, что благодаря характеру конфликта можно определить, в каком состоянии находится общество и чего оно хочет. Социологи уверены, что если люди начинают конфликт, значит, есть определенные причины и нерешенные проблемы. Поэтому расценивается как своеобразный сигнал о том, что необходимо срочно действовать и что-то предпринимать.

Информационная - имеет значение, подобное предыдущей функции. Информация о конфликте имеет большое значение на пути к определению причин возникновения. Обрабатывая подобные данные, правительство изучает суть всех происходящих в социуме событий.

Благодаря третьей функции, общество приобретает определенную структуру. Так, при возникновении конфликта, затрагивающего общественные интересы, в нем принимают участие даже те, кто ранее предпочёл бы не вмешиваться. Происходит деление населения на определенные социальные группы.

Четвертая функция была открыта во время поклонения учениям марксизма. Считается, что именно она играет роль двигателя во всех социальных процессах.

Причины, по которым возникают конфликты

Причины вполне очевидны и понятны, даже если рассматривать только определение социальных конфликтов. Все таится именно в разных взглядах на действия. Ведь часто одни пытаются, во что бы то ни стало навязать свои идеи, даже если они наносят ущерб окружающим. Так случается, когда для применения одного предмета есть несколько вариантов.

Виды социальных конфликтов различаются, в зависимости от многих факторов, таких как масштабность, тема, характер и многое другое. Так, даже семейные разногласия имеют характер социального конфликта. Ведь когда муж и жена делят телевизор, пытаясь посмотреть разные каналы, возникает спор на почве столкновения интересов. Для решения такой проблемы необходимо два телевизора, тогда и конфликта могло не быть.

По мнению социологов, конфликтов в социуме невозможно избежать, потому как доказывать свою точку зрения - природное стремление человека, а значит, ничто не сможет это изменить. Ими же был сделан вывод о том, что социальный конфликт, виды которого не несут опасности, может быть даже полезным для общества. Ведь так люди учатся не воспринимать окружающих в качестве врагов, становятся ближе и начинают уважать интересы друг друга.

Составляющие конфликта

Любой конфликт включает в себя две обязательных составляющих:

  • причина, по которой возникло разногласие, именуется объектом;
  • люди, интересы которых столкнулись в споре, - они же субъекты.

Ограничений в количестве участников спора никаких нет;

Повод, по которому возник конфликт, в литературе может значиться как инцидент.

К слову, возникший конфликт не всегда имеет открытую форму. Случается и так, что столкновение разных идей стало причиной обид, которые являются частью происходящего. Так возникают различные виды социально-психологических конфликтов, которые имеют скрытую форму и могут называться «замороженными» конфликтами.

Виды социальных конфликтов

Зная, что такое конфликт, каковы его причины и составляющие, можно выделить основные виды социальных конфликтов. Они определяются по:

1. Длительности и характеру развития:

  • временные;
  • длительные;
  • случайно возникшие;
  • специально организованные.

2. Масштабам захвата:

  • глобальные - касающиеся всего мира;
  • локальные - затрагивающие отдельную часть мира;
  • региональные - между ближними странами;
  • групповые - между определёнными группами;
  • личные - семейный конфликт, спор с соседями или друзьями.

3. Целям конфликта и способам разрешения:

  • жестокая уличная драка, нецензурный скандал;
  • борьба по правилам, культурная беседа.

4. Числу участников:

  • личностные (возникают у душевно больных людей);
  • межличностные (столкновение интересов разных людей, к примеру, брат и сестра);
  • межгрупповые (противоречие в интересах разных социальных объединений);.
  • людьми одного уровня;
  • людьми разных социальных уровней, должностей;
  • теми и другими.

Есть много различных классификаций и разделений, которые считаются условными. Так, первые 3 вида социальных конфликтов можно считать ключевыми.

Решение проблем, вызывающих социальный конфликт

Примирение враждебно настроенных сторон - основная задача государственного законодательного органа. Понятное дело, что невозможно избежать всех конфликтов, но необходимо пытаться избегать хотя бы самых серьезных: глобальных, локальных и региональных. Учитывая виды конфликтов, социальные отношения между враждующими сторонами можно наладить несколькими способами.

Способы решения конфликтных ситуаций:

1. Попытка уйти от скандала - один из участников может отгородиться от конфликта, переведя его в «замороженное» состояние.

2. Беседа - необходимо обговорить возникшую проблему и совместно найти ее решение.

3. Вовлечь третью сторону.

4. Отложить спор на некоторое время. Чаще всего это делается, когда заканчиваются факты. Противник уступает интересам временно, чтобы собрать больше доказательств своей правоты. Скорее всего, конфликт возобновится.

5. Разрешение возникших конфликтов через суд, согласно законодательной базе.

Чтобы примирить стороны конфликта, необходимо выяснить причину, цель и заинтересованность сторон. Также важным является обоюдное желание сторон прийти к мирному разрешению возникшей ситуации. После чего можно искать способы, которыми можно преодолеть конфликт.

Стадии возникновения конфликтов

Как и любой другой процесс, конфликт имеет определенные стадии развития. Первым этапом считается время непосредственно перед конфликтом. Именно в этот момент происходит столкновение субъектов. Возникают споры из-за разных мнений по поводу одного предмета или ситуации, но на этой стадии можно не допустить разжигания непосредственного конфликта.

Если кто-то из сторон не уступит сопернику, то следом пойдет вторая стадия, которая имеет характер дебатов. Здесь каждая из сторон яростно пытается доказать свою правоту. Из-за большого напряжения обстановка накаляется и через определенное время переходит в стадию непосредственного конфликта.

Примеры социальных конфликтов в мировой истории

Основные три вида социальных конфликтов можно продемонстрировать на примерах давних событий, которые наложили отпечаток на жизнь населения тогда и повлияли на современную жизнь.

Так, одним из самых ярких и известных примеров глобального социального конфликта считаются Первая и Вторая мировые войны. В этом конфликте принимали участие почти все существующие страны, в истории эти события остались самыми масштабными военно-политическими столкновениями интересов. Потому как война велась на трех континентах и четырех океанах. Только в этом конфликте применилось самое страшное ядерное оружие.

Это самый сильный, а главное известный пример глобальных социальных конфликтов. Ведь в нем друг против друга боролись народы, которые ранее считались братскими. Больше таких страшных примеров в мировой истории не зафиксировано.

Куда больше имеется информации непосредственно о межрегиональных и групповых конфликтах. Так, во времена перехода власти к царям менялись и условия жизни населения. С каждым годом всё больше и больше росло недовольство общества, появлялись протесты и политическое напряжение. Людей не устраивали многие моменты, без выяснения которых нельзя было придушить народное восстание. Чем больше в царской России власть пыталась задавить интересы населения, тем больше активизировались конфликтные ситуации со стороны недовольных жителей страны.

Со временем все больше людей убеждались в ущемлении их интересов, так социальный конфликт набирал обороты и менял мнение окружающих. Чем больше люди разочаровывались во власти, тем ближе подходил массовый конфликт. Именно с таких действий начиналась большая часть гражданских войн против политических интересов руководства страны.

Уже во времена правления царей были предпосылки начала социальных конфликтов на почве недовольства политической работой. Именно такие ситуации являются подтверждением существования проблем, которые были вызваны неудовлетворением существующих стандартов жизни. И именно социальный конфликт был тем поводом двигаться дальше, развиваться и совершенствовать политику, законы и правительские способности.

Подводим итог

Социальные конфликты являются неотъемлемой частью современного общества. Разногласия, возникшие ещё при царской власти, являются необходимой частью нашей нынешней жизни, ведь, возможно, именно благодаря тем событиям мы имеем возможность, может и не достаточно, но всё же лучше жить. Только благодаря нашим предкам общество перешло от рабовладения к демократии.

Сегодня за основу лучше брать личные и групповые виды социальных конфликтов, примеры которых очень часто встречаются нам в жизни. Мы сталкиваемся с противоречиями в семейной жизни, смотря на простые бытовые вопросы с разной точки зрения, отстаиваем свое мнение, и все эти события кажутся простыми, обыденными вещами. Именно поэтому социальный конфликт настолько многогранный. Поэтому все, что его касается, необходимо изучать всё больше и подробнее.

Конечно, все твердят о том, что конфликт - это плохо, что нельзя соперничать и жить по своим правилам. Но, с другой стороны, разногласия - это не так уж и плохо, особенно если они решаются еще на начальных стадиях. Ведь именно из-за возникновения конфликтов общество развивается, двигается вперед и стремится менять существующие порядки. Даже если результат приводит к материальным и моральным потерям.

Выберите верные суждения о социальном конфликте и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В основе социального конфликта могут лежать противоречия между социальными группами.

2) Социальные конфликты существуют в любом обществе.

3) Предметом социального конфликта являются объективные обстоятельства, при которых возникает конфликт.

4) Социальные конфликты выполняют как позитивные, так и негативные функции.

5) Социальные конфликты всегда ведут к разрушению социальной системы.

Пояснение.

Конфликт - спор, столкновение конкурирующих сторон за владение чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами. Конфликты несут и позитивные функции, например, могут нести культурное обновление. Не обязательно ведут к разрушению социальной системы.

1) В основе социального конфликта могут лежать противоречия между социальными группами - да, верно.

2) Социальные конфликты существуют в любом обществе - да, верно.

3) Предметом социального конфликта являются объективные обстоятельства, при которых возникает конфликт - нет, неверно.

4) Социальные конфликты выполняют как позитивные, так и негативные функции - да, верно.

5) Социальные конфликты всегда ведут к разрушению социальной системы - нет, неверно.

Ответ: 124.

Ответ: 124

1) Социальные конфликты складываются только в экономической сфере общества.

2) Социальный конфликт предполагает противоборство сторон.

3) Конфликтную ситуацию может спровоцировать незначительный повод.

4) Сторонами социального конфликта могут быть большие социальные группы.

5) Причина социального конфликта связана с интересами противоборствующих сторон.

Пояснение.

Конфликт - спор, столкновение конкурирующих сторон за владение чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами. Субъект конфликта - его участники. Предмет конфликта - из-за чего. Масштаб конфликта - число участвующих в нем людей и серьезность последствий. Виды конфликтов: по участникам (внутриличностный, межличностный, социальный), по предмету спора (экономический, политический, профессиональный, этнический, культурный), по способам протекания (конфронтация - пассивное противостояние групп с разными интересами, соперничество - борьба за признание личных достижений и способностей, конкуренция).

1) Социальные конфликты складываются только в экономической сфере общества - нет, неверно.

2) Социальный конфликт предполагает противоборство сторон - да, верно.

3) Конфликтную ситуацию может спровоцировать незначительный повод - да, верно.

4) Сторонами социального конфликта могут быть большие социальные группы - да, верно.

5) Причина социального конфликта связана с интересами противоборствующих сторон - да, верно.

Ответ: 2345.

Ответ: 2345

1) Объективные про­ти­во­ре­чия со­ци­аль­ных кон­флик­тов обу­слов­ле­ны яв­ле­ни­я­ми и процессами, за­ви­ся­щи­ми от воли и со­зна­ния людей.

2) Если все кон­флик­ту­ю­щие сто­ро­ны про­яв­ля­ют склон­ность к компромиссу, то это не разрешает, а за­го­ня­ет со­ци­аль­ный кон­фликт внутрь.

3) Одним из усло­вий воз­ник­но­ве­ния со­ци­аль­но­го кон­флик­та могут стать раз­ли­чия в цен­но­стях про­ти­во­бор­ству­ю­щих сторон.

4) Социальный кон­фликт - это выс­шая ста­дия раз­ви­тия про­ти­во­ре­чий в си­сте­ме от­но­ше­ний людей, со­ци­аль­ных групп, со­ци­аль­ных институтов, об­ще­стве в целом.

5) Социальный кон­фликт предот­вра­ща­ет око­сте­не­ние со­ци­аль­ной системы, от­кры­ва­ет до­ро­гу новым фор­мам - инновациям.

Пояснение.

1) Объ­ек­тив­ные про­ти­во­ре­чия со­ци­аль­ных кон­флик­тов обу­слов­ле­ны яв­ле­ни­я­ми и про­цес­са­ми, за­ви­ся­щи­ми от воли и со­зна­ния людей - нет, неверно, за­ви­сят от воли субъ­ек­тив­ные обстоятельства.

2) Если все кон­флик­ту­ю­щие сто­ро­ны про­яв­ля­ют склон­ность к ком­про­мис­су, то это не раз­ре­ша­ет, а за­го­ня­ет со­ци­аль­ный кон­фликт внутрь - нет, неверно.

3) Одним из усло­вий воз­ник­но­ве­ния со­ци­аль­но­го кон­флик­та могут стать раз­ли­чия в цен­но­стях про­ти­во­бор­ству­ю­щих сто­рон - да, верно.

4) Со­ци­аль­ный кон­фликт - это выс­шая ста­дия раз­ви­тия про­ти­во­ре­чий в си­сте­ме от­но­ше­ний людей, со­ци­аль­ных групп, со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов, об­ще­стве в целом - да, верно.

5) Со­ци­аль­ный кон­фликт пре­дот­вра­ща­ет око­сте­не­ние со­ци­аль­ной си­сте­мы, от­кры­ва­ет до­ро­гу новым фор­мам - ин­но­ва­ци­ям - да, верно.

Ответ: 345.

Ответ: 345

1) Причины социальных конфликтов связаны с противоречием интересов разных социальных групп.

2) Одним из путей разрешения социального конфликта является продолжение конфронтации.

3) Социальный конфликт всегда порождён экономическими причинами.

4) Основой социального конфликта всегда являются неприязненные личные отношения конкретных индивидов.

5) Социальный конфликт может охватывать разные стороны общественных отношений.

Пояснение.

Социальный конфликт (от лат. confliktus - столкновение) - это наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в их основе всегда лежит отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

1) Причины социальных конфликтов связаны с противоречием интересов разных социальных групп - да, верно.

2) Одним из путей разрешения социального конфликта является продолжение конфронтации - нет, неверно.

3) Социальный конфликт всегда порождён экономическими причинами - нет, неверно.

4) Основой социального конфликта всегда являются неприязненные личные отношения конкретных индивидов - нет, неверно.

5) Социальный конфликт может охватывать разные стороны общественных отношений - да, верно.

Ответ: 15.

Социологи опро­си­ли совершеннолетних жи­те­лей города Z. Им за­да­ва­ли вопрос: «Каков, по-вашему, наи­бо­лее эффективный спо­соб поведения в усло­ви­ях социального конфликта?».

Результаты опро­са представлены в гра­фи­че­ской форме.

Проанализируйте ре­зуль­та­ты опроса. Какой вывод можно сде­лать на ос­но­ве данных диаграммы?

1) Более по­ло­ви­ны опрошенных считают, что пос ред­ни­че­ство государства не­об­хо­ди­мо для раз­ре­ше­ния конфликта.

2) Аб­со­лют­ное большинство опро­шен­ных не счи­та­ют уступку эф­фек­тив­ным способом по­ве­де­ния в конфликте.

3) Боль­ше опрошенных счи­та­ют эффективным дли тель­ное противоборство в конфликте, чем отказ всех кон­флик­ту­ю­щих сторон от вза­им­ных пре тензий.

4) Мень­ше опрошенных счи­та­ют эффективным «замораживание» конфликта, чем уступ­ку одной из сто­рон конфликта.

Пояснение.

Менее по­ло­ви­ны (45%) опро­шен­ных считают, что по­сред­ни­че­ство государства не­об­хо­ди­мо для раз­ре­ше­ния конфликта.

Меньше опро­шен­ных (16%) счи­та­ют эффективным дли­тель­ное противоборство в конфликте, чем отказ всех кон­флик­ту­ю­щих сторон от вза­им­ных претензий (27%).

Больше опро­шен­ных считают эф­фек­тив­ным «замораживание» кон­флик­та (9%), чем уступ­ку одной из сто­рон конфликта (3%).

Правильный ответ ука­зан под номером: 2.

Ответ: 2

Предметная область: Социальные отношения. Диаграммы

Гость 16.04.2013 20:38

не поняла, почему 2?если смотреть на диаграмме, то понятно, что АБСОЛЮТНОГО БОЛЬШИНСТВА там и нету вовсе...как судить, я не понимаю, если честно!

Петр Дмитриевич Садовский

Тех, кто считает уступку одной из сторон эффективным способом поведения в конфликте - 3%, 27% - тех, кто считает взаимную уступку. Следовательно, тех, кто не считает 70 (100 - (27+3)). А значит их абсолютное большинство (более 50%).

Социологическая служба проводила в стране Z oпpoc совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «В чём Вы видите основную причину конфликта поколений (конфликта отцов и детей)?»

Полученные результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Респонденты в большей степени связывают конфликт отцов и детей с нежеланием молодёжи учитывать опыт старшего поколения, чем с различиями в образе жизни.

2) Примерно треть опрошенных связывает конфликт отцов и детей с различиями в мировоззрении, вкусах, пристрастиях.

3) Примерно одинаковые доли респондентов связывают конфликт отцов и детей с различиями в мировоззрении, вкусах, пристрастиях и различиями в образе жизни.

4) Стремление отцов навязать детям свою волю в качестве причины конфликта поколений отмечает наименьшая доля респондентов.

5) B ряде случаев нерешённость материальных/бытовых проблем может стать основной причиной конфликтов.

Пояснение.

1) Респонденты в большей степени связывают конфликт отцов и детей с нежеланием молодёжи учитывать опыт старшего поколения, чем с различиями в образе жизни - нет, неверно.

2) Примерно треть опрошенных связывает конфликт отцов и детей с различиями в мировоззрении, вкусах, пристрастиях - да, верно.

3) Примерно одинаковые доли респондентов связывают конфликт отцов и детей с различиями в мировоззрении, вкусах, пристрастиях и различиями в образе жизни - нет, неверно.

4) Стремление отцов навязать детям свою волю в качестве причины конфликта поколений отмечает наименьшая доля респондентов - нет, неверно.

5) B ряде случаев нерешённость материальных/бытовых проблем может стать основной причиной конфликтов - да, верно.

Ответ: 25.

Ответ: 25

Валентин Иванович Кириченко

Есть такая причина конфликтов на схеме.

Диана Каримова 23.02.2017 13:58

Там написано "может стать ОСНОВНОЙ причиной" как проблема с наименьшим количеством процентов может стать основной

Валентин Иванович Кириченко

Ключевое слово МОЖЕТ

Елизавета Сысоева 24.02.2017 12:29

вариант 1 неверен(нежелание молодежи учитывать опыт старшего поколения- 12%, а различия в образе жизни-23%, т.е. в утверждении должно быть сказано наоборот)

Валентин Иванович Кириченко

Он и неверен.

·

Выберите вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ных кон­флик­тах и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Социальные кон­флик­ты могут про­те­кать толь­ко в форме граж­дан­ских войн.

2) Конфликты могут ока­зы­вать по­ло­жи­тель­ное воз­дей­ствие на общество.

3) Одним из спо­со­бов раз­ре­ше­ния со­ци­аль­но­го кон­флик­та яв­ля­ют­ся вза­им­ные уступ­ки про­ти­во­бор­ству­ю­щих сторон.

4) Все со­ци­аль­ные кон­флик­ты вы­зва­ны эко­но­ми­че­ски­ми причинами.

5) Причиной со­ци­аль­но­го кон­флик­та все­гда вы­сту­па­ют объ­ек­тив­ные обстоятельства.

Пояснение.

1) Со­ци­аль­ные кон­флик­ты могут про­те­кать толь­ко в форме граж­дан­ских войн - нет, неверно, воз­мож­ны и иные формы.

2) Кон­флик­ты могут ока­зы­вать по­ло­жи­тель­ное воз­дей­ствие на об­ще­ство - да, верно.

3) Одним из спо­со­бов раз­ре­ше­ния со­ци­аль­но­го кон­флик­та яв­ля­ют­ся вза­им­ные уступ­ки про­ти­во­бор­ству­ю­щих сто­рон - да, верно.

4) Все со­ци­аль­ные кон­флик­ты вы­зва­ны эко­но­ми­че­ски­ми при­чи­на­ми - нет, неверно.

5) При­чи­ной со­ци­аль­но­го кон­флик­та все­гда вы­сту­па­ют объ­ек­тив­ные об­сто­я­тель­ства - нет, неверно.

Ответ: 23.

Ответ: 23

Валентин Иванович Кириченко

Конфликты вскрывают проблемы, уничтожают старые и отжившие формы, например. самодержавие, приводят к новшествам.

Полина Карачева 26.03.2017 15:19

У меня вопрос по поводу утверждения под номером пять. В сборнике Рутковской вариант 25, пятое утверждение выделяется как правильное. И как быть?

Валентин Иванович Кириченко

Там ошибка

·

К юби­лею фирмы со­труд­ни­кам вы­пи­са­ли премии. Некто А. узнал, что по­лу­чил меньше, чем другие. Он всту­пил в спор с начальником. Отметим, что в этом учре­жде­нии ре­ше­ния ру­ко­вод­ства о пре­ми­ро­ва­нии со­труд­ни­ков не­ред­ко вы­зы­ва­ли недовольство.

Определите по сфере про­яв­ле­ния вид этого конфликта. На­зо­ви­те любые два условия, при ко­то­рых кон­флик­та можно было избежать. Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские знания, пред­ло­жи­те один спо­соб раз­ре­ше­ния конфликта, про­ком­мен­ти­ро­вав его.

Пояснение.

1) вид кон­флик­та - экономический;

2) условия, при ко­то­рых можно было из­бе­жать конфликта, например:

− офор­мить в пись­мен­ной форме по­ря­док по­ощ­ре­ния работников,

− вы­дать оди­на­ко­вый раз­мер пре­мии к юби­лею фирмы;

3) спо­со­бы раз­ре­ше­ния кон­флик­та и комментарии, например:

− ком­про­мисс - раз­ре­ше­ние кон­флик­та через вза­им­ные уступ­ки (например: ра­бот­ни­ки пред­ло­жат ра­бо­то­да­те­лю офор­мить пись­мен­но по­ря­док по­ощ­ре­ния работников, а ра­бо­то­да­тель согласится);

− пе­ре­го­во­ры - мир­ная бе­се­да сто­рон по ре­ше­нию про­бле­мы (например: по­бе­се­до­вав с работодателем, ра­бот­ник вы­яс­нит при­чи­ны дан­но­го рас­пре­де­ле­ния пре­мии и будет удовлетворён объяснениями).

Могут быть на­зва­ны дру­гие усло­вия и спо­со­бы раз­ре­ше­ния конфликта.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальные конфликты и пути их разрешения». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При ана­ли­зе от­ве­та учитывается:

– со­от­вет­ствие струк­ту­ры пред­ло­жен­но­го от­ве­та плану слож­но­го типа;

– на­ли­чие пунк­тов плана, ука­зы­ва­ю­щих на по­ни­ма­ние эк­за­ме­ну­е­мым ос­нов­ных ас­пек­тов дан­ной темы, без ко­то­рых она не может быть рас­кры­та по существу;

– кор­рект­ность фор­му­ли­ро­вок пунк­тов плана.

Формулировки пунк­тов плана, име­ю­щие абстрактно-формальный ха­рак­тер и не от­ра­жа­ю­щие спе­ци­фи­ки темы, не за­счи­ты­ва­ют­ся при оценивании.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1. Понятие социальный конфликт.

2. Ос­нов­ные при­чи­ны воз­ник­но­ве­ния конфликтов:

а) не­бла­го­при­ят­ные усло­вия работы;

б) неудовлетворённость опла­той труда;

в) пси­хо­ло­ги­че­ская не­сов­ме­сти­мость людей;

г) раз­ли­чие су­ще­ствен­ных ин­те­ре­сов и принципов;

д) пе­ре­рас­пре­де­ле­ние вли­я­ния в груп­пе или между группами;

е) идео­ло­ги­че­ские раз­но­гла­сия (политические и религиозные);

ж) не­спра­вед­ли­вое рас­пре­де­ле­ние цен­но­стей (доходов, знаний,

информации, благ).

3. Виды со­ци­аль­ных конфликтов:

а) внутриличностный;

б) межличностный;

в) межгрупповой;

г) кон­фликт принадлежности;

д) кон­фликт с внеш­ней средой.

4. Ста­дии раз­ви­тия меж­груп­по­во­го конфликта:

а) предконфликтная;

б) конфликтная;

в) постконфликтная.

5. Спо­со­бы раз­ре­ше­ния конфликтов:

а) поиск компромисса, переговоры;

б) подавление одной стороны другую и т.д.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2-4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Противоречия между субъектами конфликта могут существовать довольно длительный период времени и всегда перерастают в конфликт.

2) Социальный конфликт представляет собой открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия.

3) Форма столкновений – насильственная или ненасильственная – зависит от множества факторов, в том числе и от того, имеются ли реальные условия и возможности (механизмы) ненасильственного разрешения конфликта.

4) Причиной конфликта всегда является спор по поводу материальных ресурсов.

5) По учёту содержания проблем, вызвавших конфликтные действия, выделяют внутренние и внешние конфликты.

Пояснение.

Социальный конфликт(от лат. conflictus - столкновение) - это наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия.

Ответ: 23.

Одним из наиболее сложных и болезненных для человека конфликтов является конфликт между личными нравственными принципами и требованиями социальной роли. Среди приведенных примеров определите подобный личностно-ролевой конфликт.

1) Учительница проверила контрольные работы класса и выставила всего две «двойки»

2) Профессор прочитал лекцию студентам, рассказав по ходу лекции забавный случай из своей жизни

3) Офицер получил от вышестоящего командования приказ, с которым не согласен.

Пояснение.

Личностно-ролевой конфликт - конфликт,связаный с несовместимостью требуемого поведения и личных принципов и представлений индивида. Ролевой конфликт следует рассматривать как состояние психологического конфликта, развивающегося у индивида в ходе выполнения социальной роли в условиях противоречивых или частично несовместимых требований, ожиданий к ролевому исполнителю. Проще говоря, это когда требуемое поведение расходится с вашими принципами.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

5) Один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе - обеспечение прав и свобод всех граждан независимо от их национальной принадлежности.

Пояснение.

Межнациональные отношения: отношения между различными государствами, отношения между различными национальностями в пределах одной страны. Формы межнациональных отношений: мирное сотрудничество, этническое смешивание (межнациональные браки), этническое поглощение (ассимиляция, полное растворение одного народа в другом, например, ВПН, освоение Северной Америки), этнический конфликт.

Основные направления в развитии межнациональных отношений: интеграция (стремление к взаимодействию, расширению связей, восприятию всего лучшего, например, ЕС), дифференциация (стремление нации к саморазвитию, суверенитету, противостояние различных этносов, например, протекционизм, экстремизм, сепаратизм - стремление нации к отделению, обособлению).

Межнациональный конфликт - крайняя форма противоречия между соперничающими национальными формированиями, созданными для защиты национальных интересов. Причины межнациональных конфликтов: социально-экономические (неравенство в уровне жизни, допуске к благам), культурно-языковые (недостаточное использование языка и культуры в общественной жизни), этнодемографические (различие в уровне естественного прироста населения), экологические, экстерриториальные (несовпадение границ с границами расселения народов), исторические (прошлые взаимоотношения народов), конфессиональные.

1) Один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе - компактное расселение людей одной национальности в пределах многонационального государства - нет, неверно.

2) Этническими общностями являются племена, народности, нации - да, верно.

3) Одним из способов гармонизации межнациональных отношений является развитие культурных связей между народами - да, верно.

Во время научной дискуссии прозвучало мнение о том, что внутриличностный конфликт служит источником развития личности, её совершенствования. Согласны ли Вы с приведённым мнением? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три аргумента в обоснование своей позиции.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) позиция выпускника: согласие или несогласие с приведённым в задании мнением (или указание сложности и противоречивости приведённого в задании мнения);

2) аргументы:

в случае согласия с приведённым мнением может быть указано, что:

в случае несогласия с приведённым мнением может быть указано, что:

В состоянии внутриличностного конфликта человек не способен продуктивно трудиться, полноценно общаться с окружающими;

2) аргументы:

в случае согласия с приведённым мнением может быть указано, что:

Внутриличностный конфликт связан с процессом самопознания, осмысления человеком своего места в мире, подведения некоторых жизненных итогов;

Внутриличностный конфликт способствует выстраиванию или корректировке человеком своих жизненных планов, смене социального окружения;

Выходом из внутриличностного конфликта может стать самосовершенствование человека, изменение им своей жизни;

в случае несогласия с приведённым мнением может быть указано, что:

Внутриличностный конфликт может привести человека к состоянию депрессии, преодолеть которую самостоятельно он не сможет;

В состоянии внутриличностного конфликта человек не способен продуктивно трудиться, полноценно общаться с

окружающими;

Состояние внутриличностного конфликта, попытки осознать его причины могут привести к снижению самооценки человека, уровня его притязаний.

Могут быть приведены иные имеющие основания аргументы.

Может быть аргументирована позиция признания сложности и противоречивости приведённого в задании мнения

Цель урока: формирование знаний учащихся по теме «Социальный конфликт», применение их в практической деятельности.

Урок сопровождается презентацией [Приложение 1 ].

Урок можно начать с психологического теста.

«Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».

Вопрос : «Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?».

Часто – 3 балла; от случая к случаю – 2 балла; редко – 1 балл.

Ответы:

  1. Угрожаю или дерусь.
  2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.
  3. Ищу компромиссы.
  4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
  5. Избегаю противника.
  6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.
  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.
  8. Иду на компромисс.
  9. Сдаюсь.
  10. Меняю тему.
  11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
  12. Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.
  13. Немного уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
  14. Предлагаю мир.
  15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста.

Тип «А» - сумма баллов под номерами 1, 6, 11.
Тип «Б» - сумма баллов под номерами 2, 7, 12.
Тип «В» - сумма баллов под номерами 3, 8, 13.
Тип «Г» - сумма баллов под номерами 4, 9, 14.
Тип «Д» - сумма баллов под номерами 5, 10, 15.

Большее количество баллов под определенной буквой – ваш тип.

Тип «А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.
Тип «Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.
Тип «В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
Тип «Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью встаете на сторону противника, отказываясь от своей.
Тип «Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

После анализа полученных результатов учитель переходит к теоретической части урока.

Конфликт – столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействий.

Субъекты конфликтов – его участники.

Предмет конфликта – вопрос или благо, из-за которого разгорается конфликт.

Цель конфликта : достижение собственного интереса за счет интересов других.

Функции конфликтов :

  • Разрядка психологической напряженности
  • Коммуникативно-связующая
  • Консолидирующая (в процессе конфликта проявляется интерес к сотрудничеству).

Виды социальных конфликтов:

  • По длительности – долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные, повторяющиеся.
  • По объему – глобальные, национальные, локальные, региональные, групповые, личные.
  • По источнику возникновения – объективные, субъективные, ложные.
  • По используемым средствам – насильственные, ненасильственные.
  • По форме – внутренние, внешние.
  • По влиянию на ход развития общества – прогрессивные, регрессивные.
  • По характеру развития – преднамеренные, спонтанные.
  • По сферам общественной жизни – экономические, политические, этнические, семейно-бытовые.
  • По типу отношений – индивидуально-психологические, социально-психологические, внутринациональные, международные.

Способы протекания конфликта:

  • Конфронтация (оказание давления, негативизм, неустранимое разногласие)
  • Соперничество (демонстрация превосходства)
  • Конкуренция (соревнование, столкновение интересов).

Разрешение конфликта – переход конфликта из фазы неразрешимого противоречия в фазу взаимовыгодного сотрудничества сторон.

Способы разрешения конфликтов :

  • Компромисс (взаимные уступки)
  • Переговоры (мирная беседа)
  • Посредничество (использование третьей стороны)
  • Арбитраж (обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти)
  • Применение силы, власти, закона (односторонне использование той стороной, которая считает себя сильнее).

Условия успешного разрешения социальных конфликтов:

  • своевременный и точный диагноз причин конфликта, т.е. выявление существующих противоречий, интересов, целей;
  • обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе признания интересов противоположной стороны. Достичь этого возможно на основе цели, значимой для обеих сторон.
  • совместный поиск путей преодоления конфликта.
  1. Во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов.
  2. Конфликтующие стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности.
  3. Участники конфликта должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу.
  4. Все конфликтующие стороны должны проявлять склонность к компромиссу.

После изучения нового материала учащимся предлагается выполнить несколько практических заданий для обобщения и закрепления материала.

1. Расположите слова, написанные на доске по степени усиления конфликтной ситуации, дайте объяснение:
Диспут, раздор, перебранка, столкновение, сражение, несогласие, дискуссия, скандал, разногласие, ссора, схватка, спор.

2. Объясните высказывания:

  • «Конфликт – такая же важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, как и доброе общение». А. Воронцов.
  • «Человек, который говорит только о себе, - только о себе и думает. А человек, который думает только о себе – безнадежно некультурен». Д. Карнеги.
  • «Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать». Плутарх.

3. Из перечня приведенных терминов все, кроме одного, связаны с понятием «социальный конфликт». Найдите лишний термин. Компромисс, переговоры, арбитраж, реабилитация, свидетели, сотрудничество, конкуренция.

4. В парах можно предложить разыграть конфликтную ситуацию и предложить пути ее разрешения. Например, конфликт между друзьями, между подругами, в семье, между учителем и учеником и т.д.

Урок можно закончить словами Рощина М.М., русского писателя, чьи повести и рассказы посвящены современным нравственным проблемам.

Урок обществознания по теме " Конфликт и пути его разрешения"

«Кто умеет справиться с конфликтами путем их
признания, берет под свой контроль ритм истории»
Р. Дарендорф

Цели урока:

Предметная: формирование у учащихся представлений о причинах конфликтов, их классификации, путях и способах их разрешения; развитие способности выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулирования; воспитание толерантного отношения к представителям другой национальности, «чужой» религии, культуры, профилактика любых проявлений ксенофобии.

Методологическая: развитие научного мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, анализ данных; развитие учебно-исследовательских умений учащихся в групповой и индивидуальной деятельности.

Метапредметная: формирование представлений о процессе возникновения конфликтов на примере жизненных ситуаций, содействие созданию конструктивных отношений через повышение психологической компетентности учащихся по вопросам предупреждения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций.

Планируемые результаты:

Знание:

    понятий: конфликт, противоречие, разрешение конфликта;

    основных причины возникновения конфликтов;

    основных особенностей разрешения конфликтов.

Умение:

    давать советы по разрешению конфликтов, используя разные способы, известные в науке;

    анализировать данные;

    классифицировать конфликты по их характерным чертам;

    строить модели поведения людей в конфликтных ситуациях;

    давать собственную оценку, приводить собственные примеры;

    характеризовать соперничество как форму социального взаимодействия;

    сопоставлять точки зрения на решение возникшей проблемы.

Понимание:

    сущности социальной напряженности общества;

    сущность конструктивного разрешения конфликта.

Приоритетные виды межпредметных связей:

– внутрицикловые содержательно-информационные – с курсом истории и психологии на уровне фактов, общепредметных понятий, теоретических знаний из литературы и русского языка;

– организационно-методические – на уровне общепредметных умений (наблюдение, анализ и вывод, классифицирование, применение знаний и способов действий, решение учебных проблем);

– специально-предметные – причинно-следственные, экспериментально-практические, взаимообратные.

Ведущие приемы обучения: постановка метапредметных вопросов, постановка и решение теоретической проблемы, организация акцентированных наблюдений, составление памятки, обращение к жизненному опыту учащихся.

Оборудование: мультимедийная презентация «Конфликт и пути его разрешения», карточки с заданиями.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Мотивация.

Просмотр и обсуждение видео отрывка. Какая ситуация показана на экране? (Ситуация конфликта)

Преподаватель: Правильно. Здесь показан конфликт. Cегодня мы поговорим о том, как могут складываться наши отношения с другими людьми и как находить выход из сложных ситуаций, а тема нашего урока звучит: «Конфликт и пути его разрешения»

В повседневной жизни нам приходится вступать во взаимодействие с множеством людей по различным вопросам: личным, экономическим, политическим, правовым и иным. Многообразие этих связей и образует структуру социальных отношений. Однако эти отношения оказывают различное влияние на нашу жизнь, различаются по степени важности и значимости для нас.
Могут ли люди существовать, не взаимодействуя друг с другом? Безусловно, нет. А всякое ли взаимодействие будет носить доброжелательный характер? Конечно же нет. Конфликты очень часто встречаются в нашей жизни. Мы конфликтуем дома, в школе, на улице, в магазине, на работе … Конфликты возникают как с хорошо знакомыми людьми, так и с совершенно незнакомыми, например в очереди, в транспорте. В современном обществе невозможно избежать конфликтов. А впрочем, они нужны …Поскольку именно в споре рождается истина, можно сказать, что конфликты необходимы для развития ситуаций, отношений.

3. Изучение нового материала.

Преподаватель: из-за чего чаще всего возникает конфликт? (стороны не могут договорится, а отсюда возникает конфликтная ситуация)

Что же такое конфликт? Давайте с вами сформулируем определение конфликта, для этого мы составим небольшой кластер. (Учащиеся называют синонимы к слову конфликт, на доске появляется кластер)

Спор Столкновение Разногласие

КОНФЛИКТ

Размолвка Скандал Несогласие

Преподаватель: мы с вами подобрали синонимы к слову конфликт, а теперь ответьте на вопрос, может ли возникнуть конфликт, если человек находится один? (нет). Значит, конфликт возникает между двумя и более людьми или социальными группами. А что должно быть общего у данных людей или социальных групп, что бы между ними возник конфликт? (Общие цели, интересы, позиции, мнения, взгляды, взаимодействия, которые одинаково ценятся обеими сторонами). Мы с вами самостоятельно вывели определение конфликта: конфликт – это спор, столкновение между двумя и более людьми или социальными группами за владение чем-то, что одинаково ценится обеими сторонами. А теперь, давайте сравним наше определение, с общепринятыми. (На экране появляются определения конфликта).

Конфликт – это спор, столкновение конкурирующих сторон (людей или социальных групп) за владение чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Конфликт- противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.

Преподаватель: итак, конфликты возникают при наличии трех основных условий:

Присутствие двух или более людей;

Наличие противоположных взглядов, позиций и мнений;

Столкновение противоположно направленных взглядов, позиций, мнений.

Участники конфликта называются субъектами конфликта. Не все участники конфликта обязательно находятся в непосредственном противоборстве друг с другом. Вопрос или благо, из-за которых разгорается конфликт, - это предмет конфликта . Причина и повод для конфликта отличаются от его предмета.

Причина конфликта – объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина связана с потребностями конфликтующих сторон.

Повод для конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться. Повод бывает как случайным, так и специально созданным.

Анализируя тот или иной конфликт, следует иметь в виду, что все конфликты проходят ряд стадий.

Предконфликтная стадия - это период, в течение которого накапливаются противоречия.

Конфликтная стадия - совокупность определенных действий, столкновение противоборствующих сторон, частичная или полная реализация целей противоборствующих сторон.

На послеконфликтной стадии принимаются меры для окончательного устранения противоречий между конфликтующими сторонами, снятия социально-психологической напряженности, поиска путей для избежания аналогичной ситуации в будущем.

Конфликт – это нормальное состояние общества; в любом общества всегда, во все времена существовали и будут существовать конфликтные ситуации.

Виды конфликтов.

Наименование конфликта

Сущность конфликта

Межличностный

Ситуация, когда в противоречия вступают личности, т.е. когда мотивы, интересы или способы действия разных личностей не совмещаются, противопоставляются друг другу. Самый распространенный вид конфликтов.

Внутриличностный

Он порождается противоречием мотивов, целей, взглядов и ценностей одного и того же человека. С одной стороны, он имеет желание что-то сделать, а с другой – не может себе это осуществить. Такая ситуация вызывает внутреннее напряжение, избежать внутриличностного конфликта мало кому удается. Если такое состояние сохраняется достаточно долго, то это может закончиться неврозом.

Конфликт, возникающий в сфере деловых отношений и не затрагивающий собственно личности участников.

Явный (открытый)

Начинается с открытой дискуссии, вызванной разногласиями, и может касаться разного способа решения какой-то проблемы.

Характеризуется скрытой враждебностью, отсутствием открытой дискуссии.

Сглаженный

Чаще касается не самых важных для участников проблем, при решении которых они легко могут уступить друг другу, хотя чувство неудовлетворения присутствует.

Возникает тогда, когда спорный вопрос приобретает для участников определяющее личностное значение, отношения переводятся в область чувств и эмоций, а ситуация приобретает характер театра «военных действий». В этом случае конфликт нередко разворачивается на глазах третьих лиц, втягивая их в свою орбиту.

Причины конфликтов:

Борьба за власть;

За престиж;

Экономическое неравенство;

Межнациональные распри;

Идеологическая несовместимость;

Межконфессиональные конфликты и т.д.

Функции конфликтов.

Позитивные

Негативные

Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами

Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте.

Получение новой информации об оппоненте

Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе.

Сплочение коллектива при противоборстве с внешним врагом

Представление о побежденных группах, как о врагах.

Стимулирование к изменениям и развитию

Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе.

Снятие синдрома покорности у подчиненных

После завершения конфликта – уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников.

Диагностика возможностей оппонента

Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»)

Преподаватель: Всем известно, что любой конфликт имеет пагубные последствия. Он всегда окрашен сильными эмоциями, в основном отрицательными. Конфликт сильно влияет на нервную систему человека и часто имеет «эффект последствия».

Все-таки необходимо уметь предотвращать конфликты или эффективно и безболезненно для обеих сторон выходить из них. Помните: сегодня, не сумев сдержать эмоции, вы вступили в конфликт со сверстником, учителем, коллегой по работе, а завтра, действуя подобным образом, вы вступите в конфликт с близкими людьми, с теми кто вам очень дорог. В случае если вы не сумеете достойно выйти из конфликта, вы испортите отношения надолго или, кто знает, может навсегда …

Таким образом, если человек научится достойно выходить из конфликта или предупреждать его, то это умение он будет использовать и дома, и на улице, и на работе.

Я вам хочу привести пример из истории

«Однажды министр юстиции Иван Дмитриев представил Александру 1 дело об оскорблении его величества. Государь, отстранив рукой бумаги, сказал:

Ведь ты знаешь, Иван Иванович, что я этого рода дела никогда не слушаю. Простить – и кончено!

Государь! – ответил Дмитриев. – В этом деле есть важные обстоятельства. Позвольте доложить …

Александр, подумав немного, возразил:

Нет, Иван Иванович. Чем важнее такого рода дела, тем меньше я хочу их знать. Может случиться, что я как император все-таки прощу, но как человек затаю злобу. А я этого не хочу».

(Из книги «Исторические анекдоты из русской жизни». М., 2004)

Преподаватель: так поступал Александр 1, что бы избежать конфликтов, а для того чтобы узнать как поступаете вы проведем упражнение, которое называется «Праздничный пирог».

«Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Как вы как именинник себя поведете?

Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:

    Откажетесь резать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание «черепашка»)

    Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший. (Конкуренция «акула»)

    Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление «медвежонок»)

    Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество «сова»)

    Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс «лиса»)

(Сделав свой выбор учащиеся получают фигурку животного и делятся на группы. На слайде появляется характеристика различных стратегий поведения в конфликтах).

Стратегия поведения

Характеристика стратегии

Конкуренция, соперничество («акула»)

Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Сотрудничество («сова»)

Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон.

Компромисс («лиса»)

Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет.

Избегание, уклонение («черепашка»)

Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей.

Приспособление («медвежонок»)

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.

4. Закрепление изученного материала:

Работа в группах.

Учащимся предлагаются ситуации разных стратегий поведения. Они должны найти выход из ситуации с той точки зрения, в какой группе стратегий находятся.

Ситуации.

А. Ты зовешь друга (подругу) на дискотеку, а он (она) хочет в это время смотреть фильм по телевизору.

Б. Родители отправляют тебя в магазин за хлебом, а ты хочешь играть в компьютерные игры.

В. Бабушка сердится, когда ты громко слушаешь музыку. Она сказала тебе, что ей нужна тишина. Но ты не можешь без музыки.

Г. У тебя плохое настроение, и ты сидишь дома, слушаешь музыку. К тебе приходят друзья и зовут гулять.

Д. У твоего друга серьезные проблемы с физикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание, и ты даешь. Но однажды учительница заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она сказала, что если еще раз ты дашь своему другу списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности.

(После обсуждения в группах дети рассказывают всем о выбранных ими стратегиях, проходит их обсуждение)

Практические задания группам.

Задание 1 группе. Соотнесите причины социальных конфликтов с их характеристиками.

Причины конфликтов

Характеристики конфликтов

А. Экономическое неравенство

1. Ущемление прав какой-либо нации, рост национализма или шовинизма

Б. Идеологическая несовместимость

2. Столкновение различных взглядов, идей

В. Политическое противостояние

3. Неравное обладание собственностью, доходами, благами

Г. Межнациональные распри

4. Борьба за власть

Д. Межконфессиональные конфликты

5. Столкновение носителей различных религий

Задание 2 группе. Работа с басней И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука»

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Задача участников – определить, есть ли в этой басне конфликт? Как его можно назвать? (Это межличностный конфликт) Как можно было бы его разрешить и можно ли вообще его разрешить?

Задание 3 группе. Работа с текстом «Обязанности относительно ближних»

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Старайтесь развивать в себе чувства (великодушия) и (благодарности). Мы не должны делать (зла), даже нашим врагам. Не должны (оскорблять) ближних ни (словами), ни (действиями). Прямодушие и искренность – (добродетели), присущие сердцам благородным. (Ложь) унизительна, это подруга плутовства. Не должны без нужды говорить дурно о (своих ближних). Будьте (вежливы) и (приветливы) со всеми, но никому не надо (льстить), говорите (правду), но сдержанно.

Сознание, что вы исполнили (свой долг) и были полезны вашим ближним, доставит вам большое (внутреннее удовольствие), так как мы не созданы жить только (для самих себя).

А. великодушие

Б. благодарность

Г. оскорблять

Е. действия

Ж. добродетель

И. свои ближние

К. вежливы

Л. Приветливы

Н. правда

О. свой долг

П. внутреннее удовольствие

Р. для самих себя

Задание 4 группе. Работа с терминами.

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «конфликт»: компромисс, переговоры, арбитраж, реабилитация, свидетели.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «социальный конфликт»

Ответ: реабилитация.

Задание 5 группе. Работа со «Школой конфликтности».

Перед вами список слов, в различной степени связанных с понятием «конфликт». Распределите все слова по шкале так, чтобы расстояние между каждым словом и термином отражало их смысловую близость, т.е слово, наиболее близкое по смыслу к слову «конфликт», должно быть ближе к нему расположено. На одном месте можно располагать несколько слов.

Конфликт____________________________________________________________Шкала

    2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Диспут, стычка, раздор, перебранка, столкновение, распря, брань, размолвка, сражение, несогласие, дискуссия, скандал, разногласие, ссора, нелады, схватка, перепалка, спор, потасовка.
Совместное составление памятки «Пути разрешения конфликта».

1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.

2. Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты.

5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.

8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

9. Умейте вовремя останавливаться.

10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
5. Рефлексия.

Каждому участнику предлагается поделится впечатлениями о том, изменилось ли что-то в его взглядах на конфликт.

Преподаватель: Успех и счастье в жизни в значительной степени обусловлены гармонией отношений с окружающими и с самим собой. Важно чувствовать себя уверенно, и тогда возникающие на вашем пути препятствия будут преодолены, вы сможете достигнуть нужной цели, жить радостной и полнокровной жизнью. Я надеюсь, что смогла помочь вам поверить в свои силы, в возможность удачного разрешения большинства проблем. Дорогие ребята, вы были сегодня активны, инициативны, креативны! Наша встреча подошла к концу, хочется пожелать вам, чтобы вы и окружающие вас люди были всегда готовы к … сотрудничеству!

6. Домашнее задание: § 23. В литературных произведениях найти ситуацию конфликта и предложить выход из нее.