Признаки глагола у причастия презентация. Причастие презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему. Найди причастия, выпиши их и укажи морфологические признаки

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Причастие как особая форма глагола Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 3 МО «Ахтубинский район» Дроздова Вера Александровна

2 слайд

Описание слайда:

Цель урока познакомить учащихся с понятием «причастие», с его грамматическими особенностями, местом и ролью причастий, причастных оборотов в предложении

3 слайд

Описание слайда:

Задачи урока познакомиться с причастиями и важнейшими признаками этой части речи находить отличительные и общие признаки причастия с другими частями речи уметь определять и составлять синтаксические конструкции с использованием причастий как в устной, так и в письменной речи развивать коммуникативные навыки

4 слайд

Описание слайда:

Перед тем, как перейти к изучению нового материала, предлагаю вам сыграть в игру «Правда или ложь?» Правда ли, что причастия своим «внешним видом» похожи на прилагательные? Правда ли, что причастия не связаны с глаголами? Правда ли, что причастия могут быть настоящего и прошедшего времени? Правда ли, что причастие бывает возвратным? Правда ли, что причастия не изменяются по родам, падежам и числам? Правда ли, что есть только действительные причастия? Правда ли, что причастный оборот на письме всегда выделяется запятыми?

5 слайд

Описание слайда:

Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного: какой? какая? какое? какие? «Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного» В.И.Даль «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу» М.В.Ломоносов

6 слайд

Описание слайда:

ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА У ПРИЧАСТИЯ ВИД ВРЕМЯ ВОЗВРАТНОСТЬ совершенный несовершенный возвратное невозвратное настоящее прошедшее решивший решавший обидевшийся обидевший засыпающий заснувший

7 слайд

Описание слайда:

ПРИЗНАКИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО У ПРИЧАСТИЯ РОД ЧИСЛО ПАДЕЖ мужской именительный единственное множественное бегущий бегущее живущего рисующий рисующие средний женский бегущая родительный дательный винительный творительный предложный живущему живущего живущим (о) живущем живущий

8 слайд

Описание слайда:

ИМЕЕТ КРАТКУЮ ФОРМУ ЕГО МОЖНО ЗАМЕНИТЬ СИНОНИМИЧНЫМ СОЧЕТАНИЕМ (существительное + «который» + глагол) построен нарисована НАПРИМЕР: желтеющий лист = лист, которой желтеет засеянное поле = поле, которое засеяли НАПРИМЕР:

9 слайд

Описание слайда:

Итак, признаки, помогающие отличать причастие от прилагательного прилагательное можно заменить синонимом, тогда как причастие – сочетанием слов который + глаг., от которого оно образовано, в настоящем времени или прошедшем времени. редкий лес – негустой лес, редеющий лес – лес, который редеет. прилагательное и причастие можно различать по морфемному признаку – прилагательные имеют суффиксы –уч-, -юч-, причастия –ащ-, -ящ-. летучий - летящий

10 слайд

Описание слайда:

Причастия, обозначающие признак предмета, который сам производит действие, называются ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ: летящие на юг гуси – гуси, которые сами летят на юг пасущиеся на лугу овцы – овцы, которые сами пасутся Причастия, обозначающие признак предмета, над которым произведено или производится действие, называются СТРАДАТЕЛЬНЫМИ: рассыпанные ягоды – ягоды, которые кто – то рассыпал, распаханное поле – поле, которое кто-то распахал

11 слайд

Описание слайда:

И действительные, и страдательные причастия имеют две формы времени - настоящего и прошедшего. ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ СТРАДАТЕЛЬНЫЕ настоящее время говорящий, расцветающий выбираемый, исследуемый прошедшее время говоривший, расцветавший выбранный, исследованный

12 слайд

Описание слайда:

Причастия в полной форме чаще всего являются определениями в предложении: Развевающийся флаг привлек наше внимание. [флаг (какой?) развевающийся -- согласованное определение] Причастия в полной форме могут быть также частью составного именного сказуемого: У нее были потрескавшиеся руки, все в мозолях. [что говорится о руках? что они были потрескавшиеся -- составное именное сказуемое, именная часть выражена полной формой причастия] Краткая форма причастия чаще всего является сказуемым (составным именным сказуемым) в предложении: Сиденья обтянуты полотном. Пшеница посеяна вовремя. Субстантивированное причастие, то есть перешедшее в существительное, может быть подлежащим или дополнением в предложении. Разговаривающие за стеной перешли на шёпот. Врач выписал выздоровевших из стационара. ПРИЧАСТИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

13 слайд

Описание слайда:

Почему М.В.Ломоносов говорит, что в причастии «имени и глагола сила»? Какие формальные признаки причастия надо знать, чтобы найти причастия в предложении? Какие синтаксические функции выполняет причастие?


  • Фронтальный опрос.
  • Что такое глагол?
  • Каковы грамматические и морфологические признаки глагола?
  • Что такое прилагательное?
  • Каковы грамматические и морфологические признаки прилагательного?

Объяснение нового материала.

C равните слова:

Жёлтый (лист)- желтеет (лист)

желтеющий (лист)

Жёлтый (лист)- желтеет (лист)

желтеющий (лист)

Каково лексическое и грамматическое значение этих однокоренных слов?

Можно ли назвать слово желтеющий прилагательным? А глаголом?

Вывод: это не прилагательное, это не глагол, а

причастие



Причастие - это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопрос какой? , объединяет в себе свойства имени прилагательного и глагола. Причастие легко узнаётся благодаря яркому морфемному признаку - суффиксам: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-,

-им-, -ем-, -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-.

В предложении причастия бывают определением или входят в состав сказуемого.



Свойства имени прилагательного и глагола.

Свойства прилагательного

Свойства глагола

  • 1. Обозначает признак предмета
  • (Какой?) засохший (лист)
  • 2. Изменяемость по
  • родам – горящая (свеча), числам – падающие (звёзды)
  • падежам – лежащего (кота).
  • 3. Способность согласова-
  • ния с существительным:
  • Освещающему (лучу)- м. р.,
  • ед. ч., Д. п.
  • 1. Сохраняет в признаке предмета значение действия
  • (Что делающий? Что сделавший?)
  • Засыхающий – засохший (лист)
  • 2. Изменяемость по
  • видам –зеленеющий (сад)
  • и временам – зазеленевший (сад)
  • 3. Способность управлять существительным:
  • (мальчик) пишущий (что?)
  • упражнение (В. п.)
  • Возвратность:
  • Готовящийся (к выступлению артист)

Образуй причастие от глаголов.

Дождь моросит.

Освещается солнцем.

Луг цветёт.

Бабочки летают.







Образуй причастие от имён прилагательных.

Снежная зима.

Спелые ягоды.

Зелёные берёзы.






Найдите в предложениях причастия.

1 . Внимание охотников привлёк растущий на

опушке леса дуб.

2. Догоравший костёр ещё дымился.

3. Прочитанная книга лежала на полке.

4. Обеспокоенные чем-то птицы сорвались с веток и полетели в сторону озера, сверкающего зеркальной гладью.


Проверка

растущий , 2- догоравший , 3- прочитанная ,

4- обеспокоенные , сверкающего .

  • Какого вида и времени эти причастия?
  • Какую синтаксическую роль они
  • выполняют?

  • С какой формой глагола познакомились сегодня на уроке?
  • В чём разница между прилагательным и причастием?
  • В чём сходство?

Данный материал (урок + презентация) предназначен для учителей русского языка и литературы общеобразовательной школы.

От определения В.И.Даля через работу по таблице и групповое исследование учащиеся раскроют для себя

ПРИЗНАКИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО У ПРИЧАСТИЯ ,

самостоятельно проверят полученные знания и под великолепную музыку научатся видеть красоту природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе

(с использованием ИКТ и элементов здоровьесберегающих технологий обучения)

Тема: Признаки прилагательного у причастия

Цель: углубить знания учащихся о признаках причастия

Задачи: закрепить с учащимися признаки прилагательного у причастия, научить различать прилагательное и причастие,

формировать навыки: сравнение, обобщение, самоконтроль, работа в группе,

воспитывать творческую инициативу, любовь к природе

Оборудование и материалы: интерактивная доска, компьютер, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, презентация «Признаки прилагательного у причастия».

Музыкальное оформление: «Звуки осени»

Ход урока:

I.Оргмомент

II. Целеполагание (слайд № 1-2)

Работа с определением причастия по В.И.Далю (слайд № 3)

Как вы понимаете слова В.И.Даля: «Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного»?

III. Формирование новых знаний

  1. Работа по таблице «Причастие» (слайд № 4) см. «ЭТА УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ МОРФОЛОГИЯ». Части речи в таблицах.
  2. Групповое исследование (слайд № 5)

Задания для групп.

1 группа: записать словосочетания с прилагательным и причастием, подчеркнуть причастие.

З..л..ноглазая з..мля; з..л..той листопад; огонь р..бины кра..ной; д..ревья, как г..рящие свечи; с..ребристое со..нце; ч..рующая осень; покрытое дымкой небо; п..жаром пылающая ч..ща.

2 группа: подобрать к прилагательным однокоренные причастия. Объяснить отличие прилагательного от причастия.

Тёмная (туча), синий (горизонт), красная (рябина).

3 группа: просклонять словосочетание распустившийся осенний цветок. Сравнить падежные окончания прилагательного и причастия.

IV. Применение новых знаний

  1. Презентация выполненных заданий группами

Физминутка. Упражнение для глаз

  1. Творческая работа. Под запись «Звуки осени» написать мини-рассказ (с использованием опорных словосочетаний) (слайд №6).

Проверка выполненной работы

  1. Выполнение тестовых заданий (слайд № 7-8)
  1. Найти словосочетание по схеме « прич.+ сущ.»

А) белый снег

В) чёрная ночь

С) тёплый дождь

D) спелый крыжовник

Е) чернеющая пропасть

  1. Найти словосочетание по схеме «прилаг.+ сущ.»

А) стоящий мальчик

В) собранные грибы

С) засеянное поле

D) летящая птица

Е) светлое небо

  1. Найти словосочетание «прич. + сущ.»

А) великий мастер

В) заученная фраза

С) заслуженная слава

D) практический опыт

Е) продуманная ученым

4) Причастие изменяется по

А) лицам

В) родам

С) числам

D) падежам

Е) временам

5) Причастие обладает грамматическими признаками прилагательного

А) зависит от существительного

В) может иметь полную форму

С) является определением

D) совершенный вид

Е) будущее время


Подписи к слайдам:

Урок русского языка в 7 классе (с использованием ИКТ и элементов здоровьесберегающих технологий обучения) «Признаки прилагательного у причастия » Урок разработала: учитель русского языка и литературы Бачурина Н.Г.

ЦЕЛЬ УРОКА: углубить знания учащихся о признаках причастия Задачи: закрепить с учащимися признаки прилагательного у причастия, научить различать прилагательное и причастие, формировать навыки: сравнение, обобщение, самоконтроль, работа в группе, воспитывать творческую инициативу, любовь к природе

Как вы понимаете слова В.И.Даля: « Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного»?

Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос какой в разных формах Признаки глагола 1. Вид (сов., несов.) 2 . Время (наст., прош.) 3 . Возвратность 4 . Переходность Признаки прилагательного 1. Зависит от существительного 2 . Может иметь полную и краткую форму 3 . Изменяется по родам, числам, падежам 4 . Синтаксическая роль: определение, сказуемое

Групповое исследование Задания для групп. 1 группа: записать словосочетания с прилагательным и причастием, подчеркнуть причастие. З..л.. ноглазая з..мля; з..л..той листопад; огонь р.. бины кра..ной; д.. ревья, как г.. рящие свечи; с..ребристое со.. нце; ч.. рующая осень; покрытое дымкой небо; п..жаром пылающая ч.. ща; ж.. лтолистая река; ув..дающая природа. 2 группа: подобрать к прилагательным однокоренные причастия. Объяснить отличие прилагательного от причастия. Тёмная (туча), синий (горизонт), красная (рябина). 3 группа: просклонять словосочетание распустившийся осенний цветок. Сравнить падежные окончания прилагательного и причастия.

Под запись «Звуки осени» написать мини-рассказ (с использованием опорных словосочетаний) Золочённые осенью листья, дремлют притихшие сады, блестят в голубой лазури, увядание природы, желтолистая река; багряный, багровый, бордовый, лиловый цвета; освещённые солнцем; краснеющие гроздья рябины; предзимняя прохлада; ветреный день; облетают последние листья.

Выполнение тестовых заданий 1. Найти словосочетание по схеме « прич.+ сущ.» А) белый снег В) чёрная ночь С) тёплый дождь D) спелый крыжовник Е) чернеющая пропасть × 2. Найти словосочетание по схеме « прилаг.+ сущ.» А) стоящий мальчик В) собранные грибы С) засеянное поле D) летящая птица Е) светлое небо

× 3. Найти словосочетание « прич. + сущ.» А) великий мастер В) заученная фраза С) заслуженная слава D) практический опыт Е) продуманная ученым 4. Причастие изменяется по А) лицам В) родам С) числам D) падежам Е) временам 5. Причастие обладает грамматическими признаками прилагательного А) зависит от существительного В) может иметь полную форму С) является определением D) совершенный вид Е) будущее время

Ответы к тестовым заданиям 1. Е 2. Е 3. Е 4. В, С, D 5. A , В, С

Домашнее задание 1. Подобрать эпиграф и иллюстрацию к своему рассказу. 2. Выучить теоретический материал

















Включить эффекты

1 из 17

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация по русскому языку, имеющая узкую направленность, а именно, указание признаков прилагательного и глагола у причастий. С помощью этой работы дети должны разобраться, как правильно определять признак у имени прилагательного.

  • Признаки прилагательного и глагола у причастий
  • Задания для самостоятельной работы
  • Поясняющие таблицы

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

Слайд 2

Задание: Найди причастия и запиши глаголы, от которых они образованы, определите главное

слово в словосочетании, выделите суффикс в причастиях.

Сверкающий снег, светящийся шар, приближающийся пароход, скачущий всадник, замерзший мальчик, увидевший книгу, залитый водой, оторванная пуговица, принесенный пакет, мучимый жаждой, рекомендуемая книга, делимое число.

Образец: Сверкающий снег – снег, который сверкает

Слайд 4

Суффиксы причастий

  • Слайд 5

    Задание: Укажи причастия и прилагательные в тексте, выдели суффиксы причастий.

    1)В эту минуту хозяин вошёл с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю.

    2) Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары.

    3) Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помощь.

    4) Я увидел мужчину росту высокого, но уже сгорбленного старостью.

    5) Старый полинялый мундир его напоминал воина времён Анны Иоанновны.

    б) Река ещё не замёрзла, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.

    7) У ворот увидел я старую чугунную пушку.

    А. Пушкин

    Слайд 6

    Прилагательные:татарские шаровары, росту высокого, старый мундир, полинялый мундир,

    свинцовые волны, однообразных берегах, белым снегом, старую чугунную пушку

    Причастия:

    • кипящим самоваром; обстрижены в кружок;
    • оборванный армяк,
    • за оказанную помощь, сгорбленного старостью, покрытых снегом
  • Слайд 7

    • Что обозначают прилагательные?
    • На какой вопрос они отвечают?
    • Какую синтаксическую функцию выполняют?
    • Как изменяются прилагательные?
    • От каких частей речи образуются прилагательные?
  • Слайд 8

    М.р. Ед. ч.

    И.п. Серебристый сверкающий свет

    Р.п. Серебристого сверкающего света

    Д.п. Серебристому сверкающему свету

    В.п. Серебристый сверкающий свет

    Т.п. Серебристым сверкающим светом

    П.п. о серебристом сверкающем свете

    Слайд 9

    Ж.р. Ед. ч.

    И.п. молодая смеющаяся девушка

    Р.п. молодой смеющейся девушки

    Д.п. молодой смеющейся девушке

    В.п. молодую смеющуюся девушку

    Т.п. молодой смеющейся девушкой

    П.п. о молодой смеющейся девушке

    Слайд 10

    С.р. Ед. ч.

    И.п. темное грохочущее небо

    Р.п. темного грохочущего неба

    Д.п. темному грохочущему небу

    В.п. темное грохочущее небо

    Т.п. темным грохочущим небом

    П.п. о темном грохочущем небе

    Слайд 11

    Мн. ч.

    И.п. яркие светящиеся окна

    Р.п. ярких светящихся окон

    Д.п. ярким светящимся окнам

    В.п. яркие светящиеся окна

    Т.п. яркими светящимися окнами

    П.п. о ярких светящихся окнах

    Слайд 12

    Согласуй определения с определяемыми словами. Определите род, число, падеж причастий.

    1) Я заметил, что каждая волна, (представлявшийся)……с берега или с борта корабля {огромный, ровныйи гладкий)…….горой, в действительности скорее похожа на цепь (неровный) …..холмов с (остроконечный)…… вершинами, со склонами и долинами.

    2) Сильвер разговаривал сдвумя пиратами, (перегнувшийся)…….к немучерез борт корабля.

    3) Из восьми человек,(пострадавший)……..в бою, оставались в живых только трое: пират, подстреленный у бойницы, Хантер и капитан Смоллетт.

    4) Мы уселись на песке возле огня и стали закусывать (поджаренный)……свининой.

    5) Никогда всвоей жизни не видел я людей, так беззаботно (относящийся)……..к (завтрашний)…….дню.

    Р. Стивенсон

    Слайд 13

    Я заметил, что каждая волна, представлявшаясяс берега или с борта корабля огромной, ровнойи гладкой горой, в действительности скорее похожа на цепь неровных холмов с остроконечными вершинами, со склонами и долинами.

    2) Сильвер разговаривал сдвумя пиратами, перегнувшимисяк немучерез борт корабля.

    3) Из восьми человек,пострадавших в бою, оставались в живых только трое: пират, подстреленный у бойницы, Хантер и капитан Смоллетт.

    4) Мы уселись на песке возле огня и стали закусывать поджаренной свининой.

    5) Никогда всвоей жизни не видел я людей, так беззаботно относящихсяк завтрашнему дню.

    Р. Стивенсон

    Слайд 14

    Образуйте краткие формы от причастий

    • Нарисованные,
    • приукрашенные,
    • ведомые,
    • видимые,
    • победившие,
    • выросшие,
    • смеющиеся,
    • боящиеся,
    • ждущие.
    • Нарисован,
    • приукрашен,
    • ведом,
    • видим
  • Слайд 15

    Морфологические признаки причастий

    От прилагательного

    Согласуются в роде, числе и падеже.

    2. Имеют полную и краткую форму.

    3. В предложении чаще всего являются определениями.

    От глагола

    • Вид - совершенный и несовершенный.
    • Возвратное и невозвратное.
    • Время - настоящее и прошедшее.
  • Слайд 16

    Задайте вопрос к причастиям.

    1) Перед пылающим костром сидел капитан Смоллетт.

    2) Негодование пиратов, сдерживаемое страхом перед Сильвером, прорвалось наружу.

    3) Краем глаза я заметил движущуюся тень.

    Р. Стивенсон

    Слайд 17

    Найди причастия, выпиши их и укажи морфологические признаки:

    Детские народные приметы и суеверия

    Кошка, дёрнутая за хвост, пророчит исцарапанные уши.

    Незавязанные шнурки - предвестники разбитого носа.

    Мокрые ноги и хлюпающий нос предвещают тихую и спокойную жизнь в постели.

    Отлупивший девочку - дурак.

    Заглянувшему в школу откроется бездна знаний.

    Наказанного - простят.

    Кусок мыла, съеденный перед обедом, надолго отбивает аппетит.

    Долгие вечерние крики мамы, зовущей вас домой, - к мелким неприятностям.

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    в 1 классе

    УМК «Гармония»

    Тема:

    Выполнила:

    Червонова Татьяна Михайловна,

    учитель начальных классов

    2012 год

    УМК «Гармония»

    Класс: 1

    Предмет:

    Тема урока

    Тип урока

    Цель урока:

    Задачи урока :

    Предметные

    Познавательные:

    Регулятивные:

    Коммуникативные

    Личностные:

    Предполагаемые результаты :

    Анализировать штриховку;

    проводить

    штриховать рисунки, выбирая

    называть виды штриховки;

    оценивать свою работу.

    Формы организации урока:

    Оборудование

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые

    УУД

    Мотивационный момент

    Слайд №3,4

    Правила посадки при письме

    Настраиваются на работу.

    Актуализация знаний

    Запись песни

    Зачем вы учились штриховать?

    Звучит песня про Чебурашку.

    Кто же пришёл к нам на урок?

    Повторяют пройденный материал

    Отвечают на вопросы

    Чебурашка.

    Формулирование

    Определяется тема урока

    Работа по теме урока

    А во втором?

    Кто из вас был на море?

    Расскажите, как вы собирали

    На «пружинку»,

    На «лесенку»

    Дети рассматривают ракушки

    Как художники

    Физминутка

    4. Тренировка в штриховке.

    5. Самостоятельная работа.

    Работа по прописи стр 8

    Физминутка для глаз Слайд № 8

    Работа по закреплению

    Работа по прописи Стр 9

    работа с узорами

    рисунки грибов и фруктов

    Обводят по контуру и штрихуют

    Подведение итогов урока

    В чём мы тренировались?

    Подводят итог урока

    Слайд № 9

    Рефлексия.

    Дают оценку своей работе

    МБОУ «Екатеринославская средняя общеобразовательная школа»

    Тюльганского района Оренбургской области

    Конспект урока русского языка

    в 1 классе

    УМК «Гармония»

    Тема: Продолжение знакомства со штриховкой

    Выполнила:

    Червонова Татьяна Михайловна,

    учитель начальных классов

    2012 год

    УМК «Гармония»

    Класс: 1

    Предмет: Русский язык. Пропись № 1, с. 8-9

    Тема урока : Продолжение знакомства со штриховкой

    Тип урока : урок закрепления полученных знаний.

    Цель урока: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД.

    Задачи урока :

    Предметные

    ввести различные виды штриховки;

    раскрыть секрет наклонного письма;

    Познавательные:

    Содействовать развитию умения наблюдать, исследовать;

    Формировать умения формулировать ответ на вопросы учителя;

    Регулятивные:

    Обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

    Содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку;

    Адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества выполненной работы и правильности ответов.

    Коммуникативные

    Содействовать развитию у детей умению общаться;

    Обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

    Личностные:

    Способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.

    Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

    Предполагаемые результаты :

    Анализировать штриховку;

    проводить аналогию между формой рисунка и характером штриховки;

    штриховать рисунки, выбирая соответствующее направление штрихов;

    называть виды штриховки;

    оценивать свою работу.

    Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная.

    Оборудование : компьютерная презентация, Пропись №1, карточки

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые

    УУД

    Мотивационный момент

    Слайд №3,4

    Солнце на небе проснулось. Нам, ребята, улыбнулось. Глазки тихо закрываем, Руки к небу поднимаем. Лучик солнышка возьмём И к сердечку поднесём.

    Вы чувствуете солнечное тепло?

    Пусть сегодня на уроке благоприятствует тёплая дружеская атмосфера.

    Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?

    Как вы думаете, что для этого нужно?

    Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу.

    Правила посадки при письме

    Настраиваются на работу.

    Высказывают свои предположения

    Вспоминают правила посадки при письме.

    Актуализация знаний

    Запись песни

    Обсуждение рассказов детьми дома о видах штриховки

    Что вы рассказали дома о видах штриховки?

    Рассказывая, какой речью вы пользовались? (Деловой.)

    Зачем вы учились штриховать?

    Как вы думаете, всё ли мы узнали о штриховке?

    Чтобы нам помочь, на урок пришёл сказочный герой и принёс песенку. Послушайте и догадайтесь, кто же пришёл на урок.

    Звучит песня про Чебурашку.

    Кто же пришёл к нам на урок?

    Повторяют пройденный материал

    Отвечают на вопросы

    Слушают песню и определяют имя героя.

    Чебурашка.

    Формулирование

    темы урока. Постановка учебных задач

    2. Определение темы и задач урока.

    Рассмотрите страницу 8 прописи и скажите, о чём он нам хочет сообщить.

    Чему мы должны научиться сегодня на уроке?

    Как вы думаете, как нужно работать, чтобы выполнить учебные задачи?

    Определяется тема урока

    О том, как ещё можно штриховать разные рисунки. Выбирать вид штриховки в зависимости от формы рисунка и штриховать разнообразно.

    При помощи учителя ставят учебные задачи:

    Познакомиться с различными видами штриховки;

    Учиться штриховать формы и рисунки.

    Дружно, внимательно, стараться, быть аккуратным.

    Работа по теме урока

    1.Рассматривание заштрихованных по-разному четырёхугольников

    Кто может определить вид штриховки?

    На что похожа штриховк5а в первом прямоугольнике?

    А во втором?

    Упражнение в выполнении данной штриховке. Работа в прописи.

    Чебурашка привёз с моря, где отдыхал летом, разные ракушки. Рассмотрите ракушки.

    Кто из вас был на море?

    Расскажите, как вы собирали

    Как будете рассказывать - сообщать так, как учёные, или рисовать словами, как художники рисуют красками?

    Дети высказывают свои варианты

    На «пружинку»,

    На «лесенку»

    Самостоятельная работа в прописи стр 8

    Дети рассматривают ракушки

    Как художники

    Физминутка

    3.Анализ видов штриховки в каждом рисунке.

    4. Тренировка в штриховке.

    Определите направление движения руки по голубым стрелкам.

    5. Самостоятельная работа.

    Заштриховать изображение Чебурашки, выбирая разные виды штриховки.

    Работа по прописи стр 8

    Физминутка для глаз Слайд № 8

    Работа по закреплению

    Работа по прописи Стр 9

    первая свободная строка используется для повторения устройства рабочей строки.

    работа с узорами

    рисунки грибов и фруктов

    Дети сами чертят стрелку, показывающую начало письма, а также ставят точки на первой и второй линиях-помощницах.

    Обводят и дописывают самостоятельно.

    Обводят по контуру и штрихуют

    Подведение итогов урока

    В чём мы тренировались?

    Что теперь будут подсказывать фигурки художника и учёного?

    Кто из них назвал штриховку «с возвратом», а кто - «лесенка»? "

    Найдите названные виды штриховки, покажите стрелкой начало движения руки при обведении.

    Расскажите и обо всём что узнали на уроке своим близким

    Подводят итог урока

    Об одном и том же говорить можно по-разному

    Слайд № 9

    Рефлексия.

    Раскрасьте ваш воздушный шарик нужным цветом:

    зелёным - всё понятно; жёлтым - не совсем понятно есть вопросы;

    красным- не понятно; -Украсим воздушными шарами наш класс

    Дают оценку своей работе

    Скачать конспект


    Задание: Найди причастия и запиши глаголы, от которых они образованы, определите главное слово в словосочетании, выделите суффикс в причастиях. Сверкающий снег, светящийся шар, приближающийся пароход, скачущий всадник, замерзший мальчик, увидевший книгу, залитый водой, оторванная пуговица, принесенный пакет, мучимый жаждой, рекомендуемая книга, делимое число. Образец: Сверкающий снег – снег, который сверкает


    Задание: Укажи причастия и прилагательные в тексте, выдели суффиксы причастий. 1)В эту минуту хозяин вошёл с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю. 2) Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары. 3) Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помощь. 4) Я увидел мужчину росту высокого, но уже сгорбленного старостью. 5) Старый полинялый мундир его напоминал воина времён Анны Иоанновны. б) Река ещё не замёрзла, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. 7) У ворот увидел я старую чугунную пушку. А. Пушкин


    Прилагательные: татарские шаровары, росту высокого, старый мундир, полинялый мундир, свинцовые волны, однообразных берегах, белым снегом, старую чугунную пушку Причастия: кипящим самоваром; обстрижены в кружок; оборванный армяк, за оказанную помощь, сгорбленного старостью, покрытых снегом


    Согласуй определения с определяемыми словами. Определите род, число, падеж причастий. 1) Я заметил, что каждая волна, (представлявшийся)……с берега или с борта корабля {огромный, ровный и гладкий)…….горой, в действительности скорее похожа на цепь (неровный) …..холмов с (остроконечный)…… вершинами, со склонами и долинами. 2) Сильвер разговаривал с двумя пиратами, (перегнувшийся)…….к нему через борт корабля. 3) Из восьми человек,(пострадавший)……..в бою, оставались в живых только трое: пират, подстреленный у бойницы, Хантер и капитан Смоллетт. 4) Мы уселись на песке возле огня и стали закусывать (поджаренный)……свининой. 5) Никогда в своей жизни не видел я людей, так беззаботно (относящийся)……..к (завтрашний)…….дню. Р. Стивенсон


    Я заметил, что каждая волна, представлявшаяся с берега или с борта корабля огромной, ровной и гладкой горой, в действительности скорее похожа на цепь неровных холмов с остроконечными вершинами, со склонами и долинами. Я заметил, что каждая волна, представлявшаяся с берега или с борта корабля огромной, ровной и гладкой горой, в действительности скорее похожа на цепь неровных холмов с остроконечными вершинами, со склонами и долинами. 2) Сильвер разговаривал с двумя пиратами, перегнувшимися к нему через борт корабля. 3) Из восьми человек, пострадавших в бою, оставались в живых только трое: пират, подстреленный у бойницы, Хантер и капитан Смоллетт. 4) Мы уселись на песке возле огня и стали закусывать поджаренной свининой. 5) Никогда в своей жизни не видел я людей, так беззаботно относящихся к завтрашнему дню. Р. Стивенсон


    Найди причастия, выпиши их и укажи морфологические признаки: Детские народные приметы и суеверия Кошка, дёрнутая за хвост, пророчит исцарапанные уши. Незавязанные шнурки - предвестники разбитого носа. Мокрые ноги и хлюпающий нос предвещают тихую и спокойную жизнь в постели. Отлупивший девочку - дурак. Заглянувшему в школу откроется бездна знаний. Наказанного - простят. Кусок мыла, съеденный перед обедом, надолго отбивает аппетит. Долгие вечерние крики мамы, зовущей вас домой, - к мелким неприятностям. Г. Остер

    Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Русский язык"

    Готовые презентации по русскому языку будут незаменимым помощником для учителей, учащихся и их родителей.Использование презентации по русскому языку помогает в изучении грамматики, правил и исключений, времен и спряжений, падежей и склонений. Яркие иллюстрации и красивые слайды снимут напряжение в классе и втянут каждого школьника в образовательный процесс. В разделе "Русский язык" собраны качественные уникальные презентации по русскому языку для 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 класса, а также презентации для подготовки к ГИА и ЕГЭ по русскому языку.