Египетский бог с головой пса. Анубис - это божество древнего египта с головой шакала, бог смерти

Анубис – древнегреческий вариант имени одного из божеств Древнего Египта. Сами египтяне называли его Инпу и изображали с человеческим телом и головой собаки или шакала. Священным животным этого бога считался обыкновенный шакал (по современной классификации). Шерсть у него тёмно-рыжая и по цвету напоминает золото. А к жёлтому благородному металлу жители Египта относились всегда очень трепетно и ассоциировали его с богами.

Египетская цивилизация существовала несколько тысячелетий. Поэтому бог Египта Анубис в разные времена выполнял разные роли. Но он постоянно имел неразрывную связь с подземным царством мёртвых. В период Раннего царства (3000-2700 гг. до н. э.) это божество изображали не только с головой, но и с телом шакала.

В тот период шакалы были неразрывно связаны с кладбищами, так как мёртвых хоронили в мелких могилах. Хищники их разрывали и поедали мёртвую плоть. Поэтому жрецы создали образ божественного шакала, и тот, в соответствии с мифологией, стал защищать погребённых от других шакалов.

Во времена Древнего царства (2700-2180 гг. до н. э.) Анубис продолжал выполнять функцию защитника гробниц. Он считался одним из самых важных богов мёртвых. Постепенно его обязанности расширились, и он стал не только защитником, но и проводником умерших в царство мёртвых. Соответственно, изменились и изображения бога. Его наделили человеческим телом, а вот голова осталась шакальей.

Позже он стал царствовать в подземном мире, и лишь в эпоху Среднего царства (2055-1760 гг. до н. э.) Анубиса заменили Осирисом. Именно последний начал безраздельно повелевать над мёртвыми, а бог с головой шакала вёл к нему умерших, держа за руку.

Слева сидит Осирис, перед ним стоит Анубис и держит за руку умершего

Кто, согласно мифологии, был отцом Анубиса? В ранних египетских текстах его называли сыном Ра, не указывая мать. Затем матерью стала Нефтида – правнучка Ра. Помимо этого, матерью считали богиню Баст. Изображали её с головой кошки. Однако свои уточнения, дошедшие до наших дней, внёс древнегреческий философ Плутарх.

Он считался специалистом по Древнему Египту, по его мифам, легендам, преданиям. По утверждению этого всеми уважаемого философа бог Египта Анубис приходился сыном Нефтиде и Осирису. Нефтида и Осирис – родные сестра и брат. Но Нефтида была замужем за Сетом, а Осирис состоял в браке с Исидой. Поэтому бог с головой шакала был незаконным сыном Осириса. А мать Нефтида оказалась абсолютно равнодушной к ребёнку. Боясь скандала с мужем, она выбросила младенца в камыши. Его нашла Исида и воспитала. То есть именно она являлась его фактической матерью.

Когда Анубис вырос, то стал проводником в мир мёртвых. А в это время Сет убил Осириса и начал править Египтом. Исида принесла останки мужа Анубису, и тот сделал из них первую на берегах Нила мумию. После этого Исида забеременела от мумии и родила сына Гора. Тот одержал победу над Сетом и оживил Осириса. Далее, согласно мифам, Гор остался править миром живых, а Осирис отправился повелевать царством мёртвых, и тем самым начал сотрудничать с Анубисом.

Суд Осириса: Анубис (слева) и Тот (справа с головой ибиса) взвешивают сердце умершего. Возле весов сидит чудовище Амат с головой крокодила и телом льва

В Книге Мёртвых описывается суд Осириса над умершими. Ему в этом помогают Анубис и бог мудрости и знаний Тот. Последние занимаются тем, что взвешивают на весах совесть почившего в виде сердца. На одной чаще весов находится само сердце, а на другой истина, представленная в виде пера, взятого из головного убора богини истины Маат.

В том случае, если умерший прожил свою жизнь праведно и честно, то перо перевешивало сердце или весило с ним одинаково. Праведника бог Египта Анубис подводил к Осирису, и тот отравлял счастливчика в поля Иалу. Там его ждали вечная жизнь и блаженство. А вот если сердце перевешивало перо, то такой умерший попадал в разряд грешников. Его поедало находящееся возле весов чудовище Амат. Изображали его с телом льва и головой крокодила.

Греческие писатели, жившие в эпоху римского периода, описывали Анубиса как проводника душ в царство мёртвых. Они ассоциировали его с богом Гермесом, который в древнегреческой мифологии выполнял аналогичную роль. А вот Осириса они представляли как повелителя подземного мира, каковым он и являлся в действительности, согласно мифам Древнего Египта.

Один из самых таинственных древнеегипетских богов - это Анубис. Он заведует царством мертвых и является одним из его судей. Когда египетская религия только начинала свое существование, бога воспринимали как черного шакала, что пожирает мертвых и охраняет вход в их царство.

Внешний вид

Немного позднее от первоначального образа осталось не так уж и много. Анубис - это бог царства мертвых в древнем городе Сиуте, выше него в религии египтян стоит лишь бог в обличье волка по имени Упуату, которому и подчиняется божество из царства мертвых. Считалось, что именно Анубис переводит души умерших между мирами.

А вот куда попадет усопший, решал Осирис. В его палате собирались 42 бога-судьи. Именно от их решения зависело, попадет душа на Поля Иалу или будет предана духовной смерти навсегда.

Весы Анубиса

Упоминание этого бога отражено в Книге мертвых, составленной для пятой и шестой династии фараонов. Один из жрецов описал собственное пребывание совместно с женой у Анубиса. В книге сказано, что он с супругой склонил колени перед божественными судьями. В палате, где решается судьба души, установлены специальные весы, за которыми стоит бог смерти Анубис. Он кладет на левую чашу сердце жреца, а на правую - перо Маат - символ истины, отражающий праведность и непогрешимость человеческих деяний.

Анубис-Саб - еще одно египетское имя этого бога. Оно означает "божественный судья". В летописях есть информация о том, что у него были магические способности - он мог видеть будущее. Именно Анубис отвечал за подготовку усопшего к смерти. В его обязанности входило бальзамирование и мумификация тела. После чего вокруг тела он выставлял детей, у каждого из них в руках были сосуды с органами покойника. Этот ритуал проводился для охраны души. Поклоняясь Анубису, во время подготовки тела жрецы надевали маску с ликом шакала. Правильное проведение всех обрядов давало гарантию, что ночью мистическое божество защитит тело усопшего от влияния злых духов.

Греко-римская вера

Когда в Римской империи началось активное развитие культов Исиды и Сераписа, восприятие божества Древнего Египта с головой шакала немного изменилось. Греки и римляне начали считать его слугой верховных богов, сравнивая бога мертвых с Гермесом. В те времена считалось, что он покровительствует анестезиологам, психологам и психиатрам. Такое мнение появилось после приписывания Анубису дополнительных качеств. Также считалось, что он способен указать верный путь заблудшему, вывести его из лабиринта.

Древнеегипетский бог смерти

В основном изображали Анубиса с телом человека и головой шакала. Его главная миссия заключалась в переправлении души в загробный мир. Есть записи, что он являлся людям в период Старого царства, принимая образ Дуата. По легендам, его матерью была а супругой стала богиня Инут.

Больше всего Анубису поклонялись в Кинополе - столице семнадцатого египетского нома. В одном из циклов описаний богов покровитель мертвых помогал Изиде в поисках частей Осириса. А вот во времена анимистических представлений представал перед жителями Анубис в образе собаки черного цвета.

Со временем египетская религия развивалась, и Анубис изменил свой образ. Теперь его изображали как человека с головой собаки. Кинополь стал центром смерти. По мнению египтологов, распространение культа было чрезвычайно быстрым по тем временам. По мнению жителей Древнего царства, это божество являлось хозяином загробного мира, и звали его Хентиаментиу. До появления Осириса он был главным на всем Западе. В других источниках указано, что это не его имя, а название места, где расположен храм поклонения Анубису. Дословный перевод этого слова звучит как "самый первый житель запада". Но после того, как египтяне начали поклоняться Осирису, многие функции Дуата перешли новому верховному богу.

Период Нового царства, XVI-XI века до нашей эры

В египетской мифологии Анубис - это бог мертвых, сын Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного бога мать прятала от Сета, своего законного супруга, в болотах Нила. Впоследствии его нашла Исида, богиня-мать, которая и воспитала Анубиса. Спустя какое-то время Сет, превратившись в леопарда, убил Осириса, разорвав его тело на кусочки и разбросав по всему миру.

Помогал Исиде собрать останки Осириса Анубис. Он завернул тело своего отца в специальную ткань, и, по легенде, именно так возникла первая мумия. Именно благодаря этому мифу Анубис стал покровителем некрополей и богом бальзамирования. Таким образом сын хотел сохранить тело отца. По приданию, у Анубиса была дочь Кебхут, которая совершала возлияния в честь умерших.

Имя

В период Древнего царства с 2686 до 2181 годы до нашей эры имя Анубис записывалось в виде двух иероглифов, дословный перевод которых звучит как "шакал" и "мир ему". После этого имя бога начали записывать как "шакал на высокой подставке". Это обозначение используется до сих пор.

История культа

В период с 3100 до 2686 годы до нашей эры представляли Анубиса в виде шакала. Его изображения есть и на камне времен эпохи правления первой династии фараонов. Раньше людей хоронили в неглубокие ямы, которые часто разрывали шакалы, возможно, именно поэтому египтяне ассоциировали бога смерти с этим животным.

Самыми древними упоминаниями этого бога считаются указания в текстах пирамид, где Анубис встречается в разъяснениях правил погребения фараонов. На то время этот бог считался самым значимым в царстве мертвых. Со временем его влияние ослабело, а уже во времена римской эпохи изображали древнего бога Анубиса совместно с мертвыми, которых он вел за руку.

Что касается происхождения этого бога, то сведения также менялись по истечении времени. Рассматривая раннюю египетскую мифологию, можно найти упоминания о том, что он сын бога Ра. Найденные тексты саркофагов сообщают, что Анубис - это сын с головой кошки) или Хесат (богини-коровы). Спустя какое-то время его матерю стала считаться Нефтида, бросившая младенца, после чего его усыновила ее сестра Исида. Многие исследователи считают, что подобное изменение родословной бога не что иное, как попытка сделать его частью родословной бога Осириса.

Когда же на престол взошли греки, египетский Анубис был скрещен с Гермесом и превратился в единого бога мертвых Германубиса из-за схожести их миссий. В Риме этому богу поклонялись до второго века нашей эры. Потом же упоминания о нем можно было встретить в алхимической и мистической литературах Средних веков и даже эпохи Возрождения. Несмотря на мнение римлян и греков, что египетские боги слишком примитивны, а их образы непривычны, именно Анубис стал частью их религии. Они сравнивали его с Сириусом и почитали как цербера, живущего в царстве Аида.

Религиозные функции

Главной функцией одного из Анубиса была охрана могил. Считалось, что он охраняет пустынные некрополи на западных берегах Нила. Об этом свидетельствуют тексты, высеченные на могилах. Также он занимался бальзамированием и мумифицированием трупов. В погребальных камерах фараонов проводились обряды, где жрецы, надевая маску шакала, выполняли все необходимые процедуры, чтобы ночью бог защитил тело от злых сил. По легендам, Анубис спасал тела умерших от разъяренных сил, используя для этого раскаленный железный прут.

Сет в образе леопарда пытался разорвать тело Осириса, а Анубис спас его, заклеймив мужа своей биологической матери. С тех пор считается, что так у леопарда появились пятна, а жрецы, посещая покойников, надевали их шкуры, чтобы отпугнуть нечисть. Бог Египта Анубис также отводил души умерших на суд Осириса, как и греческий Гермес, приводил покойников к Аиду. Именно он решал, чья душа на весах тяжелее. И от того, как он взвесит душу усопшего, зависело, попадет она на небеса или отправится в пасть страшному чудовищу Амат, представлявшего собой гиппопотама со львиными лапами и пастью крокодила.

Образ в искусстве

Именно Анубиса чаще всего изображали в искусстве Древнего Египта. В самом начале его представляли черным псом. Стоит отметить, что оттенок был чисто символическим, он отражал цвет трупа после натирания его содой и смолой для дальнейшей мумификации. Кроме того, черный отражал цвет ила в реке и ассоциировался с плодородием, предвещал возрождение в мире мертвых. Позже изображения изменились, представлять бога смерти Анубиса стали в форме человека с головой шакала.

Вокруг его тела проходила лента, а в руках он держал цепь. Что касается погребального искусства, то изображался он как участник мумификации либо же сидящим на могиле и охраняющим ее. Самым уникальным и необычным изображением Анубиса стала находка в гробнице Рамсеса второго в городе Абидос, где лик бога был полностью человеческий.

17.06.2017

Анубис – или по другим вариантам Инпу – один из известнейших богов цивилизации Древнего Египта. Согласно верованиям древних египтян он сопровождал души умерших в их пути до последнего пристанища в загробном царстве.

Внешний вид и атрибутика Анубиса

На найденных при археологических раскопках фресках, вазах и других предметах Анубис изображался с головой шакала и телом человека. Иногда он изображался просто в виде лежащего черного шакала, либо в виде дикой собаки. Именно этим объясняется и выбор отождествляемых с богом животных – они обитают в окружающих царство Древнего Египта пустынях, которые у египтян считались началом пути в загробное царство.

Как правило он изображался с кожей черного цвета. Это нехарактерный цвет для шкур собак и шакалов. По всей вероятности такой выбор цвета кожи был определен ролью, которая отводилась Анубису в обрядах. Черный – это цвет атрибутов ритуальных обрядов при похоронах фараонов, покровителем и создателем которых считался бог. В частности, черный цвет имеет смола, на основе которой делался состав для мумифицирования.

Другими характерными для его изображений цветами были белый – цвет бинтов, которыми оборачивались мумии, и зеленый – символ возрождения.

Очень часто Анубис изображен держащим в руке посох с вырезанной головой шакала на конце или с жезлом, обернутым собачьей шкурой. Такими же атрибутами пользовались и жрецы, проводившие посвященные богу обряды. Также при храмах божества обязательно жила собака или шакал, считавшиеся священными. После смерти животных их тела мумифицировались и продолжали храниться в храме.

История развития культа Анубиса

Около 2.5 тысяч лет до нашей эры культ Анубиса зародился в одном из номов – районов – Древнего Египта. Центром наибольшего почитания был город Каса, или Кинополь, как его называли в Греции. Оттуда культ Анубиса в течение довольно непродолжительного времени получил распространение по территории всего Древнего Египта.

В первый период своего развития во время Древнего Царства (приблизительно 2.3 тысячи лет до нашей эры) именно Анубис был богом мертвецов и именно он, а не Осирис, владел миром мертвых и считал сердца умерших людей. Осирис же почитался лишь как олицетворение фараона после его смерти. Однако с течением времени приблизительно к началу второго тысячелетия до нашей эры Анубис начал становиться второстепенным по сравнению с Осирисом, и именно последний стал ассоциироваться с властелином мира мертвых и стал именоваться эпитетами, ранее относившимися к Анубису. Такими как например «Хентиаменти» — тот, кто идет во главе стран Запада (как называли тогда мир мертвых).

Другими эпитетами бога, сохранившими отношение к нему и после возвеличивания культа Осириса, были: владыка священной страны (то есть – хозяин некрополя), стоящий перед залом богов (как называли зал, в котором проводился обряд мумификации), сын коровы Хесат и ряд других.

Анубис стал вторым по значению после Осириса в культе почитания умерших. Он принимал важное участие в окружающих Озириса мистериях и связанных с ними верованиях. Анубису стала отводиться важная роль в ритуальных обрядах и он стал почитаться как бог бальзамирования и обрядов погребения, покровителем и охранником мест захоронений. Также, согласно мифам, именно Анубис считался создателем искусства мумифицирования.

Согласно относящимся к этому периоду времени мифам Анубис начинает сопровождать умерших на посмертный суд, на котором он извлекал сердце покойного и взвешивал его, сравнивая с пером древнеегипетской богини справедливости и истины Маат. Если сердце, являвшееся символом совести человека, перевешивало перо, то это говорило о его грешности. В этом случае зверь Амат, выглядевший как лев с крокодильей головой поедал грешника. Если же сердце было не тяжелее пера Маат – покойный попадал в рай.

Мифы, связанные с Анубисом

Согласно легендам, преданиям и мифам Древнего Египта, Анубис является сыном Озириса, бога возрождения, и его сестры Нефтиды, по большинству версий исследователей мифов являвшейся богиней смерти.

Осирис был правителем Египта и мужем сестры Нефтиды – богини плодородия, женственности и покровительницы материнства. Сама же Нефтида являлась женой Сета – бога войны, ярости, смерти и песчаных бурь. Нефтида, тайна любившая Осириса, однажды не сумела сдержать чувств, приняла облик сестры и совратила ее мужа. В результате этой двойной измены и появился на свет младенец Анубис.

Нефтида испугалась возможной мести за измену со стороны своего яростного мужа Сета и в панике бросила мальчика заросли Нильского камыша (или спрятала, если верить другим версиям мифа). В этих зарослях младенец-Анубис и был найден Исидой, которая взяла его на воспитание и стала его приемной матерью. Вот так младенец, брошенный матерью, неожиданно оказался усыновлен собственным отцом.

Спустя годы Осириса убил Сет, завидовавший его власти и не остановившийся перед убийством родного брата. Он убил, расчленил тело Осириса и разбросал останки по земле всего Египта. И тогда именно Анубис помог мачехе найти и собрать тело отца. Собранные части тела он сложил вместе и замотал в пропитанные особым настоем ткани. Так Анубис впервые создал мумию фараона и стал богом – охранителем некрополей. Анубис не нашел лишь одну часть тела отца – его детородный орган, так как он был брошен Сетом в Нил и съеден рыбой или крокодилом.

Но ничего страшного, находчивая вдовствующая богиня не растерялась, а слепила недостающую часть тела из глины. А после этого не только догадалась приделать её на прежнее место, но и сумела даже забеременеть, родив сына Гора, от которого впоследствии и вели свой род все фараоны Древнего Египта.

Гор занял принадлежавшее ему по праву рождения место на троне, сместив дядю узурпатора, а после этого при помощи магии и заклинаний Анубиса воскресил отца. Но воскресший Осирис не пожелал вновь садиться на трон и ушел в царство мертвых, став его правителем. Анубис же стал его советником на посмертном Суде и проводником душ после смерти их тел.

Связанные с Анубисом божества

Анубис был достаточно широко известен и за пределами Египта. Упоминания о нем встречаются в произведениях таких широко известных авторов, как жившие в 1-м веке до нашей эры греческие ученые Страбон и Плутарх. В известной поэме Энеида древнеримского автора Вергилия изображение Анубиса было на щите главного героя – троянского героя-полубога Энея.

Анубис почитался в Древней Греции, где его культ соединяли с культом Гермеса, выполнявшего в греческой мифологии схожие функции. В самом Египте в более поздние периоды Анубис отождествлялся с рядом других божеств. Одним из них стал Исдес, в ранние годы Древнего Египта выступавши в роли одного из самостоятельных богов царства умерших.

Другой пример — это богиня Инпут. Обычно она выступала в роли жены Анубиса, но в ряде районов Египта она считалась его женской сущностью. В честь нее был назван ном – административный район – древнеегипетского государства, в котором культ Анубиса наиболее сильно почитался. Как и Анубис, она изображалась с головой собаки, но на женском теле.

Бог, покровитель мертвых, изображался в образе шакала или человека с шакальей головой. Поскольку Анубису приписывают изобретение обычая бальзамировать мертвых, жрец, наблюдавший за процессом бальзамирования, надевал маску шакала-Анубиса.

Анубис (греч.) - Инпу (егип.) Одним из древнейших и наиболее уважаемых богов пантеона Древнего Египта является Бог Анубис. Одна из функций Бога Анубиса - наказание грешников в Аду Египетского Загробного Мира.Так же Бог Анубис отвечает за мудрость, Карму, награды и наказания, которые заслужил человек в своей земной жизни. Именно Бог Анубис решает, сколько будет жить человек на Земле, он определяет - кому пора уходить, а кто еще не выполнил своих задач.

Бог Анубис изображался древними египтянами в виде человека с головой шакала. Это символизирует защиту, охоту, связь с мертвыми, верность и преданность.

Жрецы Бога Анубиса были самыми здоровыми людьми в Древнем Египте. Это потому, что Анубис отвечает и за обратный аспект смерти - жизнь. Бог мертвых и страж мумий - Анубис.

В Древнем Египте не любили шакалов из-за того, что они часто рылись в могилах. Люди надеялись положить конец этим действиям посредством обожествления. Так, бог мертвых Анубис приобрел облик собаки или шакала. То, что собаки бродили в ночное время между могилами, вызывало предположение, что эти животные будут защищать мертвых ночью.

Настенная картина показывает Анубиса, бога-хранителя мумий, в человеческом облике с головой собаки. Согласно этой картине, мумифицирующие жрецы также носили маски шакалов из раскрашенной глины, так как бог считался специалистом в области бальзамирования.

В более позднее время, когда в качестве бога мертвых выступал также Осирис, Анубис стал слугой и руководил в дальнейшем взвешиванием сердец (душ) на суде мертвых.

Священных животных бога, собак и шакалов, которых держали в соседних зданиях храма, после их смерти также бальзамировали и мумифицировали. Иероглиф, обозначающий бога Анубиса, имеет значение «ведающий тайнами». Бог изображен здесь в образе животного, лежащего на таинственном ящике. Предположительно, ящик может быть саркофагом или контейнером, в котором хранили внутренности.

Один из вариантов написания показывает бога в образе человека с головой собаки. Этот иероглиф может относиться также к какому-либо другому богу в облике собаки, такому как Упуаут, бог Ассиута, или Хонтаменти, бог Абидоса.

Элегантная фигура шакалоголового бога Анубиса, хранящаяся в музее Хильдесхайма, - один из интереснейших и, одновременно, крайне редко публикуемых памятников этой коллекции. Статуя выполнена из дерева сикоморы.Из-за того, что утерян цоколь статуи и отсутствует окраска, можно предположить, что статуя могла изображать как Анубиса, так и одного из сыновей Хора - покровителей каноп - шакалоголового духа Дуамутефа. Подобные статуи вместе с изображениями Осириса, Исиды и Нефтиды были важной частью заупокойного инвентаря гробницы каждого знатного человека.

Бог-покровитель некрополей и бальзамирования, Анубис изображался с телом черного цвета, не характерного для шакала в природе и связанного с цветом мумифицированной плоти и плодородием египетской земли, несущей в себе возрождение. Согласно легенде, шакалоголовый бог был сыном Осириса, рожденным богиней Нефтидой, (согласно другим версиям - коровой Хесат или даже кошкой Бастет), и забальзамировал тело убитого бога, изобретя процесс мумификации. Вместе с Исидой, Нефтидой и Тотом, Анубис омывает тело умершего священной водой, в которой воплощена сила его дочери - богини Кебхут.

Роль Анубиса - сторожа некрополя отразилась в двух его основных эпитетах - неб та джесер - «владыка земли священной» и хенти сех нечер - «первый из божественного навеса»; второй эпитет также указывал на его связь с помещением, в котором проходила мумификация и погребальной камерой гробницы. Не менее распространен был и другой титул бога - тепи джу эф - «тот, кто на своем холме», который подчеркивал роль Анубиса - стража могил, выслеживающего злоумышленников с высоты холмов пустынных некрополей. Образ Анубиса, лежащего на девяти иноземных пленниках, символизирующих зло, издревле изображался на печатях стражи Долины царей, оттиски которых покрывали замурованные входы в гробницы фараонов.

Молитвы, обращенные к Анубису, встречаются уже на стенах гробниц вельмож Древнего царства; в «Текстах
пирамид» он упоминается как защитник умершего, исполнитель воли Осириса в мире ином, «оглашающий его приказы».

Часть человеческого тела, ассоциирующаяся, согласно «Текстам пирамид», с Анубисом - голова.

Особую популярность культ Анубиса приобрел в Новом царстве и Позднем времени; его часто изображали на виньетках к тексту «Книги мертвых» и росписях гробниц фараонов и их подданных. Отныне Анубис считается великим проводником души усопшего в загробном царстве, богом, который подводит умершего к престолу Осириса в великом «Чертоге Двух Истин».

В мировоззрении египтян Анубис был тесно связан с самыми различными областями магии. Тексты иногда называют его «повелителем бау», и уверяют, что под его командованием находятся целые легионы сущностей, которые могут быть как благожелательными, так и агрессивными. Особенно часто имя Анубиса использовалась в ритуалах защиты мага и предсказаниях. Культ Анубиса процветал во многих городах Верхнего и Нижнего Египта, в особенности - в Кинополе и Ассиуте, где он отождествлялся с местным богом Упуатом. Вместе с египетскими религиозными представлениями культ Анубиса проник и в другие страны Средиземноморского бассейна. Образ бога оказал влияние и на коптскую культуру: в коптских песнопениях и поныне существует «волчий глас», а в коптском музее в Каире хранится икона с изображением двух святых с головами шакалов.

Вне всяких сомнений, Анубис - самый знаменитый бог Египта. Его изображение можно увидеть в любой гробнице: в сцене взвешивания души умершего этот бог стоит рядом с Осирисом.

Анубис - бог-психопомп, или бог- проводник: тот, кто помогает душам на пути к новой участи. В сознании древних египтян он имел огромное значение. Загробный мир Осириса занимал их намного больше, нежели мимолетная земная жизнь. И потому Анубиса особенно почитали все те, кто желал после смерти оказаться «оправданным» богами и, следовательно, достойным войти в Царство мертвых. Кроме того, Анубис считался изобретателем бальзамирования. Напомним, что благодаря этой процедуре тело избегало разложения. Египтяне были глубоко убеждены в необходимости бальзамирования, так как верили, что после последнего суда они вернутся в свое прежнее тело. Спасение души без тела немыслимо, как невозможен и загробный мир без Анубиса!

Чаще всего Анубис принимает антропоморфный облик, с головой черной собаки или шакала. Египтяне замечали этих животных, рыскающих по кладбищам в пустыне, и соотнесли их с загробным миром. Так как звери напоминали стражей некрополей, почитатели Анубиса вскоре уподобили их своему богу, что и отразилось на его облике. Анубиса, как правило, изображают стоящим, с полуразвернутым торсом. Иногда он даже превращается в волка или шакала! В этом случае он полностью черный и лежит на сундуке в форме наоса (другое название - целла), помещения, где в египетском храме стояли статуи богов. Так он изображен и на иероглифе, обозначающем этого бога. Этот рисунок также имеет значение «ведающий тайнами».

Мифы об Анубисе

Анубис так тесно связан с загробным миром и со всеми погребальными ритуалами, что египтяне, больше, нежели другие народы древности, увлеченные идеей иной жизни, оставили его бесчисленные изображения на стенах гробниц. Именно он сопровождает умершего на суд Осириса. Каков будет приговор? Неудивительно, что египтяне, предвидя это мгновение, с таким почтением относились к этому богу!

Прежде чем власть над Верхним и Нижним Египтом оказалась в руках одного фараона и раздробленный Египет оказался объединен, в каждом городе или местности были свои боги. После того как произошло это объединение, образы многих богов слились, породив божества государственного значения. В процессе ассимиляции им были приписаны родственные связи. Все это привело к появлению весьма странных семей в египетском пантеоне!

Семья Анубиса

В Асьюте (главном городе культа Анубиса) этого бога отождествляли с Гором, и следовательно, считали сыном Осириса. Эта версия объясняет те трудности, через которые он прошел, чтобы оживить своего божественного отца в потустороннем мире. Но кто же в таком случае его мать? По одной версии, это жена Сета и сестра Осириса Нефтида. Она явилась Осирису приняв облик его жены, и бог не заметил подмены. Опасаясь, что муж накажет ее за измену, Нефтида спрятала младенца в зарослях камыша, а Исида нашла его и воспитала. В Мемфисе же верили, что матерью этого бога была Исида, законная супруга Осириса. А по самой необычной версии, бога-шакала родила богиня-кошка Бает, правое око Ра, творца всего сущего.

Но кое-что известно наверняка: Анубис - один из главных богов египетского пантеона, связанный с другими важнейшими божествами, и в силу этого он имел большую власть.

Анубис-психопомп

Это греческое слово означает, что Анубис сопровождает души. Роль проводника сделала Анубиса в глазах египтян внушающим доверие богом. Именно он будет их сопровождать и поддерживать в загробном путешествии.

Все начинается в момент смерти. Ка (душа-двойник) отделяется от ба (жизненной силы). Анубис встречает душу умершего на пороге в Аменти, загробный мир. Бог-пес будет охранять только что отлетевшую душу от всех опасностей, поджидающих ее на пути, и приведет к Осирису, судье и повелителю мира мертвых.

Анубис и душа умершего отправляются на край света, к одной из четырех гор, поддерживающих небо. Они садятся в лодку Хепер и начинают спускаться по галерее ночи, где течет река ада. В этих бурных водах скрывается коварный змей Апоп, извечный враг Ра, который пытается преградить лодке путь. На берегах живут чудовищные создания, бросающиеся на путешественников. Бабуины-великаны хотят поймать усопшего большими сетями. К реке собираются голодные змеи, вооруженные ножами, пятиглавые рептилии... Раздаются раздирающие душу рыдания, вокруг с воем мечутся бесприютные тени. Умершего сковывает ужас. Но верный Анубис защищает его.

Чтобы покинуть это устрашающее царство, необходимо преодолеть семь врат, каждые из которых охраняют божества. Анубис помогает угадать волшебные слова, открывающие врата. «Откройте дверь, будьте моими стражами!» - кричит человек. Теперь остается пересечь семь пилонов. Пройдя через последний, душа в сопровождении Анубиса оказывается в огромном зале, где вершит суд Осирис.

В центре возвышается ступенчатая пирамида, по которой нужно подняться. Обессилевшего усопшего поддерживает Анубис. На вершине стоит трон Осириса, а перед ним - весы, инструмент бога-судьи. Именно здесь решится участь смертного. И даже Анубис не имеет больше права вмешиваться в происходящее.

Психостазия, или «взвешивание души»

Душа в одиночестве предстает перед судьями: это не только Осирис, но и Маат (богиня истины и правосудия) и Тот (бог мудрости и письма, который запишет результат суда). И лучше для умершего, чтобы на сердце его были высокие идеалы, а не тяжелый груз ошибок. Кстати, те качества, которые боги Древнего Египта считали добродетелями, высоко ценятся и в современном мире. В зале присутствуют 42 члена суда, которые выслушивают последнюю исповедь усопшего. Сердце его помещается на одну из чаш весов, а другую чашу уравновешивает Маат. Если исповедь правдива, то сердце (которое никогда не лжет) сохранит равновесие. Если же грехов слишком много, оно отяжелеет и чаша весов склонится, вынося приговор. И тогда душа усопшего станет добычей Амат, пожирательницы, львицы с головой крокодила и туловищем бегемота.

Оправданным на суде Осириса откроются врата в вечность. На этом миссия Анубиса завершается, и он спешит вернуться к порогу Аменти, где его уже ждут другие умершие!

Культ Анубиса

Хотя в каждом городе есть часовня или даже целый храм, посвященный Анубису, культ этого бога скорее индивидуальный. Каждый египтянин, ощущавший свою смертность, осознавал и свою неразрывную связь с благим богом-псом. И в момент бальзамирования Анубис, изобретатель этой процедуры, приобретает еще большее значение.

Анубис - это имя, которое древние греки дали египетскому богу Инпу. Оно означает «молодое существо» или «молодой пес». В древнеегипетских текстах (в первую очередь погребальных) Анубис представляется, перечисляя все свои титулы. Их намного больше, нежели у других богов, и мы расскажем о них подробнее. Они уточняют имя бога, добавляя сведения о его происхождении и предназначении.

Анубис - о себе

«Я - владыка Асьюта». Действительно, именно в Асьюте, городе, расположенном в Верхнем Египте, были обнаружены следы самого древнего культа Анубиса. Асьют был столицей 17-го нома (административного округа) Египта. На его щите (гербе) изображался лежащий черный пес - Анубис. Позднее, в античную эпоху, Асьют даже получил имя Кинополь, что переводится с древнегреческого, как «город собаки». «Я - владыка покоев очищения». Покои очищения - это место, где происходило бальзамирование. Из этого наименования проистекает следующее.

«Я - бальзамировщик». Разумеется, Анубис - покровитель всех бальзамировщиков. Один из мифов гласит, что Анубис восстановил тело бога Осириса из 14 кусков, на которые его разрубил снедаемый завистью брат Сет. И во время процедуры бальзамирования жрецы-бальзамировщики часто надевали маску шакала или собаки из раскрашенной глины, чтобы произнести обрядовые фразы.

«Я - психопомп», то есть в буквальном смысле - проводник душ. Его роль - сопровождение душ умерших к весам суда Осириса - делала из него бога-защитника и помощника, хотя многие сегодня нашли бы его внешность пугающей. Но в наше время люди боятся совсем других вещей!

Другие имена Анубиса

У Анубиса было множество иных имен, которые свидетельствовали о силе его культа и большой значимости посвященных ему текстов. Анубиса называют «повелителем Священного края», что связывает его с огромным некрополем Абидоса, а также «повелителем Ро-Сетау», то есть некрополя Мемфиса. Анубис - «владыка пещер». Под пещерами подразумевается некрополь Асьюта. Также он (особенно для простонародья) «тот, кто погребает», «тот, кто носит повязки» (связь с мумификацией).

Наконец, главное: Анубис - «тот, кто считает сердца» на последнем суде Осириса. И хотя этот бог ничего не решает в процессе самого суда, для каждого египтянина он очень важен, ведь он поддерживает потерянные души.

Боги-собаки

Несколько богов внешне напоминали Анубиса, что характерно для Древнего Египта. И какими бы животными они ни были - собаками, шакалами или волками, все эти боги имели очевидную связь со смертью. Но не следует путать Анубиса с другими богами-собаками. Хотя функции их (проводники мертвых) были схожи, этих богов отличала меньшая распространенность их культа. Из богов-собак стоит упомянуть Хентаментиу, повелителя некрополя Мемфиса, а также Упуаута, которого изображали только в обличье животного, стоящего на четырех лапах. Этот бог из Асьюта в Верхнем Египте (где глубоко почитали Анубиса) тоже был черным, его связывали со смертью, но он всегда оставался местным божеством, так и не сравнявшись по славе со своим знаменитым собратом!

И наконец, был Дуамутеф, один из четырех сыновей Гора, охранявших умерших. В виде его головы изготавливали крышку одного из погребальных сосудов-каноп. Эти кувшины, в которые при бальзамировании помещались внутренности покойного, ставили в гробнице рядом с саркофагом. То есть, как мы видим, этот бог тоже был очень тесно связан со смертью. Постепенно, как это часто случалось в Древнем Египте, этих богов отождествили с Анубисом, ставшим в конце концов божеством, которому поклонялись во всем государстве. Напомним, что точно так же появились и другие главные боги египетского пантеона.

Одним из особо почитаемых богов в Египте был Анубис. В Древнем царстве Анубис являлся богом Дуата (место пребывания умерших). Чтобы не быть узнанным, он принял облик Анубиса и в таком виде проник в болота Дельты.

Анубис-Саб считался судьёй богов (по-египетски «саб» «судья» писался со знаком шакала). Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого изображался лежащий над девятью пленниками шакал. Анубис считался братом бога Баты, что отразилось в сказке о двух братьях.

По Плутарху, в жертву Анубису приносили белого или жёлтого петуха. Пожалуй самыми известными легендами о противосстоянии бога Анубиса и бога Сета были две. Жена злого бога Сета, Нефтида, сильно полюбила Осириса.

Упуаут и Анубис были верными друзьями Имахуэманха и Джесертепа. Затем Исида расчленила Сета, вонзив свои зубы в спину его. И сказал Ра: — Пусть будет предназначен Сет как сиденье Осирису. Всего в Египте ходило около пяти легенд о борьбе Анубиса с Сетом. Эти две были самыми популярными в то время. Они основывались на историческом противостоянии «священных» фараонов с жрецами.

Начиная с XIX столетия археологи и просто любители со всего мира толпами съезжались в Египет в поисках сокровищ древних пирамид. За последние месяцы в Туринский музей Древнего Египта зачастили не только любители древностей, но и врачи, пожарные.

В древнеегипетской мифологии сын Нефтиды. Женой Анубиса в кинопольском номе считалась богиня Инпут, по другой версии Баст. Центром культа Анубиса являлась столица семнадцатого египетского нома Кинополь (то есть «город собаки»). В период анимизма Анубис представлялся в образе чёрного пса.

Из глубины веков до нас дошли представления наших предков о мире и мироустройстве. Их взгляды отразились в мифах и легендах, потому что люди не могли объяснить все с научной точки зрения, поэтому они придумывали себе красивые сказки. Египетская мифология одна из самых полных и известных дошедших до нас. Она населена множеством разных мистических существ и божеств.

Почитался в образе лежащего шакала чёрного цвета или дикой собаки Саб (или в виде человека с головой шакала или собаки). Греки приравнивали его к Гермесу, иногда даже, объединяя его египетское и греческое имя, называли Германубисом. Как и Гермес Психопомпос у греков, он, по верованиям египтян, был проводником мертвых в подземный мир, называемый Аментес, и вместе с Горусом взвешивал дела их перед Осирисом.

Смотреть что такое «Анубис» в других словарях:

Представления об Анубисе оказали влияние на формирование образа христианского святого Христофора Псеглавца, который так же как и Анубис изображался с песьей головой. В современном мире египетские божества часто используют для создания образов компьютерных игр, мультфильмов и книг, по этой причине древние образы идущие из глубины веков следует знать и помнить.

С определённого периода развития религии Древнего Египта Анубиса стали изображать в виде человека с головой собаки, при этом функции божества изменились

Представления древних египтян о своих божествах были неодинаковы, поэтому часто было несколько интерпритаций одного и того же мифа с разными вариантами. Это делает древнюю мифологию еще более загадочной и богатой. Приняв облик Исиды, она пришла ночью на его ложе, и от этой связи родился великий бог Дуата Анубис. Демиб был схвачен, и Имахуэманх отрубил ему голову своим острым ножом. Сет решил вызволить останки своего друга и предать их почётному погребению.

Но Сету удалось бежать в пустыню. Кровь демонов впиталась в землю и превратилась в красный минерал шесаит. Где жрецы выполняли роль главных злодеев и поработителей египетского народа! В принципе, всё. Остаётся только ждать результатов!!! Они вторгались в гробницы, хапали все, что плохо лежало, вывозили за пределы страны, продавали в музеи и частные коллекции. В 1922 году английские ученые-археологи Говард Картер и лорд Карнарвон вскрыли усыпальницу египетского фараона Тутанхамона.

И, видимо, потревожили некие темные силы, дремавшие тысячи лет. Через два месяца слег в каирском отеле «Континенталь» лорд Карнарвон. Жизнь его, как заявили врачи, унесла лихорадка от укуса ядовитого москита.Близкий друг Карнарвона Джордж Гоулд приехал в Египет, чтобы отдать последние почести покойному.

Анубис решил отразить натиск в одиночку. Анибус изображался в виде саба или с головой саба. Это один из самых известных ныне богов Древнего Египта, пользующийся большой популярностью среди фуррей. В других номах Египта была популярна иная легенда о противостоянии Анубиса с Сетом. Однажды чёрный пес Исдес распознал Сета по злу, которое тот совершил.