География примеры конституционные монархии страны. Современные монархии мира

КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ, (ограниченная монархия) разновидность монархической формы правления, при которой власть монарха (см. МОНАРХ (глава государства)) ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган парламент и независимые… … Энциклопедический словарь

Государство, в котором власть главы ограничена конституцией. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ Государство, в котором власть главы… … Словарь иностранных слов русского языка

конституционная монархия - Монархия, где власть монарха ограничена конституцией, т.е. законодательные функции переданы парламенту, а исполнительные – правительству … Словарь по географии

КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ - разновидность монархической формы правления, государство, в котором власть монарха значительно ограничена выборным представительным органом (парламентом). Обычно это определяется конституцией, которую монарх не вправе изменить. Как правило, К.м.… … Юридическая энциклопедия

Конституционная монархия - (англ. constitutional monarchy) государственное устройство, при котором власть монарха (короля, императора и т.д.) ограничена конституцией (законодательные функции переданы парламенту, исполнительные правительству) … Энциклопедия права

- (ограниченная монархия, парламентская монархия), форма правления, при которой власть пожизненного правителя – монарха – в той или иной мере ограничена одним из политических институтов, в качестве которых выступают конституция, парламент, высшие… … Географическая энциклопедия

Конституционная монархия - монархия, в которой власть монарха ограничена парламентом (Англия, Бельгия, Швеция) … Популярный политический словарь

конституционная монархия - см. тж. ограниченная монархия. особая разновидность монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган парламент и независимые суды. Впервые возникла в Великобритании в конце… … Большой юридический словарь

Форма правления, при которой монарх хотя и является главой государства, однако, в отличие от абсолютной или неограниченной монархии, власть его ограничена конституцией. К.м. принято подразделять на дуалистическую и парламентарную. В… … Энциклопедия юриста

См. в статье Монархия … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Метаморфозы истории России. Том 3. Предкапитализм и конституционная монархия , Л. С. Васильев. Третий том исследовательского проекта посвящен четвертой метаморфозе России. Реформы 1860-х и 1905 года создали социополитический и частноправовой базис, позволившийсделать рывок в сторону…
  • Метаморфозы истории России. Предкапитализм и конституционная монархия. Том 3 , Васильев Л.С.. Третий том исследовательского проекта посвящен четвертой метаморфозе России. Реформы 1860-х и 1905 года создали социополитический и частноправовой базис, позволившийсделать рывок в сторону…

Монархия (от греч. monarhia - единовластие) - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха. Различают неограниченные (абсолютные) и ограниченные (конституционные) монархии. Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. Сохранились главным образом в Азии (Саудовская Аравия, Бруней, Оман, Катар). При султанах и эмирах имеются иногда совещательные органы, т. н. квазипарламенты, но с очень ограниченными возможностями. Конституционная монархия характеризуется ограничением власти монарха парламентом. В зависимости от степени ограничения выделяют дуалистическую (двойственную) и парламентскую монархии. При дуалистической монархии полномочия главы государства ограничены в сфере законодательства, но широки в сфере исполнительной власти. Монарх вправе назначать правительство, которое ответственно перед ним. При парламентской монархии власть главы государства практически не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере исполнительной власти. Правительство формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту, а не монарху. Тем самым «монарх царствует, но не правит». Такая монархия в Великобритании, Швеции,. Дании, Испании, Бельгии, Японии и др. странах. В России существует Православный монархический орден Союз - Прамос, который поддерживает и распространяет монархические идеи.

В монархии источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти. Существует несколько разновидностей монархической формы правления:

- абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман)- всевластие главы государства;

- конституционная монархия - государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией.

Конституционная монархия делится на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично - законодательной, и парламентскую , где монарх, хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительскими, а иногда имеет также право вето на решения парламента, которым практически не пользуется. Подавляющее большинство Монархия в специфической форме сохраняется и сегодня почти в трети стран мира (Великобритании, Швеции, Дании, Испании)

11. Государство как институт политической системы общества.

Институты политические - сравнительно высокоорганизованные социальные и политические системные образования, отличающиеся устойчивой структурой, глубинной интегрированностыо своих элементов, многообразием, гибкостью и динамичностью их функций.

Это - объединения людей для удовлетворения той или иной конкретной и важной потребности или достижения определенной цели личностного, группового или общественного характера.

Институты политические - это семья, государство, его органы {парламент, президент, правительство, суд), партии, системы образования, здравоохранения, социального обеспечения, заводы, банки, рынки, научные и культурные организации и учреждения, средства массовой коммуникации, религия и многие др.

Для них характерно четкое разграничение функций и полномочий каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, достаточно высокий и жесткий уровень контроля и регуляции.

Концепции генезиса государства.

Государство появляется в результате разложения родоплеменного строя, постепенного обособления от общества вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов . Важнейшие из них:

Развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль и образование для этого специального органа - государства;

Возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации (марксизм).

Не отрицая влияния этих факторов, большинство современных ученых все же не связывают существование государства непосредственно с возникновением частной собственности и классов. В некоторых странах ею образование исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе исторического развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все более становится надклассовой, общенациональной организацией;

Завоевание одних народов другими (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович и др.). Влияние завоеваний на образование и развитие государства несомненно. Однако его также не следует абсолютизировать, упуская из виду другие, часто более важные факторы;

Демографические факторы: изменения в воспроизводстве самого человеческого рода, рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами. Все это повышало потребность общностей в регулировании взаимосвязей этнически близких людей;

Психологические факторы. Одни авторы (Гоббс) сильнейшим мотивом, побуждающим человека к созданию государства, считают страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество. Другие же (Локк) ставят на первый план разум людей, приведший их к соглашению о создании специального органа - государства, способного лучше обеспечить права людей, чем традиционные формы общежития. Контрактные теории государства подтверждаются некоторыми реальными фактами. Так, например, договорная система княжения существовала в древнем Новгороде, где с приглашаемым на определенный срок князем заключался договор;

Антропологические факторы. Они означают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека, ее развитии. Еще Аристотель утверждал, что человек, как существо в высшей степени коллективное, может существовать только в рамках определенных форм общежития. Государство, подобно семье и селению, “есть естественная форма общежития” Оно возникает в результате развития человеческой природы и с помощью права вносит в жизнь людей справедливые, нравственные начала.

В научной литературе отмечаются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государств и их особенности; географическое положение, наличие или отсутствие естественных границ, климатические условия, плодородные земли и т.д. Многочисленные исследования показали, что государство возникает и развивается под воздействием целого ряда факторов, среди которых едва ли можно выделить какой-нибудь один в качестве определяющего.

Существуя на протяжении многих тысячелетий, государство изменяется вместе с развитием всего общества, частью которого оно является.

С точки зрения особенностей взаимоотношений государства и личности, воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов свободы и прав человека, в развитии государства можно выделить два глобальных этапа : традиционный и конституционный , а также промежуточные стадии, сочетающие черты традиционных и конституционных государств, например тоталитарная государственность.

Традиционные государства возникли и существовали преимущественно стихийно, на основе обычаев и норм глубокой древности. Они имели институционально неограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей, не признавали личность как источник государственной власти. Типичным воплощением такого государства являлись монархии.

Конституционное государство является объектом сознательного человеческого формирования, управления и регулирования. Оно не стремится охватить своим регулятивным воздействием все проявления жизнедеятельности человека - его экономическую, культурную, религиозную и политическую активность и ограничивается лишь выполнением функций, делегированных гражданами и не нарушающих свободу личности. В целом конституционный этап в развитии государства связан с его подчиненностью обществу и гражданам, с юридической определенностью полномочий и сферы государственного вмешательства, с правовой регламентацией деятельности государства и гарантий прав человека. Одним словом, он связан с появлением конституция.

Сам термин “конституция” в науке употребляется в двух значениях.

Первое из них, обозначаемое термином “реальная конституция”, восходит к Аристотелю, который в своей знаменитой “Политике” трактовал конституцию как “определенный порядок для жителей одного государства”. Иными словами, реальная конституция - это государственный строй, устойчивая модель государственной деятельности. Этот кодекс не обязательно носит форму свода законов, присущего современным государствам. Он может иметь характер религиозно-политических заповедей или неписанных вековых традиций, которым подчиняются текущие законы государства.

Во втором, наиболее распространенном значении, термин «конституция» - это свод законов, юридический или нормативный акт. Она представляет собой систему зафиксированных законов, которые определяют основания, цели и устройство государства. Конституция выступает как бы текстом «общественного договора», заключаемого между гражданами и государством, и регламентируюшего его деятельность. Она придает государству современного, конституционного типа необходимую легитимность.

Конституционные монархии, в которых исполнительную власть выполняет монарх. Правительство в парламентарной монархии ответственно только перед парламентом. Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит монарху.

Существенным признаком конституционной монархии является то, что статус монарха ограничен не только формально-юридически, но и фактически. В дуалистической монархии обычным юридическим способом ограничения власти монарха является постановление, что никакое его повеление не имеет силы, пока оно не подтверждено соответствующим министром.

Абсолютная монархия

В республике исполнительная власть принадлежит правительству. Под абсолютной понимают такой вид монархии, когда власть самодержца почти не ограничена. Под конституционной понимают такой вид монархии, когда верховная государственная власть правителя ограничена конституцией.

Великобритания - самая старая конституционная монархия в мире. Король (в настоящее время королева Елизавета II) считается главой государства, а также возглавляемого Великобританией Содружества. Япония - практически единственная империя в мире. Император страны - символ государства и единства нации, хотя вся законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту и кабинету министров.

Еще одной разновидностью монархии является теократическая, когда монарх -- глава церкви. Унитарное (от лат. unitas - единство) государство - такая форма государственного устройства, при которой его территория не имеет в своем составе самоуправляющихся образований.

Они обладают определенной политической самостоятельностью, хотя и входят в одно союзное государство. В других же странах, например ФРГ и США, - с историко-географическими особенностями. В современном мире существует чуть более 230-ти государств и самоуправляемых территорий, обладающих международным статусом. Казалось бы, в современном мире явный перевес на стороне республиканских государств.

И уж совершенно очевидно не входят в разряд передовых государств. Третье место – за странами Полинезии, и четвёртое за Африкой, где в настоящее время сохранилось всего три полноценных монархии: Марокко, Лесото, Свазиленд плюс несколько сотен «туристических». Конечно, монархия не решает автоматически все социальные, экономические и политические проблемы.

Вот почему от монархии не спешат избавляться даже те страны, где она существует исключительно номинально, скажем, Канада или Австралия. И речь идет не только о монархиях Скандинавии, где даже советский агитпроп в монархической Швеции сумел отыскать вариант «социализма с человеческим лицом».

В Англии монархия

Как показывает исторический опыт, в многонациональных государствах целостность страны прежде всего связана с монархией. Среди ныне существующих монархий немало откровенно абсолютистских по своей сути, хотя и вынужденных, принося дань времени, рядиться в одежды народного представительства и демократии. Так что монархия – это не приложение к стабильности и достатку, а дополнительный ресурс, позволяющий легче переносить болезнь, быстрее выздоравливать от политических и экономических невзгод.

А теперь немного о особенностях монархии по-африкански. Как бы то ни было, они по-прежнему присутствуют в разных странах, и с этой реальностью необходимо считаться. Но есть и случаи восстановления монархии (в Испании после смерти диктатора генерала Франко). Однако во многих развивающихся странах монархия, будучи феодальным институтом, ограничивает развитие демократии.

Сословная монархия

Поэтому при изучении конституционного права не ограничиваются констатацией факта монархии, а различают определенные ее виды: абсолютную, дуалистическую и парламентарную. Первая из них характеризуется юридически, а часто и фактически неограниченной властью монарха, две другие - конституционные монархии, власть главы государства ограничена, хотя и в разной степени.

Особое значение в системе управления в существующих ныне своеобразных абсолютных монархиях имеют семейный совет и мусульманская религия. Таким образом, существующие в наше время абсолютные монархии являются абсолютистско-теократическими. По своему социальному характеру современные абсолютные монархии не представляют собой полностью феодальные государства.

Государства монархии

В дуалистической монархии есть конституция (нередко она тоже даровалась народу монархом), парламент, без участия которого законы не могут приниматься. Фактически в такой монархии в результате влияния традиций, роли личности монарха, а также других, в том числе религиозных, факторов власть короля даже больше, чем это установлено конституцией. Некоторые монархии, которые по конституции ближе к парламентарным (Иордания, Марокко, Непал), являются на деле дуалистическими.

Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах, таких, как статуты, либо в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями. При этом министры ответственны только перед самим монархом, и им же назначаются или смещаются. В таких государствах обязанность монарха подчиняться парламенту в законодательной сфере обеспечивается правом парламента вотировать бюджет.

Монарх «царствует, но не управляет»; он представляет своё государство, является его символом. Государственный строй каждой страны характеризуется формой правления и государственно-территориального устройства.

Республиканская форма правления распространена особенно широко, так как 75% всех стран мира составляют республики. Республика - это такая форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит парламенту, который является выборным органом. Им может быть король, император, князь, султан, эмир, шах. В монархических государствах власть передается по наследству.

КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ - разновидность монархической формы правления, государство, в котором власть монарха значительно ограничена выборным представительным органом (парламентом). Существуют две основные формы правления: республика и монархия. Примером теократической монархии является Ватикан.

В современном мире существует чуть более 230-ти государств и самоуправляемых территорий, обладающих международным статусом. Из них только 41 государство имеет монархическую форму правления, не считая несколько десятков территорий, находящихся под властью Британской короны. Казалось бы, в современном мире явный перевес на стороне республиканских государств. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что эти страны в большинстве своем принадлежат к третьему миру и образовались в результате распада колониальной системы. Зачастую созданные по колониальным административным границам, эти государства являются очень неустойчивыми образованиями. Они могут дробиться и видоизменяться, что видно, например, в Ираке. Они охвачены непрекращающимися конфликтами, как значительное число стран Африки. И уж совершенно очевидно не входят в разряд передовых государств.

Сегодня монархия - это чрезвычайно гибкая и многоликая система в диапазоне от родоплеменной формы, успешно действующей в арабских государствах Ближнего Востока, до монархического варианта демократического государства во многих европейских странах.

Вот список государств с монархическим строем и территорий под их короной:

Европа

* Андорра — со-князья Николя Саркози (с 2007) и Жоан Энрик Вивес-и-Сисилья (c 2003)
* Бельгия — король Альберт II (с 1993)
* Ватикан — папа римский Бенедикт XVI (с 2005)
* Великобритания — королева Елизавета II (с 1952)
* Дания — королева Маргрете II (с 1972)
* Испания — король Хуан Карлос I (с 1975)
* Лихтенштейн — князь Ханс-Адам II (с 1989)
* Люксембург — великий герцог Анри (с 2000)
* Монако — князь Альберт II (с 2005)
* Нидерланды — королева Беатрикс (с 1980)
* Норвегия — король Харальд V (с 1991)
* Швеция — король Карл XVI Густав (с 1973)

Азия.

* Бахрейн — король Хамад ибн Иса аль-Халифа (с 2002, эмир в 1999—2002)
* Бруней — султан Хассанал Болкиах (с 1967)
* Бутан — король Джигме Кхесар Намгьял Вангчук (с 2006)
* Иордания — король Абдалла II (с 1999)
* Камбоджа — король Нородом Сиамони (с 2004)
* Катар — эмир Хамад бин Халифа аль-Тани (с 1995)
* Кувейт — эмир Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах (с 2006)
* Малайзия — король Мизан Зайнал Абидин (с 2006)
* Объединённые Арабские Эмираты ОАЭ — президент Халифа бен Зайд ан-Нахайян (с 2004)
* Оман — султан Кабус бен Саид (с 1970)
* Саудовская Аравия — король Абдалла ибн Абдель Азиз ас-Сауд (с 2005)
* Таиланд — король Пумипон Адульядет (с 1946)
* Япония — император Акихито (с 1989)

Африка

* Лесото — король Летсие III (с 1996, первый раз в 1990—1995)
* Марокко — король Мухаммед VI (с 1999)
* Свазиленд — король Мсвати III (с 1986)

Океания

* Тонга — король Джордж Тупоу V (с 2006)

Доминионы

В доминионах, или королевствах Содружества, главой является монарх Великобритании, представленный генерал-губернатором.

Америка

* Антигуа и Барбуда Антигуа и Барбуда
* Багамские Острова Багамы
* Барбадос
* Белиз
* Гренада
* Канада
* Сент-Винсент и Гренадины
* Сент-Китс и Невис
* Сент-Люсия
* Ямайка

Океания

* Австралия
* Новая Зеландия
* Ниуэ
* Папуа — Новая Гвинея
* Соломоновы Острова
* Тувалу

Первое место по числу стран с монархической государственностью держит Азия. Это прогрессивная и демократичная Япония. Лидеры мусульманского мира - Саудовская Аравия, Бруней, Кувейт, Катар, Иордания, Бахрейн, Оман. Две монархические конфедерации - Малайзия и Объединённые Арабские Эмираты. А еще - Таиланд, Камбоджа, Бутан.

Второе место принадлежит Европе. Монархия здесь представлена не только ограниченной формой - в странах занимающих лидирующее положение в ЕЭС (Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург и др.). Но и абсолютной формой правления - в государствах-"карликах": Монако, Лихтенштейне, Ватикане.

Третье место - за странами Полинезии, и четвёртое за Африкой, где в настоящее время сохранилось всего три полноценных монархии: Марокко, Лесото, Свазиленд плюс несколько сотен "туристических".

Тем не менее, ряд республиканских стран вынуждены мириться с наличием на своей территории традиционных местных монархических или родоплеменных образований, и даже закреплять их права в конституции. К ним нужно отнести: Уганду, Нигерию, Индонезию, Чад и другие. Даже такие страны как Индия и Пакистан, упразднившие суверенные права местных монархов (ханов, султанов, раджей, магараджей) в начале 70-х годов XX-го века, зачастую вынуждены принимать существование этих прав, что называется de facto. Правительства обращаются к авторитету обладателей монархических прав при разрешении региональных религиозных, этнических, культурных споров и прочих конфликтных ситуаций.

Стабильность и благосостояние

Конечно, монархия не решает автоматически все социальные, экономические и политические проблемы. Но, тем не менее, она может предоставить известную долю стабильности и равновесия в политической, социальной и национальной структуре общества. Вот почему от монархии не спешат избавляться даже те страны, где она существует исключительно номинально, скажем, Канада или Австралия. Политическая элита этих стран в большинстве своём понимает, насколько важно для равновесия в обществе, чтобы верховная власть была a priori закреплена в одних руках и политические круги не вели за неё противостояние, а работали во имя интересов всей нации.

Более того, исторический опыт показывает, что лучшие в мире системы социального обеспечения построены именно в монархических государствах. И речь идет не только о монархиях Скандинавии, где даже советский агитпроп в монархической Швеции сумел отыскать вариант "социализма с человеческим лицом". Такая система выстроена в современных странах Персидского залива, где нефти зачастую намного меньше, чем на некоторых месторождениях РФ. Несмотря на это, за 40-60 лет со времени обретения независимости странами Персидского залива, без революций и гражданских войн, проведения либерализации всего и вся, без утопических социальных экспериментов, в условиях жесткой, порой абсолютистской, политической системы, при отсутствии парламентаризма и конституции, когда все недра страны принадлежат одной правящей семье, из бедных бедуинов, пасущих верблюдов, большинство подданных ОАЭ, Саудовской Аравии, Кувейта и других сопредельных государств, превратились в вполне состоятельных граждан.

Не углубляясь в бесконечные перечисления преимуществ арабской социальной системы, можно привести всего несколько штрихов. Любой гражданин страны имеет право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе и ту, которая оказывается в любой, даже самой дорогой, клинике, расположенной в какой угодно стране мира. Также любой гражданин страны имеет право на бесплатное обучение, вкупе с бесплатным содержанием, в любом высшем учебном заведении мира (Кембридж, Оксфорд, Йель, Сорбонна). Молодым семьям за счёт государства предоставляется жилье. Монархии Персидского залива являют собой подлинно социальные государства, в которых созданы все условия для поступательного роста благосостояния населения.

Обратившись из цветущего Кувейта, Бахрейна и Катара на их соседей по Персидскому заливу и Аравийскому полуострову, отказавшихся в силу целого ряда причин от монархии (Йемен, Ирак, Иран), мы увидим разительное отличие во внутреннем климате этих государств.

Кто скрепляет единство народа?

Как показывает исторический опыт, в многонациональных государствах целостность страны прежде всего связана с монархией. Это мы видим в прошлом, на примере Российской империи, Австро-Венгрии, Югославии, Ирака. Приходящий на смену монархическому режим, как это было, к примеру, в Югославии и Ираке, уже не обладает тем авторитетом и вынужден прибегать к жестокостям, которые были не свойственны монархической системе управления. При малейшем ослаблении этого режима, государство, как правило, обречено на распад. Так было с Россией (СССР), это мы наблюдаем в Югославии и Ираке. Упразднение монархии в ряде современных стран неминуемо привело бы к прекращению их существования как многонациональных, единых государств. Это в первую очередь относится к Соединенному Королевству Великобритания и Северная Ирландия, Малайзии, Саудовской Аравии. Так 2007-й год ясно показал, что в условиях парламентского кризиса, возникшего из-за национальных противоречий фламандских и валлонских политиков, только авторитет Короля Бельгийцев Альберта II удержал Бельгию от распада на два или даже больше самостоятельных государственных образований. В многоязыкой Бельгии даже родилась шутка, что единство ее народа скрепляют всего три вещи - пиво, шоколад и король. Тогда как отмена монархического строя в 2008 г. в Непале ввергло это государство в цепь политических кризисов и перманентного гражданского противостояния.

Вторая половина XX-го столетия даёт нам несколько успешных примеров возвращения народов, переживших эру нестабильности, гражданских войн и иных конфликтов, к монархической форме правления. Самый известный и, несомненно, во многом удачный пример - это Испания. Прошедшая через гражданскую войну, экономический кризис и правую диктатуру, она вернулась к монархической форме правления, заняв достойное место среди семьи европейских народов. Других примером явилась Камбоджа. Также монархические режимы на местном уровне были восстановлены в Уганде, после падения диктатуры маршала Иди Амина (1928-2003), и в Индонезии, которая после ухода генерала Мохаммеда-Ходжа Сукарто (1921-2008) переживает настоявший монархический ренессанс. Один из местных султанатов был восстановлен в этой стране спустя два столетия, после того как он был уничтожен голландцами.

Реставраторские идеи довольно сильны и Европе, прежде всего это относится к балканским странам (Сербии, Черногории, Албании и Болгарии), где многим политикам, общественным и духовным деятелям постоянно приходиться высказываться по данному поводу, а в ряде случаев и оказывать поддержку главам Королевских Домов, бывшим в изгнании. Это доказывает опыт короля Албании Леки, чуть было не свершившего в свой стране вооруженный переворот, и потрясающие успехи царя Болгарии Симеона Второго, создавшего собственное национальное движение, названное его именем, сумевшего стать премьер-министром страны и являющегося в настоящий момент лидером самой крупной оппозиционной партии в парламенте Болгарии, вошедшей в коалиционное правительство.

Среди ныне существующих монархий немало откровенно абсолютистских по своей сути, хотя и вынужденных, принося дань времени, рядиться в одежды народного представительства и демократии. Европейские монархи в большинстве случаев не используют даже данные им конституцией права.

И здесь особое место на карте Европы занимает княжество Лихтенштейн. Еще шестьдесят лет назад оно представляло собой большую деревню, по нелепой случайности получившую независимость. Однако сейчас, благодаря деятельности князя Франца Иосифа II и его сына и преемника князя Ханса Адама II, это один из крупнейших деловых и финансовых центров, сумевший не поддаться на посулы о создании "единого европейского дома", отстоять свой суверенитет и самостоятельный взгляд на собственное государственное устройство.

Стабильность политической и экономической систем большинства монархических стран делает их не только не устаревшими, но прогрессивными и привлекательными, заставляет равняться на них по ряду параметров.

Так что монархия - это не приложение к стабильности и достатку, а дополнительный ресурс, позволяющий легче переносить болезнь, быстрее выздоравливать от политических и экономических невзгод.

Без царя во главе

В мире довольно распространена ситуация, когда монархии в стране нет, а монархи есть (иногда они находятся за пределами страны). Наследники царственных родов или претендуют (пусть даже формально) на престол, утерянный их предками, или, потеряв официальную власть, сохраняют реальное влияние на жизнь страны. Вот список таких государств.

Австрия
Монархия прекратила существование в 1918 году после распада Австро-Венгерской империи. Претендент на престол — эрцгерцог Отто фон Габсбург, сын свергнутого императора Карла.
Албания
Монархия прекратила существование в 1944 году после прихода к власти коммунистов. Претендент на престол — Лека, сын свергнутого короля Зога I.
Андорра Княжество , номинальными соправителями которого считаются президент Франции и епископ Урхельский (Испания); некоторые обозреватели считают необходимым причислять Андорру к монархиям.
Афганистан
Монархия прекратила существование в 1973 году после свержения короля Мухаммеда Захир Шаха, который в 2002 году вернулся в страну после многолетнего пребывания в Италии, но не стал активно участвовать в политической жизни.
Бенин Республика ,
важную роль в жизни которой играют традиционные короли (ахосу) и вожди племен. Наиболее известен ныне правящий король (ахосу) Абомея — Аголи Агбо III, 17-й по счету представитель своей династии.
Болгария
Монархия прекратила существование после свержения в 1946 году царя Симеона II. Декрет о национализации земель, принадлежащих царской семье, был отменен в 1997 году. С 2001 года бывший царь занимает пост премьер-министра Болгарии под именем Симеона Сакскобургготского.
Ботсвана
Республика с момента провозглашения независимости в 1966 году. В число депутатов одной из палат парламента страны — палаты вождей — входят вожди (кгоси) восьми крупнейших племен страны.
Бразилия
Республика с момента отречения императора Дона Педро II в 1889 году. Претендент на престол — праправнук отрекшегося императора принц Луис Гастао.
Буркина-Фасо
Республика с момента провозглашения независимости в 1960 году. На территории страны находится большое количество традиционных государств, наиболее значительным из которых является Вогодого (на территории столицы страны Уагудугу), где в настоящее время на престоле правитель (моого-нааба) Баонго II.
Ватикан
Теократия (некоторые аналитики считают ее одной из форм монархии — абсолютной теократической монархией,— однако следует учитывать, что она не является и не может являться наследственной).
Венгрия
Республика с 1946 года, до этого с 1918 года была номинальной монархией — регент правил в отсутствие короля. До 1918 года входила в состав Австро-Венгерской империи (императоры Австрии были также королями Венгрии), поэтому потенциальный претендент на венгерский королевский престол тот же, что и в Австрии.
Восточный Тимор
Республика с момента провозглашения независимости в 2002 году. На территории страны находится ряд традиционных государств, правители которых имеют титулы раджей.
Вьетнам
Монархия на территории страны окончательно прекратила существование в 1955 году, когда по результатам референдума в Южном Вьетнаме была провозглашена республика. Ранее, в 1945 году, последний император Бао Дай уже отрекался от престола, но французские власти вернули его в страну в 1949 году и предоставили ему пост главы государства. Претендент на престол — сын императора принц Бао Лонг.
Гамбия
Республика с 1970 года (с момента независимости в 1965 году до провозглашения республики главой государства была королева Великобритании). В 1995 году Ивонна Приор, голландка из Суринама, была признана реинкарнацией одного из королей древности и провозглашена королевой народа мандинго.
Гана
Республика с 1960 года (с момента независимости в 1957 году до провозглашения республики главой государства была королева Великобритании). Конституция Ганы гарантирует право традиционных правителей (иногда их называют королями, иногда вождями) на участие в управлении делами государства.
Германия
Республика с момента свержения монархии в 1918 году. Претендент на престол — принц Георг Фридрих Прусский, праправнук кайзера Вильгельма II.
Греция
Монархия официально прекратила существование в результате референдума 1974 года. Бежавший из страны после военного переворота 1967 года король Греции Константин в настоящее время проживает в Великобритании. В 1994 году правительство Греции лишило короля гражданства и конфисковало принадлежавшую ему собственность в Греции. В настоящее время королевская семья оспаривает это решение в Международном суде по правам человека.
Грузия
Республика с момента провозглашения независимости в 1991 году. Претендент на престол грузинского царства, потерявшего независимость в результате присоединения к России в 1801 году,— Георгий Ираклиевич Багратион-Мухранский, князь Грузинский.
Египет
Монархия существовала до свержения короля Египта и Судана Ахмада Фуада II в 1953 году. В настоящее время бывший король, которому в момент потери трона было чуть более года от роду, проживает во Франции.
Ирак
Монархия прекратила существование в 1958 году в результате революции, в ходе которой был убит король Фейсал II. Претензии на иракский престол высказывают принц Раад бен Зейд, брат короля Ирака Фейсала I, и принц Шариф Али бен Али Хусейн, внучатый племянник этого же короля.
Иран Монархия прекратила существование в 1979 году после революции, в результате которой был свергнут шах Мохаммед Реза Пахлави. Претендент на престол — сын свергнутого шаха наследный принц Реза Пахлави.
Италия
Монархия прекратила существование в 1946 году в результате референдума, король Умберто II вынужден был покинуть страну. Претендент на престол — сын последнего короля наследный принц Виктор Эммануил, герцог Савойский.
Йемен
Республика возникла в результате объединения Северного и Южного Йемена в 1990 году. На территории Северного Йемена монархия прекратила существование в 1962 году. Султанаты и княжества на территории Южного Йемена были ликвидированы после провозглашения его независимости в 1967 году. Претендент на престол — принц Ахмат аль-Гани бен Мухаммед аль-Мутаваккиль.
Камерун
Республика с момента провозглашения независимости в 1960 году. На территории страны находится большое количество традиционных султанатов, главы которых нередко занимают высокие государственные должности. Среди наиболее известных традиционных правителей — султан Бамуна Ибрагим Мбомбо Нджойя, султан (баба) королевства Рей Буба Буба Абдулайе.
Конго (Демократическая Республика Конго, бывший Заир)
Республика с момента провозглашения независимости в 1960 году. На территории страны существует ряд традиционных королевств. Наиболее известны: королевство Куба (на престоле король Квете Мбоке); королевство Луба (король, иногда также называемый императором, Кабонго Жак); государство Руунд (Луунда), во главе которого стоит правитель (мваант яав) Мбумб II Мутеб.
Конго (Республика Конго)
Республика с момента провозглашения независимости в 1960 году. В 1991 году власти страны восстановили институт традиционных вождей (пересмотрев свое решение 20-летней давности). Наибольшей известностью из числа вождей пользуется глава традиционного королевства Теке — король (оонко) Макоко XI.
Корея
(КНДР и Республика Корея) Монархия прекратила существование в 1945 году в связи с капитуляцией Японии, в 1945-1948 годах страна находилась под управлением союзных держав, победивших во второй мировой войне, в 1948 году были провозглашены две республики на территории Корейского полуострова. В связи с тем что с 1910 по 1945 год правители Кореи были вассалами Японии, их принято причислять к японской императорской фамилии. Претендент на корейский престол — представитель этой фамилии принц Кью Ри (иногда его фамилия пишется как Ли). На территории КНДР де-факто существует наследственная форма правления, однако де-юре она не оговорена в законодательстве страны.
Кот-д`Ивуар
Республика с момента провозглашения независимости в 1960 году. На территории страны (и частично на территории соседней Ганы) находится традиционное королевство Абронс (правит король Нанан Аджумани Куасси Адингра).
Лаос
Монархия прекратила существование в 1975 году в результате коммунистической революции. В 1977 году все члены королевской семьи были направлены в концлагерь ("лагерь перевоспитания"). Двое сыновей короля — принц Суливонг Саванг и принц Даньявонг Саванг — смогли в 1981-1982 годах бежать из Лаоса. О судьбе короля, королевы, наследного принца и других членов семьи никаких официальных сведений нет. По неофициальным, все они скончались от голода в концлагере. Принц Суливонг Саванг, как старший из оставшихся в живых мужчин рода, является формальным претендентом на престол.
Ливия
Монархия прекратила существование в 1969 году. После переворота, организованного полковником Муамаром Каддафи, король Идрис I, находившийся во время переворота за границей, вынужден был отречься. Претендент на престол — официальный наследник короля (приемный сын его двоюродного брата) принц Мухаммед аль-Хасан аль-Рида.
Малави
Республика с 1966 года (с момента провозглашения независимости в 1964 году до провозглашения республики главой государства была королева Великобритании). Важную роль в политической жизни страны играет верховный вождь (инкоси я макоси) Ммбелва IV из династии Нгони.
Мальдивские острова
Монархия прекратила свое существование после референдума в 1968 году (в период британского владычества, то есть до провозглашения независимости в 1965 году, страна однажды уже становилась республикой на непродолжительное время). Формальный претендент на престол, впрочем никогда не заявлявший о своих претензиях,— принц Мухаммед Нуреддин, сын султана Мальдивских островов Хасана Нуреддина II (правил в 1935-1943 годах).
Мексика
Монархия прекратила существование в 1867 году после расстрела революционерами правителя провозглашенной в 1864 году империи эрцгерцога Максимилиана Австрийского. Ранее, в 1821-1823 годах, страна уже однажды была независимым государством с монархической формой устройства. Представители династии Итурбиде, чей предок был мексиканским императором в этот период, являются претендентами на мексиканский престол. Глава семейства Итурбиде — баронесса Мария (II) Анна Танкл Итурбиде.
Мозамбик
Республика с момента провозглашения независимости в 1975 году. На территории страны находится традиционное государство Маньика, чьим правителем (мамбо) является Мутаса Пафива.
Мьянма
(до 1989 года Бирма) Республика с момента провозглашения независимости в 1948 году. Монархия прекратила существование в 1885 году после присоединения Бирмы к британской Индии. Претендент на престол — принц Хтейктин Тау Пайя, внук последнего короля Тхибау Мина.
Намибия
Республика с момента провозглашения независимости в 1990 году. Рядом племен управляют традиционные правители. О роли традиционных вождей говорит хотя бы тот факт, что Хендрик Витбуи несколько лет занимал должность заместителя главы правительства.
Нигер
Республика с момента провозглашения независимости в 1960 году. На территории страны находится ряд традиционных государств. Их правители и старейшины племен выбирают своего политического и религиозного лидера, который носит титул султана Зиндера (титул не передается по наследству). В настоящее время титул 20-го султана Зиндера носит хаджи Мамаду Мустафа.
Нигерия
Республика с 1963 года (с момента независимости в 1960 году до провозглашения республики главой государства была королева Великобритании). На территории страны находится около 100 традиционных государств, правители которых носят как привычно звучащие титулы султан или эмир, так и более экзотические: аку ука, олу, игве, аманьянабо, тор тив, алафин, оба, оби, атаоджа, ородже, олубака, охимеге (чаще всего это означает в переводе "вождь" или "верховный вождь").
Палау (Белау)
Республика с момента провозглашения независимости в 1994 году. Законодательную власть осуществляет палата делегатов (совет вождей), в состав которой входят традиционные правители 16 провинций Палау. Наибольшим авторитетом пользуется Ютака Гиббонс, верховный вождь (ибедул) Корора, главного города страны.
Португалия
Монархия прекратила существование в 1910 году в результате побега из страны короля Мануэла II, опасавшегося за свою жизнь в связи с вооруженным восстанием. Претендент на престол — дом Дуарте III Пио, герцог Брагансский.
Россия
Монархия прекратила свое существование после Февральской революции 1917 года. Хотя существует несколько претендентов на российский престол, большинство монархистов признает законной наследницей великую княгиню Марию Владимировну, праправнучку императора Александра II.
Румыния
Монархия прекратила существование после отречения короля Михая I в 1947 году. После краха коммунизма бывший король несколько раз посещал родную страну. В 2001 году румынский парламент предоставил ему права бывшего главы государства — резиденцию, личный автомобиль с шофером и зарплату в размере 50% зарплаты президента страны.
Сербия
Наряду с Черногорией входила в состав Югославии до 2002 года (остальные республики вышли из состава Югославии в 1991 году). В Югославии монархия окончательно прекратила существование в 1945 году (с 1941 года король Петр II находился за пределами страны). После его смерти главой королевского дома стал его сын — престолонаследник принц Александр (Карагеоргиевич).
Соединенные Штаты Америки
Республика с момента провозглашения независимости в 1776 году. На Гавайских островах (присоединены к США в 1898 году, обрели статус штата в 1959 года) до 1893 года существовала монархия. Претендент на гавайский престол — принц Квентин Кухио Кавананакоа, прямой потомок последней гавайской королевы Лилиуокалани.
Танзания
Республика образовалась в 1964 году в результате объединения Танганьики и Занзибара. На острове Занзибаре незадолго до объединения была свергнута монархия. 10-й султан Занзибара Джамшид бен Абдулла вынужден был покинуть страну. В 2000 году власти Танзании объявили о реабилитации монарха и о том, что он имеет право вернуться на родину в качестве обычного гражданина.
Тунис
Монархия прекратила существование в 1957 году, на следующий год после объявления независимости. Претендент на престол — наследный принц Сиди Али Ибрагим.
Турция Провозглашена республикой в 1923 году (султанат упразднен годом ранее, а халифат годом позже этой даты). Претендент на престол — принц Осман VI.
Уганда
Республика с 1963 года (с момента независимости в 1962 году до провозглашения республики главой государства была королева Великобритании). Некоторые традиционные королевства на территории страны были ликвидированы в 1966-1967 годах и почти все восстановлены в 1993-1994 годах. Другим удалось избежать ликвидации.
Филиппины
Республика с момента провозглашения независимости в 1946 году. На территории страны находится много традиционных султанатов. 28 из них сосредоточены в районе озера Ланао (остров Минданао). Филиппинское правительство официально признает конфедерацию султанов Ланао (Ранао) как политическую силу, представляющую интересы определенных слоев населения острова. На престол султаната Сулу (расположенного на одноименном архипелаге) претендуют как минимум шесть человек, представляющих два рода, что объясняется различными политическими и финансовыми выгодами.
Франция
Монархия упразднена в 1871 году. На французский престол претендуют наследники различных родов: принц Генрих Орлеанский, граф Парижский и герцог Франции (орлеанистский претендент); Луис Альфонс де Бурбон, герцог Анжуйский (легитимистский претендент) и принц Карл Бонапарт, принц Наполеон (бонапартистский претендент).
Центральноафриканская Республика
После обретения независимости от Франции в 1960 году была провозглашена республика. Пришедший к власти в 1966 году в результате военного переворота полковник Жан-Бедель Бокасса в 1976 году провозгласил страну империей, а себя императором. В 1979 году Бокасса был свергнут, и Центральноафриканская империя вновь стала Центральноафриканской Республикой. Претендент на престол — сын Бокассы наследный принц Жан-Бедель Жорж Бокасса.
Чад Республика с момента провозглашения независимости в 1960 году. Среди многочисленных традиционных государств на территории Чада следует выделить два: султанаты Багирми и Вадари (оба были формально ликвидированы после провозглашения независимости и восстановлены в 1970 году). Султан (мбанг) Багирми — Мухаммад Юсуф, султан (колак) Вадари — Ибрагим ибн-Мухаммад Урада.
Черногория См. Сербия
Эфиопия
Монархия прекратила существование в 1975 году после упразднения поста императора. Последним из правящих императоров был Хайле Селассие I, принадлежащий к династии, основателями которой принято считать Менелика I, сына Соломона, царя Израиля, от царицы Савской. В 1988 году в рамках частной церемонии в Лондоне новым императором Эфиопии (в изгнании) был провозглашен сын Хайле Селассие — Амха Селассие I.
Южно-Африканская Республика Республика
С 1961 года (с момента независимости в 1910 году до провозглашения республики главой государства была королева Великобритании). В жизни страны важную роль играют вожди племен (амакоси), а также правитель традиционного королевства Квазулу Гудвил Звелитини КаБекузулу. Отдельно стоит выделить верховного вождя племени тембу Баелекхая Далиндьебо а Сабата, который в соответствии с обычаями племени считается племянником экс-президента ЮАР Нельсона Манделы. Вождем племени является также известный политик, лидер Партии свободы "Инката" Мангосуту Гатши Бутелези из племени бутелези. В период апартеида власти ЮАР создали десять "автономных" образований по племенному признаку, которые назывались бантустаны (хоумленды). В 1994

А теперь немного о особенностях монархии по-африкански.

Африканские самодержцы.

Бенин. Жозеф Ланганфен, представитель династии Абоми, является президентом КАФРА, совета королевских семей абоми.

Отпрыски династий, которые вошли в историю Африки до начала ХХ века, являются носителями тайной власти, с которой должны сосуществовать «современные правительства».

В отличие от индийских махарджей, они пережили потрясения истории и существуют как бы в параллельном мире, который остается весьма реальным. Тем не менее, для некоторых африканцев они являются воплощением отсталой, архаичной системы, которая не устояла под напором западной колонизации. Их обвиняют в племенном консерватизме, который мешает традиционным африканским обществам двигаться в направлении становления государств современного типа.

По мнению других, эти короли являются гарантами старой культуры перед лицом неопределенного будущего. Как бы то ни было, они по-прежнему присутствуют в разных странах, и с этой реальностью необходимо считаться.

Нигерия. Игве Кеннет Ннаджи Онимеке Оризу III. Оби (король) племени нневи. Когда в 1963 году его провозгласили королем, Игве был фермером, а его 10 жен родили ему 30 детей. Расположенный на востоке реки Нигер, главный город племени насчитывает несколько миллионеров.

Бенин. Агболи-Агбо Деджлани. Король абоми. Бывший полицейский, ему пришлось шесть лет ждать пенсии, чтобы, наконец, быть провозглашенным на тайной церемонии главой одного из кланов абоми. По природе моногамному королю пришлось взять еще две жены, как это полагается по рангу.

Нигерия. В 1980 году Сиджуваде стал 50-м они (королем) Илфа, одной из старейших африканских династий. Сегодня это богатейший бизнесмен, владеющий обширной собственностью в Нигерии и Англии.

Камерун. Фон (король) Банджуна - брат смелых и мощных животные. Ночью он может превращаться в пантеру и охотиться в саване. Ранее главный администратор и глава кабинета министра финансов Камеруна, сейчас Камга Джозеф является 13-м фоном своего племени.

Гана. Оседийо адо Данква III. Выпускник Лондонского университета и экономический советник администрации ганы, Король Акропонга последние шестнадцать лет обитает в «святых местах» акуарем-асона, одного из семи основных кланов племени акан.

Конго. Ньими Кок Мабинтш III, король Куба. Сейчас ему 50, на трон взошел в 20 лет от роду. Он считается потомком бога-создателя и обладателем сверхъестественной силы. Он не имеет права сидеть на земле и пересекать возделываемые поля. А еще никто ни разу не видел, как он ест.

Южная Африка. Гудвилл Звелетини, король зулусов. Он - прямой потомок легендарного Чака Зулу, основателя королевства, чей военный гений иногда сравнивают с Наполеоном.

Нигерия. Оба Жозеф Адекола Огуной. Олово (король) племени ово. 600 лет назад первый монарх династии влюбился в прекрасную девушку, которая оказалась богиней. Она стала его женой, но потребовала, чтобы каждый год народ устраивал празднества в ее честь с жертвоприношением. Это происходит и до сих пор, но человеческие жертвы - обязательно мужчину и женщину - заменили на овцу и козу.

Камерун. Хапи IV, король Бана. Эта королевская династия связана с настоящей трагедией. В середине XII века несколько кланов бамилеке поселились в небольших деревнях вокруг Бана. Легенда гласит, что одного из сельских старост, Мфенге, обвинили в колдовстве. Для того, чтобы оправдать себя, он отрезал голову своей матери, а труп изучили местные шаманы. Заявления о том, что колдовство передается через «материнскую утробу», не были доказаны, а самого Мфенге сделали королем.

Вот такие Их Африканские Величества. 21-й век.

Конституционная монархия там, где она существует сегодня, является пережитком прошедших эпох, данью национальной традиции. В фундаменте коллективного сознания множества народов еще со времен средневековья и нового времени закладывался образ монархической особы - олицетворения нации, ее главнейшего достоинства. Ярким примером такого отношения к своему правителю
является капитуляция Японии во Второй мировой войне. Единственным условием,

выдвинутым японцами, было сохранение императорской власти в стране. Впрочем, его статус сильно изменился. Император отказался от претензий на божественное происхождение, лишился рычагов государственного управления, оставшись при этом символом нации. Сегодняшняя Япония - это один из классических примеров, где присутствует конституционная монархия. В общем-то, таких стран не так много в мире.

Происхождение конституционных монархий. Исторический аспект

Строго говоря, классическая монархическая форма правления родилась и развилась именно в Европе в средневековые времена. Однако Новое время и век народного Просвещения подарил миру новые идеи о том, как должно управлять государством и что именно принесет счастье людям. Всем нам из курса школьной истории сегодня известны революции, строительство социалистических и либерально-экономических государств, поступательное расширение прав на все новые категории населения. Волна с предоставлением избирательного права началась в Европе и прокатилась по всему миру. Это привело к тому, что королевская особа уже априори не являлась самодержавным элементом. Где-то, как в Германии или России, императоры свергались.

Но в тех странах, которые не переживали крупных революционных потрясений, часто царская династия оказывалась в роли архаичного придатка. Для выхода из этой ситуации и была создана такая концепция, как конституционная монархия. Такой формат правления предполагает, что вся полнота власти в державе передается народу, избирающему парламент, и, прямым или косвенным путем, кабинету министров с его главой. Сегодня страны с конституционной монархией - это Англия (как самый классический пример), Испания, Нидерланды, Люксембург, Дания, ряд стран, пребывающих в нынешнем Британском содружестве, вроде Гренады, Ямайки, Новой Зеландии. К странам с такой формой правления относят и некоторые мусульманские государства, где правят шейхи: Кувейт, Бутан, Марокко.

Особенности конституционных монархий разных регионов

При всем этом полномочия монарха в некоторых случаях весьма различны. Если в Англии и Дании конституционная монархия означает, что династия - лишь достопочтенный символ нации, не принимающий никаких решений относительно

внутренней и внешней политики страны, то полномочия Хуана Карлоса в Испании
весьма серьезны и сопоставимы с полномочиями президента многих европейских государств. Интересно, что Испания - одна из тех стран, которые переживали изгнание короля в тридцатые годы. Однако в результате гражданской войны 1936-39 гг. к власти там пришли реакционные силы, вернувшие королевский трон стране. Впрочем, до падения этой реакции король также был символической фигурой при диктаторе. И уж сравнительно широкими властными полномочиями обладает султан Брунея, являющийся полноправным главой страны.