Ловушки егэ русский язык задание а1. Ловушки - егэ по русскому языку


Обратите внимание!

В «Методических рекомендациях, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 201 7 года по русскому языку», отмечено: ниже других заданий базового уровня (в диапазоне от 54 до 65 баллов) находится процент выполнения заданий, проверяющих освоение следующих элементов содержания : «Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи ( задание 14 ); «Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи» ( задание 19 ), «Функционально-смысловые типы речи» ( задание 21 ).


Задание 14


Правописание -Н- и -НН- в разных частях речи

Краткое причастие

Краткое прилагательное

Отвечают на вопросы каков? какова? каково?

Образуется от полных страдательных причастий (решённый – решён, решена, решено)

Образуется от полных прилагательных

(ценный – ценен, ценна, ценно)

Всегда пишется одна Н

Пишется столько Н, сколько в прилагательном, от которого оно образовано.

Смысловые и грамматические признаки, разграничивающие прилагательные и причастия

Краткое причастие

Краткое прилагательное

1. При нем есть зависимое слово в творительном падеже, которое обозначает производителя этого действия (т.е. действие совершается кем-то или чем-то ): Иконы написаны (кем? ) Андреем Рублёвым. Жильцы дома возмущены (чем?) решением суда.

2. Обозначает действие, которое можно заменить глаголом: Легенды рассказаны старожилами. – Легенды рассказали старожилы.

1. Обычно относится к существительному и обозначает «родной», постоянный признак предмета: Подруга умна и образованна (Подруге свойственны ум и образованность ) .

2. Этот постоянный признак (качество) сочетается с наречием «очень»: Подруга умна и очень образованна.

3. Можно краткую форму заменить синонимом в краткой же форме : Их взгляды очень ограниченны (т. е. узки , недалёки )

4. Краткие формы (кроме формы мужского рода) прилагательных с качественным значением, совпадающих по форме со страдательными причастиями прошедшего времени, пишутся с НН , например: воспитанна, воспитанно, воспитанны (от прилагательного воспитанный «обнаруживающий результаты хорошего воспитания»); избалованна, избалованно, избалованны (от прилагательного избалованный «привыкший к исполнению своих прихотей»); возвышенна, возвышенно, возвышенны (от прилагательного возвышенный «полный высокого содержания»). Такие прилагательные имеют формы сравнительной степени : воспитаннее, избалованнее, возвышеннее.


Наиболее употребительные случаи написания Н и НН в краткой форме

Полная форма

Краткие причастия

 можно заменить глаголом;

 есть зависимое слово или действие совершается кем-то или чем-то).

Краткие прилагательные

Испуганный

 свойства характера, качества человека);

 в предложении есть ещё одно краткое прилагательное, характеризующее предмет.

Подруга испугана (чем?) появлением брата.

Обдуманный

Дама была смущена и испуганна.

Решение посетить карстовые пещеры было тщательно обдумано (кем-то).

Избалованный

Сдержанный

Поведение парашютистки необдуманно и опасно.

Эта девочка явно избалована (кем?) родителями.

Её дети избалованны и капризны.

Все атаки врага были сдержаны (кем-то) на подходах к крепости.

Собранный

Верующие люди сдержанны и немногословны.

Материалы о подвигах разведчиков были собраны и переданы (кем-то) в музей.

Изысканный

Саперы были собранны, внимательны и осторожны.

Средства были изысканы (кем-то) из дополнительной статьи расходов.

Роспись на стенах была невероятно красива, изысканна.


Запутанный

Запущенный

Следы на снегу запутаны (кем-то).

Наконец-то воздушные шары были запущены (кем-то) в небо.

Рассеянный

Взаимоотношения с родственниками были запутанны, неясны, вызывали недоумение.

Картины экспрессионистов рассеяны (кем-то) по миру.

Образованный

Все клумбы на подворье были запущенны, поросли диким бурьяном.

В нашей школе образованы (кем-то) кружки по интересам.

Ася рассеянна и невнимательна.

Начитанный

Возвышенный

Аспирантка была хорошо образованна и культурна.

Все воспоминания на диске были начитаны (кем?) самим поэтом.

Льстецы часто бывают возвышены (кем?) начальством.

Уверенный

Пришедшие на собеседование были начитанны и умны.

Журналисты уверены (в чём?) в достоверности информации.

Помыслы Данко возвышенны, прекрасны.

Поступь ее уверенна, грациозна, красива.


Ограниченный

Сосредоточенный

Поля ограничены (чем?) лесопосадками.

Войска сосредоточены (кем-то) у западной границы.

Подавленный

Во время ее выступления всем стало понятно, что она ограниченна и глупа.

Все проявления недовольства были подавлены (кем-то).

Организованный

На просмотре нового фильма все были сосредоточенны и внимательны.

Мероприятия хорошо организованы (кем-то).

После беседы с участниками событий все были подавленны и молчаливы.

Измученный

Оправданный

Прибывшая группа была энергична и организованна.

Дети измучены (чем?) переходом через горы.

Обвиняемые оправданы (кем-то) за недостаточностью улик.

Собранный

Лица были измученны, бледны.

Деньги на помощь пострадавшим собраны (кем-то) в срок .

Чрезвычайное положение было необходимо, оправданно.

Моряки собранны, решительны.

Решите самостоятельно

1. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Чугу(1)ая пушка наша была заряже(2)а картечью и направле(3)а в сторону остановле(4)ого врага.

2. Укажите все цифры, на месте которых пишется две буквы Н.

Говорят, местная барыня невежестве(1)а, изнеже(2)а, капризна и враждебно настрое(3)а против образова(4)ых соседей.

3. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Стены деревя(1)ого дома были очище(2)ы и расписа(3)ы яркими красками.

4. Укажите все цифры, на месте которых пишется две буквы Н.

Дорога дли(1)а, утопта(2)а стра(3)иками, исхоже(4)а вдоль и поперёк.

5. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Школьниками на экзамене по математике все задачи были реше(1)ы, провере(2)ы и разложе(3)ы по вариантам.

6. Укажите все цифры, на месте которых пишется две буквы Н.

По мнению окружающих, поведение Егора рискова(1)о, непродума(2)о, безнравстве(3)о.

7. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Жалюзи в неприбра(1)ой гости(2)ой были опуще(3)ы, кресла расставле(4)ы как попало, посуда свале(5)а в ящик.

8. Укажите все цифры, на месте которых пишется две буквы Н.

Полусо(1)ые беседы с моей няней всегда проникнове(2)ы, искре(3)и, волшебны.

9. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Шкатулки, представле(1)ые на традицио(2)ой выставке ремёсел, выреза(3)ы из дерева и расписа(4)ы местным художником.

10. Укажите все цифры, на месте которых пишется две буквы Н.

Все движения ю(1)ой гимнастки естестве(2)ы и выразительны, изыска(3)ы и увере(4)ы.

Задание 19

В задании 19 есть такая пунктограмма, как стык союзов, т.е. рядом стоящих двух подчинительных (что если; что когда, потому что если и т.п) или сочинительного и подчинительного союзов (и когда; но если; и чтобы и т.п)

Обратите внимание!

Запятая ставится на стыке двух союзов, если у второго союза нет продолжения в виде слов то , но , так .

Запятая не ставится на стыке двух союзов, если у второго союза есть продолжение в виде слов то , но , так .

Сравните два предложения:

  • В половодье в озеро рыба заходила из реки Белой, а когда вода начинала убывать, то мещеряки перегораживали плетнем узкий и неглубокий проток.

2. Я думал, что , когда умрет дедушка, и бабушка, верно, умрет, потому что она старая и седая.

В первом предложении у союза когда есть продолжение в виде слова то (когда ... то ), поэтому на стыке союзов (а когда ) запятая не ставится.

А во втором предложении нет продолжения в виде слова то , поэтому на стыке союзов ставится запятая (что , когда ).

Кроме того,

такие предложения легко перестроить: Я думал, что и бабушка, верно, умрет, когда умрет дедушка, потому что она старая и седая .

можно «изъять» внутреннюю придаточную часть, не нарушив структуру предложения: Я думал, что и бабушка, верно, умрет, потому что она старая и седая.

Пунктуация перед союзом И в сложном предложении

В задании 19 бывает еще одна трудность: пунктуация перед союзом И.

Сравним два предложения и определим, в каком из них перед союзом И ставится запятая (знаки препинания не расставлены):

1. Скворцы внимательно наблюдали за воробьями (1) и (2) если те не собирались покидать обжитые за зиму сковоречники (3) караулили нахальных гостей (4) чтобы потом задать им трёпку.

2. Вечером мы встретились в парке (1) и (2) когда увидели друг друга после сорока лет разлуки (3) каждый невольно подумал (4) что годы изменили многих из нас до неузнаваемости.

В первом предложении союз и соединяет однородные сказуемые (наблюдали и караулили ) , поэтому на месте цифры 1 запятая не ставится. На месте цифры 2 (стык союзов и , если ) запятая ставится: при союзе если нет продолжения в виде соотносительного слова то - второй части составного союза если то . На месте цифр 3 и 4 также ставятся запятые, как на границе главной и придаточной части. Следовательно, правильный ответ: 2, 3, 4 .

Во втором предложении союз И соединяет два простых предложения в составе сложного (первая грамматическая основа: мы встретились , вторая - каждый подумал ), поэтому на месте цифры 1 ставится запятая. На месте цифры 2 также нужно поставить запятую: это стык союзов и , когда и после придаточного предложения времени нет слова то . На месте цифр 3 и 4 тоже должны быть запятые, как на границе главной и придаточной частей. Итак, правильный ответ: 1, 2, 3, 4.

Проверьте себя

1.

Мать отвечала (1) что (2) покуда искра жизни тлеется во мне (3) она не перестанет делать всё (4) что может (5) для моего спасенья.

2. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)

Мать клала меня в ванну (1) вливала в рот бульону (2) целые часы растирала мне грудь и спину голыми руками (3) а (4) если и это не помогало (5) то наполняла легкие мои своим дыханьем.

3. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)

Первые ощущения страха поселили во мне рассказы няньки (1) и (2) хотя мать строго запрещала ей даже разговаривать со мною (3)но она иногда успевала сообщить мне кое-какие известия о буке (4) о домовых и мертвецах.

4. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)

Я так боялся комнаты моего покойного деда (1) что (2) когда проходил мимо неё (3) всегда зажмуривал глаза.

5. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)

Дедушку с бабушкой мне также хотелось видеть (1) потому что (2) хотя я и видел их (3) но помнить не мог: в первый мой приезд в Багрово мне было восемь месяцев.

6. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)

Мать улыбнулась моим словам и так взглянула на меня (1) что (2) хотя я не мог понять выражения этого взгляда (3) но был поражен им.

7. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)

Переправа кареты, кибитки и девяти лошадей продолжалась довольно долго (1) и я успел набрать целую кучу чудесных камешков (2) но (3) когда отец не позволил мне их взять с собою (4) я очень огорчился.

8. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)

Я попросил позволения развести маленький огонек (1) и (2) когда получил позволение (3) то принялся хлопотать об этом.

9. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)

С ночевки поднялись так рано (1) что (2) когда отец сел к нам в карету(3) еще не совсем было светло.

10. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)

Мать (1) увидя меня в таком волнении (2) сказала (3) что (4) пока я не успокоюсь (5) она не пустит меня на рыбалку.


Функционально-смысловые типы речи Задание 21

  • Во внешнем облике речи, в её строе очень многое зависит от той задачи, которую ставит перед собой говорящий. Одно дело описать какой-либо предмет или явление, другое - рассказать о нем, третье - объяснить его причины. В каждом из этих случаев строй речи будет существенно меняться. В процессе развития мышления, речи выработались наиболее экспрессивные, экономные и точные способы, схемы, словесные структуры для соответствующих языковых задач.
  • Поэтому выделяют такие компоненты речи, как описание , повествование , рассуждение , которые в лингвистике принято называть функционально-смысловыми типами речи, что подчеркивает их зависимость от назначения речи и её смысла.

Тип речи

Описание

Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния

( перечень постоянных или временных предметов)

Повествование

Основные вопросы, характерные для данного типа речи

Сообщать о последовательности действий или событий.

( Рассказ о том, что было сначала, потом, затем и наконец )

Рассуждение

Каков предмет?

Как он выглядит?

Какие признаки для него характерны?

Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события

( Доказывается, раскрывается причина и следствие явления, события.)

Какова последовательность действий (событий)?

Что происходило сначала и что происходит потом?

Почему?

В чём причина данного явления?

Что из этого следует?

Каковы следствия данного явления?

Что оно значит?


Отличие повествования от описания

Описание

Повествование

Нет динамики ; действия или

признаки в описании

постоянные,

одновременные, не

изменяющиеся во времени.

Повествование динамично ,

действия

последовательны.

Можно изменить порядок

перечисления действий или

признаков, поменяв

Последовательность

«Новое» в описании – это

свойства предмета.

местами фрагменты

текста.

действий в

«Новое» в повествовании –

это действия предмета.

повествовании изменить

невозможно.

Обратите внимание!

Использование сопоставления текста с кадрами кинофильма или фотографиями помогает определить тип текста (описание – один кадр, повествование – несколько кадров, а рассуждение сфотографировать невозможно ).

Однако динамическое описание природы, окружающей среды, состояния человека не может быть соотнесено с одним кадром. Если ученик пользуется этим приёмом при определении типа текста, в котором представлено динамическое описание, то он, определяя текст как повествование, допускает распространённую ошибку.

Обратимся к тексту.

Субоч был человек стремительный. Он влетал в класс как метеор. Фалды его сюртука разлетались. Пенсне сверкало. Журнал, со свистом рассекая воздух, летел по траектории и падал на стол. Пыль завивалась вихрями за спиной латиниста. Класс вскакивал, гремя крышками парт, и с таким же грохотом садился. Застекленные двери звенели. Воробьи за окнами срывались с тополей и с треском уносились в глубину сада.

Таков был обычный приход Субоча.

(К.Паустовский )

Описание учителя латинского языка дается через перечисление действий , характеризующих его поведение , и указание на реакцию окружающих . Однако употребленные здесь автором глаголы не способны показать развитие действия , они указывают на одновременность происходящего .

Известный лингвист В.В.Виноградов говорил так о динамическом описание: «Прошедшее время несовершенного вида не двигает действия. Оно описательно, а не повествовательно. Оно не определяет последовательности действий в прошлом, а ставит их все в одной плоскости».


Почему это так?

Потому что (так как)…

Аргумент 1 Аргумент2

Что следует из вышесказанного?

В ы в о д

Тренировочные упражнения

Вскоре перевели меня на Кавказ:

это самое счастливое время моей

жизни. Я надеялся, что скука не жи-

вет под чеченскими пулями – напра-

сно: через месяц я так привык к их

жужжанию и к близости смерти, что,

право, обращал больше внимание

на комаров, - и мне стало скучнее

прежнего, потому что я потерял поч-

ти последнюю надежду. Когда я уви-

дел Бэлу в своем доме, когда в пер-

вый раз, держа ее на коленях,

целовал ее черные локоны, я, глупец,

подумал, что она ангел, посланный

мне сострадательной судьбою...

Я опять ошибся: любовь дикарки

немногим лучше любви знатной

барыни… М.Лермонтов

Славное место эта долина! Со всех

сторон горы неприступные, краснова-

тые скалы, обвешанные зеленым

плющом и увенчанные купами чинар,

желтые обрывы, исчерченные промо-

инами, а там высоко-высоко золотая

бахрома снегов, а внизу Арагва, об-

нявшись с другой безымянной речкой,

шумно вырывающейся из черного,

полного мглою ущелья, тянется се-

ребряною нитью и сверкает, как змея

своею чешуею.

М.Лермонтов

Я затворил за собою дверь моей комна-

ты, засветил свечку и бросился на пос-

тель; только сон на этот раз заставил се-

бя ждать более обыкновенного. Уж вос-

ток начинал бледнеть, когда я заснул,

но - видно, было написано на небесах,

что в эту ночь я не высплюсь. В четыре

часа утра два кулака застучали ко мне в

окно. Я вскочил: что такое?.. "Вставай,

одевайся!" - кричало мне несколько

М.Лермонтов

По-моему,

Несомненно,

Можно с уверенностью утверждать, что…

Я считаю,

Я думаю,

Мне кажется,

На мой взгляд,

это высказывание – описание,

данное высказывание – повествование,

изображён целый ряд отличительных признаков предметов, явлений или событий, которые представлены одновременно. Между предложениями параллельная связь.

так как

(потому что)

это высказывание – рассуждение,

передан ряд действий, происходящих в разное время, последовательно. Между предложениями последовательная связь.

объясняется какой-либо факт; доказывается что-либо;

делаются умозаключения, выводы, обобщения. В

высказывании чётко прослеживаются причинно-

следственные отношения.

(1)Отчего пакостно на душе, отчего я весь разбит, измочален? (2)Собрались встречать Новый год - веселись, безумствуй, бурли! (3)Так встречают нормальные люди самый прекрасный праздник в году. (4)Мы же на всю ночь развели высокоинтеллектуальный скулеж про нашу российскую бестолковщину, про свои безобразия. (5)И добро бы хоть польза была от него какая, добро бы хоть чувства свои гражданские отточили, пополнили свои запасы мужества и отваги на предстоящий год.

(6)Ведь как вчера было? (7)Рассказывали разные случаи, один отвратительнее другого - про бюрократический произвол, про взяточничество и коррупцию - и ни малейшего протеста, ни единого выкрика возмущения. (8)Свыклись, примирились. (9)Именно в этом и был весь ужас, ибо кто собрался, кто сидел за столом? (10)Писатели, художники, ученые - словом, те, кого принято называть наставниками, пастырями духовными.

(11)Долго я, весь разбитый и измочаленный, лежал в постели, снова и снова прокручивая в голове все подробности вчерашнего вечера, унылым взглядом обводил комнату. (12)Массивный телевизор во весь угол, отполированный сервант заставлен всяким хрустальным барахлом, куклы в национальных костюмах, которые я привез из заграничных поездок…

(13)А где же новогодняя елка? (14)Жена с племянницей обычно ставили ёлочку ко мне в комнату в самый канун Нового года - свежую, морозную, почти без всяких украшений, в своем натуральном наряде, и к утру вокруг неё стоял лесной смолистый дух.

(15)Вот почему у меня настроение непразднично! (16)(Это начал я себе по-новому объяснять причины своего дурного настроения: ёлки в доме нет). (17)Вчера жена и племянница два часа мотались по городу - не могли достать. (18)А без ёлки какой же Новый год?

(19)В передней зазвенел звонок - почта, должно быть.

(20)Она. (21)Я узнал Олю-почтальоншу по шепелявому, захлебывающемуся голосу. (22)Оля поздравляла жену с Новым годом, жена тоже поздравила её, а затем, как я понял из дальнейшего разговора, хотела немножко отблагодарить её за услуги: у нас большая почта, и Оля иной день раз пять наведывается к нам.

(23)- Нет, нет, - услышал я опять торопливый и шепелявый голос, - это наша работа, нам за неё платят. (24)Вы меня обижаете…

(25)Обижаете? (26)Это её-то обижают? (27)Господи, получает какие-то гроши за такой каторжный труд (попробуй на себе каждый день потаскать пудовую сумку из дома в дом, с лестницы на лестницу), да ещё и - «обижаете»…

(28)Я пошел на подмогу жене. (29)Вижу: стоит в передней давно примелькавшаяся мне уже немолодая девушка в теплом платке. (30)Дешёвенькое затасканное пальтишко с вытертым кроличьим воротником, старые ботинки…

(31)И вот мы уже с женой уговариваем Олю принять от нас обоих подарок. (32)И снова: нет, нет.

(33)Я надбавил денег - может, теперь будет посговорчивее?

(34)- Вы меня обижаете! (35)Не возьму я ваши деньги! - сказала Оля в третий раз. (36)Сказала уже жёстче, твердым голосом, в котором, однако, угадывались с трудом сдерживаемые слёзы.

(37)Я глядел в ее большие спокойные серые глаза и вдруг понял, что и в самом деле обижаю её. (38)Покушаюсь на самое дорогое богатство её - честность и неподкупность труженицы.

(39)Мне стало стыдно до слёз. (40)И в то же время какой свет хлынул в мою душу!

(По Ф. Абрамову)

Проверьте себя

1. верными ? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 11,12 содержится описание.

2) В предложениях 37-40 заключена основная мысль текста.

3) В предложениях 29, 30 представлено рассуждение.

4) Предложение 27 обосновывает мысль, содержащуюся в 25, 26 предложениях.

5) Предложения 30, 31 содержат итоговый вывод.

2. Какие из перечисленных утверждений являются верными ? Укажите номера ответов.

1) В предложениях15-18 представлено рассуждение.

2) Основная мысль текста заключена в предложении 22.

3) В предложениях 6-10 представлено повествование.

4) В предложениях 25-27 представлено описание.

5) В предложениях 11,12 содержатся элементы описания.

3. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными ? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 15-18 представлено повествование.

2) Предложения 29,30 содержат описание.

3) Предложения 37,38 раскрывают смысл, заложенный в предложениях 26, 27.

4) В предложении 33 доказывается мысль, сформулированная в 26 предложении.

5) В предложениях 1-3 представлено рассуждение.

4. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными ? Укажите номера ответов.

1) В предложении 12 представлено описание.

2) В предложениях 9-11 содержится вывод из того, о чём говорится в предложениях 6-8.

3) Предложения 11,12 содержат элементы рассуждения.

4) В предложениях 19-22 представлено повествование.

5) В предложениях 16-18 обосновывается мысль, которая сформулирована в предложении 12.

Проверьте себя:



    "союз", "союзное слово" и "местоимение".
  • Союз и местоимение - морфологические понятия, а союзное слово – термин синтаксический.

Например:

Учитель понял, ЧЕМ можно заинтересовать ребят .

  • В данном СПП слову ЧЕМ можно дать характеристики: 1) как части речи - относительное местоимение (морфологическая характеристика); 2) как средству связи в СПП - союзное слово (синтаксическая характеристика); 3) как члену предложения - дополнение в придаточном предложении (синтаксическая характеристика).

Союзное слово КОТОРЫЙ может быть и подлежащим, и дополнением в придаточной части сложного предложения. Подставьте вместо этого союзного слова то, что «прячется» за ним:

  • Жаркое солнце, которое немилосердно жгло мою голову, закрыла туча.

(Что немилосердно жгло голову? Солнце. Следовательно, это подлежащее ).

  • Дама, которой Евгений подал руку, церемонно сошла с трапа парохода.

(Кому подал руку Евгений? Даме (сущ. в д.п. ) . Следовательно, это дополнение ).


Выпускники часто не находят союз ЖЕ, путают его с частицей ЖЕ.

  • ЖЕ , союз противительный. Обозначает противопоставление двух предложений, близко по значению к союзу А. Дочь приехала ночью, сын ЖЕ – утром.
  • ЖЕ , усилительная частица. После вопросительного слова усиливает его выразительность.

Когда ЖЕ ты позвонишь?

  • Усиливает значение перво го или в смысловом отношении наиболее важного слова реплики (разг. ).

Ну и силён ЖЕ ты, парень.

  • Присоединяется к указательным местоимениям и наречиям и означает полное тожество того, на что указывается этими местоимениями и наречиями, с тем, о чем уже упоминалось в речи.

Тот же. Туда же. Такой же. Там же. Тогда же.


При двойных (сопоставительных союзах) запятая ставится ТОЛЬКО перед второй частью союза!

как... , так и не только... , но и не столько... , сколько не так... , как хотя и... , но не то что(бы)... , но (а) если не... , то


Лететь, греметь, свистеть, гореть, звенеть глаголы 2-го спряжения.

  • Спряжение определяется по неопределенной форме только у глаголов с безударными личными окончаниями: к II спряжению относятся все глаголы на - ить , кроме брить , зиждиться, зыбиться , а также 11 исключений: 7 глаголов на - еть (смотреть, видеть, терпеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть) и 4 глагола на - ать (слышать, дышать, гнать, держать). Остальные глаголы относятся к I спряжению.
  • Если же личные окончания глагола ударные , то спряжение определяется по окончаниям ; при этом не имеет значения, какой гласный в неопределенной форме глагола. Так, глаголы спать, лететь, греметь, гореть, звенеть относятся к II спряжению (сп-ишь, лет-ишь, грем-ишь, гор-ишь, звен-ишь) , а, например, глагол пить – к I спряжению (пь-ёшь) .
  • Важно помнить: к тому же спряжению относятся и все производные от таких глаголов приставочные глаголы с безударными окончаниями. Поэтому глагол выгореть второго спряжения: выгорит, выгорят , а глагол выпить – первого спряжения: выпьешь, выпьют.

  • блеять
  • лелеять
  • веять
  • маяться
  • выменять
  • надеяться
  • выровнять
  • реять
  • затеять ЯТЬ!!! (1 спр)
  • кашлять Но КЛЕ ИТЬ !
  • таять
  • каяться
  • хаять
  • кланяться
  • чаять
  • лаять
  • сеять

ТОЛЬКО В КОНТЕКСТЕ можно различить слова категории состояния, наречия и краткие прилагательные среднего рода с окончанием -О:

В номере душно (сказ.).

Соловей пел звонко (обст.).

  • Слова категории состояния -НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ слова, а краткие прилагательные изменяются по родам.

Мне грустно (СКС). – Девушка грустн а (прил.). – Повествование грустн о (прил.).


Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания:

поэтому, просто, решительно, словно, якобы, авось, буквально, как будто, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счёте, вот, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти и др.


Предлог ПО в значении «после чего-либо» употребляется с предложным падежом:

по прибыти и ,

по завершени и ,

по приезд е ,

по прилёт е.


Обратите внимание на некоторые случаи раздельного написания частицы НЕ !

Частица не пишется раздельно:

  • а) если при прилагательном, причастии или наречии в качестве пояснительного слова стоит местоимение, начинающееся с ни , например: ни кому не нужная вещь , ни когда не встречающаяся ошибка ;
  • б) если НЕ входит в состав усилительных отрицаний далеко не , отнюдь не , вовсе не , ничуть не , нисколько не , предшествующих существительному, прилагательному или наречию: он вовсе не друг, далеко не лучший выход , отнюдь не справедливое решение и т.д.
  • При местоимениях и местоименных наречиях, например: не я , не этот , не иной , не такой , не иначе , не так .
  • При усилительных наречиях: не очень , не вполне , не совсем .
  • Раздельно пишется выражение не раз .
  • При неизменяемых словах, выступающих в предложении в качестве сказуемого: не надо , не прочь , не жаль .
  • При всех словах, пишущихся через дефис: сказано не по-русски ; поют не по-старому .

Скучаю по вам или скучаю по вас ?

С существительными и местоимениями 3-го лица правильно: скучать по кому-чему , например: скучать по сыну, скучать по нему.

Но с личными местоимениями 1-го и 2-го лица мн. числа правильно: скучать по ком , например:

скучали по нас, скучаем по вас .


Собирательные числительные употребляются только:

а) с существительными, обозначающими лиц мужского и общего рода: трое братьев, двое сирот;

б) с существительными, имеющими форму только множественного числа: трое суток, двое ножниц;

в) с существительными ребята, люди, дети, лицо (в значении человек ): пятеро подозрительных лиц, трое ребят;

г) с личными местоимениями мы, вы, они : их трое, вас пятеро;

д) с названиями парных предметов: двое носков, варежек, лыж;

д) с названиями детёнышей животных: двое зайчат, четверо ежат.

Собирательные числительные не могут сочетаться с существительными, обозначающими лиц женского пола и взрослых особей животных!

  • Числительное оба (обоих, обоим, обоими ) употребляется только с существительными мужского рода (оба сына, на обоих домах ), а числительное обе ( обеих, обеим, обеими ) - только с существительными женского рода (обе подруги, по обеим колеям ).

Запомните:

а) формы повелительного наклонения глаголов:

ехать - поезжай (- те ); лечь - ляг (- те );

б) глагол класть употребляется только без приставки;

в) глаголы с корнем -лож- - только с приставкой (положить , выложить и т.п.);

г) не употребляются формы 1-го лица единственного числа настоящего (будущего простого) времени глаголов победить, убедить, очутиться, чудить и др.

В необходимых случаях используются выражения: могу очутиться, сумею убедить и т.п.


Синонимическая замена придаточной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом невозможна, если в главной части сложноподчинённого предложения есть указательное слово (тот, того и т.д.):

Взгляд отца не имел того выражения доброты, которое всегда меня радовало и привлекало.


В этом случае очень часто ошибаются!

Синонимическая замена придаточной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом невозможна, если в придаточном уже есть подлежащее и слово КОТОРЫЙ стоит не в именительном падеже:

Художник, которого вы знаете, был родом из наших мест.


В этом случае очень часто ошибаются!

Синонимическая замена придаточной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом возможна, если слово который, являющееся второстепенным членом предложения, стоит в В.п. без предлога :

Подруга привезла мне альбом, который купила в Париже.

(Подруга привезла мне альбом, купленный в Париже ).


Способ разграничения сравнительной степени прилагательного и наречия

По главному слову в словосочетании: установите, от какого слова зависит форма сравнительной степени.

  • Если от существительного - это прилагательное: Ночь ( какова ) темнее прежней.
  • Если от глагола - это наречие : Он пошёл ( как ) быстрее.

Союз и и частица и

  • Союз И соединяет однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного: На улице дождь и ветер. Вчера было холодно, и поэтому мы решили отложить свой поход в горы.
  • Частица И ничего не соединяет, она усиливает значение слов, при которых употребляется: Постоянно ходить грустным - в этом и заключалось его представление о романтическом поведении.

Так и является частицей, если стоит перед сказуемым:

А отец - то что ж ? Так и не простил ! (Дост.); Он понял , что ... пришел конец , совсем конец , а сомнение так и не разрешено , так и остается сомнением (Л. Толст.); По сути дела он так и не вкусил подлинной семейной жизни (Фад.), но:

Так (наречие) и вчера шёл дождь.


  • наречие: Он говорил (как?) просто. Задача решена (как?) точно .
  • К частице вопрос задать невозможно: Да ты просто молодец! Ты точно маленький ребёнок капризничаешь.

Прилагательное, СКС и частица

  • Если к слову можно задать вопрос, то это прилагательное или СКС: Его мнение (каково?) просто. На сердце (как?) легко и просто .
  • К частице вопрос задать невозможно.

Он просто перестал писать домой.


Некоторые прилагательные (готов, намерен, обязан, склонен, расположен, рад, горазд, должен, люб, надобен и пр.) употребляются в современном русском языке только в краткой форме!

Чаще всего именно эти слова в тексте многие ученики не определяют как краткие прилагательные !

В предложениях они являются частью сказуемого. Например:

Готов ждать , но не верю твоим словам. Рад бы спеть, да не могу.


ЭТО – местоимение или частица?

МЕСТОИМЕНИЕ, если указывает на

  • что-н. близкое в пространстве или времени, находящееся в непосредственной близости, прямо перед глазами: Покажи мне ЭТО озеро.
  • что-н., предварительно, недавно, только что упомянутое в речи:

В ЭТО время и произошло событие, о котором мы расскажем.

  • явление, предмет, о к-ром идет речь, к-рый находится перед глазами, о к-ром говорят. ЭТО был мой давний друг. Свидетель, поясните суду, как всё ЭТО случилось. ЭТО просто чудо!

ЧАСТИЦА, если

  • подчеркивает, усиливает предшествующее вопросительное местоимение или наречие, образуя с ним как бы сложное вопросительное местоимение или наречие:

Как ЭТО так? Кто ЭТО пришел? Что ЭТО ты так весел? Куда ЭТО он поехал?

  • указывает на связь подлежащего со сказуемым:

Сахалин – ЭТО уникальный остров.

  • Можно заменить синонимом только :

ЭТО родители могут позволить себе быть по-настоящему строгими с детьми.


Способ разграничения союзов и союзных слов

 Союзное слово можно заменить существительным, другим местоимением: Это был дом, который построил мой отец. (Ср.: Это был дом. Дом построил мой отец. Его построил отец. )

 Союзное слово можно заменить другим союзным словом: Это был дом, что построил мой отец.

 Союзные слова имеют лексическое значение. (См. предыдущие примеры).

 Cоюзные слова являются членами предложения. (В предыдущих примерах - это дополнение).

 На союзное слово падает логическое ударение: Я знаю, что ты мне хочешь сказать.

 Союзное слово невозможно удалить без изменения смысла предложения: Мне сообщили, когда ты приедешь.

Союзы не имеют лексического значения, не являются членами предложения, в большинстве случаев союз можно опустить, смысл предложения не изменится: Мы видели, что ты пришёл. - Мы видели: ты пришёл.


Всегда раздельно пишутся следующие предлоги:

в виде, в деле, в заключение, в меру, в области, в отличие, в отношении, в продолжение, в связи с, в силу, в смысле, в течение, в целях, за исключением, за счёт, по мере, по поводу, по причине.


ВНИМАНИЕ!

Определенно-личными односоставными предложениями не являются предложения, в которых главный член выражен глаголом прошедшего времени , так как формы прошедшего времени сами по себе не выявляют определенного лица (грамматического лица в них вовсе нет, имеются лишь грамматические формы рода и числа). Например, в предложениях: По белевшей в ночи папахе угадал Половцева. Накинул сюртук, снял с печи валенки, вышел (Шол.); Утром через силу поднялся и пошел в больницу ( Ч.) - лишь контекст помогает установить действующее лицо, сама же форма глагола одинаково соответствует первому, второму и третьему лицу.

Такие предложения относятся к двусоставным неполным!


Как отличить составное глагольное сказуемое от подчинительного словосочетания, похожего на него?

Если действие инфинитива относится к другому члену предложения, то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.

Командир приказал разгрузить машину. Приказал – простое глагольное сказуемое, разгрузить – дополнение (приказал – командир , разгружать будет кто-то). Это словосочетание.

В составном глагольном сказуемом действие инфинитива должно относиться к подлежащему. Я хочу летать. Хочу лететь – составное глагольное сказуемое ( хочу – я, летать буду – я).


Если зависимым словом при деепричастии является союзное слово который , то оно не отделяется запятой от деепричастия: запятая ставится перед деепричастным оборотом, а после слова который - нет.

Вот книга, прочитав которую _ ты многое для себя откроешь.

Зося видела в них единственную для себя защиту, потеряв которую _ была обречена в этом поле. (В. Быков )

Никогда не ставится запятая после союзного слова который; сразу убирайте те варианты ответов, в которых указана запятая после этого слова.


Если однородные члены предложения, однородные причастные и деепричастные обороты, однородные придаточные соединяются неповторяющимся союзом И, то между ними запятая не ставится!

Например:

Чистота и уют царили в доме.

Сверкая на солнце и весело переливаясь, ручьи неслись к реке.

Река, вышедшая из берегов и затопившая село, успокоилась.

Теплота , с которой дочь говорила о своей матери и которая освещала её лицо , невольно привлекала внимание.


Если в сложносочиненном предложении с союзом И есть общий второстепенный член предложения (то есть к нему можно задать вопрос от обеих грамматических основ), то запятая между основами не ставится:

В гостиной горели свечи и слышались весёлые детские голоса.

Здесь льют колючие дожди и бушуют злые ветры.


Запятая на стыке союзов!

И когда… , то

И если… , так

Что если… , то

Что когда… , то

Что хотя… , но

Но если… , то

Но так как… , то

Стык союзов → то/ но / так → запятой нет!

Егерь знал, что хотя зверь ушёл, но он будет мстить охотнику, ранившему его.

Михаил - спортсмен перспективный, и если он будет упорно тренироваться, то непременно войдёт в сборную края.


Придаточные изъяснительные

прикрепляются к поясняемому слову тремя способами:

  • с помощью союзов что, как, будто, чтобы, когда и др.;

2) с помощью любых союзных слов;

3) с помощью союза-частицы ли.

Обратите внимание на

3-ий способ!

Туристы не знали (о чём?), смогут ли они засветло добраться до базы.


Местоименные наречия в заданиях ЕГЭ встречаются нечасто, и обычно это вопросительно-относительные наречия: откуда, как, когда, где, зачем, отчего, почему или отрицательные нигде, никак, никогда, ниоткуда .

  • Я знала, когда он приедет (когда - союзное слово в роли обстоятельства времени. Найдите в этом предложении словосочетание со связью примыкание. Вы уже помните, что примыкают только наречие, деепричастие и инфинитив. В предложении только одно наречие - когда, вопрос к нему можно задать от глагола приедет. Следовательно, это словосочетание когда приедет . )

Из предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Из разговора Андрей понял, где произойдёт встреча.

При примыкании зависимое слово является инфинитивом, наречием или деепричастием. Попробуем найти эти части речи: (где?) – союзное слово где (наречие) . Находим к нему главное слово, от которого задается вопрос: произойдёт. Таким образом, выписываем словосочетание

где произойдёт.


  • В сочетаниях слов с неодушевлённым существительным типа два дома числительное в именительном и винительном падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним.
  • В сочетаниях слов с одушевлённым существительным (два друга) во всех падежах, кроме именительного, вид связи – согласование; в именительном – управление.

Компоненты словосочетания могут быть расположены дистантно, т.е. отдалённо друг от друга!

Найдите с/с со связью управление.

Антон позвонил своему давнему доброму другу.

В данном случае объединить слова в с/с поможет вопрос: позвонил (кому?) другу.


НЕ являются словосоче-таниями!

(см. следующий слайд)


Грамматическая основа предложения

Дождь идет.

Однородные члены предложения

Бегают и смеются; дети и взрослые и т. д.

Сочетание служебного слова (предлога, союза, частицы) со знаменательным

Возле сада ( возле - предлог); также смеялся ( также - союз); будто в сказке ( будто - частица);

Фразеологизмы

Стоять на часах, бить баклуши, играть в бирюльки

Составные глагольные сказуемые

Начал петь, хочу верить, продолжал говорить

Составные именные сказуемые

Считался погибшим, является больным

Сравнительная степень прилагательных и наречий

Менее красивый, самый добрый, всех лучше

Вводные словосочетания

Иначе говоря, коротко говоря, попросту сказать, мягко выражаясь, может быть и т.д.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«СЕКРЕТНАЯ ПАПКА ФИПИ» ЕГЭ без «ловушек» и проблем ПОЛЯКОВА Н.П. учитель русского языка и литературы МБОУ Комсомольская СОШ Тисульского района Кемеровской области

2 слайд

Описание слайда:

Задание 4. Орфоэпические нормы. Правило ударения в формах прошедшего времени глаголов. В формах женского рода ударение падает на окончание –а. В формах мужского, среднего рода и во множественном числе – на первый слог: ИСКЛЮЧЕНИЯ: клАла, крАла, послАла, жилОсь.

3 слайд

Описание слайда:

Задание 4. Орфоэпические нормы. Для лучшего запоминания к некоторым словам можно применять так называемые мнемонические, то есть неформальные, правила. Например, подбирать ритмичные слова: ель - щавель; берёза - берёста; видно - завидно; диалог - каталог; корты - торты; маляр - столяр и т. п.

4 слайд

Описание слайда:

Задание 4. Орфоэпические нормы. Правильное произношение некоторых слов можно объяснить, а значит и запомнить. Например, фенОмен происходит от греческого «phainОmenon» -«являющееся». Поэтому английское «мен» («человек») здесь лишь кажущееся. Прилагательное мизерный происходит от французского «miser» - «бедный». А так как во французском языке ударение падает всегда на последний слог, то и произносить надо мизЕр, мизЕрный. Пуловер в речи многих людей превращается в пуловер и даже в полувёр. А ведь это слово английское (pullover -«надевать через голову»), и произносят его «по-английски», с ударением на второй слог: пулОвер.

5 слайд

Описание слайда:

Задание 6. Морфологические нормы. Морфологические нормы касаются правильного выбора и употребления форм слов. Например, правильно - положите, а не положьте. Это форма повелительного наклонения глагола положить (положи - положите, напиши - напишите, но отрежь - отрежьте). Часто делают ошибки в этой форме глагола ехать (ехай или едь - неправильно; надо - поезжай). Напомним, что глагол совершенного вида положить употребляется только с приставкой. Парный ему глагол несовершенного вида имеет другой корень - класть.

6 слайд

Описание слайда:

Задание 7. Грамматические ошибки. А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Конструкции типа Все, кто… Тот, кто… Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. Предложение с кавычками в названии. В) ошибка в построении предложения с однородными членами. Предложение с союзами не только, но и; как, так и и др. Первое сказуемое не согласуется с дополнением (Ученые хотели вникнуть и познать все тайны природы). Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. Ошибка связана с несовпадением производителя действия, обозначенного глаголом-сказуемым и производителем действия, обозначенным деепричастием: Возвращаясь домой, уже совсем стемнело. Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор требуют дательного падежа. Предлоги по окончании, по заключении, по истечении требуют родительного падежа. Е) неправильное построение предложения с косвенной речью. СПП с глаголами речи в главном предложении.

7 слайд

Описание слайда:

Задание 8. Правописание корней. Ловушка №1! Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом -ЫВА-(-ИВА-): хорОший – прихорАшИВАться. Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться. Ловушка №2! В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков: вОРОта – привРАтник хОРОнить – охРАна зОЛОто – зЛАто хОЛОдный – прохЛАда Ловушка №3! Если слово имеет иностранное происхождение, это не значит, что оно не проверяется ударением. Например: интелл…ктуальный - интеллект.

8 слайд

Описание слайда:

Задание 9. Правописание приставок. С приставками по- и про- не надо путать редкие приставки па- и пра-. Приставка па- находится обычно под ударением: пасынок, падчерица (ко­рень –дчерь – дочь), патрубок; Приставка пра- – безударная: праматерь, прабабушка, праотцы (= изначальный, древний; родственник).

9 слайд

Описание слайда:

Задание 10. Правописание суффиксов. Суффикс -ЕВ- всегда безударный, суффикс -ИВ- ударный! СитцЕвый, каракулЕвый, фасолЕвый, слезоточИвый. НО: милостИвый Запомни суффиксы -ЧИВ-, -ЛИВ-!

10 слайд

Описание слайда:

Задание 11. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Ловушка! Верно определяй начальную форму глагола: занавешивать - I спр., несов. вид (занавешивает) занавесить- II спр., совер. вид (занавесит) Запомни: вид не менять, -ся не терять. ! Удобнее «примерять» глагол сначала ко II-му спряжению: выбор вариантов меньше.

11 слайд

Описание слайда:

Задание 15. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Ловушка №1! В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому различай конструкции с однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами, и конструкции с несколькими рядами однородных членов, которые внутри ряда соединены одиночным союзом. Ловушка №2! Фразеологические обороты: Ни с того ни с сего И день и ночь И стар и млад И смех и горе И там и сям Ни взад ни вперед Ни да ни нет Ни за что ни про что Ни рыба ни мясо Ни свет ни заря Ни слуху ни духу Запятая внутри них не ставится!

12 слайд

Описание слайда:

Задание 17. Знаки препинания при вводных словах. Ловушка №1! Не являются вводными и НЕ выделяются запятыми: мало-помалу, вначале, вдруг, будто, ведь, якобы, в конечном счете, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, почти, как бы, как раз, к тому же, между тем, по предложению, просто, по решению, по постановлению, приблизительно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, однажды, словно, в довершении всего, с пор, как бы, решительно, исключительно, вот, примерно, даже. Ловушка №2! Частица бывало запятыми выделяется. Ловушка №3! Однако обычно является вводным, если стоит в середине или в конце предложения: Хочу, однако, заметить, что вы не правы. Мне стоило при­слушаться к вашему мнению, однако. Однако может быть синонимом союза но: Был уже конец сентября, однако (= но) деревья еще не пожелтели. Еще одна роль однако - междометие: Однако, какой мороз! Как и все междометия, в этом случае однако выделяется запятой.

13 слайд

Описание слайда:

В этой статье мы поговорим о коварных нюансах экзаменов ЕГЭ, о которых большое число школьников либо не знает, либо забывает, а потому, попавшись в эти экзаменационные капканы, сдающие неизбежно теряют драгоценные баллы. В первую очередь, мы коснемся обязательных экзаменов – русского языка и математики.


Не попади в капкан

ЕГЭ по математике, как известно, двулико и представлено на выбор школьника в двух вариантах – в виде базового уровня и профильного, но главные массовые ошибки идентичны и в том, и в другом варианте.

А. В. Семенов, заместитель руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по математике, говорит, что распространенным заблуждением среди школьников является страх нехватки времени и потому они с самого начала экзамена ускоряются.

От этой боязни «не успеть» на базовом уровне бесконечно допускаются ошибки в порядке действий в заданиях на уравнения с неизвестным. Ускориться – значит повысить риск наделать ошибок по невнимательности. Так, например, в базовой задаче «В городе 130 000 жителей, причем 40% — это пенсионеры. Сколько пенсионеров в этом городе?» частым ответом у школьников выступает вычисление количества НЕ пенсионеров, то есть оставшихся 60% жителей. Разумеется, такая ошибка говорит не о незнании, а о невнимательности. Кстати, на наших курсах обязательно проводятся семинары борьбы с невнимательностью.

Те же проблемы встречаются в профильной математике. Например, взглянем на геометрическую задачу:

Существует правило, которое говорит, что средняя линия треугольника отсекает площадь, равную четвертой исходного треугольника. Однако при быстром прочтении может показаться, что средняя линия отсекает половину общей площади или треть – дзинь! – и балла за задание как не бывало.

Во избежание этих досадных ошибок мы обращаем ваше внимание на следующие «математические» советы:

Распределите время грамотно и не торопитесь! (не экономьте время на прочтение формулировок и ПОДРОБНУЮ запись в черновик);

Проверяйте, дали ли вы ответ на поставленный вопрос;

Из любого перечня задач найдется та, которая для решающего будет самой простой – беритесь за нее! Далее снова просканируйте все задачки и отыщите из оставшихся наиболее простую – и снова пуститесь по тому же алгоритму.

Плавно перейдем к русскому языку. Самые уязвимые места экзамена так или иначе тоже завязаны на внимательности.

Предполагается, что выпускник школы должен уметь внимательно читать текст и находить в нем речевые и грамматические ошибки – и это главная боль всех школьников. За 7-е задание на поиск и атрибуцию грамматической ошибки щедро дается целых 5 первичных баллов, за 20-е задание на выемку из текста и попутное исправление лексической ошибки – 1 балл. А в сочинении есть целых два критерия, связанных с речевыми и грамматическими нормами, которые в сумме дают 4 балла. Итого: 10 первичных баллов! Это почти одна пятая всего результата. Поэтому для успешной сдачи экзамена по русскому языку необходимо твердо знать разновидности грамматических ошибок (а их больше 30!) и уметь отличать лексические ошибки (грамматически не мотивированные отклонения (пример: главная суть – лексическая избыточность)) от средств выразительности (грамматически мотивированные отклонения (пример: плачут тучи – олицетворение)).

Также возьмем, к примеру, 26-е задание, то есть сочинение. Здесь важно быть очень внимательным, чтобы распознать проблему, скрытую автором в тексте. Если проблема будет сформулирована неверно, то придется распрощаться с 4 первичными баллами: одним за первый критерий и тремя за критерий о комментарии проблемы. С комментарием тоже все не просто: одной внимательностью здесь не обойдешься. Для получения за него трех баллов нужно иметь крайне ясное представление, как он должен выглядеть. Необходимо помнить, что это не пересказ текста, а ответ, почему проблема выглядит такой важной для автора. И, конечно, две иллюстрации из текста! Если их нет, можно рассчитывать лишь на один первичный балл, что от незнания со стороны школьников происходит плачевно часто. Именно поэтому крайне важно знать все особенности и критерии оценивания экзамена.

Можно сделать вывод, что главные ловушки на экзамене создают себе сами сдающие: это невнимательность и незнание формата экзамена. Рецепт борьбы с этими ловушками один: необходимо изучить все кодификаторы и критерии оценивания экзаменов и отточить решение всех типов задач. На наших курсах программы выстроены таким образом, чтобы на каждый вид задач был выделен хотя бы один полноценный урок, что существенно уменьшает риск потерять балл из-за невнимательности или отсутствия опыта решения.

Желаем удачи на экзаменах и поступить в лучшие вузы!


1. С чего начать сочинение на экзамене.

1) Лист не подписывать никак. Писать строго по предложенному тексту, а для этого следует читать с ручкой, вникая в содержание текста, отмечая проблемы, поднятые автором, обратить внимание на Ф.И.О. автора, крат. статью о нём.

2) Писать строго по плану, каждый пункт с абзаца, отступ 2 см.)

2. Вступление (2-4 предложения) - это тема текста. Образцы вступлений, например, об одинокой старости

а) вопросительное предложение: Почему в наше время так много одиноких пожилых людей? Кто в этом виноват? Что нужно сделать, чтобы изменить эту ситуацию?

б) приём умолчания. Одинокая старость... Как больно смотреть...

в) приём градации: Детство. Юность. Старость.

г) цитата из текста, д) назывное предложение; е) ряды однородных членов; ж) пословицы и поговорки. Как известно... Как сказал кто-то из великих...

з) риторический вопрос

3. Формулировка проблем, поднятых в тексте автором.

В тексте... ф.и.о. поднимаются важные... (актуальные, злободневные) проблемы современности (нашего времени, нашего общества). Проблема..., ..., ... Почему?.. Чем объяснить?.. Может ли?.. Эти непростые (сложные) вопросы задаёт автор и пытается найти на них ответ .Чтобы правильно обозначить проблему, нужно ответить на вопрос: Что хотел сказать автор текста. Например, если, прочитав текст, мы говорим, что автор хотел показать, как сильно, бескорыстно родители любят своих детей, то проблема в тексте: сила родительской любви

4. Комментарий к проблеме. Прокомментировать - это значит пропустить текст через себя. (Что заставило автора задуматься над этим?)

Чтобы мы поняли насколько важны проблемы, поднятые в тексте, автор рассказывает нам о... (что заставило автора задуматься над...)

Благодаря этому, мы видим (понимаем), как важно автору было донести до нас свои размышления.

5. Позиция автора - отношение автора к проблеме, ответ на вопрос темы, желательно повторить ф.и.о. автора, можно использовать цитирование (Рассказывая о..., автор обращает наше внимание на..., призывает нас к..., заставляет задуматься над... Для него важно...)

6. Собственная позиция о проблеме - нужно согласиться или не согласиться с атором (Текст (ф.и.о. автора) не может никого оставить равнодушным, и я полностью разделяю позицию автора. Автор, безусловно, прав, считая, что..., так как..., во-первых,...