Проповедь на погребение мирского человека. Как проповедовать евангелие на похоронах

Ничто так не остужало моего пыла к служению, ничто так не угашало моего порыва “добрым подвигом подвизаться”, как необходимость проповедовать на похоронах….

Я не спал днями и ночами, пребывая в борении. И проблема была не только в том, ЧТО сказать, но и в том, КАК это сказать. Если, например, в моей жизни наметился подъем, если я полон энергии и бодрости, каким образом я смогу войти в страдание и боль других людей? Кто я, чтобы пытаться отразить в своей проповеди боль утраты, которую переживает убитая горем семья? Смогу ли я подобрать правильные слова, чтобы достойным образом почтить покойного?

Но однажды, когда я проповедовал на похоронах своего отца, Бог открыл мне кое-какие истины в данном контексте – не только как проповеднику, но и как члену семьи, скорбящей об утрате.

Разумеется, проповедь на похоронах не должна быть поверхностной или легкомысленной. Мы нуждаемся в большой поддержке Святого Духа, нас ободряющего. Мы должны просить у Бога помощи, однако это не отменяет нашей обязанности внимательно и осторожно подбирать слова. Раздавленные горем люди весьма ранимы, поэтому наши слова могут оказать колоссальное на них воздействие. Таким образом, речь наша на похоронах должна быть продуманной и мудрой.

Хочу предложить вам пять советов, чего следует избегать, если вы приглашены для проповеди на похоронах.

1. Не говорите о покойном только в прошедшем времени.

Одна из обязанностей проповедника на похоронах – прославить Господа свидетельством о том, как покойный брат (покойная сестра) любил Его, как жил для Его славы. Однако, описывая благочестивую жизнь усопшего, мы иногда так много говорим о том, “что было”, что забываем упомянуть о том, “что есть”. Если мы верим, что покойный сейчас находится со Христом, что в загробном мире он жив, значит, необходимо подчеркнуть это, говоря о нем в настоящем и будущем временах. Этим мы напомним скорбящей семье и другим слушателям о надежде Евангелия.

2. Не забывайте смотреть на смерть верующего с Божьей точки зрения.

Этому нас учит Пс. 115:16 – “Дорога в очах Господних смерть святых Его!” Бог прославляется тем, когда Его дети возвращаются к Нему домой. Созерцать ничем не сокрытое лицо Бога – это величайшая радость, какую верующий только может иметь. Быть в Его присутствии на небесах – это окончательное достижение наших чаяний освящения и начало великой, бесконечной эпохи прославления.

3. Не игнорируйте факт утраты.

Вокруг нас всегда есть те, кто пережили тяжелую утрату. Под утратой я подразумеваю не только тех, кто лежит в гробу, но и тех, кто мертвы по своим грехам. Утрата близких нам людей напоминает нам о том, что смерть – это реалия жизни, что однажды все мы перейдем в мир иной. Если и есть самое подходящее место для проповеди о серьезности греха и важности Божьей благодати, то оно – возле тела почившего святого, перед лицом реальности смерти. Умоляйте присутствующих покаяться, чтобы оно смогли затем радоваться вечной жизни во Христе. В такие моменты умерший святой – “живее всех живых”, он более живой, чем это можно представить, он находится в присутствии Того, Кто Сам есть жизнь.

4. Не пытайтесь идеализировать почившего.

Людей вдохновляет пример лишь реальных жизней. А реальная жизнь полна радости и печали, успехов и неудач. Заслужившие уважение почившие святые подвизались добрым подвигом веры. Пример их реальной жизни может ободрить живых.

5. Не забывайте указывать на реальность небес – провозглашайте эту реальность.

Церковь нуждается в том, чтобы слышать проповеди о нашем небесном доме и изучать эту тему на основании Писания. Недостаточное внимание этой теме разоблачает слабость нашей веры, надежды и радости. Дорогое Божье дитя, почившее, ныне наслаждается Богом и всеми богатствами небесного Царства. Мы должны как можно чаще хотя бы на несколько минут вырывать людей из земной реальности “теперь и сейчас” – реальности, которая иссушивает нашу духовную радость – и поднимать их над землею, чтобы у них была возможность увидеть все с точки зрения Бога и вечности. Напоминайте присутствующим, что христиане всегда окружены Божьей благодатью, что впереди их ждет небо – только небо.

Сегодня, глядя на тело умершего человека, невольно начинаешь думать о жизни и смерти , о временном и вечном. Все мы, так или иначе, думаем об этих вещах, но житейская суета и повседневные заботы не дают нам, как следует поразмыслить над этим. Но вот еще вчера мы разговаривали с этим человеком, а теперь он в другом мире, и перед нами лишь осиротевшее тело без души.

Мудрый Соломон несколько тысяч лет назад сказал:

«Лучше ходит в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира, ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу» Еккл.7:2.

Другими словами, когда мы видим бездыханное тело, когда смерть как никогда близка к нам и мы ощущаем ее особенно остро, мы все внезапно понимаем, что таков конец всякого человека. Кто бы ты ни был, богатый или бедный, умный или глупый, президент или просто рабочий, - все мы одинаково отдадим свой долг, свои кости земле. Но в таком случае невозможно не задуматься о том, что нас ждет там, по ту сторону гроба?

Почему нам страшно думать об этих вещах, и мы подсознательно стараемся закрыть эту тему, так и не ответив на главный вопрос жизни? Надо сказать, что это вечные вопросы, на которые должен дать ответ каждый здравомыслящий человек. Ведь если ты не понимаешь этого, то нет смысла ни в каком твоем действии, да и в самом существовании!

Представьте целеустремлённого человека, который быстро идет по улице сосредоточенно глядя вперед, и на вопрос «Куда ты?» он отвечает «Не знаю». Мы сочтем такового человеком не в себе. Но не в похожей ли ситуации оказываемся мы с вами, когда на самые главные вопросы мы смущенно молчим, не зная, что сказать, а порой и просто убегаем от них. А жизнь проходит, и наступает момент, когда все мы оказываемся на пороге вечности. Болезнь, война, катастрофа, голод или эпидемия может пройти мимо нас, но ни один не сможет избежать смерти. Так не пора ли задуматься над тем, что будет после земной жизни ?

Мой знакомый работал санитаром длительное время. Он рассказывал, что ему не раз приходилось видеть последние минуты умирающих людей. Самое страшное, о чем он помнит, это глаза этих людей. Выражение ужаса и отчаяния, когда ты уже не можешь спокойно размыслить и дать ответы на вечные вопросы, и необходимость переступить покров земного бытия, - все это со сверхъестественным страхом изображено в зрачках умирающего.

Конечно, всем нам страшно об этом думать, ведь мы так любим жизнь! Великий мыслитель и писатель Достоевский был приговорен к расстрелу, и когда уже ему на голову одели мешок и должен был прозвучать залп выстрелов, прискакал гонец и передал телеграмму от императора. В ней говорилось, что ему заменяют смертную казнь на 4 года каторги. После он детально описывал свои чувства от пережитого. Он говорит, что если бы в тот миг, когда он стоял с мешком на голове, ему предложили бы остаться в живых, но при условии, что он будет до самой смерти стоять на краю пропасти и не двигаться, он, не задумываясь, согласился бы, ведь это такое безмерное счастье – просто жить!

Но так случается, что всем мы, рано или поздно, умираем. Никто не знает, кто из нас, стоящих здесь, будет следующим. И не важно, какое у тебя здоровье, и не имеет значения, сколько у тебя денег на то, чтобы вылечиться от любой потенциальной болезни, - внезапный сердечный приступ вполне здорового сердца, или несчастный случай на пути с работы домой может оборвать нашу хрупкую жизнь. И это мудро сделано, что мы не знаем ни дня, ни часа своей кончины. Потому Христос и говорит: «Всегда будьте готовы».

В Откровении Иоанна Богослова написано о том, что будет после смерти:

«И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное». (Откровение 20:11-15)

Каждый из стоящих у гроба должен серьезно задуматься, что ждет лично его, когда смерть придет за ним. Написано в Писании, что пред лицом Бога пишется памятная книга, и что «судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» .

Если мы сегодня не задумаемся об этом, то поверьте, завтра ощущение нашей скоротечности и смертности притупится, а послезавтра совсем пропадет. Евтушенко однажды сказал фразу, которая стала мрачным девизом нашей с вами современности: «Проклятие века – спешка» .

Так давайте сегодня, когда мы провожаем в последний путь дорогого нам человека, задумаемся: кто ты человек, откуда ты, и куда идешь?

Все религии мира, так или иначе, говорят нам о бессмертии души. Екклесиаст еще три тысячи лет назад пророчески сказал: «И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, который и дал его» Еккл.12:7 . Есть в нас то, что невозможно засыпать землей и песком: это дух, совесть, мысль, любовь, вера! Это не подвластно тлению!

Христос говорит:

«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет».(От Иоанна 11:25)

Сегодня, когда мы все еще живы и можем свободно рассуждать о высоком, давайте попробуем, хотя бы несколько минут в день выделять на то, чтобы думать о вечности . Что ждет нас там, по ту сторону гроба, куда всем мы, рано или поздно перейдем.

Сегодня ушел он, лежащий перед нами, а завтра кто-то из нас самих. Однако будем помнить и утешаться тем, что он не исчез, а находится в другом мире, ибо мы знаем, что «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых» (От Марка 12:27).

У Бога нет мертвых, у Бога все живы. У Бога – все живы!

На Тайной вечере, перед началом Страстных дней Господь сказал Своим ученикам: “Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня” (Ин 14:28) .

И, отзываясь на Его слова, Церковь, исполненная веры и надежды, поет: Блажен путь, воньже идеши днесь, душе, якоже уготовася тебе место упокоения.

Мы сегодня переполнены грустью, потому что в последний раз прощаемся с человеком, которого любили и уважали. Но нам следовало бы радоваться - исполнилось его самое заветное желание. К этому стремился он всей душой. Не к этой ли цели - к встрече с Господом - было направлено все борение его личности, подчас мятущейся и непредсказуемой? К встрече с Господом, Которого он познал своим сердцем и Которого искал на протяжении всего - очень трудного - жизненного пути, искал с присущими ему решимостью и мужеством. Он часто повторял: “Для меня жизнь - Христос, а смерть - приобретение”.

А теперь он дошел до конца своего пути. Он пал ниц перед своим Господом, Богом и Спасителем в безмолвном поклонении, он вошел в тайну богообщения.

Перед тем как продолжить, позвольте мне зачитать нес­колько отрывков из Писания, выбранных почти пятьдесят лет назад самим отцом Львом в память человека, им горячо любимого.

“Укрепи меня по слову Твоему, и буду жить; не посрами меня в надежде моей” (Пс 118:116) .

“А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!” (Иов 119:25–27) .

“Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение. Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена” (Иер 31:3–4) .

“Я есмь воскресение и жизнь: верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек” (Ин 11:25–26) .

“Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало?” (1 Кор 15:54–55) .

И еще - эту молитву:

“Боже всемилостивый и всепрощающий, просим и молим Тебя о душе раба Твоего, которого Ты призвал от века сего. Не оставь ее в руке вражеской и не забывай вовеки. Но скажи святым Своим Ангелам, чтобы приняли ее и привели к вратам райским. Надеявшаяся на Тебя, да не страждет она от адских мук, но да исполнится вечной радостью. Во Христе, Господе нашем. Аминь”

Эти слова веры и надежды мы можем теперь обратить к Господу от имени самого отца Льва. Он лежит во гробе, и все, что было в нем тленно, обратится в прах. Все сумерки души осветились и тьма рассеялась; там, где царила буря чело­веческого бытия, часто делавшая общение с ним трудным, мешавшая понимать его тем, кто плохо знал его, ныне только мир.

Теперь зерна отделены от плевел. Земное вскоре вернется в землю. Но что сказать о пшенице? Все мы, и немногие, собравшиеся здесь, и сотни, а может быть, и тысячи слышавших или читавших его слова, не являемся ли полем, на котором он сеял щедрою рукой - в интимных частных беседах, в узком кругу друзей, в размышлениях и проповедях, в книгах, адресованных всем, - сеял повсюду эту пшеницу, семенем которой была сама его живая душа, призывавшая бодрствовать и жить? Не носим ли мы печать его апостольства? И не должен ли каждый из нас спросить себя самого, куда упало семя: на камень, на край поля, в терние или, быть может, дай-то Бог - на плодородную землю?

Не свидетельствует ли нам отец Лев, что искреннее покаяние и всецелое обращение способны превратить самую бесплодную почву в землю избранную, в которой Слово сможет прорасти и приносить плод святости и вечности? Сколько он трудился - вспахивал, удобрял, взращивал - не ожидая благодарности!

“Советы отца Льва были чисты, как алмаз, - но столь же тверды”, - это определение - такое точное - принадлежит одной из его духовных дочерей.

Однажды все мы предстанем перед Господом. Отец Лев, с самого детства отдавшись сердцем бедности, будет стоять перед Господом безмолвно, с пустыми руками. Пустыми потому, что он раздал все, кроме осознания себя грешником, единственная надежда которого - в щедрой любови Божией.

Как же будет чудесно, если те, кто не впустую слышал его слова и действительно любил его, принесут Господу плод своей жизни и скажут Ему: “Я только поле, отец Лев был сеятелем, его слова - семенем. Пусть вся моя жизнь послужит к его славе!”

Те, кто сегодня сеет со слезами, будут пожинать с радостью, а сеятель и Господин жатвы разделит эту радость. Но чтобы так свидетельствовать своей жизнью, нужно принести плоды. Отец Лев пронес и передал нам светильник, и огонь, горящий и сияющий в его пламени, низведен на землю Самим Христом - это горение Святого Духа.

Отец Лев покинул этот мир в день воскрешения Лазаря. Он проведет свою первую Пасху там, где “несть печаль ни воздыхание”, где жизнь вечная разливается победоносно и могущественно, заполняя собой все, где день незаходимый.

Мы сегодня опустим в могилу все, что было в нем тленного, несовершенного, с радостью и надеждой предвкушая день, когда мы сможем воскликнуть: “Смерть, где твое жало? Где же твоя победа?” В этот день мы единым сердцем и едиными устами вознесем спокойную, светлую хвалу: “Le Christ est ressuscitе! Христос воскресе! Cristos anesti!” Аминь.

Перевод с французского Ф. Иогансона под редакцией Е. Майданович

В моей короткой проповеди мы остановимся на двух вопросах:

1.Доброе имя лучше дорогой масти;

2. День смерти лучше дня рождения.

Имя – это то, что определяет отношение людей друг к другу. Имя имеет большое значение и всегда в нем заложен какой- то смысл. Адам -человек, Ной -покой, утешение; Хам- горчий, Рахиль-овца, Иаков-обманщик и т.д. Особую роль именам предавали в ветхозаветное время, и во время жизни Иисуса Христа.Если говорят:«вчера ко мне заходил Анатолий Иванович и рассказал мне то и то. А вы, зная, кто такой Иван Иванович, то уже знаете, как нужно относиться к нему и к тому, что он рассказал. Вы не верите ни одному слову его. Этот человек много может наговорить. Правда, вы знаете таких людей?«Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» Притчи 22:1. Доброе имя делаем не только мы сами, а те, кто нас окружает, живет с нами, работает, дружит. Если человек хорошей репутации, то естественно наше отношение к его словам будет совершенно иным, т.е. положительным. Это надежный человек, если сказал слово, товыполнит, на него можно положиться. Услышанное имяоткладывается в определенных ячейках памяти нашего мозга и мы извлекаем оттуда, с извилин памяти всё, что мы знаем о человеке: его внешность, характер, его голос и репутацию. Иметь хорошую репутацию,- значит, облегчить себе жизнь. Такому человекулегчеустроиться на работу, чего – то добиться,легче выполнять служение в церкви, будь- то евангелизация, пасторское или дьяконское служение. «Но не гордись этим, а бойся» - говорит Слово Божье. Мы не должны стремится создать себе доброе имя, хорошее мнение в сознании окружающих. Но, если выбирать между хорошей репутацией, богатством,чувственнымудовольствием, или именем веселого шутника, то лучше выбрать первое. Почему?потому что всё остальное - суета!«Ибо слава человека как трава, как цвет на траве быстро опадает». Но, чувственные удовольствия проходят еще быстрее, это какой – то миг.

Это парадоксальная истина, которую поначалу трудно понять. Почему Екклесиаст так говорит?С какой точки зрения день смерти лучше дня рождения? И для кого лучше?Из содержания второго стиха мы узнаем, что лучше мертвому, которого хоронят, ибо он освободился от всех забот своих. А живому, который присутствует «приложит к сердцу своему». Что приложит? Неотвратимый факт смерти и что этого и ему не избежать. Но верующий должен принимать смерть как друга, приветствовать как лучшего друга, когда она приходит. Почему? Потому что смерть для верующего есть ключ, открывающий дверь к вечному счастью в обителях Божьих. Отк.14:13. Аминь?Отсюда, присутствовать на чьих то похоронах, более благотворно для сердца, нежели веселиться на чьих то именинах. Об этом пишет ап. Павел 2 Кор.7:10«Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть».Полезность похорон определяется тем, какой эффект оно производит на сознание человека. Наблюдаяна похоронах за ходом процессии и за тем, о чем говорят, человек мыслями своими направляется и приближается к вечности, к Богу, он осознает бренность существования человека на земле. "Итак,я знаю что Ты приведешь меня к смерти и в дом собрания всех живых" (Иова). А Давид пишет: "И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, который дал его". А веселясь на празднике, дне рождения он думает о наслаждениях в этой жизни, о пищи, о напитках и т.д. Так, что для души человека больше пользы от первого,чем от второго. В этом смысле «лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира..»Немногие из нас любят думать о смерти. Тем более о своей смерти, если вокруг светит солнце, порхают птички, много друзей и веселых забот, зачем наводить тоску? Но, когда смерть входитв наш дом, наших близких, мы осознаем, что бессильны изменить существующий порядок вещей. В этом отношении смерть мне даже нравится. Она напоминает, что я не всесильный, что я всего лишь червь и прах, что моя очередь близка. На носилках одного кладбища написано: "Кто следующий? Факт смерти, заставляет нас задуматься о главном, о смысле жизни на земле, а это уже хорошо. Бог использует печаль, чтобы сделать сердце человека лучше, мягче и добрее. Только в таких условиях справедливо изречение: «Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше» 7:3. Другой перевод: "При печали лица сердце может бытьсчастливым». Да, после пережитой печали, мы действительно счастливы. Вспомните ваше детство?Истинные христиане всегда счастливые, ибо они знают «высшую цель жизни». Даже если он о чем - то печален, он все равно счастлив. Он знает, что происходящеепредопределено (назначено) Богом, как самый лучший вариант измногих возможных. Ведь Бог не ошибается, потому в глубине души он счастлив и радуется. Не потому – ли Павел пишет: "Всегда радуйтесь"!

Даже мирской, разумный человек, приятнее будет чувствовать себя в атмосфере торжественной печали,скажем на похоронах, чем в доме пьяного веселья. Именно в доме весельязарождаются греховные мысли и совершаются грехи. «Сердце мудрых – в доме плача..» Посетите больную христианку, она ходить уже не может, но не унывает, а в надеже ожидает пришествие Господа.

Думаю и надеюсь, что после моейпроповеди на похороны станут приходить многие люди, братья и сестры, кто не на работе и имеет возможность. Это очень полезно нам самим для пересмотра своего духовного состояния.

Итак, подведем итог сказанному:

1.Доброе имя лучше дорогой масти , с ним легче жить и трудиться. Но создается оно не нами, а теми с кем мы трудимся, общаемся или проводим время. Христианину подобает иметь доброе имя христианина, ученика Иисуса Христа, детяти Божьего и священника.

2.День смерти лучше дня рождения. Намполезно и желательно чаще бывать в домах плача. Это благотворно влияет на наше сердце, сердце становится лучше; а мыслями своими направляемся к вечности и приближаемся к Богу.

Мы осознаем суетность материального и высокую цену духовных вещей. Мыстановимся мудрее, добрее и счастливее. Аминь?

Любая служба, будь то отпевание, освящение квартиры или машины должна заканчиваться проповедью. Не обязательно трех часовой, но необходимо сказать хотя бы пару слов. Хотя бы предупредить владельца автомобиля, что освящение не отменяет правила дорожного движения, необходимость пристегнуться в салоне и т.д. И это не шутка. К сожалению, люди часто воспринимают освящение авто именно как гарантию от всех проблем на дороге. Когда совершаешь требы, встречаешься с разными людьми. В связи с этим возникает необходимость составить небольшие «макеты проповедей» на разные случаи жизни (на разные требы). По мере возможности буду выкладывать свои «требные проповеди». В зависимости от ситуации, текст проповеди, конечно, дополняется и меняется. Все зависит от того, хотят ли тебя слышать.

Начну с отпевания.

Упокой Господи душу раба твоего (имя рек)…

Желаю вам всем помощи Божией, укрепи вас Господь. Теперь главное помните, что самое нужное для усопшего - ваша молитва. Ему уже совершенно безразлично, какой вы ему купили гроб, сколько принесут цветов, будет ли дорогое надгробие, сколько скажут о нем теплых слов. Для его души важна только молитва. Причем не только молитва по каким-то определенным памятным дням: на 3 день, девятый день, на полгода. Но прежде всего ежедневная искренняя молитва. Если этот человек был для вас по-настоящему дорог, то, ложась спать и просыпаясь утром, вы должны вспоминать его в своем общении с Богом.

После смерти тела душа человеческая может раскаиваться в своих грехах, но не имеет возможности принести покаяние. Наверное, вы все слышали о страшном суде. Но «страшный» он будет не потому, что там будут кого-то пытать и мучить, как об этом в свое время печатали безбожники в своих журналах. Страшный суд прежде всего потому, что после него судьба человеческой души будет определена окончательно. И если в своей жизни человек тяготел ко греху, то его участь будет печальна. Пока же не случился страшный суд, мы можем помочь и вымолить души наших родных и близких. И помочь мы им можем не только молитвой, но и добрыми делами в память об усопшем. Милостью, проявленной к нашим близким. И нужно помнить, что близкие - это не только мать и отец, брат и сестра. Это любой нуждающийся: сосед, коллега по работе, просто незнакомый, но ищущий помощи и сочувствия человек.

Нельзя забывать и о том, что все мы люди смертные и когда-нибудь окажемся на месте усопшего. Поэтому не будем ждать этого скорбного часа. По мере сил и возможностей нужно готовить свою душу к жизни вечной. Очищая и освящая ее Исповедью, Причастием и добрыми делами.

Священник Антоний Скрынников