Святые с именем даниил в православии. Именины даниила по церковному календарю

Место было выбрано живописное и удобное – на небольшом холме, у слияния тихой речки Худинец с широкой и полноводной рекой Москвой. В 1282 году князь поставил здесь деревянную церковь и велел освятить ее в честь своего небесного покровителя святого Даниила.

С одной стороны, храм находился на оживленной ордынской дороге, а с другой – на определенном удалении от города. Так что скоро вокруг него собралась первая на Москве монашеская община, которой князь помогал встать на ноги своими личными сбережениями. Теперь, испросив благословения, можно было приступать к укреплению хозяйства.

Князь принялся сам объезжать окрестные села, осматривать угодья, принимать отчеты старост. Во всем разбирался сам, отстранял списки, приказывал открывать житницы и амбары. В городе он сразу же взялся за расширение Кремля, придумав для удобства строителей рабочие столовые и полевые кухни. Работа закипела втрое быстрее. Возведением стен и оборонительных укреплений Даниил руководил сам.

По московским торговым рядам, которые на переяславский манер князь назвал Красной площадью, он всегда ходил тоже сам, оставляя коня с провожатыми далеко позади. Внимательно осматривал прилавки, трогал ткани, приценивался, беседовал с купцами. Обилие товаров не могло не радовать: если есть, что продать, значит, будет, на что жить.

Как-то раз по обыкновению князь прохаживался по торгу. Отовсюду неслось радостное «К нам, к нам, княже! Даниил Александрович, батюшка родимый, к нам!» Увидев солонку хитрой работы, князь остановился:

– Почем отдашь, хозяйка?

– Да хоть так прими, в подарок.

Да ведь и князь не беден. Развернул платок и подал заморскую диковину. От счастья женщина рухнула в ноги, запричитала, стала отказываться от подарка. Рассказала, что сын ее погиб на службе, но невестка досталась хорошая, и они вместе воспитывают внука, так что грех жаловаться.

Князь поднял ее, достал серебряную гривну и серьезно сказал:

– Нет, ты уж прими, хозяйка. Ведь это я твоего сына не сберег.

Об удивительной ответственности московского князя за своих людей и абсолютно несовременном 13-му веку миролюбии еще при жизни Даниила ходили легенды.

В 1282 году в ответ на несправедливые притязания старшего брата, великого князя Дмитрия, он собирает рать и выступает против него. Встретившись с обидчиками, москвичи уже готовы были броситься в атаку, как вдруг князь неожиданно приказывает трубить отбой. Этот конфликт он решил путем переговоров.

3 года спустя снова угроза, теперь уже от среднего брата Андрея Александровича. И опять мирная политика Даниила останавливает междоусобицу и не дает начаться кровопролитию.

В 1293 году на Москву обрушилось особо тяжкое испытание. Князь Андрей привел на Русь татар во главе с печально известным Дюденем. Дюденева рать уже сожгла Муром, Суздаль, Коломну, опустошила Дмитров и Можайск. Теперь эта банда безжалостных грабителей стояла у стен Москвы. Силы были слишком неравны, и сопротивляться было бесполезно.

По нравственному закону того времени князь имел полное право пережить нападение в одной из своих деревень. Но какой отец оставит своих детей? Для того чтобы избежать кровопролития, Даниил выносит врагу ключи от города и вместе со своим народом переживает ужасы варварского нападения.

Не успели насытившиеся грабители покинуть обворованный и изуродованный город, оставив москвичей на пепелище, а князь уже собирает к себе людей, ободряет и раздает свое имение пострадавшим. В это трудно поверить, но Москва встала на ноги и отстроилась после удара всего через один год.

А еще через год, в 1295, князь выступил в поход во главе большого объединенного войска против своего вероломного брата. На стороне москвичей была и сила, и правда. Победа могла наказать князя Андрея и принести Даниилу власть. Но заплатить за нее пришлось бы братской кровью и кровью своей дружины. И снова переговоры, и снова мир, скрепленный подписями всех князей земли Русской на их общем съезде в Дмитрове.

Впрочем, когда было нужно, сын Александра Невского умел держать меч. В 1300 году татары снова пришли на Русь. На этот раз их привел Рязанский князь Константин, собиравшийся захватить Москву. Даниил Александрович предупредил вторжение рязанцев и первым выступил в поход. Быстрым маневром захватив Коломну, москвичи атаковали саму Рязань. Татарские отряды были разбиты, Константин взят в плен.

Но и здесь московский хозяин остается верен себе. Он принимает плененного князя как гостя – со всеми положенными почестями. Такой прием трогает сердце пленника, и два русских княжества заключает между собой долгожданный мир.

Подвиги христианского миролюбия не могли не принести свои плоды. Именно о таких, как князь Даниил, сказано в Евангелии: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

В 1296 году великий князь Андрей Александрович совершает поступок, вряд ли имеющий аналоги в мировой истории. Побежденный смирением и кротостью Даниила, он отдает своему младшему брату власть и титул великого князя.

Отсутствие властолюбия, мудрость и нестяжательство князя Даниила привлекают к нему любовь и уважение и на великокняжеском престоле. Именно во время его правления происходит событие, очень важное для истории Москвы. Его племянник, Иван Дмитриевич, не имеющий наследников, завещает своему любимому дяде свое княжество, одно из самых богатых и сильных на Руси – Переславль-Залесский. Именно с этого момента начинает существование Московское государство.

В личной жизни основатель Москвы был крайне скромен, так что мы мало знаем о ней. Известно лишь, что жену князя звали Евдокией, что родила она ему четверых сыновей и что в свободное от воспитания детей время она помогала бедным и расшивала золотом богослужебные ткани для Данилова монастыря.

Подобно тому, как в свое время святая Васса привила сыну любовь к благочестию, жена Даниила научила младшего Ванечку творить милостыню. Она сшила ему особенный кошелек для бедных, который, даже повзрослев, Иван Данилович никогда и нигде не забывал носить с собой, за что и получил свое прозвище Калита.

У первого сына Даниила Александровича, Юрия, характер был не такой мягкий, как у Ивана. Князь это знал и поэтому, оставляя сыновьям Москву в нераздельное владение, завещал им слушаться старшего и не допускать ненавистной розни, несмотря ни на что.

Господь даровал святому князю скорую и безболезненную кончину. Буквально за день до смерти он почувствовал ее приближение, поспешил в любимый монастырь, где принял от рук настоятеля архимандрита Иоанна великую схиму. 17 марта 1303 года князь мирно отошел ко Господу.

Вся Москва оплакивала своего кормильца и защитника, ибо по свидетельству летописи не было в городе ни одного человека, который бы не переживал эту потерю как потерю родного отца. По смиренному завещанию его похоронили как простого монаха, без почестей, на братском кладбище основанной им обители.

Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя, как Данилов монастырь был переведен в Кремль, церковь превращена в приходскую, кладбище стало мирским, а могилу самого Даниила забыли.

Примерно через 200 лет некий благочестивый юноша из окружения Ивана Третьего, проезжая мимо этого опустевшего уголка, увидел необычного старца, невесть откуда взявшегося у него на пути. «Не бойся меня, – сказал странник. – Я христианин и хозяин сего места. Имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божьей я положен здесь». С тех пор все московские князья стали почитать своего замечательного предка и обращаться за его молитвенной помощью во всех делах городского правления.

Во времена при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил и украсил древний Данилов монастырь. Ежегодно митрополит со Священным Собором стали совершать крестный ход к месту погребения благоверного князя, служить там панихиды и почитать великого князя Даниила Александровича, покровителя Москвы.

Программа подготовлена: Студия «Неофит» Московского Данилова монастыря по заказу телеканала «Культура», 2002 год.

Святой благоверный князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 году. Он был четвертым сыном святого Александра Ярославича Невского (память 30 августа и 23 ноября) и праведной Вассы. Двух лет от роду он лишился отца. Время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в церкви в честь Рождества Христова во Владимирском Успенском монастыре (Княгинин монастырь) и у окрестных жителей почиталась праведной.

В 1272 году благоверный князь Даниил получил доставшийся ему по разделу город Москву с прилегающими землями. Благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм (и при нем монастырь) в честь своего тезоименитого покровителя, преподобного Даниила Столпника (память 11 декабря). Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Неспокойно было на Руси. Междоусобицы между удельными князьями были постоянными. И часто, благодаря благоверному князю Даниилу, его неустанному стремлению к единению и миру на Русской земле, удавалось предотвратить кровопролитие. Когда в 1293 году его брат, великий князь Андрей Александрович, вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем ("Дюденева рать") опустошил русские города: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, благоверный князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1295 году выступить против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило в нем, и кровопролития удалось избежать.

В 1300 году, когда рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском к Рязани, разбил неприятеля, взял в плен Константина и истребил множество татар. Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но замечательная - как первый порыв к свободе. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников - татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времени, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия. Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. За это Господь расширил границы его владений. Иоанн Димитриевич, князь Переяславля-Залесского, племянник Даниила, кроткий, благочестивый и благотворитель нищих, уважал и любил своего дядю. В 1302 году, умирая бездетным, он передал свое княжество святому Даниилу. Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Здесь было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу.

Как дивно на протяжении веков ясно проявлялся Промысл Божий о нашей Русской Земле, о ее судьбе!

С благодарением помня о неотступном Благом Путеводителе как в своей личной жизни, так и в жизни Русского государства, отец святого Даниила - святой благоверный князь Александр Невский выразил то в словах - "Бог не в силе, а в правде".

В 1303 году святой Даниил тяжело заболел. Он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в Даниловом монастыре. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на общем монастырском кладбище. Скончался благоверный князь 4 марта.

Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя Даниила, как основанная им Данилевская обитель была в 1330 году переведена в Кремль, церковь превращена в приходскую, а кладбище стало мирским. Во времена великого князя Иоанна III (1462 - 1505) преподобный Даниил напомнил о себе забывчивым потомкам. Юноше из окружения великого князя явился некто неизвестный и сказал: "Не бойся меня - я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог". С того времени великий князь установил петь соборные панихиды по родственникам - князьям. Во времена царя Иоанна Грозного при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил древний Данилов монастырь и установил ежегодно совершать митрополиту со священным собором крестный ход к месту погребения благоверного князя и служить там панихиды.

В 1652 году благоверный князь Даниил был прославлен обретением святых нетленных мощей, которые 30 августа были перенесены в церковь в честь Святых Отец Седми Вселенских Соборов.

Святые мощи были положены в раке "на прославление Святыя Троицы и на исцеление немощствующих". Митрополит Московский Платон (+ 1812) в составленном им Житии святого князя пишет: "Сей-то первоначальный основатель положил начало нынешнему величию Москвы, проложив для этого тихими стопами только малую стезю. Ибо как и всякое здание, сооружаемое не с чрезвычайной поспешностью, а только с большим искусством и старанием, получает особую твердость и нерушимо пребывает долгое время; и как дерево, много веков растущее, начав прежде с малого прутика, понемногу утолщается, и ветви его распространяются далеко окрест, так и граду этому надлежало возрасти от малых, но твердых начал, чтобы первый его блеск не омрачил очи завиствующих и чтобы в первое время не потрястись и не пасть ему скорее, чем оно возросло в свою высоту. Так предуготовил сей великий град основатель, дав ему, хотя малое, но не прерывающееся никаким дуновением ветра сияние, и предоставил большую славу его возвышения своему сыну великому князю Иоанну Даниловичу, прозванному Калитой".

Даниил всегда спокойный, размеренный и уравновешенный. У него всегда много друзей, которые его ценят. Единственное, что может по-настоящему вывести его из себя - это ложь. Если поймет, что его обманывают и взорвется. Конечно, Даниил быстро остывает, но тех, кто его когда-то обманул, не простит. Даниил может преуспеть в любой профессии, она будет зависеть от сложившихся в детстве увлечений. Работу будет выполнять добросовестно и с должной долей ответственности, за что и получает уважение руководителя и расположение коллег.

Жену выбирает себе быстро, но вскоре понимает, что его чувств недостаточно для поддержания брака. Детей своих любит и будет любить всегда. Но их воспитание, по его мнению, прямая обязанность жены. У него всегда несколько браков, самый запоминающийся из которых - первый. После первого брака детей больше не заводит. Даниил привык посвящать много времени самому себе. Любит выезжать на природу и проводить время в одиночестве. Только таким образом он может хорошенько все обдумать и принять верное решение.

Судьба : Относится к мужчинам, выдерживающим бурю. Первопроходец. Неспешен в думах, но решителен. Дом - полная чаша, кругом полно вещей, сработанных предками. Не выносит лжи, может даже вспылить, но тут же быстро отходит.

Святые : Даниил Переяславский (именины 20 апреля), Даниил Столпник (именины 24 декабря), пророк Даниил (именины 30 декабря).

День Ангела Даниила

Из древнееврейского языка – «Бог – мой судья», божий суд Народная русская форма – Данила. В мифологии – легендарный еврейский праведник и пророк-мудрец, приключения и видения которого описаны в библейской книге, канонически носящей его имя («Книга пророка Даниила»). Даниил - человек добрый, никогда не повышает голоса. В толпе кажется незаметным, но его мощный ум, трудолюбие и неиссякаемое добродушие скоро выделяют его среди внешне эффектных соперников. Очень большое значение придает семейным, родственным связям. Это для него - святое.

Обычно праздники проводит среди многочисленной родни. Общителен и гостеприимен. Очень бережно относится к своему жилью, вполне разделяя с женой хлопоты по его обустройству. Относится к мужчинам, выдерживающим бурю. Первопроходец. Неспешен в думах, но реши телен. Дом - полная чаша, кругом полно вещей сработанных предками. Не выносит лжи, может даже вспылить, но тут же быстро отходит. Он кажется иногда несколько робким - женщина не сразу разглядит в нем мужскую силу.

Даниил Именины по Церковному Календарю

  • 2 Января – Даниил II Сербский, архиепископ
  • 12 Января – Даниил Переяславский, архимандрит (обретение мощей)
  • 1 Марта – Даниил Египтянин, Кесарийский (Палестинский), мч.
  • 6 Марта – Даниил (Алферов), сщмч., иерей /новомуч./
  • 17 Марта – Даниил Московский, князь
  • 31 Марта – Даниил, прп.
  • 20 Апреля – Даниил Переяславский, архимандрит
  • 4 Июня – Даниил Ресславский, столпник
  • 5 Июня – Даниил Грехозаруцкий (Угличский), священномученик, игумен
  • 26 Июня – Даниил Московский, иконописец, иконописец
  • 23 Июля – Даниил Никопольский (Армянский), мч.
  • 12 Сентября – Даниил Московский, князь (Обретение мощей)
  • 25 Сентября – Даниил, прп.
  • 4 Октября – Даниил Шужгорский, прп.
  • 25 Ноября – Даниил
  • 9 Декабря – Даниил (Мещанинов), сщмч., иерей /новомуч./
  • 11 Декабря – Даниил, прмч.
  • 12 Декабря – Даниил, прп.
  • 24 Декабря – Даниил Столпник, прп.
  • 30 Декабря – Даниил (в схиме Стефан) Нивертский, Египетский, исповедник; Даниил, пророк

В наше время мало кто отмечает День именин. И мало кто задумывается над тем, что означает этот день. А между тем это довольно важный праздник, хотя он и имеет смысл только тогда, когда человек придерживается православных или католических взглядов. Дело в том, что именины - сугубо церковный праздник. Именины человека - это день памяти того святого, в честь которого он был наречен во время крещения. Разумеется, святых с одним и тем же именем множество. Но покровителем из них выбирается только один. Если случилось так, что крещенный в детстве человек не знает святого, в честь которого его назвали, он может выбрать себе покровителя самостоятельно - либо на основании личных симпатий, либо согласно следующей практике: нужно в церковном календаре найти ближайший к дате рождения день памяти своего тезки. Этот-то святой и будет считаться покровителем, а этот день - именинами. Менять в дальнейшем однажды сделанный выбор нельзя - духовная связь между человеком и его святым остается навсегда.

Ниже мы рассмотрим дни, на которые могут приходиться именины Даниила по православному календарю. Стоит сразу оговориться, что это хоть и основной, но далеко не полный перечень одноименных святых. Нет таких святцев, в которых были бы собраны имена вообще всех святых, известных в православии. Существует множество местночтимых, национальных, заграничных прославленных церковью угодников Божьих, которых не знают в России или которые не окружены всецерковным почитанием. Поэтому при выборе покровителя можно проявить некоторую гибкость и обратиться к списку святых, например, Болгарской, Сербской, Александрийской или какой-либо иной православной

Июнь

5 июня празднуются именины Даниила, названного в память одноименного священномученика, игумена Грехозаруцкого. При жизни он был настоятелем монастыря в Угличе. Принял смерть от рук польско-литовских солдат вместе с 30 насельниками своей обители и 250 мирянами.

Июль

23 июля - память мученика Даниила Никопольского. Этот армянский святой принял смерть во время гонений на верующих во Христа при императоре Лицинии в IV веке.

Сентябрь

25 сентября празднуют именины Даниила, носящего имя преподобного, умершего в 840 году. При жизни он был добродетельным монахом, несшим свой иноческий подвиг в пещере на в на территории современной Греции.

Октябрь

4 октября празднует Даниил день именин, связанный с памятью своего преподобного тезки с Шужгорской горы. В дни земной жизни он был монахом, отшельником, проводившим свои дни на упомянутой горе, где со временем образовался монастырь. Жил в XVI веке и был погребен в своей же обители.

Ноябрь

25 ноября вспоминается святой Даниил. Кроме того факта, что такой человек существовал, о нем не осталось никаких данных, включая и тех, за что и когда он был причислен к

Декабрь

30 декабря - именины Даниила, подопечного одноименного пророка, книга которого входит в канон Библии. Жил он VII-VI веках до н. э. Происходил из знатного иудейского рода, но вместе с другими своими соотечественниками попал в вавилонский плен. Получив халдейское образование, служил при дворе царя Навуходоносора, а позже - Кира и Дария. Прославился даром истолкования снов.

Январь

2 января церковью чтится память святого сербского архиепископа Даниила II. Жил этот святитель в XIII-XIV веках. Происходил из Сербии, был приближенным сербского короля. Позже принял монашество и удалился на Афон, где был настоятелем одного из монастырей. Потом был посвящен в епископы, а затем возведен и в архиепископа Сербии. В этом чине и прожил последние четырнадцать лет своей жизни. Скончался в 1338 году.

Март

17 марта празднуются именины Даниила, нареченного в память о Московском князе. Этот святой приходился четвертым сыном Невского. Являлся основателем Даниловского московского монастыря, в котором и скончался, приняв в 1303 году.

Апрель

Святой благоверный князь Даниил Московский , был младшим сыном Святого князя Александра Невского .

Родился в 1261 году. Когда умер князь Александр Невский, то Даниилу было всего два года и Даниила воспитывал дядя, родной брат Александра Невского, князь Тверской по имени Ярослав.

Даниил был назван так в честь святого Даниила Столпника , память которого отмечается 11 декабря. Этот святой всю жизнь оставался покровителем князя — он изображал его на печатях и возвел в его честь монастырь, который и сегодня стоит в Москве под названием Даниилов монастырь .

Интересный факт, что Даниилов монастырь, это первый монастырь, который был построен в Москве, а ныне это резиденция Московского Патриарха. Многие думают, что монастырь носит имя князя Даниила Московского, но на самом деле, он назван в честь духовного покровителя князя, Святого Даниила Столпника .

В 11 лет от роду Даниилу Московскому досталось в удел Московское княжество, которое входило в состав Владимирского княжества. Таким образом князь Даниил становится первым удельным Московским князем и родоночальником Московской линии Рюриковичей, московских князей и царей.

Это княжество было малое и скудное по сравнению с другими вотчинами, где княжили его старшие братья — Дмитрий и Андрей.

В истории государства князь Даниил Александрович показал себя миролюбцем. Благочестие, справедливость и милосердие стяжали князю Даниилу всеобщее уважение.

О возросшем политическом влиянии Москвы свидетельствовало участие князя Даниила Александровича в борьбе за Великий Новгород (1296 ), куда он был приглашен княжить в 1296 году. В 1300 Даниил Александрович успешно воевал с Рязанью, захватив Коломну (1301 ). После смерти князя Ивана Дмитриевича Переяславского (1302 ) присоединил Переславль к Московскому княжеству.

Известно, что князь Даниил был женат на Евдокии Александровне и у них было пятеро сыновей: Юрий , Иван (Калита), Александр , Афанасий и Борис .

Князь Даниил неустанно заботился о людях своего княжества и стольном граде Москве.



На правом берегу Москвы-реки, в пяти верстах от Кремля, Даниил Александрович не позднее 1282 года основал первый в Москве мужской Данилов монастырь с деревянным храмом во имя преподобного Даниила Столпника — своего небесного покровителя, где была учреждена первая архимандрия.

Мало кто знает, что именно в Даниловом монастыре был погребён писатель Н.В.Гоголь , а так же поэт и художник Хомяков , поэт Языков , историк Валуев , а так же художник Перов , музыкант Рубенштейн , меценат Третьяков ...А так же дворянские фамилии Барятинские, Волконские, Вяземские, Голицыны, Львовы, Мещерские, Путятины, Урусовы . Это позже уже Советское правительство перенесло их прах кого на Новодевичье, а кого на Донское кладбище.

В 1930 году на территории был организован изолятор НКВД для детей репрессированных лиц: Детей расстрелянных (на бутовском полигоне) свозили в детприемник , который находился в Даниловом монастыре. Имелся специальный приказ — разлучать братьев и сестер и даже знакомых между собой детей. В Даниловом монастыре известно место у стены, где были найдены останки множества детей. В детприемнике дети болели, умирали, и их там стали хоронить. На этом месте построена часовня ..


В 1296 году князь Даниил основал ещё один монастырь в Москве — Богоявленский. В одно время настоятелем Богоявленского монастыря был Стефан , старший брат Св. Сергия Радонежского, а Святитель Алексей Митрополит Московский в этом монастыре принял монашеский постриг .


Обители покровительствовали богатые прихожане, в первую очередь князья Голицыны и Долгоруковы .
При монастыре большой никрополь Московской знати, князей... из 150 могил.
Правда от бывшего древнего монастыря сейчас осталась только одна церковь Богоявления .


А в 1300 году на Крутицах по его повелению был построен архиерейский дом и храм во имя святых апостолов Петра и Павла .
С 1991 года — подворье Патриарха Московского и всея Руси, где располагается с 2001 года Отдел по делам молодёжи Русской Православной Церкви.
Даниил Московский основал на этом месте храм, при котором около 1272 года была устроена мужская обитель. Мужской монастырь позже стал Московским подворьем епископов Сарских и Подонских, епархия которых находилась на территории Золотой Орды во время монгольского владычества.
Теперь на этой территории стоят три храма. Церкви Воскресения Словущего и Успения Пресвятой Богородицы. Храм св. Петра и Павла временно закрыт (с 2005 года).


В последнее время князь Даниил стал прихварывать. Часто бывал в любимом своем монастыре, проводил здесь дни в посте и усердной молитве к Богу, беседовал со старцами, отдыхал душой от мирской суеты. Приезжал князь в монастырь в княжеском возке на службу с семьей. Отстояв обедню, князь трапезовал, оглядывал новые рубленые кельи, интересовался: не нуждается ли в чем братия? Однажды заговорил о своей смерти и попросил, когда почиет, погрести себя на монастырском погосте, и не особо, а «со всеми вместе», среди могил братии.

Почувствовав приближение кончины, принял князь святое пострижение в монашество, желая в «последнем смирении» скончать свои дни и предстать пред Судией в чине простого чернеца.

Князь Московский мирно почил 4 марта 1303 года . Было ему от роду сорок два года - столько же, сколько и святому родителю его, славному Александру Невскому . Господь рано призывал в Свои обители благоверных русских князей - уж больно тяжела на земле княжеская ноша.

Шел Великий пост. Даниловские иноки день и ночь читали по новопреставленному Псалтирь…

В день погребения проститься с князем собрались родичи - князья и княгини, княжичи и княжны из рода Великого князя Всеволода.

Не было лишь старшего сына Юрия , которого не отпустили в Москву переяславцы, опасаясь, что в его отсутствие город займут наместники князя Андрея. Не было и самого брата Андрея Александровича , находившегося в то время в злосчастной Орде.

Хоронили князя Даниила, как он и велел, в Даниловом монастыре, на общем монастырском погосте. Не в храме или в крипте под храмом, как было принято у владетельных князей. На надгробном камне начертали имя и день перехода из жизни временной в вечную.

А вскоре могила святого князя Даниила и вовсе была всеми забыта и как-то затерялась. Место погребение было в худом запустении.

Ещё до канонизации, первое народное почитание святого князя Даниила установил первый русский Царь, Иван Грозный после того, как был исцелён у могилы князя Даниила сын одного знатного купца. Тогда и начался новый расцвет монастыря с почитанием могилы князя.

А мощи обретает Царь, Алексей Михайлович Романов . Это случилось после знамения 30 августа 1652 года. В видениях Царю явился сам князь. Царь вызвал Патриарха Никона и они отправились в монастырь обрести мощи и объявить о канонизации князя в лике святых.

Святому князю Даниилу Московскому на день его преставления написаны аж три службы с канонами. Авторы канонов (17-18 века):
1) Митрополит Платон (Левшин)
2) Симеон Олферьев вместе с иноком Сергием.
3) Иеромонахом Карионом (Истоминым).


Мощи князя Даниила, хранившиеся изначально открыто в храме Святых Отец Седми Вселенских Соборов, с 1917 по 1930 год находились в Троицком соборе; в 1930 перенесены в храм Воскресения Словущего за южной стеной монастыря.

Судьба мощей князя Даниила после закрытия церкви Воскресения Словущего остаётся неизвестной по сей день .

При большой раке в монастырском храме Отцов Семи Вселенских Соборов, находится лишь маленькая частица мощей святого князя .


Ещё частица мощей находится в монастырском соборе.