Абхазский язык разговорник. Абхазия

Грамматика. Личные местоимения единственного числа.

Работа с лексикой.

Мшыбзи"а! Добрый день!
Мы приступаем к уроку 2.

В абхазском языке нет родов, а есть классы: класс одушевленных (человека) ; и класс неодушевленных . К классу одушевленных относится только человек! Вся остальная живая и неживая природа относится к классу неодушевленных. Класс одушевленных подразделяется на подкласс женщин и подкласс мужчин .
Личные местоимения абхазского языка имеют как полную, так и краткую формы.

Личные местоимения единственного числа класса одушевленных (человека)

Напоминаем, что скобки указывают на необязательность элемента в них находящихся.

Новые слова и выражения (с элементами спряжения).

Посторайтесь запомнить их!

ацара" (неопределенная форма глагола) идти; уходить.

Чтобы легче было запомнить спряжения разберемся со структурой абхазского глагола.

а-ца-ра - а- префикс общей (словарной) формы, ца- корень, -ра - суффикс. При спряжения префикс а- и суффикс -ра отпадают.

Сара сцоит - я иду. Здесь глагол сцо"ит состоят из с(а) - я, ц(а) - корень «идти», -оит - суффикс настоящего времени.

сара" сцо"ит - я иду
бара" бцо"ит - ты (женщина) идешь
уара" уцо"ит - ты (мужчина) идешь
иара" дцо"ит - он идет
лара" дцо"ит - она идет

Обратите внимание на то, как в глаголах отражаются лица:
с ара" с цо"ит, у ара" у цо"ит, б ара" б цо"ит.

Функцию спряжения берут на себя показатели лица.

абара" - видеть, увидеть
с ара" из бо"ит - я вижу
б ара" иб бо"ит - ты (жен) видишь
у ара" иу бо"ит - ты (муж) видишь
и ара" (и)и бо"ит - он видит
л ара" ил бо"ит - она видит

агара" - брать, взять; уводить; уносить
с ара" из го"ит - я беру
б ара" иб го"ит - ты (жен) берешь
у ара" иу го"ит - ты (муж) берешь
и ара" (и)и го"ит - он берет
л ара" ил го"ит - она берет

Личный префикс и III лица единственного числа часто выпадает, поэтому, даже когда его нет, мы будем давать его в скобках, чтобы облегчить Вам перевод.
Перед звонкими согласными показатель первого лица с(а) переходит в звонкое з(а), напр., из гоит (ис гоит «беру»).

Запомните эти слова!

ацара" - идти, уходить, отправляться. Сара" сцо"ит - Я иду.
аара" - прийти; прибыть. Бара" баауе"ит - Ты (жен) приходишь.
абара" - видеть. Лара" илбо"ит - Она видит.
агара" - брать, взять; уводить; уносить. Иара" (и)иго"ит - Он берет.
ара" (абра") - здесь, тут.
ана" - там.
бзи"а абара" - любить. Сара" бзи"а бызбо"ит - Я люблю тебя (жен). Сара" бзи"а узбо"ит - Я люблю тебя (муж). Сара" сан бзи"а дызбо"ит - Я люблю свою мать
анхара" - жить, проживать. Лара" ара" дынхо"ит - Она здесь живет. Иара" ана" дынхо"ит - Он живет там.
ау"сура - работа
амшы"н - море. Сара" амшы"н ахь сцо"ит - Я иду на море.

Упражнение 1
К каждому местоимению в левой колонке нужно подобрать соответсвующий по форме глагол из правой. Попробуйте это сделать!

Образец:

(необщепризнано) Абхазо-абазинская группа : () Языковые коды : абх 010 : ab : abk : abk См. также:

Абха́зский язы́к (абх. аҧсуа бызшǝа, аҧсшǝа ) – язык , распространён в и , также в других странах ( , ), в и на .

В Республике Абхазия (абх. Аҧсны ), где на нем говорит около 100 тыс. человек, является (с 1995; наряду с по абхазской конституции, или вместе с – согласно грузинской ). Однако если в 1989 году он был родным языком для всего 17,8% населения Абхазии (92,8 тыс. чел.), то после , в 1995 - для более чем 50%. В Турции по данным переписи 1965 года было 4563 чел. с родным абхазским или языками (там они считаются одним языком – abaza) и 7836 чел. с ними в качестве второго; эти данные считаются заниженными, так в 1993 этнических абаза оценивали в 35 тыс. В России по данным переписи на абхазском языке говорило 9447 чел.

Таким образом, общее число говорящих можно оценить в пределах 120–130 тыс. чел. Оценки в 500–600 тыс. являются неверными и возможно включают в свое число так называемых " " – то есть потомков и .

Классификация

Территория распространения

К середине 19 века абхазский язык был распространен на территории практически всей современной Абхазии , за исключением юго-восточных районов, где уже тогда преобладал .

В 1860-х годах значительная часть абхазов была вынуждена покинуть (т.н. ) родину и переселиться в пределы Османской империи. Освободившиеся земли заселялись греками, армянами, русскими и другими национальностями, но в первую очередь мегрелами.

Диалекты

Ныне на Кавказе остались носители только двух диалектов (абжуйского и бзыбского) и остатки самурзаканского диалекта в половине селения Чхуартал (Гальский район). Носители всех других переселились в .

До 1860-х гг. сплошная полоса абхазских диалектов занимала черноморское побережье и южные склоны хребта от убыхов на западе и до и на востоке.

Письменность

Социальная история

Грамматическое описание

Фонетика

В абхазском есть 3 гласных фонемы (а, ы и дифтонг аа). Остальные гласные, обозначаемые на письме отдельными буквами (е, о, и, у) и часто произносимые как монофтонги фонологически суть либо , либо под влиянием соседних согласных:

  • йа, ай ==> е
  • йы, ый ==> и
  • ўа, аў ==> о
  • ыў, ўы ==> у

Консонантизм

Зато в абхазском очень много согласных: в абжуйском диалекте и в лит. яз. – 58, в бзыб. диалекте – 67.

Такое большое число фонем получается благодаря тому, что многие согласные имеют палатализованные и лабиализованные пары, например: қ – қь – қә .

Таблица согласных:

переднеязычные

велярные

увулярные

фарингальные

свистящие

св.-шипящие

смычные звонкие
придыхательные
абр.
спиранты звонкие
глухие
лаб.

спиранты

звонкие
глухие
сонанты носовые
плавные

Сокращения: абр. – абруптивные; лаб. – лабиализованные; пал. – палатализованные; ретр. – ретрофлексные.

Согласные, встречающиеся только в бзыбском диалекте, обозначены серой заливкой.

Встречается только в одном слове апа ‛тонкий’, которое произносится также и /a"p’a/.

Велярные фрикативные варьируют в зависимости от окружения между велярными и увулярными, в последнем случае настоящие бзыбские увулярные трактуются как фарингализованные / χˁ χˁʷ/.

Гортанная смычка [ʔ] явлеятся, во-первых, одной из реализаций фонемы / q’/, а, во-вторых, встречается в слове /ʔaj/ ‛нет’. /ɥ/ происходит из /ʕʷ/ и сужение глотки еще слышно в речи некоторых носителей.

Морфология

Синтаксис

Порядок слов в предложении строго фиксирован: подлежащее – дополнение – сказуемое.

См. также

Литература

  • Грамматика абхазского языка. Фонетика, морфология. Сухуми, 1966
  • Инал-ипа Ш.Д. Садзы. Историко-этнографические очерки. Москва: РАН, 1995
  • Марр Н. Я. Абхазский аналитический алфавит. Л., 1926 («Труды яфетского семинария», I).
  • Услар П. К. Этнография Кавказа. Языкознание. Т. 1: Абх. язык. Тифлис, 1887 (вопроизв.: Сухум, 2002)
  • Чирикба В.А. Расселение абхазов в Турции. Приложение к книге: Ш.Д. Инал-ипа. Садзы. Историко-этнографические очерки. Москва: Российская Академия Наук, 1995, с. 260-278.
  • Andrews, Peter A. Ethnic groups in the Republic of Turkey., Beiheft Nr. B 60, Tübinger Atlas des Vorderen Orients, Wiesbaden: Reichert Publications, 1989
  • Chirikba V.A. Abkhaz. Languages of the World/ Materials 119. Leiden: Lincom Europa, 2003.
  • Chirikba V.A. Distribution of Abkhaz Dialects in Turkey. In: A. Sumru Özsoy (ed.). Proceedings of the Conference on Northwest Caucasian Linguistics, 10-12 October 1994. Studia Caucasologica III. Novus forlag - Oslo, Institutet for sammenlignende kulturforskning, 1997, p. 63-88.
  • | | |

Это ты австралийских мифов в детстве не читал, потом ТАКОЕ снится ,а ацтекские мифы лучше вообще не читать,
там лютая наркомания.

Как было создано солнце

До того как появились люди, на земле жили только птицы и звери, и все они были значительно крупнее, чем теперь. В те времена светили только луна и звезды, а солнца не было.

Однажды Диневан-эму и журавль Бролга ссорились и дрались на обширной равнине около реки Му-румбиджа. Рассерженный Бролга бросился к гнезду Диневана, схватил большое яйцо и изо всех сил бросил его в небо. Там оно разбилось о груду дров, желток разлился, дрова загорелись, и этот огонь, к удивлению всех существ, осветил мир, Все привыкли к полутьме и были ослеплены этим ярким светом.

Живший на небе добрый дух увидел, как ярко и красиво выглядит земля, освещенная этим огнем. Он подумал, что было бы хорошо каждый день зажигать такой огонь, и с тех пор стал это делать. Всю ночь он сам и его помощники-духи собирали и складывали в кучу дрова. Когда куча становилась достаточно большой, они посылали утреннюю звезду предупредить живущих на Земле о том, что скоро будет зажжен огонь.

Но спящие земные существа не замечали утренней звезды. Тогда духи решили возвещать о восходе солнца каким-нибудь звуком и этим будить спящих. Долгое время они не могли придумать, кому это можно поручить.

Однажды вечером они услышали оглашавший воздух смех пересмешника Гу-гур-гаги. Вот звук, который нам нужен, решили они.

Духи сказали Гу-гур-гаге, что каждый день, как только погаснет утренняя звезда, он должен смеяться как можно громче, чтобы перед восходом солнца будить спящих. Если же он не согласится этого делать, то они не будут зажигать солнце-огонь и навсегда оставят землю в сумерках.

Но Гу-гур-гага согласился и спас свет для мира. Он согласился громко смеяться на заре и с тех пор каждый день оглашает воздух громкими звуками: Гу-гур-гага, гу-гур-гага, гу-гур-гага! .

Когда духи разжигают огонь, он не дает много тепла. Но в середине дня, когда вся куча дров охвачена пламенем, жара становится сильной. Затем жара постепенно спадает, и при заходе солнца остаются только красные уголья. Они тоже быстро гаснут, кроме тех, что духи сохраняют, Они прикрывают эти угольки облаком, чтобы разжечь кучу дров, приготовленную на завтра.

Детям не разрешается подражать смеху Гу-гур-гаги, чтобы он, услышав их, не перестал смеяться поутру. Если же дети станут подражать его смеху, то над их глазным зубом вырастет лишний зуб, и эту отметку они будут нести в наказание за свою насмешку. Ведь добрые духи прекрасно знают, что, если когда-нибудь Гу-гур-гага перестанет смеяться, возвещая восход солнца, наступит время, когда на земле не будет больше даенов и снова воцарится темнота.