Что такое Человек? Значение и толкование слова chelovek, определение термина. Сущность понятия «человек» в философии

Современная психология изучает сознание, психику конкретной особи в её личностной деятельности. Именно поэтому личность человека и ее активность являются одними из самых важных факторов для изучения в психологии.

Личностью именуется человек, который обладает сознанием и при этом проявляет деятельность, направленную на общественное развитие.

Из данного определения становится видно, что личность и понятие "человек" являются различными. Ведь нельзя сказать, что новорожденный младенец является персоной или индивидуумом. Также и люди, страдающиющие серьёзными заболеваниями, нарушениями психики - в данных случаях у человека происходит необратимый распад

Для того чтобы стать личностью, изначально человеку необходимо достичь определённого уровня совершенствования во внутреннем психическом развитии.
Человек не может жить в уединении, ведь он неотъемлемая часть окружающего общества. Всё, чему учат ребёнка родители - пользоваться различными предметами, говорить, участвовать в общественной деятельности, трудиться - изначально несёт на себе печать отношений с окружающим миром. Благодаря этому формирующаяся личность подрастающего человека изначально подвергается непосредственному влиянию уже сложившихся и устоявшихся общественных отношений. В итоге получается, что мысли, которые человек считает индивидуальными, всё равно порождены влиянием окружающего его общества. Из этого следует, что личность не только является частью социума в физическом плане, это было бы неточное и не совсем верное определение личности, сознание особи и её поведение также напрямую связано с идеями и конкретными условиями окружающего социума.

Стоит заметить, что влияние общества на особь - не совсем простой и понятный аспект. Ведь сегодня существует просто огромное количество различных общественных условий. Они отличаются по социальным и территориальным признакам, различным традициям и верованиям, трудовой деятельности и нравственными порогам.

Прямое влияние на оказывает принадлежность к какому-либо классу или нации. Но даже если люди являются представителями одной расы, проживают в одной стране и стоят на одной социальной ступени, их внутренний мир формируется далеко не одинаково. Ведь человек с рождения находится в более узкой социальной среде, которая навязывает ему определённые условия. Именно в семье ребёнок впервые узнаёт о вере (католичество, христианство, мусульманство, протестантство и т.д.), воспитывается на определённом культурном уровне, узнаёт «правильные» взгляды на жизнь. Конечно, понятие "человек" не всегда подразумевает под собой личность, мы уже понимаем, что ребёнок не может быть полноценным индивидумом, процесс будет проходить у ребёнка по мере его взросления, также будут меняться взгляды на некоторые вещи, устои, традиции.

Из этого складывается краткое определение и поэтапное развитие личности - это человек, который трудится и всегда принимает активное участие в жизни общества, к которому он принадлежит.

Конечно, имеет ряд присущих ей природных свойств. К таковым относятся врождённые задатки, свойства ЦНС, состояние органов речи и чувств у человека на момент его рождения. Ведь уже доказано, что карлик или человек с изъянами на лице, дефектами и нарушением речи ведет и чувствует себя в окружающем обществе далеко не так комфортно, как человек, родившийся без каких либо врождённых изъянов и недостатков.

Личность всегда развивается, растёт как в моральном, так и в духовном плане. Понятие "личность" и понятие "человек" не могут существовать раздельно друг от друга.

К примеру, один человек всю жизнь стремится к самопознанию, много читает, совершенствуется в интеллектуальном, духовном, моральном плане - это разносторонняя личность. Другой же останавливается на приобретённых личностных качествах, которые сформировались у него к моменту взросления, но при этом трудится и принимает участие в общественной деятельности. Оба они люди, оба личности, правда, при этом один из них является личностью разносторонней, а другой просто сформировавшейся особью. Из этого следует, что понятие "личность" так же различно, как и понятие "человек" - люди и личности современного времени являют собой абсолютное разнообразие.

У каждой особи в современном обществе выражаются собственные притязания. Под притязаниями личности подразумеваются те роли и цели, которые человек определяет для себя как желанные, достижимые, реальные и осуществимые.

Идеалом является разносторонняя личность. В такой особе идеально гармонирует «физическое совершенство, чистота морали и духовное богатство». Благодаря построению современного общества, воспитать и развить в человеке разностороннюю личность становится абсолютно реально.

Следует различать понятия «человек», «индивид», «личность».

«Человек » – это общее, родовое понятие, оно указывает на наличие в мире такой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homosapiens), которая отличается присущим только ей способом жизнедеятельности.

Понятие «индивид » указывает на отдельного, конкретного представителя человеческого рода, с его уникальными биологическими, психическими и социальными характеристиками.

Понятие «личность » подчеркивает социальную сущность индивида, характеризует индивида как продукт общественного развития, результат включенности в систему социальных отношений посредством общения и активной деятельности. Эти факторы проявляются в процессе социализации.Социализация – это процесс усвоения индивидом принятых в обществе образцов поведения, социальных норм и ценностей, процесс формирования социальных качеств, знаний и умений, необходимых для успешной реализации себя в данном обществе. Социализация – это процесс, играющий огромную роль в жизни как отдельной личности, так и общества. От успеха социализации зависит, насколько личность сумеет реализовать себя, свои способности в обществе. Для общества от успеха процесса социализации зависит, сумеет ли новое поколение перенять опыт, умения, ценности, достижения культуры старших поколений, сохранится ли преемственность в развитии общества.

Личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего выражения. Неповторимый способ существования в обществе конкретной личности (способность быть самим собой в рамках социальной системы) выражается в понятии «индивидуальность ».

Диалектическая взаимосвязь этих понятий раскрывается через категории общее единичное особенное . Индивидуальность формируется в процессе диалектического взаимодействия:

1) общечеловеческих признаков (как природных, так и социальных),

2) особенных (в качестве представителя определенного конкретно-исторического этапа развития общества с его специфическими национальными чертами, социально-политическими особенностями, культурными традициями),

3) единичных (уникальных, присущих только данной личности особенностей телесной организации, психического склада (характер, воля), социальных качеств. Эти особенности обусловлены наследственными чертами, неповторимыми условиями микросреды, в которой личность формируется – семья, друзья, учебный или трудовой коллектив и т.п.–, а также неповторимым индивидуальным опытом).

3. Человек как единство биологического, психического и социального. Проблема сущности человека.

Человек представляет собой единство трех элементов: биологического, психического и социального. Биологическое выражается в морфофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, биохимических и др. процессах, происходящих в организме. Биологический уровень в структуре человеческой личности подчеркивает ее связь с природным миром. Подпсихическим понимается внутренний мир человека: его сознание и бессознательные процессы, характер, темперамент, переживания, эмоции и т.д.Социальный фактор проявляется в том, что человеческие качества формируются и проявляются только в обществе, как результат социальных отношений. На социальном уровне человек включен в историю человечества, в человеческую культуру.

Ни один из этих аспектов в отдельности не раскрывает сущности человека. Человек выделяется из природного мира как существо, обладающее разумом. Человеческое мышление представляет собой сложно организованный биопсихосоциальный феномен. На биологическом уровне сознание является функцией специального органа – головного мозга. Т.е. психическая деятельность имеет своей основой физиологические процессы, протекающие в коре больших полушарий головного мозга. В то же время сознание является продуктом общественного развития и вне общества развиваться не может.

Понимание сущности человека как биопсихосоциального единства является основным в философии. В то же время существуют концепции, абсолютизирующие роль биологического, психического либо социального начала в человеке.

Биологизаторские концепции (социалдарвинизм ) трактуют человека как преимущественно природно-биологическое существо. Социальные качества здесь рассматриваются как простое усложнение групповых инстинктов животных как способа выживания («в поведении человека нет ничего такого, что не встречалось уже у животных»). Подобной точки зрения придерживался русский мыслительПетр Алексеевич Кропоткин . Например, он считал, что в животном мире существует «закон взаимопомощи», который в процессе эволюции трансформируется в такие этические принципы, как чувство долга, справедливости, сострадания, уважения. Широкое распространение назападе получиласоциобиология (наиболее яркий представитель – американский ученый Эд. Уилсон), которая пытается объяснить социальную деятельность человека эволюционно-биологическими и генетическими характеристиками. С точки зрения социобиологии, большинство форм человеческого поведения сложились в результате природной эволюции и свойственны не только человеку, но и животным (защита места обитания, альтруизм и агрессивность, следование определенным нормам сексуального поведения, семейственность и т.д.). Представители социобиологии пытаются с натуралистических позиций решать такие сложные социальные вопросы, как свобода и ответственность личности, равноправие мужчин и женщин, преодоление экологического кризиса и ставят задачу сохранения человека как вида с присущим ему генофондом. В то же время в рамках социобиологии сложился ряд антигуманистических концепций, отстаивающих идею деления рас на «высшие» и «низшие», право бороться с проблемой перенаселения путем «естественного отбора».

Как разновидность биологизаторского подхода можно рассматривать психоанализ З Фрейда (фрейдизм), абсолютизирующий психическое начало . З.Фрейд считал, что мотивы любых человеческих действий, стимулы творческой деятельности находятся в сфере бессознательного. Роль социальных факторов он сводил лишь к системе культурных запретов, которые ограничивают проявление бессознательного.

Социологизаторские концепци и абсолютизируют роль социального начала в человеке, утверждают приоритет общественного над индивидуальным. Наиболее ярко такой подход выражен вструктурализме (Т.Парсонс) иролевой теории личности (Дж. Мид). Согласно структурализму, человек является первичным элементом различных сфер и подсистем общества. Сущность общества проявляется как совокупность связей и отношений между этими подсистемами, а человек «растворяется» в обществе. В ролевой теории сущность человека сводится к совокупности выполняемых им социальных ролей. Социальные нормы и ценности – это своеобразный «сценарий», направляющий действия индивидов. Этот подход фиксирует внимание на поведении человека и не позволяет раскрыть его внутренний мир.

Такие трактовки человека не учитывают диалектического единства природного, психического и социального в человеке.

Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Личность (от лат. persona – особа) – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляются такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.

Немецкая классическая философия

  1. Особенности Немецкой классической философии.
  2. Агностицизм Э. канта.
  3. Философия И. Фихте.
  4. Учение Ф. Шеллинга.
  5. Философская система Г. Гегеля.
  6. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

1. Философия немецкого классического идеализма (немецкая классическая философия) - ведущее направление германской и всей европейской философии со 2-й пол. XVIII примерно до сер, XIX в. Расцвет этого направления был непосредственно подготовлен трудами немецких просветителей - Г. В. Лейбни­ца (1646-1716), X. Вольфа (1679-1754), И. Г. Гердера (1744-1803) и др. В учениях И. Канта (1724-1804), И. Г. Фих­те (1762-1814), Ф. В. Шеллинга (1775-1854), Г. В. Гегеля (1770-1831) созданы классические образцы развитой филосо­фии.

Отметим наиболее характерные черты немецкой классической философии. Философами данного направления сформирован тип фило­софии, выступающей как теоретическое самосознание культуры, как систематическое, всеохватное, обобщающее и ценностно-ориентирующее знание. Для философии немецкого классического идеализма являются общезначимыми просветительские ценности прогресса человеческого рода, разума, свободы. Про­исходит предельное сближение ценности Божественного абсолюта и ценности развивающегося человечества. Явственно прослеживается тенденция к соединению прогрессизма и антропо-социоцентризма.

Особую значимость приобретает духовно-практическая активность человека. В качестве глубинной ценностной ориентации принимается протестантская установка на целенаправленное освоение действительности индивидом, исполняющим таким образом свое высшее жизненное предназначение.

Немецкая классическая философия характеризуется особого рода соединением идеализма и диалектики: все сущее в ней представляется в виде системы, диалектически развивающейся на основе идеального первоначала, которое поступательно раз­ворачивается в мире и наиболее адекватно предстает в спосо­бах человеческой деятельности.

Разрабатывается идея историчности форм человеческого духа - религии, нравственности, искусства, права, науки, са­мой философии (Гегель). В качестве главных созидательных сил человека представляются разум, нравственность, общение и труд. Развивается учение о практике , о ее ключевой роли в освоении внешнего и внутреннего мира, когда во взаимодей­ствии субъекта и объекта преодолевается отчуждение и разви­ваются обе стороны; растет могущество человека, его свобода и ответственность (Фихте, Гегель). Ведущее место в практике отводится духовной активности субъекта. Изучаются различные способности души, выявляется ее творческий потенциал, в том числе в сфере бессознательного (Кант, Шеллинг).



Строится философское обоснование идеи объективной за­кономерности прогресса - общечеловеческого поступательного движения, смысл которого - в расширении сознания свободы (Гегель).

Утверждается достоинство личности: «святость челове­чества в лице каждого» (Кант). Провозглашается гуманистиче­ский идеал: свободное развитие каждого как условие свободно­го развития всех (Кант).

Кроме того, надо отметить следующие достижения Канта, повлиявшие на последующее развитие философии.

1. Разгра­ничение ценности и бытия.

2. Создание этики долга как уче­ния о нравственной сущности личной свободы.

3. Построение эстетики как науки; понимание искусства в качестве области, располагающейся между наукой и нравственностью, теорией и практикой, а также соединяющей их.

В конце XVIII - начале XIX века в Германии, вслед за Францией, происходит социально-экономический и политический подъем. Отражением этого подъема в духовной жизни общества явилось немецкое Просвещение в лице И. Гердера, И. Гете, Г. Лессинга, Ф. Шиллера, а затем немецкая классическая философия. Традиционно к немецкой классической философии относят философские учения И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха.

2. Родоначальником немецкой классической философии по праву является И. Кант (1724 - 1804). Философское учение Канта делится на два периода: докритический и критический . В работах докритического периода (до 1770 г.) главное место занимают исследования Канта, посвященные вопросам естествознания. Он выступает как крупный ученый-астроном, физик, географ, антрополог. В отличие от Ньютона, Кант делает попытку использовать принципы современного естествознания к объяснению строения солнечной системы не только в настоящее время, но и к объяснению ее возникновения.

В работе «Всеобщая естественная история и теория неба» (1775 г.) Кант разработал гениальную гипотезу, согласно которой Солнечная система возникла из огромного облака разряженных частиц материи и развивалась до своего нынешнего устройства, согласно законам, открытым Ньютоном. Эта гипотеза, скорректированная великим физиком Лапласом, и сейчас продолжает рассматриваться астрономами как один из возможных вариантов происхождения Вселенной. Не ограничиваясь общей теорией образования Солнечной системы, Кант пытается решать и более специальные вопросы, которые касались истории Земли. Он доказал, что приливы и отливы замедляют скорость суточного вращения Земли.

В физике Кант обосновал учение об относительности движения и покоя, развив дальше учения Декарта и Дидро. В исследованиях по антропологии Кант выдвинул естественную историю человеческих рас. В этот период Кант выступал как стихийный материалист и диалектик, который обосновал идею саморазвития природы.

Критическая философия Канта сформировалась к началу 70-х годов. Учение это было изложено в работах «Критика чистого разума» (1781 г.), «Критика практического разума» (1786 г.), «Критика способности суждения» (1790 г.).

В первой работе Кант изложил учение о познании, во второй - этику, в третьей - эстетику и учение о целесообразности в природе.

Основу всех трех «Критик» составляет учение Канта о «Вещах в себе» и «Явлениях».

По Канту, независимо от человека (от ощущений и мышления) существует мир вещей. Кант называет их «вещами в себе». Познание, по Канту, начинается с того, что «вещи в себе» воздействуют на органы чувств и вызывают ощущения. В этом положении Кант - материалист. Здесь первичное для него не наши ощущения, не наше сознание, а предметы материального мира. Однако как только Кант переходит к вопросу о границах познания, он покидает материализм и переходит на позицию агностицизма и субъективного идеализма.

Гносеология. В течение второго, критического, периода глав­ное внимание Кант уделяет теории познания и этике. Критиче­ским этот период называется по особенностям метода философст­вования.

Кант, но его мнению, совершает «коперпиковский переворот» в философии, точнее в гносеологии, так как впервые в европейской мысли в центр теории познания ставит не объект и его свойства, а субъект и его позна­вательные возможности, которые подчиняются своим собствен­ным законам. Следует заметить, что такая расстановка акцептов не была особой новостью для восточной, тем более эзотерической философии. С древних времен многие индийские мудрецы, например Кришна, Будда, Патаиджади и др., придавали важное значение качествам субъекта познания. Но в то время в Европе о восточной философии было весьма смутное представление. Поэтому работы Канта действительно имели революционное зна­чение.

Как было отмечено, метод философских рассуждений Канта, в отличие от догматического метода философов XVII в., является критическим. Его конечная цель - осуществление критического анализа познавательных возможностей человека. «Критика чисто­го разума», как писал мыслитель, - это изучение «способности разума вообще в отношении всех знаний, к которым он может стремиться независимо от всякого опыта». Иначе говоря, Кант пытается выяснить, па что, в познавательном смысле, способен «чистый разум».

Исходным здесь выступает следующий вопрос: насколько субъективная мысленная конструкция согласуется с реальным, объективным предметом познания? И вообще, как возможно объ­ективное знание? Решая эту проблему, Кант анализирует структу­ру процесса познания.

Субъект, по его мнению, в своем сознании имеет как бы два уровня: трансцендентальный и эмпирический. Последний связан с индивидуальными особенностями личности. Первый - надындивидуальный. К нему относятся всеобщие опре­деления, а значит, именно отсюда возникает объективное знание. Но как это происходит?

Наше сознание придает предмету ту форму всеобщего и необходимого знания, в какой он только и может позна­ваться. Независимо от субъекта, вне его, предмет существует как непознаваемая «вещь в себе» или «вещь сама по себе».

Сознанию доступны только явления вещи (феномены), представ­ленные в заданных субъектом всеобщих и необходимых фор­мах. Кант отличает феномены от ноуменов - умопостигаемых (интеллигибельных) предметов, не данных в опыте, но таких, какие мы можем помыслить. Фундаментальной для гносеоло­гии Канта является идея о том, что всеобщее и необходимое знание, которым так дорожит философ, не может вытекать из опыта, быть a posteriori (последующим по отношению к опы­ту), ведь опыт всегда не полон, не завершен. Напротив, оно должно быть доопытным, a priori (предшествующим опыту).

Кант называет свою философию трансцендентальной (от лат. transcendere - переступать, переходить), поскольку исследует переход данных опыта в образуемую нашим сознанием систе­му, в результате чего существует всеобщее и необходимое зна­ние. Кант использует и термин трансцендентное для обозначе­ния того, что находится за пределами сознания и непознавае­мо, трансцендентальное же внутренне присуще сознанию и познаваемо.

Человек как субъект, способный конструировать в сознании свой объект, называется трансцендентальным субъ­ектом. Его характеризует субъективное и объективное единство самосознания. Субъективное - трансцендентальное единство самосознания - сознание «я мыслю», сопровождающее много­образие представлений об объекте, т. е. сознание целостности своего Я.

Так Кант, по-своему интерпретируя Декарта, отвечает на сомнение Юма в существовании оснований понятия един­ства души, личности. Объективное - трансцендентальное един­ство апперцепции (узнавания, сопоставления), «благодаря кото­рому все данное в созерцании многообразие объединяется в понятие об объекте». Кант изучает, как возможно всеобщее и необходимое знание в сфере действия трех основных позна­вательных способностей - чувственности, рассудка и разума, теоретического (чистого) знания (в математике, естествознании и метафизике).

Итак познающий субъект, полагает философ, имеет следующие спо­собности познания:

1. Чувственность придает первичным ощущениям определен­ный порядок, что происходит па основе доопытпых форм чувст­венности - пространства (априорная форма внешнего чувства) и времени (априорная форма впутреппего чувства). Учение о чув­ственности у Канта называется «трансцендентальной эстетикой». Понятие «эстетика» тут трактуется несколько иначе, чем в на­стоящее время.

2. Рассудок (Verstand) есть способность мышления или, как говорит Кант, способность «познания через понятия» (категории). Понятия он воспринимает как трансцендентальные, или априор­ные, т.е. доопытпые, формы рассудка. Например: единство, мно­жество, реальность, отрицание, причина и действие, возможность и невозможность и др. (всего их 12).

Таким образом, пространство, время и понятия существуют в сознании, а может быть, точнее - в подсознании субъекта как бы изначально, т.е. врожденно. Здесь Кант созвучен Платону и Де­карту, допускавшим (хотя и в различных видах) возможность врожденного знания, т.е. знания (идей), которое пребывает в глу­бинах субъективности человека еще до его становления как созна­тельной личности.

Данные чувственного опыта с помощью рассудка выражаются в понятийной форме. Однако без конкретных чувственных пред­ставлений рассудок бессилен. Следовательно, знание возникает только из соединения чувственности и рассудка, которые допол­няют друг друга.

3. Разум (Vermmft) есть способность к высшему обобще­нию и синтезу; способность производить понятия; способность познания, не опирающегося непосредственно па опыт; способ­ность проводить умозаключения (в отличие от рассудка как спо­собности суждения) так многозначно Кант определяет разум. В целом разум ставит цели и руководит рассудком в до­стижении абсолютного знания, так как рассудочные понятия дей­ствуют лишь в ограниченном «мире явлений». В «мире абсолют­ного» они ведут к неразрешимым противоречиям (антиномиям).

Антиномия - положение, которое рассудок может доказать и одновременно опровергнуть. (Например: «Существует Бог как причина мира. - Бога как причины мира не существует».) Анти­номии, утверждает Кант, наглядно показывают, что рассудочное мышление не лишено противоречий, т.е. диалектики. Возникновение противоречий свидетельствует о непознаваемости данного предмета с помощью рассудочных понятий, которые выходят за определенные им пределы опыта в абсолютную (трансцендент­ную) сферу ноуменов - «вещей в себе».

Науке как разуму теоретическому, т.е. рассудку, доступен лишь «мир явлений». Но эти «явления» порождаются «вещами в себе» - трансцендентными сущностями, образующими особый, не доступный теоретическому разуму мир. Он познается только практическим разумом, который у Канта означает нечто вроде разумной нравственной воли, или веры. Таким образом, высшие трансцендентные идеи (о Боге, о мире, о душе), не имеющие от­ношения к чувственному опыту, закрыты для рассудка, но откры­ты для веры.

За подобные рассуждения Канта нередко обвиняли в агности­цизме . Но, вероятно, это не совсем справедливо. Немецкий фило­соф не отрицает познаваемость мира. Он лишь указывает па сферу применимости одной из человеческих познавательных спо­собностей. Поднимая проблему антиномий, Кант обращает внима­ние па противоречивость человеческого познания, однако при этом не предполагает противоречивости самой объективной дей­ствительности. А это далеко не бесспорно. Диалектика Канта еще зажата пределами сознания человека. Позже, у Шеллинга и Геге­ля, эти ограничения будут сняты.

Этика. «Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и бла­гоговением, чем чаще, чем продолжитель­нее мы размышляем о них, - звездное не­бо надо мной и моральный закол во мне», -напишет Кант в «Критике практического разума». Книга была посвящена размыш­лениям о «моральном законе». Главная заслуга этического учения Канта обоснование идеи самоценности личности, а также ее права па свободный выбор.

Подлинная свобода - это независимость от условий чувствен­ного «мира явлений». Человеческая воля, по мнению Канта, авто­номна, так как определяется не внешними влияниями, а собствен­ным выбором, собственным законом, свободно принимаемым человеком. Следовательно, мораль автономна от всех чувствен­ных условий жизни. Она должна руководствоваться единым нрав­ственным законом-требованием (категорическим императивом): «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Здесь Кант но-новому озвучивает древнюю этическую формулу, получившую название «золотого правила нравственности»: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

Категорический императив Канта обосновывает ценность чело­веческой личности. Человек «есть цель сама по себе», поэтому он, в отличие от других сотворенных вещей, не может быть ис­пользуем как средство.

Этика Канта пронизана аскетизмом. Моральный закон и прин­цип удовольствия не согласуются. Человек должен отказаться от иллюзии, что исполнение нравственного долга принесет ему зем­ное чувственное счастье. Долг Кант ставит выше счастья и удо­вольствия.

Третья фундаментальная критическая работа Канта - «Крити­ка способности суждения» посвящена изучению понятия цели. Если цель субъективна, то в таком случае способность суждения выступает в качестве эстетической способности. Но если цель объективна, то способность суждения приобретает телеологиче­ский (телеология - учение о цели) характер.

Социальная философия . Заслуживают внимания и социаль­но-философские идеи Канта. Свобода индивида для него являет­ся незыблемым, почти священным принципом. Права и свободы индивида могут быть обеспечены только благодаря воле всего об­щества. При этом каждый его член обязан подчиняться правовым законам. Социальная свобода, в понимании Канта, есть не что иное, как право человека следовать законам, которые существуют для всех членов общества.

Лучшая форма организации политической власти в обществе, при которой возможно соблюдение принципа свободы, есть парламентская республика. Разделение властей на законода­тельную, исполнительную и судебную - ее важнейшая полити­ко-правовая особенность. Здесь Кант принимает и развивает идеи английских и французских просветителей.

Человек, как биосоциальное существо, многогранен: он может взаимодействовать с другими людьми и выполнять разные роли. В обществознании существует несколько понятий, относящихся к человеку. Узнаем кратко о человеке, индивиде, личности.

Человек, с одной стороны, биологический вид, обладающий признаками животного. С другой стороны, он – социальное существо и развивается только в обществе.

Маугли, герой произведения Р. Киплинга, жил среди волков. Такие случаи происходили и в жизни, но дети, прожившие среди животных, с трудом возвращались в человеческое общество, имели отставание в развитии, не умели разговаривать, их было уже невозможно обучить тому, что умели их сверстники.

Разберемся в понятиях и выявим соотношение понятий – человек, индивид, личность, индивидуальность.

  • Индивид – отдельно взятый человек. Это понятие обозначает человека как живое существо данного вида, не выделяя при этом его социальные качества;
  • Личность – человек, обладающий качествами, приобретенными им в процессе жизни, умеющий взаимодействовать с другими людьми;
  • Индивидуальность – человек, обладающий особыми качествами характера, уникальными, отличающими его от других людей.

Личность

Первое и самое главное качество, присущее личности – сознание, то есть понимание своей деятельности, умение ставить цели, мечтать, отражать свое отношение к окружающему миру.

Признаки, характеризующие личность:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • осознание себя в обществе, своего “я”;
  • способность заниматься различными видами деятельности (в зависимости от возраста – игра, учение, труд);
  • способность приобретать необходимые для успешной деятельности знания и навыки.

Все люди являются личностями, но есть такие, которые не соответствуют требованиям общества: преступная личность, неразвитая личность и так далее.

Уважение к личности. Общество одобряет или осуждает личность.
Отношение к ней зависит:

  • от труда человека;
  • от отношения к окружающему миру;
  • от оценки им самого себя.

Индивидуальность

Каждый человек является индивидуальностью. Он уникален по своей природе и отличается от других людей :

  • внешностью: телосложение, цвет глаз и волос, черты лица;
  • качествами характера: кто-то активен, много разговаривает, нуждается в общении и друзьях, а кто-то любит одиночество;
  • способности к той или иной деятельности: пение или музыка, рисование, спорт.

Сильная личность

Часто в обществе появляются люди, которых называют сильными личностями. Их характеризует умение отказаться от личных интересов в пользу других людей, своей Родины, преодолевать серьезные трудности.

Людвиг ван Бетховен, известный по всему миру композитор, рано потерял слух, а затем и зрение, но, несмотря на это, продолжал сочинять музыку и делиться ею с другими. Сейчас его произведения не теряют популярности, но мало кто знает, что их автор писал, буквально чувствуя музыку.

Что мы узнали?

Понятия человек, индивид, личность, индивидуальность объединяет то, что все они характеризуют людей как биологических и социальных существ, обладающих природными свойствами и качествами, приобретаемыми в процессе жизни и взаимодействия с другими членами общества. Такая система понятий помогает упорядочить свойства человека и с разных сторон его рассмотреть. Индивид – биологическое существо, один из всех людей. Личность – обладающая рядом социальных качеств. Индивидуальность – имеющая уникальный по своей природе набор свойств и особенностей. Каждый человек является индивидом, личностью и индивидуальностью.