Дидактические игры по правилам дорожного движения (подготовительная группа)

Игровая деятельность, являясь ведущим видом активности у дошкольников, представляет собой наиболее подходящую платформу для получения знаний, практической отработки умений и навыков. Поэтому в образовательной программе детского сада игровым приёмам работы уделяется особое внимание. Особенно актуально их использование в контексте тем, касающихся вопросов безопасности жизни малышей, таких, как освоение правил дорожного движения (ПДД).

ПДД в игровой деятельности

С методической точки зрения, игра:

  • формирует эмоционально-волевые характеристики личности ребёнка;
  • определяет направление физического, умственного и духовного развития;
  • помогает раскрыть творческие задатки малышей.

Другими словами, игровая деятельность - это форма общественной жизни ребёнка, способ социализироваться. Вот почему вся просветительская работа по ознакомлению и отработке ПДД в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) ведётся через понятные ребятами конкретного возраста игровые взаимодействия.

В игровой форме дети легче усваивают правила дорожного движения

Игровая деятельность и ПДД: цели, задачи

Раскрытие темы безопасности участников дорожного движения посредством игры позволяет реализовывать следующие образовательные цели:

  • обучать малышей давать оценку дорожной ситуации, опираясь на знание значений сигналов светофора;
  • тренировать у детей внимательность и наблюдательность;
  • формировать понимание безопасности на дорогах (к примеру, не перебегать дорогу на зелёный свет, если подойдя к переходу, сигнал уже горел, иначе возникает большой риск не успеть завершить манёвр до возобновления движения транспорта);
  • развивать речь (игры по ПДД дают возможность малышам младших групп обогатить словарный запас, уяснить закономерности составления предложений, детям среднего дошкольного возраста - освоить грамматические особенности языка, воспитанникам старшей и подготовительной групп - отработать навыки составления монологических и диалогических высказываний);
  • воспитывать потребность избегать ситуаций, потенциально угрожающих здоровью и жизни (к примеру, в игре «Зайка спешит в гости», в которой персонаж перебегает дорогу, ориентируясь на отсутствие транспорта на проезжей части, игнорируя при этом работающий светофор, малыши второй младшей группы убеждаются, что без внимания на дорожные указатели предсказать появление машин невозможно);
  • знакомить и участвовать в разных видах игровой деятельности.

Дети учатся работать с разным игровым материалом, в том числе и с интерактивными приложениями

Среди задач, решение которых позволяет добиться поставленных целей, можно назвать:


Требования к организации игр

Вне зависимости от вида и темы игр Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены требования к их организации.


Классификации игр по правилам дорожного движения

Игровая форма работы с ПДД в детском саду может реализовываться в пяти видах, каждый из которых соотносится с конкретной темой и имеет конкретную образовательную задачу.

Обучающие или дидактические игры

Игры этого вида используются при:

  • ознакомлении с новым материалом (к примеру, при рассмотрении дорожных знаков старшие дошкольники знакомятся с предназначением каждой из четырёх групп - предупреждающими, запрещающими, указывающими и предписывающими);
  • практическом применении знаний, умений и навыков (например, в старшей группе, ознакомившись с видами знаков, дети складывают пазл, в котором одна часть - знак, а вторая - картинка, демонстрирующая ситуацию на дороге).

Для дидактических игр важны:

  • условия, то есть правила;
  • обозначенный конечный результат;
  • выверенные игровые действия.

Тема по ПДД может быть представлена в двух видах дидактических игр: ориентированных на суть действий и нацеленных на материал, который имеет непосредственное отношение к выстраиванию сюжета игры.

В дидактических играх дети не только знакомятся с новым материалом, но и закрепляют полученные знания, умения и навыки

Таблица: обучающие игры разных видов по теме ПДД

Вид Название (группа) Цели Материал, ход игры
Игры, в которых ключевым является содержательный компонент
Логическая «Четвёртый лишний» (вторая младшая)
  • закреплять умение классифицировать виды транспорта;
  • развивать речь, логику, умение аргументировать свой выбор.
Карточки с картинками.
Кто не является участником дорожного движения: грузовик, дом, «Скорая помощь», снегоуборочная машина.
Какой «глаз» светофора лишний: зелёный, синий, красный, жёлтый.
Словесная «Закончи предложение» (средняя)
  • развивать речевой слух;
  • тренировать навык составления сложных предложений с противительным союзом а.
Мяч.
Ребёнок ловит брошенный педагогом мячик и заканчивает начатое предложение, присоединяя его к первой части фразой «а потом»:
«Переходя дорогу на зелёный свет, сначала нужно посмотреть налево… - «…а потом направо».
Сенсорная «Почини машинку» (первая младшая группа)
  • учить малышей сравнивать предметы по цвету, размеру;
  • воспитывать заинтересованность игровой деятельностью.
Картинки машинок разного цвета, круги-колёса разных цветов и размера.
Дети по заданию пришедшего на занятие Гостя (кролика, медведя и т.п.) собирают машинки, подбирая колёса по размеру и цвету.
Музыкальная «ПДД» (подготовительная группа)
  • отрабатывать навык изменения характера движения под определённую музыку;
  • тренировать реакцию на условный сигнал;
  • воспитывать уважение к жизни и здоровью человека.
Ребята делятся на группы «пешеходов» и «машинок». Под определённую мелодию «машины» двигаются из одной части комнаты в другую. К моменту завершения звучания музыкального отрывка манёвр должен быть выполнен. Если «машинка» не успела, она пропускает «пешеходов», также двигающихся под свою музыку.
Игры, в которых сюжет опирается на материал
Настольно-печатная «Собери знак» (старшая группа)
  • закрепить знания детей о дорожных знаках и ПДД;
  • развивать логическое мышление, внимательность;
  • воспитывать культуру безопасного поведения детей на дороге и в общественных местах.
Дорожные знаки в конвертах, фишки.
Малыши делятся на экипажи-команды. Каждая получает конверт с пазлами дорожных знаков. За 3–5 минут детям нужно собрать свои знаки, за каждый получают по фишке. Дополнительные очки приносит рассказ о значении знака.
Игровая деятельность с предметами Особенно востребованы такие игры в старших группах, когда дети с удовольствием режиссируют игровые действия. Обычно сопутствующие вещи, в частности, природный материал (шишки, ракушки пр.), играют роль транспорта или фишек для совершения хода в настольно-печатных играх.
Интерактивная Материалом для игр этого вида выступают тренажёры, предназначенные для интерактивной доски.

Видео: интерактивные игры по ПДД

https://youtube.com/watch?v=iGCmxd6ZQFM Video can’t be loaded: Интерактивные развивающие игры Безопасность: ПДД. Занятие по ПДД в детском саду. (https://youtube.com/watch?v=iGCmxd6ZQFM)

Сюжетно-ролевые игры

Особенностью игр этого вида является то, что в них ребёнок действует больше не из игровых, а из личных социальных навыков взаимодействия с окружающим миром, копируя модели поведения на игрушках или сверстниках-участниках. Так, в игре «Автобус» в старшей группе малыши-пассажиры не только по очереди заходят в «транспорт», но и покупают билеты у кондуктора, просят водителя сделать остановку в том или ином месте и т.д.

Работа с темой ПДД в сюжетно-ролевых играх проводится не только на основе проигрывания бытовых ситуаций, но и по сюжетам сказок или мультипликационных фильмов. Одной из таких основ для игр может быть анимационная серия про Смешариков, рассказывающих о безопасности на дорогах.

В сюжетно-ролевых играх дети опираются на свой социальный опыт

Видео: азбука безопасности со Смешариками

https://youtube.com/watch?v=GOudRLTtYHY Video can’t be loaded: Смешарики: Азбука безопасности - Все серии подряд (https://youtube.com/watch?v=GOudRLTtYHY)

Игры по ПДД подвижного вида

Назначение подвижных игр состоит в укреплении здоровья, развитии внимания, быстроты реакции, памяти. Этот вид деятельности используется и на занятиях, и на прогулках, при организации развлекательны мероприятий.

Таблица: разновидности подвижных игр по безопасности на дорогах

Вид Название (группа) Цель Содержание
Игры на подражание «Безопасность на дороге» (старшая группа)
  • повторить правила поведения на дорогах;
  • отрабатывать навык ходьбы с разной скоростью;
  • воспитывать интерес к ПДД.
Каждый участник получает круг определённого цвета – «машинку». На специальном коврике с имитацией проезжей части или нарисованному макету «машинки» начинают движение, соблюдая все дорожные правила.
Игры на тренировку внимания «Весёлые светофорчики» (средняя группа)
  • повторить значение и порядок сигналов светофора;
  • отрабатывать умение оперативно реагировать на ситуацию.
Дети стоят в кругу, каждый держит цветной круг с сигналом светофора. Под музыку малыши начинают хаотично двигаться, а когда мелодия обрывается, разбираются по парам «зелёный - красный».
Игровая деятельность, требующая малой подвижности «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир» (подготовительная группа)
  • закрепить знания ПДД;
  • развивать логику;
  • тренировать быстроту реакции.
Ребята становятся в круг, в центре - водящий-регулировщик. Он бросает игроку мяч и говорит одно слово: дорога, транспорт, пешеход или пассажир. Поймавший мяч должен сказать слово, относящееся к названной категории. Тот, кто замешкался, выбывает.

Это интересно. Обычно подвижные игры проводятся на улице, но по теме ПДД в большинстве своём они организуются в помещении: в группе или в зале.

Видео: подвижная игра по ПДД в старшей группе

https://youtube.com/watch?v=u_MYOvPwDdA Video can’t be loaded: Игра для детей по ПДД в детском саду № 64 (https://youtube.com/watch?v=u_MYOvPwDdA)

ПДД и театрализованные игры

Театрализованная игра в ДОУ реализуется двумя формами:


Таблица: виды театрализованных игр по ПДД

Форма Вид Название (группа) Цели Суть игры
Драматизация Инсценировка «Как грибы ходили в школу дорожных наук» (старшая группа)
  • повторить ПДД;
  • развивать артистические способности;
  • воспитывать навык создания атмосферы радости своими действиями.
Два брата-грибочка отправились к друзьям в соседний лес. На их пути проезжая часть. Один брат знает ПДД, делает всё верно, второй - торопится и игнорирует правила. Остальные дети в роли мудрых лесных жителей объясняют непослушному грибу, как нужно себя вести на дороге.
Имитация «Слушай мою команду» (вторая младшая группа)
  • повторить виды транспортных средств;
  • тренировать навык выполнения действия по сигналу;
  • развивать внимательность.
Дети выступают в образах машинок, автобусов, троллейбусов, трамваев. По условному сигналу воспитателя они жестами и мимикой заводят мотор, поворачивают руль, запускают дворники, опускают и поднимают стёкла и т.д.
Режиссёрские Кукольный театр Для демонстрации того, насколько хорошо дети-режиссёры знают ПДД, используются куклы-артисты разных видов театра (перчаточные, пальчиковые, баночные и др.).
Например, в подготовительной группе малыши с персонажами-куклами бибабо идут по макету проезжей части, комментируя все обозначения на дороге.
Стендовый театр (театр на фланелеграфе или на магнитной доске) Принцип этого вида театрализованных игр аналогичен кукольному театру. Только персонажами выступают плоские фигурки на липучках для передвижения по фланелеграфу или на магните для работы с магнитной доской.

Пальчиковые игры по ПДД

Цель проведения пальчиковых игр состоит в:

  • отработке мелкой моторики (в младших и средней группах для развития речи, в старших - для подготовки руки к письму);
  • развитии сенсорных и коммуникативных способностей малышей.

Обычно пальчиковые игры (гимнастика) проводятся при переходе от одного вида работы к другому.

Это интересно. Как правило, пальчиковые игры универсальны для всех возрастов. Но для старшей и подготовительной групп рифмовки могут быть длиннее и количество повторов больше.

Пальчиковые игры могут проводиться с реквизитом для пальчикового театра

Таблица: картотека пальчиковых упражнений по правилам дорожного движения

Название Возрастная группа Содержание
«Транспорт» Младшие, средняя группы. Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай.
В морях - корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.
(Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного).
«Постовой» Постовой стоит упрямый (пальчики «шагают» по ладошке)
Людям машет: Не ходи! («грозят» пальчиками)
Здесь машины едут прямо, (руки перед собой, изображают руль)
Пешеход, ты погоди! («грозят» пальчиками)
Посмотрите: улыбнулся, (хлопают в ладоши)
Приглашает нас идти. (пальчики «шагают» по ладошке)
Вы, машины, не спешите, (хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)
«Гонки» Младшие, средняя, старшая группы. Раз, два, три, четыре, пять. (возят машинку по каждому пальчику вперёд и
назад, начиная с большого)
Можно гонки начинать. (тоже самое, но начиная с безымянного)
По кругу, по кругу.
Вперёд и назад,
Но пальцы машинку мою тормозят.(катают машинку по пальцам, которые
слегка согнуты)
Закрылись. (сжимают кулак)
Машинка стоит в гараже
И фары погасли, не светят уже. (заглядывают в маленькую щёлочку в
кулаке).
«Машины» Средняя, старшая и подготовительная группы. По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)
По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются
параллельно друг другу.)
По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)
Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен –
«сигналим».)

Какие приёмы используются в играх по ПДД

Для реализации целей и задач работы по ПДД в играх используется три вида приёмов.

Словесные способы взаимодействия с детьми

Поскольку цель речевого развития детей сопровождает образовательный процесс в ДОУ на всех возрастных этапах, звучащая речь педагога, диалоги и монологи детей играют важную роль в любой деятельности воспитанников, а тем более в играх как ведущем виде активности малышей.

Объяснение

Воспитатель должен давать чёткие, последовательные описания каждого этапа игры. Важно также повторять порядок игровых действий перед началом уже известного сюжета - так дети усваивают не только правила, но и алгоритм составления логичных высказываний. Для младшей и средней групп речь взрослого - это языковая модель, копируя которую дети «выговариваются», то есть начинают разговаривать, строить предложения, вступать в диалог. Для старшей и подготовительной объяснение - это образец составления цельного высказывания, этап освоения правил подготовки монологического высказывания.

Объяснение в младших группах сопровождается демонстрацией

Загадки и стихотворения

Традиционно эти словесные приёмы считаются наиболее удобным способом мотивировать малышей: с одной стороны, дети очень азартно отгадывают загадки или повторяют рифмовки, а с другой - для того чтобы включить ребят в работу (даже самых маленьких) не требуется много времени.

В младших группах я отдаю предпочтение загадкам с договорками:

  • Что за «зебра» на дороге? Все стоят разинув рот, Ждут, когда мигнёт зелёный. Значит, это - … (Переход);
  • На дороге я стою, За порядком я слежу. Нужно слушаться без спора Указаний … (светофора).

В средней группе предлагаю загадки уже без рифмованного ответа, но с вопросом в конце, чтобы малышам было проще сориентироваться по поводу ответа.

  • Днём и ночью я горю, Всем сигналы подаю. Есть три сигнала у меня. Как зовут меня друзья? (Светофор);
  • Вот дорожная загадка: Как зовётся та лошадка, Что легла на переходы, Где шагают пешеходы? (Зебра).

Для ребят старшего дошкольного возраста я стараюсь выбирать загадки более сложные, длинные. Так малыши учатся улавливать суть в длинных высказываниях.

  • На дорожном знаке том Человек идёт пешком. Полосатые дорожки Постелили нам под ножки. Чтобы мы забот не знали И по ним вперёд шагали. («Пешеходный переход»);
  • Что за тёмная дыра? Здесь, наверное, нора? В той норе живёт лиса. Вот какие чудеса! Не овраг здесь и не лес, Здесь дорога наперерез! У дороги знак стоит, Но о чём он говорит? (Тоннель).

Это интересно. Некоторые словесные дидактические игры построены по принципу отгадывания загадок.

Игры с загадками - удобная форма работы на прогулке

В своей практике к мотивации с помощью стихотворений я прибегаю достаточно часто: с их помощью легче вводить новую информацию, да и облечённые в рифму факты дети запоминают лучше. Вот несколько примеров подбора стихотворений по теме «Светофор», отличающиеся не только содержанием, но и объёмом.

Например:

  • Младшая группа: Цвет зелёный - Проходи! Жёлтый - Малость погоди. Ну а если красный - Стой! Проход опасный!
  • Средняя группа: Три глаза есть у светофора. А ну, запомни их, дружок, Ходить по улицам, чтоб скоро Самостоятельно ты смог.
    Вот красный глаз… Его ты бойся! Когда горит он - нет пути. Моргает жёлтый - приготовься! Зелёный светится - иди!
  • Старшая группа: У любого перекрёстка Нас встречает светофор. И заводит очень просто С пешеходом разговор: Cвет зелёный - проходи! Жёлтый - лучше подожди! Если свет зажжётся красный - Значит, двигаться опасно! Стой! Пускай пройдёт трамвай, наберись терпенья. Изучай и уважай правила движенья.
  • Подготовительная группа: А у нас с недавних пор Возле дома светофор. Он горит и день, и ночь, Всем старается помочь. Если красный загорится, Ты не вздумай торопиться. Знают все, что красный Для пути опасный. И на жёлтый не ходи, А спокойно стой и жди. Маму за руку - и ждём. Вместе с нами весь народ Терпеливо ждёт зелёный, Чтобы двинуться вперёд. Вот - зелёный вспыхнул! Скоро! Подмигнул: - Нельзя стоять! Скоро цвет у светофора Красным сменится опять.

Короткие истории

Чтобы дети настроились на игру, нужно привлечь их внимание новым видом деятельности. И связующим звеном для этого могут выступать придуманные на ходу сказки.

Этим приёмом я активно пользуюсь в средней, старшей и подготовительной группах, где дети уже могут не только слушать истории, но и отвечать на вопросы по содержанию, в том числе и проблемного характера. Например, в старшей группе, обсуждая важность светофора, я рассказывают малышам сказку о том, как поссорились сигналы светофора. «Жил-был Светофор. Стоял на дороге, регулировал движение. Но как-то раз его огоньки поссорились, потому что не могли разобраться, кто же из них самый главный. «Я - самый важный, потому что, когда зажигаюсь, все стоят», - говорил Красный. «Нет, я! - возражал Жёлтый. - Когда я зажигаюсь, все готовятся двигаться: и машины, и пешеходы». Тогда Зелёный рассмеялся и сказал: «О чём вы спорите? Только я разрешаю двигаться и людям, и транспорту. Так что я главный». Но пока сигналы доказывали каждый свою правоту, на дороге начался настоящий хаос: машины не уступали друг другу, пешеходы не могли перейти дорогу. Тогда поняли сигналы, что зря они спорят, нужно просто, чтобы каждый выполнял свою работу. Стали они загораться по очереди, как обычно, и на дороге снова наступил порядок». После прослушивания сказки я задаю детям 1–2 вопроса: «Что произошло на дороге, когда сигналы начали спорить?», «Зачем нужны три сигнала светофора?» и т.п.

Чтение

Этот приём применяется обычно в старшей и подготовительной группах, но также к нему можно обращаться и в средней. Главное, чтобы в группе были дети, умеющие читать. Конечно, слишком объёмные тексты дошкольникам не осилить, а вот короткие описания знаков, подписи к рисункам или картинкам по теме - вполне по силам. В младших группах, где малыши ещё читать не умеют, актуальный для изучения темы материал педагог выбирает и зачитывает сам.

Отрывки для чтения не должны быть большими, иначе и читающие, и слушающие потеряют интерес к дальнейшей работе

Группа наглядных приёмов

Наглядно-образное восприятие мира детьми ставит наглядность в авангард методических приёмов в любом виде деятельности. В играх малыши должны видеть:

  • картинки-иллюстрации игровых движений, действий, а также сюжета игры;
  • видео, презентации по теме (например, для старшей группы это может быть зарисовка из истории создания светофора);
  • демонстрацию игровых условий педагогом (иными словами, воспитатель показывает все действия любого вида игр).

Атрибуты для игр по ПДД

Информация, представленная в игре, запоминается прочнее и легче, если действия подкреплены подходящим реквизитом. Исходя из темы, актуальными будут:

  • фуражка (костюм или/и жезл) регулировщика движения;
  • макет проезжей части (на коврике на полу или изображённый на ватманах);
  • образцы дорожных знаков, водительских прав (можно распечатать на цветном принтере и заламинировать).

Реквизит может быть элементом дидактической, театральной зон предметно-развивающей обстановки, а может входить в один, единый уголок, посвящённый ПДД.

Атрибуты для игр удобно хранить в специально организованной для этого зоне предметно-развивающей среды

Материалы для игр своими руками

Возможности компьютерных технологий и творческий подход дают возможность создавать целые серии настольно-печатных дидактических игр, изготовленных своими руками. Вот некоторые образцы.

Игра «Что сначала, что потом» (старшая группа)

Материалы:

  • листы плотной бумаги или картона формата половины А4, разрезанного вдоль;
  • тонкие полоски картона красного цвета;
  • электронный вариант картинок с дорожными ситуациями, иллюстрирующими выполнение того или иного знака.

Инструкция:

Игровая задача - объяснить дорожную ситуацию и предложить её решение, наложив картинки в правильной последовательности.

Кроме повторения ПДД, игра развивает логическое мышление

Игра «Каждый знак на своё место» (подготовительная группа)

Материалы:

  • электронный вариант картинок с иллюстрациями дорожных ситуаций и знаками на дороге;
  • иллюстрации с дорожными знаками.

Инструкция:


Игровая задача - рассмотреть ситуацию и поставить на пустое место нужный дорожный знак.

Игру можно проводить на скорость

Практические приёмы

Игра по своей сути является практической реализацией полученных знаний, умений и навыков. Однако, кроме этого, к практическим приёмам относятся творческие задания, позволяющие передать и результаты освоения учебного материала, и впечатления от процесса игры. К ним относятся:

  • рисунки (например, дорожных знаков);
  • аппликации (например, в средней группе, осваивая навык работы с ножницами, дети вырезают круги-сигналы светофора и наклеивают их на заготовку-основу);
  • лепка (знакомство с принципом работы светофора в первой младшей группе может завершиться выкладыванием пластилиновых «блинчиков» красного, жёлтого и зелёного цвета на соответствующее поле заготовки-светофора).

Поделки из подручного материала могут быть заданием для совместного с родителями проекта по ПДД

Составление картотеки игр по ПДД

Главное условие создания картотеки игр по дорожным правилам - включение разных видов игровой деятельности. Принципиально важно, чтобы игры соотносились с конкретной темой - так педагогу будет удобнее составлять конспекты занятий, прогулок и развлечений.

Это интересно. Обычно составляется соответствующая возрастной категории единая картотека игр, то есть для младшего дошкольного возраста, для среднего и для старшего. Это связано с тем, что круг тем в этих группах похож, отличается только форма подачи материала (в первой младшей по сравнению со второй она значительно упрощена), а также насыщенность материала (в подготовительной группе дети углубляют знания по теме, рассмотренной в старшей группе).

Таблица: пример составления картотеки игр по ПДД для старшего дошкольного возраста

Название игры (вид) Цели Материал Ход игры
Тема: Дорожные знаки
«Играй да смекай!» (дидактическая, настольно-печатная)
  • учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением;
  • развивать умственные способности и зрительное восприятие;
  • воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
  • таблицы с изображением дорожных знаков;
  • пустые карточки.
В игре участвуют 4 - 6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.
«Вопросы и ответы» (дидактическая, словесная)
  • закрепить знания о ПДД, дорожных знаках, поведения на улице;
  • развивать мышление, память, сообразительность, речь.
Фишки Воспитатель делит детей на две команды, задаёт вопросы, дети
отвечают, за правильный ответ вручается фишка. Побеждает команда,
набравшая наибольшее количество фишек.
  • Где можно переходить дорогу? (светофор, пешеходный переход);
  • С кем можно переходить дорогу? (со взрослыми);
  • Как называют человека, управляющего машиной? (водитель)
  • Какими бывают дорожные знаки? (запрещающие, предупреждающие,
  • знаки сервиса, информационные, указательные, предписывающие знаки).
«Пешеходы и водители» (сюжетно-ролевая)
  • обучать правилам дорожного движения, поведения на дорогах;
  • закрепить представления детей о назначении светофора, дорожных знаков;
  • прививать устойчивую мотивацию к соблюдению ПДД.
  • макет проезжей части;
  • водительские удостоверения (зелёные кружочки);
  • эскизы дорожных знаков.
Часть ребят изображает пешеходов, а часть - водителей. Водители должны сдать экзамены на права шофёра и получить автомобиль. Ребята-водители направляются к столику, где располагается «комиссия ГИБДД» и сдают экзамен. Пешеходы направляются в магазин игрушек. Затем с куклами, колясками идут к перекрёстку. Комиссия задаёт вопросы водителям:
  • - На какой свет могут двигаться машины?
  • - На какой свет двигаться нельзя?
  • - Назовите знаки («пешеходный переход», «дети» и т.д.).

Выдержавшие экзамен получают удостоверения (зелёный кружочек). Водители направляются к стоянке автомобилей, садятся в них и едут к регулированному перекрёстку. Пешеходы из магазина тоже идут к этому перекрёстку. По пути они комментируют знаки, встречающиеся на пути.

«Повороты» (подвижная)
  • развивать координацию движений рук (вправо, влево);
  • внимание, мышление, умение выполнять команду, согласно знаку в руках воспитателя.
  • знаки «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево»;
  • рули.
Если воспитатель показывает знак «Движение прямо», то дети
делают один шаг вперёд, если знак «Движение направо» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают направо, если знак «Движение налево» - дети,
имитируя поворот руля, поворачивают налево.

Временной план игр по ПДД

Продолжительность игры зависит от двух факторов:

  • вида игры (здесь следует учесть, что некоторые виды, например, театрализованные, часть дидактических игр, требуют больше времени);
  • возраста воспитанников.

При этом в хронометраж вписывается четыре этапа.

Работа над игрой идёт в четыре этапа

Таблица: средние временные рамки этапов разных видов игр

Вид игры Вводный этап Этап ознакомления с правилами Этап игры + усложнение Заключительный этап
Педагог объявляет название, мотивирует на участие. Педагог детально описывает действия каждого участника сюжета. Собственно игровой процесс. Воспитатель после 2–3 повторов усложняет игру (если игра новая, этот этап пропускается). Взрослый благодарит ребят за работу, выделяет отличившихся. Дети дают оценку своей работе и активности группы в целом. Если игра была слишком насыщена действиями, то можно устроить релаксацию: под приятную музыку 1–1,5 минуты дети молча лежат или сидят.
Первая, вторая младшие группы
Дидактическая до 1 минуты до 1 минуты 2,5–3 минуты полминуты
Сюжетно-ролевая полминуты 3–4 минуты 2 минуты
Подвижная 1 минута 3 минуты 1 минута
Театрализованная 1–2 минуты 2 минуты 6–8 минут 2 минуты
Пальчиковая полминуты 1 минута полминуты
Средняя группа
Дидактическая до 1 минуты до 1 минуты 3–4 минуты полминуты
Сюжетно-ролевая полминуты 4–6 минут 3 минуты
Подвижная 1 минута 4 минуты 2 минута
Театрализованная 1–2 минуты 2 минуты 6–8 минут 2 минуты
Пальчиковая полминуты 1 минута полминуты
Старшая и подготовительная группы
Дидактическая до 2 минут до 1 минуты 3–5 минут 2 минуты
Сюжетно-ролевая полминуты 6–8 минут 3 минуты
Подвижная 1 минута 4 минуты 2 минута
Театрализованная 2 минуты 2 минуты 8–10 минут 2–3 минуты
Пальчиковая полминуты 2 минуты полминуты

Это интересно. В ряде игр этапы объяснения и собственно выполнения игровых действий совмещаются.

Таблица: пример конспекта дидактической (словесной) игры «Угадай транспорт» в старшей группе (фрагменты)

Этап Содержание
Вводный - Ребята, на последних прогулках мы с вами выходили за территорию детского сада и наблюдали за ситуацией на дорогах, рассматривали особенности автобусов, троллейбусов, автомобилей. И сегодня мы поиграем в игру «Угадай транспорт».
Объяснение правил - Я буду зачитывать загадки о разном транспорте, а вы, подумав, отгадывать, что это. Тот, кто первым ответит верно, получит картинку. В конце мы подсчитаем, у кого картинок получилось больше. Он и станет победителем нашего соревнования.
Игра Дети отгадывают загадки, отвечают, подняв руку:
  • Дом - чудесный бегунок На своей восьмёрке ног Бегает аллейкой По стальным двум рельсам. (Трамвай);
  • Что за чудо светлый дом? Пассажиров много в нём Носит обувь из резины И питается бензином? (Автобус);
  • Что такое - отгадай: Ни автобус, ни трамвай. Не нуждается в бензине, Хотя колёса на резине. (Троллейбус)…>
Заключительный этап - Какие молодцы! Отлично справились с заданием! И, конечно, давайте поздравим нашего победителя. Дети хлопают.

Видео: дидактическая игра с элементами театрализации «Теремок» по ПДД в старшей группе

https://youtube.com/watch?v=ApCjhP3sAb8 Video can’t be loaded: ПДД в детском саду №58. Дидактическая игра «Теремок». (https://youtube.com/watch?v=ApCjhP3sAb8)

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Татьяна Борисенко
Дидактические игры по правилам дорожного движения (подготовительная группа)

«Наша улица».

Цель:

1. Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы.

2. Закрепить представления детей о назначении светофора.

3. Учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно – указательные, предназначенные для водителей и пешеходов.

Материал: макет улицы с домами, перекрёстком; автомобили (игрушки); куклы – пешеходы; куклы – водители; светофор (игрушки); дорожные знаки, деревья (макет).

Игра проводится на макете.

Ход игры:

Первый вариант (для пешеходов);

С помощью кукол дети по заданию педагога разыгрывают различные дорожные ситуации. Так, на управляемом перекрёстке на зелёный сигнал светофора куклы переходят улицу, на жёлтый останавливаются, ждут, на красный продолжают стоять.

Затем куклы идут по тротуару или обочине доги до пешеходного перехода, обозначенного информационно – указательным знаком «Пешеходный переход», и там переходят проезжую часть.

Второй вариант (для водителей):

Воспитатель показывает дорожные знаки: «Светофорное регулирование», «Дети», «Пешеходный переход» (предупреждающие); «Въезд запрещён», «Подача звукового сигнала запрещена» (запрещающие); «Движение прямо»; «Движение направо» (предписывающие); «Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход» (информационно – указательные). Дети объясняют, что означает каждый знак; разыгрывают дорожные ситуации.

За правильный ответ ребёнок получает значок. По количеству значков засчитываются набранные очки. Победителей награждают призами - автомашиной, куклой - пешеходом, куклой водителем.

«Теремок».

Цель:

1. Учить детей различать дорожные знаки для водителей (велосипедистов) и пешеходов.

2. Закрепить знания детей о предупреждающих знаках: «Железнодорожный переезд», «Дети», «Опасный переход»; запрещающих знаках: «Въезд запрещён» (велосипедисту, водителю, «движение на велосипедах запрещено», «Проход закрыт»; предписывающих знаках: «Обязательное направление движения», «Велосипедная дорожка», «Прямо», «Налево», «Направо», «Круговое движение»; информационно - указательных знаках: «Место стоянки», «Пешеходный переход»; знаках сервиса: «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Техническое обслуживание автомобилей».

3. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знания правил дорожного движения в повседневной жизни.

Материал: картонные круги с изображениями дорожных знаков; бумажный конверт с вырезанным в нём окошком; палочка.

Ход игры:

Воспитатель вставляет в конверт круг, на котором нарисовано несколько знаков, закрепляет его с помощью палочки. Затем он передвигает круг так, чтобы в окошке появлялись разные знаки. Дети называют каждый знак и объясняет его назначение.

«Улица».

Цель:

Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.

Материал: макет улицы, деревья, автомобили, куклы- пешеходы, светофор, дорожные знаки.

Ход игры:

Воспитатель рассматривает с детьми макет улицы, задаёт ряд вопросов. Свои ответы дети сопровождают показом на макете.

Какие дома на нашей улице?

Какое движение на нашей улице - одностороннее или двустороннее?

Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить автомашины?

Что такое перекрёсток? Где и как должны переходить люди улицу?

Как обозначается пешеходный переход?

Как регулируется движение на улице?

Какие сигналы светофора вы знаете?

Какие дорожные знаки есть на нашей улице? Для чего они предназначены?

Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?

Как надо вести себя в транспорте?

Можно ли играть на улице?

Далее воспитатель предлагает детям «проехать» по улице, соблюдая правила дорожного движения. Затем кто- то из детей выполняет роль пешехода. Выигрывает тот, кто хорошо (без ошибок) справится с ролью водителя или пешехода.

«Виды перекрёстков».

Цель:

1. Познакомить детей с видами перекрёстков.

2. Учить правилам перехода улицы.

3. Развивать внимание и наблюдательность.

Материал: бумажные карточки большого и маленького размера с изображением уличных перекрёстков.

Ход игры:

По приглашению воспитателя дети берут по одной большой карточке с изображением уличных перекрёстков. Воспитатель показывает маленькую со схемой перекрёстка. Ребёнок, у которого находится аналогичная большая карточка, должен поднять её и показать всем играющим. «Нарушитель» (тот, кто допустил ошибку) подвергается «штрафу»: он должен объяснить, в чём заключается его ошибка.

«Найди ошибку».

Цель:

Закрепить знания детей о правилах поведения на улице, в различных видах транспорта.

Ход игры:

Ведущий показывает картинки- ситуации (как правильные, так и неправильные). Дети должны рассказать о правилах перехода на улице, правилах поведения в транспорте, найти, если таковые имеются, нарушения правил поведения на улице и в общественном транспорте.

«Не зевай».

Цель :

Закрепить знание Правил дорожного движения.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям различные дорожные ситуации, изображённые на картинках. Картинок 10 штук. К каждой ситуации поставлен вопрос или два. За каждый правильный ответ участник получает 5 очков. Если кто - то набрал больше всего очков, то он победил, потому что лучше всего знает правила дорожного движения.

«Этот знак говорит нам так….»

Цель:

Закрепить знание дорожных знаков, развивать зрительную память.

Ход игры:

Воспитатель подбирает знакомые детям дорожные знаки, наклеивает их на диски, которые помещают в конверт с окошком. Воспитатель указывает на тот или иной знак, появившийся в окошке. Спрашивает: «Что говорит нам этот знак?». Дети отвечают на вопрос.

«Можно ездить или нет».

Цель:

Закрепить знания детей о средствах передвижения.

Ход игры:

Дети по очереди вынимают из коробки картинки, показывают их группе, называют изображенный на ней предмет и отвечают, можно ли на нём ездить, или нет., где можно ездить, какие знаки разрешают движение.

«Разрешало – запрещало».

Цель:

Знакомить детей с дорожными знаками, развивать зрительную память, произвольное внимание.

Ход игры:

Ведущий раскладывает в 2 колонки карточки с изображением дорожных знаков рисунком вверх. Карточки с изображением ситуаций на дороге раздаются поровну между участниками игры. Участники по очереди выкладывают по одной карточке с изображением ситуации напротив соответствующих дорожных знаков. Ведущий контролирует правильность выполнения работы. Выигрывает тот, кто разложил все свои карточки, не сделав ни одной ошибки.

«Продолжи ряд»

Цель:

Учить разбираться в дорожных знаках, развивать логическое мышление, умение формулировать свои мысли, доказывать свою точку зрения.

Ход игры:

Детям предлагаются ряды знаков, где один знак не изображён, то есть пустое место. Детям предлагается объяснить, что означают изображённые знаки и пустое место заполнить недостающим знаком или придумать собственный и объяснить его.

Детям предлагают ряды запрещающих, предупреждающих, разрешающих знаков.

3. Подумай - отгадай

Задачи:

Активизировать процесс мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость.

Правила: необходимо давать правильный ответ и не выкрикивать его хором. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.

Воспитатель. Я буду задавать вам вопросы. Кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку. В конце игры посчитаем фишки и выявим победителя.

Вопросы:

Сколько колес у легкового автомобиля? { 4)

Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)

Кто ходит по тротуару? (пешеход)

Кто управляет автомобилем? (Водитель)

Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)

Для чего нужна проезжая часть? (для движения транспорта)

По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой)

Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного (Авария или ДТП)

Кокай свет верхний на светофоре? (Красный)

С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улице? (С 14 лет)

Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два)

На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)

Как пешеход может попасть в подземный переход? (По лестнице вниз)

Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (По обочине слева, навстречу

транспорту)

Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами?

(«Скорая помощь», пожарная и милицейская машины)

Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл)

Где нужно играть, чтоб не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке)

Веселый жезл

Задачи:

Обобщить представления о правилах поведения пешеходов на улице; знания детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.

Правила: слушать внимательно ответы товар и не повторяться. Выигрывает та команда, которая назовет больше правил для пешеходов. Давать ответ можно, только получив жезл.

Воспитатель делит детей на две соревнующиеся команды, сообщает название игры и ее правила.

Воспитатель: Тот, кому я в руки дам жезл, должен будет назвать одно из правил поведения пешехода на улице. Повторяться нельзя, поэтому будьте очень внимательны! Победит та команда, которая назовет больше правил и не повторится.

Жезл переходит поочередно из одной команды в другую. Дети называют правила.

Переходить улицу можно по пешеходному подземному переходу или только на сигнал светофора.

Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам; если нет тротуарам; если нет тротуара, можно двигаться по левой обочине навстречу движению транспорта.

Нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом и переходить улицу маленьким детям без взрослых.

Прежде чем перейти улицу, надо посмотреть сначала налево, затем направо и, убедившись в безопасности, переходить.

Аналогично проводится игра «Слушай - запоминай», только дети перечисляют правила для пассажиров.

На этих страницах собраны пошаговые мастер-классы и полезные советы по созданию дидактических игр и пособий, специальных атрибутов для игр и уголка ПДД.

Самодельные книжки, настольные и сюжетно-ролевые игры, дорожные знаки и светофоры, всевозможные наглядные пособия по изучению и закреплению дорожных правил представлены здесь в широком ассортименте. Они помогут познакомить детей с различными видами транспорта, правилами безопасного поведения на улицах; будут способствовать воспитанию привычки соблюдать ПДД в любой ситуации.

Изучаем ПДД увлекательно, в игровой форме.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 634 .
Все разделы | ПДД, светофор, дорожное движение. Дидактические игры и пособия

Мультимедийное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Транспорт» Мультимедийное дидактическое пособие «Транспорт» Цель : закрепление и обобщение знаний детей по теме «Транспорт» . Систематизировать и расширить знания детей о разнообразии и видах транспорта; по описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую...

Авторская дидактическая игра «Дорога на работу » Цели : учить находить свое место в соответствии со зрительными ориентирами – картинками с изображениями профессиональных символов; развивать внимание, ловкость, память в процессе данной игры . Игровые действия : движение вокруг...

ПДД, светофор, дорожное движение. Дидактические игры и пособия - Дидактическая игра «Поставь машину в гараж»

Публикация «Дидактическая игра «Поставь машину в...»
Всем известно, что малыши любят играть и все самое полезное для своего развития они получают именно в игре. Я работаю с детьми раннего возраста, поэтому мне нравится делать пособия для игр своими руками. Используя для изготовления игр бумагу возникла потребность, найти такой...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Дидактическое пособие по ПДД «Правила дорожные детям знать положено» Дидактическое пособие «Правила дорожные детям знать положено» представляет собой раздвижную папку. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки в которых собрана информация по теме. Пояснительная...


Сегодня я хочу представить вашему вниманию дидактическое пособие «Светофор», выполненное своими руками. Для его изготовления я использовала белый пластик, двухсторонний вспененный скотч, прозрачный пластик (веролайт, самоклеющуюся бумагу черного, красного, желтого и зеленого...

Картотека подвижных и дидактических игр по ПДД для детей младшей группы Картотека Подвижных и дидактических игр по правилам дорожного движения для детей младшей группы ДОУ Подвижные игры «Воробушки и кот» Дети изображают воробушков. Один - «кот», он сидит на стуле. «Кот» поочередно называет цвета светофора. На зеленый - «воробушки» разлетаются по...

ПДД, светофор, дорожное движение. Дидактические игры и пособия - Дидактическое пособие «Изучаем ПДД»


Методическое пособие по ПДД для детей младшего возраста. Разработала: воспитатель Воронина Ю.В. Детям знать положено Правила дорожные, Ты дружок доверься им Будешь цел и невредим! Актуальность данного пособия обусловлена статистикой свидетельствующей о росте детского...

Цель:познакомить детей с новой дидактической игрой:"Смотри на светофор" Задачи -закрепляем цвета светофора -учим детей правильно выполнять правила игры -развиваем внимательность,активность -прививаем интерес к играм на внимание -побуждаем играть в коллективные игры Оборудование...

Автор: Башкирова Оксана Евгеньевна
Должность и место работы: воспитатель МБДОУ г. Мценска "Детский сад № 10".

Подборка дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возраста.

Описание: материал будет интересен воспитателям, учителям начальных классов, детям дошкольного и младшего школьного возраста, педагогам дополнительного образования, родителям.
Цель: изучение правил дорожного движения с помощью дидактических игр.
Поставь дорожный знак.
Цель игры:
1.Учить детей различать следующие дорожные знаки: "Железнодорожный переезд", "Дети", "Пешеходный переход", "Дикие животные" (предупреждающие); "Въезд запрещен", "Проход закрыт", "Движение на велосипедах запрещено" (запрещающие); "Прямо", "Направо", "Налево", "Круговое движение", "Пешеходная дорожка" (предписывающие); "Место стоянки", "Пешеходный переход", "Пункт медицинской помощи", "Телефон", "Пункт питания", "Автозаправочная станция", "Пункт технического обслуживания" (информационно-указательные); "Пункт пер¬вой медицинской помощи", "Автозаправочная станция", "Телефон", "Пункт питания", "Место отдыха", "Пункт ГАИ" (знаки сервиса).
2.Воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.
Материал: дорожные знаки, игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного переезда, административных и жилых зданий, автостоянки, перекрестков.
Ход игры .
Детям предлагается:
1)рассмотреть игровое поле и то, что на нем изображено;
2)расставить нужные дорожные знаки. Например, у школы - знак "Дети", у кафе - "Пункт питания", на перекрестке - "Пешеходный переход" и т.д.
Выигрывает тот, кто за определенное время успеет расставить все знаки правильно и быстро.
Угадай, какой знак.
Цель игры:
1.Учить детей различать дорожные знаки.
2.Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.
3.Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Материал: кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, предписывающими, информационно-указательными и знаками сервиса.
Ход игры:
Первый вариант.
Ведущий приглашает детей по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к тем детям, у которых уже есть знаки этой группы.
Второй вариант.
Ведущий называет знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он означает.
Третий вариант.
Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их. Далее каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а все остальные отгадывают знак по описанию.
Примечание. Кубики можно рекомендовать для индивидуальной работы с детьми в детском саду и в семье, а также для их самостоятельных игр.
Улица города.
Цель игры:
Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.
Материал: макет улицы; деревья; автомобили; куклы-пешеходы; светофор; дорожные знаки.
Ход игры:
Воспитатель рассматривает с детьми макет улицы, задает ряд вопросов. Свои ответы дети сопровождают показом на макете.
Вопросы к детям:
-Какие дома на нашей улице?
-Какое движение на нашей улице - одностороннее или двустороннее?
-Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить автомашины?
-Что такое перекресток? Где и как нужно переходить улицу?
-Как обозначается пешеходный переход?
-Как регулируется движение на улице?
-Какие сигналы светофора вы знаете?
-Какие дорожные знаки есть на нашей улице? Для чего они предназначены?
-Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?
-Как надо вести себя в автобусе?
-Можно ли играть на улице?
Далее воспитатель предлагает детям "проехать" по улице, соблюдая правила дорожного движения. Затем кто-то из детей играет роль пешехода. Выигрывает тот, кто хорошо (без ошибок) справится с ролью водителя или пешехода.
Теремок.
Цель игры:
1.Учить детей различать дорожные знаки для водителей (велосипедистов) и пешеходов.
2.Закрепить знания детей о предупреждающих знаках: "Железнодорожный переезд", "Дети", "Опасный поворот"; запрещающих знаках: "Въезд запрещен (велосипедисту, водителю)", "Движение на велосипедах запрещено", "Проход закрыт"; предписывающих знаках: "Обязательное направление движения", "Прямо", "Направо", "Налево", "Круговое движение", "Велосипедная дорожка"; информационно-указательных знаках: "Место стоянки", "Пешеходный переход"; знаках сервиса: "Пункт первой медицинской помощи", "Телефон", "Пункт питания", "Авто¬заправочная станция", "Техническое обслуживание автомобилей".
3.Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знания правил дорожного движения в повседневной жизни.
Материал: картонные круги с изображениями дорожных знаков; бумажный конверт с вырезанным в нем окошком; палочка.
Ход игры:
Воспитатель вставляет в конверт круг, на котором нарисовано несколько знаков, и закрепляет его с помощью палочки. Затем он передвигает круг так, чтобы в окошке появлялись разные знаки. Дети называют каждый знак и объясняют его назначение.
Наша улица.
Цель игры:
1.Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы.
2.Закрепить представления детей о назначении светофора.
3.Учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные), предназначенные для водите¬лей и пешеходов.
Материал: макет улицы с домами, перекрестком; автомобили (игрушки); куклы-пешеходы; куклы-водители; светофор (игрушка); дорожные знаки, деревья (макеты).
Игра проводится на макете.
Ход игры.
Первый вариант (для пешеходов).
С помощью кукол дети по заданию педагога разыгрывают различные дорожные ситуации. Так, на управляемом перекрестке на зеленый сигнал светофора куклы переходят улицу, на желтый останавливаются, ждут, на красный продолжают стоять.
Затем куклы идут по тротуару или обочине дороги до пешеходного перехода, обозначенного информационно-указательным знаком "Пешеходный переход", и там переходят проезжую часть.
Второй вариант (для водителей).
Воспитатель показывает дорожные знаки: "Светофорное регулирование", "Дети", "Пешеходный переход" (предупреждающие); "Въезд запрещен", "Подача звукового сигнала запрещена" (запрещающие); "Движение прямо", "Движение на¬право" (предписывающие); "Место остановки автобуса", "Пешеходный переход", "Подземный пешеходный переход" (информационно-указательные). Дети объясняют, что означает каждый знак; разыгрывают дорожные ситуации.
За правильный ответ ребенок получает значок. По количеству значков засчитывают набранные очки. Победителей награждают призами - автомашиной, куклой-пешеходом, куклой-водителем.

Картотека дидактических игр по ПДД (старший дошкольный возраст) Подготовила: воспитатель МБДОУ «Теремок» Усенко О.А. 2016г.


«Угадай, какой знак?» Цели: Учить детей различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. Материал: Кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, указательными и знаками сервиса. Ход игры: 1-й вариант. Ведущий приглашает по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к детям, у которых уже есть знаки этой группы. 2-й вариант. Ведущий показывает знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он обозначает. 3-й вариант. Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их. Далее каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а остальные отгадывают этот знак по описанию.


«Светофор» Цель: Ознакомить детей с правилами перехода (переезда) перекрестка, регулируемого светофором. Материал: Красные, желтые, и зеленые круги, машины, фигурки детей. Ход игры: Один из играющих устанавливает определенные цвета светофора (наложением красных, желтых или зеленых кругов), машин и фигурки детей, идущих в разных направлениях. Второй проводит через перекресток машины (по проезжей части) или фигурки детей (по пешеходным дорожкам) в соответствии с правилами дорожного движения. Затем игроки меняются ролями. Рассматриваются различные ситуации, определяемые цветами светофора и положением машин и пешеходов. Тот из игроков, который безошибочно решает все возникшие в процессе игры задачи или допускает меньше ошибок (набирает меньшее число штрафных очков),считается победителем.


«Водители» Цели: Учить детей правилам дорожного движения; развивать мышление и пространственную ориентацию. Материал: Несколько игровых полей, машина, игрушки. Ход игры: Заранее готовится несколько вариантов несложных игровых полей. Каждое поле – это рисунок разветвленной системы дорог с дорожными знаками. Это даст возможность менять дорожную ситуацию. Например: «Ты шофер автомобиля, тебе нужно отвезти зайчика в больницу, набрать бензина и починить машину. Рисунок машины обозначает гараж, откуда ты выехал и куда должен вернуться. Подумай и скажи, в каком порядке нужно посетить все эти пункты, чтобы не нарушить правила дорожного движения. А потом мы вдвоем посмотрим, правильно ли ты выбрал путь».

«Кто отличник-пешеход?» Цели: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения (сигналы светофора, пешеходный переход); воспитывать усидчивость, внимание. Материалы: 2 фишки и кубик с цифрами 1,2,3,4,5,6. Игровое поле. Ход игры: Первый пешеход выходит из домика №1, второй – из домика №2. Бросают кубики по очереди, пока на кубике первого не выпадет цифра 1, второго – цифра 2. И снова бросают кубики. При этом надо внимательно смотреть на разноцветные картинки. На первой картинке на светофоре горит красный свет. Значит, пешеход не может перескочить на тот кружок, что стоит после светофора. Он терпеливо стоит на месте. На второй картинке – автомобиль. Нельзя переходить дорогу, нужно ждать. На третьей – на светофоре зеленый сигнал. Можно передвигать фишку на столько кружочков, сколько покажет кубик. На четвертой картинке – мотоциклист. Надо пропустить его, остановиться. На шестой картинке на светофоре горит желтый свет. И пешеход может остановиться прямо на самой картинке. На седьмой картинке – регулировщик. С ним безопасно, можно идти прямо домой к бабушке. Кто первый, не нарушая правил дорожного движения, придет к бабушке, тот и выиграл.


«Путешествие на машинах» Цель: Закрепить с детьми знания дорожных знаков и правил поведения на улицах. Материал: Игровое поле, фишки. Ход игры: На игровом поле дети начинают играть. Проходя мимо дорожных знаков, останавливаются, рассказывая о каждом из них. Выигрывает тот, кто первый дойдет до моря. «По дороге» Цели: Закрепить знания о различных видах транспорта; тренировать внимание, память. Материал: Картинки грузового, легкового транспорта, фишки. Ход игры: Перед поездкой договоритесь с детьми, кто какой вид транспорта будет собирать (для наглядности можно раздать картинки грузового и легкового транспорта, также можно взять специализированный транспорт: милиция, пожарные, скорая помощь и т.д.). По дороге дети обращают внимание на машины, называя их и получая за это фишки. Кто больше соберет, тот и выиграл.

«Найди нужный знак» Цель: Продолжать закреплять знания дорожных знаков, средства регулирования дорожного движения. Материал: 20 картонных карточек (пазлы). На одних половинках карточек изображены дорожные знаки, на других – соответствующие им дорожные ситуации. Ход игры: 1-й вариант. Ведущий отбирает карточки со знаками одного вида (или нескольких видов, если они малочисленные). Половинки карточек с изображением дорожной ситуации ведущий раздает детям, а элементы со знаками раскладывает на столе лицевой стороной вверх. Затем он называет вид дорожных знаков и рассказывает об их общем значении. После этого ведущий предлагает детям найти общие внешние черты данного вида знаков (цвет, форма и т.д.). Дети должны найти среди имеющихся у них элементов подходящую половинку карточки. 2-й вариант. Все половинки карточек со знаками дети делят поровну. Элементы с дорожными ситуациями перемешивают и кладут в центре стола лицевой стороной вниз. Дети по очереди берут карточки и подбирают их под свои. Выигрывает тот, кто первым найдет подходящие половинки для всех своих карточек.


«Учим дорожные знаки» Цель: Продолжать закреплять знания детей о дорожных знаках, светофоре. Материал: Карточки большие и маленькие со знаками. Ход игры: Между играющими делят большие карты поровну. Ведущий по очереди показывает карточки с дорожными знаками, тот, кому она подходит, забирает знак, кладет в правый верхний угол и рассказывает, как называется этот знак, в каких ситуациях применяется. Выиграет тот, кто правильно подберет знаки к ситуациям и сможет это объяснить. «Законы улиц и дорог» Цель: Материал: Ход игры:


«Правила дорожного движения» Цели: Закрепить основы дорожной грамоты; познакомить с основными дорожными знаками, их классификацией, назначением; способствовать развитию внимания, памяти, мышления. Ход игры: Воспитатель берет на себя роль инспектора ГИБДД. Участники движутся по игровому полю при помощи кубика. Выпал зеленый цвет – движение разрешено, желтый – внимание, красный – стой – играющий пропускает ход. Если фишка остановилась на поле с изображением дорожного знака, участнику нужно найти знак из этой группы в «общем банке». Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество очков. 1 карточка – одно очко. «Законы улиц и дорог» Цель: Прививать правила поведения на дорогах. Умение ориентироваться в пространстве. Материал: Игровое поле, большие карты – 8 штук, фигурки людей и знаков. Ход игры: Игра делится на несколько вариантов: «Здравствуй, город!», «Как проехать, как пройти?», «Что за знак?», «Тише едешь – дальше будешь».

«Говорящие знаки» Цель: Закрепить знание дорожных знаков, их классификацию. Материал: 73 карточки с изображением дорожных знаков, 73 карточки с описанием значения каждого знака и положений регулировщика. Ход игры: Ведущий перемешивает карточки с рисунками и раздаёт играющим. Карточки с текстом оставляет у себя. Затем ведущий берет одну карточку и читает текст. Играющий, у которого есть карточка с дорожным знаком, соответствующим прочитанному тексту, кладет ее на середину стола. Если номера совпадают, играющий берет карточки себе. Выигравший получает карточку с водительским удостоверением. «Автошкола №1» Цель: Закрепить у детей знание правил перехода улиц, важности дорожных знаков. Материал: Игровое поле, фишки, карточки со знаками. Ход игры: Игроки по очереди кидают кубик и двигаются по игровому полю, на желтом круге перед пешеходным переходом необходимо остановиться и передать ход другому участнику маршрута. Остановка нужна для того чтобы пешеход мог сначала посмотреть, налево, а затем направо – не мешает ли транспорт переходить улицу. Тот, кто не остановился на желтом круге и сделал несколько шагов вперед, должен возвратиться на то место, откуда он начал последний ход.


«Верно - неверно» Цель: Закрепить с детьми правила безопасного поведения на улицах и знаки дорожного движения. Материал: Игровое поле, знаки дорожного движения. Ход игры: Дети распределяют персонажей на картинке, и каждый рассказывает о том, кто как поступает – правильно или неправильно. Выигрывает тот, кто более полно и правильно опишет поведение выбранного персонажа. «Мы - пассажиры» Цели: Уточнить знания детей о том, что все мы бываем пассажирами; закрепить правила посадки в транспорт и высадки из него. Материал: Картинки с дорожными ситуациями. Ход игры: Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на них нарисовано, объясняя, как надо поступать в той или иной ситуации.


«Дорожная азбука» Цель: Закреплять знание дорожных знаков, умение правильно ориентироваться в них, классифицировать по видам: запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные. Материал: Карточки с дорожными ситуациями, дорожные знаки. Ход игры: Дети выбирают себе карточки, у ведущего дорожные знаки, он по очереди показывает знаки, тот, у кого оказывается нужная карточка, берет знак и обосновывает свой выбор. «Светофор и регулировщик» Цели: Уточнить знания детей о работе сотрудников ГИБДД (регулировщика); объяснить значение его жестов; учить детей соотносить жесты регулировщика с цветом светофора. Материал: Регулировщик, палочка регулировщика, знаки светофора. Ход игры: После объяснения воспитателя дети по очереди выступают в роли регулировщика, показывая его жесты, остальные в зависимости от положения «регулировщика» показывают нужный сигнал светофора.


«Дорожные знаки» Цели: Закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки; познакомить с новыми понятиями: «железнодорожный поезд без шлагбаума», «островок безопасности». Материал: Дорожные знаки Ход игры: Зачитать детям стихотворение о каком-либо дорожном знаке, кто отгадает, получает этот знак. Побеждает ребенок, набравший знаков больше других. «Знай и выполняй правила уличного движения» Цель: Закрепить с детьми правила уличного движения; повторить значения светофора. Материал: Иллюстрации улиц города. Ход игры: Детям загадывается загадка про светофор, проводиться обсуждение значения цветов светофора, разбор ситуаций на дороге и правильное поведение персонажей.


«Правила поведения» Цели: Закрепить с детьми правила поведения; обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, на улице; научить необходимым мерам предосторожности. Материал: Разрезные картинки. Ход игры: На доске картинки, на которых изображены люди в различных ситуациях. Воспитатель предлагает детям рассмотреть их. Дети рассматривают эти картинки, выбирают любую и рассказывают, вспоминая правила дорожного движения, чего нельзя делать и как надо поступать. «Пешеходы и транспорт» Цель: Закрепить с детьми правила дорожного движения, правила безопасного поведения на улицах. Материал: Кубик, игровое поле, фишки. Ход игры: На игровом поле изображена дорога, по которой с помощью фишек двигаются играющие, у них на пути препятствия в виде знаков. Попадая на эти препятствия, играющий возвращается назад. Попав на «пешеходный переход», игрок по красной стрелке продвигается вперед. Побеждает тот, кто первым достигнет финиша.


«Большая прогулка» Цель: Познакомить детей с дорожными знаками, необходимыми для автомобилиста. Материал: Игровое поле, фишки, дорожные знаки. Ход игры: Дети на фишках-автомобилях проезжают по улицам города, соблюдая правила дорожного движения, собирают фотографии друзей и возвращаются к себе домой. Кто первый вернется, нарушив меньше правил, тот и выиграл. «Соблюдай правила дорожного движения» Цели: Научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения, воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу. Материал: Игровое полотно, дорожные знаки, машинки, фигурки людей. Ход игры: Дети выбирают себе машинки и фигурки людей, ориентируясь по нарисованной ситуации, проводят своих персонажей по игровому полю.


«Говорящие дорожные знаки» Цель: Научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения, быть внимательными друг к другу. Материал: Каждое игровое поле – рисунок разветвленной системы дорог с дорожными знаками. Машины, игровые персонажи. Ход игры: Перед каждым ребенком поле, каждому задание: проехав по полю, соблюдая все правила, не пропустив ни одного знака, доехать до названного пункта. «Разрезные знаки» Цели: Развивать умение различать дорожные знаки; закрепить название дорожных знаков; развивать у детей логическое мышление, глазомер. Материал: Разрезные знаки; образцы знаков. Ход игры: Ребенку сначала предлагают вспомнить, какие знаки дорожного движения он знает, а затем по образцу просят собрать разрезные знаки. Если ребенок легко справляется, то ему предлагают собрать знаки по памяти.


«Подбери знак» Цели: Учить детей сравнивать дорожные знаки по значению; развивать у детей наблюдательность. Материал: Карточки, на которых изображены образцы знаков, отличающихся по форме, цвету; дорожные знаки различного значения и вида. Ход игры: Пред каждым ребенком лежит карточка, на которой изображен образец знака, ребенку необходимо подобрать к образцу другие знаки, соответствующие по форме, цвету, затем необходимо объяснить значение знаков на карточке. «Я грамотный пешеход» Цели: Учить детей анализировать ситуации на дороге; закреплять у детей навыки безопасного поведения на улицах города; развивать мышление, внимание, наблюдательность. Материал: Два набора карточек с ситуациями, дорожные знаки. Ход игры: Ребенку предлагается вначале рассмотреть опасные ситуации, которые могут случиться на дороге; если ребенок отвечает правильно, то ему предлагается самостоятельно найти нужный знак в соответствии с ситуацией на карточке.


«Дорожное лото» Цель: Закрепить у детей знания о правилах дорожного движения; учить находить нужные дорожные знаки в зависимости от ситуации на дороге; развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность. Материал: Карточки с ситуациями на дороге, дорожные знаки. Ход игры: Каждому ребенку дается карточка, на которой изображена дорожная ситуация, детям предлагается найти нужный знак, соответствующий ситуации на дороге. «Найди нужный знак» Цели: Закрепить у детей знание дорожной азбуки; учить узнавать знаки дорожного движения, необходимые для безопасности пешехода на дороге. Материал: Картонный лист, на котором в углу изображены машина, а в другом человек; дорожные знаки на липучках. Ход игры: Ребенку предлагается поле, на котором, в углах изображены машины, а в другом человек; ребенку необходимо из предложенных знаков выбрать нужные для водителя и для человека.