Географическое положение. Средняя европа

Территория — 9,4 млн. км

Население — 263,2 млн. человек (1995 г.)

Столица — Вашингтон

Географическое положение, общий обзор

США — наиболее экономически развитое государство Запада. По площади США превосходят всю Европу, но уступают России. Страна состоит из 50 штатов и федерального округа Колумбия. 48 штатов расположены в южной половине североамериканского континента и омываются водами Атлантики и Тихого океана. Штат Аляска занимает северозападную часть континента, на востоке граничит с Канадой. Гавайские острова — обособленный штат на одном из архипелагов Тихого океана.

Выход США к Атлантическому и Тихому океанам способствует, с одной стороны, транспортно-экономическим связям со многими странами, с другой, изолирует страну от очагов войн и напряженности в Европе и Азии.

Освоение территории США происходило с XVI века, когда здесь были основаны первые английские, голландские, шведские колонии (на атлантическом побережье) и испанские на тихоокеанском. Первоначально в состав США вошли 13 британских колоний. В

1776 г. была провозглашена их независимость и произошло отделение их от Англии. Современные очертания США приняли в 1959 г., когда в их состав официально вошли штаты Аляска и Гавайи, бывшие до этого колониями.

В настоящее время США — федеративная республика.

Глава государства — президент. Законодательная власть принадлежит конгрессу. В стране действует конституция, принятая в 1787 г.

Природные условия и ресурсы США

Значительная часть территории страны по природным условиям благоприятна для жизни и экономической деятельности. США отличаются разнообразием и богатством природных ресурсов. Территория страны делится на гористую и преимущественно засушливую западную часть и равнинную, достаточно увлажненную, восточную.

США выделяются богатыми и разнообразными полезными ископаемыми. Особенно велики топливно-энергетические ресурсы. Имеются также крупные запасы руд черных и цветных металлов, горно-химического сырья.

Угленосные районы занимают 1/10 территории страны. Запасы угля — 1,6 трлн. т. США богаты нефтью и природным газом. По их добыче США занимают второе место в мире. Крупнейшие запасы нефти и газа находятся на Аляске, на юге страны и на Тихоокеанском побережье.

Основные ресурсы железной руды расположены в районе озера Верхнее; значительны ресурсы молибдена, вольфрама, драгоценных металлов в месторождениях горных штатов. По запасам свинца США входят в группу мировых лидеров. Свинцово-цинковые руды сконцентрированы в штатах Айдахо, Юта, Монтана, Миссури.

Несмотря на наличие богатой минерально-сырьевой базы, США вынуждены все же импортировать никель, марганец, кобальт, бокситы, олово, калийные соли.

Климатические условия США разнообразны. Большая часть территории лежит в зоне умеренного и субтропического климата, лишь юг Флориды — в тропическом. Аляска располагается в субарктическом и умеренном поясах, а Гавайи — в области морского тропического пояса. Континентальность климата возрастает в центральных и западных районах. В целом, климатические условия позволяют выращивать в США разнообразный состав культур как умеренного, так и субтропического пояса и способствуют распространению пастбищного скотоводства.

Обильные и разнообразные водные ресурсы распределяются территориально весьма неравномерно: 60 % стока приходится на восток страны. Здесь находится самая большая озерная система мира — Великие озера.

Главной речной системой страны является Миссисипи и ее притоки. Левые ее притоки обладают значительными гидроресурсами, а правые используются для орошения.

Население США

По численности населения США занимают 3 место в мире . Число жителей страны насчитывает до 270 млн. чел .

Огромную роль в формировании населения США сыграла иммиграция. До конца прошлого века это были в основном переселенцы из стран Западной Европы, позже — из аграрных стран Восточной Европы. В последние годы среди иммигрантов преобладают выходцы из стран Америки и Азии.

Среднегодовой — 16 %, — 9 %. Продолжительность жизни — 73 года для мужчин и 80 лет для женщин.

В современном населении США (в целом более 100 этносов) выделяются три главные этнические группы — американцы США, иммигрантские группы и аборигенные группы. В целом в США американцы европейского происхождения составляют 80 % жителей, негры — 12 %.

Различные этнические группы не имеют определенных территорий для проживания, однако отдельные части страны выделяются повышенной долей представителей некоторых групп, например, мексиканцев в юго-западных штатах и т.д.

По показателю средней плотности населения США отстают от многих экономически развитых стран (28 человек на 1 км). Но размещение населения по территории

очень неравномерно: почти 70 % жителей проживают на территории, занимающей 12 % площади. Особенно велики различия между приморскими (приозерными) и горными штатами: от 350 до 2 — 3 человек на 1 км 2 . Самые населенные штаты — Калифорния

(31,2 млн. человек, 1993 г.), Нью-Йорк (18,2 млн.), Техас (18,0 млн.), Флорида

(13,7 млн.). Ведущий из трех главных экономических районов США — Промышленный Север (почти 1/2 населения).

США — одна из наиболее урбанизированных стран мира (75 % — горожане). В США около 10 тыс. городов, 8 из них города-миллионеры. Как и во всех экономически развитых странах, в США широко распространен процесс субурбанизации.

Сельское население США живет преимущественно на отдельно расположенных фермах, но условия быта там почти не отличаются от городских.

Хозяйство США

США обладают могучим экономическим, научно-техни-ческим и военным потенциалом. Во многом страна определяет политику современного мира.

Современный ВНП страны не имеет себе равных. США являются крупнейшим в мире производителем промышленной и сельскохозяйственной продукции. По добыче нефти, природного газа, угля и выплавке стали страна входит в тройку мировых лидеров, а по производству электроэнергии, уровню развития химической промышленности, выплавке цветных металлов, производству автомобилей и самолетов, по уровню развития электроники, электротехники и аэрокосмической промышленности лидирует.

Отраслями международной специализации США являются электротехническая и электронная, авиакосмическая, военная, атомная промышленность и т.д.

Значительно сократилась в хозяйстве страны доля горнодобывающей промышленности, черной металлургии, текстильной и швейной отраслей. Возросла доля химической промышленности, машиностроения и металлообработки.

В целом под воздействием НТР в отраслевой структуре ВНП происходит сокращение удельного веса материального производства и возрастание непроизводственной сферы.

Энергетика

Основой энергетики США является ее хорошая обеспеченность энергоресурсами — углем, нефтью, природным газом. Кроме того, нефть и газ частично импортируются. По суммарной мощности электростанций и по производству электроэнергии (3215 млрд. кВт/ч, 1990 г.) США занимают первое место в мире. В структуре выработки электроэнергии преобладает ее производство на ТЭС, работающих на угле, газе, мазуте, — 70 %, остальное производят ГЭС и АЭС.

Черная металлургия

Как и в других экономически развитых странах, доля этой базовой отрасли сокращается как по числу занятых, так и по объему продукции.

Конкурентоспособность отрасли в США пытаются восстановить путем интенсификации производства, уменьшения его энерго и материалоемкостей. В связи с переориентацией отрасли на импортную высококачественную железную руду, наряду со старыми центрами и районами металлургии (например, в районе Великих озер), возник и развивается Приат- лантический металлургический район (Балтимор, Морисвилл).

Развитие отрасли идет по пути создания новых мини-заводов, ориентирующихся на потребителя.

Цветная металлургия

Цветная металлургия опирается на мощную энергетическую, и собственную и импортную, сырьевую базу. Основные районы размещения предприятий — Горные штаты, где находится большинство месторождений, Тихоокеанский северо-запад, Приатлантический район.

Машиностроение и металлообработка

Машиностроение и металлообработка — самая крупная отрасль американской промышленности. В ней занято 40 % населения и производится 40 % объема обрабатывающей промышленности. Машиностроение США сильно монополизировано.

Важнейшая отрасль — автомобилестроение, причем 75 % потребностей страны в автомобилях обеспечивают корпорации "Дженерал Моторс", "Форд Мотор" и "Крайслер". Автомобилестроение распространено в 20 штатах, но главный район — Приозерье, особенно штат Мичиган.

Авиационная промышленность часто именуется авиаракетно-космической. Крупнейшие монополии — "Боинг", "Юнайтед Тек-нолоджиз", "Макдонелл Дуглас". Центры имеются во многих штатах, но особо выделяются Тихоокеанские штаты и прежде всего Лос-Анджелес, Сиэтл.

Судостроение США сильно уступает по значимости другим отраслям машиностроения, не выдерживает конкуренции с другими странами мира. Основные предприятия сосредоточены на северо-востоке.

Электротехника и электронная промышленность выпускают продукцию как промышленного, так и бытового назначения. В области продукции бытового назначения США испытывают сильную конкуренцию со стороны иностранных (особенно японских) фирм.

В машиностроении очень ярко проявился процесс кооперирования промышленности и науки, возникли научно-промышленные территориальные комплексы, например, "Силиконовая Долина" в Калифорнии.

Химическая промышленность

США по размерам производства химической продукции являются одним из мировых лидеров. Несмотря на то, что отрасль представлена во многих десятках центров, повышенная концентрация ее в отдельных районах также очень характерна. Основные районы химической промышленности — штаты Севера, где химия связана с металлургией, автомобилестроением, текстильной промышленностью, сельским хозяйством (Нью-Йорк, Огайо, Пенсильвания, Мичиган).

Главный район нефтехимии США сложился в пределах нефте-газоносного бассейна Мексиканского залива.

Текстильная промышленность

В последнее время произошла "миграция" этой отрасли из североатлантических штатов в южноатлантические, ближе к районам более дешевой рабочей силы, районам производства хлопка и синтетического волокна, рынкам сбыта.

Пищевая промышленность

Пищевая промышленность США стоит в одном ряду с крупными отраслями и превосходит текстильную, швейную, обувную. Она опирается на развитое сельское хозяйство. Основные предприятия пищевой индустрии находятся на севере (мясоконсервные заводы), западе (переработка молока), в Калифорнии и Флориде (изготовление фруктовых и овощных консервов).

В США сложились несколько важных районов концентрации обрабатывающей промышленности: "Промышленный пояс" на севере (специализируется на металлургии, машиностроении, химической и других отраслях), район побережья Мексиканского залива "Галф" (получили развитие нефтехимия, нефтепереработка, машиностроение, пищевая, швейная промышленности и др.), в долине р. Теннеси (получили развитие энергоемкие отрасли химии, металлургии, военная промышленность), в Горных штатах (в основном представлены предприятия цветной металлургии), в Тихоокеанских штатах (размещены авиаракетные и радиоэлектронные предприятия, нефтехимия и др.)

Сельское хозяйство

Несмотря на то, что в этом секторе занято всего 3 % населения и его доля в ВВП страны — около 2 %, сельское хозяйство — очень важная отрасль для США. По размерам сельскохозяйственного производства США значительно превосходят любую другую страну мира. США первыми перешли к агробизнесу. Производительность труда в сфере агропромышленного комплекса растет даже быстрее, чем в промышленности. Многоотраслевое сельское хозяйство обеспечивает не только потребность страны, но и дает значительную продукцию для экспорта.

Основой для высокоразвитого сельского хозяйства послужили большие земельные и климатические ресурсы. Обрабатываемые земли, луга, пастбища занимают почти 1/2 основной территории США.

Профиль растениеводства в США прежде всего определяется зерновыми культурами (2/3 всех площадей). Главная продовольственная культура — пшеница, но кормовых культур собирают значительно больше. Важную роль играют масличные, волокнистые, сахароносные культуры, фрукты и овощи.

Животноводство США прежде всего определяет разведение крупного рогатого скота молочного и мясного направления, а также птицеводство.

На территории США сложились своего рода специализированные сельскохозяйственные районы — пшеничный, кукурузно-соевый, молочного хозяйства, хлопковый. Однако на месте бывшего "хлопкового" района возникли новые животноводческо-растениеводческие районы, где хлопководство развито наряду с зерновым хозяйством и животноводством, овощеводством и плодоводством.

Транспорт

Транспорт США занимает первое место в мире по большинству показателей. Сеть путей сообщения составляет около 1/3 мировой сети. На США приходится около 40 % мощности транспорта и около 30 % грузоподъемности транспорта капиталистического мира.

Большое значение транспорта в США определяется обширностью территории страны, особенностями расселения и процессом субурбанизации, а также взаиморасположением основных районов производства и потребления и т.д.

Практически одинаковое значение по грузообороту имеют в настоящее время все основные виды транспорта США (железнодорожный — 27 %, автомобильный — 24 %, водный — 27 %, трубопроводный — 21 %). Причем растет доля автомобильного, трубопроводного, а также воздушного видов транспорта.

Каркас транспортной сети США образуют трансконтинентальные магистрали, протягивающиеся от Атлантического до Тихого океана и от канадской до мексиканской границы. На него как бы накладывается сеть внутренних водных путей. В местах пересечения сухопутных и водных магистралей и воздушных линий образовались крупные транспортные узлы.

Внешнеэкономические отношения США

США играют очень заметную роль в мировой торговле. Но, хотя по объему внешнеторгового оборота страна превосходит все другие экономически развитые страны, зависимость экономики США от внешней торговли меньше, чем в Европе.

Доля экспорта в ВВП США — около 10 %, а в европейских странах — 20 — 30 %. США имеют огромный внутренний рынок. Велика экспортность хозяйства в прибрежных и приграничных штатах США. Во внешней торговле США велика роль соседей: Канады, Мексики, а также Японии (на них проходится 40 % внешнеторгового оборота).

В среднем на экспорт идет около 15 % промышленной продукции США. Гораздо большую роль играет экспорт в сельскохозяйственном производстве.

Внутренние различия

На макроуровне с 1980-х гг. американская статистика стала выделять четыре макрорайона, различающихся по историко-культурным особенностям и по характеру современного социально-экономического развития.

  1. Северо-Восток. Это самый маленький из макрорайонов, но его выгодное экономико- географическое положение, богатство углем, особенности колонизации превратили его в "мастерскую нации", хотя его значение во второй половине XX в. несколько уменьшается.
  2. Средний Запад. Это район крупной промышленности и сельского хозяйства, богатый углем, железной рудой и имеющий исключительно благоприятные агроклиматические условия. Он дает около 1/2 сельскохозяйственной продукции.
  3. Юг. Долгое время развивался медленно, чему способствовало рабовладельческое плантационное хозяйство и аграрно-сырьевой профиль хозяйства. Но сейчас регион занял первое место в стране по добыче угля, нефти, природного газа, фосфоритов, по выпуску тканей. Но уровень развития отдельных штатов Юга неодинаков.
  4. Запад — самый молодой и динамичный макрорайон США, самый большой. Контрасты в его пределах выражены особенно сильно. В состав Запада входят Аляска — главный ресурсный район нового освоения, Гавайи — острова ананасов и туризма. Дальний Запад — прерии Великих равнин, край ранчо и ковбоев. Горный Запад — край Скалистых гор и пустынь, Тихоокеанский Запад, в состав которого входит "золотой штат" Калифорния.

Положение любой точки на земном шаре может быть определено с помощью географических координат - для этого они и созданы. Но даже сами координаты различны: широта, хотя и весьма приблизительно, говорит о температурном режиме места (можно с уверенностью утверждать, что на 10-15° широты теплее, чем на 75-80°); но и на одной широте природные условия могут быть весьма различны. Долгота же сама по себе не несет никакой информации, если мы не знаем, что расположено вокруг рассматриваемого нами места, тем более, что для отсчета долготы в принципе можно принять в качестве начального любой меридиан. Поэтому понятие географического положения выходит далеко за пределы характеристики положения объекта по координатам.

Географическое положение - это положение любого географического объекта на земной

поверхности по отношению к другим объектам, с которыми он находится во взаимодействии. Географическое положение - важная характеристика объекта, так как в значительной мере дает представление о его природных и социально-экономических особенностях.

Чтобы определить географическое положение любого географического объекта, нужно, прежде всего, решить вопрос - для чего это делается?

Мы характеризуем географическое положение Москвы, чтобы определить, чем обусловлен климат города. В этом случае важно, прежде всего, то, на какой широте расположена Москва. 56° широты - это умеренный пояс освещенности, почти на всем земном шаре также умеренные тепловой и климатический пояса. На этих широтах преобладают западные ветры. Город находится посреди обширной равнины на довольно большом (1000-1500 км) расстоянии от морей, но равнина открыта ветрам всех направлений - преобладающим западным, влажным, со стороны сравнительно теплого Атлантического океана, холодным северным, со стороны Северного Ледовитого океана, менее частым, сухим из Средней Азии. Положение Москвы среди большого массива суши делает климат континентальным, но свободный доступ воздуха с Атлантики эту континентальность смягчает.

Чтобы охарактеризовать географическое положение Москвы как столицы России, крупного промышленного и культурного центра, нужно также обратить внимание на ее положение в центре равнины, но здесь на первое место выходит гидрографическая сеть - судоходные реки и места, где в старину можно было волоком переправиться из одного речного бассейна в другой. Благоприятным было в старину и положение в лесной зоне, менее доступное для кочевников с юга, чем, например, у Киева. Москва стала центром, вокруг которого сформировалось Русское государство в конце ордынского владычества и после его свержения. Дороги соединили Москву со многими городами, Москва стала крупным транспортным узлом. В дальнейшем уже сама дорожная сеть стала важным фактором географического положения, способствовавшим развитию города. Она особенно важна потому, что вблизи города нет существенных сырьевых и энергетических природных ресурсов, многое приходится доставлять из дальних мест.

В первом случае мы рассмотрели физико-географическое положение города (при этом с узкой целью - только для объяснения его климата), во втором - экономико-географическое.

Экономико-географическое положение (ЭГП) - это все пространственные отношения предприятия, населенного пункта, района, страны, группы стран к внешним объектам, имеющим для них экономическое значение. ЭГП любого объекта может оцениваться как благоприятное, способствующее экономическому развитию объекта, и неблагоприятное - препятствующее ему. ЭГП - понятие историческое, в ходе изменения самого экономического объекта и объектов, связанных с ним, оно может стать более благоприятным, чем было раньше, или менее благоприятным.

ЭГП города может улучшиться, если к нему провели дорогу; оно может ухудшиться, если проводят дорогу в обход этого города, и пути, ранее проходившие через него, теперь идут стороной.

ЭГП улучшится, если возле города открыли месторождение полезного ископаемого, ухудшится, если всё месторождение выработали, а никаких других существенных производств в городе нет.

ЭГП страны может ухудшиться, если ее границу, через которую прежде был свободный проход, по каким-то политическим причинам закрывают.

Рассмотрим в качестве примеров экономико-географичсекое положение нескольких государств и городов.

Великобритания , островное государство в Западной Европе. Страна расположена на острове Великобритания и занимает также север острова Ирландия, поэтому полное название государства – Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Остров Великобритания отделен от континентальной Европы проливом Ла-Манш, имеющим в самой узкой части (пролив Па-де-Кале) ширину 32 км. Близость к континенту вначале была причиной того, что сюда распространились римские завоевания (I в. до н.э), а затем завоевания норманнов (1066 г.). Но затем, с укреплением государства, островное положение стало выгодным: с XI в. ни одна попытка иностранного вторжения на территорию Великобритании не была успешной. В то же время, обладая множеством хороших естественных гаваней, Великобритания стала мореходной державой, имеет мощный флот, вела и ведет морскую торговлю со всем миром. Британский военный флот долгое время считался лучшим в мире. Островное положение помогает стране сохранять известную самобытность даже в условиях глобализации, в то же время небольшое расстояние, отделяющее ее от континентальной Европы позволяет поддерживать с ней очень тесные связи; сейчас под проливом Па-де-Кале между Великобританией и Францией создан тоннель, по нему проходит сухопутный транспорт.

Панама , государство в Центральной Америке, в самой узкой части перешейка, соединяющего Северную Америку с Южной. Казалось бы, положение очень выгодное: контроль над перешейком, контролирующим связь между материками. Но горный рельеф Центральной Америки и густая тропическая растительность препятствовали развитию здесь наземного транспорта, и никакого контроля над ним не получилось. Более важным для Панамы оказалось не то, какие географические объекты соединяет Панамский перешеек, на котором она расположена, а то, какие объекты он разделяет, - Тихий и Атлантический океаны. В 1914 г. был построен, а в 1920 г. официально открыт Панамский канал длиной несколько более 80 км, соединивший Карибское море Атлантического океана с Тихим океаном. Таким образом, Панама стала контролировать не еле заметный грузопоток по суше между континентами, а весьма мощный - между океанами, так как путь по каналу намного короче пути в обход Южной Америки с юга, и ЭГП Панамы сразу значительно улучшилось.

Сингапур , город-государство в Юго-Восточной Азии, близ крайней южной точки материка Евразии. Сингапур находится на одноименном острове близ южного окончания полуострова Малакка. Большинство судов на пути из Индийского океана в Тихий проходит по Малаккскому проливу (между о. Суматра и п-овом Малакка) и огибает Малакку с юга, так что миновать Сингапур очень трудно. Поэтому ЭГП острова и города следует считать исключительно выгодным. Почти вся торговля между Европой, Индией, странами Персидского залива, некоторыми странами Африки, с одной стороны, и Китаем, Японией, Южной Кореей, Дальним Востоком России, с другой, проходит этим путем. Поэтому Сингапур за последние десятилетия вышел на первое место среди портов всего мира по грузообороту. От материка Сингапур отделен узким проливом, через который переброшены мосты, так что возможна хорошая наземная связь с континентальной частью Малайзии и с Таиландом, но сухопутные связи Сингапура с другими материковыми странами невелики, так как дорожная сеть в Мьянме, Лаосе и Камбодже плохая.

Хабаровск, Владивосток, Магадан - в чем сходно и в чем различно их экономико-географическое положение? Все три города находятся на Дальнем Востоке России. Все три города - центры субъектов Российской Федерации (Владивосток и Хабаровск - краевые центры, Магадан - областной). Владивосток и Магадан - морские порты: Владивосток на Японском море, Магадан на Охотском.

Владивосток значительно (на 17° широты) южнее, поэтому может использоваться круглый год. Преимущество Владивостока состоит и в том, что к нему подходит железная дорога - он является конечным пунктом Транссибирской железнодорожной магистрали. Окружающие Владивосток населенные пункты неплохо обеспечены наземным транспортом, а также расположены в пределах района с природными условиями, благоприятными для сельского хозяйства, а потому не нуждаются в том, чтобы морской порт их обслуживал. Владивосток в связи с этим ориентирован на внешнюю торговлю - экспорт и импорт.

Магаданская область имеет транспортную связь с остальной территорией России практически только через свой областной центр и в такой связи очень нуждается, потому что обеспечить себя продовольственными и многими другими ресурсами не может. Железных дорог в области нет, но от Магадана идет автомобильная дорога (Колымский тракт), на которой или вблизи которой расположено большинство населенных пунктов области. Поэтому Магаданский порт обслуживает, в основном, свою область, обеспечивая ее всем привозимым из других регионов России. Правда, от Колымского тракта идет автомобильная дорога на Якутск, но до самого Якутска железная дорога не доходит, поэтому возить что-либо в Магаданскую область через Якутск нет никакого резона.

Хабаровск, в отличие от Владивостока и Магадана, не стоит на морском побережье и, следовательно, морским портом не является. Он расположен на пересечении Транссибирской железнодорожной магистрали и большой реки Амур близ впадения в него Уссури. Хабаровск – важный речной порт, а фактически и железнодорожный узел: не в самом городе, но всего в 50 километрах от него от Транссиба отходит линия на Комсомольск-на-Амуре – Ванино –Советскую Гавань. Все это делает транспортное положение Хабаровска очень выгодным, так как Комсомольск - конечный пункт Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, а Ванино и Советская Гавань - морские порты.

В военном отношении Владивосток и Хабаровск более уязвимы, так как находятся близ государственной границы, Магадан же - на Охотском море, берега которого полностью контролируются Россией.

Средний Запад - такое название часто можно услышать во многих фильмах и книгах. Действительно, это место обладает особым шармом и очарованием. На самом деле, это довольно крупный регион, который может похвастаться большими достижениями. Они проявляются в научной и культурной жизни, а также в промышленности и экономике. Средний Запад США также занимает и выгодное географическое положение. В статье будут рассмотрены особенности этого региона, его состав, промышленность, население и многое другое.

Средний Запад США - общие сведения

Америка, как и многие другие страны, делится на несколько регионов. Всего их насчитывается 4, однако мы будем говорить об одном из них - Среднем Западе. Стоит отдельно поговорить и о его составе. Он подразделяется на 2 крупных части. Одна из них носит название Регион Великих Озер, вторая называется Регион Великих Равнин. Первый регион включает в свой состав 5 штатов: Огайо, Индиану, Висконсин, Иллинойс, Мичиган. Второй состоит из 7 штатов - Миссури, Северной и Айовы, Миннесоты, Канзаса и Небраски.

Характеристика Среднего Запада США включает множество различных фактов. Например, этот регион добился отличных успехов в области занятости населения. Здесь зафиксировано наименьшее число безработных во всей стране. Также в районе активно развивается такая важная отрасль, как сельское хозяйство. Если говорить о промышленности, то здесь тоже есть чем похвастаться. В этих местах находятся самые крупные производственные центры страны. Среди них можно особо отметить Чикаго, Детройт и некоторые другие.

Средний Запад США является также крупным транспортным узлом. Здесь пересекается множество важных путей, по которым движутся поставки товаров и грузоперевозки.

Экономико-географическое положение региона

Итак, мы узнали, что есть на Среднем Западе и какую роль он играет в жизни всей страны. Наверное, многих заинтересовал вопрос о том, почему же этот регион настолько развит? Существует довольно простое объяснение. В районе есть множество благоприятных факторов, которые способствовали такому росту. Стоит подробнее рассказать о том, почему лидирующие позиции в сфере экономики и промышленности занимает Средний Запад США. этого региона по-настоящему способствовало его становлению. Это проявляется в нескольких направлениях. Во-первых, и климат способствуют развитию сельского хозяйства здесь, позволяя получать богатые урожаи. Помимо этого, местная почва необычайно плодородна. Благоприятны такие условия и для животноводства. Во-вторых, в регионе сосредоточены огромные запасы природных ископаемых ресурсов. Здесь в больших объемах добывают железную руду и уголь.

Конечно же, такие выгодные условия дают свои плоды. Среди особых достижений можно отметить, что Средний Запад США снабжает всю страну продуктами молочной отрасли - маслом, сыром и молоком.

Население

Конечно же, нельзя не сказать и о жителях этого региона. Он был заселен относительно давно, в XIX веке. Сейчас здесь проживает около 67 млн человек - такой значительной цифрой может похвастаться Средний Запад США. Население региона составляет порядка 22% от всего населения страны.

Здесь, как и везде, есть свои лидеры по количеству жителей. Например, штат Иллинойс может похвастаться действительно большим числом жителей - более 12 млн человек. Он занимает 5-е место во всей стране.

На втором месте в регионе находится другой штат - Огайо. Здесь количество жителей составляет около 11,5 млн человек. В рейтинге всех штатов страны он находится на 7-м месте.

Таким образом, мы познакомились с населением Среднего Запада. Из приведенных данных видно, что регион довольно велик, а также здесь проживает действительно большое число людей.

Климат и природа

Один раз мы уже затронули вопрос о климатических условиях. О том, что они благоприятны для сельского хозяйства, уже было сказано. Однако стоит поговорить о них более подробно.

Регион лежит в зонах влажного континентального климата (теплого и жаркого). Обычно здесь бывают жаркое лето и прохладная зима. Самые теплые месяцы в этом районе - июль и август. Средняя температура июля составляет около +22... +25 0 С. В январе же средняя температура держится обычно на уровне -4,5 0 С. Однако, как и везде, здесь бывают значительные отклонения от средних значений.

Если говорить о природе Среднего Запада, то она поражает своей необычностью и красотой. Неслучайно эти места носят название Край Великих Озер. Здесь находится целая система озер с пресной водой. Всего насчитывается 5 водоемов. Это крупнейшая в мире подобная система. Все озера связаны реками, что способствует судоходству и рыболовству в этих местах.

Также иногда эти места называют и Краем Такое название связно с тем, что здесь находится большое плато.

Промышленность

Итак, мы поговорили о населении, природе и климате такого интересного региона, как Средний Запад США. Промышленность этого района также интересна для рассмотрения. Например, штат Иллинойс является крупным центром, где добывают уголь. Месторождения, которые находятся здесь, известны с середины XIX века. Сейчас, по оценкам специалистов, здесь содержится запас в 211 млрд тонн угля.

Также в этом регионе идет активная переработка нефти. Помимо этого, здесь ведется и ее добыча. Необходимо отметить и энергетическую отрасль на Среднем Западе. Считается, что здесь она появилась именно в штате Иллинойс. Сейчас в этом месте функционируют 6 атомных электростанций, на каждой из которых работают 2 реактора.

В регионе развито и автомобилестроение. Центром этой промышленности стал Именно здесь расположены крупнейшие заводы - «Крайслер», «Форд» и «Дженерал Моторс». Также здесь функционируют военная промышленность и производство мебели.

Особенно стоит отметить сельское хозяйство, поскольку регион отличается разнообразием производимых и поставляемых продуктов.

Крупные штаты, входящие в регион

Теперь, когда мы поговорили об экономике, промышленности и природе, обязательно нужно уделить внимание составу региона. Многими территориальными единицами может похвастаться такой район, как Средний Запад США. Штаты, входящие в него, заслуживают отдельного рассказа.

Самый развитый из них - Иллинойс. О его экономике и производстве мы уже поговорили. Однако это не все, что можно о нем сказать. Особенно интересен тот факт, что Иллинойс является самым крупным транспортным узлом всей страны.

Другой, не отстающий от Иллинойса штат - это Мичиган. Он, как уже говорилось, известен за счет автомобильной промышленности.

Можно также отметить штат Огайо. Большая его часть находится на равнинной местности, поэтому он замечательно приспособлен для ведения успешной сельскохозяйственной деятельности. Помимо этого, в штате функционирует автомобильная и авиакосмическая промышленность.

Самые большие города

Итак, мы познакомились с некоторыми штатами региона. Стоит поговорить отдельно и о крупнейших городах, расположенных здесь. Особенно из всех городов Среднего Запада выделяется Чикаго. Он находится на 3-м месте по количеству жителей (после таких мегаполисов, как Нью-Йорк и Лос-Анджелес) и считается крупным деловым центром страны. Также этот город является культурным, экономическим и транспортным центром всего региона.

На втором месте находится Детройт. Его население составляет около 681 тыс. человек. Город был основан в начале XVIII века. Сейчас он является крупнейшим центром автомобильной промышленности, здесь расположено несколько заводов, известных на весь мир. Город находится на границе с соседней страной - Канадой, что делает его важным транспортным узлом.

Ресурсы региона

Таким образом, мы познакомились с запасами различных полезных ископаемых в этом районе. Средний Запад США богат ресурсами, что заметно повлияло на его становление в качестве крупного промышленного центра страны.

Длительная денудация превратила палеозойские образования в систему пенепленов. Вертикальные движения альпийского возраста сформировали тектонические разломы и подняли древний пенеплен на различную высоту. Сильное влияние оледенений (особенно рисского) — и формы рельефа, фьорды на западе . Западное побережье отличается от восточного, на востоке система невысоких, иногда выровненных уступов, полого спускающихся к морю.

На высоте 600-1500 м на севере и 800-1900 м на юге монодоми-нантные ельники. по запасам древесины занимает третье место в Европе (после и ).

Субальпийский пояс на 1300-2200 м из горной сосны, рододендрона, брусники, голубики.

В отличие от Альп слабо распространены и беднее по видовому составу. В горах медведи, кабан, волк, рысь, дикий козел. Много птиц.

Дунайские равнины — результат неогеновых погружении. Среднедунайская равнина на месте срединного Паннонского массива. Нижнедунайская — Валахского предгорного прогиба.

Опускания сопровождались трансгрессиями моря, накоплением осадочных толщ. В четвертичное время — отложения лесса, которые во многих местах перекрыты молодыми аллювиальными наносами. Широкое распространение на равнинах песчаных отложений. Среднедунайская равнина (Альфельд) между Дунаем на западе и Карпатами на востоке, пересечена Тисой. Большая часть равнины покрыта лессовидными суглинками с плодородными черноземными почвами. На северо-западе расположена Малая Венгерская низменность (Кишальфельд), приуроченная к Братиславской котловине. Дренируется Дунаем и его притоками Рабой и Вагом. Самая высокая часть равнины — Дунантуль — междуречье Дуная и Дравы; здесь массив Баконь (до 704 м) из мезозойских известняков, туфа и лавы. Баконь — лесной остров среди безлесных венгерских равнин. Балатон самое большое озеро в Средней Европе находится в тектонической котловине на юге Бакони, выходы источников. Нижнедунайская равнина вытянута с запада на восток на 560 км при ширине 40-120 км, пересечена притоками Дуная и наклонена к югу.

Различают более возвышенную, холмистую западную часть — Олтению и пониженную восточную — Мунтению. В дельте Дуная — Балте крупные рукава (гирла): Килийское, Сулинское, Георгиевское. Ежегодно выдвигается в море на 3 м; камышово-тростниковая растительность, много птиц, заповедник. На востоке равнина переходит в Добруджу — невысокое столовое поднятие (около 500 м). Климат равнины континентальный, летом средняя температура +20, 22°, зимой -2, -4°. Осадков 500-600 мм, максимум летом, 3-4 недели.

И его притоки. Снеговое и дождевое питание, кроме Дуная и Тисы не судоходны.

Равнины в зоне и степей. Культурные ландшафты. Раньше на Среднедунайской равнине были участки широколиственных лесов чередовавшихся с разнотравными степями. Небольшие лесные массивы сохранились в Дунантуле. Венгерские (пушты) с черноземными почвами распаханы.

На Нижнедунайской равнине были ковыльные степи (кымпия), на востоке сменявшиеся злаково-ковыльными на каштановых почвах. Сейчас оскудение почв и засоление, работы по укреплению песков.
Особые приметы: дугообразное строение Карпат и Стара-Планины следствие влияния жестких структур — на востоке Европейской платформы, на западе Паннонского срединного массива. В плиоцене погружение Паннонского массива, разломы, излияния лав, формирование вулканической зоны. В итоге — наибольшее развитие в Карпатах флишевой и вулканической литологических зон, известняковая и кристаллическая развиты слабо. Незначительное развитие альпийских форм рельефа, поэтому преобладают округлые вершины (планины) и пологие склоны. Нет современного оледенения. Ярко выраженные черты континентальности. Хорошо сохранившийся естественный растительный покров. По запасам леса Румыния занимает третье место (после Финляндии и Швеции) в Зарубежной Европе. Дунайские равнины в зоне лесостепей и степей, полностью распаханы.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях: Политико-географическое положение любой страны(можно США например или какой-нибудь другой) по плану: 1) Географическое положение. Уровень

экономического развития соседних стран. Принадлежность стран-соседей к экономическим и политическим объединениям, блокам.

2) Транспортно-географическое положение страны. Положение относительно мировых транспортных путей, рынков сырья и сбыта продукции.

3) Положение относительно "горячих точек" планеты. Участие в военных конфликтах на территории других стран мира.

4) Изменение ПГП во времени.

1.Из перечисленных субъектов Российской Федерации подчеркни относящиеся к Западной Сибири:

а). Кемеровская обл. б).Вологодская обл.; в).Карачаево-Черкесская р-ка; г).Р-ка Удмуртия; д). Алтайский край; е). Ямало-Ненецкий авт. окр; ж).Нижегородская обл.; з). Р-ка Алтай; и).Курганская обл.; к). Новосибирская обл; л).Тверская обл.; м). Омская обл; н).Республика Коми; о).Челябинская обл; п).Ростовская обл; р).Тульская обл; с). Тюменская обл.; т).Алтайский край; у).Ханты-Мансийский авт. окр; ф). Томская обл.; ч).Чукотский авт. окр.
2.Из предложенных утверждений выбери верные:
На Кавказе климат мягкий.
В Поволжье климат очень холодный.
Транспортная сеть наиболее хорошо развита на юге Западной Сибири.
Транспортная сеть наиболее хорошо развита на севере Западной Сибири.
На западе Россия граничит с Украиной.
Поволжье имеет выход в моря.
Западная Сибирь находится восточнее, чем Уральский экономический регион.
Калининградская обл. самая западная область в России.
В Северо-Западной России богатейшие запасы топливных полезных ископаемых.
Нефти на территории Западной Сибири нет.
На западе Дальний Восток граничит с Восточной Сибирью
Р-ка Якутия самый большой субъект Р.Ф.
В Корякском авт. округе одна из наименьших в России плотность населения.
3.Из предложенных вариантов составь характеристику экономико-географического положения Поволжья.
а).Климат довольно жесткий.
б).Транспортная сеть хорошо развита.
в).Транспортная сеть наиболее хорошо развита на западе.
г).Имеет выход к государственной границе с Украиной.
д).Имеет выход к Северному морскому пути.
е). Имеет выход к государственной границе с Казахстаном.
ж).На востоке граничит с Уралом.
з).Маленькая плотность населения.
и).Климат довольно мягкий.
к).На востоке граничит с Восточной Сибирью.
л).Граничит с Центральной Россией.
м).Является связующим звеном между Азиатской и Европейской Россией.
4. Крупные месторождения железной руды в России расположены
1) в Белгородской области и в Карелии 2) в Вологодской области и в Поволжье
3) на Дальнем Востоке 4) в республике Коми
5.Наибольшее количество гидроэлектростанций построено:
а).На Енисее; б).На Ангаре; в).На Волге; г).На Оби.
7.Какие из перечисленных национальностей проживают на территории Западной Сибири?
а).Удмурты; б).Чукчи; в).Долганы; г).Манси; д).Шорцы; е).Адыгейцы; ж).Саами; з).Кабардинцы; и).Алтайцы; к).Ненцы; л).Селькупы; м).Татары; н).Башкиры; о).Русские.
8.Из списка выбери города миллионеры Поволжья и Центральной России:
а).Москва; б).Новосибирск; в).Уфа; г).Омск; д).Самара; е).Нижний Новгород; ж).Челябинск; з).Екатеринбург; и).Казань; к).Ростов-на-Дону; л).Пермь.
9.Численность населения России в настоящее время (млн. чел.):
а).30,2; б).125,2; в).145,4; г).292,5.
10.В настоящее время естественное движение населения характеризуется:
а).Естественным приростом; б).Естественной убылью.
11. В России преобладает население:
а).Мужское; б).Женское.
13.Что такое топливно-энергетический комплекс?___________________
14.Эксплуатация каких электростанций очень проста и требует минимальных затрат труда?
а). Тепловых; б).Гидравлических; в).Атомных.
15.Какой вид транспорта является самым дорогим?
а).Авиационный; б).Железнодорожный; в).Автомобильный.
16. Определите регион России по его краткому описанию.
Этот край имеет выход к двум морям, по суше граничит с одной из зарубежных стран. Бóльшую часть территории занимает низменность, на юге расположены молодые высокие горы. Особенностью климата является непродолжительный холодный период года. Основное богатство края – агроклиматические и рекреационные ресурсы.

Характеристика политико-географического положения Чехии

1 Положение страны по отношению к другим странам. Уровень экономического развития соседних стран
2 Отношение к мировым транспортным путям, рынкам сырья и сбыта продукции
3 Положение по отношению к горячим точкам планеты
4 Современное политическое положение, внутренняя и внешняя политика (общая оценка)