Культура общения. Понятие общения и его составляющие

Для установления нормальных взаимоотношений между людьми большое значение имеет культура общения. Она предполагает:

  1. Умение разбираться в других людях и верно оценивать их характер, поступки, отношения.
  2. Правильно и в то же время достаточно эмоционально откликаться на поведение окружающих людей и их состояние.
  3. Обладать необходимыми «навыками» общения, уметь пользоваться ими в зависимости от «индивидуальных особенностей» тех, с кем общаешься.

Культура общения предполагает наличие определенных черт характера, таких, как уважение к людям, доброжелательность, искренность, терпимость и т. д. Хорошо сказал о терпимости датский поэт Пит Хейн:

Терпеть. И верить - все на свете
прекрасны - взрослые и дети,
коты, собаки и медведи,
и сослуживцы, и соседи.
Терпимость - Наш взаимный шанс,
ведь кто-то также терпит нас.

Культура общения предполагает также развитие таких особенных черт, как вежливость и тактичность.

Вежливость - черта характера, основное содержание которой составляет привычка к соблюдению определенных правил поведения в различных ситуациях человеческого общения, соблюдение приличий.

Тактичность предполагает не только знание и соблюдение приличий, но и чувство меры в отношениях между людьми, способность быстро и точно соотносить свое поведение с конкретной обстановкой.

Есть одна черта характера, проявления которой мы часто ожидаем от других, но гораздо реже демонстрируем сами,- это уступчивость. Правильное соотношение уступчивости и принципиальности- залог нормальных взаимоотношений.

Культура общения людей тесно связана с тем, насколько сформированы у них некоторые специфические умения, навыки общения.

К таким умениям можно отнести следующие. Прежде всего это способность человека изменять свои первые впечатления о другом при знакомстве с ним. В большинстве случаев эти первые впечатления возникают на основе довольно ограниченной информации-мы еще не знаем, каков наш новый знакомый «на самом деле», а только видим, как он выглядит. Поэтому внешность человека- физический облик, манера поведения, соответствие одежды, прически моде, специфические обороты речи - существенно влияет на характер нашего первого отношения к нему. По одежке встречают, по уму провожают. Однако умение перейти в оценке человека от «одежды» к «уму» свойственно далеко не всем.

Ученые, занимающиеся изучением проблем, связанных с восприятием и пониманием человека человеком, считают, что эталоны внешности, которые возникают в результате первых впечатлений, являются своеобразными «пусковыми механизмами» процесса интерпретации характера человека. В результате образуются так называемые «оценочные эталоны», или «оценочные стереотипы», т. е. определенный набор качеств, которые человек приписывает познаваемому человеку. Эти стереотипы, или эталоны, возникают под влиянием как собственного опыта человека, так и тех социальных норм, которые он усваивает при обучении, воспитании, воздействии средств массовой информации.

Очень большое влияние на восприятие и понимание человека человеком оказывает определенная установка. Это влияние отчетливо продемонстрировано в опытах, проведенных под руководством психолога А. А. Бодалева. Так, нескольким группам испытуемых показывали одни и те же фотографии неизвестных людей, ко с разной установкой, например фотография молодого человека в одних случаях сопровождалась установкой «герой», в других - «преступник». Испытуемые должны были дать «словесные портреты». О том, как повлияла установка, можно судить по следующим отрывкам из «словесных портретов» одной и той же фотографии:

«Человек опустившийся, очень озлобленный. Неопрятно одетый и непричесанный. Можно думать, что до того, как стать преступником, он был служащим или интеллигентом. Очень злой взгляд» (установка - преступник).

«Очень волевое лицо. Ничего не боящиеся глаза смотрят исподлобья. Губы сжаты, чувствуются душевная сила и стойкость. Выражение лица гордое» (установка - герой).

Для сравнения приведем отрывок из протокола человека, на которого установка, заданная в эксперименте, не оказала влияния: «Продолговатое, с крупными чертами лицо, застывшее в сильном напряжении, плотно, сжаты крупные выпяченные губы (особенно нижняя). Взгляд обращен вверх. Глаза светлые, округлые. Волосы рассыпаны по голове шапкой. Лицо обращено влево» (установка - преступник).

У каждого человека существуют различные по своему содержанию, объективности, обобщенности стереотипы, схематизированные, стандартные образы человека как представителя определенной социальной, профессиональной, национальной и прочих групп. Всем известен широко распространенный в прошлом образ ученого: рассеянного чудака, беспомощного в мелочах быта и т. п. И в настоящее время бытует много социальных стереотипов, которые искажают наше представление о характере, особенностях конкретного человека. Если в одних случаях они помогают общению (или, по крайней мере, не оказывают решающего влияния), то в других случаях могут существенно исказить представление о другом человеке, помешать верно понять и оценить его. По-видимому, стоит и сейчас прислушаться к мнению А. И. Герцена, который считал: «…Ничего в мире не может быть ограниченнее и бесчеловечнее, как оптовые суждения целых сословий - по надписи, по нравственному каталогу, по главному характеру цеха. Названия - страшная вещь».

Вообще следует сказать, что умение вступать в общение без предвзятости является существенной стороной культуры общения. М. Горький советовал: «Никогда не подходи к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего». В общении обычно проявляется характер отношения человека к другим людям. Людям подозрительным, недоброжелательным трудно бывает в обществе других. И, напротив, те, кто видит в людях (не абсолютно в каждом, разумеется) хорошее, даже иногда и малозаметное, имеют больше шансов рассчитывать на ответное положительное отношение. Кроме того, важно понять - относясь к человеку хорошо за то хорошее, что есть в нем, мы постепенно делаем его на самом деле лучше. Еще А. С. Макаренко завещал подходить даже к самому изломанному обстоятельствами человеку с «оптимистической гипотезой».

Культура общения предполагает, что человек не навязывает своих вкусов, привычек, предпочтений другому. У каждого из нас постепенно складываются свои убеждения о том, каким должен быть человек, какие качества, поступки мы считаем наиболее существенными. С этой точки зрения мы сознательно и неосознанно оцениваем не только себя, но и других людей. Одни из этих взглядов действительно принципиальны, соблюдать их в жизни и в отношениях с другими необходимо. Однако наиболее часто нарушения во взаимоотношениях даже близких людей появляются из-за того, что слишком большое значение придается малосущественным деталям: какой дорогой пойти, хороший или плохой фильм и т. п. Уважение к чужим привычкам должно формироваться с детства.

Для культуры общения. большое значение имеет, какой стиль отношений устанавливается между людьми: авторитарный, когда «власть» в общении принадлежит кому-то одному, или демократический, когда каждый имеет равные «права» в общении. В приятельских, товарищеских или дружеских парах (группах) отношения могут складываться по типу «лидер - ведомый». Как правило, лидер - это человек или более информированный, знающий, или более «умеющий» (инструментальный лидер), или имеющий большие организаторские способности. Во всех случаях -это более активный человек, принимающий на себя больше обязанностей или ответственности. Ведомый же - это человек, менее активный, но часто более эмоционально развитый, более чуткий и внимательный. Однако для авторитарного стиля характерно манипулирование со стороны лидера ведомыми, при демократическом же стиле каждый человек защищен в коллективе равными правами.

Некоторые ученые, характеризуя особенности межличностных отношений, вводят такое понятие, как «ритм общения» . Так, А. И. Титаренко считает, что потребность общения имеет свой ритм, свои перепады интенсивности: «Многие нравственные качества личности зависят от умения верно выразить этот ритм - свой и других людей, с которыми происходит общение. Назойливость и замкнутость, необщительность - как нравственно-психологические характеристики взаимоотношений людей - во многом зависят от ритма общения, в котором они находятся».

Для культуры общения большое значение имеет наличие у людей такого качества, как деликатность, которое глубже, чем просто воспитанность человека.

Учитель может разобрать с учащимися следующую моральную «задачу», предложенную в свое время А. П. Чеховым: «Предположим, в комнату, где сидит дружеская компания, входит женщина с заплаканными глазами. Как в этом случае поступит культурный человек?.. А как поступит не только культурный, но и деликатный человек?».

Для культуры общения имеет значение и определенный, соответствующий принятому в данном обществе способ выражения чувств благодарности, симпатии, соболезнования и т. п. Важно, конечно, сопереживать и сочувствовать другому, но не менее важно, чтобы этот другой мог догадаться о ваших чувствах.

Очень хорошо о настоящей, интеллигентной культуре общения сказал писатель М. Рощин:

Что такое культура общения? Это многоуровневое понятие, которое включает в себя большой спектр нормативных актов, приемов и механизмов, методов коммуникации и их правил, и тем самым влияет на качественную характеристику и уровень совершенства общения индивидуума.

Культура общения является также достаточно важным жизненным инструментом. Именно она позволяет субъекту не перемещать возникающие конфликтные настрои из профессионально-деятельной сферы жизни в личную эмоционально-волевую, что уже может прямо повлиять на межличностные отношения между участниками деятельности.

Культурность общения делает возможным понимание той или иной позиции оппонента индивидуума, снизить эмоциональное напряжение, ликвидировать неконтролируемый всплеск эмоций во взаимоотношениях в любой сфере жизни.

Речевая культура личности

Значительную роль в формировании и дальнейшем развитии человека как личности играет так называемая речевая культура личности. Отражением речевой культуры является язык и его система, поскольку именно в нем содержится и через него выражается реальная действительность и условия, что окружают индивидуумов, социальное и общественное сознание всех индивидуумов, культурные и национальные ценности, духовный уровень развития, традиции, мировоззрение.

Иными словами, язык – это практически хранилище всех культурных ценностей. Данную функцию она выполняет с помощью составляющих ее различных компонентов, таких как лексические и грамматические особенности, специфика устной и письменной манеры речи, фольклорные произведения вроде поговорок и пословиц.

Помимо этого, речь как таковая служит отображением развитости мыслительной деятельности, культурного и интеллектуального воспитания индивидуума. Также она представляет собой один из самых основных аспектов способности познать окружающую действительность, регуляции деятельности человека в социуме.

Более того, речь – это практически единственный, максимально оптимальный и эффективный вариант среди всех методов коммуникации, который для современного человечества является способом регуляции совместной целенаправленной деятельности. При чем это не зависит от того, в какой сфере жизни осуществляется данная деятельность.

Значимость понятия культуры общения для любого человека невозможно преувеличить. Именно благодаря ей осуществляется, в частности, познание различных профессиональных умений и навыков, происходит социальная адаптация в целом, культурное и всестороннее развитие, простейшее взаимодействие с другими людьми.

Способность индивидуумов к коммуникации являет собой не только важную эмоционально-психологическую и социальную связь, но также универсальный метод создания канала для обмена информацией разной степени важности. Результатом любой речевой деятельности субъекта принято считать текст, который и составляет выраженную информацию в устном или письменном виде.

Разумеется, эффективность выражения информации таким образом, а также возможность ее адекватного восприятия, зависит от ряда характеристик. К ним относят целостность текста, наличие определенной смысловой нагрузки, а также общая связность. Также большое значение имеет понятие о качестве речи индивидуума, которая играет большую роль в характеристике его речевой культуры.

Специалистами принято выделать культуру речи общественную, то есть общесоциальную, и сугубо индивидуальную. Что касается индивидуальной речи, то она является уникальной для каждого субъекта, а ее качество напрямую основывается на общем уровне эрудиции и развития данного человека в методах вербальной коммуникации. При этом индивидуальная речь одновременно является главным критерием выражения человеком его опыта и умений в рамках вербальной коммуникации.

Также стоит отметить, что индивидуальная речевая культура заимствует определенные положения из общесоциальной, перенимая часть некоторых штампов, феноменов, устоявшихся традиций. Вместе с тем индивидуальная культура речи в большей степени уникальна и разнообразна, в отличие от социальной. С данной позиции общественная вербальная культура рассматривается как своеобразная копилка. Она представляет собой отбор и хранение наилучших, то есть прижившихся в социуме, вербальных шаблонов, приемов, речевых оборотов и феноменов. Вместе с тем именно она содействует формированию понятия литературной классики и норм социального общения.

Таким образом, рассматривая общение посредством речи с точки зрения психологии, можно прийти к выводу, что оно является одной из множества психических форм человеческой деятельности. Коммуникация как таковая не является всего лишь взаимодействием между двумя личностями, ведь в ней также отображаются различные уникальные свойства психики каждого из участников общения, особенности их уникального темперамента, другие психотипические черты.

Более того, важно отметить тот факт, что личность любого человека получает мощный толчок к развитию исключительно в результате и взаимодействия с другими индивидуумами. Это подразумевает факт важности воспитания культуры речи. Данное воспитание заключается в грамотном овладении родным языком, обучение различным нормам, совершенствование культурных познаний и красноречия путем простого вербального контакта с людьми.

Воспитание культуры общения

Следует отметить, что в прогрессивном обществе воспитание культуры общения занимает одно из главенствующих положений в воспитании ребенка вообще, как в семье, так и в любой другой педагогической практике. В частности, именно грамотная культура воспитательного общения призвана сформировать у ребенка теорию и практику основ общей культуры коммуникации.

Не менее важно умение грамотно и правильно выстраивать свою речь со стороны родителей, поскольку именно их пример межличностной деятельности, взаимодействия с окружающими людьми, выстраивания личностной речи, позволит развить в ребенке те качества, благодаря которым можно будет привить ему определенные культурные ценности в общении.

Выделяют целый ряд различного рода приоритетов, целей и задач, которые стоят в основе воспитания и формирования культуры речи.

Все они рассматриваются с точки зрения актуальности выработки следующих важных для индивидуума качеств:

  • Общительность как уникальная и устойчивая черта характера человека. Его склонность к взаимодействию с другими субъектами, активному обмену информацией.
  • Достаточно высокий уровень сугубо личных отношений.
  • Высокий уровень развития взаимоотношений в той или иной группе людей.
  • Эффективный уровень развития совместной деятельности в любой сфере жизни, например, профессиональной.
  • Повышение уровня академической успеваемости, что также заключается в повышении активности деятельности в обществе.
  • Развитие адаптивных способностей к разного рода деятельности и переключения между ними, например, игровой, учебной, трудовой.

Таким образом, культура речи и ее воспитание – это достаточно глубокий и многоуровневый процесс. Он включает в себе развитие отношений во всех сферах жизнедеятельности индивидуума, удовлетворение потребности в совместной деятельности, что сопровождается постоянным обменом информацией, создание некоторой единой системы и концепции общения и обмена сообщениями, а также достаточно выраженное, непрерывное восприятие и постижение другого человека.

Наша жизнь наполнена общением. По мнению социологов, на общение в среднем у человека уходит до 70% времени. Мы общаемся дома, на работе, в университете, в клубе, кафе, транспорте, библиотеке и т.д. Мы общаемся с друзьями, с родственниками, знакомыми и незнакомыми людьми. Мы общаемся устно и письменно. Мы общаемся с помощью слов и без них. Получается, что наша жизнь без общения немыслима. Следовательно, роль общения в нашей жизни, и в общественной, и в профессиональной, и в частной, – огромна.

Общение – это реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально и протекающая преимущественно в виде речи (в ее словесной и несловесной составляющих).

Общение выполняет рядфункций в жизни человека:

1. Социальные функции:

– организация совместной деятельности;

– управление поведением и деятельностью.

2. Психологические функции:

– обеспечение психологического комфорта;

– удовлетворение потребности в общении.

По мнению Т.А. Ладыженской, общение отличается от коммуникации прежде всего характером взаимодействия, субъект-субъектными отношениями, ориентированными на диалог, а не на односторонний обмен информацией. Субъект-субъектные отношения подразумевают общение как необходимое; решение конкретных речевых задач в той или иной речевой ситуации выступает как вторичное по отношению к главной – установить, поддержать, улучшить взаимоотношения партнеров. Значима не результативность, а эффективность: важно достичь успеха не только в данной конкретной ситуации, но общаться так, чтобы всем речевым партнерам захотелось продолжить общение в дальнейшем. Такое понимание сущности и задач общения предполагает, что для достижения его эффективности необходимо предпринимать целенаправленные усилия, в том числе и духовного плана.

В определенной коммуникативной ситуации одна из целей общения является ведущей, конкретизируется в основную речевую интенцию, а другие могут рассматриваться как попутные, фоновые (по М.Р. Саввовой). Таким образом, составляющие коммуникативной ситуации аналогичны компонентам речевой ситуации (не случайно эти термины часто употребляются как синонимы или образуют одно сложное слово коммуникативно-речевая ситуация). На наш взгляд, основная особенность речевой ситуации - в интенции, направленной на достижение конкретного практического результата, в то время как ядром коммуникативной ситуации является коммуникативное намерение и практического, и духовного плана.

Речевое событие – это основная единица речевого общения (коммуникации).

Речевое событие – это некое законченное целое со своей формой, структурой, границами. Школьный урок – тоже речевое событие, как и, например, родительское собрание или классный час, конференция или заседание Думы.

Рассмотрим подробнее важнейшие составляющие речевого события.

Первая составляющая речевого события – это поток речевого поведения – «то, что можно записать на видеомагнитофон» (исследователи речевого поведения так и делают); он складывается из:

1) собственно слов – «того, что можно записать на бумаге» в виде диалога; это вербальное (словесное) поведение;

2) звучания речи (ее акустики): громкости, высоты тона голоса, размаха ее изменений (монотонная речь или, напротив, с заметными перепадами от высокого тона к низкому); быстроты (темпа) речи, длительности пауз; это акустическое поведение (1-е и 2-е можно записать на обычный магнитофон);

3) значимых движений лица и тела; это взгляд, мимика, жесты, поза; это жестово-мимическое поведение;

4) того, как партнеры, разговаривая друг с другом, используют пространство (насколько близко они стремятся находиться друг от друга); это пространственное поведение (3-е и 4-е можно фиксировать только с помощью видеомагнитофона).

Звучащее слово – живую речь, произносимую в процессе развертывания речевого события, – в современной лингвистике (и риторике) называют дискурсом.

Итак, первая важнейшая составляющая речевого события – это дискурс, сопровождающийся жестово-мимическим (и пространственным) поведением.

Вторая составляющая речевого события – условия и обстановка, в которой происходит речевое общение, и все те, кто в нем участвует. Это, так сказать, «сцена действия» и «действующие лица».

Совокупность элементов речевого события, включающая его участников, отношения между ними и обстоятельства, в которых происходит общение, называют речевой ситуацией.

Таким образом, речевое событие – это «дискурс плюс речевая ситуация».

Структура речевой ситуации:

участники, отношения, цели, обстоятельства

Анализируя и описывая речевые ситуации, принято главных участников их называть говорящим и слушающим (адресатом).

Характер речевой ситуации, а следовательно, и речевого события в целом определяется не только «действующими лицами», но и отношениями между ними и, главное, целями каждого главного участника общения.

Кто говорит, кому адресует речь, каковы отношения между участниками речевого события – это существенные элементы речевой ситуации.

Участник речевой ситуации как элемент ее структуры предстает перед нами в курсе риторики как носитель 1 – речевой роли; 2 – отношение к партнеру; 3 – речевых целей (намерений).

Речевой акт (речевой поступок) – это основная единица речевого поведения человека, реализующая одно речевое намерение говорящего и служащая для достижения определенного результата (по А.К. Михальской).

Коммуникативная цель – это стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт, заключается эта цель в том, чтобы адресат понял смысл сообщения и цели говорящего.

Коммуникативное намерение – тактический ход, являющийся практическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели.

Можно выделить следующиетипы коммуникативного намерения:

· проинформировать (описать, рассказать, отчитаться) – дать представление о предмете речи конкретно и беспристрастно;

· убедить склонить к своему мнению, использовав нужные аргументы и доказательства, апеллируя, в первую очередь, к разуму собеседника, к его жизненному опыту;

· внушить – обратиться не только к разуму, но и к чувствам собеседника (или аудитории), использовав и логические и эмоциональные средства воздействия на личность;

· побудить к действию – призвать, убедить собеседника в необходимости действия таким образом, чтобы ответной реакцией было непосредственное действие.

Коммуникативная стратегия – осознание ситуации в целом, определение направления развития и организация воздействия в интересах достижения цели общения.

С точки зрения стратегии общения, различают такие его разновидности:

1) открытое – закрытое общение;

2) монологическое – диалогическое общение;

3) ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»).

Открытое общение строится на основе желания и умения выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение – нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию.

Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях:

1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»;

2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно.

Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами).

Кроме того, можно описать несколько промежуточных вариантов речевого поведения. «Одностороннее выспрашивание» – полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» – человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».

Коммуникативная тактика – реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знанием правил общения.

Успешность речевого общенияэто осуществление коммуникативной цели инициатора (инициаторов) общения и достижение собеседниками согласия.

Выделяют несколько возможныхпричин коммуникативной неудачи :

а) стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

б) «предвзятые представления» – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

в) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

г) отсутствие внимания и интереса к собеседнику, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя (с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий);

д) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

е) неверный выбор стратегии и тактики общения;

ж) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.

Условия оптимального общения – это повышение собственной культуры, стремление к тому, чтобы быть высококультурным человеком, означает сочетание внешней и внутренней культур. Внешняя культура проявляется в том, что человек поступает по всем правилам только тогда, когда он на виду или когда об этом его поступке станет известно людям, перед которыми он играет роль культурного человека. Внутренняя культура состоит в том, что человек всегда поступает так, как того требуют моральные законы общества.

Особенности поведения людей в процессе общения, применение различных методов и приемов, использование речевых средств во многом определяются видами общения . Существуют различные подходы к классификации общения.

По цели общение бывает фатическими информативным.Для информативного общения основная цель всегда связана с информацией. В ходе такого общения сообщается или выслушивается (читается) что-то новое для данного адресата. Фатическое (неинформативное) общение нацелено не на передачу или прием информации, а на установление и поддержание речевого контакта с собеседником, на регулирование взаимоотношений, на удовлетворение потребности в общении: говорить, чтобы высказаться и встретить понимание.

По словесному выражению общение может быть вербальным и невербальным.

Вербальное общение – это общение словесное, т.е. на одном из естественных национальных языков. Невербальное общение – это общение несловесное, в котором системой знаков служит: в устной речи – сочетание позы, жестов, мимики, интонации, а в письменной – расположение текста, шрифта, схемы, таблицы, графики и т.д. Разделение словесной и несловесной сторон речи очень условно и возможно только для удобства описания, поскольку и вербальная, и невербальная стороны общения очень редко существуют друг без друга.

С точки зрения обстановки, сложившихся между собеседниками отношений и содержания выделяют бытовое (неофициальное) и деловое (официальное)общение, т. е. общение, связанное с нашей повседневной жизнью, с обиходом, и общение на работе, при исполнении служебных обязанностей, при решении производственных вопросов. Официальное – общение с соблюдением всех правил, формальностей, предусмотренных социальными ролями коммуникантов. Оно выстраивается в соответствии с определенными правилами делового этикета, целенаправленно и предполагает использование в речи клишированных, стереотипных компонентов, обеспечивающих точность передачи и адекватность восприятия информации. Неофициальное – частное, нерегламентированное, не имеющее официального статуса. Неофициальное общение отличается непринужденностью, незапланированностью, неформальным, как правило, дружеским характером взаимодействия партнеров, в котором преобладает разговорная речь. Бесспорно, эти виды общения взаимосвязаны друг с другом. Иногда между ними провести четкую грань невозможно.

Общение межличностное, групповое, публичное и массовое различаются по количеству участников . Общение 2 человек принято определять как межличностное общение. При небольшом количестве общающихся (3-10) их взаимодействие называют групповым , а если участвует 20-50 человек, в этом случае общение становится публичным даже в неофициальной обстановке. Массовое общение возникает, когда аудитория превышает 100 человек.

По положению коммуникантов в пространстве и времени выделяютконтактное и дистантное общение. Контактное общение происходит непосредственно: собеседники рядом – здесь, сейчас. Дистантное – собеседники находятся на расстоянии друг от друга (разговор по телефону – дистанция пространственная) или разделены дистанцией временной (обмен письмами). Ситуативность и гибкость сиюминутного речевого действия – отличительная черта контактного общения; дистантное общение отличается большей запрограммированностью и подготовленностью. Это относится прежде всего к письменным формам профессионального общения.

К этой видовой паре близко примыкает общение непосредственное / опосредованное, выделяющееся с точки зрения использования специальных средств . Опосредованное общение – это получение информации через различные опосредующие аппараты: радиоприемник, магнитофон, телевизор, компьютер. Следует отметить асимметричность информационной активности участников опосредованного общения. Опосредующий аппарат выполняет функцию отправителя информации (адресант), полученная адресатом информация не возвращается к отправителю, он не видит реакции получателя информации. При непосредственном общении используется только естественный речевой аппарат человека: голос, зрение, слух.

С точки зрения формы существования языка общение бывает устное и письменное. Для устного общения характеры словесные импровизации и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных предложений, повторы, незаконченность мысли), повторы, уточнения, пояснения. Огромную роль играет интонация, которая является важным средством формирования высказывания и его смысла. Письменное общение обычно обращена к отсутствующим. Тот, кто пишет, не видит своего собеседника, а может лишь его мысленно представить. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает. Пишущий имеет возможность совершенствовать свой текст, возвращаться к нему, исправлять его.

Монологическим и диалогическимназывают виды общения, различающиеся по постоянной / переменной коммуникативной роли я-говорящего и ты-слушающего. Диалог – это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами, монолог – это речь одного человека, не предполагающая обмена репликами с другими лицами.

Для оптимизации и регулирования общения, а иногда и для его осуществления необходимы такие нормы, соблюдение которых помогало бы преодолевать все барьеры общения. Эти нормы зависят от уровней общения. В.П. Третьякова и Ю.С. Крижанская выделяют три уровня общения:

1. Ритуальный – это уровень коммуникации, реализующий отношения «объект-объект», когда индивидуальность коммуникантами не проявляется, а контакт осуществляется на уровне процесса «принятия и играния ролей» или на уровне взаимодействия «масок». Маска – это совокупность знаков, подача которых обеспечивает «гладкое» и безопасное взаимодействие в человеческой группе (Р. Якобсон). Ритуальный уровень общения почти целиком регулируется речевым этикетом. Это уровень формального фатического общения.

2. Манипулятивный уровень общения предполагает взаимодействие, основанное на «субъектно-объектных» отношениях: один партнер рассматривает другого как средство или как помеху для достижения своей цели. О манипулятивном уровне говорят, когда для коммуникантов главное – достичь результата любой ценой. Очень часто партнер ощущается как соперник в игре. Цель такого общения – выигрыш, если не материальный, то психологический. Общий принцип манипулятивного общения заключается в скрытом воздействии на собеседника, в игнорировании его воли.

3. Дружеский уровень общения. Для этого уровня свойственно взаимодействие субъектов с большей долей фатического общения, поскольку главное в таком общении – понимание и принятие человека как личности. Дружеский уровень – это уровень, при котором можно не заботиться о «технике речепроизводства», т.е. идет глубинное понимание речи: не на уровне отдельных слов, а понимание на уровне всей личности. Для того чтобы общаться на этом уровне, нужно прежде все быть внимательными к партнерам, развивать умение общаться.

Культура общения совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих целенаправленное взаимодействие людей на основе адекватного выбора и использования средств общения, а также умение прогнозировать воздействие высказывания на собеседников, извлекать информацию в условиях устной и письменной коммуникации.

Культура общения предполагает соблюдение определенных правил, норм. Выделяют три вида норм общения – этические, коммуникативные и речевые. Это виды норм разного уровня.

Этические нормы – нормы, относящиеся в первую очередь к мотивам речи, к области культуры общения, – это доброжелательность, принятие партнеров по общению, соблюдение всех законов нравственности. Их можно условно отнести к нормам стратегического уровня – взаимоотношений с миром в целом и конкретным человеком в частности.

Коммуникативные нормы – нормы, которые сопутствуют всей ситуации общения во всех его фазах. Это нормы, связанные с обеспечением процесса общения и его регулированием для достижения поставленных целей общения. Это нормы, соединяющие в себе стратегические и тактические элементы, поскольку выбор ситуации общения, партнеров, предметов речи можно отнести к области стратегии, а конкретное воплощение плана речи и регулирование общения – к тактике.

Речевые нормы – это средства реализации и этических, и коммуникативных норм с помощью целенаправленного использования средств языка.

Для гармонизации общения, важно, чтобы собеседники отдавали себе отчёт в каждом из своих речевых поступков. Если речевые действия собеседников сознательны и преднамеренны, то они могут быть рассмотрены с позиций коммуникативного кодекса – сложной системы принципов, регулирующих речевое поведение обеих сторон в ходе коммуникативного акта и базирующихся на ряде постулатов корректного речевого поведения .

Постулаты общения – это закономерности общения, которыми бессознательно руководствуются все говорящие, независимо от языка общения. Обычно в качестве таких постулатов приводят принципы общения Г.П. Грайса и Дж.Н. Лича. Г.П. Грайсу принадлежит принцип кооперации : «Добивайся взаимопонимания с собеседником». Этот принцип конкретизируется в постулатах:

1) постулат информативности («Твое высказывание должно содержать не больше и не меньше информации, чем требуется»);

2) постулат ясности («Избегай непонятных выражений, неоднозначности, многословия, будь организован»);

3) постулат связности («Не отклоняйся от темы»);

4) постулат истинности или искренности («Не говори того, что считаешь ложным, и того, для чего у тебя нет достаточных оснований»).

Дж.Н. Лич описал принцип вежливости , представляющий собой совокупность ряда максим (правил):

1) максима такта («Соблюдай интересы другого, не нарушай границ его личной сферы»);

2) максима великодушия («Не затрудняй других обещаниями и пр.»);

3) максима одобрения («Не осуждай других»);

4) максима скромности («Не принимай похвалы в свой адрес»);

5) максима согласия («Избегай возражений, конфликтов»);

6) максима симпатии («Выражай доброжелательность»).

Нарушение постулатов общения часто приводит к коммуникативной неудаче. Преднамеренное нарушение постулатов общения служит одним из средств создания комического, на этих нарушениях часто строятся анекдоты, речевые игры.

Приведенные принципы проявляются в основном в процессе создания речи. Можно также выделить правила, эффективные при ее восприятии (правила слушания ):

· выяснение, уточнение (постановка вопросов: «Вы хотите сказать, что…?»),

· перефразирование (пересказ услышанного своими словами),

· резюмирование, краткое обобщение содержания речи партнера («Итак, Вы считаете…»)

· проговаривание чувств собеседника по отношению к сказанному (воспринятых невербально или понятых из подтекста): «Значит, Вы удивлены, что…?»;

· использование реплик – показателей внимания (да, ага и пр.);

· невербальное сопровождение слушания (взгляд, направленный на собеседника, кивание головой).

Таким образом, к условиям успешного общения можноотнести следующие:

1. Потребность в общении, коммуникативная заинтересованность.

2. Настроенность на мир собеседника.

3. Умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел (намерение) говорящего.

4. Соответствие стратегий и тактик речевого поведения собеседников, в основе которых лежит определенный уровень человеческих отношений и социального взаимодействия.

5. Учет внешних обстоятельств: присутствие посторонних, канал общения (телефонный разговор, сообщение на пейджер, записка, письмо, беседа с глазу на глаз), настроение, эмоциональный настрой, физиологическое состояние.

6. Способность говорящего варьировать способ языкового представления того или иного реального события (говорящий языковыми средствами всегда передает свое отношение к предмету речи, а также к адресату).

7. Знание говорящим норм этикетного речевого общения.

Дать определение понятию «общение» сложно. Проблема определения данного термина всегда оставалась актуальной, во второй половине XX века она еще более актуализировалась, и появились десятки определений понятия «общение».

«Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности» – так определяют общение психологи А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский.

Совместная деятельность в общении протекает в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм, принятых в том или ином обществе. Как любая сфера жизнедеятельности людей, процесс общения регулируется определенными нормами и правилами. Известная русская пословица гласит: «По одежке встречают – по уму провожают». Эта народная мудрость недвусмысленно указывает на то, что одно из превалирующих мест в обществе занимает именно культура общения, которой, к сожалению, сегодня мало кто обладает, особенно молодое поколение.

В общении закреплено определенное отражение социальных норм, усвоенных индивидом в обществе посредством литературы, произведений искусства, средств массовой коммуникации, социальной среды, уровня образования.

На определение уровня культуры общения влияет ряд факторов:

– социальный статус;

– особенности партнера по общению;

– ситуация;

– национальные традиции.

Существуют общепризнанные принципы культуры общения :

Под этическим аспектом культуры общения, общепринятыми нормами общения понимается речевой этикет. К нему относятся речевые формулы обращения, приветствия, просьбы, вопросы, благодарности, поздравления, обращение на «ты» и «вы», выбор полного или сокращенного имени.

Особенностью русского языка является наличие в нем двух местоимений – «ты» и «вы». Выбор той или иной формы зависит от социального положения собеседников, характера их отношений, от официальности обстановки.

В официальной обстановке, когда в разговоре принимают участие несколько лиц, русский речевой этикет рекомендует даже с хорошо знакомыми людьми, с которыми установлены дружеские отношения, разговаривать на «вы».

Культура общения состоит из 3-х основных речевых формул:

1-й этап: начало общения.

Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства.

Этикет в данном случае предписывает следующие обращения:

– Разрешите с Вами познакомиться.

– Я хотел бы с Вами познакомиться.

– Позвольте с Вами познакомиться.

– Давайте познакомимся.

Встречи знакомых людей начинаются с приветствия. Первым приветствует:

– мужчина женщину;

– молодой человек более пожилого;

– человек, занимающий более низкую ступень в общественной иерархии, того, кто находится на более высокой ступени.

Наиболее часто употребляемые приветствия: «Здравствуйте», «Доброе утро» (принято говорить до 12.00), «Добрый день» (до 18.00), «Добрый вечер» (после 18.00).

Существуют также приветствия, которые подчеркивают радость общения, радость от встречи:

– Очень рад Вас видеть.

– Добро пожаловать.

2-й этап: основная часть общения. Он начинается после приветствия, когда завязывается разговор в зависимости от ситуации: торжественной, скорбной, рабочей, деловой и т.д.

Для каждой ситуации в процессе разговора этикетом предусмотрены определенные фразы, например:

Торжественные ситуации:

– Примите наши самые теплые (горячие) поздравления!

– Горячо поздравляем!

– Скорбные ситуации:

– Разрешите (позвольте) выразить Вам мои глубокие (искренние) соболезнования.

Большое значение имеют в общении комплименты. Когда вы произносите их, лучше быть корректным и ненавязчивым:

– Вы хорошо (превосходно, великолепно) выглядите.

– Вы так обаятельны.

– Вы отличный специалист.

Услышав комплимент в свой адрес, покажите, что вам это приятно и вы цените доброе к себе отношение. Не следует кокетничать и оспаривать похвалу, к чему бы она ни относилась.

Поток неловких любезностей в вашу сторону лучше остановить как можно раньше, спокойно, негромко, но достаточно категорично, не вдаваясь в дискуссию.

Тема общения.

Для общения необходима общая тема разговора. Если человек начитан, эрудирован, то для него это не представит особой проблемы. Но при этом необходимо выполнять ряд этических требований:

– не рассказывать о своих личных делах;

– говорить мало или не говорить совсем о делах своих близких;

– если вам навязывают сплетни, лучше отвечать: «Полагаю, что нас это не касается». Если сплетничают о вас, не следует вовсе обращать на это внимания. Объяснения, опровержения, особенно «на всякий случай», никогда себя не оправдывают;

– не рассказывайте в обществе малознакомых людей сенсационных, но недостоверных новостей;

– невежливо говорить в обществе намеками, понятными лишь части присутствующих. Если общество насчитывает менее семи человек, необходимо поощрять общий разговор, а не частные беседы по отдельности;

– не говорите на иностранном языке в присутствии людей, которые им не владеют;

– некрасиво перебивать, когда кто-нибудь говорит, особенно если это человек преклонного возраста;

– не следует подсказывать слова рассказчику, заканчивать за него фразу и тем более вслух исправлять стилистические ошибки. Не исправляйте публично чье-либо неправильно произнесенное иностранное слово;

– опасной темой является возраст. В обществе пожилых людей, говоря о ком-то другом, не стоит говорить «Он уже старый» или «Ну в этом возрасте…». Вообще интересоваться возрастом другого не следует;

– не следует спрашивать профессионального совета у врача или юриста, которого случайно встретили в гостях, на улице или в транспорте;

– некрасиво постоянно жаловаться на неудачи, а также на физические недостатки.

– редко привлекает к себе симпатии человек, повествующий в обществе о своих успехах, высоких качествах, талантах.

Обращение.

В культуре общения немаловажную роль играет обращение людей друг к другу. Обращение используется на любом этапе общения. Но до конца формулы обращения не установлены и вызывают разногласия и различные толкования.

По этикету не принято начинать обращение к человеку со слов: «женщина», «мужчина», «девушка», «бабуся» и т. д.

В среде государственных служащих, бизнесменов нормой становится обращение «господин», «госпожа» в сочетании с фамилией, должностью, званием.

Обращение «товарищ» продолжают использовать военнослужащие, члены левых партий, а также многие заводские и фабричные коллективы.

Ученые, преподаватели, врачи, юристы отдают предпочтение обращению «коллеги», «друзья».

У старшего поколения встречается обращение «уважаемый».

К незнакомому человеку предпочтительней обращаться, используя этикетные формулы:

– Будьте любезны.

– Будьте добры.

– Извините.

– Простите.

Если мы узнаем имя человека, то его надо всегда употреблять при обращении. Чем чаще мы произносим имя адресата, тем больше приятных ассоциаций вызываем у него.

3 этап: конец общения. Используются речевые формулы расставания:

– Всего Вам доброго.

– Разрешите проститься, попрощаться.

– Надеюсь на скорую встречу.

– До свидания.

Таким образом, о культуре общения следует говорить как о важнейшем достижении человеческой культуры, цель которого – облагораживание человека, в его основе лежат доброта и нравственность.

Культура общения – это сложное совокупное понятие, которое обуславливает качество и уровень совершенства общения. Культура общения считается неотделимой составляющей частью культуры личности. Она характеризует ценностные ориентиры и нормативные постулаты, нравственные модели общения, суть нравственных и психологических качеств субъектов коммуникативного взаимодействия, способы, инструменты, правила, приемы и формы коммуникаций.

Культура общения содержит в себе совокупность практических приемов, механизмов и правил. Культурность общения позволяет индивиду не переносить конфликтные ситуации в профессионально-деятельной сфере на эмоционально-личностную область межличностных взаимодействий, понять смысл и мотивацию поступков оппонента, снизить или полностью ликвидировать излишний эмоциональный всплеск в отношениях.

Речь и культура общения

В развитии и формировании индивида как личности, важную значимость имеют речь и культура общения. А зеркалом культуры является язык, так как в нем отображается реальная действительность, окружающая индивидов, истинные условия его существования, общественное сознание народа, его национальные черты, менталитет, традиции, обычаи, моральность, нравственно-ценностные ориентиры, мировосприятие и видение мира.

Язык – это своеобразная сокровищница или копилка культуры. Он сохраняет и оберегает культурное наследие и ценности благодаря своим компонентам, таким как лексика, грамматика, пословицы, поговорки, фольклор, литература; и формам письменной или устной речи.

Одним из наиболее значимых показателей степени культурности индивида, его мыслительной деятельности, интеллектуального развития служит речь. Она является одним из стержневых аспектов активной человеческой деятельности в современном социуме и способом познания действительности. Речь представляет собой один из видов коммуникативного взаимодействия, который нужен социуму для их совместно направленной деятельности, в общественной жизни, обмене сообщениями, познании, образовании. Она служит объектом искусства и обогащает личность духовно.

В жизни любого индивида речевая деятельность занимает одну из важнейших позиций. Ведь без нее практически невозможно овладение профессиональными умениями, общекультурное развитие, межличностное взаимодействие. Умение грамотно вести беседу является одной из главнейших черт личности в качестве социального феномена.

Коммуникативное взаимодействие между индивидами одновременно становится социально-психологической связью и своеобразным каналом трансляции сообщений. Итогом речевой коммуникации говорящего считается текст. Текст может быть выражен в устной и письменной формах. Основными его характеристиками являются цельность, связность и наличие смысловой нагрузки. Не менее значимым считается и понятие о качестве речи, обеспечивающим результативность коммуникаций и характеризующим степень речевой культурности индивида.

Различают речевую культуру общества в целом и личности отдельно. Речевая культура отдельного субъекта индивидуальна, характеризуется прямо пропорциональной зависимостью от уровня эрудированности в области вербальной культуры социума и демонстрирует умение использовать эту эрудированность. Она заимствует и перенимает часть вербальной культуры социума, но наряду с этим она намного шире этой культуры. Вербальная культура общества — это отбор, сбор и хранение наилучших штампов, образцов, моделей, шаблонов речевого взаимодействия, формирование литературной классики и соблюдение норм литературной речи.

Итак, рассматривая психологическое естество коммуникативного взаимодействия, можно сделать следующие выводы. Общение – это одна из форм психической деятельности индивида и его поведения. Коммуникации представляют собой межличностные взаимоотношения между субъектами. В коммуникативном взаимодействии людей проявляются индивидуальные свойства психики личности, ее особенности темперамента и прочие психолого-типологические черты. Личность индивида развивается только в процессе общения. Именно поэтому настолько важно правильное воспитание культуры общения, которое заключается в усвоении родного языка и предполагает овладение языковыми нормами, совершенствование красноречивых инструментов языка в живом вербальном взаимодействии.

Культура речевого общения

Культура личности наиболее красочно и непринужденно выражается в ее речи. Как правило, первое представление и мнение об индивиде формируется на основе впечатления, возникающего вследствие коммуникативного с ним взаимодействия от его речевой манеры. Воспитание культуры общения рассматривается в современном обществе в качестве одной из важнейших задач воспитания, которое связанно с освоением родного языка. Ведь владение всем богатством литературного языка, грамотное употребление его изобразительных и красочных средств обусловливают степень вербальной компетенции личности и является ярчайшим показателем ее общей культурности.

Высокая культурность речи заключается в умении правильно, грамотно, четко и выразительно передать собственные мысли, мировоззрения, посредством средств языка. Она охватывает также и умение находить более простые, доходчивые формулировки, более уместные, подходящие для определенной ситуации средства, инструменты для аргументации позиции или точки зрения. Культурность речи обязывает индивида соблюдать обязательные нормы, приемы и правила, среди которых стержневыми считаются: содержательность (суть), логичность, обоснованность (доказательность) убедительность (аргументированность), ясность (четкость), понятность.

Логичность состоит в обоснованности, отсутствии противоречивости и последовательности высказываний, в которых ведущие тезисы, выражения связаны и подчинены единой позиции, мысли.

Доказательность (обоснованность) заключается в достоверности аргументов, которые должны наглядно продемонстрировать партнеру по диалогу, что обговариваемая тема или предмет разговора, существует в реальности и имеет объективный характер.

Убедительность (аргументированность) выражается в способности убедить партнера и добиться прочного укоренения в его сознании данного убеждения.

Ясность (четкость) соответственно предполагает четкость и ясность речи. Чрезмерно быстрая речь обычно трудна для восприятия, а излишне медленная – только вызовет раздражение. Речь, характеризуемая тусклостью и невыразительностью, вызовет скуку и приведет к погибели даже самых глубокомысленных заявлений.

Понятность заключается в употреблении терминов, понятий, слов, которые будут понятны для собеседника.

Формирование культуры общения

Формирование культуры общения считается одним из наиболее приоритетных направлений воспитания, как в семье, так и в школе. Ведь именно процессы образования и воспитания ориентированы на развитие индивида как субъекта персональной жизнедеятельности. Культура педагогического общения призвана выработать теоретические и практические основы формирования общей культуры коммуникативных взаимодействий учащихся. А умение грамотно выстраивать собственную речь, взаимодействовать с окружающими, правильно строить межличностные отношения, позволяют родителям эффективно прививать детям культурность коммуникаций.

На уровне обычного обывателя культура общения и поведения понимается в качестве своеобразной модели, на которую должны равняться индивиды. Иногда культурность личности ассоциируют с ее образованностью, интеллектуальностью, интеллигентностью и квалифицируют как определенное личностное свойство. Однако на уровне теории, культура — это специфическая характеристика социума, выражающая достигнутую человечеством степень исторической развитости, определяемую отношением личности к среде и социуму. Также многие воспринимают культуру в качестве творческого самовыражения индивида и общества в целом.

В свою очередь существует понимание культурности личности в качестве набора материальных, духовных ориентиров и ценностей, характеристики степени ее развитости, творческой деятельности по произведению, хранению, усвоению и передаче ценностей. В более широком смысле культура является устойчивой личностной характеристикой, которая охватывает мировоззренческий и аксиологический аспекты и определяет ее отношение к окружающей среде.

Общение – это процесс взаимосвязи и взаимоотношения субъектов социума, которые могут быть отдельными личностями и социальными группами.

Потребность в коммуникативном взаимодействии присуща не только людям, но и большинству живых существ. Изначально такая потребность у малыша имеет схожесть с потребностью животных, однако довольно скоро в процессе развития приобретает людской характер. Общение у малышей тесно связано в свою очередь и с уразумением того, что хотят от них взрослые.

В ходе коммуникативного взаимодействия обеспечивается жизнедеятельность индивида и социума, трансформируется структура и внутренняя суть социальных субъектов, происходит социализация индивида и превращение его в личность, как социальную сущность, наделенную сознанием. Именно общение отвечает за коллективную деятельность.

Сущность культуры общения содержит в себе обеспечение определенной техники коммуникации, отвечающей за взаимодействие. При этом в ходе такого взаимодействия индивиды должны не только не мешать друг другу, но и сохранить персональное достоинство и личную индивидуальность.

Системой личностно-значимых нравственных ориентиров, которые стали внутренними убеждениями, воззрениями индивида, называют сформированной культурой общения. Неизбежным условием эффективной реализации культурности общения считается владение средствами межличностного взаимодействия при различных жизненных условиях и обстоятельствах социальной среды. Объективными показателями сформированности культурности коммуникаций являются определенные черты личности и ее поступки, действия, гармонично согласованные с требованиями морали, нравственности, духовности и этикета.

Культура коммуникативного взаимодействия – это сложнейший, многообразный процесс образования и развития отношений, различных контактов между индивидами, порождаемый потребностями в обоюдно направленной деятельности, который включает в себя обмен сообщениями, формирование единой концепции взаимосвязи, восприятие и постижение другого человека.

Можно выделить 6 приоритетных направлений, целей и задач формирования культуры коммуникаций, которые заключаются в выработке:

  • общительности в качестве индивидуального устойчивого свойства личности;
  • высокого уровня личных взаимоотношений;
  • высокого уровня развития группы;
  • высокого уровня интеграции совместно направленной деятельности;
  • академической успеваемости и, как следствие в дальнейшем, общественной активности;
  • способности к быстрой адаптации относительно различных видов деятельности – учебной, игровой, профессиональной и пр.

Культура речи и деловое общение

Львиную долю рабочего процесса любого руководителя отнимают различные переговоры, совещания, встречи, телефонные разговоры, поэтому без умения грамотно коммуникативно взаимодействовать, навыков деловых коммуникаций и знания культурных особенностей речи не обойтись.

Кроме повседневного делового общения, карьерный рост многих специалистов прямо пропорционально зависит от умения выстраивать беседу в соответствии с нормами речевой культуры и принципами делового коммуникативного взаимодействия. В противном случае диалог может быть направлен совершенно в другую сторону и вместо подписания выгодного договора, вы получите ничего не значащую беседу. Непрофессионализм в ведении делового разговора ведет также к тому, что у собеседника сложится неблагоприятное мнение о «говорящем» и о его деловой квалификации. Именно поэтому следует очень серьезно отнестись к приобретению опыта и навыков деловых коммуникаций.

Так сложилось исторически, что в наше время практически никто не придерживается правильности построения фраз в ходе дружественной беседы, мало кто обращает внимание на грамотность речи. К сожалению, сегодня сложилась такая тенденция общения, что большинство людей в ходе разговора стремится только донести общий смысл, не обращая внимания при этом ни на грамотность построения фраз, ни на ударения в словах, ни на правильность произношения этих слов. Если сейчас такая манера разговора допустима в обыденной жизни, то в деловом этикете такой подход абсолютно неприемлем.

На успешность деловых коммуникаций воздействует множество факторов, таких как: стиль речи, ее интонация, выражение лица, положение тела, внешний облик и пр. Именно поэтому стереотип общения и культурность речи делового человека имеют зависимость от соблюдения ряда определенных правил, без следования которым индивиду никогда не стать красноречивым и умелым оратором. Ниже представлены главные из них.

♦ Деловой человек должен иметь большой и разнообразный словарный запас, что позволит легко играть и манипулировать словами при этом, придавая речи эффектность и насыщенность. Ведь чрезвычайно сложно красиво изложить собственную точку зрения или доказать правильность идей без разнообразного лексикона.

♦ Также важна и структура речи. Следует придерживаться «чистоты» речи, которую можно разбавлять профессиональными терминами. Не рекомендуется в деловых коммуникациях употреблять жаргонизмы или нелитературные высказывания.

♦ Грамотность – это важнейшая составляющая культуры общения. Фразы нужно составлять с учетом грамматических и стилистических правил речи.

♦ При деловых коммуникациях следует обязательно обращать внимание на свое произношение и интонацию. Ведь часто окружающие не могут ухватить правильный смысл фраз вследствие дефектов речи «говорящего» или его неспособности выделить наиболее важные моменты при помощи интонации. Также не следует забывать и о важности невербальных компонентов речи. Неверные жесты, поза или мимика могут испортить даже самую успешную презентацию или блестящую речь.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что умение четко, грамотно и красноречиво выражать свои мысли абсолютно незаменимо в современном мире бизнеса и профессиональной деятельности.

Культура общения и этикет

Культура общения и поведения сегодня обладает своими отдельными общепризнанными принципами:

Речевой этикет под собой подразумевает этический аспект культуры коммуникаций и общепринятые нормы общения. Он содержит в себе речевые формулы благодарности, обращения или приветствия, просьбы или вопросы, уместность обращения на «ты» или «вы». Выбор той или иной формулировки зависит от социального статуса индивидов, которые находятся в процессе коммуникативного взаимодействия, характера их взаимоотношений, от официального статуса обстановки. В официальных ситуациях, когда в разговоре задействовано несколько лиц, даже если собеседники хорошо знают друг друга, следует обращаться к собеседникам на «вы».

Культура делового общения объединяет в себе 3 этапа: начало беседы, ее основная часть и завершение разговора.

Начало беседы происходит со знакомства, в случае если собеседник незнаком. Для этого подходят следующие формулировки: «разрешите познакомиться с вами», «позвольте познакомиться с вами», «я хотел бы …» и т.п. Если собеседники знакомы между собой, то беседа начинается с приветствия. В соответствии с общепринятыми нормами этикета мужчина должен первым поприветствовать женщину, более младшего возраста – человека более старшего, человек, который занимает более низкую ступеньку в социальной иерархии – индивида, который занимает более высокую.

Основная часть общения начинается после знакомства и приветствия, когда идет завязка разговора в зависимости от обстоятельств. Комплимент в собственный адрес нужно принимать с достоинством. Если вам сделали комплимент, то следует показать, что вам он приятен, и вы оценили доброе отношение к себе. Однако лучше не кокетничать или оспаривать комплимент.

Для коммуникативного взаимодействия необходима тема для беседы, которую согласны поддержать все участники процесса. В ходе разговора следует избегать общения на личные темы, не нужно рассказывать о своих делах или делах своих близких. Также лучше не допускать распространения недостоверной, непроверенной информации или сплетен. Не допускается использование намеков, которые будут понятны только отдельным участникам процесса. Говорить нужно на том языке, которые понимают собеседники. Не нужно перебивать партнеров, пытаться им подсказывать или за них завершать реплики.

Конец общения характеризуется употреблением устойчивых и общепринятых «формулировок расставания», таких как: «всего вам доброго», «до свидания» и т.д.

Культура межнационального общения

Коммуникационное взаимодействие индивидов различных национальностей определяется наличием на нашей планете более нескольких тысяч этнических общностей. Вследствие современной ситуации глобализации мира, постепенно происходит приумножение межэтнического взаимодействия, что неминуемо ведет к возникновению различных конфликтов на почве национальностей. Сегодня одной из наиболее остро стоящих социальных проблем считается обострение взаимоотношений между индивидами, которые принадлежат к разным национальностям.

Коммуникативное взаимодействие является важнейшим фактором формирования и развития личности. Также оно выступает и в качестве стержневого средства воспитания. Коммуникативное взаимодействие регулирует поведение личности, ее отношения с окружающими, социумом, организовывает условия для целеустремленной и целенаправленной регулировки чувств, эмоционального настроя, поведения, ценностных и духовных ориентаций, оценок.

Взаимодействие представителей различных национальностей по аспектным вопросам их жизнедеятельности, определение взаимосвязей и взаимоотношений, в ходе которых индивиды, принадлежащие к различным национальным единствам и придерживающиеся различных религиозных убеждений, обмениваются информацией, опытом, знаниями, духовными и моральными ценностями, взглядами и чувствами – все это называется межнациональным общением.

Межнациональное общение может осуществляться на трех уровнях: межличностном т.е. между отдельными индивидами, межгосударственном, т.е. внутри одного государства и межгрупповом, соответственно между группами. Межличностное и межгрупповое взаимодействие обусловлены системой воспитания индивидов, их культурными традициями и обычаями.

Сегодня можно выделить три характеристики межэтнических взаимоотношений. Они бывают дружественными, нейтральными и конфликтными.

Межнациональное общение можно представить в качестве определенной формы выражения отношений, взаимодействия и взаимосвязей представителей различных национальностей. Вступая в межнациональное общение, индивид выступает своеобразным носителем национального сознания, культуры, языка и чувств. Поэтому сегодня настолько важно формирование культурности межнационального общения.

Формирование культуры межнационального коммуникативного взаимодействия является одним из важнейших инструментов средств гармонизации межнациональных отношений в целом.

Выделяют несколько трактовок понятия «культура межнационального общения»:

♦ Культура межнационального общения предстает в качестве комплекса специальных убеждений, знаний, воззрений, умений, а также соответственных им действий и поведения, которые проявляются одновременно в межличностных контактах и взаимодействиях целых этнических единств, и позволяют, основываясь на межкультурной компетентности безболезненно и живо достигнуть взаимопонимания и гармонии в общих интересах.

♦ Культуру межнационального общения можно также представить составным компонентом духовной жизни социума, общечеловеческой культуры, которая включает знание общепринятых норм, установленных правил поведения в конкретном социуме, положительные эмоциональные реакции на межэтнические проявления и процессы в жизнедеятельности.

♦ Культура межнационального общения охватывает определенный свод правил, комплекс ограничений, прав и свобод, которые позволяют личности и народу не являться ущемленными в своих правах. Наряду с этим культура межнационального коммуникативного взаимодействия должна помочь людям не ущемлять, не обижать и не оскорблять чувства и права других народов.

♦ Культура межнационального общения, в свою очередь, является особым видом культуры представителей разных национальностей, характеризующегося взаимодействием национальных культур, которые проявляются в национальном личностном самосознании, терпении, тактичности и устремленности к межнациональной гармонии во всех сферах.

Понятие толерантности является одним из центральных понятий, которое характеризует суть культуры межнационального коммуникативного взаимодействия. Толерантность дословно означает терпение. В современном мире толерантность понимается в качестве одной из причин конструктивной коммуникации между людьми абсолютно во всех областях социальной жизни. Она призвана выступать в качестве норм гражданского общества. Однако при этом толерантность также рассматривается и как целостное самовыражение личности, которое проявляется в позитивной взаимосвязи членов социума, на основе сохранения индивидуальных черт каждого индивида, взаимного уважения и равенства сторон.

Толерантность межэтнического характера понимается намного глубже, чем просто приемлемое отношение к индивидам, которые представляют различные этнические группы. Суть данного понятия содержит в себе принципы духовности, нравственности, общечеловеческой морали, которые выражаются в уважении и непременном соблюдении прав и свобод всех наций, в понимании единства и общей взаимосвязи различных этнических культур, в глубоком познании культуры своего народа и других, особенно тех, с которыми непосредственно осуществляется взаимодействие.

Сформировать культуру межнационального коммуникативного взаимодействия – это означает решить несколько задач, а именно:

  • воспитание уважения к представителю любой национальности, национальной культуре и достоинству;
  • формирование бережного и уважительного отношения к национальным эмоциональным переживаниям, чувствам и достоинству любого индивида, вне зависимости от его национальной или расовой принадлежности;
  • воспитание толерантности, патриотизма и гражданственности.

Таким образом, культура педагогического общения, деловых коммуникаций, межнационального и межличностного общения облагораживает личность человека. В основе культуры коммуникативных взаимодействий всех видов и направленностей лежит доброта, духовность и нравственность.