Лечение ретенционной кисты обеих яичников — симптомы патологии. Ретенционное образование яичника – что это такое, и как его лечить

Содержимое

Ретенционная киста яичника – это наполненная жидкостью полость, которая образуется из железистой ткани. Причиной ее появления является закупорка протоков желез, через которые должен выводиться секрет. Возникает такое новообразование на яичнике преимущественно у тех женщин, которые находятся в репродуктивном возрасте.

Что собой представляет ретенционная киста яичника

Ретенционная киста может образоваться на левом или правом яичнике. Внешне она выглядит как капсула с прозрачными стенками, внутри нее находится жидкость. К ретенционным относят следующие виды кистозных опухолей:

  • фолликулярные;
  • эндометриоидные;
  • параовариальные;
  • кисты желтого тела.

Избавиться от параовариальных кист можно только хирургическим путем, эндометриоидные включения поддаются гормональной терапии, остальные виды могут рассосаться самостоятельно.

Внимание! Ретенционные кистозные новообразования не перерождаются в злокачественные опухоли.

Узнать, какие существуют виды кистозных новообразований, что они собой представляют можно из видео:

Причины патологии

Появиться ретенционные образования яичников могут в любом возрасте. Наиболее распространенной причиной их возникновения называют гормональные сбои. При чрезмерной выработке эстрогена в женском организме, усиливается процесс секреции слизи, она становится гуще. В результате вырабатываемый секрет становится более тягучим. Он забивает выводящие протоки и начинает скапливаться в железе, увеличивая ее в объеме.

Ретенционная киста правого яичника может сформироваться на месте фолликула, который не лопнул, или желтого тела. В норме фолликул постепенно увеличивается в размерах и в середине менструального цикла лопается. Из него выходит яйцеклетка. Если фолликул не лопнул, то на его месте может появиться фолликулярная киста. Чаще всего патология возникает в период полового созревания. Одной из причин является избыток эстрогенов в организме.

Опухоль желтого тела выявляют в случаях, когда эта временная железа не регрессирует, а продолжает расти. В норме желтое тело нужно для выработки прогестерона для поддержания беременности. Если оплодотворение не произошло, то оно рассасывается к началу менструации. Появиться киста может, если женщина:

  • принимала препараты экстренной контрацепции;
  • пила лекарства, которые стимулируют выход яйцеклетки;
  • голодала;
  • испытывала сильный стресс.

Возможно появление кистозных включений при хронических заболеваниях придатков и после частых абортов.

Эндометриоидные кисты появляются у пациенток, страдающих от эндометриоза. Внутри кистозной полости находятся остатки крови, которая выделяется у женщин во время менструации. Появиться они могут при:

  • иммунных нарушениях;
  • гормональных сбоях;
  • попадания клеток слизистой матки с током крови в яичники;
  • перенос клеток слизистой оболочки при проведении операций.

Параовариальная киста располагается на участке между яичником, широкой маточной связкой и трубой. Это наполненная жидкостью полость. Появляется оно из-за внутриутробного нарушения закладки половых органов.

Симптомы ретенционной кисты яичника

Многие ретенционные включения выявляются случайно. Если они небольшого размера, то неприятных симптомов может не быть.

Чаще всего бессимптомно проходят кисты желтого тела. Они рассасываются самостоятельно за 2-3 месяца практически у 90% женщин. У некоторых при их появлении наблюдаются:

  • слабые боли внизу живота;
  • удлинение продолжительности месячных;
  • задержки менструации;
  • чувство тяжести, ощущение распирания в животе.

При фолликулярных кистах нарушается регулярность месячного цикла. Ретенционная киста яичника вызывает кровяные выделения в любой день цикла, у многих женщин с ациклическими кровотечениями часто выявляют доброкачественные новобразования.

Характерные признаки возникают при развитии эндометриоидных кист. Женщины жалуются на:

  • постоянные ноющие боли, чередующиеся с резкими;
  • нарушения мочеиспускания;
  • болезненные месячные;
  • бесплодие.

При параовариальных кистах жалобы появляются, если их диаметр становится больше 12-15 см. У пациенток нарушается регулярность менструального цикла, появляются ациклические маточные кровотечения, менструации становятся болезненными.

Признаки ретенционного образования правого яичника

При появлении ретенционного включения в правом яичнике пациентки, боли могут появиться с правой стороны. Если кистозное образование разорвалось или его ножка перекрутилась, то определить точную локализацию болей будет сложно.

У женщин с фолликулярными кистозными опухолями в правом яичнике, справа могут возникать болевые ощущения в период овуляции. Женщины их ощущают на протяжении 1-2 дней.

Признаки ретенционного образования левого яичника

Даже при отсутствии симптомов врач, при ручном обследовании, может выявить ретенционное включение в левом яичнике. Гинеколог при проведении исследования должен почувствовать объемное образование, находящееся в левой подвздошной области.

Симптомы ретенционного образования обоих яичников

Если у женщины возникают боли в области придатков слева и справа, то можно заподозрить появление ретенционных кист на обоих яичниках. Чаще всего такие симптомы возникают при развитии эндометриоидных кистозных опухолей. Ведь кисты желтого тела и фолликулярные кистозные новообразования редко появляются с двух сторон. Они поражают только одну половую железу.

Ретенционная киста яичника в постменопаузе

В период постменопаузы у женщин функциональные кисты не могут образоваться. Поэтому появление любых опухолевидных образований должно насторожить. В этом возрасте преимущественно возникают не кисты, а кистомы – истинные опухоли, которые могут переродиться в злокачественные.

После наступления климакса существует вероятность образования эндометриомы. Она возникает при врастании слизистой матки в яичники. Такая патология встречается не более чем у 3% пациенток, у которых наступил климакс. При выявлении эндометриом на яичниках в постменопаузе, показано хирургическое лечение.

Диагностика

Для выявления ретенционной кисты яичника гинеколог должен провести двуручное обследование тазовой области и при подозрениях на формирование новообразования направить пациентку на УЗИ. При обследовании врач может увидеть местоположение опухоли, ее структуру, форму, размеры. По полученным параметрам уточняется диагноз.

Киста желтого тела выглядит как круглая полость с четкими контурами, она отличается анэхогенной структурой. Эндометриоидные опухоли характеризируются гетерогенной внутренней эхоструктурой, в них видны многочисленные эхосигналы. Фолликулярные кисты гипоэхогенные, тонкостенные, внутри находится только 1 камера.

Внимание! При необходимости делают лечебно-диагностическую лапароскопию. Во время ее проведения врач может не только рассмотреть и удалить ретенционную кисту левого яичника, но и обследовать придатки справа.

Лечение ретенционной кисты яичника

При выявлении кист желтого тела или фолликулов лечение сразу не назначают. Медики рекомендуют наблюдать за ними на протяжении 2-3 циклов. Если ситуация не меняется или ретенционные кистозные новообразования начинают расти, подбирается медикаментозная терапия.

Консервативное лечение назначается пациенткам при выявлении эндометриоидных кист. Оно направлено на устранение симптомов, на которые жалуется пациентка и предотвращение прогрессирования патологии. При выявлении параовариальных кист небольших размеров, рекомендуют наблюдать за их ростом и развитием. Если диаметр превысит 10 см, то показано хирургическое вмешательство.

Медикаментозное лечение

Для избавления от фолликулярных опухолей гинекологи назначают пациенткам гормональные средства, в состав которых входят гестагены и эстрогены. Эффект от лечения должен появиться через 1,5-2 месяца.

При кисте желтого тела, которая не проходит самостоятельно, доктор может назначить прием препаратов прогестерона во второй фазе цикла. Эффективным методом борьбы с имеющимися кистозными включениями являются гормональные контрацептивы. С их помощью можно предупредить появление новых кистообразных опухолей.

При эндометриомах назначают:

  • эстроген-гестагенные средства: Диане-35, Фемоден, Марвелон, Ановлар;
  • антиэстрогены: Тамоксифен;
  • прогестагены: Дюфастон, Гестринон, Норколут, Медроксипрогестерон;
  • андрогены: Сустанон-250, Тестенат;
  • стероидные анаболические препараты: Метиландростендиол, Неробол.

Продолжительность терапии при выявлении эндометриоидных образований составляет не менее полугода. Тактику ведения гормонального лечения должен подбирать доктор. Помимо гормонов, назначают витамины, обезболивающие и противовоспалительные медикаменты.

Прокол ретенционного образования яичника

При неэффективности медикаментозной терапии назначают операцию. Доброкачественные образования могут быть удалены при проведении лечебно-диагностической лапароскопии. Врач может вылущить кистозную полость или полностью вырезать ее.

В некоторых случаях делают прокол ретенционного образования под контролем УЗИ. Врач прокалывает кистозную стенку специальной иглой и через нее извлекает содержимое капсулы в стерильные пробирки. Полученную жидкость отправляют на обследование, а в кистозную полость вводят склерозирующее средство. Под его действием стенки склеиваются и образование рассасывается.

Физиопроцедуры

При появлении функционального ретенционного образования яичника, врач может рекомендовать, помимо медикаментозного лечения, физиотерапевтические процедуры. Их используют преимущественно при кистах желтого тела. Доктор может назначить:

  • ультрафонофорез;
  • электрофорез;
  • СМТ-форез;
  • магнитотерапию.

Используют также грязелечение, лазеротерапию и орошение влагалища лекарственными растворами.

Лечение ретенционной кисты яичника народными средствами

Избавиться от лютеиновых доброкачественных опухолей можно с помощью народных средств. Некоторые рекомендуют использовать спиртовой настой изюма. Для его приготовления 0,5 л водки надо залить 150 г изюма. Настаивать жидкость необходимо неделю. Принимается средство трижды в сутки по 1 столовой ложке.

Пить поклонники нетрадиционной медицины советуют также сок лопуха, трижды в день по столовой ложке. Выжатый сок хранить следует не более 3 дней в холодильнике.

Возможные осложнения

В редких случаях появившиеся ретенционные образования вызывают осложнения:

  • перекручивание ножки;
  • разрыв кистозной полости;
  • нагноение.

При указанных состояниях требуется экстренное хирургическое вмешательство.

Справка! Заподозрить развитие осложнений можно по кинжальным болям, падению артериального давления, бледности кожных покровов.

Профилактика заболевания

Предотвратить появление ретенционных кист не всегда можно, ведь механизм их формирования до конца не изучен. Женщинам рекомендуют следить за состоянием репродуктивного здоровья и регулярно посещать гинеколога. Эффективным методом профилактики возникновения функциональных новообразований является прием гормональных контрацептивных средств.

Женщины, у которых была выявлена ретенционная киста яичника, должны внимательно следить за здоровьем и выполнять все рекомендации лечащего врача. Она может рассосаться самостоятельно, но есть определенные виды, избавиться от которых можно только хирургическим путем.

С опухолью это новообразование связывает только внешний вид. От опухоли оно отличается тем, что внутри ретенционной кисты, имеющей тонкую и прозрачную стенку, находится жидкость и, что очень важно, такое образование является в большинстве случаев доброкачественным, оно не влияет на появление метастазов в других органах женского тела и лишь в редких случаях может переродиться в онкологические заболевания. Ретенционная киста является самой распространенной и, в большинстве случаев, безобидной разновидностью кист.

Виды ретенционных образований

Ретенционные образования можно разделить на несколько видов:

  • Киста жёлтого тела - является образованием из жёлтого тела , расположенного в яичниках, функция которого заключается в выделении гестагена (женского полового гормона), который отвечает за подготовку матки к размещению оплодотворенной яйцеклетки, что происходит в один из дней менструального цикла.
  • Фолликулярная киста - образование из фолликула. В норме фолликулы, содержащие яйцеклетку, должны разорваться при её созревании, высвобождая её из яичника. Иногда этот процесс дает сбой, фолликул может не лопнуть, и на его месте появляется кистозное образование.
  • Параовариальная киста, возникающая в придатке яичника. Коварность этого кистозного образования заключается в его медленном росте, отсутствии каких-либо симптомов, а потому сложности раннего диагностирования. Такая киста может достигнуть огромных размеров, её вес может достигать нескольких килограмм.
  • Эндометриоидная киста, диагностируемая на фоне развития эндометриоза - процесса возникновения доброкачественных разрастаний за пределы матки. Характерными симптомами такого кистозного образования являются тошнота, боли внизу живота во время менструации, нередко потеря сознания.

Причины возникновения ретенционной кисты левого и правого яичника

Симптомы ретенционных кист яичников

Существуют общие симптомы при имеющихся ретенционных кистах в правом и левом яичниках . Это изменения гормонального фона, нарушение репродуктивной функции, сбой менструального цикла, боли внизу живота и увеличение его объема. Однако есть и некоторые различия в симптоматике ретенционных кист в правом либо левом яичнике.

Ретенционное образование левого яичника, симптомы

При имеющейся ретенционной кисте левого яичника методом пальпации левой подвздошной области можно определить присутствие опухолевидного образования, при разрыве которого возникает напряжение мышц брюшной стенки, иначе называемое клиникой острого живота и являющееся причиной острых болей в левой половине живота.

Ретенционное образование правого яичника, симптомы

Ретенционное образование правого яичника также является объемным образованием, прощупываемым справа в подвздошной области. Пациентку могут беспокоить ноющие боли в нижней правой части живота. Сильно увеличенное в размерах данное образование правого яичника часто приводит к нарушению пищеварения и проблемам желудочно-кишечного тракта.

Диагностика ретенционных образований

Ретенционное образование правого яичника

Симптомы разрыва образования правого яичника могут быть идентичными клинической картине острого аппендицита, а также схожими с онкологическими заболеваниями кишечника, яичника и внематочной беременностью. Дифференциальная диагностика в этом случае предполагает обязательное ультразвуковое исследование не только органов малого таза, но и брюшной полости, а также диагностическую лапароскопию.

Ретенционное образование левого яичника

Клиническая картина ретенционной кисты левого яичника имеет сходства с онкологическим образованием в сигмовидной кишке, апоплексией яичников, онкологическими заболеваниями яичника , трубной беременностью. Такие обследования, как ультразвуковое исследование органов брюшной полости, диагностическая лапароскопия и рентген сигмовидной кишки, предварительно заполненной бариевой взвесью, иначе называемый иригоскопией, являются обязательными при проведении дифференциальной диагностики в данном случае.

Лечение ретенционной кисты яичника

В современной медицине существует два действенных метода терапии кистозных образований такого типа:

  • Наблюдение, обоснованное способностью некоторых ретенционных образований к инволюции, т.е. обратному развитию и полному исчезновению. Выжидательная позиция, при которой повторный визит к гинекологу и ультразвуковое исследование назначается через несколько месяцев, может иметь свой позитивный результат и приятно удивить пациентку отсутствием прежде диагностированной кисты.
  • Удаление - метод оперативного вмешательства, назначаемый при наличии ярко выраженных симптомов: сильной боли внизу живота, клинике острого живота, повышением температуры тела, тошноте, сильно увеличенных и склонных к росту размеров образования, во избежание попадания содержимого лопнувшей кисты в брюшную полость, что сопровождается асептическим воспалением, а также при подозрении на то, что она может быть злокачественной.

На сегодня одним из самых распространенных и наиболее эффективных методов проведения инвазивного вмешательства по удалению кистозных образований является лапароскопия. Её суть заключается во введении необходимых хирургических инструментов и видеокамеры сквозь несколько небольших разрезов в брюшной стенке. Рассечения делаются в соответствии с местом локализации кисты. Лапароскопия правого яичника проводится с правой стороны стенки живота, левого, соответственно, с левой.

Как проводится лапароскопия правого яичника и левого

После проведения полного предварительного обследования и получения результатов клинических анализов, при условии полного отсутствия каких-либо противопоказаний, назначается операция. Длительность проведения её небольшая, травматичность минимальна, однако, как любое оперативное вмешательство, она требует внимания и аккуратности со стороны хирурга, так как от его профессионализма и правильных действий зависит целостность здоровых тканей яичника. Поэтому к выбору специалиста, который будет проводить вам лапароскопию, следует подойти со всей ответственностью.

Самые важные и интересные новости о лечении бесплодия и ЭКО теперь и в нашем Telegram-канале @probirka_forum Присоединяйтесь!

Купить дешевые лекарства от гепатита С

Сотни поставщиков везут Софосбувир, Даклатасвир и Велпатасвир из Индии в Россию. Но доверять можно лишь немногим. В их числе интернет-аптека с безупречной репутацией IMMCO.ru . Избавьтесь от вируса гепатита С навсегда всего за 12 недель. Качественные препараты, быстрая доставка, самые дешевые цены.

Опухоль надпочечника - это серьезнейший диагноз. Очень важным для прогноза его исхода является то, на какой стадии была выявлена данная патология. Сопровождаются опухолевые заболевания надпочечников достаточно характерной симптоматикой, и при первых ее признаках необходимо сразу же обратиться к специалистам.

Типы опухолей надпочечников

В настоящее время существует большое количество различных классификаций образований надпочечников. По локализации (месту развития) они делятся на:

  • расположенные в кортикальном слое;
  • расположенные в мозговом слое.

Опухолевые заболевания кортикального слоя встречаются значительно реже, нежели мозгового.

По своему течению опухоли надпочечников могут быть доброкачественными и злокачественными.

Важно! Данное отличие имеет принципиальный характер, так как злокачественные опухолевые заболевания значительно чаще приводят к самым негативным последствиям и имеют куда больше осложнений, нежели доброкачественные.

Морфологические варианты Размеры, см Всего
<4 4-6 >6
Абс. % Абс. % Абс. %
Феохромоцитома 21 30,5 35 50,7 13 18,8 69
АКР 0** 4** 33 8** 67 12
Метастаз 4 66,6 2 33,4 0 6
Аденома 37* 62,7 18* 30,6 4* 6,7 59
Миелолипома 0 6 42,8 8 57,2 14
Ганглионейрома 0 2 40 3 60 5
Киста 2 16,6 5 41,7 5 41,7 12
Всего 64 72 41 177

Таблица: Частоты встречаемости различных видов опухолей надпочечников в зависимости от размеров образований

Доброкачественные опухоли обычно имеют небольшой размер, растут медленно, ограничены от здоровых тканей надпочечников и не приводят к резкому ухудшению самочувствия. Что касается злокачественных новообразований, то они имеют куда более агрессивный характер. Такие опухоли способны прорастать в другие ткани, повреждая их. Они могут быстро увеличиваться в размерах и давать метастазы. При таком заболевании самочувствие пациента может резко ухудшиться.

Образования в надпочечниках различают также по такому признаку, как способность вырабатывать гормоны. В результате выделяют:

  1. Гормонально-неактивные опухоли.
  2. Гормонально-активные опухоли.

Неактивные опухоли вызывают развитие клинической симптоматики значительно позже тех, которые продуцируют гормоны.

Одной из важнейших классификаций образований данной железы является гистологическая. Она разделяет опухоли в зависимости от тех клеток, из которых они изначально сформировались. В результате выделяют такие типы опухолей, как:

  1. Альдостерома.
  2. Кортикостерома.
  3. Андростерома.
  4. Кортикоэстрома.
  5. Феохромоцитома.
  6. Кортикоадростерома.

Каждая из этих опухолей имеет свою симптоматику.

Тип опухоли Размер (mediana), см Контур Структура Эхогенность Двустороннее поражение, %
Аденома 2,9 ±1,9 Четкий, ровный Однородная Гипоэхогенная 20,3
АКР 12,1 ±3,8 Вариабелен Однородная или неоднородная Гипоэхогенная 16,6
Феохромоцитома 5,6 ±2,7 Вариабелен Вариабельна, нередко - жидкостные зоны и кальцинаты Гипоэхогенная 19,7
Миелолипома 5,2 ± 3,1 Четкий, ровный Однородная Гиперэхогенная
Киста 5,5 ±2,3 Четкий, ровный Однородная Анэхогенная
Ганглионейрома 7,1 ±1,5 Четкий, неровный Неоднородная Гипоэхогенная
Метастаз Вариабелен, чаще <3 td=«»> Четкий, ровный Гипоэхогенная 20

Таблица: Топическая семиотика различных морфологических форм опухолей надпочечников.

Основные симптомы

Каждое образование надпочечников обладает своими клиническими проявлениями. Доброкачественные опухоли развиваются медленно и потому не вызывают резких ухудшений состояния. Подобные образования в надпочечниках порой протекают вообще бессимптомно. Зачастую они выявляются на УЗИ случайно во время прохождения пациентом обследования по поводу других заболеваний.

Наиболее яркую клиническую картину можно наблюдать у злокачественных новообразований, которые, как правило, являются гормон-активными опухолями.

Альдостеромы

Если на надпочечнике формируется такая опухоль, то в организме увеличивается выработка гормона «Альдостерон». Клиническими проявлениями данного заболевания являются:

  1. Стойкое повышение артериального давления, которое практически не поддаётся медикаментозной коррекции.
  2. Головные боли.
  3. Одышка, усиливающаяся при незначительных физических нагрузках.
  4. Перебои в работе сердца.
  5. Постоянная жажда.
  6. Увеличение частоты и объёма мочеиспускания.
  7. Частые позывы к мочеиспусканию в ночное время.
  8. Мышечная слабость.
  9. Судороги.

Примечание. Примерно у 10% пациентов данные опухоли протекают практически бессимптомно. Причины этому кроятся в небольшом количестве излишне вырабатываемого образованием альдостерона.

Кортикостеромы

При формировании такой опухоли развивается так называемый синдром Иценго-Кушинга. Причины этому кроются в том, что данное новообразование является гормон-активным и вырабатывает большое количество глюкокортикостероидов (кортизон и кортизол). Синдром Иценго-Кушинга сопровождается следующей общей симптоматикой:

  1. Беспричинное значительное увеличение массы тела.
  2. Стойкое увеличение уровня артериального давления, плохо поддающееся коррекции.
  3. Общая мышечная слабость.
  4. Быстрая утомляемость.
  5. Половая дисфункция.
  6. Прогрессирующий остеопороз (снижение плотности костной ткани).
  7. Частое развитие пиелонефритов и формирование мочекаменной болезни.
  8. Изменение эмоционального статуса (депрессии или возбуждение).
  9. Появление небольших кровоизлияний и стрий на внутренней поверхности бёдер.

При этом у представителей разных полов клиническая картина развития кортикостеромы различна. Очень наглядны симптомы такой опухоли надпочечников у женщин. У них понижается тембр голоса, увеличивается в размерах клитор, а также наблюдается рост волос по мужскому типу. У мужчин имеются следующие симптомы опухоли надпочечников такого типа:

  • значительное снижение потенции;
  • увеличение размеров грудных желез;
  • уменьшение размера яичек.

Важно! При выявлении таких симптомов нужно незамедлительно обратиться к врачу-эндокринологу. В случае со злокачественными опухолями важно провести радикальное лечение в кратчайшие сроки.

Кортикоэстеромы

Если данная опухоль развивается у девочек, то это способствует более быстрому половому созреванию. У них увеличиваются молочные железы и наружные половые органы. Также повышается скорость роста. Кроме этого у них могут возникать влагалищные кровотечения. У зрелых женщин данное заболевание практически никак клинически себя не проявляет. Обнаружить его у данной категории пациентов можно только по результатам инструментальных и лабораторных исследований.

Что касается мальчиков, то у них данное новообразование надпочечников проявляется задержкой полового развития. Если данное заболевание формируется у зрелого мужчины, то у него увеличиваются в размерах грудные железы, повышается тембр голоса, уменьшаются в размерах яички и половой член, на лице и животе перестают расти волосы.

Андростеромы

Данный вариант опухоли также имеет несколько разное течение у лиц разных полов и возрастов. У детей опухоль левого надпочечника, как и правого, проявляется быстрым физическим развитием, ранним половым развитием. Они быстро растут, у них рано проявляются вторичные признаки полового созревания. У таких пациентов огрубевает голос, появляется угревая сыпь.

У зрелых мужчин такие опухоли надпочечников могут вообще протекать бессимптомно. В этом случае они становятся случайными находками при проведении ультразвукового обследования по поводу других заболеваний.

Андростерома у зрелых женщин имеет достаточно характерную симптоматику:

  • прекращение менструаций;
  • рост волос на лице, груди и животе;
  • уменьшение в размерах клитора, матки и молочных желез;
  • снижение тембра голоса;
  • увеличение полового влечения;
  • быстрое беспричинное уменьшение подкожно-жирового слоя.

В нетипичных случаях андростерома способна продуцировать не только андрогены, но и кортикостероиды, что способствует повышению уровня артериального давления и развитию прочих симптомов гиперкортицизма. В данном случае такие опухоли будут называться кортикоадростеромами.

Феохромоцитома

Данный вариант опухоли может протекать по нескольким вариантам:

  • пароксизмальная;
  • постоянная;
  • смешанная.

Чаще прочих встречается пароксизмальный вариант течения феохромоцитоамы. Он характеризуется внезапными повышениями уровня артериального давления до 300 мм рт. ст. и более. В результате у человека возникают сильные головные боли, головокружения, приступы общей слабости, тошноты, рвоты, ощущение тяжести в загрудинной области, увеличение частоты сердечных сокращений, дрожь, увеличение частоты и объёма мочеиспусканий, тревожность. Приступ может быстро прекратиться, и уровень артериального давления возвращается к нормальным показателям. При этом сохраняется головная боль, головокружения и общая слабость.

При постоянной форме феохромоцитомы все эти симптомы наблюдаются у пациента практически постоянно. При этом их выраженность несколько меньше, чем при пароксизмальной форме заболевания.

При смешанной форме феохромоцитомы у пациента наблюдается постоянный повышенный уровень артериального давления (примерно 200 мм рт. ст.) с периодическими повышениями до 300 мм рт. ст.

Примечание. Феохромоцитома способна привести к нарушениям кровообращения, в том числе инсультам.

Принципы диагностики

В случае с опухолевыми заболеваниями надпочечников важно начать лечение как можно раньше. Поэтому при возникновении первых же их характерных симптомов нужно обратиться к врачу-эндокринологу. Данный специалист сначала направит пациента на УЗИ надпочечников. Если будут выявлены какие-либо изменения, то будут выполнены анализы крови и мочи на уровень содержания гормонов надпочечников.

Если у врача возникнут подозрения на опухоль данной области после проведения УЗИ надпочечников, то он направит пациента на магнитно-резонансную томографию. Данный метод исследования обладает высокими визуализирующими способностями и поможет уточнить диагноз.

Основы лечения

Подход к ведению опухолевых заболеваний разных типов несколько отличается. Если была выявлена доброкачественная опухоль размером до 3 мм, не продуцирующая гормоны и не имеющая признаков малигнизации, то лечение проводить не придётся. От пациента потребуется 2 раза в год проходить УЗИ надпочечников, чтобы контролировать рост опухоли.

Если речь идёт о гормон-активных опухолевых заболеваниях, особенно злокачественных, то проводится хирургическое вмешательство. Его объёмы будут зависеть от размеров опухоли и степени её прорастания в другие ткани.

Примечание. Чаще всего удаляется весь поражённый надпочечник, даже если имеет место только очаговый патологический процесс. К примеру, при опухоли правого надпочечника обычно удаляется вся эта железа. Если отсутствуют метастазы, то такое лечение зачастую приводит к полному выздоровлению.

При наличии метастазов в другие органы из злокачественных новообразований надпочечников хирургическое лечение проводится не всегда или же проводится в комплексе с введением специальных радиоактивных изотопов, уменьшающих скорость прогрессии заболевания.

Важно! Лечение злокачественных новообразований нужно проводить в любом случае и как можно раньше. От этого будет зависеть качество и продолжительность последующей жизни человека.

Опухоли надпочечников представляют большую опасность, но при своевременном обращении и правильном лечении есть вероятность избавиться от таких болезней без осложнений.


Source: pozhelezam.ru

Самое интересное:

ДЕШЕВЫЕ ЛЕКАРСТВА ОТ ГЕПАТИТА С

Сотни поставщиков везут лекарства от гепатита С из Индии в Россию, но только компания IMMCO поможет вам купить софосбувир и даклатасвир (а так же велпатасвир и ледипасвир) из Индии по самой выгодной цене и с индивидуальным подходом к каждому пациенту!

ИМТ – индекс массы тела – отражает состояние здоровья человека. Показатель этот зависит от жировых ресурсов организма и может соо...

Бытует мнение, что Север - это гарантированное место для поимки трофейной щуки, что сделать это и зафиксировать свой личный рекорд можно именно там. ...

В условиях появления фармацевтических новинок и впечатляющих медицинских открытий, лечение гепатита вышло на новый уровень. Э...

Рак желчного пузыря - онкопатология злокачественного характера, при которой клетки органа подвергаются мутационным преобразованиям на молекулярн...

Уменьшение содержания холестерина в крови с целью улучшить работу сердца означает для вас снижение уровня триглицеридов и "липкого" холестерина...

Некоторые женщины получают примерно следующие результаты УЗИ: «обнаружено жидкостное образование в яичнике». Такое заключение означает, что в придатке образовалась , которая может исчезнуть в течение нескольких циклов или нуждается в лечении. Жидкостное образование правого яичника возникает чаще, чем левого.

Чаще всего жидкость в яичнике обнаруживается у женщин после 40 лет, но может появиться в любом возрасте. Большинство ученых считает, что патология возникает из-за гормонального дисбаланса. Причем киста в малом тазу может сформироваться как в результате естественной перестройки организма, так и на фоне приема гормональных средств.

Сбои в репродуктивной функции в большинстве случаев обусловлены ранним вступлением в период полового созревания, а также многократными абортами. От кист яичников с жидким содержимым нередко страдают женщины, у которых имеются отклонения в работе эндокринной системы.

Жидкостное образование левого яичника может появиться в результате нарушения овуляции, когда пузырек, наполненный жидкостью, не разрывается, его содержимое не попадает в брюшную полость, а остается в фолликуле, в результате чего формируется фолликулярная киста яичника. Такая патология, как правило, проходит сама. В большинстве случаев с ней сталкиваются женщины детородного возраста. носит доброкачественный характер, увеличивается в размерах вследствие растяжения стенок (за счет скопления внутреннего содержимого) и чаще всего случайно выявляется во время УЗИ.

Жидкостные образования в придатках могут появиться на фоне длительно протекающего воспалительного процесса, обусловленного переохлаждением. Если женщина страдает от слабого иммунитета, то патология, как правило, протекает с осложнениями. Киста в малом тазу нередко формируется вследствие эндометриоза.

Образование в яичнике у женщин может появиться на фоне застойных явлений в области малого таза, обусловленных неправильной работой почек. Пусковыми факторами для развития патологии, при наличии склонности к ней, часто становятся: нервные потрясения, несбалансированное питание, нарушение режима труда и отдыха и т. д.

Виды жидкостных посторонних включений в яичниках

Когда говорят, что в придатках имеются жидкостные образования, то речь идет кистах, которые могут длительное время никак себя не проявлять. Существуют следующие их виды:

  1. Дермоидная киста яичника нередко развивается при беременности матери. Это постороннее включение заполнено жидкостью и зачатками кожи, волос и других тканей ребенка. Иногда оно появляется в течение жизни.
  2. Фолликулярное образование формируется на фоне гормонального сбоя, при котором овуляция осуществляется не полностью, а фолликул наполняется жидкостью, постепенно увеличиваясь в размерах.
  3. Муцинозная — заполнена слизистым содержимым. Ее опасность заключается в возможности злокачественного перерождения. В большинстве случаев такое постороннее включение формируется в период климакса.
  4. Параовариальная киста представляет собой тонкостенное новообразование, которое является малоподвижным и чаще всего никак себя не проявляет, имея небольшие размеры.
  5. Лютеиновое новообразование возникает сразу после овуляции вследствие нарушения процессов кровообращения в тканях придатка. Факторами, провоцирующими ее развитие, являются строгая диета и существенные физические нагрузки.
  6. Эндометриоидное жидкостное новообразование формируется из-за внедрения в ткань придатка клеток эндометрия, и иногда приводит к развитию бесплодия. Среди других жидкостных образований яичников она встречается довольно часто.
  7. Многочисленные кисты яичников, которые обусловлены . Гормональные отклонения приводят к нарушениям репродуктивной функции и появлению в придатках указанных образований, заполненных жидкостью.
  8. Серозная цистаденома с водянистым прозрачным содержимым светло-желтого цвета. Она редко трансформируется в раковую опухоль и встречается довольно часто.

Признаки жидкостного новообразования

Помните! Рассказать, что это такое жидкостное образование правого или левого яичника и как его лечить, может только врач. Однако своевременно пройти УЗИ, позволяющее обнаружить кисту придатка, под силу каждой пациентке. К сожалению, небольшие посторонние включения в малом тазу никак себя не проявляют, поэтому заподозрить их сложно.

По мере развития патологии у женщины, как правило, появляются следующие симптомы:

  • кровотечения из половых путей вне менструаций;
  • болезненность в животе;
  • рвота и/или тошнота;
  • ановуляция;
  • чувство вздутия живота;
  • боли во время интимной близости;
  • нарушения цикла;
  • проблемы с опорожнением кишечника;
  • учащенные позывы к мочеиспусканию;
  • болевой синдром в области бедра или в нижнем сегменте спины.

Указанные проявления не всегда указывают на наличие жидкостного образования и довольно часто выступают проявлениями других гинекологических патологий, например, миомы матки.

Если появились боли во время интимной близости и/или после физической активности, тошнота и другие неприятные симптомы, то следует как можно скорее обратиться к врачу. Такая клиническая картина может указывать на развитие кисты.

Диагностика патологии

Жидкостное включение в правом или левом яичнике часто обнаруживается во время УЗИ. Для выявления причины патологии проводится исследование крови на гормоны. Это позволяет назначить эффективную терапию лекарственными препаратами. Чаще всего у пациенток, страдающих от кист придатков, имеются нарушения цикла.

Если врач полагает, что образование может самопроизвольно рассосаться в течение нескольких месяцев, то он рекомендует женщине сделать в динамике, чтобы проконтролировать развитие патологии. Однако при появлении неприятных симптомов, осложнений, если имеется риск развития злокачественного процесса, осуществляется лечение.

Чтобы исключить наличие онкологии, пациентке необходимо сдать кровь на онкомаркеры С-125 и СА-19-9. Следует помнить, что положительные результаты таких анализов не всегда говорят о раке яичников и могут указывать на злокачественное поражение других органов. Наиболее достоверным исследованием для выявления рака придатков считается .

Как лечить жидкостное образование левого или правого яичника

Если речь идет о функциональной кисте, то с большой долей вероятности она может исчезнуть сама в течение нескольких менструальных циклов. Тогда, когда образование не регрессирует, осуществляется его лечение, тактика которого определяется возрастом пациентки и другими факторами.

Как правило, период, в течение которого проводится динамическое наблюдение, составляет 3 месяца. Чтобы ускорить процесс исчезновения кисты, гинеколог может назначить гормональные средства, а при болевом синдроме – обезболивающие препараты. Посторонние включения больших размеров, или обладающие вероятностью трансформации в раковую опухоль, удаляются хирургическим путем.

Жидкостное образование левого яичника (или правого) иссекается лапароскопическим или лапаротомическим путем. Операция показана и тогда, когда у женщины, которая хочет забеременеть, имеется СКПЯ, а консервативное лечение неэффективно. Срочное хирургическое вмешательство проводится при яичника, а также при других осложнениях.

Если пациентка находится в менопаузе и страдает от серьезных заболеваний сосудов, сердца, метаболических нарушений, а киста имеет диаметр не более 5 см и не может переродиться в злокачественную опухоль, то операция не проводится. В этом случае применяется консервативная терапия с помощью лекарственных средств.

Тогда, когда в яичниках имеются жидкостные образования, это свидетельствует о наличии кист (например, при СКПЯ). Единичное постороннее включение может указывать на функциональный характер патологии. Комплексное обследование позволяет поставить точный диагноз и назначить пациентке правильное лечение.

В системе прав человека право на образование занимает свое особое место. Это право входит в международные (и, в частности, европейские) стандарты прав человека, что нашло свое отражение в ч.1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека (1948) , ч. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966), ст.2 Протокола №1 (1952) к европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950) , ст. 14 Хартии Европейского Союза об основных правах (2000) .

Небезынтересно отметить, что право на образование, как это ни покажется удивительным, особенно в наше время, когда идут интенсивные процессы сближения европейских государств в области образования,-единственное из социальных прав, присутствующее в упомянутом Протоколе 1 кевропейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод , и в отношении которого выстраивается целая система правозащитных мер. Этим фактом подтверждается исключительно важные место и роль права на образование в системе современных демократических ценностей. В ст. 2 данного Протокола № 1 говорится, в частности, о таких важнейших концептах данного права, как:

а) его всеобщность (никому не может быть отказано в этом праве),

б) обязанности государства в области образования и обучения 3 и

в) обязанности государства уважать религиозные и философские убеждения родителей при обеспечении их детям образования в соответствии с этими убеждениями. 4

В Конституции Российской Федерации (1993) общие вопросы права на образование закреплены в ст. 43, текст которой полагаем необходимым привести здесь полностью:

Прежде, чем дать характеристику собственно права на образование в соответствии с данной статьей Конституции Российской Федерации, следует определить его места и роли как элемента системы прав человека.

Понятие «права и свободы человека», несмотря на, казалось бы, его исключительно широкое распространение в современный период, не имеет, однако, единого и признаваемого всеми толкования. Тем не менее, есть некоторые такие моменты, которые при любой трактовке отражают природу и существенные свойства того, что находит отражение в данном понятии.

Первое. В этом понятии отражается факт наличия у людей (индивидов или их групп, объединений) определенных индивидуальных, групповых либо общественно значимых потребностей и интересов (личных (гражданских), экономических, политических, социальных, культурных).

Второе . Эти потребности и интересы характеризует, с одной стороны, осознание индивидами (социальными группами, общественными объединениями) своего социального места и той роли, которую он и грает (или может играть) в обществе, а с другой – признание обществом и его социальными институтами, прежде всего и главным образом, государством этих места и роли. Под таким углом зрения права и свободы естьодновременно и социальные притязания людей (групп, объединений), т.е. обращенные к обществу и государству требования по удовлетворению их тех или иных экономических, социальных и других потребностей и интересов (а), и своего рода политико и юридически оформленное посредством принципов и положений образовательной политики и норм законодательства государства согласие последнего с этими притязаниями и на их удовлетворение, защиту и охрану (б).

В подлинно правовом демократическом обществе обе эти стороны находятся в гармонии, т.е. в состоянии сбалансированности потребностей и интересов общества 5 и его членов, государства и его граждан, коллективного и индивидуального начал общественной жизни. 6

Третье. Притязания могут носить как естественный, так и социальный характер. В первом случае они отражают потребности и интересы, присущие каждому человеку как биосоциальному существу, во втором – потребности и интересы, присущие индивиду как гражданину конкретного государства. В этом плане становится понятным различие между правами и свободамичеловека игражданина. Что же, кстати говоря, касается прав и свобод личности, то в данном случае мы имеем дело со своего интеграцией первых двух аспектов, поскольку понятие личности так или иначе связано с особенностями сочетания «человеческого» и «гражданского» по мере социализации конкретного человека.

Четвертое. Права и свободы есть гарантированные действующим законодательством меры возможного, дозволенного и, тем самым, ограниченного в определенных нормативно-правовых рамках социально значимого поведения различных участников общественных отношений. В этом смысле понятие «права и свободы» находится в одной смысловой плоскости, и даже в известном отношении совпадает по своему содержанию, с понятием «юридические субъективные права», относящемуся к содержанию всякого правоотношения.

Пятое. Несмотря на свою смысловую близость, понятия «права» и «свободы» как центральные категории теории прав человека (Л.И. Глухарева, В.М. Капицын, Е.А. Лукашева, Р.А. Мюллерсон и др.) все же не являются равнозначащими.Права – это социальные притязания, предполагающиеактивную роль государства в их обеспечении, защите и охране (право на жизнь, право на личную неприкосновенность, право на жилище и т.п.).Свободы – социальные притязания, предполагающие, напротив,пассивную роль государства в реализации соответствующими субъектами своих потребностей и интересов (свобода слова, слова вероисповедания, свобода политических объединений и т.п.). 7 Иначе, государство как ведущий социальный институт общества не может и не должно произвольно, т.е. по своему личному усмотрению,незаконно вмешиваться в реализацию таких индивидуально и социально значимых актов. Другое дело, когда такие свободы используются в ущерб другим людям, обществу и государству т.е. имеет место злоупотребление этими свободами. В этом случае государство не просто может, но уже обязано действовать активно в интересах прав и свобод других членов общества, самого общества и своих собственных государственных –интересах. Но именно здесь и возникает исключительно важный, сложный и практически всегда актуальный вопрос о критериях и способах вмешательства государства в реализацию прав и свобод.

Проведенный краткий экскурс в теорию прав человека дает возможность раскрыть сущность и содержание понятия «право на образование» более предметно. Учитывая сказанное, характеристика понятия «право на образование» может быть представлена следующими положениями.

1. Каждый человек, независимо от его места рождения и проживания, национальности, пола и иных особенностей, характеризующих его социальный статус, с момента своего рождения может притязать (лично сам или же через своих родителей (либо иных законных представителей – опекунов, попечителей) на то, чтобы общество, в лице своих институтов и, прежде всего, государственных, оказало ему помощь в конструктивной социализации, т.е. во включении его в такие общественные (культурные, экономические, моральные, юридические и иного характера) связи, которые обеспечили бы ему занять определенное место в системе социальной иерархии и реализовать свои те или иные личные и социальные потребности и интересы.

2. Данные притязания выражаются, как можно сделать вывод из результатов буквального толкования слова «каждый», любым человеком, независимо от места его рождения и проживания, половых, расовых, рациональных, религиозных и иных особенностей. Это вполне понятно, поскольку такого рода притязания могут иметь место только в человеческом обществе. Вне его такие притязания бессмысленны. Применительно к праву на образование каждый человек каждый может притязать на обеспечение общественными институтами его конструктивной социализации через получение, усвоение и освоение определенного багажа знаний, умений и навыков.

В то же время, слово «каждый» имеет абстрактный характер, абстрактный в том смысле, что любой человек находится не только в «общечеловеческих» связях с другими людьми, но и, что особенно важно, в достаточно строго определенных политико-правовых связях с конкретных государством и его законодательством, являясь гражданином (подданным) такого конкретного государства. Тем самым, гражданину, имеющему в зависимости от типа государства, политического режима, господствующего в данном обществе, особенностей политико-правового статуса этого гражданина, различный «набор» прав и свобод, корреспондирует и набор обязанностей государства (а в его лице и общества) по гарантированию этих прав и свобод, как естественных, так и социальных.

Но может ли государство гарантировать то же «образовательное» притязание гражданину другого государства? Не вдаваясь в подробности этой темы, ограничимся лишь замечанием, что в Российской Федерации (как, впрочем, и в любом другом современном демократическом государстве) действительно каждый может реализовать свои потребности и интересы образовательного свойства, но только в том случае, если этот «каждый» проживает на территории Российской Федерации на законном основании. 8

3. Право на образование, точнее, его осуществление предполагает, как отмечалось, активную роль государства в гарантировании этого вида социального притязания. Конечно, само общество никак не отчуждено от своей роли, поскольку речь идет все-таки о социализации (общей или профессиональной), однако основная роль принадлежит все же именно государству как ведущему социальному институту, определяющему вектор исторического развития общества и его этнонациональную, культурную, социально-экономическую, политико-правовую целостность, «самость». И когда в средствах массовой информации порою ставится вопрос, кто же должен главным «ответственным» за образование – общество или государство – такая постановка вопроса, на наш взгляд, в корне неверна. Иное дело, что конкретное государство на том или ином этапе своего развития в лице конкретных своих представителей (Президента, правительства, высших органов управления образованием) проводит непродуктивную, непродуманную стратегию своей политики в области образования, с чем мы сталкиваемся в последние годы в нашей стране. Однако, это никоим образом не ведет к выводу что государство как ведущий социальный институт «должно» быть исключено из числа субъектов управления образованием.

4. Всякое право, в том числе и право на образование является, в известном смысле, и обязанностью. Боле того, как свидетельствует и законодательство, и юридическая практика, и сама жизнь в целом, многие права у людей «появляются» лишь после того, как человеком выполнены некие общественные (и юридические) обязанности. В свою очередь исполнение прав приводит к возникновению новых обязанностей, те – к появлению других прав и т.д. В других случаях мы видим, что некоторые права просто сливаются с обязанностями (примером тому может служить реализуемое педагогом право преподавать определенную дисциплину и одновременно его обязанность этого преподавания, но после того лишь, как между ним и образовательным учреждением будет заключен трудовой контракт).

Именно к такому роду прав относится и право на образование. До определенного возраста (этот возраст различен в разных странах), до определенной ступени (уровня) системы образования (этот уровень также различен в разных странах), а также с учетом степени социально-экономической развитости общества, право на образование практически и юридически является обязанностью человека (гражданина) получить и освоить тот иной минимум знаний, умений и навыков, который (минимум) гарантирует необходимые и достаточные условия социальной коммуникации этого гражданина. Обычно данная обязанность получать «минимальное» образование связана с институтом школьного (общего) образования и юридически закрепляется в конституционных и других законодательных актах. Так, обязанность получения общего образования предусмотрена частью 1 ст.43 Конституции РФ (см. выше). Такая же обязанность предусмотрена, скажем, частью 2 ст. 53 Конституции Украины, частью 4 ст. 27 Конституции Испании, частью 2 ст.26 Конституции Японии и др. Другое дело, что обязательным в одних странах объявляется основное общее образование (Россия, Испания), в других – полное общее среднее образование (Украина), в третьих – начальное образование (Италия). А вот, например, по Конституции Польши обязательной является учеба для всех, не достигших 18 лет (часть 1 ст. 70). В той же части 2 ст. 26 Конституции Японии устанавливается обязанность всех, на чьем попечении находятся дети, обеспечить их образование, хотя о каком именно образовании идет речь, законом не оговаривается.

Анализ многочисленных текстов статей международных актов, конституционных актов различных государств, а также ст. 43 Конституции Российской Федерации, посвященных праву на образование, изучение различных научных исследований и комментариев к законодательству, дают основания выделить, помимо сказанного, еще ряд важных черт этого права на образование.

Первое. Право на образование естьинтегральное право , которое, пусть и в разной степени, но может быть отнесено к различным группам прав и свобод человека – социальным, культурным, гражданским (личным).Социальным (а именно к этой группе его обычно относят) право на образование является уже потому, что образование, как уже было показано, есть, с одной стороны, одна из ведущих социальных подсистем общества. Кроме того, право на образование как социальное право предполагает создание системы государственных гарантий получения образования каждым человеком, выступающее важнейшим условием его успешной социализации.

Право на образование есть одновременно икультурное право. Ведь именно через образование и посредством образования человек приобщается к различным аспектам культуры человечества вообще и национальной культуры, в частности. Именно образование есть определяющий фактор формирования у человека и им самим личной гражданской, политической, правовой, нравственной культуры, т.е. всего того, что и конституирует его как Личность.

Право на образование есть, наконец, игражданское ,личное право человека, которое реализуется им самостоятельно, по своему усмотрению после выполнения им (при помощи родителей или законных представителей) своей гражданской (общесоциальной) обязанности получить общее образование. Ведь человека, получившее общее образование, как известно, никто формально (юридически, в том числе Конституция РФ) не принуждает и не может принудить в обязательном порядке поступать в учреждения профессионального образования для продолжения учебы. Иное дело, что такое принуждение существует объективно в том смысле, что сама жизнь, потребности общества, потребности, наконец, самого человека, ставшим «зрелым», т.е. способным самостоятельно принимать социально значимые решения, гражданином после получения «аттестата зрелости», обусловливает необходимость выбора своего дальнейшего жизненного пути, а тем самым приобщения к конкретному виду профессиональной деятельности, ее критериями и требованиями. Тем самым человек оказывается в ситуациинеобходимости , т.е.обязанности выбора того или иногопрофессионального образования. Однако, законодательно, в т.ч. конституционно, гарантируется не обязанность, а именно возможность такого выбора, исходя из того, получение профессионального образования, равно как и общего, не является чьей-то привилегией: каждый человек, независимо от пола, национальности, социального происхождения, способностей, вправе (имеет законодательно обеспечиваемую возможность) получатьлюбое образование.

Как можно видеть, в данном случае имеет место определенная коллизия, несоответствие между законодательными возможностями и объективными, практически (жизненно) обусловленными реалиями в области реализации права на образование. Об этих коллизиях и некоторых других, связанных с ними моментах, ниже будет сказано более подробно.

Второе. Право на образование естьконституционное право. Это право закрепляется и, тем самым, гарантируется конституционными актами всех современных демократических государств. Уже одно это обстоятельство свидетельствует о том, что праву на образование государством и обществом посредством Основного закона придается исключительное значение. Помимо сказанного ранее, ст. 43 Конституции Российской Федерации, как и многие другие статьи, закрепляющие и гарантирующие иные права и свободы, подтверждает признаваемый частью 4 ст. 15 Конституции РФ примат международного права в российской правовой системе.

Как и многие другие конституционные права человека и гражданина, право на образование представлено в Конституции РФ максимально обобщенном виде. Конкретизация этого права находит свое выражение в значительном образовательном нормативно-правовом массиве, в котором ведущее место занимаютзакон РФ «Об образовании» (1992) иФедеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996). Эти законодательные акты, равно как и подзаконные образовательные нормативно-правовые акты, выступающие источниками российского образовательного права, будут предметно рассмотрены в главе 4 настоящего пособия.

Третье. Право на образование естьправо относительное. В теории прав человека выделяютсяабсолютные (основные) права человека и праваотносительные. Критерием такого различения выступает возможностьограничения того или иного права федеральным законодательством, в том числе в условиях в условиях чрезвычайного положения (часть 3 ст. 55 и ст. 56 Конституции РФ).


Абсолютные права – это права, которые не могут быть ограничены (введение такого ограничения, повторим, возможно только федеральным законом) вообще и даже в условиях такого чрезвычайного положения. В соответствии с ч. 3 ст. 56 Конституции РФ к таким абсолютным правам относятся, например,право на жизнь, достоинство личности, свобода совести и вероисповедания и др.Относительные права – права, которые могут федеральным законом в условиях чрезвычайного положения (право на жилище, право на пользование родным языком и др.). В число таких относительных прав Конституция РФ включает и право на образование. Это означает, что данное правоможет быть ограничено в силу разных причин в различных масштабах и аспектах по усмотрению федерального законодателя.

Четвертое. Право на образование –право всеобщее. На данную особенность уже было обращено внимание. Здесь лишь подчеркнем, что право на образование распространяется не только на всех без исключения граждан Российской Федерации (и лиц, проживающих на территории РФ на законных основаниях), но и лиц различного возраста. Это обстоятельство в последние годы становится все более актуальным как за рубежом, так и в нашей стране. Скажем, все больше граждан среднего и, что характерно, особенно пожилого (после 55 лет и даже значительно старше) возраста проявляют реальный интерес к получению первого или второго или даже третьего высшего образования. Такой феномен представляет интерес, прежде всего, для социологической науки, хотя эдукологические, педагогические и правовые исследования тоже не могут обходить его.

Пятое. Право на образование предполагаетдоступность образования для каждого. Доступность образования – это, прежде всего, свобода получать как общее, так и профессиональное и послевузовское образование в соответствии с убеждениями родителей, собственными желаниями и возможностями. В этом плане доступность образования органически связана с всеобщностью соответствующего права. В то же время, как показывает практика, эта сторона права на образования является одной из наиболее проблематичных в силу самых разных причин. В современном мире отмечают целый ряд противоречий в развитии образовании, в том числе российского, с точки зрения обеспечения именно его доступности.


Одно из них состоит в увеличении числа учащихся и сокращении при этом государственных расходов на образование. Провозглашенное формальное равенство на образование сопровождается и другим противоречием - усилением неравенства в доступе к образованию в том плане, что государство должно хотя бы не создавать дополнительные финансовые трудности лицам, которые хотят получит или уже получают образование.

Другое противоречие тесно связано с предыдущим и отражает усиливающиеся финансовые трудности образовательных учреждений. Объективно увеличивающиеся запросы системой образования по финансированию своего развития сопровождается сокращением финансового обеспечения государством даже «своего» – государственного – сектора системы образования. Ярким тому примером может служить принятый 22 августа 2004 года Федеральный закон № 122-ФЗ, в соответствии с которым государство ясно дало понять, что оно все дальше, прежде всего, в финансовом отношении, отдаляется от нужд образования.

Более подробно доступность образования раскрывается в п.3 ст. 2 закона РФ «Об образовании» как принцип, на котором основана образовательная политика государства и общества. В этом законе, в отличие от Конституции РФ, доступность образования как принцип образовательной политики получила юридическое закрепление в иной формулировке, а именно какобщедоступность образования. В ст. 5 того же закона определено понятие общедоступности как независимости от расы, национальности, языка, пола, возраста и состояния здоровья; социального, имущественного и должностного положения; социального положения; места жительства; отношения к религии, убеждения; партийной принадлежности; наличия судимости. Не вдаваясь в детали логико-понятийного анализа, можно констатировать, что основное содержание обоих понятий – «доступность образования» и «общедоступность образования» – практически совпадает.

Как можно видеть, доступность образования в законодательном конституционном) смысле определяется двумя основными факторами, опосредующими функционирование системы образования: политикой государства в этой сфере, характеристика которой дается в следующем разделе, и уровнем материального благосостояния его граждан, которое в наше время является едва ли главным неюридическим ограничителем права на образования.