Множественное число существительных русский язык. Единственное и множественное число существительных

Трудные формы множественного числа имен существительных

К числу форм имен существительных, образование которых может быть связано с определенными затруднениями, следует отнести формы множественного числа именительного падежа (директоры или директора, клапаны или клапана? ) и формы множественного числа родительного падежа некоторых существительных (пять граммов и пять грамм, пять апельсинов или пять апельсин ?)

1. Формы множественного числа именительного падежа существительных: директоры или директора?

Форма именительного падежа множественного числа существительных проверяется в словарном порядке (по словарю). См. рубрику "Проверка слова" на нашем портале. Обратите внимание: поиск слова в словарях осуществляется по начальной форме (именительный падеж, единственное число)!

Словарная статья читается следующим образом: если в статье нет особых указаний на форму множественного числа (помета мн. ), то для образования формы именительного падежа множественного числа используется окончание или . Если же требуется иное окончание (или допустимы варианты), то ставится помета: мн. -а . Например:

В современном русском литературном языке варианты, колеблющиеся в форме им. п. мн. ч., насчитывают свыше 300 слов. Очагом распространения флексии -а (-я) являются сферы просторечия и профессионального языка. В связи с этим формы на -а, (-я) имеют часто разговорную или профессиональную окраску: договора, слесаря, токаря . Формы же на -ы (-и) более нейтральны и для большинства слов отвечают традиционным нормам литературного языка. Однако в некоторых случаях формы на -а, (-я) уже вытеснили формы на -ы (-и) .

Кроме этого, можно запомнить ряд закономерностей, облегчающих выбор флексии (окончания) именительного падежа множественного числа:

    Склоняемые существительные среднего рода, начальная форма которых оканчивается на -КО, имеют безударную флексию мн. ч. им. п. (личики, перышки, яблоки ). Исключение составляют существительные с ударными окончаниями мн. ч.: войска и облака .

    Остальные существительные среднего рода в форме мн. ч. принимают окончание -а (-я): болота, поля, моря, окна .

    Форма на -а, -я у некоторых слов может быть единственной или преобладающей: бок - бока (боки только во фразеологическом сочетании руки в боки ); век - века (веки только во фразеологических сочетаниях в кои-то веки, на веки вечные, во веки веков ), глаз - глаза, луг - луга, мех - меха, снег - снега, стог - стога, шелк - шелка .

    Формы могут иметь разное значение: тона (о цвете) и тоны (о звуке), хлеба (о злаках) и хлебы (о печеном хлебе), цеха и цехи (на предприятии) и цехи (средневековые организации ремесленников).

    Формы существительных могут различаться по стилистической окраске: борта и устар. борты; дома и устар. домы; корма и устар. кормы; рога и устар. и поэт. роги; сорта и устар. сорты; тома и устар. томы, а также громы и поэт. грома; гробы и поэт. гроба.

    Наконец, формы существительных могут быть равноправными и взаимозаменяемыми: года и годы (но: годы юности, тяжелых лишений; девяностые, нулевые годы ), цеха и цехи (на предприятии), шторма и штормы .

    Чтобы решить вопрос о статусе "спорной" формы слова (ненормативная, вариантная, стилистически окрашенная и др.), в любом случае нужно обратиться к словарю.

Нестандартно множественное число образуется у слов ребенок - дети, человек - люди, дно - донья и некоторых других.

2. Формы множественного числа родительного падежа существительных: пять граммов или пять грамм?

Для большей части существительных мужского рода, в начальной форме оканчивающихся на твердый согласный (апельсин, помидор, мухомор, компьютер, носок ), характерно окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа: апельсинов, помидоров, мухоморов, компьютеров, носков и т. д. Из этого правила можно выделить обширный ряд исключений - подобных существительных, но имеющих в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание: один чулок - нет чулок, один осетин - пятеро осетин, один грамм - пять граммов и пять грамм и т. п. К числу таких слов относятся:

    Названия людей по национальности и по принадлежности к воинским соединениям, преимущественно употребляющиеся в формах множественного числа в собирательном значении: мадьяры - мадьяр, туркмены - туркмен, гардемарины - гардемаринов и гардемарин, партизаны - партизан, солдаты - солдат; сюда же относится форма р. п. мн. ч. человек .

    Названия парных предметов: ботинки - ботинок, глаза - глаз, манжеты - манжет, погоны - погон, чулки - чулок, эполеты - эполет, сапоги - сапог .

    Названия мер и единиц измерения: 220 вольт, 1000 ватт, 5 ампер, 500 гигабайт . Если же такие названия употребляются вне "измерительного" контекста (иначе говоря, форма родительного падежа не является счетной), то используется окончание -ов: жить без избыточных килограммов, не хватает гигабайтов .

Нужно отметить, что названия плодов, фруктов и овощей, представляющие собой существительные мужского рода, в начальной форме оканчивающиеся на твердый согласный (апельсин, баклажан, помидор, мандарин ), в форме родительного падежа мн. ч. имеют окончание -ов: пять апельсинов, килограмм баклажанов, Новый год без мандаринов, салат из помидоров .

Для некоторых существительных образование форм мн. ч. род. п. затруднено; это слова мечта, мольба, башка . Напротив, слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы мн. ч. род. падежа.

См.: "Русская грамматика", М., 1980.

Имена существительные - это главная составляющая нашей речи. Из множества возможных слов мы всегда выбираем более подходящие нам по стилю и окраске. То, как человек строит свою речь, может очень многое сказать о его личности и складе ума собеседнику. Поэтому очень важно уметь грамотно и четко выражать свои мысли. Для этого необходимо знать основы грамматики русского языка и уметь их применять в реальной жизни во время общения с людьми. В данной статье разберем такую категорию, как число имен существительных.

Существительное в русском языке может употребляться в виде одной из двух возможных форм - в единственном числе либо во множественном. Число является одним из главных признаков части речи под названием имя существительное. Но существуют русские существительные, которые можно использовать в речи только в единственном или же лишь во множественном числе. Разберемся во всем по порядку.

Существительные единственного числа

С существительными в единственном числе в общем-то все ясно и понятно даже без грамматических правил: они обозначают одну вещь или лицо, то есть любые (например, ручка, книга, дом, кошка). Такие существительные в единственном числе имеют свой род (женский, мужской или средний; иногда общий), а также, вне зависимости от числа, склоняются по падежам.

Существительные множественного числа

Те же самые существительные можно использовать и во множественном числе (ручки, книги, дома, кошки). Это имена существительные, обозначающие несколько предметов. Очень часто в русском языке встречаются существительные, имеющие форму только множественного числа. О них вы сможете прочитать ниже.

Существительные во множественном числе, в которых часто делают ошибки

О самых частых ошибках в бытовой речи в русском языке можно бы было написать не одну полноценную статью, но здесь сосредоточим наше внимание только на неправильном употреблении существительных. У имен существительных множественное число и правильное образование форм очень часто подвергаются сомнению.

Обязательно стоит обратить внимание на правописание следующих слов в родительном падеже: сапоги - сапог, валенки - валенок, ботинки - ботинок, солдаты - солдат, места- мест, яблоки - яблок.

А ошибки в использовании этих слов в родительном падеже можно очень часто услышать в продуктовых магазинах: мандарины - мандаринов, нектарины - нектаринов, помидоры - помидоров, апельсины - апельсинов. Существительные, имеющие форму только множественного числа, несколько отличаются от данных в плане склонения по падежам.

Образование форм множественного числа: особенности

Порой в образовании формы множественного числа для определенной категории существительных возникают некоторые трудности. В русском языке нет как таковых правил, определяющих, какое окончание требуется для множественного числа имен существительных, которые в конкретный момент нам необходимо применить. Поэтому бывает довольно сложно правильно употребить слово. Давайте обратим внимание на особые случаи, касающиеся множественного числа существительных. Их лучше просто заучить, дабы не делать ошибок и не сомневаться в правильном употреблении слов.

В первую очередь это существительные мужского рода (с в единственном числе), с окончаниями -ы, -и, чаще всего обозначающие профессии. Например, тренер - тренеры (не тренера!), договор - договоры, бухгалтер - бухгалтеры, лектор - лекторы, крем - кремы и так далее.

Следующая группа - это такие же существительные, как в предыдущей, но с окончаниями -а, -я: профессор - профессора, доктор - доктора, директор - директора, якорь - якоря и так далее.

Имена существительные, всегда используемые в единственном числе

В русском языке есть немало существительных, не изменяющихся по числам и всегда употребляющихся исключительно в форме единственного числа. Рассмотрим группы, на которые условно можно разделить такие существительные:

Обозначающие разные чувства, особенности состояния и человеческие качества (нежность, гнев, злость, ненависть, похоть, зависимость, безопасность, слабость, доброта);

Обозначающие признаки предмета (серость, голубизна, краснота, худоба, полнота, плотность);

Вещественные (нефть, золото, сталь, олово, серебро, никель, сахар, сметана, масло, жемчуг);

Обозначающие несколько каких-то одинаковых предметов в совокупности (посуда, листва, детвора, зверье);

Обозначающие предметы, существующие во всей природе в единственном экземпляре (Солнце, Земля, небо, Луна); к этой же группе относятся географические названия (Аргентина, Стокгольм, Москва, Иртыш, Новосибирск, Крым, Обь).

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа

Только во множественном числе существуют в русском языке следующие имена существительные:

Обозначающие разного рода вещества (румяна, духи, чернила, дрожжи);

Обозначающие предметы в паре (джинсы, грабли, ролики, брюки, лосины, штаны, гетры, очки, санки, салазки);

Обозначающие игры или какие-то процессы (шашки, салочки, прятки, жмурки, догонялки, выборы);

Обозначающие природные явления или временные отрезки (сутки, каникулы, сумерки, будни);

Являющиеся географическими или астрономическими названиями (Сочи, Альпы, Курилы, Весы).

Итак, суммируем: в русском языке существует две формы имен существительных - единственная и множественная. Большинство слов имеют обе формы, однако встречаются и существительные, имеющие форму только множественного числа, ну и, конечно, те, которые употребляются только лишь в единственном числе.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Число имени существительного. Существительные, имеющие форму только множественного числа

Дорогие ребята! На уроке «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа» вы познакомитесь с грамматической категорией числа. Сегодня вы узнаете, что имена существительные не всегда могут употребляться в единственном числе. Обязательно запомните лексические группы слов, имеющих форму только множественного числа.

Как вы знаете, существительные имеют два числа - единственное и множественное. Пирожное Пирожные

Среди имён существительных есть такие, которые имеют форму только множественного числа. Подумайте, можно ли слово ножницы поставить в форму единственного числа? Ножницы Ножницы Существительное ножницы не имеет формы единственного числа

Значения существительных, которые имеют форму только множественного числа названия составных и парных предметов: штаны, санки, щипцы, вилы, носилки; названия материалов или их остатков: дрожжи, сливки, опилки, хлопья, духи; названия промежутков времени, игр: сутки, каникулы, салочки; некоторые географические названия: Альпы, Сокольники, Афины; названия действий и состояния природы: сумерки, заморозки, сборы, переговоры.

Обратите внимание! Не все существительные, обозначающие парные предметы, имеют форму только множественного числа: ботинки - ботинок сапоги - сапог

Найдите имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Тиски, чашки, грабли, инструменты, тени (для век), жмурки, опилки.

Это интересно! В лингвистической науке имена существительные, которые имеют форму только множественного числа, часто называют на латинском языке pluralia tantum (« плюралиа тантум »).

Тренажёр. Существительные, имеющие форму только множественного числа Укажите слова, которые имеют форму только множественного числа. 1. Настенные часы в комнате матери пробили полночь. 2. К празднику родители купили Мишке новые брюки. 3. Первые заморозки в этом году начались рано, ещё в сентябре.

Тренажёр А. Напишите 10 существительных, которые могут иметь форму только множественного числа, и составьте с ними 2 - 3 предложения. Б. Определите, какие существительные в предложениях имеют форму только множественного числа. 1. После долгих переговоров были подписаны важные соглашения. 2. Это ещё вилами на воде писано (посл.). 3. Она бежала по лестнице, держась за перила.

Тренажёр Составьте распространённые предложения, где подлежащими были бы данные слова, а сказуемые должны быть выражены глаголами в настоящем времени. Грабли, чернила, жмурки, дрожжи, хлопоты.

Важный вывод Есть такие существительные, которые могут иметь форму только множественного числа. Слова ножницы, горелки, ворота имеют форму только множественного числа. К ним относятся названия составных и парных предметов; названия материалов или их остатков; названия промежутков времени, игр; некоторые географические названия; названия действий и состояния природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3. Тема урока «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

План-конспект урока русского языкас приложением для учащихся 5-х классов Няч Ольга Рамильевна,учитель русского языка и литературы Конспект учебного занятия Предмет: русский...

Конспект урока по теме « Множественное число имён существительных» в 5 классе (ФГОС).

Тема урока: «Множественное число имен существительных».

Тип урока : ОЗН (открытие нового знания) с применением ТДМ (технологии деятельностного метода)

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия

Цели урока:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с особенностями образования множественного числа существительных;

Развивающие:

  • развивать исследовательскую, творческую деятельность учащихся;
  • развивать коммуникативные способности учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение к процессу познания;
  • интерес к родному языку.

Оборудование:

Проектор, электронная презентация, карточки с заданиями.

Формы работы учащихся : групповая, индивидуальная

Планируемые результаты:

1. Предметные:

знать особенности образования множественного числа существительных;

освоение правописания окончаний имен существительных множественного числа.

2. Метапредметные:

Познавательные:

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

извлекать информацию из различных источников;

давать определения понятиям;

объяснять языковые явления;

строить рассуждение;

приводить примеры в качестве доказательства;

устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности;

составлять план действий, работать по плану;

прогнозировать, корректировать свою деятельность;

выдвигать версии решений;

анализировать и оценивать собственную работу.

Коммуникативные:

уметь сотрудничать в группе;

учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения;

высказывать и отстаивать свою точку зрения;

договариваться, задавать вопросы по теме;

выступать перед аудиторией.

3. Личностные:

выражать положительное, осознанное отношение к учению;

оценивать собственную учебную деятельность;

применять правила сотрудничества в группе.

Ход урока

Вступительное слово учителя. (2 слайд)

Язык наш - универсальное средство общения, средство передачи знаний, мудрости от одного поколения другому. Свободное владение родным языком - признак культуры человека. И потому, чтобы стать культурными людьми, уметь свободно общаться, грамотно писать, нам нужно постигать тайны языка. Эти тайны вы открывали в начальных классах, уже узнали о том, что изучает орфография, можете назвать некоторые виды орфограмм, знаете, как правильно произносить слова. Сегодня мы продолжим работу над совершенствованием культуры нашей речи.

2.Орфоэпическая разминка . (На столе у каждого ребенка карточки со словами, в которых нужно поставить ударение): (3 слайд)

Алфавит, ворота, у доски, на доску, жила, жило, звонишь, километр, облегчить, свёкла, торты, без торта, углубить, упростить, шофёр, щавель.

(взаимопроверка с соседом по парте, сверяются по слайду презентации, выставление друг другу оценок)

3.Актуализация знаний - определение темы урока

Орфографическая разминка. (4 слайд) Записать существительные, определить склонение. (пишут на этом же листочке под диктовку учителя):

Баскетбол, вагон, гардероб, здание, компьютер, маршрут, почерк, профессии, хоккей. (Проверка по слайду презентации, выставление оценок друг другу.)

Какое из всех слов является лишним? (профессии)

Почему? (Оно одно во множественном числе)

Определите тему сегодняшнего урока. (Множественное число существительных)

Запишите в тетради число и тему урока «Множественное число имен существительных» (5 слайд)

Если я вас попрошу образовать существительные множественного числа, вы сможете это сделать?

Гриб - , стул - , окно - , цветок -

А договор? договора или договоры?

4.Целеполагание. Проблема урока.

Проблема: Как определить окончания у имен существительных множественного числа? (6 слайд)

Определите цель свою на урок.

Материал для наблюдения: Поставьте пропущенную букву. (7 слайд)

Болото - болот.., войско - войск.. болото - болот.., век - век.. шелк - шелк..., инженер - инженер…, директор - директор…, договор - договор…, мысль - мысл…, буква - букв… тон (о цвете) - тон…и тон (о звуке) - тон…, хлеб (о злаках) - хлеб… и хлеб (о печеном хлебе) - хлеб…,

Год - (года и годы), цех - (цеха и цехи (на предприятии), шторм - (шторма и штормы).

Затрудняетесь?

5.Решение проблемы. (8 слайд)

Как узнать, правильно ли вы выполнили задание? (спросить у учителя, найти в словаре, отыскать в интернете). Работа в группах . Первым предлагается таблица в учебнике и на слайде, вторым - орфоэпический словарь с указанием страниц, на которых расположены трудные слова, третьим - интернет в помощь.

После того как окончания определены, обобщается способ действия.

Можно ли как-то сгруппировать слова?

1. мужской род

2. женский род

3. средний род

Попробуйте в виде таблицы или в виде словообразовательной модели представить новые знания. (9 слайд)

1. мужской род - а (- я); - ы (- и)

2. женский род - и (- ы)

3. средний род - а (- я)

Как различить окончания мужского рода?

По произношению: - а (- я) под ударением, дополните таблицу.

Сравните полученную таблицу с таблицей в учебнике с. 218.

А как быть со словами (хлеб, тон?) (зависит от значения, нужно сверяться со словарем). А слова: год, цех, шторм? (двоякое или равноправное употребление обеих форм).

6. Рефлексия

Что было самым трудным? Интересным? (10 слайд)

7. Физкультминутка. (11 слайд)

Упражнение 550

Что общего у слов 1 - й, 2 - й, 3 - й группы? Прочитайте и запомните слова (читает 1 ученик вслух). Учитель называет слово в единственном числе, если во множественном числе - ы, то стоя хлопают, если - а, приседают. Во время выполнения движения проговариваем хором слова.

Адрес - адреса, инженер - инженеры, профессор - профессора, офицер -

офицеры, мастер - мастера, торт - торты, приз - призы, доктор - доктора

8. Применение полученных знаний в новых условиях.

Упр. 552 (12 слайд)

Под какой картинкой вы подпишете листы, под какой - листья; под какой - зубы, под какой - зубья; под какой - корни, под какой - коренья? Составьте и запишите словосочетания с этими существительными.

Вопрос-шутка. Трое друзей смотрят на звездное небо. 1-й говорит: «Сколько звездов на небе!» 2-й его поправляет: «Не звездов, а звездей!, а третий смеётся: «Эх вы, грамотеи! Таких словов и вовсе нет!»

А как правильно?

Форму какого падежа не могли правильно образовать мальчики? (родительного)

(13, 14 слайды) Перед вами слайд с изображением предметов. Употребите в речи эти существительные во множественном числе родительного падежа. (Много апельсин, помидоров, носков, чулок). Проверка по слайду. Запомнить!

Выполнить упр. 554

Найдите четвертое лишнее, объясните. (15 слайд)

Пара ботинок, сапог, чулок, носок;

много мест, дел, консерв, макарон;

килограмм апельсинов, яблоков, абрикосов, помидоров;

группа инженеров, партизанов, офицеров, тренеров;

песни грузинов, цыганов, таджиков, татаров.

Упражнение на внимание (устно):

Будь внимателен! Образуйте множественное число от единственного: дуга - дуги, рука - руки, мука - ? Звонарь - звонари, грек - греки, человек - ?

Будь внимателен! Образуйте единственное число от множественного: певцы - певец, венцы - венец, щипцы - ? Олени - олень, пони - ? успехи - успех, доспехи - ? Объясните.

Перед вами существительные, оканчивающиеся на шипящий. В каких из этих слов на конце пишется ь , а в каких нет? Сформулируйте правило. (ь пишется в сущ. Ж.р. ед ч.; не пишется в сущ. М.р. ед. ч. И в сущ. Мн.ч. р.п.) (16 слайд)

Дочь, меч, плач, с крыш, врач, около дач, товарищ, много задач, помощь, молодёжь, вещь, печь, нет передач, из училищ, этаж, малыш, луч, речь, кирпич, из-за туч.

Письменно упр. 553 (С ь или без ь? Проверка, объяснение орфограмм).

9. Домашнее задание: (17 слайд)

Параграф 98, упр. 551 или 555 (на выбор)

Индивидуальное задание (карточка): Образовать от данных слов множественное число И.п. и множественное число Р.п. Поставить ударение во всех формах.

Лектор, инженер, шофёр, бухгалтер, инспектор, слесарь, токарь, конюх, договор, возраст, крем, суп, госпиталь, директор, профессор, доктор, веер, тетерев, окорок, якорь, катер.

10.Рефлексия (18 слайд)

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

В уголок русского языка в классе вывешиваю дополнительный материал: П равописание имен существительных

Падежные окончания существительных во множественном числе.
Cуществительные мужского рода в именительном падеже множественного числа:

У существительных мужского рода в именительном падеже множественного числа возможны формы на ы(и) и а(я) : курсы, сады, гвозди, берега, края.

Формы на -а(-я) употребляются:

у многих односложных слов: бег - бега, бока, борта, века (но: во веки веков, в кои веки), глаза, дома, леса, луга, рога, снега, сорта, стога, шелка;

у слов, имеющих в единственном числе ударение на первом слоге : адрес - адреса, буера, буфера (и буферы), веера, векселя, вечера, вороха, голоса, доктора, дупеля, егеря, желоба, жемчуга, жернова, катера, кивера, кителя, колокола, купола, кучера, лемеха, мастера, невода (и неводы), номера, окорока, округа, ордера, острова, откупа (и откупы), отруба (отруб), паруса, паспорта, перепела (и перепелы), повара, погреба, поезда, потроха, сторожа, тенора (и теноры), терема, тетерева, трактора, фельдшера (и фельдшеры), флюгера (и флюгеры), холода, хутора, черепа, шафера, штемпеля (и штемпели), штуцера (и штуцеры), шулера (и шулеры), также у некоторых других слов типа директора, обшлага, профессора, рукава;

у некоторых слов-омонимов (выбор формы на а(я) или на ы(и) зависит от смысла): боровы (самец свиньи) - борова (часть дымохода), корпусы(туловище человека или животного) - корпуса (здание, войсковая единица), лагери (общественно-политические группировки) - лагеря(временная стоянка), мехи (механизм для нагнетания воздуха, емкость для вина) - меха (выделанная шкура зверя), образы (обобщенное представление) - образа (то же, что икона), ордены (организация с определенным уставом) - ордена (знак отличия), пропуски (что-нибудь пропущенное, недосмотренное) - пропуска (документ на право входа куда-либо), соболи (пушной зверек) - соболя (мех соболя), токи(движение электрического заряда в проводнике) - тока (место токования птиц, площадка для молотьбы), тоны (музыкальный звук) - тона(оттенок цвета по яркости, колориту), тормозы (перен. препятствие в развитии чего-либо) - тормоза (устройство для замедления или остановки движения), учители (глава учения) - учителя (преподаватель), хлебы (продукт, выпекаемый из муки) - хлеба (злаки на корню), цветы (цветущее растение) - цвета (окраска, световой тон).

Ср. также различие существительных, имеющих формы единственного и множественного числа, и существительных, имеющих только форму множественного числа: проводы (от провожать) и провода (от провод), счёты (приспособление для счета, отношения) - счета (финансовый документ).

Смыслоразличительную роль окончания -ы(-и) и -а (-я) выполняют в следующих словах: зубы - зубья, корни - коренья, крюки - крючья, листы - листья, мужи - мужья, сыны - сыновья, клоки - клочья [ср. также у слов среднего рода: колени (сустав) - колена (особый прием в танцах) - коленья (сочленение у трубы)].

Примечания :

1. От слова камень форма множественного числа камни (форма каменья - устаревшая).

2. При выборе соответствующей формы необходимо учитывать, что одна из форм может быть употребительной только в определенном лексическом окружении. Так, при нормативной форме века форма веки употребляется в устойчивых выражениях во веки веков, в кои веки; нормативная форма крендели уступает место форме кренделя в выражении кренделя ногами выписывать.

3. В современном языке у слов мужского рода форма на а(я) более продуктивна, особенно в устной речи, в связи с чем она чаще употребляется как средство стилистической и стилевой дифференциации; ср.: договоры (книжн.) - договора (разг.), инспекторы - инспектора, корректоры - корректора, крейсеры - крейсера, пекари - пекаря, прожекторы - прожектора, редакторы - редактора, секторы - сектора, слесари - слесаря, токари - токаря, цехи - цеха, штурманы - штурмана.

В английском языке, как и во многих других, названия многих парных предметов употребляются только во множественном числе, например, scissors (ножницы ), trousers (брюки ), glasses/spectacles (очки ), tongs (щипцы ), scales (весы ):

  • These scissors are for cutting paper.
    Эти ножницы - для резания бумаги.
  • Your trousers are too long.
    Ваши брюки слишком длинные.
  • Where are my glasses/spectacles ? I want to read the newspaper.
    Где мои очки? Я хочу прочитать газету.

Некоторые из таких существительных часто используются с выражением a pair of (пара... ), которое подчёркивает, что состоят из двух частей:

  • a pair of trousers (пара брюк)
  • a pair of jeans (пара джинсов)
  • a pair of shoes (пара ботинок/туфель)
  • a pair of slippers (пара тапочек)
  • a pair of glasses (пара очков)
  • a pair of gloves (пара перчаток)
  • a pair of earrings (пара серёг)

Примечание

Выше было сказано, что существительное scales (весы ) употребляется только во множественном числе как название парного предмета. Это справедливо для весов в их первоначальном виде, когда они представляли собой пару чашек, подвешенных к коромыслу. Но сегодня весы представляют собой электронный прибор для взвешивания, ничего общего не имеющего с весами в их первоначальном виде. Поэтому весы, на которых вы взвешиваетесь у себя в ванной, можно называть и "scales", и "scale". В США это существительное обычно употребляется в единственном числе (scale ), а в Великобритании - во множественном (scales ), хотя и американцы тоже часто говорят "scales".

Если существительное стоит во множественном числе, то и глагол при нём должен быть во множественном числе: "The scales aren’t weighing correctly … I’m sure of it!" = "Эти весы взвешивают неправильно... Я уверена в этом!"

clothes (одежда ), goods (товар, товары ), stairs (лестница ), arms (оружие ), riches (богатство, богатства ), proceeds (выручка ) употребляются, в отличие от русского языка, только во множественном числе:

  • Your clothes are dirty.
    У тебя грязная одежда.
  • In these years of globalisation the free trade of goods should not be questioned.
    В наше время глобализации нельзя ставить под сомнение свободу торговли.
  • I ran up the stairs and tore the door open.
    Я вбежал вверх по лестнице и рывком открыл дверь.
  • The police used firearms to disperse the crowd.
    Для разгона толпы полиция применила огнестрельное оружие.
  • The proceeds on the sale of the goods have been transferred into your account.
    Выручка от продажи товара переведена на ваш счет.

В английском языке существительные wages (заработная плата ) и contents (содержание ) употребляются, как правило, во множественном числе, между тем как в русском языке соответствующие существительные употребляются только в единственном числе:

  • My wages are high.
    Моя заработная плата высокая.
  • The table of contents should not contain any pictures.
    Оглавление (книги) не должно содержать никаких картинок.

Существительные potatoes (картофель ), onions (лук ), carrots (морковь ), oats (овёс ) употребляются, в отличие от русского языка, во множественном числе:

  • Potatoes are very cheap in autumn.
    Картофель очень дешёвый осенью.
  • Carrots are very healthy.
    Морковь очень полезна.
  • Spanish onions are sweet.
    Испанский лук сладкий.
  • Oats are used as fodder for horses.
    Овёс используется в качестве корма для лошадей.

Однако эти существительные могут употребляться и в единственном числе: a potato (картошка, одна штука картофеля ), an onion (луковица ), a carrot (морковка, один корешок моркови ).

Существительные people (люди ) и police (полиция ), хотя и имеют форму единственного числа, употребляются со значением множественного числа и всегда должны иметь при себе глагол во множественном числе :

  • People say that the police are investigating the case.
    (Люди) Говорят, что полиция расследует это дело.

Если существительное people имеет значение "народ как нация, верующие одной религии или люди одной расы", то это существительное употребляется в единственном числе и глагол при нём должен быть в единственном числе :

  • Hungarians are a hospitable people .
    Венгры - гостеприимный народ.

В этом же значении существительное people может также иметь и множественное число . Тогда оно принимает форму peoples :

  • The peoples of Europe have been living together for centuries.
    Народы Европы живут вместе много веков.