Нижегородская область, озеро Светлояр. Отзывы об отдыхе, история, легенды и фото. Легенды и мистика озера светлояр

Ещё не решили, где провести ближайшие выходные? Если Вы любите путешествовать и посещать необычные места, я советую Вам съездить на озеро Светлояр. Тем более в ночь с 6 на 7 июля, т.е. с субботы на воскресенье, там будет традиционно отмечаться праздник Ивана Купалы.

Озеро Светлояр , памятник природы федерального значения, находится в 100 км к северо-востоку от и недалеко от города Семёнова, родины хохломы.

Это озеро имеет идеальную овальную форму и является самым глубоким озером в и одним из самых больших озер. Его глубина составляет около 40 м, площадь — около 12 га, длина — 410 м, ширина — 315 м.

Вода в озере кристально чистая и и не зарастает тиной, сколько бы людей в нём ни купалось. А купаться в Светлояре одно удовольствие: прозрачная вода, заросли кувшинок, стаи мальков и довольно крупных рыбёшек, норовящих попробовать пловца на зубок. Такое ощущение, что купаешься в огромном аквариуме!

Еще Светлояр называют маленькой русской Атлантидой. Во время монголо-татарского нашествия в XIII веке при приближении хана Батыя с его войском процветающий град Китеж, ради спасения жителей и князя Юрия Всеволодовича с остатками разгромленного войска, стал невидимым и опустился на дно озера. По поверьям, люди, чистые душой, могут услышать на берегу озера колокольный звон шести церквей Китеж-града.

Если Вы интересуетесь народными праздниками, то наверняка знаете, что на Светлояре ежегодно проходит праздник Ивана Купалы .

Праздничные мероприятия начинаются 6 июля. В селе Владимирское, находящемся в километре от озера, отмечается день села и иконы Владимирской Богоматери. Утром в селе проходит праздничное богослужение, а потом совершается крестный ход вокруг озера. В этот день на озеро Светлояр приезжают паломники со всей области и из многих регионов России.

Во второй половине дня во Владимирском начинает работу Город Мастеров, который объединяет мастеров и ремесленников не только из Нижегородской области, но и из соседних областей. Все желающие могут принять участие в мастер-классах, посетить музей “Китеж” в селе Владимирском. Вечером проходит фестиваль “Град Китеж — душа России”.

Ночью с 6 на 7 июля, т.е. в ночь на Ивана Купалу, начинается другое действо — шествие вокруг озера со свечами. По преданию, если в эту ночь загадать желание, зажечь свечу и обойти с ней озеро три раза, то желание непременно сбудется. Надо сказать, церковь не одобряет языческий праздник. Однако на Ивана Купала Светлояр посещают тысячи человек.

В эти выходные Вы можете приехать на Светлояр в качестве паломника, язычника или просто отдыхающего. Впрочем, посетить озеро можно и в любой другой день. Каждое утро туда стекаются толпы посетителей из Нижегородской области и близлежащих регионов. Незабываемые впечатления от озера и купания в нём Вам гарантированы!

ОЗЕРО СВЕТЛОЯР ("Шамбала России") - легендарный водоем, расположенный в Нижегородской области. По данным местного краеведа Н.Н.Хлопушина, озеро имеет ледниково-карстовое происхождение; карстовый провал, последовавший в результате небольшого землетрясения, увеличил глубину озера до 25,5 метра при сравнительно небольших размерах - 454х344 метра. Обычный эпитет, которым награждают Светлояр - "Жемчужина опрокинутого неба в зеленой оправе леса". Окрестности озера славятся своими хрономиражами, некоторые видят в воде отражение куполов легендарного Китежа и слышат колокольный звон.

Происхождение Светлояра окружено ореолом легенд. По данным, собранным исследователями Владимиром ИНКИНЫМ и Валерьяном ТУРЫГИНЫМ, их самый древний, языческий пласт связан со злобной богиней Туркой. Скакала она на лихом коне и стегала людей за грехи, пока не провалилась под землю, и не возникло на этом месте озеро... Второй пласт легенд относится к временам нашествия Батыя. Один из русских пленных не выдержал пыток и показал татарам тайные тропы. Но по молитвам жителей Китежа высокие силы укрыли его на дне озера... Третий пласт легенд - раскольничий, в нем роль татар отводится никонианцам... Сами же исследователи часто именуют озеро "Шамбалой России".

Над озером достаточно часто наблюдаются различные аномальные явления. Например, сообщалось о полете НЛО розово-фиолетового оттенка в форме юлы, совершавшего движения по типу "падающего листа" ["НЛО" 1998, N 4, с.28]... Создательница во многом уникального школьного краеведческого музея Л.Н.Жебель в ноябре 1996 года увидела над озером огромный светящийся косой крест, образованный двумя лучами, выходившими с разных концов озера... А в марте 1996 на льду озера появились необычные следы: они тянулись ровной цепочкой на несколько десятков метров с длиной шага 1,5 метра и исчезали так же неожиданно, как и начались. Различия правой и левой ноги не было. Пятка первого следа была утоплена глубже носка, а у последнего следа был глубже утоплен носок. Следы держались долго, пока не растаял лед.

Исследователи встречались и со свидетелями колокольных звонов града Китежа. Как правило, эти люди незадолго до "звонов" приехали жить в район Светлояра. Типичная ситуация такова: очевидец идет куда-то по своим делам один или с кем - то еще и вдруг слышит колокольный звон. Причем напарник слышит этот звон не всегда. Удивленный очевидец начинает выяснять у священников, в чем дело, и обнаруживает, что церковные колокола не звонили. Локализовать источник звука не удается, хотя в одном случае звон шел из центра озера! 23 августа 1997 года в 4.39 Инкин и Турыгин, лежа в палатке, ясно слышали как бы удары молотом в металлический рельс. Звук был именно металлическим, но без колокольного резонанса. Он шел издалека и длился секунд пятнадцать.

Другую загадку принесла проходившая мимо лагеря исследователей очевидица уникального явления. Приехав несколько лет назад жить в село Владимирское, она однажды проходила в полдень мимо озера и увидела на водной глади отражение церкви! На берегах Светлояра церквей нет, и, тем не менее, красивая церковь золотистого оттенка отражалась в озере, как если бы она действительно стояла на берегу!.. Кстати, в том направлении неоднократно наблюдались и пролеты различных светящихся образований.

Несколько интересных случаев рассказывала старейшая жительница села Софья ЛЕТУНОВСКАЯ. В начале 1920-х годов, когда еще стояла разрушенная впоследствии часовня, она, проходя мимо, увидела в окнах свет. Был поздний вечер, и женщина подумала, что священник забыл его погасить. Каково же было ее удивление, когда, открыв двери, она увидела, что внутри темно. Кстати, разрушителей часовни, по ее словам, постигла печальная судьба, равно как и тех, кто загрязнял озеро.

Вода Светлояра, как утверждают местные жители, до сих пор действительно имеет целебные свойства. Ежегодно в январе в Крещенские дни сюда стекаются тысячи людей, которые после обряда освящения воды (трехкратного опускания креста в воду прорубя) набирают воду для питья (специалисты никак не могут объяснить того факта, что эта вода в течении всего года не портится). Смельчаки для очищения души трижды окунаются в ледяную воду, причем женщины делают это в новой рубашке (ибо на старой остается слишком много старых грехов). Утверждают, что после купания в ледяном проруби еще никто не заболел...

В 2003-2004 годах на Светлояр состоялось несколько разведпоездок, которые картировали местность и занимались сбором сведений и свидетельских показаний.

Озеро Светлояр Нижегородской области (Нижегородская область, Россия) - подробное описание, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Полное загадок и тайн озеро Светлояр - с древности святое озеро Руси, небольшая русская Атлантида, раскинувшаяся в 130 км от Нижнего Новгорода, на краю села Владимирское. На брегах его в древности проводились обряды в честь славянского бога солнца Ярилы. Отсюда и название - Светлый Яр.

Сегодня, как и в древности, к озеру Светлояр приезжают сотни паломников, как православных, так и язычников. Ежегодно 6 июля вокруг Светлояра в праздник Владимирской иконы Божией Матери христиане совершают крёстный ход. А вечером начинается языческое действо с кострами, венками на воде и обходом Светлояра со свечами, ведь в ночь с 6 на 7 июля - праздник Ивана Купала.

По поверью, загаданное в эту ночь желание сбудется, если троекратно обойти озеро.

Во время Великой Отечественной войны матери здесь возносили молитвы об оставлении в живых их мужей и сыновей, воюющих на фронте.

О Светлояре повествует и легенда о граде Китеже, рассказанная старообрядцами. Когда-то давным-давно по Волге-матушке на корабле плыл князь Юрий Всеволодович. И построил он Малый Китеж. Предполагают, что этот город - сегодняшний Городец. Затем Юрий Всеволодович, прошедший реки Узолу, Санду и Керженец, увидал озеро Светлояр. Плененный его очарованием князь отдал приказ возвести на брегах озера чудного град Большой Китеж. Три года (1165-1168 гг.) его строили, и возник город каменный со множеством церквей православных.

В 1239 г. на Русь пошли войска хана Батыя, безбожного и нечестивого. И захватили они Малый Китеж. Князь же со своей дружиной утаился близ Большого Китежа в лесах. Но предал его Гришка Кутерьма, попавший в плен к Батыю и пыток не выдержавший, указал путь ворогам нечестивым к граду великому. Нашли орды Батыя убежище дружины Юрия и убили князя. А накануне нападения Батыя на Юрия Всеволодовича в Китеже несли дозор три богатыря, и долго преграждали они путь воинству ханскому. И где стояли они насмерть за град свой Китеж, до сих пор бьет святой родник Кибелек, рядом с которым находится могила трех святых старцев.

Предупреждали три богатыря жителей Китежа о нападении, но те не смогли защититься от ворога жестокого, а обратились с молитвой пламенной к Господу Богу не дать возможности порабощения их и смертоубийства страшного. И услыхал их Бог. Как только войска Батыя ринулись в наступление, вдруг из-под земли забили многочисленные источники и начали затапливать град Китеж. И в ужасе отступили татаро-монголы. И погрузился град Китеж под воду, подобно Атлантиде, только один купол соборный был виден над гладью озера, но и он скоро пропал.

Говорят, что в тихую, ясную погоду особо праведные могут услыхать долетающий из глубины Светлояра звон колоколов и протяжное грустное пение людей.

А в прозрачной озерной воде можно увидеть маковки монастырей и церквей.

Огромное количество неразгаданных тайн и загадок содержит в себе озеро Светлояр, вода которого обладает целебными свойствами. Бесчисленные паломники идут сюда, чтобы излечиться телесно и духовно, снять порчу. И правда, здесь были зафиксированы чудесные необъяснимые случаи выздоровлений. Многие экстрасенсы утверждают, что озеро - сильное место, черпающее из космоса свою энергию. На берегу водоема ученые нашли такие виды растений (около 29), которые в этой местности нигде более не произрастают.

Это озеро формы идеального овала - самое большое (длина - 410 м, ширина - 315 м) и глубокое (максимальная глубина - около 36 м) в Нижегородской области. Площадь его - приблизительно двенадцать гектаров. Вода в Светлояре очень чистая, не зарастающая тиной, годами может содержаться в сосудах, сохраняя при этом свою чистоту, прозрачность и вкусовые качества.

Светлояр - природный памятник в одноименном заповеднике, охраняемый ЮНЕСКО, где строго воспрещается устанавливать палатки (недалеко есть специальный палаточный городок) и разжигать огонь.

Много всяческих необычных и необъяснимых историй рассказывают местные жители. Посещающие эти места слушают и верят в них. Хотите разобраться, где правда, а где выдумка, приезжайте сюда, насладитесь красотой окрестностей озера и зарядитесь его энергией.

Как добраться до озера Светлояр

Доехать до озера Светлояр можно на автобусе со станции «Канавинская» (Нижний Новгород) до села Владимирское или на электропоезде из Нижнего Новгорода до города Семенов с пересадкой на рейсовый автобус. На автомобиле можно добраться по Кировской трассе до станции «Боковая», проехав Семенов, затем направо по указателю доехать до села Владимирское, и через него - до автостоянки. Ну а потом пешком по березовой аллее.

Озеро Светлояр - жемчужина природы Нижегородской земли и России. Его называют русской Атлантидой, т.к. прошлое здешних мест овеяно множеством легенд. Широко распространена легенда о невидимом граде Китеже, которая повествует о чудесном затоплении города водой во время нашествия хана Батыя.

В результате проведенных в 1968г. исследований было установлено, что Китеж никогда не стоял на берегу Светлояра. Само озеро Светлояр представляется уникальным по своему происхождению - оно образовалось вследствие тектонических процессов в сочетании с процессами глубинного карста. Озеро образовалось в три этапа: первый, при котором возникла самая глубокая часть, датируется 1,5 тыс. лет назад. Второй, при котором образовалась нижняя подводная терраса - 700-800 лет тому назад. И третий этап - 300-400 лет назад. Эти выводы подтвердились анализом среза дерева, обнаруженного аквалангистами на дне. Снаружи древесина была обуглена временем, но в середине сохранился цвет и даже запах. В Геологическом институте Акдемии наук ССР радиокарбонным методом установили, что дерево погибло 350-450 лет назад. Поэтому основным выводом экспедиции прошлого года явилось то, что если град китеж и существовал когда-либо, то остатки его могут быть на дне Светлояра.

Первыми русскими поселенцами близ озера Светлояр, предплагается, оказались беглые скитники-староверы, спасавшиеся в Керженских лесах от преследования после реформ патриарха Никона и возникновения церковного раскола (1653г.)

В 18-19вв. все холмы были изрыты скитами-землянками, где жили монахи-скитники. Пришедшим на озеро они рассказывали о многих чудесных явлениях, происходящих здесь. В конце 19-го - начале 20-х вв. берега озера были приютом свободомыслия. Приходили сюда люди разных вер: старообрядцы, сектанты, чернокнижники, толстовцы. Шли на молитву и на великий спор о том, чья молитва ближе к Истине.

Особо почитаемым во все времена было озеро у старообрядцев. Приходя сюда они очень долго молились у поставленных на берегу божниц, затем оползали или обходили озеро три раза, и только после этого умывались святой, светлоярской водой. В озере тогда не купались, чтобы не осквер-нить святое место, а набирали воду в какой-то сосуд и отходи-ли умываться подальше, чтобы ни одной капли грязной воды не упало в святое озеро. Даже советская власть не смогла остановить потока паломников на Светлояр. Особенно много женщин приходило сюда во вре-мя Великой Отечественной во-йны. Все холмы в то время были черными от головных платков молящихся женщин. Они моли-лись за возвращение живыми с фронта своих близких: отцов, сыновей, мужей, братьев.

На берегах озера в 20 веке было два кирпичных завода.

Один - на юго-восточном, второй - на северо-западном бе-регах. В предвоенный период появились многочисленные ямы на юго-восточном берегу Светлояра в результате добычи глины так называемым лапот-ным способом, когда отдельные семьи копали глину и обжигали кирпич на продажу.

Все колхозники с 1936 г. вплоть до войны занимались «лапотным» кирпичным произ-водством. На восточном берегу озера ставили дощатые сараи. Копали ямы, снимали слой по-чвы, раскапывали глину и тут же месили с добавлением пе-ска. Лопатой выбрасывали в форму, потом лаптем утрамбо- вывали. Проветривали, глина выслала, а потом уже её прокаливали в печи. Рядом с озе-ром работало не меньше 10— 15 мастеров. За день каждый мастер изготавливал от 500 до 1000 шт. кирпича.

Кирпичный завод на берегах озера в послевоенный период занимал три сарая по 35 метров. Глину для производства кирпи-ча брали скрепером и тракто-ром у дороги на Шадрино. За се-зон получали до 300 тыс. штук кирпича.

Со второй половины 1960-х годов до начала 1970-х на озере Светлояр располагался пионер-ский лагерь, в котором отдыха-ло более 100 человек.

С 60-х годов озеро стано-вится в основном зоной отдыха приезжающих и местного на-селения, но истинно верующие люди продолжали почитать и преклоняться перед этой святы-ней.


Дорога к озеру начинается с березовой аллеи, посаженной в 1962 и 1963 годах учениками Владимирской средней школы под руководством директора Баталова Дмитрия Поликарповича. Сейчас этим деревьям бо-лее 50 лет.

Одно из главных действий, совершаемых на озере палом-никами - это оползание и обход озера 1 или 3 раза (обязательно не-четное число раз) по сол-нышку молча с молитвой.

В разное время на берегах озера Светлояр побывали пи-сатели: А.М. Горький, В.Г. Короленко, П.И. Мельников-Печерский, С.В. Афоньшин, М.М. Пришвин, З.Н. Гиппи-ус, Д.С. Мережковский; по-эты: А. Майков, М. Волошин, А. Навроцкий, Н. Клюев, Б. Корнилов. Приходили и рас-творялись в народной толпе, слушая рассказы и легенды, чу-деса, происходящие на озере, а затем отражали услышанное в своем творчестве.

Композитор Римский-Кор-саков написал музыку к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» на либретто В.И. Вельского. К опере создавали декорации и писали картины известные рус-ские художники: А.М. Васнецов, Н.К. Рерих, К.А. Коровин, М. Нестеров, И. Билибин.

Легенда про град Китеж, который скрывается под водами озера Светлояр, давно будоражит умы ученых и фантастов. В этом году мне удалось второй раз в жизни посетить легендарное озеро. Возможно, я слишком впечатлительная особа, но…. в голове опять всплыли мысли двухгодичной давности о необычности и загадочности этого места.

До сих пор нет единого мнения об истории возникновении озера, хотя на Светлояр в Нижегородскую область снаряжали десятки экспедиций. В основном это были «сухие» научные исследования — забор воды, анализ грунта и изучение растительности. А вот одна из экспедиций, была довольно любопытная — ученые искали Китеж-град, который по легенде ушел под воду во время нападения Батыя.

Кое-что экспедиция все-таки нашла, но об этом я расскажу чуть позже, сначала надо познакомиться с самим озером.

Озеро Светлояр (фото и описание)

К Светлояру ведет красивая березовая аллея, которая сразу же настраивает на позитивный лад.

Проходим по аллее и перед нами открывается прекрасный вид. Озеро Светлояр небольшое, почти идеальной круглой формы. Площадь зеркала — 12 га, а глубина около 30 метров.

Берег оборудован, есть небольшой пляж. Вода не просто чистая….. она чистейшая и очень мягкая. Говорят, что вода из озера может храниться несколько лет в сосуде, не теряя чистоты и вкусовых качеств.

Озеро Светлояр — заповедная зона. Нельзя мусорить, разводить костры и ставить палатки. Это особенное место. Название озера говорит само за себя — Светлый Яр (Ярило — славянский бог солнца). Правда, есть и другой перевод. Яр — обрыв, то есть Светлый обрыв.

Вокруг озера проложена тропка, деревянный настил. Во все времена люди обходили озеро Светлояр, молились и просили о чем-то своем.

Традиция сохранилась. По преданию, в ночь на Ивана Купалу, нужно загадать желание и обойти три раза озеро с зажженной свечой.

Для меня пока остается загадкой где заканчивается язычество и начинается православие. 6 июля это одновременно и светлый праздник иконы Владимирской Богоматери, на который приезжают паломники, и ночь Ивана Купала, когда прыгают через костер и пускают венки по воде. Поистине хитросплетение веры, легенд и язычества.

В древние времена в озере Светлояр не купались, лишь умывались и пили воду. Сейчас никакого запрета нет, поэтому мы с удовольствием искупались в чистейшем озере.

Рядом с нашим местом отдыха кто-то потерял нательный крест. Добрые люди повесили его на ветку дерева, авось найдется хозяин…

Ключ Кибелек

Недалеко от озера Светлояр находится ключ Кибелек и могила трех святых. Если есть желание, то можно прогуляться до ключа. «Недалеко» это примерно 2 км (40-50 мин), поэтому рассчитывайте свои силы.

Около деревянной церкви есть вот такой указатель. Огибаем храм и углубляемся в лес.

Два года назад на этом месте было шикарное ромашковое поле, на котором мы основательно залипли с девчонками — фотографировались и плели ромашковые венки. В этом году поле засеяли овсом. На краю поля будет еще один указатель, главное держаться тропинки. Она так и называется — тропа Паломника. По пути будут попадаться лавочки для отдыха и деревянные помостья, заблудиться сложно.

А вот и ключ. Можно умыться, попить воды и набрать с собой.

Легенды озера Светлояр

Поскольку я затронула тему легенд и преданий, то самое время попробовать разобраться во всех перипетиях сказок, мифов и научных исследований.

Итак….. насколько реален град Китеж?

Упоминание о граде Китеже есть в книге XVIII в., которая так и называется «Китежский летописец» —

«Великий князь владимирский Георгий Всеволодович поставил на берегу Волги город Малый Китеж, а затем отошел в глубь лесов….На берегу красивого озера Светлояр он повелел построить город Большой Китеж».

(Малый Китеж — предположительно Городец).

» И град тот, Большой Китеж, на сто сажен в длину и ширину был, и была эта мера мала. И повелел благоверный князь Георгий еще сто сажен прибавить в длину…..А начали город тот каменный строить в год 6673, месяца мая в первый день…..И строился город тот три года….»

Если Китеж всего лишь легенда, то откуда такие подробности о его строительстве? Нет, совсем отказываться от идеи существовании древнего города не стоит.

Известно, что хан Батый разорял один за другим русские города, но Китеж не был торговым городом и не играл какую-то значимую военную или политическую роль. Почему он вдруг заинтересовал хана? По описанию, практически весь город состоял из храмов, являясь великим духовным центром родной русской веры (не путать с христианством!).

Именно поэтому хан Батый направил свои силы на Китеж, дабы истребить святыню. У многих народов существовало поверье, что с уничтожением святынь погибает и сам народ, ибо святыни — это душа народа. Жители города не были готовы к нападению, им оставалось только молиться и надеяться на чудо. Русские боги сохранили город, погрузив его в воды озера Светлояр. Увидеть город может лишь чистая душа. Так гласит легенда.

Экспедиции к озеру Светлояр. Что обнаружили ученые?

Во время экспедиции от «Литературной газеты» пять раз бурили придонный ил. Один из забуров принес любопытную находку — кусочки твердого дерева с заметными косыми срезами. Это мог быть след топора или ножа. Геологи в этом месте обнаружили другую аномалию — придонный ил особого состава. На эхограмме отчетливо проступала овальная аномалия, а геолокатор зафиксировал участок на дне, не пропускавший звук.

На дно озера спускались водолазы. Да вот только информации они не добавили, а досужих разговоров стало еще больше. По одним данным, водолазы не увидели дна, другими словами у озера двойное дно, т.е. есть еще одно дно, гораздо ниже 30 метров. По другим — водолазы вообще отказались что либо рассказывать о погружении.

Мало? Добавлю еще парочку мифов — рассказов местных жителей. По другому поверью, Китеж прячется вовсе не на дне Светлояра, а под холмами рядом с озером. Если ночью прислониться к земле и прислушаться, то можно услышать тихий колокольный звон.

Сравнительно недавно по окрестным деревням ходила легенда о чудо-рыбе обитающей в озере — «Большая рыбина в Светлояре ходит, людей пугает» . Адам Олеарий, путешествовавший по Руси в XVII в., оставил интересные записки. Олеарий столкнулся с языческими племенами и описал святилище некоего водного божества, похожего на крокодила. Вот вам и чудо-рыба.

В заключении не могу не рассказать вам о еще одной гипотезе — озеро возникло в следствии падения метеорита. Что интересно, недалеко от Светлояра есть еще два похожих по конфигурации озера. Они также окаймлены холмами. Метеорит мог расколоться и упасть тремя кусками. Почему нет?

Праздник Иван Купала на Светлояре

Ежегодно, с 6 на 7 июля на озере отмечают народный праздник языческого происхождения. Два года назад, мы первый раз приехали на Светлояр как раз 6 июля.

Днем в селе Владимирское Нижегородской области организовывают различные мастер-классы, а вечером устраивают что-то типа народного спектакля-сказания о град Китеже. Ночь Ивана Купала самая короткая в году, а на озере Светлояр она еще и волшебная. Я поддавшись всеобщей вакханалии ходила со свечой вокруг озера, а потом до утра мы купались в святом озере. Палатки рядом с озером ставить нельзя, поэтому люди спали прямо на земле.