Социальная программа помощи детям инвалидам. Помощь детям инвалидам. Квартиры для детей-инвалидов

Правительство Москвы утвердило программу «Социальная поддержка жителей города Москвы» на 2012–2016 годы. Разработал ее Департамент социальной защиты населения.

Материалы по теме:

Эта программа входит в перечень столичного правительства о первоочередных государственных программ города Москвы на среднесрочный период 2012-2016 гг.

Основные цели программы смягчение социального неравенства в Москве, сокращение бедности, повышение уровня социальной поддержки и переход к более адресной помощи.

В последние годы в столице растет , 13% москвичей сегодня моложе 18 лет. При этом, как и во всем мире, становится все больше незарегистрированных союзов и неполных семей. Одновременно увеличивается доля граждан пенсионного возраста, и особенно быстро престарелых москвичей (старше 80 лет), которые нуждаются в наиболее интенсивном уходе и .

И хотя смертность москвичей пока слегка обгоняет рождаемость, население Москвы растет каждый год из-за масштабной . В то же время, повышается общий уровень жизни москвичей, который «тянет вверх» и социальные стандарты. Перемены, конечно, позитивные, но есть и обратная сторона социальные расходы бюджета постоянно приходится увеличивать.

Программа «Социальная поддержка жителей города Москвы» состоит из 5 подпрограмм:

  • Социальная поддержка семей с детьми.
  • Социальная поддержка старшего поколения, ветеранов ВОВ, ветеранов боевых действий и членов их семей».
  • Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения
  • Профилактика социальной исключенности.
  • Модернизация и развитие системы социальной защиты населения города Москвы.

Результатом реализации программы должно стать ощутимое улучшение социальной обстановки в столице к 2016 году, а именно:

  • 48% с детьми с доходами ниже прожиточного минимума выйдут из состояния бедности;
  • 70% детей 7-17 лет из малообеспеченных семей отдохнут в санаториях и оздоровительных лагерях за счет городского бюджета;
  • 100% детей младшего школьного возраста будут получать бесплатное питание в школах;
  • Всего 3% пенсионеров будут иметь доходы ниже прожиточного минимума;
  • 85% граждан, состоящих на учете для получения бесплатного санаторно-курортного лечения, получат это свое законное лечение;
  • 100% инвалидов, обратившихся за помощью, получат необходимые им технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия;
  • 84% инвалидов, имеющих трудовые рекомендации, будут трудоустроены;
  • 85% городских общественных зданий станут ;
  • 80% детей будут переданы на воспитание в семьи;
  • 20% беспризорных детей пройдут социальную реалибитацию.

Главная сложность социальной политики в любом государстве как помочь всем нуждающимся и при этом не поощрять иждивенчество и не «разбазаривать» бюджет на граждан, которые в этой помощи не нуждаются. Программа «Социальная поддержка жителей города Москвы» предусматривает целый ряд мер с целью сделать соцподдержку более адресной и целевой. В частности:

  • Будут сформулированы более жесткие правила оценки нуждаемости для вновь входящих в систему социальной защиты.
  • Получатели пособий должны будут не реже одного раза в год подтверждать свой доходный и имущественный статус.
  • Переход к преимущественной поддержке семьи (домохозяйства), а не индивида.
  • Внедрение технологии социального контракта, предусматривающего взаимные обязательства получателя помощи и государства. Предметом контракта со стороны получателя могут стать позитивные социальные изменения и собственная экономическая активность.
  • Создание специальной службы социальных участковых инспекторов. Социальный инспектор не только контролирует правильность предоставления различных форм социальной поддержки, но и оказывает поддержку семьям в реализации их прав на социальную защиту.

За пять лет финансирование программы соцподдержки составит 2 трлн 100 млрд рублей. Финансирование равномерно разбито на 5 лет с ежегодным ростом расходов на 5-10%. В 2012 году на реализацию выделено 366 млн руб.

Социальная поддержка семей с детьми в 2012-2016 гг.

Росстат подсчитал, насколько бюджетные выплаты реально помогают бороться с бедностью. Пилотные экспертные расчеты были проведены на основе ежеквартального обследования 1400 домохозяйств. В 2009 году до выплаты пособий уровень бедности среди семей с детьми составлял 19,4%, а после выплаты снизился до 17,4%. Следовательно, за счет этих выплат из бедности вышло 1,8% от общего количества семей с детьми. В 2010 году за счет выплаты пособий семьям с детьми бедность среди них сократилась уже на 10%, а к 2016 году планируется довести этот показатель до 48%.

Это одна из подпрограмм городской программы «Социальная поддержка жителей города Москвы». Основная задача снизить уровень бедности в семьях с детьми.

С 1 января 2012 года базовое ежемесячное пособие на детей от 1,5 до 3 лет из малообеспеченных семей составит 1600 р. Для одиноких матерей 3200 р. Размер ежемесячной выплаты матерям, родившим 10 и более детей, увеличится с 3000 до 10000 рублей, а пособие родителям, ухаживающим за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства, с 5000 до 6000 рублей.

Предусмотрена материальная поддержка и для молодых семей, приемных родителей и патронатных воспитателей, жертв террористических актов и детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Каждый год все выплаты будут индексироваться.

Помимо денежных пособий, отдельные категории нуждающихся семей с детьми будут получать адресную целевую помощь: бесплатный проезд, отпуск медикаментов, молочных смесей, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, отдых детей в санаториях и оздоровительных лагерях, льготная оплата жилья и коммунальных услуг.

В 2010 г. 17,6% детей в Москве имели душевой доход (доход семьи, деленный на количество членов) ниже прожиточного минимума. Ожидается ежегодное сокращение этой доли и доведение до 12%.

Одна из направлений подпрограммы «Социальная поддержка семей с детьми» оздоровление детей из малообеспеченных семей в лагерях и санаториях. В 2010 г. были оздоровлены 58,4% детей из малообеспеченных семей в возрасте 7-17 лет, в 2012 г. планируется отправить на отдых 58% детей, а к 2016 г. достичь показателя в 70%. Другое направление работы бесплатное питание детей в образовательных учреждениях. Хотя в столице уже и так в 100% школ организовано бесплатное питание, так что теперь основная задача поддерживать этот показатель.

Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения

Комплексная целевая программа «Социальная интеграция инвалидов города Москвы» на 2011-2013 гг.это, пожалуй, самая детально разработанная подпрограмма программы «Социальная поддержка жителей города Москвы» на 2012-2016 гг, и при этом наименее затратная.За 5 лет на помощь инвалидам из городского бюджета будет выделено около 149 млн руб.

Цель обеспечение равных возможностей во всех сферах жизни для и других маломобильных групп населения.

Определенные успехи на этом поприще уже достигнуты в рамках действующей Комплексной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы», однако проблемы остаются.

Основные меры социальной поддержки инвалидов в Москве:

  1. Денежные выплаты: доплаты к пенсиям, компенсационные выплаты, единовременная материальная помощь и проч.
  2. Натуральная помощь: обеспечение протезными изделиями, техническими средствами реабилитации по медицинским показаниям и проч.
  3. Комплекс мер, нацеленных на расширение возможностей социальной интеграции и создание безбарьерной среды для инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.

Именно последний пункт и оказался в зоне особого внимания у составителей Программы «Социальная поддержка жителей города Москвы» на 2012-2016 гг. За пять лет будет создано 12,5 тыс. новых рабочих мест для инвалидов. Благодаря этому удельный вес трудоустроенных инвалидов, имеющих трудовые рекомендации, увеличится с 49% до 84%.

Откроется 26 экспериментальных учреждений для реабилитации инвалидов. В результате доля инвалидов в столице, охваченных , к 2016 году достигнет 90%. Все инвалиды, нуждающиеся в технических средствах реабилитации и , будут обеспечены ими.

Для повышения качества жизни маломобильных граждан в Москве уже работает , выполняющее более 170 тысяч заявок в год. В рамках Программы планируется оснастить все автомобили терминалами для использования социальной карты москвича.

Кроме того, к 2016 г. 100% учреждений образования, соцзащиты, культуры, физкультуры и спорта, а также 86% учреждений здравоохранения будут полностью или частично приспособлены для инвалидов. Продолжатся работы по адаптации жилых домов и дворовых территорий с учетом потребностей маломобильных граждан.

Отметим, что в настоящее время разрабатывается федеральная программа по доступной среде для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни, в госпрограмме предусмотрены меры для обеспечения инвалидам доступа инженерной и транспортной инфраструктуре, учреждениям здравоохранения, культуры и искусства и др.

Социальная поддержка старшего поколения, ветеранов ВОВ, ветеранов боевых действий и членов их семей

29 ноября 2011 года руководитель столичного департамента экономической политики и развития Марина Оглоблина заявила на заседании городского правительства, как сообщают РИА Новости, что власти Москвы к 2014 году планируют увеличить объем средств на социальную поддержку жителей до 383 миллиардов рублей. Она уточнила, что социальную поддержку получат семьи с несовершеннолетними детьми, пенсионеры, инвалиды, а также молодежь и студенты. В частности, число пенсионеров, которые будут пользоваться санаторно-курортным лечением, увеличится до 80%. Также она добавила, что к 2016 году планируется создать 12,5 тысячи дополнительных рабочих мест для инвалидов.

Это вторая подпрограмма комплексной программы соцзащиты обитателей столицы на 2012-2016 годы. Основные задачи повышение благосостояния пенсионеров и увеличение охвата граждан старшего поколения социальными услугами.

Как отмечают авторы программы, в Москве уже сформировалась масштабная программа социальных выплат для , теперь на повестке дне проблема эффективности таких выплат. Одно из решений улучшение процедуры оценки нуждаемости для получателей .

В любом случае, все существующие денежные выплаты пенсионерам сохранятся, и будут индексироваться каждый год. А это: ежемесячные городские доплаты к пенсиям, компенсационные выплаты ветеранам и единовременные выплаты, приуроченные к знаменательным датам, а также адресная материальная и натуральная помощь.

С 1 января 2012 года минимальная пенсия москвича составит 12 тыс. рублей, такую сумму будут получать 1млн. 800 тыс. человек. Сохранятся и все существующие льготы для пенсионеров: бесплатный проезд на городском пассажирском и пригородном железнодорожном транспорте, бесплатный и льготный отпуск лекарств по рецептам врачей, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и проч.

По мнению составителей арограммы «Социальная поддержка жителей города Москвы», система льгот и пособий для пожилых людей развита в столице хорошо, но существует дефицит социальных услуг для граждан пожилого возраста. И эту пробел власти будут особенно активно восполнять.

В частности, для одиноких престарелых людей внедряется система «тревожная кнопка» организация неотложной помощичерез учреждения соцзащиты, здравоохранения и др. Развивается медико-социальный патронаж, система социальных сиделок и другие для пожилых людей. Для более «молодых» пенсионеров предусмотрены образовательные программы, помощь в трудоустройстве, социальный туризм. Вырастет количество бесплатных санаторных путевок для льготников. В настоящее время 75% граждан, имеющих право на льготное санаторно-курортное обслуживание, получают его. К 2016 году этот показатель увеличится до 85%.

Особое внимание будет уделено ветеранам ВОВ, которых сейчас в Москве 200 тыс. человек. Планируется вести систематическую, индивидуальную работу с каждым ветераном, оказывая всестороннюю помощь и социальную поддержку. Подпрограмма « Социальная поддержка старшего поколения, ветеранов ВОВ, ветеранов боевых действий и членов их семей» обещает, что к 2016 году потребности ветеранов в социальных услугах и помощи будут удовлетворены на 100%. (Отметим, что в отношении остальных пенсионеров Москвы такой задачи не ставится.)

Профилактика социальной исключенности

Это самая масштабная подпрограмма городской программы «Социальная поддержка жителей города Москвы» на 2012-2016 годы. Особенно если судить по объемам финансирования: за 5 лет на профилактику социальной исключенности москвичей планируется потратить почти 2 триллиона рублей.

Цель подпрограммы преодоление беспризорности, бродяжничества и попрошайничества, крайних форм бедности и социальной уязвимости. Одно из новых для социальной политики Москвы направлений ресоциализация граждан, освобожденных из мест лишения свободы. Главная задача не допустить резкого снижения уровня жизни у граждан из группы риска и превращения их в маргиналов.

Еще одно важное направление работы - улучшение эпизоотической и ветеринарно-санитарной обстановки в городе, снижение риска заражения людей болезнями общими для человека и животных, предотвращение распространения заразных , в том числе опасных для человека.

Основные меры, предусмотренные подпрограммой «Профилактика социальной исключенности»:

  1. Стимулирование устройства детей-сирот в семьи. Сейчас это объявлено приоритетом в воспитании и оставшихся без попечения родителей. Доля «пристроенных» детей должна подрасти за 5 лет с 73% до 80% от общего числа детей, живущих в детских домах.
  2. Социальная поддержка семей, в которые устроены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Главная задача - предотвратить повторные отказы от , что нередко случается в и семьях. Особое внимание будет уделяться опекунским семьям в период вступления опекаемых в самый сложный, подростковый возраст. На сегодня всего 8,5% семей, усыновивших или взявших опеку над ребенком, охвачено мерами «социального сопровождения». К 2016 году эту долю намечено довести до 80%, а к 2010 году до 100%.
  3. Социальная реабилитация безнадзорных и беспризорных детей. На федеральном уровне поставлена задача ликвидации проблемы беспризорности и безнадзорности. «Для Москвы, отличающейся особой привлекательностью для этой категории детей, мероприятия, направленные на преодоление и социальное сопровождение данных маргинальных моделей поведения, приобретают особую значимость», подчеркивается в программе. Однако на серьезные успехи авторы Программы не рассчитывают. Доля безнадзорных и беспризорных детей, прошедших реабилитацию, даже к 2016 году составит менее 20%.
  4. Жизнеустройство бездомных граждан. «Маргинальные личности» не только сами страдают от болезней и тяжелых условия жизни, но и портят облик Москвы, в том числе в глазах потенциальных иностранных инвесторов. Наличие эффективных механизмов профилактики этого явления рассматривается инвесторами как критерий привлекательности города, отмечают авторы Программы.

Нельзя помочь человеку, который сам этого не хочет. Поэтому устроить жизнь всех бездомных невозможно большинство бомжей попросту не хочет ничего в своей жизни менять. Поэтому программа «Социальная поддержка жителей города Москвы» ориентирована только на тех бездомных, кто обратился в социальные учреждения за помощью. Ожидается, что 30% из них будут и получат помощь в поиске жилья.

Помимо перечисленных мер, о которых говорит подпрограмма «Профилактика социальной исключенности» и в акцинация . Профилактика наиболее серьезных болезней, опасных и для человека. Заниматься этим будут специалисты Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, а также ветеринарный персонал негосударственных ветеринарных клиник (на основе соглашений с ГВС). В частности, Государственная ветеринарная служба проводит бесплатную вакцинацию против бешенства на безвозмездной основе, для чего организуются специальные выездные прививочные пункты.

Будут проводиться и другиелечебные, дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные мероприятия. Поставлена задача увеличить процент животных, охваченных профилактическими мероприятиями, к общему количеству «владельческих».

В рамках своего исследования, мы проанализировали деятельность Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Александровский комплексный центр социального обслуживания населения» (356300, с. Александровское, ул. Московская, 4), и пришли к выводу о необходимости разработки программы поддержки родителей, воспитывающим ребенка-инвалида.

Одной из актуальных задач современного российского общества является оказание социальной и педагогической помощи семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При неуклонном росте числа таких детей, необходимо внимание к каждому из них. Это требует от педагогической общественности развития взаимоотношений образовательной системы и семьи.

Современная практическая педагогика, однако, не достаточно внимания уделяет проблемам проведения работы с семьями, имеющими таких детей.

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная социально-педагогическая поддержка. К работе с семьей, имеющей больного ребенка или ребенка-инвалида, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Но многочисленные исследования (Г.Л. Аксарина, Н.Ю. Иванова, В.Н. Касаткин, Н.Л. Коваленко, А.Г. Румянцев и др.) свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения.

Цель программы: создание условий для преодоления социальной изолированности детей - инвалидов, их социализации в условиях семьи.

1. Реализация стратегии социализации и социальной интеграции детей - инвалидов в семье и обществе на основе индивидуального комплексного подхода, включая формирование системы творческой реабилитации детей-инвалидов и других форм самореализации, развитие программ семейного отдыха и оздоровления.

2. Укрепление ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью, и их социально-реабилитационной компетенцией, формирование позитивной мотивации к образованию новых социальных связей, а также содействие созданию сетей взаимной поддержки родителей детей-инвалидов.

3. Формирование единого ресурсного методического и образовательного пространства, повышение профессионального потенциала специалистов, занятых в сфере оказания социальных услуг детям - инвалидам.

4. Усиление координации и повышение эффективности деятельности государственных структур, общественных объединений и групп взаимной поддержки семей. воспитывающих детей - инвалидов, по улучшению положения детей с инвалидностью и их социальной включенности.

5. Формирование в обществе толерантного отношения к детям - инвалидам, популяризация идей содействия их социальной включенности.

Основной целью социальной службы, реализующей данную программу должно стать обеспечение деятельности по осуществлению социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями, а также оказание помощи семьям, в которых эти дети воспитываются.

Структура социальной службы включает:

Медицинскую службу, в которую входят врач - педиатр, врач - физиотерапевт, врач - психиатр, медсестра, медсестра по массажу и медсестра по физиотерапии;

Социально - педагогическую службу, в которую входят: социальные педагоги, воспитатели, педагог - психолог, педагог дополнительного образования, учитель-логопед, учитель-дефектолог, инструктор по физическому воспитанию.

Программа предусматривает следующие формы работы с семьями, имеющими нарушения здоровья:

Педагогический патронаж (социально-педагогическое обслуживание на дому);

Группы кратковременного пребывания ребенка-инвалида с комплексной реабилитацией (медицинской и педагогической);

Группы семейной реабилитации «субботние гостиные», основной целью которых является создание условий для решения внутрисемейных проблем и просвещения родителей с целью повышения процесса социализации и адаптации к современному обществу;

Организация кружковой работы, творческих мастерских и клубов.

Обучение и просвещение родителей совместно с заинтересованными организациями.

Программа построена на принципах:

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный - всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).

3. Принцип комплексности - социально-педагогическая поддержка рассматривается в комплексе, в тесном взаимодействии всех специалистов.

4. Принцип деятельностного подхода - помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

Предполагаемый ход реализации программы:

1. Реализация стратегии социализации и социальной интеграции детей-инвалидов в семье и обществе на основе индивидуального комплексного подхода, включая формирование системы творческой реабилитации детей-инвалидов и других форм их самореализации, развитие программ семейного отдыха и оздоровления.

Социальное сопровождение семьи социальной службой сопровождения включает телефонные консультации, наблюдение развития ребенка, периодическое приглашение для прохождения курсов реабилитации, участие в мероприятиях и акциях учреждения, в том числе:

Социально-педагогический патронаж семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями и не имеющих возможности посещать центр (или детей раннего возраста) предполагает проведение социальными работниками развивающих занятий с детьми-инвалидами с тяжелыми нарушениями здоровья (которые не посещают ни детские сады, ни школы в силу своего заболевания или возраста) на дому 2 раза в неделю по 2 занятия различной направленности, с обязательным обучением родителей навыкам самостоятельной педагогической работы над развитием своих детей.

Коррекционые занятия в учреждение с детьми проводятся как в условиях группы дневного пребывания несовершеннолетних, так и по индивидуальным маршрутам развития. В зависимости от потребностей детей, необходимо организовать:

Занятия по социальной и бытовой адаптации в группе дневного пребывания для детей, не посещающих дошкольные учреждения и требующие отработки четких инструкций действий.

Индивидуальные коррекционные занятия проводят в зависимости от имеющихся проблем дефектолог, логопед или педагог-психолог.

Подгрупповые занятия по музыке и физкультуре обязательны для всех, отдельно проводятся и индивидуальные занятия по лечебной физкультуре в соответствии с назначениями врача.

По медицинским показаниям необходимо проводить консультации врачей (педиатр, физиотерапевт, психиатр), по вопросам назначения реабилитационных мероприятий и медицинских процедур: медицинский массаж, физиотерапия (светолечение, магнитотерапия, электролечение, ингаляции). А также индивидуальные занятия по физкультуре; курсы фитотерапии и витаминизации.

Для каждого ребенка необходимо составить индивидуальный маршрут развития, программу занятий, которые согласовываются с родителями. В свою очередь родители получают домашние задания и индивидуальные консультации по динамике развития ребенка.

1.2. Для реализации принципа интеграции детей - инвалидов предлагаем организовать клуб «Здоровый ребёнок». Цель: профилактика заболеваний у детей и содействие формированию здорового образа жизни семьи.

Предполагаем, что в процессе физической активности эффективно решатся оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Через систему специальных упражнений и игр дети ознакомятся с признаками здоровья (правильная осанка, походка), научатся защищаться от микробов. Полученные знания позволят особенным детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в жизни.

Организованная двигательная деятельность связана с чёткой установкой на результат (игры - драматизации, спортивные и подвижные игры, игры - эстафеты). Дети смогут оценить своё «Я» по непосредственным усилиям, которые они приложат для достижения поставленной цели. А в связи с развитием самооценки разовьются такие личностные качества как самоуважение, совесть, гордость. В сложных действиях проявляется воля ребёнка - инвалида - преодоление препятствий при достижении поставленной цели. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные и спортивные игры, физические упражнения, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий, при их выполнении требуется прилагать волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения. Таким образом, занятия в клубе «Здоровый ребёнок» будут являться важным фактором, влияющим на формирование личности ребёнка - инвалида и социализации его в обществе.

В целях содействия семье по развитию ребенка-инвалида, возможна организация клуба «Игра - дело серьёзное». Цель: развитие способностей детей через игровую деятельность.

Встречи в клубе проходят по программе для детей с инвалидностью и здоровых детей. Совместная деятельность приучает детей к общению со сверстниками и чужими взрослыми, развивает умение сотрудничать друг с другом, формируя чувство партнерства. Театрализованные виды деятельности (исполнение по ролям песенок, потешек, имитация движений и голосов птиц и животных) стимулируют образно-игровые проявления, развивают сферу чувств, будят сочувствие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого человека. В результате дети научатся взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров; дети будут более внимательны друг к другу, доброжелательны, научатся вежливой форме общения, разовьют эстетический вкус.

Также, нами предлагается проект творческой мастерской «Оч.умелые ручки» - по обучению детей различным видам творчества: плетению из фольги, конструированию из бумаги, рисованию нетрадиционными способами, лепке из глины и росписью по керамике, что будет способствовать развитию творческих способностей детей через продуктивно-прикладную деятельность. Дополнительная возможность тренировки мелкой моторики через создание разнообразных поделок, позволит детям развиваться и открывать в себе новые способности.

Возможность реализоваться ребенку-инвалиду представляет творческая мастерская «Музыкальная гостиная», способствующая развитию творческих способностей.

1.3. Большое значение в организации работы по социальной интеграции детей-инвалидов в семье и обществе, уделяется организации праздников и культурно-досуговых мероприятий.

Участие в празднично - досуговых мероприятиях не только помогает создать праздничное и радостное настроение у участников, но и способствует активизации их внутренних ресурсов. Социокультурная программа является психологическим тренингом - коммуникационным, эмоциональным, мотивационным, телесным. Участие в подобных программах станет для детей с ограниченными возможностями ещё одним шагом на пути к адаптации, принятии самого себя и трудностей мира, в котором они живут и действуют.

2. Укрепление ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью, и их социально-реабилитационных компетенций, формирование позитивной мотивации к образованию новых социальных связей, а также содействие созданию сетей взаимной поддержки родителей детей-инвалидов:

2.1. Программа предусматривает проведение диагностики и реализацию консультативной помощи родителям, имеющим детей-инвалидов по их воспитанию и развитию. Для каждой семьи может быть разработан маршрут индивидуальной работы, по которому и будет осуществляться сопровождение.

2.2. Для родителей, имеющих детей-инвалидов может быть реализован проект «Счастливый родитель», основной целью которого является создание условий для решения внутрисемейных проблем и просвещения родителей с целью повышения процесса социализации и адаптации ребенка-инвалида к современному обществу.

Данный проект предполагает проведение совместных занятий с родителями и детьми по формированию различных навыков продуктивного общения, творческих видов деятельности, а также систему групповых и индивидуальных консультаций для родителей по проблемам воспитания.

Одним из направлений данного проекта является организация совместной творческой и досуговой деятельности детей и взрослых, что способствует развитию положительных отношений между детьми и взрослыми и создаёт необходимые условия для успешного развития ребёнка в окружающей среде.

В результате, родители получат новые знания и освоят практические навыки и умения для совместной деятельности с ребенком, возможность снять напряженность и излишнюю тревожность, связанные с родительской «неуспешностью», возможность обменяться родительским опытом, установить доверительные отношения в группе.

В целом, можно отметить, что данная реабилитационная работа включает в себя систему социальных, педагогических и лечебно-оздоровительных воздействий, направленных на полное или частичное восстановление оптимального личного и социального статуса, отклонений в развитии и здоровье ребенка, испытывающего трудности в семье, в обучении, в своей микросоциальной среде.

Предполагаемые результаты

1. Программа способствует укреплению ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью (повышается желание заниматься ребенком), и их социально-реабилитационных компетенций (родители обучаются взаимодействию с ребенком), формирование позитивной мотивации к образованию новых социальных связей (расширяется круг общения)

2. Наметится повышение уровня навыков общения, укрепление ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, мотивации к образованию новых социальных связей.

3. Повысится уровень родительской компетенции в вопросах воспитания и развития детей, их отдыха и оздоровления.

4. Программа будет способствовать повышению уровня навыков общения, увеличению интереса к разнообразным видам творчества, укреплению ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, мотивации к образованию новых социальных связей.

Таким образом, предложенная нами программа будет способствовать эффективной социально-педагогической поддержке семье, воспитывающей ребенка-инвалида.

В этой статье мы затронем такой важный вопрос, как получение социальной помощи от государства семьям, воспитывающим детей-инвалидов и инвалидов детства. Невзирая на трудности, сопутствующие кризису в стране, и дефицит бюджета, правительство в этом году предусмотрело статью расходов, позволяющую получать материальную поддержку данной группе населения.

Дети с ограниченными возможностями, инвалиды детства

Инвалидом признается ребенок, имеющий серьезные врожденные дефекты, пороки развития. Или приобретенные неизлечимые проблемы со здоровьем, возникшие у него вследствие полученной травмы. Конечно, появление на свет или воспитание малыша, нормальная и полноценная жизнедеятельность которого невозможна – это тяжкое испытание для любой семьи. Справиться в одиночку с этим бременем под силу не каждому. Поэтому государство помогает таким семьям в рамках региональных и федеральных программ.

В бюджетах федеральных округов запланированы выплаты:

  • субсидий;
  • ежемесячных пособий;
  • жилищных и транспортных льгот;
  • соцпенсий и др.

Помимо вышеперечисленных выплат, предусмотрена поддержка детей-инвалидов при поступлении их в детские сады, школы, университеты. Финансируется медицинская помощь, в том числе ортопедическая и протезная. А также возможно покрытие стоимости санаторного и курортного отдыха и лечения для самого ребенка и для лица, которое его сопровождает. При устройстве на работу для инвалидов предусмотрены более мягкие условия труда в соответствии группой инвалидности.

Внимание! С 2014 года само понятие «инвалид с детства» в законодательстве упразднено. Но все необходимые выплаты сохранены. Теперь, при оформлении бумаг, необходимо оперировать понятием «ребенок-инвалид» если речь идет о гражданах до 18 лет. Если же человек с ограниченными возможностями более старшего возраста, то следует оформить ту или иную группу инвалидности.

Куда обратиться за получением помощи?

Гражданин, трудоспособный и неработающий, имеющий на попечении инвалида, даже если он не является его кровным родственником, и формально не проживает совместно, имеет право на получение компенсационных выплат. Для их получения необходимо заявить о своем положении в отдел соцзащиты в своем районе проживания.

Размер положенных ежемесячных выплат и субсидий

Размер выплат колеблется в широких пределах. Например, опекун, попечитель, усыновитель получит ежемесячную компенсацию, которая составляет около 5 500 рублей. Для других лиц положенная сумма много меньше, около 1 200 рублей.

Размер социальной пенсии

Социальная пенсия назначается лицам, имеющим первую, вторую и третью группу инвалидности и детям-инвалидам, у которых нет рабочего страхового стажа. Размер пенсии для последних составляет почти 12 тысяч рублей.

Внимание! Северный коэффициент. Для инвалидов, проживающих в районах Крайнего Севера и других, приравненных к ним из-за чрезмерно суровых погодных и климатических условий, правительством РФ устанавливается особый, повышающий коэффициент выплат.

На какой срок оформляются выплаты

Один раз необходимо подать все необходимые документы в Пенсионный фонд РФ в отдел соцзащиты. Все выплаты сохраняются до тех пор, пока лицо имеет статус инвалида. В том числе, помощь может быть назначена бессрочно.

В силу того, что из-за ограничений по состоянию здоровья, получение денежных средств гражданами данной категории может быть затруднено, им на выбор предоставляется несколько вариантов доставки:

  • Почта РФ;
  • на банковскую пластиковую карту;
  • через кассу отделения банка;
  • через службу, доставляющую социальные выплаты на дом.

Квартиры для детей-инвалидов

Трудовые льготы для опекунов

Одному из имеющихся родителей или опекуну детей-инвалидов положено 4 дополнительных выходных дня каждый месяц помимо основных общепринятых. Женщина, воспитывающая такого ребенка, имеет право на неполную рабочую неделю и даже на неполные рабочие дни. И в том и в другом случае с сохранением заработка.

Также один из родителей или опекун ребенка-инвалида может выйти на пенсию ранее законом установленного срока. Условие – его трудовой стаж должен быть не менее 20-ти и 15-ти лет для лиц мужского и женского пола соответственно.

Внимание! Размеры и типы всех выплат могут варьироваться, в зависимости от региона и могут меняться из года в год. Кроме того, для данной категории населения, как для одной из самых незащищенных, существует множество различных пособий и назначений, которые суммируются. Для уточнения полного перечня льгот обратитесь в отделение ПФ вашего района любым удобным для вас способом.

Социальная поддержка детей-инвалидов: видео

В России существуют различные виды социальных пособий для незащищенных слоев населения. В нашей статье речь пойдет о такой важной и необходимой сфере деятельности государства, как помощь детям инвалидам, а также их семьям. Мы расскажем Вам о том, какие льготы и социальные привилегии положены инвалидам, а также на какую помощь от государства могут рассчитывать члены их семей.

Социальная помощь детям инвалидам

Прежде всего, следует сказать, что до 1979 года в РФ вообще не было официально признаваемого понятия «ребенок-инвалид. В 1979 году ООН провела акцию под названием «Год ребенка», а в СССР был введен закон, по которому официально признавался статус ребенка-инвалида. До 1991 года список заболеваний, по которым могла быть назначена инвалидность, был весьма ограниченным. Он включал в себя тяжелые травмы и психические неизлечимые болезни. В 1991 году по рекомендации ВОЗ перечень болезней, по которым присваивалась инвалидность, был существенно расширен. На сегодняшний день социальная помощь детям инвалидам является важной частью государственной социальной политики, которая регулируется международными, общегосударственными и местными законами и подзаконными актами.

В общем виде понятие инвалидности у детей подразумевает их существенное ограничение жизнедеятельности, которое приводит к неспособности адаптироваться в социуме вследствие отставания в развитии, а также ограниченной возможности самообслуживания, перемещения в пространстве, ориентации, обучения, общения и трудовой деятельности. Основной документ, регулирующий вопрос о присвоении ребенку статуса инвалида, — это закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» и перечень соответствующих медицинских показании. В нашем государстве создан фонд помощи детям инвалидам, из которого выделяются средства на выплату материальных пособий детям-инвалидам, а также их семьям. Кроме того часть денег идет на обеспечение нематериальных льгот.

Кто имеет право на выплату материального пособия по инвалидности. И каковы размеры помощи? Согласно федеральному закону материальная помощь ребенку инвалиду до исполнения ему 16 лет выплачивается в следующем размере:

  • если ребенок относится к 1-й группе инвалидности (см. специальный перечень групп инвалидности), ему полагается пособие в размере 2162 рубля ежемесячно,
  • если ребенок имеет 2-ю группу инвалидности – 1544 рубля,
  • если ребенок относится к 3-й группе инвалидности – 1236 рублей.

Размеры детских пособий полностью совпадают с размерами взрослых пособий по инвалидности. Они подлежат обязательной индексации 1 апреля текущего года в связи с установленными нормами прожиточного минимума и уровня инфляции в стране.

Помимо материальной, существует также адресная помощь детям инвалидам. Она отличается от пенсии по инвалидности тем, что имеет конкретное целевое назначение – на учебу, на проведение операции, на оплату коммунальных услуг и т.п. Выплачивается адресное пособие также из государственного фонда помощи инвалидам.

Для того чтобы оформить материальное пособие ребенку-инвалиду, требуются следующие документы:

  • заявление о начислении материального пособия по инвалидности,
  • подписанное врачом и нотариально заверенное заключение о присвоении ребенку инвалидности,
  • свидетельство о рождении,
  • паспорта, ИНН родителей (опекунов, усыновителей).

Помощь семьям с детьми инвалидами

По закону, помимо материального пособия, дети инвалиды России должны быть обеспечены также и нематериально. К основным нематериальным льготам, на которые могут рассчитывать дети инвалиды, относятся:

  • обеспечение местами в детских садиках, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях в привилегированном порядке на бесплатном основании,
  • свободный проезд в общественном транспорте по месту жительства, а также 50% скидки на проезд в любом междугороднем транспорте с 1 октября по 15 мая. Помимо детей инвалидов на такие же скидки могут рассчитывать и сопровождающие лица,
  • бесплатные лекарства по врачебному рецепту в любой аптеке страны до 16 лет,
  • бесплатные кресла-коляски, прогулочные кресла-коляски детям до 3-х лет и средства передвижения (трости, коляски, ходули и т.п.) для инвалидов старшего возраста,
  • полное или частичное освобождение от оплаты стоимости протезов и ортопедических изделий, а также стоимости их последующего ремонта.

Помимо индивидуальных нематериальных благ, на которые может рассчитывать ребенок инвалид, хорошо развита в нашей стране и помощь семьям с детьми инвалидами. Помощь родителям детей инвалидов выражается в следующих льготах:

  • мужчинам, на попечении которых находятся дети инвалиды 1-й или 2-й групп, полагается отсрочка от армейской службы,
  • при выдаче ребенку путевки на санаторное лечение, сопровождающему его лицу также выдают путевку и оплачивают от 50 до 100% стоимости проезда до места оздоровления, весь период санаторного лечения вносится в больничный лист сопровождающего и оплачивается на его работе соответственно,
  • кроме того, взрослый человек, ухаживающий за ребенком инвалидом, может рассчитывать дополнительно на один оплачиваемый выходной ежемесячно,
  • доходы лиц, ухаживающих за детьми инвалидами, не облагаются подоходным налогом,
  • семьи, в которых растут дети-инвалиды, в первую очередь обеспечиваются жильем, а также имеют право на субсидии на оплату коммунальных услуг или на более чем 50% компенсацию расходов на топливо при условии, что семья проживает в помещении без центрального отопления,
  • и наконец, люди в обязанности которых входит оказание помощи детям инвалидам, имеют право на включение всего времени ухода за инвалидом в страховой стаж для начисления пенсии по возрасту.

Семья с ребёнком-инвалидом - это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работ у матери, но главное - специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.

Семья для ребёнка, как известно, является наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения. Однако ситуация, когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Более того, вполне вероятно, что присутствие ребёнка с нарушениями развития, вместе с другими факторами, может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности. К сожалению, в настоящее время поддержка семьи с ребенком-инвалидом со стороны общества недостаточна для сохранения самой семьи - главной опоры детей .

В жизни детей с ограниченными возможностями и в семьях, в которых они воспитываются, возникает много трудностей и проблем.

  • 1. Проблемы социально-медицинского и амбулаторного обслуживания.
  • 2. Материально - бытовые и жилищные проблемы.
  • 3. Финансовые проблемы.
  • 4. Психолого-педагогические проблемы.
  • 5. Проблемы психологического климата в семье и взаимоотношений.
  • 6. Проблема профессиональной подготовки детей-инвалидов.
  • 7. Проблема организации безбарьерной среды.
  • 8. Проблема достаточного правового обеспечения.
  • 9. Проблема информационного обеспечения социальной поддержки семей с детьми-инвалидами.
  • 10. Проблема оказания комплексной социальной поддержки семьям с детьми-инвалидами.

Медико-социальная помощь в нашей стране резко ухудшилась в связи с изменением социально-экономической обстановки. Нет достоверного специального учета детей с ограниченными возможностями ни в государственных органах социального обеспечения, ни в обществе инвалидов. Отсутствует координация в деятельности различных организаций, связанных с медико-социальным обеспечением таких семей. Недостаточна информационная работа по пропаганде целей, задач, льгот, законодательств, касающихся медико-социальной реабилитации .

Вся социальная работа ориентирована на ребенка и не учитывает особенности семей, а участие семьи в медико-социальной работе является решающим наряду со специализированным лечением.

Особенно низка амбулаторная медицинская помощь. Она оказывается преимущественно при острых заболеваниях и неудовлетворительной профильной по случаю инвалидности. На низком уровне находится осмотр детей узкими специалистами, массаж, лечебная физкультура, физиолечение, диетолог не решает вопросы питания при тяжелых формах диабета, почечных заболеваниях. Недостаточна обеспеченность медицинскими препаратами, тренажерами, инвалидными колясками, слуховыми аппаратами, протезами, ортопедической обувью.

Услуги для ребенка с ограниченными возможностями в таких семьях преимущественно платные (лечение, дорогостоящие лекарства, медицинские процедуры, массаж, путевки санаторного типа, необходимые приспособления и аппараты, обучение, оперативные вмешательства, ортопедическая обувь, очки, слуховые аппараты, инвалидные кресла, кровати и т.д.). Все это требует больших денежных средств, а доход в этих семьях складывается из заработка отца и пособия на ребенка по инвалидности.

Остаются нерешенными многие социально-медицинские, психолого-педагогические проблемы, в том числе неудовлетворительное оснащение медицинских учреждений современной диагностической аппаратурой, недостаточно развитой сетью учреждений восстановительного лечения, "слабыми" службами медико-психолого-социальной работы и медико-социальной экспертизы детей-инвалидов; сложностью в получении профессии и трудоустройстве, отсутствием массового производства технических средств для обучения, передвижения, бытового самообслуживания в детских интернатах и домашней обстановке .

Жилье обычно не приспособлено для ребенка-инвалида, каждая 3-я семья имеет около 6м 2 полезной площади на одного члена семьи, редко - отдельная комната или специальные приспособления для ребенка. В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, одежды и обуви, самой простой мебели, предметов бытовой техники: холодильника, телевизора. Семьи не имеют крайне необходимого для ухода за ребенком: транспорта, дач, садовых участков, телефона.

Отец в семье с больным ребенком - единственный добытчик. Имея специальность, образование, он из-за необходимости большего заработка становится рабочим, ищет вторичные заработки и практически не имеет времени заниматься ребенком.

Количество разводов в семьях, воспитывающих детей-инвалидов намного выше - отцы чаще не в состоянии выдерживать постоянные трудности и уходят из семьи.

Обдумывая вопросы планирования семьи, лишь немногие родители решаются родить повторно после рождения ребенка с ограниченными возможностями. .

Проводимые в России государственные меры демографической политики, помощи семьям с детьми, в том числе с детьми-инвалидами носят разрозненный, малоэффективный характер и не учитывают семей в комплексе.

Лечение, уход, обучение и реабилитация детей происходят при непосредственном участии родственников и предполагают большие затраты времени. В каждой второй семье неоплачиваемый труд матерей по уходу за детьми-инвалидами эквивалентен по времени средней продолжительности рабочего дня (от 5-ти до 10 часов). Особую роль в вынужденном высвобождении матерей детей-инвалидов из сферы оплачиваемой занятости играет отсутствие механизмов исполнения законодательных норм, регулирующих права работников с детьми-инвалидами.

Трудовыми льготами (неполным рабочим днем с сохранением рабочего места, гибким режимом работы, частым использованием больничного листа по уходу или отпуска без сохранения заработной платы), пользуются менее 15% работников.

Ограничения по предоставлению этих льгот возникают, когда они осложняют производственный процесс, организацию производства, ведут к потере прибыли предприятия. Переходу матерей детей-инвалидов в статус домохозяек способствует и отсутствие специальных программ, которые бы обеспечивали переквалификацию родителей, позволяли им пользовать надомный труд, организовывали оплачиваемую занятость, предполагающую совмещение работы с уходом за детьми-инвалидами. Неработающие родители, осуществляющие уход за детьми, сегодня фактически не имеют компенсаций за свой труд (вряд ли можно считать реальной компенсацией установленную законодательно выплату в размере 60% от минимального размера оплаты труда, покрывающую лишь одну десятую часть первоочередных потребностей человека) .

В отсутствие адекватной социальной поддержки неработающим родителям со стороны государства увеличивается иждивенческая нагрузка в семьях, в особенно тяжелом положении оказываются неполные семьи. В этой связи сохранение занятости родителей детей-инвалидов (в равной степени мужчин и женщин), поддержание их экономической активности могло бы стать важным ресурсом и условием преодоления бедности семей с детьми-инвалидами, их успешной социально-экономической адаптации.

Уход за ребенком занимает все время матери. Поэтому уход за ребенком ложится на мать, которая, сделав выбор в пользу больного ребенка, оказывается в полной зависимости от больниц, санаториев, от частых обострений недугов. Себя она отодвигает на столь дальний план, что оказывается за бортом жизни. Если бесперспективны лечение и реабилитация, то постоянная тревога, психоэмоциональное напряжение могут привести мать к раздражению, состоянию депрессии. Часто матери в уходе помогают старшие дети, редко бабушки, другие родственники. Более тяжелая ситуация, если в семье двое детей с ограниченными возможностями.

Наличие ребенка-инвалида отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей. Психологическая напряженность в таких семьях поддерживается психологическим угнетением детей из-за негативного отношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Не все дети в состоянии правильно оценить и понять внимание родителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного семейного климата .

Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно, если ребенок-инвалид с задержкой умственного развития или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения).

Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ограниченными возможностями практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих.

В связи с этим родители не берут детей с ограниченными возможностями в театр, кино, зрелищные мероприятия и т.д., тем самым, обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества. В последнее время родители с аналогичными проблемами налаживают между собой контакты.

Большинство родителей отмечают недостаток в воспитании ребенка с ограниченными возможностями, отсутствуют доступная литература, достаточная информация, медицинские и социальные работники. Почти все семьи не имеют сведений о профессиональных ограничениях, связанных с болезнью ребенка, о выборе профессии, рекомендуемой больному с такой патологией.

Дети-инвалиды, лишенные квалифицированной реабилитирующей и развивающей помощи, иногда ведут практически биологическое существование, не получая тех навыков и умений, которые помогут им хотя бы в самообслуживании, если не в трудовом самообеспечении.

Основными проблемами взаимоотношений в семье, имеющей инвалида, являются:

  • * воспитание, сопровождающееся чувством обременительности родительских обязанностей;
  • * заниженный уровень требовательности к ребенку, часто связанный с незнанием его потенциальных возможностей;
  • * вынужденная авторитарность воспитания, обусловленная ограниченными способностями и недостаточным общением ребенка;
  • * вынужденная жертвенность матери и ее постоянная потребность в опоре;
  • * постоянная сдержанность в проявлении переживаний из-за своих нереализованных полностью родительских возможностей.

Все семьи, воспитывающие детей-инвалидов, характеризуются определенными признаками:

  • * родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка (это можно обозначить как нарушение временной перспективы);
  • * личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей, и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность;
  • * семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;
  • * социальный статус семьи снижается - возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении; родители стараются скрыть факт нарушения психического и физического развития у ребенка от друзей и знакомых, соответственно круг внесемейного функционирования сужается;
  • * особый психологический конфликт возникает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребенка;
  • * в семьях, воспитывающих детей-инвалидов, роли, как правило, изменены .

В личности ребенка-инвалида идет постоянная борьба между социальным и биологическим. Если общество оставляет его без внимания и заботы, то он попадает под власть физических недугов, которые определяют его характер, отношения с людьми, семейное положение, уровень образования, карьеру, в общем, весь жизненный путь. Если же социум берет человека под свою опеку, то влияние инвалидности отступает на задний план.

Значительное место в жизни детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются, занимают проблемы получения информации. Инвалиды затруднены в получении информации как общего плана, так и имеющий непосредственное значение для них (исчерпывающие средства о своих функциональных нарушениях, о мерах государственной поддержки инвалидов, о социальных ресурсах их поддержки. Это вызвано и экономическими причинами. Например, если родители этих детей не могут купить или отремонтировать телевизионный или радиоприемник, испытывают дефицит специальных носителей информации (телепередачи с сурдопереводом, книги брайлевского шрифта, кассеты и диски для слепых и т.д.), а также имеет место неразвитость современных глобальных информационных систем (типа Интернет) в нашей стране. Задача создания и ведения банка данных по проблемам инвалидов не решена в полной мере, хоты первые шаги в этой сфере предпринимаются .

Дети-инвалиды имеют трудности с получением образования. Российская Федерация подготовила Федеральный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья - специальное образование".

В законе сказано, что специальное образование - это система условий, которую создает государство для лиц, имеющих специальные образовательные потребности, с целью обеспечения их равными возможностями в получении образования посредством ликвидации физических, финансовых или психологических барьеров, которые исключают или ограничивают участие этих лиц в жизни общества; специальное образование - это дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого человек нуждается в специальных индивилизирующих методах обучения и воспитания, связанных с наличием у него физического и/или психического недостатка. Специальное образование помогает детям-инвалидам развить свои психические и физические способности в целях приспособления к социальной среде, подготовки к трудовой деятельности, самообслуживанию, самообеспечению и семейной жизни. Для таких обучающихся проектируются техникумы, профессиональные учебные заведения (ПТУ), а так же учебные заведения смешенного типа - ПТУ-техникумы. Основные зоны техникумов и ПТУ: учебная, учебно-производственная, физкультурно-оздоровительная, отдыха, хозяйственная, жилая (при наличии жилых корпусов для учащихся инвалидов непосредственно на территории учебного заведения) .

Законы Российской Федерации и субъекты Российской Федерации гарантируют таким лицам обязательное обучение независимо от степени физической и/или психической недостаточности с момента ее обнаружения, при этом продолжительность начального основного общего образования устанавливается специальными образовательными стандартами и не может быть менее девяти лет. Также гарантируется бесплатность обучения; свободный доступ к образованию любого уровня; обучение с возможно минимальной изоляцией от общества.

Из-за своей патологии подростки-инвалиды с ограниченными возможностями имеют крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеют вообще. В условиях нашей страны барьер между личностью инвалида и продуктивным трудом может обусловливаться и отсутствием трудовой мотивации с его стороны. По данным отечественных и зарубежных экспертов, трудовая деятельность доступна примерно 2/3 всех инвалидов, работает же не более 11% из них. Это вызвано не столько отсутствием специальных рабочих мест, сколько доминирующей ориентацией на получение льгот и пособий вместо труда .

К сожалению, формирование современной трудовой мотивации и трудовой этики в нашем обществе блокируется тем обстоятельством, что нередко инвалидная пенсия является более солидным источником дохода, чем заработная плата работающего, во всяком случае, она выплачивается более регулярно.

И очень часто бывает, что родители вынуждены содержать всю жизнь детей с отклонениями. Такое положение обусловлено не только ограниченностью их индивидуальных физических или интеллектуальных ресурсов, сколько неразвитым характером рынка труда для лиц с особыми нуждами. В условиях "дикой" рыночной экономики адаптация рабочих мест для таких инвалидов рассматривается работодателем как невыгодная и нежелательная. В ряде случаев инвалид абсолютно не способен к трудовой деятельности, даже самой простой. Однако в других ситуациях инвалидам предоставляются (или оказываются доступны) рабочие места, требующие низкой квалификации, предусматривающие монотонный, стереотипный труд и невысокую заработную плату. То есть при таких условиях ребенок-инвалид практически не имеет возможности самостоятельно выйти во взрослую жизнь.

Комплексный характер имеет коммуникативный барьер, который обусловлен кумуляцией действия всех вышеперечисленных ограничений, деформирующих личность человека. Расстройство общения, одна из наиболее трудных социальных проблем детей-инвалидов, является следствием внешних и физических ограничений, и эмоциональной защиты самоизоляции, и выпадение из трудового коллектива, и дефекта привычной информации. Закономерно, что восстановление нормальных для возраста и социального статуса коммуникацией является одной из наиболее наружных целей социальной реабилитации инвалида.

Важным и трудно преодолимым барьером для инвалида является пространственно-средовой. Даже в тех случаях, когда лицо с физическими ограничениями имеет средства передвижения (протез, кресло-коляска), сама организация жилой среды и транспорта не является пока дружественной к инвалиду. Недостает оборудования и приспособлений для бытовых процессов, самообслуживания, свободного передвижения. Дети с сенсорными нарушениями испытывают дефицит специальных информационных средств, извещающих о параметрах окружающей среды. Для лиц с интеллектуально-психическими ограничениями отсутствуют возможности ориентироваться в среде, безопасно передвигаться и действовать в ней .

Исходя из этого, необходимы различные подходы к определению инвалидности с детства и общего заболевания, только медицинских критериев явно недостаточно. Необходима комплексная социальная оценка.

Таким образом, развитие ребенка-инвалида в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. В связи с этим необходимо проводить целенаправленную работу с родителями, в первую очередь, с матерями больных детей. Эта работа должна включать обследование внутреннего состояния матерей, выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов в жизни семей, оказание консультативной и практической помощи.

Необходимо, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы инвалидность ребенка не становилась только личным делом семьи. Родители детей-инвалидов должны поверить в свои силы и активно совместно решать насущные проблемы своих детей и своей семьи. Проводимые в России государственные меры демографической политики, помощи семьям с детьми, в том числе с детьми с ОВ носят разрозненный, малоэффективный характер и не учитывают семей в комплексе .

Важным представляется межведомственное взаимодействие в организации единого реабилитационного пространства для детей с ограниченными возможностями, объединение усилий органов управления здравоохранением, комитетов по вопросам семьи, матерей и детей, ученых ведущих научных медицинских учреждений.