Все виды ангелов. Мужские и женские имена ангелов. В Священных Писаниях авраамической религиозной традиции

С точки зрения веры существование ангелов является определенной и несомненной правдой. У христианина не должно возникать никаких сомнений относительно существования как ангелов, так и бесов. Тем не менее далеко не все знают, что в православии существует строгая ангельская иерархия.

В статье:

Общая информация о небесной иерархии

В православной догматике различают две иерархии: небесную (невидимую) и земную (видимую). Если же мы примем во внимание Священное Писание, в нем найдем четкое указание на создание неба и земли. Святитель Василий Большой, архиепископ кесарии Кападокийской церкви, утверждает, что под «небом» следует понимать не что иное, как невидимый божественный мир бесплотных существ - ангелов. В это же время под «землей» подразумевается материальный, земной мир веществ, Земля.

Поэтому выходит, что ангельский мир был создан Творцом раньше, чем начал существовать материальный мир. Прямые указания на этот вопрос мы можем найти в одной из поучительных книг Ветхого Завета - в книге Иова. В ней обращается особенное внимание на такие слова:

Во что опущены устои ее, краеугольный ее камень кто заложил, когда звезды утра издали вопль, возликовали все Божьи сыны?

Таким образом под краеугольным камнем подразумевается Земля, а Божьи Сыновья - ангелоподобные существа, которые выполняют волю Божью.

Классификация Дионисия Ареопагита

Дионисий Ареопагит «О небесной иерархии»

Доктрина христианского вероучения Иоанна Дамаскина про небесную иерархию было полностью сформулировано и сохранилось в ортодоксальной церкви. В Священных Параллелях содержится структура небесных ангельских чинов. Неизмеримое число ангелов и их точный иерархический уклад подтверждается Святым Письмом, Отцами Церкви и богословами. Классификация и строение небесной иерархии лучше всего описана Дионисием Ареопагитом в его знаменитом произведении «О небесной иерархии».

Свою теорию он основывает на философии неоплатонизма, в которой фундаментальную роль играет понятие иерархии. Согласно науке величайших представителей неоплатонизма - Плотина и Прокла, всё подлежит строгому иерархическому порядку. Тогда более совершенные вещи предшествуют менее совершенным и выполняют относительно них функцию поддержки, защиты и управления. Дионисий заимствует эту теорию для структуризации ангельского мира.

На верхушке космического уклада он видит Бога. Все другие создания размещены на разных уровнях, принимая во внимание их большее или меньшее расстояние от Бога. Они словно лучи света, которые притягиваются к Богу, как к конечной цели всякого совершенства. В этом процессе возвращения к единству иерархические чины играют фундаментальную роль. Бог не влияет непосредственно на каждое естество, а действует на него через разные чины.

Именно на этой концепции Дионисий выстраивает свою богословскую и духовную платформы. Согласно ней низшие руководствуются, очищаются, просвечиваются и осуществляются высшими образами. Чем большее их участие в божественной природе, тем ближе они к ней находятся. Следовательно, ангельские чины способные исполнять роль посредников между Богом и людьми. Таким образом, зафиксировав общие принципы регулирования иерархической структуры космоса, автор предлагает свою классификацию ангелов. Он поделил их на три больших иерархии, каждая из которых вмещает три чины или хоры.

1. Высшая или первая небесная иерархия

Серафимы на фрагменте фрески Феофана Критского, XVI век, Афон

Первый уровень, или же степень иерархии, принадлежит наивысшим ангельским чинам - это . Серафимы в переводе из иврита значит«подобные огню». Это божественные сверхъестественные существа, которые имеют шесть крыльев. Они крыльями закрывают свои лица, руки и ноги, летая перед Творцом. Пророк Исайя видел, как серафимы носились над Ковчегом Завета и пели ангельскую песню.

Херувимы так же, как и серафимы, являются божественными существами и находятся близко возле Творца. Они относятся ко второму ангельскому чину. В Библии они изображаются с пламенными мечами. Так, например, херувим с пламенным мечом охраняет вход к Эдемскому саду. Пророк и псалмопевец Давид в семнадцатом псалме описывает херувимов в качестве средства передвижения для Творца. В Книге Царств очень часто используется эпитет «Тот, который сидит на херувимах». В Книге Исхода также идет речь о литых золотых херувимах. Они были изображены на Ковчеге Завета, обращенные лицом друг к другу.

За херувимами идут престолы . Это - небесные Разумы, которые открывают Божественную истину и служат Божьему правосудию. Потом перед Тем, Кто Сидит на престоле возвышенном, стоят богоносные престолы. На них, как на разумных престолах отдыхает Бог. Отдыхая на них, Бог вершит Свой праведный суд. Так что в основном правосудие Божье вершится через них. Они слушают Его волю, прославляют Его и выливают силу Божью на престолы земных судей, дабы цари и владыки вершили праведный суд.

2. Средняя или вторая степень ангельской иерархии

Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Лаодикийском Соборе

Вторую степень иерархии господства занимают Господства, Силы и Власти. Они охраняют города, села, светскую и духовную власть, церкви, монастыри. Таким образом они служат Своему Творцу, выполняя Его святую волю. Господства, силы и власти назначены Богом не только оберегать города, епископов, церкви, земных правителей, а даже целые страны, государства.

Господство дарит земным правителям мудрость в управлении земными делами. Он учит владеть чувствами, избавляться от ненужных желаний и страстей, подчинять плоть духу. Также он помогает главенствовать над своей волей и преодолевать любое искушение.

Силы наполнены Всевышней крепостью и осуществляют Высшую волю. Они создают и пребольшие чудеса и посылают благодать чудес угодникам Божьим. С их помощью они могут излечивать болезни, предсказывать грядущее и помогать тем, кто в этом нуждается. Силы укрепляют любого христианина во времена скорби и бед.

Власть имеет влияние на темные силы, укрощает дьявольскую силу. Также они защищают людей от насылаемых искушений. Власти не позволяют темным силам наносить кому-нибудь вреда в такой степени, в котором бы они того желали. Ещё духи способствуют труженикам в духовных делах и трудах. Власти защищают их, дабы они не потеряли духовного царства. Борются со искушениями и соблазнами, помогают отразить злые замыслы и клевету врагов.

3. Третья или низшая степень иерархии ангелов

Архангел Михаил

Третью ступень занимают архангелы и ангелы. Их относят к низшим ангельским ступеням. Архангелы считаются выше и могущественнее ангелов, тем не менее принадлежат к третей ступени. Всего их насчитывается девять. Среди них выделяются три архангела - Михаил, Гавриил и Рафаил. Михаил верховодит небесными ангельскими силами. Гавриил же считается благим вестником, так как именно он принес весть о рождении Иисуса Христа. Рафаил в свою очередь считается исцелителем. Народная набожность видит в нем прообраз Ангела-хранителя.

Архангел Михаил

Архангел Михаил

Имя «Михаил» переводится «Кто, как Бог». Это архангел Божьей справедливости, суда, благодати и милосердия. Он считается одним из сильнейших небесных духов. и его войско сражаются с падшими, которые взбунтовались против Святого Отца. Михаила обычно представляют с мечом в руках, которым он побеждает дракона. Иногда встречается изображение с весами, на которых он измеряет добрые и плохие поступки умершего.

Архангел Михаил сопровождает души во время перехода из тела на небеса.Церковь просит Михаила о помощи против Сатаны - врага Бога и людей. Во многих храмах после мессы присутствующие читают молитву к архистратигу Михаилу. Он является покровителем умирающих, фехтовальщиков, ювелиров, землемеров, рентгенологов, граверов, точильщиков. На его честь часто называют кладбищенские часовни.

Архангел Гавриил

Архангел Гавриил

Имя «Гавриил» дословно с древнееврейского переводится, как Господин Божий. Иногда встречаются варианты Господин от Бога, Божий Правитель. Один из семи архистратигов, «Левая Рука Господа». Гавриил считается Божьим вестником и посланцем. Его появление извещает о важных для всего человечества событиях, которые изменяют ход истории. Именно Гавриилу Господь доверил священную миссию принести благую весть о непорочном зачатии будущей матери Спасителя, о спасении рода человеческого. Имя неотрывно связано с семьей Богородицы и фактом Благовещенья. Именно поэтому на следующий день после этого большого праздника, который христиане восточного обряда чествуют 7 апреля, происходит молитвенное собрание (собор) на его честь.

Первые упоминания об Гаврииле находятся в книге пророка Даниила. Гавриил объяснял ему значение видений, извещал о грядущем еврейского народа. Архистратиг появлялся в пустыне перед пророком Моисеем, где научил его грамоте. Извещая о зарождении мира и возникновении первого человека, он вдохновлял пророков на написание книги Существования. Гавриил известил праведников Иоакима и Анну о рождении от них Пресвятой Девы Марии. Появившись в храме перед старцем Захарией, он предрек о чудесном зачатии и рождении Иоанна Хрестителя - Божьего Предтечи.

По мнению некоторых отцов Церкви, Гавриил неотступно охранял Святое Семейство. Причем с самого момента сообщения отроковице Марии о ее священной миссии. Именно он был избранным посланцем Господа к святому Иосифу Обручнику. Он заверял его во сне в безгрешности Девы Марии. От Гавриила Иосиф получил предупреждение о кровавых замыслах Ирода и приказе спасать Младенца с Богородицей побегом в Египет. Архангел Гавриил был рядом с Сыном Божьим во все самые значительные моменты Его жизни. Полностью оправдывая значение своего имени «Божья крепость», он был рядом с Господом во время Его молитвы. В Гефсиманском саду вдохновлял и укреплял Его перед будущими страданиями. Из уст архангела Гавриила женщины получили известие о Воскресении Иисуса.

Во многих церковных книгах архистратига Гавриила называют «служителем чудес». Его многократные явления перед человечеством в старозаветные и новозаветные времена подчеркивают усердное выполнение Божьей Воли. Он сообщает роду людскому высшее знание, извещает о важнейших событиях в истории религии христианства. Православная Церковь призывает не забывать о служении архистратига Гавриила перед Господом, его заботу о христианах. Поэтому и зазывает старательно молиться к нему в дни, посвященные его памяти: 8 апреля, 26 июля и 21 ноября. Восьмого апреля был проведен первый Собор архистратига Гавриила (потом Благовещенье). Двадцать шестого июля - вероятно, в честь построения собора святого Гавриила в Константинополе. 21 ноября вспоминается во время празднования Собора архистратига Михаила.

Архангел Рафаил

Архангел Рафаил

Рафаил появился в Книге Товита, он является «одним из семи ангелов, которые всегда стоят перед Творцом и имеют доступ к Господней славе». В этой книге он выступает в человеческом облике и берет себе распространенное имя Азария. Помимо этого, он предлагает свое общество и опеку молодому Товиту, который путешествует с Ниневии до Раги в Мидии. Архангел спасает его от многих опасностей, выгоняет демона Асмодея и исцеляет слепого отца Товита. Также Рафаил освобождает от нечистого духа Сару - будущую жену Товита. Имя Рафаил означает «Бог лечит», «Исцеление Божье».

Поскольку слишком поспешно начали использовать имена семи Архангелов из еврейских апокрифов, то синоды в Лаодикее (361) и Риме (492 и 745) запретили их так называть. Они позволили лишь употреблять имена Михаила, Гавриила и Рафаила, потому что они встречаются в Святом Письме. Уже в VII ст. в Венеции существовала церковь названая в честь Рафаила. В этом же веке испанский город Кордова объявил его своим покровителем.

Святой показывает доброту Провидения. Его чествуют как покровителя аптекарей, больных, врачей, эмигрантов, паломников, путешествующих, беглецов, путешественников и моряков. В иконографии его представляют как молодого мужчины в типичной одежде ангела. Его атрибутами являются крест, посох паломника, порой рыба и посуда.

Ангелы

Кроме архангелов, в христианском вероучении выделяют ангелов. Слово «ангел» в переводе из греческого языка значит «вестник». Они являются добрыми духами, которые выполняет волю Своего Творца. В то же время, одни из них оберегают людей вот зла, а потому их еще называют ангелами — хранителями. даруются Господом человеку в праздником Таинстве Крещения.

Число духов точно не известно - один Господь знает точное количество. Знаем лишь, что их очень много - «тысячи тысяч». Такое бессчетное количество вовсе не нуждается физического пространства для них. Ведь они - бесплотные духи, которые не имеют физических размеров. То есть их природа не принадлежит к нашему трехмерному миру.

Следовательно, все вышеперечисленные ангельские чины, или же небесная иерархия, играют важную роль в христианской жизни. Они напоминают нам о Царстве Небесном и невидимом духовном мире. Этот мир никто из людей не может постигнуть своим умом.

Иерархия демонов

Идентификация демонов с мятежными ангелами постоянно наблюдается в Новом Завещании. Согласно Переводу Церкви, мятежные духи провинились грехом гордости, желая быть равными Отцу и независимыми от Него. Они узурпировали Божьи права и препятствовали плану спасения и самому мировому порядку. Состояние отделения мятежных духов от Господа через их непринятие Божьего господства имеет окончательный характер.

Поскольку их выбор - безотзывный, безвозвратный. Это потому, что они являются чистыми духами и для своих решений не нуждаются длинных размышлений. Их решение и выбор интуитивны, мгновенны и безвозвратны. Необратимость выбора, а не недостаток Божьего милосердия является причиной того, что их грех не может простить. Для них нет раскаяния после падения, как нет раскаяния для людей после смерти.

Изменить дьявола невозможно, разве только Бог уничтожил бы его и создал нового светлого духа. Но это тоже невозможно, потому что Бог не кается в своих решениях и не отказывается от своего создания . Поскольку существует иерархия у ангелов, существует иерархия и у демонов . В Новом Завещании вспоминается о Сатане, «князе бесовскому», который со своими демонами воевал против Михаила и его войска.

Однако среди добрых духов иерархия базируется на взаимном служении в любви. В то время как среди злых духов иерархический уклад держится на их взаимной злобе и естественной силе. Поэтому высшие по силе демоны руководят ниже от себя, держа их в страхе и повиновении. Точного числа мятежных духов ни Святое Письмо, ни Отдание не указывают. Однако есть отдельные намеки на очень большое число мятежных духов, которых потянул за собой Сатана, когда восстал против Бога.

И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю.

В целом жизнь любого человека определяет тонкий мир, имея на него огромное влияние. В древние времена любой знал, что именно тонкий мир определяет физический план. На данный момент мало кто помнит об этом и желает размышлять в данном направлении. А это очень важный аспект жизни, ведь есть существа, помогающие нам в жизни, а есть те, кто стараются сбить с истинного пути и иногда даже погубить нас.

Ангелы Небесные

Чтобы увидеть все 9 чинов ангельских, стоит обратить внимание на «Успению» Боттичини. На ней располагаются три триады ангелов. Прежде чем сотворить наш мир, видимый и физический, Бог создал небесные, духовные силы и назвал их ангелами. Именно они стали выполнять посредническую роль между Творцом и людьми. Перевод этого слова с еврейского дословно звучит, как «посланник», с греческого - «вестник».

Ангелами называют бесплотных существ, у которых есть свободная воля и большое могущество. Согласно информации из Ветхого и Нового Заветов в Ангельской Иерархии существуют определенные ангельские чины, так называемые ступени. Большинство иудейских и христианских богословов занимались созданием единой классификации этих чинов. На данный момент больше всего распространилась ангельская иерархия которая была создана в пятом веке и названа «девятью чинами Ангельскими».

Девять чинов

Из этой системы следует, что существуют три триады. В первую, или же высшую, вошли Серафимы и Херувимы, а также Престолы. К средней триаде относятся ангельские чины Господства, Силы и Власти. А в самой низшей касте чинов находятся Начала, Архангелы и Ангелы.

Серафимы

Считается, что ближе всего к Богу расположены именно Именно Серафимов можно называть теми, кто занимает высший ангельский чин. О них написано в Библии, что свидетелем их прихода стал пророк Исайя. Он сравнивал их с огненными фигурами, поэтому перевод этого слова с еврейского означает «Пламенеющий».

Херувимы

Именно эта каста в ангельской иерархии следует за Серафимами. Их основное предназначение заступаться за род человеческий и молится за души перед Богом. К тому же, считается, что они служат памятью и являются охранниками Небесной Книги Знаний. Знания Херувимов распространяются на все, что только может знать существо, сотворенное. В переводе с еврейского херувим - заступник.

В их власти таинства Божьи и глубина его мудрости. Считается, что именно эта каста ангелов - самые просвещенные среди всех. В их ответственности лежит открывать в человеке познание и видение Бога. Серафимы и Херувимы наряду с третьими представителями первой триады взаимодействуют с людьми.

Престолы

Их расположение перед сидящим Богом. Их называют Богоносными, но не в прямом смысле этого слова, а по благости внутри них и потому, что они предано служат Сыну Божьему. Кроме того, в них сокрыта эволюционная информация. В основном именно они совершают Божье правосудие, помогают земным представителям власти справедливо судить свой народ.

По мнению средневекового мистика Яна ван Руйсброку, представители высшей триады ни при каких обстоятельства не вмешиваются в человеческие конфликты. Но при этом они находятся рядом с людьми в моменты прозрения, и познания мира. Считается, что они способны нести высшую любовь в сердца людей.

Господства

Ангельские чины второй триады начинаются с Господств. У пятого ранга ангелов, Господств, есть свободная воля, благодаря которой обеспечивается ежедневная работа Вселенной. Кроме того, они управляют ангелами, которые в иерархии находятся ниже. Из-за того, что они полностью свободны, их любовь к Творцу беспристрастна и искренняя. Именно они дают силы земным правителям и управленцам, чтобы те поступали мудро и справедливо, владея землями и управляя людьми. Кроме того, они способны научить управлять чувствами, оградив от ненужных порывов страсти и вожделения, поработить плоть духу, чтобы возможно было управлять своей волей и не поддаваться на искушения разного рода.

Силы

Эта каста ангелов исполнена Божественной крепости, в их власти исполнение мгновенной воли Бога, проявляя его крепость и силу. Именно они творят чудеса Божие и способны подарить человеку благодать, с помощью которой он сможет увидеть, что грядет или исцелять болезни земные.

Они способны укрепить терпение человека, убрать его скорбь, укрепить дух и придать мужественности, чтобы он смог справиться со всеми жизненными невзгодами и проблемами.

Власти

В обязанности Властей входит сохранение ключей от клетки Дьявола и сдерживание его иерархии. Они способны укротить бесов, отразить нападение на род человеческий, избавить от бесовского искушения. Также в их обязанности входит утверждение добрых людей за их духовные подвиги и труды, защита их и сохранение их права на царствие божие. Именно они помогают отогнать все злые помыслы, страсти и похоть, а также врагов человека отводят и помогают победить в себе Дьявола. Если рассматривать личностный уровень, то ангелов, помочь человеку во время битвы добра и зла. А когда человек умирает, они сопровождают его душу и помогают не сбиться с пути.

Начала

К ним относятся целые легионы ангелов, целью которых есть защита религии. Их название такое, из-за того, что они направляют низшие ангельские чины, именно они помогают им совершать поступки угодные Богу. Кроме того, их миссия - это управление вселенной и защита всего, что сотворил Господь. По некоторым данным, у каждого народа и каждого правителя есть свой ангел, призванный защищать его от зла. Пророк Даниил говорил, что Ангелы Персидского и Иудейского царств, следят за тем, чтобы все правители, воздвигнутые на престол, стремились не к обогащению и славе, а к распространению и умножению славы Божьей, чтобы они приносили пользу своему народу, служа его потребностям.

Архангелы

Архангел - это великий благовестник. Его основная миссия - открытие пророчеств, понимание и познание воли Творца. Эти знания они получают от высших чинов, чтобы донести их низшим, которые в последствие донесут их людям. По мнению святого Григория Двоеслова, целью ангелов является укрепление веры в человеке, открытие ее таинств. Архангелы, имена которых можно найти в Библии, наиболее известны человеку.

Ангелы

Это самый низший чин в иерархии небес и самое близкое существо к людям. Они направляют людей на путь, помогают им в повседневной жизни не сойти со своей стези. У каждого верующего человека есть свой ангел-хранитель. Каждого добродетельного человека они поддерживают от падения, каждого кто духовно упал, они стараются поднять, вне зависимости от того, насколько он грешен. Они всегда готовы прийти на помощь к человеку, главное, чтобы он сам желал этой помощи.

Считается, что человек получает своего Ангела Хранителя после проведения обряда Крещения. Он обязан оберегать подчиненного от несчастий, бед и помогать ему на протяжении всей жизни. Если человеку угрожают темные силы, нужно помолится Ангелу Хранителю, и он поможет бороться с ними. Считается, что в зависимости от миссии человека на земле, он может быть связан не с одним, а с несколькими ангелами. В зависимости от того, как человек живет и насколько он развит духовно, с ним могут работать не только низшие чины, но и Архангелы, имена которых знает большинство людей. Стоит помнить, что Сатана не остановится и всегда будет искушать людей, поэтому Ангелы всегда будут рядом с ними в трудные минуты. Только живя по законам Божьим и развиваясь духовно можно познать все таинства религии. Вот в принципе и вся информация, которая относится к чинам Небесным.

И греческие, и еврейские слова выражающие понятие "ангел", означают "вестник". Ангелы часто выполняли эту роль в текстах Библии, однако авторы ее нередко придают этому термину и другой смысл. Ангелы являются бестелесными помощниками Бога. Они появляются в виде людей с крыльями и ореолом света вокруг головы. Обычно о них упоминается в Еврейских, Христианских и Мусульманских религиозных текстах. Ангелы имеют вид человека, «только с крыльями и одеты в белые одежды, : творил их Бог из камня»; ангелы и серафимы - женщины, херувимы - мужчины или дети) <Иваницкий, 1890>.

Добрые и злые ангелы, посланцы Бога или дьявола, сходятся в решающей битве, описанной в книге Откровения. Ангелы могут быть обычными людьми, пророками, вдохновляющими на благие свершения сверхъестественными носителями всякого рода вестей или наставниками и даже безличными силами, как ветры, облачные столбы или огонь, которые вели израильтян во время их исхода из Египта. Чуму и моровую язву называют злыми ангелами Св. Павел называет свою болезнь «вестник Сатаны». Многие другие явления, как вдохновение, внезапные побуждения, провидения, также приписываются ангелам.

Невидимые и бессмертные. Согласно учению церкви, ангелы - бесполые невидимые духи, бессмертные со дня их творения. Ангелов много, что вытекает из ветхозаветного описания Бога - «Господь воинства». Они образуют иерархию из ангелов и архангелов всего воинства небесного. Ранняя церковь четко разделила девять типов, или «чинов», ангелов.

Ангелы служили посредниками между Богом и его народом. В Ветхом Завете говорится, что никто не мог увидеть Бога и остаться живым, поэтому непосредственное общение между Всемогущим и человеком часто изображается как общение с ангелом. Именно ангел не дал Аврааму принести в жертву Исаака. Моисей видел ангела в горящем кусте, хотя при этом слышался голос Бога. Ангел вел израильтян во время их исхода из Египта. Время от времени библейские ангелы выглядят совсем как смертные, пока не открывается их истинная сущность, подобно ангелам, которые пришли к Лоту перед ужасающим разрушением Содома и Гоморры.
Безымянные духи. В Священном писании упоминаются и другие ангелы, например дух с огненным мечом, который преградил путь Адаму обратно в Эдем; херувим и серафим, изображенные в виде грозовых туч и молний, что напоминает о вере древних евреев в бога грозы; посланец Бога,который чудесным образом вызволил Петра из тюрьмы, кроме того, ангелы, которые явились Исаие в его видении небесного суда: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал».

Сонмы ангелов несколько раз появляются на страницах Библии. Так, хор ангелов возвестил рождение Христа. Архангел Михаил командовал многочисленным небесным воинством в битве с силами зла. Единственные ангелы в Ветхом и Новом Заветах, которые имеют собственные имена, - это Михаил и Гавриил, принесшие Марии весть о рождении Иисуса. Большинство ангелов отказывалось назвать себя, это отражало бытовавшее поверье, что раскрытие имени духа уменьшает его могущество.

В христианстве сонм ангелов подразделяется на три класса, или иерархии, а каждая иерархия, в свою очередь, подразделяется на три лика. Вот самая распространенная классификация ангельских лиц, которую приписывают Дионисию Ареопагиту:

Первая иерархия: серафимы, херувимы, престолы. Вторая иерархия: господства, силы, власти. Третья иерархия: начала, архангелы, ангелы.

Серафимы , относящиеся к первой иерархии, поглощены вечной любовью к Господу и почитанием Его. Они непосредственно окружают Его трон. Серафимы как представители Божественной Любви чаще всего имеют красные крылья и иногда держат в руках зажженные свечи.

Херувимы знают Бога и поклоняются Ему. Их как представителей Божественной Мудрости изображают в золотисто-желтых и голубых тонах. Иногда у них в руках книги.

Престолы поддерживают трон Господа и выражают Божественное Правосудие. Часто их изображают в мантиях судей с жезлом власти в руках. Считается, что они получают славу непосредственно от Бога и даруют ее второй иерархии.

Вторая иерархия состоит из господств, сил и властей, которые являются управителями небесных светил и стихий. Они, в свою очередь, проливают на третью иерархию полученный ими свет славы.

Господства носят короны, скипетры и иногда державы, как символы власти. Они символизируют власть Господа.

Силы держат в руках белые лилии или иногда красные розы, являющиеся символами Страстей Господних.

Власти часто облачены в доспехи воинов - победителей злых сил.

Посредством третьей иерархии осуществляется контакт с сотворенным миром и с человеком, ибо представители ее являются исполнителями воли Божьей. По отношению к человеку начала управляют судьбами народов, архангелы являются небесными воинами, а ангелы - посланниками Бога к человеку. Кроме перечисленных функций сонм ангелов служит небесным хором.

Этот план расстановки небесных послужил основой для создания и теологического обоснования структуры небесных сфер как основы средневековой картины мира. В соответствии с этим планом херувимы и серафимы ответственны за первотолчок (Primum mobile) и за сферу неподвижных звезд, престолы - за сферу Сатурна, господства - Юпитера, силы - Марса, власти - Солнца, начала - Венеры, архангелы - Меркурия, ангелы - Луны, ближайших к Земле небесных тел.

Начала - это легионы ангелов, защищающих религию. Они составляют седьмой хор в иерархии Дионисия, следующий непосредственно перед архангелами. Начала придают силу народам Земли, чтобы отыскать и пережить свою судьбу.
Считается также, что они являются хранителями народов мира. Выбор этого термина, как и термина "власти", для обозначения чинов ангелов Божьих несколько сомнителен, поскольку в. "Послании к ефесянам" "начальствами и властями" названы "духи злобы поднебесные", против которых должны биться христиане ("К ефесянам" 6:12).
Среди тех, кого считают "главными" в этом чине, - Нисрок, ассирийское божество, которое оккультные писания считают главным князем - демоном ада, и Анаил - один из семи ангелов созидания.
В Библии сказано: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее... не может отлучить нас от любви Божией во Иисусе Христе, Господе нашему (Рим., 8.38). По
классификации Псевдо-Дионисия. начала входят в состав третьей триады наряду с архангелами и собственно ангелами. Псевдо-Дионисий говорит: "Имя небесных Начальств означает Богоподобную способность начальствовать и управлять сообразно священному порядку, подобающему начальствующим Силам, как самим всецело обращаться к Безначальному Началу, так и других, как свойственно Начальству, к Нему руководствовать, отпечетлевать в себе, сколь возможно, образ неточного Начала и. наконец, способность выражать премирное Его начальство в благоустроении начальствующих Сил.., Провозвестнический чин Начальств, Архангелов и Ангелов попеременно начальствует над человеческими Иерархиями, чтобы в порядке было восхождение и обращение к Богу, общение и единение с Ним, которое и от Бога благодательно распространяется на все Иерархии, начаждается чрез сообщение и изливается в священнейшем стройном порядке".

АРХАНГЕЛЫ


Архангел Михаил (Кто как Бог, Кто равен Богу). Вождь небесного воинства. Победитель сатаны, держит в левой руке на груди зеленую финиковую ветвь, а в правой руке копье, на верху коего белая хоругвь, с изображением красного креста, в ознаменование победы Креста над Диаволом.

Архангел Гавриил (Крепость Божия или Сила Божия). Один из высших ангелов, в Ветхом и Новом Заветах является, как носитель радостных благовестий. Изображается со свечей и зеркалом из ясписа в знамение того, что пути Божии до времени не бывают ясны, но постигаются через время путем изучения слова Божия и послушания голосу совести.

Архангел Рафаил (Исцеление Божие или Врачевание Божие). Врач недугов человеческих, главный из ангелов-хранителей, изображается держащим в левой руке сосуд (алавастр) с врачебными средствами (лекарством), а в правой – стручец, то есть остриженное птичье перо для помазывания ран.

Архангел Салафиил (Ангел Молитвы, Молитва к Богу). Молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и возбуждающий людей к молитве. Он изображается с лицом и очами, склоненными (опущенными) вниз, и руками, прижатыми (сложенными) крестом на груди, как умиленно молящийся.

Архангел Уриил (Огнь Божий или Свет Божий). Как Ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел Огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные. Изображается держащим в правой руке против груди обнаженный меч, а в левой – огненный пламень.

Архангел Иегудиил (Хвала Божия, Славитель Божий). Архангел Божий Иегудиил изображается держащим в правой руке золотой венец, как награду от Бога за полезные и благочестивые труды святым людям, а в левой руке бич из трех черных веревок с тремя концами, как наказание грешным за леность к благочестивым трудам

Архангел Варахиил (Благословение Божие). Святый Архангел Варахиил, раздаятель благословений Божиих и ходатай, испрашивающий нам Божия благодеяния: изображается несущим на груди своей на одежде белые розы, как бы награждающим по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное поведение людей.

АНГЕЛЫ

Ангелы живут в мире Духа, небесном мире, а мы – в мире материй. Естественно их тянет к дому. Поэтому если хотите, чтобы Ангелам было с Вами уютно, нужно сделать свой мир – мысли, чувства, окружение – более похожим на их мир. Перефразируя “Послание Иакова” - можно сказать так: приблизьтесь к Ангелам и они приблизятся к Вам. (Иак. А:8). Ангелам хорошо в окружении мыслей о мире и любви, а не в атмосфере раздражения и агрессии. Возможно, Вы не в состоянии выбросить из головы, скажем, грубияна-шофера, который подрезал Вас на дороге зимой. Однако вполне возможно освободиться от раздражения, начав общаться с ангелами хотя бы по несколько минут в день. Сначала избавьтесь от раздражителей. Выключите радио и телевизор, уйдите в отдельную комнату или в любимый уголок природы; представьте себе ангелов (этому помогает изображение Вашего любимого ангела, помещенное рядом) и общайтесь с ними. Просто расскажите ангелам о своих проблемах. Говорите так, будто Вы делитесь со своим лучшим другом. А потом слушайте. Молчите и ждите прихода мыслей, которые пошлют Вам ангелы. И вскоре Ваши взаимоотношения с ангелами превратятся в восходящую спираль; они помогут Вам чувствовать себя настроенным более позитивно. А позитивное состояние приблизит Вас к ангелам.

Авдиил. Имя Авдиил впервые упоминается в Библии (1-я Паралипоменон), где он - простой смертный, житель Галаада. Далее, в исторических и религиозных книгах, об Авдииле (что означает "слуга Божий") рассказывают как об ангеле.
Первое упоминание об ангеле Авдииле находим в "Книге ангела Разиэля", написанной на иврите в средние века. Однако самое полное описание деяний Авдиила дано в книге Джона Мильтона "Потерянный рай", где пересказана история восстания Сатаны против Бога. Во время этого восстания Авдиил был единственным ангелом, сохранившим верность Богу и отказавшимся восстать против него.
Сатана пытался убедить Авдиила, что именно ему и его последователям суждено править в царстве небесном, на что Авдиил возразил, что Бог могущественнее, поскольку Он создал Сатану, а не наоборот. Сатана сказал, что это - лишь очередная ложь Отца Лжи. Авдиил не поверил ему, оттеснил других восставших ангелов и поразил Сатану "мощным ударом меча".
Авдиил упоминается также в "Восстании ангелов" Анатоля Франса, но здесь он выступает под именем Аркада.

Адраммелех ("царь огня") - один из двух престольных ангелов, обычно ассоциируемый с ангелом Асмодеем, а также один из двух могущественных престолов, присутствующих в "Потерянном рае" Мильтона. В демонологии он упоминается как восьмой из десяти главных демонов и как великий служитель ордена Мух - подземного ордена, основанного Вельзевулом. В раввинской литературе сообщается, что если вызвать Адраммелеха заклинанием, он явится в облике мула или павлина.
Адраммелех, которого отождествляют с вавилонским Ану и аммонитским Молохом упоминается в различных источниках, таких как, например, "История волшебства", где он предстает в облике лошади; он считается богом, в жертву которому приносятся дети сефаравитской колонии в Самарии, он упомянут и как идол ассирийцев, и как падший ангел, поверженный в битве Уриилом и Рафаилом.

Азазель (Арамейский: רמשנאל, Иврит: עזאזל, Арабский: عزازل) - по верованиям древних евреев - демон пустыни.
Предание об Азазеле как об одном из падших ангелов возникло довольно поздно (не ранее 3-го века до н.э.) в иудейской среде, и зафиксировано, в частности, в известной апокрифической книге Еноха. В книге Еноха Азазель - предводитель допотопных гигантов, восставших против Бога. Он научил мужчин воевать, а женщин - искусству обмана, совратил людей в безбожие и научил их разврату. В конце концов он был привязан, по повелению Бога, к пустынной скале. Так повествует апокрифическая литература.
В Пятикнижии и в талмудической литературе имя Азазеля связано с идеей общего искупления грехов народа. Эта идея воплощалась в особом обряде: приводились два козла; один предназначался (по жребию) «Господу» в жертву, другой - для отпущения грехов. Последний «отпускался» в пустыню, а затем сбрасывался в пропасть со скалы. Именно он и назывался «козлом отпущения». В нееврейских переводах, а позже и в еврейской традиции, слово «Азазел» стало рассматриваться как имя этого козла.

Асмодей . Имя Асмодей означает "создание (или существо) суждения". Изначально, Асмодей персидский демон, позднее Асмодей вошел в писания, где был известен как "яростный дьявол". Асмодей (также известный под именами Сатурн и Маркольф, или Моролф) несет ответственность за создание карусели, музыки, танцев и драмы.
В легендах Асмодей считается тестем демона Бар-Шалмона. Демонологи утверждают, что для вызова Асмодея необходимо обнажить голову, а иначе он обманет вызывающего. Асмодей также опекает игорные дома.

Белфегор (Бог Открытия) некогда был ангелом в чине начал - нижней триады в традиционной иерархии ангелов, состоящей из девяти чинов или рангов. Позднее, в древнем Моаве он стал богом распущенности. В аду Белфегор является демоном изобретательности, и когда его вызывают, он является в облике юной женщины.

Даббиэль (также Дубиэль, или Добиель) известен как ангел-хранитель Персии. В древние времена судьба каждого народа определялась действиями ангела-хранителя, представлявшего этот народ на небесах. Ангелы воевали между собой, чтобы завоевать милость Божью, которая и решит судьбу каждого конкретного народа.
В то время ангел-хранитель Израиля, Гавриил, был лишен милости Божьей, поскольку он позволил себе вмешаться, когда разгневанный Господь хотел уничтожить Израиль. Попытки Гавриила остановить Господа частично увенчались успехом; хотя большая часть Израиля была разорена, некоторым благородным евреям удалось спастись, и они были уведены в плен вавилонянами.
Даббиэлю позволили занять место Гавриила в приближенном к Господу круге, и он тут же воспользовался этой ситуацией. Скоро он устроил так, чтобы персы завоевали большие участки территории, и великая экспансия Персии в период с 500 до 300 IT. до н.э. считалась заслугой Даббиэля. Однако его власть длилась всего 21 день, а затем Гавриил убедил Бога позволить ему вернуться на свое законное место, сместив оттуда честолюбивого Даббиэля.

Загзагил - ангел "горящего куста", который сыграл важную роль в жизни Моисея. Он - начальник стражи Четвертого неба, хотя говорится, что он проживает на Седьмом небе - в жилище Бога.

Задкиил. Имя Задкиил (другие варианты написания: Цадкиил или Зайдкиил) обозначает "праведность Бога". Различные религиозные писания по-разному описывают облик Задкиила. Задкиил - один из вождей, помогающих Михаилу, когда архангел вступает в битву.
Говорится также, что Задкиил является одним из двух предводителей порядка шинанимов (вместе с Гавриилом) и одним из девяти "правителей неба", а также одним из семи архангелов, восседающих рядом с Богом. Задкиил - "ангел благосклонности, милости, памяти и предводитель ранга господств".

Зофиил ("искатель Бога") - дух, вызываемый молитвой Магистра искусств в соломоновых колдовских обрядах. Он является также одним из двух вождей Михаила. Мильтон упоминает Зофиила в "Потерянном рае" как сообщившего небесному воинству о готовящемся нападении мятежных ангелов, тогда как в "Мессии" Фридриха Клопштока он представляет собой "предвестника ада".
Американская поэтесса Мария дель Оксидент выбрала Зофиила в качестве одного из главных героев своей поэмы "Зофиил", вдохновленная историей, содержащейся в апокрифической "Книге Товита". В этой поэме Зофиил представлен в качестве падшего ангела, который сохраняет черты своей прежней добродетели и красоты.

Иехоэл считается посредником, знающим "непроизносимое имя", а также одним из царей присутствия. Он также считается "ангелом, сдерживающим Левиафана" и предводителем ранга серафимов.
Он упоминается в "Апокалипсисе Авраама" как небесный хормейстер, сопровождающий Авраама на пути в Рай и открывающий ему ход истории.
Предполагается также, что Иехоэл - это прежнее имя Метатрона, тогда как каббалистическая книга "Berith Menuha" называет его главным ангелом огня.

Израэль ("стремящийся к Богу") обычно считается ангелом в чине хейота - класса ангелов, окружающих трон Господа. Их обычно сравнивают с херувимами и серафимами. Согласно "Книге ангела Разиэля", Израэль занимает шестое место среди тронных ангелов.
В александрийской гностической "Молитве Иосифа" патриарх Иаков - это архангел Израэль, сошедший в земную жизнь из пред существования. Здесь Израэль - "ангел Божий и главный дух", тогда как позднее Израэль представляется как архангел воли Господней и главный трибун среди сынов Божьих. Он также называет себя ангелом Уриилом.
Израэль упоминается также мистиками геонического периода (7-й-11-и в.) как небесное существо, чья задача - созывать ангелов для воспевания Господа. Философ Фило идентифицирует Израэля с Логосом, тогда как Луи Гинзберг, автор "Легенд о евреях", называет его "олицетворением Иакова пред троном Славы".

Камаил ("тот, кто видит Бога") традиционно считается главным в чине власти и одним из сефиров. В магическом учении говорится, что когда его вызывают заклинанием, он появляется в облике леопарда, сидящего на скале.
Среди оккультистов он считается князем низших приделов и часто упоминается как правитель планеты Марс, а также как один из ангелов, управляющих семью планетами. В каббаллистическом учении, напротив, он считается одним из десяти архангелов.
Некоторые исследователи утверждают, что Камаил первоначально был богом войны в мифологии друидов. Элифас Леви в своей книге "История Волшебства" (1963) говорит, что он олицетворяет божественную справедливость.
Другие источники называют его одним из "семи ангелов, стоящих в присутствии Бога". Клара Клемент в своей книге "Ангелы в искусстве" (1898) считает его ангелом, боровшимся с Иаковом, а также ангелом, явившимся Иисусу во время его молитвы в Гефсиманском саду.

Кохабиэль ("звезда Бога") - ангел-гигант в фольклоре, отвечает за звезды и созвездия. Рассматриваемый некоторыми как священный ангел, а некоторыми как падший, Кохабиэль командует 365000 менее значимых духов. Кохабиэль обучает своих подопечных астрологии.

Лайла. В еврейских легендах Лайла - это ангел ночи. Она отвечает за зачатие и назначена охранять души при их новом рождении. Как гласит легенда, Лайла приносит сперму Богу, который выбирает, какой тип человека должен родиться и выбирает ранее существовавшую душу, чтобы послать ее в зародыш.
Ангел охраняет утробу матери, чтобы убедиться, что душа не сбежала. Видимо для того, чтобы помочь душе пережить эти девять месяцев в утробе, ангел показывает ей сцены из ее будущей жизни, но перед самым рождением ангел дает младенцу щелчок по носу, и он забывает все, что узнал о будущей жизни. Одна легенда утверждает, что Лайла сражалась на стороне Авраама, когда он бился с царями; другие представляют Лайлу демоном.

Люцифер. Имя Люцифер ("дающий свет") относится к планете Венера - самому яркому объекту на небе помимо Солнца и Луны, когда она появляется как утренняя звезда. Люцифера ошибочно приравнивали к падшему ангелу Сатане, неправильно истолковав отрывок из Священного писания, относящийся на самом деле к Навуходоносору, царю вавилонскому, который в своей славе и помпезности возомнил себя равным Богу (Книга Исайи 14:12): "Как упал ты с неба, денница, сын зари!"
Как яркость утренней звезды (Люцифера) превосходит свет всех других звезд, так и величие царя вавилонского превосходит славу всех восточных монархов. Вавилоняне и ассирийцы называли утреннюю звезду, соответственно Белит, или Истар. Другие высказывали предположение, что фраза "сын зари" может относиться к лунному серпу. И наконец, третьи утверждают, что это не что иное, как планета Юпитер.
Дьявол приобрел имя Люцифер после того, как раннехристианские теологи Тертуллиан и Святой Августин отождествили его с падающей звездой по отрывку из книги Исайи. Эта ассоциация возникла у них потому, что Дьявол прежде был великим архангелом, восставшим против Бога и изгнанным с небес.
Легенда о восстании и изгнании Люцифера в изложении еврейских и христианских писателей рисует Люцифера как главного в небесной иерархии, как выдающегося по красоте, силе и мудрости среди всех прочих созданий. Именно этому "помазанному херувиму" со временем была передана власть над землей; и даже после его падения и изгнания из своего старого царства, он, по-видимому, сохранил какую-то часть своей прежней силы и верховного титула. Согласно писаниям раввинов и отцов церкви, его грехом была гордыня, что было проявлением полного эгоизма и чистейшей злонамеренности, поскольку он любил себя превыше всех других и никогда не прощал невежества, ошибок, страстей или слабоволия.
Согласно другим версиям, его дерзость зашла столь далеко, что он даже пытался взойти на Великий Престол. В мистериях средневековья Люцифер как правитель небес сидит рядом с Вечностью. Как только Господь встает со своего трона, Люцифер, раздуваясь от гордости, садится на него. Возмущенный архангел Михаил нападает на него с оружием и в конце концов изгоняет его с небес и ввергает его в темное и мрачное жилище, предназначенное ему теперь навеки. Имя этого архангела, пока он находился на небесах, было Люцифер; когда он попал на землю, его стали звать Сатаной. Ангелы, присоединившиеся к этому восстанию, также были изгнаны с небес и стали демонами, царем которых и является Люцифер.
Люцифер упоминается как дневная звезда у Иезекииля, в его предсказании грядущего падения царя Тира. Здесь Люцифер - ангел, сверкающий бриллиантами, прохаживающийся в саду Эдемском, среди "огненных камней".
Люцифер мог быть героем более раннего рассказа о том, как утренняя звезда пыталась занять место Солнца, но потерпела поражение. Эта история возникла потому, что утренняя звезда последней исчезает с небосклона, уступая место восходу Солнца. Высказывалось также предположение, что эта история - просто еще одна версия изгнания Адама из рая.

Маммон. В фольклоре Маммон - падший ангел, живущий в аду как ангел скупости, олицетворяющий жадность и жажду наживы. В <Потерянном Рае> Джон Мильтон изображает Маммона, вечно глядящим под ноги, на мощеную золотом райскую мостовую, вместо того чтобы глядеть вверх на Бога. Когда после небесной войны Маммона высылают в ад, именно он находит под землей драгоценный металл, из которого демоны построили свою столицу - город Пандемониум. В Библии Маммон весьма враждебен Богу. Слово "маммон" происходит из наказа Христа в его проповеди: "Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне (богатству)"

Метатрон - представляет верховного ангела смерти, которому Бог ежедневно дает указания относительно того, какие души забрать в этот день. Метатрон передает эти указания своим подчиненным - Гавриилу и Самаэлю.
Считается также, что он отвечает за то, чтобы в мире было достаточно пищи. В Талмуде и "Таргуме" Метатрон - связующее звено между Богом и человечеством. Среди различных миссий и деяний, приписываемых ему, есть и такое, что это будто бы он остановил руку Авраама в том момент, когда тот был готов принести в жертву Исаака. Разумеется, что эту миссию приписывают прежде всего Ангелу Господню, а также Михаилу, Задкиилу или Тадхиэлу.
Считается, что Метатрон живет на седьмом небе и является самым высокорослым ангелом, разве что за исключением Анафиэла. "Зогар" описывает его размер как "равный по ширине целому миру". В раввинской литературе именно так описывался размер Адама до его грехопадения.
Метатрон - первый, и он же последний, из десяти архангелов Бриатического мира. Если говорить о старшинстве, то фактически Метатрон - самый молодой ангел в небесном царстве. Ему приписывались разные роли: царя ангелов, князя божественного лика или присутствия, небесного канцлера, ангела Завета, главного среди ангелов-служителей и помощника Яхве.

Нуриэл ("огонь") - ангел грозы с градом, согласно еврейской легенде, встретившийся Моисею на втором небе. Нуриэл проявляет себя в виде орла, взлетающего со склона Хесед ("доброта"). Его объединяют в одну группу с Михаилом, Шамшилом, Серафилом и другими великими ангелами и характеризуют как "зачаровывающую силу".
В "Зогаре" Нуриэл изображается как ангел, правящий созвездием Девы. Согласно описаниям, его рост составляет триста парасангов (около 1200 миль), а в его свите 50 мириадов (500 тысяч) ангелов. По росту его превосходят лишь ерелимы, наблюдатели, Аф и Гемах и самый высокий небесный иерарх по имени Метатрон.
Нуриэл упоминается в писаниях гностиков как один из семи подчиненных Джехуэла, князя огня. В книге "Иудаистские амулеты" Шрир пишет, что имя Нуриэл можно увидеть выгравированным на восточных амулетах.

Рагуил. Имя Рагуил (варианты написания: Рагиил, Расуил) означает "друг Бога". В "Книге Еноха" Рагуил - архангел, которому поручено следить за тем, чтобы поведение других ангелов всегда было добропорядочным. Он также ангел-хранитель Земли и второго неба, и именно он привел Еноха на небеса.
В гностицизме Рагуил стоит на том же уровне, что и Телесис - другой высокопоставленный ангел. Несмотря на свое высокое положение, по какой-то необъяснимой причине, в 745 году н.э. Рагуил был отвергнут римской церковью (наряду с несколькими другими высокопоставленными ангелами, включая Уриила). Папа Захарий назвал Рагуила демоном, "выдающим себя за святого".
Вообще говоря, Рагуил занимает более престижное положение, и в книге Откровений Иоанна Богослова так описана его роль помощника Бога: "И пошлет Он ангела Рагуида со словами: иди и протруби в-трубу для ангелов холода и льда и снега, и укутай тех, что слева, всем, чем, только можно".

Разиэль. Разиэля называют "секретом Господа" и "ангелом загадок". Согласно легенде, Разиэль дал эту книгу Адаму, а потом у него ее украли завистливые ангелы и забросили в океан. Тогда Бог якобы приказал Рахабу, ангелу морских глубин, достать эту книгу и вернуть ее Адаму.
Книга попала сначала к Еноху, а затем к Ною, который якобы из нее узнал, как построить ковчег. Позднее, царь Соломон научился по ней волшебству.

Сариил (также известйый под несколькими Другими именами, включая Суриил, Зерахил и Саракел) является одним из первых семи архангелов. Его имя означает "власть Бога", и он отвечает за судьбу ангелов, которые нарушают священные обряды Бога. Хотя обычно Сариил появляется как святой ангел, иногда он упоминается как лишившийся божьей милости.
Сариил считается князем бытия, как Метатрон, а также ангелом здоровья, как Рафаил. Его называют "Сариил-трубач" и "Сариил - ангел смерти" в "Антологии Фалаша".
Имя Сариила появляется в гностических амулетах; он перечислен в числе семи ангелов в офитической семеричной системе первобытных сил (Ориген, "Контра Цельсум" 6, 30). Также известно, что когда Сариила призывают, он появляется в форме быка, Согласно Каббале, Сариил - один из семи ангелов, правящих Землей.
в Сариил ассоциируется с небом и отвечает за зодиакальный знак Овна ("баран"); он также сообщает остальным о траектории Луны. (Когда-то это считалось секретным знанием, которым нельзя было делиться). Согласно Дэвидсону, в оккультном учении Сариил является одним из девяти ангелов летнего равноденствия и защищает от злого глаза.
Сариил также фигурирует в недавно найденных "Свитках с берегов Мертвого моря" как имя на щитах "третьей Башни", также известной как "сыновья Света", (Было всего четыре "башни" - каждая отдельная группа солдат).

Узиил ("сила Божья") обычно считается падшим ангелом, одним из тех, кто взял в жены дочерей земных и имел от них исполинов. Его называют и пятым из десяти нечестивых сефиров.
Согласно "Книге ангела Разиэля", Узиил - один из семи ангелов у трона Господа и один из девяти, надзирающих за четырьмя ветрами, его причисляляют его к рангу сил, а также называют одним из "лейтенантов" Гавриила во время мятежа Сатаны.

Уриил , чье имя означает "огонь Божий", - один из ведущих ангелов в неканонических писаниях. Его называют по-разному: серафимом, херувимом, "регентом солнца", "пламенем Божьим", ангелом присутствия, правителем Тартара (ада), архангелом спасения и, в более поздних писаниях, - Фану-илом ("ликом Божьим"). Имя Уриил могло произойти от имени пророка Урии. В апокрифах и сочинениях оккультистов Уриил приравнивается к Нуриилу, Уриану, Йеремиилу, Вретилу, Сариилу, Пуруилу, Фануилу, Иехоилу и Исрафилу.
Его часто отождествляют с херувимом, "стоящим у врат Едема с огненным мечом", или с ангелом, "следящим за громом и террором" ("Первая книга Еноха"). В Апокалипсисе Св. Петра он выступает в роли Ангела Раскаяния, изображенного столь же безжалостным, как и любой демон.
В "Книге Адама и Евы" Уриил считается духом (то есть одним из херувимов) из главы 3 Бытия. Его также отождествляли с одним из ангелов, помогавших похоронить Адама и Авеля в Раю, и с темным ангелом, боровшимся с Иаковом в Пениэле. Другие источники изображают его победителем войска Сена-хериба, а также посланником Божьим, предупредившим Ноя о приближающемся потопе.
Согласно Луи Гинзбергу, Уриил представляет "князя света". Помимо этого, Уриил открыл небесные тайны Эзре, перевел проповеди и вывел Авраама из Ура. В позднем иудаизме его считают одним из четырех ангелов присутствия. Он также является "ангелом Сентября" и его можно вызвать, если ритуал будут совершать рожденные в этом месяце.
Считается, что Уриил принес на землю божественную дисциплину - алхимию, и что он дал человеку Каббалу, хотя другие исследователи утверждают, что этот ключ к мистической интерпретации Священного писания был даром Метатрона. Мильтон описывает Уриила как "регента Солнца" и "самого зоркого духа на небесах".
Драйденв "Состоянии невинности" пишет, что Уриил спускается с неба на колеснице, запряженной белыми лошадьми. В 745 году нашей эры Уриил был отвергнут церковным советом в Риме, но сейчас он стал Святым Уриилом, и его символ - открытая ладонь, держащая пламя.
Его отождествляют со "злым ангелом", напавшим на Моисея за то, что тот не удосужился соблюсти традиционный обряд обрезания по отношению к своему сыну Гершому, хотя книга "Зогар" (1, 93в) приписывает эту же роль Гавриилу: "Гавриил сошел на землю в виде огненного пламени в форме горящего змея> с намерением уничтожить Моисея "за сей грех".
Уриила также считают ангелом мщения, изображенным Прудоном на картине "Божественное мщение и справедливость", находящейся в Лувре. По сравнению с другими архангелами, Уриил очень редко представлен в произведениях искусства. Как комментатор пророчеств, он обычно изображается с книгой, или свитком папируса, в руке.
В "Онтологии, космогонии и физике Милътона" (1957), Уолтер Карри пишет, что Уриил "создает впечатление набожного, но не слишком восприимчивого физика с наклонностью к атомистической философии". Во "Второй книге Оракула Сибиллина" он описан как один из "бессмертных ангелов бессмертного Бога", который в Судный день: "сломает чудовищные задвижки несокрушимых врат Аида и повергнет их наземь, и выведет на суд всех страждущих, и призраков древних Титанов и исполинов, и всех, кого поглотил Потоп... и все они предстанут перед Господом и его троном".
В сцене борьбы Иакова с темным ангелом происходит загадочное слияние этих двух существ, и Уриил говорит: "Я сошел на землю, чтобы поселиться среди людей и по имени меня будут звать Иаков". Считается, что некоторые патриархи превратились в ангелов (например, Енох якобы превратился в Метатрона). Превращение ангела в человека отмечено лишь однажды - в случае с Уриилом.

Хадраниэль (или Хадарниэль), что означает "величие Бога", - ангел, назначенный охранять вторые ворота на небесах. Его рост свыше 60 мириадов парасангов (примерно 2,1 млн. миль), и он представляет собой довольно устрашающее зрелище.
Когда Моисей появился на небесах, чтобы получить от Бога Тору, при виде Хадраниэля он потерял дар речи. Хадраниэль считал, что Моисей не должен получить Тору, и заставил его плакать от страха до тех пор, пока не появился Бог и не сделал ему замечание.
Хадраниэль быстро исправился и стал опекать Моисея. Эта помощь оказалась весьма кстати, поскольку (согласно "зогарской" легенде), "когда Хадраниэль объявляет волю господа, его голос проникает сквозь 200000 небесных сводов". Согласно "Откровению Моисея", "с каждым словом из его (Хадраниэля) рта вырывается 12000 молний".
В гностицизме Хадраниэль - лишь один из семи подчиненных Иехуэла, "царя огня" (Кинг, стр. 15). В "Зогаре" I (550) Хадраниэль говорит Адаму о том, что у него (Адама) есть "Книга ангела Разиэля", в которой содержится секретная информация, неизвестная даже ангелам.

В начало

А́нгел (др.-греч. ἄγγελος, ангелос - «вестник, посланец») в авраамических религиях - духовное разумное бесполое и бесплотное существо, выражающее волю Бога и обладающее сверхъестественными возможностями. Библия называет Ангелов служебными духами. Часто изображаются в виде людей с белоснежными крыльями за спиной.

Ангелам не ведомы наши распри, раздоры, войны, гнев, ненависть и зависть. Насыщаются они сладостью созерцания красоты Божественной и познанием премудрости вечной. Так, в непрестанном созерцании Бога, в постоянном устремлении и возвышении к Нему, в никогда несмолкающем песнословии безмерной славы и величия Его живут на небе ангелы.

Способности ангелов:

Сила Ангелов даруется Богом. Он определяет для любого Ангела те способности, которыми ангел будет обладать:
1. Быть невидимым для физического зрения.
2. Способность к полёту в духовном (Духовная возвышенность, близость к Богу).
3. Способность к проявлениям в материальном: умение появляться в физическом человеческом теле, возможность к воздействовать на физический мир. Видение сквозь толщу времени, возможность читать как человеческие души, так и мысли людей во взгляде,добираться до глубин помышлений сердца и разума человека.
4. Способность уничтожать целые города.
5. Ангелам присуща свободная воля выбора.

В Каббале ангелов насчитывается от ста тысяч до сорока девяти миллионов.
Каббала - руководство, описывающее путь к Богу. А путь этот ведёт через дворцы или несчётные залы, где нужна помощь ангелов.

Восемь главных ангелов:

1. Анаэль - внемли мне Бог
2. Гавриэль - сила Бога
3. Самуэль - яд Бога
4. Михаэль - подобный Богу, предводитель небесного войска
5. Сашиэль - справедливость Бога
6. Рафаэль - исцелитель
7. Кассиэль - престол Бога
8. Ориэль - свет Бога
Выше всех Метатрон - Глас Божий

Духи - человеческая душа, освободившаяся от тела:
1. Паваел - дух Святого Иосифа
2. Кафаель - дух Сопуствующий Иоанну Крестителю в пустыне
3. Рафаэль - дух Соломона
4. Гетатия - дух Моисея
5. Уриель - дух Ездры
6. Заимел - дух Моисеева жезла
7. Гетаель - дух Иисуса Навина
8. Гимель - дух змея Евы
9. Камаель - дух личного мужества
10. Офиль - дух благочестия
11. Алепта - дух Авраама
12. Гавриель - дух Илии
13. Самаель - дух Иоанна Крестителя
14. Михаель - дух Елессея
15. Во-Аель - дух призраков
16. Тетатиа - дух добродетели
17. Анаель - дух познания
18. Фалет - дух счастья (земного рая)

Семь главных демонов Дьявола (его обличия):

1. Самаэль - владыка воздуха и ангел Загробного Суда
2. Вельзевул - владыка Тьмы и демонов
3. Питон - дух прорицания
4. Белиал - дух вероломства
5. Асмодей - демон - истребитель
6. Люцифер - дух астрального света
7. Сатана - противящийся Богу

Над всеми этими творениями возвышается ангел молитвенных размышлений о Боге. Путь молитвенных размышлений ведёт его ко всё более возвышающей возможности любви, которая, в конечном счёте, достигается осознанием того, что каждая жизнь свята, что каждая жизнь есть Бог и передача любви. Всё, что мы сделаем в божественном экстазе молитвы или молитвенного размышления, представляет собой акт творения. И только такое деяние в Боге и посредством Бога создаёт новых ангелов.

Ангелы были сотворены Богом до создания материального мира, над которым они имеют значительную власть. Их значительно больше, чем всех людей.
Назначение ангелов: восславление Бога, воплощение славы его, направлять и воплощать благодать во славу Божию(потому они - великая помощь спасающимся).
Ангелы, так же, как и люди, имеют ум и их разум более совершеннен, чем человеческий. Ангелы - вечны. Они создают в душе человека его дух, позволяют сердцу человеческому сформировать свой образ.
В ангельском мире была учреждена Богом строгая иерархия(субординация из 9-ти ангельских чинов). Руководивший всем ангельским воинством Денница - самый могущественный, талантливый, красивый и приближённый к Богу.
Но однажды он настолько возгордился своим наивысшим положением среди прочих ангелов, что решился поднять бунт и самому занять место Бога. Более того, ему удалось совратить множество ангелов из разных чинов. Тогда в этот момент Архистратиг Михаил призвал колеблющихся оставаться верными Богу, возглавил воинство светлых ангелов, и поразил Денницу (который стал называться Диаволом, Сатаной, Лукавым и прочие, а другие падшие ангелы - бесами, демонами, чертями).
И была война на Небе, в результате которой нечистая сила низверглась в ад, где сорганизовалась в царство Веельзевула, с такой же ангельской иерархией. Падшие духи не до конца лишены своего прежнего могущества и, по попущению Бога, могут внушать людям греховные мысли и желания, руководить ими и причинять им боль. Но людям же помогают и добрые ангелы, которых больше, чем бесов.
Имя духа - не то же, что имя человека. Бог - дух, и как дух - называет существо не по преходящему (кто будет называть человека по марке его пиджака?), но по славе. Имя Ангела - имя его славы. Имена некоторых ангелов открыты людям: Михаил, Гавриил, Рафаил, Иегудиил, Салафаил и другие.
Ангелы - хранители - духи, посылаемых Богом каждому человеку ещё до рождения.
На каждого человека охотятся так же демоны, желающие погубить его душу с помощью внушаемых страхов, искушений и соблазнов. (в сердце каждого человека между Богом и дьяволом ведётся «невидимая брань»).
У каждого ангела (и у беса) различные способности: одни доносят до людей понимание добродетели нестяжания, другие укрепляют в людях веру.

Чины ангелов:
1. Ангелы
2. Архангелы
3. Престолы
4. Господства
5. Начала
6. Силы
7. Сияния
8. Восхождения
9. Разумения

Согласно Дионисию Ареопагиту ангелы располагаются в следующем порядке:
1. Первый лик (высшая иерархия)
2. Серафимы (ивр. שׂרפים‎ - горящие, пламенеющие, огненные, -греч. σεραφίμ - шестикрылые ангелы. Они пламенеют любовью к Богу и многих побуждают к ней.
3. Херувимы (др.-греч. χερουβίμ от ивр. כרובים‎, керубим -заступники, умы, распространители познания, излияние мудрости) - четырехкрылые и четырехликие ангелы. Их имя значит: излияние премудрости, просвещение. (Сатана был из чина херувимов).
4. Престолы (др.-греч. θρόνοι) - Богоносные - на них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой. Престолы (др.-греч. θρόνοι), согласно Дионисию: «Богоносные») - на них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой.
5. Второй лик (средняя иерархия)
6. Господства (др.-греч. κυριότητες, лат. dominationes) -наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению, учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения.
7. Силы (др.-греч. δυνάμεις, лат. potestates) - творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божьим.
8. Власти (др.-греч. ἐξουσίες, лат. virtutes) - имеют власть укрощать силу Дьявола.
9. Третий лик (низшая иерархия)
10. Начала (архонты) (др.-греч. ἀρχαί, лат. principates) - им поручено управлять Вселенной и стихиями природы.
11. Архангелы (начальники ангелов) (др.-греч. ἀρχάγγελοι -Михаил) - учители небесные, учат людей, как поступать в жизни.
12. Ангелы (др.-греч. ἀγγελοι - наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Гавриил; Рафаил; (Для Псевдо-Дионисия архангел Михаил является «ангелом»); Семь Ангелов с золотыми чашами, наполненными гневом Бога; Ангел Бездны Аваддон с цепью и ключом от бездны; Семь Ангелов с трубами.

מַלְאָך ‎ мал’а́х ("посланец") происходит от архаичного корня לאכ , «посылать», засвидетельствованного в угаритском языке. Из иврита заимствано арабское слово ملاك ‎ мала́к . Из этого же слова путём дословного перевода образованы и греческое ἄγγελος, и латинское angelus, и слово angel в современных европейских языках.

Определение

В обиходном языке Ангел обычно означает любое духовное разумное бесполое, а иногда и бесплотное существо, выражающее волю каких-то высших сил или Бога и обладающее сверхчеловеческими и сверхъестественными возможностями.

В ТаНаХе (Библии)

В Торе (Пятикнижии)

Самое известное упоминание об Ангелов в Пятикнижии это визит трех Ангелов к Аврааму (Быт. ). Мудрецы говорят, что один из них должен был возвестить Аврааму о рождении Ицхака , второй вывести семью Лота , а третий, уничтожить Сдом .

Еще показательно место, где Яков ночью борется с ангелом Быт.

Также широко известно место в Торе, где Бог с помощью ангела останавливает Авраама в момент когда он уже готов был совершить жертвоприношение:

В Торе, когда Ангелы появляются в осязаемом облике их описание отсутствует и подразумевается человеческий облик. Жители Сдома видимо даже путают их с людьми, когда требуют у Лота их выдачи.

Описаний внешнего вида Ангелов в бесплотном облике немного. Самое основное из них это книга пророка Иехезкеля (Иезекииля) . В его книге Ангелы представляют из себя не "посланников", но "существа из Небесных Сфер". Характерным для них является наличие крыльев и большое количество глаз. Там же перечисляются некоторые их виды: Крувим , Срафим , Офаним , Хайот .

Невиим (Пророки)

Христианская Традиция считает это иносказанием, считая, что под «сынами Божиими» в Библии подразумеваются не только Ангелы, но и праведные люди, тем самым, смысл этого стиха заключается в том, что праведные люди стали вступать в брак с безнравственными, поддались их влиянию, и сами морально опустились. С точки зрения церковного богословия, сыны Божии - это потомки Сифа , а дочери человеческие - потомки Каина.

В талмудический период не только простонародье, но и ученые верили в существование ангелов. Но в Мишне нет упоминания о них, ибо ученые того времени умаляли значение ангелов и их роль в человеческой жизни. В более поздних аггадических текстах Талмуда, особенно в мидраше , ангелы неоднократно упоминаются. Они делятся на множество добрых и злых, высших и низших. Как и апокрифы и псевдоэпиграфы, Аггада рассматривает Гавриэля, Михаэля, Рефаэля и Уриэля как архангелов и называет их ангелами служения (малахей hа-шарет). Мидраш придает большое значение в иерархии ангелов Метатрону. Обязанности ангелов дифференцированы, одни ведают молитвами, другие градом, дождем, гневом, беременностью и рождением, адом и т. п. Аггада развивает далее представление об ангелах - хранителях народов и отдельных царей. Начиная с 3 в. н. э. в источниках встречается слово памалъя (буквально `свита`), обозначающее целую группу ангелов, творящих небесный суд.

В Аггаде высказываются разные мнения о том, следует ли считать ангелов высшими существами по сравнению с простыми смертными. По одним высказываниям, праведники выше ангелов, а по другим - и те, и другие занимают одинаковое положение в иерархии бытия. Некоторые законоучители высказывали мнение, что каждый человек способен стать равным ангелу; другие - приписывали эту способность только исповедующим иудаизм. Однако и последние могут достигнуть этого равенства лишь после смерти. В аггадической эсхатологии преобладает мнение, согласно которому в «конце дней» праведники будут возведены на более высокую ступень, чем ангелы. Развитые в Аггаде ангелологические представления были также включены и в литургию. Однако в среде еврейских религиозных авторитетов существовала и противоположная тенденция, стремившаяся полностью исключить упоминания ангелов из литургии. В средние века одним из самых резких противников почитания ангелов был Маймонид .

Ессеи

Ангелологическая доктрина нашла широчайшее распространение среди ессеев. Кумранские рукописи свидетельствуют о стройной ангелологической системе, согласно которой «князь света» и прочие небесные князья должны были в «последний день» сражаться на стороне «сыновей света». В этой борьбе за власть между силами добра и зла можно распознать определенный дуализм. Фарисеи мало интересовались ангелологией. Будучи противниками всякой мистики, саддукеи , однако, едва ли всецело отрицали само существование ангелов.

В Каббале

В Каббале ангелов насчитывается от 100 тысяч до 49 миллионов. Правда, когда идет разговор о большом числе ангелов то имеются ввиду либо безымянные обитатели каких-то каббалистических миров, либо наоборот одно имя, полученное перестановками букв алфавита языка иврит .

Каббала различает несколько категорий ангелов: ангелы служения и разрушения, ангелы милосердия и наказания и даже ангелы мужского и женского пола (Зоhар). Сила ангелов, по мнению каббалистов, основывается на проявляющейся в них эманации божественного света. В каждом человеческом существе, по их мнению, живут добрый и злой ангел, и каждый шаг человека сопровождается добрыми и злыми духами. Огромная армия ангелов разрушения (малахей hабала), в противоположность доброму окружению Бога, составляет семью Нечистого, дьявола - олицетворение оборотной, «левой» стороны божественного бытия.

"Тёмные ангелы"

Ангелы "Темной стороны" тем не менее тоже считаются ангелами. Например, Самаэль - Ангел Смерти (Малах ha-Мавет). Из злых ангелов (ангелов разрушения - малахей hабала) он играет особую роль. Он отождествляется со страшными великанами и демонами, бытующими в устных легендах, в литературе древнего Ближнего Востока и средневековой Европы (`дьявол`, `сатана`).

В Талмуде ангел смерти идентичен Сатане (Самаэлю) и иецер hа-ра (злому помыслу). В фольклоре ангел смерти часто изображается аллегорически: у него множество глаз, он усердный жнец или старик с мечом, с которого стекает яд, и т. д. Но чаще всего ангел смерти является в образе беглеца и бродяги, нищего, странствующего торговца или араба-кочевника. В еврейской ангелологии встречается также мотив падших ангелов. Истоки его восходят к библейскому повествованию о сынах Божьих (бней элохим), которые, прельстившись красотой дочерей человеческих, спустились на землю. Там они познали дев земных, и от этой связи родилось поколение исполинов.

Однако библейское предание не содержит при этом элемента морального обличения, характерного для более поздних легенд о павших ангелах. Впервые этот элемент выступает в упомянутой выше книге Эноха. Здесь исполины, потомки падших ангелов, стали беспощадно истреблять людей и обучать их употреблению оружия и другим изобретениям, способствующим распространению безнравственности и злодейства. Архангелы, вняв жалобам людей, обратились к Богу, и им было велено наказать падших ангелов. Легенда о падших ангелах, прельщенных смертными женщинами и творивших зло на земле, повторяется в той или иной вариации в апокрифической и талмудической литературе и в еще более красочной форме - в мидрашах.

В философии

Филон Александрийский (1 в. н. э.) отождествлял ангелов, упомянутых в Библии, с демонами греческой философии. Для Саадии Гаона (10 в.) ангелы являлись телесными существами, хотя и более совершенной субстанции, чем человек. По мнению Аврахама Ибн Эзры (12 в.), ангелы тождественны нематериальным или простейшим формам идеального бытия, постулируемым неоплатонической онтологией. В целом в средние века в еврейской философии превалирует аристотелевская концепция, наиболее ярким представителем которой был Маймонид. Ее приверженцы рассматривали ангелов как «обособленные разумы» (схалим нифрадим), существующие отдельно от человеческой плоти. Однако Маймонид считал, что термином ангел обозначается не только обособленный разум, но и все природные и физические силы.

В христианстве

В христианстве ангелов называют служебными духами и изображают в виде людей с белоснежными крыльями за спиной.

Ангелы сегодня

В современном иудаизме в таких его течениях как реформизм и консервативный иудаизм наблюдается тенденция рассматривать традиционные описания ангелов как поэтические символы. Упоминания ангелов почти полностью изъяты из реформистской литургии и из литургии некоторых групп приверженцев консервативного иудаизма.

Отношение к ангелам среди большинства ортодоксальных евреев двойственно: хотя существование их полностью не отрицается, имеется тенденция к демифологизации представлений об ангелах и к интерпретации их как символов. Тем не менее, степень веры в ангелов различается среди различных групп ортодоксов. Вера в ангелов в полном соответствии с традиционными представлениями о них сохраняется лишь среди