Интерактивное взаимодействие с дошкольниками в познавательной деятельности. Интерактивные формы обучения как средство развития личности ребенка

Зулфия Хабибуллина
Использование интерактивных методов и приемов обучения в дошкольном учреждении

Использование интерактивных методов и приемов в дошкольном учреждении

Первое неоспоримое право ребенка –

высказывать свои мысли.

Я. Корчак

На определенном этапе своей педагогической деятельности я поняла, что не только школе, но и дошкольному учреждению необходима наиболее современная методика , преследующая главную цель : развитие ребенка как личности.

Интерактивная методика обучения – это есть новшество, которым я пользуюсь в течение нескольких лет.

Слово «интерактив » произошло от английского слова «interact» . «Inter» -«взаимный» , «act» - действовать. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком) . Следовательно, интерактивное обучение – это обучение , построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

Суть интерактивного обучения состоит в том , что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания , освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Пройдя обучение , участвуя в семинарах, конференциях, позже работая в образовательных программах, я по – новому оценила свои возможности, способности строить не только уроки, но и НОД с использованием интерактивных методов .

Такое обучение дает неожиданные положительные результаты :

Умение высказать свое мнение и отстоять его;

Активность и желание участвовать в работе;

Раскованность во время ответа, уверенность в себе.

Эффективность и целесообразность интерактивной методики я наблюдаю в своей практике.

Методы , которые я использую в работе с детьми .

НОД в группах я начинаю со знакомства с детьми.

Знакомство

Цели : Создать в группе атмосферу доверия и взаимной поддержки; формировать навыки самопрезентации, преодоления неуверенности и боязни перед публичным выступлением.

Обычно, проводя знакомство, я прошу детей рассказать историю своего имени (для детей старших и подготовительных групп) : «Кто и почему вас так назвали?» Или «Расскажите все, что вам известно о вашем имени» .

После того, как все дети представились, спрашиваю у детей :

Почему важно знать историю своего имени?

Например : Тема : Времена года

Знакомство : Меня зовут… Мое любимое время года – весна и т. д.

«Мозговой штурм» - цель : «мозгового штурма» или «мозговой атаки» в том, чтобы на протяжении ограниченного периода, времени путем расторможения собрать от всех детей как можно больше идей относительно заданной темы.

Например : Ребята, какая сегодня погода?

«Ролевая игра» : ролевая игра имитирует реальность с назначением ролей детям и предоставлением им возможности действовать «как бы по-настоящему» . Цель ролевой игры – определить отношение детей к конкретной сказке, сценке и т. д., приобрести опыт путем игры : она старается помочь научить через опыт и чувства. Иногда дети могут разыгрывать свои собственные ситуации, в которых они побывали. Также намного легче усваивать и закреплять материал именно в процессе игры.

«Кластеры»

Кластер в переводе с английского языка (cluster) означает гроздь, кисть. Кластер – это метод , помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.

1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа.

2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.

3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи.

4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время.

Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия.

Например :

Санки Праздник

Дед Мороз ЗИМА Снеговик

Подарки елка Новый год

В ДОУ предлагаю использовать так . На доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе , также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними.

«Синквейн»

Синквейн, в переводе с французского языка – 5 строк. Синквейн – белый (нерифмованный) стих, помогающий синтезировать информацию .

1 строка : Тема одним словом (обычно существительное)

2 строка : Описание темы в двух словах (два прилагательных)

3 строка : Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)

4 строка : Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов)

5 строка : Повторение сути темы одним словом (синоним темы)

Например : МАМА

Добрая, любимая

Заботится, любит, кормит

Я люблю свою маму!

В ДОУ можно использовать таким образом .

1 строка : Предмет или явление одним словом.

2 строка : Описать какой этот предмет.

3 строка : Действия данного предмета.

4 строка : Нравится ли данный предмет и как?

5 строка : Как можно по другому назвать этот предмет?

Я поняла, что детей нужно воспитывать и учить добротой, требовательностью, уважением, личным примером, учить их строить хорошие взаимоотношения с другими. Чтобы быть понятой детьми, нужно понимать каждого ребенка в отдельности.

Я считаю, что успех воспитателя – это каждый хорошо проведенный день. Главное – почувствовать ребенка, увидеть, услышать, помочь, когда надо, не мешать, когда он сам работает. От воспитателя зависит, каким будут воспитанники. Не надо принуждать, надо заинтересовать , быть терпеливым и внимательным, дружелюбным и искренним, не упрекать, не критиковать, а одобрять и верить в способности ребенка.

Успеха в воспитании и обучении можно достигнуть только в том случае, если детям будет интересно учиться . Мы, воспитатели, всегда должны помнить об этом и быть в состоянии постоянного поиска новых путей воспитания и обучения и их реализации в своей практике, собирая по крупицам и используя все , что превращает деятельность в радостный акт познания.

Использованная литература :

1. Новая школа : Пространство Возможностей

Материалы Центральноазиатской научно – практической конференции

Бишкек-2006 г. Стр 9, 246, 325

2. Руководство по развитию критического мышления

(Методическое пособие ) Ташкент – 2002 г.

Москва, Мозаика – Синтез 2005 г .

4. Уполномоченное Образование

(Пособие для тренеров) Информационно Ресурсный Центр Позитивного Просвещения. Ташкент – 2003 г.

06.04.2013 8384 0

Интерактивные формы обучения как средство развития личности ребенка

Следует признать, что сегодня невозможно достичь цели, решить задачи обучения детей без создания условий для само­стоятельного присвоения, приобретения и ос­мысления ими знаний. Задача современного педагога - не преподносить знания детям, а более практичная и приземленная - создать мотивацию и сформировать комплекс умений учить самого себя. Очевидно, что всякое умение не приходит к детям без помощи педагога. Сотрудничество педагога и ребенка предпола­гает знание и умение педагога дозировать и направлять самостоятельность, предоставляе­мую ребенку, которая в конечном итоге ве­дет к целеполаганию, автономизации его позна­вательной деятельности, как основы личностно­го становления и развития. В процессе обучения наиболее качественное восприятие и усвоение материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех субъектов.

Методы группового взаимодействия при­нято называть интерактивными. В их основе лежит механизм интеракции (в переводе с английского означает "взаимодействие, воздейст­вие"). Под интеракцией понимается непосред­ственная межличностная коммуникация. Наи­более важной особенностью интеракции явля­ется способность человека принимать и пони­мать роль другого; представлять, как его вос­принимает партнер по общению или группа и в соответствии с этим планировать собственные действия. Под интерактивными методами по­нимается система правил взаимодействия педагога и ребенка в форме игр и ситуа­ций, обеспечивающая педагогически эффектив­ное познавательное общение.

Целью интерак­тивного обучения для современной предшколы, детского сада в условиях модернизации образования рассматривается общее развитие детей, предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении и развитии, в расши­рении возможностей самоопределения и само­реализации. При этом общее развитие ребенка включает развитие личностных новообра­зований в его потребностной, интеллектуаль­ной, эмоционально-волевой сферах.

Результа­том такого общения является создание дидак­тических условий для переживания детьми ситуации успеха в процессе образовательной деятельно­сти и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной и других сфер.

Предполагается, что сотрудничество, взаи­модействие, активность педагога и детей за сравнительно короткий промежуток времени обеспечивает формирование и развитие опера­тивных, универ­сальных умений, определяющих успешность той или иной деятельности ребенка. Иначе говоря, интерактивное обучение более эффек­тивно, результативно , чем обучение в этом на­правлении каждого ребенка в отдельности. Что особенно важно, негативные личностные приобретения детей можно поправить, изменить в процессе интерактивного обучения, хотя и дети самостоятельно корректируют свои знания и умения их рационально исполь­зовать.

Содержание образовательного материала современных программ включает множество различных видов знаний, что во многом определяет сложность и противоречивость его понимания и усвоения детьми на разных этапах обучения. Уже по этой причине структурная и содержательная сложность образовательного материала - перспективная основа для творческого использования интерак­тивных методов обучения, определяющих ус­пех и результативность в развитии и формиро­вании личностных качеств детей. К ин­терактивным методам относят игры, мозговой штурм, обыгрывание ролей, игровое проектирование, анализ конкретных проблемных (или других) ситуаций и другие. В процессе интерактивного общения в парах, группах, между группами у детей формиру­ется знания, в том числе, и собственное мнение по тому или иному событию, явлению, активная жизненная позиция, творческие способности; развиваются речь, чувство ответственности за общее дело, систематизируются, анализируют­ся, конкретизируются и корректируются пред­ставления, понятия; устанавливаются логиче­ские связи, содействующие пониманию зако­номерностей и мировоззренческих идей и т.п. Систематическое применение педагогом инте­рактивных методов на занятиях создает благоприятные условия для формирования у детей учебной деятельности, что является особенно важным при переходе в начальную школу.

Критерии отбора интерактивных методов обучения:

соответствие целям и задачам обуче­ния и развития детей;

Соответствие дидактическим целям занятиям;

Соответствие содержанию темы занятия;

Соответствие возрастным, интеллекту­альным возможностям детей и уровню их обученности и воспитанности, особенностям группы в целом;

Соответствие временным рамкам обу­чения;

Соответствие профессионализму и опыту конкретного педагога;

Соответствие способу руководства образовательной деятельностью;

Соответствие логике образовательного процес­са.

Для реализации данных критериев необ­ходим серьезный анализ содержания образовательного материала и выявление на основе этого его дос­тупности для усвоения детьми.

Стиль проведения интерактивных за­нятий.

Поскольку совместная деятельность - одно из условий формирования демократиче­ского, гражданского общества, то проектирова­ние отношений между педагогом и детьми должно основываться на принципах доверия, доброжелательности, партнерства, взаимопо­нимания, взаимовыручки и поддержки, терпи­мости, учета и уважения интересов, возможно­стей друг друга. Авторитарность, менторство в данном случае станут преградой на пути нала­живания взаимопонимания и нацеленности на общий результат обучения. Основой деятельно­сти педагога в условиях интерактивного обуче­ния является личностно-ориентированный под­ход. Основные требования его соблюдения:

Гуманная педагогическая позиция;

Ценностное отношение к ребенку, его творчеству;

Создание на занятии культурно-инфор­мационной и предметно-развивающей среды;

Владение методикой и основами об­разовательных технологий;

Целенаправленное развитие индиви­дуальности детей.

В процессе организации, управления и контроля за развитием интерактивного общения между детьми педагог преимущественно использует косвенные приемы педагогической деятельности, предоставляя детям само­стоятельность в выборе средств достижения цели, адекватных действий, педагога и детей.

Еще одной интерактивной формой обучения является игровое проектирование, которое основывается на методе проектов. Осно­вой проектирования является развитие интел­лектуальных умений и навыков , реализующих познавательную деятельность детей при условии обеспечения познаватель­ной и социальной мотивации. В процессе про­ектной деятельности у детей формируются умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое мышле­ние. Проект предполагает самостоятельную деятельность, выполненную индивидуально, парно, группой за определенный период време­ни. Проектная деятельность всегда направлена на решение конкретной проблемы, использова­ние для этого различных методов и средств, интегрирование знаний и умений детей из разных предметных областей.

Для современного детского сада, предшколы особенно, наиболее харак­терны исследовательские, творческие, игровые, практико-ориентированные, информационные проекты . Данный вид проектов классифициру­ется по преобладающему методу:

- исследовательские, основанные на ис­следовательском методе, развивающем познавательную активность;

- творческие, основываются на мето­дах, способствующих реализации творческих способностей детей.;

- в игровых проектах структура может изменяться до окончания проекта, участники берут на себя конкретные роли в соответствии с идеей и планом проекта. Результаты проекта могут либо планироваться в начале, либо проявляться к его завершению, поскольку представление о роли, взаимоотно­шениях персонажей могут меняться достаточно часто.;

- информационный проект основывает­ся на методе сбора информации о каком-либо объекте, анализ и обобщение фактов, явлений и процессов с целью донесения ее до всех. Безусловно, в данном случае важна четкость структуры проектов.

По протяженности во времени проекты могут быть краткосрочными (1-2 занятия в рам­ках одного предмета или двух). В игровых проектах, носящих соревновательный характер, более приемлема бальная шкала оценивания достижений детей. В творческих проектах, где более сложно оценить деятельность обу­чаемых, оценка также необходима, как проме­жуточная, так и итоговая.

В процессе проектов педагог может:

а) открыто участвовать в проектировании, ненавязчиво направляя и организуя работу всех участников;

б) косвенно организуя, управляя и коррек­тируя деятельность своих подопечных, педагог также считается участником проекта, о чем должны непосредственно знать дети.

Требования к организации проекта:

1 . Проект разрабатывается по инициативе детей, но тема может быть предложена педагогом. Тема для всей группы может быть одна, но пути ее реализации в каждой группе будут разные. Возможно также одновременное выполнение детьми в группе разных проек­тов.

2. Проект следует сделать значимым для ближайшего и опосредованного окружения детей.

3. Проект педагогически значим, т.е. дети в процессе его осуществления приобре­тают новые знания, строят новые отношения, овладевают умениями и навыками. Проект реалистичен, имеет определенную практиче­скую значимость, сориентирован на возможно­сти детей. Предполагает широкое разнооб­разие тем.

4 . Проект заранее спланирован, сконст­руирован совместными усилиями педагога и детей, в то же время, по мере его разверты­вания, допускается корректировка проекта.

Работу с мультимедийными программами также относят к интерактивным формам образовательной работы детей и педагога. Этот вид работы косвенным путем развивает конструктивное, алгоритмическое и творческое мышление, ком­муникативные способности у детей, формирует их умения и навыки исследовательской деятельности, ориентировки в информации. Как показал опыт, обучение детей с помощью мультимедиапрограмм повышает качество и эффективность усвоения знаний, развивает умения анализировать различную информацию. Это - эффективный стимул обучения детей.

Многофункциональность компьютера по­зволяет удовлетворить множество познавательных потребностей и доступность диалогового общения в интерактивном режиме. Использова­ние мультимедийных программ такого рода создает благоприятные условия для педагога в решении проблем дифференциации, инди­видуализации обучения в условиях гуманистического образования. Детям становятся одно­временно доступны различные источники ин­формации по теме занятия, целенаправленный отбор различного материала, что обеспечивает эффективность выполнения задачи, расширяет возможности качествен­ного усвоения материала, общего развития детей.

Логика занятия с использованием мульти­медийных средств предполагает:

Соответствие мультимедийных программ содержанию, цели занятия;

Взаимосвязь всех частей занятия;

Цельность;

Обоснованность приемов, методов, средств, ведущих к цели;

Динамику педагогического процесса, развития детей на пути к цели;

Результативность учебной деятельности детей на каждом этапе занятия.

Работа детей с материалами мульти­медийного учебника будет способствовать:

Формированию у детей элементар­ного анализа и последующей логической оценки;

Пониманию сущности явлений в процессе анализа информации;

Различению рациональных и нерациональных способов деятельности;

Выделению главного в практической и самостоятельной работе;

Формированию умений простейшей ар­гументации, выраженной в словесной и пись­менной формах;

Развитию умений классификации учеб­ного материала (группировка, сравнение, со­поставление, выделение отличий) и обобщения (делать умозаключения, выводы).

Тема: «Использование интерактивных технологий в дошкольном образовании .

Создание мультфильмов с детьми старшего дошкольного возраста».

Старший воспитатель Смирнова Л.П., высшая кв. кат.

Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги!

Слайд 2 Проблема активизации познавательной деятельности детей, развитие коммуникативных умений и навыков, самостоятельности и творчества дошкольников, их мотивационной готовности к межличностному взаимодействию - была и остается одной из актуальных задач педагогики. Известно, что дошкольный возраст - это сензитивный период для расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира, для формирования фонематического восприятия детей, для развития всех сторон речи. Сегодня наиболее эффективным подходом в работе с дошкольниками, мне кажется, является, - интерактивное обучение. Практика показывает, что интерактивное обучение влияет на структуру непосредственной образовательной деятельности с детьми, требует особой организации и особого выбора необходимых интерактивных методов и приемов обучения.

Слайд 3 Технология интерактивного обучения дает возможность одновременно реализовать познавательные, коммуникативно-развивающие и социально-ориентационные аспекты образовательного процесса. Это позволяет педагогу решать комплекс задач за более короткое время и с более высоким качеством.

Слайд 4 Технология интерактивного обучения предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми, причем возможны следующие коммуникационные взаимодействия: «ребенок - ребенок» (работа в парах), «ребенок - группа детей» (работа в группах),«ребенок - аудитория» или «группа детей - аудитория» (презентация работы в группах) и т.д. При работе в малых группах дети учатся распределять роли, становятся соавторами, учитывают пожелания друг друга, формулируют общие выводы и заключения, защищают свой выбор перед товарищами.

Слайд 6. А, это те целевые ориентиры, которые определены ФГОС дошкольного образования как результат. Самое главное, что большая часть программного материала реализуется в ходе свободного общения с детьми через организацию творческой деятельности детей, в процессе речевых игр, продуктивной деятельности, ознакомление с компьютерной техникой, овладение навыками анимационных техники.

Слайд 7 Первый короткий мультфильм был снят спонтанно. В нашем детском саду долгие годы проводятся занятия по компьютерному творчеству с использованием программно-методического комплекса «Фантазёры» в том числе «Фантазёры. МУЛЬТИтворчество.» (компания Новый диск). Здесь есть возможность одновременной работы нескольких детей на одном экране. На экране интерактивной доски двое детей рисовали фрагмент сказки Пушкина А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке». Я установила цифровую видеокамеру на штатив и сняла процесс, который происходил на экране, затем с помощью стандартной программы Movie Maker был смонтирован короткий 30 секундный ролик. Просмотр ролика вызвал у детей невероятное удивление! Привычные занятия с компьютером привели к столь необычному результату. Я думаю, что никто не будет спорить с утверждением, удивление, любопытство является мощнейшим стимулом к возникновению познавательного интереса у детей. Несомненно, что все дети любят мультфильмы. Можно ли научиться такому волшебству в детском саду? Да!
С пoявлением современных тeхнологий увлeкательный мир aнимации, кaзaвшийся рaнee нeдоступным и зaгaдoчным, стал доступным. Многие психологи подтверждают, что home-анимация - это отличный способ открыть у детей творческие задатки, развить коммуникативные способности и лидерские качества. Мультфильмы собственного производства обладают мощным эмоциональным потенциалом! Так возникла идея создать мультфильм. Воспитатель и дети рассказали о своих планах родителям. Был объявлен конкурс на название студии. Вариант «Мультстудия 118» всем очень понравился.
Слайд 8 Подготовительный этап. На данном этапе мы поговорили с детьми об их любимых мультфильмах. Затем мы побеседовали о тайнах мультипликации. Узнали название профессий этих людей: сценарист, режиссер-мультипликатор (аниматор, художник-декоратор, оператор, актер-кукловод). Затем мы приступили к выбору сюжета. На занятиях по театрализованной деятельности дети с младшего возраста ставили сказки по сюжетам русских народных сказок. В результате погружения в сказки путем их драматизации детьми была выбрана сказка «Теремок». На этапе создания нашего первого мультфильма для нас было важно научить детей работать вместе: вместе делать декорации, героев сказки.

Слайд 9 При создание персонажей и декораций вклад каждого ребенка в процесс был своим, уникальным. Дети сами сконструировали деревья, использовав технику бумагопластики, фон «Лес» ребята нарисовали на А3 формате обычными гуашевыми красками. Так как мы решили, что действие сказки будет происходить осенью, то макет украсили природным материалом сухим мохом. Мама одного из воспитанников сделала для макета имитацию изморози из эпоксидной смолы.

Слайд 10 Фигурки сказочных героев дети сделали на компьютере с использованием программы «Фантазёры. Волшебный конструктор». Если нет данной программы, то можно сконструировать куклы классическим способом на основе конуса из бумаги.

Слад 11 На следующем этапе мы приступили к съёмке. Выделили место в группе, установили декорации, макет. Объяснили детям как надо делать фотокадры (у детей подготовительной группы это не вызывает сложностей). Показали как выполнять некоторые операции на компьютере. Снимали два дня маленькими эпизодами. В роли оператора и актеров-кукловодов были все дети. В период съёмки шла работа с малыми подгруппами детей, при этом использовалась достаточно простая и доступная техника перекладки. При всей простоте этой техники детям необходимо было постоянно контролировать свои действия: переставлять фигурки животных на минимальное расстояние, убирать руки из кадра. Несмотря на хорошо известный сюжет сказки, дети столкнулись с новыми для них технологиями раскадровки. Использование этих технологий приучает ребенка к внимательной работе с текстом, закладывает основы аналитической работы и средствами художественной выразительности.

Слайд 12 Монтаж и озвучивание. С помощью учителя-логопеда поработали над текстом, над выразительностью речи. И в монтажной программе наложили текст на видеоряд с помощью программы записи звука.

Слайд 13 Существует несколько способов съёмки, в зависимости от того какими техническими средствами вы обладаете. Это может быть цифровой фотоаппарат (в среднем необходимо сделать 200-300 кадров (фотографий). Вебкамера или цифровая видеокамера, штатив (обязательно). Для нашего мультика мы использовали технику перекладки. Кроме всех позитивных моментов организации совместной творческой деятельности педагога с детьми в детской мультстудии, есть еще один - для того, чтобы создавать мультфильмы не требуется особых материальных затрат. Все необходимое программное обеспечение находится в комплектации ОС Windows .При поверхностном знакомстве анимация нам показалась простым занятием, но на самом деле это оказалось достаточно сложной работой, а её удачный исход, помимо всего прочего, зависит от четкого планирования и организации всех этапов работы.
Мультфильм из фотографий можно делать в любой программе для работы с видео. Можно снимать процесс перекладки целиком на видео и, затем, используя MACBOOK и программу Imovie и вебкамеры использовать стоп-кадр.

Слайд 14 Мультфильм может быть выполнен в различных техниках. Первые три техники наиболее подходящие для детей дошкольного возраста. Сыпучая анимация и пиксиляция лучше для школьников.
Итог: все воспитанники младших групп были приглашены на просмотр мультфильма «Теремок». Приглашаем и вас посмотреть нашу работу.Таким образом, в процессе работы над мультфильмом происходит формирование познавательного интереса. Очень активно в работу вовлекаются родители воспитанников, что позволяет решать педагогические задачи по воспитанию и развитию детей дошкольников совместными усилиями. Так осуществляется взаимодействие в работе дошкольного учреждения и семьи. И более быстрыми темпами происходит развитие универсальных способностей детей. Создание мультфильма это действенный метод, позволяющий использовать все плюсы интерактивного обучения. Такая деятельность запомнится детям надолго и будет способствовать развитию всех сторон личности ребёнка. Но требует очень четкого планирования и организации всех этапов работы и владение педагогами технических средств. Желаем удачи в работе.

Слайд 15 Спасибо за внимание

Интерактивные методы обучения в ДОУ отличаются тем, что обучение происходит в процессе равноправного диалогического общения, а содержание учебного материала к совместному поиску, решению учебных проблем, . Такие интерактивные технологии в дошкольном образовании могут моделировать содержание профессиональной деятельности и эффективно способствовать овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями. Включать интерактивные образовательные технологии в дошкольное обучение, можно практически во все образовательные области, а также проектировать с учетом интерактивных методик.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Скачать книгу «Информатизация ОУ»
Скачать бесплатно в.pdf

Интерактивные технологии в дошкольном образовании: специфика применения

При организации проведения непосредственной образовательной деятельности, используя интерактивные технологии в дошкольном образовании для развития детей дошкольного возраста, существует несколько технологических и психологических особенностей. Естественно, нельзя взять тренинг или мозговой штурм и его методику не обрабатывая, не изменяя, и применить к работе с детьми дошкольного возраста. Конечно, нужно учитывать особенности мышления, особенности восприятия информации, активности детей дошкольного возраста. На первом этапе необходимо погружение ребенка в сюжет непосредственной образовательной деятельности. Например, создав игровую мотивацию через развивающие беседы, они помогут справиться с поставленной задачей. Далее, на основном этапе у ребенка включается в деятельность психический процесс, включается восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение, следовательно, работают интерактивные методы обучения в ДОУ.

Интерактивные методы обучения в ДОУ: метод проектов

Многими практиками используется такой метод, как метод проектов. В этом методе осуществляется тесное взаимодействие, и, можно сказать, что он, вероятно, наиболее доступный для детей дошкольного возраста, потому что создание чего-то совместно невозможно без интерактивного взаимодействия. Вообще, говорить о том, что в дошкольном детстве интерактив - это что-то новое, чисто инновационное, будет не совсем правдиво, ведь с детьми невозможно организовать по-другому образование, кроме как в активном взаимодействии с ними. Также остальные интерактивные методы обучения в ДОУ тоже доступны в той или иной мере для дошкольников, например, мозговой штурм.

Интерактивные технологии в дошкольном образовании: метод мозгового штурма

Элементы мозгового штурма можно использовать для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей. Здесь можно показать детям, что у одной задачи есть много разных решений, и каждое правильно, возможно, но только для конкретных своих условий. Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться. Можно научить слушать товарищей, а еще уважать свое и чужое мнение, можно посредством данных методов сдружить группу дошкольников. Также можно поднять статус робкого ребенка, можно сделать его более смелым, раскованным, если обращать внимание на его решения, даже если они недостаточно сильны. Можно научить детей позитивной критике, используя интерактивные методы обучения в ДОУ. Конечно, скорее, если говорить о применении данных методов, стоит говорить о старших дошкольниках.

Преимущества использования интерактивных технологий в дошкольном образовании:

Если начать внедрять такие интерактивные методы обучения в ДОУ с самого раннего возраста, тогда мы придем к тому, что человек, развиваясь, будет нести в себе зерно интерактивных методов. Все конструктивные особенности этих методов будут проявляться и в дальнейшей жизни. Это поможет ребенку эффективно налаживать взаимодействия в любой сфере своей деятельности, быть хорошим собеседником и уметь воспринимать информацию, а также научит его самостоятельно прорабатывать, обрабатывать и использовать информацию, использовать интерактивные технологии в дошкольном образовании.

Применение интерактивных методов к работе со взрослыми участниками дошкольного образовательного процесса. Вы можете использовать интерактивные и в работе с родителями, чтобы активизировать их, чтобы показать им особенности вашей работы. Вы можете, если вы руководитель образовательного учреждения, организовывать таким образом ваши педагогические советы, это будет возможно эффективней, нежели просто информацию передавать с помощью классических методов.

Стандартная или пассивная модель обучения использовалась в учебных заведениях с давних пор. Самый простор пример данной методики – лекция. И хотя такой способ преподавания был и остается одним из самых распространенных, интерактивное обучение постепенно становится все актуальнее.

Что такое интерактивное обучение?

Методики образования в дошкольных учреждениях, школах, вузах делятся на две большие группы – пассивные и активные. Пассивная модель предусматривает передачу знаний от преподавателя ученику посредством лекции и изучения материала в учебнике. Проверка знаний осуществляется с помощью опроса, тестирования, контрольных и других проверочных работ. Главные недостатки пассивного метода:

  • слабая обратная связь от учеников;
  • низкая степень персонализации – ученики воспринимаются не отдельными личностями, а группой;
  • отсутствие творческих заданий, требующих более сложной оценки.

Активные методы обучения стимулируют познавательную деятельность и творческие способности учащихся. Ученик в таком случае является активным участником процесса обучения, однако взаимодействует он в основном только с учителем. Актуальны активные методы для развития самостоятельности, самовоспитания, но они практически не учат работать в группе.

Интерактивное обучение – это одна из разновидностей активного метода обучения. Взаимодействие при интерактивном обучении осуществляется не только между педагогом и учеником, в данном случае все обучаемые контактируют и работают сообща (или в группах). Интерактивные методы обучения – это всегда взаимодействие, сотрудничество, поиск, диалог, игра между людьми или человеком и информационной средой. Используя активные и интерактивные методы обучения на уроках, педагог повышает объем усвоенного учениками материала до 90 процентов.

Интерактивные средства обучения

Использование интерактивных методов обучения начиналось с обычных наглядных пособий, плакатов, карт, моделей и т.д. Сегодня современные технологии интерактивного обучения включают новейшее оборудование:

  • планшеты;
  • компьютерные тренажеры;
  • виртуальные модели;
  • плазменные панели;
  • ноутбуки и т.д.

Интерактивность в обучении помогает решить следующие задачи:

  • уход от презентационной подачи материала к интерактивному взаимодействию с включением моторики;
  • экономия времени за счет отсутствия необходимости рисовать на доске схемы, формулы и диаграммы;
  • повышение эффективности подачи изучаемого материала, т.к. интерактивные средства обучения задействуют различные сенсорные системы учащегося;
  • легкость организации групповой работы или игр, полное вовлечение аудитории;
  • установление более глубокого контакта между учениками и преподавателем, улучшение климата внутри коллектива.

Интерактивные приемы обучения


Интерактивные методы обучения – игры, дискуссии, инсценировки, тренинги, тренировки и т.д. – требуют от педагога применения особых приемов. Этих приемов существует множество, и на различных стадиях занятия зачастую используются разные методики:

  • для включения в процесс используют «мозговой штурм», обсуждения, обыгрывания ситуации;
  • во время основной части занятия используют кластеры, метод активного чтения, дискуссии, продвинутые лекции, деловые игры;
  • для получения обратной связи необходимы такие приемы как «незаконченное предложение», эссе, сказка, мини-сочинение.

Психолого-педагогические условия интерактивного обучения

Задача образовательного учреждения для успешного обучения – предоставить условия для достижения индивидом максимального успеха. Психолого-педагогические условия для реализации интерактивного обучения включают:

  • готовность обучаемых к данному виду обучения, наличие у них необходимых знаний и навыков;
  • благоприятный психологический климат на занятиях, стремление помогать друг другу;
  • поощрение инициативы;
  • индивидуальный подход к каждому ученику;
  • наличие всех необходимых средств обучения.

Классификация интерактивных методов обучения

Интерактивные технологии обучения делятся на индивидуальные и групповые. К индивидуальным относят тренировки и выполнения практических заданий. Групповые интерактивные методы делятся на 3 подгруппы:

  • дискуссионные – обсуждения, дебаты, «мозговой штурм», «кейсы», анализ ситуаций, разработка проекта;
  • игровые – деловые, сюжетно-ролевые, дидактические и другие игры, интервью, проигрывания ситуаций, инсценировка;
  • тренинг-методы – психотехнические игры, все виды тренингов.

Интерактивные формы и методы обучения

Подбирая интерактивные формы обучения для проведения занятий, педагогу необходимо учесть соответствие метода:

  • теме, целям и задачам обучения;
  • особенностям группы, возрастным и интеллектуальным возможностям слушателей;
  • временным рамкам занятия;
  • опыту преподавателя;
  • логике учебного процесса.

Интерактивное обучение в детском саду

Интерактивные технологии и методы обучения в дошкольном учреждении используются в основном игровые. Игра для дошкольника – основной вид деятельности и через нее ребенка можно научить всему, что необходимо в его возрасте. Лучше всего для детского сада подходят сюжетно-ролевые игры, во время которых дети активно взаимодействуют и эффективно учатся, т.к. пережитые впечатления запоминаются более ярко.

Интерактивные методы обучения в школе

В школе интерактивное обучение позволяет использовать практически весь спектр методик. Интерактивные методы обучения в начальной школе – это:

  • сюжетно-ролевые и имитационные игры;
  • инсценировки;
  • игра в ассоциации и т.д.

Например, для учеников начальных классов хорошо подходит игра, смысл которой в том, чтобы научить чему-либо соседа по парте. Обучая одноклассника, ребенок учится использовать наглядные пособия и объяснять, а также сам гораздо глубже усваивает материал.

В средней и старшей школе к интерактивным методам обучения относятся технологии, направленные на развитие мышления и интеллекта (проектная деятельность, дебаты), взаимодействие с социумом (инсценировки, проигрывания ситуаций). К примеру, со старшеклассниками уже вполне можно сыграть в ролевую игру «Аквариум», суть которой в том, что часть группы разыгрывает сложную ситуацию, а остальные – анализируют ее со стороны. Цель игры – совместно рассмотреть ситуацию со всех точек зрения, разработать алгоритмы ее решения и выбрать лучший.