Политические режимы. Понятия, виды и признаки политических режимов

Критерии сравнения

Тоталитаризм

1. Перевод/значение

«авторитаризм» происходит от латинского autoritas и означает "власть". Но чтобы адекватно понять хотя бы первоначальное значение слова, надо обратиться к его древнегреческим корням: "авто" означает "сам", "автократия", соответственно, - "самовластие", "самодержавие".

"тоталитаризм" происходит от позднелатинского слова totalis - "весь", "целый", "полный" и применительно к форме управления означает "всевластие".

Термин же "тоталитаризм" употребляют не только для обозначения формы государственного правления, но и применительно к взаимоотношениям внутри определенных групп людей (например, "тоталитарные секты").

2. Определение (из старого БЭС)

"АВТОРИТАРИЗМ, антидемокр. система полит, властвования, характерная для наиб, реакц. капиталистич. гос-в (напр., фаш. режимы в Германии, Италии). Обычно сочетается с элементами личной диктатуры".

ТОТАЛИТАРИЗМ, одна из форм авторитарного бурж. гос-ва (.тоталитарное гос-во), характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни об-ва. Также направление бурж. полит, мысли, оправдывающее этатизм, авторитаризм; с 20-х гг. 20 в. стал офиц. идеологией фаш. Германии и Италии. Вместе с тем понятие Т. употреблялось бурж.-либер. идеологами для критич. оценки фаш. диктатуры. Начиная с периода "холодной войны" активно используется антикоммунистич. пропагандой по отношению к социалистич. гос-вам, к-рые клеветнически отождествляются с "тоталитарными" режимами и противопоставляются "демократическому", "свободному" обществу".

3.Определение (из нового БЭС)

"АВТОРИТАРИЗМ, система власти, характерная для антидемократических политических режимов. Обычно сочетается с личной диктатурой. К историческим формам авторитаризма относятся азиатские деспотии, тиранические и абсолютистские формы правления древности, средневековья и нового времени, военно-полицейские и фашистские режимы, различные варианты тоталитаризма".

"ТОТАЛИТАРИЗМ

1) одна из форм государства (тоталитарное государство), характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих (напр., различные формы тоталитаризма в фашистской Италии, Германии, коммунистический режим в СССР, франкизм в Испании и др. - с кон. 20-х гг. 20 в.)…

2) Направление политической мысли, оправдывающее этатизм, авторитаризм. С 20-х гг. 20 в. тоталитаризм стал официальной идеологией фашистских Германии и Италии".

4.Цель режима/лозунг

Сохранение сущ-го режима, порядка, избавления от угрозы (мнимой или реальной) и его изменения.

Создание совершенного общества в стране, утопическая мечта, направленная против либеральной демократии. Преодоление предшествующего соц-ого строя.

5.Идеология

Отсутствие тоталит. Идеологии

Унитарная идеология

6.Принцип режима

Разрешено то, что не имеет отношения к политике

Разрешено то, что приказано властью

7.Классовое деление

Традиционные, классовые, сословные или племенные «перегородки»

Отсутствие деления.

Превращает «Классы в массы»

8.Структура власти

Государство обладает высшей ценностью, являясь сосредоточием властных функций. Оно подчиняется в деятельности своду норм зафиксированных в законодательных кодексах и по сути осуществляет

управленческую функцию.

Центром власти является одна партия и партийные органы, пронизывают весь государственный аппарат, общ.-е функции и произв.структуры.

9.Форма режимов

Монархия, диктаторский режим.

Тоталитарный, посттоталитарный.

10.Легитимность власти

нелегитимно

легитимно

11.Разделение властей

Отказ от реального разделения властей и равновесия ветвей власти при формальном признании их.

Полное игнорирование принципа разделения властей

12.Требование к власти

компетентность

Всемогущество

13.Требования к людям

Послушание и профессионализм

Послушание, скромность, молчание.

14.Характер власти

15.Роль репрессий в режимах

Террор, направленный на устранение аппозиций депутатов и т.п. не согласных с политикой режима. Создание психологического контроля над государством.

Систематический террор по отношению к противникам (легально и организованно).

Проводятся секретной службой безопасности, которая со временем пытается соперничать с правящей партией за власть.

16.Роль руководителя государством

«Культ личности» и «культ партии»

17.Степень вторжения в экономику

Сохранение прежнего соц.экономического уклада. Управляют гражданские специалисты, контролирует государство.

Полный контроль экономической сферы

18.Поддержка населения

Отсутствие поддержки масс

Массы утратившие сословные деления полностью готовы довериться своему вождю.

19.Степень регламентации аспектов общественной жизни

Намеренная деполитизация масс, слабая политическая информированность.

Реализация утопического идеала во всех сферах общественной жизни. Создание новой системы ценностей и формирование человека индивида, который подчинен коллективности.

20.Наличие информационности

Формальное признание плюрализма, сущ.-е партий, которые не составляют реальной оппозиции правящей партии.

Полное отвержение плюрализма, безраздельное господство одной правящей партии.

21.Контроль за СМИ

Сохраняется частичная цензура.

Монопольный государственный контроль

22.Отношение к церкви

Лояльные отношения

Церковь отделена от государства.

23.Отношение к другим странам

Частичная замкнутость

Стремление распространить свою идеологию на другие страны

Является его государственно-правовой уклад, который определяет устройство и механизмы управления, а также отношения правящих лиц и народа. Виды политических режимов различны по разным критериям, но важнее всего – это сосредоточение власти в руках личности или коллектива. Классификация политических режимов, понятие и признаки их кратко рассмотрены ниже в статье.

Политический режим – это форма организации системы управления внутри державы, определяющая взаимоотношения народа и управляющих органов, уровень свобод и прав, а также жизни в целом .

Зная, какой уклад доминирует в стране, можно сделать выводы относительно ее государственного строя в определенный исторический период. При этом важнее всего знать взаимодействие правительства и народа (права, свободы, методы управления), нежели структуру государственно-правовой системы.

Государственно-правовые уклады могут быть однотипными в разных странах, благодаря схожести государственных структур. Например, можно рассмотреть Швецию и Иран: при конституционно-монархическом укладе в обоих, их строи различны. Швеция – это демократическая республика, а Иран – это авторитарное государство с такой же демократической структурой.

Зачастую четко определить политический режим бывает сложно. Например, СССР довольного долго был символом демократических прав и свобод человека, и лишь после распада открылась истинная сущность тоталитаризма этой страны.

Признаки

Чтобы определить действующий строй в стране, следует подробным образом изучить принципы организации институтов правления, цели политики и способы их достижения. Очень часто существуют характерные установки или лозунги, например, про любовь к стране или достижение цели любыми путями.

Кроме этого следует исследовать:

  • позицию личности;
  • участие общества в политике: свободное ли вступление в партию, процесс прохождения выборов и пр.;
  • развитие институтов управления: деятельность и количество управляющих органов, характера законодательства;
  • способы воздействия на народ: сила или слово.

Строй формируется под влиянием исторических народных традиций, а также уровня политической культуры. Узурпатор или правящая партия узурпируют управление державой так долго, как это позволяет народ и гражданские общественные институты. Так в странах с традиционной культурой авторитаризм возникает естественным образом, а при устоявшихся демократических традициях это почти невозможно.

Важно знать ! Анархия – это не отдельный строй, а полное его отсутствие, т.е. безвластие. Такое состояние возможно лишь в случае снижения роли действующего правительства или в случае противостояния различных партий. По сути анархия – это промежуточное состояние между государственно-правовыми укладами.

Определение

Определение строя сегодня возможно с помощью двух различных систем: институциональной и социологической. У каждой из них есть характеристики и представители.

Рассмотрим их подробнее:

  1. Институциональный подход делает значимыми только процедурные и формально-юридические характеристики всей системы управления. Используя такой подход, ученые почти стирают границы между понятием строя и формы правления. Обычно такой способ определения был характерен для французской державы, в которой уклад становился частью конституционного права. Благодаря институциональному подходу выделяли три типа правления: , президентская и парламентская республика. Сегодня эта типология стала классифицировать также и типы правительственных структур. Среди сторонников этого подхода находятся политолог Г. Лассуэл и его последователи.
  2. Социологический подход. Этот способ определения больше направлен на изучение реальных, а не конституциональных взаимоотношений правления и общества. В данном случае следует рассматривать уклад в державе как взаимоотношения ее народа и органов правления, поскольку все основывается на различных связях в социуме, и это не может быть изменено без разрушений этих социальных оснований. Социологический подход выделяет базовые устройства стран: демократическое, автократическое и тоталитарное.

На сегодняшний день наука использует социальный подход к определению и оценке государственного устройства. Классификация политических режимов также зависит от выбранного подхода.

Классификация политических режимов

Виды политического режима

Для начала рассмотрим типы политических режимов и их характеристики, которые располагаются ниже, по основным критериям.

Параметры Демократия Автократия Тоталитаризм
Устройство Государство с установленными законами и разделенными органами власти и управления Традиционное государство, поддерживающее порядок в обществе с помощью контроля некоторых сфер жизни общества Государство осуществляет полный контроль за жизнью граждан, как частной, так и общественной
Права и свободы народа Защищены законодательством и конституцией Закон защищает государство, при этом права и свободы личности существенно сокращены Права человека прописаны в государственных документах, но на деле до них нет никакого дела. При необходимости правление совершенно не обращает внимание на прописанные свободы и делает все, чтобы защитить себя
Система партий Оппозиция активно действует в правлении, при этом обеспечено многообразие взглядов, существует масса движений и партий, чья деятельность ни в чем не ограничена Правящая партия занимает главенствующее положение. Оппозиция занимает «ручное» место, все прочие движения ограничены в правах Однопартийная система. Оппозиция уничтожена. Правящая партия срослась с государством
Система решения конфликтов в обществе Решение путем согласования и переговоров Все столкновения решаются принудительно, с помощью силы Террор и геноцид
СМИ, идеология СМИ свободны и говорят, что им вздумается. Нет единой идеологии Официальная идеология. СМИ действуют лишь в рамках разрешенного государством Жестокая цензура. Обязательная официальная идеология
Роль армии и полиции Действуют в рамках закона и направлены на защиту и обеспечение безопасности внутренних и внешних интересов граждан Армию могут привлекать для разрешения конфликтов с гражданами и для подавления общественных беспорядков. Имеют большие полномочия, выходящие за рамки закона. Выполняют также и карательную функцию

Рассмотрим определения и характеристики каждого уклада в отдельности, а также их подвиды более подробно.

Демократия

Демократия, или народовластие, – это позиция в государстве, при которой правление находится только в руках народа и осуществляется по его воле и интересам, причем это возможно лишь в правовой державе.

Критерии политического режима:

  • народ – это суверенная власть в стране;
  • регулярные выборы в местные и государственные органы управления;
  • подотчетность руководящих лиц избирателям;
  • права граждан реально обеспечиваются;
  • решения принимаются большинством голосов, а меньшинство этому подчиняется;
  • силовые структуры используются только по прямому назначению в рамках законодательства.

Демократия может быть разделена по форме участия народа на:

  • прямую, когда люди участвуют в подготовке и принятии всех решений;
  • плебисцитарную, когда люди с помощью голосования принимают или отвергают предложенные им решения;
  • представительную, когда в органы управления избираются представители от народа, у которых есть права принимать решения от имени избирателей.

Сегодня около 80 стран в мире являются демократическими или с устанавливающейся демократией.

Демократия

Автократия

Авторитаризм – позиция, при которой управление сосредоточено в руках одной личности или коллектива. При этом у граждан сохраняются некоторые экономические и духовные свободы, но они также существенно ограничены (как в политике, так и в культуре общественного сознания). При таком раскладе в стране невозможна демократия ни в вопросах свободного выбора, ни в вопросах управления государственных структур.

Важно знать ! Автократия имеет высокую способность обеспечить политическую стабильность и общественный порядок, при этом активно используя общественные ресурсы для решения поставленных задач.

  • военно-бюрократический;
  • корпоративный;
  • дототалитарный;
  • постколониальный;
  • расовая квазидемократия;
  • султанистский.

По сути автократия является способом правления с ограниченным плюрализмом и наиболее легким путем перейти от тоталитаризма к демократическому укладу.

Автократия

Тоталитаризм

– это полный контроль правящей партией всех сфер жизни народа с помощью военных ресурсов.

Признаки тоталитарного строя:

  • обязательная идеология;
  • четкое централизованное управление всей экономикой;
  • повсеместная милитаризация;
  • монополия на управление державой;
  • культ личности;
  • преследование и уничтожение оппозиции;
  • террор и геноцид.

Полезное видео: тоталитаризм и авторитаризм

Полезное видео: характерные черты демократического режима

Вывод

Как правящий строй тоталитаризм возник в XX веке в качестве нового типа диктатуры за счет возвеличивания культа государства с помощью жесткой идеологии. Тоталитаризм известен своими видами: фашизм, социализм, национал-социализм.

По оценкам экспертов, такая государственная структура обречена на провал и ведет только к обнищанию страны и к ее упадку.

Помимо перечисленных выше видов политических устройств, существуют переходные, а также чрезвычайные строи, которые характерны только для определенного отрезка времени в определенных условиях.

Линии сравнения Типы режимов
Демократический тоталитарный Авторитарный
Правовой принцип
Права и свободы
Тип экономической системы
Идеология
Примеры
Линии сравнения Типы режимов
Демократический тоталитарный Авторитарный
Социальная база (режим опирается на ….) Опора на большинство Опора на массовые люмпенизированные движения Опора на традиционные социальные институты
Государственное устройство (степень взаимного контроля власти и общества) Правовое государство Полный контроль государства над обществом Опора на традиции, жесткий контроль определенных секторов
Партийная система (наличие и количество партий в стране) Многопартийность Однопартийная система Правящая партия огосударствлена
Наличие (отсутствие) оппозиции Действует легально Отрицается Деятельность жестко ограничена
Правовой принцип Разрешено все, что не запрещено Запрещено все, что не разрешено Разрешено все, кроме политики
Права и свободы Гарантия прав и свобод. Закон защищает личность Закон защищает государство. Декларирование прав и свобод Ограничение прав и свобод. Закон защищает государство
Участие граждан в формировании органов власти Участие граждан в формировании власти Показное слияние власти и общества Отчуждение от власти граждан
Тип экономической системы Смешанная Централизованная, милитаризованная, жесткая дисциплина производства Гос. сектор сосуществует с рынком
Идеология Плюрализм Единственная Доминирует официальная. возможны иные идеологии
Полномочия карательных органов Подчинены закону Пронизывают все сферы, политический сыск, репрессии Важный элемент гос.аппарата
Примеры Непосредственная, плебисцитарная, представительная демократия (Швеция) Итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский социализм, китайский маоизм, кампучийский «чистый» коммунизм Пол-Пота Буржуазные, социалистические, военные режимы (Пиночет в Чили, аятолла Хомейни в Иране и т.п.

Демократия.

Демократия – политический режим, при котором установлены и осуществляются народовластие, права и свободы граждан, осуществляется контроль общества над государством.

Признаки демократии:

Народ – источник власти -Выборность органов власти

Права и свободы граждан -Подчинение меньшинства большинству

Слабость демократии:

Народ не всегда может прямо влиять на правительство, а только через представителей.

Демократия может выродиться в анархию и диктатуру.

Виды демократии:

Либеральная демократия - Парламентская демократия

Особенности либеральной демократии:

Право человека выше права государства - Уважение прав меньшинства

Многопартийность - Разделение властей - Верховенство закона - Плюрализм

Тоталитаризм.

Тоталитаризм – политический режим, при котором осуществляется полный контроль государства над личностью.

Признаки тоталитаризма:

Однопартийная система - Единая идеология

Вождизм - Подавление гражданских прав и свобод

Подчинение законодательной власти исполнительной - Ведущая роль силовых структур

Подавление оппозиции - Репрессии

Военная хунта – политический режим военной диктатуры, установившейся в результате государственного переворота, причём не обязательно в испаноязычной стране - греческая военная хунта («чёрные полковники») или хунта Мьянмы.

Исторические формы политических режимов:

- Азиатская деспотия – форма самодержавной неограниченной власти

- Тирания – форма государственной власти установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении

1. Деспотический режим (от греч. despoteia - неограниченная власть). Этот режим характерен для абсолютной монархии. При деспотии власть осуществляется исключительно одним лицом. Но поскольку фактически деспот один управлять не может, он вынужден

перепоручать некоторые управленческие дела другому лицу, пользующемуся у него особым доверием (в России это были Малюта Скуратов, Меншиков, Аракчеев). На Востоке это

лицо называли визирем. За собой деспот непременно оставлял карательную и налоговую функции. Воля деспота произвольна и иной раз проявляется не только как самовластие, но и как самодурство. Главное в деспотическом государстве - повиновение, исполнение воли правителя. Но есть сила, способная противостоять воле деспота, это - религия,

она является обязательной и для государя.

Для деспотии характерно жестокое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласияподвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают своей суровостью, причем они, как правило, не соответствуют содеянному, а определяются произвольно. Главной санкцией,применяемой наиболее часто, является смертная казнь. При

этом власть стремится к ее наглядности, с тем чтобы посеять в народе страх и обеспечить его повиновение. Деспотический режим характеризуется полнейшим бесправием

подданных. Отсутствие элементарных прав и свобод сводит их на положение скотины. Речь может идти лишь об удовлетворении физиологических потребностей, да и то не в полной мере.

2. Тиранический режим (от греч. -мучитель) устанавливается, как правило, на территории, подвергшейся военному завоеванию. Он основан на единоличном правлении, однако характеризуется наличием института наместника, а не института доверенного

лица (визиря). Власть тирана жестокая. Стремясь подавить сопротивление, он казнит не только за выраженное неповиновение, но и за обнаруженный умысел на этот счет, т. е. превентивно, чтобы посеять страх среди населения. Овладение территорией и населением другой страны связано, как правило, с физическим и моральным насилием не только над людьми, но и над обычаями народа. Когда новые правители вводят порядки, противные образу жизни и мыслей людей, особенно если навязывают иные религиозные нормы, народ

переживает тираническую власть очень тяжело (Османская империя). Законы не действуют, поскольку тираническая власть, как правило, не успевает их создать.

3. Тоталитарный режим (от позднелат. - полный, целый, всеобъемлющий) иначе можно назвать всеохватывающей властью. Экономической основой тоталитаризма является крупная

собственность: феодальная, монополистическая, государственная. Тоталитарное государство характеризуется наличием одной официальной идеологии. Совокупность представлений о социальной жизни задается правящей элитой. Среди таких представлений выделяется главная ≪историческая≫ идея: религиозная (в Ираке, Иране), коммунистическая (в бывшем СССР: нынешнее поколение будет жить при коммунизме), экономическая (в Китае: догнать и перегнать путем большого скачка Запад), патриотическая или державная и др. Причем идея формулируется настолько популярно, просто, что ее могут понять и принять к руководству все слои общества, даже самые необразованные. Искренней поддержке власти населением способствует монополия государства на средства массовой информации. Существует одна правящая партия, которая объявляет себя ведущей силой общества. Поскольку эта партия дает ≪самые правильные установки≫, ей в руки отдаются бразды правления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. Тоталитаризм характеризуется крайним центризмом. Центром же тоталитарной системы является вождь. Его положение

сродни божественному. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему жестоко преследуется. На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов. Среди государственных органов выделяется ≪силовой кулак≫ (милиция, органы госбезопасности, прокуратура и т. д.). Карательные органы постоянно разрастаются, поскольку именно им предстоит применять насилие, носящее характер террора - физического и психического. Устанавливается контроль над всеми сферами жизни общества: политической, экономической, личной и др., а посему жизнь в таком государстве становится как за стеклянной перегородкой. Личность ограничивается в правах и свободах, хотя формально они могут даже провозглашаться. Одна из основных характеристик тоталитаризма

Одна из основных характеристик тоталитаризма - милитаризация. Идея о военной опасности, об ≪осажденной крепости≫необходима для сплочения общества по принципу военного лагеря.Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и не прочьпоживиться за счет других стран и народов (Ирак, бывшийСССР). Агрессия помогает добиться сразу нескольких целей:отвлечь народ от мыслей о его бедственном положении, обогатиться,

удовлетворить тщеславие вождя. Тоталитарный режим Западная Европа испытала на себе в

Средние века (религиозный тоталитаризм). В настоящее время он существует во многих странах Азии, в недавнем прошлом - в СССР и странах Восточной Европы.

4. Фашистский (расистский) режим (от лат. - пучок, связка, объединение) отличается от тоталитаризма тем, что он замешан на националистической (расистской, шовинистической) идеологии, которая возводится в ранг государственной. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, их права и обязанности зависят от национальности. Одна нация объявляется ведущей в государстве или даже в мировом

сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Существование других наций допускается, но на подсобных ролях. Фашизм, будучи ≪озабочен≫ судьбой мирового сообщества, предлагает избранную нацию в качестве ведущей не только в своем государстве. Шовинистические (расистские) круги сначала выражают лишь желание ≪облагородить≫ этой нацией весь мир, а затем нередко приступают к практическому осуществлению своих замыслов: начинают агрессию против других стран. Милитаризация, поиск внешнего врага, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия существенно отличают

фашизм от тоталитаризма, который ищет врагов внутри государства и на них обращает всю мощь карательного аппарата. Таковы основные отличительные признаки фашизма. В остальном он сходен с тоталитаризмом, и поэтому многие считают фашизм как бы разновидностью тоталитаризма. Сходство этих двух видов политического режима проявляется и в геноциде.

5. Авторитарный режим (от лат. - властный), хотя по сравнению с рассмотренными выше видами режима и является более мягким, все же нельзя отнести к режимам, при которых людям дышится свободно. При авторитарном режиме власть не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то что существуют представительные органы, реально они в государстве никакой роли не играют, а существуют лишь для декора, придания власти некоей цивилизованности, выборы ее проводятся, но формально. Реально жизнь в стране направляется волей правящей элиты, которая себя не ограничивает правом, а живет по своим правилам. Внутри правящей элиты выделяется лидер. Его влияние очень значительно, однако он в отличие от вождя не склонен принимать решения единолично. Лидером обычно становится сильная личность. В авторитарном государстве управление чрезмерно централизовано. Инициатива с мест не допускается, если на то не получено разрешение из центра. Вот почему авторитарное государство опирается на полицейский и военный аппарат (Испания периода правления Франко,Чили периода власти Пиночета). Суд в таком государстве - вспомогательный инструмент. Широко используются также внесудебные

методы расправы (психиатрические больницы, выдворение за границу).

Оппозиция при авторитарном режиме не допускается. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, но они должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они будут разогнаны. Личность не пользуется конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются на бумаге. Она лишенатакже гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью.Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностными. На фоне абсолютного контроля авторитарного государства вполитической сфере наблюдается относительная свобода в

иных сферах, особенно в духовной. Таким образом, авторитарное государство, в отличие от тоталитарного, уже не стремится к всеохватывающей регламентации общественной жизни.

6. Либеральный режим (от лат. - свободный) существует в тех странах, где получили развитие рыночные отношения. Исторически он возник как реакция на чрезмерную регламентацию общественной жизни и опирается на либеральную идеологию,

основанием которой является требование ограничения до минимума вмешательства государства в частную жизнь граждан. Рыночные отношения, характерные для развитого буржуазногогосударства, могут существовать только между равнымии самостоятельными субъектами. Либеральное государствокак раз и провозглашает формальное равенство всех граждан. Фактического же равенства в условиях невмешательства государствав социальную сферу пока нет и быть не может. Провозглашается свобода слова. Плюрализм мнений выглядит частокак вольнодумство и даже как попустительство (отношение

к сексуальным меньшинствам, к роли женщины в обществе). Экономическую основу

составляет частная собственность. Государство освобождает производителей от опеки,

не вмешивается в экономическую деятельность людей, а только устанавливает общие рамки свободной конкуренции товаропроизводителей. Оно же выступает и в качестве арбитра при

разрешении между ними споров. Либеральный режим допускает существование оппозиции.

Более того, при устойчивом либерализме принимаются меры к ее культивированию и даже финансовой поддержке (например, теневых кабинетов в парламентах). Многопартийность - необходимый атрибут либерального общества. Государственные органы формируются путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых

возможностей тех или иных партий или отдельных кандидатов. Государственное управление осуществляется на основе принципа разделения властей. Система сдержек и противовесов

уменьшает возможность злоупотребления властью. Государственные решения принимаются в основном путем большинства голосов. Государственное управление и правовое регулирование осуществляются на основе децентрализации: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть, сами организации и граждане. Либеральный режим существует в развитых странах Европы,США и Японии и других, отличающихся высоким уровнем экономического, политического и социального развития. Россия же только начинает вступать в эпоху либерализма.

7. Демократический режим (от греч. - народовластие) -это во многом режим будущего. Некоторые развитые страны (Швеция, Финляндия, Норвегия) подошли к нему вплотную. Он

предоставляет гражданам широкие права и свободы, а также обеспечивает социально-экономическую основу их осуществления всеми гражданами. В демократическом государстве источником власти является народ. Представительные органы и должностные лица в государстве здесь также избираются, но критерием избрания являются не политические, а их профессиональные качества. Широкое развитие ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни (движения, объединения, союзы, секции, клубы, общества и т. п.) способствует превращению государства-нации в государство-цивилизацию. Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения становятся нормой жизни. Наряду

с государственными создается система органов прямого участия граждан в управлении делами общества (советы, общественные комитеты и др.)- При принятии решений учитываются и интересы меньшинства. Нормативное регулирование приобретает качественно новыйхарактер: наряду с правом как главным социальным регулятором

жизни либерального общества все большее значение приобретает мораль. Гуманизм и нравственность - отличительные признаки демократического государства. Демократия - это явление высокоорганизованного гражданского общества. Для ее установления необходимы соответствующие предпосылки: высокое экономическое развитие и высокий уровень благосостояния людей, большинство из которых - собственники; высокий уровень развития представительных учреждений и политического сознания людей, их значительный

культурный уровень, готовность к сотрудничеству, компромиссу и согласию.

Функции государства -это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.

Государственный аппарат (механизм государства) - это иерархическая

система государственных органов, осуществляющих практическую работу по реализации функций государства.

Клеточкой, единицей государственного аппарата является государственный орган. Он весьма существенно отличается, например, от политических партий, хозяйственных организаций, социально-культурных учреждений.

Во-первых, государственный орган призван выполнять управленческую деятельность, отвечающую интересам если не всех, то многих граждан.

Во-вторых, он наделяется компетенцией, т. е. кругом целей и задач.

В-третьих, он имеет властные полномочия в определенной сфере общественной жизни. Властные полномочия - это право давать указания (конкретные, или индивидуальные, либо нормативные), имеющие обязательный характер.

В-четвертых, за нарушения распоряжений компетентных государственных органов могут применяться санкции, т. е. неблагоприятные последствия (штраф, лишение

свободы, конфискация имущества и др.).

В-пятых, каждый государственный орган имеет: а) государственное, казенное имущество,

которое находится в его оперативном управлении; б) финансовые средства (свой счет в банке), основной источник которых- государственный бюджет; в) установленную для него

организационную структуру, связанную с ней систему служебной подчиненности и служебную дисциплину.

Политический режим (от лат. regimen; франц. regime – управление)представляет собой способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в стране, отражающий уровень политической свободы и отношение органов власти к правовым основам их деятельности.

Политический режим обычно отражает способы взаимоотношений между властью, обществом и личностью.

Мнение

Российский политолог А.Л. Громыко:

    целесообразно различать понятия «государственный режим» и «политический режим»

    «Если первое в общем и целом характеризует методы осуществления государственной власти , то второе … есть среда и условия политической жизни общества , иначе говоря, определенный политический климат , существующий в данном обществе в данный момент исторического развития» .

Характеристика трех основных типов политических режимов, выделяемых в современной политической науке, дается в таблицах 4 и 5.

Таблица 4. Политические режимы: сущность

и предпосылки формирования

Тип режима

Определение

Предпосылки

формирования

Тоталитарный

режим, стремящийся к установлению тотального (абсолютного) контроля над всеми сферами жизни общества и отдельной личности

-системный кризис общества (экономика, политика, культура)

-маргинализация социальных групп

-слабость гражданского общества

-формирование аппарата репрессий

-пропагандистско-манипулятивная деятельность власти и СМИ

режим, при котором происходит концентрация власти в одном центре (лидер, группа, орган власти), стремящемся к полному контролю над политической сферой, с сохранением автономии общества и личности за пределами политики

-необходимость сильной моноцентричной власти в условиях:

а) угрозы дезинтеграции общества

б) демократического транзита

в) на ранних стадиях формирования политической системы

-олигархизация элит

-военные перевороты и др.

Демократический

режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, важнейшего политического актора, на наделении его большим кругом прав и свобод

-экономический и политический плюрализм, рынок, высокий уровень благосостояния

-развитое гражданское общество

-многочисленный средний класс

-демократические традиции, активистско-гражданская политическая культура

Таблица 5. Политические режимы:

сравнительная характеристика

Критерии сравнения

Тоталитарный режим

Демократический режим

Принципы формирования и функционирования власти

Монополизация власти единственной массовой партией, срастающейся с государством. Идеократия

Концентрация власти в одном центре (лидер, группа лиц, орган власти). Нарушение принципа разделения властей

Разделение властей, выборность представительных органов власти (парламент, президент)

Способы отбора политической элиты

Номенклатурный (назначение сверху), безальтернативные «выборы»

Номенклатурный,

кооптация, «контролируемые» выборы

Демократические

выборы (альтернативные, равные, тайное голосование)

Средства

и методы

властвования

Сила (репрессии); тоталитарная индоктринация и социализация и др.

Сила, принуждение, манипуляция, побуждение

Легальные (определяемые законами)

Состояние гражданского общества

Ликвидировано

Сильное, контролирует власть

Иные

особенности

Закрытый характер,

милитаризация общественной жизни, вождизм

Часто: псевдодемократические процедуры: выборы, дебаты в парламенте

Приоритет прав граждан.

Толерантность, активистская политическая культура

Модель политического управления

Директивная

Директивная

Коммуникативная

Как видно из последней таблицы, тип политического режима и модель политического управления тесно взаимосвязаны и во многом взаимно обусловливают друг друга.

Категории политической науки, рассмотренные в данной лекции, активнейшим образом используются в политико-управленческой науке, создавая вместе с другими категориями (управленческими, теории менеджмента, психологическими и др.) понятийный «каркас» теории политического управления.

Вопросы и задания

    Почему возможно дать не одно, а несколько определений политики?

    Раскройте содержание четырех важнейших парадигм объяснения политики. Почему рационально-критическая парадигма представляет наибольший интерес для политических наук?

    Назовите важнейшие функции политики. Какую функцию, как основную, выделял Р. Дебре ? Согласны ли Вы с французским мыслителем? Обоснуйте свой ответ.

    Назовите основные элементы политической системы, согласно теории Д. Истона .

    Какой смысл вкладывается в понятие «политический институт»? Приведите примеры различных политических институтов.

    Существует ли связь между типом политического режима, с одной стороны, и моделью и стилем политического управления в стране, с другой стороны?

Литература

    Бутенко А.П., Миронов А.В. Сравнительная политология в терминах и понятиях. Учеб. пособие. М.: НОУ, 1998.

    Введение в политологию: Словарь-справочник / Под ред. В.П. Пугачева. М.: Аспект Пресс, 1996.

    Вебер М. Политика как признание и профессия // Антология мировой политической мысли. Т. 2. М., 1997.

    Громыко А.Л. Политические режимы в современном мире: сравнительный анализ. М., 1999.

    Зимина В.Д., Борисов Н.А. Политическое управление: Учебник. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2008.

    Козырев Г.И. Политология: Учебное пособие. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2010.

    Кун Т. Структура научных революций: Сб.: Пер с англ. / Т. Кун. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак», 2003.

    Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. М., 2001.

    Сидельникова Т.Т., Темников Д.А., Шарагин И.А. Политология: комментарии, схемы, афоризмы. М.: ВЛАДОС, 1999.

    Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2006.

    Халипов В. Ф. Энциклопедия власти. М., 2005.

1В 546 году до н. э. высадился в районе Марафонаи вскоре занял Афины, без потерь устранив аристократическую оппозицию, и окончательно овладел тиранической властью в Афинах. Писистрат материально помогал крестьянам, обеспечивал заработок городской бедноте, проводил протекционистскую политику по отношению к торгово-ремесленным слоям и наладил хорошие отношения с аристократами. Опираясь на возросшее богатство Афин, приступил к проведению активной внешней политики, целью которой было распространение влияния афинского полиса во всей Греции. При нём в Афинах был введён ряд новых культов и празднеств.

Политология [Ответы на экзаменационные билеты] Фортунатов Владимир Валентинович

16. Политический режим

16. Политический режим

В реальной политической жизни употребляются термины, которые являются близкими по смыслу. С французского и латинского языков слово «режим» переводится как «управление». Под «политическим режимом» понимается государственный строй, совокупность средств и методов, которыми осуществляется власть в данной стране .

В западной и российской политологии принято выделять несколько политических режимов в соответствии с определенным набором признаков и главным действующим принципом.

При тоталитарном режиме действует принцип «Запрещено все, что не разрешено» .

Для либерального режима характерен подход «Позволено все, что не ведет к смене власти» .

В условиях демократического режима «Разрешено все, что не запрещено законом» .

Таблица 43. Характеристика типов политической власти

В политической науке при характеристике политических режимов используются три триады:

Либеральный - умеренный - репрессивный;

Охлократия - олигархия - тирания.

В России с Московского царства до 1917 г. преобладал диктаторский самодержавный режим с элементами представительной демократии в различные исторические периоды (Земские соборы, выборное местное самоуправление, парламентаризм, многопартийность). Монарх опирался не только на традиции, но и на суровое законодательство, прямое насилие с использованием войск против своего же народа (подавление народных бунтов, крестьянских войн, «кровавое воскресенье»).

Большевики словами о «диктатуре пролетариата» прикрывали реальную «диктатуру партии» , а точнее политический режим партийной номенклатуры . Советский режим также опирался на традиционную привычку населения подчиняться сильной власти, на репрессивное законодательство, на карательные органы и при необходимости (крестьянские восстания, осуществление массовых депортаций) на войска. «Перестройка» привела к замене политического режима.

В постсоветской России осенью 1993 г. была насильственно, с применением войск, упразднена система Советов, формально являвшихся юридической основой функционирования власти в стране.

Таблица 44. Варианты классификации советского политического режима

Цыганков П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995. С. 152.

Политический режим Б. Н. Ельцина обычно определяют как демократический по форме и авторитарный по содержанию. Особенностями политического режима, существовавшего в 1992–1999 гг., считаются:

Гипертрофия властных прерогатив президента за счет ограничения полномочий других институтов, номинальность разделения властей;

Неэффективность государства как основного социального института, непосредственно управляющего обществом; неспособность обеспечить консенсус в обществе и достойный уровень жизни большинству граждан;

Фактическая подконтрольность правительства только президенту и зависимость от политической конъюнктуры;

Концентрация власти в руках «окружения» президента, «семьи», фаворитизм, бесконтрольность правящей группы, широкие масштабы лоббистской деятельности;

Слабость политических партий, неразвитость гражданского общества, отсутствие объединяющей системы ценностей, норм и ориентиров;

Неразвитость системы местного самоуправления, зависимость его от региональных элит.

Политический режим В. В. Путина (2000–2008 гг.) в политологических кругах чаще называли бюрократически-авторитарным. Близкие к президентской администрации идеологи стали употреблять термин «управляемой демократии» или «суверенной демократии». Для данного политического режима стали характерными следующие черты:

Резкое ослабление политического влияния региональных элит, большого бизнеса, «укрощение» и смена некоторых былых фаворитов;

Установление прямого или косвенного государственного контроля над главными телеканалами страны, фактическое возрождение цензуры в отношении средств массовой информации (исчезновение острых, дискуссионных, вообще неприятных для власти материалов из открытого обсуждения);

Активное использование «административного ресурса» на выборах регионального и федерального уровней;

Фактическая ликвидация системы разделения властей.

Вся власть оказалась фактически в одних руках. А это страна уже проходила.

Таблица 45. Признаки и «технологии» осуществления политического режима

(В данной таблице между элементами левой и правой частей нет жесткой связи. Разные «технологии» могут использоваться для достижения различных целей данного режима власти).

Из книги Великая Гражданская война 1939-1945 автора Буровский Андрей Михайлович

Оккупационный режим Российский читатель очень плохо представляет себя, что вообще происходило за линией фронта. Сначала ему заливисто врала красная пропаганда: рогатые шлемы, засученные рукава, «курка, млеко, яйки, жрать», «зверства немецко-фашистских оккупантов»,

автора

16. Политический режим В реальной политической жизни употребляются термины, которые являются близкими по смыслу. С французского и латинского языков слово «режим» переводится как «управление». Под «политическим режимом» понимается государственный строй, совокупность

Из книги Политология [Ответы на экзаменационные билеты] автора Фортунатов Владимир Валентинович

18. Тоталитарный режим Понятие «тоталитаризм» стало активно применяться в политической науке во второй половине XX в. Но идейные истоки тоталитаризма уходят в глубокую древность. Необходимость полного подчинения части целому, индивида государству и тотальной

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Политический (государственный) режим: понятие и виды Политический (государственный) режим – это элемент формы государства, характеризующий совокупность методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, затрагивающие сущность

Из книги Самодержец пустыни [Издание 1993 г.] автора Юзефович Леонид

Режим Однажды Алёшин наблюдал, как сподвижник Унгерна, хошунный князь Дугор-Мерен наказывает своих провинившихся подданных. «Дверь юрты, – пишет он, – открыла чья-то невидимая рука, и мы увидели снаружи небольшую группу людей. Дугор-Мерен по-прежнему спокойно восседал

Из книги 1937. АнтиТеррор Сталина автора Шубин Александр Владленович

Антитеррористический режим На первый взгляд советское общество приобрело устойчивость. «Лимузины для активистов, хорошие духи для „наших женщин“, маргарин для рабочих, магазины „люкс“ для знати, вид деликатесов сквозь зеркальные витрины - для плебса, такой социализм

Из книги Самодержец пустыни [Издание 2010 г.] автора Юзефович Леонид

Режим 1Однажды Алешин наблюдал, как сподвижник Унгерна, князь Мерен Дугарчжаб (Дугар-Мерен) наказывает своего провинившегося всадника: «Дверь юрты открыла чья-то невидимая рука, и мы увидели снаружи небольшую группу людей. Дугар-Мерен по-прежнему спокойно восседал на

Из книги Сталин. Красный «царь» (сборник) автора Троцкий Лев Давидович

Переходный режим Верно ли, что в СССР, как утверждают официальные авторитеты, уже осуществлен социализм? Если нет, то обеспечено ли, по крайней мере, достигнутыми успехами его осуществление в национальных границах, независимо от хода событий в остальном мире?

Из книги Сможет ли Россия конкурировать? История инноваций в царской, советской и современной России автора Грэхэм Лорен Р.

Глава 12 Политический режим Политическая проблема, если сформулировать ее совсем кратко, заключается в авторитаризме. Цари, лидеры Коммунистической партии, а теперь и лидеры постсоветской «суверенной демократии» формировали и формируют политику, обуславливавшую

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Тоталитарный режим 5 декабря 1936 г. была принята «сталинская» Конституция СССР. По этой Конституции советская система формально носила демократический характер. В Советы всех уровней – от Верховного до местных – регулярно проводились выборы. Правда, слово «выборы» не

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

1.3. Оккупационный режим «Новый порядок» Основы оккупационной политики немецких властей на Востоке были изложены в Генеральном плане «Ост», подготовленном Главным управлением имперской безопасности, и в ряде документов, вышедших из недр имперского Восточного

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Оккупационный режим На захваченной территории Украины гитлеровцы, их союзники и коллаборационисты установили «новый порядок», который характеризовался:а) физическим и моральным террором против лиц, не покорившихся оккупантам;б) разрушением производительных сил,

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик