Предмет изучения географии. Объект и предмет географии
Увлекательный предмет география является научным направлением, изучающим земную поверхность, океаны и моря, окружающую среду и экосистемы, а также взаимодействие между человеческим обществом и окружающей средой. Слово географии в буквальном переводе с древнегреческого означает "описание земли". Ниже приведено общее определение термина география:
"География - система научных знаний, изучающая физические особенности Земли и окружающей среды, включая влияние деятельности человека на эти факторы, и наоборот. Предмет также охватывает закономерности размещения населения, землепользования, наличия и производств".
Ученые, которые изучают географию известны как географы. Эти люди занимаются исследованием природной среды нашей планеты и человеческого общества. Хотя картографы античного мира были известны как географы, сегодня это относительно самостоятельная специализация. Географы, как правило, сосредоточены на двух основных областях географических исследований: физической географии и географии человека.
История развития географии
Термин "география" был придуман древними греками, которые не только создали подробные карты окружающей местности, а также объяснили отличие людей и природных ландшафтов в разных местах Земли. С течением времени, богатое наследие географии осуществило судьбоносное путешествие в яркие исламские умы. Золотой век ислама стал свидетелем поразительных достижений в области географических наук. Исламские географы прославились новаторскими открытиям. Были исследованы новые земли и разработана первая сетка-основа для системы карт. Китайская цивилизация также инструментально способствовала развитию ранней географии. Компас, разработанный китайцами, использовался исследователями для изучения неизвестного.
Новая глава в истории науки начинается с периода великих географических открытий, период, совпадающий с Европейским Ренессансом. В европейским мире проснулся свежий интерес к географии. Марко Поло - венецианский купец и путешественник возглавил эту новую эпоху исследований. Коммерческие интересы в установлении торговых контактов с богатыми цивилизациями Азии, такими как Китай и Индия стали основным стимулом путешествий в те времена. Европейцы продвинулись вперед по всем направлениям, открыв новые земли, уникальные культуры и . Был признан огромный потенциал географии для формирования будущего человеческой цивилизации и в 18 веке, ее ввели в качестве основной дисциплины на университетском уровне. Опираясь на географические знания, люди начали открывать новые пути и средства для преодоления трудностей, порождаемых природой, что привело к процветанию человеческой цивилизации во всех уголках мира. В 20-м веке, аэрофотосъемка, спутниковые технологии, компьютеризированные системы, и сложное программное обеспечение радикально изменили науку и сделали изучение географии более полным и подробным.
Ветви географии
География может рассматриваться как междисциплинарная наука. Предмет включает в себя трансдисциплинарный подход, что позволяет наблюдать и анализировать объекты в пространстве Земли, а также разрабатывать пути решения проблем на основе этого анализа. Дисциплина география может быть поделена на несколько направлений научного исследования. Первичная классификация география разделяет подход к предмету на две обширные категории: физическая география и социально-экономическая география.
Физическая География
определяется как ветвь географии, которая включает в себя изучение природных объектов и явлений (или процессов) на Земле.
Физическая география дополнительно подразделяется на следующие отрасли:
- Геоморфология: занимается изучением топографических и батиметрических особенностей поверхности Земли. Наука помогает прояснить различные аспекты, связанные с формами рельефа, такие как их история и динамика. Геоморфология также пытается предсказать будущие изменения физических характеристик внешнего облика Земли.
- Гляциология: раздел физической географии, занимающийся изучением взаимосвязи динамики ледников и их влияния на экологию планеты. Таким образом, гляциология предполагает исследование криосферы, включая альпийские и материковые ледники. Ледниковая геология, гидрология снега и т.д. являются некоторыми субдисциплинами гляциологических исследований.
- Океанография: так как океаны содержат 96.5% от всей воды на Земле, специализированная дисциплина океанография посвящена их изучению. Наука океанография включает в себя геологическую океанографию (изучение геологических аспектов дна океана, подводных гор, вулканов и т.д.), биологическую океанографию (изучение морской флоры, фауны и экосистем океана), химическую океанографию (изучение химического состава морских вод и их воздействие на морские формы жизни), физическую океанографию (исследование океанических движений, таких как волны, течения, приливы и отливы).
- Гидрология: еще одна важная отрасль физической географии, занимающаяся изучением свойств и динамики движения воды по отношению к суше. Она исследует реки, озера, ледники и подземные водоносные горизонты планеты. Гидрология изучает непрерывное движение воды от одного источника к другому, выше и ниже поверхности Земли, через .
- Почвоведение: раздел науки, который изучает различные типы почв в их естественной среде на поверхности Земли. Помогает собирать информацию и знания о процессе формирования (почвообразование), составе, текстуре и классификации почв.
- : незаменимая дисциплина физической географии, исследующая рассредоточение живых организмов в географическом пространстве планеты. Она также занимается изучением распределения видов в течение геологических периодов времени. Каждый географический регион имеет свои уникальные экосистемы, а биогеография исследует и объясняет их взаимосвязь с физико-географическими особенностями. Существуют различные ветви биогеографии: зоогеография (географическое распределение животных), фитогеография (географическое распределение растений), островная биогеография (изучение факторов, влияющих на отдельные экосистемы) и т.д.
- Палеогеография: отрасль физической географии, которая изучает географические особенности в различные моменты времени геологической истории Земли. Наука помогает географам получить информацию о континентальных положениях и тектоники плит, определяющиеся путем изучения палеомагнетизма и ископаемых записей.
- Климатология: научное исследование климата, а также важнейший раздел географических исследований в современном мире. Рассматривает все аспекты, связанные с микро или местным климатом, а также макро или глобального климатом. Климатология также включает в себя изучение влияния человеческого общества на климат, и наоборот.
- Метеорология: занимается изучением погодных условий, атмосферных процессов и явлений, влияющих на местную и глобальную погоду.
- Экологическая география: исследует взаимодействие между людьми (отдельными лицами или обществом) и их природной средой с пространственной точки зрения.
- Прибрежная география: специализированная область физической географии, которая также включает в себя изучение социально-экономической географии. Она посвящена исследованию динамического взаимодействия между прибрежной зоной и морем. Физические процессы, формирующие побережья и влияние моря на изменение ландшафта. Исследование также предполагает понимание воздействия жителей прибрежных районов на рельеф и экосистему побережья.
- Четвертичная геология: узкоспециализированный раздел физической географии, занимающаяся изучением четвертичного периода Земли (географическая история Земли, охватывающая последние 2,6 миллиона лет). Это позволяет географам узнать об экологических изменениях, произошедших в недавнем прошлом планеты. Знания используется в качестве инструмента для прогнозирования будущих изменений в окружающей среде мира.
- Геоматика: техническая отрасль физической географии, которая включает в себя сбор, анализ, интерпретацию и хранения данных о поверхности земли.
- Ландшафтная экология: наука изучающая влияние различных ландшафтов Земли на экологические процессы и экосистемы планеты.
География человека
География человека, или социально-экономическая география - ветвь географии, занимающаяся исследованием воздействие окружающей среды на человеческое общество и земную поверхность, а также влияние антропогенной деятельности на планету. Социально-экономическая география ориентирована на изучение самых развитых с эволюционной точки зрения существ мира - людей и их окружение.
Эта ветвь географии делится на различные дисциплины в зависимости от направленности исследований:
- География население: занимается изучением того, как природа определяет распределение, рост, состав, образ жизни и миграции человеческих популяций.
- Историческая география: объясняет изменение и развитие географических явлений с течением времени. Несмотря на то, что этот раздел рассматривается как отрасль человеческой географии, он также фокусируется на определенных аспектах физической географии. Историческая география пытается понять, почему, как и когда изменяются места и регионы Земли, а также какое влияние оказывают на человеческое общество.
- Культурная география: исследует, как и почему культурные предпочтения и нормы меняются в зависимости от пространства и места. Таким образом, она занимается изучением пространственных вариаций человеческих культур, включая религию, язык, выбор источников средств к существованию, политику и т.д.
- Экономическая география: важнейший раздел социально-экономической географии, охватывающий исследование расположения, распределение и организацию хозяйственной деятельность человека в географическом пространстве.
- Политическая география: рассматривает политические границы стран мира и разделение между странами. Она также изучает, как пространственные структуры влияют на политические функции, и наоборот. Военная география, электоральная география, геополитика - некоторые из субдисциплин политической географии.
- География здоровья: исследует воздействие географического положения на здоровье и благополучие людей.
- Социальная география: изучает качество и уровень жизни человеческого населения мира и пытается понять, как и почему такие стандарты меняются в зависимости от места и пространства.
- География населенных пунктов: занимается исследованием городских и сельских поселений, экономической структуры, инфраструктуры и т.д., а также динамики расселения человека по отношению к пространству и времени.
- География животных: изучает животный мир Земли и взаимозависимость между людьми и животными.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГЕОГРАФИИ 1 глава
География по-гречески означает «описание Земли». Это наука, отвечающая на вопросы: ЧТО И ГДЕ НАХОДИТСЯ, КАК РАЗМЕЩАЕТСЯ, ПОЧЕМУ ИМЕННО ТАК, КАК ЭТО РАЗМЕЩЕНИЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ ВО ВРЕМЕНИ?
География - комплекс научных дисциплин, изучающих особенности размещения объектов природы и общества на земной поверхности.
Цель географии - раскрыть единую географическую картину целостности мира как составной части ноосферы Земли (сферы " разума, по В.И. Вернадскому). Она достигается благодаря комплексному анализу взаимосвязи природы, человека и его деятельности.
Главные отличия географии от других наук;~изучаемые явления и процессы природы и человеческого общества рассматриваются как сложные пространственные структуры, jcccho взаимосвязанные в своем развитии с территорией;-пространственное (географическое) мышление опирается на использование и анализ географической карты;, главное внимание уделяется поиску территориальных различий изучаемых явлений и процессов; в основе географии лежит комплексный (системный) анализ взаимодействия природных, общественных и культурных явлений на одной территории.
1.1. Объект и предмет изучения географии
Объектом изучения географии является, поверхность- З.е.мли во всем ее разнообразии, которую иногда называют географической оболочкой. Последняя включает в себя территорию, природу (географическую среду) и человеческое общество. Природа состоит из отдельных компонентов (сфер): литосферы (твердой поверхности Земли), гидросферы (водной оболочки Земли), атмосферы (воздушной оболочки), почвенного покрова, биосферы (области распространения жизни на Земле). Человеческое обще-/ ство включает в себя людей (население), их деятельность (хозяйство), культуру, социальную и политическую жизнь.
Основной предмет изучения географии- пространственная структура географической оболочки и пространственные процессы взаимодействия природы^ человека и его деятельности на земной поверхности. -
На становление географии как науки большое влияние оказали смежные научные Дисциплины. Как наука мировоззренческая она тесно связана с философией; как наука природоведческая она использует знания, полученные в физике, химэд| биолощи, геологии; и поскольку география занимается ещё" [территориальных различий в пространственной организации об- Дцества, она гёсно"связана с экономикой, сопио югпси," ie\mi paf фией,этнографией и другими гуманитарными науками.
География^"наука" древняя. Первые географические знания сформировались в древности, когда люди начали постигать особенности и свойства тех"земных ландшафтов, в которых они проживали. Позже эти знания стали" обогащаться благодаря путешествия;^, открытию новых земель и"новых народов, изучению особенностей их существования, культуры, способов ведения хозяйства. И. В. Зорид в свдс$ книге,«Феноменология путешествий» писал, что дГ."о^сутствие письменности делало путешествие практически единственным способом коммуникаций», путешественник нее «с собой в мир культуру своего этноса». Постепенно знания расширялись, росли сведения о пространственном разнообразий форм жизни, культуры разных народов. Если первые географические сведения распространялись устно (через мифы, саги, былины, сказания), то позже появились сведения рукописные и печатные.
Со временем одним из способов сохранения и передачи информации стали географические карты, атласы и глобусы. Древнейшие географические карты и планы датируются IV-III тысячелетиями до н.э. и составлены в Вавилоне, Древнем Египте и Древнем Китае.
В античное время Аристотель ввел представление о шарообразности Земли. Эратосфен определил длину окружности земного шара, сформулировал понятия «параллели» и «меридианы», ввел термин «География». В этот же период Поседоний вЭдШшл 13 поясов широтной зональности, а родоначальник страноведения Страбон в 17 томах описал разные территории ЗёИй. Птолемей в «Руководстве по географии» заложил основы для картографического построения и изучения Земли (Дьяконов, 2005).
Эпоха Великих географических открытий (середина XV - середина" XVfl вв.) расширила горизонты научного мышления и утвердила представления о целостности Земли и о единстве
Мирового океана. География выдвинулась на положение одной из важнейших отраслей знаний. В этот период голландский картограф Меркатор составил карту мира, где были показаны реальные очертания материков и береговых линий/.
В 1722 г.:в России.был создан первый рукописный атлас «Большого Чертежа всему государству Московскому». В Сибири и на Дальнем Востоке совершали свои экспедиции В.И. Беринг, Крашенинников, Хабаров, Атласов, и многие другие. Материалы этих экспедиций позволили уточнить границы Российского государства, создать серию топографических карт сибирских территорий. В XVIII-XIX вв. состоялись экспедиции по изучению побережья Северного Ледовитого океана, Камчатки.
На рубеже XVIII-XIX веков И. Кант, классифицируя все науки, отнес математику и физику к сущностным, предметным наукам; историю - к временным, хронологическим наукам, а географию - к пространственно-хронологическим наукам. Согласно. И. Канту, предметом изучения географии стал анализ размещения объектов в пространстве-времени, а также законов и закономерностей их размещения.
Важную роль географическая наука того времени уделяла климату. HI.JI. Монтескьё писал о его роли в развитии общества: «.. .власть клима|аесть первейшмвл^тъв,мире>>.
В XVIII в. Александр фон Гумбольдт вывел взаимосвязь между живой и неживой, природой и определил в качестве главной задачи географий? изучение взаимосвязи земных явлений. В XIX в. география перестала быть целостной наукой и распалась на экономическую и физическую географию, а затем и они разделились на отдельные ветви знаний. В то же время В.В. Докучаев выдвинул идею создания ландшафтоведения - единой интегральной географическОй"науки, которая должна синтезировать частные знания по отдельным природным компонентам в единое знание о ландшафте." 1
В XX в. в географии возникли новые направления исследований и методологические подходы. Прежде всего усилился интерес к человеку, всем сферам и циклам его жизнедеятельности. Возникло новое мировоззрение, утверждающее ценности общечеловеческого, общекультурного достояния и рассматривающее I! первую очередь жизнь людей и их общественные отношения. Так появились школа «географии человека» во Франции, региональное планирование и геополитика в Германии. После Второй мировой войны стали изучаться 1 географические особенности пространственного поведеНия|Йейовека через его личное восприятие мира.
Рост промышленного производства в мире, обусловивший ухудшение качества природной среды, привел к необходимости изучения ее состояния. Так возникла новая отрасль знания - экология. Большой вклад в ее развитие внесла география, которая предложила свои знания о ландшафтном устройстве земной оболочки и причинно-следственных связях взаимодействия ее компонентов.
В СССР в послевоенные годы сформировались такиеотрасли географии, как география населения, позже - география культуры, политическая география, социальная география. В 1970-х гг. зародилось новое направление в географии - рекреационная география, предметом которой стало изучение деятельности человека в свободное от работы время. Ее теорию разработал B.C. Преображенский и его коллеги. Именно география заложила основы первых исследований в области туризма и рекреации.
Развиваясь в контакте с другими естественными и гуманитарными науками, география активно использует методологию и методы смежных наук: исторический, системный и другие подходы, математические и статистические методы, и в свою очередь обогащает своей теорией и методологией смежные Науки, в частности экологию, демографию, региональную экономику, районную планировку, экономику и менеджмент туризма.
1.2. Задачи географии
Перед географией стоит целый ряд задач, которые она решает как научная дисциплина: 1) выявление особенностей расположения различных объектов природы и человеческого общества; 2) выявление законов и закономерностей их размещения; 3) изучение пространственных закономерностей взаимодействия человека и его деятельности с природной средой; 4) районирование и зонирование территории по разным признакам; 5) типология территорий - регионов, ландшафтов, городов и др.
Выявление особенностей местоположения различных объектов природы и общества связано с географическим описанием мира, например, с описанием местоположения материков, крупнейших горных систем или пустынь земного шара, размещения населения, городов, промышленности, туризма и т.д.
Выявление законов и закономерностей размещения объектов природы и общества вскрывает причины, обусловливающие положение этих объектов на конкретной территории, например, причины появления горных систем или пустынь в данном месте, тех или иных городов, зон и центров туризма.
Изучение взаимодействия человека и видов его деятельности с природной средой дает возможность понять масштабы взаимовлияния - насколько природа влияет на жизнедеятельность человека, и какова степень ее изменения в результате хозяйственной деятельности, возможно ли сохранение природных ландшафтов при устойчивом развитии человеческого общества. Мы живем в эпоху обострения экологического кризиса, когда происходит глобальное преобразование природной среды, приводящее к планетарным изменениям (например, глобальному потеплению климата, вызванному деятельностью человека). Поэтому одной из задач географии становится изучение устойчивого развития общества и природной среды, сохранения биологического и ландшафтного разнообразия на Земле.
Районирование - разделение территории на части (районы или регионы) по определенным признакам (особенностям): природным, социальным, культурным или экономическим, отличающим их от соседних территорий, но имеющим между собой сходные черты. Районы могут иметь общие черты либо, наоборот, сильно отличаться друг от друга. Районирование территории позволяет понять территориальное разнообразие природных, культурных и социально-культурных явлений. В процессе районирования территории выделяют либо однородные, либо узловые районы. При зонировании территории выделяют участки с преобладанием какого-либо одного признака, причем зоны обычно имеют линейный, полосный или концентрический вид. Выделяют также зоны тяготения (участки территории, которые тесно связаны с каким-либо городом или экономическим центром), природными зонами или климатическими поясами.
Типология территорий, регионов, ландшафтов и городов - одна из самых главных задач географии. Типология - выделение различных типов явлений и процессов одновременно по разным основаниям (признакам). Она отличается от классификации 1*1 разделения объектов и явлений природы и человеческого общества по какому-то одному основанию (признаку). Типизация географических объектов является главной особенностью географии, которая отличает ее от других наук, поскольку благодаря выявлению специфических типов объектов географ познает все разнообразие изучаемых им объектов и явлений природы и человеческого общества.
* 1.3. Структура географической науки
^ География делится,на две главные ветви - физическую и социально-экономическую, которые в свою очередь.подразделяют- ся на научные, подотрасли. Представить это мржно в виде схемы (рис. 1). Физическую географию по специфике изучаемых ею отдельных KQM^diteHTOB. природы делят на геоморфологию (науку о рельефе), климатологию (науку о климате), биогеографию (науку о ^закономерностях размещения разных видов растительности и животного с мира}, географию почв (науку"о, географическом распространении,разных типов почвы), .гляциологию (науку о ледниках), океанологию (науку о Мировом океане)^ гидрологию суши (науку, о.водах суши) и другие. Отраслью, синтезирующей знания обо всех-компонентах природы, является ландшафтове- дение. В каждой-из отраслей, физической географии важную роль играет экология - наука об окружающей рреде.
Социально-экономическая география делится на политическую географию, географию населения, географию городов, социальную, географиюд-географиюцхрзяйства (промышленности и сельского.хозяйства), географию транспорта, географию сферы услуг (в т.ч. рекреационную географию, или географию туризма),--географию культуры, историческую географию и другие.
Физическая и социально-экономическая география имеют различные объекты исследования (природу и человеческое общество). Одна изучает устройство и пространственную организацию природных комплексов, другая - пространственную организацию жизни и деятельности людей. Однако природа и человеческое общество не изолированы друг от друга, а наоборот, тесно взаимодействуют, воздействуют друг на друга. Социально-экономическая география не может существовать в отрыве от физической географии, потому что человеческое общество живет, и развивается, используя природу как свою географическую среду и как ресурсную базу для человеческой деятельности.
Поэтому, изучая природу, территориальное размещение деятельности человека и самих людей, физическая и социально- экономическая географии взаимодействуют между собой, дополняя друг друга. На их стыке появляются новые направления географических исследований. Например, рекреационная география изучает как социально-экономические явления (рекреационную деятельность отдыхающих, формирование туристской отрасли хозяйства), так и природные объекты (природные ресурсы и климат).
Рис. 1. Структура географии |
Люди сами являются компонентами природы и испытывают влияние законов природы. В тоже время человеческое общество оказывает сильное воздействие на природу, причем это влияние зависит от уровня развития человечества.
Воздействие природы на общество велико, оно нередко определяет развитие общественной жизни. И природа, и общество развиваются по своим собственным законам, хотя человек является не только общественным существом, но и частью природы. Природа, окружающая человеческое общество и испытывающая воздействие последнего, образует географическую среду челове-
ческого общества. От природных условий зависит образ жизни населения и тип ведения хозяйства. Таким образом, география изучает три взаимосвязанных блока (триаду): «природа - население - хозяйство». Изучение взаимодействия природы, общества и хозяйства лежит в основе географии.
Менеджеры туризма изучают географию как базовую науку, поскольку она дает представления о природно-климатических, демографических, социально-экономических особенностях того или иного региона, формирующих его туристский потенциал и характер туристской деятельности. Знания о пространственном размещении природных ресурсов, людей и хозяйства, о тенденциях его развития необходимы для регионального планирования развития туризма, планирования развития объектов туристской индустрии, инвестиций в туристскую отрасль. Область применения географических знаний в туризме показана на рис. 2.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
Карта -"основное средство познания в географии. Как модель действительности она обладает большой информативностью, обзорностью, наглядность^., Это делает ее важнейшим средством изучения объектов и явлений"в разных областях знаний о Земле и обществе. Туризм тесно связан с картой и в большинстве случаев немыслим без нее.
2.1 ; . Карта и план местности
Карта - уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли и относящихся к ней объектов и явлений на плоскости, построенное по Определенному математическому закону в системе условных обозначений. Математическая основа картй"включает масштаб й картографическую проекцию, который "Определяют степень yivieiи.шбния величины объектов на карте, их правильное географичёское^псйожение, а также характер и степень искажений, неизбежных при изображении шара на плоскости (Географический энциклопедический словарь, 1960).
План местности ^удйЬвно-зйаковый чертеж небольшого участка местности в крупном масштабе (1:5000 и крупнее), построенный без учета кривизны земной поверхности. Масштаб плана постоянен во всех точках.
Для определения положения географических объектов на земной поверхности используется градусная сеть- система меридианов (долгот) и параллелей (широт). При суточном вращении Земли сохраняются две неподвижные точки - полюса, которые служат точками отсчета.
На плане изображаются небольшие участки земной поверхности. Он составляется непосредственно на местности. На карте изображают большие территории. При этом используют разнообразную информацию в зависимости от содержания карты, в том числе космические снимки.
На план обычно наносят все объекты и детали конкретной местности. На карту в зависимости от их содержания и назначения наносят самые разные объекты, явления или показатели.
При вычерчивании плана кривизна земной поверхности из-за ничтожно малой величины не учитывается. При построении карт обязательно учитывается шарообразность Земли, поэтому неизбежно искажение изображения объектов. При этом объекты, показ которых необходим, но не проходит в масштабе карты, изображаются внемасштабными знаками.
На планах нет градусной сетки, а на картах обычно есть меридианы (долготы) и параллели (широты). На планах направление на север показывают стрелкой с обозначением «север - юг». На картах направление «север- юг» определяют меридианы, а направление «запад - восток» - параллели.
2.2. Масштаб карты.
Измерения расстояний по планам и картам
Для измерения расстояний по планам и картам надо уметь пользоваться масштабом, который показывает степень уменьшения длины линии на плане или карте по сравнению с действительным расстоянием на местности. Масштабы бывают численные, именованные, графические (линейные).
Численный масштаб выражается дробью, где вчислителе - единица, а в знаменателе - число т, показывающее, во сколько раз расстояние на карте меньше истинного расстояния на местности, то есть степени уменьшения данных. Числитель и знаменатель обычно даются в одинаковых единицах измерения - сантиметрах; на английских и американских картах - в дюймах. Чем больше знаменатель, тем меньше (мельче) изображение объектов на карте.
Если масштаб сопровождают пояснением, указывающим соотношение длин линий на карте и на местности, то это именованный масштаб. Его указывают на всех картах.
Часто масштаб рисуют в форме графика внизу карты в виде прямой линии, разделенной на сантиметры. Такой масштаб называется линейным. Справа от нуля подписано истинное расстояние на местности, равное одному, двум, или нескольким величинам масштаба. Например, масштаб 1: 10 ООО ООО означает, что 1 см на карте соответствует 100 км (х) на местности. Для того чтобы проще воспринять величину масштаба, необходимо в правой части дроби у числа, состоящего из большого числа нулей, отбросить 5 нулей, получив соотношение 1 см = х км. Зная это соотношение, легко подсчитать расстояние на карте, измерив его линейкой или циркулем и умножив на х. Конечно, при этом неизбежны погрешности, которые зависят от масштаба и проекции карты. Чем крупнее масштаб карты, тем точнее результат измерений. Масштаб мелкомасштабных карт обширных территорий непостоянен в разных частях карты, поэтому следует учитывать, что указанный на них масштаб относится к определенным линиям или точкам, а не ко всему полю карты. Принятый на топографических картах России масштабный ряд показан в табл. 1.
Таблица 1
2.3. Виды карт. Условные обозначения
Современные географические карты весьма разнообразны. Они подразделяются по содержанию, назначению; охвату территорий:
Но содержанию карты бывают общегеографическими и тематическими." Н&* общегеографических картах изображают рельеф, реки, озера^ а также^нйселенные пункты, дороги и т.д. Ни один из объектов " нанесенных на карту, не выделяется особо среди других. Тематические карты передают с большой подробностью один или несколько определенных элементов в зависимости от темы карты. Среди них выделяются физико-географические карты и социально-экономические.
При анализе размещения и развития туризма и рекреации используются тематические физико-географические и социально-экономические карты, а также составляются специальные карты туризма. Геоморфологические карты дают информацию о рельефе, климатические - о климате и погодных условиях, биогеографические - об ареалах распространения отдельных растительных сообществ и видах животных, карты населения - о численности населения в городах и сельской местности, плотности населения и так далее. Такие карты помогают выделить участки земли, наиболее или наименее благоприятные для отдыха. Кроме того, специалистами используются синтетические карты, дающие представление сразу о нескольких характеристиках территории, например, карты промышленных зон и загрязнения воздушного и водного бассейнов выбросами в атмосферу и сточными водами. Или, например, составляются оценочные карты с выделением территорий, наиболее или наименее благоприятных для отдыха или какого-либо вида туризма, когда в одну оценку входят разные показатели. При составлении районных планировок курортных зон и местностей часто используются синтетические оценочные карты рекреационных ресурсов. Есть карты, созданные на основе математических моделей, например, карты частоты схода лавин или землетрясений; динамики разрушения берегов и многие другие. Все эти виды карт в целом помогают менеджерам туризма получить более полное представление об особенностях природы, населения, хозяйства территории, характере и специализации туризма в этом районе. Карты позволяют устанавливать причинно-следственные связи и взаимозависимости, как в природе, так и в обществе, а также между природными и социально-экономическими объектами, расположенными на одной территории.
По величине масштаба карты делятся на крупномасштабные (изображают небольшие участки земной поверхности крупным планом), среднемасштабные и мелкомасштабные (показывают обширные участки земной поверхности мелким планом). Планы местности имеют масштаб 1: 5000 и крупнее. Крупномасштабные карты с масштабом 1: 200 000 и крупнее передают основные особенности территории. Их создают по результатам обработки аэрофотоснимков и путем непосредственных наблюдений и измерений на местности. Искажения на топографических картах весьма незначительны. Среднемасштабные- обзорно-топогра- фические карты масштаба 1: 200 000 - 1 000 000 включительно создают по крупномасштабным картам путем генерализации, т.е. отбора и обобщения объектов в соответствии с назначением карты. Мелкомасштабные - обзорные карты масштаба мельче 1:1000 000 предназначены для изучения больших территорий.
По назначению различают карты учебные, справочные, туристские и др. По охвату территории создают карты мира, материков и их частей, океанов и морей, государств и их частей.
В настоящее время с помощью компьютерных технологий создаются интерактивные карты. По сути, они напоминают многослойный пирог, когда на одну картографическую основу наносится послойно различная информация о территории. Эти карты можно увеличивать или уменьшать в масштабе, в них можно добавлять нужную или убирать ненужную информацию, считывать необходимые данные, одновременно производя расчеты или рисуя графики. С помощью таких карт осуществляется управление территориями, оценивается качество рекреационных ресурсов и разрабатывается их кадастр, прокладываются новые туристские маршруты и т.д. В прикладных информационных исследованиях эти технологии обобщены в единое научное направление «геоинформатика». Фактически все географические карты сейчас производят с помощью геоинформационных компьютерных технологий.
Для изображения географических объектов на картах применяют специальные условные знаки, объяснения которых даются в легенде карты. Легенда Ш ключ к пониманию и чтению карты, поэтому изучение карты необходимо начинать с легенды.
Условные знаки бывают площадными (контурными), линейными и внемасштабными, пояснительными. К площадным (контурным) знакам относят контур леса, озера, городского квартала, ареал распространения растений и животных, территория государства и др.; к линейным - реки, дороги, каналы и т.д. Особую категорию линейных знаков на географических картах составляют изолинии, определяющие высоту над уровнем моря. Цифровые значения горизонталей дают через определенные интервалы. Кроме того, на картах ставят то^ШШ® водоразделах и у урезов воды рек и озер, где подписывающих абсолютные высоты. Направление склонов отмечают короткими ^черточками - бергштрихами, проставляемыми перпендикулярно горизонтали и направленными в сторону понижения/склонов.; Разность высот двух соседних горизонталей называют высотой сечения рельефа. Зная эту величину, по числу горизонталей можно вычислить как абсолютную, так и относительную высоту местности. Абсолютная высота местности - высота над уровнем мОря; относительная высота - превышение одной точки над другойУВнемасштабными знаками отмечаются объекты, которые не могут быт» выражены в масштабе карты (источник, церковь, памятник, пещера, горная вершина, вулкан). Пояснителъные"щг&ки -т-. это цифры и надписи на карте..
Все условные знаки на топографической карте объединены в следующие группы: отдельные местные предметы; дорожная сеть; гидрография (реки, озера) и сооружения при ней; почвенно- растительный покров; рельеф.
Для определения крутизны склонов на карте измеряют заложение (расстояние между двумяасмежными изолиниями).
На топографических картах принято, что заложению в 1 мм соответствует крутизна склона 10 градусов. Вычисляют также высоту сечения h (разность между двумя высотами). Затем по формуле: tg = h /d определяется крутизна склона.
2.4. Использование карт в туризме
В туризме наиболее часто используются: туристские карты и картосхемы. В экскурсионных поездках обычно пользуются мелкомасштабными картами, дающими представления о больших территориях и отдельных регионах, а в походах и путешествиях- крупномасштабными топографическими картами, как правило, масштаба 1: 200 ООО или 1: 100 000 («двухсотки» и «сотки»), а также специальными спортивными и туристскими, картосхемами. На таких картах показаны населенные пункты, реки, озера, транспортные пути и дороги, специальные объекты туризма. В настоящее время публикуется большое число туристских карт, атласов, картосхем для разных регионов мира - от мировых карт до туристских карт отдельных местностей.
Особенно важны туристские картосхемы. Картосхемы в отличие от карт не имеют строгого соответствия топографической основе. Здесь может быть искажена проекция, условно показаны объекты, использованы внемасштабные знаки. Туристские картосхемы выпускаются для отдельных, интересных в туристском отношении районов, на которых нанесены объекты культурно- исторического наследия, объекты рекреационной сети (санатории, дома отдыха, учреждения спортивного туризма, детские учреждения отдыха), а также объекты транспортной инфраструктуры (железные дороги^ автомагистрали, аэропорты, морские и речные порты) .
При анализе размещения туризма составляются специальные карты туризма. На них в отличие от туристских карт и картосхем изображаются не только главные объекты туризма (природные, историко-культурные, этнографические), но также выделяются точечными и внемасштабными значками главные и второстепенные турцентры, курорты всех видов (морские, озерные, бальнеологические, бальнеогрязевые, грязевые, климатические, горноклиматические), элементы рекреационной сети (гостиницы, санатории и т.д.), наиболее аттрактивные объекты туризма; линейными знаками - транспортная инфраструктура туризма (сеть железных и автомобильных дорог, морских и речных путей) и сеть туристских маршрутов; площадными знаками курортные зоны и агломерации, зоны туристской специализации (на одном или нескольких видах туризма), районы с максимальной и минимальной рекреационной нагрузкой на территорию, зоны активной и пассивной туристской притягательности.
2.5. Поясное время и часовые пояса Земли
Земля совершает полный оборот (360°) вокруг своей оси за сутки, т.е. за 24 часа, а за 1 час поворачивается на 15° (360°:24). По поверхности земного шара через каждые 15° проведены меридианы, разница между которыми составляет 1 час времени. Поверхность Земли условно разделена на 24 часовых пояса от 0 до 23. Время во всех пунктах, лежащих в пределах одного пояса, принято считать одинаковым, и называется оно местным временем срединного меридиана этого пояса. Поясное время - это время в границах одного часового пояса. В некоторых странах существует свое местное время, которое может отличаться от поясного на 30 мин и 45 мин. На Северном и Южном полюсах меридианы сходятся в одной точке, поэтому там понятие часовых поясов, а заодно и местного времени, теряет смысл.
Ни одна наука не начинает свое развитие о полного представления об объекте и предмете исследования. Однако, с первых шагов развития таких званий как астрономия и география, ботаника и химия, они начинали двигаться каждая по собственному руслу. И никто не путает объект исследования ботаники и астрономии. Объективной основой разделения наук является, прежде всего, сама объективная реальность. Так как все многообразие предметов и явлений в своей основе имеет конкретные формы движения материи, которые их порождают и являются основой их существования и развития, эти форм движения материи и являются, прежде всего, объектами изучения основных естественных. наук. Но каждая из наук проходит многовековой путь, прежде, чем откроет эту истину.
Так как конкретная форма движения материи имеет материальный носитель, реальные саморазвивающиеся системы, то можно было бы предположить именно их в качестве первоначального объекта исследования наука. Однако, проходит достаточно большое время, пока наука придет к системному пониманию своего объекта.
Длительный путь познания от явления к сущности наука начинает с описания отдельных явлений природы, чтобы постигнув, их взаимосвязь, придти к выводу о том, что объект ее познания системно организован. И лишь после этого наука приходит к открытию форды движения, составляющей сущность этой системы. На этом не заканчивается развитие науки. С точки зрения сущности исследуемого класса явлений наука по-новому осознает всю систему связей своего объекта с объектами пограничных с нею наук.
Сказанное целиком и полностью относится к становлению и развитию географических знаний, превращению их в науку. Справедливо принято считать, что географические знания дают нам представления о природе, населении и хозяйстве. Вот круг интересов развития географической науки с древнейших времен. Постепенное выкристаллизовывание географии как науки приводило к тому, что в области природы для географии важнейшим оказывается изучение климата, стока и рельефа, именно это представление приводило к системному пониманию объекта географии. Именно с этими явлениями география все более и более связывала существование своих основных общегеографических законов. Этим законам подчиняются не только сами названные явления (климат, сток и скульптурные формы рельефа), но также в определенной мере население и хозяйство. География разделилась на физическую (природную) географию и экономическую географию, изучающую население и хозяйство. Наряду с последней выделялись и оформлялись в особые географические дисциплины биогеография и ландшафтоведение. Некоторые из них начали как бы конкурировать (ландшафтоведение) с физической географией. Изучение ландшафтов, например, давало представление о системном характере объекта исследования. На этой основе также формировался комплексный характер географического исследования.
Географическая наука ранее других наук в силу особенностей своего объекта исследования пришла к системному методу исследования. Идея географической формы движения материи вносит определенный порядок в создавшееся различное представление о сущности и характере географических систем и позволяет, на наш взгляд, систематизировать структуру географической науки, снять ненужное напряжение в силу конкуренции физической географии и ландшафтоведения, физической географии и экономической географии и т.д.
Первичным объектом географии является географическая форма движения материи и те материальные системы, которые являются ее носителем. Таким образом, взаимодействие гидросферы и тропосферы, изучение климата, стока и рельефа, а также систем-носителей географической формы движения материи составляет основу содержания географической науки. Однако, как мы уже отмечали, этим не исчерпывается содержание географии. Она изучает взаимодействие географической формы движения с геологической, биологической, социальной формами движения материи. Как отражение этих связей возникают и развиваются экономическая география, изучающая население и хозяйство, биогеография и география почв, геоморфология как наука о скульптурных формах рельефа. Вместе с тем складывается и такая наука, как ландшафтоведение, которое изучает вторичные географические системы, подчиняющиеся некоторым общегеографическим законам, и, которые существуют благодаря климату, стоку и рельефу как тем географическим явлениям, которые создают особую целостность системы.
Все это говорит о том, что географическая мысль постепенно приближается к все более глубокому и всестороннему отражению своего объекта и связей его с объектами других наук. Каждый новый уровень такого погружения, высвечивания новой стороны объекта географии означает раскрытие новых свойств, законов строения и функционирования. Это и составляет предмет исследования географии.
Объект географии есть особая географическая реальность. Предмет географии - это свойства различных элементов географической реальности, закономерности строения функционирования и развития отдельных ее сторон, закономерности ее соотношения с другими объектами.
География - это способ познания окружающего мира. Первобытный человек, чтобы выжить должен был хорошо ориентироваться в окружающем его мире: прежде всего хорошо знать его (например, где находятся охотничьи угодья, где съедобные растения и т.д.) и уметь пользоваться этими знаниями. Уже в каменном веке создаются предшественники современных карт - рисунки на стенах пещерных жилищ (см. статью « «), схематично показывающие территорию, окружающую жилище человека.
География как наука
Собственно, география как наука начинается с «литературы путешествий»: попадая в иные, незнакомые места, умный наблюдатель фиксировал все непривычное для себя: как выглядят люди этой страны, во что они одеваются, какой у них государственный строй, какие растения и животные в этой стране и многое другое. Это и были зачатки страноведения, когда описывается страна в целом, «от геологии до идеологии», причем упоминается именно то, что отличает данную страну от всех остальных.
Эту особенность науки знаменитый русский географ Николай Баранский сформулировал так: «То, что есть везде (как ), в географии не должно быть нигде». Другими словами, не надо писать, что в данной стране есть воздух, почвы, растительность - это есть везде; надо обращать внимание на то, чем воздух этой страны (например, ее климат) своеобразен, чем он отличается от соседних стран.
Начавшись со страноведения, география развивалась далее по линии углубленного изучения отдельных компонентов природы, точнее, земных оболочек: (ее стали изучать такие науки как климатология и метеорология), гидросферы (гидрология суши и океанология), (геоморфология - наука о рельефе), биосферы (биогеография), педосферы (география почв). А в целом взаимодействие различных компонентов природы в каждой конкретной местности изучает ландшафтоведение. Аналогично шло углубленное изучение отдельных сторон жизни общества: хозяйство в целом изучала экономическая география, его отдельные отрасли - соответствующие науки: география промышленности, сельского хозяйства, торговли и так далее; жизнь людей - география населения; политическую жизнь - политическая география.
Но это изучение территории «по разделам» не давало сводного представления о каждой стране или районе. По поводу ситуации, когда территория описывается только «по отраслям», Баранский говорил: представьте, что писатель решил изобразить персонажей своего романа следующим образом: вначале описал, во что каждый из них одет, затем во что они все обуты, далее - какого телосложения, какой цвет волос у каждого, затем - черты характера и так далее. В итоге вроде бы вое описано, но целостного представления о каждом человеке нет. Поэтому необходимо после «покомпонентной» характеристики территории давать и характеристики «порайонные».
«География» - в дословном переводе - «землеописание», что остается до сих пор ее основной задачей. Но естественный ход развития каждой науки - следующий: описание - объяснение -предсказание - управление. Быстрее всего эти этапы прошли науки, изучающие неживую природу. Открытые закономерности механики, например, позволяют успешно управлять движением ; знание законов физики позволяет создавать новые материалы и так далее. В , имеющей дело с более сложными объектами, задачи управления биологическими процессами начали решаться лишь недавно.
Объект изучения географии
Объект изучения географии - земная поверхность со всем ее природным и общественным наполнением - еще более сложен и главное - разнороден: здесь происходят процессы физические (например, круговорот в природе), химические (миграция различных в земной коре), биологические (развитие растительных сообществ), экономические (функционирование народного хозяйства), демографические (), социальные (взаимодействие различных социальных групп и другие), политические (борьба за власть между различными партиями и движениями), социально-психологические (формирование общественного мнения, различного отношения людей к происходящим в обществе процессам) и многие другие (в том числе и те, которые мы пока не знаем).
На любом участке территории - в каждом селе, городе, районе - все эти процессы переплетаются, взаимодействуют (часто самым неожиданным образом) и в совокупности создают свою неповторимую картину «жизни территории» - точнее, жизни общества в конкретных условиях данной территории.
Задача географии
Задача географии - выявить специфику взаимодействия всех этих разнородных процессов на каждой территории, обобщить имеющиеся материалы и создать яркий, запоминающийся образ места - то есть решить вначале задачу описания территории (и частично - объяснения происходящих на ней процессов).
Гораздо сложнее задача географического прогноза: какое будущее (или какие варианты будущего) возможно для этой территории. Часто приходится ограничиваться выявлением ограничений для развития: например, в таком-то районе нельзя строить предприятия даже с небольшими выбросами вредных веществ, поскольку их рассеивание в атмосфере происходит крайне замедленно; или же: не стоит создавать здесь зону рекреации (от латинского «recreatio» - буквально «восстановление» сил и здоровья человека), поскольку она далека от места жительства потенциальных отдыхающих.
Еще более сложна задача управления географическими объектами. Можно ли, например, сдержать рост крупных городов? Или - заселить опустевшие сельские территории? Общество (в том числе и российское) очень часто преувеличивало свои возможности воздействовать на подобные процессы. Как выяснялось впоследствии (после того, как были уже затрачены большие усилия и средства), существуют внутренние закономерности развития процессов (правда, еще плохо изученные), и внешними усилиями далеко не всегда можно что-либо изменить (а порой эти усилия дают результат, обратный ожидаемому). О некоторых таких закономерностях будет рассказано в этой книге.
Итак, география в идеале должна помогать обществу решать те или иные конкретные проблемы - то есть выполнять прикладные задачи. Но есть и задачи другого рода - связанные с формированием у всех членов общества, у всего населения - «образа страны».
География России
Любой человек должен иметь в своей голове правильное представление о том, в какой стране, каком районе, городе, селе он живет. Без этого невозможен и истинный патриотизм - любовь к своему Отечеству.
«Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю» - эти слова географ Юрий Константинович Ефремов использовал как эпиграф к своей прекрасной книге «Природа моей страны».
Знание географии имеет особое значение для России - страны, история которой неотделима от ее географии. По словам историка Василия Ключевского, «история России - это история страны, которая колонизируется ». Еще одну сторону значения географии в России хорошо показал Пушкин в своей пьесе «Борис Годунов». В ней есть сцена, в которой царь Борис заходит к своему сыну Федору и застает его рисующим географическую карту:
Царь: А ты, мой сын, чем занят? Это что?
Федор: Чертеж московской; наше царство
Из края в край. Вот видишь: тут Москва,
Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,
Вот пермские дремучие леса,
А вот Сибирь.
Царь: А это что такое
Узором здесь виется?
Федор: Это Волга.
Царь: Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!
Как с облаков ты можешь обозреть
Все царство вдруг: границы, грады, реки.
Учись, мой сын: наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни -
Когда-нибудь, и скоро, может быть,
Все области, которые ты ныне
Изобразил так хитро на бумаге,
Все под руку достанутся твою.
Учись, мой сын, и легче и яснее
Державный труд ты будешь постигать.
Пушкин устами царя Бориса здесь очень точно выразил, чем география может помочь государственному мужу: «обозреть все царство вдруг» (то есть - одновременно), чтобы лучше понять его.
Михаил Васильевич Ломоносов (который, кроме всего прочего, руководил Географическим департаментом Российской Академии наук) похоже сказал о географии, что она «всея вселенная обширность единому взгляду повергает».
Традиционно обслуживала нужды российского государства, которое, начиная по крайней мере с XIV века, непрерывно «колонизовалось», расширяя свою территорию. В конце XIX - начале XX века некоторые географы даже критиковали Русское географическое общество за то, что оно увлекалось изучением зарубежных территорий (в ущерб изучению собственно России - прежде всего тех, на которые Россия могла «иметь виды», если не с целью присоединения, то для усиления своего влияния в них). Сейчас, когда шестивековая эпоха расширения территории России уже позади, меняются и задачи географии: мы все лучше должны знать внутреннюю, «глубинную» Россию, на которую будут направлены основные усилия государства и от которой в итоге будет зависеть наше будущее.
Объект и предмет географии. Структура географической науки.
География (гео- земля, графо- описание; т.е. землеописание) с момента своего возникновения развивалась как энциклопедический свод знаний о природе, населении и хозяйстве различных стран.
Определение объекта изучения географии менялись на протяжении истории развития науки. Как главный объект географической науки большинство ученых рассматривало поверхность Земли. При этом К.Риттер считал объектом географии весь земной шар, А.Геттнер - страны, которые изучались с точки зрения пространственного размещения предметов и явлений, Э.Мартонн- распределение по поверхности Земли физических, биологических и связанных с деятельностью человека явлений. В 1910 г. русский географ П.И.Броунов предложил рассматривать в качестве объекта географии “современное физическое устройство наружной земной оболочки”. Сущность этой формулировки в настоящее время признана всеми географами. С годами уточнялись лишь термины и углублялось содержание этого определения. Для обозначения “наружной оболочки” предлагались различные термины: географическая оболочка, ландшафтная оболочка, геосфера, ландшафтная оболочка, биогеосфера, эпигеосфера и др. Наибольшее признание получил термин “географическая оболочка” .
Таким образом, объектом исследования современной географии является географическая оболочка Географическая оболочка Земли представляет собой сложное образование, состоящее из взаимодействующих главных земных сфер или их элементов- литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы, педосферы.
Компонентами географической оболочки являются воздух, вода, горные породы, живое вещество (растения, животные). Природа географической оболочки потому так разнообразна, что в ней наиболее интенсивно взаимодействуют образования разного вещественного состава: косного (неорганическое вещество), живого (организмы), биокосного (органоминеральные соединения почвы).
Границами географической оболочки считают озоновый слой (20- 30 км) и граница зоны гипергенеза (500‑600 м).
Главным свойством географической оболочки является ее целостность . Она характеризуется единством двух важных качеств- непрерывности (континуальности) и прерывистости (дискретности).
В пределах географической оболочки выделяют ландшафтную сферу – небольшую по мощности приповерхностную сферу, включающую кору выветривания, почвы, растительность, животный мир, приземные слои воздуха, поверхностные и грунтовые воды суши. Это своеобразный биологический фокус Земли, в котором наиболее тесно соприкасаются и активно взаимодействуют элементы всех оболочек Земли.
Определение понятия «география туризма». Это научная дисциплина, изучающая территориальную дифференциацию сферы (индустрии) туризма, предпосылок его развития, процессов формирования туристско-рекреациопиых зон, районов, центров и их современного использования.