Какие есть грамматические основы. Предложение. грамматическая (предикативная) основа предложения. подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

При морфологическом, пунктуационном разборе предложения важно правильно определять его грамматическую основу. Умение быстро выделить подлежащее, сказуемое поможет грамотно расставить знаки препинания, а также разобраться в смысле предложения. Именно грамматическая основа является смысловым центром предложения – его предикативным ядром. Отлично, если человек уже научился быстро выделять грамматическую основу. Однако зачастую может показаться, что определить предикативное ядро очень просто. На самом же деле небольшое усложнение задачи сразу ставит в тупик.

Всё дело здесь в том, что в современном русском языке очень богатые ресурсы, разнообразные синтаксические связи. Подлежащее и сказуемое вовсе не обязательно выражаются существительным и глаголом. Разумеется, в предложении «Дерево стоит под окном» многие без труда найдут грамматическую основу. Мы видим здесь существительное: оно явно представляет собой главный член предложения. Речь идёт именно о дереве. Можно легко задать от этого подлежащего вопрос «что делает?», найти таким образом и сказуемое. «Дерево стоит» - вот наша грамматическая основа. Но далеко не все предложения построены так просто. Вам важно запомнить, какими частями речи может быть выражено подлежащее, сказуемое, по какому алгоритму необходимо искать грамматическую основу. Надо знать, как найти грамматическую основу предложения, помнить все нюансы, чтобы потом точно анализировать тексты, правильно расставлять пунктуационные знаки.

Грамматическая основа предложения: важные моменты
Запомните несколько важных моментов, чтобы научиться определять грамматическую основу предложения. Обязательно записывайте все основные сведения. Лучший вариант – представить информацию в таблицах. Пусть у вас всегда будут под рукой таблицы на плотных листах бумаги или картона. Так вы быстрее всё запомните, а потом уже не будете заглядывать в ваши карточки.

Вот простые правила, которые вам помогут.

  • Полный разбор предложения по частям. Определяйте грамматическую основу тщательно, старайтесь сначала найти наиболее подходящий вариант, а затем исключить все остальные вероятные. Проще всего быстро выполнить анализ предложения, подчеркнув все члены и задав соответствующие вопросы, определив синтаксические связи. В сложных случаях только такой путь наиболее надёжный. Это займёт не так много времени, зато вы будете уверены, что точно нашли предикативное ядро.
  • Карандаш, ручка, черновик. Активно пользуйтесь черновиками, карандашами и ручками. Делайте все необходимые пометки, надписывайте части речи прямо над словами, подчёркивайте все члены предложения привычными линиями, пунктирами. Именно на черновике вы сможете спокойно разобрать предложение, углубиться в его лексическое и грамматическое значение.
  • Без спешки. Ни в коем случае не старайтесь сделать всё как можно быстрее! Вы наверняка допустите ошибки, поскольку при синтаксическом анализе необходимо относиться к каждому случаю с удвоенным вниманием. Вы можете успешно найти грамматические основы в нескольких предложениях, а затем начать совершать ошибки. Нельзя пытаться определять подлежащее и сказуемое наугад.
  • Члены предложения и части речи. Забудьте о прямой взаимосвязи отношения слова к частям речи и его роли в предложении! Если перед вами существительное, не стоит сразу предполагать, что оно является подлежащим. Сказуемые тоже далеко не всегда выражены глаголами.
  • Такое сложное сказуемое. Зачастую больше проблем возникает при определении сказуемого. Вам понадобится запомнить все типы сказуемых, чтобы находить грамматические основы точно. Когда вы будете не просто определять сказуемое, а точно называть его тип, вы сможете с уверенностью сказать: этот член предложения найден правильно.
  • Неожиданные подлежащие. Внимательнее относитесь и к определению подлежащего. Оно может быть выражено даже союзом! Ознакомьтесь с примерами, чтобы избавиться от стереотипов, иметь более широкое представление о грамматических основах в русском языке.
Лучший способ научиться определять грамматические основы предложений правильно – ознакомиться с примерами и запомнить типы сказуемых. Алгоритм определения грамматической основы вам тоже пригодится, он достаточно простой.

Определяем грамматическую основу по алгоритму
Запомните несложные правила. Соблюдайте последовательность действий, чтобы правильно находить подлежащее и сказуемое в предложении.

  1. Сначала работайте в черновике. Вы ищете грамматическую основу. В неё входит подлежащее и сказуемое. Лучше начните с подлежащего.
  2. Внимательно прочтите предложение. Вдумайтесь в его смысл. Сразу подумайте: какое слово может быть подлежащим? О чём говорится в предложении? Какой член конструкции может отвечать на вопросы «кто?», «что?», являться носителем действия или определяемым лицом? Например: «Папа шёл домой». Вы сразу видите подлежащее «папа», которое является носителем действия. Папа идёт – именно об этом говорится в предложении.
  3. Когда вы уже определили подлежащее, следует переходить к сказуемому. От подлежащего к сказуемому можно задать условный вопрос, хотя традиционно считается, что в грамматической основе части равноправны. Однако вы быстро сумеете определить связь: папа (что делал?) шёл. Грамматическая основа определена.
  4. Помните, что предложения могут быть односоставными. Не все грамматические основы состоят из подлежащего и сказуемого. Рассмотрим примеры.
    • Назывное предложение с подлежащим. Холодная зима .
    • Определённо-личное предложение. Есть только сказуемое. Приходите завтра.
    • Безличное, есть сказуемое. Вечереет .
    • Обобщённо-личное. Грамматическая основа состоит из сказуемого. Нас так учили .
    • Неопределённо-личное, в грамматической основе нет подлежащего. Тебя там встретят .
  5. Если вам попалось сложное для восприятия предложение, оно слишком длинное, в нём много членов, удобнее всего разобрать его целиком. Даже если вам показалось, что вы уже нашли грамматическую основу, попробуйте определить роль других членов предложения. Вполне вероятно, что вы что-то упустили, не обратили внимания на некоторые слова, их значения в предложении.
  6. Обязательно проверьте себя ещё раз, когда выполнили работу. Проанализируйте смыл предложения, синтаксические роли всех его членов. Убедитесь, что ваша грамматическая основа действительно является предикативным ядром, несёт основное лексическое и грамматическое значение.
  7. Можно переносить всё в чистовик.
Работайте максимально тщательно. Определяйте грамматическую основу именно по её синтаксической роли в предложении, не отвлекайтесь на то, какими частями речи являются слова.

Различные грамматические основы, подлежащие и сказуемые. Несколько нюансов
Чтобы лучше ориентироваться в особенностях грамматических основ, ознакомьтесь с некоторыми примерами. Так, интересно рассмотреть, какими частями речи могут быть выражены подлежащие.

  • Существительное. Лето наступило неожиданно.
  • Личное местоимение. Она вернулась домой.
  • Вопросительное местоимение. Что произошло?
  • Числительное. Восемь меньше десяти.
  • Прилагательное. Фиолетовый – мой любимый цвет.
  • Союз. И – соединительный союз.
  • Существительное в именительном падеже и существительное в творительном падеже. Мама с дочкой пошли в театр.
Обязательно запомните типы сказуемых, чтобы правильно определять грамматические основы, не оставлять её части необозначенными. Например, некоторые слова можно просто пропустить. При полном разборе предложения вы сразу увидите, что они остались без своей синтаксической роли.

Сказуемые могут быть простыми глагольными (ПГС), составными глагольными (СГС) и составными именными (СИС).

  • ПГС. В данном случае сказуемое выражается личной формой глагола. Она размышляет . Николай гуляет . Зима начинается . Запомните: ПГС иногда выражено фразеологизмом со спрягаемой глагольной формой. Его можно заменить глаголом с прямым значением. Костя бьёт баклуши (бездельничает) .
  • СГС. Сказуемое состоит минимум из двух слов, в нём есть инфинитив глагола и связка. В роли связок обычно выступают слова: умеет, любит, хочет, может, продолжил, закончил, начал. Я хочу петь . Миша перестал заниматься . Таня любит слушать музыку.
  • СИС. Такое сказуемое состоит из глагольной связки и именной части. В роли именной части выступают наречия, причастия, именные части речи. Связка – это глагол быть в личной форме. Обратите внимание! Глагол может быть пропущен, но перед вами сказуемое. Пробуйте подставлять его самостоятельно. Лето будет жарким . День пасмурный . Задача быстро решена .
Анализируйте предложение тщательно, будьте внимательны и помните все важные моменты. Тогда вы будете находить грамматическую основу правильно.

Возможно, Вы уже смогли убедиться, что даже самые легкие знаки препинания (в конце предложения) поставить не настолько легко, как сразу кажется, потому что необходимо вдумываться в смысл предложения и текста. А еще сложнее приходится работать над пунктуацией в середине предложения. Здесь нужно думать, из каких блоков состоит предложение, где границы блоков, потом в соответствии с правилами расставлять знаки препинания. Не пугайтесь! Разберемся даже с самыми сложными случаями, поможем их понять и превратить в простые!

Начнем, пожалуй, с главных блоков – простых предложений , которые могут входить в состав сложного. Из чего состоит простое предложение? Сердце его – грамматическая основа , состоящая, как правило, из подлежащего и сказуемого . Вокруг грамматической основы располагаются второстепенные члены предложения , обособленные и необособленные; входящие в группу сказуемого и в группу подлежащего.

Грамматическая основа потому и основа, что на ней держится все предложение. Если научиться ее быстро находить, будет легко расставлять те нужные знаки препинания, которые обозначат границу простых предложений в составе сложного. Как же следует рассуждать?

Определяем, сколько основ в предложении:

А трудно ли найти грамматическую основу предложения? Иногда очень просто: подлежащее (кто? или что?), сказуемое (что делает? что сделал?) . Но часто встречаются случаи посложнее.

Вывод : одна основа – простое предложение; две или больше основ – сложное.

Попробуйте определить грамматическую основу следующих предложений (ответы смотрите ниже).

1. Все понятно нам, мастерам.
2. Из окошечка светлицы вдруг послышалось «ку-ку»!
3. Хозяин твой и мил, и гостеприимен.
4. Каждый норовит влезть со своим предложением.
5. Деревня, где мы играли летом, была прелестным уголком.
6. Вечер. Лес. Дальний путь.
7. Наш город украшает замечательный парк.
8. Стремящийся к победе обязательно победит.

Если Вы справились с этой работой без ошибок, Вас можно поздравить! Если же ошибки попадались, не огорчайтесь: они для того и существуют, чтобы с ним справляться и их побеждать!

Какие же ошибки могли тут Вас подстерегать? Кто-то мог потерять подлежащее, где-то не оказалось сказуемого, в каком-то предложении вместо подлежащего втиснулось дополнение, в некоторых случаях вообще подчеркнуты члены предложения, которые не имеют ни малейшего отношения друг к другу.

Неужели это так страшно? Конечно, нет! Но, если Вы неверно находите грамматическую основу, нельзя правильно увидеть блоки, соответственно получается, что простое предложение по ошибке принимается за сложное, в сложных неверно определяется количество частей, а значит, и знаки препинания располагаются так, как им заблагорассудится.

Как же найти эту коварную грамматическую основу? Вы можете сначала найти сказуемое, потом подлежащее, можете наоборот, только помните несколько подсказок:

1) Для того чтобы найти подлежащее обязательно задайте от сказуемого двойной вопрос: кто? что? Тогда Вы вряд ли перепутаете подлежащее и дополнение.

Попробуйте так поступить, определяя подлежащее в следующих предложениях.

Раньше всех берег увидел капитан.

Перед платья украшали цветы.

Если Вы задали двойной вопрос от сказуемого, то отыскали подлежащие капитан и цветы .

2) Для того чтобы найти сказуемое, попробуйте задать вопросы: «Что происходит? Что говорится о подлежащем? Каков этот предмет (подлежащее)? Что он делает? (подлежащее)»

Рассмотрите примеры. Подлежащее выделено жирным , сказуемое – курсивом .

Ученица была красивой .

На улице свежо и ветрено .

Малышам не сиделось на месте.

Замечательная игра догонялки !

3) От перемены мест слагаемых сумма меняется . Это значит, будьте внимательны к некоторым предложениям при определении грамматической основы.

Зеленый город (односоставное назывное предложение).

Город зеленый (двусоставное предложение).

Вы уже увидели, что бывает так, когда в предложении есть только подлежащее или только сказуемое (гораздо чаще). Такие предложения называются односоставными . Работая с такими предложениями, будьте внимательны! Именно в них часто дополнение маскируется под подлежащее по смыслу. Тогда возвращайтесь к нашей первой подсказке, ставьте двойной вопрос – и все станет понятно.

Попробуйте найти грамматическую основу в этих предложениях.

Мне холод но .

Ему не спится.

Мне хочется улыбн уться .

Очень многие скажут, что в этих предложениях есть подлежащее и сказуемое, т. е. они двусоставные. Тогда могу спросить, какое подлежащее? Ответ может быть – я, он. Тогда еще один вопрос: где в этих предложениях слова Я и ОН? Их нет, есть другие формы: мне, ему. А это уже не подлежащее, а дополнение. Если поставить вопрос: кто? что? – все станет на свои места. Правильный ответ следующий: это односоставные безличные предложения. В них нет и не может быть подлежащего, сказуемое выделено курсивом.

Надеемся, что у Вас теперь будет меньше проблем при определении грамматической основы предложения!

Удачи в изучении русского языка!

Ответы к заданию.

Подлежащее выделено жирным , сказуемое – курсивом .

1. Все понятно .
2. Послышалось «ку-ку» !
3. Хозяин мил , гостеприимен .
4. Каждый норовит влезть .
5. Деревня была прелестным уголком ; мы играли .
6. Вечер . Лес . Дальний путь .
7. Украшает парк . 8. Стремящийся победит .

Остались вопросы? Не знаете, как найти грамматическую основу?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Предложение - синтаксическая единица, которая состоит из предикативно оформленного слова или соче­тания слов. Оно служит для сообщения, вопроса или по­буждения к действию.

Предикативность - это утверждение или отрица­ние чего-либо, передаваемое грамматическими формами главных членов и интонацией завершенности, то есть интонационной смысловой законченностью.

В конце предложения могут стоять следующие знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклица­тельный знак.

Главный признак предложения - наличие грамма­тической основы (подлежащего и сказуемого или одного из главных членов): К утру цветы распустились. Ут­ро. Похолодало.

Подлежащее - главный член предложения, ко­торый отвечает на вопросы кто? что? (Все пришли во­время).

Морфологические способы выражения подлежащего

1. Имя существительное или другая часть речи, вы­раженная в значении существительного: Собрание началось вовремя.

2. Местоимение в именительном падеже: Я обяза­тельно прочитаю эту книгу.

3. Неопределенная форма глагола: Жить - Родине служить (Пословица).

4. Фразеологизмы: В поле вышли от мала до велика.

5. Цельные словосочетания: Прохор с Григорием за­прягли лошадей (М. Шолохов).


Простое глагольное сказуемое выражено глаголом в форме одного из наклонений. Лексическое и грамма­тическое значение в нем заключено в одном слове: Весна пришла неожиданно (изъявительное наклонение).

Простое глагольное сказуемое согласуется с подле­жащим в числе и лице в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном накло­нении (Сделай уроки побыстрее), в числе - в прошед­шем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении (Внезапно он замолчал).

Составным называется такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах. Составное сказуемое может быть имен­ным и глагольным.

Составное глагольное состоит из вспомогатель­ного глагола, выражающего грамматическое значе­ние, и неопределенной формы глагола: Он начал рас- сказывать.

Значения вспомогательного глагола: начало, ко­нец или продолжение действия (Девочка продолжила рассказывать); возможность или желательность дейст­вия (Он собирался ждать).

Составное именное сказуемое состоит из глагола- связки, выражающего грамматическое значение, и имен­ной части, выражающей лексическое значение. В роли связок могут быть глаголы, имеющие значение движе­ния, состояния: прийти, вернуться, приехать: Мы воз­вратились с моря отдохнувшими.

В состав именного сказуемого могут входить частицы это, словно, будто, не: Бедность не порок.

Именная часть составного именного сказуемого мо­жет быть выражена:

Существительным (Москва - город-герой);

Прилагательным (Ночь была лунная);

Кратким страдательным причастием (Вся комната янтарным блеском озарена. А. Пушкин);

Именем числительным (Три и два будет пять);

Местоимением (Тетрадь была моя);

Наречием (Ему сапоги пришлись впору);

Синтаксически неделимым словосочетанием (Ее платье было красного цвета).

1. Укажите предложения, в которых сказуемое со­ставное глагольное.

а) С двух сторон бушует вокруг Григория ночная тайга (В. Липатов).

б) К Ильинскому омуту надо спускаться по отлогому берегу (К. Паустовский).

в) Зима начала хозяйничать над землей (К. Паустов­ский).

г) Все вокруг покажется ему необыкновенным (К. Паустовский).

2. Укажите предложения с простым глагольным ска­зуемым.

а) Он шел один, затерянный среди лесных полей (В. Лидин).

б) Вчера он не сумел осознать сказанного (Ю. Бон­дарев).

в) Стол осел еще глубже (Ф. Абрамов).

г) Не нужно было никого подгонять (Л. Пантелеев).

3. Укажите предложения с составным именным ска­зуемым.

а) В горенке окна были закрыты день и ночь (М. Шо­лохов).

б) И каждая даль была выдержана в своем свете (К. Паустовский).

в) Море было такое же величавое, бесконечное и не­приветливое, как и семь лет назад (А. Чехов).

г) Ученики платили Левитану ответной любовью (К. Паустовский).

4. В каких предложениях неверно выделены грамма­тические основы? (Знаки препинания не расстав­лены.)

а) Стал накрапывать дождик (С. Бородин).

б) Лошадь, почуяв ночлег, бежала крупной рысью (С. Бородин).

в) Шорох стоял по всей реке от лопавшихся то и дело пушистых клочьев пены (В. Короленко).

г) Местами просека была вся залита водой (И. Тур­генев).

5. В каких предложениях инфинитив употребляется в роли второстепенного члена предложения?

а) При возможности потерять ее навек, Вера стала для него дороже всего на свете (М. Лермонтов).

б) Во всякое время года приходилось мне ездить на станцию из своего села (В. Солоухин).

в) Командир дивизии полковник Марченко... после перевязки прилег отдохнуть (М. Шолохов).

г) Я велел кучеру ехать потише (С. Бородин).

Еще по теме ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГРАММАТИЧЕСКАЯ (ПРЕДИКАТИВНАЯ) ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ КАК ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

  1. А8. Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
  2. 23. Главные члены предложения как предикативный центр. Подлежащее, сказуемое, их разновидности и способы выражения.
  3. 60. Предикативность как грамматическое значение предложения. Полипредикативные предложения. Типы полипредикативных сложных предложений.
  4. Распространенные предложения Предложения с прилагательным, распространяющим подлежащее или входящим в состав сказуемого

И как ее найти в предложении? На какие вопросы отвечает сказуемое и подлежащее? Именно эти темы на протяжении долгих школьных лет обучения мало-помалу познают дети. И это совсем немудрено, ведь тема глубокая и имеет много подводных камней.

Грамматическая основа

Итак, как распознать основу предложения? Для начала нужно разобраться с определением По сути, это главная часть любого предложения, которая определяет предмет, его действие и то, чем он является. А именно это подлежащее и сказуемое. В школе допустимо считать их словосочетанием, но если копнуть глубже, то в не совсем так. Вопросы звучат так:

  • Подлежащее - "кто" или "что". Это может быть любой предмет, человек, животное, живое и неживое существо и местоимение, которое в предложении использовано в именительном падеже.
  • Вторая часть грамматической основы - сказуемое. Отвечает на вопросы "что он такое" или "кто он такой", "что делает", "каков предмет", "что с ним происходит".

Примеры основной части предложения

Для примера можно взять несколько

  • "Мальчик (кто?) идет (что делает? - здесь сказуемое является глаголом) домой."
  • "Ему грустно (что происходит с предметом?)." В этом примере сказуемое выражено наречием, а именно состоянием главного персонажа.
  • "Он мал (каков предмет?)". Сказуемое здесь является кратким прилагательным.
  • "Олег - ученик (кто он такой?)." В этом примере сказуемое выражено одушевленным существительным.
  • "Байкал - большое озеро". Здесь используется неодушевленное существительное, а сказуемое отвечает на вопросы "чем является" или "что он такое".

Составное глагольное сказуемое

Простое сказуемое, или как его еще называют глагольное, может быть выражено в любом наклонении. Всегда является глаголом, что понятно из его названия. Такое сказуемое отвечает на вопросы, поставленные в любом времени. Не всегда простое сказуемое выражено одним словом, например:

  1. "Я буду петь". "Буду петь" - простое сказуемое, выраженное глаголом в форме сложного будущего времени.
  2. Как будто, словно, точно, как бы, будто , используемые со сказуемым - модельные частицы, которые не выделяют запятыми, как в случае со сравнительными союзами.
  3. "Она было пошла к двери, как вдруг остановилась". Здесь «было» - модельная часть, обозначающая действие, которое началось, но не свершилось. Запятыми такие части не выделяют, в отличие от таких как бывало и бывает , которые имеют значение регулярного повторения действий.
  4. В случае с фразеологизмом в качестве сказуемого, чтобы его отличить от составного типа, следует помнить следующее: первый легко заменить одним словом, но нельзя вместо него поставить "быть" (в любой его форме).

Составное именное сказуемое

Этот тип сказуемого, в свою очередь, делится на подтипы: может быть глагольным, именным или трехчленным. Эти части предложения могут состоять из двух и более слов, которые и определяют тип.

Основная и вспомогательная части, которые выражены словами, обозначающими действие, образуют составное глагольное сказуемое. Одна из них всегда употребляется в неопределенной форме, а вторая выражается глаголами, обозначающими начало, продолжение и окончание действия. В этом качестве используются слова должен, рад, могу, готов и другие, которые являются краткими прилагательными. Также эта часть выражается словами, обозначающими состояния, имеющими значение возможности, желательности и необходимости, а также дающими эмоциональную оценку действия.

Именное сказуемое отвечает на вопросы относительно действий предмета и в своем составе может иметь существительное и прилагательное в именительном и творительном падежах, а также причастие, числительное, наречие и местоимение, которые используются вместе со вспомогательными глаголами.

Сложное сказуемое является объединением между собой глагольного и именного сказуемых.

— это синтаксическая единица, содержащая мысль и состоящая из одного или нескольких слов. При помощи предложения можно выразить мысли и чувства, приказ, просьбу и т.д. Например: Утро. Солнце поднимается из-за горизонта. Отвори окно! Какое чудесное утро!

Предложение является минимальной единицей высказывания . В предложениях слова связаны между собой синтаксическими связями. Следовательно, предложения можно определить как цепочки синтаксически связанных слов . Благодаря этому даже в тексте без знаков препинания (например, в памятниках древнерусской письменности) можно догадаться, где кончается одно предложение и начинается другое.

Отличительные признаки предложения:
  1. Предложение - это высказывание о чём-либо в виде сообщения, вопроса или побуждения.
  2. Предложение - основная единица общения.
  3. Предложение обладает интонационной и смысловой законченностью.
  4. Предложение имеет определённое строение (структуру). Его ядром является грамматическая основа.
  5. Предложение обладает лексическим и грамматическим значением.

Лексическое значение предложения - это его конкретное содержание. Зима выдалась снежной и морозной.

Грамматическое значение предложения - это общее значение предложений одинакового строения, отвлечённое от их конкретного содержания. Она отправилась на экскурсию (лицо и его действие). Путники замерзли и устали (лицо и его состояние).

По смыслу и интонации предложения бывают повествовательные (содержат сообщение), вопросительные (содержат вопрос), восклицательные (произносятся с сильным чувством, с восклицанием), побудительные (побуждают к действию), например: Золотая Москва всех лучше. Тебе смешно? А какие звёзды! Подымай меч выше! (По И. Шмелеву)

По наличию второстепенных членов как односоставные, так и двусоставные предложения могут быть нераспространёнными (нет второстепенных членов) и распространёнными (второстепенные члены есть), например: Я дремлю (простое двусоставное нераспространённое предл.). На стеклах лед нарос буграми (простое двусоставное распространённое предл.).

По наличию или частичному отсутствию членов предложения предложения могут быть полными и неполными , например: В холодном зале таинственно дремлет ёлк а (полное предложение). Стакан - копейка (неполное предл., выпущено сказуемое стоит ). (По И. Шмелеву)

Грамматическая (предикативная) основа предложения

Предложения имеют грамматическую основу , состоящую из подлежащего и сказуемого или одного из них. Например: Мороз. Беленькая красавица берёзка. Мне боязно. Стоит над Москвой радуга. (По И. Шмелеву)

Грамматическая основа может включать как оба главных члена предложения, так и один из них - подлежащее или сказуемое. Звёзды меркнут и гаснут. Ночь. Морозит. (И. Никитин)

По строению грамматической основы простые предложения делятся на двусоставные (с двумя главными членами) и односоставные (с одним главным членом): Гремят трубы в сенях. Пахнет натертыми полами, мастикой, ёлкой. Вот мороз! (По И. Шмелеву)

По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (две или несколько основ, связанных друг с другом по смыслу, интонационно и с помощью лексических средств). Например: Наше Рождество подходит издалека (простое предл.). Под иконой поют священники, и огромный дьякон вскрикивает так страшно, что у меня вздрагивает в груди (сложное предл.). (По И. Шмелеву)

Подлежащее и сказуемое

Подлежащее - главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?

Способы выражения подлежащего:
  1. Имя существительное в именительном падеже или другая часть речи, употреблённая в значении имени существительного. Между тем небо (сущ.) продолжало расчищаться. Наши павшие (прич) - как часовые.
  2. Местоимение в именительном падеже. Ты цветёшь одиноко, да и мне не вернуть этих снов золотых, этой веры глубокой (А. Блок).
  3. Неопределённая форма глагола. Работать было не трудно, а главное - весело (П. Павленко).
  4. Фразеологизмы. Золотые руки были у этого мастера (П. Бажов).
  5. Неделимое словосочетание. Мы с товарищем выехали до восхода солнца (М. Шолохов).

Сказуемое - главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? Отговорила роща золотая (С. Есенин).