Лувр париж краткое описание. Национальный художественный музей лувр в париже. Где находится Лувр

Лувр – уникальный музейный комплекс, один из крупнейших в мире. Экспозиции занимают 58 470 квадратных метров, а общая площадь музея – 160 106 м². История Лувра богата событиями, насчитывает примерно 700 лет. Изначально это была крепость, которую потом преобразовали в королевский дворец.

Лувр был основан в XII веке Филиппом-Августом (королем Франции). С момента основания Лувр подвергался многочисленным перестройкам и реконструкциям. Все французские короли, которые даже и не жили постоянно в Лувре, пытались внести что-то новое в облик здания.

Для короля Филиппа-Августа Лувр был крепостью, главная задача которой состояла в защите западных подступов к Парижу, поэтому Лувр представлял собой мощное сооружение с центральной башней.

При правлении Карла Пятого крепость превратили в королевскую резиденцию. Именно этот король стал инициатором перестройки крепости в здание, которое было бы пригодным для пребывания короля. Воплощением задумки занялся архитектор Реймон де Тамплю, который также позаботился о надёжной защите короля, окружив здание мощными крепостными стенами.

Примерно к концу XVIII века все работы по строительству Лувра были успешно закончены.

Музей принял своих первых посетителей в ноябре 1793 года. Первое время главным источником пополнения фондов Лувра были королевские коллекции, собранные Франциском I, Людовиком XIV. На момент основания музея коллекция уже насчитывала 2500 полотен.

На сегодняшний день в Лувре насчитывается 350 000 экспонатов, часть из которых содержится в хранилищах.

График работы:
Понедельник - 9:00-17:30
Вторник - Закрыто
Среда - 9:00-21:30
Четверг - 9:00-17:30
Пятница - 9:00-21:30
Суббота - 9:00-17:30
Воскресенье - 9:00-17:30

Официальный сайт музея: louvre.fr

Большинство парижан считает, что Лувр - их самая главная достопримечательность. Но стеклянная пирамида работы американского архитектора китайского происхождения Йео Минг Пео, по мнению горожан, не очень сочетается с дворцом в стиле Ренессанса. Это сооружение имеет такие же параметры, как и египетская пирамида Хеопса. Создает ощущение пространства и света, а также играет роль главного входа в музей.

История

Исторически так сложилось, что в архитектуре Лувра всегда было совмещено множество стилей. Начало этому положил король Филипп-Август, который построил в 12 веке на западной приграничной стороне Парижа оборонительную крепость. За одно, она выполняла функции хранилища королевских архивов и казны.

Далее, при короле Карле Пятом она преобразилась в королевские аппартаменты. Архитекторы периода Возрождения перестраивали дворцовый ансамбль, стремясь исполнить фактически неосуществимую цель – удовлетворить вкусы двух королей: Франциска Первого и Генриха Четвертого, статуя которого нынче стоит на Новом мосту. Была разрушена основная часть крепостной стены и построена огромная галерея, которая соединяла Лувр с дворцом Тюильри, тогда ещё существовавшим.

В начале 17 века Генрих Четвёртый, испытывавший огромную симпатию к искусству, предложил художникам жить во дворце. Он пообещал им просторные залы под мастерские, жилища и чин дворцовых живописцев.

Людовик Четырнадцатый практически положил конец престижности Лувра как резиденции королей. Он переехал в Версаль, вместе со всем двором, а в Лувре поселились художники, скульпторы и архитекторы. Среди их числа были Жан-Оноре Фрагонар, Жан-Батист-Симеон Шарден, Гийом Кусту. Вот тогда Лувр и пришёл в такой упадок, что начали составлять планы относительно его сноса.

По окончании Французской революции Лувр стал именоваться Центральным музеем искусств. В это же время Наполеон Третий воплотит в реальность то, о чем мечтал Генрих Четвёртый – было пристроено к Лувру крыло Ришелье. Оно стало зеркальным отображением галереи О-Бор-де-л’О. Но Лувр совсем не надолго стал симметричным – во времена Парижской коммуны дворец Тюильри сгорел, а вместе с ним и основательная часть Лувра.

Коллекция

Сегодня Лувр - это более 350 тысяч произведений искусства, и приблизительно 1600 сотрудников, которые организуют функционирование музея. Коллекция располагается в трёх крыльях здания: вдоль улицы Риволи расположено крыло Ришелье; параллельно Сене тянется крыло Денон и квадратный двор окружает крыло Сюлли.

Древний Восток и Ислам. В залах выставлены предметы древнего искусства областей от Персидского залива до Босфора, в частности Междуречья, стран Леванта и Персии.

Коллекция Лувра насчитывает более 55 000 экспонатов древнеегипетского искусства. Экспозиция демонстрирует результаты промыслов древних египтян – чучела животных, папирусы, скульптуры, талисманы, картины и мумии.

Искусство Древней Греции, этруссков и Древнего Рима. Это плоды творческих поисков в воссоздании человека и особого видения красоты. Собственно, именно эти залы презентуют главные скульптурные достояния Лувра – те, которые посетители музея обычно хотят посмотреть в первую очередь. Это статуи Аполлона и Венеры Милосской, датируемой сотым годом до нашей эры, а также изваяние Ники Самофракийской, которое было найдено в виде 300 фрагментов через тысячу лет после её создания.

Декоративно-прикладное искусство представлено на втором этаже. Вы увидите всезозможные предметы: трон Наполеона Первого и уникальные гобелены, миниатюры, фарфоровые и ювелирные изделия, мелкую бронзу и даже королевские короны.

Цокольный и первый этажи крыла Ришелье и крыла Денон занимает обширное собрание работ французских скульптуров, а также небольшое количество экспонатов из Италии, Голландии, Германии, и Испании. Среди их числа две работы великого Микеланджело, которые носят название «Раб».

В Лувре хранится одна из самых обширных мировых коллекций живописи, и естественно, французская школа, представлена в музее наиболее всеобъемлюще.

Джоконда

Главное произведение, которое в первую очередь хотят увидеть туристы, это «Мона Лиза» (« Джоконда») Леонардо да Винчи. Эта картина находится в крыле Денон, в отдельном маленьком зале - Саль дез Эта, в который можно попасть только из Большой галереи.

Эта комната была построена совсем недавно, специально для того, чтобы туристам было удобно рассматривать самую узнаваемую картину в мире не натыкаясь друг на друга, хотя она и хранится за двумя слоями стекол.

Картина была написана более 500 лет назад и была любимым произведением да Винчи. Бытует мнение, что Леонардо писал автопортрет в женской одежде, и она соединяет в себе два начала – инь и янь. Если посмотреть Моне Лизе в глаза, то подбородок оказывается в отдаленной зоне зрения, которая и оказывает впечатление неуловимой улыбки. А если посмотреть на губы, то улыбка исчезает в этом и заключается её таинственность.

Несмотря на своё величие, сама «Джоконда» по размеру даже меньше своих репродукций в сувенирных лавках Лувра.

Лувр - один из крупнейших художественных музеев мира. Возведение нынешнего здания Лувра длилось почти тысячелетие и неотделимо от истории самого города Парижа

Здание Лувра - старинный королевский дворец. Конная статуя Людовика XIV обозначает точку начала так называемой исторической оси Парижа, но дворец не выровнен по ней.


Если театр начинается с вешалки, то Лувр - со стеклянной пирамиды. Точнее говоря пирамиды здесь две: большая и малая. Обе были построены американским архитектором китайского происхождения Ео Минг Пеем во время реконструкции Лувра в 1981 году и служат оформлением входа в этот, пожалуй, самый величественный музей мира. Чтобы попасть в Лувр - заходим в большую пирамиду, спускаемся по экскалатору и попадаем в огромный зал, крышей которого, собственно, и служит стеклянная пирамида. Здесь расположены кассы, информационная стойка, где можно уже бесплатно получить план Лувра, представленный на всех основных языках.

На ”нулевом” этаже находится музей истории собственно Лувра, здесь можно увидеть фрагменты старых стен. Лувр ведет свою историю с XIII века, когда Филипп-Август построил на этом месте мощную крепость, где хранилась королевская казна и архивы. В XIV веке Карл V Мудрый превратил крепость в свою резиденцию и заказал строительство библиотеки, за что и получил свое прозвище. К сожалению, библиотека не дожила до наших дней. В дальнейшем Лувр несколько раз перестраивался и расширялся, пока в 1682 году королевская резиденция не была перенесена в Версаль. Работы по строительству Лувра были продолжены при Наполеоне I и, наконец, современный облик Лувр приобрел в 1871 году при Наполеоне III. Начало музейной экспозиции Лувра в XVI веке положил король Франциск I, который начал собирать коллекцию художественных произведений. Она была существенно пополнена при Людовиках XIII и XIV. В 1793 году галерея была открыта для посещений и стала музеем. С тех пор коллекция сильно расширилась, особенно во времена правления Наполеона I, требовавшего от всех побежденных наций дани в виде произведений искусства.


В основе Лувра лежит замок-крепость, возведённый королем Филиппом-Августом в 1190 году. Одним из главных предназначений замка было наблюдение низовий Сены, одного из традиционных путей вторжений и набегов эпохи викингов. В 1317 году, после передачи имущества Тамплиеров Мальтийскому ордену, королевская казна переносится в Лувр. Карл V делает из замка королевскую резиденцию.


Устаревшая Большая башня Лувра была разрушена по приказу Франциска I в 1528 году, и в 1546 начинается превращение крепости в великолепную королевскую резиденцию. Эти работы проведены Пьером Леско и продолжались во время правления Генриха II и Карла IX. Два новых крыла были присоединены к зданию. В 1594 году Генрих IV решает соединить Лувр с дворцом Тюильри, построенным по желанию Екатерины Медичи. Квадратный двор дворца создавался архитекторами Лемерсье, а затем Луи Лево во времена правления Людовика XIII и Людовика XIV, он увеличил дворец в четыре раза. Оформлением и украшением дворца руководили тогда такие художники как Пуссен, Романелли и Лебрен. В 1667-1670 гг. архитектором Клодом Перро на восточном фасаде дворца, выходящем на площадь Лувра, сооружена Колоннада Лувра.


В 1682 году работы были резко приостановлены, когда Людовик XIV выбирает Версаль как новую королевскую резиденцию. надолго остается без внимания: дворец пришел в такое запущенное состояние, что в 1750 году его решили снести. Можно сказать, что Лувр спасли парижские торговки, которые 6 октября 1789 года устроили марш в Версаль, требуя возвращения королевской семьи в Париж. Только в XVIII веке в Лувре разрабатываются новые проекты. Одним из этих таких начинаний было превращение Лувра в музей. Проект рождается в правление Людовика XV и заканчивается с Французской Революцией.

По прошествии бурных революционных лет работы в Лувре продолжил Наполеон I. Его архитекторы Персье и Фонтен начали сооружение северного крыла вдоль улицы Риволи. Это крыло было достроено в 1852 г. при Наполеоне III, и сооружение Лувра было завершено. После пожара и разрушения Тюильри, происшедших при осаде Парижской Коммуны в мае 1871 года, Лувр приобрел современный вид. В 1989 г. в центре Наполеоновского дворика была возведена стеклянная пирамида.


Впервые двери музея были открыты для публики 8 ноября 1793 г., во время Французской революции.


В начале своего существования Лувр пополнял фонды за счет королевских коллекций, собранных в своё время Франциском I и Людовиком XIV. На момент основания музея королевская коллекция насчитывала ровно 2500 полотен.


Постепенно в собрание музея были переданы наиболее ценные картины королевской коллекции. Огромное количество скульптур пришли из Музея французской скульптуры и после многочисленных конфискаций имущества в период революции.


В период наполеоновских войн с подачи первого директора музея, барона Денона, луврская коллекция пополнялась военными трофеями, тогда же в музей попадают археологические находки из Египта и Ближнего Востока.


В Лувре собиралось всё, этот музей можно назвать универсальным. Его коллекции покрывают огромные географические и временные пространства: от западной Европы до Ирана через Грецию, Египет и Ближний Восток; с античности до 1848 года. В настоящее время каталог музея насчитывает более 400 тысяч экспонатов. Европейское искусство новейшего периода времени - с 1848 года и до наших дней - представлено в Музее Орсе и Центре Жоржа Помпиду, а азиатское выставляется в музее Guimet. Искусство Африки, Америки и Океании экспонируется в музее набережной Бранли.


Среди наиболее популярных экспонатов Лувра - картина Джоконда (портрет Моны Лизы) кисти Леонардо да Винчи, и другие его картины, картины Рембрандта, Тициана, свод законов Хаммурапи, а также античные скульптуры: Венера Милосская и Ника Сомофракийская. Дабы туристы случайно не пропустили эти шедевры, повсеместно на стенах развешаны указатели с их изображениями. Иногда складывается впечатление, что значительная часть туристов следит только за этими указателями, не обращая внимания на остальные шедевры, собранные в Лувре. А напрасно, так как здесь представлены работы практически всех известных мастеров. Единственное, чего здесь не хватает, так это времени. По залам Лувра можно бродить бесконечно, каждый раз открывая для себя что-то новое.


Музей Лувр в Париже — один из самых известных музеев мира. Дворец Лувр был возведен в XIII веке и служил резиденцией королей. Изначально Лувр был построен как крепость для защиты Парижа. В последствии, он перестраивался и достраивался, вступавшими на престол, королями , пока в 1793-м году не был превращен в крупнейший музей мира.

Здание музея Лувра расположено на берегу реки Сена в . Периметр здания более 1,5-ра километров, в целом выставочное пространство составляет 60 385 квадратных метров. В коллекции музея около 370-ти тысяч экспонатов, распределенных между 8-ю отделами. Здание состоит из трех главных корпусов — "Ришелье", "Сюлли" и "Денон".

Крыло "Ришелье" было добавлено к Лувру в 1993-м году. Прежде оно было занято Министерством финансов, затем превратилось в выставочное помещение согласно проекту "Великий Лувр". Этот проект был инициирован президентом Франции — Франсуа Миттераном. Квадратное строение посередине дворца Лувр — крыло "Сюлли". Внутренний двор перед этим крылом получил название "Квадратный дворик". Крыло "Денон" было названо так в честь первого директора музея Лувра ‒ Денона. Три корпуса связаны между собой подземным переходом.

— вход в музей. Пирамида Лувра, благодаря особой конструкции, распространяет дневной свет по всему огромному центральному холлу и фойе, и освещает входы в огромные галереи. Она была построена в 1989-м году. Под пирамидой Лувра находится вестибюль музея, где можно приобрести билеты. Отсюда можно отправится в трех различных направлениях — в три разных крыла.

Перед стеклянной пирамидой расположена бронзовая статуя Людовика XIV. Людовик XIV был прозван "королем-солнцем". Он установил абсолютную монархию, при которой обладал неограниченной властью. Людовик XIV восторгался красотой произведений искусства и, с удовольствием, коллекционировал предметы живописи, скульптуры и многое другое. Всё это в наши дни представлено в коллекции Лувра. До Людовика XIV в коллекции королевской семьи было только 100 картин, благодаря "королю-солнцу" их количество превысило 3 тысячи. Стоит учесть, что король не просто коллекционировал произведения искусства, он так же поддерживал французских художников. Если бы не король Людовик XIV — музей Лувр не стал бы таким, каким он является сейчас.

Под Лувром проходит каменная стена — стена средневекового замка около 70-ти метров в длину. Она находится в глубине строения и имеет форму квадрата. Зачем здесь, под музеем Лувра такая стена? Эта стена была обнаружена 30 лет назад — средневековые постройки были найдены во время раскопок в рамках реализации проекта "Великий Лувр". Эту крепость построил король Франции Филипп II. Она была возведена в 1190-м году. Крепость была сооружена в XII веке для защиты Парижа от англичан. Таким образом, начало истории Лувра было связано с войной. Обнаруженная крепость даёт представление о средневековом Лувре.

Комната Святого Луи — старейшее помещение Лувра. Эта комната была создана при постройке крепости. Эта мощная крепость обеспечивала основательную защиту своих обитателей, поэтому здесь располагалась королевская резиденция.

В 1546-м году Франциск I снес средневековую постройку и начал строительство дворца в стиле ренессанс. До наших дней сохранилась лишь одна комната того времени — это большой зал, который называется "Зал Кариатид". В настоящее время он используется для выставки греческой скульптуры. Кариатиды — статуи женщин, которые служат опорой трибуны для музыкантов. Трибуна Кариатид исполнена французским скульптором Жаном Гужоном в 1550-м году и украшает этот зал в пышном стиле эпохи возрождения.

Музей Лувр - "Зал Кариатид" Музей Лувр - "Зал Кариатид"

Комната посредине второго этажа крыла "Денон" — самая новая комната в Лувре, открытая в апреле 2005-го года. Этот выставочный зал Лувра — комната "Моны Лизы". Она была построена специально для известной картины и благодаря этому множество людей может видеть её одновременно. Картина "Мона Лиза" сыграла решающую роль в рождении музея. Поскольку в прошлом увидеть этот шедевр было не просто — его новое расположение дало зрителям возможность не торопясь наслаждаться им. "Мона Лиза", написанная Леонардо да Винчи, имеет размеры полотна около 76-ти сантиметров в высоту и около 53-х сантиметров в ширину. Как говорят, эта картина является портретом жены французского купца. Слово "мона" указывает на то, что женщина была замужем. Её умиротворенная улыбка околдовывает, её взгляд словно живой. Написанная 500 лет назад, эта картина является настоящим шедевром Леонардо да Винчи.

Лувр - комната "Моны Лизы" Лувр - картина "Мона Лиза"

— самое длинное из помещений музея. Она была построена при короле Генрихе IV. В конце XVI века Генрих IV остановил религиозные конфликты и объединил Францию. Вскоре после того, как король взошел на трон — он начал основательную перестройку Лувра. Сначала он соединил два отдельных здания коридором — это и есть Большая галерея Лувра.

— выставочный зал на третьем этаже крыла "Сюлли". В этом зале хранятся воспоминания о жизни одной женщины. "Жизнь Марии Медичи" — серия работ Рубенса — художника XVII века. Двадцать четыре картины, высота каждой из которых составляет почти 4 метра, выстроились в ряд. Тех, кто входит в это помещение, ошеломляет размах этой серии картин. Мария Медичи, вторая супруга короля Генриха IV, — главный персонаж этой комнаты. Но, и сам король, конечно, на первом плане.

Галерея Аполлона — самое великолепное помещение в Лувре. Стоит обратить внимание на 8-ми метровое квадратное изображение на потолке галереи — оно называется "аполлон побеждает змея Пифона". Аполлон (греческий бог солнца), за спиной которого золотое свечение, находится в центре картины. На этом полотне он побеждает гигантского змея и демонов из земных глубин. Комната была окончательно достроена через 200 лет после приказа Людовика XIV о её создании. Сейчас это помещение используется для выставки драгоценностей и произведений искусства, связанных с королевской семьёй.

После отдела живописи, музей Лувр очень гордится своим отделом декоративно-прикладного искусства. Там хранятся предметы ручной работы, в том числе — драгоценности. Отдел декоративно-прикладного искусства унаследовал много от королевской обстановки. Вот почему, большое количество предметов искусства, принадлежащих королевской семье, находятся в Лувре. Именно при Людовике XIV появилась вся эта роскошная обстановка.

На третьем этаже крыла "Ришелье" находится Двор Марли. Это приятное место, где свет проникает через стеклянный потолок, здесь представлены мраморные статуи и скульптуры Лувра. Оно было открыто в 1993-м году вместе с крылом "Ришелье". Здесь находится скульптурная коллекция Людовика XIV, которая хранилась в его резиденции в замке Марли.

Франция, Лувр — видео

Лувр в Париже ‒ режим работы, стоимость билетов

Лувр можно посетить в любой день недели кроме вторника (так же он закрыт 1-го января, 1-го мая и 25-го декабря). Музей работает с 9:00 до 18:00, а по средам и пятницам с 9:00 до 21:45.

Стоимость билета на посещение постоянных коллекций — 12 евро, временных выставок (в зале Наполеона) — 13 евро. Вход бесплатный для посетителей младше 18-ти лет и для посетителей младше 25-ти лет, которые проживают в одной из стран европейского экономического пространства. Так же, вход бесплатный 14-го июля (День взятия Бастилии) и каждое первое воскресенье месяца.


Лувр в Париже ‒ как добраться

Удобнее всего до Лувра добираться на метро. Для этого Вам нужно добраться до станции Palais Royal Musee du Louvre (пересечение 1-й и 7-й линии метро).

Чтобы добраться до Лувра, так же можно воспользоваться городскими автобусами № 21, 24, 27, 39, 48, 68, 69, 72, 81 и 95. Они доставят Вас, непосредственно, к стеклянной пирамиде Лувра.
Официальный сайт Лувра: http://www.louvre.fr

Лувр на карте, панорама

На протяжении веков Париж считался и считается одним из главных европейских центров культуры и искусства. Культурным центром самого Парижа можно смело назвать Лувр, один из старейших музеев мира, богатейшее хранилище художественных и исторических ценностей.

От сторожевой башни до музея

История Лувра начинается в 1190 году, когда по приказу короля Филиппа II Августа на берегу Сены приступили к строительству замка, охранявшего подступы к столице с северо-запада. В случае необходимости через реку протягивалась цепь, перекрывая судоходство по Сене. Замок получил название Лувр, башня на противоположном, левом берегу, к которой крепился второй конец цепи – Нель.

Название «Лувр» чаще всего связывают со словом «волк» (loup), поскольку волки в старину были бичом этой местности. Похожая версия выводит название башни от французского louvrier, волкодав, или волчатник. Некоторые историки считают, что слово «Лувр» происходит от франкского lauer, «крепость».

Лувр был могучей крепостью, представлявшей в плане четырёхугольник. По углам возвышались мощные башни, высота центрального донжона составляла 30 метров. Весь замок был окружён 12-метровым рвом.












В 1317 году в Лувр была перевезена королевская казна, а к середине XIV столетия замок оказался в пределах новых городских стен, построенных по приказу короля Карла V, и потерял своё оборонительное значение. Карл затеял перестройку замка, к которому добавились два жилых крыла, а башни украсились изящными остроконечными крышами. Была построена новая башня, в которую король перевёз свою библиотеку из 973 рукописей. Это собрание впоследствии стало основой Национальной библиотеки Франции. По окончании всех переделок король переехал в Лувр.

В 1380 году Карл умер, а его преемники редко появлялись в столице, предпочитая замки Луары, и Лувр опустел. Новая жизнь замка началась в правление Франциска I, решившего вернуть королевскую резиденцию в Париж. В 1528 году донжон разобрали, и на его месте появился сад. В 1546 году начались работы по перестройке замка в роскошный дворец. Руководить строительством был назначен зодчий Пьер Леско.

Проект Леско предполагал возведение дворца, состоящего из трёх крыльев, расположенных по сторонам четырёхугольного двора. С четвёртой стороны, восточной, двор должен был открываться в сторону центра города. Угловые башни заменялись павильонами, украшенными колоннами и скульптурами.

Леско успел завершить западное крыло Квадратного двора Лувра, названное его именем, и приступить к строительству южного. «Крыло Леско» является самой старой частью Лувра и представляет собой яркий образец архитектуры французского Возрождения.

В 1564 году рядом с Лувром началось возведение дворца Тюильри, предназначенного для королевы Екатерины Медичи. Генрих IV соединил дворцы Большой галереей, в которой обосновались торговцы и ремесленники. Он же положил начало коллекции Лувра, купив для дворца ряд произведений искусства. При Людовике XIII кардинал Ришелье устроил в галерее типографию и монетный двор.

Разрозненные кустарные мастерские постепенно превращаются в организованную мануфактуру, в которой производились предметы роскоши. Луврский комплекс становился тесным, поэтому его решили существенно расширить. Площадь Квадратного двора должна была увеличиться в 4 раза, посреди него появился павильон с тремя арочными проходами, в северной части площади вырос новый корпус, повторивший своей архитектурой «крыло Леско».

Наступивший при Людовике XIV расцвет Франции сопровождался грандиозной строительной деятельностью. Лувр подвергся масштабной перестройке. Южное крыло увеличили вдвое, к нему были пристроены новые корпуса в стиле Леско, а Квадратный двор превратился в замкнутое пространство.

Главное внимание было уделено восточному фасаду, обращённому к историческому центру Парижа. Фасад в три этажа, возведённый в 1667-1673 годах, был выдержан в стиле классицизма. Руководил строительством Клод Перро, брат знаменитого Шарля Перро. Общая длина фасада составила 170 метров. Нижний этаж служил цоколем, поддерживавшим мощную колоннаду. Колонны стояли попарно, оконные проёмы между ними были увеличены, что сделало залы более светлыми и визуально просторными. Обрамлённое колоннадой здание оказалось чрезвычайно величественным, что и требовалось королю.

Людовику было неуютно в беспокойном Париже, и вскоре после окончания работ над Восточной колоннадой двор переехал в Версаль. Многие здания во внутреннем дворе Лувра остались недостроенными. Дворец опустел. Иногда в его покои въезжали чиновники различных учреждений, помещения сдавались в аренду под мастерские, вселялись квартиранты, а то и просто бездомные парижане.

В 1750 году речь заходила даже о сносе дворца, однако было решено использовать его для хранения королевской коллекции произведений искусства. Таким образом, в 1750 году Лувр стал музеем, хотя и недоступным для широкой публики.

С 1789 году в Лувре заседало Национальное собрание, которое после упразднения монархии объявило хранившиеся здесь сокровища национальным достоянием. 10 августа 1793 года музей открылся для посещения. Основу экспозиции составили произведения искусства, принадлежавшие короне, различные ценности, изъятые из французских соборов и конфискованные у аристократов.

Лувр пользовался особым вниманием Наполеона. При нём был произведён капитальный ремонт здания, а коллекция неизмеримо увеличилась. Прошедший с армией всю Европу, побывавший в колыбелях древнейших цивилизаций Египте и Восточном Средиземноморье, Наполеон в каждом занятом городе разыскивал исторические и художественные ценности, самые примечательные из которых передавал Лувру. После поражения Империи многие экспонаты музея так и не были возвращены.

В эпоху Второй империи к Лувру добавилось «крыло Ришелье», однако после её падения ансамбль понёс потерю – в 1871 году коммунары сожгли Тюильри. После разбора остатков сгоревшего здания Лувр практически обрёл современный вид. Последним дополнением к дворцу стала стеклянная пирамида во дворе Наполеона, прикрывающая подземный холл, в котором находятся кассы и главный вход в музей. Первоначально её постройка вызывала многочисленные возражения, однако сегодня решение признаётся очень удачным, поскольку музей обрёл просторный вход без вмешательства в исторический облик.

Антология мирового искусства

Сегодня Лувр – самый знаменитый музей планеты, в котором размещена одна из богатейших в мире коллекций произведений искусства и исторических ценностей последних пяти тысячелетий. Полюбоваться сокровищами Лувра ежегодно приходит почти 10 млн. человек.

Всего коллекция музея насчитывает свыше 300 тысяч предметов – картин, скульптур, фресок, ювелирных изделий, произведений прикладного искусства, артефактов, созданных древнейшими цивилизациями человечества. Одновременно выставляется не более 35 тысяч экспонатов. Причина этого – не только нехватка свободного места (общая площадь музея превышает 160 тысяч кв. м.). Многим экспонатам может навредить длительное пребывание в атмосфере наполненных зрителями залов, поэтому их регулярно убирают в хранилища. Особенно трепетного отношения требуют картины, которые экспонируются не дольше трёх месяцев подряд.

При распределении экспонатов по залам, в основном, соблюдаются хронологический и географический принципы, но есть масса исключений. Нередко произведения одного мастера или одной эпохи размещены далеко друг от друга. Причина в том, что подаренные Лувру коллекции из уважения к дарителям не разделяются и выставляются целиком.

Три крыла дворца, в которых расположен музей, носят имена Ришелье, Денон и Сюлли. Экспозиция Лувра содержит следующие основные разделы:


Кроме трёх наземных этажей в музее есть и подземный, в котором любой желающий может прикоснуться к фрагментам стен древнейшей крепости XII века. Любителей истории заинтересуют также апартаменты последнего императора Франции Наполеона III, расположенные на 2 этаже «крыла Ришелье».

В коллекции Лувра много экспонатов, имеющих непреходящее художественное и историческое значение, но даже в столь представительном собрании выделяются признанные шедевры. Остановимся на них подробней.

Главным украшением Лувра бесспорно является знаменитая «Джоконда» («Мона Лиза») Леонардо да Винчи, купленная у автора Франциском I, которую считают самой знаменитой картиной в мире. Зал, в котором выставлено полотно, всегда забит посетителями. После похищения в 1911 году картина защищена бронированным стеклом. В музее выставлены шедевры живописи эпохи Возрождения кисти Рафаэля, Тициана, Корреджо и других прославленных мастеров. Среди более поздних работ выделяются знаменитая «Кружевница» Яна Вермеера, а также «Коронация императора Наполеона» и «Свобода, ведущая народ» Жака-Луи Давида.

Самым известным произведением искусства античности, представленным в Лувре, является «Венера Милосская», которая в мире скульптуры занимает то же место, что и «Мона Лиза» в мире живописи. Статуя создана в эпоху эллинизма Агесандром из Антиохии и считается античным эталоном красоты. К той же эпохе относится другое знаменитое изваяние, «Ника Самофракийская», автор которой неизвестен. Скульптуру собирали буквально по частям, ряд фрагментов хранится в Лувре. Так, например, кисть руки богини выставлена отдельно в стеклянной витрине.

Двумя другими украшениями коллекции скульптур являются статуи «Восставший раб» и «Умирающий раб» Микеланджело, которые по выразительности и мастерству исполнения не уступают прославленному «Давиду». Здесь же выставлена знаменитая скульптурная группа «Амур и Психея» Антонио Кановы, воплощение чувственности в мраморе.

Жемчужина древнеегипетской коллекции Лувра – статуя сидящего Рамзеса II, одного из величайших фараонов Египта. Здесь же выставлена скульптура, изображающая сидящего писца, фотографию которой можно встретить в любой хрестоматии по истории древнего Египта.

В секторе Древнего Востока хранится экспонат, представляющий огромный интерес для любителей истории. Это Стела Хаммурапи, вавилонского царя XVIII в. до н. э., высеченная из диорита. На камне изображён сам Хаммурапи, стоящий перед богом Шамашем, который вручает царю свиток. Ниже помещён клинописный текст 282 статей кодекса законов, полученных царём от бога. Это древнейший из дошедших до нас законодательных сборников.

Сегодняшний день музея

Фонды Лувра постоянно пополняются и в наши дни. При музее действует «Общество друзей Лувра», которое с помощью благотворительных организаций, различных фондов и множества энтузиастов по всему миру разыскивает экспонаты, достойные лучшего музея мира. Так, недавно собрание Лувра пополнилось рядом археологических находок, среди которых шлем Карла VI, восстановленный из осколков.

Из-за переполненности Лувра было решено вывести часть его экспонатов в филиалы. В настоящее время действуют два таких филиала – в Абу-Даби с 2009 года и в Лансе с 2012-го. Музей Ланса выставляет, в основном, экспонаты Лувра, филиал в Эмиратах ведёт вполне самостоятельную жизнь, пополняя фонды своими силами.

Беспрерывно улучшается инфраструктура Лувра, его техническое оснащение идёт в ногу с эпохой. В центре внимания всегда посетитель. Проводится работа по реорганизации посещения музея, оптимизации экскурсионных маршрутов, частичной перепланировке залов в соответствии с требованиями времени. В 1981 году, при последней перестройке, число посетителей составило около 3 млн., сейчас же их количество возросло более чем втрое. Работы по модернизации музея ведутся полным ходом, завершить их планируется в 2017 году.

Лувр находится в постоянном поиске путей совершенствования, как, впрочем, было на протяжении всей его истории. Именно благодаря этому Лувр остаётся образцом для всех музеев мира.

Судьба которого тесно переплетается с историей страны. Стоит отметить, что Лувр - это не только архитектурный памятник, бывший дворец французских королей, но и один из самых известных музеев, самый большой в мире по количеству выставленных произведений искусства. Здесь собрана богатейшая коллекция экспонатов: барельефы из ассирийских дворцов, египетская живопись, античная скульптура… список можно продолжать и продолжать.

Место расположения Лувра

Открыт Лувр ежедневно. Попасть сюда можно двумя путями. Самая популярная (и самая красивая) дорога - с улицы Риволи. Она проходит через знаменитую стеклянную пирамиду, построенную в конце XX века. В этой пирамиде, объединившей отдельные части дворца, располагаются холл, гардероб, магазины и залы для временных выставок.

Второй путь проходит через станцию метро Palais Royal Musee du Louvre. Через подземный переход посетитель попадает в Зал Наполеона - это уже территория музея.

Особенности архитектуры и интерьера:

В последние годы Лувр не только постоянно реставрируется, но и дополняется новыми элементами. Музей вообще стал гораздо более доступным для посетителей. Внутренние помещения расширены, появилась возможность выставить многое «из запасников». Также здесь появился отдел «Средневековый Лувр».

В 1989 году во дворе Лувра была создана стеклянная пирамида, ставшая настоящим украшением сада де Тюильри. Сооружение связывает дворец с новыми залами. Автор пирамиды - американский архитектор китайского происхождения Йох Минг Пи. Высота строения 21 метр, окружает его фонтан. Рядом еще две пирамиды поменьше.

У Пи получилось то, что не удалось наполеоновским архитекторам. Построенная в 1806-1808 годах между Лувром и Тюильри триумфальная арка Карузель разочаровала императора. Теперь Триумфальный путь обзавелся достойной заменой - пирамидами Пея, олицетворением симметрии.

Заканчивается пирамида гигантской аркой, которая в ясную хорошо видна из центра города. Ночью пирамиду подсвечивают, днем в ней отражаются .

К западу от Лувра находится площадь Карузель, на которой некогда стояла одноименная арка. Бронзовая колесница на арке - копия коней, отлитых греческим скульптором в III веке до нашей эры. Позади арки начинался сад Тюильри. Уменьшенная копия теперь хранится в Лувре.

Внутренние помещения дворца оформлены с большим изяществом. Наибольший интерес представляют зал Кариатид и галерея Аполлона. Зал Кариатид считается одним из старейших помещений в Лувре. Сейчас здесь выставлены античные скульптуры. Зал Аполлона получил свое название в честь античного бога, который изображен на трех панно, вывешенных в этом зале. В 1661 году это помещение очень сильно пострадало от пожара. Но было отреставрировано, и сейчас посетители видят его таким же, каким он был и несколько сот лет назад.

Еще в XVI веке по приказу Екатерины Медичи вокруг дворца, рядом с Лувром, был разбит сад. Генрих VI дополнил его оранжереей (сейчас на ее месте находится Музей Оранжереи). В центре сада - небольшой пруд. Вокруг - металлические стулья, на которых любят отдыхать туристы после обхода залов Лувра. В конце сада, со стороны Елисейских Полей, стоит национальная галерея Же-де-Пом. На выходе к площади Согласия установлено колесо обозрения, с которого открывается панорама Парижа.

История Лувра

Лувр - это средневековая крепость, дворец королей Франции и музей в течение последних двух столетий. В архитектуре дворца отразилась более, чем 800 летняя история Франции.

У историков до сих пор нет единого мнения о том, откуда заимствовано название дворца. Одни считают, что произошло оно от слова «леовар», которое на языке саксов означает «укрепление». Другие убеждены, что есть связь с французским словом «louve» («волчица»), сторонники этого мнения доказывают, что на месте дворца стояла королевская псарня, где натаскивали собак для охоты на волков.

История Лувра началась в 1190 году, когда король Филипп-Август перед тем, как отправиться в Крестовый поход, заложил крепость, которая защищала Париж от набегов викингов с запада. Средневековая крепость впоследствии превратилась в шикарный дворец. Первым здесь обосновался Карл V, переехавший сюда с Сите (бывшая резиденция королей), подальше от бунтовщиков, буквально вырезавших у него на глазах друзей и приближенных. Начиная с 1528 года, когда Франциск I приказал снести старую «рухлядь» (как он сам называл прежний дворец) и поставить на ее месте новый, каждый монарх перестраивал Лувр или добавлял новые строения - как, например, Екатерина Медичи, супруга Генриха II, пристроившая к Лувру дворец Тюильри. Архитектор Пьер Леско и скульптор Жан Гужон придали Лувру тот облик, который, несмотря на многочисленные переделки, в основном, сохранился до настоящего времени.

В 1682 году, когда королевский двор был перенесен в Версаль, все работы были заброшены, и Лувр пришел в состояние упадка. В 1750 году даже шла речь о его сносе, автор колоннады на площади Святого Петра в Риме Лоренцо Бернини предложил премьер-министру Людовика XIV Кольберу снести старое здание и построить на его месте новое. Несмотря на большой соблазн, король все-таки решил оставить дворец.

После бурных лет Революции, работы по строительству Лувра были возобновлены Наполеоном. В годы великой Французской революции залы дворца использовались для размещения национальной типографии, академии, а также в качестве частных квартир для обеспеченных французов.

Современный вид замок приобрёл в 1871 году. В мае этого же года Учредительное собрание постановило собрать в Лувре «памятники науки и искусств». 10 августа 1793 года галерея была открыта для посещений и окончательно превратилась в музей. Торжественное открытие музея состоялось 18 ноября 1793 г. В то время экспонаты занимали лишь один квадратный зал и часть примыкавшей к нему галереи. Особый вклад в расширение коллекции внес Наполеон I. С каждой побежденной нации он требовал дань в виде произведений искусства. В наши дни каталог музея насчитывает 400 000 экспонатов.

В 1981 году по решению президента Республики Франсуа Миттерана в Лувре начались реставрационные работы. Самые древние части (развалины главной башни) были восстановлены.

Лувр сегодня

Когда-то королевская резиденция сейчас стала известным во всем мире музеем. В Лувре представлено 198 экспозиционных залов: Античный восток, Античный , Античная , Этрусская и Римская цивилизации, Живопись, Скульптура, Графика и предметы искусства со Средних веков до 1850 года и т. д.

Ядром собрания картин, известного сегодня на весь мир, стала коллекция Франциска I, которую он начал составлять в XVI веке. Ее пополняли Людовик XIII и Людовик XIV. В XIX - XX веках луврская коллекция расширялась за счет приобретения шедевров на художественных выставках и многочисленных частных пожертвований. Сейчас в коллекции 400 000 экспонатов.

Именно в Лувре хранятся всемирно признанные шедевры: «Джоконда», «Ника Самофракийская», «Венера Милосская», «Рабы» Микеланжело, «Психея и » Кановы и др. В крыле Сюлли (вокруг «Квадратного Двора») наверху можно осмотреть произведения французской живописи от Пуссена и Лоррена до Вато и Фрагонера.

Первый этаж посвящен прикладному искусству: здесь собраны тысячи образцов мебели, предметы интерьера, блюда, вазы и т. п. В крыле Ришелье и в трех его крытых дворах живопись из-за освещения располагается на самом верху. Художественные ремесла представлены в экспозиции первого этажа, а французская скульптура расположена на цокольном этаже.

Фонд музея непрерывно обновляется и пополняется: активно работают «Общество друзей Лувра», благотворительные организации и фонды, а также частные лица, способствующие комплектованию собрания. К числу недавно поступивших экспонатов относятся археологические находки из раскопок «Средневекового Лувра». Самая замечательная из них - шлем короля Карла VI, найденный в виде осколков и искусно восстановленный.

Осуществляется и перераспределение коллекций между разными музеями Франции. В декабре 1986 на другом берегу Сены был открыт музей Д’Орсэ в переоборудованном здании бывшего вокзала. Туда из Лувра были переданы произведения, созданные художниками с 1848 по 1914. Более поздний этап развития искусства, начиная с фовистов и кубистов, представлен в центре Жоржа Помпиду, открытом в 1977.

Обойти выставку за один день просто невозможно, поэтому многие возвращаются сюда по нескольку раз.

Залы Лувра оборудованы новейшей техникой, особенно это касается системы охраны, которая делает музей самым надежным хранилищем исторических ценностей. На сегодняшний день Лувр признан самым популярным музеем. В 2000 году здесь побывало 6 миллионов человек, причем подавляющее число посетителей - иностранцы.