Синдром Аспергера: чем опасен, признаки у детей и взрослых, методики диагностики и лечения. Что такое синдром Аспергера

К симптомам синдрома Аспергера, относятся следующие проявления:

1. Проблемы с социальным функционированием выражаются в стремлении ребенка играть с самим собой, а не с другими детьми. Более взрослый ребенок не будет понимать социальных сигналов и будет иметь сложности с приобретением друзей. Социальный язык, эмоции, телодвижения, выражения лица, переносный смысл фраз для людей с синдромом Аспергера – это как иностранный язык для нас.

2. Сенсорные проблемы, проблемы с чувствованием и восприятием, присущи детям с Аспергером. Они думают, что звуки слишком громкие, футболка слишком жесткая, свет слишком яркий, как быстро это движется и как ужасно это пахнет.

3. Навязчивые интересы составляют большую часть жизни ребенка с Аспергером. О таких интересах дети разговаривают все время. Один ребенок может быть до крайности увлечен расписанием поездов, а другой событиями Великой Отечественной войны.

4. Дети настойчивы в следовании определенному распорядку и чрезвычайно фиксированы на том, чтобы все шло по определенным правилам. Безобидные изменения вроде того, чтобы сидеть за другим концом стола во время ужина, или когда отец забирает из школы вместо матери, могут приводить к истерикам.

Поэтому такие дети хотят знать что произойдет в будущем, чтобы не быть ошеломленными новыми событиями. Подчас ребенок с Аспергером, понимая, что изменения неизбежны будет стараться всеми возможными силами застабилизировать то, что есть сейчас.

5. У взрослых симптомы синдрома Аспергера выражаются в сложностях социального взаимодействия. Люди с Аспергером не понимают мимику, жесты и тон других людей, они не знают когда стоит начинать и заканчивать разговор, а также испытывают трудности с выбором темы общения.

Иногда люди с синдромом Аспергера, используя сложные фразы, сами не понимают до конца их значения. Они не понимают метафор, шуток, сарказма и анекдотов.

Однако если у ребенка выявлен синдром Аспергера это не значит, что все так плохо. Дети с данным заболеванием не боятся сказать за себя. Они честные и трудолюбивые. Многие имеют прекрасную память. Большинство детей с синдромом Аспергера очень интеллигентны и преданы.

У детей изучены очень полно, необходимость его ранней диагностики – тема множества исследований. Тем не менее, очень редко удаётся выявлять синдром Аспергера у детей младше 2 лет. Это связано с тем, что в более раннем возрасте социальные взаимодействия у ребёнка ещё не сформированы, и основные признаки болезни не заметны. В возрасте 2 – 3 года появляется ряд типичных симптомов синдрома Аспергера, которые можно разделить на несколько групп.

Социальные проявления

Самыми ранними проявлениями синдрома Аспергера могут стать трудности со сном в младенчестве. Дети с трудом засыпают и часто просыпаются, реагируют даже на самые тихие звуки, отказываются спать по ночам. Они могут быть необычно спокойными или наоборот капризными, чрезмерно активными, подвижными. Часто встречается высокая избирательность в пище.

Первые социальные симптомы появляются с началом посещения ребёнком детского сада. Они не желают оставаться в группе, плачут, цепляются за родителей, не отпускают их. Адаптация к условиям и режиму дня сада сильно затруднена. Дети с синдромом Аспергера не проявляют интереса к другим детям в саду. Их игры рассчитаны на одного человека, а место для них выбирается уединённое, где остальные дети не станут мешать. Склонности к общению с другими детьми больные также не проявляют. Для них не характерно употребление слов «друг», «подруга», «дружим».

При этом умственное развитие ребёнка вполне соответствует возрасту, речь у большинства развивается нормально, запас слов достаточный.

Часто дети с синдромом Аспергера оказываются часто болеющими, что усугубляет их социальную изоляцию.

Синдром Аспергера у детей также проявляется непониманием эмоций окружающих и неспособностью выразить собственные эмоции. Это делает их бестактными, непонятными, безэмоциональными по мнению окружающих и дополнительно затрудняет общение. В результате дети с синдромом Аспергера предпочитают общаться со взрослыми, используя свои энциклопедические знания в какой-либо области.

Интеллект и речь

Интеллект при синдроме Аспергера не страдает. Обычно он средний по возрасту, иногда превышает средние показатели. У многих детей с синдромом Аспергера имеется ограниченный перечень интересных им областей, в которых они изучают всю доступную информацию и обладают практически энциклопедическими знаниями благодаря отличной долговременной памяти. В остальных сферах знаний они не заинтересованы, поэтому изучают их с большой неохотой и только под контролем. Также синдром Аспергера у детей проявляется недостаточной способностью к абстракции, самостоятельному решению задач, осмыслению отвлечённых понятий. Часто, несмотря на отличную память и глубокие знания, дети с синдромом Аспергера не умеют их применять.

Речь у детей-аспи развита хорошо, в большинстве случаев они опережают сверстников. Однако это развитие одностороннее – богатый словарный запас сопровождается бедностью интонаций, монотонностью, необычным тембром голоса или скоростью речи. Они активно используют слова из книг по интересующим их темам, поэтому речь часто характеризуется как «академическая».

Характерной особенностью общения детей с синдромом Аспергера является пренебрежение реакцией собеседника. Они могут очень долго рассказывать о своих увлечениях, не обращая внимания на явную потерю интереса или демонстрацию скуки. Часто они не могут первыми начинать беседу. Может встречаться чтение без понимания смысла прочитанного – семантическая дислексия. Дети-Аспергеры имеют выраженную склонность к письменному изложению мыслей.

Двигательная и чувствительная сферы

Дети с синдромом Аспергера очень чувствительны к любым внешним раздражителям – свету, резким звукам, прикосновениям, внешнему шуму, запахам. С раннего детства у них вырабатываются устойчивые модели поведения, которым они неукоснительно следуют. Любое нарушение этих ритуалов приводит к приступам тревоги или паники, вплоть до физического недомогания. Часто дети с синдромом Аспергера очень избирательны в еде, твёрдо отказываясь есть новые или не нравящиеся им блюда.

Физическое развитие при синдроме Аспергера запаздывает. Движения у детей нескоординированные, неуклюжие. Затруднено развитие мелкой моторики, эти дети гораздо позже остальных обучаются завязыванию шнурков, застёгиванию пуговиц, собиранию конструкторов с мелкими деталями. Поэтому же они с трудом обучаются письму, а впоследствии у детей-аспи неразборчивый, неаккуратный почерк. Также сенсорный дефицит проявляется неуклюжестью походки, необычным положением при беге, длительным нахождением в неудобной позе. Значительная часть детей с синдромом Аспергера страдает навязчивыми движениями.

Синдром Аспергера у детей может проявляться различными страхами, в том числе бытовых предметов или природных явлений. Особенно парадоксальными эти страхи выглядят в сравнении со слабым инстинктом самосохранения и недостаточной осторожностью в опасных ситуациях.

Лечение

Слово «лечение» не совсем точно передаёт суть терапии детей с синдромом Аспергера. В большей мере это обучение их жизни в обществе. И максимально раннее его начало поможет достичь лучшей адаптации.

Ребёнку обязательно нужно рассказать о его состоянии и особенностях, как только он сможет воспринять эту информацию. Это предотвратит множество комплексов и невротических реакций и мотивирует ребёнка на активное участие в лечении.

Подходы к терапии меняются по мере взросления детей. Дошкольники явно предпочитают общество взрослых, и для обучения их социальному взаимодействию взрослый партнёр по играм должен копировать поведение детей соответствующего возраста. Таким образом можно отыграть различные ситуации – как повседневное, нормальное общение, так и различные конфликтные ситуации, споры и насмешки со стороны других детей. Так ребёнок получит необходимые для относительно полноценного общения навыки. Важно во время игры соблюдать равнозначность вклада обоих участников и игру по очереди. При необходимости взрослый может притвориться, что не справляется с игрой, для стимулирования ребёнка. Позже к совместным играм можно подключать других детей, в первую очередь братьев и сестёр.

В раннем школьном возрасте можно использовать социальные истории, написанные индивидуально для каждого ребёнка и объясняющие причины поступков других людей, раскрывающие необходимость социальных знаков в общении и дающие ребёнку действенные механизмы общения со сверстниками. Такие истории должны быть написаны в позитивном ключе, с конструктивными предложениями и описанием эмоций окружающих. Минимум половина историй должна описывать достижения ребёнка. Автор методики Кэрол Грей даёт очень подробные рекомендации по написанию таких историй.

В препубертантном периоде явным становится разделение детей по половому признаку, усиливается потребность в одобрении со стороны окружающих. Друзья становятся главным источником поддержки, а их мнение приобретает первостепенную важность. В этом возрасте родителям и учителям возможно придётся поспособствовать заведению дружеских связей детьми с синдром Аспергера. Этому помогут общие занятия, вылазки. Важно следить, чтобы все участники получили приятные впечатления от мероприятия.

Детей, с которыми у ребёнка-аспи складываются относительно дружеские отношения, можно дополнительно поощрять, объяснять им особенности состояния больного, просить о помощи в сложных социальных ситуациях. В этом возрасте гораздо лучше воспринимаются советы и поддержка сверстников. Поэтому крайне важно наличие одного-двух детей, которые поддержат больного ребёнка в случае необходимости.

Для подростков можно рекомендовать изучение пособий по самопомощи, общение в интернете с другими людьми с синдромом Аспергера, тренинги ораторского искусства или лечение у логопеда, изучение детских книги о дружбе, предназначенных здоровым детям для лучшего понимания её сути.

Реакция на сильный шум и столпотворение

Синдром Аспергера – это нарушение в развитии, которое отмечается серьезными сложностями в социальном взаимодействии, а также повторяющимся, стереотипным, ограниченным репертуаром действий, занятий, интересов. Синдром Аспергера от аутизма отличается сохранностью речевых, а также когнитивных способностей, выраженной неуклюжестью.

Больные испытывают трудности в общении, их интересы и занятия стереотипны, но при этом речь и когнитивные возможности остаются сохраненными. Статистика указывает на то, что среди детей школьного возраста синдром Аспергера встречается в 0,36-0,71% случаев. Но эти данные существенно занижены, по мнению большинства специалистов. Ученые утверждают, что нарушения подобного плана имеются у 30-50% детей, причем в 3 раза чаще от них страдают представители мужского пола. Диагноз выставляется преимущественно в возрасте между 4 и 11 годами.

Что это такое?

Синдром Аспергера - одно из пяти общих нарушений развития, характеризующееся серьёзными трудностями в социальном взаимодействии, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и занятий. От детского аутизма (синдрома Каннера) он отличается прежде всего тем, что речевые и когнитивные способности в целом остаются сохранными. Синдром часто характеризуется также выраженной неуклюжестью.

Синдром получил название в честь австрийского психиатра и педиатра Ганса Аспергера (Hans Asperger), который в 1944 году описал детей, отличавшихся отсутствием способностей к невербальной коммуникации, ограниченной эмпатией по отношению к сверстникам и физической неловкостью. Сам Аспергер использовал термин «аутистическая психопатия».

Известные люди

Среди видных бизнесменов, страдающих этим недугом, основатели Форда, General Electric, IBM и IKEA, не говоря уже о более свежих примерах, таких как Ричард Брэнсон (Virgin Group), Джон Чемберс (Cisco) и Стив Джобс (Apple). Этому есть логичное объяснение. Страдающие дислексией рано учатся делегировать задачи (например, заставляют других людей делать за них домашнюю работу в школе).

Причины возникновения

На сегодняшний день причины возникновения описываемого синдрома точно не установлены и изучаются. Но с твердой уверенностью можно сказать, что данное расстройство психики не является следствием воспитания и социальных обстоятельств, также синдром Аспи не возникает по вине самого пациента.

Исследователи считают, что этиология синдрома Аспи схожа с причинами аутизма. Ведущими факторами, провоцирующими данное расстройство психики, считаются:

  • токсическое действие некоторых веществ (курение, алкоголь) в первом триместре беременности;
  • генетически-наследственная предрасположенность;
  • родовые травмы и более поздние черепно-мозговые травмы.

Как рабочую гипотезу считают наличие аутоиммунной реакции организма матери, что способствует повреждению головного мозга у плода. Также заслуживает внимания множество обсуждений о негативных последствиях прививок. Например, отрицательное влияние консервантов, содержащих ртуть, на иммунную систему малыша и комплексной вакцинации, которая создает большую нагрузку на иммунитет.

Еще одной теорией причины развития данного расстройства выступает теория гормонального дисбаланса у ребенка (низкий или высокий уровень кортизола, повышение тестостерона). Но данная теория еще научно не подтверждена.

Изучается связь между аутистическими нарушениями (в том числе и синдромом Аспи) и недоношенностью.

Симптомы

Люди с синдромом Аспергера отличаются особыми проблемами в таких социальных сферах: коммуникативная сфера, сфера взаимодействия и воображения.

Классические симптомы синдрома Аспергера:

  • трудности с невербальной коммуникацией;
  • проблемы с восприятием мира;
  • дефицит эмоций, творческого воображения и мышления.

Эти признаки называют «триадой основных симптомов» высокофункционального аутизма, они могут проявляться не все сразу и быть не такими явными. Близкие должны насторожиться, если в их окружении есть человек, который подвержен:

  • повышенной подозрительности;
  • физической неуклюжести;
  • частой депрессии;
  • привыканию к определенному месту проживания;
  • вспышкам ярости, раздражительности;
  • непониманию образной речи, шуток;
  • трудностям в дружеском общении и взаимодействии;
  • шаблоны поведения.

К последнему пункту относится привыкание к определенному виду хобби, порядку расположения вещей в жилище, выполнению повторяющихся действий. Если порядок нарушается, это вызывает бурю негативных эмоций, серьезное нервное потрясение, истерику. Болезнь диагностируется в детстве, но в некоторых случаях может протекать бессимптомно до определенного толчка.

Социальное взаимодействие или сотрудничество

Людям с синдромом Аспергера очень трудно создавать и поддерживать дружеские связи. Они не понимают, что дружба требует таких понятий, как умение ждать, сопереживать и сочувствовать, поддерживать друг друга, обсуждать не только темы, которые их интересуют, но и те, что интересны предполагаемому другу.

Некорректность, а нередко и бестактность в общении с другими отталкивает людей от них. Со временем больные с синдромом Аспергера могут научиться нормам поведения и понятиям дружбы, что скорее основано не на понимании всего перечисленного, а на интуитивном копировании (такие больные обладают очень тонкой душевной организацией) других людей.

Нередко больные с синдромом Аспергера обижают окружающих своими высказываниями, сами не желая и не понимая этого.

Особенности интеллекта

Признаки синдрома Аспергера мешают социализации, но они не затрагивают интеллект. По умственному развитию такие дети не только не отстают от возрастной нормы, но и часто превышают её. Как правило, память у них феноменальная, а знания о мире поистине энциклопедические, и все же на практике эти знания применяются с трудом.

Как мы уже отмечали, круг интересов таких детей, как правило, ограничен, но зато благодаря умению концентрироваться на мелочах в своих излюбленных занятиях они добиваются ошеломляющих успехов. Обычно им импонируют такие предметы, как математика, философия, история, география.

Дети с синдромом Аспергера не охотно общаются, но отнюдь не испытывают проблем с речью. Они строят грамматически верные предложения, но произносят их монотонным и неестественным голосом, а сама речь при этом может показаться слишком книжной и шаблонной. Впрочем, письменно такие дети выражают свои мысли гораздо лучше, чем в разговоре.

Сложности социального воображения

Лица, обладающие синдромом Аспергера, славятся очень богатым воображением. Многие становятся известными артистами, писателями или же музыкантами.

Однако, у людей с синдромом Аспергера есть большие сложности в социальном воображении, а именно: невозможность прогнозирования возможных вариантов, непринятие мнения окружающих, невозможность трактовки чувств, мыслей или действий иного человека. Кроме этого, у больных синдромом Аспергера отмечаются ограничения в их творческой деятельности, поскольку для них приемлема только повторяющаяся, последовательная деятельность.

Диагностика

ля установления данного диагноза специалисты пользуются набором определенных критериев. Они разделены на несколько групп, в каждой из которых имеется несколько критериев.

Социальные трудности:

  • эмоциональная холодность, отсутствие таких чувств, как жалость, сочувствие, радость;
  • невозможность установить визуальный контакт, отсутствие мимики, человек при общении не пользуется жестами;
  • нарушение общепринятых норм поведения и общения.

Поведенческие особенности:

  • выработка определенных ритуалов поведения и неукоснительное следование им;
  • наличие стереотипных движений с частым повторением - покручивание пряди волос, пуговицы на одежде, рисование узоров пальцем;
  • ограниченность интересов - человек занимается лишь одним избранным делом, совершенно не отвлекаясь на происходящее вокруг;
  • патологическая сосредоточенность на том или ином предмете.

К этим основным критериям диагностики добавляются вторичные, которые могут иметь клиническую значимость только при наличии основных:

  • нарушение самообслуживания;
  • эмоциональная обедненность речи;
  • отсутствие интереса к окружающему миру.

Диагностику может осуществить и сам пациент или родители ребенка. Для этого существуют определенные тесты, способные выявить отклонения в развитии, которые присущи для синдрома Аспергера. Более точной расшифровкой тестов занимаются психологи.

Тесты для выявления болезни

Существуют и специфические тесты, специально используемые для диагностирования синдрома Аспергера:

  1. Тест ASSQ. Проводится у детей с 6 лет. Способен выявить некоторые аутичные черты синдрома Аспергера у ребенка, на основании его восприятия различных картинок и просьб описать характер изображенных персонажей.
  2. TAS-20. Тест направлен на определение дефицита эмоций у взрослых и детей, что очень характерно синдрому Аспергера. Испытуемого просят описывать ощущения, которые вызывает в нем просмотр определенных картинок и фотографий.
  3. Тест RAADS-R. Выявляет психические расстройства у взрослых, такие как социофобию, тревожные навязчивые состояния, клиническую депрессию и др. Во время опроса человеку предлагается выбрать один из вариантов его поступков в конкретных жизненных ситуациях.
  4. Торонтская шкала. Тест выявляет патологию, характерную для синдрома Аспергера, которая выражается нестандартными телесными ощущениями. Кроме этого, опросник проявляет сниженную способность к интерпретации символов и метафор.
  5. Опросник Aspie Quiz. Тест состоит из сотни вопросов, расшифровывающих наличие аутических черт синдрома Аспергера у взрослых, а также и их возможные причины.

Современные методики тестирования с помощью вопросов и интерпретации демонстрируемых картинок помогают выявить симптомы синдрома Аспергера и даже некоторые причины болезни, начиная с раннего возраста. На основании результатов осмотра, наблюдения и тестирования врач-специалист назначает лечение синдрома Аспергера сеансами психотерапии и, возможно, медикаментозное сопровождение.

Как отличить детский аутизм от синдрома Аспергера?

Отличия между синдромом Аспергера и детским аутизмом представлены в таблице:

Критерий Синдром Аспергера

Детский аутизм

Характеристика состояния Процесс психопатического характера Психопатия
Прогноз относительно дальнейшей социализации Неблагоприятный Относительно благоприятный
Самоощущение Ребенок замкнут в своем мире Ребенок живет в социуме, но по своим правилам
Контакт глаз Не замечает других людей, хотя может смотреть им в глаза Избегает встречаться глазами с другими людьми
Коммуникативная функция речи С помощью речи ребенок общается, хотя преимущественно в одностороннем порядке Речь не является средством для коммуникации
Моторное и речевое развитие Речевое развитие опережает умение ходить. Речевое развитие запаздывает, либо отсутствует вовсе. Ходить ребенок начнет раньше, чем говорить.
Манифестация нарушений После 3 лет Младенчество

Лечение синдрома Аспергера

Не существует специального лечения синдрома Аспергера. Фармакологическая поддержка в индивидуальном порядке включает назначение психотропных препаратов (психостимуляторов, нейролептиков, антидепрессантов). Немедикаментозная терапия состоит из тренингов по обучению социальным навыкам, занятий с логопедом, ЛФК, когнитивно-поведенческой психотерапии.

Эффективность социальной адаптации малышей с синдромом Аспергера зависит от правильной организации психолого-педагогического сопровождения ребенка на разных этапах его жизни.

Дети с синдромом Аспергера могут посещать общеобразовательную школу, однако им необходимо создать индивидуализированные условия обучения (организовать стабильную среду, создать мотивацию, способствовать академическим успехам, сопровождать тьютором и др.).

Данное расстройство полностью не преодолевается и ребенок, вырастая, остается с теми же проблемами. Треть больных людей во взрослом возрасте создают семьи, живут самостоятельно, трудятся на обычной работе. Наиболее успешными оказываются индивиды, показывающие высокий уровень компетентности в интересующих их областях.

Прогноз

По некоторым свидетельствам, у детей с синдромом Аспергера с возрастом симптомы уменьшаются; до 20 % детей, став взрослыми, уже не удовлетворяют критериям синдрома, хотя социальные и коммуникационные трудности могут сохраняться. На 2006 год не было ни одного исследования долгосрочных результатов синдрома Аспергера или систематического долгосрочного изучения детей с этим синдромом. У лиц с синдромом Аспергера средняя продолжительность жизни, похоже, такая же, как и у населения в целом, но повышена частота коморбидных психиатрических расстройств, таких как клиническая депрессия и тревожный невроз, которые могут существенно осложнить прогноз; есть вероятность суицидального поведения. Хотя социальные нарушения сохраняются на протяжении всей жизни, прогноз, как правило, более благоприятен, чем при расстройствах аутистического спектра, ведущих к более тяжёлым нарушениям функционирования; например, симптомы аутистического спектра с большей вероятностью сглаживаются со временем у детей с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом. Хотя большинство студентов с синдромом Аспергера имеют средние математические способности, и их результаты математических тестов несколько ниже, чем тестов на общий интеллект, некоторые одарены в математике, и синдром Аспергера не помешал некоторым взрослым добиться значительных успехов, вплоть до Нобелевской премии.

Хотя многие посещают обычные классы, некоторым детям с синдромом Аспергера показано специальное образование из-за их социальных или поведенческих проблем. Подростки с синдромом Аспергера могут испытывать постоянные трудности с уходом за собой или организацией, а также быть возбуждены и обеспокоены проблемами в социальных и романтических отношениях. Несмотря на высокий когнитивный потенциал, большинство молодых взрослых с синдромом Аспергера остаются дома, хотя некоторым удаётся вступить в брак и самостоятельно работать. Непохожесть на других может быть травматичной для подростков. Причинами тревоги могут быть зацикленность на возможных нарушениях рутин и ритуалов, помещение в ситуацию без ясного расписания или ожиданий или из-за беспокойства по поводу неудачи в социальных взаимодействиях; стресс в результате тревоги может проявиться как невнимательность, отказ от общения, зависимость от навязчивых идей, гиперактивность, агрессивное или оппозиционное поведение. Депрессия часто появляется в результате хронической фрустрации из-за постоянных неудач в заинтересовывании собой других людей, и могут возникнуть аффективные расстройства, требующие лечения. Клинический опыт позволяет предположить, что частота самоубийств у лиц с синдромом Аспергера повышена, но это не было подтверждено систематическими эмпирическими исследованиями[.

Обучение семей критично для выработки стратегий понимания сильных и слабых сторон; помощь семье улучшает прогноз для детей. Прогноз может быть улучшен постановкой диагноза в раннем возрасте, что сделает возможным раннее вмешательство, в то время как вмешательство во взрослом возрасте менее полезно, хотя и имеет ценность. Лица с синдромом Аспергера подвержены риску эксплуатации со стороны других и могут быть неспособны понять социальные последствия своих действий.

И в этой статье вы сможете ознакомиться с одной его специфичной формой – синдромом Аспергера. Пациенты с истинным аутизмом отличаются от других людей дисгармоничным психическим и интеллектуальным развитием. Они как бы живут в своем мире, и эту их особенность можно выяснить только при общении с ними. При синдроме Аспергера у больного нет признаков умственной неполноценности. У пациентов с таким диагнозом наблюдается искажение восприятия, выражающееся не в форме галлюцинаций или иллюзий, склонность к ограничению в общении с социумом и дефицит коммуникаций.

Факты, приведенные в этой статье, помогут составить представление о данном отклонении в развитии, вы узнаете о том, чем опасен синдром Аспергера, как он проявляется у детей и взрослых, способах выявления и лечения данного расстройства.

В отличие от истинного аутизма синдром может выявляться только после 3-4 лет (обычно между 4-5 и 11 годами). Такая поздняя постановка диагноза связана с тем моментом, что до этого возраста у ребенка не возникает необходимости расширять круг своих контактов с социумом.

Немного истории

Дети с синдромом Аспергера не нуждаются в общении с окружающими, они живут в собственном мире.

В 1944 году австрийский психиатр и педиатр Ганс Аспергер описал группу детей 8-18 лет, которые отличались своей ограниченной эмпатией к сверстникам, неуклюжестью и отсутствием способностей к невербальной коммуникации. Рассматриваемое им расстройство было названо аутистической психопатией, а позднее в МКБ-10 появился иной термин – «шизоидное расстройство детского возраста». Впоследствии, в 1981 году, данное отклонение в развитии было названо в честь описавшего его доктора – «синдром Аспергера».

В ходе многолетних исследований австрийский психиатр смог выявить такие особенности непривычного развития наблюдаемых детей:

  • у них полностью отсутствует желание общаться с социумом;
  • дети не испытывают галлюцинаций или иллюзий, но живут в собственном мире;
  • мимика и речь пациентов бедна, ограничена и не дает возможности определить их эмоциональное состояние.

Ганс Аспергер изучал только поведенческие составляющие и не вникал в биологические, генетические и нейропсихологические аспекты данного синдрома. Выделенные доктором расстройства не подходили для определения недуга в «ранг» известного в те времена аутизма. Тогда такие дети становились «изгоями» и такое ограничение негативно сказывалось на их развитии и эмоциональном состоянии.

Именно эти факторы и привели к тому, что Аспергер назвал данное расстройство «аутистической психопатией» и выделил его как особую форму аутизма. Даже сейчас психологи и психиатры продолжают споры о том, что такое синдром Аспергера – специфическое неврологическое отклонение или форма аутизма? Повод для таких дебатов только один – у детей с данным расстройством не наблюдается отставание в интеллектуальном развитии.

При проведении теста для оценки умственных способностей детей с таким синдромом было зафиксировано, что более чем у 80 % тестируемых присутствуют впечатляющие интеллектуальные способности:

  • некоторые из них показывали невероятные способности к математике;
  • у других выявлялся идеальный слух, феноменальная память и т. п.

Ученые пришли к выводу, что большинство детей с синдромом Аспергера обладают незаурядными способностями. По наблюдениям специалистов это расстройство в 4 раза чаще выявляется у мальчиков.

Некоторые люди с этим синромом называют себя «аспи».

Ряд специалистов предполагает, что данное расстройство присутствовало у таких знаменитых людей:

  • Сократ;
  • Исаак Ньютон;
  • Чарльз Дарвин;
  • Энди Уорхол;
  • Альберт Эйнштейн;
  • Льюис Кэрролл;
  • Мари Кюри;
  • Джейн Остин.

Некоторые источники сообщают, что возможно, рассматриваемый синдром наблюдается у следующих наших современников:

  • Стивен Спилберг;
  • Дэн Акройд.

Чем опасен синдром

Все аспергерные аутисты, у которых синдром был выявлен вовремя и своевременно скорректирован, хорошо адаптируются в социуме и их физическое и психическое состояние никак не страдает. Некоторые «аспи» проявляют свои таланты и становятся непревзойденными мастерами в той или иной сфере. Как правило, они достигают высоких успехов в какой-либо монотонной или тонкой работе, в точных науках.

При отсутствии своевременной и правильной коррекции во взрослой жизни аспергерные аутисты могут столкнуться со следующими сложностями:

  • различные перемены в привычном ритме жизни могут приводить к депрессиям (в т. ч. тяжелым);
  • развитие фобических или навязчивых состояний;
  • подверженность к эксплуатации со стороны посторонних;
  • неспособность понимать возможные последствия от некоторых своих действий;
  • невозможность адаптации в социуме и попадание в маргинальные слои: социальные, экономические, политические, биологические, возрастные, этнические, криминальные, религиозные.

При коррекции расстройств, наблюдающихся у «аспи», родители ребенка должны понимать, что они обязаны не только постоянно посещать психолога и выполнять «домашние задания», данные специалистом, но и учиться правильно и постоянно взаимодействовать с маленьким «пациентом». Активность окружающих ребенка взрослых при синдроме Аспергера приобретает весомую часть в психотерапии и существенно улучшает прогнозы на удачную коррекцию данного расстройства.

  • Многие дети с синдромом Аспергера могут посещать обычные классы, но в ряде случаев из-за поведенческих или социальных проблем родителям «аспи» может рекомендоваться организовать для ребенка специальное образование.
  • В подростковом возрасте больные могут сталкиваться с определенными сложностями, которые связаны с трудностями ухода за собой, организованностью, романтическими или социальными отношениями.
  • Впоследствии многие «аспи» могут испытывать сложности при вступлении в брак или трудоустройстве.

Эти и другие проблемы в социальной адаптации в ряде случаев приводят лиц с синдромом Аспергера к развитию тяжелых депрессивных состояний, которые в некоторых случаях заканчиваются суицидальными попытками или самоубийством. По наблюдениям ряда специалистов частота таких печальных и трагических исходов среди «аспи» повышена, но масштабные исследования в этой сфере пока не проводились.

Распространенность


Умственное развитие детей с синдромом Аспергера не нарушено.

Пока не существует достоверных и единых данных о распространенности синдрома. По результатам исследований 2003 года доля детского аутизма составляла 0,03-4,84 на 1000 больных, а отношение этого показателя к распространенности рассматриваемого расстройства варьировала от 1,5 к 1 до 16 к 1.

Британские исследователи национального аутистического общества выявили, что аспергерных аутистов с IQ 70 и более составляет 3,6 на 1000 пациентов. Проведенный в 2007 году финскими исследователями анализ по различным критериям показывает следующую распространенность «аспи»:

  • по DSM-IV – 2,5 на 1000 детей;
  • по ICD-10 – 2,9 на 1000;
  • по Шатмари и соавторам – 1,6 на 1000;
  • по Гиллбергу и Петеру Сатмари – 2,7 на 1000;
  • по любому из 4 критериев – 4,3 на 1000.

Географическая распространенность синдрома Аспергера также пока не изучена до конца. По наблюдениям 2006 года увеличение пациентов с таким диагнозом было отмечено среди детского населения Силиконовой Долины, но в 2010 году эти данные были иными и скопление «аспи» в регионах с крупными производственными базами, работающих в сфере IТ-технологий не было обнаружено. Наряду с этим Калифорнийские исследователи отметили увеличение количества аспергерных аутистов в областях и семьях, в которых родители детей были более высокообразованные, чем в соседних географических подразделениях.

Позитивные аспекты

Родителям ребенка, которому был поставлен диагноз «синдром Аспергера», не следует впадать в панику. Это расстройство действительно может осложнять жизнь, но среди маленьких «аспи» встречается множество талантливых и способных детей.

Подтверждением этому являются следующие факты:

  • сосредоточенность на деталях и систематический тип мышления может помогать достигать успехов в некоторых профессиях (например, IT-технологии, бухгалтерский учет и т. п.);
  • многие аспергерные аутисты обладают великолепной памятью;
  • замкнутость на своих внутренних интересах может приводить детей к получению обширных знаний или навыков в той или иной области и в будущем ребенок может стать ведущим экспертом и специалистом;
  • аспергерные аутисты могут рассматривать мир под особым углом зрения, и иногда этот дар помогает им совершать открытия и принимать креативные подходы в разных сферах деятельности.

Возможные причины возникновения

Пока ученые и специалисты не пришли к единой точке зрения относительно причин, провоцирующих возникновение данного расстройства. Большинство из них склоняются к мнению, что «запуск» синдрома вызывается теми же факторами, что и детский аутизм.

Основными причинами синдрома Аспергера могут становиться:

  • интоксикация плода во время внутриутробного развития;
  • родовые травмы;
  • у ребенка в старшем возрасте;
  • генетические мутации;
  • наследственная отягощенность.

Понять возможные первопричины развития синдрома и суть расстройства сегодня специалистам помогают компьютерные программы. Впоследствии благодаря этим современным методам они могут планировать дальнейшую и более эффективную тактику его коррекции (т. е. лечения).


Классическая Аспергерская триада симптомов


Детям с синдромом Аспергера сложно взаимодействовать с социумом, у них ограничена речь и имеет место нехватка эмоций, неспособность их выражать.

Патопсихологи, психотерапевты и психиатры выделяют следующий классический симптомокомплекс при синдроме Аспергера:

  • нехватка эмоций, неспособность проявлять их в словесной форме и дефицит творческого мышления;
  • сложность взаимодействия с социумом и нарушенная способность общаться с людьми при помощи речи;
  • затруднения в пространственном и чувственном ощущении окружающего.

Дебют появления вышеописанной триады симптомов способен наблюдаться даже в раннем возрасте. Ребенок может реагировать плачем на резко включенный в темной комнате свет или неприятные запахи, громкую музыку или сильный ветер.

В раннем возрасте дифференцировать норму и патологию, выражающуюся в бурной реакции малыша на тот или иной раздражитель, сложно и поэтому принадлежность к «аспи» обычно выявляется после 5-летнего возраста.

Вышеописанные реакции гиперчувствительности с возрастом изменяются, и она трансформируется. Иногда они приобретают гротескный характер и могут мешать даже самому пациенту. Например, в более взрослом возрасте слегка неудобная или даже удобная одежда может вызывать дискомфортные и болезненные ощущения. У некоторых пациентов выявляются синестезии – состояния, когда больной утверждает, что у ощущений есть звук, цвет и т. п.

«Аспи» крайне неуклюжи. Эта проблема вызывается тем фактом, что внешний мир больного ограничивается его же телом и все его переживания направлены в себя. В результате пациенты часто бывают рассеянными и не замечают на своем пути окружающих людей и предметов. Однако при необходимости сосредоточиться люди с синдромом Аспергера способны разумно управлять моторикой.

Проявления у детей

Начиная с 4-5 лет у детей «аспи» могут выявляться следующие расстройства:

  • отказ от групповых или активных игр;
  • неуклюжесть;
  • односторонние хобби (как правило, спокойные и монотонные);
  • нелюбовь к типичным мультфильмам из-за непонимания транслируемых в них эмоций, отношений или нелюбви к громкому звуковому ряду, раздражающему ребенка;
  • реакция протеста при контактах с незнакомыми людьми (попытки вступить в беседу с таким ребенком могут вызывать реакцию протеста или избегания);
  • стремление играть обособленно от сверстников своими игрушками.

Детей с синдром «аспи» часто называют «домашними» и любая смена обстановки вызывает у них выраженный дискомфорт, тревогу и беспокойство. Даже смена привычного уклада внутри семьи способна провоцировать у аспергерных аутистов бурные реакции, которые на своем пике могут достигать истерики.


Проявления у взрослых

При отсутствии своевременной коррекции расстройства в детском возрасте подростки и взрослые с синдромом Аспергера проявляют признаки дезадаптации к социуму и предпочитают самоизоляцию. Эти проблемы проявляются в следующих признаках:

  • невозможность установления дружеских или приятельских контактов;
  • инертность по отношению к противоположному полу;
  • невозможность нахождения точек соприкосновения с окружающими людьми.

Подростки-«аспи» предпочитают заниматься монотонными и однообразными хобби и не интересуются продвижением по карьерной лестнице (например, в школе, университете и пр.). Они могут набирать высокие балы при прохождении тестов на IQ, показывать глубокие знания в профессиограммах различных профессий, но не проявляют интереса к возможности развития своих способностей для достижения более высоких уровней.

У некоторых подростков мужского пола наблюдаются признаки шизоидности:

  • полное отсутствие чувства юмора;
  • однобокость мышления при восприятии афоризмов и пословиц (т. е. они понимают их буквально);
  • неспособность понимать метафоры;
  • отсутствие склонности к анализу событий (не могут отличить правду от лжи).

Такие признаки не являются симптомами шизофрении. Их присутствие объясняется отсутствием воображения, которое характерно для рассматриваемого нами синдрома.

Сложности при общении с окружающими, возникающие у «аспи», могут восприниматься людьми как грубость или невоспитанность. Подобное отношение формируется такими особенностями аспергерных аутистов:

  • говорят то, что думают и при этом не задумываются об уместности высказывания;
  • могут высказывать замечания вслух по тем поводам, которые общественное мнение «приняло решение» не замечать;
  • игнорируют общественный этикет, предпочитая личный комфорт;
  • не могут воспринимать эмоции, которые пытается передать их собеседник;
  • не знают эмпатии;
  • способны во время беседы встать и уйти без объяснения причины из-за возникших собственных переживаний;
  • никогда не заинтересованы в том, чтобы произвести хорошее впечатление (например, на девушку, учителя, работодателя и пр.).

С возрастом синдром Аспергера может приобретать злокачественное течение и приводить больных к абсурдным действиям. Взрослые «аспи» имеют склонность к ипохондричности и подозрительности. Например, при визите к хирургу они могут задавать множество вопросов о стерильности перчаток, чистоте стен кабинета, одноразовости инструментов и т. п. Из-за такого поведения окружающие нередко воспринимают таких людей как занудливых или мелочных, а попытки открытой критики повергают аспергерных аутистов в еще большую замкнутость.

Возможные дополнительные расстройства

Иногда наряду с синдромом Аспергера у детей и взрослых выявляются следующие отклонения:

  • синдром гиперактивности или дефицита внимания;
  • большое депрессивное расстройство либо адаптационное расстройство с депрессивным настроением;
  • генерализированное тревожное расстройство;
  • вызывающее оппозиционное расстройство;
  • обсессивно-компульсивное расстройство.

Диагностика

Иногда синдром Аспергера может быть крайне похожим на выраженную интроверсию, но высококвалифицированный психолог способен обнаружить необходимость дифференцирования этих состояний. Для более детальной диагностики используются психометрические тесты, которые позволяют не только выявлять рассматриваемое в рамках данной статьи расстройство, но и определять степень его тяжести. Существует множество таких методик, и каждая из них имеет свою собственную направленность (целевую группу). Условно подобные тесты можно разделить на:

  • тест для оценки сенсорной чувствительности и моторных навыков;
  • тест на интеллектуальное развитие;
  • проективные и клинические методы;
  • тест для определения творческих способностей.

Для выявления синдрома могут применяться следующие тест-методы:

  • ASQQ;
  • RAADS-R;
  • Aspie Quiz;
  • Toronto Asperger Scale.

Все вышеперечисленные тесты могут проводиться специалистами – психологами или психиатрами – и непригодны для самодиагностики. Кроме них доктор может использовать и дополнительные методики обследования пациентов с синдромом Аспергера.

Основные симптомы:

  • Концентрация на одном занятии
  • Монотонность речи
  • Нарушения сенсорики
  • Неумение подобрать нужную тему и слова
  • Отсутствие коммуникабельности
  • Повторение одних и тех же слов и фраз
  • Склонность к монологам
  • Склонность к упорядочиванию
  • Слабо выраженная жестикуляция и мимика

Пожалуй, многим доводилось смотреть фильм «Человек дождя». Именно этот фильм привлёк внимание общества к людям, страдающим аутизмом – заболеванием, которое характеризуется определёнными нарушениями развития головного мозга. Синдром Аспергера является разновидностью аутизма.

Этот синдром во многом влияет на восприятие человеком окружающего мира, информации, взаимодействие его с другими людьми. Увы, эта дисфункция является пожизненной, но если приложить определённые усилия, то можно в достаточной мере сделать пребывание в обществе приятным для человека.

Что может послужить причиной появления заболевания?

Синдром Аспергера – врождённое генетическое нарушение, потому развиться после рождения ребёнка под влиянием внешних факторов оно не может. Если же говорить о наследственности, то здесь тоже все не совсем ясно: современная медицина пока не пришла к единому мнению по поводу того, является ли синдром Аспергера наследственным заболеванием, или же это спонтанная мутация. Однако, как бы там ни было, никаких прямых зависимостей, которые позволили бы уменьшить риск возникновения данного заболевания, нет.

Как проявляет себя этот синдром

Проявления синдрома Аспергера можно заметить у ребёнка примерно с трёх лет, до этого малыш может развиваться вполне нормально: он в положенный срок обучается речи, моторика тоже соответствует возрасту. А вот в дальнейшем же могут проявляться следующие признаки болезни:

  • Ребёнку трудно наладить контакт с окружением. Несмотря на то что никаких задержек в плане речи у детей с синдромом Аспергера нет, им трудно заводить новые знакомства, всячески взаимодействовать в социуме. В особенности проявляется это при контакте со сверстниками: в садике, школе, во время игр на детской площадке и т. д. Таким детям сложно понять эмоции других детей, их интересы и те правила поведения, которые неизбежно возникают даже в такой маленькой ячейке социума.
  • В разговоре ребёнок то и дело повторяет одни и те же слова, фразы, притом монотонно, почти без интонаций, из-за чего его речь кажется неестественной, как бы механической. Характерны для такого заболевания и повторяющиеся движения, выполняемые будто бы неосознанно: стук пальцев по столу, наматывание на палец пряди волос. Если смотреть на фото с такими детьми, то отмечается некая неуклюжесть позы.
  • Неумение подобрать нужную тему и нужные слова. Часто из-за подобной манеры поведения таких людей считают грубыми и бестактными, но это далеко от истины: просто человек, родившийся с синдромом Аспергера не способен следить за реакцией собеседника и понимать, что тому нравится, а что нет. Также таким людям довольно сложно понимать намёки, шутки и прочее в таком духе: они все понимают в прямом смысле, и это нужно учитывать.
  • Склонность к монологам. В разговоре дети с подобным заболеванием редко следят за реакцией собеседника: ребёнок не смотрит в лицо слушателю, не делает пауз, ожидая отклика на свой рассказ. Они просто выдают скопившуюся информацию. Часто отсутствует зрительный контакт с собеседником, да и вообще какой бы то ни было контакт. Но тем не менее они полностью осознают, что ведут беседу с другим человеком, воспринимают ситуацию абсолютно адекватно.
  • Жестикуляция и мимика почти не выражены. Если со словарным запасом у ребёнка с подобным заболеванием все хорошо (в этом плане они часто даже опережают здоровых детей), то с невербальной частью общения все обстоит несколько иначе: нет размахивания руками, гримас и ужимок, которые обычно характерны для детей. Выражение лица обычно остаётся отстранённым, а взгляд направлен в никуда (это заметно даже на фото). Это делает речь ещё более неестественной, неловкой, будто говорит не человек, а робот.
  • Повторяющиеся действия, склонность к упорядочиванию. Часто у тех, кто родился с синдромом Аспергера, появляется тяга к перфекционизму, то есть к стремлению все упорядочивать. Игрушки выстраиваются по величине, книги складываются в ровную стопочку. Да, у детей старшего возраста подобное явление может свидетельствовать о куда более безобидной тяге к аккуратности, но для ребёнка 3–5 лет подобное стремление к порядку крайне нетипично. Довольно известным стало фото, где совсем ещё маленький ребёнок складывает кубики в идеально ровный столбик. К тому же детям с нарушениями психики свойственно выполнять определённые действия изо дня в день. Такие действия у ещё называют ритуалами.
  • Концентрация на каком-либо одном занятии. Многозадачность при синдроме Аспергера, увы, не характерна: напротив, для таких детей гораздо проще, к примеру, выбрать одну тему разговора и следовать ей. То же самое наблюдается и в отношении хобби, увлечений: человек может отлично разбираться, к примеру, в математике, но при этом не иметь ни малейшего понятия о деятелях изобразительного искусства, фото- и видеотехнике и т. д. Все свободное время, все силы посвящаются любимому занятию, будь-то собирание марок или конструирование моделей самолётов.

  • Нарушения в отношении сенсорики. Такие проявления заболевания не слишком часты, да и на фото их не обнаружить, но порой можно наблюдать обострённое восприятие слуха, зрения и других чувств. Шум, слишком яркий свет, слишком сильные запахи – все эти вещи, незаметные для обычного человека, становятся пыткой для людей с подобным синдромом.
  • Нарушения сна. Некоторые люди, страдающие данным заболеванием, отмечают, что их часто мучает бессонница, а сон нередко беспокойный, часто появляются кошмары.
  • Выше были перечислены наиболее характерные для синдрома Аспергера симптомы, однако это не значит, что они должны проявляться все сразу, или же то, что только этим списком признаки синдрома Аспергера и ограничиваются. Однако если множественные признаки указывают на вероятность наличия этого заболевания, то необходимо обратиться к врачу для обследования и комплексного лечения.

    Диагностика – как распознать этот синдром

    Диагностировать синдром Аспергера – дело не из простых, ведь симптомы этого заболевания схожи с признаками других психических расстройств. Однако чем раньше болезнь будет обнаружена, тем безболезненнее будет проходить адаптация человека с синдромом Аспергера в обществе. Но, опять же, обнаружить заболевание не так-то просто, потому требуется проводить один тест за другим. Притом к делу должны быть привлечены генетики, специалисты в области неврологии. Необходимо будет пройти тест на интеллектуальное развитие, генетические исследования, тест на психомоторику и т. д. Бояться этого не стоит: каждый тест (за исключением генетических исследований, конечно) будет проводиться в форме беседы или игры.

    Непременно должна быть проведена дифференциальная диагностика. Как уже было сказано, часть симптоматики синдрома Аспергера характерна и для других заболеваний, потому важно отсеять все лишнее. В основном тест помогает исключить такие болезни:

    • обсессивно-компульсивное расстройство;
    • гиперактивность;
    • различные формы депрессивных состояний;
    • синдром дефицита внимания;
    • неврастения.

    Кроме того, все эти психические заболевания могут сочетаться с синдромом Аспергера, так что этот момент также необходимо прояснить. К тому же синдром Аспергера очень часто путают с синдромом Каннера, то есть классическим . Но различия между этими заболеваниями есть, и они будут приведены ниже.

    • Аутизм проявляется уже на первых годах жизни, в то время как синдром Аспергера до 3–4 лет диагностировать ни при личном контакте, ни по фото практически невозможно.
    • При классическом аутизме часто нарушена функция речи, в то время как при Аспергере словарный запас не только соответствует уровню здорового ребёнка аналогичного возраста, но и превосходит его. Более того, дети с синдромом Аспергера начинают говорить куда раньше, чем ходить. Дети с классическим аутизмом – наоборот.
    • Интеллект у аутистов значительно снижен, у половины же наблюдается умственная отсталость, притом выражена она довольно ярко. При Аспергере же умственные способности не отстают от нормальных, а иногда и превосходят.
    • Аутисты живут как бы в собственном мире и прогнозы относительно их адаптации в обществе зачастую весьма неутешительны. Многие из аутистов больны вдобавок шизоидной психопатией. Люди же с синдромом Аспергера, несмотря на некоторые особенности поведения, вполне способны вести нормальную жизнь. В особенности если с ребёнком работают специалисты и облегчают процесс налаживания контакта с окружающим миром.

    Как видно, синдром Аспергера не является, в отличие от классического аутизма, непреодолимым барьером к нормальной жизни. Потому важно вовремя обратить внимание на присущие синдрому Аспергера симптомы и посетить врача.

    Тесты, помогающие обнаружить наличие синдрома

    В нынешнее время существует несколько тестов, которые в значительной мере облегчают диагностику синдрома Аспергера. Среди них:

    • Тест RME. Этот тест предполагает постановку диагноза, основываясь на взгляде пациента. Порой это делают даже по фото. Предназначен он в основном для маленьких детей. Однако результаты подобного тестирования могут быть не вполне точными.

    • Тест RAADS-R. Предназначен для подростков от 16 лет и взрослых. Позволяет выявить аутизм, синдром Аспергера и прочие подобные нарушения психики.
    • Тест EQ. Определяет уровень эмпатии человека, то есть его эмоционального развития. У людей с Аспергером эти показатели снижены.
    • Тест AQ. Выявляет наиболее характерные черты поведения людей с подобным заболеванием: наличие «ритуалов», зацикленность на каком-то одном деле или задаче и т. д.

    Перечисленные выше тесты облегчают диагностику заболевания, нельзя говорить о наличии синдрома Аспергера, основываясь только на результатах тестирования или фото. Необходим визит к психологу, психиатру, неврологу и прочим специалистам.

    Лечение заболевания

    Убрать синдром Аспергера как таковой нельзя, так как это генетическое заболевание, однако можно сгладить проявления этой болезни, которые мешают человеку прижиться в обществе. Конечно же, лечение это комплексное и напрямую зависит от симптомов конкретного человека. К примеру, может понадобиться помощь следующих специалистов:

    • . Да, словарный запас у детей с синдромом Аспергера достаточно велик, однако дело здесь больше не в том, что говорит ребёнок, а как он это делает. Логопед поможет малышу придать разговорам эмоциональную окраску, «живые» интонации, сделать речь ярче и насыщеннее. Будут подкорректированы и невербальные методы общения: ребёнок научится непринуждённо жестикулировать, позировать для фото и т. д.
    • . Собственно, именно психолог в большей мере ответственен за исход лечения. Этот врач поможет ребёнку взаимодействовать с социумом, ощущать настроение собеседника, воспринимать те скрытые посылы, которые люди часто адресуют друг другу при общении и т. д.
    • Педагог-дефектолог. Как и психолог, такой педагог способен помочь ребёнку ориентироваться в окружающем мире. Кроме того, он сможет найти нужный подход в плане обучения.
    • Общая терапия: массаж, лечебная физкультура, физиопроцедуры. Все это поможет не только убрать некоторую неловкость движений, которая порой присуща людям с подобной болезнью, но и поспособствует релаксации, восстановлению всего организма.

    Многим подобное лечение кажется довольно трудоёмким, однако оно крайне необходимо для дальнейшей жизни детей с синдромом Аспергера, в особенности для её социальной стороны. И потому важно правильно подойти к вопросу реабилитации детей, страдающих от синдрома Аспергера.

    Прогнозы и профилактика

    У синдрома Аспергера, а, точнее, у людей с таким заболеванием есть все шансы стать нормальными членами общества, и прогнозы относительно такого исхода радуют. Да, некоторые особенности останутся с человеком на всю жизнь, но, в конце концов, каждый человек является личностью по-своему особенной. Очень часто люди, у которых диагностировали синдром Аспергера, находят себя в точных науках: математике, физике, сфере IT, искусству фото- и видеосъёмки и т. д. Более того, некоторые известные личности обладали таким синдромом. Среди них Эйнштейн, Ньютон и другие люди науки. И уж конечно, с тем, что они добились в жизни значительных успехов, спорить трудно.

    Что же касается профилактики (речь, конечно, здесь идёт о тех, кто задумывается о родительстве и хочет не допустить появления синдрома Аспергера у своих детей), то все, что здесь можно посоветовать – это следить за своим здоровьем и избегать вредных привычек. Есть ещё мнение, что на появление синдрома может влиять экологическое состояние окружающей среды. Ничего более конкретного в деле профилактики синдрома Аспергера современная медицина предложить, увы, не может.