Григорий, просветитель великой армении. Именные иконы

Григорий - имя греческого происхождения, переводится как «бодрствую».

Григорий: именины, день ангела

Святые с именем Григорий

Святитель Григорий Богослов (329–389)

Григорий родился неподалеку от города Назианз (территория современной Турции). Происходил он в прямом смысле этого слова из семьи святых: отец - Григорий, епископ Назианзский, мать Нонна, брат Кесарий и сестра Горгония - все они после своей кончины были канонизированы. Получив начальное образование дома, юноша продолжил обучение сначала в Александрии, а затем блестяще показал себя в Платоновской Академии в Афинах. «…Афины - обитель наук… для меня подлинно золотые и доставившие мне много доброго», - вспоминал позднее святитель. Здесь Григорий познакомился со святым Василием Великим (ок. 330 - 279). Они стали друзьями на всю жизнь.

В Академии святой какое-то время преподавал риторику, а затем вернулся домой и принял крещение от отца. Всю свою жизнь Григорий стремился к уединению, с его спокойствием и размеренностью, желая философской созерцательности и молитвенного покоя. Для этого он отправляется в монастырь в город Понт. Но в 361 году по настоянию отца становится священником. В этот период он активно помогает ему в делах управления епархией.

Церковь святого Григория на его родине, в Каппадокии. Фото XIX века

Когда Василий Великий стал архиепископом Каппадокийским, он попросил своего друга занять кафедру в городе Сасимах. Приняв сан епископа, Григорий поначалу согласился на предложение Василия, однако через некоторое время покинул город - не смог вынести его суеты. Три года святой проводит в молитвенной тишине в монастыре. После кончины отца Григорий по настоянию жителей города становится новым епископом Назианза.

Через некоторое время в Константинополе, прослышав о блестящей репутации образованного проповедника, прислали к нему группу, которая упрашивала его стать епископом в столице. Григорий после некоторых колебаний принимает предложение. Об обстановке, которую застал святой в столице, он написал следующее: «Одни, вчера или позавчера оторвавшись от чёрной работы, вдруг стали профессорами богословия. Другие, кажется прислуги, не раз битые, сбежавшие от рабьей службы, с важностью философствуют о Непостижимом. Все полно этого рода людьми: улицы, рынки, площади, перекрестки”. Константинополь раздирали догматические противоречия. Видя это, Григорий Богослов начал активную борьбу против процветавших здесь различных еретических движений.

Книга XIV в. Сочинения Григория Богослова

Во время своего пребывания в Константинополе святитель в домовом храме Воскресения произносит свои знаменитые «Пять слов о богословии». Именно благодаря им он и получил впоследствии прозвище Богослов. Святитель принял участие во Втором Вселенском Соборе (381), однако, не выдержав внутриполитического накала и придворных хитросплетений, добровольно покинул столичную кафедру. «Соборам и собеседованиям кланяюсь издали с тех пор, как испытал много дурного», - писал святитель, объясняя свое последующее нежелание принимать активное участие в жизни Церкви. Он удалился на покой в свое фамильное имение и все оставшееся время посвятил литературным трудам: в частности, он написал автобиографию. Перед смертью святой завещал все свое имущество епархии.

Мощи святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста в церкви святого Георгия в Стамбуле_Lapost_Wiki_GFDL

25 января 389 года он умер в Назианзе. В 950 году мощи святителя Григория были перенесены в Константинополь.

Дни памяти:

12 февраля - Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и

Другие известные святые с именем Григорий:

Святитель Григорий Турский (538–594) происходил из семьи сенаторов. В 573 году стал епископом города Тура. В момент его хиротонии в храме присутствовал король Австразии Сигиберт I и впоследствии был особенно уважаем при королевском дворе. Григорий прославился благодаря своей десятитомной «Истории франков». Этот труд стал одним из самых достоверных источников по истории Западной Европы VI века. Кроме того святитель занимался составлением житий галльских святых.

Святитель Григорий Великий (Двоеслов) (540-604 гг.) происходил из древнего патрицианского рода. Получив блестящее светское образование, Григорий решил стать монахом. Долгое время святитель трудился в Византии, изучая греческий язык и богословие. В 590 году он был избран папой римским. Григорий составил чин , которая до сих пор совершается в период Великого поста. Мощи святого по сей день хранятся в соборе апостола Петра в Ватикане.

Священномученик Григорий, просветитель Великой Армении (252–326), с самого детства остался круглым сиротой. Его родители и вся семья погибли после того, как отец по заказу совершил убийство армянского царя Хосрова. Долгое время Григорий прожил в Риме. Вернувшись на родину христианином, святой был на 13 лет брошен в тюрьму по приказу армянского царя язычника Тиридата. Однако когда властитель впал в безумие, Григорий, помолившись, исцелил его. После этого царь и все население Армении крестились. Так эта страна в 301 году стала первой, где христианство было официально объявлено государственной религией. Григорий стал первым армянским епископом. После его кончины потомки святого долгое время бессменно возглавляли армянскую кафедру.

Интересные факты:

1. Святитель Григорий Богослов оставил после себя богатое литературное наследие, состоящее из 245 писем, 507 стихотворений (написанных подчас в подражании Гомеру в формах гекзаметров, пентаметров, триметров) и 45 «Слов».

Иллюстрации к гомилиям Григория Богослова, XI век

2. Святитель Григорий является одним из трех святых (помимо апостола Иоанна Богослова и Симеона Нового Богослова), который вошел в историю Церкви с именем «Богослов». Его теология оказала существенное влияние на всю последующую историю христианской мысли. Святитель Григорий Богослов в своем сочинении «О стихах своих» назвал три главные цели, которые побудили его встать на путь поэзии: самовоспитание; создание новой поэтической традиции взамен античных стихотворений, чтение которых «приносило иногда дурные плоды»; для борьбы с еретиками.

3. В честь папы римского Григория XIII (1502-1585) названа система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца – григорианский календарь.

Григорианский календарь

4. Имя Григорий было очень популярно в церковных кругах. За всю историю Западной и Восточной Церкви это имя носили 16 римских пап и 7 константинопольских патриархов.

5. В России имя Григорий было наиболее распространено в XIX веке среди обрусевших евреев по аналогии с некоторыми еврейскими именами (например, Гершен).

6. По имени святителя Григория (Двоеслова) названа особая средневековая традиция литургического пения в Римской Церкви - григорианские хоралы (по-лат. cantus planus) - одноголосное пение.

Григорианские хоралы. Фото 2Hans Splinter_CC BY-ND 2.0

Фомапостер. Скачать бесплатно:

Биография:

Священномученик Григорий, просветитель Великой Армении (239-325/6, память 30 сентября), в армянской традиции Григорий Просветитель (арм. Григор Лусаворич, память в Армянской Церкви — 4 раза в год) — первый Предстоятель . Именуется также «Вторым Просветителем армян» (первыми считаются апостолы Фаддей и Варфоломей, по преданию, благовествовавшие в Армении в I в. н. э.).

Основной источник сведений о жизни святителя Григория — «История Армении», автором которой считается секретарь царя Трдата III Великого (287-330) Агафангел.

Григорий Просветитель принадлежал к парфянскому царскому роду — ветви правившей в ту эпоху в Армении династии Аршакидов. Отец Григория Анак, подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хосрова, за что был умерщвлен вместе со всей своей семьей. Лишь младшего сына спасла кормилица-христианка, которая бежала с ним к себе на родину — в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик был крещен с именем Григория и получил христианское воспитание. Возмужав, Григорий женился на христианке Марии и имел двух сыновей. После трех лет семейной жизни супруги расстались по обоюдному согласию, и Мария удалилась в монастырь вместе с младшим сыном.

Григорий отправился в Рим, где поступил на службу к сыну Хосрова — Трдату (Тиридату) III. Прибыв в Армению в 287 г. в сопровождении римских легионов, Трдат вернул себе отцовский престол. Не добившись от Григория отречения от христианства, Трдат велел бросить его в казематы или колодец в Арташате, где Григорий находился в заточении около 15 лет (ныне в месте страданий святителя находится монастырь Хор-Вирап — др.-арм. «глубокая яма»).

Трдат подверг христиан жестоким гонениям, предав мучительной смерти святую деву Рипсимию, игумению Гаианию и с ними еще 35 дев одного из малоазиатских девичьих монастырей. По преданию, за это царя постигла Божия кара: обезумевший Трдат обратился в свиноголовое чудовище, но освобожденный после многолетнего заключения Григорий исцелил царя и обратил его ко Христу.

Святой Григорий был рукоположен во епископа в Кесарии Каппадокийской епископом Леонтием. При содействии царя Трдата христианство распространилось по всей стране (традиционная дата Крещения Армении — 301 г., некоторые историки датируют его несколько более поздним временем — после Миланского эдикта 313 г.).

Духовным центром Армянской Церкви стал основанный св. Григорием в городе Вагаршапате — столице царя Трдата III (по преданию, место строительства кафедрального храма указал сошедший с небес Господь).

Еще при жизни святитель назначил себе преемником своего сына Аристакеса (долгое время Предстоятелями Армянской Церкви cтановились потомки св. Григория). В 325 г. св. Григорий был приглашен на I Вселенский Собор в Никее, но не имел возможности поехать сам и направил туда Аристакеса, который и привез в Армению Никейские постановления.

В 325 г. св. Григорий передал кафедру сыну, а сам удалился в уединение, где вскоре умер. Обнаруженные местными пастухами, мощи святителя разошлись по христианскому миру вплоть до Греции и Италии.

Главная святыня Армянской Апостольской Церкви — десница св. Григория Просветителя — хранится в Первопрестольном Святом Эчмиадзине и является символом духовной власти верховного иерарха Армянской Апостольской Церкви. Во время совершаемого раз в семь лет мироварения Католикос всех армян освящает миро святым копием, пронзившим ребро Иисуса Христа, и десницей св. Григория.

Часть мощей св. Григория, хранившаяся 500 лет в храме его имени в Неаполе, была передана в ходе его визита в Италию в ноябре 2000 г. 11 ноября 2000 г. мощи были доставлены в кафедральный собор св. Григория Просветителя в Ереване, где и пребывают по сей день.

Почитание св. Григория Просветителя на Руси

Пространное житие (мученичество) Григория Просветителя, Рипсимии и Гаиании (извлечение из «Истории Армении» Агафангела) было переведено с греческого на славянский язык не позднее XII в. Перевод службы св. Григорию Просветителю на славянский язык сделан не позднее 60-х гг. XI в.

Случаи посвящения св. Григорию храмов на Руси немногочисленны и связаны с крупными городами и монастырями. В 1535 г. во имя св. Григория Просветителя была освящена столпообразная («иже под колоколы») церковь в новгородском Спасо-Преображенском Хутынском монастыре.

В 1561 г. св. Григорию Просветителю был посвящен один из 8 придельных престолов на Красной площади в Москве. Выбор посвящения (как и для других престолов собора) связан со знаменательными событиями во время осады и взятия русскими войсками Казани в 1552 г.: «...священы церкви приделы... которые ставлены на возвещение чюдес Божиих о Казанском взятии, в которые дни Божиа помочь и победа была православному царю над бусорманы». Судя по общему числу престолов, придел во имя Григория Просветителя существовал и в деревянной церкви 1554 г., стоявшей на том же месте до каменного храма.

См. также Григорий Просветитель («Православная энциклопедия», т. 13).

протоиерей

Дни памяти 26 декабря (8 января); Собор Санкт-Петербургских святых – третья неделя по Пятидесятнице Храмы Всех скорбящих Радость на Шпалерной ул.

Григорий Александрович Сербаринов родился 25 января 1880 г. в селе Нижне-Плуталово Зарайского уезда Рязанской губернии. Григорий Александрович происходил из дворянской семьи, отец его был разорившимся помещиком.

Молодой человек начал свою учёбу в городе Рязань, где в 1901 году окончил духовную семинарию. Затем он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где учился до 1905 года и закончил её со степенью кандидата богословия. Вскоре Григорий женился на Антонине Шишовой, дочери священника Иоанна Дмитриевича Шишова. Отец невесты был известным петербургским пастырем и более тридцать лет служил священником в Петропавловской больнице. После окончания духовной семинарии Григорий Александрович преподавал в духовном училище г. Вятки. В 1909 году он стал священником в приходе своего тестя, в домовой церкви Петропавловской больнице в Петербурге, где продолжал служение до 1911 г.

В начале 20 века у Англиканской церкви был большой интерес к православному вероучению, и были надежды на воссоединение церквей. Благодаря своей эрудиции о. Григорий был назначен патриархом Тихоном в комиссию «Общества во имя Святой Троицы по сближению Русской Православной Церкви с Англиканской церковью». В ходе работы комиссия пришла к выводу, что сближение между двумя церквами невозможно, без существенного изменения вероучения Англиканской церкви. В 1910 г. о работе комиссии о. Григорий, как секретарь петербургского отделения Григорий Сербаринов опубликовал отчет.

С 1912 г. о. Григорий начинает служение в церкви во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость», находящейся по адресу ул. Шпалерная, д. 35. В доме №3 по Вознесенскому проспекту в церковном (старинном доме причта) доме находилась тогда и квартира священника. Здесь жила семья родились его дети - две дочери и сын. Это было время напряженной научной деятельности молодого священника. В декабре 1914 г. он подал прошение разрешить ему для предполагаемой магистерской диссертации представить ранее избранную им тему «Епархиальные съезды духовенства за 40 лет их существования (1867-1907)». Но, к сожалению, защите диссертации не суждено было случиться - началась I мировая война. Во время тяжелых для родины лет отец Григорий не оставлял пастырского служения. Он проводил беседы в полицейских домах Петрограда (Санкт-Петербург был переименован в Петроград с началом войны), проповедовал Казанском соборе.

После октябрьской революции начались гонения на Православную церковь и священнослужителей. Не обошла эта участь и отца Григория Сербаринова. В общей сложности он был арестован четыре раза.

Впервые Григорий Сербаринов был арестован в 1918 г. Батюшка стал узником камеры № 22 Трубецкого бастиона Петропавловской крепости, где провёл около 4 месяцев. После своего освобождения он стал настоятелем Церкви всех Скорбящих радость на Шпалерной улице, где до этого служил. Настоятелем он пробыл с 1918 по 1920 г. В сложные годы гражданской войны в церкви производились денежные сборы в помощь арестованным и на содержание Богословского института.

Новая волна арестов началась с 13 августа 1922 года, когда был расстрелян сщмч. Митрополит Вениамин. 5 сентября 1922 годы Петроградским Губотделом ГПУ были арестованы 22 человека, среди них был и о. Григорий. Официальное постановление о предъявлении обвинения гласило: «за то, что они организовали нелегальные сборища, распространяли ложные слухи, создавая в народе настроения против обновленческого движения». Прежде всего, в ГПУ интересовали связи духовенства с теми, кто проходил по недавнему делу митрополита Вениамина, а также где и как собирались деньги для осужденных и пострадавших семей при изъятии церковных ценностей. Вместе с о. Григорием были арестованы многие известные православные священники и верующие прихожане, в основном дворянского происхождения, которые открыто, выступали против обновленческого движения в церкви. Многочисленные аресты были связаны с работой, созданной в то время православным духовенством Петроградской автокефалии для борьбы с обновленцами. Протоирей Григорий принимал активное участие в жизни епархии. Согласно проколу допроса, он сообщил следователю, что два раза присутствовала на собраниях и «оба раза вырабатывался на этих собраниях устав религиозного объединения Петроградской православной кафолической церкви…». Это подтверждается и справкой, хранящийся в 1 спецотделе МВД СССР: Сербаринов «после постановления «живой церкви» о его высылке в Пензенскую губернию, подписал устав-декларацию Петроградской православной кафолической церкви, а чем и сообщил на следствии. Твердая позиция о. Григория в отношении обновленчества не вызывает сомнения - абсолютное неприятие и практическое размежевание. После ареста, о. Григория выслали из Петербурга на 3 года, сначала в Оренбург, затем в Уральск, оттуда в посёлок Джамбет. Там, он окончил курсы медицинского работника, и стал работать фельдшером в местной больнице.

О. Григорий в ноябре 1924 г. был возвращен из ссылки досрочно по ходатайству Патриарха Тихона. В это время многие храмы в Петрограде захватили обновленцы, и поскольку храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» тоже стал обновленческим, о. Григорий оказался за штатом. Вскоре его пригласили в Сергиевский всей Артиллерии собор (ныне не сохранившейся), где он прослужил до 1930 года. Протоиерей Григорий владел 8 языками и отдавал свои богатейшие знания молодым. С 1928 года совмещал служение в соборе с преподаванием истории западной церкви на Высших Богословских курсах.

В 1930 году сщмч. митрополит Ленинградский и Гдовский Серафим (Чичагов) назначил его на место настоятеля Сестрорецкого Петропавловского собора. В 1931 году Петропавловский собор закрыли, и о. Григорий стал настоятелем местной кладбищенской церкви свт. Николая Чудотворца, но служил там не долго, поскольку в этом же году был назначен настоятелем Рождественской церкви на Песках, где священствовал до 1933 года. В этом же году, он встретился с бывшим сенатором Дмитрием Флоровичем, с которым беседовал о современном положении англиканской церкви и жизни епископа Евлогия (Георгиевского), находившегося за границей.

3 января 1934 года Сестрорецким погранотрядом в церковном доме был проведен обыск, протоиерей Григорий Сербаринов был арестован. У него были конфискованы 17 книг, рукописи и переписка. Вновь священнослужитель оказался в тюремной камере, теперь на Шпалерной улице, д. 25. Он проходил по сфабрикованному властями делу «евлогиевцев».

На допросе о. Григорий заявил: «Свою контрреволюционную деятельность в контрреволюционной организации по сближению Православной Церкви с англиканской отрицаю». Виновным себя он не признал. Но, несмотря на это, был осужден на 5 лет исправительно-трудовых лагерей. О. Григорий с другими заключенными этапом был отправлен на Колыму, в бухту Нагаево. В одном эшелоне с о. Григорием оказался и Петроградский протоиерей Василий Венустов. Они подружились и впоследствии находились вместе в заключении, где работали на строительстве дороги. Тяжелый физический труд подрывал силы людей. Здесь о. Григорию пригодились полученные ранее навыки медицинского работника: его перевели работать фельдшером в лагерный медпункт.

После ареста о. Григория, его жена, Антонина Ивановна, получила предписание выехать в Казахстан, в г. Джамбул. Матушка продала все свои вещи, чтобы добраться до места назначения. Ее жизнь в изгнании трудно поддается описанию: неделю вместе с дочерью она жила на камнях, у реки, под открытым небом, пока кто-то из местных жителей не пустил их под свой кров. Никому не нужные, больные, брошенные всеми, «лишенки» из Ленинграда, были обречены на мучительную голодную смерть только потому, что одна из них была женой священника, а другая - его дочерью.

В 1937 году протоиерея Григория освободили, но жить в больших городах, конечно, не разрешили, и батюшка уехал в Казань.

В конце декабря 1937 года его снова арестовали. Это был арест по I категории, что предполагало расстрел. Но все-таки один формальный допрос состоялся. Виновным в контрреволюционной деятельности о. Григорий себя не признал. Он обвинялся в том, что «возвратившись из заключения, восстановил связь с духовенством, продолжал антисоветскую агитацию, используя религиозные предрассудки». Семейное предание говорит о том, что батюшке предлагали сохранить жизнь в обмен на снятие сана, но он остался тверд. Предание, скорее всего, соответствует истине, так как в обвинительном заключении особо подчеркивалось, что он «добивался через Казанского и Петергофского митрополитов места священника. Своих контрреволюционных взглядов не пересмотрел, заявив об этом на следствии». Это значило не просто верность своему пастырскому долгу, но предпочтение благодатного дара священства - земной жизни. Постановлением Тройки при НКВД Т АССР от 30 декабря 1937 священник был приговорен к высшей мере наказания. Больше на допрос его не вызывали. Приближалось Рождество Христово. В Рождественские праздники, 8 января 1938 года в 21 час 45 мин. протоиерей Григорий был расстрелян.

Постановлением Священного Синода от 30 июля 2003 года протоиерей Григорий Сербаринов (1881 - 8 января 1938) включен в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века, а в мемориальной квартире священника открыт музей.

Тропарь, кондак, величание священномученика Российского XX века

Тропарь, глас 3

Церкве Русския столпе непоколеби-мый,/
благочестия правило,/
жития евангельскаго образе,/
священномучениче (имярек),/
Христа ради пострадавый даже до крове,/
Егоже моли усердно,/
яко На-чальника и Совершителя спасения,/
Русь Святую утвердити в Православии//
до скончания века.

Кондак, глас 2

Восхвалим, вернии,/
изряднаго во святителех (или священницех)/
и славнаго в мученицех {имярек),/
Православия побор-ника и благочестия ревнителя,/
земли Русския красное прозябение,/
иже стра-данием Небес достиже/
и тамо тепле молит Христа Бога//
спастися душам на-шим.

Величание

Величаем тя,/ священномучениче {имя-рек),/
и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа/
во утверждение на Руси Право-славия// претерпел еси.

25 января 1880 г. — родился в селе Нижне-Плуталово Зарайского уезда Рязанской губернии в дворянской семье.

1901-1905 гг. — обучение в Санкт-Петербургской духовной академии.

1909-1911 гг. — священник в домовой церкви Петропавловской больнице.

1912-1918 гг. — священник церкви иконы «Всех скорбящих радость».

1918 г. — первый арест.

1918-1922 гг. — настоятель церкви иконы «Всех скорбящих радость».

1924-1930 гг. — настоятель Сергеевского собора.

1931-1934 гг. — настоятель Рождественской церкви в Песках.

1937 г. — освобожден, без разрешения жить в больших городах.

Декабрь 1937 г. — арестован в четвертый раз.

30 июля 2003 г. — прот. Григорий Сербаринов включен в Собор Новомучеников и Исповедников Российских XX века.

ноябрь 2004 г. — в Петербурге на Шпалерная ул. д. 35 А открылась музей-квартира о. Григория Сербаринова в православном центре «Лествица».

(Ангелопулос Георгий; 1745 или 1746, Димицана - 10.04.1821, К-поль), сщмч. (пам. 10 апр., греч. 10 апр.), патриарх К-польский (1797-1798, 1806-1808, 1818-1821). В 1765-1767 гг. обучался в Афинах у известного педагога Димитрия Водаса, в 1767 г. прибыл в Смирну к своему дяде иером. Мелетию, экклисиарху храма св. Георгия, и посещал Евангелическую школу. Через нек-рое время он отправился на Строфадские о-ва и принял монашеский постриг в одном из мон-рей. Образование Г. продолжал на Патмосе, слушал лекции по богословию у дидаскала Даниила Керамевса. По окончании учения Г. был вызван в Смирну митр. Прокопием и стал служить у него архидиаконом, затем исполнял должность протосинкелла. Здесь в 1783 г. он сделал перевод на новогреч. язык слов свт. Иоанна Златоуста о священстве. В 1785 г. митр. Прокопий стал К-польским патриархом, а его преемником по Смирнской кафедре был назначен Г. За 13 лет управления Смирнской митрополией он ревностно занимался проповедью слова Божия, восстановил неск. храмов, в т. ч. митрополичий собор во имя св. Фотинии, защищал смирнское духовенство от сборщиков хараджа. Он особенно заботился о народных школах, учреждая новые и поддерживая старые, в частности Евангелическую школу, помогал бедным ученикам и учителям.

Г. дважды исполнял обязанности члена Синода (в 1793 и 1797). Во время 2-го пребывания в Синоде он был избран на К-польский Патриарший престол. В первое Патриаршество (9 мая 1797 - 18 дек. 1798) Г. старался обеспечить народу безопасность и спокойствие, направить его свободолюбивые стремления к реальным целям по возможности без ущерба для его гражданского положения в данных условиях. Он издал синодальный томос, запрещавший рукополагать во епископский сан лиц, состоявших ранее в браке и имевших детей. При нем был построен новый патриарший дом. Патриарх принимал меры к разрешению споров мон-рей, в частности писал монахам Афона, что они не имеют права без его ведома ни продавать, ни покупать монастырских владений. Г. восстановил греч. типографию при Патриархии; книги стали печататься под непосредственным надзором патриарха, вел. драгомана, 2 архиереев и 2 мирян.

Низложение Г. произошло по следующим причинам. Во-первых, он считал долговременное пребывание архиереев в столице вредным для их паствы и приказал многим из них выехать из К-поля, чем нажил себе врагов среди архиереев и их светских друзей. Во-вторых, в 1798 г. был казнен покровитель Г. господарь Валахии Константин Ханджери. В-третьих, Порта признавала недостаточными меры патриарха, принятые с целью водворить среди греков спокойствие во время франц. похода в Египет. Он был насильственно устранен от власти и сослан в Халкидон, затем в Драму и наконец на Афон, где жил в Иверском мон-ре и в Великой Лавре.

Во второе Патриаршество (10 окт. 1806 - 10 сент. 1808) Г. по-прежнему призывал народ к повиновению правительству и исполнению гражданских законов, боролся с финансовым кризисом в Патриархии. 10 нояб. 1806 г. он издал синодальный томос, согласно к-рому запрещалось посвящать во пресвитера ранее 30-летнего возраста, во диакона моложе 25 лет и во иподиакона ранее 20 лет (14-е и 15-е правила Трулльского Собора). Архиереям, иереям, иеродиаконам и монахам не позволялось быть восприемниками при крещении, посажеными отцами и шаферами при браке. В янв. 1807 г. Г. опубликовал грамоту о совершении таинств Крещения и Покаяния ввиду замеченных злоупотреблений. Крещение должно совершаться в поместительной купели с достаточным количеством воды посредством троекратного погружения. Все христиане обязаны в течение постов исповедоваться и причащаться, начиная говение и молитвы не в конце поста, а в начале его. В 1807 г. рус. старообрядцы-некрасовцы обратились к патриарху через Дристрского митр. Кирилла с просьбой разрешить им рукоположение священников и диаконов из лиц, к-рых они сами наметили для посвящения. Г. ответил, что своих кандидатов они должны прислать в Патриархию для предварительного испытания; после такого ответа некрасовцы больше не обращались к нему с просьбой. 20 сент. 1807 г. он издал окружное послание к духовенству и народу о просвещении и школах, в к-ром призывал учреждать и возобновлять общие школы и назначать в них достойных учителей.

В июле 1808 г. в К-поле произошел дворцовый переворот, виновник к-рого Мустафа Байрактар, посадив на престол Махмуда II, стал фактическим распорядителем гос. дел. По его инициативе Г. был низложен и удален на о-в Принкипо, где прожил не менее года. Оттуда он был отправлен на Афон, в Иверский мон-рь. 14 дек. 1818 г. Г. был снова избран патриархом и 14 янв. 1819 г. вступил на престол. Он придерживался той же программы, к-рая определилась в первые 2 Патриаршества. В 1819 г. Г. основал специальное благотворительное учреждение - Κιβώτιον τοῦ ἐλέους (Кивот милости) с целью оказывать денежную помощь нуждавшимся христианам. Выдача субсидий производилась 4 раза в год - перед праздниками Рождества Христова, Пасхи, апостолов Петра и Павла и Успения Пресв. Богородицы. Источниками доходов для «Кивота милости» служили ежегодный взнос из патриаршей казны, пожертвования патриарха и вел. драгомана, архиереев, греч. аристократии, купцов, ремесленных цехов, господарей Молдавии и Валахии и т. д. Это учреждение существовало в период Патриаршества Г. и было закрыто в янв. 1823 г. К-польским патриархом Анфимом III. В янв. 1820 г. на имя митрополитов была издана грамота о метрических книгах. Предписывалось всем приходским священникам завести специальный кодекс для записи крестившихся и отмечать в нем время рождения, год, месяц и день совершения крещения, имена восприемников и священника. Г. много содействовал восстановлению рус. мон-ря вмч. Пантелеимона на Афоне. В июле 1819 г. патриарх почтил схоларха и архидидаскала Смирнской филологической гимназии Константина Икономоса достоинством главного и всеобщего иерокирикса Великой Христовой Церкви с правом произносить поучения не только в церквах Смирны, но и повсюду, предпочтительно перед проповедниками и дидаскалами. Г. разделял идеи греч. ученого К. Кумаса, представившего в 1819 г. доклад о школьной реформе, согласно к-рой преимущественное внимание должно уделяться изучению богословия и философии. В особом окружном послании Г. призывал свою паству к просвещению в духе Православия, а также указывал на то, что христиане должны давать своим детям только христ. имена, и порицал распространившуюся в то время моду называть детей древними языческими именами.

В начале греч. национально-освободительного восстания 1821-1829 гг. султан приказал Г. особым посланием известить греков об амнистии, если они сохранят верноподданство Порте, внушить им спокойствие, поставив ответственными за это епархиальных архиереев, силой своей власти разрешить участников «Филики этерия» от данной ими клятвы и побудить их к раскаянию, отлучить от Церкви А. Ипсиланти, молдав. господаря Михая Суцу и всех их сообщников. Этот фирман был прочитан 3 марта 1821 г. вел. драгоманом Порты Константином Мурузи в присутствии Г., митрополитов и представителей народа. Грамота была оглашена одним из архиереев 11(23) марта, в воскресенье, после Божественной литургии в патриаршем храме. Кроме этого документа патриарх и Синод по ходатайству Порты перед иностранными посольствами в К-поле издали особую отлучительную грамоту против Ипсиланти, Суцу и их единомышленников, к-рая была распространена в Молдавии и Валахии. Обе грамоты, однако, не имели никакого результата. Поэтому султан Махмуд начал репрессии против греков, преимущественно среди фанариотов и духовенства. Так, 24 марта был повешен Эфесский митр. Дионисий (Каллиархис), член Синода, имевший родственные отношения среди фанариотов. Затем были заключены в тюрьму митрополиты Афанасий Никомидийский, Григорий Дерконский и Евгений Анхиальский. Оставшиеся в живых фанариоты были выселены с Фанара на Босфор и отданы под строгий надзор полиции, а Фанар сделался лобным местом, где ежедневно происходили казни. От Г. было потребовано личное поручительство за соблюдение порядка и гражданское повиновение всех греков империи. Нек-рые фанариоты и архиереи решили предложить для успокоения султана общее поручительство относительно порядка в столице. Когда Г. сообщил об этом вел. везиру, то он не только не согласился на это предложение, но и потребовал, чтобы в Порту были присланы еще 3 архиерея - Иосиф Фессалоникийский, Дорофей Адрианопольский и Иоанникий Тырновский. 4 апр. был казнен вел. драгоман Порты К. Мурузи. На Пасху утреню и литургию совершал Г. с 12 митрополитами; храм был почти пуст, т. к. говорили, что турки намерены в пасхальную ночь истребить всех христиан. По окончании богослужения Г. и архиереи отправились в патриаршие покои, куда прибыл и вел. драгоман Ставракис Аристархис. В присутствии всех тур. чиновников он прочитал указ о низложении патриарха, после чего Г. был уведен и заключен в к-польскую тюрьму бостанджи-баши. В то время когда в Патриархии происходила церемония избрания нового патриарха Евгения II, Г. был посажен в лодку и в сопровождении 4 чаушей и палача привезен к пристани Фенер, недалеко от Патриархии, где был повешен. Тело Г. провисело 3 дня, т. к. никто из греков не решался купить его у палача, боясь обвинения в сочувствии мученику. На 4-й день к-польские евреи купили тело патриарха за 800 пиастров, привязали за ноги, с криками и ругательствами протащили по улицам и бросили в море. Тело было найдено греками и тайно увезено в Одессу, где было с честью погребено 19 июня 1821 г. в ц. Св. Троицы. В 1871 г. мощи Г. были перевезены из Одессы в Афины и положены в Большой Митрополии.

Лит.: Тринадцать писем Патриарха Григория ([ум.] 1821 г. апр. 10) и одно к Патриарху Григорию... / Сообщ. о. Азарием // ТКДА. 1876. № 8. С. 421-442; Соколов И. И. Константинопольская Церковь в XIX в. СПб., 1904. Т. 1. С. 163-176, 456-495; Преображенский А . Ф . Григорий V, Патр. Константинопольский (1745-1821): Детские годы его жизни // ПС. 1904. Март. С. 457-491; он же . Церк.-административная деятельность Григория V, Патр. Константинопольского, за время управления Смирнской епархией (1785-1797) // Там же. Июнь. С. 944-962; он же . Общее церк.-полит. состояние греч. Востока ко времени вступления Григория V на Константинопольскую Патриархию // Там же. Июль/Авг. С. 166-189; он же . Церк.-нар. просвещение греков при Григории V, Патриархе Константинопольском // Там же. Окт. С. 598-631; Нояб. С. 798-815; Дек. С. 1132-1146; он же . Церк.-обществ. и административная деятельность Григория V, Патр. Константинопольского // Там же. 1905. Февр. С. 226-237; Апр. С. 575-599; Май. С. 3-14; Июнь. С. 212-242; Сент. С. 39-58; Окт. С. 230-260; он же . Гражданско-полит. деятельность Патр. Григория V в связи с обстоятельствами его двукратного низложения и пребывания на покое // Там же. Нояб. С. 377-402; Дек. С. 553-590; 1906. Февр. С. 173-182; он же . Патр. Григорий V и греч. восстание // Там же. 1906. Март. С. 340-369; Июль/Авг. С. 337-371; Πιλάβιος . Τὰ κατὰ τὸν πατριάρχην Γρηγόριον Ε´. ᾿Αθῆναι, 1871; Γεδεών Μ . Ι . Πατριαρχικαὶ πίνακες. ᾿Αθῆναι, 1996. Σ. 534-599; Γριτσόπουλος Τ . Α . Γρηγόριος Ε´ ὁ Πατριάρχης τοῦ ῎Εθνους // Δελτίον ῾Ιστορικῆς καὶ ᾿Εθνολογικῆς ῾Εταιρείας. 1959. Τ. 14. Σ. 164-229; Κρικώνης Χ . Θ . ῾Η ᾿Ορθόδοξος ᾿Εκκλησία πρωταγωνιστὴς τῆς ᾿Εθνεγερσίας τοῦ 1821. Κληρικοὶ Νεομάρτυρες-᾿Εθνομάρτυρες. Θεσσαλονίκη, 1991. Σ. 128-144; [ Ροσόλυμος Λ .] ῾Η ἐν ᾿Οδησσῷ ῾Ελληνικὴ ᾿Εκκλησία τῆς ῾Αγίας Τριάδος, 1808-1908. ᾿Οδησσός, 1908. Σ. 43-53, ανατύπωση, 1995. Σ. 53-65; Παπουλίδης Κ . Κ . Οἱ ῞Ελληνες τῆς ᾿Οδησσοῦ. Θεσσαλονίκη, 1999. Σ. 277-287.

Священномученик Григорий, просветитель Великой Армении, родился в 257 году. Он происходил из рода парфянских царей Арсакидов. Отец святителя Григория, Анак, домогаясь армянского престола, убил своего родственника, царя Курсара, за что весь род Анака подвергся уничтожению. Григория спас некий родственник: он вывез младенца из Армении в Кесарию Каппадокийскую и воспитал в христианской вере. Возмужав, Григорий женился, имел двух сыновей, но вскоре овдовел. Сыновей Григорий воспитал в благочестии. Один из них - Орфан, впоследствии стал священником, а второй - Аростан принял иночество и ушел в пустыню. Чтобы искупить грех своего отца, убившего отца Тиридата, Григорий вступил в свиту последнего и был ему верным слугой. Царевич Тиридат любил Григория, как друга, но не терпел его христианского вероисповедания. По восшествии на армянский престол он стал принуждать святого Григория к отречению от Христа. Непреклонность святого ожесточила Тиридата, и он предал своего верного служителя жестоким мукам: страдальца подвесили вниз головой с камнем на шее, несколько дней обкуривали смрадным дымом, били, издевались, принуждали ходить в железных сапогах с гвоздями. Во время этих страданий святой Григорий пел псалмы. В темнице Господь исцелил все его раны. Когда Григорий вновь предстал перед царем невредимым и радостным, тот изумился и приказал повторить пытки. Святой Григорий претерпел их, не колеблясь, с прежней решимостью и достоинством. Тогда его облили горячим оловом и бросили в ров, наполненный ядовитыми гадами. Господь же хранил Своего избранника: ядовитые твари не повредили ему. Некая благочестивая женщина питала его хлебом, тайно опуская его в ров. Святой Ангел, нисходя к мученику, ободрял его силы и укреплял дух. Так прошло 14 лет. За это время царь Тиридат совершил еще одно злодеяние: он замучил святую деву Рипсимию, старицу игумению Гаианию и с ними еще 35 дев одного из малоазиатских девичьих монастырей.

Святая Рипсимия вместе со своей игуменией и сестрами бежала в Армению, не желая вступать в брак с императором Диоклитианом (284 - 305), прельстившимся ее красотой. Об этом Диоклитиан сообщил армянскому царю Тиридату и предложил ему или прислать Рипсимию обратно, или же самому взять ее в жены. Слуги царя разыскали бежавших и стали уговаривать Рипсимию покориться воле царя. Святая отвечала, что она, как и все сестры обители, обручена Небесному Жениху и в брак вступать не может. Тогда с неба раздался голос: "Дерзайте и не бойтесь, ибо Я с вами". Посланцы в страхе удалились. Тиридат предал деву на жесточайшие пытки, во время которых ее лишили языка, рассекли ей чрево, ослепили и умертвили, разрубив тело ее на части. Игумения Гаиания за то, что воодушевляла Рипсимию мужественно терпеть истязания за Христа, вместе с двумя сестрами-инокинями была предана на такие же муки, после чего они были обезглавлены. Остальных 33-х сестер изрубили мечами и бросили тела их на съедение зверям. Гнев Божий поразил царя Тиридата, а также тех его приближенных и воинов, кто участвовал в истязаниях святых дев. Одержимые бесами, они уподобились диким вепрям (как некогда Навуходоносор. Дан. 4, 30), носились по лесам, разрывали на себе одежду и грызли собственное тело. По прошествии некоторого времени сестре Тиридата Кусародухте было возвещено во сне: "Если не будет изведен из рва Григорий, царь Тиридат не исцелится". Тогда приближенные царя подошли ко рву и спросили: "Григорий, жив ли ты?" Григорий отвечал: "Благодатию Бога моего я жив". Затем они вывели святого мученика обросшего, почерневшего и очень иссохшего. Но по-прежнему он был тверд духом.

Святой повелел собрать останки замученных дев; их с честью похоронили, а на месте погребения построили церковь. В эту церковь святой Григорий привел бесноватого царя и велел ему молиться святым мученицам. Тиридат исцелился, раскаявшись в своих преступлениях против Бога, и принял со всем своим домом святое Крещение. Следуя примеру царя, крестился и весь армянский народ. Заботами святого Григория был воздвигнут в 301 году Эчмиадзинский собор в честь Сошествия Святого Духа. В 305 году святитель Григорий направился в Кесарию Каппадокий-скую и там был поставлен архиепископом Леонтием во епископа Армении. За свои апостольские труды он получил наименование Просветителя Армении. Святитель Григорий обратил ко Христу также многих людей из соседних стран - Персии и Ассирии. Устроив Армянскую Церковь, святитель Григорий призвал к епископскому служению своего сына, Аростана-пустынножителя, а сам удалился в пустыню. Святитель Аростан в 325 году был участником I Вселенского Собора, осудившего ересь Ария. Святитель Григорий, удалившись в пустыню, преставился в 335 году. Десница и часть его святых мощей покоятся ныне в сокровищнице Эчмиадзинского кафедрального собора в Армении. По традиции Армянской Апостольской Церкви, сохраняющейся поныне, этой десницей Верховный Католикос-Патриарх всех армян благословляет святое миро во время мироварения.