Хрестоматия по истории ссср. том1. Материалы про старообрядцев

285. А будет кто на ком учнет искати свиней, или кобыл, и коров, или овец, или иныя какия животины, или пчел с приплодом на прошлые годы, лет на пять и болыпи или менши, и по суду и по сыску в том своем иску истец бу- дет прав, и ему за свиньи и за кобылы, и за коровы, и овцы, или за иную какую животину, и за пчелы править то, чем у него кто завладеет, а в приплоде отказать, для чего он того всего на нем не искал в том году, как у него кто чем завладел. 286. А кто на ком учнет искать сенных покосов деся- тинами, и тех сенных покосов дошцетца, и ему на ответ- чике за десятину сенных покосов велеть править по деся- ти алтын. 287. А кто на ком учнет искать кошенаго сена поко- пенно, волоковых копен, и доищетца, и ему на ответчике кошенаго сена велеть править за копну по алтыну. Глава XI СУД О КРЕСТЬЯНЕХ а в ней 34 статьи 1. Которые государевы дворцовых сел и черных волос- тей крестьяне и бобыли, выбежав из государевых дворцо- вых сел и ис черных волостей, живут за патриархом, или за митрополиты, и за архиепископы, и епископом, или за монастыри, или за бояры, или за околничими и за думными и за комнатными людьми, и за стольники и за стряпчими и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жильцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах, которые книги писцы подали в Поместной в и/ы/ные прика- зы после московского пожару прошлого 134-го году, то беглые крестьяне, или отцы их написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая сво- зити в государевы дворцовые села и в черные волости, на старые их жеребьи по писцовым книгам з женами и з деть- ми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет. 2. Такъже будет кто вотчинники и помещики учнут го- сударю бити челом о беглых своих крестьянех и о бобы- лях, и скажут, что их крестьяне и бобыли, выбежав из-за них, живут в государевых в дворцовых селех, и в черных волостях, или на посадех в посадских людех, или в стрельцах, или в казаках, или в пушкарях, или в и(ы)ных в каких нибудь в служилых людех в Замосковных и в Укра- инных городех, или за патриархом, или за митрополиты, или за архиепископы и епископы, или за монастыри, или за бояры, и за околничими и за думными и за комнатными людьми, и за столники, и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жилцы, и за городовыми дворяны и детми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и по- мещики, и тех крестьян и бобылей по суду и по сыску от- давати по писцовым книгам, которыя книги писцы в По- местной приказ отдали после московского пожару прошлого 134-го году, будет те их беглыя крестьяне, или тех из беглых крестьян отцы, в тех писцовых книгах за ними на- писаны, или после тех писцовых книг те же крестьяне, или их дети, по новым дачам написаны за кем в отделных или в отказных книгах. А отдавати беглых крестьян и бо- былей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем без урочных лет. 3. А кому доведутся беглыя крестьяне и бобыли по су- ду и по сыску отдать, и тех крестьян отдавати з женами и з детми и со всеми их животы, и с хлебом стоячим и с молоченым. А владенья за тех крестьян на прошлыя годы до сего нынешняго уложения не указывати. И которые крестьяне будучи в бегах дочери свои девки, или сестры, или племянницы выдали замуж за крестьян тех вотчинников и помещиков, за кем они жили, или на сторону в и (ы) ное село или в деревню, к того в вину не ставити и по тем девкам мужей их прежним вотчинником и помещиком не отдавать, потому что о том по нынешней государев указ государевы заповеди не было, что ни кому за себя крестьян не приимати, а указы были беглым крестьяном урочныя годы, да и потому, что после писцов во многий годы вотчины и поместья за многими вотчинники и помещи- ки переменилися. 4. А кому беглые крестьяне и бобыли будут отданы, и у тех людей, в тех их крестьянех и в бобылях и в их жи- вотах государевых дворцовых сел и черных волостей при- казным людем и вотчинником и помещиком имати отписи за их руками впредь для спору. А отписи велети писать на Москве и в городех площадным подьячим, а в селех и в деревнях, где площадных подьячих не будет, велеть такие отписи писати иных сел земским или церковным дьячком, и давати такие отписи за своими руками. А которые люди грамоте не умеют, и тем велеть к тем отписям в свое место руки прикладывать отцем своим духовным, или кому они верят, сторонним людем, а своим попом и дьячком и людем никому таких отписей писать не велеть, для того чтоб в таких отписях ни у кого, ни с кем впередь спору не было. 5. А у которых вотчинников и помещиков в писцовых книгах написаны крестьянские и бобыльские пустые дворы, или места дворовые, а про крестьян и бобылей тех дворов в писцовых книгах написано, что те крестьяне и бобыли бежали из-за них в прошлых годех до тех писцовых книг, а челоби- тья их по се время о тех крестьянех ни на кого не быва- ло, и по тем пустым дворам и по дворовым пустым местам в тех крестьянех и бобылях суда не давать для того, что они во многие годы о тех своих крестьянех ни на кого государю не бивали челом. 6. А из-за кого беглые крестьяне и бобыли по суду, и по сыску и по писцовым книгам будут отданы исцом, или бес суда кто отдаст по уложенью, и тех крестьян по че- лобитью тех людей, за кем они в бегах жили, записывать в Поместном приказе за теми людми, кому они будут отда- ны. И из-за кого они будут взяты, и с тех помещиков и с вотчинников государевых поборов никаких по переписным книгам за них не имать, а имать государевы всякие побо- ры с тех вотчинников и помещиков, за кем они по отдаче учнут жить во крестьянех. 7. А у которых вотчинников по суду и по сыску и по писцовым книгам крестьяне взяты будут и отданы исцом ис ку-пленых их вотчин, а купили они те вотчины у вотчин- ников с теми крестьяны после писцов, и в купчих те крестьяне у них написаны, и тем вотчинником, вместо тех отдаточных крестьян, взяти на продавцах таких же крестьян со всеми животы и с хлебом стоячим и с молоче- ным, из и(ы)ных их вотчин. 8. А у которых вотчинников и помещиков в прошлых го- дех о беглых крестьянех и о бобылях суд был, и с суда кому в таких беглых крестьянех, до сего государева ука- зу, отказано прежним указом блаженныя памяти великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всеа Русии указными леты, и ведено тем беглым крестьяном и бобылям жить за теми людьми, за которыми они указные лета зажили, или у которых помещиков и у вотчинников о беглых же крестьянех и бобылях в прошлых годех до сего государева указу была полюбовная зделка, и по полюбов- ной зделке кто кому своих крестьян поступился, и за- письми укрепилися, или челобитные мировые подали, и тем всем делам быть по тому, как те дела вершены до сего государева указу, а вновь тех дел не всчинать и не пе- реговаривать. 9. А которые крестьяне и бобыли за кем написаны в переписных книгах прошлых 154-го и 155-го годов, и пос- ле тех переписных книг из-за тех людей, за кем они в переписных книгах написаны, збежали, или впредь учнут бегати: и тех беглых крестьян и бобылей, и их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами и з детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с молоченым отдавать из бегов тем людем, из-за кого они выбежат по перепис- ным книгам, без- урочных лет, а впредь отнюд никому чюжих крестьян не приимать, и за собою не держать. 10. А будет кто с сего государева уложенья учнут беглых крестьян, и бобылей, и их детей и братью и пле- мянников приимать и за собою держать, а вотчинники и помещики тех своих беглых крестьян за ним сыщут, и им тех их беглых крестьян и бобылей, по суду и по сыску, и по переписным книгам отдавать з женами и з детьми, и со всеми их животы и с хлебом стоячим и с молоченным и з земляным без урочных же лет. А сколько они за кем с се- го государева уложенья в бегах поживут, и на тех, за кем учнут жити, за государевы подати и за помещиковы доходы взяти за всякого крестьянина по десяти рублев за год, и отдавати исцом, чьи те крестьяне и бобыли. 11. А будет кто на кого учнет государю бити челом о беглых же крестьянех и бобылях, а в писцовых книгах тех крестьян и отцов их за исцом и за ответчиком ненаписа- но, а написаны те крестьяне за исцом или за ответчиком в переписных книгах прошлых 154-го и 155-го годов, и тех крестьян и бобылей отдавати по переписным книгам тому, за кем они в переписных книгах написаны. 12. А будет у кого с сего же государева указу из вотчины или ис поместья збежит крестьянъская дочь дев- ка, и збежав выйдет замуж за чьего кабалнаго человека, или за крестьянина, или кто у кого с сего государева указу крестьянскую дочь девку подговорит, и подговоря выдаст за своего кабальнаго человека, или за крестьяни- на или за бобыля, и тот, из за кого она збежит, учнет об ней бити челом государю, и по суду и по сыску сыщет- ся про то допряма, что та девка збежала, или подговоре- на, и ее тому, из за кого она выбежит, отдати и с мужем ея и з детьми, которых она детей с тем мужем приживет, а животов мужа ее с нею не отдавати. 13. А будет та беглая девка выйдет замужь за чьего человека, или за крестьянина за вдовца, а до нея у того мужа ея будут дети с первою его женою, и тех мужа ея первых детей исцу не отдавати, а быти им у того, у кого они в холопстве или во крестьянстве родилися. 14. А будет истец учнет с тою беглою девкою искати сносу, и ему в том дата суд, и с суда учинити указ, до чего доведется. 15. А будет из за кого збежит крестьянка вдова, а муж ея за тем, из за кого она выбежит, написан в писцо- вых или в отделных книгах и в выписях, или в ыных в ка- ких крепостях во крестьянех или в бобылях, а збежав та крестьянка выдет замуж за чьего кабалного человека, или за крестья нина, и ту крестьянку вдову тому помещику, за кем пер- вой ея муж в писцовых или в переписных книгах, или в выписях и в и(ы)ных крепостях написан, отдати с мужем. 16. А будет первой муж тоя вдовы за тем, из за кого она выбежит, в писцовых и в переписных книгах и в ыных каких крепостях не написан, и той вдове жити за тем, за чьего она человека или за крестьянина замуж выдет. 17. А будет из за кого выбежит крестьянин или бо- быль, и в бегах дочь свою девку или вдову выдаст замужь за чьего кабальнаго человека или за крестьянина или за бобыля того, к кому он прибежит, а после того тот бег- лой крестьянин по суду доведется, отдать з женою и з детьми тому, из за кого он выбежит, и с тем беглым крестьянином или и з бобылем прежнему его помещику от- дать и зятя его, за кого он в бегах дочь свою выдаст. А будет у того зятя его будут дети с первою его женою, и с тех его первых детей челобитчику не отдавати. 18. А будет такой беглой крестьянин или бобыль в бе- гах дочь свою выдаст замужь за чьего кабальнаго или старин-наго человека, или за крестьянина, или за бобыля иного помещика или вотчинника, и ту крестьянскую дочь, которая в бегах будет замужь выдана, отдати исцу с му- жем же ея. 19. А будет которой помещик или вотчинник ис по- местья своего, или из вотчины, или чьи прикащики и ста- росты, крестьянских дочерей девок или вдов учнут отпус- кати итти замужь за чьих людей или за крестьян, и им тем крестьянским дочерям, девкам и вдовам, давати от- пускныя за своими или за отцов своих духовных руками, впередь для спору. А вывод имати за те крестьянския до- чери по договору. А что кто выводу возмет, и то в от- пускных писати имянно. 20. А будет к кому в вотчину и в поместье придут ка- кия люди, и скажутся, что они вольныя, и похотят те лю- ди за ними жити во крестьянех, или в бобылях, и тем лю- дем, к кому они придут, роспрашивати их, какие они вольные люди, и где их родина, и за кем жили, и откуды пришли, и не беглые ли чьи люди и крестьяне и бобыли, и есть ли у них отпускныя. Да которые отпускных у себя не скажут, и помещиком и вотчинником про таких людей про- ведывати подлинно, прямо ли они вольные люди, и прове- дав подлинно, приводит их того же году к записке к Москве в Поместной приказ, а казанцом и казанских при- городов в Казань, а новгородцем и новгородцких пригоро- дов в Новъгород, а псковичам и псковских пригородов во Псков. А в Поместном приказе и в городех воеводам таких вольных людей по тому же роспрашивати, и речи их запи- сывати подлинно. Да будет те люди, которых приведут к записке доведутся по их рос- просным речам отдати во крестианство тем людем, кто их к записке приведет, и тем людем, кому они отданы будут во кристианство, велети тех людей к роспросным речам во взятье руки прикладывати. 21. А будет кто вотчинник или помещик прихожево че- ловека приведет к записке, не проведав подлинно, а за таких людей учнут иматися во крестианстве, и тех людей во крестиане исцом отдавать по суду и по сыску и по пе- реписным книгам з женами, и з детьми, и з животы. Да на тех же людех, кто не проведав подлинно примет чюжаго крестьянина, или бобыля, имати на те годы, сколько за кем жил, за государевы подати и завотчинниковы и поме- щики доходы по десяти рублев на год, для того, не про- ведав подлинно, не приимай чюжаго. 22. А которые крестианские дети от отцов своих и от матерей учнут отпиратися, и тех пытати. 23. А которые всяких чинов люди, хотя беглых чюжих крестьян и бобылей за собою укрепить, возмут на них ка- балы или записи во многой съсуде, и кому те беглые крестьяне и бобыли по суду и по сыску будут отданы, и они на тех людей по тем ссудным записям и кабалам в той ссуде учнут бити челом, и тем людем, у кого такия ссуд- ныя и кабалы и записи будут, отказывати, и по тем ссуд- ным кабалам и по всяким крепостям им суда не давати и тем кабалам и ссудным записям не верити, а имати те за- писи и кабалы у них в Приказ, и записывати в книги, а тех беглых крестьян, и бобылей отдавати старым вотчин- ником и помещиком со всею съсудою. А тем людем, у кого те беглые крестьяне или бобыли будут взяты, в той съсу- де отказывати, не приимай чюжих крестьян и бобылей, и не давай им съсуды. 24. А у которых вотчинников и помещиков крестьян их братья, и дети, и племянники написаны в переписных кни- гах во дворех со отцы своими и с племянем вместе, а после переписки отделилися и учали жити себе дворами, и тех дворов в утайку не ставити, и лишними дворами не называти, а в Поместном приказе их не записывати, пото- му, что они в переписных книгах написаны со отцы своими и с племянем вместе. И въпредь, сентября с 1-го числа нынешняго 157 году, о утаеных дворех никому государю не бити челом, и в Поместном приказе о том ни у кого чело- битен не прии-мати для того, что в прошлом во 154-м и во 155-м годех по государеву указу за всякими вотчинни- ки и за помещики крестьян и бобылей переписывали столь- ники и дворяне московские за крестным целованием, а ко- торые писали не по правде, и в те места посыланы пере- писыватй вдругоряд, а за неправое писмо перепищиком учинено жестокое наказа- ние. 25. А которые всяких чинов люди учнут на ком искати беглых своих крестьян и их крестьянских животов, а на- пишет в ыску тех крестьянских животов рублев на пятьде- сят и болши, или кто на ком учнет беглых своих крестьян искати а в ысковой челобитной животов крестьянских имянно, сколько каких животов, и цены им не напишет, а ответчик тех крестьян за собою не скажет, и доведется до веры, и за тех крестьян, против исковой челобитной, за всякую голову класти по четыре рубли, а за глухие животы по пяти рублев, а в больших животах вершити по суду. 26. А кто ответчик во крестьянех не запрется, а про животы скажет, что к нему тот крестьянин пришол без жи- вотов, а истец скажет, что крестьянин его к тому его ответчику пришол з животы, а сколько каких животов у того крестьянина его было, и того в ысковой своей чело- битной и цены тем крестьянским животам не напишет же, а доведетца до веры же, и за такие крестьянские глухие животы у веры класти по пяти рублев, а крестьян, взяв у ответчика, отдати исцу. 27. А кто на суде в чьем крестьянине запретца и от- целуетца, а после тот крестьянин, в котором он отцелу- етца, объявитца у него, и того крестьянина взяв у него, отдать исцу со всеми животы против исковой челобитной, а ему за вину, что он крест поцелует не на правде, учи- нить жестокое наказанье, бить его кнутом по торгом по три дни, что бы про то было ведомо многим людем, за что ему такое наказанье указано учинить, и бив его по тор- гом кнутом по три дни, посадить его в тюрму на год, и впредь ему ни в чем не верить, и ни в каких делех ни на кого суда не давать. 28. А в которых крестьянех ответчики на суде не зап- рутца и доведутца те крестьяне по суду взяв у ответчика отдать исцу, и тех крестьян отдавати исцом во крестьян- ство з женами и з детьми, которых детей тех беглых крестьян хотя и в писцовых книгах не написано, а живут они со отцом своим и с матерью вместе, а не в разделе. 29. А которые ответчики учнут на суде в беглых крестьяннех и в их крестьянских животах запиратца, а после того у веры у крестнаго целованья тех крестьян они у себя скажут, и учнут исцом отдавать, а в животах их учнут попрежнему запиратца, и на них те крестьянские животы велеть доправить, и отдать исцом без крестнаго целованья, потому что они на суде во всем запиралися, в людех и в животах, а после того крестьян отдают, а жи- вотами их сами хотят корыстны быть. 30. А за которыми помещики и вотчинники крестьяне и бо- были в писцовых, или во отдельных или во отказных кни- гах, и в выписях написаны на поместных их и на вотчин- ных землях порознь, и тем помещикам и вотчинником крестьян своих с поместных своих земель на вотчинныя свои земли не сводити, и тем своих поместей не пустоши- ти. 31. А будет которыя помещики и вотчинники крестьян своих учнут с поместных своих земель сводити на вотчин- ныя свои земли, а после того поместья их даны будут ко- му иным помещиком, и те новые помещики учнут государю бита челом о тех крестьянех, которыя с поместных земель сведены на вотчинныя земли, что бы тех крестьян с вот- чинных земель отдати на поместныя земли, с которых они сведены, и тем новым помещиком тех крестьян с вотчинных земель на поместныя земли отдавати со всеми их кресть- янскими животы, и с хлебом стоячим и с молоченым. 32. А будет чьи крестьяне и бобыли учнут у кого най- мова-тися в работу и тем крестьяном и бобылем у всяких чинов людей наймоватися в работу, по записям, и без за- писей, поволно. А тем людем, у кого они в работу най- мутся жилых и ссудных записей и служилых кабал на них не имати и ничим их себе не крепити, и как от них те наймиты отработаются, и им отпущати их от себя безо всякаго задержания. 33. А от которых всяких чинов от помещиков и от вот- чинников и с порубежных городов бегают за рубеж люди их и крестьяне, а быв за рубежем, пришед из-за рубежа, у старых своих помещиков и вотчинников жита не похотят, учнут просита воли, и тех беглых людей и крестьян росп- рашивая отдавати старым их помещиком и вотчинником, из за кого они бегали, а воли им не давати. 34. А от которых вотчинников и помещиков, которыя ис-помещены в порубежных городех люди их и крестьяне бегают зарубежь в немецкую и в литовскую сторону, и за рубежем женяся на беглых же жонках и на девках разных помещиков, и женятся выходят из за рубежа к старым сво- им помещиком и вотчинником, и как они выдут, и те их старыя помещики учнут государю бита челом один о девке или о жонке, что шла его крестьянка за того беглого крестьянина, а ответчик его учнет говорить, что кресть- янин его на той беглой девке или на жонке женился за рубежем в бегах, и им по суду и по сыску в тех же бег- лых людех и во крестьянех дати жеребей, да кому жеребей выметца, и тому за девку, или за жонку, или за мужика дати выводу пять рублев, для того, что они оба были в бегах за рубежем. Глава XVI О ПОМЕСТНЫХ ЗЕМЛЯХ а в ней 69 статей В Московском уезде были поместьям: 1. За бояры по двесте четвертей за человеком. За околничими, и за думными дьяки по сту по пятиде- сят четвертей за человеком. За столники, и за стряпчими, и за дворяны московски- ми, и за дьяки, и московских стрельцов за головами, и за степенными, и за путными ключники по сту четвертей за человеком. За дворяны из городов, которые служат по выбору, по се-мидесят четвертей за человеком. За жильцы, и за стремянными конюхи, и за сотники московских стрельцов по пятидесят четвертей за челове- ком. За дворовыми людьми, за стряпчими, и за сытники, и ца-рицина чину, за детьми боярскими, с поместных их ок- ладов со ста четвертей по десяти четвертей. 2. А которые помещики всяких чинов похотят межь себя поместьи своими менятися, и им о росписке тех своих ме-новных поместей бита челом государю, и челобитные о том подавати в Поместном приказе, за руками. 3. А меняти поместья московским всяких чинов людем с московскими же всяких чинов людьми, и з городовыми дво- ряны, и детьми боярскими, с ыноземцы, четверть на чет- верть, и жилое на жилое, и пустое на пустое, а нежилое на пустое, и те их меновныя поместья межь ими росписы- вати по их полюбовному челобитью и по заручным челобит- ным. А где у кого в мене перейдет сверх мены и лишнее немногие четверти, и те немногия четверти по тому же за ними по их полюбовному челобитью росписывати. 4. А будет которые помещики и вотчинники поместныя или вотчинныя свои земли учнут меняти же которых монас- тырей архимаритом, и игуменом, и строителем з братьею, на монастырские вотчинныя земли, и учнут те помещики и вотчинники и архимариты и игумены и строители з братьею бита челом государю тех меновных земель об росписке, и по их полюбовному челобитью и по заручным их челобитным такия земли за ними потому же росписывати. 5. А которые помещики и вотчинники всяких чинов уч- нут межь себя меняти вотчинныя земли на поместныя зем- ли, или поместныя земли на вотчинныя земли, и учнут би- ти челом, чтобы по их челобитью те их земли росписати, поместную землю в вотчину, а вотчинную землю в по- местье, и по тому их полюбовному челобитью те земли за ними роспнсы- вати же, против того же, как о том писано выше сего. 6. А будет кто с кем поместьем поменяется, или кто кому вотчинную свою землю променяет на поместную землю, и теми своими меновными землями учнут владети по запи- сям, а в Поместном приказе не расписався, и кто из них один умрет, а другой останется, и учнет тех меновных земель бити челом о росписке, и в таких меновных землях отказывати, и тех меновных земель за ними после умерших не росписывати. 7. А будет кто учнет государю бити челом о росписке меновного своего поместья, или вотчины со крестьяны, а выменяет он на то свое жилое поместье, или на вотчину поместную, или вотчинную пустую землю, а про крестьян жилого своего поместья или вотчины напишет, что ему крестьян из поместья своего свести на иную свою помест- ную землю, и такия поместья и вотчины по заручным чело- битным росписывати же. 8. А будет кто учнет государю бити челом о поместь- ях, которыя поместья даны на прожиток дворяном и детем боярским старым, которые от службы отставлены, и вдовам старым же, чтобы государь их пожаловал, велел те дво- рянские и вдовины прожиточные поместья дати им впожить, и тем людем, которые учнут бити челом под кем о по- местье впожить, отказывати, и впожить поместей не дава- ти. 9. А будет кто здаст поместье за старостью дядя пле- мяннику, или брат брату, а в здаточной записи и о рос- писке в челобитной напишет, что племяннику дядю, или брату брата до его живота кормить, а после того учнут бити челом дядя на племянника, а брат на брата, что они их не кормят и ис поместья выбивают, и крестьяном слу- шати их не велят, и у таких племянников и у братьи те здаточные поместья взяти, и отдати тем, чьи они были напередь того, А которые они записи на себя дали, и те записи не в записи. 10. А будет вдовы или девки учнут прожиточныя свои поместья здавати кому нибудь за то, что тем людем, кому они те свои поместья здадут, кормить и замуж выдати, и им на тех людей, кому они те свои поместья здадут, в том, что их тем людем кормить и замуж выдати, имати за- писи за руками. А будет которая вдова или девка, здав свое поместье, учнут государю бити челом, что те люди, кому они те свои поместья здадут, не кормят их, и замуж не выдают, и ис тех их прожиточных поместей выбивают, и по тому их челобитью указ учинити, прожиточные их вдо- вины и девкины поместья взяв, отдати тем вдовам и дев- кам на прожиток по- прежнему, а которые они записи дали, и те записи не в записи. 11. А здавати девкам свои прожиточные поместья, ко- торая девка будет в возрасте, в пятнадцать лет. А будет кто о девкине о прожиточном поместье учнет государю би- ти челом, и скажет, что ему девка свое прожиточное по- местье здает, а девка в те поры будет в малых летех меньши пятинатцати лет, и таким челобитчиком не верити, и девкиных прожиточных поместей за ними не сиравливати. 12. А которые всяких чинов люди владеют поместьи по здаточным записям, а государю они о тех поместьях не били челом, и в Поместном приказе те поместья за ними не справлены, и те у них поместья отнимати, и отдавати в роздачю челобитчиком потому, что они теми поместьи владеют по здаточным записям без государева указу. 13. А выморочные поместья московских всяких чинов людей, и городовых дворян, и детей боярских, и инозем- цов давати женам их на прожиток и детем по указу. А что у жон за прожитком и у детей за дачами останется в лиш- ке, и те поместья отдавати в род беспоместным и малопо- местным. А будет в котором роду беспоместных и малопо- местных нет, и те поместья отдавати и в чюжие роды мос- ковских чинов московским же людем, и городовым дворя- ном, и детем боярским, и городовых дворян, и детей бо- ярских городовым же дворяном, и детям боярским и мос- ковским всяких чинов людям, кого государь пожалует. 14. А иноземские иноземцом беспоместным и малопо- местным, а мимо иноземцов иноземских поместей никому не давати. А русских людей поместей иноземцом не давати. 15. А будет кто сворует, женится на четвертой жене, и приживет с нею детей, и после его той его четвертой жене и детям, которых детей приживет он с.тою четвертою женою, поместья его и вотчин не давати. 16. А после которых московских чинов людей и городо- вых дворян и детей боярских и иноземцов жены останутся бездетны, а поместей и купленых вотчин после мужей их не останется, и на прожиток им дати будет не ис чего, а останутся мужей их выслуженыя и родовыя вотчины, и тех умерших женам давати на прожиток мужей их из выслуженых вотчин по разсмотрению, по их живот. А тем вдовам тех выслуженых вотчин не продать, и не заложить, и по душе не отдать, и в приданые за собою не писать. А будет пойдет замужь, или пострижется, или умрет, и те вотчины отдавати вотчинником, кто к тем вотчинам будет в роду ближе. 17. А которая вдова зговорит замужь с поместьем сво- им и з дочерним, и жениху дата один жеребей вдовий, будет ея поймет, или девкин будет, кто девку поймет. А будет девка останется, и тем поместьем владеть девке, пока- мест поспеет замужь, и она также с тем своим жеребьем замужь выдет. 18. А будет зговорит замужь вдова, иноземцова жена, за дворянина, или за сына боярского за беспоместного, или за поместнаго с прожиточным своим поместьем, и те прожиточныя поместья за теми людьми, за кого они замужь зговорят, по тому же справливати. 19. А будет за котораго за крещенаго иноземца згово- рит замужь вдова дворянская, или сына боярского жена с прожиточным поместьем, и той вдове по тому же с прожи- точным своим поместьем за крещенаго иноземца замужь ит- ти вольно. 20. А за кого зговорит замужь вдова или девка с про- житочным своим поместьем, и тому о справке того прожи- точного поместья бити челом государю до женитвы своей. А будет кто такова прожиточнаго поместья за собою до женитвы своей не справит и учнет о том прожиточном по- местье государю бити челом после женитвы своей, и за ним того прожиточного поместья не справливати, и отдать в род беспоместным и малопоместным по разсмотрению. А будет в том роду беспоместных и малопоместных нет, и такия поместья отдавать челобитчиком и в чюжие роды, кто о том поместье учнет государю бити челом. 21. А будет которыя вдовы пойдут замужь за дворян и детей боярских с прожиточными своими поместьи, а мужья их, справливая те их прожиточныя поместья, учнут за со- бою таить те их прожиточныя поместья, и взяв они те прожиточныя поместья помрут, и те прожиточныя поместья попрежнему даны будут тем же их женам, которые с теми поместьи за них придут, и на тех же жен о тех прожиточ- ных поместьях будут челобитчики против мужей их старых утаеных поместей, и тем челобитчиком отказывати и у вдов за утайку старых поместей мужей их тех прожиточных поместей не отъимати. 22. А которые дворяне и дети боярские померли на го- судареве службе под Смоленском, а после их осталися ма- тери и жены з детьми, с сыновьями, с недоросльми, а по- местья за теми дворяны и детьми боярскими в дачех были небольшие, четвертей по сороку, и по пятидесять, и по штидесять, и по семидесять, и по осмидесять, и по сту, и ис тех их поместей после их дано было на прожиток же- нам их опричь детей их, а дети их в то время были недо- росли, года по три и по четыре, и те вдовы с теми свои- ми прожиточными поместьи пошли замужь, а за мужьями их и опричь тех прожиточных их поместей. иныя поместья есть, а дети их недоросли о том на них, что матери их с теми поместьи пошли замужь, не били челом, потому что они в те поры были малы, а ныне будет те дети их о тех поместьях учнут государю бити челом, чтобы те отцовския поместья отдати им, и те их отцовския поместья у тех людей, за которых матери их пошли замужь, взяв, отдати им, хотя будет те люди, за которыми матери их и беспоместны. 23. А будет после которых умерших помещиков поместья их даны будут женам их з детьми, или с пасынки или с племянники, а дети, или пасынки, или племянники втепоры будут малы, а вступится и побити челом государю за них будет некому, и в делу они тех поместей будут изобиже- ны, а как они будут в возрасте, и они о той обиде учнут государю бити челом, и их с теми людьми, на кого они учнут бити челом, ставити с очей на очи, и розыскивая давати им в поместье передел. 24. А у которых дворян и у детей боярских старыя от- цовския поместья в разореных городех, а учнут они бити челом государю о поместье вновь, и им те старыя отцовс- кия поместья, которыя и в разореных городех, объявлять, а не таить. Да кто старого поместья не утаит, и ему вновь поместья дата, сыскав, будет старое поместье пря- мо пусто, и служить ему не с чего. 25. А будет кому дано будет поместье вновь, а от- цовское или свое поместье прежнюю дачю утаит, и в том на него будут челобитчики, а сыщется про то допряма, что он отцовское поместье или свою прежнюю дачю утаил, и у него против того отцовского или его утаенаго по- местья взяти столько же четвертей, и отдати челобитчику из ыного его поместья, о котором учнет государю бити челом челобитчик. 26. А будет кто на кого учнет государю бити челом о поместье утайкою ложно, и сыщется про то допряма, что тот челобитчик бил челом государю ложно, хотя у кого поместье отняти ложным своим челобитьем напрасно, и на таких челобитчиках, за ложное их челобитье тем людем, на кого они учнут бити челом ложно, правити проести и волокиты, с того числа, как они то свое ложное чело- битье заведут, да по то число, как то дело вершится, по две гривны на день, чтобы никому ни на кого не повадно было ложно бити челом. 27. А которые дворяне и дети боярские учнут бити че- лом сами на себя о справках о прописных, о старых своих поместьях, чтобы те их поместья справити за ними, а че- лобитчиков на них о тех их прописных поместьях наперед их челобитья не будет, хотя за один день, и за теми людьми те их старыя прописныя и утаеныя поместья справ- ливати в поме- стье попрежнему к старым их поместьям и в оклады, а в утайку им того не ставити. 28. А будет на кого о таких прописных и утаеных по- местьях учнут бити челом челобитчики, наперед их чело- битья, хотя за один день, и у тех людей такие прописные и утаеные поместья имать и отдавать челобитчиком по прежнему уложенью. 29. А которые будут дворяне и дети бояръские были в полону лет по десяти, и по пятинатцати, и по дватцати, и по дватцати по пяти лет, и больши, а поместья отцов их, или их особыя поместья без них, как они были в по- лону, розданы в роздачю, и они учнут бити челом госуда- рю, чтоб те отцов их и их особыя поместья отдати им, и тем полонеником отцовския и их поместья из роздачи от- давать по разсмотренью. 30. А будет котораго дворянина, или сына боярского, или иноземца на государеве службе в полкех убьют воинс- кие люди, и женам их ис поместей их давать на прожиток с окладов их со ста по дватцати четвертей, а дочерям их со ста по десяти четвертей. 31. А будет которой дворянин, или сын боярский, или иноземец на государеве же службе в полкех умрет, и же- нам их ис поместей их давать на прожиток с окладов их со ста по пятинатцати четвертей, а дочерям их со ста по семи четвертей с осминою. 32. А котораго дворянина, или сына боярского, или иноземца не станет дома, а не на государеве службе, и женам их давать ис поместей их на прожиток с окладов их со ста по десяти четвертей, а дочерям по пяти четвер- тей. 33. А будет после которых умерших поместья их даны будут детем их неверстаным, а те дети их помрут неверс- таны же, а после их останутца жоны их з дочерми, и те их жоны и дочери учнут государю бити челом ис поместей их себе на прожиток, а отцовских окладов тех умерших не сыщетца, а отцы их побиты или померли на государеве службе, и тех неверстаных умерших женам и дочерям ис тех их поместей давать на прожиток против окладу нович- ной большой и середней статьи. А которых отцы померли по домам, и тем давать против окладу середней и меньшой статьи. 34. А у которых дворян и у детей бояръских два или три сына, и те дворяне и дети боярские поместья свои справили за меньшими своими детьми, а больших своих де- тей написали в отводе, и те их дети, которых они напи- сали в отводе, учнут бити челом государю на меньшую свою братью, чтобы государь пожаловал их, велел им то отца их поместье дать всем, и розделить жилое и пустое по четвертям для того, что за ними поместья малые новые дачи, и по тому его челобитью, таким челобитчиком отца их поместье, смешав с новою их дачею, розделить всем братьям поровну, и из- верстав живущее и пустое повытно, по четвертям, чтоб ни кто ни от кого изобижен не был. А будет кому поместье дано будет в четвертях большая дача, и ему отцова по- местья не давать, а отдавать отцово поместье меньшим братьям. 35. А что до московского и после московского пожару в Северских городех, в Рыльску, В Путивле, в Белегоро- де, детем бояръским тех городов даваны в поместье пус- тые порожние бортные ухожьи в оклады за четвертную паш- ню, а иным даваны оброчные земли в поместье же и во об- рок, и будет впредь о таких бортных ухожьях, и о оброч- ных землях тех городов дети боярские учнут государю би- ти челом в поместья же, и такие порожние бортные ухожьи давать в поместья сыскивая большими сыски накрепко, бу- дет те бортные ухожьи прямо порозжи, и спору об них ни с кем не будет. А оброчных земель и бортных ухожьев об- рочных же в поместье в четвертную пашню никому не дава- ти. 36. А будет которой помещик приищет где пустые озера или в реках рыбные ловли порозжие, а не поместные, и не вотчинные, и не оброчные, и учнет о тех водах бити че- лом государю в поместье за четвертную пашню, и такие воды всяким помещиком отдавати в поместье за четвертную пашню по разсмотренью. 37. А которые дворяне и дети боярские и всяких чинов помещики учнут государю бити челом о выморочных по- местьях, а в челобитных своих напишут, что после умер- ших жон и детей и роду не осталося, и тем челобитчиком велети к тем челобитным свои руки прикладывать. Да кому такие выморочные поместьи будут даны, а после того на тех челобитчиков учнут государю бити челом тех умерших жены и дети или род, что те челобитчики их в челобитье своем утаили, хотя поместья их завладеть напрасно, и сыщетца про то допряма, что их первые челобитчики утаи- ли, и у тех первых челобитчиков те выморочные поместья взяв, отдать умерших женам и детем и родственником по указу, кому доведетца. А что до тое отдачи первые чело- битчики крестьяном их учинят убытков, и те убытки на тех челобитчиках взять вдвое, и отдать тем умерших же- нам и детям, или родственником, кому те поместья будут даны. 38. А будет у кого по государеву указу взято будет поместье и отдано в роздачю, а в тех поместьях сеяна будет рожь на старых помещиков крестьянские пахоты, и с тое ржи новым помещиком дати семена на живущую пашню крестьянские пахоты тоже, что сеяно было на старого по- мещика, а приполон отдавать старым помещиком, а жать тот хлеб тем же крестьяном, которые тот хлеб сеяли. А которой хлеб на старых помещиков сеяли деловые или на- емные люди и тот хлеб жата старым помещиком самим, а крестьян того хлеба пахоты деловых и наемных людей жати не заставливать. 39. А которыя пустоши и порозжие земли Московскаго уезду и в городех отдают на оброк из Большаго Приходу, и ис четвертей, и тех земель бояром, и окольничим, и думным людем, и стольником, и стряпчим, и дворяном мос- ковским, и всяких чинов служилым и приказным людем з денежного оброку в вотчину не продавать и на роспашку не отдавать, а отдавать те оброчные пустоши в поместья челобитчиком беспоместным, и малопоместным к прежним их поместьям в оклады. Да которые такие оброчные земли за кем в поместной роздаче будут, и те оброчные земли из оброку выложить. 40. А Украинных городов детем боярским, которые бьют челом государю в поместье на порозжие земли, на дикое поле, давать ис порозжих земель из диких поль, которым оклады по четыреста четвертей, и тем по семидесят чет- вертей, а которым по три ста четвертей, и тем по штиде- сят четвертей, а которым по двесте по пятидесят четвер- тей, и тем по пятидесят четвертей, а которым по двесте и по сту по пятидесят четвертей, и тем по сороку чет- вертей, а которым по сту четвертей, и тем по тритцати четвертей, а которым оклады по семидесят четвертей, и тем по двацати по пяти четвертей, а давать такие земли челобитчиком в меру. 41. А которые земли изстари бывали русских людей по- местные земли, и много лет лежали в пусте, и в прошлых годех на тех порозжих землях поселилися татаровя и мордва по дачам по государевым грамотам, а иные по бо- ярским грамотам, которые грамоты даваны в безъгосудар- ное время, как стояли бояре под Москвою, а иные без дачь и живут на тех землях многая годы, и с тех земель государеву службу служат, и у них тех земель не отни- мать. А впередь русских людей поместных земель татаром, а татарских земель русским людем в поместье не давати. 42. А у которых татар и у мордвы русских же людей поместныя земли, а платят они с них оброк, а впередь о тех землях будут челобитчики русския люди, и те земли у татар и у мордвы взята, и отдать в поместье русским лю- дям. 43. А в городех у князей, и у мурз, и у татар, и у мордвы, и у чюваши, и у черемисы, и у вотяков, и у баш- кирцов, бояром, и окольничим, и думным людем, и столь- ником, и стряпчим, и дворяном московским, и из городов дворяном, и детем боярским, и всяких чинов русским людем, помест- ных и всяких земель не покупати и не меняти и в заклад и здачею и в наем на многая годы не имати. А будет ко- торые московские и из городов дворяне и дети боярские, и всяких чинов люди учнут в городех у князей, и у мурз, и у татар, и у мордвы, и у всяких ясачных людей земли имати з дачею, или покупати, или в заклад, или в наем на многая лета имати, или меняти, и у тех всяких чинов людей те татарския поместныя и ясачныя земли имати на государя, да им же за то от государя быти в опале. 44. А которые князи, и мурзы, и татаровя, и мордва, и чюваша, и черемиса, и вотяки крестилися в православ- ную христианскую веру, и у тех у новокрещенов поместных земель не отъимати, и татаром не отдавати. 45. А мурзам и татаром своих поместей не пустошить; и самим из тех своих поместей в ыныя городы и в села и в деревни никуды не бегать и от служеб не отбывать, а жи-ти в своих поместьях и вотчинах, и владети им мурзам и татаром всякому своим поместьем, где кто испомещен по дачам. А будет которые мурзы и татаровя не хотя госуда- рю служить, и своим воровством, не проча себе, учнут свои поместья московским и городовым дворяном и детем боярским, и всяких чинов людем здавать или менять и продавать и в заклад и в наем отдавать и пустошить, крестьян грабить, и налога и насильства чинить, и от их налоги из тех их поместей крестьяне розбегутся, и те свои поместья, запустоша, или проворовав, учнут бегать в ыныя городы и в татарския и в черемиския деревни и от служеб учнут избегать и отбывать, а после про то сыщет- ся, и тем мурзам и татаром за то чинить наказание, что государь укажет. Да и тем людем, у которых мурзы и та- таровя учнут жита в бегах, потому же чинить жестокое наказание, и приказывати им накрепко, чтобы они впередь у себя беглых мурз и татар не держали никоторыми делы. 46. А которые государевы дворцовые села и черныя во- лости розданы бояром и окольничим, и думным людем, и стольником, и стряпчим, и дворяном московским, и жиль- цом, и городовым дворяном, и детем боярским, и инозем- цем, и всяким служилым людем в поместья и в вотчины, а в тех их дачах земля средняя, или худая, а впередь по мере писцов в тех их дачах объявится примерная земля, и те их дачи сдабривать ис примерных земель. А у которых людей в дачах примерныя земли не будет, и за теми людь- ми тем землям быти против их дачь, потому что одобрить земли не ис чего, а из дачь земли не убавливати. А са- жень, чем ме- рить земля или иное что, делати в три аршины, а больши и меньши трех аршин сажени не делать.

(…) Глава XI. Суд о крестьянех. А в ней 34 статьи

1. Которые государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне и бобыли выбежав из государевых дворцовых сел и ис черных волостей, живут за патриархом или за митрополиты, и за архиепископы, и епископом, или за монастыри или за бояры, или за околничими и за думными, и за комнатными людьми, и за стольники и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жильцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими, и за иноземцы и за всякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах, которые книги писцы подали в Поместной и в (ы)ные приказы после московского пожару прошлого 134 году, те беглые крестьяне, или отцы их. Написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая свозити в государевы дворцовые села и в черные волости, на старые их жеребьи, по писцовым книгам з женами и з детьми и со всеми их Крестьянскими животы без урочных лет.

2. Такъже будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянех и о бобылях, и скажут, что их крестьяне и бобыли, выбежав из-за них, живут в государевых в дворцовых селех, и в черных волос-тах, или на посадех в посадских людех, или в стрельцах, или в казаках, или в пушкарях, или в и (ы)ных в каких-нибудь в служилых людех в Замосковных и в Украинных городех, или за патриархом, или за митрополиты, или за архиепископы и епископы, или за монастыри, или за бояры, и за околничими, и за думными и за комнатными людьми, и за столники, и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жилцы, и за городовыми дворяны и детми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики: и тех крестьян и бобылей по суду и по сыску слдавати по писцовым книгам, которыя книги писцы в Поместной приказ отдали после московского пожару прошлого 134-го году, будет те их беглыя крестьяне, или тех их беглых крестьян отцы, в тех писцовых книгах за ними написаны, или после тех писцовых книг те же крестьяне, или их дети по новым дачам написаны за кем в отделных или в отказных книгах. А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем без урочных лет.

(…) 9. А которые крестьяне и бобыли за кем написаны в переписных книгах прошлых, 154-го и 155-го годов, и после тех переписных книг из-за тех людей, за кем они в переписных книгах написаны, збежали или впередь учнут бегати: и тех беглых крестьян и бобылей, и их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами и з детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с молоченым (отдавать из бегов тем людем, из-за кого они выбежат, по переписным книгам, без урочных лет, а впредь отнюд никому чюжих крестьян не приимать, И за собою не держать.

(…) 22. А которые крестианские дети от отцов своих и от матерей учнут отпиратися: и тех пытати. (…)

30. А за которыми помещики и вотчинники крестьяне и бобыли в писцовых, или во отдельных или во отказных книгах, и в выписях написаны на по-местных их и на вотчинных землях порознь, и тем помещикам и вотчинником крестьян своих с поместных своих земель на вотчинныя свои земли не сводити, и тем своих поместей не пустошити.

(…) 32. А будет чьи крестьяне и бобыли учнут у кого наймоватися в работу и тем крестьяном и бобылем у всяких чинов людей наймоватися на работу по записям, и без записей поволно. А тем людем, у кого они в работу наймутся, жилых и ссудных записей и служилых кабал на них не имати и ничим их себе не крепити, и как от них те наймиты отработаются, и им отпущати их от себя безо всякаго задержания. (…)

Глава XIX. О посадских людех. А в ней 40 статей

1. Которыя слободы на Москве патриарши и митрополичи, и владычни, и монастырская, и бояр и околничих и думных и ближних, и всяких чинов людей, а в тех слободах живут торговые и ремесленые люди и всякими торговыми промыслы промышляют и лавками владеют, а государевых податей не платят, и служеб не служат, и те все слободы со всеми людми, которые в тех слободах живут, всех взята за государя в тягло и в службы безлетно и бесповоротно, опричь кабалных людей. А кабалных людей, по роспросу будет скажется, что они их вечные, отдавати тем людем, чьи они, и велеть их свесть на свои дворы. А которые и кабальные люди, а отцы их и родители их были посадския люди, или из государевых волостей: и тех имать в посады жить. А впредь, опричь государевых слобод, ничьим слободам на Москве и в городех не быть. А у патриарха слободы взяти совсем опричь тех дворовых людей, которые изстари за прежними патриархи живали в их патриарших чинех дети боярские, певчие, дьяки, подьячие, истопники, сторожи, повары и хлебники, конюхи и иные чинов дворовых его людей, которым дается годовое жалованье и . (…)

5. А которыя слободы патриарши и властелинския, и монастырския, и боярския, и думных и всяких чинов людей около Москвы, и те слободы со всякими промышленными людми, опричь кабалных людей, потому же по сыску, взяти за государя. А пашенных крестьян будет которые объявятся по роспросу их поместей и вотчин старинные крестьяне, а привезены на те земли, и с тех слобод велети тем людем, у кого те слободы будут взяты, свести в свои вотчины и в поместья. А будет у тех пашенных крестьян на Москве и в городех есть лавки и погребы и соляные варницы, и им те лавки и погребы и варницы продать государевым тяглым людем, а впредь лавок и погребов и варниц опричь государевых тяглых людей никому не держати.

6. А выгону быта около Москвы на все стороны от Земляного города ото рву по две версты, а отмерити те выгоны новою саженью, которая сажень, по государеву указу, зделана в три аршина, а в версте учинили по тысечи сажен.

7. А которые патриарши, и властелинские и монастырские, и боярских и околничих и думных и всяких чинов людей слободы устроены в городех на государевых посадских землях, или на белых местех, на купленых и не на куп-леных, или на животинных выпусках без государева указу: и те слободы со всеми людми и з землями, по роспросу, взята в посад без лет и бесповоротно, за то, не строй на государево земле слобод, и не покупай посадской земли. (…)

11. А которые в городех стрелцы, и казаки, и драгуны всякими торговыми промыслы промышляют, и в лавках сидят, и тем стрельцом и казаком, и драгуном, с торговых своих промыслов платити таможенныя пошлины, а с лавок оброк, а с посадскими людми тягла им не платити, и тяглых служеб не служити. (…)

13. А которые московские и городовые посадские тяглые люди сами, или отцы их в прошлых годех живали на Москве, и в городех на посадех и в слободах в тягле, и тягло платили, а иные жили. на посадех же и в слободах у тяглых людей в свделцах и в наймитах, а ныне оне живут в заклатчиках за патриархом же, и за митрополиты, и за архиепископы, и за епископы, и за монастыри, и за бояры, и за околничими, и за думными, и за ближними и за вся-ких чинов людми на Москве и в городех, на их дворех, и в вотчинах, и в поместьях и на церковных землях, и тех всех сыскивати и свозити на старые их посадские места, где кто живал напередь сего, безлетно же и бесповоротно. И дыкредь тем всем людем, которые взяты будут за государя, ни за ково в за-клатчики не записыватися, и ничьими крестьяны и людми не называтася. А будет они въпередь учнут за ково закладыватися и называтися чьими крестьяны иди людьми; и им за то чинити жестокое наказанье, бита их кнутом по торгом и ссылати их в Сибирь на житье на Лену. Да и тем людем, которые их учнут впередь за себя приимати в закладчики, по тому же быта от государя в великой опале, и земли где за ними те закладчики впередь учнуть жиги, имати на государя. (…)

21. А которые посадские люди давали дочерей своих девок за волных за всяких людей, и тех волных людей по женам их в черныя слободы не имати.

22. А которые водные люди поженилися на посадских на тяглых вдовах, и поженяся с тягла сошли, а прежние мужья тех их жен написаны в писцовых книгах на посадех в тягле, и тех людей, которые женилися тяглых людей на женах, имати на посад для того, что они поженилися на тяглых женках, и шли к ним в домы.

23. А которые посадские люди зятей своих приимали в домы, и за них давали дочерей своих для того, чтобы тем их зятем жита в их домех, по их живот и их кормити, и тем всем жиги в тягле в сотнях и в слободах; а будет за кого выдут, и их взяти в посад. (…) 37. А будет чьи нибудь старинные, или кабальные люди, или крестьяне и бобыли, которые за кем написаны в писцовых книгах, бегаючи у кого женятся на Москве и в городех у посадских людей, на дочерях на девках, или на вдовах, и таких беглых людей по крепостям, а крестьян по писцовым книгам с посадов отдавати з женами их и з детьми тем людем, из за кого они збежат, а в посад их в тягло по женам их не имати.

(…) 39. А которые тяглые люди продают беломесцом тяглыя свои дворы, а пишут вместо купчих закладные, и те свои дворы просрочивают, а те люди, кому они те свои дворы заложа просрочат обеливают, и черным людем в черных сотнях и слободах тяглых дворов и дворовых мест нетяглым людем не за-кладывати, и не продавата. А кто продаст, или заложит белым людем тяглой двор, и те дворы имати и отдавати безденежно в сотни, а по закладным у кого те дворы были заложены в денгах отказывата. А кто черные люди те свои дворы продадут, или заложат, и тех черных людей за воровство биги кнутом.

40. А у кого всяких чинов у руских людей дворы на Москве в Китае и в Белом и в Земляном городе в загородских слободах, и тех дворов и дворовых мест у руских людей немцам и немкам вдовам не покупати, и в заклад не имати. А которые немцы и их жены и дети у руских людей дворы или места дворовые учнут покупати, или по закладным учнут бита челом на руских людей, и купчие и закладные учнут приносита к записке в Земской приказ, и тех купчих и закладных не записывати. А будет кто руские люди учнут немцам, или немкам дворы и дворовыя места продавата, и им за то от государя быта в опале. А на которых немецких дворех поставлены немецкие керки, и те керки сломати, и впередь в Китае и в Белом и в Земляном городе на немецких дворех керкам не быта. А быта им за городом за Земляном, от церквей божиих в далных местех.

Цит. по Хрестоматия по истории СССР. XVI – ХVП вв. / Под ред. А. А. Зимина./Сост. В. А. Александров и ВД. Корецкий. – М., 1962.

4. Что изменилось в положении посадских людей? Сравните их по-ложение с положением крестьян.

Будет кто иноверцы, какие ни буди веры, или и русский человек, возложит хулу на Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, или на рождавшую его Пречистую Владычицу и Приснодеву Марию, или на честный крест, или на святых его угодников да будет сыщется про то допряма, и того богохульника обличив, казнить, сжечь. Будет кто каким умышлением учнет мыслить на государево здоровье злое дело, и про то его злое умышление кто известит, и по тому извету умышление сыщется допряма, Такого по сыску казнить смертью. Также будет кто желая московским государством завладеть и государем быть, кто царского величества с недруги учнет дру-жить, и советными грамотами ссылаться, и помощь им всяческую чинить. Такого изменника казнить смертью. А поместья и вотчины и животы изменничьи взяти на го-сударя. А жены и дети таких изменников про ту их измену ведали, и их по тому же казнити казнью. А будет кто сведав в каких людях скоп и заговор или иной какой злой умысел. А государю про то не известит, его за то казнить смертью без всякой пощады. Также будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянах и бобылях тех крестьян и бобылей по сыску отдавати по писцовым книгам без урочных лет. Суд за крестьян своих ищут и отвечают они же дворяне и дети боярские во всех делах, кроме татьбы и разбою, и поличного и смертных убийств. Которые слободы на Москве государевых податей не платят и служб не служат, и те слободы со всеми людьми, которые в тех слободах живут, всех взяти за государя в тягло и в службы безлетно и бесповоротно, опричь кабальных людей.

А впредь, опричь государевых слобод, ничьим слободам на Москве и в городах не быть.

Всяких чинов торговые и ремесленные люди и розданы в тяглые сотни, и тем людям быть впредь бесповоротно за госу-дарем, где кто в тягло отдан. Документ № 55Из сочинения Юрия Крижанича* «Политика» Вопросы и задания к документу № 55:

    Проанализируйте приведенный фрагмент и определите отношение автора к России. Свое мнение подтвердите фрагментами текста. В чем автор обвиняет русских людей? В чем он видит причины этих недостатков? Согласны ли вы с автором? Свой ответ аргументируйте известными вам фактами.
Причина тому, что в нынешнее время многие русские ниче-го не делают из уважения, а всего лишь под страхом, - крутое правление, из-за которого им и сама жизнь опротивела, а честь и подавно. И, несомненно, что если бы у самого немецкого или у какого другого народа было такое крутое правление, то и у них нравы были бы такими же или еще худшими. Я недаром говорю худшими, ибо они превосходят нас умом и хитростью, а тот, чей ум острее, может придумать больше преступлений и обманов. Из-за того возникли у этого народа столь премерзкие нравы, что иные народы считают русских обманщиками, изменниками,*Юрий Крижанич (1618-1683) - хорватский ученый, писатель. Сторонник идеи славянского единства, главную роль в осуществлении которой отводил России. С 1659 г. жил в Москве, выдвигал программу преобразований в Московском государстве, с 1661 г. сослан в Тобольск, в 1676 г. выехал из России. Его трактат «Политика» - ценное свиде-тельство о России XVII в.

беспощадными грабителями и убийцами, сквернословами и неряхами. А откуда это идет? От того, что всякое место полно кабаков, и монополий, и запретов, и откупщиков, и целовальни-ков, и выемщиков, и таможенников, и тайных доносчиков, так что люди повсюду и везде связаны и ничего не могут сделать по своей воле и не могут свободно пользоваться тем, что добыто их трудом и потом. Все они должны делать и торговать тайно и мол-ча, со страхом, трепетом и обманом, должны укрываться от этих многочисленных слуг, грабителей и злодеев, или - вернее - па-лачей. А сами эти целовальники и мучители крестьян, не получая достаточной платы, не могут поступать по справедливости, но нужда заставляет их корысти и брать подарки от воров.

Так, люди, привыкнув все делать скрытно и по-воровски, со страхом и обманом, забывают о всякой чести, лишаются ратной храбрости и становятся грубыми, неучтивыми и неряшливыми. Они не умеют ценить чести и не знают различий между людьми, а с первых же слов обычно спрашивают у всякого незнакомого человека: «Имеешь ли жену?» А второй вопрос: «Какое ты полу-чаешь царское жалование, сколько у тебя добра, богат ли ты?» Не стыдятся, если их видят голыми в бане. А если им нужна будет чья-нибудь милость, то сами себя гадко позорят, и унижают, и умоляют, и бьют челом до пола вплоть до омерзения». Документ № 56Из «Жития протопопа Аввакума»*: о церковной реформе патриарха Никона Вопросы и задания к документу № 56:

    Как понимал Аввакум смысл церковной реформы? Как относится Аввакум к реформе и лично к Никону и почему?
* Аввакум Петров (1621-1682) - глава старообрядчества, идеолог раскола в Православной церкви, протопоп, писатель. Будучи отправ-лен в ссылку, написал свое жизнеописание (Житие). За непокорность

    К чему призывает Аввакум верующих? Обоснуйте свое отношение к этому.

    Назовите формы борьбы с последователями Аввакума. Как вы думаете, что привело в лагерь сторонников Аввакума пред-ставителей разных сословий? О чем это свидетельствует?

Стойте твердо в вере и незыблемо, страха же человеческого не убойтесь, не ужасайтесь, Господа же Бога нашего святите в сердцах ваших. Когда же был патриархом злой змей [Никон], и начал каз-нить правоверие, повелевая тремя перстами креститься, а пост великий в церкви в пояс творить поклоны. Мы же, со отцы и братиею, не умолчав, начали обличать еретика. А все то кобель борзой Никон, враг, умыслил, будто живые писать [иконы], устраивает все пофряжскому, то есть поне-мецкому. Святые образы изменили и все церковные уставы и поступ-ки: да еще бы христианам милым не горько было! Сгорят все за Христа Иисуса, а вас, собак, не послушают. Да и надобно так правоверным всем: сгореть, да и в будущем вечно живы будем в Христе Иисусе. <...> Он же [Никон] нас мучил много, и розослал в ссылки всех. Епископа Павла Коломенского, муча, и в Новгородских пределах огнем сжег; Даниила, костромского протопопа, муча много, и в Астрахани в земляной тюрьме заморил. Со мною 60 человек у всенощной взял, муча и бив и прокляная, в тюрьме держал, со-слал тысяч будет с 20 за Сибирь - и волоча вперед и назад 12 лет. А Соловецкий монастырь в осаде 7 лет от никониан сидит. На Москве старца Авраамия, Исаю Салтыкова в костре сожгли. А иные ревнители закона собираются во дворы с женами и детьми, и сжигаются огнем своею волею. Боярыня Феодосья Прокопьевна Морозова и сестра ее Евдокия Прокопьевна княгиня Урусова в Боровске, в землю живы закопаны, во многих муках, и пытках, и домов разорение, алчут и голодают. светским и церковным властям был приговорен вместе с сообщниками к сожжению в Пустозерске.

Документ № 57

«Прелестное письмо» Степана Разина* Вопросы и задания к документу 57: 1. Заполните таблицу. 2. Как вы думаете, почему Разин призывает стоять за царя? О чем это свидетельствует?Грамота от Степана Тимофеевича от Разина Пишет вам Степан Тимофеевич всей черни. Кто хочет Богу да государю послужить да и Степану Тимофеевичу, и я выслал казаков, и вам бы за одно изменников выводить и мирских кро-вопивцев выводить. И мои казаки как промысел станут чинить, и вам бы итить к ним в совет, и кабальным и опальным шли бы в полк к моим казакам. Стоять бы вам, черные русские люди и татарове и чуваши, за дом Пресвятые Богородицы и за всех святых, и за великого государя царя Алексея Михайловича. А которые дворяне и дети боярские и мурзы и татары, захотев за одно тоже стоять за дом Пресвятые Богородицы и за всех святых и за великого государя и вам чернь, тех дворян и детей боярских и мурз и татар ничем не тронуть и домов их не разорять.Из обращения Степана Разина к перешедшим на его сторону стрельцам: Теперь мстите вашим мучителям, что хуже татар и турок держали вас в неволе: я пришел даровать вам льготы и свободу! Вы мне братья и дети, и будете вы так же богаты, как я, если останетесь мне верны и храбры! * Разин Степан Тимофеевич (1630-1671) - донской казак, пред-водитель крестьянско-казачьего восстания в 1670 г. Рассылал по всей стране «прелестные письма» (от слова «прельщать» - привлекать), из которых сохранилось лишь одно.

Документ № 58

Иностранные известия о восстании Степана Разина. (Сообщения газет и хроник) Вопросы и задания к документу № 58:
    В чем своеобразие данного источника? Какие требования выдвигали восставшие? Можно ли считать этот перечень исчерпывающим? Отражают ли, на ваш взгляд, перечисленные автором требования истинные цели и причины восстания? Как характеризует автор вождя восставших? Какими качествами его наделяет? Почему, по вашему мнению, автор писем уделяет значительное место описанию казни вождя повстанцев? Чем и почему, на ваш взгляд, «подробности этой казни достаточно любопытны» для автора письма? Как автор источника характеризует отношение царя к описывае-мым событиям? Подчеркните фразы, которыми пользуется автор для описания поведения царя во время восстания, его чувств и конкретных действий, которые он предпринимал. Согласны ли вы с подобными оценками? Свой ответ поясните.
«ГАЗЕТА», № 10 (24. I. 1671) Из Риги 25 декабря 1670 г. Ходившие слухи о победе вели-кого князя московского над его мятежными подданными не были верны. В последних письмах из этой страны [Московии] утверждается, что вождь восставших продолжает добиваться таких успехов, что есть основания опасаться настоящего переворота, тем более что, как говорят, многие бояре из числа самых знатных людей королевства тоже восстали.«ГАЗЕТА», №25(28. II . 1671) Из Варшавы, 24 января 1671 г. В письмах, полученных из этой страны [Московии], подтверждается успех вождя мятеж-ников, который, кроме Астрахани и Казани, овладел почти пятьюдесятью другими важными городами. К этому добавляют,

что Долгоруков - командующий войсками великого князя, - выздоровев после опасной болезни, собирает сильную армию, чтобы выступить против мятежников, число которых достигло 200 000 человек. Говорят еще, что персидский король находится в согласии с ними [мятежниками] и обещал послать им помощь со стороны Каспийского моря.

«ГАЗЕТА», № 42 (внеочередной выпуск от 10. IV . 1671, содер-жащий продолжение польских дел в письме из Варшавы) ... [Великий князь московский] находится в немалом затрудне-нии из-за продолжающегося в его владениях мятежа, которым как будто хотят воспользоваться некоторые его соседи, чтобы отомстить за то, что не смогли заключить с ним никаких договоров. Также ходит слух, что король персидский заодно с вождем мятежников и обещал прислать ему помощь; однако известия, полученные на этот счет, не очень достоверны, и сейчас нет никакой ясности относительно хода этих дел. В начале прошлого месяца было сообщено, что мятежники, развивая свои успехи, заставили великого князя, испугавшегося полного переворота в стране, предложить их предводителю согла-шение и что тот, упоенный своими победами, отказался говорить об этом, пока не будет выполнено множество его дерзких требований, о которых вы, может быть, уже знаете, а именно: чтобы за ним признали титул князя астраханского и остальных земель, хозяином которых он стал; чтобы ему заплатили два миллиона золотом на раз-дачу войскам; чтобы ему выдали двадцать лиц, которых он назовет, и чтобы восстановили патриарха, который был смещен несколько лет назад. В завершение он заявил, что продолжит свой победный поход, пока фортуна ему благоприятствует. Великий князь, испугав-шийся столь дерзкого ответа и чувствуя себя в Москве неуверенно, готовился уехать и искать убежища в Архангельске на Белом море, куда многие купцы разных наций собирались также следовать за ним, взяв с собой свое самое ценное имущество. Затем было сообщено, что высшие московитские офицеры отправились сражаться с ним [Разиным] и что он разбил их и, с легкостью продолжая начатое, присоединил к уже завоеванному Казанскому царству несколько других княжеств. Многие офи-

СУД О КРЕСТЬЯНЕХ. А В НЕЙ 34 СТАТЬИ.

2. Также будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянех и о бобылях, и скажут, что их крестьяне и бобыли, выбежав из-за них, живут в государевых и в дворцовых селах, и в черных волостях, или на посадех в посадских людех… - за всякими вотчинники и помещики: и тех крестьян и бобылей по сыску отдавати по писцовым книгам… А отда-вати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем, без урочных лет.

3. А кому доведутся беглые крестьяне и бобыли по суду и по сыску отдати, и тех крестьян отдавати с женами и со детьми и со всеми их животы, и с хлебом стоячим и с молоченым…

10. А будет кто с сего государева уложенья учнет беглых крестьян и бобылей и их детей и братью и племянников приимати и за собою держати, а вотчинники и помещики тех своих беглых крестьян за ним сыщут… - и на тех за кем учнут жити, за государевы подати, и за помещиковы доходы, взяти за всякого крестьянина по десяти рублев на год, и отдавати исцом, чьи те крестьяне и бобыли.

27. А кто на суде в чьем крестьянине запретца2 и отцелуется, а после тот крестьянин, в котором он отцелуется, объявится у него, и того крестьянина взяв у него, отдать исцу со всем животы против исковой челебитной, а ему за вину, что он крест поцелует не на правде, учинити жестокое наказание, бити его кнутом по торгом по три дни, чтобы про то было ведомо многим людем, за что ему такое наказание указано учинити, и бив его по торгом кнутом по три дни, посадити его в тюрьму на год, и впредь ему ни в чем не верити и ни в каких делах ни на кого суда не давати.

30. А за которыми помещики и вотчинники крестьяне и бобыли… написаны на поместных их и на вотчинных землях порознь, и тем помещиком и вотчинником крестьян своих с поместных своих земель на вотчинные свои земли не сводити, и тем своих поместий не пустошити.

О ВОТЧИНАХ. А В НЕЙ 55 СТАТЕЙ.

42… Государь царь и великий князь Алексей Михайловичь всея Русии, советовав со (всеми духовными властями и думными и соборными чинами), указал и собором уложили: впредь с нынешняго уложения патриарху, и митрополитом, и архиепископом, и епископом, и в монастыри ни у кого родовых и выслуженных и купленых вотчин не покупати и в заклад не имати, и за собою не держати, и по душам в вечный поминок не имати никоторыми делы; и в поместном приказе за патриархом, и за митрополиты, и за монастыри таких вотчин не записывати; а вотчинником никому вотчин в монастыри не давати.

А кто и напишет вотчину в монастырь в духовной, и тех вотчин в монастыри по духовным не давати; а дати в монастырь родителям их денги, чего та вотчина стоит, или что умерший вотчине цену напишет в духовной…

О ПОСАДСКИХ ЛЮДЯХ. А В НЕЙ 4 CТАТЕЙ.

1. Которые слободы на Москве патриарши, и митрополичьи, и владычни, и монастырские, и бояр и окольничих и думных а ближних, и всяких чинов людей, а в тех слободах живут торговые и ремесленные люди, и всякими торговыми промыслы промышляют и лавками владеют, а государевых податей не платят, и служб не служат, и те все слободы со всеми людми, которые в тех слободах живут, всех взяти за государя в тягло, и в службы бездетно и без-поворотно…

15. А которые боярские и иных чинов люди и крестьяне на Москве, и по городам покупили себе и в заклады поймали тяглые дворы, и лавки, и анбары, и погребы каменные, и соляные варницы, и торгуют всякими товары: и тем боярским и иных чинов людем и крестьяном, те тяглые дворы, и лавки и погребы, и анбары, и варницы продати тяглым торговым и посадским людем, а им теми дворами, и лавками, и погребами, и анбары, и варницами впредь не владети, и впредь ничьим людем и крестьяном опричь государевых торговых посадских людей тяглых дворов, и лавок, и погребов, и анбаров, и варниц3 ни у кого не покупати. А будет впредь чьи люди и крестьяне у кого купят тяглые дворы, или лавки, и погребы, и анбары, и варницы: и у них те дворы и лавки, и погребы, и анбары, и варницы взяти на государя безденежно; да им же за то быти от государя в великой опале, и в торговой казни.

4. А которые всяких чинов люди на Москве емлют государево денежное и хлебное жалованье, и лавки за собою держат, и наймуют и всякими промыслы промышляют, опричь стрелцов:, и тем людем быти по прежнему в своих чинех, и служить государевы службы з государева жалованья. А с торговых со всяких промыслов быти им в тягле в сотнях и в слободах, и в ряд с черными людьми подати давать, а службы никакой тяглой не служить; а кто не похочет в тягле быть, и тем людем лавки свои продать государевым тяглым людем.

11. А которые в городех стрелцы и казаки, и драгуны всякими торговыми промыслы промышляют, и в лавках сидят: и тем стрельцом и казаком, и драгуном, с торговых своих промыслов платити таможенные пошлины, а с лавок оброк, а с посадскими людьми тягла им не платити, и тяглых служеб не служити.

12. А которые в городех же иных чинов служилые люди, пушкари и затиншики, и воротники, и казенные плотники, и кузнецы, сидят в лавках, и всякими торговыми промыслы промышляют; и им с торговых своих промыслов по тому же платити государевы таможенные пошлины, и быти им в тягле и всякий государевы подати платити и службы служити с посадскими людми в ряд. А кто в тягле быти не похочет, и тем людем лавки свои продать государевым тяглым людем.

13. А которые московские и городовые посадские тяглые люди сами, или отцы их в прошлых годех живали на Москве, и в городех на посадех, и в слободах в тягле, и тягло платили, а иные жили на посадех же и в слободах у тяглых людей в сидельцах и в наймитах, а ныне они живут в закладчиках за патриархом же, и за митрополиты, и за архиепископы, и за епископом, и за монастыри, и за бояры и за окольничьими, и за думными, и за ближними, и за всяких чинов людьми на Москве и в городех, на их дворех и в вотчинах, и в поместьях и на церковных землях: и тех всех сыскивати и свозити на старые их посадские места, где кто живал наперед сего, бездетно же и бесповоротно. И впредь тем всем людем, которые взяты будут за государя, ни за ково в закладчики не записыватися, и ни чьими крестьяны и людьми не называтися. А будет они впредь учнут за ково закладыватися, и называтися чьими крестьяны или людьми: и им за то чинити жестокое наказанье, бити их кнутом по торгом, и ссылати их в Сибирь на житье на Лену. Да и тем людем, которые их учнут впредь за себя при-имати в закладчики, потомуже быти от государя в великой опале, и земли где за ними те закладчики впредь учнут жити, имати на государя.

27. А которые московских и городовых посадских людей дети отходили от тяглых людей и писалися в стрелецкую службу, а у отца толко один сын, или два: и тех имати в тягло; а будет у отца три сына, а третей написан в стрелцы: и третьего сына не имати, быти ему в стрелцах.

28. А которые московские и городовые посадские люди были в посадском тягле, и стали в пушкари, и в затинщики, и в воротники, и в кузнецы, и в иные во всякие чины: и тех, по сыску, всех имати в тягло.

29. А которые московские и городовые тяглые люди в прошлых годех стали в казаки, и служат с старопоместными казаки, и денежными оклады они верстаны, и кормы месечными устроены: и тех черных людей ис казаков не имати, а быти им в службе по прежнему.

0 РАЗБОЙНЫХ И О ТАТИНЫХ ДЕЛАХ. А В НЕЙ 104 СТАТЬИ.

9. А приведут татя, а доведут на него одну татьбу: и того татя пытати и в иных татьбах4 и в убийстве. Да будет с пытки в иных татьбах и в убийстве не повинится, а скажет, что он крал впервые, а убийства не учинил: и того татя за первую татьбу бити кнутом и отрезать ему левое ухо, и посадити его в тюрьму на два года, а животы его отдати им истцом в выть, и из тюрьмы выимая его посылати в кандалах работати на всякие изделия, где государь укажет…

10. А будет тогоже изъимают на другой татьбе: и его по тому же пытати и в иных татьбах. Да будет он повинится только в дву татьбах, а убийства он не учинил же, и его после пытки бити кнутом, и урезав у него праваго уха, посадити в тюрьму на четыре года; а из тюрьмы выимая его посылати на всякие государевы изделья по тому же в кандалах…

12. А приведут татя, а доведут на него татьбы три, или четыре, или болши: и того татя пытав казнити смертью, хотя он убийства не учинил, а животы его отдати истцом в выть.

13. А будет тать учинит и на первой татьбе убийство: и его казнить смертью.

14. А церковных татей казнити смертью же безо всякого милосердия, а животы их отдавати в церковные татьбы.

УКАЗ, ЗА КАКИЕ ВИНЫ КОМУ ЧИНИТИ СМЕРТНАЯ КАЗНЬ И КАКИЕ ВИНЫ СМЕРТИЮ НЕ КАЗНИТИ, А ЧИНИТИ НАКАЗАНИЕ.