Как никогда не уставать? Стань батарейкой: как никогда не уставать. Физические упражнения и душ

Глава 3 Как никогда не уставать

В последнее время народ снова уверовал в магическую силу заговоров. И что интересно, нам уже недостаточно любовных заговоров или заговоров на излечение. Мы готовы заговаривать любую проблему, возникшую в нашей жизни. А что же, неужели и в самом деле можно заговорить все на свете? Можно. Главное – верить в заговор и не бояться прибегать к силе слова.

Надеемся, что вас не смутило то, что мы собираемся научить вас при помощи старинных средств избавиться от недугов, возникновением которых мы целиком и полностью обязаны нашей современной жизни с ее конфликтностью и проблемами. Дело в том, что мы не пытаемся лечить вас при помощи древнейших рецептов, которые, к слову сказать, могут оказаться совсем неэффективными, потому что и у магических рецептов есть срок давности. Для вашего излечения мы предлагаем использовать одну из самых могущественных сил бытовой магии – слово.

В своей жизни мы часто используем элементы заговора, настраивая себя на новый рабочий день, пытаясь успокоиться, пытаясь сосредоточиться на той проблеме, которую нам необходимо разрешить. Как же мы это проделываем? Иногда закрываем глаза, иногда начинаем дышать глубже и все время повторяем ту фразу, которая, по нашему мнению, должна таки привести нас в чувство. Что-то типа: «Я спокоен», или «Я все могу», или «Я должен это сделать – и я это сделаю». Ну как? Это вам знакомо? Если да, то вам нетрудно будет привыкнуть к мысли о том, что с помощью этой книги вы сможете в любой момент улучшить свое самочувствие и настроение, избавиться от бессонницы и стресса. И при этом вам не придется прибегать к услугам целительниц, репутация которых у вас не вызывает доверия. Вы всего добьетесь собственными силами.

Заговоры

В день, когда случится вам прибегнуть к спасительной силе заговора, прочтите молитву:

«Николай, угодник Божий, помощник Божий. Ты и в поле, ты и в доме, и в пути, и в дороге, на небесах и на земле: заступись и сохрани от всякого зла».

От сонливости

Вот несколько заговоров от сонливости.

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь. Идет Иисус Христос по пустынной дороге со своими апостолами. Апостол Христов, воротися, на раба (имя) оглянися – и сонливость в теле уймися, и раб (имя) бодрый на свет появися. Аминь».

После прочтения заговора напишите его текст на листе бумаги и носите с собой весь день.

«На Алианской горе и на Абраминской горе Пречистая Владычица Мать Богородица, что родила Христа, единого Господа, – и не присутствовало при том ни черта, ни дьявола, ни колдуна, ни колдуньи. Огради, Господи, силою своею раба своего (имя), чтобы не было ему слабости ни в теле, ни в деле, чтобы был ум его ясным, ясным – не затуманенным, чтобы был путь его дневной светел и ясен, чтобы был он полон бодрости да радости. Аминь».

Когда начнете произносить слова: «Огради, Господи…», проведите правой рукой по левой, от плеча до кисти, и точно так же левой рукой по правой, как будто вы стряхиваете с себя усталость.

«Встану я, раб Божий (имя), со своей постелюшки да и выйду в открытые дверюшки. Да через восточные ворота пойду искать того поворота, что ведет ко святому морю-океану. А в том море-океане разыскать мне надобно апостольскую церковь, в которую войду я правой ногою, а своей правой рукою дотронусь я до престола Господня. Дотронусь – и помолюся, помолюся, да спрошуся у Господа силы да бодрости, да чтобы прогнал он сонливицу, прогнал слепивицу. Аминь».

Читайте заговор сразу после пробуждения. Для этого встаньте у изголовья своей кровати. После того как прочтете заговор, коснитесь своей правой рукой головы, а затем подушки.

«От Пречистой Владычицы Матери Богородицы, от Иисусова креста, от Христовой печати, от святых мощей отойди; отойди – да на меня не найди, – не найди, сонливица. А коли найдешь, то призову я в помощники Духа Святого – он прогонит тебя да избавит меня от силы твоей падучей да от лености твоей нестерпимой. Аминь».

Из книги Послание за пределами слов автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Исправление прошлого и исцеление будущего с помощью практики восстановления души автора Виллолдо Альберто

НИКОГДА НЕ ПОЗДНО Судьба может прийти к вам в самых разных ситуациях - вы можете обрести свою судьбу даже на исходе жизни. В этом смысле интересен пример моей клиентки Анны. Она была дизайнером и художником. К несчастью* у нее была последняя стадия рака. Анна попала в

Из книги Феномен Фулканелли. Тайна алхимика XX века автора Джонсон Кеннет Райнер

Из книги Деньги - это любовь, или То, во что стоит верить. Том 1-3 автора Джоул Клаус Дж

Глава 3 Это никогда не закончится Порой моя жизнь выглядит такой сложной! Уверен, каждый из нас мечтает о том, чтобы жизнь была проще и легче. Потому что где-то в глубине души мы знаем: жизнь не должна быть сплошной борьбой. Мы предполагали, что в жизни будут трудные времена…

Из книги Бесконечная любовь - единственная истина, все остальное иллюзия автора Айк Дэвид

Глава 25 Никогда не чувствовал себя так хорошо! Минуло 5 или 6 дней с тех пор, как я сделал последнюю запись. Я продолжал свою практику несмотря ни на что. Возникали многочисленные поводы отвлечься. Казалось, жизнь тянет меня в разные стороны, не позволяя сосредоточиться на

Из книги Жизнь в равновесии автора Дайер Уэйн

ГЛАВА ПЕРВАЯ Снежинка в лавине никогда не чувствует свою ответственность Большинство из нас - это не мы. Наши мысли - это чужие суждения; наша жизнь - мимикрия; наши страсти - цитата! Оскар Уайльд В 1990 году я осознанно начал удивительное путешествие внутрь себя. Я

Из книги Рамана Махарши: через три смерти автора Ананда Атма

Глава 4 Ваша зависимость говорит вам: «Вам никогда не будет хватать того, чего вы не хотите» (Как согласовать ваше желание получить то, что вам нужно, и ваше зависимое поведение) «Ибо семь раз упадёт праведник, и встанет». Притчи, 24:16 Если бы мне было нужно расставить по

Из книги Великий секрет. Беседы по песням Кабира автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Власть, политика, изменения [Что я могу сделать, чтобы мир стал лучше?] автора Раджниш Бхагван Шри

Глава 4 Истинная любовь не умирает никогда Умирают, умирают, все продолжают умирать. Но никто не умирает правильно. Кабир встречается со смертью, Чтобы никогда больше не умирать. Умирает, умирает, все продолжает умирать, Не задумываясь ни на минуту. Только моя смерть –

Из книги Вселенная внутри нас. Как сохранить себя в современном мире автора Раджниш Бхагван Шри

Глава 2 Сейчас или никогда Тяжелые времена, катастрофы, заставляют нас осознать реальность такой, как она есть. Жизнь хрупка, мы все постоянно находимся в опасности. В обычное время вы крепко спите, поэтому не видите этого. Вы все время мечтаете, воображаете что-то

Из книги Волшебство на каждый день от А до Я. Подробный и вдохновляющий путеводитель по миру природной магии автора Блейк Дебора

Из книги Есть Я – Я Есть. Беседы автора Ренц Карл

Никогда Одна из главных причин, почему хорошо быть ведьмой, состоит в том, что у нас почти нет правил. Вам должно это понравиться. Правда, одно правило у нас все же есть: делай что хочешь, не причиняя никому вреда. Поэтому пока ваши действия не причиняют никому вреда (в том

Из книги По пути с Богом (сборник) автора Рамдас Папа

Ты никогда не был скрыт, поэтому никогда не сможешь себя найти В: Вчера ты сказал, что любовь и страх – основа всего происходящего дерьма. Таким образом, если это Карл, он также стоит лицом к лицу с тем же самым…К: Я не стою лицом к лицу ни с чем, у Меня нет лица, как Я могу быть

Из книги Осознанность сегодня. Как сделать медитацию частью своей повседневной жизни? автора Раджниш Бхагван Шри

Эта Абсолютная игра никогда не начиналась, никогда не закончится В: Итак, Абсолют играет, глядя Сам на Себя…К: Это Абсолютная игра – никогда не начиналась, никогда не закончится…В: Игра происходит во сне…К: Нет. Даже не называй это сном. Сон – это то, что Ты воображаешь,

Быть все время усталым - ужасно. Постоянная усталость мешает наслаждаться жизнью, высасывает физические и моральные силы. Если вы хотите избежать этого чувства, пора менять свой режим и привычки. Хотите научиться сохранять бодрость тела и духа, и брать от жизни все - следуйте этим шагам.

Шаги

Следуйте продуманному утреннему распорядку

  1. Просыпайтесь с хорошим настроем. Для того, чтобы просыпаться свежим, бодрым и начинать день с позитива очень важно просыпаться на правильной стороне кровати. Отрабатывая утренний распорядок, вам нужно определить, что вам подходит лучше всего и выполнять каждый раз выполнять план на утро. Это позволит избежать утренней рассеянности и спешки. Для правильного начала дня нужно:

    • Не переводите будильник на попозже. Несколько минут беспокойной дремоты вам ничего не дадут, а время будет потеряно. Вырубите будильник и начинайте готовиться к новому дню.
    • Сделайте глубокий вдох, наполняя легкие воздухом.
    • Встаньте с постели и улыбнитесь. Не тратьте время на возню с телефоном, зевания и ворочанье в постели. Чем быстрее встанете, тем лучше будете себя чувствовать.
    • Если все еще чувствуете сонливость, выйдите на балкон или откройте окно и вдохните свежего утреннего воздуха.
    • Вам нужно достаточно времени на сборы. Вы можете подумать, что десять лишних минут сна дадут необходимую бодрость, но на самом деле это лишает вас необходимого времени на сборы. Сон, конечно, важен, но отнюдь не менее важно выходить из дома свежим и спокойным, а не выбегать в последний момент, так толком еще и не проснувшись.
  2. Просыпайтесь в ванной. Идите в ванную и подготовьтесь к новому дню. Яркий свет вас окончательно разбудит, а чистка зубов и расчесывание волос помогут настроиться на правильный лад. Вот, что надо делать:

    • Плесните в лицо холодной воды.
    • Принимайте душ утром. Кому-то нравится принимать душ перед сном, но прохладный утренний душ - замечательный способ проснуться. Только пусть вода не будет слишком теплой, иначе вам захочется вернуться в постель.
    • Может, стоит купить в ванную радио и по утрам включать бодрящую музыку? А можно и самому что-то спеть, тоже бодрит.
  3. Съедайте полезный завтрак. Это очень важно для хорошего дня. Неправильный завтрак, еще хуже - вообще никакого, не даст вам необходимой бодрости и вы целый день будете чувствовать себя вялым и усталым. Важно найти время и хорошо поесть и не важно, насколько вы заняты. Вот некоторые продукты, которые стоит попробовать:

    • Фрукты, йогурт и мюсли.
    • Шпинат, капуста или сельдерей. Можно попробовать смешать их в коктейль в блендере.
    • Яйца, нежирная ветчина или птица. В такой еде много белков, они дадут вам силы.
    • Овсянка, цельнозерновой хлеб, полезные хлопья. Избегайте сладких хлопьев, они дают энергию сразу, но позднее вы ощутите усталость.
    • Избегайте пропитанных жиром, маслом или сиропом продуктов. Все это здорово подходит для завтрака в выходной день или по какому-то особому случаю, когда вы хотите расслабиться и уровень концентрации не важен.

    Оставайтесь бодрым в течение всего дня

    1. Пусть чувства остаются простимулированными. Тогда и ваш ум будет простимулирован, и вас не будет клонить в сон. Вам нужно работать, тогда глаза, уши и даже нос в течение всего дня буду работать и вы будете оставаться бодрым. Вот несколько способов, как этого добиться:

      • Жуйте жвачку или посасывайте мятную пастилку, так ваш рот будет работать. Если с утра или вечером по дороге на работу вы чувствуете себя усталым, этот способ здорово помогает.
      • Да будет свет. Если есть возможность - сделайте свет как можно ярче. Или, еще лучше, садитесь поближе к окну. Сидя на солнце вы можете почувствовать усталость, но близость солнечного света вас взбодрит.
      • Разбудите обоняние понюхав масло из перечной мяты. Можно всегда носить с собой флакончик.
      • Если глаза устали смотреть в одну точку, давайте им немного отдохнуть
      • Слушайте музыку. Джаз, хип-хоп, рок могут вас разбудить. Какая-нибудь программа на радио тоже поможет, ведь вам придется больше вслушиваться.
    2. Давайте телу работать. Это также важно, как стимулировать чувства. Если тело работает, то будет работать и ум. Причем все это можно проделывать прямо за рабочим столом. Вот несколько способов:

      • Мягко потяните мочки ушей.
      • Ущипните себя за предплечье или под коленом.
      • Разомните запястья.
      • Разомните плечи и шею.
      • Если вы кажется, что вы сейчас заснете, легонько прикусите себя за язык.
    3. Делайте упражнения. Умеренные упражнения вас здорово взбодрят, это поднимет уровень энергии и даст вам сил. Лучше всего выполнять упражнения утром или после обеда, именно тогда энергия понадобится вам больше всего. Если тренироваться вечером, то высокий уровень адреналина не даст вам спокойно заснуть. Вот несколько хороших тренировок:

      • Рано утром отправляйтесь на пробежку. Ничто не разбудит так, как свежий утренний воздух.
      • Утренний класс йоги. Еще один замечательный способ освободить ум, улучшить дыхание и настроиться на предстоящий день.
      • Командные виды спорта: футбол, волейбол, баскетбол. Это позволит поддерживать тело и ум в тонусе.
      • Постарайтесь побольше ходить пешком и гулять.
    4. Если у вас нет возможности тренироваться, то просто физическая активность в течение всего дня - уже большое дело. Пять-десять минут дополнительной нагрузки - хороший способ взбодрить себя. Вот несколько способов:

      • Побольше ходите пешком. Если вы учитесь в школе и от дома вам не так далеко, старайтесь добираться пешком, а не на автобусе. Если вы на работе, время от времени прохаживайтесь по коридору или ходите за кофе через дорогу.
      • Старайтесь избегать лифтов и ходите пешком.
      • Если вы целый день сидите за столом, время от времени разминайтесь и растягивайтесь.
    5. Придерживайтесь здоровой диеты. Правильный завтрак - лучший способ хорошо начать день, но и в течение дня нужно съедать питательный обед. Здоровые продукты дадут вам силы и энергию, в то время как вредная пища ослабит и сделает сонливым. Для избежания усталости попробуйте использовать следующие советы:

      • Когда вы чувствуете небольшой голод или усталость, перекусывайте. Берите с собой какие-то полезные закуски, это позволит не тратиться в киосках и автоматах. Хорошие закуски - орехи, сухофрукты и фрукты. Все это очень легко носить с собой.
      • Ешьте здоровые и сбалансированные завтрак, обед и ужин. Время от времени перекусывайте, это поможет не переедать за обедом.
      • Избегайте тяжелой, крахмалистой и жирной пищи, а также алкоголя. Все это вас утомляет и напрягает пищеварительную систему.
      • Кофеин. Если вам нужно взбодриться, кофеин здорово помогает. Чашка чая или кофе всегда поможет, но не злоупотребляйте, иначе будет плохо.
      • В течение дня пейте достаточно жидкостей. Вода всегда вас оживит.

Старинная английская пословица гласит: «Отдыхать нужно до того, как ты устал». В современном ритме жизни люди, как правило, работают сверх меры, накапливая усталость, что постепенно приводит к переутомлению и нервному срыву.

Если грамотно не распределять нагрузку и не отдыхать каждый день, две-три недели отпуска в году вряд ли помогут. В конце рабочего дня у многих остаются силы лишь на «отдых» на диване перед телевизором или в удобном кресле перед монитором компьютера. Между тем такая смена деятельности – не самый лучший способ отдохнуть и расслабиться, это ведет лишь к еще большей усталости. Следует запомнить, что наиболее эффективный отдых - это не столько полное физическое, сколько психическое расслабление.

Как успевать отдыхать в течение дня

1. В любых санитарных нормах время работы ограничено восьмичасовым рабочим днем, работа за компьютером - периодом в 45 минут с обязательным перерывом каждый час на 15 минут, обед - один час (а не 30 минут).

2. Монотонная работа быстро приводит к усталости, поэтому следует чередовать занятия, требующие сосредоточенности и внимания, с более простыми и легкими.

3. Планируя рабочий день, самым сложным и ответственным делам отводите дообеденное время, а рутинной работе, не требующей умственного напряжения - послеобеденное.

4. В обеденный перерыв выберитесь на получасовую прогулку (в идеале в лес, парк или сквер).

5. «Перекуры» посвящайте не табачному дыму и сплетням, а чашечке травяного чая, расслабляющей музыке (плеер очень пригодится) и легкой зарядке для разминки мышц.

6. Рабочее место должно быть удобным и уютным. Обратите внимание на свет, уровень шума, комфортное положение тела за столом.

7. Если в течение дня чувствуется сонливость, можно съесть апельсин. Запах цитрусовых вернет бодрость, а витамин С восстановит силы. Поможет и техника глубокого дыхания для насыщения мозга кислородом.

8. Держите на рабочем месте всяческие безделушки (фотографии, сувенирчики прочие и милые мелочи). Именно они позволяют мозгу человека время от времени «разгружаться».

9. Никогда не работайте по выходным и после шести.

10. Вернувшись с работы, полежите минут 15, а уже потом беритесь за домашние хлопоты. Устройтесь поудобнее, так, чтобы ноги находились в положении выше тела, закройте глаза и включите расслабляющую музыку.

11. Спать ложитесь примерно в одно и то же время. Бессоннице противостоять поможет какое-нибудь монотонное занятие, вроде вязания или чтения, – главное, не смотреть остросюжетных фильмов и не переедать на ночь.

Делайте каждый день то, что заставляет вас забывать о проблемах и суете, вернет спокойствие и сделает вас счастливее – хобби, разговоры с близкими по душам, прогулки в парке или просто расслабиться в ароматной ванне. Будьте счастливы и полны энергии, и не забывайте восстанавливать ее в срок!

Усталость - естественное предупреждение о том, что жизненные силы на исходе. Но люди пренебрегают этим сигналом. Вместо предохранителя ставится «жучок» - ещё одна чашечка кофе, ещё одна сигаретка, ещё одна таблетка, ещё…

Здоровая физическая усталость от тяжёлого труда устраняется быстро. Потерянная за день энергия восстанавливается после бодрящего ночного отдыха. Но существует усталость, которая устраняется не так легко. Это усталость, касающаяся резервов наших жизненных сил.
Волнение, эгоизм, забота, депрессия, страх, чувство вины, наконец, пилюля, принимаемая для устранения всех этих неприятных ощущений, - всё это источники усталости. Вот отсюда стресс. Так растрачиваются жизненные силы, и открывается возможность различных заболеваний. Всё это, оставаясь неустранённым, отравляет источники жизни.

Что же делать? Как уберечься от усталости ума, действующей на организм?

Благодарение Богу, есть ответ на эти вопросы! И этот ответ - не просто понимание физиологических аспектов проблемы. Ведь здесь требуется удовлетворить простые, естественные запросы души. Нам нужен рецепт средства от странной, изнуряющей усталости ума. Поэтому я напоминаю вам о приглашении Спасителя: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые… и найдёте покой душам вашим» (Матфея 11:28, 29). Простые слова. Но это - слова Создателя нашего тела и ума. Искренне верю, что эти слова составляют рецепт от всех физических, умственных и духовных недугов человека. Они могут показаться слишком простыми, чтобы поверить в их эффективность, но они пока никого не подводили.

Ваш организм устал? Мир предлагает вам чудодейственные таблетки. Но Бог говорит: «Я восстановлю твоё здоровье. Я исцелю тебя».

Ваш мозг утомился? Приём одних только пилюль лишь окончательно выбьет усталый мозг из колеи. Но Бог говорит: «И дам вам сердце новое» («новый ум» - англ. перевод, Иезекииля 36:26).

Покой! Положив всю вину к подножию креста, вы найдёте его. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоанна 1:9).

Покой! Сложив своё самолюбие у подножия креста, вы найдёте его. «Сберёгший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её» (Матфея 10:39).

Покой! Сложив все свои страхи у подножия креста, вы найдёте его. «Совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение» (1 Иоанна 4:18). Страх мучителен. Чувство вины отравляет. Эгоизм убивает. А любовь исцеляет!

Когда человек находит в Спасителе воплощение мечты о душевном мире и покое, к которым всегда подсознательно стремилась его душа, когда в Скале Веков он обретает силу и удовлетворение, к которым, не сознавая того, стремилось его сердце, он знает, что усталость больше не имеет над ним власти.

Ты душой без Спасителя жил
И всем телом устал, изнемог…
Но Спасителя Бог подарил,
И свет жизни в тебе Он зажёг…
Ты душой без Спасителя жил
И всегда сознавал, что тебе
Целый мир развлечений не мил, -
Сердце ждало покоя себе…
А теперь уж Спаситель живёт
В твоём сердце, даруя мир Свой!
И вся жизнь, торжествуя, поёт:
Иисус даровал мне покой!

Джордж Вандеман,
«Мятежная планета»

«Десять лет я был членом Епархиального совета и в течение десяти лет присутствовал на епархиальных собраниях, где передо мной сидело множество священников. Глядя на одно лицо, на второе, на третье, я честно признавался себе, что передо мной сидит общество незаурядных людей. За каждым из них я мог вспомнить что-то такое, что делало его ярким, особенным человеком, делало личностью. Это ощущение и уважение к духовенству я все время сохраняю и ощущаю».

— Отец Вячеслав, расскажите, пожалуйста, почему Вы стали священником? Какие мысли и обстоятельства этому сопутствовали?

Религиозное чувство во мне проснулось очень рано. Я помню себя в пять лет, остро переживающим существование в мире смерти. Я переживал гипотетическую смерть матери. Именно в то время начались мои религиозные поиски. Эти поиски все время чем-то подпитывались. Например, ночными беседами моего деда Василия со своими деревенскими друзьями под низко висящей лампой за чаем, когда он бесконечно излагал евангельские сюжеты и истории. Церковным человеком он не был, но прекрасно знал Священное Писание.

В известном смысле помогала и советская школа, потому что она усиленно говорила, что Его нет, нет Его. Его и быть не может ни в коем случае! И это наводило на мысль: а почему не может быть? Почему этому уделяется столько внимания? В то же время я чувствовал, что это именно тот элемент, которого не хватает. Я помню такие чувства: я прихожу из школы, кладу портфель, и в прихожей меня посещает мысль: каким мир был бы гармоничным, каким он был бы законченным, если бы в нем было Начало, если бы Он был; но ведь учителя говорят, что Его нет, значит, надо верить учителям… Слава Богу, учителя тоже менялись. Позже у меня появились преподаватели, которые были религиозными людьми. С детства я занимался музыкой, и один из моих педагогов оказался священником. В итоге книги и общение сделали свое дело, и уже в старшей школе я хотел стать священником. Однако в семинарию тогда я так и не попал. Сложный мир был, трудный, и за веру, за убеждения приходилось бороться – может быть, поэтому она росла и расцветала.

Я закончил Политехнический институт, параллельно получил свободную профессию музыканта. По ходу дела получил еще диплом переводчика. Потом началась перестройка, и все изменилось. Все это время я дружил со своими педагогами, и один мой наставник, преподаватель Духовной академии, ныне покойный, очень дорогой сердцу человек, однажды задал вопрос, когда мы ехали в машине: «Так Вы хотите, наконец, быть священником или нет?» Я понял, что должен дать ответ сейчас, немедленно. А у меня уже двое детей, я уже сложившийся человек, у меня какая-то карьера, я уже и за границей поработал, у меня обширная деятельность на ниве христианской благотворительности. И я понял: вот в этот самый момент я должен окончательно все решить для себя. Переехать вот этот перекресток и сказать ему: да или нет. Сейчас, проезжая этот перекресток, я каждый раз вспоминаю ту минуту и все свои чувства. Тогда на середине перекрестка я ответил: «Да, я хочу». Как я мог изменить слезам пятилетнего мальчика у ждановского буфета в комнате в коммуналке, своим ночным чтениям в старшей школе, своим поискам в мировой культуре и искусстве, своему богоискательству? Я не могу изменить всему тому, что мы делали, будучи молодыми музыкантами, – а мы тоже все искали Бога. Кто как искал… Кто-то искал в подвалах, так сказать, в трех гитарных аккордах, кто-то на филармонических площадках, кто-то искал в экзотических культурах. Но мы все искали Его, мы не искали денег, мы не искали какой-то карьеры, это было невозможно в тогдашних условиях – дай Бог, чтобы на хлеб заработать. И я оставил все.

— Что или кто является источником Вашего вдохновения в ежедневном служении, которое тоже бывает рутинным, монотонным?

Священническое служение не может быть монотонным или однообразным. Если, конечно, ты честно к нему относишься. Например, ежедневная Литургия: ты все равно каждый раз должен проработать массу литературы. Это и тебя делает индивидуальным, и каждый твой день уникальным. Ведь ты каждый раз открываешь что-то новое. Честное служение – это, на мой взгляд, готовность произнести слово на каждой службе, в которой участвуешь. Пусть даже третьим или четвертым священником, даже если знаешь, что за тебя скажет первый священник. И слово не дежурное, на основании каких-то клише или нахватанных фраз, а ты должен быть готов сказать такое слово, которое и тебя волнует, и другого захватит. То, что опирается на твою память, на твои размышления, чувства, переживания и опыт. Только от тебя зависит то, как ты строишь свое священническое служение, насколько ты будешь от этого счастлив.

Источники вдохновения у всех разные. Но для вдохновения тоже необходимо трудиться. Оно не приходит само собой. Надо уметь себя настроить, надо суметь себя возгреть, заставить себя размышлять, читать, быть внимательным к жизни и человеку. Не рассеянно выслушать рассказанную историю, которую тебе принес день, а осмыслить ее и примерить на себя, хотя это и трудно.

Я сторонник универсализма в развитии своих качеств. Необходимо развивать в себе то, что дано, и в этом развитии присутствует постоянная новизна, постоянные открытия. Я считаю, что надо заниматься всем: и математикой, и физикой, и литературой, и искусством, если хочешь быть «всем для всех», по слову апостола. Если ко мне приходят ученые, актеры, музыканты, военнослужащие, спортсмены, если я общаюсь с молодежью, то как иначе? Я же не могу со спортсменом говорить языком высокого богословия — он просто меня не поймет. Я обязан разбираться в спортивной жизни. Я не могу говорить с военнослужащим, не будучи как-то причастным к военному делу. Понятно, что для меня совсем не важно знать современные системы стрелкового оружия или ракетные комплексы, совсем не важно для меня прыгать с шестом или метать диск. Конечно, всех знаний не приобретешь, но в целом надо стремиться к универсализму — это бесконечное поле для самосовершенствования. Поэтому, на мой взгляд, священник, который честно относится к своим обязанностям, все время бывает подталкиваем жизнью к тому, чтобы вторгаться во все новые области знания и сферы жизни. Я обязан расширять свой сегмент видения мира, если мне надлежит учить других. Мне нужно сделать так, чтобы они все время расширяли свое миросозерцание, чтобы их мир был широк, а не сужен. Если же у меня он узок, то чему же я тогда научу других? Поэтому самая ужасная опасность и чрезвычайный вред для священнического служения – это узость мышления, ложный клерикализм, лексическая, риторическая, понятийная ограниченнность. Например, вы слышали, как говорит Патриарх? Потрясающе ведь говорит! Я это говорю без лести, безо всякого лишнего, внешнего иерархического почитания. Его проповеди и речи, перенесенные на бумагу, иногда становятся просто прорывом в какие-то новые области знаний и миросозерцания! Это говорит о колоссальной эрудиции, о громадном количестве книг, прочитанных и усвоенных, об универсализме, о развитости, о разносторонности, о том, что человек сведущ в разных областях жизни общества и человека. Говоря о каком-либо явлении или проблеме, он с легкостью приводит примеры и аналогии из других областей человеческого знания. Вот к этому надо стремиться, вот так надо читать и усваивать знания. Поиск примеров выдающихся людей, жажда знаний, открытие новых областей миросозерцания есть отличный способ инспирации себя в священническом служении.

— Вы являетесь духовником семинарии, то есть к Вам приходят на исповедь будущие священники. Расскажите об особенностях этой стороны Вашего служения. Может быть, о сложностях, радостях, о плюсах и минусах.

Это большая ответственность, которая понуждает много молиться о ребятах, она понуждает относиться к ним не формально, а сердечно, искренне к каждому учащемуся. Я искренне ценю и люблю всех студентов. Помню, как приходил в Духовную академию еще мальчишкой, школьником. Нас не пускали дальше проходной. Помню, как смотрел во дворе семинарии на ребят в подрясниках, как на небожителей. Для меня они были героями эпохи, какими-то двухметровыми гигантами, пришельцами, мужественнее любых космонавтов, честное слово! Я взирал на них с уважением и благоговением, которые сохранились и по сей день.

Физически трудно бывает подолгу стоять — здесь исповеди длятся особенно долго. Но у меня есть приходская закалка. В храм ко мне приходит много исповедников. И я стараюсь никогда не оставлять практику исповеди. Если ты действительно хочешь быть священником и формировать приход, строить его, то тебе надо исповедовать, и чем дальше, тем больше будет исповедников. Надо осознавать это и быть готовым.

Надо понимать тонкости внутренней жизни Академии, которая совершенно не такая, как в других местах. Нужно помогать ребятам формировать идеал священника, чтобы они примерно видели себя в будущем: какими они будут, чего они хотят. Ребята должны всегда приглядываться к своим преподавателям, находить те стороны их личности, которые особенно нравятся, которые они хотели бы в себе развить, реализовать в собственной жизни. И, конечно же, нам всем надо всегда помнить о своем недостоинстве. Ни в коем случае нельзя привыкать к своему состоянию, ни в коем случае нельзя ощущать себя чего-то достигшим или на что-то имеющим право. Если в тебе присутствует святое недовольство собой, значит, будет отсутствовать самодовольство, значит, не будет места чванливости, чувства превосходства над другим человеком. Достоинство, благородство и честь человека определяются умением видеть их в другом, ближнем и дальнем, умением ценить то, что тебе дается.

Необходимо постоянно помнить о жизни в кредит, о постоянной форе, которая дается нам Богом. Это какая-то поразительная система, где нам снова и снова дается — мы еще не отработали предыдущего, а нам дается новое. Мир так не кредитует. Он не дает, а, скорее, отнимает, он постоянно говорит, что ты должник, и если не вернешь уже данного, то больше ничего не получишь. В духовной жизни все иначе. Ты еще не отдал предыдущий долг, а тебе уже дается новое. Закон духовной жизни: у неимущего отнимается, а имеющему дается еще больше. Невидимый кредитор постоянно дает тебе фору для того, чтобы, стремясь к Нему, и ты давал фору, кредит другому человеку. Это кредит доверия, доброго отношения. Все в нашей жизни взаимосвязано. Господь дает тебе веру и надежду, а ты даешь веру и надежду людям.

Только надо с благодарностью отрабатывать этот долг. Надо заполнять сосуды человеческих душ и самому быть той формой, в которую может вливаться благодать. Наивно думать, что благодать приходит и заполняет ту мелкоту, которую ты, скажем, по нерадению в себе взрастил. Нет. Если ты мелок, то не будет тебе ни благодатных даров, ни сил. Поэтому нужно все время углублять свою форму.

— Можете ли Вы назвать несколько книг, которые сформировали Вас как личность?

Это сложный вопрос, поскольку таких книг очень много. Без труда я могу выделить одну — это Евангелие.

Помнится, меня потрясли в юности книги Эммануила Светлова, который впоследствии оказался небезызвестным отцом Александром Менем. Конечно, нельзя сказать, что книги о. Александра сформировали меня как личность, но я помню момент, когда подобные книги появились в моей жизни. Это было поразительное открытие. «Сына человеческого» я просто переписал себе за пару ночей. Поскольку мне приходилось много чертить, я довольно быстро могу писать чертежным шрифтом. Поэтому у меня дома много переписанных книг.

Вспоминается еще одна интересная книга, автора которой я, к сожалению, не помню. Это был дореволюционный учебник по истории культуры, где рассматривалось развитие мировой религиозной мысли. Серьезный недосмотр советской цензуры! Настоящий учебник религиоведения, где достаточно подробно и объективно рассказывалось о Древнем Шумере, Египте, о буддизме, исламе, иудаизме, синтоизме и, конечно, о христианстве – православии, католичестве, протестантизме. Это давало возможность сравнивать культуры, связывать культ и культуру, давало возможность свое богоискательство опирать на конкретное знание.

Русская литература, безусловно, повлияла на меня очень сильно. Нужно назвать таких авторов, как Достоевский, Чехов, Толстой, Лесков. Чехов, при всей его внешней отстраненности от Церкви, – художник, который изображает поразительные психологические портреты. Лесков, например, был даже где-то антицерковен. Но он потрясающий мастер. Он дарит читателю любовь к духовной жизни, он дает идеал человека, ищущего Бога.

Я очень люблю русскую поэзию. Золотой век ее сменился Серебряным, авторов которого – Гумилева, Ходасевича, Ахматову и других – я переписал от руки – книги их были недоступны. Немало замечательного можно усвоить и из отечественной литературы советского периода: Булгаков, Платонов, Леонов, Симонов, Шаламов, Солженицын…

Западная литература также сильно повлияла на меня. Хемингуэя я считаю, в некоторой степени, духовным писателем, очень русским по стилю и тематике. Этот глубокий писатель не случайно любил Чехова, и какой-нибудь сборник его рассказов вполне сравним с чеховскими рассказами, а его романы вполне русские по образам и языку. В отечественном переводе его романов русский язык поистине прекрасен.

Литературу, конечно, надо знать и любить. У нас дома была хорошая библиотека. Я с детства много читал, правда, и рано испортил из-за этого зрение. Также я рано начал изучать английский язык, в общем-то, для себя. Читал в оригинале Стивенсона, Конан Дойля, даже Шекспира, и многих других английских классиков.

Помимо литературы вспоминаются потрясающие религиозные программы на радио «Голос Америки», «Голос Швеции» и др. Летом, когда я оставался один на даче, радиосигнал был сильнее, чем зимой, а родительский контроль слабее. Наш сад превращался в огромную приемную антенну – яблони я опутывал проволокой самодельной антенны. Чтение книг прерывал тем, что настраивался на нужную волну и слушал религиозных проповедников. Это были люди, оставившие огромный след в духовном наследии ХХ столетия. Программы на русском языке глушили и, поскольку считали, что русские не знают английского, оставляли для приема радиостанции на английском. Это побуждало изучать английский, вслушиваться, пытаться понимать, развивало тягу и любовь к языку.

Мое религиозное чувство подпитывалось и музыкой. Самой разной музыкой. Чем дольше я живу, тем лучше понимаю высказывание Луи Армстронга, которое он однажды произнес во время разговора с фанатом. Тот подошёл к нему и сказал: «Я очень люблю джаз». Армстронг посмотрел на него и спросил: «А ты в Бога веришь?» «Нет, я атеист», – ответил фанат. «Тогда что ты можешь понимать в джазе?» Я уверен, что то же самое можно сказать в отношении к любой другой музыке. Профессионально занимаясь данной сферой, я открыл для себя невероятно духовные вещи в классической музыке. Я занимался профессионально и барочной музыкой, и ренессансной. Историю и наследие ХХ столетия невозможно понять без знания джаза и рок-музыки, где можно встретить великолепные стихи, потрясающие тексты. Это стало для меня тем же самым богоискательством, которое поколение сердитых молодых людей на Западе сурово оформило в особую культуру. Пренебрежительное или диссидентское отношение к любой культуре недопустимо для священника. Конечно, надо отличать истинную культуру от ложной, и очень много есть глупостей и мусора в любом музыкальном жанре, в любом культурном слое и явлении. В одно и то же время в одном культурном слое мы можем найти и эпигонов, и гениев, людей бесталанных и талантливых. Главное – не закрывать глаза, не быть глухим ко всему, что производит человеческий дух, и держаться только хорошего.

— Был ли такой момент в Вашей священнической жизни, который Вам особенно запомнился? Необычный случай, повлиявший на Вас, быть может, в чем-то Вас изменивший? Настоящее чудо?

В служении священника всё чудо. Ты живешь в атмосфере чуда, оно совершается всё время. Даже простое благословение, которое ты преподаешь людям, благословение трапезы, молитва у престола… От таких, казалось бы, простых вещей (к которым, однако, нельзя привыкать) до совершения Таинств и чудесного преображения человека. Ведь преображение человека – самая главная задача священника. Через исповедь ты узнаешь всю жизнь человека, все его прошлое, и когда в достаточно короткий, обозримый период, человек духовно преображается — карлик вдруг вырастает в гиганта – это настоящее чудо, это самое удивительное в священническом служении. Вчерашний немощный, разбитый страстями и рабски служащий пристрастиям человек вдруг меняется и становится иным – духоносным, богоносным существом, которое может беспредельно развиваться и возвышаться! Если ты оказываешься причастен к этому, то переживаешь это как чудо, чувствуешь неподдельное счастье.

Чудом становится и твое назначение на приход. Вроде бы ты ничего не делаешь: просто живешь с общиной, приходом, среди развалин и руин, но вдруг видишь, как все вокруг начинает чудесно оживать, восстанавливаться… Как во сне! И вдруг — перед тобою храм, увенчанный куполами и крестами, и община с тобой, эти светлые люди, которых тебе дал Бог…

Чудом явилось назначение в тот храм, который я, простите за слово, обожаю – в Скорбященский. Я никогда и не мечтал, что могу быть назначенным туда. У меня было особое отношение к этому храму. Как-то раз, войдя в этот храм, я вдруг увидел, как в притворе со стены на меня смотрит почти мое отражение. «Это что, чья-то шутка?» — подумал я. Но, оказывается, там служил священник, с которым мы (опять чудо!) оказались внешне очень похожи, – священномученик Григорий.

— Какие два-три совета Вы могли бы дать молодому человеку, исходя из своего опыта? Мирянину, молодому священнику или же человеку, который только собирается стать священником.

Не уставать. Никогда не уставать. Священник не должен быть усталым. Устают люди вон там, за стенами храмов, духовных школ. Они приходят к нам усталые, истерзанные, изможденные жизнью. А мы всегда в силах, мы всегда во всеоружии. Усталый священник — это показатель поражения в плане благодатных даров. Все священники, которых я уважаю, уважал и любил, которые научили меня всему, что я связываю со своим служением, — они все были людьми поразительной, необъяснимой энергии, фантастической неутомимости. Можно уставать кому угодно, но только не священнику. Если ты устаешь, то теряешь возможность самообразовываться. Учиться надо постоянно. Но наивно думать, что на священника можно выучиться. Нет, это процесс, который занимает всю жизнь. Если ты останавливаешь процесс учебы, то ты останавливаешь процесс духовной жизни. Духовная жизнь не имеет стадии стагнации, состояния стабильного зависания. Либо ты возрастаешь, либо ты падаешь. Это реалии духовной жизни. Плюс - минус, добро - зло. Если ты не возрастаешь, то ты падаешь. Может быть, медленно, но деградируешь. Надо рассматривать себя, анализировать свою внутреннюю и внешнюю жизнь, взирать беспристрастно на свою душу, трезвиться и стремиться к духовному росту. Это первый и главный совет.

Конечно, и у священников бывают падения. Ни в коем случае нельзя представлять духовенство какими-нибудь небожителями, идеальным человечеством. Нет, мы обычные смертные люди, обычные. Просто на нас возложена особая задача. И эту задачу для себя формулируешь всю жизнь. На осмысление ее тебе отведено какое-то время, и в рамках этого времени стараешься максимально реализовать то, что имеешь. Но это большое счастье. Ты максимально открыт для мира, для людей, знаний, для культуры. Тебе ничего не надо от мира, ты не хапаешь, ты не пытаешься его запихнуть в карман. Наоборот, ты можешь вносить в него нечто новое, нечто прекрасное. Это не значит, что мы все должны быть людьми, равнодушными к внешней стороне жизни, к какому-то ее украшению, комфорту. Но делать из этого идола для священника просто бесполезно. Поверьте, если это для тебя не полезно, Господь изымает это из твоего пользования. Когда ты священник, ощущение того, что ты ведом, очень сильно. С одной стороны, ты ощущаешь очень сильную свободу, которую дает тебе Бог. С другой стороны, ты ощущаешь свою ведомость, а также то, что ты не работаешь, а действительно служишь.

Понятие служения требует отдельного раскрытия. Мы часто даже не уделяем должного внимания этому понятию. А Христос говорил: «Я посреди вас, как служащий» (Лк 22:27). Служение — это совершенно особое отношение к жизни, к миру и к людям. Это не работа по найму. Служение — это посвящение себя тому делу, за которое взялся. Это жизнь вне зависимости от того, в каких условиях ты находишься. Ты все равно призван отдавать. Если ты отдаешь, то ты и получаешь - это закон. Чем больше ты отдаешь, тем больше получаешь. Идти в священники и думать о том, что ты будешь от этого что-то иметь, - крайне опасно. Я знаю таких людей, которые приходили, но так ничего и не смогли сделать: не смогли построить ни храма, ни прихода, не реализовали себя, не написали книг, не заработали никаких благ. Все бесполезно. Господь не даст. И наоборот, я знаю людей, которые совершенно бесстрастно относились к этому, простите, барахлу вокруг, и «барахла» оказывалось много, с избытком для всех. Этим материальным священники и делились, и помогали другим. Я думаю, что отец Иоанн Кронштадтский точно так же относился ко всем этим рясам на лисьем меху и пароходам, как ко всему прочему барахлу. И народ видел, что все это нужно было ему только для того, чтобы его раздавать неимущим. Поэтому и приносили.

— Вы упомянули о свободе. Что Вы имеете в виду? Ведь священник - это человек, который подконтролен, подотчетен, под присягой.

Я говорю о свободе внутреннего пространства, твоего личного измерения. Такая свобода формируется под воздействием Таинства исповеди, когда ты понимаешь, как несвободен подчас человек, когда становится рабом греха. Это свобода, которая связана с анализом тех ситуаций, в которых оказываются люди, и с пониманием того, насколько много свободы дается тебе. При внешней связанности ты внутренне очень свободен. И самая главная свобода – это свобода выражения любви. Если нет любви, то все равно ты медь звенящая (см.: 1 Кор 13:1). Блаженный Августин пишет: «Люби и делай что хочешь». Конечно же, люби Бога и делай что хочешь. Для человека духовно неразвитого это очень опасный слоган. А для человека, который ведет духовную жизнь, это и есть манифест свободы: «Делай что хочешь». Если ты действительно любишь Бога и служишь Ему, то ты дурного не сделаешь, не причинишь никому вреда. Особенно эта свобода реализуется в разного рода деятельностях: социальной, культурной, общественной, пожалуй, кроме политической. На мой взгляд, политика — это всегда профанация духовной жизни. Там, где начинается политика, как правило, замирает духовная жизнь. Чтобы поразить духовную жизнь, подключают политику. Если ты очень увлечен политикой, то точно в духовном плане ты где-то связан, где-то ущербен. Во всем остальном священник как никто другой свободен.

Священник – это ведь, действительно, все в одном. Это и администратор, и прораб, и строитель, и юрист, и врач, и педагог, и пастырь. Я даже не могу найти такой области человеческих знаний и действий, где бы священнику не надо было быть. Мы одновременно и солдаты, и дипломаты, которые любую войну способны и выиграть, и прекратить, не начиная…

На самом деле, иногда не верится, что ты священник. Не верится, потому что это слишком много, кажется, незаслуженно много. На всем пути священнического служения меня сопровождали разнообразные удивительные открытия. Некоторые поразительные вещи я до сих пор для себя открываю. Некоторые двери еще передо мной только-только обозначились.

Кредит доверия общества к нам колоссален. Мы очень востребованы народом и страной. И, конечно, нам нужно достойно отвечать на эту востребованность. Стоит только быть честными, мало-мальски трудолюбивыми – и все новые и новые открытия и горизонты будут сами к нам стремиться.

Протоиерей Вячеслав Харинов

Журнал «НЕвский БОгослов» №14