Узелки на связках лечение. Заболевания гортани: узелки голосовых складок (певческие узелки, узелки крикунов). Диагностика и лечение узелков голосовых связок

Если Иван Иваныч Пупкин, работающий сварщиком потеряет голос, он не сильно расстроится. А если голоса лишится человек, у которого единственным источником заработка является ВОКАЛ , страшно. Но на самом деле, не стоит отчаиваться. Главное в этом случае - найти квалифицированного врача, который поймёт, в чём проблема.
Не посещайте отоларингологов, они только делают вид, что видят связки. Врач, который занимается проблемами голосового аппарата, называется ФОНИАТР . Одна из лучших фониатров России - Зоя Андреевна Изгарышева, считает, что не бывает неизлечимых болезней голосового аппарата, так как связки со временем восстанавливаются. А бывают врачи, которые не могут грамотно поставить диагноз и вылечить. В её практике был случай с известным певцом, который после болезни продолжает работать на одной голосовой складке. И такое возможно! Зоя Андреевна живёт в Москве, приём ведёт в клинике Большого театра по адресу:

103009 г.Москва,
ул. Большая Димитровка 8/2
Филиал-Поликлиника Государственного Академического Большого театра России

Итак, проблемы с голосовым аппаратом.

Если у вас появился в голосе сип, если во время пения вылезают "петухи", если после исполнения нескольких песен возникает уменьшение диапазона, пора задуматься. Это может быть обусловлено следующими причинами:


Как известно, вокалист в день должен напрягать голосовые связки не более четырёх академических часов. В противном случае через определённое время может возникнуть так называемое, "несмыкание".
Прежде всего - надо несколько дней помолчать. Если несмыкание не проходит, значит связочки, защищаясь от нагрузки, перешли на неправильное звукоизвлечение. Здесь помогут простые упражнения, которым надо уделить несколько дней, чтобы несмыкание не стало причиной более серьёзного заболевания.

2. Певческие узелки.

Певческие узелки возникают в следствии перенапряжения голоса, неправильного звукоизвлечения. Это своеобразные мозоли на голосовых связках.
Симптомы появления певческих узелков: охриплость, голос "киксует",но, как правило,если не напрягать голос - восстанавливается на очень непродолжительное время. И самый явный признак появления узелков - постоянные, лёгкие покашливания - не першение в горле, а как будто что-то мешает.Иногда - увеличение лимфоузлов.
Лечение: В незапущенных стадиях помогает простой рецепт: на мясорубке прокрутить мясистый лист трёхгодичного цветка Алоэ, добавить цветочный (лучше майский) мёд в пропорции один к одному. Приготовленное зелье рассасывать во рту по одной чайной ложке три раза в день. После рассасывания - сорок минут не есть, не пить, не курить! На ночь (на пять часов) на шею повязывать компресс, состоящий из равных частей Новокаина (0,5%), Димексида и Настойки Алоэ. И, конечно же, категорически не петь, а разговаривать как можно меньше, низким, грудным голосом. Срок лечения - пять-семь дней.
При более запущенной стадии певческих узелков, к вышеописанному лечению рекомендуют добавить использование Алоэ (внутримышечно, один раз в день, 10 дней), Кальций Сандоз (по 1-2 таблетки три раза в день) и обязательны вливания в гортань. Незапущенные узелки отлично рассасывает мазь Контрактубекс. Использование мази таково: выдавить 0,5мм в пустой пузырёк, туда же добавить 1 кубик физраствора, растворить Контрактубекс, и приготовленную жидкость вливать в гортань два-три раза в день. Для замозолившихся узелков увеличить количество вливаний. При запущенных формах помогает следующая схема вливаний: Лидаза, разведённая физраствором (1 кубик). Через 20 минут, после вливания Лидазы - мазь Контрактубекс. Через 30 минут по очереди сразу: 1кубик 10% Аскорбиновой кислоты; 1 капсула Троксевазина, растворённая в 1мл физраствора; 0,3 Гидрокортизона (жидкого), растворённого в 1 кубике физраствора.После вливания - 40 минут ничего не брать в рот. Курс лечения - 15 дней.
Если данное лечение не помогло - остаётся последнее средство - операция. Она совершенно безболезненна, через неделю - уже можно петь, но лучше переждать месяц. Главное, для операции выбрать хорошего врача-специалиста.Некоторые врачи и вокалисты предпочитают операцию для удаления певческих узлов, вместо лечения. Это понятно - на лечение уходит месяц-два, а после операции голос появляется через пару дней (в редких случаях через неделю). Но надо несколько раз подумать, прежде чем выбрать метод исцеления. Сама операция пустяковая, всё зависит от способностей врача. Но нигде не исключены промахи. Поэтому, решать вам.

3. Кровоизлияние в гортань.

Неприятная штука. Поводом к кровоизлиянию служит продолжение занятий вокалом при певческих узелках и нечеловеческие нагрузки на голос. Как известно, связки состоят из многочисленных сосудов. Когда певческие узлы начинают тереть связки, связки искривляются, находя более выгодное положение для своей работы. Узлы продолжают натирать уже новое место, и происходит разрыв сосуда.
Симптомы: Зависят от того сколько кровоизлияний произошло (сколько сосудов лопнуло). При единичном - пропадает голос, при тройном - пропадает даже тембр - остаётся только шёпот. Отекает гортань, вызывая чувство набухания в горле.
Лечение: Очень долгое. Готовьтесь около года не заниматься вокалом. Голосовые связки (а правильно говорить СКЛАДКИ) - восстанавливаются сами, и если есть возможность молчать, со временем голос сам восстановится. Главное, МОЛЧАТЬ! Для ускорения процесса излечения можно применить физиотерапию - МАГНИТ. Пять процедур, не больше. В этом случае не стоит делать никакого рода ингаляций, ведь попадание микроскопических капель на голосовые связки способствует их набуханию, что в данном случае неприемлемо. Ускорить процесс можно принятием витамина "Е" (Аевит) три раза в день по одной капсуле
.

4.Рубцы на складках

Симптоматика: рубцы - это последствия кровоизлияний. Неправильно сросшиеся сосудики образуют рубец на связке, который сродне певческому узелку. Точно так же, как и певческие узелки, рубец натирает другую складку, поэтому при нагрузке голос пропадает, при полном молчании - восстанавливается.
Лечение: иногда рубцы рассасываютя благодаря грамотным занятиям академическим вокалом. А также компрессы и вливания (см.певческие узелки),плюс - электрофорез с Лидазой (10 процедур), Дицинон - по 1 таблетке три раза в день на протяжении нескольких месяцев.
Лечение долгое, данный курс рекомендуется проводить два раза в год на протяжении двух лет.

5. Нервный стресс

Симптомы: После сильного нервного потрясения частично пропадает голос, появляется хрип.
Лечение: как правило, в таких случаях лечение не требуется. Достаточно успокоиться, и через четыре-пять дней голос восстанавливается.

Скорейшего выздоровления!

Внимание! Данные упражнения предназначены для разрабатывания правильного звукоизвлечения, способствуют рассасыванию певческих узелков,восстановлению смыкания связок.

Итак, упражнения следует выполнять на протяжении двух недель.
В первые три дня выполняем КАЖДЫЙ ЧАС следующие упражнения (естественно, на ночь упражнения не распространяются!):
1.Представили, будто полоскаем горло, только голову вверх не закидываем, а медленно поворачиваем слева-направо, производя звуки "полоскания горла" до тех пор, пока хватает дыхания.
2.Глубоко взяли дыхание ртом, медленно выдыхая, мычим, при этом одновременно легонько стукаем указательными пальцами по ноздрям.
3.То же самое, что и второе упражнение, только вместо постукивания пальцами по ноздрям, стучим по носо-губным (мимическим) морщинкам.

Через три дня к этим упражнениям добавляем следующие, выполняя также, каждый час:

4.Легонько стучим пальцами по верхней губе, произнося при этом "бы-бы-бы-бы-бы", пока хватит дыхания.
5.Легонько стучим пальцем по нижней губе, произнося при этом "вы-вы-вы-вы-вы" или "зэ-зэ-зэ-зэ".
6.Глубоко взять дыхание ртом. Кулачком стучим по груди, от одного плеча к другому, произнося нараспев "А -а-а-а-О-о-о-о-У-у-у-у". Не спешим, экономим дыхание.

Через три-четыре дня к этим упражнениям добавляем следующие, выполняя все упражнения через каждые ДВА ЧАСА:

6. Взяв ртом дыхание, произносим "МАМ", на конце согласную "эМ" не бросаем, а продолжаем, выдыхая носом, мычать, одновременно постукивая пальцами по обоим ноздрям, пока не закончится запас дыхания. Сделали три маленьких глотка воды. Затем заново произносим "Мам" и медленно поворачиваем голову из положения "прямо - направо", постукивая пальцем левой руки по левой ноздре. Опять сделали три МАЛЕНЬКИХ глотка воды. (Принципиально пить именно маленькими глотками, тогда работают голосовые связки!). И третий этап упражнения - с "прямо - влево", постукивая пальцем по правой ноздре. Снова выпили воды. Воду хорошо заменить настойкой трав (календула, ромашка и др.). И не забываем перед каждым слогом глубоко брать ртом дыхание.Тоже самое упражнение выполняем на слоги "Мом", "Мум", "Мим", "Мым", "Мэм".
Через два дня, меняем слог "Мам" на "Бам" (следовательно "Бам", "Бом", "Бум", "Бим" и т.д.), ещё через два дня на "Зам" и ещё через два дня на "Жам".

Следующий этап:

1.Очень полезны хроматические распевки. Но начинать петь - ещё рано. Мычим распевочку (c,#c,d,#d,e,f,#f,g и назад - g,#f,f,e,#d,d,#c,c) толчками на выдохе выделяя каждую нотку в подвижном темпе. Диапазон не большой, сперва - квинта (постепенно увеличиваем) в низком регистре с удобной тесситурой.
2.Самая лучшая песня для лечения и профилактики голосовых связок "Подмосковные вечера". Глубоко берём дыхание ртом, затем медленно, слева направо поворачивая голову, мычим в нос известный мотив "Не слышны в саду даже шорохи", при этом постукиваем указательным пальчиком левой руки по левой ноздре. Соответственно, и в другую сторону: головой крутим справа налево, пальцем правой руки постукиваем по правой ноздре. Повышаем на полтона, опять мычим. Ещё на полтона и т.д.

Наконец-таки, начинаем петь исключительно на стаккатто:

1.Не спешите голосить! Песни пока не поём. Начинаем известную хроматическую распевочку. Увеличиваем размер распевки до октавы (ни в коем случае не напрягаем связки!) После мычания попевки, поём её с открытым ртом, на " А! А! А!" в том же духе, что и мычали: перед каждой ноткой берём дыхание, голосоподача - активная.
2.По звукам трезвучия исполняем стаккатто на слоги "Ма-ми-мо-ми-ма", далее на полтона повышаем и т.д.
3.На одной ноте исполняем слоги "Гра-грэ-гри-гро-гру", затем "Да-дэ-ди-до-ду" и т.д.
4.Очень полезно чередование слогов "Лё" и "ля". На стаккатто, на одном дыхании поём на слог "лё" подряд ноты диапазона квинты (c,d,e,f,g), быстро берём дыхание и продолжаем на слог "Ля" (g,a,h,c,d) и вниз сперва подобным образом (сперва на "Ля" квинту вниз, затем повторяясь на ноте"g" переходим на "лё".

И только когда вы убедились, что сип и хрипота не появляется, осторожно переходим на легато. Сперва - это короткие попевки, распевки (можно использовать детские песенки), затем, постепенно увеличивая нагрузку, переходим к песням. Не забывайте перед каждым занятием делать очень полезное упражнение №1 (полоскание горла), и начинать распевки с закрытым ртом. Большое внимание следует уделять дыханию. Для развития певческого дыхания также существует ряд упражнений:
1. На расстоянии 10см дуем на зажжённую свечу так, чтобы пламя слегка накренялось, но не тухло.
2. Вспоминаем собачек в жару. Также, раскрываем рот, вываливаем язык, и дышем животом.

Техника вливания в гортань.

Коли уж начались проблемы с голосовыми связками, придётся овладеть этим нехитрым делом, потому что профессиональному вокалисту без вливания в гортань не обойтись, а каждый раз бежать в больницу, несколько проблематично. Для этой незатейливой процедуры нам понадобится: большое зеркало, желательно, висящее на стене, наиярчайшее освещение (очень удобна лампа на прищепке, которая крепится к зеркалу в том месте, где особенно необходимо осветить), бинт, шприц, конечно же, (не обыкновенный, а специальный для вливания в гортань с длинной, закруглённой на конце трубочкой-иглой (не острой!), продаётся в любой Медтехнике), и на первых порах - водичка, которую мы будем заливать в горло, на этапе обучения.

Ну что ж, приступим. Набираем воды в шприц. Глядя на себя в зеркало, широко-широко разеваем рот, вываливаем язык, хватаем его бинтом левой рукой, и тянем вниз так, чтобы в зеркале открылся весь обзор полости рта. Кстати, по пути можно проверить работу голосового аппарата. В таком положении, поём в среднем регистре "И-и-и". Если звук чистый, без хрипа, сипа, значит, голосовой аппарат в норме. Если вокал даётся с напряжением, есть повод задуматься. Продолжаем. Правой рукой держим шприц, указательный палец направлен на поршень. Теперь внимание! Шприц должен быть направлен в рот чётко по середине, параллельно полу, не выше и не ниже.

Когда место вливания определено, медленно начинаем заливать водичку из шприца в гортань, и при этом тихо поём на слог "И-и-и" (если связки проблемные, поём "Э-э-э-э", меньше нагрузки). Когда водичка попадает на связки - пение либо прервётся (в этом случае начнётся кашель, ничего страшного!), либо раздастся бульканье. В любом случае - немного тренировки, и всё получится!

Скорейшего выздоровления!

Полезные советы для вокалистов.

Практически все вокалисты (в том числе и наши шоу-звёзды) на своём творческом пути сталкиваются с такой проблемой, как потеря голоса. Это происходит из за ряда причин:
-неправильного способа звукоизвлечения (как правило, наших вокалистов никто не обучает правильной подаче голоса)
-перенапряжения голосового аппарата
-работы голосового аппарата во время ОРЗ, ангины, тонзилита и пр. заболеваний.
-реже - под воздействием вирусных заболеваний или функционально.

1. Прежде всего - молчание! От вокала отказаться изовсе, а разговаривать низким, грудным, тихим голосом.
2.Бывает и такое - необходимо петь, работа есть работа. Можно на короткое время (буквально на один-полтора часа) восстановить голос - вливание в гортань Адреналина, 1 кубик. Голосовым связкам возвращается гибкость, и голос восстанавливается. Но надо быть готовым к тому, что по истечению срока действия Адреналина, голос садится со страшной силой, и повторное вливание уже бессмысленно. Петь после "концерта на Адреналине" категорически запрещено минимум двое суток.
3.При лёгких заболеваниях голосовых связок помогает следующее средство (конечно же, на фоне молчания!): три раза в день,после еды принимать столовую ложку Кальция Хлорид, запивая молоком, полстакана.
4.Для предупреждения заболеваний голосовых связок, народная медицина рекомендует такой рецепт: залить зёрна Аниса (50гр) кипятком (400мл), кипятить на медленном огне 8-10 минут, затем процедить, зёрна выбросить, а полученный отвар довести до кипения. Поставив на медленный огонь (чтоб практически не кипело), добавить две столовые ложки майского мёда, дождаться растворения мёда и, влив 50гр коньяка, сразу же снять с плиты. Полученный отвар принимать по одной столовой ложке каждый час в течении месяца.
5.Если врач предлагает вам операцию по удалению певческих узелков, не спешите соглашаться. Много случаев, когда узлы рассасывались благодаря вокальным упражнениям, а также регулярным, профессиональным занятиям академическим вокалом. Главное, не перенапрягать связки, очень бережно относится к этому богатству, данному природой.
6 Не тратьте деньги на различные БАДЫ, если есть заболевание связок - они не помогут! Не увлекайтесь и советами соседок, знающих "как лечить горло". Например, тёплое молоко с мёдом - категорически противопоказано, потому что мёд обволакивает связки, лишая их эластичности. Полоскание горла - бесполезно, а полоскание содой - вредно для связок, сода вызывает раздражение.
7 .Для непрофессиональных вокалистов надо отметить неприложную истину. Нельзя петь сразу после пробуждения. Только через пару часов. Следовательно, если предстоит утренний концерт, желательно проснуться за три часа до него. Через два часа сделать упражнения (при здоровых связках возьмите себе за правило каждый день делать упражнения (первую часть) перед распевкой), и можно смело распеваться.
8 .И, наконец, последнее... Существует мнение, что 50гр коньяка способствуют улучшению работы голосовых связок. Это неверно. Под воздействием алкоголя голосовые складки размягчаются, но через некоторое время происходит обратный процесс с утроенной силой - связки сужаются и голос садится. Даже курение не оказывает такого отрицательного воздействия на голосовой аппарат, как алкоголь. Помните об этом!

Узелки голосовых складок (певческие узелки, узелки крикунов) представляют собой небольшие парные, симметрично расположенные по краям голосовых складок образования, весьма незначительного размера (всего несколько миллиметров), состоящие из фиброзной ткани. Наблюдаются, главным образом, у лиц голосо - речевых профессий при больших голосовых нагрузках. Чаще наблюдаются у взрослых в возрасте от 20 до 50 лет, преимущественно у женщин с восприимчивой психикой на фоне эмоционального напряжения. Реже у детей, преимущественно в возрасте 6-12 лет, чаще у мальчиков. Детские игры в этом возрасте сопровождаются криком. Образование узелков голосовых складок у детей нередко сопровождается вторичным катаральным ларингитом, обусловленном наличием аденоидов и нарушением носового дыхания. Удаление аденоидов, как правило, приводит к спонтанному исчезновению и узелков голосовых складок. В морфологическом плане эти узелки не являются опухолью! Это разрастания собственной соединительной ткани голосовых складок. Обычно они возникают при перенапряжении голоса, крике, пении, когда при голосообразовании используются звуки высоких регистров (чаще встречаются у сопрано, тенаров, контртеноров; редко у контральто, баретонов и басов). Перенапряжение голосовых складок приводит к формированию на них небольших уплотнений. Со временем эти уплотнения затвердевают, становятся похожими на мазоль. Узелки увеличиваются в размерах. Ларингоскопическая картина: небольших размеров, симметрично расположенные разрастания ткани по краям голосовых складок. По цвету узелки не отличаются от голосовых связок (в отличие от полипов голосовых связок!!!). У узелков не отмечается интенсивный рост. Одностороннее образование на голосовых связках не является узелками! Узелки обычно располагаются симметрично парами и всегда одинакового размера. Парные образования голосовых складок, не расположенные симметрично должны быть тщательно исследованы. Это могут быть полипы голосовых складок. Симптомы: - умеренная охриплость голоса; - быстрая утомляемость голоса; - дискомфорт при фонации (разговоре). Диагностика: клиническая картина; осмотр ЛОР - врача (ларингоскопическое исследование). Лечение: недавно существующие певческие узелки, как правило, обратимы. Необходимо соблюдать голосовой покой; исключить алкоголь, курение, острую пищу, горячую и холодную пищу. Назначается противовосполительная терапия. Хороший эффект дают гортанные вливания лекарственных препаратов в сочетании с электрофорезом. Но зачастую больные продолжают «активно» использовать голос, являющийся их профессиональным «инструментом». Это способствует рецидиву заболевания и формированию стойких узелков, не поддающихся консервативной терапии. В лечении стойких гиперпластических изменений узелков голосовых складок наиболее эффективным методом следует считать фонохирургию с применением микроларингоскопической техники. Также можно использовать лазер и криохирургический метод. После - послеоперационная фониатрическая реабилитация (проводит врач - фониатр).

– это патология, сопровождающаяся образованием соединительнотканных бугорков на голосовых связках гортани. Клинически характеризуется повышенной утомляемостью, снижением силы и хриплостью голоса, чувством жжения в горле, редким сухим или малопродуктивным кашлем. Диагностика основывается на сопоставлении жалоб пациента, особенностей его профессии, результатов контрольных лабораторных исследований, непрямой ларингоскопии и эндоларингостробоскопии, реже – МРТ тканей шеи. Лечение включает медикаментозную терапию и физиотерапию, при необходимости осуществляется оперативное удаление образований.

МКБ-10

J38.2

Общие сведения

Узелки голосовых складок (узелковый ларингит , «певческие узелки») являются сравнительно распространенной патологией, относящейся к группе профессиональных заболеваний. Согласно статистическим данным, распространенность среди людей, использующих голос как основной рабочий инструмент, находится в пределах от 12 до 35%. В общей популяции заболеваемость составляет не более 3-5%. Чаще всего патологическое состояние выявляется у лиц работоспособного возраста – от 25 до 50 лет, имеющих стаж работы более 5-10 лет. У детей и подростков практически не встречается. У представительниц женского пола болезнь диагностируется в 1,2-1,7 раз чаще, чем у мужчин.

Причины

Основная причина заболевания ­– острая или хроническая перегрузка голосового аппарата. Формирование узелков зачастую обусловлено регулярным, продолжительным (на протяжении нескольких лет) перенапряжением голосовых складок. Подобные изменения наблюдаются у людей, использующих при фонации так называемую «твердую атаку» или форсированную манеру голосообразования. «Певческие узелки» считаются типичным заболеванием представителей голосоречевых профессий: певцов, актеров, учителей и преподавателей, лекторов, гидов, экскурсоводов, строителей, военных. В этиологии узелков голосовых складок также выделяют способствующие факторы, к которым относятся:

  • Хроническое психоэмоциональное перенапряжение. Частые стрессы и эмоциональные перегрузки приводят к нарушению работы вегетативной нервной системы, что впоследствии становится причиной напряжения регионарной мускулатуры и дистонии голосовых складок.
  • Вредные привычки. Несоблюдение гигиены голоса в виде частого употребления табачных изделий и алкоголя усугубляет негативное влияние голосового перенапряжения и ускоряет процесс формирования узелков.
  • Патологии носоглотки. Хронические гаймориты , фронтиты, риниты и другие патологии, сопровождающиеся синдромом постназального затека, поддерживают вялотекущий воспалительный процесс в слизистых оболочках голосовых складках, делая их более восприимчивыми к перенагрузкам.
  • Неблагоприятные экологические условия. Длительное пребывание или работа в условиях повышенной сухости, запыленности вдыхаемого воздуха, высоких температур, их резких перепадов снижает тонус голосовых складок, потенцируя негативные эффекты от усиленной работы голосообразующего аппарата.

Патогенез

Гистологически узелки, формирующиеся на связках, представлены разрастанием соединительной ткани. В основе патогенеза лежит нарушение кровоснабжения регионарных тканей, обусловленное двумя основными факторами – дисфункцией автономной нервной системы и чрезмерной нагрузкой на структуры голосообразующего аппарата, которые могут запускать патологический процесс как вместе, так и по отдельности. Изначально повышается проницаемость региональных сосудов микроциркуляторного русла. В результате через стенки артериол, венул и капилляров выходит жидкая часть плазмы крови, а за ней – белки. Последние подвергаются свертыванию и уплотнению с образованием гомогенных включений, размещающихся в строме голосовых складок.

Второй механизм формирования узелков этой локализации основывается на локальном воспалительном процессе, запущенном длительной деформацией голосовых связок. При фонации они приобретают выпуклую форму, вследствие чего относительно долго тесно прилегают одна к другой. Это, в сочетании с дальнейшей голосовой нагрузкой, провоцирует двухстороннее ограниченное воспаление и гиперплазию соединительной ткани, которая очень чувствительна к механическому и воспалительному воздействию. Постепенно патологические разрастания подвергаются организации и образуют «певчие узелки».

Классификация

На основе этиологии, морфологических изменений и отличий при функциональных пробах узелки голосовых складок принято разделять на две большие группы. Практическое значение такого деления заключается в более гибком подборе предварительной программы лечения, обоснованном решении вопроса о целесообразности оперативного вмешательства. Выделяют следующие виды узелков:

  • Отечные или «мягкие». Обусловлены резким напряжением голосовых складок при их сопутствующем поражении – ОРВИ , острых ларингитах. Морфологически представляют собой стекловидный отек или ограниченное выпячивание на фоне разрыхленной слизистой оболочки в узелковой зоне – на пересечении передней и средней 1/3 складки.
  • Фиброзно-гиалиновые или «твердые». Формируются при постоянном, длительном голосовом перенапряжении и при продолжении чрезмерного использования голоса на фоне «мягких» узелков. Имеют округлую или коническую форму, диаметр зависит от давности появления, варьируется от точечного уплотнения до 3-5 мм.

Симптомы

Ранним клиническим проявлением патологии считается фонастения, включающая в себя быструю утомляемость голоса, першение, щекотание и жжение. Отмечается чувство тяжести, сдавливания, умеренная боль в горле, которая усиливается в конце рабочего дня. В дебюте заболевания может возникать как сухость слизистых оболочек, так и избыточная продукция слизи, провоцирующая редкий кашель. У большинства больных наблюдаются парестезии в области шеи, описываемые как «ползание мурашек» или «покалывание». Несмотря на большое количество жалоб и их четкое описание, изменения фонации, даже среди лиц, профессионально использующих голос, на этом этапе развития патологии не встречаются.

Со временем к вышеупомянутым симптомам присоединяется охриплость или осиплость. Раньше всего деформация голоса проявляется при фонации тихих звуков. Певцы отмечают нарушение голосообразования при фонации пиано. Далее возникают дефекты при воспроизведении любых звуков. Больные могут жаловаться на чувство «расщепления голоса» и появление дополнительных вибрационных звуков. Громкая речь требует значительного напряжения голосообразующего аппарата и зачастую не достигает прежнего уровня. У профессионалов охриплость возникает не всегда, их жалобы основываются преимущественно на затруднении интонирования высоких нот и тремолирования, «снижении качества голоса».

Диагностика

Постановка диагноза не представляет затруднений для опытного врача-отоларинголога . Врач руководствуется жалобами пациента, результатами его опроса, физикальных и инструментальных методов исследования. Лабораторные тесты при этой патологии малоинформативны, используются только с целью дифференциальной диагностики. Диагностическая программа при подозрении на узелки голосовых складок включает:

  • Сбор анамнеза. После детализации жалоб врач уточняет особенности профессии или образа жизни больного, в первую очередь – наличие повышенной нагрузки на голосообразующий аппарат, неблагоприятных внешних факторов. Имеют значение недавно перенесенные острые ЛОР-заболевания, хронический ларингит.
  • Осмотр гортани. При ларингоскопии - визуальном осмотре гортани и голосовых складок выявляется слабо выраженная гиперемия регионарной слизистой оболочки, патологические образования в «узелковой области», детальная характеристика которых зависит от гистологической формы.
  • Стробоскопия. При «мягких» узелках во время стробоскопии отмечаются синхронные среднеамплитудные колебания голосовых связок с сохранением вертикального и горизонтального компонентов, позитивный симптом «смещения» слизистой оболочки. При воспроизведении «mezzo–voce» обнаруживается деформация голосовой щели по типу «песочных часов». Аналогичные изменения возникают на начальной стадии развития «твердых» узелков. В дальнейшем формируется асинхронность колебаний, укорочение вертикального компонента, «торможение» слизистой волны. Деформация «песочных часов» наблюдается при фонации «forte».
  • Томография. МРТ мягких тканей шеи показана при невозможности провести полноценную дифференциальную диагностику между узелками голосовых складок и другими патологиями, в том числе – скоплением слизистых выделений на связках, небольшими папилломами, полипами, кистами или злокачественными новообразованиями.

Лечение узелков голосовых складок

Терапевтическая тактика во многом зависит от этиологии, степени выраженности заболевания и требований к голосовым характеристикам, которые предъявляет сам пациент или условия его труда. Больные, профессионально использующие голос, даже при наличии прямых показаний к хирургическому лечению, нередко отказываются от операции. При «певчих узелках» могут применяться следующие средства и методы:

  • Медикаментозная терапия. Комбинации фармацевтических средств подбираются индивидуально. В зависимости от ситуации могут использоваться антигистаминные препараты, НПВС, витаминные комплексы. Проводятся инстилляции масел, суспензий кортикостероидов.
  • табакокурения , использование респираторов при работе с вредными летучими веществами, нормализацию голосовой нагрузки в течение рабочего дня и полноценный отдых по его окончанию, современное лечение острых и затяжных ЛОР-патологий, минимизацию психоэмоциональных перенапряжений.

Певческие узелки (узелки голосовых складок, узелковый ларингит, узелки крикунов) -это небольшие парные, симметрично расположенные по краям голосовых складок образования, состоящие из фиброзной ткани. В морфологическом плане эти узелки не являются опухолью! Их больше можно сравнить с мозолями (мозоли на голосовых связках).

Это разрастания собственной соединительной ткани голосовых складок на границе передней и средней их третей. Обычно эти образования возникают при перенапряжении их во время крика, пения, декламации громким голосом, особенно в тех случаях, когда при голосообразовании используют звуки высоких регистров.

При специальных исследованиях было установлено, что на том уровне, на котором возникают певческие узелки, при фонации высоких тонов голосовые складки принимают более выпуклую форму и поэтому теснее и продолжительнее прилегают друг к другу. В результате этого, сначала на указанном месте возникает двусторонний ограниченный очаг воспаления, вслед за которым при продолжающихся голосовых нагрузках возникает гиперплазия соединительно-тканных волокон, наиболее чувствительных к механическим и воспалительным раздражениям.

Иногда появлению узелков голосовых складок предшествует ларингит и длительная фонастения (расстройство голоса). Такому заболеванию подвержены не только певцы, но и преподаватели, лекторы, адвокаты, спортивные болельщики, воспитатели детских учреждений, гиды, экспедиторы, тамады и т.п.

У детей узелки голосовых складок наблюдаются чаще всего в возрасте 6-12 лет, преимущественно у мальчиков, голосовой аппарат которых в стадии гормонального развития более подвержен альтерации при голосових нагрузках. При этом следует иметь в виду, что детские игры в этом возрасте неизменно сопровождаются соответствующими криками. Замечено, что образование узелков голосовых складок у детей нередко сопровождается вторичным катаральным ларингитом, обусловленным наличием аденоидов и нарушением носового дыхания. Удаление аденоидов у таких детей, как правило, приводит к спонтанному исчезновению и узелков голосовых складок.

Появление узелков препятствует нормальной работе голосовых связок, что приводит к охриплости, потере звучности голоса, ведет к нетрудоспособности.

Возникновению певческих узелков способствуют: курение, употребление алкоголя, профессиональная деятельность во время респираторных заболеваний, неправильная постановка голоса.

Симптомы:

Ощущение дискомфорта в горле, сухость, першение.

Среди работников со стажем в профессии от 3 до 10 лет отмечаются расстройства голоса (дисфонии), вплоть до полной охриплости (афония), боли в горле и в области шеи при выполнении голосо-речевых функций.

Певческие узелки имеют 3 стадии развития:

I ст. - в связи с повреждением эпителиального покрова при ларингоскопии обнаруживается стояние мокроты в типичном месте;

II ст. - развивается катарально-экссудативная реакция (при ларингоскопии виден узелок, вокруг которого имеется слабо выраженная сосудистая реакция);

III ст.- происходит формирование узелка.

Диагноз ставится при осмотре голосовых складок ЛОР-врачом. Осмотр производится с помощью специального гортанного зеркала или используется гибкий оптический прибор – фиброларингоскоп. Решающее значение имеет изучение санитарно-гигиенической характеристики условий труда с целью определения степени голосовой нагрузки. Принята допустимая норма голосовой нагрузки для лиц голосо-речевых профессий - 20 ч в неделю.

Лечение певческих узелков на ранней стадии заключается в специальных (фонопедических) упражнениях для голосового аппарата. Необходимо перестроить работу складок так, чтобы избегать травмирующего воздействия одной складки на другую в месте образования узелков.

Недавно образовавшиеся узелки голосовых складок легко подвергаются обратному развитию. Консервативная терапия узелков включает в себя комплекс общих и местных мероприятий, направленных на улучшение микроциркуляции слизистой оболочки голосовых складок и их восстановление (строгое соблюдение режима молчания, электрофорез йодида калия, фонофорез гидрокортизона, применение антигистаминных препаратов, ингаляции теплых щелочных растворов или аэрозоля ментолового масла на фоне отказа от курения и приема спиртных напитков). В тех случаях, когда узелки голосовых складок существуют достаточно долго, и произошло их уплотнение (фиброз) единственным методом лечения является их микрохирургическое удаление. vocal-nodules-Kiev-Ukraine1Эндоларингеальное удаление узелков у большинства пациентов проводится под потенциированной анестезией под контролем операционного микроскопа специальными микроинструментами с лазерной заточкой. Хирургическое вмешательство занимает 15-20 минут. Во время проведения хирургического вмешательства пациент чувствует себя комфортно, болевые ощущения отсутствуют. В редких случаях, при определенных показаниях, хирургическое вмешательство выполняется под общим наркозом.

Послеоперационное лечение включает в себя голосовой режим в течение 3 недель и местную противовоспалительную терапию -7 дней. Через 1 месяц после операции пациенты возвращаются к полноценной трудовой деятельности.

Прогноз при своевременном лечении благоприятный, однако возможны рецидивы. Поэтому особое внимание пациентам следует уделить послеоперационной фониатрической реабилитации (проводит врач-фониатр).

Профилактика певческих узелков

Профилактика профессиональных заболеваний гортани должна базироваться, прежде всего, на правильном профессиональном отборе, обучении молодых специалистов и студентов технике речи, соблюдении правил гигиены голоса. При профотборе целесообразно провести предварительную беседу с психоневрологом. Претенденты должны быть достаточно эмоциональны, способны быстро реагировать на ситуацию. Нежелательным является наличие очагов хронических инфекции в верхних дыхательных путях, после санирования которых необходимо повторное решение вопросов профессиональной пригодности.

Абсолютным противопоказанием для работы в голосо-речевых профессиях являются острые и хронические заболевания гортани, хронические заболевания глотки дистрофического (особенно субатрофического) характера, вазомоторные и аллергические реакции слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Необходимым условием профилактики является проведение предварительных и периодических медицинских осмотров.

Профессиональные болезни голосового аппарата (хронический ларингит; узелки голосовых складок) - заболевания гортани, развивающиеся у лиц голосо-речевых профессий при выполнении профессиональных голосовых функций или при длительной (без отдыха) голосовой деятельности, в результате неумелого пользования фонационным дыханием, модулированием высотой и силой звука, неправильной артикуляции и др.

Узелки голосовых складок, именуемые также «певческими узелками» или гиперпластическими узелками, представляют собой небольшие парные узелки, симметрично расположенные на краях голосовых складок на границе латеральной и средней их третей, весьма незначительного размера (булавочная головка), состоящие из фиброзной ткани. Иногда они принимают диффузную формы и распространяются на большую поверхность складок, вызывая значительные нарушения тембра голоса.

Код по МКБ-10

J37.0 Хронический ларингит

Эпидемиология

Распространённость профессиональных заболеваний глотки и гортани среди лиц голосо-речевых профессий высока и достигает в некоторых профессиональных группах (учителя, воспитатели) 34%. причём отмечается чёткая зависимость от стажа, заболеваемость выше в группах, обследованных при стаже более 10 лет.

, , , ,

Причины узелков голосовых складок

Профессиональные заболевания голосового аппарата развиваются у педагогов, воспитателей детских садов, вокалистов, драматических артистов, дикторов, экскурсоводов, гидов и т.п. Особое значение при этом имеет работа на иностранном языке, когда ошибки в технике речи обусловливают резкое напряжение шейной мускулатуры, а недостаточно хорошая дыхательная опора приводит к значительному смещению гортани вперёд, что снижает тонус голосовых складок.

Помимо основного этиологического момента (перенапряжения голосового аппарата) в развитии профессиональных заболеваний голосового аппарата имеет значение специфика условий труда (нервно-эмоциональное напряжение, повышенная интенсивность окружающего фонового шума, плохая акустика помещений, перепады температуры окружающей среды, повышенная сухость и запыленность воздуха, неудобная рабочая поза и т.п.). Способствуют развитию профессиональных заболеваний гортани несоблюдение гигиены голоса (курение, алкоголь) и воспалительные заболевания полости носа и глотки. Существенную роль играет аллергизация организма с развитием повышенной чувствительности к таким раздражителям, как пыль, осыпь красок с декораций, грим, а также утомление и психогенная травма.

Предполагают также, что этиологическим фактором узелков голосовых складок могут служить подслизистые микрогематомы, которые образуются при сверхсильной голосовой нагрузке, после резорбции которых возникает фиброзная пролиферация соединительной ткани с образованием узелков. Однако это предположение отвергает Ch.Jackson (1958), который полагает, что гематомы голосовых складок лежат в основе образовании полипов.

Патогенез

Эти узелки не являются опухолями в морфологическом понимании этого термина, а имеют вид разрастаний собственной соединительной ткани голосовой складки. Обычно эти образования возникают при перенапряжении их во время крика, пения, декламации громким голосом, особенно, по данным ряда зарубежных фониатрических исследований, в тех случаях, когда при голосообразовании используют звуки высоких регистров, поэтому певческие узелки встречаются у сопрано, колоратурного сопрано, теноров и контртеноров и очень редко у контральто, баритонов и басов.

При стробоскопических исследованиях было установлено, что на том уровне, на котором возникают певческие узелки, при фонации высоких тонов голосовые складки принимают более выпуклую форму и тем самым более тесно и на более продолжительное время прилегают друг к другу. В результате этого сначала на указанном месте возникает двусторонний ограниченный очаг воспаления, вслед за которым при продолжающихся голосовых нагрузках возникает гиперплазия соединительно-тканных волокон, наиболее чувствительных к механическим и воспалительным раздражениям.

Симптомы узелков голосовых складок

Основными жалобами лиц, использующих в профессиональной деятельности голосовой аппарат, являются быстрая утомляемость голоса, звучание голоса в неполном диапазоне (голос «садится»), ощущение дискомфорта в горле, сухость, першение. Среди работников со стажем в профессии от 3 до 10 лет отмечаются расстройства голоса (дисфонии) вплоть до полной охриплости (афония), боли в горле и в области шеи при выполнении голосо-речевых функций.

Начальный период заболевания характеризуется развитием функциональных нарушений в голосовом аппарате, наиболее часто проявляющихся в виде фонастении. Фонастения (от греч. phone - звук и asteneia - слабость) - наиболее типичное функциональное нарушение, которое встречается преимущественно у лиц голосо-речевых профессий с неустойчивой нервной системой. Основной причиной её возникновения является повышенная голосовая нагрузка в сочетании с различными неблагоприятными ситуациями, вызывающими расстройства нервной системы. Для больных фонастенией характерны жалобы на быструю утомляемость голоса; парестезии в области шеи и глотки; першение, саднение, щекотание, жжение; ощущение тяжести, напряжённости, боли, спазма в глотке, сухости или, наоборот, повышенной продукции слизи. Весьма типичными для этой патологии являются обилие жалоб и тщательная детализация их больным. В начальной стадии заболевания голос звучит обычно нормально, а эндоскопический осмотр гортани не выявляет каких-либо отклонений от нормы.

Часто возникновению узелков голосовых складок предшествуют катаральный ларингит и длительно текущая фонастения. Последняя вынуждает больного напрягать голосовой аппарат, а первая способствует пролиферативным процессам, результатом которых могут быть не только узелки, но и другие доброкачественные опухоли гортани. В начальном периоде образования узелков больные ощущают легкое утомление голосового аппарата и неадекватное образование певческих звуков при пиано (тихие звуки), особенно на высоких тонах. Затем возникает деформация голоса при любых звуках: создается ощущение «расщепленности» голоса, примеси вибраторных звуков, при этом громкая речь требует значительного напряжения голосового аппарата. Это обусловлено тем, что при фонации узелки препятствуют полному смыканию голосовых складок, из-за чего образующаяся щель вызывает повышенный расход воздуха, понижается подскладочный воздушный подпор, и сила голоса не может достигнуть желаемого уровня. При ларингоскопии выявляются изменения.

У детей узелки голосовых складок наблюдаются чаще всего в возрасте 6-12 лет, чаще у мальчиков, голосовой аппарат которых в стадии гормонального развития более подвержен альтерации при голосовых нагрузках. При этом следует иметь в виду, что детские игры в этом возрасте неизменно сопровождаются соответствующими криками. Замечено, что образование узелков голосовых складок у детей нередко сопровождается вторичным катаральным ларингитом, обусловленным наличием аденоидов и нарушением носового дыхания. Удаление аденоидов у таких детей, как правило, приводит к спонтанному исчезновению и узелков голосовых складок.

Диагностика узелков голосовых складок

Диагностика узелков голосовых складок затруднений обычно не вызывает. Основным отличительным признаком является симметричность расположения узелков, отстутствие других патологических эндоларингеальных признаков и данные анамнеза. Иногда неискушенным в патологии гортани молодым ларингологом за певческие узелки могут быть приняты голосовые отростки черпаловидных хрящей, которые при индивидуальной особенности выступают в голосовую щель, однако при фонации становится очевидным их функциональное предназначение и отсутствие их между голосовыми складками, которые полностью смыкаются. Чтобы удостоверится в этом, достаточно провести стробоскопическое исследование гортани.

Диагноз фонастении требует обязательного применения современных методов исследования функционального состояния гортани - ларингостробоскопии и микроларингостробоскопии. Характерными находками при ларингостробоскопии у этих больных являются неустойчивая и «пестрая» стробоскопическая картина, асинхронизм колебаний голосовых складок, их малая амплитуда, частый или умеренный темп. Типичным является отсутствие «стробоскопического комфорта», то есть при создании условий для абсолютной синхронизации частоты импульсного света и колебаний голосовых складок вместо неподвижных голосовых складок (как бывает в норме), видны сокращения или подёргивания на отдельных их участках, напоминающие дрожание или мерцание. При длительно протекающих тяжелых формах фонастезии, ведущих к органическим изменениям голосовых складок, типичным является отсутствие феномена смещения слизистой оболочки в области их переднего края.

Из органических дисфоний наиболее часто встречаются такие профессиональные заболевания, как хронический ларингит и «узелки певцов». Довольно редко среди «профессионалов голоса» встречаются контактные язвы голосовых складок. Эндоскопическая картина перечисленных заболеваний типична. Следует отметить, что к профессиональным относятся не только вышеназванные заболевания голосо-речевого аппарата, но и их осложнения и прямые последствия.

Так, представление общей оториноларингологии о хроническом ларингите как предопухолевом процессе даёт основание в ряде случаев считать новообразование гортани (при отсутствии других этиологических факторов) профессиональным, если оно развилось у пациента - «профессионала голоса», имевшего в анамнезе хроническое воспаление голосовых складок.

Необходимо отметить, что до настоящего времени отсутствуют специфические объективные критерии профессиональной принадлежности заболеваний голосового аппарата, что иногда ведёт к ошибкам диагностики и неправильному решению экспертных вопросов, В связи с этим для определения профессионального характера заболевания гортани необходимо тщательное изучение анамнеза (исключение воздействия других этиологических факторов, в первую очередь курения, приёма алкоголя, травм и др.; частая обращаемость в ЛПУ по поводу острых воспалительных заболеваний гортани или глотки). Решающее значение имеет изучение санитарно-гигиенической характеристики условий труда с целью определения степени голосовой нагрузки. Принята допустимая норма голосовой нагрузки для лиц голосоречевых профессий - 20 ч в неделю. Кроме этого, необходимо учитывать и потенциирующее действие сопутствующих факторов окружающей производственной среды и трудового процесса. Объективными критериями являются данные динамического наблюдения за состоянием верхних дыхательных путей, и в первую очередь гортани, с использованием методов определения функционального состояния гортани.

Лечение узелков голосовых складок

Лечение больных профессиональными заболеваниями голосового аппарата базируется на принципах лечения непрофессиональных воспалительных заболеваний гортани. Во всех случаях дисфоний необходимо соблюдение голосового режима и личной гигиены голоса (исключение курения, приёма алкоголя), следует избегать переохлаждения. Необходима санация очагов хронической инфекции.

Медикаментозное лечение

При органических заболеваниях гортани показана противовоспалительная терапия, прием антигистаминных средств, инстилляция масел в гортань. При вазомоторных изменениях хороший лечебный эффект оказывает инсталляция масел к гортань в сочетании с суспензией гидрокортизона, аскорбиновой кислотой. При субатрофических процессах полезны щелочные ингаляции с витаминами, различными биостимуляторами; при гипертрофических формах - с цинком, танином; при вазомоторных - с суспензией гидрокортизона, прокаином. Широко используются физиотерапевтические процедуры: электрофорез на область гортани с йодидом калия, хлоридом калия, витамином Е. При фонастении показано применение дополнительной седативной терапии (приём транквилизаторов: диазепама, хлордиазепоксида, оксазепама и др.). Для повышения жизненного тонуса этим лицам рекомендуется применение экстракта пантов благородного оленя, экстракт а женьшеня, элеутерококка. Из физиотерапевтических процедур при фонастении хороший эффект оказывают гидропроцедуры (обтирание водой, хвойные ванны), полоскание глотки настоем шалфея, ромашки. Для профилактики рецидивов фонастении следует избегать перенапряжения голоса, различных ситуаций, отрицательно влияющих на нервную систему.

Экспертиза трудоспособности

Экспертиза как временной, так и стойкой утраты трудоспособности при профессиональных заболеваниях голосового аппарата требует особого подхода. О временном нарушении трудоспособности у лиц голосо-речевых профессий речь идёт в том случае, когда патологический процесс, возникший в гортани, является не длительным, обратимым и через небольшой отрезок времени трудоспособность полностью восстанавливается. Это может быть при фонастении, травмах и кровоизлияниях в голосовые складки, то есть при начальных формах профессионального заболевания.

Временное нарушение трудоспособности у лиц голосоречевых профессий является полным. Это означает, что работник на какой-то короткий период непригоден к профессиональному труду, так как любое нарушение голосового режима (режим молчания) может усугубить течение имеющегося у него заболевания.

Стойкое нарушение трудоспособности у лиц голосоречевых профессий чаще возникает и при обострениях хронического ларингита, рецидивирующих фонастениях, монохордитах и других заболеваниях гортани. В этих случаях больной нуждается в длительном стационарном лечении. При отсутствии положительного клинического эффекта от проведённого лечения, в зависимости от тяжести процесса и функционального состояния гортани, больного направляют на МСЭК для установления степени утраты трудоспособности. Такие больные нуждаются в наблюдении у фониатра и оториноларинголога и проведении активного лечения.

Профилактика

Профилактика профессиональных заболеваний гортани должна базироваться, прежде всего, на правильном профессиональном отборе, обучении молодых специалистов и студентов технике речи, привитии навыков гигиены голоса, При профотборе целесообразно провести предварительную беседу с психоневрологом. Претенденты должны быть достаточно эмоциональны, способны быстро реагировать на ситуацию. Нежелательным является наличие очагов хронических инфекции в верхних дыхательных путях, после санирования которых необходимо повторное решение вопросов профессиональной пригодности.

Абсолютным противопоказанием для работы в голосо-речевых профессиях являются острые и хронические заболевания гортани: хронические заболевании глотки дистрофического (особенно субатрофического) характера, вазомоторные и аллергические реакции слизистой оболочки верхних дыхательных путей Необходимым условием профилактики является проведение предварительных и периодических медицинских осмотров.

Лечение острого катарального ларингита проводят в амбулаторных условиях. Госпитализации в стационар подлежат все пациенты с отёчными ларингитами, эпиглоттитами и абсцессами надгортанника, осложнёнными формами заболевания (инфильтративной и абсцедирующей) при угрозе развития стеноза гортани также и травмах.