Карл юнг работы. Карл Густав Юнг: путь в психологию

Карл Густав Юнг (нем. Carl Gustav Jung). Родился 26 июля 1875 года в Кесвиле, Тургау, Швейцария - умер 6 июня 1961 года в Кюснахте, кантон Цюрих, Швейцария. Швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии (аналитической психологии).

Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо» ). Цель психотерапии, по Юнгу, - осуществление индивидуации личности.

Также получила известность концепция психологических типов Юнга.


Карл Густав Юнг родился в семье пастора швейцарской реформаторской церкви в Кесвиле в Швейцарии. Дед и прадед со стороны отца были врачами. Карл Густав Юнг закончил медицинский факультет университета в Базеле. С 1900 по 1906 год работал в психиатрической клинике в Цюрихе в качестве ассистента известного психиатра Э. Блейлера. В 1909-1913 годах сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, играл ведущую роль в психоаналитическом движении: был первым президентом Международного психоаналитического общества, редактором психоаналитического журнала, читал лекции по введению в психоанализ.

14 февраля 1903 года Юнг женился на Эмме Раушенбах. Скоро он стал главой большого семейства. В 1904 году у них родилась дочь Агата, в 1906-м - Грета, в 1908-м - сын Франц, в 1910-м - Марианна, в 1914-м - Хелена.

В 1904 году познакомился и позже вступил в длительную внебрачную связь со своей пациенткой Сабиной Шпильрейн-Шефтель. В 1907-1910 годах Юнга в разное время посещали московские психиатры Михаил Асатиани, Николай Осипов и Алексей Певницкий.

В 1914 году Юнг вышел из Международной психоаналитической ассоциации и отказался от техники психоанализа в своей практике. Он разработал собственную теорию и терапию, названную им «аналитической психологией». Своими идеями он оказал значительное влияние не только на психиатрию и психологию, но и на антропологию, этнологию, культурологию, сравнительную историю религии, педагогику, литературу.

В своих трудах Юнг охватил широкий спектр философско-психологической проблематики: от традиционных для психоанализа вопросов терапии нервно-психических расстройств до глобальных проблем существования человека в обществе, которые рассматривались им сквозь призму собственных представлений об индивидуальной и коллективной психике и учения об архетипах.

В 1922 году Юнг приобрел поместье в Боллингене на берегу Цюрихского озера (неподалеку от своего дома в Кюснахте) и на протяжении многих лет строил там так называемую Башню (нем. Turm). Имея в первоначальной стадии вид примитивного круглого каменного жилища, после четырёх этапов достройки к 1956 году Башня приобрела вид небольшого замка с двумя башнями, кабинетом, огороженным двором и причалом для лодок. В мемуарах Юнг описывал процесс строительства как воплощённое в камне исследование структуры психики.

В 1933 году стал активным участником и одним из вдохновителей влиятельного международного интеллектуального сообщества «Эранос».

В 1935 году Юнг был назначен профессором психологии Швейцарской политехнической школы в Цюрихе. Тогда же он стал основателем и президентом Швейцарского общества практической психологии.

С 1933 по 1942 год вновь преподавал в Цюрихе, а с 1944 года - в Базеле. С 1933 по 1939 год издавал «Журнал по психотерапии и смежным областям» («Zentralblatt für Psychotherapie und ihre Grenzgebiete»), который поддерживал национальную и внутреннюю политику нацистов по очищению расы, а выдержки из «Mein Kampf» стали обязательным прологом к любой публикации. После войны Юнг открещивался от редактирования этого журнала, объясняя свою лояльность Гитлеру требованиями времени. В интервью Кароль Бауман 1948 года в качестве оправдания своего сотрудничества с нацистским режимом Юнг не находит ничего лучше как заявить, что «среди его коллег, знакомых и пациентов в период с 1933 по 1945 было много евреев». Хотя и тогда и сейчас ряд историков упрекают Юнга в сотрудничестве с нацистским режимом, он никогда не был осуждён официально и, в отличие от Хайдеггера, ему было разрешено продолжить преподавание в университете.

Среди публикаций Юнга этого периода: «Отношения между Я и бессознательным» («Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem Unbewussten», 1928), «Психология и религия» («Psychologie und Religion», 1940), «Психология и воспитание» («Psychologie und Erziehung», 1946), «Образы бессознательного» («Gestaltungen des Unbewussten», 1950), Символика духа («Symbolik des Geistes», 1953), «Об истоках сознания» («Von den Wurzeln des Bewusstseins», 1954).

В апреле 1948 года в Цюрихе был организован Институт К. Г. Юнга. Институт вёл подготовку на немецком и английском языках. Сторонники его метода создали Общество аналитической психологии в Англии и подобные общества в США (Нью-Йорке, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе), а также в ряде европейских стран.

Карл Густав Юнг умер в своём доме 6 июня 1961 года в Кюснахте. Похоронен на кладбище протестантской церкви города.

Научные воззрения Карла Юнга:

Первоначально Юнг развивал гипотезу, согласно которой мышление превалировало над чувством у мужчин, а чувство имело более высокий приоритет по сравнению с мышлением среди женщин. Впоследствии Юнг от этой гипотезы отказался.

Юнг отрицал идеи, согласно которым личность полностью детерминирована её опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Он считал, что каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом... представленным в потенции с самого рождения». И что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено», таким образом, отказавшись от ряда положений психоанализа. Вместе с тем Юнг выделял несколько уровней бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное бессознательное, которое включает в себя универсальные для всех времён и культур архетипы.

Юнг полагал, что существует определённая наследуемая структура психики, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом. И эта определённость выражена в том, что Юнг назвал архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки.

Юнг является автором ассоциативного теста, в ходе которого испытуемому предъявляют ряд слов и анализируют скорость реакции при назывании свободных ассоциаций к этим словам. Анализируя результаты тестирования людей, Юнг предположил, что некоторые сферы опыта у человека приобретают автономный характер и не подчиняются сознательному контролю. Эти эмоционально заряженные части опыта Юнг назвал комплексами. В основе комплекса, по его предположению, всегда может быть обнаружено архетипическое ядро.

Юнг предполагал, что часть комплексов возникает в результате психотравмирующих ситуаций. Как правило, это моральный конфликт, целиком проистекающий из невозможности полного включения сущности субъекта. Но доподлинно природа возникновения и развития комплексов неизвестна. Образно, травмирующие ситуации откалывают от эго-комплекса кусочки, уходящие глубоко в подсознание и приобретающие далее определенную автономию. Упоминание информации, связанной с комплексом, усиливает защитные реакции, препятствующие осознаванию комплекса. Комплексы пытаются проникнуть в сознание через сновидения, телесные и поведенческие симптомы, паттерны отношений, содержание бреда или галлюцинаций в психозе, превосходя наши сознательные намерения (сознательную мотивацию). При неврозе грань, разделяющая сознательное и бессознательное ещё сохранна, но истончена, что позволяет комплексам напоминать о своем существовании, о глубоком мотивационном расколе личности.

Лечение по Юнгу идет по пути интеграции психологических составляющих личности, а не просто как проработка бессознательного по . Комплексы, возникающие как осколки после ударов психотравмирующих ситуаций, несут не только ночные кошмары, ошибочные действия, забывание необходимой информации, но и являются проводниками творчества. Следовательно, объединить их можно посредством арт-терапии («активного воображения») - своего рода совместной деятельности между человеком и его чертами, несовместимыми с его сознанием в других формах деятельности.

Из-за разницы в содержании и тенденциях сознательного и бессознательного их конечного сращивания не происходит. Вместо этого происходит появление «трансцендентальной функции», делающей переход от одной установки к другой органически возможным без утраты бессознательного. Её появление является высоко аффективным событием - обретением новой установки.

Оккультизм Карла Юнга:

Ряд исследователей отмечает, что представления современного оккультизма прямо соотносятся с аналитической психологией Юнга и его концепцией «коллективного бессознательного», которую привлекают адепты оккультизма и деятели нетрадиционной медицины в стремлении научно обосновать свои взгляды.

Отмечается, что многие направления оккультизма сегодня развиваются в русле основных идей Юнга, которые адаптируются к научным представлениям современности. Юнг ввел в культурный обиход огромный пласт архаической мысли - магического и гностического наследия, алхимических текстов средневековья и др. Он «возвел оккультизм на интеллектуальный пьедестал», придав ему статус престижного знания. Это, безусловно, не является случайностью, поскольку Юнг был мистиком, и по мнению исследователей, именно в этом следует искать подлинные истоки его учения. Карл Юнг с детства находился в обстановке «соприкосновения с другими мирами». Его окружала соответствующая атмосфера дома Прейсверков - родителей его матери Эмилии, где практиковалось общение с духами умерших. Мать Юнга Эмилия, дед Самуил, бабка Аугуста, кузина Хелен Прейсверк практиковали спиритизм и считались «ясновидящими» и «духовидцами». Спиритические сеансы устраивал и сам Юнг. Даже его дочь Агата впоследствии стала медиумом.

В воспоминаниях Юнга мы узнаем, что мёртвые приходят к нему, звонят в колокольчик и их присутствие ощущает вся его семья. Вот он задает «крылатому Филимону» (своему «духовному руководителю») вопросы своим собственным голосом, а отвечает фальцетом своего женского существа - анимы, вот в его дом стучат мёртвые крестоносцы... Неслучайно психотерапевтическая техника «активного воображения» Юнга разрабатывала принципы общения с мистическим миром и включала моменты вхождения в транс.

В то же время безусловный знак равенства между юнгианством и эзотерическими представлениями нашего времени ставить нельзя, поскольку учение Юнга отличается от них не только своей сложностью и высокой культурой, но и принципиально иным отношением к миру мистики и духа.

Карл Густав Юнг

ЮНГ Карл Густав (1875-1961) - швейцарский психолог, родоначальник аналитической психологии. С 1906 г. - ученик и ближайший соратник З. Фрейда. Однако, в процессе практической работы с пациентами Юнг постепенно приходит к расхождению во взглядах с учителем. В 1913 г. в отношениях Фрейда и Юнга наступает кризис, окончившийся разрывом. По мысли Юнга, бессознательное вовсе не является темным океаном пороков и плотских влечений, вытесненным из сознания в процессе исторического развития человека; скорее, это - вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат интуитивного восприятия, значительно превосходящий возможности сознательного мышления.

Бессознательное действует отнюдь не во вред человеку, а, наоборот, выполняет защитную функцию, одновременно способствуя переходу личности на определенную ступень развития. Уже в ранних работах Юнг выдвигает одну из самых оригинальных идей в современной психологии - идею архетипов коллективного бессознательного. Это - некие мифические образы, являющиеся общими для всего человечества и представляющие собой адекватные выражения всеобщих человеческих нужд, инстинктов, стремлений и потенций. Эти образы вневременны, внепространственны и, в конечном счете, предшествуют человеческой истории; здесь понятие архетипа приближается к миру платоновских идей. Вторая главная тема его исследований - духовная жизнь европейского человека и выявление причин, влекущих за собой иррациональное саморазрушение человеческой личности и общества. Размышления на эту тему изложены автором в фундаментальном труде "Психологические типы. Психология индивидуализации".

Юнг выделяет четыре "полюса" сознания: мышление, чувство, ощущение и интуицию.

Хотя они существуют в сознании нераздельно, лишь одному из них принадлежит определяющая роль в жизни индивида, и дополняет его лишь один из полюсов другой пары. Мышление подкрепляется ощущением, чувство - интуицией.

Определяющая роль первой пары характерна для западного человека. Очевидно, что чувство и интуиция, будучи "незадействованными", вытесняются в область бессознательного и подавляются, что чревато их неконтролируемой активизацией и внезапным прорывом в виде автономных комплексов, стрессов или припадков одержимости. Переход ведущей роли от сознательной пары "полюсов" к бессознательной Юнг называет "энантинодромией" (противобежностью). Термины "экстравертный" и "интровертный" относятся к двум наиболее общим психологическим типам людей; первых отличает открытость по отношению к объекту (окружающему миру) и даже во многом зависимость от него. Вторых характеризует концентрация интересов в самом себе, независимость от объекта и готовность действовать, исходя сугубо из собственных намерений. Однако "чистых" экстравертов или интровертов практически не существует. Любой из типов также подвержен энантинодромии, что вызывает различные обостренно- болезненные состояния. По мысли Юнга, избежать этого возможно только посредством "индивидуации" - достижения полной согласованности четырех полюсов сознания путем постижения собственной личности, "самопознания", овладения всем спектром ее практических возможностей.

Проблема бессознательного интересовала и швейцарского психиатра К.-Г. Юнга.

Однако он выступил против трактовки человека как существа эротического и попытался более глубоко дифференцировать фрейдовское "Оно". В частности,

Юнг выделил в нем помимо личностного бессознательного, как отражение в психике индивидуального опыта, еще и более глубокий слой - коллективное бессознательное, которое является отражением опыта предшествующих поколений.

Сущностное ядро личности составляет единство индивидуального и коллективного бессознательного, но основное значение имеет все-таки последнее. Человек, таким образом, - это прежде всего существо архетипное.

Идеи психоанализа развивал ученик Фрейда, а впоследствии один из его критиков Карл Густав Юнг (1875-1961). Существо расхождений Юнга с Фрейдом сводилось к пониманию природы и формам проявления бессознательного. Юнг считал, что Фрейд неоправданно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследованным инстинктам, тогда как инстинкты имеют не биологическую, а чисто символическую природу. Он предположил, что символика является составной частью самой психики и что бессознательное вырабатывает формы или идеи, носящие схематический характер и составляющие схематическую основу всех представлений человека. Эти формы не имеют внутреннего содержания, а являются, по мнению Юнга, формальными элементами, способными оформиться в конкретное представление только тогда, когда они проникают на сознательный уровень психики. Этим формальным элементам, неотъемлемо присущим всему человеческому роду, Юнг дает название "архетипы". Архетипы представляют собой формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием, образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека. Архетипы действуют в человеке инстинктивно. В своей знаменитой работе "Архетип и символ" Юнг следующим образом разъясняет суть этого понятия: "Под архетипами я понимаю коллективные по своей природе формы и образцы, встречающиеся практически по всей земле как составные элементы мифов и в то же время являющиеся автохтонными индивидуальными продуктами бессознательного происхождения. Архетипические мотивы берут свое начало от архетипических образов в человеческом уме, которые передаются не только посредством традиции и миграции, но также с помощью наследственности. Эта гипотеза необходима, так как даже самые сложные архетипические образцы могут спонтанно воспроизводиться без какой-либо традиции. Прообраз или архетип является сформулированным итогом огромного технического опыта бесчисленного ряда предков. Это, так сказать, психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа."

Понятие "архетипы" Юнг разъясняет на основе учения о коллективном бессознательном. Юнг проводит четкое разделение между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт одного человека и состоит из переживаний, которые когда-либо были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное - это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов. Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также дочеловеческое животное состояние.

Известен как:

В связи со смертью Юнга не опубликован обобщающий труд с систематизированным понятийным аппаратом. Но вот уже без малого столетие, а особенно последние пятьдесят лет - его идеи вызывают растущий интерес в мире, а последователи его метода - «психологи-юнгианцы» - продолжают развивать его методологию применительно к анализу явлений человеческой психики . Юнг также оказал влияние на культурологию , сравнительное религиоведение и мифологию (К. Кереньи , М. Элиаде и др.).

Биография

Юнг родился в семье пастора швейцарской реформаторской церкви в Кесвиле в (Швейцарии). Дед и прадед со стороны отца были врачами. Карл Густав Юнг закончил медицинский факультет университета в Базеле . С по 1906 год работал в психиатрической клинике в Цюрихе в качестве ассистента известного психиатра Э. Блейера. В -1913 годах сотрудничал с Зигмундом Фрейдом , играл ведущую роль в психоаналитическом движении: был первым президентом Международного психоаналитического общества, редактором психоаналитического журнала, читал лекции по введению в психоанализ . В -1910 годах Юнга в разное время посещали московские психиатры Михаил Асатиани, Николай Осипов и Алексей Певницкий.

Юнг в возрасте шести лет

В своих трудах Юнг охватил широкий спектр философско -психологической проблематики: от традиционных для психоанализа вопросов терапии нервно-психических расстройств до глобальных проблем существования человека в обществе , которые рассматривались им сквозь призму собственных представлений об индивидуальной и коллективной психике и учения об архетипах.

Научные воззрения Юнга

Первоначально Юнг развивал гипотезу, согласно которой мышление превалировало над чувством у мужчин, а чувство имело более высокий приоритет по сравнению с мышлением среди женщин. Впоследствии Юнг от этой гипотезы отказался.

Юнг отрицал идеи, согласно которым личность полностью детерминирована её опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Он считал, что каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом … представленным в потенции с самого рождения». И что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено», таким образом, отказавшись от ряда положений психоанализа. Вместе с тем Юнг выделял несколько уровней бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное бессознательное , которое включает в себя универсальные для всех времён и культур архетипы.

Юнг полагал, что существует определённая наследуемая структура психического, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом. И эта определённость выражена в том, что Юнг назвал архетипами , которые влияют на наши мысли , чувства , поступки.

Юнг предполагает, что часть комплексов возникает в результате психотравмирующих ситуаций. Как правило, это моральный конфликт, целиком проистекающий из невозможности полного включения сущности субъекта. Но доподлинно природа возникновения и развития комплексов неизвестна. Образно, травмирующие ситуации откалывают от эго-комплекса кусочки, уходящие глубоко в подсознание и приобретающие далее определенную автономию. Они как скелеты в шкафу, упоминание о которых вызывает у нас защитные реакции, постепенно становятся явной угрозой. Мы пытаемся ассимилировать их, а они наше эго, иногда превосходя наши сознательные намерения (сознательную мотивацию). Могут вгонять нас в состояние компульсивного мышления и действия. Так при психозах они буквально слышны как голоса, имеющие сугубо личный характер. Тут, поведение уже человека находится под прямым влиянием бессознательного комплексов. Ассимиляция может происходить вплоть до полной идентификации субъекта с комплексом. При неврозе , грань разделяющая сознательное и бессознательное еще сохранна, но истончена, что позволяет комплексам напоминать о своем существовании. О существовании глубокого мотивационного раскола.

Лечение по Юнгу идет по пути интеграции психологических составляющих личности, а не просто проработка бессознательного как у Фрейда . «Если попадется хорошая жена - будешь счастливым, плохая - философом». Комплексы, возникающие как осколки после ударов психотравмирующих ситуаций, несут не только ночные кошмары , ошибочные действия, забывание необходимой информации, но и являются проводниками творчества. Следовательно, объединить их можно посредством арт-терапии («активного воображения») - своего рода совместной деятельности между человеком и его чертами, несовместимыми с его сознанием в других формах деятельности. Из-за разницы в содержании и тенденциях сознательного и бессознательного, их конечного сращивания не происходит. Вместо этого, происходит появление «трансцендентальной функции». «Трансцендентальной» потому, что делает переход от одной установки к другой органически возможным, без утраты бессознательного. Её появление является высоко аффективным событием - обретением новой установки.

Цитаты

Бессознательное, как совокупность архетипов, является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до его самых тёмных начал. Но не мёртвым осадком, не брошенным полем развалин, а живой системой реакций и диспозиций, которая невидимым, а потому и более действенным образом, определяет индивидуальную жизнь.

К. Г. Юнг, «Структура Души», раздел «Проблемы души нашего времени» (Москва , , с. 131).

Мы должны выразить благодарность французским психиатрам, в частности - Пьеру Жане, за наше сегодняшнее знание состояния экстремальной разорванности сознания. Жане и Мортон Принс достигли успеха в представлении расколов личности на три или четыре части, и выяснилось, что каждый ее фрагмент имеет свой специфический характер и собственную независимую память. Эти фрагменты сосуществуют относительно независимо друг от друга, и могут взаимозамещаться в любой момент времени, что означает высокую степень автономности каждого фрагмента. Мои изыскания в области комплексов подтверждают эту довольно неутешительную картину возможностей психической дезинтеграции, потому что не существует фундаментальных отличий между фрагментом личности и комплексом. Они имеют все общие специфические черты, вплоть до того момента, когда мы переходим к деликатному вопросу фрагментарного сознания. Фрагменты личности, без сомнения, обладают своим собственным сознанием, но пока без ответа остается вопрос, обладают ли такие небольшие фрагменты психики, как комплексы, собственным сознанием. Должен признать, что этот вопрос часто занимает мои мысли, поскольку комплексы ведут себя подобно Декартовым чертям, и, похоже, получают удовольствие от своих проделок. Они подсовывают не то слово в чей-то рот, они заставляют забыть имя человека, которого как раз кому-то надо представить, они вызывают зуд в горле как раз в момент самого тихого фортепьянного пассажа во время концерта, они заставляют позднего визитера, крадущегося на цыпочках, перевернуть с грохотом стул. Они заставляют нас поздравлять с чем-то людей на похоронах, вместо того, чтобы выразить соболезнование, они подстрекают нас на все то, что Ф. Т. Фишер приписывает «непослушному объекту» (См. Auch Einer.). Они являются действующими лицами наших снов, с которыми мы так самоотверженно сражаемся; они - эльфы, так ярко описанные в датском фольклоре в истории о пасторе, который пытался обучить двух из них молитве. Они прилагали страшные усилия, чтобы вслед за ним повторять слово в слово, но после каждого предложения они не забывали добавить: «Наш отец, который не на небесах». Как можно догадаться, с теоретической точки зрения комплексы не обучаемы. Я надеюсь, что принимая это с известной долей иронии, никто не станет сильно возражать против этой метафорической парафразы научной проблемы. Но даже самая трезвая оценка феноменологии комплексов не может обойти поразительный факт их автономии, и чем глубже проникаешь в их природу, - я бы даже сказал, в их биологию, - тем больше они раскрывают себя как осколочные психе..

См. также

Ссылки

  • Отрывки из некоторых произведений Карла Густава Юнга. Фотографии его дома.
  • Юнг : его жизнь и учение.
  • К. Г. Юнг. О психологии образа Трикстера // Пол Радин . Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев с комментариями К. Г. Юнга и К. К. Кереньи. - СПб., 1999, с. 265-286
  • Психологические типы. Часть 1. Проблемы типов в истории мысли. Античность. Средневековье. Шиллер.(аудиокнига)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Карл Густав Юнг" в других словарях:

    Карл Густав Юнг Carl Gustav Jung Юнг в 1909 году Дата рождения: 26 июля 1875 Место рождения: Кесвиль, Тургау, Швейцария Дата смерти: 6 июня 1961 … Википедия

    - (Young) (1875 1961), швейцарский психолог, психиатр, основатель «аналитической психологии». В 1907 12 один из ближайших сотрудников З. Фрейда; пересмотр Юнгом основных положений психоанализа привёл к разрыву с Фрейдом. Развил учение о… … Энциклопедический словарь

Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 г. в Швейцарии в семье лютеранского пастора. В нем рано развилась страсть к познанию, однако в школе учился посредственно.

Поступил в университет на медицинский факультет. Позже он увлекся психиатрией (парапсихологическими феноменами) и написал диссертацию «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов». В 1900 г. Юнг был принят интерном в руководимый Э. Блеклером Бюрккельцевский госпиталь (Цюрих), который в те годы был одним из наиболее прогрессивных психиатрических центров Европы. Несомненное влияние на Юнга как на ученого оказал в эти годы известный французский психиатр Пьер Жане, у которого он учился.

В 1904 г. Юнг организовал по существу первую в мире психологическую лаборатории} на базе психиатрической клиники, где разработал и применял с диагностической целью свой ассоциативный тест. В 1905 г. в возрасте тридцати лет он стал профессором Цюрихского университета.

Работы оказали несомненное влияние на научное мышление Юнга - помогли Юнгу найти свой подход к анализу сновидений и символики, прийти к мысли об «архетипах», «коллективном бессознательном», «индивидуации». В 1911 г. Юнг и основали Международное психоаналитическое общество, первым председателем которого стал Юнг.

Вскоре обнаружились существенные расхождения во взглядах этих двух выдающихся ученых: Юнг не мог полностью принять фрейдовский нансексуализм, а Фрейд отрицательно относился к юнговскому пониманию мифологии и оккультных феноменов. Окончательный разрыв произошел в 1912 г., после того как Юнг опубликовал свою работу «Символы трансформации», в которой его разногласия с Фрейдом обозначились более резко. Юнг тяжело переживал, но пошел своим путем, так как во всем, что касалось научных убеждений, он был так же непримирим, как и Фрейд.

Круг научных интересов Юнга был достаточно широк: он увлекался алхимией, парапсихологией, мифологией, восточной культурой...

С этой целью совершил два путешествия в Африку, ездил в Нью-Мехико к индейцам пуэбло, был в Индии. Он серьезно изучал индийскую, китайскую и тибетскую философию.

В 1944 году в возрасте 69 лет Юнг перенес тяжелый инфаркт,но постепенно выздоровел и после этого прожил долгую и плодотворную жизнь.
Именно этот период (с 70 до 85 лет) был самым высокопродуктивным в его творческой жизни. В это время он написал наиболее интересные работы, ряд которых был издан уже после его смерти: «Воспоминания, сны, размышления» (1961), «Подход к бессознательному» (1964), «Аналитическая психология» (1968) и др.

Основные положения учения Юнга

Понятие об интроверсии и экстраверсии. Каждый индивидуум может быть обращен преимущественно к своему внутреннему Я (интроверсия) или, наоборот, к внешнему миру (экстраверсия). Обычно человек не бывает чистым интро- или экстравертом, хотя и склонен к той или иной ориентации.

Психические функции. Юнг выделяет четыре основные психические функции: мышление, чувствование, ощущение и интуицию. Мышление и чувствование Юнг расценивал как способы принятия решения, ощущение и интуицию - как способы получения информации. Мыслительный тип - способность к обобщениям, абстрагированию, логическим построениям. Чувственный тип - предпочтение эмоциям. Ощущение основано на конкретных фактах, на том, что можно увидеть, понюхать, потрогать руками. Интуиция - способ обработки информации, накапливаемой преимущественно в бессознательном. Гармоничная оценка внешнего и внутреннего мира, по Юнгу, возможна при гармоничном сочетании всех четырех психических функций.

Коллективное бессознательное. Помимо личного бессознательного существует еще и коллективное бессознательное, которое содержит в себе опыт развития всего человечества и передается от поколения к поколению. Психика ребенка при рождении содержит в себе определенные структуры (архетипы), которые в дальнейшем влияют на развитие ребенка, на формирование его Я и его взаимодействия с внешней средой.

Архетипы. Основу коллективного бессознательного составляют архетипы. Архетип - это форма без собственного содержания (отпечаток), которая организует и направляет психические процессы. Архетипы проявляют себя в виде символов: в образах героев, мифах, фольклоре, обрядах, традициях и т.д. Архетипов много, так как это обобщенный опыт наших предков. Главные из них: архетип Я, архетип матери, архетип отца.

Структура личности: персона, Эго, тень, Анима (у мужчин), Анимус (у женщин) и самость. Персона - это характер, социальная роль, способность самовыражаться в обществе. Эго - центр сознания, играет основную роль в сознательной жизни. Эго, находясь на грани с бессознательным, ответственно за связь (слияние) сознательного и бессознательного. Тень - центр личного бессознательного (желания, тенденции, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с существующими социальными стандартами, понятиями об идеалах и т.д.). Анима и Анимус - это представления о себе как о мужчине или женщине, вытесненные в бессознательное как нежелательные для данного индивидуума. Анима (у мужчин) имеет обычно феминистическое, а Анимус (у женщин) - маскулинистическое содержание. Самость архетип целостности личности. Самость объединяет сознательное и бессознательное, она является центром целостности Я, как Эго - центром сознания.

Индивидуация и аналитическая психотерапия. Способность человека к самопознанию и саморазвитию, слияние его сознательного и бессознательного Юнг назвал процессом индивидуации. 1 этап инди-видуации - это анализ персоны. 2 этап - осознание тени. 3 этап -встреча с Анимой и Анимусом. 4 этап - анализ самости. В процессе индивидуации сознание расширяется и «комплексы» из бессознательного переводятся в сознательное.

Согласно Юнгу, сознательное и бессознательное находятся в постоянном взаимодействии, а нарушение баланса между ними «проявляется неврозом». Исходя из этого, аналитическая психотерапия направлена в основном на уравновешивание сознательного и бессознательного, оптимизацию их динамического взаимодействия.

По своему значению Карл Густав Юнг (1875-1961) является фигурой, почти равной Зигмунду Фрейду. Разработанное им психоаналитическое направление называют аналитической или глубинной психологией.

Надо сказать, что это единственный человек в истории науки, который оказался одновременно признан и учеными, и оккультистами.

К.Г. Юнг родился 26 июля 1875 г. в маленьком местечке на севере Швейцарии, около знаменитого Рейнского водопада.

Прадед К. Юнга был достаточно известен еще во время наполеоновской войны, он возглавлял крупный военный госпиталь, можно сказать, был главным военным врачом Баварии. Брат прадеда был канцлером Баварии. Почему же потомок столь знатных коренных баварцев родился не в Германии?

Дело в том, что дед Юнга был очень многогранной личностью и наряду с медицинским образованием обладал еще и огромным стремлением к лидерству, публицистике, публичным выступлениям, вел достаточно активную политическую агитацию националистического толка. И хотя тогда еще никто не видел ужасов фашистской Германии, тем не менее за националистическую пропаганду он получает 13 лет тюрьмы.

После этого ему запрещается вести какую-либо деятельность в Германии. Тогда его брат находит для него место в Швейцарии, в Базеле, и дед Юнга переезжает туда. Там он работает хирургом. Благодаря своей лидерской натуре он достаточно быстро становится знаменитой фигурой в обществе.

Интересно, что дед Юнга был уверен, что приходится внебрачным сыном Гете. Кстати, Карла Густава Юнга назвали в честь деда, на которого он поразительно походил.

Сам Карл Густав Юнг не настаивал на том, что он правнук Гете в буквальном смысле (хотя многие так считают), но был уверен, что в нем реинкарнирована душа Иоганна Вольфганга Гете. Действительно, биографы прослеживают у них очень много общего в характерах, интересах и даже определенных психических отклонениях и способах их волевого преодоления.

Что касается отца Юнга, то он тоже был очень интересной личностью, но энергетики деда у него не было. Отец Юнга был по образованию теологом, доктором филологии по восточным языкам. Его пытливый ум увидел то, к чему потом придет Фрейд, - важную скрытую роль бессознательного, которое не всегда «дружит» с нашим сознанием.

Основанием для разочарования в разумности человека у отца Юнга стало понимание факта, что подсознательное или иррациональное достаточно ярко проявляется в сознании не только отдельных личностей, но также и народов, что люди, особенно в толпе, и даже целые народы часто бывают бессмысленно жестоки и безрассудны. Он публикует статьи и обзоры на модную в то время тему об иррациональности «психологии толпы». Разуверившись в человеческом разуме, он обращается к религии, проходит соответствующую подготовку и начинает пасторское служение. Но и там он не находит себя и, будучи знатоком восточных языков, все более интересуется различными восточными эзотерическими учениями.

Что касается матери Карла Густава, то она женщина очень эмоциональная, склонная к перепадам настроения, которая, несмотря на то что происходит из семьи потомственных протестантских пастырей, больше интересуется (как и ее муж) эзотерическими учениями и практиками.

Интересно, что первые воспоминания Юнга относятся к книге с красивыми иллюстрациями богов из эзотерических религий - вместо детских сказок и Библии мать читала ему различные эзотерические истории. Юнг растет в атмосфере, сочетающей в себе догматичную религию, которой формально служит отец, и более занимательных для ребенка религий, которыми увлечена мать, т. е., с одной стороны, у него укрепляется вера в Бога, а с другой - не устраивают подходы, принятые в традиционном христианстве. Юнг начинает интересоваться древними религиями разных стран, смотреть, что было до христианства.

Важно отметить, что его мать была не просто поклонником оккультизма, но одним из известных организаторов различных спиритических сеансов и собраний медиумов. Юнг растет в этой обстановке и скоро сам начинает проявлять незаурядные паранормальные способности, пророческие сновидения, предсказания и т.п. Благодаря любви к чтению и феноменальной памяти он поражает всех подробнейшими знаниями древних религий, культов, мистерий и оккультных практик. Несмотря на молодость, он становится признанным авторитетом среди любителей эзотерических учений и оккультных наук.

В дальнейшем, став известным психиатром, он осуществит глубокое профессиональное изучение своих паранормальных способностей, а также всех доступных ему медиумов и вынужден будет констатировать у себя и у них различные проявления шизофрении (которые многократно отмечались у многих выдающихся людей). Для непрофессионалов важно пояснить, что термин «шизофрения» в силу его широкой применимости часто рассматривается как синоним слабоумия. Однако это всего лишь одно из его значений. Понятие «шизофрения» произошло от греч. schizo - расщепление и phren - ум, мысль, т. е. расщепление мысли, а фактически речь идет о расщеплении сознания, раздвоении (и дальше большем «размножении») личности, утрате логических связей между мыслями и чувствами. Этот разрыв стереотипов может быть не только у слабоумных, но и у гениальных людей, приводя их к неожиданным озарениям. Термин шизофрения ввел в 1911 г. Эжен Блейлер, под руководством которого Юнг напишет первые работы на эту тему (одновременно занимаясь с Фрейдом психоанализом). Блейлер, а за ним и Юнг не отрицали генетической предрасположенности к шизофрении (как одного из факторов развития заболевания).

Это важно отметить, так как отец Карла Густава периодически впадал в глубокую депрессию, а мать страдала от малой (биполярной) депрессии с перепадами настроения. Это немаловажная информация для правильной оценки всей практической и теоретической работы Юнга, которая (как и учение Фрейда) была во многом вызвана собственными проблемами и попыткой их решения. Это оказалось одной из причин, которая привела Юнга, хотя и не сразу, к посвящению себя психиатрии.

Если добавить еще несколько слов о биографии Юнга, то следует отметить, что он учился в очень хорошей гимназии, был первым учеником, хотя замкнутым и малообщительным. Его идеалами всегда были герои античных времен, в которых гармонически сочеталось духовное и физическое совершенство. Более того, он вслед за Пифагором и Платоном видит в физическом совершенствовании путь к укреплению психического здоровья, считая, что взгляд на мир и себя «из нездорового тела» не может быть здоровым. (Вспомните русскую пословицу: «В здоровом теле - здоровый дух».) Поэтому Юнг внимательно следил за своим физическим состоянием, закаляя себя и развивая физическими упражнениями свои прекрасные природные данные. Позже он стал как бы олицетворением арийского психотипа немца - высоким, сильным, красивым, умным и поразительно волевым.

Он блестяще учится на медицинском факультете, собирается быть хирургом, ему уже приготовлено место в престижной клинике.

Но однажды, готовясь к зачету по разделу «Психические болезни», он встречает фразу Крафта-Эбинга о том, что шизофрения - это болезнь личности. Юнг вспоминает, что эта фраза озарила его как молния и определила его дальнейшую профессию - психиатрия.

Что же так потрясло Юнга в этой фразе? Дело в том, что в медицине тех времен бытовало мнение, что все психические болезни имеют органический характер (наследственное, травматическое или инфекционное поражение нервной системы), практически неизлечимы, и уж тем более методами психологии и психотерапии. Утверждение выдающегося психиатра Крафта-Эбинга, что шизофрения - это болезнь личности, а не нервной системы (по крайней мере, во многих случаях), открывало возможности применения значительно более широкого арсенала подходов к ее лечению.

Напомним, что эта проблема была актуальна и для самого Юнга с его трудной наследственностью и домашней атмосферой периода раннего детства. С этого момента и до конца дней Юнг работает главным образом как психиатр, сначала под руководством Эжена Блейлера, а затем и самостоятельно разрабатывая проблему шизофрении и ее лечения. Даже к Фрейду он приходит в поисках новых путей разрешения этой проблемы и лишь потом «входит во вкус» разработки собственного психоаналитического направления, соединив в нем свои многосторонние научные увлечения.

Итак, Юнг уходит от практически готовой и престижной карьеры хирурга в весьма сомнительную в медицинских кругах того времени профессию - психиатрию, да еще не с медицинским (органическим), а психологическим подходом к диагностике и лечению нервно-психических заболеваний.

В этом весь Юнг - если он чувствовал «зов судьбы», его ничто не могло остановить, никакие престижные или материальные соображения. Так же в дальнейшем он откажется от предложения Фрейда стать полномочным наследником его психоанализа, к этому времени уже всемирно признанного, имеющего четкую международную организацию.

Это давало ему власть, славу, стабильное материальное положение и ставило его в истории психотерапии на второе место после великого Фрейда. Но вот этого второго места он и не захотел. И не столько из-за тщеславия, сколько из-за «зова судьбы» к собственному пути или, говоря его терминологией, к реализации «самости» - истинной сущности индивидуума.

Юнг не был прямым учеником Фрейда и пришел к нему как психиатр в поиске психологических подходов к лечению нервно-психических заболеваний. До этого было знакомство с работами Фрейда, переписка, договоренность о встрече. Встреча перешла в беседу двух невероятно эрудированных и творчески мыслящих врачей-практиков, наконец-то встретивших достойного собеседника. Эти два не очень-то общительных человека проговорили друг с другом без остановки 13 часов и расстались в полном взаимном восхищении. В этом же 1911 г. по предложению Фрейда Юнга избирают президентом Международного психоаналитического сообщества. Это вызывает ревность и недовольство Адлера и других венских коллег Фрейда. Фрейд приглашает Юнга в совместную поездку с лекциями в Соединенные Штаты. С этого начинается распространение психоанализа в Америке, хотя Юнг уже не является безоговорочным пропагандистом фрейдизма, а при всем искреннем уважении к нему начинает отстаивать собственные научные взгляды.

Можно сказать, что недолгое сотрудничество Юнга и Фрейда оказалось взаимовыгодным. Юнг благодаря Фрейду быстро завоевал всемирную славу, а Фрейд благодаря швейцарскому немцу Юнгу, с его харизматической внешностью и невероятной эрудицией, выводит психоанализ из узкого кружка венских врачей-единомышленников на мировую арену.

Но вот когда Фрейд, сделал Юнгу предложение стать не просто президентом общества (т. е. выборным администратором), а полным наследником Фрейда, он отказался, хотя знал, что это приведет к разрыву с Фрейдом.

Фрейд требовал от Юнга дать клятву, что он будет отстаивать как незыблемые догмы положения о ведущей роли сексуального инстинкта в развитии неврозов, о стадиях ранней детской сексуальности и об эдиповом комплексе. Юнг же, признавая эти положения, как заслуживающие внимания, отказывался считать их непогрешимыми и недискутируемыми. Более того, он считал, что психоанализ существенно сужает свои возможности, фокусируясь на этих проблемах как на основных.

Под libido Юнг, в отличие от Фрейда, понимал не только энергию сексуального инстинкта, но объединенную силу всех первичных жизненно важных потребностей, а проявления эдипова комплекса считал частными случаями.

К тому же Юнг, для которого психоанализ был не единственной сферой деятельности, стремился к никогда не поощрявшейся Фрейдом излишней самостоятельности, выразившейся в расширении сферы психоанализа далеко за рамки классического фрейдизма.

Юнг включил в него изучение и толкование мифологии, различных, в первую очередь восточных религий и культовых ритуалов и даже теоретизирование вокруг парапсихологии и алхимии, что уж было совсем неприемлемо для Фрейда, считавшего себя последовательным материалистом.

Фрейд сам глубоко изучал корни формирования бессознательного в историческом развитии человечества (см. «Тотем и табу», «Моисей и единобожие» и др.), но всегда придерживался строго материалистического толкования.

Фрейд считал религию массовым неврозом (что не помешало в последующем теологам попытаться соединить фрейдизм, как модное и привлекающее интеллигенцию течение, с различными направлениями религии), а Юнг всегда был верующим человеком, хотя не в строго конфессиональном смысле.

Он утверждал, что психологи, вне зависимости от их личного отношения к религии, не могут игнорировать присущую всем народам во все времена потребность в религиозности, как одну из важнейших потребностей человека, нереализованность или неудовлетворительная реализованность которой часто является причиной неврозов.

Воинствующим атеистам Юнг указывал, что раз уж эта потребность у людей существует, то следует «официально» признать Бога, «иначе люди начнут поклоняться чему-нибудь глупому и несуразному». Что мы и имеем в виде различных сект, самозваных «пророков» и доморощенных «религиозных философов».

Итак, короткий, но очень продуктивный для всего психоанализа период сотрудничества Фрейда и Юнга закончился в 1913 г. Они обменялись письмами о несовместимых расхождениях во взглядах и в том, что не имеют друг к другу никаких претензий. Расстались они корректно. Фрейд в своих работах Юнга практически не упоминал, а Юнг (в отличие от другого великого «отступника» Адлера), даже высказывая критические замечания в адрес различных положений Фрейда, всегда отзывался о нем исключительно уважительно.

Юнг очень болезненно переживал разрыв с Фрейдом, который у него совпал с периодом длительной депрессии, а возможно, и спровоцировал ее. Он вынужден был на время прекратить активную работу, но не бездействовал, а мужественно боролся с депрессией своими методами.

Юнг еще от матери унаследовал внимательное отношение к сновидениям и любовь к их толкованию. В отличие от Фрейда, который видел в сновидениях лишь неотреагированные переживания прошлого, Юнг считал, что они несут определенную информацию и о будущем. Он говорил, что почти все важнейшие решения жизни принимал, «посоветовавшись со снами», а точнее, со своим подсознанием, в котором, по Юнгу, и находится наша самость - истинная сущность, требующая реализации.

Выход из депрессии он тоже связывает со сном. Ему приснился труп на земляном полу, который вдруг зашевелился и был резко отброшен мощным фонтаном яркой крови. Большинство, наверное, испугались бы такого сна, а Юнг встал бодрый и сказал: «Депрессия кончилась. Этот труп был авторитет Фрейда, который давил на меня, но теперь отброшен фонтаном свежей крови моих собственных идей».

И Юнг пошел своим путем. Страстное увлечение историей, религиями, философией и медициной сделали свое дело: синтезировав эти интересы, Юнг дополнил психоанализ учением о коллективном бессознательном. Напомним, что у Фрейда, несмотря на его глубокие исторические экскурсы («Тотем и табу», «Психология масс и анализ человеческого «Я» и др.), речь идет главным образом об индивидуальном бессознательном.