Развитие медицины в средневековой европе. «Как это устроено»: «Темные времена». Медицина Средневековья. Какие болезни и эпидемии «пожирали» население Европы в период Средних веков

Врачи в средневековом городе объединялись в корпорацию, внутри которой существовали определенные разряды. Наибольшими преимуществами пользовались придворные лекари. Ступенью ниже стояли врачи, лечившие население города и округи и жившие за счет платы, получаемой от пациентов. Врач посещал больных на дому. В больницу пациентов отправляли в случае инфекционного заболевания или когда за ними некому было ухаживать; в остальных случаях больные, как правило, лечились дома, а врач периодически навещал их.

В ХП-ХШ вв. существенно повышается статус так называемых городских врачей. Так именовались врачи, которых назначали на определенный срок для лечения чиновников и бедных граждан безвозмездно за счет городского управления.

Городские врачи заведовали больницами, свидетельствовали в суде (о причинах смерти, увечий и т.п.). В портовых горoдах они должны были посещать корабли и проверять, нет ли среди грузов того, что могло бы представлять опасность заражения (например, крыс). В Венеции, Модене, Рагузе (Дубровнике) и других городах купцы и путешественники, вместе с доставленными грузами, изолировались на 40 дней (карантин), и им разрешали сойти на берег только в том случае, если за это время не обнаруживалось инфекционной болезни. В некоторых городах создавались специальные органы для осуществления санитарного контроля («попечители здоровья», а в Венеции -- особый санитарный совет).

Во время эпидемий населению оказывали помощь специальные «чумные врачи». Они же следили за соблюдением строгой изоляции районов, пораженных эпидемией. Чумные врачи носили особую одежду: длинный и широкий плащ и специальный головной убор, закрывавший лицо. Эта маска должна была предохранять врача от вдыхания «зараженного воздуха». Поскольку во время эпидемий «чумные врачи» имели длительные контакты с инфекционными больными, то и в другое время они считались опасными для окружающих, и их общение с населением было ограниченно. Довольно быстро врачеватели чумы заняли особое место в обществе того времени. Экономический ущерб от пандемии был налицо, наравне с прямой угрозой жизни не только простому населению, но и власть имущим. Кроме того, доктора, видимо, всё же смогли добиться некоторых успехов или хотя бы видимости таковых. Как бы то ни было, чумные доктора вскоре стали рассматриваться как весьма ценные специалисты, и во многих городах получили дополнительные привилегии -- к примеру, разрешение вскрывать трупы умерших от чумы. Кроме того, чумные доктора весьма высоко оплачивались. Известно, что в том же 1348 году итальянский город Орвието нанял чумного доктора Маттео Анджело с годовым жалованием в 200 флоринов, что в 4 раза превышало годовой гонорар обычного доктора. В 1645 году месячное жалование чумного доктора города Эдинбурга Джорджа Рэя составляло 110 шотландских фунтов, в то время, как первоначально городской совет планировал нанять его лишь за 40 шотландских фунтов в месяц. Ещё одной наглядной иллюстрацией высокой ценности чумных докторов является эпизод, имевший место в 1650 году в Испании, когда Барселона послала двух докторов в поражённый чумой город Тортоса. В пути докторов захватили бандиты, и Барселона была вынуждена заплатить немалый выкуп за их освобождение.

«Ученые врачи» получали образование в университетах или медицинских школах. Врач должен был уметь ставить диагноз больному, основываясь на данных осмотра и исследовании мочи и пульса. Считается, что главными методами лечения были кровопускание и очищение желудка. Но средневековые врачи с успехом применяли и медикаментозное лечение. Были известны целебные свойства различных металлов, минералов, а главное -- лекарственных трав. В трактате Одо из Мена «О свойствах трав» (XI в.) упоминается более 100 целебных растений, среди которых полынь, крапива, чеснок, можжевельник, мята, чистотел и другие. Из трав и минералов, при тщательном соблюдении пропорций, составлялись лекарства. При этом количество компонентов, входящих в то или иное снадобье, могло доходить до нескольких десятков -- чем больше целебных средств использовалось, тем действеннее должно было быть снадобье.

Из всех отраслей медицины наибольших успехов достигла хирургия. Потребность в хирургах была очень велика из-за многочисленных войн, ибо никто другой не занимался лечением ранений, переломов и ушибов, ампутацией конечностей и проч. Врачи избегали даже делать кровопускания, а бакалавры медицины давали обещания, что не будут производить хирургических операций. Но хотя в хирургах очень нуждались, их правовое положение оставалось незавидным. Хирурги образовывали отдельную корпорацию, стоявшую значительно ниже, чем группа ученых врачей.

Среди хирургов были странствующие врачи (зубодергатели, камне- и грыжесечцы и т.д.). Они разъезжали по ярмаркам и проводили операции прямо на площадях, оставляя затем больных на попечение родственников. Такие хирурги излечивали, в частности, кожные болезни, наружные повреждения и опухоли.

На протяжении всего средневековья хирурги боролись за равноправие с учеными врачами. В некоторых странах они добились значительных успехов. Так было во Франции, где рано образовалось замкнутое сословие хирургов, а в 1260 г. была основана коллегия св. Косьмы. Вступить в нее было и трудно, и почетно. Для этого хирурги должны были знать латинский язык, прослушать в университете курс философии и медицины, два года заниматься хирургией и получить степень магистра. Такие хирурги высшего ранга (chirurgiens de robe longue), получавшие столь же солидное образование, что и ученые врачи, имели определенные привилегии и пользовались большим уважением. Но медицинской практикой занимались отнюдь не только те, кто имел университетский диплом.

К корпорации медиков примыкали банщики и цирюльники, которые могли поставить банки, пустить кровь вправить вывихи и переломы, обработать рану. Там, где недоставало врачей, на цирюльниках лежала обязанность наблюдения за публичными домами, изоляции прокаженных и лечения чумных больных.

Медицинской практикой занимались также и палачи, пользовавшие тех, кто подвергался пытке или наказанию.

Иногда медицинскую помощь оказывали и аптекари, хотя официально медицинская практика была им запрещена. В раннее средневековье в Европе (кроме арабской Испании) вообще не было аптекарей, врачи сами изготовляли необходимые лекарства. Первые аптеки появились в Италии в начале XI в. (Рим, 1016, Монте-Кассино, 1022). В Париже и Лондоне аптеки возникли гораздо позже -- только в начале XIV в. До XVI в. врачи не писали рецептов, а сами посещали аптекаря и указывали ему, какое лекарство следует приготовить.

Правовое положение врача было незавидным, например, в Западной Европе, в эпоху Средневековья по вестготским законам предусматривалось, что за вред от кровопускания, причинённый дворянину врачевателем, полагался штраф, в случае же смерти его, врач выдавался головой его родным, которые имели право делать с ним что угодно.

Научная медицина в Средние века была развита слабо. Медицинский опыт перекрещивался с магией, религией. Значительная роль в средневековой медицине отводилась магическим обрядам, воздействию на болезнь посредством символических жестов, «особых» слов, предметов. С XI-XII вв. в целительных магических обрядах появились предметы христианского культа, христианская символика, языческие заклинания перелагались на христианский лад, появились новые христианские формулы, расцвёл культ святых и их мощей.

Самым характерным для Средневековья феноменом целительной практики являлись святые и их реликвии. Расцвет культа святых приходится на Высокое и Позднее Средневековье. В Европе насчитывалось более десяти наиболее популярных мест погребения святых, куда стекались тысячи паломников, желающих вернуть себе здоровье. Святым жертвовали дары, страждущие молили святого о помощи, стремились прикоснуться к какой-либо вещи, принадлежавшей святому, соскабливали каменную крошку с надгробий и т. д. С XIII в. оформилась «специализация» святых; примерно половина всего пантеона святых считались патронами определённых болезней.

Что касается болезней, то это были туберкулёз, малярия, дизентерия, оспа, коклюш, чесотка, различные уродства, нервные болезни. Но бичом Средневековья была бубонная чума. Впервые она появилась в Европе в VIII в. В 1347 г. чума была завезена генуэзскими моряками с Востока и в течение трёх лет распространилась по всему континенту. Незатронутыми остались Нидерланды, чешские, польские, венгерские земли и Русь. Распознавать чуму, как, впрочем, и другие болезни, средневековые врачи не могли, болезнь фиксировалась слишком поздно. Единственный рецепт, использовавшийся населением до XVII в., сводился к латинскому совету cito, longe, targe, то есть бежать из заражённой местности скорее, дальше и возвращаться позже.

Другим бичом Средневековья была лепра (проказа). Появилась болезнь, вероятно, в эпоху Раннего Cредневековья, но пик заболеваемости приходится на XII-XIII вв., совпадая с усилением контактов Европы с Востоком. Больным проказой запрещалось появляться в обществе. пользоваться общественными банями. Для прокажённых существовали специальные больницы - лепрозории, которые строили за городской чертой, вдоль важных дорог, чтобы больные могли просить милостыню - единственный источник их существования. Латеранский собор (1214) разрешил строить на территории лепрозориев часовни и кладбища для создания замкнутого мира, откуда больной мог выйти только с трещоткой, предупреждая, таким образом, о своём появлении. В конце XV в. в Европе появился сифилис.

Под влиянием арабской учености, начавшей проникать в Европу в 11-12 вв., появился первый робкий интерес к опытному знанию. Так. Р. Гроссетест (около 1168-1253) опытным путем проверил рефракцию линз, ему же наряду с Ибн аль-Хайсамом (965-1039) приписывают внедрение в практику линз для коррекции зрения; Р. Луллий (около 1235-1315) - один из создателей алхимии - занимался поисками «эликсира жизни». Споры и труды средневековых схоластов способствовали развитию логики, алхимия подготовила возникновение научной химии и т.д. Вместе с тем интеллектуальная жизнь средневековой Европы ничего не дала для развития кардинальных проблем естествознания и даже способствовала некоторому регрессу в сфере естественнонаучных знаний. Р. Бэкон (около 1214-1292) был, пожалуй, первым европейским средневековым мыслителем, призвавшим науку служить человечеству и предсказавшим завоевание природы путем ее познания. Однако понадобилось почти два века интеллектуального развития, прежде чем «титаны Возрождения» вывели естествознание из забвения и оно оказалось в центре интересов образованных кругов европейского общества.

Средневековый период продолжался приблизительно одну тысячу лет, с пятого по пятнадцатый века нашей эры. Он начался с конца Классической античности, приблизительно в это время пала западная Римская империя, до начала развиия эпохи Возрождения и эры открутий. Средние века принято разделять на три периода: ранний, высокий и поздний. Ранний период Средневековья также известен как Темные века; многие историки, особенно эпохи Ренесанса, видели Средневековье как период стагнации.

Приблизительно в 500 году нашей эры орды готов, викингов, вандалов и саксов, коллективно упоминаемые как варвары, захватили большую часть Западной Европы, разбив ее на большое количество крошечных территорий, управляемых феодалами. Феодалы в прямом смысле владели своими крестьянами, известными как сервы. Такие владения не имели общественной системы здравоохранения, университетов или центров образования.

Научные теории и идеи практически не имели шанса на распространение, поскольку связь между феодальными владениями была достаточно плохой; единственным местом, где продолжали получать знания и изучать науку, оставались монастыри. Более того, во многих местах монахи являлись едиснственными людьми, умевшими читать и писать! В этот период многие научные и медицинские труды, наследие греческой и римской цивилизаций были утеряны.К счастью, большая часть данных трудов была переведена на арабский язык мусульманами Ближнещго Востока, книги хранились в исламских центрах обучения.

В Средние века политика, образ жизни, верования и мысли управлялись Римской католической церковью; большая часть населения верила в приметы и потусторонние силы. Общество в большей степени было авторитарным, а задать вопросы иногда было смертельно опасно. К концу десятого века, приблизительно в 1066 году, начались положительные изменения: в 1167 году был основан Университет Оксфорда, в 1110 году — Университет Парижа. Поскольку короли становились владельцами все большей территории, то увеличивалось их богатство, в результате чего их дворы стали своего рода культурными центрами. Также началось формирование городов, а с ними стала развиваться и проблема общественного здоровья.

Застой в медицине в Средние века

Большая часть медицинских знаний греческой и римской цивилизаций были утеряны, при этом качество знаний средневековых медиков было очень плохим. Католическая церковь не разрешала патологоанатомические исследования трупов, более того, в людях подавлялась любая творческая деятельность. Также не было каких-либо попыток поддержания общественного здоровья, большую часть времени феодалы воевали друг с другом. Авторитарная церковь заставляла людей слепо верить во все, что написал Гален, также поощрялось обращение к святым и Богу для излечения. Таким образом, многие верили, что любая болезнь является наказанием, посланным Богом, в результате чего даже не пытались ее лечить.

Однако, все же некоторые люди контактировали с мусульманскими врачами и учеными во время периода крестовых походов и даже уезжали на Восток получать знания. В 12-м веке большое количество медицинских книг и документов было переведено с арабского на европейские языки. Среди переведенных трудов был и «Канон медицины» Авиценны, который включал знания греческой, индийской и исламской медицины; его перевод стал одним из основных для изучения медицины в течение нескольких веков.

Средневековая медицина и теория жидкостей тела

Теория гумора, или человеческих жидкостей, зародилась еще в Древнем Египте, а затем была адаптирована греческими учеными и врачами, римскими, средневековыми исламскими и европейскими врачами; она превалировала вплоть до 19 века. Ее последователи верили, что жизнь человека определяется четырьмя жидкостями тела, гумором, которые влияют на состояние здоровья. Имено поэтому все четыре жидкости должны сосуществовать в балансе; данную теорию приписывают Гиппократу и его сподвижникам. Гумор также был известен как камбиум.

К четырем жидкостям относили:

  • Черную желчь: она была связана с меланхолией, печенью, холодным сухим климатом и землей;
  • Желтая желчь: она была связана с флегматизмом, легкими, холодным влажным климатом и водой;
  • Флегма: она была связана с сангвиническим типом характера, головой, теплым влажным климатом и воздухом;
  • Кровь: она была связана с холерическим темпераментом, желчным пузырем, теплым сухим климатом и огнем.

Согласно данной теории, все болезни были вызваны избытком или недостатком одного из гуморов, медики верили, что уровень каждого гумора постоянно меняется в зависимости от употребляемых продуктов питания, напитков, вдыхаемых веществ и рода деятельности. Дисбаланс жидкостей ведет не только к развитию физических проблем, но и к изменениям в личности человека.

Проблемы со здоровьем легких были вызваны наличием повышенного объема флегмы, в качестве лечения предлагали применения пиявок, поддержание специальной диеты и прием специфических лекарственных средств. Большая часть лекарственных средств произодилась из трав, которые чаще всего выращивались в монастырях, при этом каждый тип жидкости имел свои растения. Пожалуй, наиболее популярной средневековой книгой о траволечении можно признать «Книгу для чтения Эргеста», датированную 1400 годом и написанную на уэльском языке.

Европейские средневековые больницы

В средние века больницы в значительной мере отличались от современных больниц. Они были более похожи на хосписы или дома для престарелых; в них периодически проживали слепые, калеки, пилигримы, путешественники, сироты, люди с психическими заболеваниями. Их обеспечивали кровом и едой, а также некоторой медицинской помощью. Монастыри на всей территории Европы имели несколько больниц, обеспечивающих медицинскую и духовную помощь.

Старейшей больницей Франции является больница в Лионе, построенная в 542 году королем Жильбером Первым, старейшая больница Парижа была основана в 652 году 28-м епископом Парижа; старейшая больница в Италии была построена в 898 году в Сиенне. Старейшая больница Англии была основана в 937 году саксами.

Во время крестовых походов в 12 веке количество построенных больниц заметно увеличилось, причем строительный бум пришелся на 13 век в Италии; к концу 14 века во Франции было более 30 больниц, некоторые из них существуют до сих пор и признаны памятниками архитектурного наследия. Что интересно, эпидемия чумы в 14 веке привела к строительству еще большего количества больниц.

Единственным светлым пятном в периоде медицинского средневекового застоя, как ни странно, стала хирургия. В те времена операции проводили так называемые цирюльники, а не врачи. Благодаря частым войнам хирурги приобретали драгоценный опут. Так, было отмечено, что вино является эффективным антисептиком, его применяли для промывания ран и предотвращения развития инфекционного заражения. Некоторые хирурги считали гной плохим признаком, тогда как другие утверждали, чо таким образом организм выводит токсины.

Средневековые хирурги применяли следующие натуральные вещества:

  • — корень мандрагоры;
  • — опиум;
  • — желчь дикого кабана;
  • — болиголов.

Средневековые хирурги были хорошими экспертами во внешней хирургии, умели лечить катаракту, язвы и различные типы ран. Как показывают медицинские записи, они были способны даже проводить операции по удалению камней из мочевого пузыря. Тем не менее, никто не был осведомлен о связи плохой гигиены и риска инфекционного заражения, в связи с чем многие раны были смертельными из-за инфекций. Также некоторым пациентам с нейрологическими расстройствами, например, эпилепсией, просверливали отверстие в черепе, чтобы выпустить демонов.

Медицина эпохи Возрождения

Во время Ренесанса медицина, в особенности, хирургия, стала развиваться намного быстрее. Джироламо Фракасторо (1478-1553), итальянский врач, поэт и исследователь в области географии, астрономии и математики, предположил, что эпидемии могут быть вызваны патогенами внешней среды, которые передаются от человека к человеку при прямом или непрямом контакте. Также он предложил применять ртуть и масло гуайяко для лечения сифилиса.

Андреас Везалий (1514-1564 гг), фламандский анатом и врач, был автором одной из наиболее значимых книг по анатомии человека «De Humani Corporis Fabrica». Он вскрывал трупы и проводил тщательное изучение строения человеческого тела, оределяя детальную структуру тела. Развитие техники и книгопечатания в эпоху Возрождения сделало возможным издание книг с детальными иллюстрациями.

Уильям Гарвей (1578-1657 гг), английский врач, стал первым правильно описавшим круги кровообращения и свойства крови. Парацельс (Филипп Аурелий Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм, 1493-1541 гг), немецко-швейцарский врач, астролог, алхимик, ботаник и в целом оккультист, стал первым применять минералы и химические соединения. Он верил, что заболевания и здоровье опираются на гармоничную связь человека и природы. Он также предположил, что некоторые болезни можно лечить при помощи химических соединений.

Леонардо да Винчи (1452-1519 гг) многими признан как неоспоримый гений, он действительно являлся экспертом во многих областях, включая живопись, скульптуру, науку, инженерию, математику, музыку, анатомию, изобретательство, картографию. Да Винчи не только умел воспроизвести мельчайшие детали тела человека, он также изучал механические функции костей и движения мышц. Да Винчи известен как один из первых исследователей биомеханики.

Амбуаз Паре (1510-1590 гг) из Франции известен как родоначальник современной патологоанатомии и хирургии. Он являлся личным хирургом королей Франции и был известен своими хирургическими знаниями и навыками, а также эффективным лечением ран, полученных на войне. Паре также изобрел несколько хирургических инструментов. Также Амбуаз Паре восстановил метод лигатуры артерий при ампутации, прекратив каутеризацию, что существенно повысило уровень выживаемости.

Во время эпохи Возрождения Европа начала торговые отношения со многими странами, что привело к воздействию на европейцев новых патогенов. Чума началась в Азии и в 1348 году поразила Западную и Средиземноморскую Европу, согласно историкам, в Италию ее завезли купцы, покинувшие Крым из-за военных действий. За шесть лет свирепствования чумы погибла почти одна треть населения Европы, что составило приблизительно 25 миллионов человек. Периодически чума возвращалась и последующие эпидемии возникали в нескольких местах вплоть до 17 века. Испанцы же в свою очередь привезли в Новый Свет свои смертельные для аборигенов заболевания: грипп, корь и оспу. Последняя за двадцать лет сократила население острова Эспаньола, который открыл Колумб, с 250 тысяч человек до шести тысяч человек. Далее вирус оспы пробрался на материк, где поразил цивилизацию ацтеков. По словам историков, более половины населения Мехико погибли к 1650 году.

Выбрала такую картинку для меня:

Но получилось так, что мне предоставилась срочная возможность написать на эту тему в другом месте, и чтобы не дублировать информацию, этот пост, написанный еще в феврале, пришлось скрыть от всех... Тем не менее, я о нем всегда помнила, и сейчас предоставилась возможность показать его всем, что я с удовольствием и делаю.

Данный пост посвящен одной из самых зловещих внешне и благодатных по сути фигур средневековой истории - чумному доктору, который и изображен на фото выше. Это фото было сделано мной 19 июля 2005 года во время путешествия по Эстонии, в музее таллинской башни Кик-ин-де-Кёк.

Благодаря фильмам и историческим книгам известно, какой ужас на людей в Средние века наводил, например, костюм палача - этот балахон, маска, скрывающая лицо и делающая анонимным ее обладателя... Но не меньший страх, хотя и не без доли надежды, вызывал еще один костюм - т.н. Чумного доктора. Оба они, и доктор и палач, имели дело со Смертью, только один помогал отнимать жизни, а второй пытался их спасать, хотя чаще всего безуспешно... Появление на улицах средневекового города страшного силуэта в темном одеянии и с клювом под широкополой шляпой было зловещим признаком, что рядом поселилась Черная Смерть - чума. Кстати, чумой в исторических источниках называли не только случаи бубонной или легочной чумы, но и моровую язву и прочие эпидемии со смертельным исходом.

Чума была давно известной болезнью - первая достоверная пандемия чумы, известная как "юстиниановская", возникла в VI веке в Восточно-Римской империи, во время царствования императора Юстиниана, самого погибшего от этой болезни. Затем последовала вспышка бубонной чумы в Европе в VIII веке, после чего несколько столетий она давала о себе знать лишь спорадически.

Пандемия, известная как "великий мор" или "черная смерть" в XIV веке (1348–51), была завезена в Европу генуэзскими моряками с Востока. Надо сказать, что более эффективного средства распространения чумы, чем средневековые корабли, сложно найти. Трюмы кораблей кишели крысами, распространяющими блох на всех палубах.

Цикл инфекции от блохи к крысе и от крысы к блохе мог продолжаться до тех пор, пока крысы не вымирали. Голодные блохи в поисках нового хозяина переносили заболевание на человека. Вот, например, схема, показывающая циклы заражения и смертности в одной отдельно взятой ячейке общества. Зараженная крыса, помеченная красной точкой в графе "1-й день", на 5-й день погибала от болезни. Когда крыса подыхала, блохи покидали ее, перенося чуму другим крысам. К 10-му дню эти крысы тоже погибали, и их блохи переходили на людей, инфицируя примерно 75% из них. К 15-му дню около половины людей на корабле или в доме умрет от чумы; четверть выздоровеет, а четверть избежит заражения.

Ни одно государство Западной Европы не избежало повального мора, даже Гренландия. Считается, что почти незатронутыми остались Нидерланды, чешские, польские, венгерские земли, но география распространения чумы до сих пор еще полностью не изучена.

Чума "передвигалась" со скоростью лошади - основного транспорта того времени. Во время пандемии погибло, по разным данным, от 25 до 40 миллионов человек. Количество жертв в разных регионах колебалось от 1/8 до 2/3 общего числа жителей. Вымирали целые семьи. На карте Европы показаны пути распространения этой эпидемии:

Антисанитарная обстановка, постоянное недоедание и снижение физической сопротивляемости человеческого организма, отсутствие элементарных гигиенических навыков и скученность населения способствовали распространению эпидемии. От чумы не был застрахован никто, ни простой горожанин, ни король. В списке умерших - французский король Людовик IX (Святой), Жанна Бурбонская – супруга Филиппа Валуа, Жанна Наваррская – дочь Людовика X, Альфонс Испанский, император Германский Гюнтер, братья короля Швеции, художник Тициан. Как рассказывает хроника Руссова, в Ливонии умер магистр могущественного Ливонского ордена крестоносцев Брюггеней.

Название "бубонная чума" произошло от одного из ранних признаков болезни: появления больших болезненных, именуемых бубонами припухлостей лимфатических узлов на шее, в паху и под мышками. Через три дня после появления бубонов у людей поднималась температура, начинался бред и тело покрывалось черными неровными пятнами в результате подкожных геморрагий. По мере развития болезни бубоны увеличивались и становились более болезненными, нередко лопались и вскрывались.

Реконструкция облика такого больного из музея в Голландии:

Около половины заболевших умирали еще до наступления этой стадии. Изображения больных с бубонами часты на старинных изображениях того времени.

На этой английской миниатюре 1360-75 гг. изображены монахи, покрытые бубонами и ищущие спасения у самого папы римского:

Врачи того времени не могли сразу распознать заболевание. Оно фиксировалось слишком поздно, когда что-либо сделать уже представлялось невозможным. Возбудители болезни еще несколько веков останутся неизвестными, лечения как такового не существовало вообще. Врачи полагали, что чума распространяется в результате т.н. "заразного начала" (контагиона) - некоего токсического фактора, который. может передаваться от больного здоровому. Передача от человека к человеку, думалось, может проходить или через физический контакт с больным, или через его предметы одежды и постельное белье.

На основании этих представлений и возник самый инфернальный костюм Средневековья - костюм Чумного доктора. Чтобы посещать больных во время чумы врачи обязаны были носить эту специальную одежду, которая была плодом сочетания как здравых с точки зрения эпидемиологии вещей, так и предрассудков.

Например, считалось, что подобные конструкции масок в виде воронов и прочих созданий с клювами, придающие доктору вид древнеегипетского божества, "отпугивают" болезнь. В то же время клюв нес и функциональную нагрузку - защищал врача от "болезнетворного запаха". Клюв или его кончик были заполнены сильно пахнущими лекарственными травами. Это был своеобразный естественный фильтр, упрощающий дыхание в условиях постоянного смрада. А также оберегал окружающих от иного "зловония" - поскольку доктор в профилактических целях непрестанно жевал чеснок, а также помещал ладан на специальной губке в ноздри и уши. Чтобы доктор не задохнулся от всего этого букета запахов, в клюве имелись два небольших вентиляционных отверстия.

Маска имела также стеклянные вставки, защищающие глаза. Длинный, пропитанный воском плащ и кожаная или промасленная одежда из плотной ткани были нужны во избежание контакта с зараженными. Часто одежду пропитывали смесью камфары, масла и воска. В реальности это позволяло в какой-то мере избежать укуса переносчика чумы - блохи, и защищало от болезни, передающейся воздушно-капельным путем, хотя об этом в те времена даже и не подозревали.

Завершала костюм доктора кожаная шляпа, под которую надевали капюшон с пелериной, закрывающий стык между маской и одеждой. Вариации костюма зависели от местности и финансовых возможностей врача. Например, в музее таллинской башни Кик-ин-де-Кёк представлен облик доктора без шляпы, но зато с капюшоном, обтягивающим клюв. Более состоятельные врачи носили клювы из бронзы. Облаченные в перчатки руки врача зачастую сжимали два необходимых в его практике предмета: палку, чтобы отгонять безнадежно заразившихся и скальпель для вскрытия бубонов. Или же это могли быть курящиеся благовония. В палке-жезле также был ладан, который должен был защищать от нечистой силы. Еще в арсенале врача имелся поммандер - шкатулочка для ароматических трав и веществ, которые должны были "отпугнуть" чуму.

В более поздние времена костюм чумного доктора стал таким:

Кроме врачей были еще т.н. Мортусы (специальные служащие, набранные из тех, кто выжил, переболев чумой, или из осужденных преступников), обязанностью которых было собирать тела умерших и свозить их к месту захоронения.

На старинных гравюрах из Лондона видны мортусы, свозящие трупы на тележках и повозках, роющие могилы и занимающиеся погребением.

На гравюрах того времени можно заметить горящие жаровни. Тогда считалось, что огонь и дым очищают зараженный воздух, поэтому огни горели повсюду, не потухая даже в ночное время, курились благовония, призванные помочь очистить воздух от заразы. Жителей Лондона в 17 веке, например, убеждали курить табак, приравнивая его к исцеляющим благовониям. Практиковалось окуривание помещений смолистыми веществами, обмывание пахучими составами, вдыхание паров сжигаемой селитры или пороха. Для обеззараживания помещений, где скончались больные, врачи рекомендовали, в частности, ставить блюдце с молоком, которое якобы абсорбирует отравленный воздух. При торговых расчетах во время чумы и других эпидемий покупатели опускали деньги на рынке в сосуд с оксимелем (медовым уксусом) или просто уксусом, который был у каждого продавца - считалось, что тогда зараза не могла перейти из рук в руки.

К нарывам прикладывали пиявок, высушенных жаб и ящериц. В открытые раны вкладывали свиное сало и масло. Применялось вскрытие бубонов и прижигание открытых ран раскалённым железом.

Неудивительно, что при таком лечении смертность среди заболевших нередко даже и в более позднее время составляла 77-97%. Испытанным рецептом, которого придерживались в народе, было, вплоть до XVII в. да и позже, - cito, longe, tarde: бежать из зараженной местности скорее, дальше и возвращаться позже.

Страх, наводимый чумой, показан на картине Питера Брейгеля Старшего "Триумф смерти", где смерть в виде бродячих скелетов уничтожает все живое. Ни король с его золотом, ни молодые кутилы за столом не могут избежать нашествия безжалостной армии мертвецов. На заднем плане скелеты сталкивают свои жертвы в наполненную водой могилу; неподалеку можно видеть бесплодный, безжизненный ландшафт.

Писатель Даниэль Дефо, известный как автор "Робинзона Крузо" и бывший также у истоков английской разведки, писал в своем "Дневнике чумного года": "Если бы только возможно было точно изобразить то время для тех, кто не пережил его, и дать читателю правильное представление об ужасе, обуявшем горожан, это и теперь произвело бы глубокое впечатление и исполнило людей удивлением и трепетом. Можно без преувеличения сказать, что весь Лондон был в слезах; плакальщицы не кружили по улицам, никто не носил траур и не шил специальных одежд, даже чтобы почтить память самых близких усопших, но плач стоял повсюду. Вопли женщин и детей у окон и дверей жилищ, где умирали, или, быть может, только что умерли их ближайшие родственники, разносились столь часто, стоило только выйти на улицу, что надорвалось бы и самое твердокаменное сердце. Плач и причитания раздавались почти в каждом доме, особенно в начале мора, потому что позднее сердца ожесточились, так как смерть была постоянно у всех пред глазами, и люди утратили способность сокрушаться потерей близких и друзей, ежечасно ожидая, что их самих постигает та же участь".

Джованни Боккаччо в своем «Декамероне», действие которого происходит как раз во время эпидемии чумы в 1348 году в Италии, писал: "Умерший от чумы человек вызывал столько же участия, сколько издохшая коза".

Описание Боккаччо трагично: "Славную Флоренцию, лучший город Италии, посетила губительная чума... От этой болезни не помогали и не излечивали ни врачи, ни снадобья... Так как для великого множества мертвых тел, которые каждый час подносили к церквам, не хватало освященной земли, то на переполненных кладбищах при церквах рыли огромные ямы и туда опускали целыми сотнями трупы. Во Флоренции умерло, как уверяют, 100 тысяч человек... Сколько знатных родов, богатых наследств, огромных состояний осталось без законных наследников! Сколько сильных мужчин, красивых женщин, прелестных юношей, которых даже Гален, Гиппократ и Эскулап признали бы совершенно здоровыми, утром завтракало с родными, товарищами и друзьями, а вечером ужинало со своими предками на том свете".

В те времена люди искали спасения от эпидемий в церквах, молились об исцелении все вместе - больные, и здоровые… Чувство панического ужаса, которое сеяли эпидемии и болезни в средневековом обществе, нашло отражение в молитве о заступничестве: "От чумы, голода и войны спаси нас, Господи!"

По свидетельству очевидцев, паника была такой, что "люди заво­рачивались в две простыни и устраивали себе по­хороны при жизни (что было просто неслыханным!)".

Пожалуй, наиболее известным ныне Чумным доктором был Мишель де Нотр-Дам, известный больше как предсказатель Нострадамус. На заре своей карьеры Нострадамус прославился благодаря своим успехам в деле спасения сограждан от чумы. Секрет Нострадамуса был прост - соблюдение элементарной гигиены. Иных средств в его арсенале не было, и потому он оказался бессилен спасти от этой страшной болезни свою первую семью, после чего отправился в изгнание. И только в 1545 году (в возрасте 42 лет) он возвратился в Марсель, и на этот раз его новое лекарство было способно воздействовать на легочную чуму, а затем, в Провансе в 1546 году на "черную чуму".

Сценка из экспозиции музея Нострадамуса в Провансе:

О методах Нострадамуса известно не слишком много. Всюду, где свирепствовала бубонная чума, он велел рисовать на домах обреченных черные кресты, чтобы предостеречь здоровых и затруднить распространение эпидемии. Надо помнить, что знакомые нам правила гигиены в те времена многим не были известны, и потому способы Нострадамуса некоторый эффект имели. Он рекомендовал пить только кипяченую воду, спать в чистой постели, в случае опасности чумы при первой возможности покидать грязные зловонные города и дышать свежим воздухом в сельской местности.

В городе Экс, столице Прованса, Нострадамус впервые приме­нил свои знаменитые пилюли, замешанные на основе лепестков роз и богатые витамином С. Он раздавал их прямо на улицах зараженных городов, попутно разъясняя согражданам правила элементарной гигиены. "Все, кто пользовались ими, - писал он впоследствии, - спас­лись, и наоборот."

Описанию дезинфицирующего порошка, из которого он составлял пилюли, Нострадамус посвятил несколько глав в одной из своих медицинских книг. Издание этой книги от 1572 г. хранится в парижской библи­отеке св. Женевьевы под необычным для нас заглавием "Превосходная и очень полезная брошюра о многих отменных рецептах, разделен­ная на две части. Первая часть нас учит способу приготовлять разную помаду и духи для украшения лица. Вторая часть нас учит приготавливать варе­нья различных сортов из меда, сахара и вина. Со­ставлена магистром Мишелем Нострадамусом - доктором медицины из Шалона в Провансе. Лион 1572 г.". В частности, разделы этой книги назывались "Как приготовить порошок, вычис­тить и отбелить зубы... а также способ придать дыханию приятный запах. Другой способ, еще более совершенный, для очищения зубов, даже тех, которые сильно попорчены гнилью... Способ приготовить род мыла, делающего белыми и мяг­кими руки и обладающего сладким и вкусным за­пахом... Способ приготовить род дистиллирован­ной воды, чтобы наилучшим образом украсить и отбелить лицо... Другой способ, чтобы сделать волосы бороды белокурыми или цвета золота, а также чтобы уничтожить слишком большую пол­ноту тела".

До открытия чумной бактерии и применения антибиотиков в лечении этого заболевания оставалось еще почти без малого полтысячелетия...

Картина "Чума" Арнольда Бёклина (1898) показывает весь ужас перед этой болезнью - ведь даже в его время, на рубеже 19 и 20 веков еще не научились с ней бороться!

И даже в наше время еще регистрируются отдельные вспышки этого заболевания:

В подготовке статьи использовались материалы:
из статьи Колина Макэведи "Бубонная чума" из издания В МИРЕ НАУКИ. (Scientific American. Издание на русском языке). 1988. № 4,
Википедии и энциклопедии "Британника"
из статьи "Война с «черной смертью»: от обороны к наступлению" В. С. Ганин, канд. мед. наук, Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока, в журнале «Наука и жизнь» №7, 2006
Филиппов Б., Ястребицкая А. Европейский мир Х-ХV вв.
ИСТОРИЯ ЧУМНЫХ ЭПИДЕМИЙ В РОССИИ

Казахстанско-Российский медицинский университет

Кафедра общественных дисциплин

На тему: Философия XX века- изменение стиля мышления медицины в XX веке

Выполнила: Садырова Рузанна

Группа 203 А стом. факультет

Проверила: Бекбосынова Ж.Б.

Алматы 2013

Введение

Введение

исключения.

различные проблемы.

специальностей.

двадцатого века.

Научная медицина в Средние века была развита слабо. Медицинский опыт перекрещивался с магией, религией. Значительная роль в средневековой медицине отводилась магическим обрядам, воздействию на болезнь посредством символических жестов, «особых» слов, предметов. С XI-XII вв. в целительных магических обрядах появились предметы христианского культа, христианская символика, языческие заклинания перелагались на христианский лад, появились новые христианские формулы, расцвёл культ святых и их мощей.

Самым характерным для Средневековья феноменом целительной практики являлись святые и их реликвии. Расцвет культа святых приходится на Высокое и Позднее Средневековье. В Европе насчитывалось более десяти наиболее популярных мест погребения святых, куда стекались тысячи паломников, желающих вернуть себе здоровье. Святым жертвовали дары, страждущие молили святого о помощи, стремились прикоснуться к какой-либо вещи, принадлежавшей святому, соскабливали каменную крошку с надгробий и т. д. С XIII в. оформилась «специализация» святых; примерно половина всего пантеона святых считались патронами определённых болезней.

Что касается болезней, то это были туберкулёз, малярия, дизентерия, оспа, коклюш, чесотка, различные уродства, нервные болезни. Но бичом Средневековья была бубонная чума. Впервые она появилась в Европе в VIII в. В 1347 г. чума была завезена генуэзскими моряками с Востока и в течение трёх лет распространилась по всему континенту. Незатронутыми остались Нидерланды, чешские, польские, венгерские земли и Русь. Распознавать чуму, как, впрочем, и другие болезни, средневековые врачи не могли, болезнь фиксировалась слишком поздно. Единственный рецепт, использовавшийся населением до XVII в., сводился к латинскому совету cito, longe, targe, то есть бежать из заражённой местности скорее, дальше и возвращаться позже.

Другим бичом Средневековья была лепра (проказа). Появилась болезнь, вероятно, в эпоху Раннего Cредневековья, но пик заболеваемости приходится на XII-XIII вв., совпадая с усилением контактов Европы с Востоком. Больным проказой запрещалось появляться в обществе. пользоваться общественными банями. Для прокажённых существовали специальные больницы - лепрозории, которые строили за городской чертой, вдоль важных дорог, чтобы больные могли просить милостыню - единственный источник их существования. Латеранский собор (1214) разрешил строить на территории лепрозориев часовни и кладбища для создания замкнутого мира, откуда больной мог выйти только с трещоткой, предупреждая, таким образом, о своём появлении. В конце XV в. в Европе появился сифилис.

Под влиянием арабской учености, начавшей проникать в Европу в 11-12 вв., появился первый робкий интерес к опытному знанию. Так. Р. Гроссетест (около 1168-1253) опытным путем проверил рефракцию линз, ему же наряду с Ибн аль-Хайсамом (965-1039) приписывают внедрение в практику линз для коррекции зрения; Р. Луллий (около 1235-1315) - один из создателей алхимии - занимался поисками «эликсира жизни». Споры и труды средневековых схоластов способствовали развитию логики, алхимия подготовила возникновение научной химии и т.д. Вместе с тем интеллектуальная жизнь средневековой Европы ничего не дала для развития кардинальных проблем естествознания и даже способствовала некоторому регрессу в сфере естественнонаучных знаний. Р. Бэкон (около 1214-1292) был, пожалуй, первым европейским средневековым мыслителем, призвавшим науку служить человечеству и предсказавшим завоевание природы путем ее познания. Однако понадобилось почти два века интеллектуального развития, прежде чем «титаны Возрождения» вывели естествознание из забвения и оно оказалось в центре интересов образованных кругов европейского общества.

Господство теологического мировоззрения, традиционного мышления и застой в естествознании сильно сковывали прогресс в области М. Однако развитие М. не остановилось. В период становления феодализма наиболее благоприятные условия для развития М. сложились в восточных регионах.

Медицина и образование в арабских государствах средневековья - Хирургия и анатомия - Выдающиеся личности арабской медицины - Больницы и лечебницы государств арабского мира

В VII в., когда арабы захватили Иран, Сирию и Египет, в научных центрах этих стран развивались греческая наука и греческая философия. Самыми знаменитыми в то время были Александрийская школа в Египте и христианская несторианская школа вГундишапуре (Джунди-Шапур) на юге Ирана. Из этой школы вышел придворный врач халифа ал-Мансура (754-776) Джурджус ибн Бахтишу - основатель династии придворных врачей-христиан, которые в течение двух с половиной столетий безупречно служили при дворе багдадских халифов. Осознавая значение античной науки, халифы и другие вожди мусульман содействовали переводу на арабский язык важнейших греческих сочинений.

Начало этой деятельности было положено в конце VIII в., однако основная работа переводчиков развернулась в правление халифа ал-Мамуна (813-833), который специально для этого организовал в Багдаде"Дом мудрости" (араб, bait al-hikma ). В течение IX и X вв. на арабский язык была переведена практически вся доступная литература, представлявшая интерес для арабов. Со временем переводы на арабский стали делать непосредственно с греческого. Большинство исследователей связывают этот переход с деятельностью самого известного переводчика эпохи халифатов - христианина-несторианцаХунайна ибн Исхака (809-873) из Хиры. Он переводил Платона и Аристотеля, Сорана и Орибасия, Руфа из Эфеса и Павла с о. Эгина. В то время на арабском языке еще не существовало оригинальных текстов на темы переводимых им сочинений, и Хунайн ибн Исхак освоил медицинскую терминологию, ввел ее в арабский язык и заложил драгоценный лексический фундамент медицинских текстов на арабском языке. Много текстов было переведено также и с персидского языка. Через персов арабы познакомились с достижениями индийской цивилизации, в особенности в области астрономии, медицины, математики. От индийцев они заимствовали и цифры, которые европейцы назвали "арабскими". Переводческая деятельность арабов сыграла неоценимую роль в сохранении наследия предшествовавших им цивилизаций - многие древние труды дошли до средневековой Европы -только в арабских переводах. Однако до наших дней, как полагают ученые, дошло не более 1% средневековых арабских рукописей. Образование в Халифате в значительной степени испытало влияние ислама. В средневековом мусульманском мире все знания делились на две области: "арабские" (или традиционные, в основе своей связанные с исламом) и "иноземные" (или древние, общие всем народам и всем религиям). "Арабские" гуманитарные науки (грамматика, лексикография и др.) формировались в связи с изучением хадисов (предания о высказываниях и деяниях Мухаммеда) и "Корана", знание которого для мусульман чрезвычайно важно. Изучение "иноземных" наук диктовалось потребностями развивающегося общества и отражало его интересы: география была необходима для точного описания подвластных земель, история служила основой для изучения жизни Пророка, астрономия и математика уточняли священный календарь. Возрос интерес и к медицине, которая со временем стала определяться как профессия, достойная похвалы и благословенная Аллахом: согласно исламской традиции, Аллах не допустит болезни, пока не создаст средство ее лечения, задача врача - найти это средство.

Медицина и образование в арабских государствах средневековья По мере того, как основные научные рукописи переводились на арабский язык, христиане утрачивали свою монополию на медицину, а центры науки и высшего образования постепенно перемещались в Багдад, Басру, Каир, Дамаск, Кордову, Толедо, Бухару, Самарканд. Библиотека г. Кордовы насчитывала более 250 тыс. томов. Крупные библиотеки были в Багдаде, Бухаре, Дамаске, Каире. Некоторые правители и богатые люди имели собственные библиотеки. Так, в библиотеке главы дамасских врачей Ибн ал-Мутрана (Ibn al-Mutran, XIII в.) , лечившего халифа Салах ад-Дина, было около 10 тыс. книг. Глава багдадских врачей Ибн ал-Талмид (Ibn al-Talmld, XII в.) - автор лучшей фармакопеи своего времени - собрал более 20 тыс. томов, многие из которых были переписаны лично им. В XII в., когда в Западной Европе было лишь два университета (в Салерно и Болонье), в одной только мусульманской Испании (Кордовском: халифате) функционировало 70 библиотек и 17 высших школ, в которых среди других дисциплин преподавалась и медицина. Арабоязычная медицина в течение восьми веков занимала ведущее место в регионе Средиземноморья. Она сохранила, дополнила и возвратила в Европу в усовершенствованном виде все важнейшие знания, накопленные в регионе к периоду раннего средневековья. В области теории болезни арабы восприняли древнегреческие учения о четырех стихиях и четырех телесных соках (араб.ahlat ), изложенные в "Гиппократовом сборнике" и работах Аристотеля, а затем прокомментированные в трудах Галена. Согласно представлениям арабов, каждая из стихий и жидкостей участвует (в различных пропорциях) в создании четырех качеств: тепло, холод, сухость и влажность, которые определяют мизадж (араб, mizag - темперамент) каждого человека. Он может быть нормальным, в случае сбалансированности всех составляющих, или "неуравновешенным" (различных степеней сложности). Когда равновесие нарушено, задача врача - восстановить первоначальное состояние. Мизадж не является чем-то постоянным и изменяется с возрастом я под влиянием окружающей природы. При лечении внутренних болезней первейшее внимание уделялось установлению правильного режима и только потом применялись лекарства, простые и сложные, в приготовлении которых арабы достигли высокого совершенства. В значительной степени это связано с развитием алхимии. Заимствовав у сирийцев идею использования алхимии в области медицины, арабы сыграли важную роль в становлении и развитии фармации и создании фармакопеи. В городах стали открываться аптеки для приготовления и продажи Алхимики средневекового арабо-язычного Востока изобрели водяную баню и перегонный куб, применили.фильтрование, получили азотную и соляную кислоты, хлорную известь и спирт (которому дали название алко-холь). Завоевав Пиренейский полуостров, они принесли эти знания в Западную Европу.

Ар-Рази (850- 923) , выдающийся философ, врач и химик раннего средневековья составил первый в арабской литературе энциклопедический труд по медицине"Всеобъемлющая книга по медицине" ("Kitab al-Hawi" ) в 25 томах. Описывая каждую болезнь, он анализировал ее с позиций греческих, сирийских, индийских, персидских и арабских авторов, после чего излагал свои наблюдения и выводы. В XIII в. "Kitab al-Hawi" была переведена на латинский язык, а затем на многие европейские языки, постоянно переиздавалась в средневековой Европе и вместе с "Каноном медицины" Ибн Сины в течение нескольких столетий была одним из основных источников медицинских знаний. Другой энциклопедический труд Ар-Рази "Медицинская книга" в 10 томах ("Al-Kitab al-Mansuri" ), посвященная правителю Хорасана Абу Са-лиху Мансуру ибн Исхаку, обобщила знания того времени в области теории медицины, патологии, лекарственного врачевания, диететики, гигиены и косметики, хирургии, токсикологии и инфекционных заболеваний. В XII в.. она была переведена на латинский язык, а в 1497 г. издана в Венеции. Сред и многочисленных сочинений Ар-Рази особую ценность представляет небольшой трактат "Об оспе и кори" , который признается многими авторами самым оригинальным трудом средневековой арабоязычной медицинской литературы. По существу, это первое обстоятельное изложение клиники и лечения двух опасных инфекционных заболеваний, уносивших в, то время немало человеческих жизней. Даже сегодня он мог бы быть великолепным учебным пособием для студентов!

Хирургия и анатомия Хирургия в средневековом арабоязычном мире была скорее ремеслом, чем наукой, в отличии от древнего мира. Объяснялось это мусульманской традицией, которая запрещала как вскрытие трупов, так и вивисекции. Понятно, что в халифатах хирургия развивалась в меньшей степени, чем лекарственное врачевание. Тем не менее врачи-мусульмане внесли существенный вклад в развитие отдельных областей анатомии и хирургии. Особенно ярко это проявилось в офтальмологии.

Исследуя строение глаза животных, известный египетский астроном и врач Ибн ал-Хайсам (965-1039, известный в Европе как Alhazen) первым объяснил преломление лучей в средах глаза и дал названия его частям (роговица, хрусталик, стекловидное тело и т.д.). Изготовив модели хрусталика из хрусталя и стекла, он выдвинул идею коррекции зрения при помощи двояковыпуклых линз и предложил использовать их при чтении в пожилом возрасте. Капитальный труд Ибн ал-Хайсама"Трактат по оптике" ("Kitab al-Manazir") прославил его имя в странах Востока и Западной Европы. К сожалению, арабский оригинал этой книги не сохранился. Она дошла до наших дней в латинском переводе - "Opticae thesaurus Alhazeni arabis" ("Сокровища оптики араба Альхазена") . К плеяде замечательных арабских окулистов принадлежит иАммар ибн Али ал-Маусили (Ammar ihn Ali al-Mausili, X в.) , один из известнейших глазных врачей Каира. Разработанная им операция удаления катаракты путем отсасывания хрусталика при помощи изобретенной им полой иглы имела большой успех и получила название "операция Аммара". Лечение глазных болезней явилось той областью медицины, в которой влияние арабской школы ощущалось в Западной Европе вплоть до XVII в. К выдающимся достижениям арабов в области анатомии относится описание легочного кровообращения, которое сделал в XIII в. сирийский врач из ДамаскаИбн ан-Нафйс (Ibn an Nafis) , т.е. на три столетия раньше Мигеля Сервета. Ибн ан-Нафис почитался как великий ученый своего времени, прославившийся комментариями к разделу анатомии в "Каноне" Ибн Сины. Самым выдающимся хирургом средневекового арабоязычного мира считается Абул-Касим Халаф ибн Аббас аз-Захрави (лат. Abulcasis ок. 936-1013) . Родился он близ Кордовы в мусульманской Испании и таким образом принадлежит к арабо-испанской культуре. Аз-Захрави жил в "золотой период" ее развития (вторая половина X в.), когда арабо-испанская культура была самой передовой в Западной Европе, а наряду с византийской - и во всей Европе в целом. Основными научными центрами мусульманской Испании были университеты в Кордове, Севилье, Гренаде, Малаге. В цепи исторического развития хирургии аз-Захрави стал связующим звеном между античной медициной и медициной европейского Возрождения. Знание анатомии он считал абсолютно необходимым для хирурга и рекомендовал изучать ее по трудам Галена. Критерием истины для него были собственные наблюдения и собственная хирургическая практика. Этим отчасти объясняется тот факт, что его сочинения содержат мало ссылок на чужие работы. По сравнению с хирургией античности аз-Захрави сделал большой шаг вперед. Он описал то, что сегодня называется туберкулезным поражением костей и ввел в глазную хирургию Запада операцию удаления катаракты (термин аз-Захрави). Он был автором новых хирургических инструментов (более 150) и единственным автором античности и раннего средневековья, который их описал и представил в рисунках. Часто его обвиняли в том, что он заменил нож на раскаленное железо. Однако не следует забывать, что в то время еще не знали природы воспаления и инфекционного процесса и не умели бороться с ними. Аз-Захрави очень высоко оценивал метод прижигания (вспомним многовековой опыт традиционной китайской медицины) и успешно использовал его для лечения местных поражений кожи и других болезней. Абу аз-Захрави снискал славу крупнейшего хирурга средневекового мусульманского мира - никто в ту эпоху не превзошел его в искусстве хирургии и новаторстве в ней. Больницы и лечебницы государств арабского мира Организация больничного дела получила в халифатах значительное развитие. Изначально учреждение больниц было делом светским. Название больницы -бимаристан (bimaristan) -персидское, это лишний раз подтверждает, что больничное дело в халифатах испытало значительное влияние иранских и византийских традиций. Согласно сообщению историка ал-Макризи (1364-1442), первая известная больница в мусульманском мире была сооружена во времена Омейядов при халифе ал-Валиде (705-715). Больница в современном смысле этого слова появилась в Багдаде около 800 г. По инициативе халифа Харун ар-Рашида ее организовал армянский врач-христианин из Гундишапура - Джибраил ибн Бахтиши (Gibra"il ibn Bahtisu) , третий в знаменитой династии Бахтишу. Его дед Джурджус ибн Джибраил ибн Бахтишу (Girgis ibn Bahtisu) - основатель династии и глава врачей медицинской школы в Гундишапуре - в 765 г. излечил тяжело больного халифа ал-Мансура, которого никто не мог вылечить. И несмотря на то, что Джурджус ибн Бахтишу был христианином и не принял ислама, халиф назначил его главой врачей столицы Халифата-Багдада. Он и все его потомки на протяжении шести поколений успешно служили придворными врачами халифов, были известны в мусульманском мире и высоко почитались правителями до начала XI в. Больницы, основанные мусульманами, были трех видов. К первому виду относились больницы, учрежденные халифами или известными мусульманскими деятелями и рассчитанные на широкие слои населения. Они финансировались государством, имели штат врачей и не медицинского обслуживающего персонала. При больницах создавались библиотеки и медицинские школы. Обучение было теоретическим и практическим: учащиеся сопровождали учителя во время его обхода в больнице и посещали вместе с ним больных на дому. Одной из самых крупных была больница "ал-Мансури" в Каире. Открытая в 1284 г. в помещении бывшего дворца, она, по свидетельству историков, была рассчитана на 8 тыс. больных, которых размещали в соответствии с их заболеваниями в мужских и женских отделениях. Обслуживающие ее врачи обоего пола специализировались в различных областях медицинских знаний. Больницы второго вида финансировались известными врачами и религиозными деятелями и были небольшими. Третий вид больниц составляли военные лечебные учреждения. Они передвигались вместе с армией и размещались в палатках, замках, цитаделях. Во время военных походов наряду с врачами-мужчинами воинов сопровождали и женщины-врачи, которые ухаживали за ранеными. Некоторые женщины-мусульманки, занимавшиеся медициной, заслужили широкое признание. Так, при Омёйядах прославилась женщина-окулист Зайнаб из племени Авд. Высокими познаниями в лечении женских болезней обладали сестра Ал-Хафида ибн Зухр и ее дочери (их имена нам не известны), они были единственными врачами, которым дозволялось лечение в гареме халифа ал-Мансура. Высокий уровень организации медицинского дела на средневековом Востоке тесно связан с развитием гигиены и профилактики заболеваний. Запрет производить вскрытия, с одной стороны, ограничил исследования строения тела и его функций, а с другой- направил усилия врачей на поиск иных путей: сохранения здоровья и п ривел к разработке рациональных мероприятий гигиенического характера. Многие из них закреплены в "Коране" (пятикратные омовения и соблюдение чистоты тела, запрет пить вино и есть свинину, нормы поведения в обществе, семье. Согласно преданию, Пророк Мухаммед получил свои познания в области медицины от врача ал-Харита ибн Каладаха (al-Harit ibri Kalada) , который родился в Мекке в середине VI в., а медицине обучался в Гундишапурской медицинской школе. Если этот факт имел место, гигиенические рекомендации "Корана" восходят к традициям Гундишапура, впитавшего традиции древнегреческой и индийской медицины.

Медицина Средневековья

Российский Государственный Медицинский Университет им. Н.И. Пирогова

кафедра истории медицины

Реферат по истории медицины

«Медицина средневековья»

Московский лечебный факультет, поток «Б»

выполнил студент группы №117

Кирьянов М.А.

Научный руководитель Дорофеева Е.С.

Москва 2002

Введение 3

Глава 1. Медицина в средневековой Западной Европе 5

Глава 2. Об истории западноевропейского госпиталя в средние века 23

Глава 3. О клинической подготовке врачей в средневековых университетах 35

Заключение 41

Список литературы 42

Введение

Средние века обыкновенно рассматривают как мрачную эпоху полневежества

или совершенного варварства, как период истории, который характеризуется в

двух словах: невежество и суеверие.

В доказательство этого приводят, что для философов и врачей в течении

всего средневекового периода природа оставалась закрытой книгой, причем

указывают на преобладающее господство в это время астрологии, алхимии,

магии, колдовства, чудес, схоластики и легковерного невежества.

Как доказательство ничтожности средневековой медицины приводят

совершенное отсутствие в средние века гигиены, как в частных жилищах, так и

вообще в городах, а так же свирепствования в течение всего этого периода

убийственных эпидемии чумы, проказы, различного рода кожных заболеваний и

В противоположность этому взгляду существует мнение, что средние века

потому выше древности, что они за нею следуют. Ничего доказывать, что и то,

и другое лишено основания; по крайне мере, что касается медицины, уже один

здравый смысл говорит в пользу того, что не было и не могло быть перерыва в

медицинском предании, и подобно тому, как история всех других областях

культуры покажет, что варвары были не посредственными преемниками римлян,

точно так же и медицина не может, и не могла составить в этом отношении

исключения.

Известно, с одной стороны, что в Римской Империи и, в особенности в

Италии преобладала греческая медицина, так что греческие сочинения служили

настоящими руководствами для наставников и учеников, и с другой стороны,

что нашествие варваров вовсе не имели на западе таких всесокрушающих

последствий для науки и искусств, как обычно полагалось.

Мне показалась интересная эта тема тем, что эпоха средних веков

является промежуточным звеном между античным и новым временем, когда наука

стала бурно развиваться, стали делаться открытия, в том числе и в медицин.

Но ничего не бывает и не происходит на пустом месте…

В своем реферате я показал в первой главе общую картину этой эпохи,

так как нельзя рассматривать по отдельности любые отрасли, будь то

искусство, экономика или как в нашем случае медицина, так как для создания

объективности надо рассматривать данный раздел науки относительно своего

периода времени, учитывая всю его специфику и рассматривая с этой позиции

различные проблемы.

Мне было интересно рассмотреть во второй главе более конкретно тему

истории средневекового госпиталя, его путь становления от простой обители

призрения бедных и места каратативной деятельности церкви до формирования

социального института медицинской помощи, хотя даже подобие современной

больницы с врачами, медицинскими медсестрами, палатами и некоторой

специализацией госпиталь начинает походить только что с XV века.

Интересна и клиническая подготовка врачей в период средневековья,

которой посвящена третья глава, их процесс обучения на медицинских

факультетах университетов того времени, так как в основном образование было

теоретическим, более того, схоластическим, когда студентам приходилось

просто переписывать на лекциях труды древних, причем даже не сами

произведения античных ученых, а комментарии к ним святых отцов. Сама наука

была в жестких рамках, диктуемых церковью, ведущий лозунг, который дал

доминиканец Фома Аквинский, (1224-1274): «Всякое познание- грех, если оно

не имеет целью познание Бога» и поэтому любое свободомыслие, отступления,

иная точка зрения - рассматривалось как ересь, и быстро и беспощадно

наказывалось «святой» инквизицией.

В качестве справочной литературы в реферате были использованы

следующие источники, такие как – большая медицинская энциклопедия,

справочное пособие, составившие основу данной работы. И которое, наверное,

наиболее полно освещает самые актуальные моменты, связанные с медициной и,

интересное, как и для студентов, так уже и для практикующих врачей любых

специальностей.

В качестве периодической литературы я взял журналы: «Проблемы

социальной гигиены и истории медицины», где по его тематике размещены

«Клиническая медицина» и «Российский медицинский журнал», в которых есть

Немаловажным подспорьем оказались и книги «История медицины» Л. Менье,

«История средневековой медицины» Ковнер, «История медицины. Избранные

лекции» Ф.Б. Бородулин, где подробно описан весь период истории медицины,

начиная с первобытного общества и завершая уже началом и серединой