Что обозначают эти числительные. Порядковые числительные

В русском языке часть речи, обозначающая число предметов, количество или порядок, называют числительным. В данной статье подробно описаны особенности числительных, их структура, склонение по падежам, значение и основные проблемы. Для лучшего усвоения материала приведены наглядные примеры.

Числительное в русском языке

Самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы который? сколько? и обозначает число предметов, порядок или количество называется числительным

Примеры: пятый , восьмой , семнадцать , двадцать пять .

Обозначать количество могут разные части речи, но записать с помощью цифр можно только эту часть речи (Пятёрка лошадей - пять (5) лошадей).

История возникновения системы числительных уходит в далёкое прошлое формирования праиндоевропейского языка, где использовалась десятинная система исчисления.

Проблематика числительных

В русском языке современности, по мнению учёных-лингвистов, нет чёткого понятия, какие словесные формы относить к данной части речи. Дело в том, что по своему происхождению все они относятся к разным основам. Условно все точки зрения можно разделить на две основные группы - изучение форм в широком или узком понимании.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

При узком рассмотрении и изучении данной части речи дробные и порядковые разряды исключаются, как отдельный вид. В широком изучении к видам числительных относят:

  • три группы, обозначающие количество (дробные, собирательные, целые);
  • порядковые;
  • слова неопределённо-количественные (мало, много, сколько).

Нет однозначного мнения по поводу форм, обозначающих порядок при счёте. Ряд учёных (Виноградов, Тихонов, Пешковский и др.) относят их к относительным прилагательным, так как они имеют такие же категории. В предложении они выступают определением. Другие же учёные (Гвоздев, Шахматов и прочие) относят такие слова к отдельному разряду числительных.

Проблема существует и в отношении словесных форм миллион, тысяча, миллиард и т.д., они имеют признаки, не только числительных, но и существительных.

Структура данной части речи

По составу различают такие виды:

  • Простые числительные состоят из одной основы и описывают только одну цифру (четыре, восемь, один).
  • Сложные – описывают две цифры, которые соединяются в одно слово (двенадцать, пятнадцать, шестьдесят ).
  • Составные – состоят из нескольких слов, которые пишутся раздельно (одна тысяча восемьдесят восемь).

Для чего нужны числительные?

    Для обозначения (называния) чисел - десять, сорок пять, девятнадцать;

    Для указания предметного количества - пять котят, четыре яблока;

    Для определения счётного порядка - седьмой, второй, двадцать первый.

В предложении они могут выступать в качестве любого члена.

Склонение по падежам

Имя числительное как часть речи имеет категорию падежа, а слова, обозначающие счётный порядок изменяются по числам и родам. Склонение по падежам имеет различные виды в зависимости от типа числительного. «Русская грамматика» от 1990 года указывает на существование двух разновидностей - субстантивные и адъективные.

Субстантивные:

  • от пяти до десяти и на -дцать, -десят (шесть, семнадцать, пятьдесят);
  • числительные на -сто (двести, шестьсот и пр.);
  • сорок, девяносто, сто, полтораста, полтора .

Адъективные склоняются как прилагательные и имеют две разновидности:

  • Слова два, три, четыре;
  • Слова оба, обе и неопределённо-количественные (мало, много, немного и др.).

При изменении падежных окончаний возникают сложности при образовании форм слов и их употреблении в устной речи. Нормой литературного языка является изменение всех частей сложных и составных форм (пятьюстами семьюдесятью двумя рублями). Для порядковых числительных составной формы существует правило, которое предусматривает изменение в таких словах только последней части по принципу прилагательного (тысяча девятьсот шестьдесят первый год - в тысяча девятьсот шестьдесят первом году. )

Иногда случается так, что очень простой вопрос может поставить человека в тупик. Так, на обычный вопрос: что такое числительное, можно услышать в ответ слова пятерка, двойка, пара, либо тройка, дюжина, десятка и прочее. Это все интересно, хотя на самом деле эти слова не являются числительными, так как имеют род, могут изменяться по падежам и числам, их также нельзя записать цифрами. Из этого следует, что вышеперечисленные слова – это имена существительные.

В лингвистике также неоднозначно решается вопрос и о том, к какой части речи следует относить слова биллион, триллион, миллиард, миллион и тысяча. Ведь они обладают как признаками числительных, так и признаками существительных.

Что такое имя числительное

В русском языке имя числительное представляет собой самостоятельную часть речи, обозначающую число предметов, их количество и порядок. Вопросами имени числительного являются: который? сколько?

Форма именительного падежа представляется начальной формой имени числительного.

С учетом выражаемого значения и грамматических особенностей имена числительные поделены на две категории:

  1. Количественные числительные (шесть, сорок, тридцать восемь).
  2. Порядковые числительные (седьмой, тринадцатый, двадцать пятый).

Количественные числительные

Количественные качественные числительные поделены на три грамматических разряда:

  1. Числительные, выражающие целые числа.
  2. Числительные, выражающие дробные числа.
  3. Собирательные числительные.

В составе количественных числительных находятся:

  1. Определённо-количественные числительные (обозначают конкретное число: триста, пять, полтораста).
  2. Неопределённо-количественные числительные (обозначают неопределённое количество единиц: много, мало, немного, немало).
  3. Местоименные числительные: столько, сколько, несколько, сколько-то, сколько-нибудь.

С точки зрения особенностей словообразования выделяют:

  1. Простое числительное. Примеры: семь, второй, двенадцать.
  2. Сложное числительное. Пример: семьдесят, пятидесятый.
  3. Составное числительное. Пример: сто двенадцать, двести пятьдесят первый, две седьмых.

Дробные числительные

Будучи разновидностью количественных числительных, дробные числительные необходимы для обозначения дробного числа. К примеру: пять вторых состава, две трети пути.

Если конструктивно рассматривать дробное числительное, то можно определить, что в его структуре первая часть (числитель) является количественным числительным (пять, два), тогда как вторая часть (знаменатель) является формой родительного падежа порядкового числительного (например: вторых, десятых, шестых).

Обозначать дробные числительные также могут и смешанное число. Пример: пять целых две трети, шесть целых семь вторых.

Склонять дробное числительное необходимо в зависимости от его структуры.

ЛЕКЦИЯ № 5.

План

1. Имя числительное как часть речи.

2. Группы числительных по составу и структуре.

3. Разряды числительных по значению и грамматическим свойствам.

4. Парадигма имени числительного.

1. Известно широкое и узкое понимание числительного как части речи. При широком понимании числительными считаются слова, обозначающие количество и порядок предметов при счете: два, двое, второй . В узком понимании к числительным относят только количественные числительные, порядковые же включают в состав прилагательных.

Имя числительное – это знаменательная часть речи, которая выражает всей совокупностью входящих в нее слов, расположенных в строгой последовательности, определенную счетную систему, при этом отдельные слова называют элементы этой системы – отдельные числовые понятия (число, количество предметов, порядок их при счете – место в счетном ряду).

С точки зрения морфологической имя числительное характеризуется только одной категорией, присущей всем числительным, - это категория падежа. Становление числительного как части речи связано с утратой ими грамматической категории числа, семантика которой стала частеречным значением числительного как особого лексико-грамматического класса слов: большинство имен числительных не изменяется по числам и родам.

Синтаксические признаки . В синтаксических признаках имен числительных нет единства.

Так, в И.-В. падежах количественное числительное (кроме числительного один ) управляет существительным, являясь главным членом словосочетания, причем словосочетание это несвободное, выступающее в функции одного члена предложения. В остальных падежах числительное согласуется с существительным, при этом существительное является главным членом свободного словосочетания. Например: три ученика тремя учениками .

Порядковые числительные во всех падежах согласуются с существительными, выступая в роли зависимого компонента, т.е. ведут себя, как имена прилагательные, например: второй экзамен второму экзамену .

В предложении количественное числительное может выпонять любую синтаксическую функцию (чаще всего выступают в роли подлежащего и дополнения): Слетелися семь филинов , любуются побоищем с семи больших дерев, хохочут полуночники (Н.); Семеро одного не ждут; Два и три – пять .

Для порядковых числительных и количественного один характерны функции определения или сказуемого: Максим Максимыч вынул одну тетрадку и бросил ее с презрением на землю, потом другая, третья и десятая имели ту же участь (Лерм.).

Деривационные признаки .

Среди числительных есть непроизводные лексемы (пять , сто ), суффиксальные образования (двадцать , двоjэ , пятеро ), сложные слова (пятьдесят ), причем все производные лексемы образованы от числительных (от слов других частей речи числительные не образуются).



2 . По структуре числительные делятся на простые, сложные и составные.

К простым относятся слова, состоящие из одного корня, среди них выделяются непроизводные лексемы: пять, десять и производные: одиннадцать, двадцать , образовавшиеся при помощи словообразовательного суффикса –дцать (-надцать ) (бывшее числительное десять, поэтому иногда слова с этим суффиксом включают в группу сложных числительных).

Порядковые числительные типа пятый, десятый , образованные от количественных путем присоединения особой морфемы – нулевого суффикса, также относятся к простым производным.

Сложные числительные – это слова, имеющие более одного корня: шестьдесят, шестидесятый.

К составным числительным традиционно относят словесные комплексы, состоящие из двух и более слов: двадцать пять, сто сорок девять и др.

3. Количественные числительные обозначают отвлеченные числа и количество однородных предметов в целых единицах. Образуются они на базе небольшого количества слов: от одного до десяти .

Морфологические особенности :

Все изменяются по падежам;

По родам изменяются числительные один: одна, одно; два – две ;

Форма мн.ч. одни числительного один не выражает значения множественности, используется как чисто формальное средство выражения согласования, лишенное грамматического содержания (например: одни часы , одни руки );



Синтаксические особенности (см. 1-й вопрос).

Склонение:

Числительное один склоняется по типу притяжательных прилагательных 3 склонения: один – дядин ;

Числительные два, три, четыре имеют нерегулярные падежные окончания: двух , двум , двумя …);

Числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются как существительные 3 склонения (например: пятью печью );

Числительные сорок, девяносто, сто , имеют 2 повторяющиеся падежные формы: в И.п.-В.п. нулевое окончание или –о (сто, сорок, девяносто ), в косвенных падежах –а (сорока, девяноста, ста );

Числительные 50, 60, 70, 80 склоняются так же, как существительные 3 склонения, но у них склоняются обе части (например: восьмьюдесятью );

Название полных сотен в числительных от 200 до 900 : склоняются обе части (например: двести , двухсот , двумстам , двести , двумястами , двухстах );

Числительное тысяча склоняется как существительное 1 склонения существительных;

- миллион, миллиард, триллион – как существительные 2 склонения;

У составных числительных изменяются все компоненты: двадцать семь двадцати семи , двадцатью семью

Собирательные числительные обозначают количество предметов как целостную совокупность. Собирательные представляют собой замкнутую группу из девяти слов, они образованы от количественных числительных первого десятка – от двух до десяти – при помощи суффиксов –ой- (двоjэ ) и –ер- (пятеро ).

Собирательные числительные изменяются только по падежам, синтаксические связи у них те же, что и у количественных.

Склонение : в косвенных падежах собирательные числительные склоняются как прилагательные в форме мн.ч.: двое, трое – как прилагательные мягкой разновидности, остальные – как прилагательные твердой разновидности.

Собирательные числительные характеризуются жесткой сочетаемостью только с определенными группами слов (Самостоятельно ).

По-разному рассматривается учеными слово оба (обе) :

· количественное числительное (А.Н. Гвоздев);

· собирательное числительное (Д.Э. Розенталь, школьные учебники);

· местоименно-количественное слово (А.Н. Тихонов, Л.Л. Буланин, РГ-80): является обозначением не столько количества. Сколько указанием на него (и тот и этот – оба).

Дробные числительные обозначают количество в дробных единицах.

Они представляют собой комбинацию числовых обозначений, т.е. являются составными: в числителе дроби – количественное числительное, в знаменателе – порядковое: одна пятая , семь восьмых . В роли второго компонента могут выступать и существительные треть, четверть: две трети , три четверти . По мнению некоторых исследователей (например, учебник под редакцией Е.И. Дибровой), подобные сочетания не относятся к дробным, представляют собой сочетание количественного числительного и имени существительного.

Дробные числительные всегда управляют родительным падежом имени существительного, которое может стоять в форме как единственного, так и множественного числа в зависимости от смысла: две третьих книги – две третьих книг.

Дробные числительные не имеют категорий рода и числа. Они изменяются только по падежам. При склонении дробных числительных изменяются все их компоненты (сочетающиеся с ними существительные не склоняются).

К числу дробных относят также слова полтора и полтораста , которые являются дробными по семантике, но не по форме.

Числительные полтора, полтораста имеют только две повторяющиеся падежные формы: полтора, полтораста для И. и В. падежей и полутора, полутораста для всех остальных. Кроме того, слово полтора обладает двумя родовыми формами: форма полтора используется при сочетании с существительными мужского и среднего рода, полторы – при сочетании с существительными женского рода: полтора лимона , полторы дыни .

Формы полтора/полторы исторически возникли путем сращения словосочетания “полъ вътора, полъ вторы”, т.е. половина второго, половина второй. В современном русском языке они считаются словами с непроизводной основой.

Порядковые числительные – это числительные, обозначающие порядок предметов при счете. Статус их рассматривается по-разному. В трудах Л.В. Щербы, в РГ-80 они отнесены к прилагательным, В.В. Виноградов рассматривает их как числительные, Н.М. Шанский включает их в класс прилагательных (относительных).

Как отмечает исследователь Л.Д. Чеснокова, включение порядковых слов в состав числительных (при широком понимании) обусловлено их семантической спецификой: они выражают “порядковую счетную систему, образуют в совокупности ассоциативный ряд слов, связанных между собой постоянным строго определенным количественным значением (первый , второй , третий и т.д.). Каждое слово в этой системе имеет постоянное место и отличается по значению от рядом стоящих элементов постоянной величиной. В этой системе нельзя ставить слова (элементы системы) в свободной последовательности”.

Грамматические и синтаксические признаки сближают числительные с прилагательными (но: в сочетании с большей частью существительных форма множественного числа невозможна: пятые дома, восемнадцатые книги ). Образуются они от количественных числительных; склоняются как прилагательные. При склонениии составных числительных склоняется только последний компонент: девяносто третьему .

К именам числительным примыкают неопределенно-количественные слова типа много, мало, немного, немало, сколько, несколько, столько . Их признаки: сочетаются с существительными (много книг, мало народу ), где являются главными компонентами (как и имена числительные: много работы ); обозначают неопределенное количество предметов (оно может измениться на определенное). Их следует отличать от омонимичных наречий . Признаки омонимичных наречий: сочетаются с глаголами (много говорить, мало спать ), сочетаются с наречиями степени (очень много , слишком мало ), имеют формы сравнительной степени (говорить больше ); образуют форму субъективной оценки (многовато, немножко ); у них отсутствует категория падежа. Исходной частью речи в данном случае, по мнению ряда исследователей, является наречие, а числительное находится в стадии формирования.

Слова типа сколько , столько изменяются по падежам, у слов много , немного , мало употребляются только омонимичные формы И.-В. падежей.

4 . Словоизменительная парадигма количественных числительных состоит из парадигмы склонения по падежам (6); у слова два – из парадигмы склонения по родам и падежам (12); у слова один – по родам, числам и падежам (24). Обычная полная парадигма склонения количественного числительного равна шести членам.

Дробные числительные – шесть членов парадигмы.

Порядковые числительные, как и имена прилагательные, имеют парадигму, равную 24 членам.

Числа от 1 до 999999 обозначаются при помощи 13-ти корней: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, сорок, сто, тысяча. Простые числительные состоят из корня и окончания (шесть) или из корня и суффикса (шестнадцать). Сложные числительные образуются с помощью двух корней (шестьдесят, шестьсот). Составные числительные образуются комбинацией простых и сложных числительных (шесть тысяч шестьсот шестьдесят шесть).

Морфологические признаки

Перечислим морфологические (грамматические) признаки целых количественных числительных.

1. Количественные числительные до тысячи не имеют рода и числа. Исключение два слова: один, два.

  • Два - средний и мужской род (два моря, два материка);
  • Две - женский род (две реки);
  • Один - мужской род (один материк);
  • Одна - женский род (одна река);
  • Одно - средний род (одно море).
    Примечание. Если составное целое числительное заканчивается на один, то существительное употребляется в единственном числе: шестьдесят один ученик (а не учеников).
  • Одни - обычно употребляется с существительными, имеющими только множественное число, но значения множественности не передает: одни ножницы, одни часы, одни санки. Примечание. Слово одни в остальных случаях выступает в роли других частей речи.
    В классе были одни мальчики (одни в значении частицы «только»).
    Одни важные гости не приехали на встречу, а другие опоздали (в значении неопределенного местоимения «какие-то, некоторые»).

2. Если числительные один и два имеют изменяемую категорию рода, то числительные тысяча, миллион, миллиард - неизменяемую: тысяча - только женский род, миллион, миллиард - только мужской род.

4. Количественные числительные склоняются, то есть изменяются по падежам все без исключения, но они не имеют единого образца. Различают семь способов склонения.

  • Числительное один склоняется как прилагательное в единственном числе.
  • Числительные два, три, четыре - как прилагательные во множественном числе.
  • Числительные от пяти до десяти и числительные на -дцать и -десят - как существительные 3-го склонения (как ночь). У числительных на -десят склоняются обе части.
  • Числительные сорок, девяносто, сто имеют всего две формы.
  • В числительных пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят склоняются обе части как существительные 3-го склонения.
  • В числительных от двухсот до девятисот склоняются обе части: первая часть - как простое числительное, а вторая часть - как существительное во множественном числе.
  • Числительные тысяча, миллион, миллиард, биллион, триллион и др. сходны по морфологическим признакам с именами существительными. Они имеют: род (тысяча - женский род, миллион - мужского рода), число (тысяча - тысячи, миллион - миллионы), склоняются как существительные (тысяча - по 1-му склонению, миллион - по 2-му склонению). Многие лингвисты данные слова относят к существительным, но в школьной программе они считаются числительными.

Синтаксические функции

Если числительные употребляются без существительных, то обозначают отвлеченное число: Шесть да два - восемь. Если числительные употребляются с существительными, то обозначают количество предметов: Двадцать пять мячей положили в корзину. Если числительное стоит в им.п. (вин.п.), то оно управляет существительным:

  • числительные два, три, четыре, а также числительные, оканчивающиеся на эти числа (двадцать два), требуют постановки существительного в родительный падеж единственного числа: два обруча, три обруча;
  • остальные числительные (от пяти) требуют постановки существительного в родительный падеж множественного числа: пять обручей, одиннадцать обручей.

Если числительное стоит в косвенных падежах, то оно зависит от существительного и согласуется с ним: род.п. - (чего?) пяти мячей, дат.п. - (чему?) пяти мячам, тв.п. - (чем?) пятью мячами.

Тема урока:

Цели урока:

познакомить учащихся с темой, совершенствование умения отличать числительные от других частей речи, связанных с числом; формировать умения различать количественные и порядковые числительные по вопросам, значению, синтаксической роли в предложении; развить логику, мышление; воспитать интерес к уроку, любовь к русскому языку.

Тип урока: Урок усвоение нового материала. Комбинированный.

Наглядность: флипчарты, проектор, слайды, компьютер, маркеры, смайлики.

Методы урока: 1. Словесный

2. работа в группе

3. работа в паре

4. индивидуальное задание

5. наглядный

Ход урока:

Этапы урока

Действие учителя

Действие учащихся

Организационный момент

Приветствие учителя учащихся. Отметка в журнале отсутствующих учеников. Психологический настрой.

Проверка домашнего задания

Изложите на постере прошедшие темы. Имя числительное. Простые, сложные, составные числительные.

Ученики на постере излагают прошедшие темы имя числительное, простые и составные числительные

Вызов

Ваш друг построил многоэтажный дом. Давайте посчитаем сколько здесь этажей.

Это слова какой части речи?

Какие это числительные?

На первом, втором и третьем этажах магазины все остальные этажи свободны

Друг ваш предлагает вам квартиру на любом этаже в этом доме.

Напишите тот этаж, который вы выбрали.

Те кто выбрал

4 этаж –одна группа

5 этаж –одна группа

Вы обустроили квартиру и решили пригласить в гости вашего друга, но ему обязательно нужно сказать на каком этаже вы живете. Как сказать? Напишите свой вариант на листке

Четыре - это какое числительное?

Как вы узнали?

Дайте определение

А если не подходит количественные числительные, то какие возникают вопросы. Числительное «четвертом» на какой вопрос отвечает? Что оно обозначает?

Дайте определение

Материал для наблюдений

Значит, тема сегодняшнего урока звучит как?

Открываем тетради, пишем сегодняшнее число 22 октября 2014 года, десятый месяц года лошади, второй месяц осени, третья неделя месяца, третий день недели. До конца первой четверти

осталось две недели, 14 дней. Кто запомнил какие числительные я употребила в своих словах?

Раз, два, три, четыре, пять

Числительные

4, 5.

Учащиеся делятся на группы

Я живу на четыре этаже

Количественное

Количественное числительное обозначает количество и отвечает на вопрос сколько?

Какой?

Порядок при счете

Порядковые числительные –обозначают порядок при счете и отвечает на вопрос какой?

Наблюдают два текста, имеющие в себе числительные. Определяют их функции.

Количественные и порядковые числительные

Осмысление

Где встречаются числительные?

Головоломка со спичками . Переместите спичку таким образом, чтобы получилось равенство верным

Еще?

Вспомните сказки, мультфильмы в названиях, которых есть числительные.

Люди часто пользуются в своей речи числительные. Не случайно числительные употребляются в пословицах, поговорках, фразеологизмах. Попробуйте объяснить значение следующих фразеологизмов.

В два счета

Как две капли воды

Заблудиться в трех соснах

Сидеть в четырех стенах

Первый блин комом

Семь пятниц на неделе

Семи пядей во лбу

За семью замками

На седьмом небе

Вспомните пословицы в которых встречаются числительные

Сейчас, вам буду говорить толкование пословиц, а вы вспомните саму пословицу

Если будешь делать несколько дел сразу, ни одного не сделаешь.

Прежде чем что-либо сделать, все тщетно взвесь, проверь несколько раз.

В жизни гораздо важнее хорошие друзья, чем деньги.

Чтение правила

Первая группа количественные числительные. Вторая группа порядковые числительные объясняют новую тему друг другу. Приводят примеры

Просклоняйте ваши этажи на доске. Что такое склонение?

А теперь отгадайте о ком идет речь?

Она родилась в конце лета, в начале последнего летнего месяца, на первой декаде. Когда она родилась поспевали овощи и фрукты.

Какую роль играет числительное в нашей жизни

Физминутка «Зверобойка»

Анекдот из жизни

Чтобы такое с вами не случилось, давайте узнаем, насколько вы знаете время

Видеоролик ВОВ

На уроке математики

В сказках, пословицах и поговорках, фразеологизмах.

Три поросенка, три богатыря, Белоснежка и 7 гномов, волк и семеро козлят, 38 попугая

Дружно

Очень быстро

Очень похожи

Запутаться

Не выходить из дома

Человек, который каждый день меняет свое решение.

Умный человек

Спрятать надежно

Счастлив

Ответы учеников

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Количественные числительные изменяются по падежам, не имеют рода, за исключением один, два. Не имеют числа. Количественные числительные разделяются на целые, дробные, собирательные.

Порядковые числительные называют номер предметов при счете, изменяются по родам, числам и падежам. Склоняются как имена прилагательные. Если находятся в составе названий праздников или знаменательных дат, то пишутся с прописной буквы

Изменение слов по падежам называется склонением.

И.п. четвертый этаж

Р.п. четвертого этажа

Д.п. четвертому этажу

В.п. четвертый этаж

Т.п. четвертым этажом

П.п. о четвертом этаже

И.п. пятый этаж

Р.п. пятого этажа

Д.п. пятому этажу

В.п. пятый этаж

Т.п. пятым этажом

П.п. о пятом этаже

Без числительных наша речь непонятна, на понятие уходит некоторое время.

Опережающее задание ученики инсценируют анекдот.

Работа в паре

Рефлексия

На уроке мне было трудно….

Домашнее задание

Упражнение 585 стр 255. Просклоняйте порядковые числительные 1997 год, 21 век

Оценивание

Индивидуальное задание для Акмарал

Саша шустро сушит сушки

Саша высушил штук шесть

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Отгадайте загадки

Два конца, два кольца

Посередине гвоздик. (н…..ы)

Два брюшка, четыре ушка (п…..а)

Индивидуальное задание для Гулжаухар

Быстро произнесите скороговорки

В семеро саней

По семеро в сани

Уселись сами.

У четырех черепашат по четыре черапашонка.

Отгадайте загадки

12 братьев друг за другом ходят, друг друга догнать не могут (м….ы)

Два близнеца- два братца верхом на нос садятся (о…и)

Индивидуальное задание для Нурбек

Отгадайте загадки

Три глаза, как три приказа. А красный самый опасный (с……р)

У него четыре лапки,

И на каждой есть царапки.

Переведите на родной язык пословицу

Индивидуальное задание для Мархабат

Отгадайте загадки

Двое чутких есть ушей

Он –гроза для всех мышей (к.т)

На пять чуланчиков – одна дверца (р……а)

Переведите на родной язык пословицу

Четверо живущих в согласии достанут и с неба,

Если шестером не дружны, они не удержат даже то, что у них в зубах.

Какую замечательную дату наша страна будет отмечать в 2015 году? К этому празднику мы готовимся уже заранее.

Какую замечательную дату наша страна будет отмечать в 2015 году? К этому празднику мы готовимся уже заранее.

Семидесятилетию Великой Победы!

Великая Отечественная война началась _______ _________ июня _________ ___________ ______________ _______________ года.

Закончилась ___________ мая ________ ___________ _______ _______

года. Она длилась _______ ___________ ____________ дней.

Опорные слова: 22, 1941, 9, 1945, 1418

Какую замечательную дату наша страна будет отмечать в 2015 году? К этому празднику мы готовимся уже заранее.

Семидесятилетию Великой Победы!

Великая Отечественная война началась _______ _________ июня _________ ___________ ______________ _______________ года.

Закончилась ___________ мая ________ ___________ _______ _______

года. Она длилась _______ ___________ ____________ дней.

Опорные слова: 22, 1941, 9, 1945, 1418

Материал для наблюдений

    Сколько тебе лет?

    В каком году ты родился?

    На каком этаже ты живешь?

Материал для наблюдений

    Сколько тебе лет?

    Сколько лет ты учишься в этой школе?

    Сколько предметов вы изучаете?

    Сколько этажей имеет здание твоей школы

    Сколько человек учится в твоем классе?

    Из скольких человек состоит ваша семья?

    Сколько минут ты тратишь по дороге из дома в школу?

    В каком году ты родился?

    Какой год ты посещаешь школу?

    На каком этаже ты живешь?

    Какой год был для тебя удачным и понятным?

    В каком году ты закончишь школу?

    В каком году ты поступил в первый класс?

    Каким по счету является спортсмен, получивший бронзу?

Анекдот из жизни

Как –то один прохожий спросил у молодого человека, который только-только изучает русский язык, подскажите, пожалуйста который час? Молодой человек посмотрел на часы и никак не мог объяснить, наконец-то он произнес: хочет быть двенадцать, но 5 не отпускает.

ТЕМА:

Бейсенова Зульфия Сарбаевна

Рефлексия

Сегодня на уроке мне было понятно…..

На уроке мне было трудно….

На уроке мне понравился то, ….

На уроке мне не понравился то, …

Рефлексия

Сегодня на уроке мне было понятно…..

На уроке мне было трудно….

На уроке мне понравился то, ….

На уроке мне не понравился то, …

Рефлексия

Сегодня на уроке мне было понятно…..

На уроке мне было трудно….

На уроке мне понравился то, ….

На уроке мне не понравился то, …

Рефлексия

Сегодня на уроке мне было понятно…..

На уроке мне было трудно….

На уроке мне понравился то, ….

На уроке мне не понравился то, …