Что такое катехизация? а кто не будет веровать, осужден будет». Хотят ли духовные чада взрослеть

И снова - о катехизации - предмете дискуссий среди священнослужителей и мирян. На эту тему мы беседуем с о. Алексием Яковлевым, настоятелем храма во имя святителя Николая Чудотворца, действующего в микрорайоне Синие Камни г. Екатеринбурга.

Отец Алексий, в храме святителя Никола Чудотворца последние несколько лет ведется работа по катехизации. Что кроется за этой сухой формулировкой? Чем отличается катехизация от миссионерства? Не пожалели ли вы, что занялись этим?

Сразу скажу: не пожалел. Давайте в самом начале разговора определимся с понятиями. Мы разделяем миссию, в узком смысле этого слова, и катехизацию. Миссия - это люди, которые делают какие-то вещи, обращающие людей ко Христу, а катехизатор это дело уже должен подхватить и серьезно заняться теми, кто пришел в церковь. Хороших PR-акций довольно много. Есть и культурная жизнь интересная, разные молодежные клубы, православные байкеры - рокеры, проповеди на рок-концертах. Я всей душой «за», если этому не придавать абсолютного смысла. То есть, это не цель, это средство.

Таким мгновенным наскоком обратить всерьез невозможно. После мероприятий сугубо миссионерского плана человек может начать более лояльно относиться к Церкви, он может просто задуматься о Боге, он может прийти в храм - и это уже хорошо. Но! Как сказал один батюшка: «Я выступаю в вузе и говорю: „Дорогие мои, приходите в храм“, - и понимаю, что там их никто не встретит».

Я сейчас не затрагиваю эту, на мой взгляд, череcчур затерзанную тему приходских ведьм - потому что лично я таких не видел практически ни разу. Людей в храме могут встретить вежливо и приветливо. Но не смогут предложить им систему обучения.

И потом проходит какое-то время - человек ходит в храм, внутренне считает себя уже более знающим. Может, книжку какую-то прочитал, проповедь услышал - какое-то образование, конечно, происходит, но оно стихийное и не фундаментальное, безосновательное. Оно зависит от того, что ты успел на лекции услышать или прочитать - то ли это брошюрки, то ли это святитель Игнатий Брянчанинов, то ли «Лествица», то ли отец Александр Мень, то ли отец Андрей Кураев. Я это знаю, прежде всего, по собственному опыту. Со мной это тоже было и есть.

Вспомните, какими словами начинается Евангелие от Луки: «...чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк., 1,4). А основания-то, оказывается, наши прихожане и не знают. И в худших случаях начинаются проблемы с внутренним православным сектанством, с неизжитыми суевериями. И когда случается какое-то испытание, такой человек терпит большое поражение.

Что меня как священника всегда убивает - это исповедь, когда человек исповедующийся ничего толком не говорит или говорит всякую ересь, ерунду. Такая исповедь - она, как говорится, ни Богу, ни бесу. Скорее даже второму персонажу. Ты пытаешься до человека достучаться - а там, вслед за ним, стоят в очереди еще люди, и почти с каждым приходится вот так беседовать. И это уже не исповедь получается. Поэтому ты рано или поздно приходишь к тому, что с каждым, кто более или менее серьезно приходит в храм, надо индивидуально заниматься - причем, не в рамках исповеди. А на проповеди ты эти вопросы и подавно не решишь. «Дорогие мои, ну что же вы так-то исповедуетесь!» - И будто бы каждый скажет: «Да, чего ж я такой дурак был! Вот как исповедоваться надо!» Не будет так.

Есть такая поговорка: глаза боятся - руки делают. А глаза сильнейшим образом боятся. Когда я смотрю на наш небольшой приход, я вижу, что большая часть работы еще не сделана. Все, вроде бы, нормально - люди ходят, исповедуются. Правда, ты злишься (ну, хорошо, не злишься, а... недоумеваешь), потому что 50-60 человек ходят на Литургию, а причащается где-то человек 10. Каждый раз так: ну, 10, ну, 15 занесло. Они сегодня причастились - через какое-то очень долгое время придут, может быть. Но обращенности к Евхаристии ты, священник, в них не замечаешь. А ты же прочитал книжку, где написано, что Причастие - это центр всего. Ты служишь Литургию, а никто не причащается или причащаются очень мало. Ты говоришь: «Братья-сестры, давайте причащаться! Что же вы не причащаетесь?» - «Да, конечно». И получается такая патриархальная ситуация, когда батюшка причащает, в основном, младенцев, а прихожане стоят, умиляются: «Какой молодец батюшка! Какие вещи правильные говорит! И не пьет, и не курит, и цветы на праздник дарит». И это умиление особенно раздражает.

Сейчас у нас в храме до 20-ти человек причащаются постоянно - раз в 2- 3 недели, кто-то - каждую неделю. Но многие добропорядочные христиане причащаются раз в 3 месяца. Не то, что они злыдни какие-то. Нет, они обратились к этому. Но обратиться - одно, достигнуть - другое. Есть огромное количество вопросов, которые надо разбирать индивидуально с каждым. Невозможно на проповеди это все объяснять. Формат проповеди таков: ты говоришь, тебя слушают.

Но недавно я встретился с такой ситуацией, в которой понял с особенной отчетливостью вот что: огромное количество людей не согласны с тем, что говорится на проповедях. Но поспорить или высказать свое сомнение человек не может. И он выражает свое несогласие в жизни. Он слышит одно, а делает по-другому. При этом он сокрушается немножко, чуточку, или не сокрушается вовсе. Караван идет - и ладно. Но ведь подобное обывательское диссидентство разрушительно для души.

А должны вообще быть такие разговоры со священником, когда человек имеет возможность сказать, что он не согласен, и какие-то свои аргументы предложить?

Да, обязательно. Зачастую все эти вопросы и сомнения не злокачественные. Или злокачественные, но это как раз та возможность, которая дается священнику или катехизатору, чтобы разобраться, почему человек так считает, откуда это происходит. Иногда корни дурных мнений не очень глубоки, а иногда они глубоки настолько, что ты почти уверен, что ничего здесь не получится.

Такие беседы должны быть, потому что на исповеди это невозможно сделать. Время не позволит. Не позволит давление людей, которые тоже хотят исповедаться. Это надо выносить за рамки собственно исповеди. Это покаянный процесс, но он должен быть приготовлен таким образом. Катехизация, как один из важнейших аспектов, превращается в процесс покаяния. Это очень логично, оказывается. Ты это понимаешь - и начинаешь с людьми беседовать. Вот, допустим, был у нас цикл бесед «Искусство исповеди». Мы разбирали страсти.

То есть, вы после Литургии собирались с каким-то количеством прихожан?

Да, собирались (и сейчас собирается) 1015 человек, по желанию. Иногда у тебя получается эта беседа, иногда не получается. Во всяком случае, какой-то сдвиг ты чувствуешь. Люди подходят и говорят: «Батюшка, вот я теперь все понял в вашей проповеди».

Но ты думаешь: «Я это слышал уже. И это вовсе не означает, что человек все понял. Вовсе нет. И ни этот, ни другой какой-то. Я сам-то, может, не понял, что сказал». Сдвиг есть, но он маленький, это не сдвиг качества, скажем так. Ты чувствуешь, что ты что-то важное задел. Но все равно отдачи по совести ты не замечаешь. Ты проводишь прежде, чем крестить человека, от двух до шести бесед. Думаешь, что это ого-го! Ничего подобного, это не помогает. Странно.... Поначалу себя уговариваешь, что все хорошо получается, все здорово выходит. Но потом понимаешь, что ничего не выходит здорово. После крещения человек все равно уходит. Он лояльно относится к Церкви, но не более того. А ты же понимаешь, что лояльно относиться к Церкви и быть христианином - это разные вещи.

Но, может быть, человеку просто нужно какое-то время, чтобы в нем это выросло? Не слишком ли много места уделяется именно научению человеческому, а не благодати Божией?

Я задумывался над этим вопросом. Это абсолютно реальная опасность. Опасность того, что своими беседами пытаются Бога заменить, призыв Божией благодати. Это правда.

Но история юной христианской Церкви показывает, что там была практика длительной катехизации. Так было. Так должно было быть. Никаких других путей в Церкви быть не могло. За какими-то «исключительными исключениями». Не мог человек зайти в храм - по понятным причинам. Не могло в какой-нибудь тайной христианской общине быть такого, например: «Ну, давай, будем учить основы веры!» - «Да, нет. Я лучше пойду в другой храм».

Понятно, что существует проблема, как это применить в современной ситуации, но это второй уже вопрос. Те-то христиане были не дурнее паровоза, как мой папа выражается. И, правда, они не были дурнее паровоза. И я их не умнее, и, может быть, они не умнее меня. Мы одинаковые, мы об одном и том же думаем. Хоть и на разных языках. Почему-то они не боялись этого собеседования. Почемуто они не говорили: «Где же тут Господь будет действовать?». А Господь-то ведь через кого-то действует. В данном случае - через священника, через меня. Я, конечно, понимаю, что это довольно опасное выражение, но отдаю себе отчет в том, что здесь Господь действует через меня. Почему? Потому что я - христианин, потому что я - священник, потому что я должен так поступать. Я не должен прятаться в кусты и говорить: «Ну, Господь все Сам сделает». Я должен сейчас этому послужить. Но моя задача сделать это таким образом, чтобы Богу было место, а я свое место бы знал. Тут уже с меня спрос сделать так, чтоб человек не погиб под моим напором. Это серьезно.

Ты должен показать человеку, как Церковь воспринимает отдельные моменты (я сейчас говорю о вероучении). Но ты должен это сделать так, чтоб у человека не сложилось впечатление, что ты сидишь на троне и его, как кутенка, поучаешь. Ну, обидится человек - пусть это по гордости, - но зачем так сразу?

Сама ситуация научения опасна. Просто сама ситуация, в любом случае - хоть ты ребенка маленького учишь ложку держать. Ты-то ее умеешь держать, а ребенок нет. Но опасность не является синонимом невозможности. Эта проблема не может стать абсолютным препятствием к тому, чтобы катехизировать.

Порой складывается ощущение, что человек, начавший всерьез работать над собой, легко начинает обижать других людей, списывая все на то, что обидчивость признак гордости. Любовь, сострадание и милосердие уходят на задний план, а вперед выступает безлюбовное знание.

Да, это правда. Такое бывает. Но вся штука в том, что надо с этим бороться. Мне кажется, такого рода опасение во многом не христианское, а гуманистическое.

Оно того самого розового плана, которое делает христианство «розовым христианством». Многие вещи обидны. Допустим, человек смертно согрешил, он не может причащаться. Очевидно, что ему надо об этом говорить. Очевидно, что если человек поступает не по-христиански, то надо ему это сказать. Ты говоришь человеку, что он неправ. И являешься гонцом, который приносит плохие вести. Но прежде чем принести плохую весть - подумай, это важный момент: мы призваны не к зловествованию, а к благовествованию.

Занятия проходят и индивидуально, и в группах

Хотя благо тоже не всегда гладит человека по шерстке. Благо - такая штука, которая не исчерпывается просто понятием комфорта, приятства и приятности, возвышенного переживания и т. д. Вспомним Иоанна Предтечу: «порождения ехиднины, кто внушил вам бежать от будущего гнева?». Получается, что обидеть человека можно. На всех обижались. Но каждый раз надо смотреть - как ты обидел человека? Не твоя ли гордость это сделала? Не твое ли нахальство или слишком большая умелость в общении? Человека ведь иногда обижает слишком большой профессионализм. Когда с нами профессионально общаются. Я думаю, большинству людей не нравится, когда в магазине к ним подходят и говорят: «Подсказать что-нибудь?» И в этом смысле всегда задумываешься: человек в храм пришел и ничего не знает; как ты будешь к нему подходить? «Вам подсказать что-нибудь?» Это проблема. Я не знаю, как ее решать.

Но то, что уже опробовано - не надо сразу все на человека наваливать. В процессе катехизации вначале мы говорим о надежде, об уповании, о том, как получилось, что нужна нам эта надежда.

Батюшка, с людьми, которые проходят катехизацию, занимаетесь только Вы или есть еще катехизаторы? И как проходят эти занятия - по группам или индивидуально?

Занятия проходят и индивидуально, и в группах. В основном, веду их я. Есть еще два человека, но по разным причинам они пока несут небольшую нагрузку.

Насколько опасно для мирянина становиться катехизатором? Я имею в виду опасность почувствовать себя выше, умнее, праведнее тех, с кем человек занимается.

Батюшка, Вы видите результаты этой деятельности?

Результаты... А результатов никаких нет. (Смеется). Ведь смотря что считать результатами. Конечно, количественный показатель в этом смысле интересен.

Количественный показатель тех, кто регулярно причащается?

Количество людей, которые молятся в храме, причастников, активных прихожан и тому подобное. Конечно, выросло число причастников. И это - постоянные прихожане. Не гости столицы, не паломники, а люди общины. Их стало больше. Это один момент. А второй момент - атмосфера стала другой, настрой изменился. Когда подходит древняя бабушка - ей лет 80 с лишним, она читать не умеет - и говорит: «Батюшка, поучите меня», - это сильно, это крайне ценно, хоть я и понимаю, что она с намного большим удовольствием пригласила бы батюшку на пельмени. Серьезное это событие, при том, что она в храм чуть ли не всю жизнь ходит. Но человек почувствовал этот общий настрой, и он действительно этим озаботился. Теперь уже у меня нет задачи что-то переломить. Теперь уже катехизация стала нормой. А тем, кто этим не занимается, уже не совсем удобно. Хотя, конечно, я не подхожу и не спрашиваю грозно: «Ты записался на катехизаторские беседы?» Но, когда батюшка десятый раз подряд, десятое воскресенье, подобно Катону, говорит, что Карфаген должен быть разрушен... Серьезно, похоже, говорит. Все, деваться некуда. А дальше идут проблемы организации.

Это уже сложнее, мне кажется. Там есть важный переломный момент, когда после основ вероучения, после основ покаянной практики, мы переходим к беседе покаяния и разбираем конкретные грехи, и человек готовит свою исповедь.

Если бы мне кто-нибудь сказал, когда я только еще приходил к Церкви: «Хочешь, чтобы с тобой батюшка позанимался?» - я, наверное, умер бы со страха. Но, все равно, это было бы здорово. Мне бы список литературы кто-нибудь подсказал. Я бы не настолько зависел от случайности. Кто-то мне подсказал бы многие моменты, которых я с той поры не знаю и могу до сей поры не знать.

Интервью со священником Александром Усатовым, Ростовская-на-Дону епархия

У вас много катехизаторов в епархии?

О. Александр: А кто такой катехизатор? Человек, который прошел курсы, который более или менее услышал о том, что такое церковное учение, то есть выпускник катехизаторских курсов? Но он лишь постарался постичь основы веры, вернее, его учили преподаватели тому, что есть православная вера. Можно ли назвать его катехизатором в настоящем смысле слова, я не знаю.

Ведь быть катехизатором — это не просто иметь определенный объем знаний о вере. Поэтому нужно думать о том, каким образом готовить катехизатора, каким образом проверять его готовность. Это очень важный вопрос. Да, людей готовят, они получают дипломы, но готовы ли они вести катехизацию — это вопрос. И как менять сам процесс подготовки катехизаторов, чтобы отойти просто от изучения разных дисциплин, будь то Священное Писание или история миссии? Нести ответственность за воцерковляющихся людей и вести с ними диалог — это все очень сложно, и, по большому счету, готовой методы сейчас нет. И второе, что здесь важно было понять, — что этой методы и не может быть. С одной стороны, мы ищем методики и удачные подходы, как готовить катехизаторов, а с другой стороны — никакая «технология» не может подготовить вдохновенного катехизатора. Это дело Божье, в котором мы можем лишь участвовать. Катехизатор сам призван этому соучаствовать, а преподаватели могут помогать ему, но в глубине своей это дело Божье.

Насколько я знаю, сейчас в Санкт-Петербургской епархии этот вопрос на катехизаторских курсах ставится еще до завершения учебы. К выпускному экзамену приглашаются те, кто в дальнейшем планирует участвовать в катехизации. Из потока в сорок человек примерно половина приходит на экзамен.

О. Александр: Это правда. Многие проходят обучение на катехизаторских курсах с целью самообразования. Некоторые по своей ревности стремятся к тому, чтобы и другим передать полученное. Наша задача — понять, готовы ли эти люди в принципе нести это служение и что нужно сделать, чтобы помочь им достичь этой планки — быть катехизаторами. Это все вопросы.

Что в Вашем опыте помогло зародиться интересу к катехизации?

О. Александр: Наверное, это можно назвать со-болезнованием, со-жалением, симпатией, если это озвучить по-гречески. Когда мы чувствуем боль другого человека, причем чувствуем ее как свою, и стремимся ему помочь. У меня было много сложностей, когда я входил в церковную жизнь — отсутствие катехизатора, отсутствие проповедей, каких-либо книг о вере. Воцерковление требовало больших усилий. И когда впоследствии встречаешь людей, которые так же стараются войти в церковную традицию и встречаются с объективными трудностями, — невозможно пройти мимо, хочется хоть как-то помочь человеку. Естественно, полностью убрать эту боль невозможно, она необходима, и его подвиг необходим. Человек же не в теплицу приходит, а все-таки на поле брани, он ищет своего Врача и Спасителя, но помочь этому человеку хочется. И нужно войти в круг жизни этого человека, помочь ему, чтобы бесплодных блужданий у него было меньше. Чтобы такой человек шел путем Божьим и с грехом боролся, а не попал в духовное болото суеверий, магии и иных заблуждений.

Расскажите, пожалуйста, немного о том, как Вы проводите оглашение.

У вас катехизаторы только братья или сестры тоже есть?

О. Александр: В нашем соборе это две женщины. Мне кажется очень важным участие и священников, и мирян, это разнообразие полезно. Нет того, что только миряне оглашают — и потом вдруг оглашенным встречается священник на крещении. Мы общаемся в живом диалоге с приходящими, смотрим в глаза людям. Они понимают, что общение со священником и возможно, и благо, и полезно, есть интерес со стороны священника к душе этого человека. Но Церковь — это не только священник, это и братья и сестры, с ними тоже надо учиться искренне общаться и просить помощи, совета — этому и служат огласительные беседы с женщинами-катехизаторами.

А что происходит дальше с теми, кто закончил оглашение? В Санкт-Петербургской духовной академии один священник-катехизатор решил не бросать группу огласившихся, а доводить ее до состояния общины — проводить встречи с разными людьми, преподавателями академии и т.д. У вас есть подобный опыт?

О. Александр: Мы проводим оглашение в нашем духовном центре. Приходя в этот центр, человек постоянно видит, что тут проходят разные беседы, приходят прихожане нашего собора и других храмов. Есть расписание всех этих бесед, и встреч молодежной группы, и Евангельских чтений, и бесед о богослужении, об основах веры, о первой исповеди, первом причащении, о молитве и т.д. То есть они не на необитаемом острове оглашаются. И тех, кто желает дальше продолжать «погружение» в церковную традицию, имеет для этого возможность и мотивацию, мы приглашаем на эти встречи. В соборе каждый день дежурят священники, пожалуйста, мы всех рады видеть и ждем. Кроме того, на этих катехизических беседах естественно происходит знакомство с прихожанами и общиной нашего храма. Допустим, мы читаем Евангелие и обсуждаем, как его можно понять и в жизни применять, все это роднит людей и связывает. В этом смысле путь дальнейшего вхождения открыт, но в нем нет принуждения.

А много народа остается?

О. Александр: Не могу вам сказать. Я не веду лично все группы и все потоки, я провожу первую и последнюю беседы, участвую в крещении людей, иногда даже тех, которых сам не оглашал, такое тоже бывает. И это тоже, думаю, замечательно — в конце концов, люди становятся частицами Тела Христова, а не просто знакомятся с конкретным священником. Мне кажется, это очень хорошо. Все священники к этому готовы, открыты, все мы рады приходящим людям.

Некоторые считают, что оглашение от начала до конца должен вести один человек, но в этом подходе, кроме определенных плюсов, есть и свои минусы. Преграды в общении неофита с конкретным катехизатором могут свести на нет пользу всего курса оглашения, поэтому необходима гибкость в этом вопросе. В оглашении у нас участвуют несколько священников и катехизаторов. Но опять-таки здесь нет принуждения, люди могут продолжать общаться с нами, а могут воцерковляться и на другом приходе, где они нашли общение с каким-то священником, где им храм ближе к месту жительства.

Что Вас «зацепило» на конференции больше всего?

О. Александр: Тема подготовки катехизаторов и вопрос о том, в какой среде их готовить. Действительно, здесь важен не столько академический подход к получению образования, сколько передача опыта общинной жизни, тогда катехизатор по-настоящему будет подготовлен. Иными словами, будущим катехизаторам мало прочитать какие-то лекции, мало дать им какие-то замечательные книжки.

Важно передать им опыт родства верующих на приходе, объединения людей. И в литургии, и в совместной молитве, и в ощущении ответственности за предстоящее дело церковного учительства и духовного просвещения. Чтобы они ясно видели цель воцерковления, чувствовали душу приходящего человека и помогали ему эту цель достигать.

Вот эта проблематика подготовки катехизаторов мне кажется очень важной, и об этом предстоит еще много думать.

Вопросы задавала Анастасия Наконечная.

Катехизация (от греч. слова катехизис – κατήχησις – поучение, наставление) – наставление новоначальных в христианской вере. Катехизация – это обучение истинам православной веры и чину церковной жизни. Целью катехизации является воцерковление – приобщение людей к христианской богоугодной жизни.

При целостном взгляде и подходе к катехизации можно выделить несколько взаимодополняющих её разделов.

а) приобщение оглашаемых лиц, (готовящихся к сознательному принятию Крещения) к христианскому вероучительному знанию б) приобщение к опыту церковной жизни (молитвенно-евхаристическая жизнь, духовное руководство, пост, духовное чтение, милостыня);

в) как деятельная общинноустроительная жизнь на Церковном приходе;

г) как собственная духовно-нравственная жизнь в церковном укладе.

Все канонические нормы Православной Церкви, касающиеся подготовки к таинству Крещения, говорят о важности изучения веры (2 пр. I Вс. Собора, 45 и 47 пр. Лаод. Собора, и другие). Более того, правилами предусмотрено испытание правильности усвоения веры и искренности желаний тех, кто намеревается принять Крещение (46 пр. Лаод. Собора, 8 пр. VII Вс. Собора). Каноны также предписывают новообращенным пребывать в Церкви и слушать поучения (7 пр. II Вс. Собора).

Понятие «катехизация» по своему смыслу близко к понятию «оглашение». Его часто используют как синоним оглашения. Однако надо помнить, что сегодня смысл катехизации значительно шире, чем смысл катехумената или оглашения в древней Церкви, где практика наставления в вере имела определенные особенности, вытекающие из исторического положения Церкви:

– в древней Церкви оглашение было преимущественно устным назиданием, а сегодня для наставления новоначальных используют катехизическую литературу, в которой систематически раскрываются основы христианского вероучения;

– в древней Церкви оглашение производилось только над христианином желающими принять крещение, а сегодня катехизическая работа может вестись с любым человеком, желающим изучить основы христианства;

– в древней Церкви оглашение («принятие в катехуменат») означало принятие христианства, было первой ступенью в духовном становлении христианина, ведущей ко второй ступени – крещению, а сегодня катехизическая работа ведется с крещенными и некрещеными людьми, которые могут относиться как верующим христианам, так и к ищущим познания Бога.

Такое различие вызвано тем, что жизнь древней Церкви происходила среди гонений и оглашение часто служило не только приготовлением ко крещению и участию в евхаристии, но и приготовлением к подвигу мученичества и исповедничества.

В тоже время современная практика катехизации сохраняет преемственность с практикой оглашения в древней Церкви, ибо служит одним и тем же задачам научения в вере. Поэтому современную практику катехизации можно рассматривать как оглашение в иной исторической ситуации.

Введение в основы катехизации

Понятие о катехизации

Слово «катехизация» возникло от греческого слова «катехизис», происходящего от греческого глагола katecheo, что значит «говорить кому-то», «устно наставлять», «оглашать». Выражение это первоначально означало «возвещать с возвышенного места» (лат. ex alto), а также «производить эхо, вызывать отклик» (kate – «с горы», есhеo – «звучать, раздаваться, греметь»).

Более позднее значение – «наставлять» (голос учителя является как бы осознанным откликом на вопрос ученика, а ответ ученика – откликом на слова учителя). Именно во встрече или диалоге, заключается смысл слова «катехизация». Такое значение понятия «катехизация» следует из многих мест Нового Завета, а затем и из трудов отцов Церкви. Поэтому катехизация осуществляется в виде диалога, собеседования.

В XIX веке святителем Филаретом, митрополитом Московским был составлен Катехизис – учебное пособие, содержащее свод вероучительных истин, понятий и определений для наставления в православной вере в форме вопросов и ответов.

Поэтому, Катехизис – это вероучительное содержание того, что нужно говорить при наставлении в вере, а катехизация – это методика того, кому и как говорить; это обучение истинам православной веры и чину церковной жизни для угождения Богу и спасения души.

Катехизация (в узком смысле) – это проведение огласительных бесед по основам веры с людьми, готовящимися принять святое Крещение.

Катехизация (в широком смысле) – это осуществление от лица Православной Церкви духовно-просветительской деятельности в различных слоях общества с целью приобщения людей к нормам христианской жизни, которые даны нам Творцом.

Катехизатор – это специалист, получивший систематическое богословское образование, необходимые умения, навыки и пастырское благословение для проведения на своём уровне духовно-просветительской деятельности.

Катехумен (katechemenos – «наставляемый, поучаемый») – в нашем контексте, человек, которого «наставляют» в истинах веры и в правилах христианского образа жизни. В древности слово «катехумен», относилось, прежде всего, к тем, кто готовился принять крещение, согласно заповеди Христа.

Катехуменатом в древней Церкви называлась система огласительной подготовки кандидатов к принятию Крещения и поэтапного вхождения в общинноустроительную жизнь Церкви с соответствующей методикой передачи катехизического знания и церковного опыта.

Цель и задачи катехизации

Целью катехизации является воцерковление – приобщение людей к христианской богоугодной жизни по заповедям в лоне святой Церкви. Церковь есть сокровищница, в которой содержится вся полнота жизни, неоскудеваемый источник всех благ и нашего спасения.

Под воцерковлением разумеется не набор знаний и различных церковных внешних действий, а реальное преображение духа, нрава, отношений и образа жизни человека сообразно Евангельскому образу личности Иисуса Христа.

Воцерковить – значит ввести в организм Церкви, усвоить человека благодатному духу жизни Церкви, помочь обрести нравственные и духовные связи с остальными людьми церковной общины, сделаться христовыми по своему духу, нраву, отношениям, и через это – живой клеточкой богочеловеческого организма Христовой Церкви.

Можно провести сравнительные параллели, открывающие нам смысл и высокое назначение Матери Церкви. Подобно тому, как в утробе родной матери у каждого из нас формировалось наше тело и зачиналась жизнь души, так в утробе Матери Церкви, в лоно Которой мы вошли от купели Крещения, в течение всей земной жизни под Её водительством должно идти формирование, а точнее «вызревание» души для будущей жизни – жизни вечной.

Церковно-приходская община имеет в себе четыре важнейших свойства Церкви, благодаря которым она и принадлежит ей: единство, святость, соборность и апостольность.

Единство – целостность личности и непоколебимость в исповедании веры в Бога и Церковь;

Святость – хранение целомудренности (нравственной чистоты и непорочности) и благочестия (христианской чести, достоинства, честности и богобоязненности) в отношениях, поведении и жизни.

Соборность – единомыслие и единодушие церковной общности в исповедании, делах и служении.

Апостольность – соработничество Христу в распространении веры и свидетельствовании богоугодной христианской жизни в окружающем мире.

Таким образом, воцерковить – значит ввести в жизнь церковной общины, дабы усвоиться свойствам церковного организма, стать их носителем.

Это достижимо лишь при решении целого ряда задач, а именно:

– помочь обрести Евангелие как книгу жизни и в свете его принять Предания Православной Церкви, идущее от апостольских времен и святых отцов;

– помочь обрести христианское вероучение и мировоззрение, основанное на Священном Писании и догматических основах Православия, находящихся, прежде всего, в Символе Веры;

– помочь обрести базовые знания о церковной жизни и признание того, что жизнь христианина призвана находиться в рамках канонических правил и церковной дисциплины;

– способствовать воцерковлению, как поэтапному вхождению в практическое освоение чина церковной жизни;

– способствовать приобщению к Евхаристической жизни общины с признанием того, что центром всей жизни православного христианина является Евхаристия;

– помочь принять иерархическую структуру Церкви;

– помочь обрести личную духовную жизнь под пастырским руководством и свое место в посильном служении Церкви;

– помочь человеку взять ответственность перед Богом и Церковью за церковную жизнь, как форму, в которой может развиться и вырасти личное благочестие.

При целостном взгляде, процесс воцерковления посредством катехизации, включает в себя:

а) приобщение человека к церковному вероучительному знанию, способствующему воцерковлению его сознания и жизни;

б) приобщение к опыту церковно-уставной дисциплины и молитвенно-евхаристической богослужебной жизни, более всего способствующему преображению человеческого духа в сродность Христову духу: «…Если кто Духа Христова не имеет, тот и не Его…» (Рим. 8:9);

в) духовное руководство, помогающее христианскому совершенствованию в добродетели и отсечению своей пристрастной воли, преодолению самоугодия, самолюбия, своенравия, самочиния, саморазумения и своекорыстия;

г) собственную духовно-нравственную, аскетическую жизнь (молитва, пост и милостыня) в своей семье, в церковном укладе;

д) деятельную общинноустроительную жизнь на Церковном приходе, способствующую обретению нравственных и духовных связей и братских отношений, образцом которых являются отношения первохристианской общины в евангельском духе (Деян. 2:42-47).

Таким образом, в наше время под катехизацией необходимо понимать работу по содействию в воцерковлении тех, кто принял решение стать церковным человеком и вести благочестивый христианский образ жизни. Катехизация призвана побуждать человека к осознанной церковной жизни в том служении, к которому человек призван, к чему имеет дар от Бога (врач, учитель, руководитель, воспитатель, священник, монах, и т.д.) (1 Кор. 7:20).

Плодами катехизации являются познание церковного вероучения, обретение православного мировоззрения и сознательное вхождение в жизнь Церкви, регулярное участие в ее таинствах и, прежде всего, в святой Евхаристии.

Кроме того, важнейшей составляющей подлинной церковности является духовно-нравственная, богоугодная жизнь. «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет?» (Иак. 3:19-20).

Для принесения плода более всего не хватает нам сегодня примеров праведной жизни. О превеликой важности этого в свое время говорил святитель Иоанн Златоуст: «Ни Крещение, ни отпущение грехов, ни знание, ни причастие Таинств, ни священная Трапеза, ни принятие Тела, ни причастие Крови, ничто другое из этого не в состоянии будет нам помочь, если не имеем жизни правой и удивительной, и свободной от всякого греха».

Назначение и место катехизаторского служения

Каждое из четырех основных видов церковного служения (миссионерское, катехизаторское, учительное и пастырское) имеет своё место в церковной жизни, свою направленность, назначение и содержание.

Миссионерская деятельность призвана пробудить в человеке веру, обратить ко Христу и Его Церкви.

Катехизаторская деятельность направлена на воцерковление, как введение через оглашение и Крещение в лоно святой Церкви, и дальнейшее приобщение ко всем сферам церковно-общинной жизни.

Дело церковного педагога, законоучителя заключается преимущественно в том, чтобы преподать предметное содержание церковного вероучения и основы христианского мировоззрения.

Дело же пастыря универсально и более ответственно – заложить основу духовно-церковной жизни и верно руководствовать пасомых в устроении, поддержании и совершенствовании духовной жизни во спасение, в лоне святой Церкви.

В каком состоянии оказывается человек, крестившийся без оглашения?

Человек, крещённый без оглашения (то есть без предкрещальной катехизации), не знает существа своей веры, церковного вероучения, православного мировоззрения!

Знать свою веру (хотя бы в объёме Символа веры и Закона Божьего) и обретать жизнь по вере, которую принял крестившийся человек, является его священным долгом и христианским призванием. Только знающий способен ценить, любить, хранить, преумножать и передавать другим это сокровище. Утерять преемство веры не простительно, ибо без веры невозможно угодить Богу и спастись! (Евр. 11:6), (Мк. 16:16).

Такой человек не знает:

– сущности и содержания крещального обета, и тех обязанностей, которые на него возлагает от купели Крещения святая Церковь;

– что он обрёл теперь Ангела Хранителя и небесного покровителя, в лице одноимённого, прославленного Церковью святого;

– Божественной природы Церкви и Её богослужебного чина и предназначения;

– какая ответственность возлагается на него как христианина и члена Церкви;

– почему необходимо молиться, какие молитвы читать, когда и сколько;

– с какой регулярностью посещать храм, как правильно поститься;

– почему важно иметь духовное руководство в лице священнослужителя и как обрести духовника;

– как правильно готовиться к святым Таинствам Исповеди и Причащения, и как часто к ним приступать;

– как вести себя и строить отношения с людьми неверующими (в семье, с родственниками, на работе);

– в чём отличие Православия от других инославных конфессий, иноверных исповеданий и сект.

Важнейшим показателем готовности к Крещению является понимание основ духовной жизни, выраженное в конкретных знаниях. Канонические источники настаивают также на изучении веры как средстве профилактики уклонения в ереси.

Крестить без предварительной катехизации (за исключением особых случаев) запрещено 78 правилом VI Вселенского, и 46 правилом Лаодикийского Соборов.

Условия принятия Крещения и вхождения в церковную жизнь

Согласно древнецерковной практике, опирающейся на Новозаветное Откровение и церковное Предание, к уверовавшим во Христа людям и желающим креститься предъявлялся ряд непреложных условий и требований. Пять главных из них можно особо выделить:

1. Вера , согласно православному Символу веры.

2. Добровольное и сознательное желание креститься .

3. Понимание истин веры (догматов) в церковном духе.

4. Покаяние за прошлую греховную жизнь.

5. Усердие в практических делах веры .

От тех же, кто совершает Крещение, требуется сугубая забота об оглашаемых, выраженная в молитве за них в чине Литургии, в тщательном научении истинам веры и предварительном испытании их веры перед Крещением.

Крещение, поистине, должно стать «не плотской нечистоты омытием, но обещанием Богу доброй совести» (1 Петр. 3:21).

Главным делом Церкви на Земле всегда было открытие Благой вести о Христе и руководство христиан в обретение богоугодной жизни во спасение.

Итак, лишь верно следуя заповеданным Богом, Церковью и указанным их авторитетом условиям в деле катехизации, преодолевая имеющиеся трудности, мы будем на спасенном пути.

Можно рассматривать этот вопрос в узкоисторическом смысле. Много уже было сказано о нем в богословской литературе. Многое еще можно и нужно исследовать, так как это одна из важнейших церковных тем.

Если же говорить в конкретном современном смысле о данных вопросах, то тема эта чрезвычайно болезненна, ведь часто перед совершением Таинства Крещения сталкивается в страшной духовной битве мир христианский и мир языческий, их мировоззрения и образы жизни. И самым страшным является то, что язычество старается пролезть в христианство, получить от него сатисфакцию и право на жизнь, взять от него форму христианскую, во многом не изменяя себя.

Это пронзительная священническая боль, потому что каждый батюшка в своем служении сталкивался с формальным восприятием Таинства Крещения много раз. И как трудно вести эту битву с закоренелым языческим сознанием, знает каждый священник. Каждое крещение - как бой. Каждое крещение - как битва. Конечно, можно сдаться, можно отнестись к этому равнодушно. Полчаса - и вот ваш младенец, до свиданья. Делайте что хотите! Но вправе ли я, иерей Божий, так поступить? Нужно пахать сердечную ниву людей. А это часто такое же тяжкое дело, как вгрызаться киркою в гранит. Почему же так?

К сожалению, часто современный человек постсоветского пространства относится к крещению лишь как к доброй традиции. Мол, все крестят, и я должен ребенка покрестить. Или в лучшем случае, чтобы защита у ребеночка была. Но глубинное осознание Таинства Крещения не происходит. Человек не хочет его понять.

Итак, что же такое Таинство Крещения? Православный катехизис дает следующий ответ: «Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую». То есть крещение - это не только красивая старинная традиция или просто защита для дитя. Это - шаг в небо. Это - шаг в распахнутые настежь двери Церкви земной и Церкви небесной. Это взятие на себя и на ребенка обязательства жить в Церкви, приближаясь ко Христу. Жить жизнью Церкви.

Но часто ли это происходит?

Креститься и не жить церковной жизнью - это примерно то же, как купить красивую икону, а потом выкопать яму и положить образ в нее. А далее на протяжении десятилетий засыпать ее всяким житейским мусором, пока святыня, наконец, не окажется полностью погребена под завалами.

Спросит ли Господь нас после смерти или на Страшном суде о том таланте, о том даре Духа Святаго, который мы получили в Таинстве Крещения? Конечно, спросит. Сможет ли ответить человек, почему святыня была зарыта в землю? Наверное, нет. И потом плач и скрежет зубов.

Таинство Крещения - это то горчичное зерно, которое брошено в нашу сердечную почву. Для того чтобы оно проросло и развилось в прекрасное дерево, нужно его взращивать молитвой, постом, Таинствами, жизнью в Церкви, делами милосердия. И тогда птицы небесные (благодать Святого Духа) совьют гнезда на этом дереве. И оно дорастет до райских высот.

Поэтому, говоря современным языком и для современного человека, Таинство Крещения - это некий кредит доверия к человеку, который дан ему для того, чтобы тот начал свое личное приближение к Богу. Это, если хотите, обязанность и обещание трудиться для стяжания Духа Святого и для своего личного спасения.

И это особенно видно из того, как относились к Таинству Крещения древние христиане…

Это слова-синонимы. Катехизация в переводе с греческого языка обозначает «оглашение». Оглашение - это изучение человеком основ христианской веры перед тем, как принять крещение. Т. е. мы видим, что труд по изменению себя ради принятия святыни крещальной начинался человеком задолго до участия в данном Таинстве. Он мог длиться от сорока дней и до трех лет. Оглашенный (так называли того, кто желал креститься и проходил для этого оглашение (обучение)) имел наставника, часто священника, который наставлял его в основах христианской веры. Для подготовки к крещению и воспитанию людей на основах православной веры существовали целые учебные заведения. Так, например, знаменитое Александрийское училище зарождалось как огласительное. Главной задачей этой школы являлась подготовка оглашенных к крещению.

Фактически и одна из самых известных православных молитв - Символ Веры - является катехизисом в краткой форме, т. е. изложением основ православной веры. Обучение в огласительном периоде имело, как правило, три степени, или, выражаясь современным языком, три класса. В первом «классе» оглашенные стояли на Литургии в притворе, слушая молитвы и чтение Священного Писания. Во втором «классе» они уже стояли в храме среди верных до евхаристического канона, а потом, опустившись на колени и приняв благословение от Предстоятеля, на словах «Елицы оглашенные изыдите» выходили из храма. Третий «класс» уже готовился ко Крещению. Массовые крещения оглашенных, как правило, производились на Пасху, Пятидесятницу, Святое Богоявление.

Из этого всего мы видим, как древние христиане серьезно относились к Таинству Крещения.

Сегодня ситуация изменилась. Историческая ситуация. Но не суть Таинства. Она осталась та же. И ответственность за принятие Таинства Крещения та же.

Из Крещальной купели Сам Бог воспринимает человека. Так имею ли я право отвернуться от Него? Святитель Иоанн Златоуст в беседе на Евангелие от Иоанна писал: «Оглашенный чужд верному. Он не имеет ни одной и той же с ним главы, ни одного и того же отца, ни того же города, ни пищи, ни одежды, ни дома; но все у них разделено. У одного все на земле; у другого - на небесах. У этого царь - Христос; у того - грех и дьявол. У этого пища - Христос; у того - гниль и тление. Да и одежда у этого - Владыка ангелов; у того - дело червей. У этого город - небо; у того - земля».

В Таинстве Крещения мы уже вошли в небо. Осталось только на протяжении жизни духовно закрепиться с Божьей помощью в нем. Так неужели захотим упасть с него и снова вернуться к червям, к смерти и тлению, когда милосердный и любящий Бог раскрывает нам свои объятия? Неужели мы отвернемся от него?

Во время проведения огласительных бесед катехизатору необходимо стараться избегать следующих наиболее часто встречающихся ошибок.

Изложенные в данной работе наблюдения и выводы явились результатом осмысления опыта девятилетнего проведения автором огласительных и катехизических бесед в Кафедральном соборе и иных приходах г. Ростова-на-Дону, преподавания на курсах подготовки катехизаторов при Донской Духовной семинарии, а также изучения подходов московских и донских катехизаторов.

В статье показаны отрицательные проявления одной из самых глубинных и духовных форм человеческого общения – встречи ради научения вере и передачи религиозного опыта от сердца к сердцу. Боль и разочарование обычных людей, поделившихся своими впечатлениями от катехизических бесед, общение с будущими и практикующими катехизаторами – всё это побудило автора осмыслить негативный опыт катехизации и предостеречь от искажений в этом церковном служении.

Приведенные здесь тезисы ранее были изложены в книге автора «Оглашение на современном этапе», получившей гриф «Рекомендовано» в Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и изданной в 2013 году .

***

Как видится, рассматриваемые нами ошибки бывают обусловлены причинами богословского характера, когда катехизатор неправильно себе представляет основы эклессиологии и путь спасения человека, отсутствием навыков воплощать высокие истины Православия на практике, а также же особенностями духовного устроения самого катехизатора, иными словами, его грехами.

Принципиальной богословской ошибкой, относящейся к теме катехизации, является убеждение, будто присоединение к Церкви и сама принадлежность человека к Церкви проявляется формально и без личных усилий самого человека. В таком случае возникает идея об «абстрактном христианстве», к которому человек принадлежит лишь в силу совершения Таинства Крещения. Понятно, что такая парадигма не подразумевает необходимости научения человека, его личного подвига и приобщения к тому, что мы называем опытом духовной и церковной жизни.

Придерживающиеся этой мысли люди не видят смысла в катехизации и всячески препятствуют ее осуществлению. Стремление крестить всех подряд они часто прикрывают жалостью к людям (на самом деле это равнодушие к участи конкретного человека в земной жизни и в Вечности).

Приверженцы противоположного подхода видят в катехизации фундамент для возрастания и восхождения христианина по ступеням духовной лестницы. Посткрещальная катехизация осуществляется при таком видении постоянно и во всех формах церковной жизни.

Если жизнь конкретной православной общины формируется вокруг Евхаристической Чаши, если прихожане любят богослужение и обращаются к Евангелию как к Книге Жизни, если богословие для них не сухая схоластика, а систематическое изложение законов духовной жизни, то и человек, участвующий в подготовительных беседах перед Таинством Крещения, будет чувствовать значимость обозначенных аспектов церковной жизни и стремиться приобщиться к каждому из них.

В значительной степени осознание важности катехизации на приходе связано с уровнем духовной жизни и собственным отношением настоятеля, клириков и активных прихожан прихода к церковным Таинствам. Если они позволяют оглашенным или родителям крещаемого младенца лишь формально и «ради галочки» готовиться к участию в Таинствах Церкви, то, по всей видимости, и свою личную духовную жизнь они рассматривают как формальную принадлежность к Церкви.

Такие люди, скорее всего, сами не участвовали в катехизиции и не серьезно относятся к тайне спасения. Идея абстрактной принадлежности к Церкви не позволяет им прочувствовать ту истину, что в любом Таинстве благодать Божия или просвещает душу верующего и покаявшегося человека, или же опаляет, если тот не готов её принять.

Эти причины в первую очередь затрудняют выход огласительной практики в церковной среде на принципиально иной уровень.

Кроме указанной принципиальной проблемы, к ошибкам катехизаторов можно отнести некоторые заблуждения практического характера.

1. Подмена воцерковления внешней церковностью (точным исполнением церковных чинов и обрядов) .

В этом случае катехизатор подробно рассказывает оглашенным о важности освящения куличей на Пасху, а также посещения церковных богослужений, не раскрывая побудительных мотивов, а также умалчивая о том, что церковная обрядность раскрывает веру человека в Воплотившегося Бога, а вовсе не подменяет внутреннее внешним.

2. Подмена христианской нравственности внешней аскетикой, делая из нее « б ремена тяжелые и неудобоносимые, и возлагая [их] на плечи людям » (Мф. 23:4) .

Порой катехизаторы излишне озабочены идеей достижения оглашенными высокого аскетического уровня, ради чего им преждевременно навязывается, например, практика строгих постов или сугубого супружеского воздержания.

Неофитский импульс, порой, позволяет оглашенному подъять такие непосильные подвиги. Однако с течением времени христианин может вместе с неразумно взятыми тяжкими бременами подвигов оставить и саму Церковь. « Кто толкует , — пишет преподобный Симеон Новый Богослов, — о последних степенях совершенства для новоначальных, и особенно более ленивых из них, тот не только не принесет им пользы, но еще сделает, что они возвратятся вспять ».

Катехизатор должен помнить, что христианские подвиги – это не геройство, а кропотливый и смиренный труд.

Процесс духовного возрастания неофита удачно описал протоиерей Александр Ильин: « Человек как почка: если попробуешь её развернуть раньше времени, то погубишь, а придет время, она раскроется. Так и сердце человеческое ».

Наставляя неофита, всегда необходимо учитывать его душевное состояние, степень духовного возраста и постигать ту меру подвигов и добродетели, которую он сможет понести: « Кто прежде надлежащего времени предлагает людям высокое учение, тот и в свое время не найдет их способными следовать ему, навсегда сделав их бесполезными » (святитель Иоанн Златоуст).

3. Представление греха как набора поступков и обрядовых нарушений.

Эта ошибка также связана с неправильным восприятием греха и пути спасения. Приходилось слышать об одном печальном случае из огласительной практики, когда единственное занятие пред Крещением катехизатор посвятил рассказу о недопустимости содержания собаки в доме христианина, а также запрету на посещение женщиной храма в «женские дни».

4. Отрицательный характер проповеди (установка «всё нельзя»).

Если катехизатор находится в ситуации внутреннего разлада, если он разочарован в самой возможности наполнения своей жизни светом Христовой благодати, то и своим ученикам он передает неверный вектор воцерковления.

Как бы капитулируя перед необходимостью преображения жизни, такой горе-катехизатор старается оградить своих подопечных от всяческих «опасностей» и искушений мира сего, требуя отсечь фактически всё, связывающее оглашенного с реальной жизнью: телевидение, музыку, чтение светских книг, общение с нецерковными людьми и т.д.

Неопытные в духовном плане люди зачастую проходят этап (иногда на нём надолго «застревают» даже катехизаторы) «ревности не по разуму» (Рим.10:2). Это путь ригоризма — строгого проведения своих принципов в поведении и мысли, исключающего какие-либо компромиссы, учет других принципов, и пуританства — стремления во всем достигать идеального результата. Но даже стремящимся к достижению идеала людям стоит помнить, что «без меры обращается во вред даже почитаемое прекрасным» (святитель Василий Великий).

Либерализм лишь на первый взгляд выглядит как противоположность излишней категоричности. Ведь в обоих случаях их сторонники выявляют свою внешнюю, половинчатую принадлежность Церкви.

Если катехизатор не уверен в возможности преображения человека под влиянием благодати Божией, он с легкостью снижает «планку требований» для иных людей. Такой человек не видит призвания христианина, не верит по-настоящему в образ Божий в человеке и в возможность преодоления греха.

6. Формальный отказ допустить человека к Крещению без стремления помочь преодолеть сложившиеся препятствия к принятию этого Таинства.

Степень готовности оглашенного к участию в Таинстве в некоторых случаях весьма низкая. Понимая это, некоторые катехизаторы вместо терпеливой помощи в преодолении возникших препятствий просто отказывают в допуске к Крещению.

В таком случае общение далекого от церковных реалий человека с катехизатором оборачивается не пользой, а очевидным духовным вредом. Отверженный оглашенный обижается на катехизатора, а вместе с ним, зачастую, на всю Православную Церковь.

Если в процессе оглашения катехизатор столкнулся с непреодолимыми, как ему кажется, препятствиями к Таинству Крещения, он обязан передать «эстафету» оглашения духовенству прихода.

Предложение отложить совершение Таинства Крещения до времени осознания человеком подлинного смысла этого Таинства может быть объявлено священником только после того, как им будут исчерпаны все возможные способы преодоления тех или иных заблуждений, языческих предрассудков или грехопадений оглашенного. Такое решение необходимо терпеливо и с любовью донести до некрещеного человека, поясняя причину невозможности его участия в Таинстве Крещения в настоящий момент, а также предлагая дальнейшую помощь в подготовке к Крещению.

К ошибкам третьего рода относятся те, в которых человеческое «Я» катехизатора чрезвычайно выпячивается. Это проявления страстей гордости и тщеславия.

1. Стремление катехизатора «привязать» оглашаемых к себе вместо указания им пути ко Христу.

В таком случае самолюбование и тщеславие катехизатора проявляется в стремлении «блеснуть» своими познаниями. Такие законоучители « уверены о себе, что [являются] путеводителем слепых, светом для находящихся во тьме, наставником невежд, учителем младенцев, имея в законе образец ведения и истины » (Рим.2:17-20). Поэтому оглашенным они стараются дать понять, что вне их круга общения последним будет весьма трудно или даже невозможно найти путь спасения. Такие катехизаторы ревниво запрещают оглашенным читать книги других проповедников и обращаться к опыту иных катехизаторов.

2. Подмена катехизации пастырством (попытка катехизатора-мирянина исполнять функции пастыря-священника).

Предлагая оглашенным основы так называемого «Морального катехизиса», некоторые катехизаторы, порой незаметно для себя, начинают интересоваться их греховным прошлым. Иногда они прямо предлагают оглашенному рассказать про свои грехопадения, надеясь дать советы в сложившихся жизненных обстоятельствах.

Несомненно, искренний человек во время подготовительной беседы может раскрывать перед катехизатором-мирянином свой жизненный путь. Но катехизатор не может ожидать от людей такой открытости, и уж, тем более, требовать исповедания ими своих грехов. Катехизатору не следует давать оглашаемым советы по разрешению семейных и иных глубоко личных ситуаций, предоставив это священнику-пастырю.

3. Стремление к «подстраиванию» катехизатора под слушателей , заискивание, чрезмерное упрощение Православия и его редукция до уровня оглашенных.

«Неверие» в своих учеников, в их способность подняться до уровня высокой планки совершенства христианской мысли и жизни, а также боязнь потерять возможность общения с оглашенными порой приводит к стремлению катехизатора говорить угодное своим слушателям, «льстить [их] слуху» (2 Тим. 4:3).

Несомненно, что такая уступчивость катехизатора означает или его подверженность страсти тщеславия и греху человекоугодия, либо является признаком внутренней догматической беспринципности.

4. Превращение беседы в монолог катехизатора

Даже во время катехизации порой проявляется отсутствие взаимопонимания между людьми. Катехизатор должен быть не только знатоком богословских книг и хорошим оратором. Во время беседы кроме передачи вероучительной информации он призван молитвенно вслушиваться в опыт новоначального человека, дать возможность тому высказаться и открыть свою душу. Многократно приходилось слышать отзывы оглашенных о «духовных беседах», во время которых им было трудно вставить даже слово в проповедь законоучителя. Печально, когда катехизатор или священнослужитель воспринимает свое служение как способ самовыражения, как бы забывает о пришедшем человеке и превращает общение с новоначальными в свой монолог.

Замечая в своей катехизической деятельности проявление указанных ошибок, катехизатору следует прилагать особые духовные усилия для их преодоления, призывая благодатную помощь Божию, молясь о своих подопечных (оглашенных) и обращаясь за советом к своему духовнику. XXI Международных Рождественских образовательных чтений

«Приходской катехизатор – деятельность, подготовка, аттестация»