Египетские боги тот и анубис. Анубис, бог Анубис, канал бога Анубиса (посвящение, инициация) — Храм Истины

17.06.2017

Анубис – или по другим вариантам Инпу – один из известнейших богов цивилизации Древнего Египта. Согласно верованиям древних египтян он сопровождал души умерших в их пути до последнего пристанища в загробном царстве.

Внешний вид и атрибутика Анубиса

На найденных при археологических раскопках фресках, вазах и других предметах Анубис изображался с головой шакала и телом человека. Иногда он изображался просто в виде лежащего черного шакала, либо в виде дикой собаки. Именно этим объясняется и выбор отождествляемых с богом животных – они обитают в окружающих царство Древнего Египта пустынях, которые у египтян считались началом пути в загробное царство.

Как правило он изображался с кожей черного цвета. Это нехарактерный цвет для шкур собак и шакалов. По всей вероятности такой выбор цвета кожи был определен ролью, которая отводилась Анубису в обрядах. Черный – это цвет атрибутов ритуальных обрядов при похоронах фараонов, покровителем и создателем которых считался бог. В частности, черный цвет имеет смола, на основе которой делался состав для мумифицирования.

Другими характерными для его изображений цветами были белый – цвет бинтов, которыми оборачивались мумии, и зеленый – символ возрождения.

Очень часто Анубис изображен держащим в руке посох с вырезанной головой шакала на конце или с жезлом, обернутым собачьей шкурой. Такими же атрибутами пользовались и жрецы, проводившие посвященные богу обряды. Также при храмах божества обязательно жила собака или шакал, считавшиеся священными. После смерти животных их тела мумифицировались и продолжали храниться в храме.

История развития культа Анубиса

Около 2.5 тысяч лет до нашей эры культ Анубиса зародился в одном из номов – районов – Древнего Египта. Центром наибольшего почитания был город Каса, или Кинополь, как его называли в Греции. Оттуда культ Анубиса в течение довольно непродолжительного времени получил распространение по территории всего Древнего Египта.

В первый период своего развития во время Древнего Царства (приблизительно 2.3 тысячи лет до нашей эры) именно Анубис был богом мертвецов и именно он, а не Осирис, владел миром мертвых и считал сердца умерших людей. Осирис же почитался лишь как олицетворение фараона после его смерти. Однако с течением времени приблизительно к началу второго тысячелетия до нашей эры Анубис начал становиться второстепенным по сравнению с Осирисом, и именно последний стал ассоциироваться с властелином мира мертвых и стал именоваться эпитетами, ранее относившимися к Анубису. Такими как например «Хентиаменти» — тот, кто идет во главе стран Запада (как называли тогда мир мертвых).

Другими эпитетами бога, сохранившими отношение к нему и после возвеличивания культа Осириса, были: владыка священной страны (то есть – хозяин некрополя), стоящий перед залом богов (как называли зал, в котором проводился обряд мумификации), сын коровы Хесат и ряд других.

Анубис стал вторым по значению после Осириса в культе почитания умерших. Он принимал важное участие в окружающих Озириса мистериях и связанных с ними верованиях. Анубису стала отводиться важная роль в ритуальных обрядах и он стал почитаться как бог бальзамирования и обрядов погребения, покровителем и охранником мест захоронений. Также, согласно мифам, именно Анубис считался создателем искусства мумифицирования.

Согласно относящимся к этому периоду времени мифам Анубис начинает сопровождать умерших на посмертный суд, на котором он извлекал сердце покойного и взвешивал его, сравнивая с пером древнеегипетской богини справедливости и истины Маат. Если сердце, являвшееся символом совести человека, перевешивало перо, то это говорило о его грешности. В этом случае зверь Амат, выглядевший как лев с крокодильей головой поедал грешника. Если же сердце было не тяжелее пера Маат – покойный попадал в рай.

Мифы, связанные с Анубисом

Согласно легендам, преданиям и мифам Древнего Египта, Анубис является сыном Озириса, бога возрождения, и его сестры Нефтиды, по большинству версий исследователей мифов являвшейся богиней смерти.

Осирис был правителем Египта и мужем сестры Нефтиды – богини плодородия, женственности и покровительницы материнства. Сама же Нефтида являлась женой Сета – бога войны, ярости, смерти и песчаных бурь. Нефтида, тайна любившая Осириса, однажды не сумела сдержать чувств, приняла облик сестры и совратила ее мужа. В результате этой двойной измены и появился на свет младенец Анубис.

Нефтида испугалась возможной мести за измену со стороны своего яростного мужа Сета и в панике бросила мальчика заросли Нильского камыша (или спрятала, если верить другим версиям мифа). В этих зарослях младенец-Анубис и был найден Исидой, которая взяла его на воспитание и стала его приемной матерью. Вот так младенец, брошенный матерью, неожиданно оказался усыновлен собственным отцом.

Спустя годы Осириса убил Сет, завидовавший его власти и не остановившийся перед убийством родного брата. Он убил, расчленил тело Осириса и разбросал останки по земле всего Египта. И тогда именно Анубис помог мачехе найти и собрать тело отца. Собранные части тела он сложил вместе и замотал в пропитанные особым настоем ткани. Так Анубис впервые создал мумию фараона и стал богом – охранителем некрополей. Анубис не нашел лишь одну часть тела отца – его детородный орган, так как он был брошен Сетом в Нил и съеден рыбой или крокодилом.

Но ничего страшного, находчивая вдовствующая богиня не растерялась, а слепила недостающую часть тела из глины. А после этого не только догадалась приделать её на прежнее место, но и сумела даже забеременеть, родив сына Гора, от которого впоследствии и вели свой род все фараоны Древнего Египта.

Гор занял принадлежавшее ему по праву рождения место на троне, сместив дядю узурпатора, а после этого при помощи магии и заклинаний Анубиса воскресил отца. Но воскресший Осирис не пожелал вновь садиться на трон и ушел в царство мертвых, став его правителем. Анубис же стал его советником на посмертном Суде и проводником душ после смерти их тел.

Связанные с Анубисом божества

Анубис был достаточно широко известен и за пределами Египта. Упоминания о нем встречаются в произведениях таких широко известных авторов, как жившие в 1-м веке до нашей эры греческие ученые Страбон и Плутарх. В известной поэме Энеида древнеримского автора Вергилия изображение Анубиса было на щите главного героя – троянского героя-полубога Энея.

Анубис почитался в Древней Греции, где его культ соединяли с культом Гермеса, выполнявшего в греческой мифологии схожие функции. В самом Египте в более поздние периоды Анубис отождествлялся с рядом других божеств. Одним из них стал Исдес, в ранние годы Древнего Египта выступавши в роли одного из самостоятельных богов царства умерших.

Другой пример — это богиня Инпут. Обычно она выступала в роли жены Анубиса, но в ряде районов Египта она считалась его женской сущностью. В честь нее был назван ном – административный район – древнеегипетского государства, в котором культ Анубиса наиболее сильно почитался. Как и Анубис, она изображалась с головой собаки, но на женском теле.

Одним из особо почитаемых богов в Египте был Анубис. В Древнем царстве Анубис являлся богом Дуата (место пребывания умерших). Чтобы не быть узнанным, он принял облик Анубиса и в таком виде проник в болота Дельты.

Анубис-Саб считался судьёй богов (по-египетски «саб» «судья» писался со знаком шакала). Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого изображался лежащий над девятью пленниками шакал. Анубис считался братом бога Баты, что отразилось в сказке о двух братьях.

По Плутарху, в жертву Анубису приносили белого или жёлтого петуха. Пожалуй самыми известными легендами о противосстоянии бога Анубиса и бога Сета были две. Жена злого бога Сета, Нефтида, сильно полюбила Осириса.

Упуаут и Анубис были верными друзьями Имахуэманха и Джесертепа. Затем Исида расчленила Сета, вонзив свои зубы в спину его. И сказал Ра: — Пусть будет предназначен Сет как сиденье Осирису. Всего в Египте ходило около пяти легенд о борьбе Анубиса с Сетом. Эти две были самыми популярными в то время. Они основывались на историческом противостоянии «священных» фараонов с жрецами.

Начиная с XIX столетия археологи и просто любители со всего мира толпами съезжались в Египет в поисках сокровищ древних пирамид. За последние месяцы в Туринский музей Древнего Египта зачастили не только любители древностей, но и врачи, пожарные.

В древнеегипетской мифологии сын Нефтиды. Женой Анубиса в кинопольском номе считалась богиня Инпут, по другой версии Баст. Центром культа Анубиса являлась столица семнадцатого египетского нома Кинополь (то есть «город собаки»). В период анимизма Анубис представлялся в образе чёрного пса.

Из глубины веков до нас дошли представления наших предков о мире и мироустройстве. Их взгляды отразились в мифах и легендах, потому что люди не могли объяснить все с научной точки зрения, поэтому они придумывали себе красивые сказки. Египетская мифология одна из самых полных и известных дошедших до нас. Она населена множеством разных мистических существ и божеств.

Почитался в образе лежащего шакала чёрного цвета или дикой собаки Саб (или в виде человека с головой шакала или собаки). Греки приравнивали его к Гермесу, иногда даже, объединяя его египетское и греческое имя, называли Германубисом. Как и Гермес Психопомпос у греков, он, по верованиям египтян, был проводником мертвых в подземный мир, называемый Аментес, и вместе с Горусом взвешивал дела их перед Осирисом.

Смотреть что такое «Анубис» в других словарях:

Представления об Анубисе оказали влияние на формирование образа христианского святого Христофора Псеглавца, который так же как и Анубис изображался с песьей головой. В современном мире египетские божества часто используют для создания образов компьютерных игр, мультфильмов и книг, по этой причине древние образы идущие из глубины веков следует знать и помнить.

С определённого периода развития религии Древнего Египта Анубиса стали изображать в виде человека с головой собаки, при этом функции божества изменились

Представления древних египтян о своих божествах были неодинаковы, поэтому часто было несколько интерпритаций одного и того же мифа с разными вариантами. Это делает древнюю мифологию еще более загадочной и богатой. Приняв облик Исиды, она пришла ночью на его ложе, и от этой связи родился великий бог Дуата Анубис. Демиб был схвачен, и Имахуэманх отрубил ему голову своим острым ножом. Сет решил вызволить останки своего друга и предать их почётному погребению.

Но Сету удалось бежать в пустыню. Кровь демонов впиталась в землю и превратилась в красный минерал шесаит. Где жрецы выполняли роль главных злодеев и поработителей египетского народа! В принципе, всё. Остаётся только ждать результатов!!! Они вторгались в гробницы, хапали все, что плохо лежало, вывозили за пределы страны, продавали в музеи и частные коллекции. В 1922 году английские ученые-археологи Говард Картер и лорд Карнарвон вскрыли усыпальницу египетского фараона Тутанхамона.

И, видимо, потревожили некие темные силы, дремавшие тысячи лет. Через два месяца слег в каирском отеле «Континенталь» лорд Карнарвон. Жизнь его, как заявили врачи, унесла лихорадка от укуса ядовитого москита.Близкий друг Карнарвона Джордж Гоулд приехал в Египет, чтобы отдать последние почести покойному.

Анубис решил отразить натиск в одиночку. Анибус изображался в виде саба или с головой саба. Это один из самых известных ныне богов Древнего Египта, пользующийся большой популярностью среди фуррей. В других номах Египта была популярна иная легенда о противостоянии Анубиса с Сетом. Однажды чёрный пес Исдес распознал Сета по злу, которое тот совершил.

Инструкция

Анубис изображался всегда с головой шакала и вполне атлетическим телом человека-мужчины. Его отличали большие остроконечные уши и вытянутый нос. На дошедших до нас папирусах глаза Анубиса написаны также, как писали глаза или жрецов: они большие и распахнутые, обрамленные традиционным татуажем.

Известны 2 вида изображений Анубиса – каноническое, с телом черного цвета (черный цвет должен был напоминать мумифицированное тело человека и землю), и «новое» - с телом песчаного цвета, облаченным в (набедренную повязку) и трапецеобразный фартук. На голове всегда был клафт – убор высшей знати в виде плотного платка, два свободных конца которого спадали на грудь в виде закрученных жгутов.

Анубис служил проводником умерших людей в загробный мир. Чтобы попасть после приемлемые условия, египтяне старались не сердить Анубиса – ведь встреча с ним, согласно мифам, предстояла каждому человеку.

Интересно, что проводником в мир мертвых, то есть вторым персонажем, Анубис был не всегда. Долгое время именно ему принадлежала главенствующая роль, он судил людей, попавших в мир иной, был царем мертвых. Спустя время, эта функция отошла к его отцу, Осирису, и Анубис в египетской занял второе место, став важным, но не главным персонажем. Согласно мифам, Осирис перенял функции судьи, сняв это бремя с плеч сына, произошедшие изменения сделали Анубиса на ступеньку ниже отца.

Голова шакала, с которой изображают Анубиса, скорее всего, используется потому, что именно шакалы охотились на краю , вблизи некрополя, по всему Египту. Голова Анубиса черного цвета, что свидетельствует о его принадлежности к миру мертвых. Впрочем, в некоторых мифах можно встретить описание бога и с собачьей головой.

Центром поклонения Анубису считается город Кинополис, хотя чтили Анубиса повсеместно. Согласно мифологии, именно Анубис положил начало мумификации, собрав буквально по кусочкам тело отца: запеленав останки в чудодейственную ткань, он способствовал последующему воскрешению своего родителя. То есть, именно Анубис мог превратить мумию в ожившую субстанцию, некое просветленное, возвышенное существо, которое могло жить и в загробном мире.

Мумии, только ожидающие магического превращения, Анубис от злых духов, которых в Древнем Египте опасались, считая главными врагами в мире мертвых. Правильно проведенный обряд мумификации становился залогом того, что в загробном мире, в жизни, которая идет за земным существованием, Анубис воскресит почившего, подарив ему свое покровительство и защиту.

Древнеегипетская культура является особенной, она до сих пор интересна людям и исследователям всего мира, её наследие определённо велико в рамках всей планеты.

Отдельная и существенная её часть отводится всяческим божествам, разнообразие которых немаленькое. Всем известен такой персонаж, как ведь его почитали повсеместно, в его честь совершали обряды и строили величественные здания. Однако не меньше внимания следует уделить и Анубису, египетскому богу смерти, ведь его влияние и авторитет также не ставились под вопрос.

Этот бог покровительствовал мёртвым, сопровождая их на главный суд, также он отвечал за соответствующие места погребения. Ещё процесс мумифицирования, как, в общем, и всё, что хоть как-то касалось смерти, находились в зоне влияния Анубиса.

Он считается сыном другого великого бога - Осириса, которого совратила богиня Нефтида. И при этом его культ был более ранним, он зародился в эпоху около 2 500 лет до нашей эры, местом начала его почитания стал египетский город Кинополь, который навсегда закрепил звание центра поклонения Анубису. Отсюда и по всему Египту подобное верование распространилось быстро.

В древнейшие времена Анубис, египетский бог смерти, единолично правил этой сферой жизни:

  • владел загробным миром;
  • вёл счёт сердцам умерших.

Сперва его изображали животным (или некоей смесью животных):

  • дикая собака;
  • чёрный шакал;
  • охотничий пёс.

Данный образ возник не случайно, жители настороженно относились к шакалам, так как те разрывали захоронения. Чтобы изменить это, было принято обожествить данное животное, связав его с именем Анубиса. Также полагали, что бродячие собаки и шакалы смогут оберегать могилы. К тому же они обитали в пустынях, считающихся началом другого, загробного мира.

Со временем образ Анубиса обрёл человеческий вид, только он всё равно имел голову одного из указанных животных, чаще всего - шакала. В этом проявлялось значение египетского бога смерти Анубиса:

  • связь с загробным;
  • защита;
  • верность;
  • охота;
  • преданность.

Обычно его изображения были насыщенны чёрным цветом, который всегда встречался при похоронах великих правителей. В мифах указывается, что как раз Анубис и придумал похороны и мумифицирование.

Однако и другие цвета присущи этому божеству:

  • белый - символизирует бинты;
  • зелёный - символизирует возрождение.

Все, кто был связан с ритуалами поклонения ему и похорон использовали соответствующие атрибуты, что выражало почтение к Анубису:

  • маска шакала;
  • жезл с собачьей шкурой;
  • посох с изображением головы шакала.

Уважение к символичным животным достигло того, что при храмах держали собаку или шакала, когда этот священный зверь умирал, его тело бальзамировали и оставляли в том же храме.

Анубис, значение египетского бога смерти в культуре

Первое значение египетского бога смерти Анубиса было связано с мумиями и их защитой. Затем главенствующую роль в пантеоне стал занимать Осирис, немного сдвигая права своего сына, ставшего слугой и помощником. Он и дальше занимался умершими, провожал души в загробную жизнь и доставлял их на суд, где сам взвешивал сердца, измеряя количество совести.

Согласно чистое сердце должно быть легшее пёрышка богини Маат, которая отвечала за истину и справедливость. Если взвешенная Анубисом душа была такой, то покойника отправляли в рай, иначе - грешник сразу же был съеденн грозным зверем по имени Амат, имеющим смешанную внешность (львиное туловище, крокодилья голова).

В общем, различные значения египетский бог смерти Анубис имел, однако все они связаны напрямую:

  • повелитель священной земли;
  • первый, кто встречает умершего;
  • хранитель могил;
  • управляющий гробницами;
  • исполнитель приказов Осириса.

Наибольшая популярность поклонения Анубису зафиксирована при Новом царстве, тогда его изображение имелось почти во всех гробницах, причём не только фараонов, но и их подчинённых.

Помимо прямых описанных обязанностей Анубис, египетский бог смерти, соотносился ещё и с магическими знаниями, к нему взывали маги для получения защиты и дара предсказания.

Слава о нём и влияние распространились на все области Египта, и даже разнеслись по Средиземноморью. Упоминания имеются в древних трудах и египтян, и греков, которые также поклонялись этому богу загробного мира, объединив его с Гермесом. О нём писали:

  • Плутарх;
  • Страбон;
  • Вергилий.

Поклонение этому богу стало настолько распространённым потому, что египтяне интересовались загробной жизнью намного больше, чем бренной жизнью на Земле. Поэтому почитали Анубиса искренне и всецело, чтобы с честью пройти суд мёртвых и затем вернуться в своё тело, которое останется сохранным благодаря бальзамированию, придуманному тем же самым божеством.