Епископ Порфирий (Успенский) и Эфиопская Церковь. Божья пчела российской науки ученый монах Порфирий (Успенский)

Году со степенью кандидата богословия и в том же году 15 сентября был пострижен в монашество , 20 сентября рукоположен во иеродиакона , а 25 сентября - во иеромонаха .

Это был счастливый жребий: оказавшись за границей, отец Порфирий получил возможность путешествовать по миру, работать в библиотеках, изучать древности. Это позволило ему стать одним из первооткрывателей христианской истории для нового времени и принесло славу российской науке. Все свои путешествия он подробно описал в восьмитомном дневнике, названном "Книга бытия моего".

Первое путешествие на Восток

В руки отца Порфирия попадали древние рукописи, хранящиеся в монастырских библиотеках. В отчёте о посещении Афона, который он составил для Синода , говорится о 200 документах, которые представляют большую ценность для истории Святой Горы. Сколь значительны были его находки, показывает хотя бы вывезенная им с Афона "Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурнографиотом (1701-1755)" - ценное пособие для иконописцев. Перевод на русский язык и публикация в России этой рукописи имели огромное значение. Тогда в нашей стране начинал возрождаться интерес к традиционной канонической иконописи , и благодаря "Ерминии" отечественные мастера заново открывали иконописные каноны, забытые под воздействием западноевропейских стилей - барокко, классицизма, академизма. До сих пор иконописцы пользуются "Ерминией", в которой раскрываются технические секреты иконописного ремесла и смысловое значение образа.

Особо притягательным для отца Порфирия был Синай. В отличие от большинства древних обителей, синайский монастырь святой Екатерины никогда не подвергался разграблению. Он представлялся учёному настоящей сокровищницей древностей. Именно здесь немецким ученым Тишендорфом была обнаружена рукопись греческой Библии века, сохранившая самый древний из полных текстов Евангелия. Сегодня эта рукопись известна как "Синайский кодекс ".

Можно вспомнить ещё одну, не менее ценную находку. Как-то, осматривая на Синае монастырские помещения, отец Порфирий увидел в ризнице среди старого хлама несколько досок небольшого размера, на которых едва проступали иконописные изображения. Судя по всему, монахи не слишком ими дорожили, и он выпросил у ризничего эти доски. Научное чутьё в который раз не подвело архимандрита. Старые надтреснутые доски оказались раннехристианскими иконами, написанными в технике энкаустики (восковой живописи), и датировались -VII веками. Таких икон в мире единицы. Четыре из них, те, на которых изображены Богоматерь с Младенцем, святые Сергий и Вакх , святой Иоанн Предтеча , святой Платон и неизвестная святая, стали собственностью отца Порфирия, затем он завещал их музею Киевской духовной академии . Ныне они находятся в Киевском музее восточного и западного искусства.

Начальник Иерусалимской Духовной Миссии

За годы работы в Русской Духовной Миссии Порфирий (Успенский) объездил весь Восток, побывал также в Греции , Италии - местах, связанных с ранним христианством. Эта эпоха интересовала его более всего, и многие его открытия проливают свет на историю первоначального христианства.

"Чем более знакомишься с Востоком, тем более раздражаешься любознательностью, тем сильнее становится сокрушение о том, что короткое время не позволяет путешественнику перечитать все рукописи, тем глубже поселяется убеждение, что лучшая история всей Православной Церкви, исключительно с Российскою, может быть написана только тогда, когда будут исследованы все древлехранилища на всём Востоке" , - отмечал Успенский в дневниках.

Но и Запад, особенно Италия, Рим как колыбель христианства, весьма интересовал архимандрита Порфирия. Его книга "Святыни земли Италийской", представляющая собой путевые записки года, - яркое тому свидетельство. Его живая вера не дала ему ограничиться посещением катакомб и раннехристианских базилик в Риме; он добивается аудиенции у папы . Разговор коснулся и темы воссоединения Церквей. В итальянских заметках отца Порфирия есть отголоски этого разговора: автор излагает свои претензии к Риму, обвиняет его в гордыне, в грехе против Восточной Церкви, против христианского единства и т. д. Но всё же он приходит к светлому и оптимистичному выводу: "Старый Рим обновится, и слава Господня воссияет над единой Италией".

Мысль о единстве христиан, видимо, волновала архимандрита Порфирия. Изучая древние корни христианства, он внимательно относился к особенностям богослужебной и богословской практики разных Церквей. Он изучал Грузинскую , Синайскую , Иерусалимскую а также Коптскую Церкви, особенности их уставов. Интересен в этом плане его труд "Вероучение, богослужение, чиноположение и правила церковного благочиния египетских христиан (коптов)", опубликованный в Петербурге в году.

Возвращение в Россию

К киевскому периоду относится расцвет его литературной деятельности: у него наконец появилось время привести в порядок и издать свои многочисленные путевые, учёные и дневниковые записи. На этот период приходится и присвоение ему большинства учёных степеней и наград.

Епископ Порфирий также известен как отрицатель сказания о чудесном явлении Богородицы на Афоне , считая, будто афонские монахи выдумали эту историю ради того, чтобы, обманывая паломников, увеличить доходы своего монастыря. Святителя Филарета Московского , который защищал афонцев, Порфирий пытался убеждать в том, что греческие новомученики являются «самозванными мучениками», и что будто бы их специально готовят Афонские монахи к мученичеству ради того, чтобы потом иметь у себя мощи. Наконец, он известен пересказом историй о якобы нечудесном происхождении Благодатного Огня в кувуклии Святого Гроба. В целом, можно сказать что епископ Порфирий относился с предубеждением к чудесам вообще и с большой предвзятостью к греческому благочестию .

Награды, степени, членства

  • орден св. блгв. кн. Владимира 3-й степени (за ученые заслуги)
  • орден св. Анны 1-й степени (за заслуги перед Отечеством)
  • член-корреспондент Императорского археологического общества
  • доктор honoris causa и доктора эллинской словесности и греческой философии.
  • почётные должности в университетах, духовных академиях, церковных и иных обществах - вплоть до Московского общества садоводства

Труды

  • Книга бытия моего (Дневник и автобиографические записки) в 8-ми частях (извлечение из книги, изданной имп. Палестинским общ.). СПб, 1894, 1895, 1896 (2 ч.), 1899, 1900, 1901.
  • Восток христианский: а) История Афона (в 3-х книгах); б) Первое и второе путешествие в Афонские скиты и монастыри и описание скитов Афонских (в 6-ти книгах).
  • Восток христианский: Путешествие в Метеорские и Особолимпийские монастыри в Фесалии в 1859 г. СПб, 1896.
  • Восток христианский: Александрийская патриархя (сборник материалов, исследований и записок, относящихся до истории Александрийской епархии, т. I. СПб, 1898.
  • Четыре беседы Фотия, святейшего архиепископа Константинопольского и рассуждение о них. СПб, 1864.
  • О св. Кирилле - просветителе славян.
  • Рас-эль-Айнские колодцы у города Тира (Журнал мин-ва нар. просв., ч. 87, кн. 7).
  • Важное изобретение петерб. иконописца Алекс. Ив. Травина (Дух. беседа, 1864, т. 20, № 8).
  • Сказание о православной Амидийской митрополитии в Месопотамии (Дух. беседа, 1863, т. 19, № 37).
  • Священное писание у христ. женщин и библейская редкость у имп. Марии Феодоровны. СПб, 1864.
  • Известие о глаголической псалтири, хранящейся в библ. Синайского м-ря (Изв. имп. археолог. общ., 1863, т. 5, в. I).
  • Афон языческий. Киев, 1847.
  • Восток христианский: Афн, Киев, 1877.
  • Исповедь кающегося грешника. СПб, 1878.
  • Стихирарные пииты (Труды К. Д. А., 1878, кн. 4-7).
  • Святый Дионисий Ареопагит и творения его (Чтен. в общ. люб. дух. просв., 1879)
  • Новое слово об Афоно-Иверской иконе Богоматери (Чтен. в общ. любит. дух. просв., 1879)
  • Афонские книжники: греческие писатели, переводчики и издатели (Там же, 1883, кн. 2 и 3)
  • Сказание о Сирийской унии (Труды К. Д. А., 1874, кн. 9)
  • Восток христианский. Сирия. Список антиохийский патриархов (Труды КДА, 1875, ноябрь, с. 71-80)
  • История Афона (Труды К. Д. А., 1871, кн. 8)
  • Абиссинцы, их церковь и религиозные обряды (Там же, 1866, кн. 3-5, 7 и 8).
  • Послание иерусалим. патриархов в Грузию (Там же, 1866, кн. 1).
  • Сирийская церковь (Журнал мин. народн. просвещ., 1850, ч. 56).
  • Синайская обитель (Там же, 1847, ч. 55).
  • Синайский полуостров (Там же, 1847, ч. 60).
  • Описание монастырей Афонских в 1845-1846 гг. (Там же, 1848, ч. 55, 58).
  • Указатель актов, хранящ. в обители св. горы Афонской (Там же, 1847, ч. 55).
  • Взгляд на плавание наших пароходов к берегам Афона (Листок рус. общества пароходства и торговли, 1860, № 78 и 77).
  • Александрийский том о праздновании Пасхи (перепеч. в журн. мин-ва нар. просвещ., 1860, ч. 106).
  • Извлечение из письма с Афона: о греческих и славянских старинных рукописях (Дух. беседа, 1859, т. VII, № 33).
  • Извлечение из письма с Востока (о приобрет. 11 рукописей на пергаменте). Дух. беседа, 1859, т. VII, № 30.
  • Восток христианский: Египет и Синай. СПб, 1857.
  • Письмена Кинея Манафы на Синайских утесах. СПб, 1857.
  • Вероучение, богослужение, чиноположение и правила церковного благочиния египетских христиан (контов). СПб, 1856. Книга издана под инициалами А. П. У.
  • Путешествие по Египту и в м-рь в 1845 г. СПб, 1856 (?).
  • Второе путешествие в Синайский монастырь в 1850 г. СПб, 1856.
  • История Афона. В 2 т. М.: Даръ, 2007. (Т. 1. 1088 с., Т. 2. 656 с.).

Литература

  • Дмитриевский А. Еп. Порфирий Успенский, как инициатор и организатор первой рус. дух. миссии в Иерусалиме. СПб, 1906.
  • Его же Еп. Порфирий (Успенский) по поводу 100-летия со дня его рождения. СПб, 1906.
  • Его же Поминки преосвящ. Порфирия Успенского. Киев, 1887.
  • Михнович Историч. обзор сорокалетия Ришельского лицея. Одесса, 1857, с. 70.
  • Масанов Словарь псевдонимов, т. I, с. 55.
  • Захарченко М. М. Киев теперь и прежде. Киев, 1888, с. 287.
  • Лебедев А. Преосвящ. Порфирий (Успенский). Серг. Посад, 1904.
  • Сырку П. Описание бумаг еп. Порфирия (Успенского), пожертвованных имп. акад. наук по завещанию. СПб, 1891.
  • Селиванов Н. Ф. Монашеская республика (письма с Афона). СПб, 1900, с. 4.
  • Языков Д. Жизнь и труды покойных русских писателей, вып. V.
  • Его же Писатели, умершие в 1885 г.
  • Чистович И. История СПб дух. семинарии. СПб, 1857, с. 381, 382, 447.
  • Лесков Н. С. Мелочи архиерейской жизни (Собр. соч. 1957, т. 6, с. 440-446).
  • Костров В. Еп. Порфирий (Успенский), его деятельность и ученые труды по изучению христ. Востока (кандидатское сочинение). Прав. собес., 1914, январь, с. 28. Отзыв об этом сочинении проф. Протасова В. И. см. Прав. собес., 1916, май-июнь, с. 170.
  • Корольков, прот. Суждение еп. Порфирия о переводе свящ. Писания на рус. язык (Труды К. Д. А., 1915, сентябрь).
  • Мацеевич Л. Письма архим. (впоследствии еп.) Порфирия (Успенского) к Александру Скорлатовичу (1842-1844 гг.). Прав. собес., 1916, январь, с. 365.
  • Титов А. Из книги бытия моего, еп. Порфирия Успенского, из писем его к разным лицам.
  • Карасев Еп. Порфирий Успенский (краткий очерк его жизни).
  • Савва, архиеп. Хроника моей жизни. Св.-Троицк.-Серг. Лавра, 1901, т. II, с. 381, 382; т. III, с. 203; 1902, т. IV, с. 333, 344, 345, 358; 1904, т. V, с. 578, 759, 900; 1906, т. VI, с. 72-77, 736-739, 849-850, 858.
  • Дмитриев Моск. Новоспасский монастырь в его прошлом и настоящем. М., 1909, с. 114, 115.
  • Болдырев М., врач Замечательная кончина (Душеп. чтен., 1909, с. 685-688).
  • Родосский А. Слов. восп. СПб дух. акад., с. 376-378.
  • Булгаков, с. 1403.
  • Толстой Ю., № 384.
  • Строев П., с. 11, 491.
  • Петров Л. Словарь, с. 203.
  • Списки архиереев, № 384.
  • Летопись Е. А., с. 865.
  • Церк. вопросы в России или рус. дух. вед. Браила, 1896, с. 115, 137.
  • Письма Филарета, митр. Московского к высоч. особам и др. лицам. Тверь, 1888, ч. I, с. 84 прим. 1; ч. II, с. 160 прим. 2; 187, прим. 4 и 5; прим. 1; 271 прим. 4.
  • Историческая записка о деятельности импер. Моск. археолог. общ. за 25 лет, с. 167-171.
  • Материалы для биогр. еп. Порфирия (Успенского) - два тома, официальн. документы. Переписка изд. имп. Акад. Наук, под ред. П. В. Безобразова. СПб, 1910.
  • М. Нкр., т. II, с. 453.
  • Юбилейный сборник, с. 249.
  • Киево-Златоверхий Михайловский монастырь. Киев, 1889, с. 137.
  • Труды К. Д. А., 1870, ноябрь, с. 2, 1873, март, с. 208; октябрь, с. 465, 1875, март, с. 385-480, 1876, август, с. 335, 336; сентябрь, с. 359, 1877, январь, с. 283; март, с. 648, 1879, февраль, с. 255, 279, 1885, ноябрь, с. 505-509; март, с. 331, 1886, февраль, с. 271, 281; март, с. 331-391, сентябрь, с. 163, 1878, июнь, с. 502.
  • Душеп. собесед., 1892, с. 24, 25, 1896, с. 50, 1897, с. 24, 1906, с. 119, прим. Афон. лет., с. 183.
  • Рус. старина, 1880, февраль, с. 443, 444; июнь, с. 219, 1887, июнь, с. 656, 658, 659, 1910, декабрь, с. 676.
  • Рус. палом., 1908, № 3, с. 46.
  • Изв. Казан. еп., 1878, № 3, с. 57, 1894, № 11, с. 326.
  • Самар. еп. вед., 1868, № 10, с. 214, 215.
  • Прав. обозрен., 1873, январь-декабрь, с. 372, 1876, май-август, с. 382, 383, 1885, сентябрь-декабрь, с. 396.
  • Христ. чтен., 1868, май, с. 729, 1872, июнь, с. 342-345, 1874, июль-сентябрь, с. 888, 1891, январь, с. 188-201 (январь-февраль).
  • Истор. вестн., 1888, декабрь, с. 123 п/с. 2, с. 124, 1896, июль, с. 219-221; октябрь, с. 322-324, декабрь, с. 1060-1062, 1900, июль, с. 282, 1915, октябрь, с. 232.
  • Церк. общ. вестн., 1885, № 37.
  • Новь, 1885, кн. 13, с. 62.
  • Моск. еп. вед., 1873, № 34.
  • Подол. еп. вед., 1885, № 19.
  • Смол. еп. вед., 1885, № 11.
  • Костр. еп. вед., 1885, № 19.
  • Киев. еп. вед., 1885, № 10.
  • Донск. еп. вед., 1885, № 10.
  • Ворон. еп. вед., 1885, № 11.
  • Волын. еп. вед., 1885, № 14.
  • Моск. церк. вед., 1885, № 18 и 27.
  • Моск. вед., 1885, № 108 и 110.
  • Херсон. еп. вед., 1885, № 9.
  • Ж. М. П., 1954, № 2, с. 66, 1957, № 8, с. 66-72, 1959, № 4, с. 61-70; № 10, с. 16, № 11, с. 49.
  • Рус. архив, 1887, кн. 3-я, с. 351 (Филарет, архиеп. Черниговский), 1895, кн. 1-я, № 2, с. 253; кн. 2-я, № 5, с. 63; № 6, с. 178; № 7, с. 274, 288, 1897, кн. 1-я, с. 65, 66 (Из дневников В. А. Муханова 1862 г.), 1910, кн. 1-я, № 1, с. 105; № 3, с. 401-418; кн. 2-я, № 8, с. 525 п/с., с. 569; кн. 3-я, № 11, с. 493-512.
  • Богосл. вестн., 1894, сентябрь, отд. IV.
  • Н. Д., с. 17.
  • БЭЛ, т. X, с. 620.
  • БЭС, т. II, с. 1855.
  • БЭЮ, т. XV, с. 486.
  • ЭС, т. доп. II, с. 461.
  • РБС, т. XIV, с. 593-596.

"Никто не скажет обо мне:
он праздно прошел по земле".

"Для чего я странствую так долго?
Для того, чтобы подобно пчеле
принести прекрасный мед в родной улей,-
я пчела Божия, а Россия - мой улей".

еп. Порфирий (Успенский)


Порфирий (Успенский) (8 сентября 1804 - 19 апреля 1885) - епископ Чигиринский, викарий Киевский, инициатор и организатор первой Русской Духовной миссии в Иерусалиме, выдающийся русский востоковед, византинист, славист, археолог, этнограф, археограф, текстолог, палеограф, историк, искусствовед, доктор эллинской словесности и богослов, автор множества научных трудов.

Отношение к этому удивительному человеку и исследователю, ценителю древностей и бессребреннику, всецело преданному истине, было неоднозначным и среди его современников, и у последующих поколений российских и зарубежных ученых. Его жизненный путь был долгим и тернистым, но одновременно это был счастливый и плодотворный путь духовного и научного подвижничества.

Константин Александрович Успенский родился 8 сентября 1804 г. в "смиренной" Костроме, в семье скромного псаломщика Александра Матвеевича и его жены Дарьи Степановны. Впоследствии еп. Порфирий с неизменной сыновней любовью и благодарностью вспоминал родительский дом и "светелку", а прежде всего - свою мать, которая сумела привить юному Константину "страх Божий, целомудрие, незлобие и терпение".

В 1818 г. он окончил Костромское Духовное училище, а в 1824 г. - Костромскую Духовную семинарию.

В 1825 г. поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию, которую закончил в 1829 г. со степенью кандидата богословия. 15 сентября того же года он был пострижен в монашество, 20 сентября рукоположен во иеродиакона, а 25 сентября - во иеромонаха.

1 июля 1831 г. получил степень магистра и 2 июля был назначен законоучителем Ришельевского лицея в г. Одессе.

1 мая 1834 г. стал настоятелем второклассного Успенского монастыря в Одессе, а 20 мая был возведен в сан архимандрита. Служба в Одессе сыграла важную роль в судьбе Порфирия Успенского. Именно здесь пробудился его интерес к христианскому Востоку и здесь же он изучил новогреческий и итальянский языки, которые в будущем принесли ему огромную пользу.

15 ноября 1840 г. назначен настоятелем Русской духовной миссии в Вене. За время пребывания там архим. Порфирий овладел немецким языком и организовал научную экспедицию в Далмацию с целью изучению быта и письменности юго-западных славян.

14 ноября 1842 г., согласно решению Святейшего Синода, "по довольному им знанию греческого языка и по опытности в обращении с заграничными единоверцами нашими", о. Порфирий был отправлен в Иерусалим для ознакомления с жизнью православных христиан в Палестине и Сирии.

Пребывая на Востоке, он получил счастливую возможность путешествовать, работать в монастырских библиотеках и изучать древности.

В 1845-1846 гг. Порфирий Успенский предпринял первое путешествие. С января по июнь 1845 г. им была осуществлена экспедиция в Египет, на Синай, в монастыри Нитрийской пустыни. С августа 1845 г. по январь 1846 г. и с марта по конец июня 1846 г. обследованы богатейшие сокровищницы христианских древностей на Святой Горе Афон.

Особо притягательным для отца Порфирия был Синай. В отличие от большинства древних обителей, монастырь Св. Екатерины никогда не подвергался разграблению. Он представлялся учёному неисчерпаемым кладезем древностей. Именно здесь в 1845 г., за 15 лет до К. Тишендорфа, Порфирием Успенским была обнаружена и описана основная часть рукописной греческой Библии - знаменитый Синайский кодекс (Codex Sinaiticus) IV в. (в 1844 г. немецкий ученый видел лишь 129 листов).

Порфирий Успенский занимал категоричную позицию в отношении Синайского кодекса и вел полемику с К. Тишендорфом. Несмотря на это, он испытывал уважение к своему ученому оппоненту, поддерживал с ним контакт и неоднократно посылал ему собственные сочинения и древние манускрипты. В частности, известно, что он предоставил К. Тишендорфу из своей коллекции для издания синайский палимпсест (РНБ, Греч. 225). А Тишендорф подарил отцу Порфирию несколько листов из издания Синайского кодекса, на одном из которых сохранилась дарственная надпись.

В Палестине о. Порфирий пришел к мысли о необходимости создания Духовной миссии в Иерусалиме как постоянного представительства Русской Православной Церкви при Патриархатах Востока, о чем сделал запись в своем дневнике 7 января 1844 г. Его идея не сразу нашла поддержку официальных российских властей, однако он самоотверженно отстаивал свою точку зрения и спустя несколько лет добился цели. Первая Русская Духовная миссия в Иерусалиме была учреждена резолюцией Николая I от 11 (23) февраля 1847 г. Порфирий Успенский возглавлял ее до 1854 г.

За годы работы в Миссии архим. Порфирий со своими сотрудниками объездил все святыни Востока. С 18 марта по 17 августа 1850 г. им было предпринято второе путешествие по Египту, во время которого участники экспедиции посетили монастырь Саввы Освященного в Александрии, Новую Патриархию и Никольский храм в Каире, древние монастыри преп. Антония Великого и Павла Фивейского на Красном море, монастырь Св. Екатерины на Синае.

В монастыре Святой Екатерины (июнь-август 1850 г.) Порфирий по просьбе братии составляет каталог греческих рукописей монастырской библиотеки. Это был первый научный каталог самой древней и богатой библиотеки православного Востока. Активное участие в его создании принимали, под руководством своего начальника, все члены Миссии, которых архим. Порфирий вовлекал в свои научные занятия. Лишь спустя 60 лет этот каталог издал другой известный византинист В. Н. Бенешевич. Несмотря на вековую давность, Порфириевский каталог и сегодня во многом сохраняет свое научное значение.

Среди сотрудников Миссии состоял студент Петр Соловьев, который был одним из постоянных спутников архим. Порфирия в его поездках. Главная обязанность П. Соловьева состояла в рисовании: "рисовал ему все, что приказывалось" и "вел себя, как праведник". Рукой этого молодого художника-самоучки созданы многочисленные копии икон, миниатюр, пейзажные и архитектурные зарисовки, часть которых опубликована в книгах и альбомах Порфирия Успенского. Многие синайские рисунки датированы 1850 годом. По возвращении из Палестины в Петербург Петр Алексеевич Соловьев (1825-1898) стал сначала служить в Малоохтинской Мариинской церкви, а в 1855 г. получил сан протоиерея и был переведен в Покровскую церковь в Большой Коломне. Приходским священником он оставался до конца своих дней. Погребен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

8 мая 1854 г. Порфирий Успенский покинул Иерусалим в связи с начавшейся Русско-турецкой войной, оставив, в надежде на скорое возвращение, в монастыре Св. Архангелов собственную научную библиотеку и все имущество Миссии.

Но вернулся он на Восток только через 4 года. 24 февраля 1858 г. особое совещание по улучшению быта русских паломников в Святой Земле, под председательством великого князя Константина Николаевича, приняло решение отправить на Восток специальную экспедицию и в число ее членов включить "с набожными и учеными целями и для взятия из Иерусалима оставшегося там его имущества и библиотеки" архим. Порфирия. Командировка продлилась 3 года. За это время Порфирий Успенский вновь посетил Афон, а затем знаменитые Метеоры. В 1861 г. он вернулся в Россию и никогда больше ее не покидал.

Петербург встретил его как учёного с мировым именем. И правительство, и Святейший Синод обращались к нему за консультациями как к знатоку христианских древностей. Разные научные и благотворительные общества приглашали в почётные и действительные члены; великая княгиня Елена Павловна выбрала его своим духовником.

Тем не менее в течение 11 лет после возвращения из Иерусалимской миссии Святейший Синод не мог принять решение о месте назначения архим. Порфирия, что вызывало у него беспокойство. Вот его собственные слова: "Я напоминаю, кому надобно, что свыше повелено дать мне должность и что я не знаю, где преклонить главу свою, а мне отвечают похвалами моим дарованиям и познаниям, как будто из них я могу сшить палатку для кочевания у ворот Александро-Невской Лавры или Синода, и вдобавок говорят, что судьба моя требует особых соображений".

Лишь 14 февраля 1865 г. он был рукоположен во епископа Чигиринского с назначением первым викарием Киевской митрополии, "под крыло" своего бывшего учителя в Костромском Духовном училище, митр. Киевского Арсения (Москвина). Еп. Порфирий был рад этому назначению, и служебные обязанности его не обременяли: "Хвала и благодарение Ему, праведному и милостивому. Я весьма доволен своею судьбою. В душе моей царит спокойствие неба. Жизнь моя течет плавно, как течет тихий Днепр. Дело у меня есть. Науке служу, как могу". Киевский период можно считать самым плодотворным в творческой биографии еп. Порфирия. Большое количество времени он проводил за разбором и анализом многочисленных материалов, привезенных с Востока. К этому времени относится большая часть его научных публикаций.

В должности викария Киевской митрополии еп. Порфирий оставался до 1878 г., когда его назначили членом Московской Синодальной конторы и настоятелем ставропигиального Новоспасского монастыря. Переезд не был радостным событием для еп. Порфирия, но и в этой ситуации его спасали любимые "восточные штудии": "Долго снедала меня печаль о том, что судьба перебросила меня из Киева в Москву, в которой я очутился, как немалая птица в маленькой клетке. Не умей я петь в ней о христианском Востоке, меня окаменила бы скорбная скука. Но в минуты, часы, дни этого непрерывного и неустанного пения я забывал всякую скорбь свою".

Московский период жизни еп. Порфирия - это время подведения итогов. Чувствуя, что силы убывают, а неосуществленного осталось слишком много, в день своего 77-летия, он делает в дневнике молитвенную запись: "Боже, подари мне еще двадцать лет. У меня ученого дела много. Продли мою жизнь, да кончу все, что задумано мною".

В Москве еп. Порфирий заканчивает работу над своими многотомными мемуарами, написанными живым поэтичным языком, которые он вдохновенно назвал "Книга бытия моего". Одновременно ученый начинает искать "пристанище" для 2-х своих уникальных коллекций: рукописной и печатной.

Сам собиратель прекрасно понимал ценность своих реликвий и был для них заботливым хозяином. Он заказывал паспорту и переплеты, занимался каталогизацией и описанием рукописей; даже для листового материала с копиями миниатюр и фрагментов древних манускриптов были изготовлены изящные картоны с золотым тиснением и составлены реестры.

В 1883 г. собрание рукописей еп. Порфирия было приобретено Императорской Публичной библиотекой за 15 тысяч рублей. В составе этой коллекции находятся ценнейшие древние манускрипты на греческом, славянских и восточных языках, привезенные им из путешествий. Это и по сей день делает собрание одним из самых востребованных у исследователей всего мира.

Отметим, что в одном из писем к обер-прокурору Святейшего Синода А. П. Толстому еп. Порфирий изложил свой план по приобретению рукописей на Востоке, считая, что оно должно быть целенаправленным и руководствоваться интересами Русской Православной Церкви. Он был убежден, что приобретать рукописи можно только у частных лиц, а из монастырских библиотек их только следует брать во временное пользование, для изучения и копирования. Сам он не всегда следовал этому правилу, так как отчаянно боялся, что бесценные христианские книги попадут "не в те руки" или пропадут совсем. Им всегда руководили горячее сердце и неутолимая жажда знания.

Если рукописи еп. Порфирия обрели новую жизнь на полках Императорской Публичной библиотеки, то судьба его бесценной научной библиотеки, в которой насчитывалось более 7000 книг, оказалась трагичной. Он так и не нашел для нее покупателя, а делить на части категорически отказывался. Еп. Порфирий завещал свою библиотеку Святейшему Синоду. Однако Синод, к сожалению, так и не смог правильно распорядиться этим наследством. 41 ящик аккуратно упакованных книг, снабженный этикетками, долгое время оставался в подвалах Новоспасского монастыря, где, вероятно, и погиб после 1917 г. От библиотеки сохранился лишь каталог, составленный ее владельцем, который сейчас хранится (вместе со всем архивом еп. Порфирия) в Санкт-Петербургском филиале Архива Российской Академии наук (ф. 118, оп. 1, №39).

Еп. Порфирий (Успенский) скончался 19 апреля 1885 г. Он умер спокойно и достойно, сидя в кресле лицом на восток и держа в руках кипарисовый крест, привезенный из экспедиций. Завершая земной путь, еп. Порфирий отправлялся в новое, вечное путешествие, к которому он был готов. Еп. Порфирий был погребён в Новоспасском монастыре. На его мраморном надгробии начертаны слова эпитафии, сочиненной им самим:

"Здесь возлег на вечный покой преосвященный епископ Порфирий Успенский, автор многих сочинений о христианском Востоке. Молитесь о нем".

Основные труды Порфирия Успенского о Синае:

  1. Синайский полуостров // ЖМНП. 1848. № 11 (отд. отт.: СПб., 1848)
  2. Второе путешествие в Синайский монастырь в 1850 году. СПб, 1856.
  3. Первое путешествие в Синайский монастырь в 1845 году. СПб, 1856.
  4. Восток христианский: Египет и Синай. СПб, 1857.
  5. Письмена Кинея Манафы на Синайских утесах. СПб, 1857.
  6. Известие о глаголической Псалтири, хранящейся в библиотеке Синайского монастыря //
  7. Известия Императорского Археологического общества. 1863. Т. 5, вып. I.

Ж. Л. Левшина,
старший научный сотрудник
сектора древнерусских фондов ОР РНБ

Порфирий (Успенский) , епископ, магистр богословия (с 1-го июня 1831 г.), доктор эллинской словесности, известный своими многочисленными трудами по истории и археологии Востока и богато составленными коллекциями рукописей.

В мире Константин Александрович, ο. Порфирий был сыном соборного псаломщика г. Костромы, родился в 1804 году; первоначальное образование получил в Костромском Духовном Училище и Костромской Семинарии, а высшее — в С.-Петербургской Духовной Академии (1829 г.), пред окончанием курса в которой пострижен был (15-го сентября) в монашество, 18-го сентября получил степень кандидата, 20 го сентября сделан иеродиаконом и 25-го сентября — иеромонахом.

Прослужив около 10 лет в разных учебных заведениях России (законоучителем во 2-м Кадетском корпусе, законоучителем, а потом профессором богословских наук в Одесском Ришельевском Лицее (с 2-го сентября 1831 г.), ректором (с 18-го июля 1838 г.) Одесской Духовной Семинарии), будучи с 20-го мая 1833 года в сане архимандрита, ο. Порфирий. 1-го мая 1834 был назначен настоятелем Одесского Успенского монастыря и 15-го ноября 1840 г. назначен настоятелем церкви при Императорской российской миссии в Вене. Во время полуторогодичного настоятельства здесь он совершил поездку с научною целью по Далматинскому побережью, а в конце 1842 г. командирован был на Восток для ознакомления с нуждами православия в Палестине и Сирии. Назначение это, а затем последующая командировка на Восток в звании начальника первой русской духовной миссии в Иерусалиме (1847 г.) и, в связи с этим, неоднократные путешествия его по разным восточным монастырям и местностям, изобилующим памятниками старины, определили характер научной деятельности ο. Порфирия.

Деятельность эта была весьма разностороння и плодотворна. Так, при жизни преосвященного Порфирия издано было свыше 70-ти ученых трудов (исследований и материалов). Важнейшие из них: «Указатель актов, хранящихся в обителях св. горы Афонской» («Журн. Мин. Нар. Просв.» 1847 г., ч. 55); «Первое путешествие в Синайский монастырь в 1845 г.», С.-Пб. 1846»; «Путешествие по Египту и в монастыри св. Антония Великого и преп. Павла Фивейского в 1850 г., С.-Пб. 1856; «Вероучение, богослужение, чиноположение и правила церковного благочиния (египетских христиан (коптов)», С.-Пб. 1856 г.; «Восток христианский. Египет и Синай. Виды, очерки, планы и надписи к путешествиям ο. П.», С.-Пб. 1857; «Письмена Кинея Минафы на Синайских утесах» (с 23 надписями: Египетскими, Вавилонскими и проч. и с картою Синайских надписей), С.-Пб. 1857; «Мнение о Синайской рукописи, содержащей в себе ветхий завет неполный, и весь новый завет с посланием св. апостола Варнавы и книгою Ермы», С.-Пб. 1862. (Честь открытия этого знаменитого Синайского кодекса I V в. принадлежит преосв. Порфирию.; в статье ведется полемика с Тишендорфом); «Четыре беседы Фотия святейшего, архиепископа константинопольского, и рассуждение о них», С.-Пб. 1864 (Честь открытия этих важных бесед, из коих в двух трактуется о нашествии россов, тоже принадлежит преосвящ. Порфирия); «Восток Христианский. Абиссиния» («Труды Киев. Дух. Академии» 1866 г., №№ 3 — 6 и отдельно); «Ерминия, или наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом 1701-1733 г.г. Перевод с греческого» («Труды Киев. Дух. Академии» 1868 г., №№ 2, 3, 6, 12 и отдельно); «Восток Христианский. Богослужение абиссинцев» («Труды Киев. Дух. Академии» 1869 г., №№ 3 и 4); «История Афона», ч. I : Афон языческий: ч. II: Афон христианский, мирский; ч. III: Афон монашеский» («Труды Киев. Дух. Академии» 1871 г., №№ 6, 8, 9, 11; 1872 г., № 6; 1873 г., №№ 1, 4, 6, и отдельно); «Восток христианский. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты в 1845 и 1846 г.», Киев. 1877; «Восток христианский. Второе путешествие по св. горе Афонской в годы 1858, 1859 и 1861, и описание скитов афовских», Москва. 1880; «Стихирарные пииты» («Труды Киев. Дух. Акад.» г., 4-7); «Святый Дионисий Ареопагит и творения его» («Чтения в Общ. любит. духов. просвещения" 1878 г., №№ 8, 10 и 12); «Проповедники в четырех патриархатах восточных и их проповеди» («Труды Киев. Дух. Акад.» 1878 г., №№ 8 — 12); «Афонские книжники», Москва. 1883 г. Подробный перечень всех печатных трудов преосв. П. ем. у Π. А. Сырку в его «Описании бумаг епископа П. Успенского, пожертвованных им в Императорскую Академию Наук по завещанию», С.-Пб. 1891, стр. 399-408.

Однако, при жизни преосв. Порфирий успел обнародовать не все результаты своих наблюдений и изысканий. Смерть застигла его с пером в руках, и приближение ее маститый архипастырь предчувствовал. По достоинству оценивая важность добытых им долгим и тяжелым трудом сведений, он завещал все свои бумаги Императорской Академии Наук, при чем отказал ей на предмет издания своих трудов почти весь свой капитал, в количестве 24 тысяч рублей. Важное научное значение этих бумаг выяснено г. Сырку в упомянутом их описании.

После этого описания Академиею Наук приступлено было к изданию и самого рукописного наследия покойного владыки. До настоящего времени изданы ею в семи томах часть дневников и автобиографических записок преосв. Порфирий (за годы с 1841 по 26-е сентября 1861 г.), под общим заглавием, данным самим составителем: «Книга бытия моего»; а из обработанных материалов — окончание истории Афона («Восток христианский. История Афона, ч. III: Афон монашеский. 1) Судьба его с 911 по 1861 г. 2) Оправдание истории Афона», С.-Пб. 1892). В виду важного значения «Книги Бытия» не только для биографии преосв. Порфирия, но также (и еще более) для востоковедения, в частности Палестиноведения, Императорское Православное Палестинское Общество долю издержек по изданию ее привяло на себя.

Богатое собрание рукописей церковно-славянских и русских, греческих, латинских, арабских, сирийских, грузинских и на других языках, составленное во время продолжительного пребывания преосв. Порфирий в разных странах христианского Востока, — собрание, издавна радушно открывавшееся им для пользования как русским, так и заграничным ученым (академик И. И. Срезневский, проф. A. С. Павлов, проф. H. Н. Петров, баров В. Р. Розен, архимандрит Амфилохий, К. Тишендорф и многие другие), — незадолго до смерти преосв. приобретено было Императорскою Публичною Библиотекою за сравнительно (имею в виду научную ценность коллекции) скромную сумму — 15.000 рублей. (См. «Краткий обзор собрания рукописей, принадлежавшего преосв. епископу Порфирию, а ныне хранящегося в Императорской Публичной Библиотеке», С.-Пб. 1885).

Весьма ценная в научном отношении коллекция икон (абиссинских, сирийских, грузинских, греческого письма в Иерусалиме, на Синае и на Афоне) пожертвована преосв. Порфирий в Церковно-археологический Музей при Киевской Духовной Академии. (Краткий перечень пожертвований преосв. Порфирий в означенный Музей см. в «Трудах Киев. Дух. Академии» за 1885 г., № XI , стр. 505-509).

Будучи человеком широко образованным, хорошо знавшим классические и новые языки, обладая пытливым умом и неутомимою энергиею, горячо любя науку ради самой науки и отдаваясь ей с юношеским увлечением, ο. Порфирий совмещал в себе много данных для успешного изучения прошлого и современного состояния Востока. Этим объясняется как обилие собранного им материала, так и вдумчивая (не без поэтических, впрочем, по свойству его темперамента, уклонений) обработка его, выразившаяся в целом ряде ценных, иногда даже капитальных произведений. Этим объясняется и поражающая знакомых с печатными и рукописными трудами преосв. Порфирий многосторонность охватываемых его кругозором предметов и энциклопедическое обилие делаемых им сообщений и изысканий по поводу означенных предметов. Богословие, философия, история, юриспруденция, архитектура, ваяние, живопись, даже медицина, — ничто не ускользало от пытливого ученого, погруженного в архивную пыль. Вдумчивый и тонкий ценитель виден в нашем ученом и при его рассуждениях о современном ему положении православия на Востоке.

Преосв. Порфирий в качестве эпиграфа к одному из своих сочинений поместил следующее изречение Лафатера: «Отыскивать истину в путанице понятий, предъощущать ее, находить ее, исправлять свои ошибки, — вот моя утеха, мое старанье». Эпиграф выбран очень удачно. Он верно характеризует всю научно-литературную деятельность преосв. Порфирия. Любовь к истине была ему присуща, усилия к отысканию ее были велики, а приобретение ее всегда доставляло ему чистую радость. Эта любовь к исторической правде не оставляла автора в тех даже случаях, когда его глубокое религиозное чувство, привыкшее ценить благочестивые предания старины, делало как бы некоторые преграды критическому уму преосвященного.

Уважение к преосв. Порфирию, как труженику во имя науки, еще более увеличивается при мысли, что ему зачастую приходилось работать при очень тяжелых условиях, что жизненный путь его далеко не всегда усыпан был розами. Речь о житейских невзгодах, испытанных преосв. Порфирием, имеет тесную связь с речью об его личном характере и общественных отношениях, так как последними, в большинстве случаев, обусловливались и самые его невзгоды. Искренний, правдивый и настойчивый в своих ученых работах, преосв. Порфрий был столь же искренним, правдивым, устойчивым и в жизни. Но, всецело отдавшись премудрости книжной, он мало был знаком, да и пренебрегал мудростью житейскою. Естественными последствиями этого должны были явиться столкновения и недоразумения в области житейских отношений, тем более, что, по достоинству ценя свои ученые труды, преосв. Порфирий не чужд был самомнения, и усвоенный им критицизм по отношению к историческим событиям древности переносил и на современный ему строй церкви, не только греко-восточной, но и русской, делая при этом иногда не совсем верные и во всяком случае смелые шаги. Путешествуя по Востоку, живой и впечатлительный о. Порфирий, не смотря на поглощавшие его научные занятия, не мог по своей натуре оставаться безучастным зрителем тех злоб дня, свидетелем которых ему невольно приходилось быть, — и зачастую, то по доброте своего сердца, то по свойственной ему прямоте характера, вмешивался, как сам выражается, «не в свои дела». Нередко приходилось ему высказывать горькую правду и по адресу греческого духовенства (особенно сильно вооружался он против царившей среди греческой иерархии распущенности нравов). Впрочем, во время пребывания на Востоке в виду официального положения о. Порфирия, как лица, командированного русским правительством, перед которым высшее греческое духовенство в то время сильно заискивало, его смелые обличения не доставляли ему больших огорчений. Но о. Порфирий действовал известным образом отнюдь не под влиянием привилегированного своего положения на Востоке, а по убеждению и присущим его характеру свойствам. Поэтому, каким он был на Востоке, таким же является он перед вами и на родине. И здесь он иногда крупно и смело говорил с сильными мира сего. Отсюда — ряд невзгод, испытанных смелым архимандритом; так, после возвращения из первой командировки, состоялось было решение, — к счастию для русской науки не осуществившееся, — водворить о. Порфирия в Сергиевской пустыни, что похоже было бы на заточение.

Разумеется, крупные невзгоды о. Порфирий испытывал только в первую половину своей служебной карьеры. Впоследствии, после многолетних трудов, он возведен был в сан епископа Чигиринского с званием викария Киевского митрополита (5-го февраля 1865 г.) и, состоя вместе с тем настоятелем Киево-Михайловского монастыря, материально был хорошо обеспечен. Но самостоятельной кафедры, несмотря на не раз выражаемое желание, ему не удалось получить. Без сомнения, это объясняется некоторыми оригинальными воззрениями преосвященного, шедшими в разрез с установившеюся практикою русской церкви. Так, например, он не раз высказывал мысль о необходимости замены у нас Св. Синода патриаршеством, о радикальном изменении епархиального управления, находил крайне неудовлетворительною постановку преподавания в наших духовно-учебных заведениях, говорил об уничтожении духовного сословия, как касты, и т. п.

Не мало мешала успехам преосв. Порфирия на служебном поприще и его административно-служебная деятельность даже в тех скромных пределах, в каких предоставлена она киевским викариям. Старым киевским академистам известно, какой переполох в среде корпорации Киевской Духовной Академии произвела порученная ему ревизия означенной Академии. Преосвященный Порфирий, ревизуя это учреждение, прилагал к нему излюбленные свои desiderata о постановке преподавания в наших духовно-учебных заведениях и в своем отчете строго раскритиковал преподавание почти всех академических профессоров. Покойный ректор Академии архимандрит Филарет был очень встревожен этим и пригласил профессоров на совещание. Здесь было решено в объяснительной записке по поводу отчета указать на те вопросы, какие предлагались преосв. Порфирием при экзамене студентов. А так как некоторые из этих вопросов были крайне неудобны (напр., «законно ли у нас существование Св. Синода?»), то пришлось уже встревожиться митрополиту Арсению, очень любившему преосв. Порфирия. Вследствие чего последний, по усиленному настоянию митрополита, должен был переделать свой отчет, имевший быть отосланным в Св. Синод. Многим из киевского духовенства хорошо еще памятны резолюции преосв. Порфирия (в период между-митрополитства) на журнальных постановлениях местной Консистории. Некоторые из них через чур своеобразны и даже по форме не всегда удобны. Отказ дьячку перейти в другой приход делается в таких выражениях: «бегать от колокольни до колокольни не следует». На прошении прихожан иметь другого священника полагается резолюция: «два кота в одном мешке передерутся". Желание одного священника поменяться приходом с другим отклоняется резолюциею: «иереи не цыгане, а церкви не кобылы» и т. д.

Вообще следует заметить, что преосв. Порфирий вовсе не имел административных способностей и напрасно, а также несправедливо сетовал на то, что у него «связаны крылья». С уверенностью можно сказать, что, если бы уважение к ученым трудам просвещенного и развязало последние, — порывистый полет его был бы очень не продолжителен. — К характеристике преосв. Порфирия, как человека, следует прибавить, что он был большой патриот; в ряду же политических его чаяний заветнейшим чаянием было объединение всего славянского мира («вечное заодно») «под сению креста и русского орла».

Скончался преосв. Порфирий 19-го апреля 1885 года в Москве, куда переведен был из Киева в начале 1878 г. с назначением (31-го декабря 1877 г.) членом Московской Синодальной Конторы и настоятелем ставропигиального Новоспасского монастыря, где он и погребен.

Проф. С. Голубев

- (в миру Константин Александрович) епископ, магистр богословия (с 1 го июня 1831 г.), доктор эллинской словесности, известный своими многочисленными трудами по истории и археологии Востока и богато составленными коллекциями рукописей. Отец П. был… …

Порфирий Успенский - Монастырь святой Екатерины (литография рисунка архимандрита Порфирия (Успенского) 1857 год) Епископ Порфирий (в миру Константин Александрович Успенский (1804(1804) 1885) епископ Чигиринский, знаменитый археолог, и широко образованный человек.… … Википедия

Порфирий (Успенский) - I (1804 85) знаменитый археолог. Родом костромич; учился в Костромской семинарии и СПб. духовной акад.; принял монашество. Будучи настоятелем русской посольской церкви в Вене, он совершил свою первую ученую поездку по Далматинскому побережью. В… …

Порфирий (Успенский) - (Успенский, 1804 85) – знаменитый археолог. Родом костромич, образование получил в костромской дух. семинарии и СПб. дух. академии, принял монашество, был настоятелем русской посольской церкви в Вене, в 1843 г. был командирован на Восток для … Полный православный богословский энциклопедический словарь

ПОРФИРИЙ Успенский - (Константин Александрович УСПЕНСКИЙ), еп. (1804–85), рус. востоковед, византолог, путешественник, переводчик Библии. Род. в Костроме в семье псаломщика. Окончил СПб.ДА (1829). На последнем курсе принял монашество и был определен законоучителем во … Библиологический словарь

Порфирий (Успенский) - (1804 85) знаменитый археолог. Родом костромич; учился в Костромской семинарии и СПб. духовной акад.; принял монашество. Будучи настоятелем русской посольской церкви в Вене, он совершил свою первую ученую поездку по Далматинскому побережью. В… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Порфирий, Успенский (дополнение к статье) - (в миру Константин Александрович, 1804 1885) епископ. См. А. П. Лебедев, "Преосвященный Порфирий Успенский" (Сергиев Посад, 1904). {Брокгауз} … Большая биографическая энциклопедия

Порфирий (в миру Константин Александрович Успенский) - Порфирий (в миру Константин Александрович Успенский, 1804 1885) знаменитый археолог. Родом костромич; учился в костромской семинарии и Санкт Петербургской духовной академии; принял монашество. Будучи настоятелем русской посольской церкви в Вене,… … Биографический словарь

Порфирий - Для этой статьи не заполнен шаблон карточка {{Имя}}. Вы можете помочь проекту, добавив его. Порфирий (греч … Википедия

Успенский монастырь (Одесса) - Купола собора в честь иконы «Живоносный источник» Координаты … Википедия

Книги

  • Епископ Порфирий Успенский как инициатор и организатор первой русской духовной миссии в Иерусалиме и его заслуги на пользу православия и в деле изучения христианского Востока , А.А. Дмитриевский. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1906 года (издательство "Санкт-петербург"… Купить за 1507 руб
  • Первое путешествие в Синайский монастырь в 1845 году , Порфирий Успенский. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии. В…