Хронология развития основных концепций управления. б) организация личной работы руководителя. б) передача точки зрения

О периодизации истории менеджмента

Обычно историческую периодизацию развития менеджмента связывают:

· с определенным этапом цивилизации (цивилизационный подход);

· с определенным культурным периодом в жизни человечества или отдельных народов (культурологический подход);

· с какой-либо общественно-экономической формацией или переходным периодом между ними (формационный подход).

Первые два подхода не имеют четких объективных критериев периодизации, последний – имеет объективный критерий отношения к собственности на основные средства производства, но тоже не отражает в полной мере процессов менеджмента в различные этапы жизни людей. Неоднозначность и многоаспектность менеджмента невозможно уложить в жесткие формационные рамки, хотя в грубом приближении мы ими воспользуемся, особенно в досовременный период. ХХ век отличается широким разнообразием школ, идей, методов и подходов .

Например, во многой учебной литературе можно встретить периодизацию истории менеджмента начиная с 1885 года. В основу этой периодизации положены подходы к изучению и развитию теории и практики менеджмента, основанные на выделении различных школ.

В принципе, несмотря на известную ограниченность, такое основание периодизации правомерно. Выделенные с 1885 года хронологически временные периоды отвечают появлению и наиболее эффективному применению направлений, подходов. В настоящее время известно, что большинство из этих подходов, заложив основания научного менеджмента, оказались правильными лишь отчасти, ограниченными в применении. Те из них, которые выдержали испытание временем, усложнением общественных процессов и требований к менеджменту (бихевиористский, количественный, ситуационный, процессный и системный подходы) далеко не полностью покрывают область применения менеджмента.

Появился деятельностный подход, усовершенствован структурно-функциональный, системный и ситуационный. Из-за сложности применения и неподготовленности менеджеров практически не используются количественный и процессный методы . Вместе с тем современный менеджмент все еще очень часто применяет приемы и методы из арсенала Тейлора, Эмерсона. И самое главное: остаются за кадром организационные, поведенческие идеи в управлении в длительный период накопления управленческих знаний – рабовладельческий, феодальный и период начала капитализма.

Но большинство ученных и практиков шагнули дальше, считая периодизацию предложенную с 1885 года ограниченной, поскольку управленческие процессе усложнялись и совершенствовались постепенно, начиная с древних цивилизаций. Следует отметить, что уже в ХХ веке идеи менеджмента разделены на 4 этапа: начало институциализации предмета менеджмента, классический период, период активной разработки менеджмента в 40-60 годы и современный этап в развитии менеджмента в 70-90 годы . Каждый из этапов имеет свои особенности, свои задачи, свои подходы и ценности. Таким образом, главный критерий представленной периодизации – организационный, поведенческий, социальный и нравственный прогресс в связи с усложнением и обогащением управленческих процессов.

Краткая хронология становления менеджмента предложенная Б. Карлоффом

Одним из тех кто шагнул дальше в изучении истории развития и становления менеджмента был Бенгт Карлофф, шведский профессионал-практик Бенгт Карлофф, который вместе с исследователем Клодом Ст. Джоржем опубликовал в своей работе «Деловая стратегия» уникальную систематизацию истории развития менеджмента с 5000 года до нашей эры. Б. Карлофф считал, что идеи управления не всегда были такими, какими мы видим их сегодня, хотя проблемы природы и принципов справедливого управления волновали мыслителей на протяжении многих веков. И нельзя ограничивать историю развития и становления менеджмента как науки с 1885 года до наших дней .

Приведем таблицу хронологических рамок предложенную Б. Карлоффом.

Персоналии

(их краткая профессиональная

Биография)

Основной вклад в развитие менеджмента

5000 до н.э.

Письменность; регистрация фактов

Египтяне

Признание необходимости планирования, организации и контроля

Египтяне

Признание необходимости «честной игры». Доверительные беседы - «облегчи свою душу»

Египтяне

Децентрализация в организации управления

Египтяне

Признание необходимости письменных запросов. Использование рекомендаций «штаба»

Хаммурапи

Использование свидетелей и письменных документов для контроля; установление минимальной заработной платы; признание недопустимости перекладывания ответственности

Египтяне

Централизация в организации управления
Концепции организации, скалярный принцип, принцип исключения
Признание необходимости организации, планирования, руководства и контроля

Навуходоносор

Контроль за производством и стимулирование через заработную плату
Признание необходимости систем и стандартов

Признание принципа специализации

Признание необходимости планирования, руководства и организации

Формулировка принципа универсальности менеджмента

Ксенофонт

Признание менеджмента как особого вида искусства
Признание необходимости контактов между людьми, проведения исследований мотивации, составления планов и обработки материалов
Использование научных методов труда и рабочего ритма
Формулировка принципа специализации

Александр Великий

Создание штаба
Использование описаний работ
Использование рабочих спецификаций

Диоклетиан

Делегирование полномочий

Альфа раби

Требования к руководителю
Требования к менеджеру

Лука Пачоли (Генуэзец)

Двойная бухгалтерия

Франсиско Ди Марко

Учет издержек производства

Братья Сорансо

Использование журнала доходов и гроссбухов

Барабариго

Формы предпринимательской организации; обработка статистических отчетов

Арсенал Венеции, венецианцы

Учет издержек производства; чеки и балансы для контроля; присваивание номеров при инвентаризации; использование метода конвейера; использование управления кадрами; стандартизация и взаимозаменяемость деталей; контроль товарных запасов; контроль себестоимости

Сэр Томас Мор

Призыв к усилению специализации; анализ недостатков плохого менеджмента и руководства

Никколо Макиавелли

Осознание принципа массового согласия; признание необходимости целеустремленности в организации; определение качества руководителя

Сэр Джеймс Стюарт

Истоки теории власти; исследование влияния автоматизации

Адам Смит

Применение принципа специализации к промышленным рабочим; концепции контроля, расчет оплаты труда

Томас Джефферсон

Обратил внимание на концепцию взаимозаменяемости частей

Эли Уитни

Научные методы; использование методов исчисления себестоимости; контроль качества, концепция взаимозаменяемости частей; признание интервала менеджмента

Роберт Оуэн, Нью-Ланарк, Шотландия

Использование на практике личного опыта; ответственность за подготовку рабочих; строительство домов с удобствами для рабочих

Джеймс Милл

Анализ и обобщение человеческой мотивации

Маршалл, Логлин и др.

Признание и обсуждение относительной важности функций менеджмента

Милл и др.

Интервал контроля; единоначалие; контроль труда и материалов; специализация - разделение труда; стимулирование через заработную плату

Даниэль К. МакКаллум

Использование организационных схем для демонстрации структуры менеджмента. Применение систематического менеджмента на железнодорожном транспорте

B.C. Джевонс

Использовал на практике мотивационные исследования, изучал воздействие различных инструментов на рабочего; исследование усталости

Генри К. Меткалф

Генри Р. Таун

Искусство менеджмента; наука управления

Генри Р. Таун

Наука менеджмента

Фредерик У. Тейлор

Hayчный менеджмент; системный подход; кадровый менеджмент; необходимость кооперации между трудом и менеджментом; высокая заработная плата, равноправие между трудом и менеджментом; функциональная организация, принцип исключительности в применении к цехам; система оценки себестоимости; методические исследования; исследования рабочего времени; определение научного менеджмента; упор на работу менеджера; упор на исследования, стандарты, планирование, контроль и кооперацию

Френк Б. Гилберт

Наука мотивационных исследований

Генри Л. Гантт

Задания и система поощрения; гуманный подход к труду; схемы Гантта; ответственность менеджеров за подготовку рабочих

Харрингтон Эмерсон

Эффективный инжиниринг; принципы эффективности

Харлоу С. Лерсон

Организовал первую научную конференцию по менеджменту в Соединенных Штатах; научное признание менеджмента

Дж. К. Дункан

Первый учебник менеджмента для колледжей

Х. Б. Друри и Р. Ф. Хокси

Критика научного менеджмента - утверждение первоначальных идей

Генри Файоль

Первая полная теория менеджмента; функции менеджмента; принципы менеджмента; признание необходимости преподавания менеджмента в учебных заведениях

А. К. Эрланг

Предвосхитил теорию очередностей

К. К. Парсонс

Признал необходимость использования научного менеджмента в ведомствах

Оливер Шелдон

Развил философию менеджмента; принципы менеджмента

Г. Ф. Додж, Г. Г. Ромиг, У. А. Шумарх

Использование статистических выводов и теории вероятностей при проведении инспекций и контроле качества с использованием статистических средств

Рональд А. Фишер

Различные современные статистические методы, включая бейесовскую статистику, теорию проб и разработку экспериментов

Элтон Майо

Социологическая концепция групповых устремлений

Т. К. Фрай

Статистические основы теории обслуживания

Мэри Р. Фоллетт

Философия менеджмента, основанная на индивидуальной мотивации. Групповой подход к решению проблем менеджмента

Джеймс Д. Муни

Признание универсальности принципов организации

П. М. С. Блэкетт и др.

Операционные исследования

Линдэлл Урвик

Сведение воедино и корреляция принципов менеджмента

Макс Вебер, Ренис Ликер, Крис Аргирис

Сделали упор на психологию, социальную психологию и исследования человеческих отношений в теории организации; включение широкосистемной теории организации

Норберт Винер, Клод Шеннон

Сделали упор на системный анализ и теорию информации в менеджменте

Франк Абрамс, Бенджамин М. Селекман

Ввели искусство управления в мышлении менеджеров

Герберт Саймон, Гарольд Дж. Левитт, Роберт Шляйфер

Придали особое значение поведению человека при принятии решений, которое рассматривалось ими как идентичный, наблюдаемый и измеряемый процесс; повышенное внимание уделяли философии менеджмента

Дуглас Макгрегор

Доказал, что отношение менеджмента к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории «X» - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории «У» - принцип распределения ответственности

Игорь Ансофф

Подверг сомнению прежние методы долгосрочного планирования и предложил модель стратегического планирования Позднее сформулировал этот подход в книге «Стратегический менеджмент»

Карл Вейк

Исследовал организации как интерпретируемые системы

Вильям Оучи, Оливер Вильямсон

Развитие теории фирмы. Несовершенства рынка - причина существования фирм

Геральд Саланчик

Розмари Стюард

Альтернативы и ограничения действий менеджера в разнообразных ситуациях и различия между отдельными видами управленческих задач

Джеффри Пфеффер, Мишель Круазье

Теории властных структур внутри и между организациями

Майкл Портер

Выдвинул новые идеи относительно конкурентной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов, выраженных через себестоимость

Джон Коттер, Джон Габарро

Исследование работы высших руководителей. Различные характеристики и их восприятие во времени

Теренс Дил, Аллан Кеннеди

Создали концепцию корпоративной культуры как важнейшего фактора, влияющего на «организационное поведение» и корпоративное развитие

Том Петерс

Отношение к потребителям как к людям, а к персоналу организации - как к важному ресурсу развития бизнеса

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Кто стоял у истоков школы научного управления?

a. А. Файоль;

b. Д. Гетти;

c. М. Фоллетт;

d. Э. Мейо.

e. Ф. Тейлор;

2. Исследования ученых какой школы базировались на использовании данных точных наук?

a. школы научного управления;

b. классической или административной школы;

c. школы науки управления и количественный подход;

d. школы поведенческих наук.

e. школы человеческих отношений;

3. Какой тип управления характерен для организаций, сопротивляющихся изменениям и имеющих негибкие оргструктуры и устойчивые задачи?

a. эдхократический;

b. иерархический;

e. механистический;

4. Чье учение стало основным теоретическим источником современных концепций менеджмента?

a. М. Фоллетт;

b. А. Файоля;

c. Д. Гетти;

d. Ф. Тейлора;

5. Какую цель обычно организация перед собой не ставит:

a. выживание;

b. сокращение производства.

c. приумножение прибыли;

6. Какова основная современная тенденция в развитии организаций?

a. разукрупнение организаций;

b. снижение значимости иерархий;

c. ускорение в развитии организаций.

d. снижение организованности;

7. К чему следует отнести потребителей продукции?

a. к факторам непосредственного окружения организации;

b. к факторам общего внешнего окружения организации.

c. к факторам внутренней среды организации;

8. Представители какой научной школы впервые описали принцип управления -единоначалие?

a. школы человеческих отношений.

b. школы научного управления;

c. классической или административной школы;

d. школы науки управления или количественный подход;

e. школы поведенческих наук;

9. Какой уровень управления организацией должен вырабатывать и проводить политику взаимодействия с внешней средой?

a. все уровни.

b. низовой;

c. высший;

d. средний;

10. Представители какой научной школы ратовали за повышение заботы руководителей и подчиненных?

a. административной школы;

b. школы науки управления или количественный подход.

c. школы поведенческих наук;

d. школы человеческих отношений;

e. школы научного управления;

11. Какое государство является родиной менеджмента?

a. Германия.

b. Франция;

d. Россия;

e. Англия;

12. Известные научные подходы в менеджменте хронологически расположены так:

a. поведенческий, ситуационный, количественный, системный;

b. поведенческий, количественный, системный, ситуационный;

c. количественный, ситуационный, поведенческий, системный;

13. Менеджмент-это:

a. наука, практика и искусство;

b. наука и искусство;

c. практика и управление.

14. Какие подсистемы можно выделить в системе управления организацией?

a. структурно-информационную, информационно-поведенческую и саморазвития.

b. формальную и неформальную;

c. нормативную и маркетинговую;

d. административную и производственную;

15. Кто из ученых внес наибольший вклад в развитие классической, или административной школы управления?

a. Э. Мейо.

b. Ф. Тейлор;

c. М. Фоллетт;

d. А. Файоль;

e. Д. Гетти;

16. Когда менеджмент выделился в самостоятельную область знаний?

a. в средние века.

b. в середине XX в.;

c. в XVIII в.;

e. на рубеже XIX и XX вв.;

17. Сколько существует основных подходов в развитии управленческой науки?

d. четыре;

18. Что такое менеджмент?

a. главный принцип управления;

b. теория и практика управления;

c. исключительно теория управления;

d. исключительно практика управления.

19. Кто из данных представителей был родоначальником «школы человеческих отношений»?

a. А. Маслоу.

b. Р. Оуэн;

c. М.П. Фоллет;

d. Э. Мэйо;

20. Какое из утверждений верно характеризует понятие менеджмент:

a. менеджмент - это управление хозяйственной деятельностью;

b. менеджмент - это государственное управление;

c. менеджмент - это общественное управление;

d. менеджмент - это управление предприятием по найму;

21. Какими методами управления характеризуется период

управление менеджмент механистический тейлор

a. анархическими;

b. административно-командными;

c. бюрократическими;

d. «военного коммунизма»?

22. Какие существуют виды самоконтроля менеджера?

a. административный, производственный, финансовый;

b. предварительный, функциональный, стоимостной;

c. формальный и неформальный.

d. промежуточный и конечный;

23. Каковы основные составляющие «организаторских способностей» ?

a. умение работать с людьми, воздействовать на них.

b. контактность, стрессоустойчивость, доминантность;

c. лидерство, способность вести за собой;

d. способность влиять на людей, разрешать конфликты;

24. Что включает в себя система управления в элементарном виде?

a. принципы, методы и функции управления;

b. субъект, объект управления и связи;

c. совокупность объектов управления.

d. совокупность органов управления;

25. Что изучают при фотографии рабочего дня?

a. потери рабочего времени;

b. способы выполнения задач.

c. методы работы руководителя;

d. структуру затрат времени;

26. Какого метода менеджмента не существует:

a. материального и административного;

b. социально психологического и экономического;

c. либерального и морального.

27. Группа экономических методов менеджмента включает в себя методы:

a. трудовые нормативы;

b. нормативы рентабельности и взаимоотношений с бюджетом;

c. финансирование и кредитование;

d. внутрифирменного планирования;

e. экономического стимулирования;

28. Какие методы управления направлены на организацию процесса производства и управления и основываются на правовом обеспечении управления:

a. организационно - распорядительные;

b. экономические;

c. социально - психологические.

29. Что означает профессионализм менеджера?

a. знание технологии отрасли;

b. опыт практической работы в отрасли;

c. работу на постоянной профессиональной основе.

d. управленческую подготовку;

30. Основные формы воздействия на коллектив:

a. убеждение, как метод воспитания и формирования личности;

b. повышение и активизация творческой инициативы членов коллектива;

c. установление в коллективе благоприятного морального климата;

d. использование критики и самокритики.

e. планирование социального развития коллектива;

f. развитие и сохранение различных методов, традиций и ритуалов, сформировавшихся внутри коллектива;

31. Какая функция находится в центре круга самоменеджмента?

a. постановка целей;

b. планирование;

c. самоконтроль;

d. работа с информацией.

e. организация трудового процесса;

32. Кем , прежде всего , должен быть менеджер?

a. экономистом.

b. специалистом данной отрасли;

c. специалистом по управлению;

d. социологом;

e. психологом;

33. На чем основываются административные методы управления?

a. на штрафных санкциях.

b. на законодательных и нормативных актах;

c. на экономических интересах объектов управления;

d. на воздействии на социально-бытовые условия работающих;

34. Каковы общие методы управления?

a. воспроизводственные и маркетинговые;

b. законодательные и нормативные.

c. административные, экономические и социально-психо логические;

d. сетевые и балансовые;

35. Что такое самоменеджмент?

a. организация личной работы руководителя;

b. способность и возможность системы планировать и организовывать свою деятельность;

c. самостоятельность в деятельности менеджера.

36. На чем основываются социально-психологические методы управления?

a. на воздействии на сознание и социальные условия.

b. на морально-психологическом климате;

c. на законодательных и нормативных актах;

d. на материальном интересе работников;

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Эволюция управленческой мысли. Вклад в развитие теории научного управления представителей классической школы менеджмента. Историческое значение термина "менеджмент". Теоретические взгляды Ф.У. Тейлора. Особенности производства в фирмах США и Японии.

    контрольная работа , добавлен 02.10.2013

    Управление хозяйственной деятельностью, социально-экономическими явлениями и процессами. Понятие менеджмента и его роли в общественном развитии. Предмет науки управления. Элементы системы менеджмента. Принципы, функции и методы управления, их взаимосвязь.

    презентация , добавлен 10.11.2014

    Основные положения классической школы управления. Принципы и функции управления А. Файоля, Ф. Тейлора и Г. Форда. Развитие научно обоснованного знания о трудовой деятельности. Начало революции в области менеджмента. Создание "административной науки".

    презентация , добавлен 15.09.2015

    Эволюция управленческой мысли. Возникновение, формирование и содержание различных школ менеджмента: классическая, психологии и человеческих отношений, науки управления. Разнообразие моделей менеджмента. Развитие менеджмента в России.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2003

    Основные подходы к управлению, определившие эволюцию управленческой мысли в ХХ-м веке. Достижения школы научного управления и принципы, сформулированные Тейлором и его школой. Концепции административной школы и ее вклад в развитие управленческой мысли.

    реферат , добавлен 03.12.2008

    Предпосылки возникновения и причины зарождения науки управления в России как общей системы менеджмента хозяйственных организаций. Эволюционное развитие управленческой мысли в России: теоретические разработки и эффективное функционирование организаций.

    реферат , добавлен 19.06.2014

    Анализ научной школы управления. Направления развития менеджмента в XXI в. Биографическая справка из жизни Г.Ф. Тейлора. Основной вклад в науку управления ученого, оценка трудов. Командный стиль управления, системный подход. Современные школы управления.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2013

    Характеристика основных этапов развития менеджмента. Анализ управленческих действий Петра I. Изучение особенностей возникновения, формирования и содержания отечественных школ управления. Исследование роли М.М. Сперанского в развитии менеджмента в России.

    курсовая работа , добавлен 17.05.2015

    Основы методологии научного управления. Вклад Фредерика Тейлора как основателя школы научного управления в развитие менеджмента. Эволюция управленческой деятельности и менеджмента. Научный менеджмент Фредерика Тейлора. Критика школы научного управления.

    реферат , добавлен 28.07.2010

    Понятие, цели и задачи менеджмента, его современные парадигмы. Концепции и принципы менеджмента, научные подходы. Определение сущности и роли управления и менеджмента в условиях рыночной экономики. Составные, аспекты и цели менеджмента прибыли.

1. С чем было связано возникновение

практики управления?

в) с разделением и кооперацией труда

2. Когда менеджмент выделился в

самостоятельную область знаний?

в) на рубеже XIX и XX вв.

3. Чье учение стало основным теоретическим

источником современных концепций менеджмента?

б) Ф. Тейлора

4. Какое государство является родиной менеджмента?

б) США

5. Представители какой научной школы в качестве

основного объекта исследования имели

эффективное использование человеческих ресурсов?

г) школы поведенческих наук

6. Представители какой научной школы

впервые описали принцип управления -

единоначалие?

а) классической или административной школы

7. Где преимущественно следует

использовать понятие "менеджмент"?

б) в предпринимательских, корпоративных структурах

8. Кто стоял у истоков школы научного

управления?

г) Ф. Тейлор

9. Кто из ученых внес наибольший вклад

в развитие классической, или

административной школы управления?

а) А. Файоль

10. Что такое менеджмент?

а) теория и практика управления

11. Представители какой научной школы

ратовали за повышение заботы

руководителей о подчиненных?

б) школы человеческих отношений

12. Исследования ученых какой школы

базировались на использовании данных

точных наук?

в) школы науки управления и количественный подход

13. Сколько существует основных

подходов в развитии управленческой науки?

а) четыре

14. Каково соотношение понятий "управление"

и "менеджмент"?

б) понятие "управление" шире

15. Какие подсистемы можно выделить

в системе управления организацией?

г) структурно-информационную, информационно-

поведенческую и саморазвития

16. На чем основываются экономические

методы управления?

а) на материальных интересах объектов управления

17. Что такое принципы управления?

в) основные правила управления

18. Что такое управление?

а) специфическое взаимодействие

субъекта и объекта управления

19. Каковы общие методы управления?

а) административные, экономические и

социально-психологические

20. Что включает в себя система управления

в элементарном виде?

в) субъект, объект управления и связи

21. Что такое субъект управления?

а) орган, осуществляющий управленческие

воздействия

22. На чем основываются социально-

психологические методы управления?

г) на воздействии на сознание и социальные

условия

23. Что такое методы управления?

г) способы воздействия субъекта на объект

24. На чем основываются административные

методы управления?

а) на законодательных и нормативных актах

25. Кто впервые ввел понятие "принципы

менеджмента"?

б) Ф. Тейлор

26. Какие методы управления получили

у нас в последние годы наибольшее развитие?

б) экономические

27. Что такое процесс управления?

б) совокупность непрерывных,

взаимосвязанных функций

28. Что такое функция управления?

б) обособленный вид управленческой деятельности

29. Каковы основные содержательные

теории мотивации?

а) А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д. Мак Клелланда

30. Какова роль координации в

процессе управления?

в) обеспечивать взаимодействие и

согласованность звеньев

31. Какую информацию называют невербальной?

в) бессловесную

32. Какой этап является первым в процессе

принятия и реализации управленческих решений?

в) признание проблемы

33. Назовите первую функцию процесса управления?

в) планирование

34. Каковы основные процессуальные теории мотивации?

б) ожидания, справедливости, Портера-Лоурера

35. Какова высшая потребность в пирамиде

потребностей А. Маслоу?

г) самовыражения

36. Какая функция управления обеспечивает

согласование и взаимодействие всех остальных?

в) координация

37. Какие функции управления называют общими?

б) планирование, организация, мотивация,

контроль, координация

38. Каковы основные условия рациональной

организации управленческих процессов?

а) пропорциональность, непрерывность, параллельность

39. Что такое коммуникационные сети?

а) соединение участников коммуникационного процесса

40. Какая из перечисленных коммуникационных сетей

характеризуется наибольшей централизацией власти?

в) "колесо"

41. Каковы основные составляющие любой

организации?

в) люди, задачи, управление

42. К чему следует отнести организационную культуру?

а) к факторам внутренней среды организации

43. Что характеризует норма управляемости?

г) количество подчиненных сотрудников

44. Каково основное свойство предприятия,

имеющего органический тип управления?

а) гибкость

45. Как изменяются нормы управляемости при

повышении уровня управления организации?

в) снижаются

46. Какие существуют виды разделения труда

в организации?

г) вертикальное и горизонтальное

47. В какой организации автономная рабочая группа

выполняет одновременно три задачи - обеспечение

производства ресурсами, производство товара,

обслуживание потребителей этого товара?

б) в многомерной

48. Какой основной недостаток характерен

для линейно-функциональных организационных

структур управления предприятиями?

г) отсутствие единства действия

49. В чем состоит основное отличие линейно-штабной

организационной структуры управления организацией

от линейно-функциональной?

в) в полномочиях функциональных подразделений

50. Какова основная современная тенденция

в развитии организаций?

а) снижение значимости иерархий

51. Какой процесс является исходным в

стратегическом управлении организацией?

в) анализ среды

52. Что лежит в основе функционирования организации?

г) синергический эффект

53. К чему следует отнести потребителей продукции?

б) к факторам непосредственного окружения организации

54. Какой уровень управления организацией должен

вырабатывать и проводить политику взаимодействия

с внешней средой?

б) высший

55. Каковы основные составляющие организационной

культуры?

г) философия, ценности, нормы поведения

56. Какой тип управления характерен для организаций,

сопротивляющихся изменениям и имеющих негибкие

орг. структуры и устойчивые задачи?

в) механистический

57. Что дает горизонтальное разделение труда?

г) рост производительности труда

58. Какая существует норма управляемости

для руководителей высшего уровня?

д) седьмая

59. Какой из указанных факторов оказывает

наибольшее влияние на нормы управляемости

руководителей низового уровня?

в) специфика деятельности предприятия

60. Какой тип оргструктуры имеют многие

малые предприятия?

б) линейный

61. Какая оргструктура позволяет наилучшим

образом учитывать особенности производимых

или реализуемых товаров?

д) продуктовая

62. Какие существуют типы дивизиональных

оргструктур?

г) потребительские, региональные и продуктовые

63. Какой основной недостаток имеют

региональные оргструктуры?

а) большая численность аппарата управления

64. В какой организационной структуре

функциональные подразделения лишены

властных полномочий?

б) в линейно-штабной

65. Какой уровень управления комбинированной

организационной структуры отражает

особенности конкретной организации?

в) средний

66. Какая современная организация основана

на участии работников в управлении?

д) партисипативная

67. На каком уровне находится высшее

руководство на схеме предпринимательской

организации?

в) на низовом

68. Кто такой менеджер?

а) профессиональный управляющий в условиях рынка

69. На сколько уровней подразделяют менеджеров?

б) на три

70. Что такое стиль управления?

г) устойчивые способы решения задач

71. Какой из перечидленных факторов

в наибольшей мере определяет стиль

деятельности менеджера?

б) специфика деятельности предприятия

72. Что такое самоменеджмент?

б) организация личной работы руководителя

73. На чем основывается научная организация труда?

а) на использовании исследований и передового опыта

74. Что означает профессионализм менеджера?

а) управленческую подготовку

75. Каковы основные составляющие

"организаторских способностей"?

б) контактность, стрессоустойчивость, доминантность

76. Кем прежде всего должен быть менеджер?

в) специалистом по управлению

77. Какое утверждение правомерно для лидера?

а) он ведет за собой

78. Руководители какого уровня основную часть

рабочего времени должны заниматься решением

оперативных задач?

г) низового уровня

79. Какой стиль деятельности менеджера должен

преобладать в начальный период формирования

80. Какой стиль следует использовать менеджеру,

чтобы достичь результатов в экстремальных условиях?

81. С какой функции должна начинаться организация

личной работы (самоменеджмент) руководителя?

в) с постановки целей

82. Какая функция находится в центре круга

самоменеджмента?

д) работа с информацией

83. Какие существуют виды самоконтроля менеджера?

б) промежуточный и конечный

84. Что изучают при фотографии рабочего дня?

а) структуру затрат времени

85. Какие коллективы называются формальными?

в) созданные руководством

86. Что такое власть?

а) возможность влиять на других

87. На чем основана законная власть?

б) на вере в права руководителя

88. Какие существуют формы влияния

менеджеров на подчиненных?

а) убеждение, участие

89. С помощью чего можно определить

микроклимат в трудовом коллективе?

б) социограммы и социоматрицы

90. Какие конфликты называются

дисфункциональными?

г) снижающие групповое сотрудничество

91. Какой из межличностных методов

наиболее эффективным?

г) метод решения проблемы

92. На какой ступени развития неформальный

коллектив организационно сплачивается

для борьбы с внешней опасностью?

б) на третьей

93. Использование какой формы власти является

наиболее затратным?

д) основанной на вознаграждении

94. Для какой формы власти весьма нежелательны

ошибочные решения менеджера?

г) для экспертной власти

95. Что такое харизма?

а) власть примера

96. Какая власть наименее гуманна?

б) основанная на принуждении

97. Что такое убеждение исполнителя?

б) передача точки зрения

98. Какой метод разрешения конфликтов

предусматривает принятие точки зрения

другой стороны?

б) метод компромисса

99. Какой метод разрешения конфликтов

требует использование власти, подавления

инициативы подчиненных?

в) метод принуждения

100. Как называют конфликт, при котором

два руководителя предъявляют к одному

работнику противоречивые требования?

а) внутриличностным

2. Кто стоял у истоков школы научного управления?

a. А. Файоль;

b. Д. Гетти;

c. М. Фоллетт;

d. Э. Мейо.

e. Ф. Тейлор;

3. Исследования ученых какой школы базировались на использовании данных точных наук?

a. школы научного управления;

b. классической или административной школы;

c. школы науки управления и количественный подход;

d. школы поведенческих наук.

e. школы человеческих отношений;

4. Какой тип управления характерен для организаций, сопротивляющихся изменениям и

имеющих негибкие оргструктуры и устойчивые задачи?

a. эдхократический;

b. иерархический;

e. механистический;

5. Чье учение стало основным теоретическим источником современных концепций

менеджмента?

a. М. Фоллетт;

b. А. Файоля;

c. Д. Гетти;

d. Ф. Тейлора;

6. Какую цель обычно организация перед собой не ставит:

a. выживание;

b. сокращение производства.

c. приумножение прибыли;

7. Какова основная современная тенденция в развитии организаций?

a. разукрупнение организаций;

b. снижение значимости иерархий;

c. ускорение в развитии организаций.

d. снижение организованности;

8. К чему следует отнести потребителей продукции?

a. к факторам непосредственного окружения организации;

b. к факторам общего внешнего окружения организации.

c. к факторам внутренней среды организации;

9. Представители какой научной школы впервые описали принцип управления -

единоначалие?

a. школы человеческих отношений.

b. школы научного управления;

c. классической или административной школы;

d. школы науки управления или количественный подход;

e. школы поведенческих наук;

10. Какой уровень управления организацией должен вырабатывать и проводить политику взаимодействия с внешней средой?

a. все уровни.

b. низовой;

c. высший;

d. средний;

11. Представители какой научной школы ратовали за по¬вышение заботы руководителей и подчиненных?

a. административной школы;

b. школы науки управления или количественный подход.

c. школы поведенческих наук;

d. школы человеческих отношений;

e. школы научного управления;

12. Какое государство является родиной менеджмента?

a. Германия.

b. Франция;

d. Россия;

e. Англия;

13. Известные научные подходы в менеджменте хронологически расположены так:

a. поведенческий, ситуационный, количественный, системный;

b. поведенческий, количественный, системный, ситуационный;

c. количественный, ситуационный, поведенческий, системный;

14. Менеджмент-это:

a. наука, практика и искусство;

b. наука и искусство;

c. практика и управление.

15. Какие подсистемы можно выделить в системе управления организацией?

a. структурно-информационную, информационно-поведенческую и саморазвития.

b. формальную и неформальную;

c. нормативную и маркетинговую;

d. административную и производственную;

16. Кто из ученых внес наибольший вклад в развитие классической, или административной школы управления?

a. Э. Мейо.

b. Ф. Тейлор;

c. М. Фоллетт;

d. А. Файоль;

e. Д. Гетти;

17. Когда менеджмент выделился в самостоятельную об¬ласть знаний?

a. в средние века.

b. в середине XX в. ;

c. в XVIII в. ;

e. на рубеже XIX и XX вв. ;

18. Сколько существует основных подходов в развитии управленческой науки?

d. четыре;

19. Что такое менеджмент?

a. главный принцип управления;

b. теория и практика управления;

c. исключительно теория управления;

d. исключительно практика управления.

20. Кто из данных представителей был родоначальником «школы человеческих отношений»?

a. А.Маслоу.

c. М.П.Фоллет;

21. Какое из утверждений, верно характеризует понятие менеджмент:

a. менеджмент - это управление хозяйственной деятельностью;

b. менеджмент - это государственное управление;

c. менеджмент - это общественное управление;

d. менеджмент - это управление предприятием по найму;

22. Какими методами управления характеризуется период

a. анархическими;

b. административно-командными;

c. бюрократическими;

d. «военного коммунизма»?

23. Какие существуют виды самоконтроля менеджера?

a. административный, производственный, финансовый;

b. предварительный, функциональный, стоимостной;

c. формальный и неформальный.

d. промежуточный и конечный;

24. Каковы основные составляющие "организаторских способностей"?

a. умение работать с людьми, воздействовать на них.

b. контактность, стрессоустойчивость, доминантность;

c. лидерство, способность вести за собой;

d. способность влиять на людей, разрешать конфликты;

25. Что включает в себя система управления в элементар¬ном виде?

a. принципы, методы и функции управления;

b. субъект, объект управления и связи;

c. совокупность объектов управления.

d. совокупность органов управления;

26. Что изучают при фотографии рабочего дня?

a. потери рабочего времени;

b. способы выполнения задач.

c. методы работы руководителя;

d. структуру затрат времени;

27. Какого метода менеджмента не существует:

a. материального и административного;

b. социально психологического и экономического;

c. либерального и морального.

28. Группа экономических методов менеджмента включает в себя методы:

a. трудовые нормативы;

b. нормативы рентабельности и взаимоотношений с бюджетом;

c. финансирование и кредитование;d. социологом;

e. психологом;

34. На чем основываются административные методы уп¬равления?

a. на штрафных санкциях.

b. на законодательных и нормативных актах;

c. на экономических интересах объектов управления;

d. на воздействии на социально-бытовые условия работа¬ющих;

35. Каковы общие методы управления?

a. воспроизводственные и маркетинговые;

b. законодательные и нормативные.

К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления (2.1.).

Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов.

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

В СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

ПОДХОДЫ НА ОСНОВЕ ВЫДЕЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ

В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различимые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления (или количественная школа). Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические открытия школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях. И тем не менее, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ. Наша цель - помочь вам оценить эволюционный характер управленческой мысли и признать, что приемы, которые оказывались успешными в одних ситуациях и в конкретное время, не всегда успешны в других. Следует понять, что школы пересекаются в вопросах теории и практики, и что в рамках одной организации вы найдете элементы всех этих подходов.

Научное управление (1885 -1920)

Научное управление наиболее тесно связано с работами Ф.У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Эти создатели школы научного управления полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Первой фазой методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Тейлор, например, скрупулезно замерял количество железной руды и угля, которые человек может поднять на лопатах различного размера. Гилбреты изобрели прибор и назвали его микрохронометром. Они использовали его в сочетании с кинокамерой для того, чтобы точно определить, какие движения выполняются при определенных операциях и сколько времени занимает каждое из них. Об этом написано в Примере 2.1. Основываясь на полученной информации, они изменяли рабочие операции, чтобы устранить лишние, непродуктивные движения и, используя стандартные процедуры и оборудование, стремились повысить эффективность работы. Тейлор, например, обнаружил, что максимальное количество железной руды и угля может быть переброшено, если рабочие будут пользоваться лопатой-совком емкостью до 21 фунта (ок. 8,6 кг - прим. ред.). По сравнению с более ранней системой это дало поистине феноменальный выигрыш.

Научное управление не пренебрегало человеческим фактором. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась также возможность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в производстве, так что количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий, было реалистичным и справедливо установленным. Это давало руководству возможность установить нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе, они также подчеркивали большое значение обучения.

Научное управление также выступало в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Тейлор и

его современники фактически признавали, что работа по управлению - это определенная специальность, и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Этот подход резко контрастировал со старой системой, при которой рабочие сами плакировали свою работу.

Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому, управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации.

Классическая, или административная школа в управлении (1920 -1950)

Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого. С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом.

Тейлор и Гилбрет начинали свою карьеру простыми рабочими, что, несомненно, повлияло на их представление об управлении организацией. В отличие от них, авторы, которые считаются создателями школы административного управления, более известной как классическая школа, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Анри Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы и которого иногда называют отцом менеджмента, руководил большой французской компанией по добыче угля3.Линдалл Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии4. Джеймс Д. Муни, который писал работы совместно с А.К. Рейли, работал под руководством Алфреда П. Слоуна в компании «Дженерал Моторс»5. Следовательно, их главной заботой была эффективность в более широком смысле слова - применительно к работе всей организации.

Приверженцы классической школы, как и те, кто писал о научном управлении, не очень заботились о социальных аспектах управления. Более того, их работы в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии. «Классики» старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху.

Эти принципы затрагивали два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией6. Определяя основные функции бизнеса, теоретики-«классики» были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или рабочие группы. Традиционно такими функциями считались финансы, производство и маркетинг. С этим было тесно связано и определение основных функций управления. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация. В следующем разделе данной главы мы более подробно рассмотрим собственно функции управления.

Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному. Пример 2.2. представляет собой сжатое изложение 14 принципов управления Анри Файоля, многие из них до сих пор практически полезны, несмотря на изменения, которые произошли с тех пор, как Файоль впервые их сформулировал.

Принципы управления Анри Файоля

1. Разделение труда. Специализация является есте

ственным порядком вещей. Целью разделений

труда является выполнение работы, большей по

объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях.

Это достигается за счет сокращения числа целей,

на которые должны быть направлены внимание и

2. Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавай, приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия - там возникает ответственнее!?».

3. Дисщтлина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрия. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.

4. Единонанате. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

5. Edw-icmeo направления. Каждая груяпа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6. Подчиненность личных интересов обиам. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.

7. Вознаграждение персонала Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.

8. Централизащии Как и разделение труда, централизация валяется естественным порядком вещей. Одяако, соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрали-задней. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.

9. Скалярная ипь. Скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, - вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы езде большей ошибкой поддерживать зту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.

10. Порядок. Место - для всего и все на своем месте.

11. Справедливость. Справедливость-это сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который дзржится за место, безусловно предпочтительней чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит н не держится за свое место.

13. Ишщшвгшва. Иниц5!атива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.

14. Корпоративный дух. Союз - это сила. А она является результатом гармонии персонала.

Поведенческие науки (1950 - го настоящее время)

Школа научного управления и классическая школа появились на свет, когда психология находилась еще в зачаточном состоянии. Многие в начале XX века серьезно ставили под сомнение тогда новую фрейдовскую концепцию подсознательного. Более того, поскольку те, кто интересовался психологией, редко интересовались управлением, существовавшие тогда скудные знания о человеческом сознании были никак не связаны с проблемами трудовой деятельности. Следовательно, хотя авторы научного управления и классического подхода признавали значение человеческого фактора, дискуссии их ограничивались такими аспектами как справедливая оплата, экономическое стимулирование и установление формальных функциональных отношений. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фахтор как основной элемент эффективности организации. Поскольку оно возникло как реакция на недостатки классического подхода, школа человеческих отношений иногда называется неоклассической школой.