Обучение грамоте детей среднего дошкольного возраста. Подготовка дошкольников к обучению грамоте

олеся осипова
Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.

Успехи в чтении и письме во многом будут, зависят от того как ребенок введен в грамоту и в усвоении русского языка в целом.

Исследования ученых позволили, установит наиболее сензитивные сроки для начала обучения детей грамоте . Подготовка должна начаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребенка особое чутье к языку. Ребенок обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи, поэтому работа со словом должна идти от смыслового значения слова к звуковому.

Социальный заказ родителей, особый интерес современных детей к чтению обусловили изменение содержания занятий по подготовке детей к обучению грамоте в детском саду . Появились задачи, которые раньше не ставились перед детьми и педагогами дошкольных учреждений . К числу первостепенных задач относятся обучение старших дошкольников чтению . Педагоги используют прописи на печатной основе, что позволяет обучать пятилетних детей курсивному письму .

В настоящее время целесообразно устанавливать преемственность между конкретным ДОУ и конкретной школой в определении содержания и объёма работы по обучению дошкольников грамоте . Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Преемственность исключит дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению в ДОУ .

Организуя работу по подготовке к обучению грамоте , воспитателю всегда необходимо помнить, что главное – учитывать особенности ребенка дошкольника , его интересы и потребности. Нельзя ломать привычный уклад жизни, перегружать сетку занятий, сокращать сетку занятий, сокращать время игр и других видов деятельности.

Подготовка к школе - организация полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребенка, удовлетворяющей его интересы и потребности на протяжении всего дошкольного детства . Знания, полученные ребенком в процессе деятельности, познания и общения, являются, прежде всего, условием личностного развития. Важность не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи.

Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе (по их мнению – это овладение умением читать и писать) . И если детский сад не решает этой задачи, то родители, как правило, быстро находят пути удовлетворения своих потребностей : ребенок начинает посещать занятия или в «школе раннего развития» , или в подготовительном классе общеобразовательной школы. (И это сверх тех занятий, которые проводятся в детском саду) а если к этому добавить посещение ребенком 6-7 лет музыкальной школы, художественной студии или спортивной секции, то можно легко представить себе общую картину учебной нагрузки на современного ребенка - дошкольника . Практика подтвердила, что крен в сторону интеллектуализации образования дошкольников не даст ценностно-значимых результатов в целостном развитии личности ребенка. Главная задача взрослого (педагогов, родителей) – сохранить мир детства, помочь ребенку прожить детские годы в радости, обеспечить постепенность социального взросления.

Каковы же требования к содержанию обучения детей грамоте в современных образовательных программах .

В обновленном варианте российской программы «Программы воспитания и обучения в детском саду » (под редакцией М. А. Васильевой) оббьем и содержание работы по подготовке к обучению грамоте сохраняются . К концу года, ребенок должен : различать понятия «звук» , «слог» , «слово» , «предложение» ; называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги – в словах; находить в предложении и слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

Умение называть в последовательности звуки в словах предполагает навык звукового анализа состава слова.

В обновленном варианте программы сохраняется ин название отдела «Развитие речи» , а подраздел или направление деятельности формулируется как «Подготовка к обучению грамоте » .

Традиционное содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте включает в себя три направления :

1) Развитие связной речи;

2) Подготовка к обучению чтению ;

3) Подготовка к обучению письму .

Эти направления должны стать обязательным структурным компонентом занятий.

Приступая к организации процесса обучения старших дошкольников , педагогу важно учитывать два момента : обучение не должно разрушать естественность жизни детей и принудительное обучение бесполезно . В процессе организованной образовательной деятельности должен главенствовать дух открытия (ничего не сообщать детям в готовом виде) . Ребенку должны быть созданы условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях. Следует чаще обращаться к детям с заданиями : подумайте, отгадайте. При подготовке и организации занятий педагог должен стремиться расширить поле активной творческой мыслительной деятельности детей , включать ситуацию спора, дискуссии, просить обосновывать свое мнение или ответ.

Необходимо помнить, что у каждого ребенка свой срок и свой час постижения.

Десять советов родителям

Совет 1. Занимайтесь с ребенком регулярно, выберите направления занятий, не перескакивайте с одного вида занятий на другие.

Совет 2. Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.

Совет 3. Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий – это даст ребенку уверенность в своих силах.

Совет 4. Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка.

Совет 5. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.

Совет 6. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно.

Совет 7. Подбадривайте, поддерживайте ребенка в тех случаях, когда он испытывает трудности или у него что- то не получается.

Совет 8. Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.

Совет 9. Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые трудны и не и получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.

Совет 10. Учитесь видеть не только слабые, но и сильные стороны развития ребенка. Выстраивайте занятия так, чтобы ребенок мог использовать сильные стороны своего развития.

Публикации по теме:

«Подготовка детей дошкольного возраста к школьному обучению» Подготовка ребенка к обучению в школе и обеспечение его успешной адаптации к условиям школьной жизни является одной из важных задач не только.

Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Утина Светлана Юрьевна воспитатель.

Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте Старшая группа № п. п название цель Ход игры 1. Дидактическая игра «Назови игрушку» Развитие представлений о многообразии слов. Знакомство.

Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Тема: Гласный звук а и буква А. Конспекты занятий по обучению грамоте. Занятие № 1 Тема: «Гласный звук А, буква А, а. Определение места звука в словах. Деление слов на.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди» Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по сказке "Гуси лебеди" Цель: повторить и закрепить.

Людмила Рычкова
Методика организации занятий по обучению грамоте

Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности показала, что добиться положительного результата по обучению грамоте с детьми можно , если изменить форму и содержание обучающих занятий и использовать комплексно- игровой метод организации занятий . Сюжетно- тематическая организация познавательных процессов более целесообразна для активизации речи и на развитие функции языкового анализа и синтеза, т. е. осуществляется подготовка к обучению грамоте . В основу всех занятий по обучению грамоте , проводимых мною, положен комплексно- тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами. На своих занятиях большое внимание уделяю на коррекционное развитие. Коррекционное развитие проводиться мною по основным направлениям :

1. развитие сенсорных и моторных функций;

2. формирование кинестетической основы артикуляторных движений;

3. развитие мимической мускулатуры;

4. развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения,

восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);

5. развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

6. формирования черт гармоничной и незакомплексованной личности

дружбы, любви, уважения, и самоуважения, критичности и

самокритичности, оценки и самооценки и др.)

Готовясь к занятиям по обучению грамоте , стараюсь разнообразить каждое занятие : в одном случае это игра, в другом- занятие- спектакль , где дети- и участники спектакля, и зрители, в третьем они учителя, а не ученики и т д. Необходимо отметить, что такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержание интереса на протяжении всего занятия .

Дети, играя, постигают понятия «звук» , «слог» , «слово» , «предложение» , «буква» , закрепляют правильное употребление звуков в произношении пословиц, поговорок, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок. Организационно-сюжетная основа занятий по обучению грамоте должна быть разнообразной. Вот некоторые варианты :

Сказочных сюжетов;

Элементов фольклора;

Воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;

Литературных персонажей;

Известных и придуманных игр;

Элементов сюжетно-дидактической игры,

Сюжетных и пейзажных картин;

Специально изготовленных пособий;

Сюжетов и героев мультфильмов.

Задачи и варианты организации элементов сюжетно-тематических занятий по обучению грамоте .

1. Первый этап занятий организационный . Его цель : создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психофизических функций. Оргмоменты провожу в разных вариантов, но в любом случае включаю релаксационные, мимические и имитирующие упражнения. Например, занятие на тему : «Похищение буквы в» начинается с прочтения телеграммы : «Дети, я получила телеграмму . Послушайте, что в ней написано : Де- очки и мальчики, меня похитила злая _едьма. С при_етом, _аша но_ая бук_а». Вы догадались, какую букву похитила ведьма? Выручим ее. Произносите звуки, которые эта буква обозначает. Путь будет трудным. Я предлагаю потренироваться на велотренажерах. (Дети имитируют езду.) Вижу, хватит сил у вас, чтобы выручить букву «в» .

При знакомстве со звуком «л» начинаю с загадки : «Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает?» Затем провожу релаксационное упражнение : «Представьте, что сейчас лето. Протяните руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло, приятно (расслабление) . Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно (напряжение) . Опять засветило солнышко (расслабление) ». Релаксационные упражнения помогают снять мышечное напряжение.

Иногда использую психогимнастику. Например : при знакомстве со звуками «г» и «г\» . «У нас в гостях гномы Гена и Гога. Дети, вы помните сказку про Белоснежку? С кем она дружила? (С гномами) . Сейчас мы станем изображать разных гномов. Покажите, каким был гном Ворчун. Каким вы представляете себе гнома Весельчака?» (Дети изображают ворчливого, веселого, грустного, доброго и злого гномов.) Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата.

Элементы психофизической гимнастики использую, например, в оргмоменте занятия «Клад кота Леопольда» (звуки л и л\) . Дети изображают хитрых, голодных и жадных мышат, показывают, как они подкрадываются к спящему Леопольду, как уныло бредут после своих неудавшихся продедок. Затем они изображают спящего кота, его добродушный вид, мягкую походку и т д.

Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «я» , развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

2. Сообщение темы занятия .

Занятия , в этой части позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия . Перед детьми выставляю игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей- участников занятия . Дети знакомятся с ними, выделяют изучаемые звуки и названия персонажей.

Например, в занятии «День рожденье куклы Ани» . Как звать именинницу? Какой первый звук ее имени? В гости к Ани пришел доктор Айболит и подарил ей аленький цветочек. Какой одинаковый звук встречается в словах Аня, Айболит, аленький? Значит, с каким звуком и с какой буквой мы сегодня познакомимся? В занятии на тему «Три поросенка» (звуки н, н\) сообщение темы звучит так : «Сегодня мы будем сочинять сказку о Ниф- Нифе, Наф-Нафе, и Нуф-Нуфе и изучать звуки н, н\».

Таким образом, игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает у детей интерес к занятию , но и достигается главное для этого этапа - направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых или повторению пройденных звуков.

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. На данном этапе реализую следующие задачи :

Уточняется артикуляция - положения губ, языка, и зубов при

произношении изучаемого звука;

Показываю «профиль» языка на рисунке;

Звуки обозначаем цветовыми символами

Уточняю акустические признаки звуков : «спит» или «не спит» голосок

(глухие или звонкие) ; поется или не поется звук (гласные или согласные) ;

Находим образное сравнение звука (звук р- рычание тигра, звук ш-

шелестящая листва. Звук л\-весенняя капель);

Определяется их место в Звуко-буквенном городе (в Синем, Красном или

Зеленом городе они будут жить).

Например, при изучении звуков н и н\, вначале определяем, одинаково ли звучат первые звуки в словах Наф- Наф, и Ниф-Ниф, т е уточняется мягкость и твердость этих звуков. При сравнении звуков задаю вопросы, которые способствуют развитию воображения : Каким вы представляете себе этот звук? На что он похож? Каким цветом можно его нарисовать?

4. Произношение изучаемых звуков в словах.

На этом этапе занятий решаю следующие задачи :

Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

Уточнение и расширение лексического запаса;

словообразования, постижение смысла и многозначности слов;

Развитие слухового внимания и зрительной памяти;

Овладение простыми и сложными видами звуко-слогового анализа и синтеза.

Для решения этих задач важен принцип подбора речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятий , второй - поставленной задачей. В работе по обогащению словаря детей и развитию фонематического восприятия подбираю предметы, игрушки или картинки. В процессе развития фонематических представлений наглядный материал не демонстрирую, а если выставляю, то только после названия слов детьми. Здесь фонематические представления детей базируются на ранее известных образах предметов , и позволяют активизировать мыслительные процессы и развивать память.

Использую на одном занятии слова , включающих одну или несколько родовых групп (птицы, звери, посуда, пища и т. д., способствует развитию логической памяти. А применение речевого материала – слов, насыщенных изучаемым звуком (в начале, середине или в конце слова, - развивает слуховое чутье.

Параллельно с решением перечисленных задач на данном этапе провожу работу над усвоением грамматических категорий языка . Вопросы ставлю таким образом, чтобы дети смогли повторить одно и то же слово в разных падежах, в единственном и множественном числе, в настоящем или прошедшем времени и с разными приставками.

Развитию слухового внимания способствуют словесные игры : «Звук потерялся» , «Звук заблудился» , а также задания по восстановлению слов с переставленными звуками, угадывание слов по первому и последнему звуку и слогу и восстановление перепутанных слогов. А речевые задания хорошо сочетаются с развитием мелкой моторики.

Зрительная память и внимание хорошо развиваются в играх «Что изменилось?» , «Кто спрятался?» , «Кто стоял или сидел между ними?» , «Кто улетел?»

Языковый анализ и синтез – это сложная мыслительная работа, которую провожу на каждом занятии . Задания ввожу в разные части занятия – там , где это вызовет наибольший интерес у детей. Иногда эти задания даю в середине занятия или упражнения по звуко-буквенному анализу и синтезу даю в заключительной части.

Особый интерес у детей вызывают задания, в которых «собираются рассыпанные» звуки или, наоборот, их «рассыпают» , сопровождая действием. Составление схем слов из цветовых символов чередую с подбором или поиском подходящих слов к заданной схеме. На более поздних этапах работы дети отгадывают ребусы и кроссворды. При этом важно научить детей самостоятельно задавать вопросы о звуках, слогах и словах. Намеренно допускаю ошибки в ответах на вопросы, поставленными детьми и это вызывает особый интерес у детей, они эмоционально откликаются, желая помочь исправить ошибку, найти правильный ответ.

5. Физминутка.

Физминутку тесно связываю с темой занятия и это является переходным мостиком к следующей части занятия . Основные задачи физминутки – это :

Снять усталость и напряжение;

Внести эмоциональный заряд;

Совершенствовать общую моторику;

Выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

При планировании физминутки необходимо помнить, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики.

Этому же служат упражнения по имитации трудовых действий. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей.

6. Работа над предложением.

Успешному овладению детьми закономерностей необходимых связей слов в предложениях способствует предварительная работа над заданиями по словосочетаниям. Например, дети упражняются в правильном согласовании прилагательных с существительными (сосновый лес, березовая роща, голубое платье, голубое одеяло и т д, или задания на образование относительных прилагательных и их согласование с существительными (кожаная сумка, хрустальная ваза, шелковая косынка. и т д) . Забавными и интересными бывают задания с просьбой определить предметы на ощупь, которые развивают осязание.

Усвоение закономерностей в усвоении необходимых связей слов в словосочетаниях является базой для формирования лексико-грамматических конструкций предложений. На данном этапе занятий решаю следующие задачи :

Установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;

Актуализация накопленного словаря;

Формирование связности и четкости высказываний;

Работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в

частности умозаключений;

Анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения

дисграфии.

Приемы работы над предложением разнообразны, но необходимо знать, что задания должны соответствовать основному правилу – от простого к сложному. На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем задания усложняются : детям предлагаю составлять предложения по набору слов или по опорным словам. На более высоком уровне развития речи предлагаю задания на восстановление деформированного текста предложения. Развитию мышления способствуют задания, в которых прошу детей составить предложение из набора слов, связанных ситуативной цепочкой. Например, «лиса, куст, заяц, нора, лежать, в, под, сидеть» (Заяц сидел под кустом, а лиса лежала в норе) .

Созданию оживленной и творческой обстановки способствуют задания, в которых нужно исправить смысловые ошибки, намеренно допущенные мною. Например, «Дайте быстро мне ответ – так бывает или нет? Наступила зима, расцвели подснежники. Осенью зацвели сады. На березе растет земляника» и т. д.

Дать самостоятельное умозаключение помогают такие вопросы, как : «Что вы будете делать, если найдете зимой на улице замерзающего котенка?», «Что вы будете делать, если вашего братика (сестренку, маму) будет кто-то обижать?», «Что было бы, если бы исчезли все звери и птицы?» и другие. Обязательно при выборе принципов и приемов организации заданий на этом этапе работы над предложением должна быть логическая и игровая связь с сюжетом занятия .

Параллельно с усвоением лексико-синтаксических отношений между членами предложений веду работу по анализу и синтезу словесного состава предложения. При этом обычно использую полоски для обозначения слов, делаю зарисовки схем на доске или в тетрадях, даю задания, в которых дети исправляют мои ошибки.

7. Произношение звука в связной речи.

Основная часть этапа – совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных текстах. Попутно решаю следующие задачи :

Развитие воображения и творческой фантазии;

Развитие словотворчества;

Развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов (просодия –

система произношения ударных и неударных, долгих и кратких слогов в речи.)

Необходимым и обязательным условием на данном этапе является смысловая и игровая связь с темой или сюжетом занятия и с заданиями предшествующего этапа. На данном этапе использую задания с известными чистоговорками и поэтическими произведениями – диалогами и стихами. Причем необходимо, чтобы они были насыщены изучаемыми звуками, были занимательны и доступны и, кроме того, многообразны по интонационным характеристикам (вопросительным и восклицательным) . Например, при изучении звука и буквы «п» Звук «п» произносим в чистоговорках и словотворчество детей.

Сочиним чистоговорку со словом крупа.

Пу- пу- пу, попугай клюет крупу.

Па-па-па, на пол сыплется крупа.

Пы-пы-пы, больше нет у нас крупы.

А так же проводится работа над мимикой и просодией

Чтение шутки – потешки.

Говорит попугай попугаю :

Попугай, попугай, я тебя попугаю!

Попугаю в ответ попугай :

Не пугай, не пугай, не пугай!

Дети повторяют шутку – потешку. Потом одна группа изображает сердитого попугая, другая – испуганного. Такие задания способствуют развитию ритма, чувства созвучия, рифмы. Развитию связной речи способствуют и такие задания, где дети предсказывают действия персонажей, придумывают для них диалоги и реплики, отвечают на вопросы и находят выход из проблемных ситуаций. Например : при изучении звука «н» , создается проблемная ситуация, где главные персонажи три поросенка. «Пока они играли, стало темно, значит, наступила (ночь) (выставляется картинка с изображением ночного пейзажа) .

Как вы догадались, что это ночь? (темное небо, светит луна.) Увидев луну, гости вспомнили, что их ждут мамы. Как сообщить мамам, что у них все в порядке? (можно позвонить по телефону.) Что они сказали мамам? Ваши ответы должны начинаться со слов надо, можно.

8. Обучение элементам грамоты .

Это завершающий этап занятий , который предусматривает решение следующих задач :

Познакомить с буквой, которой обозначается изучаемый звук;

Научить писать печатным шрифтом букву, а также слоги и слова с ней.

При решении первых двух задач необходимо связать звуковой (фонетический) образ звука со зрительным (графическим) образом. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать, что главным отличием звука от буквы является то, что звук мы слышим, а букву видим и читаем.

Знакомство с буквой, обозначающей изучаемый звук, начинаю обычно с того, что детям демонстрирую заглавную и строчную печатные буквы. Дети разыскивают новую букву в Звукобуквенном городе и в буквенных кассах. Строчная и заглавная буквы сравниваются – отмечаются их сходство и различие. Затем определяем на что похожа та или иная буква, т. е. создаем зрительный образ буквы. Например, при изучении буквы «Ц» читаю стихотворение :

Вот какая буква ц Коготок – царапка,

С коготком на конце Как кошачья лапка.

Для более прочного и образного запоминания буквы использую прием, в котором элементы буквы находятся в геометрических фигурах, наложенных друг на друга. Кроме того, мы с детьми изображаем букву с помощью пальцев или показываем конфигурацию буквы позами. Например, буква ф – руки, согнутые в локтях и развернутые в стороны, ставятся на пояс; буква н – двое детей берутся за руки; буквы ы – между двумя стоящими детьми третий ребенок в согнутом состоянии прислоняется к первому и т д.

Задания на чтение буквы слогов и слов с изучаемой буквой мы используем только уже известные детям буквы. Это определяется принципом – от простого на начальных стадиях занятий в начале года к более сложному на поздних этапах – к концу года. На занятиях использую разнообразные приемы. Обязательно использую работу с разрезной азбукой, чтобы у детей формировалось осознанное восприятие составляемых и прочитываемых слогов и слов. Детям предлагаю составлять слова из букв в определенной последовательности : слова с одной заданной пропущенной буквой, слова из переставленных или перепутанных букв, а также слова, в которых одна буква заменяется на другую с целью изменения фонетического звучания и смысла (кошка – кашка, галка – палка, почка – бочка и т. д.) . Кроме того, составляем и прочитываем слова из известных «рассыпанных» букв или слогов. Более сложные задания для детей – кроссворды и ребусы. Естественно, что наиболее приемлемой формой организации занятий является игровая . Решение задачи – научить детей писать печатным шрифтом изучаемую букву : вначале дети выкладывают изображение буквы из счетных палочек, «рисуют» пальчиком на столе, в воздухе, затем учатся писать печатную букву в тетрадях.

9. Итог занятия .

На заключительной стадии занятия подвожу итоги , т. е. определяю его результативность. Здесь должна присутствовать положительная эмоциональная оценка типа : «Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами! Мне было приятно заниматься или играть с вами. И жаль, что занятие так быстро закончилось». На этом этапе у меня всегда присутствует передача положительных эмоций.

При индивидуальной оценке всегда отмечаю активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка. А реакция на неудачи должна быть с надеждой на успех в последующих занятиях , с убеждением, что отчаиваться не стоит, если активно работать, то все получится. Также задаю вопросы : «Что вам понравилось? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным? Что бы вы хотели услышать в следующий раз?» Этим я узнаю оценку детьми прошедшего занятия и пытаюсь найти более близкий контакт с детьми, и отбираю удачный принцип построения заданий для каждого этапа последующих занятий .

И главное, о чем необходимо помнить, - занятие от начала до конца должно быть добрым!

Современная начальная школа требует от будущих первоклассников развитого фонематического слуха, умения производить звуковой и слоговой анализ слов, предложений, простые предложения и тексты.

Как свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования у детей 4-6 лет появляется стремление к звуковому анализу речи.

Исследователи (К.Д. Ушинский, Л.С. Выгодский, Н.И. Красногорский, Д.Б. Эльконин и другие) утверждают, что для детей уже в 5-6 лет.

Что входит в обучение грамоте?

Происходит на основе развития устной речи детей (звуковая культура, словарная работа, формирование грамматически правильной речи, обучению рассказыванию и др.) Одновременно следует работать над развитием наблюдательности, памяти, мышления, внимания ребенка.

Занятия по грамоте следует строить так, чтобы дети включались в активную познавательную деятельность, самостоятельно решали поставленные перед ними задачи.

Для этого широко , решение речевых логических задач, дидактические упражнения и игры.

Обучение грамоте детей в дошкольном учреждении должно иметь воспитательный характер.

Тексты для анализа (рассказы, сказки, стихи, скороговорки) должны быть содержательные, высокохудожественные, способствовать формированию жизненной компетентности детей.

Этапы обучения элементам грамоты

Многочисленные исследования и практический опыт работы дошкольных учебных заведений доказывают важное значение звукового анализа в обучении грамоте.

Операции сравнения, анализа при фонематичном восприятии языка подводят детей к сочетание звуков в слоги, слова, ускоряют процесс овладения правильным чтением, усвоения норм правописания, грамоты, способствуют умственному развитию детей.

В несколько этапов.

Первый этап обучения детей элементам грамоты – это ознакомление со звуками.

Многие авторы отмечают, что эффективнее начинать с ознакомления детей с неречевыми звуками. Для этого можно провести дидактическую игру «Что как звучит?» (бумага, стаканы с водой, погремушка, барабан, колокольчик и тому подобное).

Следует обратить внимание детей, что это неречевые звуки, ведь их никто не произносит, но мы их слышим. Во время прогулки хорошо предложить детям определить, какие неречевые звуки они слышат: шорох листьев, шум или гудение машины и тому подобное.

Ознакомление со звуками

Этот метод является эффективным, потому им пользуются до этого времени.

Сначала педагог предлагает детям прослушать «песенки»: А-а-а, О-О-о, У-у-у, И-и-и, ы-ы-Ы, Е-е-е. Он рассказывает детям, что эти звуки являются языковыми – мы их произносим. Они называются гласными, потому что мы их поем голосом.

Артикуляция гласных

Педагог предлагает пропеть звуки в такой последовательности: А-О-У. Говорит, что ротик сначала рисует большой круг – дети пропевают «А-А-а», потом среднее – «О-О-О», а потом совсем маленькое – «у-у-у». Далее дети поют в такой последовательности: И-Э.

Педагог говорит, что теперь ротик улыбается – дети поют: «И-и-и», потом улыбка становится шире – «ы-ы-Ы», теперь он почти смеется – «э-э-Э».

Педагог обращает внимание детей на то, что когда мы произносим гласные звуки, воздух выходит свободно, ему ничего не препятствует, наш ротик открыт. Именно поэтому этот звук имеет такую отметку, как открытый ротик.

Обязательно нужно обратить внимание детей на то, что гласных звуков только шесть.

Закрепить знания детей о гласных звуках можно с помощью разнообразных игр: «Какой это звук?», «Поймай звук».

Игра «Оживи кружок», в которой дети по очереди нажимают на символ гласного звука и называют любой громкий звук, поможет детям хорошо запомнить все гласные звуки.

Второй этап обучения детей элементам грамоты – знакомство со слогами.

Этот этап тесно связан с третьим этапом, во время которого идет ознакомление детей с понятием «слово».

Ознакомление со словами и слогами можно провести следующим образом: сначала повторить знания о гласные и согласные звуки, затем перейти непосредственно к слогов и слов. Рассказ о них также может быть в форме небольшой сказки.

Сказка о звуках

Гласные и согласные звуки стали дружить и ходить парами. Но у некоторых пар не получалось что-то сказать. Например, взялись за руки Д и И (скажем все вместе: «ДИ»), но это ничего не значило.

Они очень расстроились, поэтому их пришли утешать звуки В и О и рассказали, что у них тоже ничего не получается (все вместе – «ВО»). Поэтому они взялись все вместе за ручки: ДИ-ВО.

Вдруг прибежали другие звуки и начали их приветствовать: «У вас получилось ЧУДО!» И действительно это было чудо, потому что отдельно они ничего не значили, а вместе составили слово – «чудо».

Другие звуки тоже начали становиться по двое и даже по трое, а потом подходили к другим таким группкам и составляли слова. Такие группки звуков начали называть составами, ведь из них складывается слово.

Звуки образовывали составы а, затем объединялись в слова. Но заметили, что согласные звуки не могут сами образовывать составы, а только с помощью гласных звуков. Тогда возле одного гласного могло собраться два, а иногда и три согласных звука.

А гласные звуки могут образовывать частицы слова – слоги – и без согласных. поэтому звуки пришли к выводу, что сколько в слове гласных звуков, сколько и слогов..

После ознакомления с понятием состава дети учатся определять количество слогов, подставляя руку под подбородок: сколько раз оно коснется руки при произнесении слова, столько в этом слове и слогов.

Ознакомление детей со словом

При ознакомлении детей с понятием «слова» стоит обратить внимание на то, что сочетание звуков в слове и просто сочетание разнообразных звуков отличается тем, что слово имеет значение, а простое сочетание звуков значения не имеет.

Третий этап обучения детей элементам грамоты – ознакомление с предложением.

Для этого пригодятся предметные картинки. Например, можно взять три картинки, на первой из которых изображена девочка, на второй – девочка, которая рисует кисточкой, на третий – цветок.

Педагог с детьми рассматривает картинки и замечает, что все, что на них изображено можно назвать словами. Дальше ознакомления с предложением можно продолжить так.

Дети, посмотрите, кто изображен на первой картинке? (девочка). А что делает девочка на второй картинке? (рисует) А что изображено на третий? (цветок). Дети, за каждой картинкой вы назвали слово.

А теперь давайте соединим эти слова: «Девочка рисует цветок». Мы с вами о чем-то рассказали. Когда слова собираются вместе и о чем-то рассказывают, то это называется – предложения. Итак, давайте вместе произнесем наше предложение (дети проговаривают предложения).

А теперь посчитаем, сколько слов в нашем предложении. В нашем предложении три слова. давайте попробуем изменить предложение так, чтобы в нем стало пять слов. Девочка (какая?) – маленькая, веселая, светловолосая и тому подобное.

Цветок (какой?) – красный, красивый, яркий, нежный и тому подобное. Добавим к нашему предложения слова-признаки: «веселая» и «красная». А к словам-признакам подберем картинки, на которых изображены веселое личико и красное пятно. Вот что получилось: «Маленькая девочка рисует красный цветок».

Давайте посчитаем слова в новом предложении. Теперь наше предложение состоит из пяти слов.

Закрепление знаний

Для закрепления полученной информации можно предложить детям самим составить предложения с опорой на предметные картинки и определить количество слов в составленном предложении.

Педагогу необходимо объяснить детям, что в предложении каждое слово имеет свое место, и на примере любого деформированного текста можно продемонстрировать это утверждение и предложить детям составить предложение правильно.

Упражнять детей в составлении простых распространенных предложений можно с помощью игр «Расшифруй картинку», «Кто придумает самое длинное предложение», «Составь предложение по схеме» и тому подобное.

Гайсина Люция Габдрахмановна, старший воспитатель
МБДОУ №54 «Искорка» г. Набережные Челны

Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Оказывается, в возрасте от 2 до 5 лет детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению к шести годам. Структуры, отвечающие за читательские возможности, эволюционируют вместе с общими языковыми способностями. В последнее время наблюдается их «омоложение». И большое число детей начинают учиться читать под руководством некомпетентных наставников - родственников, старших школьников, педагогов. В настоящее время «рынок» педагогических услуг стал весьма разнообразным, но в определенной степени стихийным. Так, например, появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте детей дошкольного возраста, причем не всегда высокого качества. Отдельные составители образовательных программ, а также педагоги и родители, не знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки. Например:

Смешивают понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза;

Наблюдается произвольное и хаотичное знакомство с буквами без учета закономерностей развития их фонемных имен (звучания) и особенно нарушений этого развития у части детей. Возрастные и функциональные фонетико-фонематические недостатки (недостатки звукопроизношения и различения звуков) приводят к искажению, заменам, пропускам звуков при чтении и затрудняют восприятие текста;

Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]..., что может допускаться только после четкого различения ребенком понятий «звук» и «буква». Такая работа проводится в логопедических группах и, конечно, в школе. Или названия согласных даются с призвуками [СЭ, КЭ]... И то и другое приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА, [СЭТЭУЛЭ] вместо слова СТУЛ;

Не используется орфоэпическая грамматика, введение которой в процесс звукобуквенного анализа позволяет читать по правилам орфоэпии (ЗУБ - [ЗУП], КОМОК - [КАМОК], ЖИЛ - [ЖЫЛ]...) и предупреждает ошибки по типу оглушения-озвончения, безударных позиций гласных, вариаций твердости-мягкости и т. д.

При таком обучении грамоте даже у детей с развитым фонематическим слухом невольно возникает нарушение процесса чтения, их читательский интерес резко падает. Переучивание таких «читателей» в школе создает дискомфорт на уроках грамоты и снижает их эффективность.

Таким образом, наблюдения за естественным интересом детей к буквам указывают на необходимость обучения грамоте в старшем дошкольном возрасте. Но это требует соответствующих знаний от педагогов ДОУ и родителей детей.

Давайте запомним:

  1. Звуки - звуки мы слышим и произносим.
  2. Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят) , могут пропеть любую мелодию. Для гласных звуков мы придумали «домики», в которых они будут жить. Мы решили, что гласные звуки у нас будут жить только в красных домиках (красные кружочки или квадраты) .
  3. Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них могут тянуть (ССС, МММ,) но петь никто из них не может, а петь им хочется. Поэтому они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма-...) . Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Для согласных звуков мы тоже придумали «домики», только решили, что они будут для согласных твердых синего цвета (синие кружочки или квадратики) , для согласных мягких - зеленого (зеленые кружочки или квадратики) .
  4. Согласные твердые звуки [П, Б, Т, Д, М, К, Г, ...] - в словах звучат сердито (твердо) .
  5. Согласные мягкие звуки [ПЬ-П", БЬ-Б", ТЬ-Т", ДЬ-Д", МЬ-М"...] - в словах звучат ласково (мягко) .
  6. Звуки [Ш, Ж, Ц] - всегда твердые, у них нет «мягкой» пары (нет «ласковых» братиков) .
  7. Звуки [Ч, Щ, Й] - всегда мягкие, у них нет «твердой» пары (нет «сердитых братиков») .

Для овладения первоначальными навыками чтения и письма требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сферы детей. Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой является сформированность фонематического восприятия. Поскольку в основе обучения грамоте лежит опора на речевой слух, на фонематическое восприятие и навыки звукового, а затем звукобуквенного анализа, то возникает необходимость более раннего выявления у детей недостатков фонематического слуха и организации систематической работы по его развитию. У детей в возрасте от 3 до 5 лет наблюдается повышенная чувствительность к звуковой стороне речи. В дальнейшем такая восприимчивость теряется, поэтому так важно именно в этом возрасте развивать фонематический слух и речевое восприятие, а не предлагать сразу буквы, которые относятся к другой языковой действительности - знаковой системе. То есть, при обучении грамоте необходимо наличие добуквенного, чисто звукового периода обучения, который будет проходить ряд этапов: от умения различать звуки (как речевые, так и неречевые) до звукового анализа и синтеза. То есть, прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (называть по порядку звуки, из которых состоят слова) . Дети должны постичь определенную систему закономерностей родного языка, учиться слышать звуки, различать гласные (ударные и безударные) , согласные (твердые и мягкие) , сравнивать слова по звучанию, находить сходство и различие, делить слова на слоги, составлять слова из слогов, из звуков. Позднее учиться делить речевой поток на предложения, предложения на слова и только после этого знакомиться с буквами русского алфавита, овладевая послоговым, а затем слитным способом чтения. Таким образом, работа по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте должна начинаться уже с маленькими детьми, с развития у них слухового внимания и заканчиваться формированием у детей старшего дошкольного возраста первоначальных навыков звукобуквенного анализа, то есть начальному обучению чтению и письму печатными буквами.

Кроме того, в последнее время среди детей, посещающих общеобразовательные группы детских садов, наблюдается резкое увеличение числа детей с речевыми нарушениями, особенно с ФФНР (фонетико-фонематическим недоразвитием речи) . У этих детей кроме нарушения звукопроизношения, наблюдается выраженное недоразвитие фонематического слуха. Эти дети обладают так называемым первичным фонематическим слухом, который обеспечивает им понимание речи и повседневное общение, но недостаточен для развития более высоких его форм, необходимых для разделения звукового потока на слова, слова на составляющие его звуки, установления порядка звуков в слове. Эти дети не готовы к выполнению специальных умственных действий по анализу звуковой структуры слова. Фонематическое восприятие таких детей крайне необходимо последовательно развивать, начиная с младшего возраста.

Дети от 3 до 4 лет.

Развивать у детей фонетико-фонематическую (правильное звукопроизношение и умение различать звуки) сторону речи с целью подготовки к обучению звуковому анализу. Детей необходимо знакомить со звуками окружающего мира, звуком, как единицей речи. Учить вычленять звук из общего потока, распознавать, кто или что издает их. Термины, характеризующие звук (гласные, согласные) не используются. Учить выделять гласный звук голосом вслед за взрослым, что подготавливает детей к интонационному выделению любого звука в слове. Эти упражнения проводятся в игровой форме.

Необходимо и развитие мелкой моторики (движений кистей и пальцев рук) с целью стимулирования речевого развития и подготовки руки к письму.

Дети от 4 до 5 лет.

Развивать фонематическую сторону (различение звуков) речи с целью подготовки детей к овладению звуковым анализом слов. Учить выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов) . Для детей этого возраста можно называть согласные твердые звуки «старшим», а еще лучше «сердитым» братом (братиком, братцем) , согласные мягкие звуки – «младшим», а еще лучше «ласковым» братом. Тогда потом детям будет легко перейти к терминам «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук». Давать представление о протяженности слов (короткие и длинные) , знакомить с делением слов на слоги на основе выделения гласных звуков (термин «слог» не употребляется) . Делят слова на части (кусочки) , отстукивая, отхлопывая и т. д. ритмико-слоговую структуру. В качестве вспомогательного средства используются заместители (мелкие фишки, игрушки) , наглядно изображающие отдельные части слов, что является прообразом графической записи слов. Учатся голосом выделять некоторые согласные звуки – звуки, которые можно произнести протяжно (М – МЬ, В – В, Ф – ФЬ, Н – НЬ, Х – ХЬ; затем свистящие, шипящие, а потом Л –ЛЬ, Р – РЬ) . При условии, что дети произносят те из них, которые предлагаются для выделения. Затем для интонационного выделения голосом предлагаются звуки, которые нельзя тянуть голосом: взрывные, губные и другие (Ч, Щ, Д – ДЬ, Т – ТЬ, Г – ГЬ, П – ПЬ, Б – БЬ, Й) .

Формировать движения кистей и пальцев рук с целью подготовки детей к письму.

Дети от 5 до 6 лет.

Развивать фонематическую сторону речи. Определять протяженность слов (измерять слоговую структуру слов хлопками, шагами) . Можно вводить термин «слог» и делать графическую запись слогового деления. Необходимо продолжать интонационное выделение заданных звуков в словах, подбирать слова на определенные звуки, вычленять первый звук в слове. Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слов. А это уже первая ступень обучения грамоте и предупреждение в дальнейшем пропуска букв при письме. Вводить термин «гласный звук» и его обозначение красными фишками, затем термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением их синими и зелеными фишками (сигналами) соответственно. С помощью дидактического материала (фишки, сигналы, схемы) дети могут строить условно-символические модели различной сложности, что делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям данного возраста.

Формировать графические умения (готовить руку дошкольника к письму) . К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук. Графические умения хорошо формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов по аналогии, словесному образцу, памяти, замыслу. В ходе упражнений дети цветными карандашами выполняют обводку контуров предметов, штриховку и т. п.

Дети от 6 до 7 лет.

Если дети с 3 до 5 лет осваивали звуковую сторону речи, то с 6 лет они с большим интересом уже могут заниматься знаковой стороной речи, то есть учиться читать. Но чтение не рождается автоматически на знании алфавита. Показывая ребенку буквы, следует знать и соблюдать определенные правила и принципы.

  1. Опознание буквы в ее связи со звуком
  2. Слияние нескольких букв в слог.
  3. Слияние нескольких слогов в слово.
  4. Объединение нескольких слов в законченную фразу.

Работу по обучению грамоте детей дошкольного возраста необходимо вести по трем направлениям:

  1. Продолжать развитие звуковой стороны речи, то есть продолжать развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза.
  2. Знакомить детей со знаковой системой языка (буквами) .
  3. Вести подготовку руки дошкольника к письму. (К упражнениям по обводке, штриховке и т. п. добавляется «письмо» печатных букв, конструирование букв из отдельных элементов, изображение письменных букв по точкам и т. д. Обучение письму в полном объеме – только в школе) .

Весь материал для чтения и «письма» на начальных периодах обучения грамоте необходимо подбирать таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением. Учить читать сначала прямые и обратные слоги, затем трехбуквенные односложные (СОК, СУК) слова. Затем можно учить читать двусложные (УСЫ, ОСЫ, УХА; САНИ, КОСЫ и т. д.) слова, потом трехсложные (МАЛИНА) слова, а затем слова с двумя рядом стоящими согласными (СТУК, САНКИ, ВОЛК и т. д.) .

Необходима работа с индивидуальными разрезными азбуками, так как процесс обучения идет более эффективно, если ребенок «пропускает» буквы и слоги через пальцы. При этом взрослый сам разрезает и дает ребенку буквы и слоги к каждому занятию в нужной последовательности, но ни в коем случае не все сразу.

Подготовка детей к обучению грамоте

Готовность детей к обучению грамоте – это личные качества ребёнка, уровень его умственного и физического развития. Обучение и воспитание в 1 классе школы предъявляют детям ряд требований не только к запасу знаний, но и к поведению, личному отношению к новому образу жизни, к новым обязанностям и взаимоотношениям со сверстниками и учителями. Для успешного овладения школьной программой ребенку важно в детском саду приобрести умения слушать и понимать воспитателя, товарища, выполнять указания взрослых, связно отвечать на вопросы, правильно держать карандаш, аккуратно пользоваться книгой, владеть элементарными навыками ручного труда.

В программу по подготовке к обучению грамоте включен так называемый подготовительный период. По сравнению с подготовительным периодом в школе он несколько расширен.

С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте - это формирование нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, её внешняя звуковая сторона. Большое место отводится развитию фонематического слуха детей, т. е. умения различать в звуковом потоке отдельные слова, составлять из звуков слоги и слова.

Дети должны научиться выделять слова в связном коротком предложении, уметь указать в нём количество слов, составить предложение из данных слов. Все эти упражнения направят познание ребёнка на изучение слова.

При обучении на занятиях воспитатель применяет различные дидактические игры и упражнения, которые позволят детям эффективно и качественно усваивать программный материал.


Дошкольный возраст - важный этап в развитии будущего человека, личности. Именно к этому возрасту человек полностью овладевает речью, первыми формами мышления, у него начинает формироваться способность к абстракции, обобщению. Дошкольный возраст характеризуется особой, повышенной чувствительностью к речи, к овладению ею. Ребенок буквально впитывает звуки, слова, предложения. Главное здесь- подача информации в режиме, соответствующем возрастному периоду. Ребенок до 5 лет еще должен днем отдыхать, а обучение должно быть совмещено с игрой. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Д. Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической, буквенной модели.

Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка (до знакомства с их буквенной символикой). Следует различать речь и язык. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения. Речь – это совокупность производимых или воспринимаемых звуков, которые имеют то же значение, что и система письменных знаков. Речь- своеобразная характеристика отдельного человека, она говорит об его индивидуальности. Одно и то же слово, предложение разные люди произносят по-разному. Целенаправленное обучение грамоте, формирование элементарных знаний о речи повышают уровень ее произвольности и осознания, что, в свою очередь, оказывает влияние на общее речевое развитие, повышение речевой культуры детей. Таким образом, необходима двусторонняя связь между процессом развития речи и обучению грамоте.

Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо со средней группы детского сада, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к звуковым играм, к словотворчеству.
Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, она начинается гораздо раньше. Так, уже во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами слово и звук.

& Обучение в средней группе должно быть направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов – первому действию по обучению собственно грамоте.

Фонематический слух – это способность воспринимать звуки человеческой речи. Исследователи детской речи (А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Н. Х. Швачкин, Г. М. Лямина и др.) доказали, что фонематический слух развивается очень рано. Уже к двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка – мышка). Однако первичного фонематического слуха, достаточно для повседневного общения, недостаточно для овладения навыками чтения и письма. Необходимо развитие более высоких его форм, при которых дети могли бы расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в речи, т. е. производить анализ звуковой структуры слова. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. Действия звукового анализа, как показали исследования, не возникают спонтанно. Задача овладения этими действиями ставится взрослыми перед ребенком в связи с обучением грамоте, а сами действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа, а первичный фонематический слух становится предпосылкой для развития более высоких его форм.

Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляют одну из основных задач обучения грамоте. Дети с неразвитым фонематическим слухом испытывают трудности в усвоении букв, медленно читают, допускают ошибки при письме. Обучение чтению идет успешнее на фоне развитого фонематического слуха. Установлено, что одновременное развитие фонематического слуха и обучение чтению и письму оказывают взаимное торможение (Т. Г. Егоров). Ориентировка в звуковой стороне слова имеет более широкое значение, чем просто подготовка к усвоению начал грамоты. Д. Б. Эльконин считал, что от того, как ребенку будут открыты звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии.
В своей работе я использую игры на развитие фонематического слуха такие как: «Чудесные превращения», «Путаница», «Чей домик?», скороговорки. В своей работе продолжаю знакомить с терминами слово и звук практически, без определений, т. е. учим детей понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Дети знакомятся с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Обращаю их внимание на длительность звучания слов. У ребенка формируются умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком, учатся выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно. Впервые для дошкольников речь из средства общения превращается в объект познания (изучения) и анализа, когда смысловая ее сторона «отделяется" от формальной, на которой и концентрируется внимание детей.
Они получают знания об основных законах речи:
- речь состоит из слов;
- слов много, и они называют предметы, их признаки, действия предметов;
- слова имеют протяженность (бывают длинные и короткие);
- они звучат (состоят из звуков);
- слово линейно (звуки в нем идут друг за другом);
- из слов можно составлять предложения;
- звуки в словах произносятся по-разному (одни можно потянуть, а другие произносятся коротко).
Значение терминов слово и звук раскрывается для детей в различных упражнениях и дидактических играх без прямого объяснения. Основной задачей подготовительного курса является формирование умений интонационно выделять любой звук в слове, что позволит детям обследовать звуковую структуру слова (определить наличие или отсутствие любого заданного звука). В зависимости от характеристики звука он произносится в слове дольше («р», «рь», «с», «сь») или резче, четче («б», «бь», «г», «дь») всех других звуков. При интонировании звука в слове артикуляция ребенка изменяется и становится управляемой. Именно это делает возможным выделить звук внутри слова. Единственным образцом такого произношения является произношение воспитателя.

Чтобы сформировать у детей полноценное действие интонационного выделения звука в слове, необходимо выполнять следующие правила:
- звук выделяется на фоне слитного произнесения слова;
- после того, как он выделен, его надо назвать изолированно;
- интонационное выделение гласных звуков не рекомендуется, так как при их длительном произнесении слово распадается на слоги и артикуляция уже не выполняет функции обследования звукового состава слова;
- словесный материал подбирается таким образом, чтобы дети тренировались в выделении звуков, расположенных в слове в разных позициях: в начале, в середине, в конце. Не следует выбирать слова, заканчивающиеся на звонкий согласный, так как он оглушается.
Чтобы сделать занятия более привлекательными, облегчить формирование достаточно сложных умений и обыграть процесс интонационного выделения, звуки сравниваются с природными или такими, которые дети слышат в окружающем мире. Они называются песенками: «р» - песенка большого мотора; «ж» - песенка жука и т. д. Например, детям предлагается назвать предметы и в этих словах спеть песенку большого мотора (р – рак, тор – рт, шар – р) или песенку ветра (ш – шуба, кош – шка, камыш –ш). Введение игровой ситуации облегчает им выполнение задания. С самого начала обучения вводится различие на слух твердых и мягких согласных звуков. Термины при этом не используются: парные согласные звуки дети называют братцами: твердый звук – большой братец, мягкий – младший братец, а одинаковые согласные звуки называют друзьями. В основу обучения положен признак сопоставления звуков: в играх и упражнениях дошкольники попеременно называют то твердый, то мягкий согласный звук. Например, в игре «Насос» детям предлагается надуть мяч попеременно большим и маленьким насосом (с – с – с, сь – сь – сь).
В средней группе даются задания о первом звуке в слове. Например, дается задание составить букет из разных цветов на фланелеграфе. Выбранный ребенок берет картинку и называет цветок, произносит слово с выделением первого звука, а затем изолированно (р – ромашка, «р»). В процессе целенаправленного обучения у дошкольников воспитывается фонематический слух, речевое внимание и они овладевают знаниями, необходимыми для проведения звукового анализа слов и всего дальнейшего обучения грамоте. Так же использую игры на звукопроизношение: «Придумай слово», «Хлопушка», «Магический квадрат», «Первый-последний», «Волшебные превращения». Детей с 3-х лет активно приучаем к речевому этикету – что можно говорить, а что нельзя. Для лучшего понимания ребенком используем совместное пересказывание прочитанного, а так же игры на обогащение речи такие как: «Что могут делать?», «Слова- товарищи», «Слова наоборот» и т д. и игры на развитие словаря: «У кого какой предмет?», «Угадай по описанию». «За покупками в магазин», «Ателье» и т д. У большинства детей отмечаются огрехи в произношении, поэтому следует продолжать использование потешек, чистоговорок, стишков и скороговорок на те или иные звуки.
Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно – волевых и эстетических качеств личности ребенка. Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения. В процессе целенаправленного обучения у детей средней группы воспитывается фонематический слух, речевое внимание и они овладевают знаниями, необходимыми для проведения звукового анализа слов и всего дальнейшего обучения грамоте.