Пять способов завоевать доверие целевой аудитории. Как привлечь и удержать внимание аудитории

С. Джонсон, один из великих сатириков, как-то сказал о своем современнике: "Он не только скучен сам по себе, но и одним своим видом нагоняет тоску на окружающих". Это высказывание можно считать справедливым по отношению ко многим выступающим. Очень часто все становится ясно уже после первого произнесенного предложения, и если оно неудачное, то привлечь внимание слушателей невозможно.

При чтении связь между докладчиком и слушателем обычно пропадает после пяти минут чтения. Поэтому стремитесь рассказывать материал! Некоторые сложные места или цитаты можно зачитывать, но их не должно быть много, так как на слух такие вещи воспринимать сложно. Хорошо, если выступление выглядит как рассказ. Говорите просто и ясно, недлинными предложениями -- будто рассказываете. Говорите достаточно громко, чтобы всем было слышно. Можете переспросить, хорошо ли вас слышно, всем ли видны демонстрируемые вами рисунки или таблицы. В пояснение своих мыслей приводите примеры. Смотрите на людей, улыбайтесь, не бойтесь пошутить или скаламбурить. Не пугайтесь, если вдруг потеряли нить рассуждений или что-то забыли. Это нормальные перерывы в речи человека -- вы ведь не по бумажке читаете. Остановитесь, помолчите, соберитесь с мыслями. Аудитория пока осмыслит ваши предыдущие слова -- ей ведь не так хорошо все известно, как вам, по данному предмету. «Поймав мысль», спокойно продолжайте дальше, -- так и выглядит обычный устный рассказ. Помните: слушатели дружественны вам, а не враждебны!

Если тебе трудно смотреть на людей в зале, сделай следующее. Выбери среди слушателей симпатичного тебе человека и рассказывай будто ему одному. Будто вы сидите за чашкой чая вечерком, и ты рассказываешь другу интересные вам обоим вещи. Затем ты можешь найти в зале еще несколько таких людей и рассказывать уже нескольким «друзьям». Такое твое отношение постепенно может распространиться и на всех слушателей в аудитории. Люди обязательно это почувствуют и будут слушать тебя с интересом.

Важно помнить о видах внимания аудитории. В том случае, когда внимание возникает независимо от воли, сознания, говорят о непроизвольном внимании. Непроизвольное внимание возникает всякий раз, когда:

  • 1) человек сталкивается с чем-то необычным, неожиданным, интересным для него;
  • 2) в поле зрения или слуха человека попадает то, что его волнует, заботит, соответствует практическим интересам и потребностям;
  • 3) действует сильный, меняющий свою интенсивность или контрастный раздражитель.

Непроизвольное внимание не утомляет, так как оно возникает "само" и не требует нервных затрат. Однако оно не устойчиво, легко переключается на другой объект.

Если внимание возникло как сознательное, волевое, но затем поддерживается без всяких усилий со стороны слушателей, т.к. они захвачены выступлением, это -- проявление послепроизвольного внимания. Послепроизвольное внимание не утомляет и может длиться весьма долго (пример -- ораторы древности, которых слушали по 5--6 часов).

Очень важно обращение к слушателю. Контакт со слушателями устанавливается в откровенной и дружеской манере, однако, в зависимости от ситуации, с преобладанием доверительности или же с соблюдением дистанции. Обращение, по возможности, должно учитывать состав слушателей: дорогие сослуживцы, уважаемые друзья, дорогие коллеги. Если слушатели неизвестны, то почтительное обращение воспринимается как преувеличение. Обращение должно быть почтительным, но не раболепным.

Довольно часто употребляемое обращение "уважаемые присутствующие" достаточно бесцветно. На его основе можно сделать вывод о том, что слушатели всего лишь "присутствующие". Обращение не обязательно в начале речи, его можно использовать в любой ее части. В особенно выразительных местах оно служит для улучшения контакта со слушателями. В ходе речи обращение нужно иногда варьировать.

Нужно всегда ставить себя в положение слушателя, особенно если в речи выражается определенное мнение. Оратору важно не только представить слушателя, но и почувствовать его.

Все, что говорит оратор, может быть и хорошо, и правильно, однако слушателю это неинтересно. Слушателю всегда интересны факты и мысли, которые относятся к нему самому.

Обычно вступление способно захватить и увлечь слушателей. Но как сохранить и поддержать их внимание в течение всего выступления, чтобы, как справедливо замечал О. Эрист, "избежать ситуации, когда четверть слушателей занята "перевариванием" содержания выступления, а три четверти борются со сном"? Важнейшее условие поддержания внимания к выступлению -- его содержательность, т.е. новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.

Изложение должно быть доступным, необходимо учитывать культурно-образовательный уровень слушателей, их жизненный опыт.Никогда не следует забывать следующее: многие люди слышат именно то, что хотят услышать. Поддерживает внимание сопереживание, которое возникает, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом наступает заинтересованная тишина.

Не остаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.

Лучше всего, когда поза при выступлении спокойная, а жесты свободные и естественные, а не небрежные и вызывающие. Когда слушатель видит перед собой мечущуюся фигуру, у него возникает раздражение. Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мыслей.

Есть жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные.

  • 1. Около 90% жестов необходимо делать выше пояса. Жестикуляция ниже пояса часто имеет значение неуверенности, неудачи, растерянности.
  • 2. Локти не должны находиться ближе чем на 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать незначительность и слабость вашего авторитета.
  • 3. Жестикулируйте обеими руками. Самое трудное -- начать пользоваться жестами, которые вы считаете приемлемыми.

Жесты -- первооснова любого языка. Не бойтесь пользоваться ими.

Наконец, очень важны убежденность и эмоциональность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но позволяют ему заразить собравшихся своим отношением к ней. Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать.

Как привлечь и удержать внимание аудитории?

Это вопрос волнует каждого оратора.

Можно начать свое выступление интересно. Обычно слушатели всегда хорошо принимают любого выступающего в первые минуты выступления – он несет новую информацию, а новое всегда хочется узнать. Но если оратор не прилагает сознательных усилий, чтобы держать внимание аудитории большую часть времени на высокой ноте, то оно довольно быстро упадет, и люди просто будут думать о своем, отвлекаться, в лучшем случае, а в худшем – потихоньку начнут раздражаться и уходить с мероприятия.


Прежде всего необходимо четко осознавать какие навыки необходимы хорошему оратору. Про это вы можете почитать

Какие же есть методы удержания и повышения внимания любой аудитории. Давайте их рассмотрим.

Метод 1.

Живые истории.

Каждый тезис, мысль в выступлении в идеале должны быть подкреплены живой историей из жизни выступающего или из жизни его знакомых, клиентов, друзей.

Это создает живую энергетическую волну в пространстве опыта людей, которые прожили нечто похожее и вышли в плюс по данной теме.

Сравните простое изложение теории, которая вычитана из книг. Это почти «мертвые» вибрации, они приняты умом, но не стали еще опытом жизни выступающего и потому не могут вдохновить слушателей. То есть человек красиво говорит, но так не живет, и это чувствуется.

Совет: заведите себе тетрадь-копилку живых историй по тем темам, на которые вам приходится выступать. Она очень вам пригодится и сделает каждое выступление живым.

Как влияет ораторское мастерство на ваш бизнес и карьеру вы можете прочитать

Метод 2.

Наглядные пособия и раздаточный материал.

Это рисунки на доске, небольшие видеосюжеты, слайды и т. п. здесь дело в том, что через зрительный канал мы получаем до 80% информации об этом мире. И если выступление состоит только из нагрузки на аудиальный канал (на уши), то восприятие информации будет намного слабее, чем если оратор использует схемы, графики, списки и т.д. Достаточно просто к вашему выступлению добавить рисунки на доске и записывать то, о чем вы говорите. Это самый простой, но действенный вариант.


Получить запись полного видеопрактикума «Как привлечь и удержать внимание аудитории» вы можете

Метод 3.

Юмор.

Очень хороший инструмент. Некоторые считают, что это врожденное качество, но это не так. В любом человеке заложено Богоподобие, то есть все возможные таланты, способности, умения, качества – полнота. Но развиваются только те, которые человек сам сознательно себе выбрал. В истории есть множество примеров, когда слабые по здоровью люди становились воинами-героями (Суворов), когда непризнанные никем ребенок становился известным, развивая какой-то талант и т. п.

Так же и с юмором. Поставьте себе в задачу его развить и это качество придет.

И также собирайте анекдоты и смешные истории. Это позволяет переключить, расслабить любую аудиторию, придать выступлению более неформальный характер, установить доверие.

Здесь есть запрет на двусмысленные и неприличные истории и выражения.

Проверка себя: если после ваших шуток смеетесь только вы, но не люди, то переспросите потом своих друзей что выделаете не так и исправьте это.

Метод 4.

Пауза.

Очень сильный инструмент для любого оратора, которым тоже надо овладеть. Пауза говорится перед тем, как вы хотите проговорить что-то важное. Она собирает внимание, концентрирует слушателей на вопросе и дает возможность осмыслить сказанное.

Также можно делать паузу после важной фразы, чтобы тоже дать возможность подумать.

Эти навыки хорошо нарабатываются на живых тренингах по ораторству. Это азбука оратора. Все участники тренинга после 2-х дней просто не могут не восхищаться как работает пауза.

Метод 5.

Неформальность, сопереживание.

Это рассказ выступающего о своих прошлых ошибках. Это один из видов живой истории. Рассказ идет с некоторыми эмоциями, подробностями, со своим отношением к произошедшему.

— Была в моей жизни такая история…. Я переживал…..А теперь я ……

Восприятие становится ближе, так как показывает, что оратор такой же человек, как и все и ему можно доверять.

Метод 6.

Делегирование.

Это умение задавать риторические вопросы, добавляя к ним паузу, так как люди начинают активно думать. Любой вопрос привлекает внимание, повышает его. Оратор после паузы может ждать ответ из зала или сам ответить на него после паузы.

Желательно все свое выступление разбавлять подобными вопросами, тогда аудитория живо участвует в происходящем.

Метод 7.

Сопоставление.

Все познается нами в сравнении. И когда идет сравнение, то люди автоматически становятся внимательнее.

— Давайте взвесим все «за» и «против», все плюсы и минусы….

Итак. Мы рассмотрели 7 самых полезных инструментов для каждого оратора — как привлечь и удержать внимание аудитории. Пользуйтесь ими, развивайте эти навыки, и ваш профессионализм будет только расти, а люди будут слушать вас с первого слова до последнего с неослабевающим вниманием.

Чего я вам всем и желаю!

………………………………………………….

Если Вам понравилась и была полезна эта статья, то оставьте, пожалуйста, под ней свой комментарий и поделитесь с друзьями. Ваше мнение важно автору сайта. Заранее благодарна, Елена Фатеева.

Copyright© Фатеева Елена. Все права защищены. Копирование разрешено только со ссылкой на этот сайт

Бывают ситуации, когда нам неожиданно говорят, что нужно произнести пару слов перед аудиторией через некоторое время. В таких ситуациях большинство из нас начинают теряться, становятся робкими и несколько нервными, так как завоевать аудиторию получается не у всех. В таком случае у всех появляется ощущение не выученного экзаменационного билета.

Сколько бы вы не говорили, что совершенно не готовы к этому, вам придется это сделать, хотя страх, который овладевает в этот момент человека, практически равносилен страху смерти (это статистически проверенный факт). Очень часто такое ощущение возникает во время произношения речи на конференции и даже тоста за праздничным столом.

Но все же возможность выступления перед большой аудиторией – это большой шаг вперед в развитии, именно поэтому не стоит паниковать, а нужно попробовать справиться с проблемой и выйти из этой ситуации победителем.

Как только вы услышите новость о своем выступлении, отреагируйте позитивно, даже если вы боитесь выступать. Произнесите свое любимое слово, которое означает неизмеримую радость – «Супер!», «Отлично!», «Класс!» и даже «Вау!» Затем, с этим эмоциональным настроем подойдите к вопросу выступления. Перед тем как завоевать аудиторию, вам нужно подготовиться к выступлению.

В первую очередь вам нужно будет подготовить речь, и довольно часто у вас не бывает времени на это. Естественно, ваша речь должна состоять из вступления, основной части и финала, при этом каждая часть должна быть ярко выражена и, конечно же, понятна аудитории.

Завоевать аудиторию можно сломав привычный шаблон или шокировав людей. Для этого можно использовать небольшую вступительную шутку или хотя бы анекдот по теме. Главное – это привлечение внимания ваших слушателей.

Если аудитория шумит, просто помолчите, дайте ей немного успокоиться, это старый учительский прием, который действенен даже сегодня. Иногда начало речи несколько напоминает приемы знакомства с женщиной, в этом случае просто побудьте в роли мужчины (даже если вы женщина), постарайтесь произвести впечатление, выделиться. Воспринимайте своих слушателей как женское начало, тогда вам легче будет начать свою речь и также благополучно закончить ее.

Во время произнесения речи старайтесь контролировать свои эмоции, забудьте о переживаниях, постарайтесь довести собрание до кульминации, и не забывайте о цели речи. Цель, как правило, всегда одна – это побудить слушателей к действию. В основном цель презентации – продать услугу или товар, ну а речь, сказанная на конференции, привлекает потенциальных партнеров.

Надеемся, что эта статья поможет вам завоевать аудиторию.

С.Джонсон, один из великих сатириков, как-то сказал о своем современнике: "Он не только скучен сам по себе, но и одним своим видом нагоняет тоску на окружающих". Это высказывание можно читать справедливым по отношению ко многим выступающим. Очень часто все становится ясно уже после первого произнесенного Предложения, и если оно неудачное, то привлечь внимание слушателей становится невозможным.

Именно поэтому встает проблема "образа оратора". Много пишут и говорят о "личности оратора", о том, что от него требуется, каким он должен быть (эрудиция, культура и т.д.). Но мы не имеем в виду реальную личность, выступающую перед аудиторией. Речь идет о конструировании нужного оратору образа, об определенном впечатлении, которое оратор своей речью производит на слушателей.

Он может выступать и в роли лидера или трибуна, и в роли человека, как бы советующегося с аудиторией, информирующего аудиторию, в роли комментатора событий и т.д. Это вопрос стратегии.

В стратегии ораторского искусства начало выступления имеет чрезвычайно важно значение.

Так, Гораций, знаменитый римский поэт, высказал такую мудрую мысль: "Тот, кто хорошо начал, может считать свое дело выполненным наполовину ".

Первое впечатление слушателей должно быть позитивным, вселять уверенность, что время не будет зря потеряно. В литературе часто можно встретить перечень приемов, которые помогают выступающему сразу привлечь внимание, заинтересовать слушателей. Так, можно начать с яркого эпизода, нарисовать картину, дать афоризм, цитату, начать с парадокса. Однако несомненно, что они не являются характеристиками вступления. Образное описание ценно как в главной части, так и может успешно применяться в любой части речи.

Так, Аристотель в "Риторике", как бы предвидя современные споры, писал: "Обязанность возбуждать внимание слушателей, когда это нужно, лежит одинаково на всех частях речи, потому что внимание ослабевает во всех других частях скорее, чем в начале. Поэтому смешно помещать (это старание) в начале, когда все слушают с наибольшим вниманием ".

Яркое начало в значительной степени теряет свое значение (и даже вредит), будучи самодовлеющим. Интерес слушателей должен увеличиваться, каждая последующая часть должна быть сильнее предыдущей. На практике приходится нередко сталкиваться с обратным - с эффектным, поражающим воображение началом, и "серым" продолжением. Подобрать один яркий пример, цитату, образ нетрудно. Гораздо сложнее организовать все изложение.

Выделим основные правила, с помощью которых можно привлечь внимание слушателей:

"разбудите" своих слушателей;

заинтересуйте слушателей, покажите с самого начала, что ваша речь не будет похожа ни на что из того, что они слышали ранее;

дайте понять, что те факты, которые вы собираетесь предложить, легко уяснимы и интересны.

С чего следует начать? Новички склонны начинать выступление либо с юмористического рассказа, либо с извинения. И то и другое обычно бывает неудачным. Лишь очень немногие люди могут с успехом рассказать смешной анекдот. Обычно подобная попытка приводит аудиторию в замешательство, вместо того, чтобы доставить ей удовольствие. Рассказы должны быть к месту, а не приводиться только лишь для того, чтобы их рассказать. Никогда не извиняйтесь, так как обычно это оскорбляет ваших слушателей и раздражает их.

Не начинайте говорить сразу, как только подниметесь на трибуну. Вы хорошо сделаете, если обведете всех слушателей дружеским, но уверенным взглядом. Этот прием окидывания взглядом является первым возможным контактом оратора со слушателем. Первое позитивное впечатление, которое слушатели получат от вас, часто является решающим.

Некоторые ораторы начинают речь подчеркнуто тихо, для того чтобы заставить слушателей быть внимательными. В древности учителя ораторского мастерства рекомендовали даже произносить первые предложения как бы колеблясь и с мнимой неуверенностью, чтобы таким способом достичь напряжения и благодаря этому - сосредоточенности.

Очень важно обращение к слушателю. Многие испытывают затруднение, как именно обратиться к слушателям. Если раньше обращение было длинным и витиеватым, с преувеличенной почтительностью, со множественным перечислением присутствующих, то сейчас ситуация изменилась. В последние десятилетия обращение, как и сама речь, стало проще, без прикрас, более деловитым.

Обращение к слушателю - это первый шаг к сближению с ним.

Контакт со слушателями устанавливается в откровенной и дружеской манере, однако, в зависимости от ситуации, с преобладанием доверительности или же с соблюдением дистанции. В большинстве случаев используются нейтральные обращения, но они бесцветны. Обращение по возможности учитывает состав слушателей, например: дорогие сослуживцы, уважаемые друзья, дорогие коллеги. Если слушатели неизвестны, то почтительное обращение воспринимается как преувеличение. Обращение должно быть почтительным, но не раболепным.

Довольно часто употребляемое обращение "уважаемые присутствующие" достаточно бесцветно. На его основе можно сделать вывод о том, что слушатели всего лишь "присутствующие". Обращение используется необязательно в начале речи, его можно вставлять в любую ее часть. В особенно выразительных местах оно служит для улучшения контакта со слушателями. В ходе речи обращение нужно иногда варьировать.

Если отношения со слушателями стали более теплыми, то больше не требуется употреблять слишком дистанционированное обращение, однако оно должно быть без неуместной близости. Обращение всегда служит для поддержания контакта со слушателями, причем чтобы его правильно употребить, нужны еще некоторый опыт и своего рода тонкое чутье.

Кроме того, очень важна настроенность на слушателя, на аудиторию. Важно не допустить ни их недооценки, ни их переоценки.

Всегда легче говорить, обращаясь к однородному составу слушателей (специалисты, студенты, коллеги, люди одинаковой политической ориентации и т.д.). Перед неоднородным составом аудитории говорить гораздо тяжелее.

Нелегко одновременно говорить правильно по отношению как к специалистам, так и к дилетантам (слишком велика разница в образовании). К сожалению, не многие ораторы могут перенастраивать себя на различные составы слушателей. Некоторые, блестяще овладев академической речью, не владеют популярным языком, что мешает им легко перестроиться и свободно общаться в любой аудитории.

Так, Гамильтон говорил: "Настройся на своих слушателей. Подумай о том, что больше привлекает их внимание, что они хотели бы услышать, что у них вызывает приятные воспоминания, и намекни на вещи, которые они знают ".

Нужно всегда ставить себя в положение слушателя, особенно если в речи выражается определенное мнение. Оратору важно не только представить слушателя, но и почувствовать его. Каковы эти люди, которые меня слушают? Что они думают, что они чувствуют, что они знают, что хотели бы услышать и что я должен им сказать? То, что я хочу сказать, будет ново для слушателя или же я ломлюсь в открытую дверь?

Поучителен анекдот о добропорядочном гражданине, который однажды захотел почитать умную книгу. И попала ему в руки книга И. Канта "Критика чистого разума". Через три минуты он захлопнул книгу и подумал, качая головой:

"Дружище Кант, мне бы твои заботы!" Оратор тоже может оказаться в положении Канта.

Все, что говорит оратор, может быть и хорошо, и правильно, однако слушателю это неинтересно. Слушателю всегда интересны факты и мысли, которые относятся к нему самому.

Но вот внимание слушателей завоевано. Как его удержать и усилить? Для этого существует довольно много средств. Кратко перечислим некоторые средства и их воздействие на слушателя.

Пример. Подробность. Сравнение. Важнейшее правило гласит: все абстрактное следует представлять наглядно, с помощью метких сравнений и примеров, а также образов и включаемых в речь коротких рассказов. Если уровень образного мышления слушателей низок, то речь должна быть особенно наглядной. Отыскивайте хорошие примеры и сравнения: они создают ясность, так как связаны с известным, а это известное служит мостиком, помогающим пониманию. Сравнение редко обладает доказательной силой. Однако благодаря наглядности, а часто и остроумию, оно охотно используется. Особенно хорошо запоминаются смешные сравнения.

Образ (метафора), образный ряд. Образ - особая форма сравнения. Конечно, образы не создаются искусственно. Они приходят, когда мы зорко наблюдаем жизнь - людей и предметы, и обдумываем их в образах. Яркий образ остается в памяти людей, а абстрактные рассуждения, как правило, не остаются. С помощью образов все можно представить нагляднее, но нельзя ничего доказать. Точный образ действенен, но следует избегать его искажения. От разрушения образа никто не застрахован. И если это случается, то вред для речи уже неустраним.

Короткие рассказы. Небольшие воспоминания о пережитом, вставленные в речь анекдоты, - все это разнообразит речь. Хорошо действуют подробности и прямая речь. Память слушателей долго удерживает увлекательное описание события.

Повтор. Он вызывает воспоминание, глубже закрепляет основную мысль, повышает убедительность речи. Существует большое количество основных видов повторов: дословный повтор ("Никто, абсолютно никто не имеет на это права!"); частичный повтор ("Я бросил упрек оппоненту один раз, я упрекнул его во второй раз"); расширенный повтор:

Цицерон не ограничился скупой констатацией факта: "Все ненавидят тебя, Пизо ". Он продолжает далее, детализируя: "Сенат ненавидит тебя... римские всадники не выносят твоего вида... римский народ желает твоей гибели - вся Италия проклинает тебя... "

Приведем еще один пример расширенного повтора:

"Пожалуйста, примите всерьез нашу позицию в этом вопросе. Потом, лишь потом, только потом возможно найти общее решение ".

Однако очень важно помнить, что небольшая доза повтора действует ободряюще, а слишком большая - усыпляет или разочаровывает. Ораторское искусство в том и состоит, чтобы преподнести повтор так, будто он только что родился.

К расширенному повтору также относится разъяснение. Выражение, которое выбрали первоначально, кажется слишком слабым, поэтому к нему возвращаются, его поясняют. Приведем пример:

"Я попросил Иванова поискать необходимые документы; нет, я его не только попросил: я ему настоятельно рекомендовал, я от него потребовал принести наконец необходимые документы..."

г Призыв (восклицание). Им охотно пользуются в речах, в которых необходимо выразить определенное мнение. Призыв - это настойчивое обращение к слушателям (в большинстве случаев краткое и точное): "Подумаем об этом!"; "Этого мы не можем допустить!". Восклицание не употребляют часто, так как его действие притупляется.

Восклицание должно быть убедительным и неназойливым. Цитирование. Некоторые ораторы украшают свою речь множеством цитат, но они необходимы в научных лекциях, в популярных же выступлениях они нарушают ход речи и утомляют слушателей.

Например, Б. Шоу однажды слушал пространный доклад профессора истории. Ученый приводил множество цитат, бесчисленное количество справок и не замечал, что слушателей просто одолевает скука. Когда у Б. Шоу спросили его мнение о докладе, он ответил с едкой усмешкой: "Странно, очень странно - так много источников! И, тем не менее, так сухо..."

Противопоставление. Оно должно быть ясным, но неожиданным для слушателя.

Например, американский политик Никсон имел большой успех, когда в одной из речей объявил: "Хрущев крикнул американцам: "Ваши внуки будут коммунистами!" Мы на это отвечаем: "Напротив, мистер Хрущев, мы надеемся: ваши внуки будут жить свободно!"

Предуведомление. Вы создаете у слушателей повышенное ожидание.

Например: "Я хочу вам подробно объяснить"; "Я хочу это четко показать на примере"; "...Вы будете удивлены тем, какие для этого есть основания...".

Игра слов. Она остроумна и смешна. Игра слов с "подтекстом" охотно воспринимается слушателями. Любая игра слов основана на богатстве связей языка.

Например, американский президент Кеннеди однажды закончил свою речь так: "Мы не боимся никаких переговоров, но мы никогда не станем вести переговоры из страха ".

Намек. Это эффектный прием, проясняющий, обостряющий высказывание. Нередко это намек на какое-либо высказывание или факт.

Например: "Мне не нужно объяснять вам подробно, какие последствия будет иметь это событие... "; "Вы уже знаете, к чему я клоню ".

При употреблении намека важно возбуждение, приобщение слушателя к совместному размышлению. Приведем еще один пример.

Ирландский проповедник Джонатан Свифт был кафедральным оратором, внушавшим страх язвительными намеками. "Возлюбленные прихожане, - начал он однажды, - есть три вида порочной гордыни, именуемые гордыней рождения, гордыней богатства и гордыней таланта. О третьем грехе я распространяться не буду, так как среди вас нет никого, у кого он на совести".

Вставка. Вставкой мы называем замечание, которое делается мимоходом. Ее функция - приобщить слушателя к моменту высказывания ("...но, возможно, вы еще не полностью разделяете мой взгляд, поэтому я хочу привести вам дальнейшие доказательства...").

Все перечисленные здесь средства взаимодействуют друг с другом посредством многообразных связей, причем, подчас одно средство "встроено" в другое. Следует иметь в виду, что их не рекомендуется применять слишком кучно, в противном случае их действие притупляется. Многие из выступающих применяют эти средства не осознанно, но при подготовке речи нужно сознательно "встраивать" эти средства в ее структуру. Ораторские приемы должны быть представлены в речи в полном объеме.

Кроме того, немаловажным является то, как закончить выступление. Это объясняется тем, что слушатели, скорее всего, будут дольше помнить заключительные фразы.

Никогда нельзя заканчивать выступление словами: "Вот приблизительно все, что я хотел сказать по этому вопросу. Так что, пожалуй, на этом я закончу ".

Заканчивайте выступление, но не говорите о том, что вы заканчиваете.

Приведем некоторые варианты возможного завершения выступления:

1) сделайте краткое резюме высказанных вами положений;

2) сделайте слушателям подходящий комплимент;

3) вызовите улыбку или смех;

4) процитируйте подходящие поэтические строки;

5) создайте кульминацию.

Подготовьте хорошее начало и хорошее окончание выступления и сделайте так, чтобы они были связаны друг с другом. Всегда заканчивайте свое выступление прежде, чем ваши слушатели захотят этого.