Символ и значение ॐ - ОМ или АУМ. Значение индийского знака "ом"

В настоящее время многие стали увлекаться различными религиями или духовными учениями. Число приверженцев индуистского учения растет с каждым днем. В нем существуют символы. Самый известный священный индуистский символ - это Ом. Ом – это очень древний индуистский и тибетский знак, он присутствует в нескольких учениях, родоначальниками которых является буддизм и индуизм. Тату «Ом» является визуальной формой магического звука, имеет ритуальное значение. Этот духовный символ Ом или АУМ имеет много значений. Одним из них является воплощение звука (мантры), который создал все живое. Духовный символ Ом имеет глубокий метафизический смысл. Тату «Ом» пишется на алфавите санскрита на деванагари как лигатура.

Графический символ Ом (он же СОХАМ) – это комбинация из трех букв, над ними изображен полумесяц с точкой наверху. Слог Ом можно перевести как «да будет так», «истинно», также он имеет еще и 19 значений. Но главное – это символ Силы, которая защищает от несчастий, ведет к просветлению, к универсальным знаниям, она направляет верующих и карает неверующих, управляет Вселенной.

Некоторые толкования дают объяснение значению каждой буквы символа. Ом по-другому АУМ, расшифровка в разных учениях немного расходиться, но смысл близок.

  • А – состояние бодрствование, символизирует речь, соотносится с богом Брахмой
  • У – сон со сновидениями, символизирует ум, соответствует богу Вишну
  • М – состояние сна без сновидений, живой дух, бог Шива, Разрушитель.

В совместном сочетании эти буквы обозначают совершенного человека. Еще одно значение – АУМ – род мужской, женский, средний, а в сумме все живое сотворенное Творцом.

Коротко дать полное представление о всем величии духовного символа Ом и полной расшифровке визуального знака АУМ просто невозможно, для этого надо владеть религиозными знаниями.

Многие сейчас наносят этот символ, так как считается, что он помогает найти выход даже из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Часто символ наносят не один, а в красивом оформлении, на фоне лотоса или в кольце, из сложного орнамента. Необходимо знать одно условие, символ Ом делают только на коже верхней половины тела, ниже пояса делать нельзя, не забывайте - этот знаки имеет мистическое значение, а не просто рисунок. А в остальном, если вы верите, то он, конечно, принесет вам избавление от всех несчастий и даст просветление духа и украсит ваше тело.

Отличительным знаком которого была буква Z, и что он изначально зародился в 1970-80-е годы среди студенческой молодёжи (и только потом распространился в просторечном языке). По его мнению, своё имя буква зю приобрела благодаря замене в названии латинской буквы зет последних двух звуков на звук « ». Зеленин считает, что эта замена произошла под влиянием греческих букв мю и ню , фонетическая форма которых (по его мнению) вызывала удивление у студентов. Само по себе фонетическое сочетание «зю» также необычно (так Л. В. Успенский в 1973 году в книге «По закону буквы» приводил в качестве редких примеров использования слога «зю» слова́ зюзя , назюзиться ).

На возникновение словосочетания могла повлиять одна из наиболее известных бессмысленных строк кубофутуриста А. Е. Кручёных «Зю цю э стром», часто цитируемая наряду с его же «дыр бул щыл ».

Эволюция выражения

Зеленин считает, что первоначально, в 1980-е годы, словосочетание «буква зю», обозначающее странное, согнутое положение тела человека, получило распространение в среде автомобилистов, проводивших много времени за ремонтом машин. В дальнейшем, в конце 1980-х годов этот речевой оборот вошёл в словарь дачников и стал обозначать длительную работу наклонившись на земельном участке. Такое словоупотребление (уже без привязки к даче или автомобилю) получило широкое распространение не только в просторечных выражениях, но и в печати и художественной литературе:

В данных случаях фразеологизм стал выполнять роль более образного синонима для выражений «стоять на карачках», «на четвереньках» и «изогнувшись».

В ходе эволюции фразеологизм отдалился от исходного значения «напоминающий по форме букву Z» и стал обозначать искривлённость вообще. Теперь данное выражение используется по отношению к любому объекту, находящемуся в искривлённом, странном состоянии.

В середине 1990-х годов выражение проникло в публицистику, породив причудливые семантические преобразования.

Другие значения выражения

Ряд значений словосочетания «буква зю» связан с переносом основой смысловой нагрузки со слова «зю» на слово «буква». Зеленин охарактеризовал этот процесс так: «актуализация первого, номинативного, элемента сочетания». «Буква зю» начинает обозначать неразборчивый почерк, загадочный знак или просто каракули.

В частности, существует популярная компьютерная программа Буква Зю (Letter Zu) , предназначенная для транслитерации латинских букв и их комбинаций в русские буквы.

В данном значении выражение «буква зю» по наблюдениям Зеленина стало порождать вторичные фразеологизмы, работающие как синонимы выражений от а до я или от альфы до омеги .

В «Большом словаре русских поговорок» Мокиенко и Никитиной можно найти альтернативное значение словосочетания: буква зю - школьный жаргонизм, шутливое прозвище учителя математики .

Там же находится и другой созвучный молодой жаргонизм: корявый зю - странно одетый человек.

Благодаря расплывчатости значения, буква зю имеет большие возможности дальнейшей языковой трансформации.

Распространение выражения

Выражение «буква зю» распространено в русской речи России и в русскоязычной прессе бывшего СССР (однако в последней случае фразеологизм по своему семантическому значению в основном ограничивается искривлённым положением человека или предмета). Так, фразеологизм «(зігнутий) як буква зю» привлёк внимание харьковского филолога Н. Ф. Уманцевой. Однако в русскоязычных кругах стран дальнего зарубежья выражение не прижилось. По мнению А. В. Зеленина, это связано с нахождением русскоязычных в окружении латинского алфавита , что снижает возможность иного, ироничного взгляда на букву Z.

Зюганов и буква зю

Напишите отзыв о статье "Буква зю"

Примечания

  1. Л. В. Успенский . Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю // По закону буквы. - Молодая гвардия, 1973. - С. 129. - 240 с. - (Серия «Эврика»). - 100 000 экз.
  2. К. Чуковский. // Чуковский К. Собрание сочинений. Т. 8. - М., 1969.
    К. Чуковский. // Чуковский К. Собрание сочинений. Т. 6. - М., 1969. - С. 202-239
  3. Итоги. 2000. № 44

  4. В качестве одного из примеров А. В. Зеленин приводит следующую цитату (см.:):

    «Многие граждане вместо собственных данных ставят размашистую букву зю (дескать, кому надо, тот знает, кто я и где меня искать)»

  5. В качестве одного из примеров А. В. Зеленин приводит следующую цитату (см.:):

    «Суммы по переводу надо написать в последней строчке страницы, а свободные строчки прочеркнуть буквой „зю“»

  6. Михаил Федотов // Компьютерная газета . - Минск: ИД «Нестор», 2006. - № 41 .
  7. В качестве одного из примеров А. В. Зеленин приводит следующую цитату ():

    «1700 школьников в 65 классах до буквы зю»

    Деловые вести. Волгоград. 1998. № 16)

  8. , Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп. В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина. 2007.
  9. , Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп. В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина. 2007.
  10. В качестве одного из А. В. Зеленин приводит следующую цитату (см.:):

    «Обозначьте эту позу хоть буквой „зю“, хоть чисто по-белорусски „на куюрышках“, но она абсолютно далека от нормальной»

  11. Н. Ф. Уманцева (укр.) // ВІСНИК ХАРКІВСЬКОГО НАЦІОНАЛЬНОГО УНІВЕРСИТЕТУ імені В. Н. КАРАЗІНА. - Харьков, 2009. - Вип. 57 . - № 854 . - С. 182 .
  12. Кронгауз, Максим Анисимович. .
  13. О. В. Фельде // Вестник ТГПУ . - 2010. - Вып. 6 (96) .
  14. Е. С. Чинарова // Вестник Челябинского государственного университета . Филология. Искусствоведение. - 2009. - Вып. 39 . - № 43 (181) . - С. 150–152 .
  15. Дмитрий Быков // Журнал «Карьера». - 1999. - № 9 .
  16. Евгений Рожков . , Телеканал «Россия» («Вести ») (27 июня 2009). Проверено 4 января 2012.

Литература

  • к.ф.н. А. В. Зеленин // журнал «Русская речь ». - 2005. - Вып. 1 . - С. 79-83 .

Отрывок, характеризующий Буква зю

И он не допел еще последних слов, когда в зале молодежь приготовилась к танцам и на хорах застучали ногами и закашляли музыканты.

Пьер сидел в гостиной, где Шиншин, как с приезжим из за границы, завел с ним скучный для Пьера политический разговор, к которому присоединились и другие. Когда заиграла музыка, Наташа вошла в гостиную и, подойдя прямо к Пьеру, смеясь и краснея, сказала:
– Мама велела вас просить танцовать.
– Я боюсь спутать фигуры, – сказал Пьер, – но ежели вы хотите быть моим учителем…
И он подал свою толстую руку, низко опуская ее, тоненькой девочке.
Пока расстанавливались пары и строили музыканты, Пьер сел с своей маленькой дамой. Наташа была совершенно счастлива; она танцовала с большим, с приехавшим из за границы. Она сидела на виду у всех и разговаривала с ним, как большая. У нее в руке был веер, который ей дала подержать одна барышня. И, приняв самую светскую позу (Бог знает, где и когда она этому научилась), она, обмахиваясь веером и улыбаясь через веер, говорила с своим кавалером.
– Какова, какова? Смотрите, смотрите, – сказала старая графиня, проходя через залу и указывая на Наташу.
Наташа покраснела и засмеялась.
– Ну, что вы, мама? Ну, что вам за охота? Что ж тут удивительного?

В середине третьего экосеза зашевелились стулья в гостиной, где играли граф и Марья Дмитриевна, и большая часть почетных гостей и старички, потягиваясь после долгого сиденья и укладывая в карманы бумажники и кошельки, выходили в двери залы. Впереди шла Марья Дмитриевна с графом – оба с веселыми лицами. Граф с шутливою вежливостью, как то по балетному, подал округленную руку Марье Дмитриевне. Он выпрямился, и лицо его озарилось особенною молодецки хитрою улыбкой, и как только дотанцовали последнюю фигуру экосеза, он ударил в ладоши музыкантам и закричал на хоры, обращаясь к первой скрипке:
– Семен! Данилу Купора знаешь?
Это был любимый танец графа, танцованный им еще в молодости. (Данило Купор была собственно одна фигура англеза.)
– Смотрите на папа, – закричала на всю залу Наташа (совершенно забыв, что она танцует с большим), пригибая к коленам свою кудрявую головку и заливаясь своим звонким смехом по всей зале.
Действительно, всё, что только было в зале, с улыбкою радости смотрело на веселого старичка, который рядом с своею сановитою дамой, Марьей Дмитриевной, бывшей выше его ростом, округлял руки, в такт потряхивая ими, расправлял плечи, вывертывал ноги, слегка притопывая, и всё более и более распускавшеюся улыбкой на своем круглом лице приготовлял зрителей к тому, что будет. Как только заслышались веселые, вызывающие звуки Данилы Купора, похожие на развеселого трепачка, все двери залы вдруг заставились с одной стороны мужскими, с другой – женскими улыбающимися лицами дворовых, вышедших посмотреть на веселящегося барина.
– Батюшка то наш! Орел! – проговорила громко няня из одной двери.
Граф танцовал хорошо и знал это, но его дама вовсе не умела и не хотела хорошо танцовать. Ее огромное тело стояло прямо с опущенными вниз мощными руками (она передала ридикюль графине); только одно строгое, но красивое лицо ее танцовало. Что выражалось во всей круглой фигуре графа, у Марьи Дмитриевны выражалось лишь в более и более улыбающемся лице и вздергивающемся носе. Но зато, ежели граф, всё более и более расходясь, пленял зрителей неожиданностью ловких выверток и легких прыжков своих мягких ног, Марья Дмитриевна малейшим усердием при движении плеч или округлении рук в поворотах и притопываньях, производила не меньшее впечатление по заслуге, которую ценил всякий при ее тучности и всегдашней суровости. Пляска оживлялась всё более и более. Визави не могли ни на минуту обратить на себя внимания и даже не старались о том. Всё было занято графом и Марьею Дмитриевной. Наташа дергала за рукава и платье всех присутствовавших, которые и без того не спускали глаз с танцующих, и требовала, чтоб смотрели на папеньку. Граф в промежутках танца тяжело переводил дух, махал и кричал музыкантам, чтоб они играли скорее. Скорее, скорее и скорее, лише, лише и лише развертывался граф, то на цыпочках, то на каблуках, носясь вокруг Марьи Дмитриевны и, наконец, повернув свою даму к ее месту, сделал последнее па, подняв сзади кверху свою мягкую ногу, склонив вспотевшую голову с улыбающимся лицом и округло размахнув правою рукой среди грохота рукоплесканий и хохота, особенно Наташи. Оба танцующие остановились, тяжело переводя дыхание и утираясь батистовыми платками.
– Вот как в наше время танцовывали, ma chere, – сказал граф.
– Ай да Данила Купор! – тяжело и продолжительно выпуская дух и засучивая рукава, сказала Марья Дмитриевна.

В то время как у Ростовых танцовали в зале шестой англез под звуки от усталости фальшививших музыкантов, и усталые официанты и повара готовили ужин, с графом Безухим сделался шестой удар. Доктора объявили, что надежды к выздоровлению нет; больному дана была глухая исповедь и причастие; делали приготовления для соборования, и в доме была суетня и тревога ожидания, обыкновенные в такие минуты. Вне дома, за воротами толпились, скрываясь от подъезжавших экипажей, гробовщики, ожидая богатого заказа на похороны графа. Главнокомандующий Москвы, который беспрестанно присылал адъютантов узнавать о положении графа, в этот вечер сам приезжал проститься с знаменитым Екатерининским вельможей, графом Безухим.
Великолепная приемная комната была полна. Все почтительно встали, когда главнокомандующий, пробыв около получаса наедине с больным, вышел оттуда, слегка отвечая на поклоны и стараясь как можно скорее пройти мимо устремленных на него взглядов докторов, духовных лиц и родственников. Князь Василий, похудевший и побледневший за эти дни, провожал главнокомандующего и что то несколько раз тихо повторил ему.
Проводив главнокомандующего, князь Василий сел в зале один на стул, закинув высоко ногу на ногу, на коленку упирая локоть и рукою закрыв глаза. Посидев так несколько времени, он встал и непривычно поспешными шагами, оглядываясь кругом испуганными глазами, пошел чрез длинный коридор на заднюю половину дома, к старшей княжне.
Находившиеся в слабо освещенной комнате неровным шопотом говорили между собой и замолкали каждый раз и полными вопроса и ожидания глазами оглядывались на дверь, которая вела в покои умирающего и издавала слабый звук, когда кто нибудь выходил из нее или входил в нее.
– Предел человеческий, – говорил старичок, духовное лицо, даме, подсевшей к нему и наивно слушавшей его, – предел положен, его же не прейдеши.
– Я думаю, не поздно ли соборовать? – прибавляя духовный титул, спрашивала дама, как будто не имея на этот счет никакого своего мнения.
– Таинство, матушка, великое, – отвечало духовное лицо, проводя рукою по лысине, по которой пролегало несколько прядей зачесанных полуседых волос.
– Это кто же? сам главнокомандующий был? – спрашивали в другом конце комнаты. – Какой моложавый!…
– А седьмой десяток! Что, говорят, граф то не узнает уж? Хотели соборовать?
– Я одного знал: семь раз соборовался.
Вторая княжна только вышла из комнаты больного с заплаканными глазами и села подле доктора Лоррена, который в грациозной позе сидел под портретом Екатерины, облокотившись на стол.
– Tres beau, – говорил доктор, отвечая на вопрос о погоде, – tres beau, princesse, et puis, a Moscou on se croit a la campagne. [прекрасная погода, княжна, и потом Москва так похожа на деревню.]
– N"est ce pas? [Не правда ли?] – сказала княжна, вздыхая. – Так можно ему пить?
Лоррен задумался.
– Он принял лекарство?
– Да.
Доктор посмотрел на брегет.
– Возьмите стакан отварной воды и положите une pincee (он своими тонкими пальцами показал, что значит une pincee) de cremortartari… [щепотку кремортартара…]
– Не пило слушай, – говорил немец доктор адъютанту, – чтопи с третий удар шивь оставался.
– А какой свежий был мужчина! – говорил адъютант. – И кому пойдет это богатство? – прибавил он шопотом.
– Окотник найдутся, – улыбаясь, отвечал немец.
Все опять оглянулись на дверь: она скрипнула, и вторая княжна, сделав питье, показанное Лорреном, понесла его больному. Немец доктор подошел к Лоррену.
– Еще, может, дотянется до завтрашнего утра? – спросил немец, дурно выговаривая по французски.
Лоррен, поджав губы, строго и отрицательно помахал пальцем перед своим носом.
– Сегодня ночью, не позже, – сказал он тихо, с приличною улыбкой самодовольства в том, что ясно умеет понимать и выражать положение больного, и отошел.

Между тем князь Василий отворил дверь в комнату княжны.
В комнате было полутемно; только две лампадки горели перед образами, и хорошо пахло куреньем и цветами. Вся комната была установлена мелкою мебелью шифоньерок, шкапчиков, столиков. Из за ширм виднелись белые покрывала высокой пуховой кровати. Собачка залаяла.
– Ах, это вы, mon cousin?
Она встала и оправила волосы, которые у нее всегда, даже и теперь, были так необыкновенно гладки, как будто они были сделаны из одного куска с головой и покрыты лаком.

Камни, талисманы, подвески могут не только принести положительные эмоции, но могут также разрушить ваше настроение, планы, ваш внутренний мир. Прежде чем купить украшения, уточните у продавца, что значит тот или иной камень или подвеска. Если продавец не смог вам ответить, посмотрите в книгах и в интернете.

Мы себя специалистами не считаем, мы учимся, читаем, изучаем. Наши клиенты долго выбирают себе украшения и с завидным упорством задают нам вопросы. Вместе с клиентами учимся и мы.

К чему такое вступление, спросите вы?

Все просто, вчера забежала купить кофе в свое любимое кафе. У милой девушки-официантки висела подвеска. На мой вопрос, что значит знак, она не смогла мне ничего ответить. (Обычно стараюсь не нарушать личное пространство, но с девушкой мы часто общаемся на отвлеченные темы, поэтому я немного «поумничала». Да простят меня окружающие)

Мы говорили о знаке «ОМ». Он вызывает у меня восхищение.

Ом - древний индийский и тибетский знак, распространенный в разных религиях и вероисповеданиях, происходящих из буддизма и индуизма. Является визуальной формой магического звука (мантры), открывающей состояния озарения, очищения разума и отрешенности от земных дел так, чтобы быть достойным познания и постижения высших истин, достичь единства с наивысшей Духовностью (в Буддизме - достижение Освобождения и Просветления).

ОМ – знак-мантра, освобождающий дух и разум от дел приземлённых.

Священный слог ОМ (он же АУМ, он же СОХАМ) - в индуистской и ведической традиции - сакральный звук, изначальная мантра, означает неназываемое имя Бога, абсолют, дао, содержит в себе смысл всех священных писаний, является первоначальной вибрацией мироздания, открывающего состояние озарения, приносящего очищение ума и умиротворённость. Часто интерпретируется как символ божественной троицы Брахмы, Вишну и Шивы, квинтэссенция Слова.

Звук «Ом» является самым священным звуком в индуизме. Помимо олицетворения индуистской божественной троицы, он, сам по себе, является наивысшей мантрой, символизируя собой брахман (высшую реальность) и Вселенную как таковую. Три его составляющих (А, У, М) традиционно символизируют Создание, Поддержание и Разрушение - категории космогонии Вед и индуизма. Считается также, что три звука символизируют три уровня существования - рай (сварга), землю (мартья) и подземное царство (патала). Они также символизируют три состояния сознания - грезу, сон и явь, - три времени суток и три способности человека: желание, знание и действие. В Ведах звук «Ом» является звуком Солнца и Света. Он символизирует собой движение вверх, приближение души к горным сферам.

Священное значение мантры «Ом» в индуизме трудно переоценить. Практически все священные тексты индуистской и ведической традиции начинались и заканчивались этим звуком.

Символ OM имеет две формы выражения - комбинация звуков и графический знак. Графический символ OM состоит из трёх букв (одна буква на санскрите), над которыми изображён полумесяц с точкой наверху.

По мнению Шри Виноба Бхаве, латинское слово «Omne» и санскритское слово «АУМ» образованы от одного корня, означающего «всё», и оба слова выражают понятия всеведения, вездесущности и всемогущества.
Кроме того, можно перевести слог OM как «истинно», «да будет так».


Священный слог ОМ (он же АУМ, он же СОХАМ) означает неназываемое имя Бога, абсолют, дао, содержит в себе смысл всех священных писаний, является первоначальной вибрацией мироздания.
Слог Ом - первоначальный звук, творящий Вселенную. Символ бесконечности духа, Священного в мире и человеке. Знаменует победу над Хаосом. Помогает установить связь со своей глубинной сущностью.

OM - священный, «вечный слог», потребляемый в индуизме и буддизме во время религиозных церемоний, при чтении молитв, в начале текстов религиозного содержания.

OM является символом наибольшей святости, Брахмана - Абсолюта индийской философии и Бога индуистской религии.
Символ OM имеет две формы выражения - комбинация звуков и графический знак.

Графический символ состоит из трёх букв (одна буква на санскрите), над которыми изображён полумесяц с точкой наверху. По мнению Шри Виноба Бхаве, латинское слово «Omne» и санскритское слово «АУМ» образованы от одного корня, означающего «всё», и оба слова выражают понятия всеведения, вездесущности и всемогущества.

Кроме того, можно перевести слог OM как «истинно», «да будет так».

Слово «АУМ» проистекает от санскритского корня «ава», который имеет до девятнадцати разных значений. исследуя эти значения в совокупности, можно истолковать «АУМ» как символ Силы, которая:

Обладает универсальным знанием;
- управляет всей Вселенной;
- одна защищает от несчатий жизни;
- осуществляет желания верующих и карает неверующих;
- дает просветление.

Фактически OM подключает в себя три независимых звука (буквы). Каждая из них по отдельности имеет личное значение.

Некоторые толкования:

Буква А символизирует «начало», «рождение» адиматва);
Буква У символизирует «развитие», «трансформацию», «движение» (уткарша);
Буква М - «распад» (мити).

В единстве олицетворяет энергию, управляющую процессами творения, совершенствования и распада Вселенной, или самого Бога.

Слово АУМ ассоциируется с индуистской триадой богов.
А соотносится с Брахмой, Богом Вселенной; У - с Вишну, её Хранителем; М - с Шивой, Разрушителем. Весь же символ считается обозначением Брахмана, из кото - рого Вселенная эманирует, через которого вырастает и созревает, и с которым в итоге сливается.

Буква А символизирует состояние бодрствования (джаграта - авастха), буква У - состояние сна со сновидениями (свапна - авастха), а буква М обозначает состояние сна без сновидений (сушупта - авастха).
Весь символ вместе с полумесяцем и точкой обозначает четвёртое состояние (турья - авастха), которое объединяет в себе три иных и трансформирует их в состояние самадхи.

Буква А символизирует речь (вак), У - разум (манас), М - дыхание жизни (прана), а весь символ обозначает живой дух, который является лишь частью священного духа.
Три буквы толкуются также как обозначения трёх измерений: длины, ширины и вышины, а весь символ представляет Божество, не знающее ограничений размеров и форм.

Буквы А, У и М символизируют отсутствие желаний, страха и гнева, а весь символ означает прекрасного человека (стхита - праджа), чья жизнь утверждена в Боге.

Три буквы символизирут три рода: мужской, женский и средний, а весь символ обозначает все творения вместе с Богом.

Три буквы обозначают три гуны, или качества: саттва, раджас и тамас, а символ в едином - гунатита (человек, преодолевший ограниченность гун).
Три буквы обозначают три времени: прошедшее, действительное и грядущее, а весь символ - Бога, превосходящего ограничения времени.
Они означают также преподавание, преподанное соответственно мамой, папой и гуру, а символ в едином представляет Брахма Видью - познание Я, вечное преподавание.

Буквы А, У и М обозначают три ступени йоги - асану, пранаяму и пратьяхару, а весь символ воплощает самадхи - цель, к которой ведут эти три ступени.

Три буквы представляют собой мантру «Тат твам аси» («То есть ты»), или осознание божественности внутри себя. Весь символ воплощает это осознание, освобождающее человеческий дух от ограниченности тела, ума, интеллекта и эго.

Тройной символизм ОМ более понятен наиболее "обычным" из нас, людей, реализуемый на интуитивном и объективном уровне. То, что этот символ распространяется на весь спектр проявленной вселенной, делает ОМ настоящим кладезем духовности. Некоторые из этих символических эквивалентов:

Проявление слова: Голос (вак), разум (манас), дыхание (прана).
Гуны (качества) : энергии (раджас), чистота (саттва), и невежество (тамас).
Божества: Брахма, Вишну, Шива.
Действие: создание, сохранение и разрушение.
Человек: тело, душа и дух.
Время: прошлое, настоящее и будущее.
Стадий существования: рождение, жизнь и смерть.
Буддизма: Будда, Дхарма, Сангха и (три драгоценности буддизма).
и так далее

Проявление ОМ

Согласно индийским духовным наукам, Бог сначала создал звук, и из этих звуковых вибраций произошел весь феноменальный мир. Наше существование состоит из этих первичных звуков, которые приводят в действие к мантры.
Сама материя, как говорят, исходила из звука ОМ, к который поэтому считается самым священным из всех звуков.
Это слог, который предшествовал вселенной и из которого были созданы в том числе и боги.
Ом - это "корневой" слог, космическая вибрация, которая скрепляет атомы мира и небес. В самом деле Упанишады говорят, что АУМ - это бог в форме звука. Таким образом, ОМ всегда является первой частью наиболее важных мантр как в буддизме, так и в индуизме, например, для ОМ Ganeshaya Namaha и Ом Мани Падме Хум.

В дальнейшем развивая мистическую концепцию AUM, древний текст сравнивает АУМ со стрелой, лежащей в носовой части человеческого тела как дыхание, которая после проникновения в тьму невежества находит свой путь, а именно освещенную область Истинного Знания. Подобно тому, как паук взбирается на его поток по нити своей паутины и получает свободу, так йогин поднимается к освобождению через слог ОМ.

Как Мастера Йоги и Веданты объясняют значение ОМ

Многие мантры начинаются с ОМ. Мудрецы древних времен проводили длительные исследования, экспериментируя со звуком ОМ и его вибрациями, медитировали на ОМ в течение долгого времени и достигали высшего уровня осознанности. Затем они дали миру ОМ как символ Высшего Я, которое наполняет собой всю Вселенную.

ОМ – это не слово, и у него нет точного значения, поэтому его невозможно перевести ни на один из языков мира. ОМ является всепроникающим звуком, который непрерывно звучит во Вселенной. В состоянии глубокой медитации мы можем услышать этот звук. Пропевая ОМ, мы входим в гармонию со Вселенной и потому чувствуем покой и блаженство. Все звуки исходят из ОМ, ОМ – это матрица всех звуков.

Регулярное и многократное пропевание ОМ способно разрушить весь стресс, который накапливается у нас в процессе жизни. Все негативные вибрации, страхи, тревоги и беспокойства, напряжение и раздражение уходят, и мы погружаемся в состояние тишины и спокойствия. ОМ - глубочайшая вибрация. Подобно тому, как после интенсивного смеха или сильного плача мы расслабляемся и чувствуем облегчение, после пропевания ОМ приходит глубокое умиротворение.

Четвертое состояние

Мы родились, воплотились в теле. Мы живем в мире и решаем какие-то проблемы. Когда наступит время, наше тело неизбежно умрет, хотим мы этого или нет. С полной уверенностью можно сказать, что в мире нет ни одного человека, у которого не было бы проблем, и который не печалился бы по поводу своей предстоящей смерти. Однако в состоянии глубокого сна у нас нет тела, и все проблемы исчезают. Мы погружаемся в блаженство, но при этом не осознаем своего существования. Почему? Потому что мы еще не познали то четвертое состояние, которое присутствует всегда, но находится за пределами трех состояний. Опыт глубокой медитации и понимание философии Веданты способны привести нас к осознанию того, кто мы есть на самом деле.

Какие бы попытки бегства от проблем и от боязни смерти мы не предпринимали, в глубине всегда остается страх перед неминуемой кончиной. Но в глубоком сне у нас нет страха смерти, и нет вообще ничего. Мы не боимся засыпать, хотя фактически мы умираем на какое-то время, то есть тела и ума для нас не существует в глубоком сне. Так кто же боится смерти?

Из-за незнания того, кто мы есть на самом деле, мы думаем, что мы есть тело. Мы отождествляем себя с нашим физическим телом и живем в постоянном страхе потерять его. Ведь если мы есть тело, следовательно, мы умрем вместе с ним. Но ведь в глубоком сне у наснет тела, однако мы живы. А если бы мы не были живы, мы бы и не проснулись, то есть умерли. Однако после глубокого сна мы всегда просыпаемся обновленными и наполненными энергией. Следовательно, кто-то должен присутствовать в глубоком сне, иначе откуда мы узнаем о том, что были там, во сне без сновидений? Это и есть наше Истинное Я, вечное и неизменное. Мы рождаемся и живем. Все перемены происходят в присутствии нашего Истинного Я.

Мы растем, развиваемся, взрослеем, стареем и однажды умрем. Кто будет свидетелем того, что мы умерли? Кто свидетель того, что мы бодрствуем или видим сны? Кто свидетель глубокого сна? В чьем присутствии происходит смена состояний? Когда мы ответим на вопрос, кто же есть Я, мы наконец перестанем бояться смерти и обретем настоящий покой и блаженство. Когда мы осознаем себя наблюдателем всех перемен, которые происходят, мы примем неизбежность смерти тела как часть естественного порядка вещей. Осознав, что мы не есть тело, мы перестанем за него цепляться и жить в постоянном стрессе. Мы пришли на эту землю только с одной целью – осознать Себя. И когда это произойдет, мы станем свободными от всего и начнем жить по-настоящему, наслаждаясь каждым мгновением жизни. Все приходит, все уходит, состояния сменяют друг друга, но Я есть всегда, и все происходит в Моем присутствии.

Вот это и есть истинное значение ОМ. Чтобы познать это на собственном опыте, необходимо руководствоваться словами Просветленного Мастера. Слушание Мастера, его объяснений – это первый этап, шравана, когда мы воспринимаем информацию. То, что мы восприняли, нам необходимо усвоить. Для этого мы практикуем размышление, глубокое обдумывание услышанных слов. Это второй этап, манана. Размышляя и глубоко погружаясь в предмет размышлений, мы становимся способными пойти за пределы слов и концепций, и тогда Знание открывается нам. Знание Себя есть в нас самих. Слова Мастера указывают на то, что уже есть в нас, и, размышляя над словами и значением ОМ, медитируя на ОМ, мы обретаем Истинное Знание, то есть осознаем Истину посредством своего опыта. Это – третий этап, нидидьхьясана. Истина есть в нас, Истинное Я всегда здесь, и практикуя слушание, размышление и медитацию, мы осознаем это. Когда к нам приходит понимание, ответ на вопрос, кто есть Я, это становится нашей мудростью и тогда уже никто не в состоянии забрать у нас это знание, даже смерть. Для этого нам и была дарована мантра ОМ.

Происхождение выражения

Гипотезу о происхождении этого словосочетания высказал к. ф. н. Зеленин в своей статье в журнале «Русская речь» . Он считает, что своим происхождением фразеологизм обязан фильмам про Зорро , отличительным знаком которого была буква Z, и что он получил распространение в 70-80-е годы среди студенческой молодёжи. По его мнению, своё имя буква зю приобрела благодаря замене в названии английской буквы зед последних двух звуков на звук « ». Зеленин считает, что эта замена произошла под влиянием греческих букв мю и ню , фонетическая форма которых (по его мнению) вызывала удивление у студентов.

Само по себе фонетическое сочетание «зю» достаточно необычно. Так Л. В. Успенский в 1973 году в книге «По закону буквы» приводил в качестве примера использования слога «зю» слова́ зюзя , назюзиться .

Эволюция выражения

Зеленин считает, что первоначально, в 80-е годы XX века словосочетание «буква зю», обозначающее странное, согнутое положение тела человека, было распространено в среде автомобилистов, проводивших много времени за ремонтом машин. В дальнейшем, в конце 80-х годов этот речевой оборот вошёл в словарь дачников и стал обозначать длительную работу наклонившись на земельном участке. Такое словоупотребление (уже без привязки к даче или автомобилю) получило широкое распространение не только в просторечных выражениях, но и в печати и художественной литературе.

В ходе эволюции фразеологизм отдалился от исходного значения «напоминающий по форме букву Z» и стал обозначать искривлённость вообще. Теперь данное выражение используется по отношению к любому объекту, находящемуся в искривленном, странном состоянии .

В середине 1990-х годов выражение проникло в публицистику, породив причудливые семантические преобразования. Зеленин приводит следующие примеры:

«Машина по-прежнему стоит во дворе буквой зю»

«Некий красавец на моторке выписывал на воде букву зю»

Туризм и отдых. Минск. 2002. № 12

«Не все в этой стране ставит человека буквой зю»

Белорусская газета. 2000. № 14

Словосочетание приобрело более абстрактное значение «любой предмет изогнутой формы» .

Распространение выражения

Благодаря расплывчатости значения, буква зю имеет большие возможности языковой трансформации. По мнению А. В. Зеленина, сочетание «буква зю» в ближайшее время появится во фразеологических и толковых словарях .

Однако выражение «буква зю» распространено только в русской речи метрополии и, в меньшей степени, в странах бывшего СССР . Так, фразеологизм «(зігнутий) як буква зю» привлёк внимание харьковского филолога Н. Ф. Уманцевой . В русскоязычных кругах стран дальнего зарубежья он не прижился. По мнению А. В. Зеленина, это связано с нахождением русскоязычных в окружении латинского алфавита , что снижает возможность иного, ироничного взгляда на букву Z.

Другие значения выражения

Ряд значений словосочетания «буква зю» связан с переносом основой смысловой нагрузки со слова «зю» на слово «буква». Зеленин охарактеризовал этот процесс так: «актуализация первого, номинативного, элемента сочетания» . «Буква зю» начинает обозначать неразборчивый почерк, загадочный знак или просто каракули.

В частности, существует популярная компьютерная программа Буква Зю (Letter Zu), предназначенная для транслитерации латинских букв и их комбинаций в русские буквы .

В данном значении выражение «буква зю» по наблюдениям Зеленина стало порождать вторичные фразеологизмы, производные от привычных от а до я или от альфы до омеги .

В «Большом словаре русских поговорок» Мокиенко и Никитиной можно найти альтернативное значение словосочетания: буква зю - школьный жаргонизм, шутливое прозвище учителя математики .

Там же находится и другой созвучный молодой жаргонизм: корявый зю - странно одетый человек .

Зюганов и буква зю

Примечания

  1. к. ф. н. А. В. Зеленин «Буква зю» // журнал «Русская речь»
  2. Л. В. Успенский. По закону буквы в библиотеке Максима Мошкова , «Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю» стр. 129
  3. «Вы ползете под грязное брюхо машины… ползая на карачках и изгибаясь буквой зю»

    Автопилот. 1995. № 19

  4. В качестве одного из примеров он приводит следующую цитату

    «… стоишь с утра до вечера непонятной буквой зю»

    Лица. 2002. № 6

  5. В качестве одного из примеров он приводит следующую цитату

    «Какие упражнения надо делать первоклассникам, чтобы их спинки не стали похожи на букву зю»

    Комсомольская правда. 2002. № 155

  6. В качестве одного из примеров он приводит следующую цитату

    «Архитектор о стиле не думает… тут мы буквой зю изогнулись»

    Итоги. 2000. № 44

  7. В качестве одного из примеров он приводит следующую цитату

    «Обозначьте эту позу хоть буквой „зю“, хоть чисто по-белорусски „на куюрышках“, но она абсолютно далека от нормальной»

  8. Н. Ф. Уманцева З антропогностичної компаративної фразеології села Циркуни на Харківщині (укр.) // ВІСНИК ХАРКІВСЬКОГО НАЦІОНАЛЬНОГО УНІВЕРСИТЕТУ імені В. Н. КАРАЗІНА . - Харьков, 2009. - В. 57. - № 854. - С. 182.
  9. В качестве одного из примеров он приводит следующую цитату

    «Многие граждане вместо собственных данных ставят размашистую букву зю (дескать, кому надо, тот знает, кто я и где меня искать)»

    Губернiя. Петрозаводск . 1998. № 47

  10. Михаил Федотов LetterZu 0.8 // Компьютерная газета . - Минск: ИД «Нестор», 2006. - № 41.
  11. В качестве одного примера Зеленин приводит цитату:

    «1700 школьников в 65 классах до буквы зю»

    Деловые вести. Волгоград. 1998. № 16)

  12. , Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп. В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина. 2007.
  13. О. В. Фельде Лик постсоветской России в зеркале прозвищ // Вестник ТГПУ . - 2010. - В. 6 (96).
  14. Е. С. Чинарова Тактика манипулятивного воздействия на адресата в политическом дискурсе // Вестник Челябинского государственного университета . Филология. Искусствоведение . - 2009. - В. 39. - № 43 (181). - С. 150–152.
  15. Дмитрий Быков Буква «зю» // Журнал «Карьера» . - 1999. - № 9.
  16. Евгений Рожков . Зюганову подарили бочку мёда и букву «зю» , Телеканал «Россия» («Вести ») (27 июня 2009). Проверено 4 января 2012.

Литература

  • к.ф.н. А. В. Зеленин «Буква зю» // журнал «Русская речь» . - 2005. - В. 1. - С. 79-83.