Смерть неизбежна и коснется каждого. Неизбежна смерть, но не старение. Что нас ждет потом

Мы привыкли к тому, что смерти избежать нельзя.

Поэтому никто и не задумывается над вопросом, почему это так, и почему животные и люди не могли бы жить бесконечно долго. С научной же точки зрения неизбежность смерти представляет некоторую загадку. Организм животного и человека можно рассматривать, как машину, которая может сама себя ремонтировать. В нашем теле вследствие соединения углерода тела с кислородом воздуха происходит постоянный процесс разрушения или медленного горения, но эти разрушившиеся частицы постоянно возобновляются из пищи. Таким образом - в теле происходит постоянный круговорот веществ. Одни вещества выпадают, другие поступают. Спрашивается, почему такое восстановление может продолжаться только известный срок, почему оно не может продолжаться вечно. На этот вопрос ученые давали разные ответы, но наиболее правдоподобным надо считать следующий.

Одноклеточные животные, каковы, например, инфузории, как известно, размножаются делением. Деление заключается в том, что мать делится на две дочери, при чем от матери ничего не остается. Таких животных считали в известном смысле бессмертными, потому что у них не бывает смерти вследствие старости. Не успевает инфузория состариться, как превращается в две молодых дочери, которые тоже размножаются делением, прежде чем достигнут старости. Однако, по наблюдению французского зоолога Мопа, если такое деление продолжается большое число поколений, - например, 300-500 поколений, - то оно ведет за собой вырождение потомства. Вырождение это обнаруживается в том, что у молодых не вырастают некоторые реснички, а сами инфузории перестают расти. С каждым поколением они становятся все более мелкими, наконец мельчают до того, что дальше размножаться делением не могут. Наступает полное вырождение. Вот эти выродившиеся инфузории начинают попарно слепляться друг с другом, при чем обмениваются частичками ядра. Частичка ядра одной инфузории переходит и сливается там с ядром другой, и, обратно, от этой другой инфузории часть ядра переходит в первую и сливается там с ядром. Происходит нечто в роде взаимного оплодотворения. По окончании этого процесса, называемого конъюгацией, они расходятся, и вот тут замечается любопытное явление. Это взаимное оплодотворение как будто обновляет жизненные силы инфузорий. После него все признаки вырождения исчезают. У инфузорий вырастают реснички, сами они подрастают и снова получают способность размножаться делением. Но потом, после известного ряда поколений, они опять вырождаются, после чего снова наступает взаимное оплодотворение и т. д.

Вот это-то наблюдение Мопа проливает некоторый свет на вопрос, почему животные, тело которых состоит из многих клеток, смертны. В нашем теле находится бесчисленное множество клеток, и клетки эти, подобно одноклеточным животным, размножаются. Рост животного обусловливается не тем, что клетки его растут, а тем, что число клеток прибавляется, а прибавляется оно вследствие размножения первых. И у выросшего животного одни клетки отмирают, вместо них нарождаются новые, так что процесс размножения клеток не прекращается до самой смерти. Клетки же животных и клетки нашего тела, подобно инфузориям, размножаются делением, - и только делением, а деление, как это наблюдал Мопа у инфузорий, если оно продолжается достаточно долго, ведет за собой вырождение клеток. Вырождение это обнаруживается в том, что организм дряхлеет; наконец, оно доходит до таких пределов, когда жизнь становится невозможной, и наступает смерть.

Спрашивается теперь, почему инфузории и клетки могут размножаться делением только определенное число раз, а почему это не может продолжаться бесконечно долго? На этот вопрос можно дать следующий ответ. При размножении делением клетка делится пополам, так что клетки дочери походят друг на друга, походят и на мать. Протоплазма, из которой составлено ядро клетки, состоит из большого количества частиц, из которых каждая при делении делится пополам. Однако деление это совершается не с математической точностью, т. е. клетка делится пополам, да не совсем: от времени до времени какая-нибудь одна из многочисленных частиц проскакивает целиком в одну дочернюю клетку, а в другую не попадает. Вот в этой другой вследствие этого обнаруживается первый шаг к вырождению. Если теперь при дальнейшем делении той же клетки такая проскочка повторится еще раз, вырождение сделает второй шаг» и так далее, пока, наконец, клетка не лишится столь большого количества частиц, что дальнейшее размножение ее станет невозможным; клетка вырождается в конец. У инфузорий это вырождение исправляется взаимным оплодотворением. При таком оплодотворении одна инфузория снабжает другую такой частицей, какой у этой другой не было, и наоборот. Вследствие этого все последствия вырождения исчезают. В нашем теле клетки не могут этого делать, почему вырождение их не останавливается и ведет к смерти.

У меня для вас хорошие новости.

Смерть - не неизбежна. Потенциально каждый из нас - бессмертен, причём вовсе не в религиозном или "духовном" смысле.

На самом деле смерть - вовсе не естественное явление, как бы не парадоксально это звучало. Простейшие многоклеточные существа, такие, как гидры, кораллы и пр. не умирают "от старости". Не умирают "от старости" многие рыбы, добрая половина растений (у них просто нет механизма умирания). Давайте разберём, что такое "смерть", каковы её физиологические причины.

"Естественная смерть" от старости - это не больше, чем отказ тех или иных органов, вовсе не неизбежный. Зачастую мы не видим причин износа и отказа того или иного органа - но при правильном уходе, своевременной диагностике и лечении человек вполне способен дожить лет до 150.

Далее, старение. Причина многих проблем со здоровьем. Старение - запланированный генетически гормональный процесс, сочетающийся с разрушением ДНК (накоплением ошибок при репликации). Процессы, которые можно обратить вспять. Да, вечно юными 20-летними мы скорее всего не будем никогда, но зависнуть на уровне вечных 40 лет вполне реально. К слову, некоторые медузы умеют "расти обратно", как тот самый Бенжамин Баттон. А нам что-то мешает.

Последнее - рак. Вы удивитесь, но смерть от рака - это смерть от бессмертия, такой вот парадокс. Раковые клетки не умирают. В принципе. Не имеют такого механизма, их можно только убить. Их безудержный рост и исключительная прожорливость убивают организм. Но если опухоль удалить и поместить в питательный раствор, жить она будет бесконечно. Клетки Генриетты Ларс, умершей в 1951, до сих пор плодятся и размножаются (https://ru.wikipedia.org/wiki/HeLa) . Таким образом, в нашем организме уже есть клетки, которые сами по себе не умирают. Кстати, если не ошибаюсь, в нервной системе человека есть нейроны, которые могут сохраняться в течение всей жизни, если не большей её части.

В общем, обеспечение бессмертия или жизни, настолько длинной, что смерть может стать осознанным и вполне удовлетворительным выбором для каждого человека - это дело времени. Главное, чтобы "бессмертные" не уничтожили человечество, как это делают раковые клетки =)

Конечно, немногие из читателей Question будут жить вечно. Возможно, вообще никто. Но вероятность бессмертия есть, она не равна 0. А это - надежда.

Если же вы всё-такие умрёте, то тоже не всё потеряно.

Есть намного менее научные (если вышеизложенное можно назвать таковым), но всё ещё не религиозные и, теоретически, реализуемые теории о жизни после смерти.

Русский философ-космист Николай Фёдоров считал, что реальная цель человечества - это воскресить всех до единого своих потомков и населить ими космос. Причём всё это он укладывал в немного изменённую православную систему ценностей. Типа, рай возможен только от Земли, а ада и грешников нет в принципе, т.к. когда все воскреснут, то не будет и греха.

Думаете, бред? Не совсем. Во-первых, важным условием возможности воскрешения давно умерших является достижения человеком бессмертия. А как уже было написано выше, это скорее всего вопрос времени. Конечно, даже после этого вероятность воскрешения после смерти очевидно стремится к 0, но и время, отведённое человечеству на решение этой проблемы, будет стремится к бесконечности. Так что то, что однажды вы снова начнёте осознавать себя и пожмёте руку вашему прапра...n*[пра]...прадеду, всё же вероятнее, чем райские кущи и перерождение в лягушку)

А лично я использую уловку расставания (умер и уехал навсегда без связи - разницы нет), когда нужно пережить смерть друга, и уловку небытия (меня не было, и мне было всё равно, меня не будет - мне будет всё равно), когда нужно осознать свою собственную смерть.

Когда-нибудь для каждого из нас придёт черёд умирать. Человек – единственный вид на Земле, который способен осознать этот простой и непреложный факт. И это осознание способно менять наше поведение сейчас – причём таким образом, который на первый взгляд к неизбежности смерти не имеет никакого отношения

Перевод для – Сева Бардин

Когда-нибудь для каждого из нас придёт черёд умирать. Человек – единственный вид на Земле, который способен осознать этот простой и непреложный факт. И это осознание способно менять наше поведение сейчас – причём таким образом, который на первый взгляд к неизбежности смерти не имеет никакого отношения.

Минут 10 после прочтения этой статьи ваши мысли наверняка так или иначе будут вращаться вокруг темы смерти. И скорее всего в это время мечты о славе станут сильнее, вам больше захочется поддержать харизматического лидера, и вы почувствуете большую заинтересованность в продолжении своего рода. Ещё весьма вероятно, что вы будете менее одобрительно относиться к идее кормления грудью и более снисходительно – к войне. По крайней мере, об этом свидетельствуют результаты научного исследования.

Почему так происходит?

Согласно выводам исследователей в области Теории управления страхом смерти, все эти изменения в нашем сознании помогают нам принять факт нашей смертности. Человек подсознательно использует любую возможность, чтобы отпихнуть мысль о неизбежной смерти на задворки своего сознания.

«Чтобы не потерять самообладания в этом мире, нам, людям, необходимо верить в существование какого-то смысла; в то, что мы не просто существа, которых смерть когда-нибудь бесследно сотрёт с лица Земли», — говорит психолог Университета Аризоны Джефф Гринберг.

Гринберг – один из соавторов Теории управления страхом смерти. Основная идея этой теории заключается в том, что человек пытается справиться со страхом смерти при помощи самоуважения, складывающегося из ощущения правильности своего мировосприятия и правильности своих ценностей. Что, в свою очередь, накладывает серьёзный отпечаток на самые разные сферы его поведения.

Авторы начали разрабатывать Теорию управления страхом смерти в 1986 году, после того, как прочли книгу антрополога Эрнеста Беккера «Отрицание смерти», которая получила Пулитцеровскую премию в 1974 году. В этой книге Беккер утверждает, что человеческое поведение определяется поиском бессмертия – как в буквальном смысле (вера в загробную жизнь), так и в переносном (стремление оставить после себя некий заметный след).

«Его аргументы показались нам весьма убедительными», — вспоминает Гринберг.

Психология смерти

Беккер утверждал, что человек борется со страхом смерти при помощи повышения самооценки – убеждая себя, что его жизнь наполнена смыслом в мире, где всё имеет значение. Один из способов повысить самооценку – это обозначить свою принадлежность к чему-то значительному. Например, к своей культуре или определённому мировоззрению.

Чтобы проверить это предположение, Гринберг и его коллеги провели эксперимент, для участия в котором пригласили группу судей муниципальных судов. Часть из них попросили описать свои ощущения по поводу их собственной смерти. Сразу после этого всем судьям предложили рассмотреть гипотетическое дело женщины, арестованной за проституцию.

Оказалось, что размышления о смерти очень сильно повлияли на решения судей.

Судьи в группе, которая не писала эссе о смерти, назначили для «подсудимой» штраф в 50 долларов в среднем. Решения той группы, что размышляла о собственной смерти, оказались примерно в десять раз суровее – средний штраф составил 455 долларов. Психологи считают, что это произошло из-за того, что вердикт последних больше соответствовал их личным убеждениям. То есть мировоззрению типа «закон и порядок».

Последующие эксперименты показали, что этот эффект связан ТОЛЬКО с мыслями о смерти. В случаях с мыслями о боли или разного рода неудачах и страданиях ничего подобного не происходит.

Люди пытаются справиться со страхом смерти при помощи вещей, которые к смерти не имеют никакого отношения.

Возьмём, к примеру, кормление грудью. Исследование 2007 года показало, что после размышлений о смерти, люди гораздо более негативно высказывались по поводу кормления грудью в публичных местах и были менее снисходительны к кормящим женщинам, находящимся в одной комнате с ними. Учёные считают, что вид кормящей грудью женщины напоминает людям об их животной природе.

С другой стороны, напоминания о смерти подстёгивают людей задумываться о продолжении рода. Более того, исследование 2011 года, результаты которого опубликованы в научном журнале Journal of Research in Personality, показало, что после размышлений о смерти люди с большим интересом относятся к идее назвать своих детей собственными именами.

Кроме того, согласно результатам исследования Гринберга и его коллег, размышления о смерти пробуждают в людях желание славы, и они с гораздо большим энтузиазмом относятся к идее назвать звезду своим именем.

Замкнутый круг

Но самый, пожалуй, удивительный эффект размышлений о смерти – это стремление к замкнутости.

Гринберг объясняет этот эффект таким образом. На ранних стадиях жизни дети абсолютно зависимы от родителей. Но они быстро начинают понимать, что ради сохранения родительской любви и защиты им нужно вести себя определённым образом и принять определённые правила. С возрастом мы всё отчётливее осознаём опасности окружающего нас мира, в то время как роль родителей-защитников, постепенно ослабевает.

«В такой ситуации в нашем сознании происходит перенос – роль психологических защитников переходит от родителей к более масштабным структурам или понятиям», — говорит Гринберг. Это может быть Бог, страна, понятие свободы или демократии.

Стало быть, перед угрозой смерти мы стремимся ещё крепче держаться за избранные нами ценности. В результате возникает любопытный эффект.

В ходе исследования 2011 года выяснилось, что при напоминании о смерти люди склонны больше симпатизировать харизматическому лидеру, разделяющему их взгляд на мир.

В 2006 году проводилось исследование, в ходе которого изучался эффект работы иранских проповедников в среде иранских же студентов. В «контрольном состоянии» большинство студентов поддерживали проповедника, ратовавшего за мир. Однако после размышлений о смерти гораздо большее число студентов переметнулись на сторону того, кто выступал за террористические акты против американцев.

И американцы (согласно результатам исследования 2011 года), которым перед опросом напомнили о террористическом акте 9/11, гораздо охотнее высказывались за войну против Ирака, и даже за нанесение ядерного удара по этой стране.

Однако не всё в Теории управления страхом смерти так пессимистично. Память о смерти может подвигнуть людей больше заниматься благотворительностью. Таким образом многие состоятельные люди стремятся «оставить свой след на Земле».

«Всё зависит от природы вашего мировоззрения, — говорит Гринберг. Если по вашим убеждениям вклад человека должен быть позитивным, то размышления о смерти подвигнут вас творить добро. Если у вас противоположная система ценностей, то при мысли о смерти вы будете искать славы злодея или примкнёте к террористам».

Жизнь могуча, гриба мягкой шляпой,
Её сила взломает асфальт.
Но её тушит смерть, тронув лапой,
Неизбежен последний закат.

Для ушедших в него умирает,
Мир, оставленный ими, живых.
Время быстро в нём след их стирает,
А с ним памяти повесть о них.

Есть ли что-нибудь там - за Пределом,
Там - за смерти мгновенья чертой?!
Иль умрёт наше «Я» вместе с телом,
В нём пройдя путь по жизни Земной?!

Тьмою смотрит всегда в ответ бездна,
Нет падению в Вечность конца.
Жизнь закончится, смерть...

Болезни тела душу лечат,
Не зря страдает человек.
Крепчает дух, а тело тает,
Жжет Солнце – время жизни – нег.

Не всё впитается растаяв –
Та часть, что, лучше, чище всех,
Переродившись, улетает
незримой дымкой к свету вверх.

Напрасно злою представляем
Благотворительницу смерть
Она лишь тело забирает,
Уже бессмысленную твердь

Старухой страшной смерть встречает
Лишь тот, кто плохо прожил век.
Предсмертный ужас испытает
Духовно слабый человек.

Незрелый плод боится падать...

Смерть солдата. Мы должны помнить!
Аким вернулся, комиссован
По ранению. Нога болит,
Спать не даёт и Казахстан,
Где в ссылке сёстры, мать,

Отца, он не застал, расстрелян.
Пришёл герой, награды ищут
Где-то по дорогам. Кавказа перевал,
Аким в засаде и немцев не пустил!

Он пулемёт, «игрушку» на плечах
Носил, красив и ладен, широк в плечах!
А немцы напирают, приказ, не отступать,
И немца не пустить, горячий пулемёт,

Снег тает и шипит и по стволу стекает.
В ушах гул и...

Неизбежность и есть неизбежность сегодня и прежде,
Неизбежность рядится в одежды – «не скоро», «не завтра»,
Но она всё равно возникает и губит надежды,
И вступает в права безысходными строчками Сартра.

Неизбежность ухода туда, где ни звука, ни света,
Неизбежность влаченья судьбы непростительно скучной,
Неизбывность мечты, неисполненность главных заветов,
Неиспытанность чувств разноцветия и многозвучья.

Что ещё пережить, сколь пройти по извилистым тропам,
Чтоб познать неизбежность...

Неизбежность отбирает выбор,
Это то, чего не отменить.
И о лёд напрасно бьётся рыба,
Поймана она и ей не жить.

Неизбежность дарит обречённость,
Приговор судьбы не отменить.
Путей наших предопределённость,
Суждено что нам, тому и быть.

Неизбежность - это свыше воля,
Случай, что угоден Небесам.
Это жизни нашей срок и доля,
Та, что здесь за что-то дана нам.

Неизбежность - это с чем жить должен,
И желаем мы иль нет того,
Но сквозь это путь для нас проложен,
Не изменим мы в нём...

Смерти нет, мы просто не проснёмся,
Не вернувшись, к боли наших тел.
Смерти нет, не гаснет души солнце,
Тех кто ею, здесь гореть умел.

Смерти нет, ты не гляди в испуге,
На провал, могилы под крестом.
Жизнь и смерть, две половинки в круге,
И уснёт, лишь тело вечным сном.

Смерти нет, я тоже хочу верить,
В душ нетленных, в Вечном, вечный путь.
Но в тоску, смерть брата открыв двери,
Кричит что, его мне не вернуть.

Смерти нет, твержу как заклинание,
Смерти нет, ты жив душою брат...