Внеклассное занятие "математический калейдоскоп". Внеклассное мероприятие: "Математический калейдоскоп"

Внеклассное мероприятие по математике, 4 класс

Математическая игра для младших школьников

Сценарий внеклассного мероприятия по математике в начальной школе, 3-4 класс «Математический калейдоскоп»

Цели: развивать умственные способности учащихся, навыки коммуникативного общения, умение работать в команде.

Ход классного часа

I. Разминка для ума.

Математические загадки.

1. Лебеди у нас в пруду,

Я поближе подойду:

9 черных, белых 5.

Говорите поскорей:

Сколько пар лебедей? (7)

2. Три кошки купили сапожки.

По паре на каждую кошку.

Сколько у кошек ножек

И сколько у них сапожек? (6)

3. К двум зайчатам в час обеда

Прискакали три соседа.

В огороде зайцы сели

Сколько съедено морковок? (15)

4. Пятнадцать пар танцуют польку.

А всего танцоров сколько? (30)

5. Полюбуйтесь-ка вы сами!

Если троек двадцать восемь. (84)

Он лопаты сосчитал

И об этом так сказал:

В трех углах по семь лопатах,

У стены шесть штук лежат,

Всех же - тридцать две лопаты.

Вы согласны с ним, ребята? (27)

7. Подарил утятам ежик

Сорок кожаных сапожек.

Сколько маленьких утят

Ежика благодарят? (20)

8. Вяжет бабушка-куница

Семи внучатам рукавицы:

Подарю вам, мои внуки,

Рукавичек по две штуки.

Берегите, не теряйте!

Сколько всех? Пересчитайте! (14)

Икс-тест.

1. Какая величина в математике обозначается буквой х?

а) хитрая;

б) секретная;

в) неизвестная; +

2. Что такое уравнение?

а) деление пирога на равные части;

б) равенство с неизвестными; +

в) весы с гирьками;

г) какая разница.

3. Решить уравнение - это значит...

а) найти его в книге;

б) найти его у соседа;

в) найти его ветки;

г) найти его корни. +

4. Какой алфавит используют для обозначения неизвестных?

а) русский;

б) английский;

в) латинский; +

г) Мумба-Юмба.

5. Буквой S в математике обозначают:

в) скорость;

г) площадь. +

6. Сколько букв в латинском алфавите?

Пирамида чисел.

Расставьте числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 в кружках так, чтобы сумма чисел на каждой стороне равнялась 20.

На букву «П»

Назовите слова - математические термины на букву «П». Ответ: прямая, прямоугольник, пирамида, параллелограмм, перпендикуляр, периметр, параллелепипед, призма, плоскость, «пи» (число).

Суммируйте быстро.

Помогите мастеру Самоделкину найти результат математических действий.

Можно ли число 1888 разделить пополам, чтобы в каждой половине этого числа было 1000?

Ответ: надо провести линию, делящую число пополам по горизонтали.

Подсчитай-ка!

1. Наш друг Петя равномерно ест невкусную макаронину длиной 60 км. В первый день он съел пятую часть всей макаронины. Сколько километров невкусной макаронины съедено Петей за два дня?

(Ответ: 24.

2. В бублике одна дырка, а в кренделе в два раза больше. На сколько меньше дырок в 7 бубликах, чем в 12 крендельках?

(Ответ: 17.

12 · 2 - 7 · 1 = 17)

3. Пожарных учат надевать штаны за 5 секунд. Сколько штанов наденет опытный пожарный за 3 минуты?

(Ответ: 36.

(3 · 60) : 5 = 36)

4. Площадь квадратной лужи, в которую упал Петр Петрович, - 4 кв. метра. Длина одной стороны этой лужи равна росту Петра Петровича в шляпе. Шляпа увеличивает рост Петра на 16 см. Узнай рост Петра Петровича.

(Ответ: 184 см.

5. Петр Петрович, добираясь на работу, ехал сначала на автобусе, потом в метро, а остаток пути прошел пешком. В автобусе Петра Петровича толкнули 12 человек, в метро - 18 человек, а когда шел пешком - только 2 человека. 29 человек, толкнувших Петра Петровича, не извинились перед ним, а остальные попросили прощения. Сколько вежливых людей толкало Петра Петровича?

(12 + 18 + 2)-29 = 3)

6. Страус пробегает расстояние 200 м за 12 секунд. Не меньше скольких километров должен пробежать Петр Петрович, за которым этот страус гонится вот уже 10 минут?

(Ответ: 10 км.

10 · 60 = 600 с

600: 12 · 200 = 10 000 м = 10 км)

II. Подвижные игры

Найди свое место.

Для игры надо подготовить два или три комплекта карточек (в зависимости от числа играющих) с числами от 1 до 10 (или взять другой числовой ряд, более сложный). Комплекты должны быть разного цвета. Карточки раздаются всем играющим в любом порядке. По команде руководителя играющие разбегаются в разные стороны. Затем дается команда собраться и построиться в шеренгу по порядку номеров тем, у кого карточки одного цвета. Получится две или три шеренги. Побеждает группа, сумевшая построиться первой.

Можно усложнять задачу и дать команду построиться в шеренгу в порядке убывания чисел. Или на карточках написать не числа, а примеры на сложение, вычитание или умножение.

Узнай свое число.

В игре участвуют пять человек. На спине у каждого прикреплена табличка с каким-либо числом (все числа - разные, например 2, 4, 5, 7, 8). Ни один из играющих не знает, какое число ему досталось, но сумму чисел (26) руководитель объявляет всем. Задача состоит в том, чтобы, подсмотрев числа, прикрепленные к спинам товарищей, подсчитать сумму и определить свое (недостающее от общей суммы) число. Сделать это нелегко, так как никто из играющих не заинтересован в том, чтобы показать свое число. Поэтому все передвигаются осторожно, стараясь оказаться позади других играющих, чтобы как можно скорее узнать все числа и одновременно скрыть свое.

Не ошибись!

10-12 играющих выстраиваются в шеренгу перед зрителями. Ведущий становится лицом к участникам игры и называет одно за другим (с небольшими паузами) различные числа. Если число делится на 3 (или 2, 4, 5, смотря по уговору), играющие поднимают вверх правую руку (или подпрыгивают), если не делится - не поднимают (стоят на месте). Тот, кто ошибется, выходит из игры.

Игра заканчивается, когда в шеренге останутся 2-3 человека, они объявляются победителями. После этого в игру вступает другая группа играющих.

Можно предложить другой, более сложный вариант этой игры: если названное число делится на 2, играющие поднимают вверх правую руку, на 3 - левую, а если и на 2, и на 3 - обе руки.

Не собьюсь!

10-12 ребят выстраиваются лицом к зрителям в одну шеренгу. По сигналу ведущего они по очереди начинают счет до 30 (возможно другое число). Когда счет доходит до конца шеренги, его продолжает стоящий на другом фланге. Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Играющий, который должен был назвать это число, подпрыгивает. Кто ошибется (произнесет запрещенное число или подпрыгнет не вовремя), выходит из игры, и счет начинается сначала.

Кто решил раньше?

В игре участвуют две-три команды по 5-6 человек в каждой. Перед командами на стол кладут листки (по числу играющих) с арифметическими примерами (их сложность зависит от возраста играющих, но решаться они должны легко и быстро). Примеры для всех команд одинаковые.

По сигналу ведущего к столу бегут первые игроки команды, каждый из них берет из своей стопки любой листок, решает пример и кладет листок обратно. За ними бегут вторые игроки, потом третьи и т. д. Побеждает команда, выполнившая задание первой (при условии, что все примеры решены правильно).

Назовите суммы.

Детям показывают плакат, на котором в беспорядке написаны цифры. Среди них есть красные и синие (или других цветов). Задача играющих - сложить в отдельности красные и синие и назвать их суммы. Тот, кто первым поднимет руку и даст правильный ответ, выигрывает. Задание выполняется устно, записывать нельзя.

От играющих требуется не только умение правильно и быстро считать, но и быть внимательными, чтобы ни одно число на таблице не пропустить и удержать в памяти обе полученные суммы.

На плакате могут быть и двузначные числа.

Помогите мышонку выбраться из своей норки.

Кто определит точнее?

«Хороший мастер всегда на глаз и безошибочно сумеет определить толщину доски или бруска, диаметр болта, гайки, трубы, длину плиты и т. д. А как у вас натренирован глаз?» - спрашивает руководитель. А затем просит ребят определить на глаз:

1. Какова длина, ширина, высота комнаты?

2. Какова длина, ширина, крышки стола, за которым сидите?

3. Сколько раз карандаш уложится по длине крышки стола?

4. Сколько в этой вазе конфет? Или карандашей в стакане?

5. Сколько стаканов воды войдет в эту банку, графин, кастрюлю?

Все ответы ребят записываются, а потом производится проверка и объявляются результаты. Эти и подобные им упражнения можно повторять многократно.

Чего больше?

Внимательно посмотри на рисунок и посчитай, сколько кружков и квадратиков на нем изображено. Чего больше?

Ответ: 31 кружок и 21 квадратик.

Задачи на смекалку.

1. Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку? (Пять минут)

2. Сколько горошин может войти в один стакан? (Ответ: нисколько, так как горошины не ходят)

3. На столе лежат линейка, карандаш, циркуль и резинка. На листе бумаги нужно начертить окружность. С чего начать? (Ответ: надо достать лист бумаги)

4. Один поезд идет из Москвы в Петербург с опозданием на 10 минут, а другой - из Петербурга в Москву с опозданием на 20 минут. Какой из этих поездов будет ближе к Москве, когда они встретятся? (Ответ: в момент встречи они будут на одинаковом расстоянии от Москвы)

5. У берега стоит корабль со спущенной в воду веревочной лестницей. У лестницы 10 ступенек. Расстояние между ступеньками 30 см. Самая нижняя ступенька касается поверхности воды. Океан сегодня очень спокоен, но начинается прилив, который поднимает воду за час на 15 см. Через сколько времени водой покроется третья ступенька веревочной лестницы? (Ответ: вода никогда не покроет третьей ступеньки, так как вместе с водой поднимутся и корабль, и лестница)

6. Один кирпич весит 1 килограмм и еще полкирпича. Сколько весит один кирпич? (Ответ: 2 килограмма)

7. В комнате горело 50 свечей, 20 из них задули. Сколько останется? (Ответ: останется 20, так как задутые свечи не сгорят полностью)

8. Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом? (Ответ: многие сразу говорят, что ночью. Все гораздо проще - когда дверь откроется)

III. Подведение итогов.

Слайд 2

I.мАтЕМАТИЧЕСКАЯРАЗМИНКА

  • Слайд 3

    КРОССВОРД

  • Слайд 4

    II.В МИРЕ ЧИСЕЛ

  • Слайд 5

    Задача №1

    После семи стирок измерения куска мыла, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда, уменьшились в 2 раза. На сколько ещё стирок хватит оставшегося куска мыла?

    Слайд 6

    Задача №2

    Какими двумя цифрами заканчивается выражение: 1*2*3*…*13? Ответ: двумя нулями, т. к. в произведении есть множители 2, 5 и 10.

    Слайд 7

    Задача №3

    Какой цифрой оканчивается сумма: Ответ: 0.

    Слайд 8

    Задача №4

    У котят и гусят вместе 44 ноги и 17 голов. Сколько котят и сколько гусят? Ответ: 5 котят и 12 гусят.

    Слайд 9

    Задача №5

    Расставьте в квадрат числа 3, 4, 5, 6, 8, 9 так, чтобы по горизонтальным, вертикальным рядам и по диагоналям в сумме получилось 21. Ответ:

    Слайд 10

    III.МАТЕМАТИЧЕСКИЕТЯЖЕЛОВЕСЫ

  • Слайд 11

    Задача №1

    Сосуд имеет форму параллелепипеда. Как, не делая никаких измерений и не имея других ёмкостей, наполнить водой ровно половину объёма этого сосуда? Ответ: наклонить параллелепипед так, чтобы уровень воды находился по диагональному сечению параллелепипеда.

    Слайд 12

    Задача №2

    Существует ли такой круг, чтобы его площадь и длина окружности выражались одним и тем же числом? Ответ: да. Если r=2, то S = π* r2, S = 4* π C = 2 * π * r, C = 4* π

    Слайд 13

    Задача №3

    Из 38 учащихся 28 посещают хор и 17 лыжную секцию. Сколько лыжников посещают хор, если в классе нет учащихся, которые не посещают хор или лыжную секцию? Ответ: 7 человек. Хор не посещают 10 человек, все они лыжники.Лыжников всего 17. Значит 7 человек надо «взять» из хора.

    Слайд 14

    Задача №4

    Две семьи выехали на прогулку одновременно из одного места. Обе семьи проехали на машинах одинаковые расстояния и вернулись домой в одно и то же время. В пути они отдыхали. Первая семья была в пути (ехала) вдвое больше времени, чем вторая. Вторая была в пути (ехала) втрое больше времени, чем отдыхала первая. Какая из этих семей двигалась на машине быстрее? Решение: I-ая семья: 2x часов - время на езду, yчасов - время на отдых. II-ая семья: 3y часов - время на езду, xчасов - время на отдых. Получаем: 2x + y = 3y + x x = 2y. Т.е. II-ая семья отдыхала в 2 раза больше, чем первая. Значит она ехала быстрее первой.

    Слайд 15

    IV.ОТВЕТЬНАВОПРОСЫ

  • Слайд 16

    1. Как называются две прямые на плоскости, которые не пересекаются? 1. Параллельные 2. Как называется 1/3600 часть часа? 2. Секунда 3. Как называется результат сложения? 3. Сумма

    Слайд 17

    4. Чему равен объем одного 1 кг воды? 4. 1 литр 6. Может ли сумма четырех последовательных натуральных чисел быть простым числом? 6. Нет, она делится на 2 5. Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? 5. Лучи

    Слайд 18

    7. 3 курицы за 3 дня снесут 3 яйца. Сколько яиц снесут 9 кур за 9 дней? 7. 27 яиц 9. Наименьшее натуральное число? 9. 1 8. Какая разница между числом и цифрой? 8. Цифр 10, чисел много

    Слайд 19

    10. Сотая часть числа - это..? 10. Процент 11. Что есть у уравнения и растения? 12. Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 4 десятка? 11. Корень 12. 80

    Слайд 20

    13. Вычислить: |-3,5 - 4,6|. 13. 8,1 15. Как называется дробь, у которой числитель меньше знаменателя? 15. Правильная 14. Какие прямые пересекаются под прямым углом? 14. Перпендикулярные

    Слайд 21

    16. Излишек при нахождении частного - это..? 16. Остаток 17. Сколько целых чисел на координатной прямой между числами -4,1 и 12,9? 18. Как называется место, на котором стоит цифра в записи числа? 17. 17 18. Разряд

    Слайд 22

    19. Сколько трехзначных чисел можно составить, используя цифры 0, 5, 7? Каждую цифру можно использовать 1 раз. 19. Четыре числа 20. Провели две прямые. На одной из них отметили 3 точки, а на другой 5 точек. Всего 7 точек. Показать на рисунке, как это получилось? 21. Сколько раз встречается цифра 9 при записи чисел от 1 до 100? 21. 20 раз 20.

    Слайд 23

    V.ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕЗАДАЧИ

  • Слайд 24

    1) В мастерской по пошиву одежды от куска сукна в 200 м ежедневно, начиная с 1 марта, отрезали по 20м. Какого числа был отрезан последний кусок? 1) 9 марта Два землекопа. 2) Два землекопа за 2 часа работы выкопали 2 м канавы. Сколько нужно землекопов, чтобы они за 100 часов выкопали 100 м такой же канавы?

    Слайд 25

    3) Чтоб одеть тепло сыночков, Не хватает двух носочков. Сколько же в семье сынков, Если в доме шесть носков? 3) 4 сына. 4) Одна серая мышь 4) У Васи 100 мышей, некоторые из них белые, некоторые – серые. Известно, что хотя бы одна мышь серая, а из каждой пары мышей хотя бы одна – белая. Сколько серых мышей у Васи?

    Слайд 26

    5) На скамейке сидит Оля, её мама, бабушка и кукла. Бабушка сидит рядом с внучкой, но не рядом с куклой. Кукла не сидит рядом с мамой. Кто сидит рядом с мамой? 5) Бабушка (кукла – внучка – бабушка - мама) 6) 2: 4 * 6 = 3 * 3: 3 6) Расставить знаки арифметических действий и скобки там, где считаете нужным, чтобы получилось верное равенство. 2 4 6 = 3 3 3

    Математический

    калейдоскоп


    Правила игры

    В игре принимают участие 2 команды по 5 человек. Задача каждой команды набрать как можно большее количество баллов. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы всех туров.

    Отвечает та команда, которая выбирала ответ. Если команда ответила правильно, то она выбирает следующий вопрос.

    Если команда отвечает правильно – баллы прибавляются, если неправильно - вычитаются.


    Математическая

    рыбалка

    Числа в музыке

    Найди лишнее



    Вывести значение h из формулы

    Ответ:


    Из формулы F=1,8С+32 выразите переменную С.

    Ответ:


    Назвать формулу площади круга

    Ответ: S=πR 2


    Назвать формулу Герона

    Ответ: S=


    Из формулы

    выразить переменную R.

    Ответ: R=


    Какую теорему выражает формула

    Ответ: теорему косинусов


    Стрельба

    по мишени


    Он и острый, да не нос, И прямой, да не вопрос, И тупой он, да не ножик, Что еще таким быть может?

    Ответ: угол


    Ноги очень интересны У таинственного друга: Если первая на месте, то другая ходит кругом!

    Ответ: циркуль


    Какое государство в своем названии содержит степень буквы?

    Ответ: Куба


    Нас трое в треугольнике любом,

    Предпочитая золотые середины.

    Мы центр тяжести встречаем на пути,

    Ведущим из вершины.

    Как называют нас, скажи?

    Ответ: Медианы


    В древности такого термина не было. Его ввел в 17 веке французский математик Француа Виет, в переводе с латинского он означает «спица колеса». Что это?

    Ответ: радиус


    Точка, от которой в Венгрии отсчитывают расстояния, отмечена особо. В этом месте в центре Будапешта стоит памятный знак. Какая цифра была удостоена таких почестей?

    Ответ: нуль


    Найди лишнее


    Трехзначное число состоит из

    возрастающих (слева направо) цифр.

    то все слова будут начинаться

    на одну и туже букву. Что это за число?

    Ответ


    Какая формула лишняя

    и почему?

    Ответ: формула площади ромба S= d 1 d 2


    Кто из великих полководцев:

    Кутузов, Суворов или Наполеон,

    оставил свой след в математике?

    Ответ: Занимаясь математикой для собственного удовольствия, Наполеон, например, доказал теорему, которая теперь так и называется - теорема Наполеона. Звучит она так: «На сторонах произвольного треугольника построены внешние равносторонние треугольники. Центры этих внешних треугольников образуют равносторонний треугольник».


    Какая мера лишняя и

    километр

    сантиметр

    Ответ: гектар – единица площади


    Который из горизонтальных рядов

    Ответ: 10 20 30 40 50


    На камзоле продрались локти.

    Повстречавший его придворный щеголь ехидно заметил по этому поводу:- Ученость выглядывает оттуда…- Нисколько, сударь,- немедленно ответил он, - глупость заглядывает туда!» О каком ученом этот исторический анекдот?

    Готфрид Вильгельм Лейбниц

    Михаил Васильевич Ломоносов

    Карл Фридрих Гаусс

    Ответ: М.В.Ломоносов




    Квадрат и ромб имеют одинаковые стороны. Площадь какой фигуры больше?

    Ответ: квадрата


    Название этого четырехугольника происходит от греческого слова, в переводе на русский означающее «столик», от него так же произошло слово – «трапеза».

    Ответ: трапеция


    Термин греческого происхождения, означающий в древности вращающееся тело – веретено, юлу. О какой фигуре идет речь?

    Ответ: ромб


    Это название происходит от двух латинских слов «дважды» и «секу», буквально «рассекающиеся на две части». О чем идет речь?

    Ответ: биссектриса


    Прокл в своем комментарии к «Началам» Евклида пишет относительно одной теоремы следующее: «Если слушать тех, кто любит повторять древние легенды, то придется сказать, что эта теорема восходит к Пифагору. Рассказывают, что в честь этого открытия он принес в жертву быка». Сформулируйте теорему, о которой идет речь.

    Ответ: теорема Пифагора


    Какая геометрическая фигура дружит с солнцем?

    Ответ: луч


    Отношение противолежащего катета к гипотенузе?

    Ответ: синус острого угла


    Ответ: Казимир Малевич «Черный квадрат»


    Как связаны между собою окружность, круг и шар.

    Ответ: Окружность – это часть круга, круг – это часть шара


    Почему крышки уличных люков делают круглыми, а не квадратными?

    Ответ: если квадратную крышку поставить на ребро, то она может провалиться


    Математическая

    рыбалка


    Ответ: Куб

    Ответ: Пирамида

    Ответ: Конус


    Какой треугольник называют египетским и почему?

    Ответ: Прямоугольный треугольник

    с соотношением сторон 3:4:5.

    Египетский треугольник применялся

    для построения прямых углов египетскими

    землемерами и архитекторами и

    архитекторами, например,

    при построении пирамид


    Ответ: Угол

    Ответ: Ромб

    Ответ: Треугольник


    Сколько треугольников в печати царя Соломона?

    Ответ: 31


    В некотором месяце три воскресенья пришлись на четные числа. Каким днем недели было 20-е число этого месяца?

    Ответ: Четверг


    В эту игру играли еще египетские фараоны, правда, она несколько отличалась от современной. Затем эта игра проникла в Грецию и в Древний Рим. Предметы этой игры были найдены в гробнице Тутанхамона. Появление этой игры на Руси связано с именем Владимира Мономаха.

    Ответ: Шашки


    МБОУ СОШ № 67

    Внеклассное мероприятие по математике
    в 5-6 классах

    «Математический калейдоскоп»

    подготовила

    учитель математики

    Самойлова Надежда Прокопьевна

    г. Иркутск, 2015

    Цели мероприятия:

      дополнение знаний учащихся по математике;

      развитие логического мышления, внимания, сообразительности, памяти;

      воспитание чувства ответственности в принятии решения; умения работать в группах.

    В игре участвуют две команды по 7 человек, остальные учащиеся являются зрителями.

    Ход мероприятия:

    Вступительное слово

    Дорогие ребята, начинаем нашу необычную встречу. Сегодня мы с вами поговорим о математике, о математиках, порешаем интересные шуточные задачи, узнаем интересные эпизоды из жизни великих математиков, и постараемся определить самых эрудированных математиков.

    Отборочный тур (тот, кто правильно ответит на вопрос, становится членом одной из команд).

      Что такое абак? (счеты)

      Назови наименьшее двузначное число? (10)

      Соперник нолика? (крестик)

      Наибольшее натуральное число? (нет)

      Вдоль забора поставили 10 столбов через каждые 2 метра. Какова длина забора? (18 м)

      Сколько было козлят у многодетной козы? (7)

      Чему равна одна четвёртая часть часа? (15 минут)

      Семь человек обменялись фотографиями. Сколько было роздано фотографий? (42)

      Шоколадка стоит 10 р. И ещё половину шоколадки. Сколько стоит шоколадка? (20 р.)

      Бежала тройка лошадей. Каждая пробежала 5км. Сколько км проехал ямщик? (5 км)

      Сколько нужно сделать распилов, чтобы распилить бревно на 12 частей? (11)

      Крышка стола имеет 4 угла. Один из них отпилили. Сколько углов стало? (5)

      Наука о числах, их свойствах и действиях над ними. (Арифметика)

      Сколько пьес во «Временах года» П. Чайковского? (12)

    Команды собраны и вас ждут встречи и испытания.

    1тур.
    Наш первый гость древнегреческий ученый Пифагор Самосский . Пифагор считал, что «Всё есть число». Согласно его философскому мировоззрению числа управляют не только мерой и весом, но также всеми явлениями, происходящими в природе, и являются сущностью гармонии, царствующей в мире, душой космоса. Первые четыре числа – 1, 2, 3, 4 – означали: огонь, землю, воду и воздух. Сумма этих чисел –10– изображало весь мир. Он разделил числа на четные и нечетные, простые и сложные.
    «Когда математические задачи решаются легко, это служит наилучшим доказательством того, что силы, которые математика должна была развить, уже развились» - сказал ученый Юнг Д. Вот мы сейчас, и проверим, развилась ли эта сила у вас, ребята. Вам предстоит решить задачи в стихах .

      На птичьем дворе гусей дети кормили, целыми семьями их выводили. Всего было 5 гусиных семей, в каждой семье по 12 детей. Папа и мама, бабушка с дедом. Сколько гусей собрались за обедом? (70)

      Зайцы по лесу бежали, волчьи следы по дороге считали. Стая большая волков здесь прошла, каждая лапа в снегу их видна. Оставили волки 120 следов. Сколько, скажите, здесь было волков? (30)

    2тур.
    Известный учёный Архимед. Используя свои знания по геометрии, Архимед построил огромные зеркала и с их помощью сжёг римские корабли. Знаменитый закон Архимеда гласит: тело, погружённое в жидкость, теряет в весе столько, сколько весит вытесненная жидкость. Жил Архимед в небольшом городе Сиракузы на острове Сицилия. Он изобрёл много военных машин того времени и погиб в 212 г. до н.э.
    Предлагаю вам ряд вопросов на быстроту ответа. В этих задачах простота и ясность

    Вопросы 1команде:

      Наименьшее, натуральное число. (1)

      Как найти неизвестный делитель?

      Может ли при делении получиться ноль? (Да)

      Сколько раз в году встаёт солнце? (365)

      У прямоугольника отрезали один угол. Сколько углов осталось? (5)

      Прибор для измерения углов? (Транспортир)

      Как называется результат сложения? (Сумма)

      Может ли быть в треугольнике два тупых угла? (Нет)

      Почему в поезде стоп-кран красного цвета, а в самолёте синего? (В самолете нет стоп-крана)

      На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)

    Вопросы 2 команде:

      Назовите формулу площади прямоугольника со сторонами а и в.

      Как найти неизвестное делимое?

      Может ли при умножении получиться ноль? (Да)

      Как называется результат вычитания? (Разность)

      Чему равен 1пуд? (16 кг)

      Назовите самое маленькое двузначное число. (10)

      На дереве сидело 6 птиц. Охотник выстрелил и сбил одну птицу. Сколько птиц осталось на дереве? (Ни одной)

      Найдите четверть от ста. (25)

      Назовите прибор для построения окружности? (Циркуль)

      Сколько лет спал Илья Муромец? (33)

    3 тур. «Принцесса науки» - Софья Васильевна Ковалевская (1850-1891)
    «Мой долг служить науке». Русский математик, писательница, первая русская женщина – профессор. Основные научные труды посвящены математическому анализу, механике и астрономии. Продолжила исследование Лапласа о структуре колец Сатурна.

    Вот задача не из легких.
    Вычитай, дели и множь.
    Плюсы ставь, а так же скобки.
    Первым к финишу придёшь!

    5 5 5 5 =3
    5 5 5 5 =4
    5 5 5 5 =5
    Командам даётся время для решения поставленной задачи. В это время проводится игра со зрителями (шутка).

    Я докажу, что в течение целого года вам почти некогда учиться в школе. В году 365 дней. Из них 52 воскресенья и, по крайне мере, 10 других дней отдыха, поэтому отпадает 62 дня. Летние и зимние каникулы продолжаются не менее 100 дней. Следовательно, уже 162 дня. Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года, следовательно, ещё 182 дня отпадает. Остаётся 20 дней, но ведь не весь день продолжаются занятия в школе, а не более четверти дня, поэтому ещё 15 дней отпадает. Остаётся всего-навсего 5 дней. Многому ли тут можно выучиться?

    4тур.
    Николай Иванович Лобачевский (1792-1856). В 15 лет, после окончания гимназии, поступил в Казанский университет. В 22 года начал преподавать в университете: читал лекции по математике, физике, астрономии, заведовал обсерваторией, возглавлял библиотеку. В 24 года ему присвоено звание профессора математики.
    Конкурс « Кто самый внимательный»

    Часто знает и дошкольник, что такое треугольник,
    А уж вам то, как не знать.
    Но совсем другое дело, быстро, точно и умело
    Треугольники считать.
    Например, в фигуре этой, сколько разных,
    Рассмотри. Всё внимательно исследуй,
    И по краю, и внутри.

    Игра с болельщиками.

    Расскажу я вам рассказ
    В полтора десятка фраз
    Лишь скажу я слово три
    Приз немедленно бери.
    Однажды щуку мы поймали
    Распотрошили, а внутри
    Рыбёшек мелких увидали,
    И не одну, а целых….две.
    Мечтает мальчик закалённый
    Стать олимпийским чемпионом
    Смотри, на старте не хитри
    А жди команду: раз, два… марш.
    Когда стихи запомнить хочешь,
    Их не зубри до поздней ночи,
    А про себя, их повтори
    Разок, другой, но лучше… пять.
    Недавно поезд на вокзале
    Мне три часа пришлось прождать
    Ну что ж, друзья, вы приз не взяли
    Когда была возможность взять.

    5 тур. Леонард Эйлер. Он обладал феноменальной памятью, умел работать всюду, при любых условиях. Имел 13 детей, причём мог писать свои работы, держа одного из них на коленях, а остальные при этом играли рядом. Парижская академия 12 раз награждала его премией. Умер он на 77- м году жизни. Перенапряжение привело к болезни, в результате которой он ослеп на правый глаз. Будучи слепым, он продолжал работать, благодаря своей памяти, расчёты держал в уме, а писали его работы сыновья и ученики. За несколько минут до смерти он набросал вычисления орбиты недавно открытой планеты Уран.

    Конкурс «Собираемся на урок математики»

    Каждая команда за одну минуту должна придумать названия предметов, необходимых ученику на уроке математики. Называют предметы по очереди, начиная с команды, имеющей меньшее количество баллов. Балл получает команда, последней назвавшая предмет.

    Игра со зрителями . Ребята я вам сейчас докажу, что вы не умеете считать до десяти. Итак, слушайте внимательно. Однажды я ехала на автобусе и решила посчитать пассажиров, их было 5, на первой остановке вошло еще 3, на следующей остановке вышли 2, а зашли 3, на следующей остановке вышли 4, и никто не вошел, а потом на остановке гражданин один вошел с целой кучею обновок. Сколько было остановок? (Ребята чаще всего считают пассажиров)

    6тур. Михаил Васильевич Ломоносов. Выдающийся русский ученый-энциклопедист, просветитель, поэт, основатель Московского университета. В его честь назван минерал ломоносовит.

    Конкурс «Без слов»

    Командам предлагается с помощью мимики и жестов показать пословицы и поговорки, содержащие числа.

    Два медведя в одной берлоге не уживаются.

    Где больше двух, там говорят вслух.

    За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

    Семь раз отмерь, один раз отрежь.

    Семеро одного не ждут.

    Первый блин всегда комом.

    Игра со зрителями.

    Среди следующих слов: мамус, сочли, шкока, нусим исключи лишнее.
    Ответ: шкока (кошка).

    Вот закончилась игра
    Результат узнать пора.
    Кто же лучше всех трудился,
    И в турнире отличился?

    Итог игры, награждение

    Оценочный лист конкурсной программы
    «Математический калейдоскоп»

    п/п

    Название конкурса

    Название команды

    Треугольник

    Квадрат

    «Задачи в стихах» (5 баллов)

    «Вопросы для команды» (1 балл за ответ)

    «Магия цифр» (1 балл за пример)

    «Кто самый внимательный» (5 баллов)

    «Собираемся на урок математики» (1балл)

    «Без слов» (3 балла за 1 пантомиму)