Адреса православной медицины

На этом сайте:

Биография святителя Луки Войно-Ясенецкого
Проповеди

О воспитании детей

Дух, душа и тело

Я полюбил страдание

Наука и религия

Святитель Лука Войно-Ясенецкий (1877 – 1961)

Родился 27 апреля 1877 года в Керчи, в семье Феликса Станиславовича Войно, ревностного католика, происходившего из польского дворянского рода. Увлекался живописью, но стремление стать врачом пересилило, и в 1898 году он поступил на медицинский факультет Киевского университета. Находясь под влиянием православной матери, будущий святитель становится осознано православным, порвав с кратким увлечением идеями Л. Н. Толстого. В годы Русско-японской войны работал хирургом в Чите, где женился на Анне Васильевне Ланской. Однако брак оказался недолгим – в октябре 1919 года она скончалась. В условиях нехватки духовенства он принимает 15 февраля 1921 года диаконскую хиротонию, а через неделю становится священником. При этом он продолжает врачебную и преподавательскую практику. В мае 1923 года он принимает тайный постриг и рукополагается во епископа, а через неделю его арестовывают.
Первая ссылка закончилась в 1926 году, вторая продолжалась с 1930 по 1933. В следующем году он издает «Очерки гнойной хирургии», принесшие ему мировую известность как хирург. С 1934 по 1937 год совмещает священнослужение с работой в Институте неотложной помощи города Ташкента. Третий арест произошел 24 июля 1937 года, но даже в ссылке оказывает врачебную помощь. Осенью 1942 года становится архиепископом Красноярским. Помимо работ по хирургии пишет апологетическую книгу «Дух, душа и тело». С мая 1946 года возглавляет Крымскую епархию. До последних дней жизни продолжал служение, несмотря на серьезное заболевание глаз. Скончался 11 июня 1961 года в воскресенье.

Хирург Николай Пирогов: трудный путь к вере.

К 200-летию Н.И. Пирогова
Биографы хирурга Николая Ивановича Пирогова (1810-1881) обычно не сообщали, что он был глубоко верующим человеком. Из жизни ученого вычеркивались целые периоды глубоких духовных поисков. По достоинству оценил их лишь православный философ С.Л. Франк, перечитав в парижской эмиграции его работы и признав, что Пирогов – «редкий, едва ли не единственный в России тип мыслителя, который в одинаковой мере одушевлен и пафосом научного познания, и пафосом религиозной мысли».

Детство

Мыслитель считал, что в детстве закладывается основа личности, и поэтому подробно описал его на склоне лет в своем «Дневнике старого врача».

Мальчик рос в религиозной московской семье, проживавшей в доме близ церкви. Святой Троицы в Сыромятниках.

Его няня Катерина Михайловна мягко и ненавязчиво говорила с ним о Боге: «Я не слыхал от нее никогда ни одного бранного слова; всегда любовно и ласково останавливала упрямство и шалость; мораль ее была самая простая и всегда трогательная, потому что выходила из любящей души. «Бог не велит так делать, не делай этого, грешно!» — и ничего более.

Помню, однако же, что она обращала внимание мое и на природу, находя в ней нравственные мотивы. Помню как теперь, Успеньев день, храмовый праздник в Андроньевском монастыре; монастырь и шатры с пьяным, шумящим народом, раскинутые на зеленом пригорке передо мной как на блюдечке, а над головами толпы — черная грозовая туча; блещет молния, слышатся раскаты грома. Я с няней у открытого окна и смотрим сверху.

«Вот смотри, – слышу, говорит она, – народ шумит, буянит, а не слышит, как Бог грозит; тут шум да веселье людское, а там, вверху, у Бога — свое». – Это простое указание на контраст между небом и землей, сделанное, кстати, любящей душой, запечатлелось навсегда, и всякий раз как-то заунывно настраивает меня, когда я встречаю грозу на гулянье».

Знаком свыше посчитали Николай и его близкие успешную сдачу им экзаменов на медицинский факультет университета всего в 12 лет, тем более время было трудное – отец разорился, и нечем было платить за учебу в пансионе. Родители даже не мечтали о таком счастье, вспоминал позже Николай Иванович:

«Отец повез меня из университета прямо к Иверской и отслужил молебен с коленопреклонением. Помню отчетливо слова его, когда мы выходили из часовни. «Не видимое ли это Божье благословение, Николай, что ты уже вступаешь в университет? Кто мог на это надеяться?»

Брожение умов

В Московском университете юный Пирогов попал в среду студентов-нигилистов, отрицающих, согласно европейской ученой моде, Бога, мораль, нравственность. Их вечеринки он вспоминает в дневнике:

«Является, например, какой-то гость… хромой, бледный, с растрепанными волосами… И услыхав, что кто-то из присутствующих говорил другому что-то о браке, либерал 1824 года вдруг обращается к разговаривающим: «Да что там толковать о женитьбе! Что за брак! На что его вам? Кто вам сказал, что нельзя спать с любой женщиной, хоть бы с матерью или с сестрой? Ведь это все ваши проклятые предрассудки: натолковали вам с детства ваши маменьки да бабушки, а вы и верите. Стыдно, господа, право, стыдно!»

«Яркий свет современной науки ослепил нас, прежде ходивших впотьмах», – сделает позже вывод Пирогов. Путаное мировоззрение было характерно и для многих декабристов, подобных же борцов с режимом, «либералов 1824 года».

Стеснительный подросток Пирогов почти не участвовал в горячих диспутах взрослых студентов, лишь иногда пугая своими взглядами богобоязненную мать и няню. Тем не менее, он перенял материалистические взгляды старших (не приходя все же к отрицанию Бога и тем более к богохульству).
По окончании университета Пирогова отправили в Дерпт (Тарту) для написания докторской диссертации. В выборе предмета – хирургии, которая прежде ему казалась наукой грязной и непонятной, он снова видит знак свыше: «сдается, что где-то издалека какой-то внутренний голос подсказал хирургию».

Идеал наставника

Студенты аплодировали Пирогову, когда он заканчивал лекции, он филигранно овладел скальпелем, творя им чудеса. Герр профессор был на пути благополучия и преуспевания. И для учащихся было неожиданностью то, что их наставник, наживая себе множество врагов среди богатых врачей-практиков, с нравственных христианских позиций подверг жесточайшей критике современную ему рыночную медицину. Он заявил, что в ней процветают эгоизм и тщеславие, приоритет открытия ценится выше самого открытия, из-за сбережения коммерческих тайн исчезает доверие между врачами, которые губят больных, прикрываясь лживой статистикой.

Пирогов впервые признался в опубликованных отчетах об операциях, что в результате ошибки погубил больного, и коллеги со слезами на глазах пожимали руку этому смелому искреннему человеку. Он же с тревогой чувствовал, что сам стал как хирург бестрепетно относиться к чужой боли.

После переезда в 1840 году в Петербург Пирогов получил от Николая I почти всю полноту власти для реформирования хирургии России: он утверждал заведующих кафедр всех университетов, консультировал завод по производству хирургических инструментов, руководил двумя госпиталями и бесплатно работал еще в четырех больницах, проведя в общей сложности более 12000 операций. И испытал глубочайшее потрясение, убедившись, что операция часто сравнима по трагическим последствиям с тяжелым ранением, и ее надо рассматривать как последний путь спасения.

Для этого важно, чтобы в специалисте, хорошо умеющем производить разрезы, не погиб «внутренний человек», способный любить людей – делает вывод Пирогов. А это качество воспитывается не наукой, а верой.

В его дневнике он, сделавший столько добра людям, признавался: «…Бесплатная практика была у меня в то время делом научного интереса… Но любви к людям и жалости или милосердия в сердце у меня не было. Все это пришло… постепенно, вместе с развитием потребности веровать».
После этого становится понятно, каких качеств не хватает нашим ретивым «реформаторам», беспрестанно сравнивающим себя с хирургами, причиняющими боль.

Бессмертие в любви

В 1842 году Пирогов женился по страстной любви на Екатерине Березиной. «В первый раз я пожелал бессмертия — загробной жизни. Это сделала любовь, — вспоминал Николай Иванович в дневнике ту волшебную, чудесную пору. — Захотелось, чтобы любовь была вечна, так она была сладка». Его жена почти не появлялась в модных салонах и гостиных. Она не тяготилась затворничеством, растила дома сына, ждала мужа с работы. Но любви не суждено было долго продлиться. Зимой 1846 года Екатерина Дмитриевна умерла при рождении второго ребенка.

Ученый тяжело переживал ее смерть и, вероятно, надеясь воскресить любимую или мечтая о встрече их душ, стал, по его признанию, «полуспиритом». В этот период он одним из первых применил эфирный наркоз при операциях. Возможно, поэтому у него появляется идея, что душа представляет собой сверхтонкий эфир, окутывающий атомы живого. В этой идее и продолжении борьбы он увидел путь к бессмертию.

Слабые отказываются от идеалов и самопознания и теряют право на бессмертие, или переходят на путь вражды и насилия и тоже теряют его: «Кто был так несчастлив, неспособен, ленив и ничтожен, что не хотел воспользоваться самой высшей способностью человека развить сознание себя до самопознания и одерживать через то верх над материей — тот должен отказаться от бессмертия, которого он не в состоянии был и предчувствовать. Много званых, мало избранных» – писал он в обнаруженных после его смерти записках того времени. Тогда он находился на перепутье между мистикой и христианством.
Четыре года Николай Иванович оставался одиноким после смерти жены. Однажды ночью он получил (вероятно, во сне) пророчество, запечатленное в стихах 1850 года: «О! Лейтесь слезы вдохновенья!» В них говорилось о будущем педагогическом поприще великого врача, новой любви и духовном бессмертии. Действительно вскоре на вечере Пирогов встретил незнакомку, покорившую его сердце. «Я сразу понял: она!» — рассказывал позже ученый о вспыхнувшем чувстве к двадцатилетней баронессе Александре фон Бистром. Со своей избранницы он взял клятву — помочь в достижении духовного бессмертия, которая отражена в стихотворении «Мать-мачеха», посвященном Саше:

«Блага земные, счастье мирское, житейские страсти,
Шум и забавы, корысть и волненье — все в жертву принесть.»

Николай Иванович любил свою «душку Сашу», ценил в ней религиозно-мистическую натуру и посвятил ей несколько стихотворений, в которых трактовались сюжеты Евангелия. Мыслитель, разочаровавшийся в науке, искал близкого человека, готового разделить все испытания на пути, предназначенном ему Богом.

Вскоре Пирогов вошел в круг ближайших советников выдающейся женщины России – великой княгини Елены Павловны, в котором высшим достоинством государственного деятеля считалось сочетание религиозно-мистического духа и рационального разума, не враждующего с духом. Эти качества отличали зачинателей движения сестер милосердия княгиню Екатерину Хитрово, княгиню Екатерину Бакунину, баронессу Эдит фон Раден, саму Елену Павловну. Высокодуховные, тонкие натуры, покровители, помощники и советчики ученых, писателей, прекрасные организаторы - эти женщины создавали особую нравственную атмосферу высшего света.

Позже Пирогов ушел из медицины в педагогику, отошел от спиритизма и написал в конце жизни об учении Христа: «Мы ни минуты не можем сомневаться в том, что этому учению суждено быть неугасимым маяком на извилистом пути нашего прогресса». Известно, что на этом пути ему помогли преосвященный Иннокентий — миссионер Православия среди северных народов, который вел беседы с Николаем Ивановичем, его духовник в Киеве отец Василий Каменский, где педагогом Пироговым были открыты первые воскресные школы, знакомящие молодых женщин, детей, мастеровых с азами науки и мудростью Закона Божьего.

Ученый-паломник

Пирогов прошел, как ищущий истину паломник, сложную дорогу, испытав сомнения, неверие, неземную любовь, искушения властью, специальностью, славой – к вере, к христианству, к Православию.

Сколько пациентов и раненых спас этот верующий ученый, отказавшись от ненужных опасных ампутаций, уродующих человека, в пользу гипсования, сберегательной медицины. Наоборот, догматизмом, утопиями, принесшими несчастья обществу (классовыми, национальными, рыночными, экологическими и др.) закончили ученые, не ищущие пути к Богу, часто осыпанные наградами, но — «по плодам их узнаете их».

В своем дневнике мыслитель неоднократно сам обещал рассказать о своем приходе к вере в начале 50-х годов, но записи трагически обрываются именно на описании этого периода. О дневнике Пирогова лучше всего сказал С.Л. Франк: «Можно только пожалеть, как мало русское общество и прежде, и в особенности теперь, обращало внимание на эту замечательную философскую и религиозную исповедь одного из самых крупных и выдающихся русских умов второй половины XIX в.»

Образование и Православие / НЕВ №1 (87) март 2010 года
Игорь Захаров
Журнал «Санкт-Петербургский университет» №29 (3688),
10 декабря 2004 года

Духовное наследие Н.И.Пирогова

«Вопросы жизни. Дневник старого врача», рукопись Н.И.Пирогова как средоточие его духовного наследия Молитва Н.И.Пирогова

«Вопросы жизни. Дневник старого врача…» (1879-1881), написанные Н.И. Пироговым на склоне лет, не только самое значительное его автобиографическое произведение или философский труд, где приведены доказательства первичности сознания и вторичности бытия. Здесь же представлены особенные политические взгляды видного хирурга, из-за которых существенная часть этой работы была запрещена к опубликованию не только в течение XIX века, но и в советский период истории России.

Вместе с тем, эта выдающаяся работа является средоточием духовного наследия Н.И. Пирогова, так как в ней последовательно изложены метаморфозы его религиозных убеждений.

«Мои религиозные убеждения не оставались в течение моей жизни одними и теми же, – отмечено в «Вопросах жизни. Дневнике старого врача…». – Я сделался, но не вдруг… и не без борьбы, верующим».

Отсюда берет начало разделение Н.И. Пироговым своей жизни на три «фазиса», каждый из которых, по его определению, совпадал «с нравственными и житейскими переворотами».

Первый включал период детской или обрядовой религии (1816-1828) и начинался с раннего возраста, когда юный Николай приобщался родителями к таинству общения с Господом. Это было время примерного исполнения православных обрядов. Тогда перенималось и заучивалось все, виденное и слышанное и в церкви, и дома от родителей и старших сестер, бывших прилежными прихожанами. Этот период также именовался им «внешней стороной православной веры», поскольку сторона внутренняя (под ней имелись в виду религиозные убеждения) еще оставляла желать лучшего. Нравственный и житейский поворот в сторону атеизма, связанный с этим периодом, осуществлялся в студенческие годы под влиянием старших товарищей – студентов-медиков Московского университета. Результатом такого поворота стал отказ от исполнения православных обрядов после расставания с богобоязненной матерью в связи с переездом в протестантский Дерпт.

Второй «фазис» (1828-1848) представлял собой продолжительный период сомнений и неверия.
«Мое тогдашнее мировоззрение… сильно склонялось к материализму, – писал Н.И. Пирогов о том времени и о своем вступлении в ряды «ни во что не верующих».
Однако же, собственное неверие, по мнению Н.И. Пирогова, никогда не являлось полным. Отсюда в трудные минуты жизни он «не мог не обращать взор на небо» и во время подготовки в Дерптском профессорском институте (1828-1833), и в годы профессорской деятельности в нем (1836-1841).
Об этом свидетельствуют богословские термины и ссылки на Священное Писание, которые встречаются в «Анналах хирургического отделения клиники Императорского Дерптского университета» (Т. 1. – 1837; Т. 2. – 1839).

Вершиной богословской терминологии, имевшейся в этой научной работе, стало утверждение о высоком «даре небес, которым отмечены только избранные врачи». Это положение было бы неуместным в труде врача-атеиста, если предполагать, что он полностью отвергает то, во что свято верит верующий.

Постепенное отступление от позиций атеизма во время второго «фазиса» началось у Н.И. Пирогова после перевода из Дерпта в С. – Петербург (1841), где он стал профессором ИМХА. Здесь в течение нескольких лет развивалась и крепла «потребность веровать», как писал Н.И. Пирогов после тяжелой болезни, приключившейся с ним в феврале-марте 1842 г.
«Во время этой болезни мне в первый раз в жизни пришла мысль об уповании в Промысел, – вспоминал Н.И. Пирогов о событиях тех дней. – Что-то вдруг, во время ночных бессонниц, как будто озарило сознание, и это слово – «упование» – беспрестанно вертелось на языке. И вместе с упованием зародилась в душе какая-то сладкая потребность семейной любви и семейного счастья… Я счел это за призыв свыше…».
Следуя такому призыву, он тут же сделал предложение Е.Н. Березиной, и получил согласие невесты и ее отца. Во время ожидания скорой свадьбы последовал и второй «призыв».
«В первый раз я пожелал бессмертия – загробной жизни, – писал о нем Н.И. Пирогов. – Это сделала любовь. Захотелось, чтобы любовь была вечна… Потом это… желание беспредельной жизни, жизни за гробом, постепенно исчезло…».

Это были необычные «призывы», адресованные врачу- атеисту. Они, конечно же, сыграли свою роль в подготовке нового нравственного переворота, ожидавшего Н.И. Пирогова.
«Для врача, ищущего веры, самое трудное уверовать в бессмертие и загробную жизнь, – отмечал Н.И. Пирогов, имея в виду, конечно же, собственный опыт. – Это потому, во-первых, что главный объект врачебной науки и всех занятий врача есть тело, так скоро переходящее в разрушение; во-вторых, врач ежедневно убеждается наглядно, что все психические способности находятся не только в связи с телом, но и в полной от него зависимости…».


Но главные события второго «фазиса», потрясшие Н.И. Пирогова и ставшие причинами нового нравственного и житейского переворота, были еще впереди. К ним относилась новая семейная трагедия: неожиданная смерть первой жены в 1846 г., когда он остался с двумя малолетними детьми на руках. В скором времени (1848) к ней присоединились многочисленные служебные неприятности (разнос, учиненный Н.И. Пирогову военным министром после возвращения хирурга из многомесячной Кавказской командировки; огульные обвинения Н.И. Пирогова в научном плагиате и другие), в связи с которыми он был близок к оставлению профессорской деятельности в ИМХА.
Возможно, об этой тяжелой болезни, приключившейся с ним в С. – Петербурге, смерти жены и многих служебных неприятностях, случившихся с ним в ИМХА, вспоминал Н.И. Пирогов, когда записал такие строки в «Дневнике старого врача»:
«Слабость тела и духа, болезнь, нужда, горе и беды считаются главными рассадниками веры».
Третий «фазис» (1848-1881), ставший неизбежным следствием второго, начинался для Н.И. Пирогова со второй половины 1848 г., когда он впервые открыл для себя Евангелие, которое до того времени «еще сам не читывал».
«После того, как я убедился, что не могу быть ни атеистом, ни деистом¹, я искал успокоение и мира души, и, конечно, пережитое уже мною чисто внешнее влияние таинств церковных богослужений и обрядов не могло успокоить взволнованную душу… Мне нужен был отвлеченный, недостижимо высокий идеал веры. И, принявшись за Евангелие…, а мне было уже 38 лет от роду, я нашел для себя этот идеал», – как следует из «Дневника старого врача…».
¹ Деизм (по Н.И. Пирогову) – не вера, а доктрина, построение чистого ума.
С этого времени Н.И. Пирогов обретает вновь православную веру своих предков, а вместе с ней – благодать молитвенного обращения к Всевышнему. Только тот, кто многократно достигал такой благодати в собственных обращениях, мог написать такие проникновенные строки:
«Веруй в любовь и уповай в благодать Высшего предопределения; молись всеобъемлющему духу любви и благодати о благодатном настроении твоего духа. Ни для тебя, ни для кого другого ничто не переменится на свете – не стихнут бури, не усмирятся бушующие элементы; но ты, но настроение твоего духа может быть изменено… верой в благодать Святого Духа.
Когда ни одно предопределенное горе, ни одна предопределенная беда не может быть устранена от тебя, ты все-таки можешь остаться спокойным, если благодать молитвы сделает тебя менее впечатлительным и более твердым к перенесению горестей и бед».
«Фазисы», изложенные в «Дневнике старого врача…», приводят к единственному выводу: все достижения в научной, практической и общественной деятельности Н.И. Пирогова, имевшие место после 1848 г., связаны с обретением им православной веры, ставшей неиссякаемым и животворным источником успехов видного ученого, хирурга, педагога и общественного деятеля.
Отсюда «Вопросы жизни. Дневник старого врача…» считается средоточием духовного наследия, оставленного видным отечественным хирургом Н.И. Пироговым.Академик РАМН Ю.Л. Шевченко,
д.м.н.М.Н.Козовенкоhttp://200years.pirogov-center.ru/info/7/

Евгений Сергеевич Боткин

Боткин Евгений Сергеевич, 1865-1918, сын выдающегося русского ученого Боткина С.П., известный врач, приват-доцент Военно-медицинской академии, с 1909 г. лейб-медик царской семьи, разделил с ней ее трагическую участь в подвале Ипатьевского дома.

Боткин Евгений Сергеевич (1865-1918) — лейб-медик (1905-1918), сын известного врача, лейб-медика Александра II. Начал врачебный путь в Мариинской больнице для бедных. В 1892 г. назначен врачом придворной капеллы, позднее приват-доцент Военно-медицинской академии. С началом русско-японской войны ушел добровольцем на фронт и был назначен зав. медчастью Российского общества Красного Креста в Маньчжурской армии. 06.05.1905 г., еще находясь в армии, стал почетным лейб-медиком царской семьи. С 1907 г. — главный врач общины св. Георгия СПб. 13.04.1908 г. по желанию Александры Федоровны занял должность лейб-медика царской семьи.

После свержения монархии остался вместе с царской семьей в Царском Селе, а затем последовал за ней в ссылку. Когда большевики предложили Боткину покинуть семью Николая II, ответил: «Видите ли, я дал царю честное слово оставаться при нем до тех пор, пока он жив. Для человека моего положения невозможно не сдержать такого слова. Я также не могу оставить наследника одного. Как могу я это совместить со своей совестью? Вы все должны это понять». В последнем письме Боткина есть такие строки: «В сущности, я умер, умер для своих детей, для друзей, для дела. Я умер, но еще не похоронен или заживо погребен…»; «…надеждой себя не балую, иллюзиями не убаюкиваюсь и неприкрашенной действительности смотрю прямо в глаза»; «Вообще, если «вера без дел мертва есть», то «дела» без веры могут существовать, и если кому из нас к делам присоединится и вера, то это лишь по особой к нему милости Божьей»; «Это оправдывает и последнее мое решение, когда я не поколебался покинуть своих детей круглыми сиротами, чтобы исполнить свой врачебный долг до конца, как Авраам не поколебался по требованию Бога принести ему в жертву своего единственного сына». Был расстрелян вместе со всей императорской семьей в Екатеринбурге в Ипатьевском доме в ночь с 16 на 17 июля 1918 г.

В 1862 и 1874 Боткин организовал клинико-экспериментальные лаборатории, где проведены впервые в России исследования по клинике фармакологии и экспериментальной терапии. Боткин - родоначальник полевой терапии и основатель крупнейшей школы русских клиницистов. В 1878-89 Боткин - председатель Общества русских врачей, член 43 русских и иностранных учреждений и научных обществ. В 1882 по его инициативе в Петербурге была открыта Александровская барачная больница. Боткин - основатель периодического издания «Эпидемиологический листок” (в 1866), еженедельной «Клинической газеты” (1881-89) и др. медицинских изданий.

В. А. Федоров.

Источник:

Сергей Петрович Боткин


(17.09.1832-24.12.1889), российский терапевт, основатель крупнейшей школы русских клиницистов, потомок известных чаеторговцев. Первоначальное образование получил в московском пансионе Эннеса. Под влиянием людей, принадлежавших к известному кружку Станкевича, Боткин решился поступить в Московский университет, но прием на все факультеты в конце 1840-х годов был крайне ограничен; неограниченный прием оказался на одном медицинском факультете, на который Боткин поневоле и поступил. В 1855 г. Боткин окончил курс и немедленно был послан на театр военных действий, где работал в бахчисарайском лазарете вел. кн. Елены Павловны, под руководством Н.И. Пирогова. По окончании войны, заслужив весьма лестный отзыв от Пирогова, Боткин отправился за границу, работал в Париже у Клод-Бернара, в Берлине — в клиниках у знаменитого профессора Траубе, в патологоанатомическом институте Вирхова и в лаборатории Hoppe-Seyler’а. Вернувшись, Боткин стал преподавать в медико-хирургической академии, где вскоре заместил профессора Шипулинского в качестве руководителя терапевтической клиники Вилье. Он реорганизовал ее на европейских началах, ввел в нее новейшие методы исследования, так называемый клинический разбор больных. Весьма важным для успехов преподавания Боткин считал посмертную проверку диагнозов; с этой целью ни один смертный случай не проходил без вскрытия, и слушатели имели возможность убеждаться, насколько патологоанатомические изменения соответствовали прижизненному распознаванию. В то же время в клинической лаборатории под руководством Боткина работала всегда масса молодых людей по различным вопросам научной и практической медицины. Боткин создал целую школу учеников, из которых более двадцати стали профессорами-терапевтами в различных университетах России.
В начале 1860-х годов Боткин был назначен совещательным членом медицинского совета министерства внутренних дел и военно-медицинского ученого комитета, в 1873 г. — лейб-медиком. Тогда же он был избран председателем общества русских врачей в СПб. Чрезвычайно плодотворна была деятельность Боткина в качестве гласного СПб. городской думы. Со времени перехода больниц в ведение города Боткин постоянно работал во вновь учрежденных санаторной и больничной комиссиях. По его инициативе и его указаниям город энергично взялся за улучшение содержания больниц и приступил к устройству новых — общины св. Георгия и Александровской барачной больницы. Им было обращено внимание и на недостаточность врачебной помощи среди неимущего класса столичного населения; городская дума, по его предложению, устроила институт думских врачей, успешно функционирующий и по настоящее время.В 1886 г. Боткин был назначен председателем комиссии по вопросу об оздоровлении России. Эта комиссия собрала драгоценный материал по вопросу о санитарном состоянии России. Боткин весьма сочувственно относился к женским врачебным курсам и после закрытия первых курсов энергично хлопотал об учреждении их вновь при одной из городских больниц. В пользу женских врачебных курсов Боткин предоставил капитал покойного Кондратьева, передавшего Боткину 20 тысяч рублей для какой-либо благотворительной цели. Боткин скончался 12 декабря 1889 г. в Ментоне, от болезни печени, осложнившейся болезнью сердца. Все сословия и учреждения, среди которых работал знаменитый клиницист, постарались так или иначе увековечить память о почившем. Его именем названа созданная им городская барачная больница; Общество Русских Врачей в СПб. собрало капитал свыше 100 тысяч рублей для устройства приюта для престарелых врачей и их семейств и установило ежегодное торжественное заседание в память Боткина.

27 сентября 2015 года протоиерей Сергий Филимонов отметил 50-летие со дня рождения. Поздравляем его с юбилеем и желаем ему здоровья и помощи Божией в его многогранной деятельности, ведь он одновременно является профессором СПбГПМУ и Первого СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, кандидатом богословия, доктором медицинских наук, главным редактором журнала «Церковь и медицина», членом Исполкома Общества православных врачей России (ОПВР) им. Свт. Луки (Войно-Ясенецкого), председателем Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. Свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского, настоятелем храма Державной иконы Божией Матери, практикующим лор-хирургом высшей категории. Любви к медицине отца Сергия научили родители-врачи, а любви к Богу и людям - архиепископ Лука. Его фотографии отец Сергий любезно предоставил Фонду Андрея Первозванного для выставки «Святитель Лука», которая прошла в Москве 5-6 июня 2014 года. (http://www.orthomed.ru/node/434). Эту выставку увидели и участники V Всероссийского съезда православных врачей (https://yadi.sk/d/tjC_ouv3jNBST). В 2016 году она будет приурочена к 100-летию со дня защиты докторской диссертации Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого «Регионарная анестезия», 70-летию со дня получения владыкой Лукой Сталинской премии и перевода на Симферопольскую кафедру, а также к 20-летию со дня обретения его святых мощей и причисления к лику местночтимых святых в Симферопольской и Крымской епархии.

Отец Сергий, мы познакомились с Вами в Купавне на одной из конференций, посвященных святому врачу-хирургу. Благодарим Вас и Светлану Владимировну Лободину за помощь в организации выставки «Святитель Лука». О том, что она состоится, стало известно 18 марта 2014 года, в день обретения мощей святителя Луки. Именно в тот исторический день Владимир Путин объявил о возвращении Крыма в Россию. До этого все жители Крыма молились своему Небесному покровителю. Вам удается совмещать служение Богу с работой врача по примеру святителя Луки. Какую роль он сыграл в Вашей жизни?

Огромную. Своим студентам в Санкт-Петербургском медицинском университете я стараюсь рассказывать о личности и жизненном пути святителя. Жаль, что многие выпускники медицинских вузов мало что знают о нем. До 21 года я тоже ничего не знал о святителе Луке. Когда был курсантом Военно-медицинской академии, на курсе оперативной хирургии преподаватели рекомендовали нам его «Очерки гнойной хирургии» как классический труд по медицине. В советское время нам не говорили, что автор этой прекрасной книги - священнослужитель. Когда я стал верующим врачом и начал воцерковляться, мой духовный отец - протоиерей Василий Лесняк - принес его автобиографию с пожеланием, чтобы я стал похожим на него, чтобы его жизнь стала для меня примером. Хотя таких высоких целей, как молодой Валентин Войно-Ясенецкий, я перед собой не ставил, все же хотел послужить людям, помогать им в их скорбях и болезнях. Я изучал иконографию святителя Луки, даже сделал доклад на эту тему. Прочитав труды и проповеди святителя, был поражен его многогранностью, титанической высотой и силой его мысли. Мне стало ясно, что человек не сможет ничего подобного сотворить в своей жизни, если ему не станет помогать Бог. Так для меня через святителя Луку засиял свет Христа. Я считаю, что о нем нужно рассказывать везде и всюду. Сердечно благодарю Фонд Андрея Первозванного за предоставленный нам электронный макет фотовыставки. (https://yadi.sk/d/EKaIjC7Yghz99) После съезда мы будем использовать ее на других наших мероприятиях.

- Расскажите, пожалуйста, о съезде.

Съезд проходил по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В работе съезда приняли участие священнослужители из 89 епархий Русской Православной Церкви, представители региональных отделений Общества православных врачей России, гости из Белоруссии, Украины и Казахстана, работники здравоохранения, студенты медицинских вузов, сестры милосердия. Организаторами съезда стали Общество православных врачей России, Отдел по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ, Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии, Правительство Санкт-Петербурга, Общество православных врачей Санкт-Петербурга им. Свт. Луки (Войно-Ясенецкого), Северо-западный Федеральный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова и Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова. Форум начался в храме святого Димитрия Солунского в Коломягах, где делегаты съезда приняли участие в Божественной литургии, которую возглавил председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.

Съезд был посвящен вопросам сохранения и укрепления традиций русской медицины, увековечению памяти известных врачей, внесших большой вклад в развитие мировой медицины, сохранению высокого звания врача, воспитанию милосердного отношения к личности больного. 3 октября мы открыли мемориальную доску Е.С. Боткину - лейб-медику семьи последнего Российского императора - и провели Межрегиональный форум студентов медицинских вузов, имеющий большое значение для воспитания медиков на примерах жизни и служения врачей, которые до конца жизни сохранили верность человеческому и врачебному долгу.

- Какие проблемы обсуждались на съезде?

Мы обсудили следующие темы: «Современные проблемы биомедицинской этики», «Пастырское и сестринское служение в больнице», «Душепопечение лиц с расстройствами поведения и психики», «Терапия семейных отношений», «Православный пост: питание и медицина», «Правовые аспекты служения Церкви в медицинских учреждениях», «Особенности пастырского сопровождения психических больных».

Сейчас в обществе широко обсуждается предложение законодателям Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла вывести аборты из системы обязательного медицинского страхования. Об этом он сказал 22 января 2015 года на III Рождественских Парламентских встречах, состоявшихся в Государственной Думе ФС РФ в рамках XXIII Международных Рождественских чтений. Что Вы об этом думаете?

Православные врачи Санкт-Петербурга активно поддерживают предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Я считаю необходимым изменение мировоззрения медицинских работников. Среди врачей господствует абортивное мышление. В случае каких-либо неблагоприятных факторов в плане здоровья матери или плода нередко как средство эффективного решения проблемы сразу предлагается аборт. Однако многие родители хотят растить и воспитывать своего ребенка, даже если он родится больным, с пороками и различными отклонениями. Абортивное мышление врачей нужно постепенно изменить, чтобы оно стало позитивным репродуктивным, настроенным на жизнь, а не на смерть. Без сомнения, для преодоления такого зла как аборт нужен комплекс мер: помощь семьям в разрешении жилищных проблем, материальная поддержка многодетных семей, введение в работу системы здравоохранения этических норм, которые побуждали бы врачей заботиться о сохранении жизни зачатого ребенка, сдерживание рекламы и пропаганды абортов. Об этом говорил Патриарх Кирилл, предлагая вывести аборты из системы ОМС. По его мнению, это не приведет к увеличению количества подпольных абортов, поскольку цена услуг профессиональных медиков не должна быть неподъемной.

Инициатива Предстоятеля Русской Православной Церкви вызвала большой общественный резонанс. Дискуссии развернулись и в СМИ, и в социальных сетях. Что Вы могли бы сказать противникам инициативы Патриарха?

Дискуссия развернулась и на нашем съезде после выступления протоиерея Димитрия Смирнова. Дело в том, что беременность не является болезнью, а аборт - лечением, лечебной или улучшающей здоровье манипуляцией, которую государство должно оплачивать из средств налогоплательщиков. Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Дягилев говорит о необходимости реальной поддержки беременных женщин, матерей-одиночек и многодетных семей, о важности появления семейных целомудренных образовательных программ, пропагандирующих христианские семейные ценности. Отец Александр считает, что при разработке законопроекта, однако, нужно не забыть учесть, что существует аборт по медицинским показаниям при прямой угрозе жизни и здоровью женщины. Главный врач Душепопечительского Центра Общества православных врачей Санкт-Петербурга, акушер-гинеколог Центра медицины плода Юлия Торопкова полагает, что выведение аборта из услуг системы ОМС позволит верующему врачу отказаться от проведения этой несовместимой с его религиозными или морально-нравственными принципами манипуляции, не рискуя остаться без работы. Юлия Юрьевна является одним из 150-ти членов Общества православных врачей Санкт-Петербурга. Это врачи разных специальностей, исповедующие православную веру. Есть у нас и ассоциативные члены Общества - педагоги, психологи, медсестры и студенты, не имеющие диплома медицинского вуза.

- Расскажите, пожалуйста, об Обществе православных врачей России имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

29-30 сентября 2007 года в Белгороде прошел I Всероссийский съезд православных врачей, на котором представители 49-ти епархий Русской Православной Церкви приняли решение создать эту общероссийскую общественную организацию. ОПВР является добровольным, самоуправляемым некоммерческим общественным объединением. 12 октября того же года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий благословил деятельность Общества православных врачей России, присвоив ему имя исповедника и врача святителя Луки. Общество действует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общественных объединениях», иным действующим законодательством Российской Федерации, руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права и собственным Уставом при уважении и соблюдении Устава Русской Православной Церкви. ОПВР строит свою деятельность на основе принципов равноправия своих членов, законности, гласности, добровольности и самоуправления.

- Каковы цели и задачи Общества православных врачей России?

Главная цель - объединить уже существующие и вновь возникающие региональные общества православных врачей в единую организацию, главным направлением деятельности которой является привнесение христианских ценностей в российскую медицину и улучшение качества здоровья граждан Российской Федерации. Основной задачей Общества является улучшение медицинской помощи россиянам и духовное врачевание со стороны священнослужителей Русской Православной Церкви, оказание православными врачами посильной безвозмездной профессиональной медицинской помощи, понимаемой как служение страдающему человеку.

18 июня 2015 года в Москве было подписано Соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством здравоохранения Российской Федерации. Отдельная статья посвящена совместной работе по профилактике абортов. Каковы перспективы такой работы?

Соглашение предполагает развитие при роддомах центров кризисной беременности с участием психологов и представителей Русской Православной Церкви, участие представителей религиозных организаций в предабортном консультировании женщин в медицинских организациях. На сегодняшний день в России работает более 50 церковных центров защиты материнства, 27 церковных приютов для женщин с детьми и беременных в кризисной ситуации, 26 из которых созданы в последние 5 лет. В Церкви функционируют около 30 центров гуманитарной помощи, более чем в 25 епархиях ведется предабортное консультирование женщин в женских консультациях. Общество православных врачей Санкт-Петербурга наряду с другими проблемами занимается и проблемой аборта, дородовой диагностики, контрацепции.

В книге Марка Поповского «Жизнь и житие святителя Луки Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга» описано, как Валентин Феликсович однажды выгнал из кабинета беременную и долго не мог успокоиться, сердито рассказав жене, что девушка потребовала вытащить нагулянного ребенка. Уверена, что Вы сделали бы так же. Что должна знать женщина о последствиях аборта?

Она должна знать, что кровь убиенных младенцев вопиет от земли. В Священном Писании Сам Бог является «заступником немощных» (Иуд. 9, 11). Повеление «Не убивай ребенка, причиняя выкидыш» есть в «Учении двенадцати апостолов». Аборт представляет серьезную угрозу физическому и духовному здоровью матери не только из-за женских болезней. Прервав беременность, женщина бросает вызов Богу, чем подвергает себя опасности остаться одинокой, потерять родных и близких, стать инвалидом. Только в случае прямой угрозы жизни матери в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Церковь не отвергает женщин, совершивших аборт, а призывает их к покаянию, молитве и несению епитимий с последующим участием в спасительных таинствах.

В вашем храме Державной иконы Божией Матери создана специальная группа «Помощь молодой матери». Расскажите о ней, пожалуйста.

К маю 2008 года, когда впервые возникла идея создания нашей группы, в приходе было восемь молодых семей, более ста детей и около пятнадцати женщин, которые имели проблемы в репродуктивной сфере или были беременны. Наша группа - это подразделение Общества православных врачей. Мы сотрудничаем с Санкт-Петербургским фондом грудного вскармливания, кризисным центром «Маленькая мама», центром «Жизнь» при Новодевичьем монастыре, фондом святого Димитрия Солунского, с акушерским отделением гатчинской Центральной районной клинической больницы, Медико-генетическим центром, больницей им. С.П. Боткина, акушерским отделением Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И.П. Павлова, родильным домом N 9 и с другими медицинскими учреждениями города.

- Какие цели и задачи стоят перед группой?

Цель создания нашей группы - профессиональная медицинская помощь и духовное окормление беременных женщин и кормящих женщин, консультирование бесплодных супружеских пар, помощь в вопросах по уходу за ребенком, крещение новорожденных, находящихся в тяжелом состоянии, организация паломнических поездок. Основное - это, конечно, подготовка к естественным, нормальным родам и помощь женщинам, у которых беременность осложнена. Все женщины распределяются нами по подшефным роддомам.

- К вам за помощью обращаются только ваши прихожанки?

Нет. Приезжают и женщины из других храмов Санкт-Петербурга, иных епархий и городов России, жены священников и даже невоцерковленные женщины, имеющие негативный опыт общения с государственными медучреждениями. Бывает, что приходится решать вопросы, связанные, не только с методами лечения бесплодия, но и с выбором роддома. В последние годы в российских роддомах существует «акушерская агрессия». Где же православной женщине найти грамотного акушера-гинеколога, который может понять ее психологические особенности и правильно принять роды? Однажды к нам пришла женщина, больная сахарным диабетом. Ей сказали, что мы не будем уговаривать ее прерывать третью беременность. Две предыдущие беременности протекали тяжело, так как диабет во время них декомпенсировался. Она родила двоих детей и мечтала родить третьего ребенка.

- Как можно обратиться к специалистам вашей группы.

Чтобы попасть на прием к врачу в одно из лечебно-диагностических учреждений города, с которыми мы сотрудничаем, нужно обратиться через сайт Общества православных врачей или через его диспетчерскую. Возможно и обращение через секретариат храма по предварительной записи.

Иногда целью аборта служит «поставка» тканей и органов человеческих зародышей, абортированных на разных стадиях развития, для лечения различных заболеваний и «омоложения» организма. Как нужно относиться к этому явлению?

Это просто кощунственно. Собор Русской Православной Церкви определил, что употребление методов фетальной терапии недопустимо. Осуждая аборт как смертный грех, Церковь не может оправдать уничтожение зачатой человеческой жизни, даже если эффективность терапии «омоложения» научно докажут. Она является преступлением и примером вопиющей безнравственности.

- В чем основная причина бесплодия женщин?

Существует более 30-ти медицинских причин бесплодия, но бывают и духовные причины. Верующей супружеской паре необходимо начинать с тщательного исследования качества своей христианской жизни и осмысления всего происходящего вместе со своим духовником. Важно выявить родовые и семейные грехи, которые могут мешать деторождению. Если брак не освящен Церковью, необходимо венчаться. Супруги должны регулярно участвовать в таких церковных таинствах, как исповедь, причастие, соборование. Прихожане нашего храма несколько раз совершали паломнические поездки на Кипр к Кипрской иконе Божией Матери, у которой молилось огромное количество женщин разного возраста и национальностей. Почти все они обрели долгожданную беременность. В России в каждой епархии есть свои чудотворные места и святыни, которые обладают целительной силой и помогают при бесплодии. Одновременно с духовным окормлением супругов священником их лечением занимаются врачи. В течение года или двух лет супруги воцерковляются и лечатся. Если за это время не наступает беременность, ситуация отпускается на волю Божию, и супруги могут принять с семью приемного ребенка.

- Опасно ли проведение ультразвуковой диагностики беременным?

Категорически недопустимо без крайних показаний выполнять УЗИ на сроке беременности 3-6 недель, если нет подозрения на внематочную или нарушенную беременность. Первое плановое УЗИ выполняется на 11-15 недели беременности. В это время можно выявить «замершую», неразвивающуюся беременность. Применение УЗИ оправдано с целью раннего выявления и лечения заболеваний плода или угрозы для жизни женщины. Сложнее всего, когда у плода выявляется порок несовместимый с жизнью и встает вопрос о прерывании беременности по медицинским показаниям. Задача нашей службы в такой ситуации предоставить женщине полную, выверенную информацию о состоянии ее здоровья и патологии плода, чтобы она могла спокойно принять взвешенное решение без давления со стороны окружающих, в том числе врача женской консультации. Окончательно решение женщина принимает только по благословению ее духовника.

- В чем все же преимущества православного врача в лечении пациента?

Очень важно, например, успеть окрестить «страха ради смертного» младенцев, которые появились на свет с патологией и находятся в тяжелом состоянии. Если рядом с «тяжелым» малышом окажется врач или медсестра, которые могут его крестить, то его шанс выжить намного выше, чем у некрещеных детей с тем же заболеванием. За один только год в нашей группе данным чином было крещено 98 младенцев, из которых умерло 7 малышей. Акушерство - это одна из самых консервативных специальностей, но за последние годы время родов сократилось практически вдвое, и вместо положенных 16-18 часов женщины рожают 6-8 часов, из-за чего увеличилось число случаев родового травматизма у женщины и малыша. До 2/3 детей сейчас рождается с соматической патологией и с заболеваниями центральной нервной системы. Естественные роды требуют много времени и сил, они не технологичны. Наши роддома борются за звание роддома, доброжелательного к ребенку. Предлагаются индивидуальные или семейные роды, но ведь важен не статус роддома, а голова и руки врача. Чтобы лечить не болезнь, а человека, у врача должны быть определенные философско-религиозные убеждения. Очень важно, чтобы перед родами помолилась не только женщина, но и акушер-гинеколог. В некоторых роддомах женщин ругают за принесенные с собой иконы. Чтобы уменьшить процент «акушерской агрессии», мы направляем наших подопечных в подшефные роддома к конкретным врачам.

На съезде большое внимание было уделено психическому нездоровью людей. Как Вы прокомментируете то, что 7 сентября 2015 года в Санкт-Петербурге пациентом Дорожной клинической больницы был убит врач?

Для пациентов, которые ложатся на пластические операции, характерно несколько легкомысленное отношение к медицине. Нередко они имеют изменения в психике. За рубежом таких больных перед операцией должен осмотреть психиатр. В России этого нет, а ведь если у пациента имеются такого рода отклонения, результат хирургической операции будет просто сведен к нулю - пациенту он все равно не понравится, и он пойдет оперироваться во второй, в пятый, в десятый раз. Врач может всё идеально сделать, но потом возникнут какие-то осложнения, отклонения, по независящим от него причинам, ведь человеческий организм - это не машина, а врач - не скульптор. Во взаимоотношениях между пациентом и врачом важно взаимопонимание. Основная причина конфликтов - невнимательность врача к больному или неадекватное восприятие больным информации, предоставленной врачом. Поэтому в основе лежит первичная встреча врача и пациента, детальный разговор, обсуждение возможных вариантов осложнений и выходов из них. Когда пациент поступает на лечение в клинику, тем более на оперативное лечение, ему предлагается информированное согласие. Пациента предупреждают о том, как будет проводиться лечение и к каким негативным последствиям оно может привести, ведь любая операция имеет определенный риск, когда, например, в 80% случаев может наступить смерть. И пациент сам принимает решение, идти ли ему на операцию. Попадет он в эти 20%, зависит не от врача и не от больного, а от особенностей организма, ну и, в первую очередь, от воли Божьей. Бывает, врач плохо объясняет все возможные риски. Бывает, менталитет пациента не позволяет критически оценить последствия. Он думает, что всё пройдет гладко, плохое его не коснётся. Но у каждого организма есть свои особенности функционирования, особенности конституции, возраста, пола и т.д. К сожалению, ситуация в российской медицине такова, что когда у врача полный коридор пациентов, ему не до разговора. Те нормативы, которые сегодня приняты в различных специальностях, особенно в амбулаторно-поликлиническом звене, не позволяют врачу в должной степени общаться с пациентом, разъяснять ему специфику проводимых процедур. Учитывая загруженность врачей, пациенты еще на догоспитальном этапе должны уточнить все, что их беспокоит, до конца выяснять, какое лечение предстоит, быть внимательными к рекомендациям и заключениям врачей.

Отец Сергий, благодарю Вас за интересную беседу и желаю здоровья и помощи Божией в Вашей многогранной деятельности.

С верой, наукой и милосердием к здоровью каждого человека

Тверь ТГМА, 25 января 2008 г.
Совместная открытая конференция ОПВ г. Твери и ОПВ г. Москвы.
На конференции находилась святыня Санкт-Петербурга – ряса Св. Праведного Иоанна Крондштадского.

В работе конференции приняли участие:

  1. Председатель ОПВ г. Москвы, доктор медицинских наук, профессор кафедры факультетской терапии Академии им. И.М. Сеченова – – «Понятие православной медицины»;
  2. Главный терапевт России, академик РАМН, директор института Пульмонологии, член исполнительного комитета ОПВ России – – «Слово о православной медицине»;
  3. Глава департамента здравоохранения г. Твери, председатель ОПВ г. Твери – Юрий Евгеньевич Лошкарев – «Е.М. Бакунина – подвижник веры, любви и милосердия»;
  4. Академик РАЕН, доктор биологических наук, профессор, член исполнительного комитета ОПВ России – Сергей Иванович Воробьев – «Актуальные проблемы создания современных искусственных кровозаменителей»;
  5. Профессор, доктор философских наук, зав.кафедрой биомедицинской этики РГМУ, заместитель председателя церковно-общественного совета биомедицинской этики Московской Патриархии, член исполнительного комитета ОПВ России – Ирина Васильевна Силуянова – «Клятва Гиппократа с христианской точки зрения»;
  6. К.м.н. ассистент кафедры детских болезней Академии им. И.М. Сеченова, исполнительный директор ОПВ России – Наталия Геннадиевна Машукова – «Православное отношение к грудному вскармливанию».

Впервые в истории проведения этой федеральной программы местом ее проведения была избрана Тверь и впервые по инициативе ОПВ г. Твери им. Е.М. Бакуниной и Тверской Государственной Медицинской Академии в рамках проекта была проведена «Медицинская секция», которая состоялась в ТГМА 23 мая 2008 г.

В работе «Медицинской секции приняли участие»:

  1. Духовник Общества православных врачей г. Твери — священник Роман Манилов – «Вступительное слово»;
  2. Председатель ОПВ г. Москвы, д.м.н., профессор – Александр Викторович Недоступ – «Вступительное слово»;
  3. Главный терапевт России, академик РАМН, директор института
    пульмонологии – Александр Григорьевич Чучалин – «Качество жизни Россиян»;
  4. Ректор Тверской Государственной Медицинской Академии,
    д.м.н., профессор – Михаил Николаевич Калинкин – «Вклад славянской культуры в формирование научных и этических принципов медицины. Роль русской философии конца 19-начала 20 веков»;
  5. Протоиерей Алексей Бабурин , ОПВ г. Москвы – «Славянские истоки экологического подхода во врачевании алкоголизма и других видов пристрастий».

«Мы, православные христиане - пастыри и врачи - должны работать вместе, понимая, что любая болезнь - не только физическое, но и духовное испытание. Это путь осмысления жизни, путь покаяния, обретения смирения и терпения. Врач должен разговаривать с пациентом на языке евангельской любви, на примере собственной жизни показать человеку праведный путь, как это делал святитель Лука».

Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь

РУКОВОДИТЕЛЬ ОТДЕЛА СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ И ЦЕРКОВНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ– настоятель храма святителя Луки и Сретения Господня (при Медицинской академии им. С.И. Георгиевского), протоиерей Иоанн Дроздов.

E-MAIL: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Общество православных врачей Крыма им. Святителя Луки

(В.Ф. Войно-Ясенецкого)

Председатель Общества православных врачей Крыма - Татьяна Андреевна Шевченко

Общество православных врачей Крыма имени Святителя Луки (В. Войно-Ясенецкого) создано в 2001 году. Тогда в него входили единицы - те, кто испытывал острую потребность помочь больным - неимущим, малообеспеченным, обездоленным гражданам, те, кто отчетливо понимал, что физическое и духовное здоровье - едины, кто в своей деятельности руководствовался заветами святителя Луки - священника и гениального врача. Имя святителя Луки носит и Всероссийское общество православных врачей, и Белорусское общество, организованные по примеру крымчан и благословению высшего духовенства. Сегодня Общество православных врачей представляет собой целую армию медиков, добровольно и безвозмездно оказывающих помощь малоимущим. В настоящее время, по словам его председателя Татьяны Андреевны Шевченко, только активистов этого объединения, то есть главных врачей лечебных учреждений, заведующих отделениями, насчитывается более четырехсот человек.

Работа в Обществе православных врачей является сугубо личным, добровольным делом каждого, здесь неприменимы никакие административные рычаги. Роль Министерства здравоохранения ограничивается лишь помощью медикаментами, расходными материалами, которую оно в состоянии оказать врачебному кабинету при епархии.

Более 10 лет Министерство здравоохранения работает в тесном сотрудничестве с Симферопольской и Крымской епархией. Начало ему положено закладкой капсулы на месте ныне действующей часовни святителя Луки на территории больницы имени Н. И. Семашко. Построен храм Сретения Господня и Святителя Луки при Крымском государственном медицинском университете им. С.И.Георгиевского. Совместными усилиями приведено в порядок отделение Республиканской психиатрической больницы в селе Александровке, где лечатся и душевнобольные, и больные туберкулезом, находящиеся на судебно-психиатрической экспертизе. Как показывает статистика летальность в этом отделении уменьшилась в десятки раз. Идут работы по созданию благотворительного фонда Святителя Луки, средства которого пойдут на строительство Александра-Невского кафедрального собора, издание журнала «Православие и медицина», а также на финансирование дорогостоящих операций для малоимущих. И взносы в этот фонд тоже будут исключительно добровольными».

Целью Общества является содействие развитию медицинской деятельности на основе православного вероисповедования и христианской нравственности, интеграция усилий врачей в этом направлении.