Библиотечный урок по рассказу В.Распутина "Уроки французского". Почему произведение называется “Уроки французского”? В чем заключается смысл названия уроки французского

Произведения автора - это всегда своеобразный дневник, где запечатлены сокровенные мысли, переживания и события, случавшиеся с ним в жизни. Рассказ Валентина Распутина, о котором пойдет речь, в большей степени, нежели другие его произведения, автобиогафичен. Давайте разберемся, почему. Называется рассказ «Уроки французского». В основе его лежит реальная история - подростком писатель вынужден был покинуть свой дом, чтобы продолжить обучение в среднем звене общеобразовательной школы: в родной деревне имелась только начальная. Не случайно рассказ ведется от первого лица. Даже имя учительницы - Лидия Михайловна - отнюдь не вымышленное.

Послевоенное детство

Главный герой рассказа «Уроки французского» так же, как когда-то Валентин Распутин, оказался в городе, поселился у тетки. Шел 1948 год, голодное время. Здесь мальчику пришлось очень нелегко, скудные припасы, которые отправляла ему из деревни мать, исчезали за считанные дни: кто-то из теткиных ребятишек повадился таскать продукты. Нередко герою приходилось довольствоваться одним кипятком. Еще тяжелей ему давалась разлука с родными, а вокруг не было ни одного человека, готового сказать мальчишке доброе слово. Мальчуган страдал малокровием, каждый день ему была необходима хотя бы кружка молока. Мать иногда присылала ему небольшие деньги на это самое молоко, и мальчик покупал его на базаре. Однажды он решился вложить монеты в игру под названием «чика», подолгу тренировался и, наконец, начал выигрывать. Ему нужен был только рубль, чтобы купить молоко, поэтому мальчик, выиграв его, покидал игру. Осторожного и удачливого игрока пацаны побили. Это обстоятельство дало толчок событиям, которые изменили мышление героя. А читатель начинает понимать, почему называется рассказ «Уроки французского».

Необыкновенная учительница

Лидия Михайловна - молодая красивая женщина родом с Кубани. Герою она казалась небожительницей. В ней его восхищало и удивляло все: загадочный язык, который она преподавала, нездешний запах ее духов, мягкость, свобода и уверенность. Она была совсем не похожа на учительницу и будто бы сама недоумевала: зачем она здесь?

Человеческое участие

Лидия Михайловна быстро и внимательно оглядывала каждого ученика, чтобы убедиться, что с детьми все в порядке. Немудрено, что она сразу заприметила синяки и ссадины на лице парнишки. Узнав, что он играет на деньги, она не поволокла мальчишку к директору, как было принято, а решила поговорить с ним по душам. Услышав, что ребенок покупает не конфеты, а молоко, она задумалась. Разговор закончился тем, что мальчик пообещал больше не играть на деньги. Но голод заставил его вновь промышлять подобным образом. Его опять избили. Учительница понимала, что мальчуган выживает, как может. Она очень хотела ему как-то помочь. Для занятий Лидия Михайловна стала приглашать подопечного к себе домой, общалась с ним по-дружески участливо, пыталась его накормить. Но робкого и гордого мальчика невозможно было усадить за обеденный стол. Тогда учительница оставила в школе на имя мальчика посылку с продуктами, будто бы от матери. В ней были макароны, сахар и гематоген. Диковинный набор выдал благодетельницу с головой: парнишка догадался, от кого посылка, и наотрез отказался ее брать. Желая облегчить жизнь ребенка, Лидия Михайловна идет на педагогическое «преступление»: она играет с учеником в «пристенок» на деньги, исхитряясь «жульничать» не в свою пользу. Этот кульминационный момент в повествовании делает очень драматичным и человечным рассказ Распутина.

Уроки французского

Параллельно с этими, отмеченными глубоким нравственным содержанием, взаимоотношениями учительницы и ученика, идет обучение французскому языку. Мальчику удавалось все, кроме произношения. Но ежедневные занятия пробудили в нем интерес и способность к языку. Целеустремленный герой шаг за шагом преодолевал трудности. Постепенно вместо пытки, занятия языком сделались для него удовольствием. Но, разумеется, не в этом только таится ответ на вопрос о том, почему называется рассказ «Уроки французского».

Наука доброты

Живое сострадание, милосердие без формализма - вот чем обогатила внутренний мир героя эта удивительная учительница. Формально игра с учеником на деньги - поступок аморальный, но когда мы понимаем, зачем молодая женщина это делает, он приобретает совсем иной духовный смысл. Вспоминая об учительнице, Распутин писал, что в ней была какая-то особая независимость, уберегавшая ее от ханжества. Ей не нужно было произносить воспитательные монологи о благородстве, честности и доброте. Просто все, что она делала, непринужденно и естественно становилось лучшими уроками жизни для ее юных подопечных.

В жизни автора были, конечно, и другие хорошие учителя. Но детское воспоминание о преподавателе французского, раскрывшем вместе с премудростью иноземного наречия тонкости не прописанной в учебниках этики, навсегда определило духовный склад писателя. Вот почему называется рассказ «Уроки французского».

Игроки были застигнуты директором, Лидию Михайловну уволили, и она уехала к себе на Кубань. А вскоре мальчик получил посылку, в которой под макаронами лежали румяные антоновские яблоки.

Воспитание души

Библиотечный урок по рассказу В.Распутина «Уроки французского»

Цель урока:

Формировать умение анализировать художественное произведение;

Раскрыть духовные ценности. Нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина;

Способствовать воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся.

Ход урока:

1.Вступительное слово библиотекаря

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим урок «Воспитание души» по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского». В качестве эпиграфа предлагаю вам слова Распутина: « Быть вместе и понимать друг друга в своей службе единому Богу – нравственному и возвышенному воспитанию человеческой души».

Творчество Валентина Распутина неизменно привлеает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев.

2. Биография писателя

Распутин Валентин Григорьевич родился в сибирском поселке Усть-Уда. Детство его частично совпало с войной: в первый класс будущий писатель пошел в 1944 г. Окончив 4 класса, Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были 5-й и последующие классы, находилась в районном центре, а это целых 50 километров от родной деревни, не наездишься каждый день, надо было перебираться и привыкать жить без родителей, одному. « Так, в 11 лет, началась моя самостоятельная жизнь»,- писал Валентин Распутин. После окончания в 1959 году историко-филологического факультета Иркутского университета работал 7 лет собственным корреспондентом молодежных газет на стройках Сибири. В 1966 г. Изданы его первые книги очерков и рассказов. С 1970 года выходят одна за другой: «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Пожар».

Распутина считают писателем деревенским. Еще в конце 60-х-начале 70-х годов он поддержал других писателей, которые в полный голос говорили о корнях народного бытия, об исчезновении нравственных основ исконной деревенской жизни. В его произведениях слышится ностальгия по ушедшей цивилизации.

Большое внимание Распутин в своих произведениях уделяет теме детства. В повестях и рассказах дети существуют в контексте взрослой жизни. Отношение к ним взрослых является мерилом человечности или доказательством жестокого равнодушия. Писатель говорит о внезапном вторжении трагических событий в мир детства, о катастрофическом переживании неблагополучия в жизни близких, о преданном доверии. Он погружает своих героев в эмоциональное состояние, вызванное неожиданным открытием своего одиночества.

Книги, считает писатель, учат не жизни, а чувствам. Его юные герои чувством постигают мир, и важно, чтобы они нашли себя в меняющемся мире, не отчаиваясь, не потеряв веру, надежду и любовь.

Распутин верит и надеется на возрождение человеческой души, падшей, запутавшейся в противоречиях, идущей по неверной дороге. На это указывают открытые финалы его произведений.

Писатель убеждает всех писателей « быть вместе и понимать друг друга в своей службе единому Богу – нравственному и возвышенному воспитанию человеческой душ

3. Вопросы для обсуждения:

. Почему мама отправила его учиться в район?

(Он не мог в деревне получить достойное образование, а мальчик способный, «в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея».)

. Какие чувства испытывал главный герой, оказавшись вдали от дома?

(Чувство одиночества, тоски по дому. По деревне, обиды, злости: продукты, которые мама привозила, странным образом исчезали, и мальчик голодал. « Так мне было плохо, так горько и постыло! – хуже всякой болезни».)

Почему главный герой отказался возвращаться в деревню, когда мама позвала его с собой, ведь ему было плохо одному?

(Во-первых, главный герой хотел учиться, тем более, что он был успешным в учебе – по всем предметам, кроме французского, у него были пятерки, а во-вторых, он был первым, кого отправляли из деревни в район учиться, это было ответственно, в него верили, и он не мог подвести.)

. С чего началась драка? Как в ней были распределены силы?

(Главный герой играл лучше остальных ребят, в результате выигрывал больше денег. Старшие мальчики Вадик и Птаха не могли с этим смириться. Они чувствовали, что сила на их стороне, затеяли драку.)

. Какой урок получил главный герой, играя в «чику»?

(«Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом. Эту науку мне пришлось в ту осень постигнуть на собственной шкуре».)

. Какие чувства испытывал главный герой во время драки и после него?

(Чувство досады и обиды: « Обида перехлестнула во мне страх, ничего на свете я больше не боялся. Все во мне как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из себя слово… Не было в этот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня».)

. Почему же он после пережитых чувств опять пришел играть?

(«Я знал, что иду на унижение, но не меньшим унижением было раз и навсегда смириться с тем, что меня избили и выгнали. Меня зудило посмотреть, как отнесутся к моему появлению Вадик и Птаха и как смогу держать себя я. Но больше всего подгонял голод».)

. Зачем учительница французского пригласила мальчика домой заниматься?

(Она видела, что он способный, но ему очень одиноко, ему приходится голодать и играть в «чику» на деньги, чтобы купить молоко(он болен малокровием). Она решила выручить его. После занятий Лидия Михайловна пригласила ученика вместе с ней отужинать, но он отказался.)

Учительница отправила на школу своему ученику посылку с продуктами, зачем? Почему мальчик не взял посылку, хотя был голоден, и как он догадался, что посылка не от мамы?

(Лидия Михайловна понимала, что по-другому она не сможет его поддержать – он не возьмет. «Я знаю, ты голодаешь. А я живу одна, денег у меня много… Почему я не могу тебе помочь – единственный раз в жизни?.. Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться…ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя» ,- сетовала Лидия Михайловна. Кроме нее, мальчику некому было помочь. В посылке были макароны, сахар и гематоген – эти продукты в деревне не продавались, поэтому герой сразу понял, что отправляла посылку не мама. Главный герой не взял посылку, потому что считал это унизительным.)

Играть на деньги– некрасиво и неправильно. Но почему учительница приглашает сыграть в «пристенок» своего ученика? Что ею руководило?

(Возможно, она хотела ему доказать, что жалость не унижает человека, она пытается проявить участие в судьбе этого мальчика, уделить ему внимание; во время игры она мошенничала, чтобы мальчик мог выиграть деньги и купить себе продукты, он не взял бы деньги просто так, а игра эта позволяла это сделать.)

. Почему рассказ так называется – «Уроки французского»?

(Лидия Михайловна выступает в рассказе не столько учителем французского, сколько старшим другом, она сумела дать самый важный жизненный урок своему ученику – урок взаимопонимания, уважения человеческого достоинства, помощи, не унижающей того, кому она адресована.)

4.Заключение

Марк Твен сказал: « Быть добрым – благородно, но учить добру других – еще более благородно».

Так и книги Валентина Распутина учат простым и важным ценностям!

Рассказ назван так потому, что в нем повествуется о том, как учительница французского языка Лидия Михайловна помогает мальчику в учебе. Смысл рассказа в том, что учительница всячески поддерживает мальчика и заботится о нем. Она жалеет замкнутого голодного подростка и понимает его одиночество. Она подкармливает мальчика, приглашая к себе домой на дополнительные занятия. Она убеждает мальчика учиться, потому что он способный. Постепенно мальчик начинает доверять учительнице. Автор говорит о дружбе и взаимопонимании между учеником и учительницей.

Рассказ назван так потому, что в нем повествуется о том, как учительница французского языка Лидия Михайловна помогает мальчику в учебе. Смысл рассказа в том, что учительница всячески поддерживает мальчика и заботится о нем. Она жалеет замкнутого голодного подростка и понимает его одиночество. Она подкармливает мальчика, приглашая к себе домой на дополнительные занятия. Она убеждает мальчика учиться, потому что он способный. Постепенно мальчик начинает доверять учительнице. Автор говорит о дружбе и взаимопонимании между учеником и учительницей

Рассказ назван так потому, что в нем повествуется о том, как учительница французского языка Лидия Михайловна помогает мальчику в учебе. Смысл рассказа в том, что учительница всячески поддерживает мальчика и заботится о нем. Она жалеет замкнутого голодного подростка и понимает его одиночество. Она подкармливает мальчика, приглашая к себе домой на дополнительные занятия. Она убеждает мальчика учиться, потому что он способный. Постепенно мальчик начинает доверять учительнице. Автор говорит о дружбе и взаимопонимании между учеником и учительницей. Ну раз все пишут одинаково я присоединюсь)))

Рассказ назван так потому, что в нем повествуется о том, как учительница французского языка Лидия Михайловна помогает мальчику в учебе. Смысл рассказа в том, что учительница всячески поддерживает мальчика и заботится о нем. Она жалеет замкнутого голодного подростка и понимает его одиночество. Она подкармливает мальчика, приглашая к себе домой на дополнительные занятия. Она убеждает мальчика учиться, потому что он способный. Постепенно мальчик начинает доверять учительнице. Автор говорит о дружбе и взаимопонимании между учеником и учительницей.
Пожаловаться

Чтобы понять главную мысль рассказа, которую пытался донести до читателей В. Распутин, необходимо понимать, почему произведение называется «Уроки французского».

Прямое значение

В заглавие произведения писатель поставил словосочетание «Уроки французского», потому что повествование тесно связано с деятельностью Лидии Михайловны, учительницы французского языка.

Она видела, что главный герой отстает по ее предмету, поэтому организовывает для него дополнительные занятия, которые позже переросли в нечто большее, чем простое изучение языка. Хотя и здесь у героя были успехи: учительница сделала все, чтобы мальчик полюбил данный предмет, произношение у него стало намного лучше, чем он несказанно гордился. Так об этом говорил рассказчик: «Правда, толк от этого выходил, постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова, они уже не обрывались у моих ног тяжёлыми булыжниками, а, позванивая, пытались куда-то лететь».

Переносное значение

Еще одной причиной, почему рассказ называется «Уроки французского», является то, что в основе данного словосочетания лежит слово «уроки». Это уроки доброты, самопожертвования и неравнодушного отношения к другим людям. Помимо своего предмета Лидия Михайловна учила детей жизни, показывала, что в любой ситуации, даже самой тяжелой, необходимо оставаться в первую очередь человеком, а не учителем или директором.

Если бы писатель назвал произведение «Лидия Михайловна», звучала бы неоднозначность в отношении к действиям учительницы. Названия «Уроки нравственности» или «Уроки доброты» были бы со слишком прямыми. Именно название, данное автором, позволяет скрыто убедить читателя, что поступок Лидии Михайловны - настоящий человеческий подвиг.

Значение уроков

Все жизненные уроки, которые Лидия Михайловна смогла преподать герою наравне с материалом предмета, способствовали воспитанию мальчика. Даже спустя время рассказчик вспоминает героиню добрым словом, рассказывает то хорошее, что она сделала для него. Для персонажа поступок учительницы обретает большую цену.