Федерация в бельгии и ее особенности. Государственное устройство. Население и язык

Бельгия - федеративное государство, c формой управления - конституционная парламентская монархия. В стране действует конституция 1831 г., в которую неоднократно вносились изменения. Последние поправки были внесены в 1993 г. Глава государства - монарх. Он официально называется «королем бельгийцев». Конституционная поправка 1991 г. предоставила женщинам право занимать трон. Монарх обладает ограниченными полномочиями, но служит важным символом политического единства.

Исполнительная власть осуществляется королем и правительством, которое несет ответственность перед палатой представителей. Король назначает премьер-министра как главу правительства, семь министров, говорящих по-французски, и семь министров, говорящих на нидерландском языке, и ряд государственных секретарей, представляющих политические партии в правящей коалиции. За министрами закрепляются конкретные функции или руководство управлениями и отделами правительства. Члены парламента, которые становятся членами правительства, утрачивают статус депутата вплоть до очередных выборов.

Законодательная власть осуществляется королем и парламентом. Бельгийский парламент двухпалатный, он избирается сроком на 4 года. В сенате заседает 71 сенатор. 40 избирают прямым всеобщим голосованием - 25 от фламандского населения и 15 - от валлонского. 21 сенатор (10 от фламандского населения, 10 - от валлонского и 1 от немецкоязычного) делегируется советами сообществ. Эти две группы кооптируют еще 10 членов Сената (6 нидерландоязычных, 4 франкоязычных). Помимо вышеперечисленных лиц, членами Сената, согласно Конституции, имеют право стать достигшие совершеннолетия дети короля. Палата представителей состоит из 150 депутатов, избираемых прямым, всеобщим тайным голосованием на основе пропорционального представительства. Один депутат избирается примерно от каждых 68 тыс. человек. Каждая партия получает число мест, пропорциональное числу поданных за нее голосов: ее представители отбираются в порядке, зафиксированном в партийных списках. Участие в голосовании обязательно, уклоняющимся от него грозит штраф.

Министры правительства руководят своими ведомствами, набирают в штат личных помощников. Кроме того, в каждом министерстве существует постоянный штат государственных служащих. Хотя их назначение и продвижение по службе регулируются законами, при этом также учитывается их политическая принадлежность, владение как французским, так и нидерландским языками, и, конечно, квалификация.

Региональное управление

В ответ на требования фламандцев после 1960 прошли четыре волны пересмотра конституции, что позволило постепенно осуществить децентрализацию государства, превратив его в федеративное (формально с 1 января 1989). Особенности федеративного устройства Бельгии заключаются в параллельном функционировании двух видов субъектов федерации - регионов и сообществ. Бельгия делится на три региона (Фландрию, Валлонию, Брюссель) и три культурных сообщества (французское, фламандское и германоязычное). Представительская система включает Совет фламандского сообщества (124 члена), Совет валлонского сообщества (75 членов), Брюссельский региональный совет (75 членов), Совет франкоязычного сообщества (75 членов из Валлонии, 19 из Брюсселя), Совет фламандского сообщества (который объединился с фламандским региональным советом), Совет германоязычного сообщества (25 членов) и комиссии фламандского сообщества, французского сообщества и Объединенную комиссию Брюссельского региона. Все советы и комиссии избираются путем всеобщего голосования на пятилетний срок.

Советы и комиссии имеют широкие финансовые и законодательные полномочия. Региональные советы осуществляют контроль над экономической политикой, в том числе и над внешней торговлей. Советы и комиссии сообществ контролируют здравоохранение, охрану окружающей среды, местные органы социального обеспечения, образование и культуру, включая международное сотрудничество в области культуры.

Местное управление

596 коммун местного самоуправления (входящих в состав 10 провинций) являются почти автономными и обладают большими полномочиями, хотя их деятельность зависит от вето губернаторов провинций; они могут обжаловать решения последних в Государственном совете. Коммунальные советы избираются путем всеобщего голосования на основе пропорционального представительства и состоят из 50-90 членов. Это законодательный орган. Коммунальные советы назначают главу правления совета, работающего вместе с бургомистром, который управляет городскими делами. Бургомистр, обычно член совета, выдвигается коммуной и назначается центральным правительством; он может быть также членом парламента и часто является крупной политической фигурой.

Исполнительные органы коммун состоят из шести членов совета и губернатора, назначаемого, часто пожизненно, центральным правительством. Создание региональных и общинных ассамблей значительно уменьшило объем властных полномочий провинций, и они могут их дублировать.

Судоустройство

Судебная система независима в принятии решений и отделена от других ветвей власти. Она состоит из судов и трибуналов и пяти апелляционных судов (в Брюсселе, Генте, Антверпене, Льеже, Монсе) и Кассационного суда Бельгии.

Мировые судьи и судьи трибуналов назначаются лично королем. Члены апелляционных судов, председатели трибуналов и их заместители назначаются королем по представлениям соответствующих судебных инстанций, провинциальных советов и совета региона Брюссель. Члены Кассационного суда назначаются королем по представлениям этого суда и поочередно палаты представителей и Сената.

Судьи назначаются пожизненно и уходят в отставку лишь по достижении установленного законом возраста. Страна разделена на 27 судебных округов (каждый с судом первой инстанции) и 222 судебных кантона (каждый с мировым судьей). Обвиняемые могут прибегнуть к суду присяжных, в компетенции которого находятся гражданские и уголовные дела, а судебные решения выносятся на основе мнения большинства из 12 членов суда.

Существуют также специальные суды: по урегулированию трудовых конфликтов, коммерческие, военные трибуналы и т.д.

Высшей инстанцией административной юстиции является Государственный совет.

Внешняя политика

Будучи небольшой страной, сильно зависящей от внешней торговли, Бельгия всегда стремилась к заключению экономических соглашений с другими странами и решительно поддерживала европейскую интеграцию. Уже в 1921 г. между Бельгией и Люксембургом был заключен экономический союз (БЛЭС). После Второй мировой войны Бельгия, Нидерланды и Люксембург сформировали таможенный союз, известный под названием Бенилюкс, который позже (в 1960 г.) был преобразован во всеобъемлющий экономический союз. Штаб-квартира Бенилюкса находится в Брюсселе.

Бельгия была членом-основателем Европейского объединения угля и стали (ЭОУС), Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС), которое преобразовано в Европейский союз (ЕС). Бельгия входит в состав Совета Европы, Западно-Европейского Союза (ЗЕС) и НАТО. Штаб-квартиры всех этих организаций, а также ЕС находятся в Брюсселе. Бельгия является членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и ООН.

Вооруженные силы

По последним данным, в вооруженных силах страны насчитывалось более 75 тысяч человек. Расходы на оборону составляют ок. 1,3% ВВП Внутренние войска обеспечивают порядок в стране. Сухопутные силы, состоящие из наступательных войск, служб боевого и материально-технического обеспечения, насчитывают 63 тыс. человек личного состава. Военно-морской флот насчитывает 4,4 тыс. человек. ВМФ Бельгии осуществляет траление мин для НАТО. Военно-воздушный флот имеет 20,5 тыс. человек в тактических военно-воздушных силах, учебных частях и частях материально-технического обеспечения.

Спецпредложения

  • Продается гостиница на 30 номеров в городе Антиб Франция Продается гостиница на 30 номеров в городе Антиб, который считается жемчужиной Лазурного берега Франции.
  • Продается компания работающая в направлении управления финансовыми активами в Швейцарии. Любой, кто хочет купить готовый бизнес в Швейцарии имеет возможность почувствовать себя в роли партнера, приобретя часть акций, либо стать обладателем 100 % стоимостью в 5 миллионов франков. Предложение стоящее и заслуживает внимания.
  • Готовые фирмы в Швейцарии Предлагаются на продажу готовые фирмы в Швейцарии, с полностью оплаченным уставным капиталом, без долгов
  • Бизнес иммиграция - бюджетные варианты Владение бизнесом в Европе не означает предоставление автоматического вида на жительство, но является главным фактором и предпосылкой к его получению.
  • Вид на жительство ВНЖ в Испании для финансово-независимых Вид на жительство в Испании - для обеспеченных лиц.
  • Гражданство Мальты - ЕС Правительство Мальты предлагает новую легальную возможность получить паспорт ЕС. Гражданство Мальты можно получить по Мальтийской Программе Индивидуального Инвестора, которая работает с начала 2014 года.
  • Новый дом в Португалии Только построенная вилла - готова к заселению. Стоимость: 270 000 евро
  • Продажа уютного отеля в центре Ниццы Отель 35 номеров в шаговой доступности от пляжа. Занимает территорию 1 500 кв. м с красивым садом и частной парковкой. Все номера комфортабельные и просторные более 20 м2. Постоянные клиенты пишут положительные отзывы на популярных сайтах бронирования. Загрузка отеля в год достигает 73%, а годовой оборот 845 000 евро. Полная стоимость стен и бизнеса 6 миллионов евро.
  • Новые квартиры в Барселоне с видом на море Новые квартиры в элитном комплексе Барселоны с панорамным видом нат море. Площадь: от 69 кв. м. до 153 кв. м. Стоимость: от 485 000 евро.
  • ВНЖ, бизнес, инвестиции в Австрию, Швейцарию, Германию. Экономический потенциал Австрии, Швейцарии и Германии можно смело назвать опорой всей экономики Европы.
  • Лазурный Берег как на ладони: продажа пентхауса, Франция, Антиб Пентахус с панорамным видом, Франция, Антиб
  • Красивые дома и виллы в Швейцарии Выгодные приобретения от CHF 600.000
  • Уникальный проект в Швейцарии - возрождение термальных источников Предлагается принять участие в проекте, который входит в число 30-ти проектов, имеющих национальное значение и получающих государственную поддержку. Цель проекта - строительство нового оздоровительного комплекса, состоящего из отеля на 174 номеров на территории с природными термальными источниками.
  • Аренда вилл на курортах Европы Аренда вилл в Европе, на море Выбор и критерии Ваши, комфортная организация отдыха - наша!
  • Коттедж в историческом центре Лондона Очаровательный уникальный коттедж расположенный в самом центре великолепной тихой площади недалеко от метро и парка. £699,950 - 2 спальный коттедж
  • Лигурийская ривьера - резиденция от застройщика с бассейном и садом Резиденция состоит из трех двухэтажных зданий, с видом на море, окруженных парком площадью 5га из олеандров и оливковых деревьев.
  • Квартиры в Монако Вы хотите снять, купить в Монако недорогую (по этим меркам) квартиру? Мы Вам поможем в этом!
  • Доходный дом с землей на Лазурном берегу, Вильнев Любе

Королевство Бельгия – федеральное государство, конституционная парламентарная монархия. Действует конституция Бельгии от 7 февраля 1831 года с последними изменениями от 14 июля 1993 года, когда парламентом Бельгии была утверждена конституционная реформа государственного устройства страны, завершившая процесс ее федерализации, начатый в 70-е годы. Нынешняя редакция конституции опубликована 3 февраля 1994 года. Федеральное государство состоит из трех регионов с широкой автономией – Фландрия, Валлония и Брюссельский столичный регион (Flanders, Wallonia, Brussel) и трех языковых сообществ: фламандского, французского и немецкого (Flemish, French, German). Компетенция сообществ и регионов разграничена.

Глава государства – король. Его власть ограничена конституцией, 106-я статья конституции гласит: «Ни один акт Короля не имеет силы, если он не подписан министром, который тем самым один берет на себя ответственность». В статье 102 отмечается, что «ни в каких случаях устное или письменное распоряжение Короля не освобождает министра от ответственности». Тем самым обеспечивается принцип, сформулированный в 88-й статье: «Персона Короля неприкосновенна; ответственность несут его министры».

Законодательная власть осуществляется совместно королем и двухпалатным парламентом, состоящим из палаты представителей (150 депутатов) и сената (71 сенатор и наследный принц Филипп, герцог Брабантский, являющийся «сенатором по праву»). Депутаты палаты представителей избираются населением путем прямого и тайного голосования по системе пропорционального представительства. Сенат формируется из: 40 сенаторов, избранных населением путем прямого голосования (25 – от Фландрии и от фламандского населения Брюссельского региона и 15 – от Валлонии и от франкоязычного населения Брюссельского региона); 21 сенатора, назначаемого региональными парламентами из числа их депутатов (по 10 от Фландрии и Валлонии и 1 от немецкоязычного сообщества); 10 кооптируемых сенаторов (6 от Фландрии и 4 от Валлонии). Совершеннолетние дети короля могут быть сенаторами по праву. Срок полномочий обеих палат – 4 года. Федеральный парламент утверждает федеральное правительство. Практически все прерогативы национального парламента – выражение недоверия правительству, утверждение бюджета, одобрение законов – остаются за палатой представителей, тогда как роль сената сводится к урегулированию споров между региональными органами власти, внесению поправок в конституцию и утверждению международных договоров. Региональные парламенты: Брюссельский региональный совет BRC. Парламент двуязычного региона. Состоит из 75 депутатов, избираемых жителями Брюсселя и прилегающих сообществ путем прямого голосования сроком на пять лет, формирует правительство столичного региона. Власти Брюссельского столичного региона в рамках своих полномочий управляют территорией, на которой проживает население франкоязычного и фламандского сообществ.

Валлонский региональный совет. Состоит из 75 депутатов, избираемых путем прямого голосования сроком на пять лет на территории южной франкоязычной части Бельгии. Формирует правительство Валлонии, которое располагается в Намюре.

Фламандский региональный совет. Является одновременно парламентом Фландрийского региона и фламандского языкового сообщества. Состоит из 124 депутатов, из которых 118 избираются сроком на пять лет путем прямого голосования во Фландрии, а 6 депутатов назначаются Брюссельским региональным советом из числа депутатов-фламандцев парламента Брюсселя, поскольку во фламандское языковое сообщество входят и брюссельцы, говорящие на нидерландском языке. Совет формирует правительство Фландрии, которое работает в Брюсселе.

Совет франкоязычного сообщества. Единственный парламент, избранный косвенным путем: в него входят 75 депутатов от Валлонского регионального совета и 16 депутатов-франкофонов из Брюссельского регионального совета. Он формирует правительство французского языкового сообщества, которое заседает в Брюсселе. Правительство и парламент франкоязычного сообщества ведают входящими в их компетенцию вопросами на территории Валлонии, кроме восточных кантонов, а также совместно с фламандским сообществом – в двуязычном Брюссельском регионе. Совет немецкоязычного сообщества. Состоит из 25 депутатов, избираемых путем прямого голосования сроком на 5 лет.

Исполнительная власть осуществляется королем и федеральным правительством, которое назначается королем и ответственно перед палатой представителей федерального парламента. Количественный состав федерального правительства (Совет Министров) не должен превышать 15 министров. Исключая премьер-министра, в нем должны быть поровну представлены фламандцы и франкофоны. Компетенция федерального правительства распространяется только на федеральный уровень и включает ограниченный круг вопросов. Это – национальная оборона, внешняя политика, поддержание внутреннего порядка, национальные финансы, главные направления экономического развития, федеральная система социальной зашиты, юстиция, здравоохранение, крупнейшие учреждения науки и культуры общенационального значения. Расширены полномочия местных органов власти. К уже отнесенным к сфере их деятельности областям добавляются сельское хозяйство, заключение международных соглашений, научные исследования и внешняя торговля.

Обострение национальной проблемы в Бельгии в 1960-1970-е годы привело к расколу крупнейших политических партий страны на самостоятельные партии регионального характера, действующие в Валлонии, Фландрии и Брюссельском регионе, возникли также новые партии националистического толка, в результате появились еще три небольшие партии. Правительство чаще всего формируется коалиционным путем. На основе общебельгийской Социально-христианской партии (создана в 1830 году как католическая) в 1969 году сформировались Социально-христианская партия (СХП) в Валлонии и Христианская народная партия (ХНП) во Фландрии. СХП и ХНП представляют в Бельгии демохристианское движение, крупнейшее в Бельгии. Оно участвует в работе почти каждого правительства и имеет наибольшую поддержку среди активных католиков, хотя и не сохраняет связи с церковью. Демохристиане обычно получают от четверти до трети голосов всех избирателей страны (2/3 голосов во Фландрии). Премьер-министр Бельгии, как правило, является членом ХНП.

Социал-демократы, образующие второе по численности политическое движение, поддерживаются социалистическими профсоюзами и промышленным рабочими. Социал-демократы организованы в Социалистическую партию (франкоязычную) и Социалистическую партию (фламандскую). Около четверти бельгийцев на выборах отдают свои голоса за социалистов (сторонников социалистов в Валлонии немного больше).

Третьей крупной партийной группой традиционно являются либералы, базу которых составляют мелкие бизнесмены и торговцы. Это движение в целом консервативно, высказывается за частное предпринимательство и нередко выступает против расширения системы социального обеспечения. Либеральное движение состоит из партии Фламандские либералы и демократы (ФЛД) и Реформаторской либеральной партии (РЛП). На выборах каждый пятый бельгиец голосует за либералов (во Фландрии чуть больше). Любая партия (в том числе и малочисленная) может получить места в парламенте, набрав не менее 1% от общего числа голосов по всей стране. В 1970-е годы в парламенте были представлены федералисты, в 1980-1990-е годы и по сей день – экологические и националистические (или шовинистические) партии. В ряде случаев мелкие партии так же, как и основные партии, имеют фламандское и валлонское отделение. Коммунистическая партия, незначительная по численности и влиянию, в 1985 году потеряла последние места в парламенте.

Каждое из трех основных политических движений поддерживается профессиональными организациями. Эти объединенные на профессиональной основе группы населения хорошо организованы и оказывают значительное политическое влияние. Существуют группы, которые представляют интересы управленческой администрации, фермеров, интеллигенции, государственных служащих и рабочих. Но даже внутри этих групп существуют большие религиозные, языковые, экономические и политические различия. Правительство отвечает за разработку законопроектов. Когда законопроект окончательно подготовлен, оно начинает проводить консультации с заинтересованными политическими группами и лидерами фракций. Если они согласны, фактически нет сомнений, что парламент примет этот законопроект. Если коалиционное правительство отклонилось слишком далеко от своей политической базы, парламент может добиться смещения правительства. В ситуациях, когда вопрос имеет важное государственное значение, часто создается консультативный комитет, состоящий, как правило, из представителей трех основных партий.

Около четверти бельгийцев на выборах отдают свои голоса за социалистов (сторонников социалистов в Валлонии немного больше). Третьей крупной партийной группой традиционно являются либералы, базу которых составляют мелкие бизнесмены и торговцы. Это движение в целом консервативно, высказывается за частное предпринимательство и нередко выступает против расширения системы социального обеспечения. Либеральное движение состоит из партии Фламандские либералы и демократы (ФЛД) и Реформаторской либеральной партии (РЛП). На выборах каждый пятый бельгиец голосует за либералов (во Фландрии чуть больше). Любая партия (в том числе и малочисленная) может получить места в парламенте, набрав не менее 1% от общего числа голосов по всей стране. В 1970-е годы в парламенте были представлены федералисты, в 1980-1990-е годы и по сей день – экологические и националистические (или шовинистические) партии.

Бельгия

Возвысить свой «собственный голос» в мировой политике страна стремится, опираясь на принципы «человечности, демократии, защиты слабых, толерантности». В рамках европейской интеграции Бельгия совместно со своими партнёрами по Бенилюксу выдвинула концепцию «продвинутой кооперации» (enhanced cooperation), обосновывающую для малых стран право формировать небольшие группы для «продвижения» определённых проектов в рамках реформирования ЕС.


Внимание

Вооружённые силы страны состоят из сухопутной армии, Военно-воздушных сил, Военно-морского флота и федеральной полиции. Территория Бельгии поделена на три военных округа (Брюссель, Антверпен, Льеж).


Ежегодное число призывников (мужчин) составляет 63,2 тыс. чел. Призывной возраст - 19 лет. Расходы на оборону достигли почти 3 млрд долл.
(2002), их доля в ВВП составляет 1,4%.

Бельгиякоролевство бельгия

Бельгии учрежден Высший совет правосудия, состоящий из равного числа магистратов судейского корпуса и прокуратуры, с одной стороны, и назначаемых Сенатом представителей гражданского общества — с другой. Этот орган самоуправления судейским сообществом выдвигает кандидатов для назначения на должности судей и прокуроров (производится монархом), отвечает за подготовку судей и прокуроров, готовит предложения по организации и деятельности судебной системы, осуществляет общий надзор за функционированием последней.
Судьи назначаются пожизненно. Они уходят в отставку по достижении установленного законом возраста. Прокуратура функционирует под эгидой Министерства юстиции.
При Кассационном суде действуют первый генеральный прокурор и несколько его помощников — генеральных адвокатов, которые дают заключения по правовым вопросам.

Государственное устройство и политическая система бельгии

Бельгийцы полагают, что при европейском строительстве роль малых стран, выступающих вместе с несколькими ведущими державами, может быть уникальной. Они незаменимы как посредники между большими странами.

Именно малые государства в подобных союзах могут выдвигать стратегические инициативы относительно перспектив развития, поскольку их трудно заподозрить в «имперских амбициях». Особая роль Бельгии в европейской интеграции основывалась на уникальном опыте сочетания в этой стране двух ключевых европейских культур - латинской и германской (позднее добавились англосаксонская и скандинавская, а скоро появится и славянская).

Страна постепенно превращалась в «универсального посредника», без усилий которого принятие каких-либо решений затруднительно. Бельгийцы надеются получить для своей страны статус, соответствующий сегодняшнему положению Брюсселя, который уже давно живёт по «всемирному времени».

Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник Бельгия Королевство Бельгия Государство в Западной Европе. Территория — 30,5 тыс. кв. км. Столица — г.Брюссель.

Важно

Население — 10,2 млн. чел. (1998 г.), в том числе фламандцы 51%, валлоны — 41%. Немецкоговорящее меньшинство составляет менее 1%. Официальные языки — французский, нидерландский (фламандский) и немецкий.


Религия — подавляющее большинство верующих — католики. Государственное устройство По форме государственно-территориального устройства Бельгия федеративное государство, состоящее из сообществ и регионов. Сообщества строятся по культурно-лингвистическому принципу, а регионы — по языково-территориальному. Бельгия включает 3 сообщества: Французское, Фламандское и Германоязычное и 3 региона: Валлонский, Фламандский и Брюссельский (двуязычный). Переход от унитарного к федеративному устройству в Бельгии произошел 1 января 1989 г.

Бе́льгия

Термин «брюссельские чиновники» уже давно стал синонимом руководящей элиты ЕС, что не лишено основания. Эта небольшая европейская страна превратилась в своего рода опытную лабораторию ЕС, поскольку пути решения многих её проблем становятся эталоном для выработки общей европейской стратегии.

Не случайно согласно внешнеполитической концепции действующего коалиционного правительства Бельгии стремится выступать с масштабными планами постоянного расширения ЕС с его одновременной трансформацией в более централизованную организацию. Речь идёт прежде всего о создании новой государственной структуры, особенно в сфере формирования единой внешней политики Европы и боеспособных Вооружённых сил, с тем чтобы занять подобающее место в современной мировой политике.

Государственное устройство бельгии

В соответствии с ним участие в управлении производством на предприятиях принимают делегации персонала; на уровне отраслей созданы паритетные комиссии из представителей профсоюзов и предпринимателей; на общегосударственном уровне функционируют Национальный совет труда, Центральный совет экономики и другие органы. Имеется развитая система трудового законодательства, включающая акты, которые регулируют общие условия труда (Закон о труде 1971 г.) и конкретные вопросы найма и увольнения, техники безопасности и др.
В частности, Закон о договорах найма 1978 г. ввел понятие «справедливого увольнения», применяемого к конкретному работнику. В соответствии с Законом о коллективных договорах и паритетных комиссиях 1968 г.

Государственное устройство бельгии 2012

Так исчезло племя, но через несколько столетий появилась страна под названием Бельгия. Однако эти века были наполнены бурными событиями. Территория современной Бельгии на их протяжении входила в состав:

  1. Бургундского герцогства;
  2. Римской империи;
  3. Испании;
  4. Франции;
  5. Нидерландов.

В начале XVIII века произошла Бельгийская революция, в результате чего страна отделилась от Нидерландов. С 1831 года государство обретает независимость, и его возглавляет первый король Бельгии - Леопольд. Леопольд, король Бельгии Такое бурное и сложное становление страны и государства наложила свой отпечаток на формирование структуры и принципов государственного устройства.

Последующая история страны была наполнена не меньшим драматизмом. Особенно сильно пострадала Бельгия в период Первой мировой войны.

Не зря бельгийцы называют ее Великой войной.
Постоянные финансовые трансферты из Фландрии в Валлонию всегда считались спорными для более обеспеченных фламандцев (их среднедушевой ВВП на 10% выше). Основные регионы страны должны получить большую фискальную самостоятельность, с правом умеренного маневрирования ставками налогообложения. Коалиционному правительству в целом удалось существенно улучшить отношения между основными регионами. Это было достигнуто на базе регулярных совещаний представителей федерального, региональных и языково-общинных правительств.

Именно на таком уровне и обсуждались проблемы внедрения большей автономии регионов в проведении налоговой политики, закрепление права на самостоятельное решение многих местных хозяйственных вопросов, проблем образования и общинной культуры. Впервые в рамках коалиционного правительства стали преобладать политические, а не языково-общинные различия.

Бельгия государственное устройство энциклопедический справочник

Бельгия - страна федеративной парламентской демократии в условиях конституционной монархии. Действует Конституция, принятая 7 февраля 1831. Последние изменения вносились 14 июля 1993 (парламентом был одобрен конституционный пакет законов о создании федеративного государства).

Административное деление: 3 региона (Фландрия, Валлония и столичный округ Брюсселя) и 10 провинций (Антверпен, Западная Фландрия, Восточная Фландрия, Флаамс-Брабант, Лимбург, Брабант-Валлон, Эно, Льеж, Намюр, Люксембург). Наиболее крупные города (2000): Брюссель, Антверпен (932 тыс. чел.), Льеж (586 тыс. чел.), Шарлеруа (421 тыс. чел.). Принципы государственного управления основаны на разделении властей. Высшим законодательным органом является двухпалатный парламент, который включает Сенат и палату депутатов (выборы в эти органы происходят одновременно каждые 4 года).
Королевство Бельгия – федеральное государство, конституционная парламентарная монархия. Действует конституция Бельгии от 7 февраля 1831 года с последними изменениями от 14 июля 1993 года, когда парламентом Бельгии была утверждена конституционная реформа государственного устройства страны, завершившая процесс ее федерализации, начатый в 70-е годы.

Нынешняя редакция конституции опубликована 3 февраля 1994 года. Федеральное государство состоит из трех регионов с широкой автономией – Фландрия, Валлония и Брюссельский столичный регион (Flanders, Wallonia, Brussel) и трех языковых сообществ: фламандского, французского и немецкого (Flemish, French, German).

Компетенция сообществ и регионов разграничена. Глава государства – король.

Форма правления Конституционная парламентская монархия Площадь, км 2 30 528 Население, чел. 10 431 477 Рост численности населения, в год 0,09% Средняя продолжительность жизни 79 лет Плотность населения, чел./км2 344 Официальный язык Нидерландский, французский, немецкий Валюта евро Международный телефонный код +32 Зона в Internet .be, .eu Часовые пояса +1























Краткая информация

Бельгия считается прекрасной страной для экскурсий, ведь ее многовековая история нашла свое отражение в архитектуре Брюсселя, Антверпена, Гента и Льежа, а исторические артефакты бережно хранятся в многочисленных местных музеях. Однако, в Бельгии есть еще и престижные пляжные курорты (Де Панне, Кнокке-Хейст), расположенные на берегу Северного моря (пусть слово «север» Вас не вводит в заблуждение), а также разнообразные народные фестивали, начиная от Праздника ведьм в Эльзеле и заканчивая Карнавалом в Бинше.

География Бельгии

Расположена Бельгия на северо-западе Европы. На юго-западе Бельгия граничит с Францией, на севере – с Нидерландами, на востоке – с Люксембургом и Германией, а на северо–западе она омывается водами Северного моря. Общая площадь этой страны составляет 30 528 кв. км. Бельгия делится на три основных географических региона - северо-западная прибрежная равнина, центральное плато (Anglo Belgian Basin) и Арденнская возвышенность на юге.

Столица Бельгии

Столицей Бельгии, с 1830-х годов, является Брюссель. Этот город был основан в IX веке н.э., хотя некоторые историки предполагают, что первое поселение на месте современного Брюсселя появилось еще в VI веке. Сейчас население Брюсселя составляет более 1,1 млн. человек. Именно в этом городе находится штаб-квартира НАТО.

Официальный язык

В Бельгии три официальных языка – голландский, французский и немецкий. На голландском языке разговаривают жители Фландрии и Брюсселя, на французском языке – жители Валлонского региона и Брюсселя, а на немецком языке говорят в провинции Льеж (около 100 тыс. человек).

Религия Бельгии

Более 75% жителей Бельгии относятся к Римско-католической церкви. В этой стране также проживают протестанты (25% населения), а в последние годы все больше стало мусульман-суннитов (3,5%). Также в Бельгии проживает около 100 тыс. человек, относящихся к Греко-католической церкви, около 40 тыс. иудеев, и более 20 тыс. англикан.

Государственное устройство Бельгии

Бельгия – это наследственная конституционная монархия. Согласно Конституции 1831 года, исполнительная власть принадлежит королю, который назначает и смещает министров, государственных служащих, судей и офицеров. Благодаря поправке к конституции от 1991 года престол Бельгии может передаваться по наследству и женщине.

Король Бельгии является верховным главнокомандующим. С одобрения Парламента он имеет право объявлять войну.

Законодательная власть в Бельгии осуществляется королем и двухпалатным Парламентом, который состоит из Палаты представителей (150 человек) и Сената (71 человек). Бельгийцы в возрасте от 18 лет и старше обязаны участвовать в парламентских выборах. За неявку на выборы бельгийцев штрафуют.

В соответствии с конституционной реформой 1980-го года, в Бельгии существует три общины – франкоговорящая, голландскоговорящая и немецкоговорящая.

Климат и погода

В прибрежных регионах Бельгии климат мягкий и влажный. В юго-восточных районах жаркое лето чередуется с холодными зимами. В Брюсселе средняя температура воздуха составляет +10 C. В июле средняя температура воздуха - +18 C, а в январе опускается до -3 C. Ежемесячно в Бельгии выпадает осадков в среднем 74 мм.

Реки и озера

Через территорию Бельгии протекают две большие реки – Шельда и Маас, в которые впадают небольшие бельгийские реки. В стране создана специальная система плотин и шлюзов, чтобы избежать наводнений. Озер в Бельгии очень мало.

История Бельгии

Бельгия получила свое название от кельтского племени бел гов («belgae»). В I веке до н.э. белгов покорили римские легионеры, и Бельгия стала провинцией Рима. За 300 лет правления Рима Бельгия превратилась в процветающую страну. Однако, постепенно власть Рима уменьшилась, и примерно в III веке н.э. гуннские племена во главе с Атиллой вторглись на территорию современной Германии. Из-за этого часть германских племен была вынуждена переселиться на север Бельгии. В IV веке н.э. в Бельгию вторглись франки, которые завладели этой страной.

Через несколько веков Бельгия попала под власть герцога Бургундского, а с конца XIV века эта страна стала частью владений Габсбургов (т.е. входила в состав Священной Римской империи).

В 1519-1713 годах Бельгия была оккупирована испанцами, а в 1713-1794 годах – австрийцами. В 1795 году Бельгия вошла в состав наполеоновской Франции. В 1830 году в Бельгии произошла революция, и страна стала независимой. В 1831 году в Бельгии была образована конституционная монархия.

Во время Первой мировой войны Бельгию оккупировали войска Германии. Это же произошло и в 1940 году, после начала Второй мировой войны. В 1944 году американские, английские и канадские войска освободили Бельгию.

В 1970 году Фландрия, Валлония и Брюссель получили довольно значительную политическую автономию.

С 1994 года, после конституционной реформы, Бельгия является не унитарным, а федеративным государством.

Культура Бельгии

Так как Бельгия более 300 лет входила в состав Древнего Рима, римское влияние на культуру Бельгии стало определяющим. До сих пор в этой стране сохранилось большое количество памятников римской эпохи.

Однако, настоящий расцвет бельгийской культуры начался в Средневековье. Об этом свидетельствует сохранившийся до наших дней Кафедральный собор Нотр-Дам в городе Турне, который был построен в XII веке.

На средневековую бельгийскую живопись огромное влияние оказывали фламандские художники, в частности, Питер Брейгель Старший и А. Ван Дейк. С XVII века бельгийские художники находятся под влиянием своих коллег из Франции. Таким образом, бельгийская школа живописи сформировалась только в середине 1800-х годов, после того, как Бельгия стала независимой. Самый известный бельгийский художник этого периода – Густав Вапперс, написавший картины «Ван Дейк и его натурщица», «Защита Родоса» и «Спаситель во гробе».

Самый известный бельгийский поэт и драматург – Морис Метерлинк, получивший в 1911 году Нобелевскую премию по литературе.

Большую роль в культурной жизни Бельгии играют народные праздники. Самые популярные и известные среди них: Карнавальная неделя (февраль, празднуется во всей Бельгии), Карнавал в Аалсте и Бинше (25-26 февраля), Фестиваль в Льеже (август), Праздник ведьм в Эльзеле (июнь), а также Валлонский фестиваль в Намюре.

Кухня Бельгии

Бельгийская кухня сформировалась под влиянием французских и немецких поваров. В повседневной жизни бельгийцы едят картофель, мясо (свинина, курица, говядина), морепродукты и хлеб. Национальным напитков в Бельгии считается пиво. Кстати, любителям пива будет, наверное, интересно узнать, что сейчас в Бельгии производится более 400 сортов этого напитка. Кроме того, в Бельгию в большом количестве ввозится вино.

На севере Бельгии популярным блюдом является картошка фри с мидиями и «waterzooi», бульон из овощей и мяса (иногда вместо мяса используют рыбу). Вообще, во всей Бельгии картошка фри очень популярна (чаще всего ее едят с майонезом).

Среди традиционных бельгийских блюд следует назвать следующие: «свиные отбивные по-льежски», «курица по-гентски», «деревенское рагу с пивом», «рыбные котлеты по-фландски», а также «маринованные в пиве мидии».

О бельгийском шоколаде уже давно ходят легенды, а местные вафли вполне заслуженно считаются лучшими в мире.

Большое количество иммигранов привело к тому, что в Бельгии есть очень много «этнических» ресторанов, из-за чего бельгийцы постепенно меняют свои привычки в еде.

Достопримечательности Бельгии

В Бельгии всегда бережно относились к своей истории. Поэтому здесь очень много самых разных достопримечательностей, и трудно выделить лучшие из них. На наш взгляд в пятерку самых интересных достопримечательностей в Бельгии входят такие:

Королевский музей изящных искусств в Брюсселе (Museum of Fine Art).
Впервые этот музей принял посетителей еще в 1801 году. Его образовали по инициативе Наполеона Бонапарта. Сейчас в Королевском музее изящных искусств хранятся несколько тысяч картин и гравюр самых известных художников. Так, в этом музее есть работы Роббера Кампена, Дирка Боутса, Ганса Мемлинга, Питера Брейгеля Старшего, Рубенса, Ван Дейка, Иеронима Босха, Поля Гогена, и Винсента ван Гога.

Музей Веллингтона в Ватерлоо.
Музей посвящен знаменитой битве 1815 года между войсками Наполеона Бонапарта и антифранцузской коалиции. Большая коллекция личных вещей английского герцога Веллингтона. Кстати, дом, где расположен этот музей, раньше был гостиницей, в которой как раз перед битвой при Ватерлоо несколько дней жил знаменитый английский полководец.

Замок Гравенстиин (Gravensteen Castle).
Этот старинный замок расположен возле Гента. Его в 1180 году построил граф Фландрии Филипп Эльзасский по образцу крепостей крестоносцев, которые он видел во время второго крестового похода. Ранее на этом месте находилась небольшая деревянная крепость, возведенная, как полагают историки, в IX веке.

Музей алмазов в Антверпене.
В мире существует всего лишь пять музеев алмазов, и один из самых лучших из них - в Антверпене.

Музей открыт ежедневно с 10:00 утра до 18:00 вечера. Весь январь и 25-26 декабря музей закрыт.

Входной билет стоит 6 евро. Детям до 12 лет вход бесплатный.

Города и курорты Бельгии

Помимо Брюсселя, крупнейшими городами Бельгии являются Антверпен (население – более 2,3 млн. человек), Гент (около 250 тыс. человек), Льеж (более 200 тыс. человек), Шарлеруа (более 200 тыс. человек), и Брюгге (около 120 тыс. человек).

У Бельгии есть всего лишь 70 км побережья возле Северного моря, и поэтому неудивительно, что там очень высокая плотность населения – каждый бельгиец хочет быть поближе к прекрасным местным пляжам. На бельгийском побережье от Де Панне до Кнокке-Хейст так много высотных зданий, что чувствуешь себя скорее как в Токио, чем в стране Бенилюкса. Каждый обеспеченный бельгиец считает своим долгом иметь второй дом или квартиру на побережье Северного моря.

Сувениры/покупки

Рекомендуем туристам привозить из Бельгии в качестве сувениров конфеты местных производителей (например, Neuhaus, Leonidas или Godiva), а также замечательные бельгийские вафли и шоколад. Возможно, кто-то захочет привезти из Бельгии настоящее бельгийское пиво.

Часы работы учреждений

В Бельгии в будние дни магазины работают с 9.00 до 18.00, в субботу – с 9.00 до 12.30, а в воскресенье – выходной.

Часы работы банков:
Пн-Пт: с 09:00 до 17:00
Сб: с 09:00 по 12:00

Королевство Бельгия - федеральное государство, конституционная парламентарная монархия. Действует конституция Бельгии от 7 февраля 1831 г. с последними изменениями от 14 июля 1993 г., когда парламентом Бельгии была утверждена конституционная реформа государственного устройства страны, завершившая процесс ее федерализации, начатый в 70-е годы. Нынешняя редакция конституции опубликована 3 февраля 1994 г. Федеральное государство состоит из трех регионов с широкой автономией - Фландрия, Валлония и Брюссельский столичный регион (Flanders, Wallonia, Brussel) и трех языковых сообществ: фламандского, французского и немецкого (Flemish, French, German). Компетенция сообществ и регионов разграничена.

Глава государства - король. Его власть ограничена конституцией. 106-я статья конституции гласит: «Ни один акт Короля не имеет силы, если он не подписан министром, который тем самым один берет на себя ответственность». В статье 102 отмечается, что «ни в каких случаях устное или письменное распоряжение Короля не освобождает министра от ответственности». Тем самым обеспечивается принцип, сформулированный в 88-й статье: «Персона Короля неприкосновенна; ответственность несут его министры».

Законодательная власть осуществляется совместно королем и двухпалатным парламентом, состоящим из палаты представителей (150 депутатов) и сената (71 сенатор и наследный принц Филипп, герцог Брабантский, являющийся «сенатором по праву»). Депутаты палаты представителей избираются населением путем прямого и тайного голосования по системе пропорционального представительства. Сенат формируется из: 40 сенаторов, избранных населением путем прямого голосования (25 - от Фландрии и от фламандского населения Брюссельского региона и 15 - от Валлонии и от франкоязычного населения Брюссельского региона); 21 сенатора, назначаемого региональными парламентами из числа их депутатов (по 10 от Фландрии и Валлонии и 1 от немецкоязычного сообщества); 10 кооптируемых сенаторов (6 от Фландрии и 4 от Валлонии). Совершеннолетние дети короля могут быть сенаторами по праву. В октябре 1996 г. о желании занять место в сенате заявила принцесса Астрид. Срок полномочий обеих палат - 4 года. Федеральный парламент утверждает федеральное правительство. Практически все прерогативы национального парламента - выражение недоверия правительству, утверждение бюджета, одобрение законов - остаются за палатой представителей, тогда как роль сената сводится к урегулированию споров между региональными органами власти, внесению поправок в конституцию и утверждению международных договоров.

Региональные парламенты:

Брюссельский региональный совет BRC. Парламент двуязычного региона. Состоит из 75 депутатов, избираемых жителями Брюсселя и прилегающих сообществ путем прямого голосования сроком на пять лет. Формирует правительство столичного региона. Власти Брюссельского столичного региона в рамках своих полномочий управляют территорией, на которой проживает население франкоязычного и фламандского сообществ.

Валлонский региональный совет. Состоит из 75 депутатов, избираемых путем прямого голосования сроком на пять лет на территории южной франкоязычной части Бельгии. Формирует правительство Валлонии, которое располагается в Намюре.

Фламандский региональный совет. Является одновременно парламентом Фландрийского региона и фламандского языкового сообщества. Состоит из 124 депутатов, из которых 118 избираются сроком на пять лет путем прямого голосования во Фландрии, а 6 депутатов назначаются Брюссельским региональным советом из числа депутатов-фламандцев парламента Брюсселя, поскольку во фламандское языковое сообщество входят и брюссельцы, говорящие на нидерландском языке. Совет формирует правительство Фландрии, которое работает в Брюсселе.

Совет франкоязычного сообщества. Единственный парламент, избранный косвенным путем: в него автоматически вошли 75 депутатов от Валлонского регионального совета и 16 депутатов-франкофонов из Брюссельского регионального совета. Он формирует правительство французского языкового сообщества, которое заседает в Брюсселе. Правительство и парламент франкоязычного сообщества ведают входящими в их компетенцию вопросами на территории Валлонии, кроме восточных кантонов, а также совместно с фламандским сообществом - в двуязычном Брюссельском регионе.

Совет немецкоязычного сообщества. Состоит из 25 депутатов, избираемых путем прямого голосования сроком на 5 лет. Немецкоязычные бельгийцы живут в восточных кантонах, которые территориально входят в Валлонию. Формирует правительство с местопребыванием в Эйпене.

Прежде членами региональных парламентов автоматически становились депутаты национального парламента, избранные от того или иного региона. Теперь сочетать два депутатских мандата запрещено и допускается только прямое избрание депутатов региональных парламентов.

Исполнительная власть осуществляется королем и федеральным правительством, которое назначается королем и ответственно перед палатой представителей федерального парламента. Количественный состав федерального правительства (Совет Министров) не должен превышать 15 министров. Исключая премьер-министра, в нем должны быть поровну представлены фламандцы и франкофоны. Компетенция федерального правительства распространяется только на федеральный уровень и включает ограниченный крут вопросов. Это - национальная оборона, внешняя политика, поддержание внутреннего порядка, национальные финансы, главные направления экономического развития, федеральная система социальной зашиты, юстиция, здравоохранение, крупнейшие учреждения науки и культуры общенационального значения.

Расширены полномочия местных органов власти. К уже отнесенным к сфере их деятельности областям добавляются сельское хозяйство, заключение международных соглашений, научные исследования и внешняя торговля.