Клинические примеры по скорой помощи с реанимацией. Отчёт о работе фельдшера Скорой помощи. Оценка реакций пострадавшего

16.19. Сердечно-легочная реанимация

Сердечно-легочная реанимация это комплекс мероприятий, направленных на оживление организма в случае остановки кровообращения и/или дыхания, то есть при наступлении клинической смерти.

Клиническая смерть это своеобразное переходное состояние между жизнью и смертью, которое еще не является смертью, но уже не может быть названо жизнью. Патологические изменения во всех органах и системах при этом носят обратимый характер.


График зависимости эффективных сердечно-легоч ных реанимационных мероприятий и времени наступления клинической смерти.


Как видно на графике, шанс быть успешно реанимированным снижается на 10% ежеминутно, если не оказывается первичная помощь. Продолжительность периода клинической смерти составляет 4–7 минут. При гипотермии срок удлиняется до 1 часа.


Существует алгоритм действий, направленный на поддержание жизни пострадавшего:

Оценка пульсации на магистральных артериях не проводится в связи с частыми диагностическими ошибками; ее используют только как методику оценки эффективности проводимой сердечно-легочной реанимации. Первая помощь пациентам с сердечно-легочными приступами включает обеспечение дыхания с помощью специального медицинского оборудования, дефибриляцию, неотложные медикаментозные инъекции.


Оценка реакций пострадавшего

Аккуратно встряхните его за плечи и громко спросите: «С вами все в порядке?»

Если он реагирует, то:

Оставьте его в прежнем положении, убедившись, что ему не угрожает опасность.

Попробуйте выяснить, что с ним случилось, и вызовите помощь, если это необходимо.

Периодически повторно оценивайте его состояние.



Если он не реагирует, то следует:

Позвать кого-нибудь к себе на помощь;

Перевернуть пострадавшего на спину.


Открытие дыхательных путей

Запрокинув голову и положив ладонь на лоб, осторожно отклоните голову пациента назад, оставляя свободными свои большой и указательный пальцы для закрытия носа, если потребуется делать искусственное дыхание.

Зацепив пальцами за ямку под подбородком, выведите подбородок пострадавшего вверх, чтобы открыть дыхательные пути.



Оценка дыхания

Присмотритесь, движется ли грудная клетка.

Прислушайтесь, дышит ли пострадавший.

Попытайтесь ощутить его дыхание своей щекой.



В течение первых нескольких минут после остановки сердца у пострадавшего может сохраняться слабое дыхание или редкие шумные вдохи. Не путайте это с нормальным дыханием. Смотрите, слушайте, ощущайте в течение как минимум 10 секунд для того, чтобы определить, нормально ли дышит пострадавший. Если у вас есть какие-либо сомнения в том, что дыхание нормально, считайте, что его нет.

Eсли пострадавший дышит нормально:

Поверните его в устойчивое боковое положение;




Попросите кого-нибудь или сами сходите за помощью/вызовите врача;

Продолжайте проверять наличие дыхания.


Вызов врача

Попросите кого-нибудь сходить за помощью, или, если вы один, оставьте пострадавшего и вызовите дежурного врача или врача-реаниматолога, затем вернитесь и начинайте компрессию грудной клетки, как указано далее.


30 компрессий грудной клетки:

Встаньте на колени сбоку от пострадавшего;

Основание ладони поместите на середину грудной клетки пострадавшего;

Основание второй ладони, поместите поверх первой;

Сцепите пальцы рук в замок и убедитесь, что давление не будет приходиться на ребра пострадавшего. Не давите на верхний отдел брюшной полости или на окончание грудины;

Встаньте вертикально над грудной клеткой пострадавшего и давите на грудную клетку прямыми руками (глубина компрессий 4 – 5 см);



После каждой компрессии не отрывайте руки от грудной клетки, периодичность компрессий 100 в минуту (чуть меньше 2-х в 1 секунду);

Компрессии и интервалы между ними должны занимать примерно одинаковое количество времени.


2 вдоха

После 30 компрессий снова откройте дыхательные пути пострадавшего, запрокинув ему голову и приподняв подбородок.

Положив ладонь на лоб, большим и указательным пальцем сдавите мягкие ткани носа.

Откройте рот пациента, оставляя его подбородок приподнятым.

Сделайте нормальный вдох и плотно обхватите губами рот пациента, обеспечив герметичность.



Делайте равномерный выдох в его рот в течение одной секунды, как при обычном дыхании, следя за движением его грудной клетки, это и будет (достаточное) искусственное дыхание.

Оставляя в прежнем положении голову пациента и несколько выпрямившись, проследите за движением грудной клетки пациента при выдохе.

Сделайте второй нормальный вдох и выдох в рот пациента (всего должно быть 2 вдувания). Затем сразу же поместите руки на грудину пострадавшего, способом, описанным выше, и сделайте еще 30 компрессий грудной клетки.

Продолжайте делать компрессию грудной клетки и искусственную вентиляцию в соотношении 30:2.


Оценка эффективности действий

Выполните 4 комплекса «30 компрессий – 2 вдоха», после чего положите кончики пальцев над сонной артерией и оцените ее пульсацию. При ее отсутствии продолжайте выполнять последовательность: 30 компрессий – 2 вдоха, и так 4 комплекса, после чего снова оцените эффективность.

Продолжайте реанимацию, пока:

Не прибудут врачи;

Пострадавший не начнет нормально дышать;

Вы не потеряете силы полностью (вы не устанете окончательно).

Остановку для оценки состояния пациента можно сделать только тогда, когда он начнет дышать нормально; до этого момента не прерывайте реанимацию.

Если вы проводите реанимацию не один, меняйтесь каждые одну-две минуты во избежание переутомления.


Устойчивое боковое положение – оптимальное положение пациента

Существует несколько вариантов оптимального положения пациента, каждый из которых имеет свои преимущества. Нет универсального положения, пригодного для всех пострадавших. Положение должно быть устойчивым, близко к этому боковое положение с опущенной головой, без давления на грудную клетку, для свободного дыхания. Существует следующая последовательность действий по размещению пострадавшего в устойчивое боковое положение:



Снять очки с пострадавшего.

Встать на колени рядом с пострадавшим и убедиться, что обе ноги выпрямлены.

Уложите ближайшую к вам руку пациента под прямым углом к туловищу, согнув локоть так, чтобы ладонь была направлена вверх.

Перекиньте дальнюю руку поперек груди, прижав тыльную сторону его ладони к щеке пострадавшего с вашей стороны.



Свободной рукой согните дальнюю от вас ногу пострадавшего, взяв ее несколько выше колена и не отрывая его стопу от земли.

Придерживая его руку, прижатую к щеке, потяните дальнюю ногу, чтобы повернуть пострадавшего к вам на бок.

Отрегулируйте верхнюю ногу так, чтобы бедро и колено были согнуты под прямым углом.



Наклоните голову назад, чтобы убедится, что дыхательные пути остаются открытыми.

Если необходимо держать голову наклоненной, уложите ее щекой на ладонь его согнутой руки.

Регулярно проверяйте наличие дыхания.


Если пострадавший должен находиться в данном положении в течение больше чем 30 минут, его поворачивают на другой бок, чтобы уменьшить давление на нижнюю руку.


В большинстве случаев оказание неотложной помощи в госпитале связано с обмороками и падениями . В таких случаях вначале также необходимо провести осмотр по описанному выше алгоритму. По возможности помогите вернуться пациенту обратно в кровать. В карте больного необходимо сделать запись о том, что пациент упал, при каких условиях это произошло и какая помощь была оказана. Данная информация поможет врачу подобрать лечение, которое предупредит или снизит риск обмороков и падений в дальнейшем.

Другая распространенная причина, требующая неотложной помощи, – респираторные нарушения . Их причиной могут быть бронхиальная астма, аллергические реакции, легочная эмболия. При осмотре по указанному алгоритму необходимо помочь пациенту справиться с беспокойством, подобрать нужные слова, чтобы успокоить. Чтобы облегчить дыхание пациента, поднимите изголовье кровати, используйте кислородные подушки, маски. Если пациенту удобнее дышать, находясь в положении сидя, будьте рядом, чтобы предотвратить возможное падение. Пациента с респираторными нарушениями необходимо направить на рентгенографию, измерить у него уровень артериальных газов, провести ЭКГ и подсчитать ЧДД. История болезни пациента и причины госпитализации помогут установить причины нарушений дыхания.

Анафилактический шок – разновидность аллергической реакции. Это состояние также требует неотложной помощи. Некупированная анафилаксия ведет к бронхоконстрикции, циркуляторному коллапсу, смерти. Если пациенту в момент приступа переливают кровь или плазму, необходимо немедленно прекратить их подачу и заменить на соляной раствор. Далее нужно поднять изголовье кровати и провести оксигенацию. Пока один человек из медперсонала следит за состоянием пациента, другой должен подготовить адреналин для инъекции. Также для лечения анафилаксии можно использовать кортикостероиды и антигистаминные препараты. Больному, страдающему такими серьезными аллергическими реакциями, необходимо всегда иметь при себе ампулу с адреналином и браслет с предупреждением о возможной анафилаксии или памятку для врачей «Скорой помощи».


Потеря сознания

Есть много причин, по которым человек может потерять сознание. История болезни пациента и причины госпитализации несут в себе информацию о природе данного нарушения. Лечение для каждого подбирается строго индивидуально, исходя из причин потери сознания. Некоторые из этих причин таковы:

прием алкоголя или наркотиков : чувствуете ли вы запах алкоголя от пациента? Есть ли явные признаки, симптомы? Какова реакция зрачков на свет? Поверхностное ли дыхание? Реагирует ли пациент на налоксон?

приступ (апоплексический, сердечный, эпилептический): были ли приступы раньше? Испытывает ли пациент моче– или кишечное недержание?

метаболические нарушения : страдает ли пациент почечной или печеночной недостаточностью? Есть ли у него сахарный диабет? Проверьте уровень глюкозы в крови. Если пациент находится в состоянии гипогликемии, определите, не требуется ли ему внутривенное введение глюкозы;

черепно-мозговая травма : пациент перенес только что черепно-мозговую травму. Помните, что у пожилого пациента может возникнуть субдуральная гематома через несколько дней после ЧМТ;

инсульт : при подозрении на инсульт следует провести компьютерную томографию мозга;

инфекция : есть ли у пациента признаки или симптомы менингита или сепсиса.

Помните, что потеря сознания всегда очень опасна для пациента. При этом необходимо не только оказать первую помощь, провести дальнейшее лечение, но и оказать эмоциональную поддержку.

Обструкция дыхательных путей инородным телом (удушье) – редкая, но потенциально устранимая причина случайной смерти.

– Проведите пять ударов по спине следующим образом:

Встаньте сбоку и немного позади пострадавшего.

Поддерживая одной рукой грудную клетку, наклоните пострадавшего, чтобы вышедший из дыхательных путей объект скорее выпал бы из полости рта, чем попал обратно в дыхательные пути.

Сделайте около пяти резких ударов между лопатками основанием ладони другой руки.

– После каждого удара отслеживайте, произошло ли уменьшение обструкции. Обращайте внимание на эффективность, а не количество ударов.

– Если пять ударов по спине не дали эффекта, проведите пять абдоминальных толчков следующим образом:

Встаньте позади пострадавшего и обхватите его руками в верхней части его живота.

Наклоните пострадавшего вперед.

Сожмите одну руку в кулак и установите его на область между пупком и мечевидным отростком пострадавшего.

Захватив свой кулак свободной рукой, сделайте резкий толчок в направлении вверх и внутрь.

Повторяйте указанные действия до пяти раз.



В настоящее время освоение технологии сердечно-легочной реанимации осуществляется посредством симуляционного обучения (симуляция – от лат. Simulatio – «притворство», ложное изображение болезни или отдельных ее симптомов) – создания учебного процесса, при котором обучаемый действует в имитированной обстановке и знает об этом. Самые главные качества симуляционного обучения – полнота и реалистичность моделирования его объекта. Как правило, самые большие пробелы выявляются в области осуществления реанимации и ведения пациента в экстренных ситуациях, когда время для принятия решения сводится к минимуму, и на первый план выступает отработанность действий.

Данный подход дает возможность приобрести необходимые практические и теоретические знания, не нанося урон здоровью человека.

Симуляционное обучение позволяет: научить работать в соответствии с современными алгоритмами оказания неотложной помощи, вырабатывать командное взаимодействие и координацию, повысить уровень выполнения сложных медицинских манипуляций, оценить эффективность собственных действий. При этом система обучения построена на методе получения знаний «от простого к сложному»: начиная от элементарных манипуляций, заканчивая отработкой действий в имитированных клинических ситуациях.




Класс имитационного обучения должен быть оснащен приборами, используемыми в неотложных состояниях (дыхательная аппаратура, дефибрилляторы, инфузионные помпы, реанимационные и травматические укладки и др.) и системой симуляции (манекены различных поколений: для отработки первичных навыков, для имитации элементарных клинических ситуация и для отработки действий подготовленной группы).

В такой системе при помощи компьютера как можно более полно имитируются физиологические состояния человека.

Все наиболее сложные этапы каждым учащимся повторяются как минимум 4 раза:

На лекции или семинарском занятии;

На манекене – показывает преподаватель;

Самостоятельное выполнение на тренажере;

Учащийся видит со стороны своих сокурсников, отмечает ошибки.

Гибкость системы позволяет применять ее для обучения и моделирования множества ситуаций. Таким образом, симуляционную технологию образования можно считать идеальной моделью для обучения оказанию помощи на догоспитальном этапе и в стационаре.

ПРОТОКОЛ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНОЙ РЕАНИМАЦИИ для взрослых

(первичный и расширенный реанимационные комплексы)

1. Область применения

Требования протокола распространяются на проведение реани­мационных мероприятий всем пациентам, находящимся в терми­нальном состоянии.

2. Задачи разработки и внедрения

    Повышение эффективности реанимационных мероприятий у пациентов, находящихся в терминальном состоянии.

    Предупреждение развития терминального состояния при ситуаци­ях, требующих оказания неотложной помощи (поддержание про­ходимости дыхательных путей, профилактика асфиксии, аспира­ции и др.).

    Поддержание жизни путем применения современных методов и средств сердечно-легочной реанимации.

    Повышение качества лечения, снижение его стоимости в связи со своевременным, адекватным оказанием реанимационной помощи.

    Профилактика осложнений, возникающих при оказании реанимаци­онной помощи пациентам, находящимся в терминальном состоянии.

3. Медико-социальная значимость

К терминальному состоянию могут привести травмы, отравле­ния, инфекции, различные заболевания сердечно-сосудистой, дыха­тельной, нервной и других систем, сопровождающиеся нарушением функции органа или нескольких органов. В конечном итоге оно про­является критическими расстройствами дыхания и кровообращения, что дает основание применять соответствующие меры реанимации вне зависимости от причин, которые его вызвали.

Терминальное состояние - переходный период между жизнью и смертью. В этот период изменение жизнедеятельности обусловлено столь тяжелыми нарушениями функций жизненно важных органов и систем, что сам организм не в состоянии справиться с возникшими нарушениями.

Данные об эффективности реанимационных мероприятий и вы­живаемости больных в терминальном состоянии весьма разняться. Например, выживаемость после внезапной остановки сердца варьи­рует в широких пределах в зависимости от многих факторов (связана с заболеванием сердца или нет, в присутствии свидетелей или нет, в медицинском учреждении или нет и т. д.). Исходы реанима­ции при остановке сердца представляют собой результат сложного взаимодействия так называемых «немодифицированных» (возраст, болезнь) и «программируемых» факторов (например, интервал вре­мени от начала реанимационных мероприятий). Первичные реани­мационные мероприятия должны быть достаточны для продления жизни в ожидании прибытия обученных специалистов, имеющих соответствующее оборудование.

Исходя из высокой летальности от травм и при различных не­отложных состояниях, на догоспитальном этапе необходимо обеспе­чить обучение не только медицинских работников, но и как можно большего количества активного населения единому современному протоколу сердечно-легочной реанимации.

4. Показания и противопоказания к проведению сердечно-легочной реанимации

При определении показаний и противопоказаний к проведению сердечно-легочной реанимации следует руководствоваться следую­щими нормативными документами:

    «Инструкция по определению критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения реанимационных меро­приятий» МЗ РФ (№ 73 от 04.03.2003 г.)

    «Инструкция по констатации смерти человека на основании смерти мозга» (приказ МЗ РФ №460 от 20.12.2001 г. зарегистри­рован Министерством юстиции Российской Федерации 17 янва­ря 2002 г. № 3170).

    «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (от 22 июля 1993 г. №5487-1).

Реанимационные мероприятия не проводятся:

    при наличии признаков биологической смерти;

при наступлении состояния клинической смерти на фоне прогрессирования достоверно установленных неизлечимых за­болеваний или неизлечимых последствий острой травмы, не­совместимой с жизнью. Безнадежность и бесперспективность сердечно-легочной реанимации у таких больных должна быть заранее определена консилиумом врачей и зафиксирована в истории болезни. К таким больным относят последние стадии злокачественных новообразований, атоническая кома при нарушениях мозгового кровообращения у престарелых пациентов, несовместимые с жизнью травмы и т. п.;

Если имеется документированный отказ больного от проведения сердечно-легочной реанимации (ст. 33 «Основы законодатель­ства Российской Федерации об охране здоровья граждан»).

Реанимационные мероприятия прекращаются:

    при констатации смерти человека на основании смерти головного мозга, в том числе на фоне неэффективного применения полного комплекса мероприятий, направленных на поддержание жизни;

    при неэффективности реанимационных мероприятий, направ­ленных на восстановление жизненно важных функций в течение 30 минут (в процессе реанимационных мероприятий после по­явления в ходе наружного массажа сердца хотя бы одного удара пульса на сонной артерии 30-ти минутный интервал времени отсчитывается заново);

    если наблюдаются многократные остановки сердца, неподдаю­щиеся никаким медицинским воздействиям;

    если по ходу проведения сердечно-легочной реанимации выяс­нилось, что больному она не показана (то есть, если клиническая смерть наступила у неизвестного человека, сердечно-легочную реанимацию начинают немедленно, а затем по ходу реанимации выясняют, показана ли она была, и если реанимация не была по­казана, ее прекращают).

Реаниматоры - «немедики» проводят реанимационные мероприятия:

    до появления признаков жизни;

    до прибытия квалифицированного или специализированно­го медицинского персонала, который продолжает реанимацию или констатирует смерть. Статья 46 («Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».);

    истощения физических сил реаниматора-непрофессионала (ЗильберА. П., 1995 г.).

Скорая помощь. Руководство для фельдшеров и медсестер Верткин Аркадий Львович

16.19. Сердечно-легочная реанимация

Сердечно-легочная реанимация это комплекс мероприятий, направленных на оживление организма в случае остановки кровообращения и/или дыхания, то есть при наступлении клинической смерти.

Клиническая смерть это своеобразное переходное состояние между жизнью и смертью, которое еще не является смертью, но уже не может быть названо жизнью. Патологические изменения во всех органах и системах при этом носят обратимый характер.

График зависимости эффективных сердечно-легоч ных реанимационных мероприятий и времени наступления клинической смерти.

Как видно на графике, шанс быть успешно реанимированным снижается на 10% ежеминутно, если не оказывается первичная помощь. Продолжительность периода клинической смерти составляет 4–7 минут. При гипотермии срок удлиняется до 1 часа.

Существует алгоритм действий, направленный на поддержание жизни пострадавшего:

Оценить реакцию пострадавшего;

Позвать на помощь;

Открыть дыхательные пути;

Оценить дыхание;

Вызвать дежурного врача или врача-реаниматолога;

Сделать 30 компрессий;

Выполнить 2 вдоха;

Оценить эффективность действий.

Оценка пульсации на магистральных артериях не проводится в связи с частыми диагностическими ошибками; ее используют только как методику оценки эффективности проводимой сердечно-легочной реанимации. Первая помощь пациентам с сердечно-легочными приступами включает обеспечение дыхания с помощью специального медицинского оборудования, дефибриляцию, неотложные медикаментозные инъекции.

Оценка реакций пострадавшего

Аккуратно встряхните его за плечи и громко спросите: «С вами все в порядке?»

Если он реагирует, то:

Оставьте его в прежнем положении, убедившись, что ему не угрожает опасность.

Попробуйте выяснить, что с ним случилось, и вызовите помощь, если это необходимо.

Периодически повторно оценивайте его состояние.

Если он не реагирует, то следует:

Позвать кого-нибудь к себе на помощь;

Перевернуть пострадавшего на спину.

Открытие дыхательных путей

Запрокинув голову и положив ладонь на лоб, осторожно отклоните голову пациента назад, оставляя свободными свои большой и указательный пальцы для закрытия носа, если потребуется делать искусственное дыхание.

Зацепив пальцами за ямку под подбородком, выведите подбородок пострадавшего вверх, чтобы открыть дыхательные пути.

Оценка дыхания

Присмотритесь, движется ли грудная клетка.

Прислушайтесь, дышит ли пострадавший.

Попытайтесь ощутить его дыхание своей щекой.

В течение первых нескольких минут после остановки сердца у пострадавшего может сохраняться слабое дыхание или редкие шумные вдохи. Не путайте это с нормальным дыханием. Смотрите, слушайте, ощущайте в течение как минимум 10 секунд для того, чтобы определить, нормально ли дышит пострадавший. Если у вас есть какие-либо сомнения в том, что дыхание нормально, считайте, что его нет.

Eсли пострадавший дышит нормально:

Поверните его в устойчивое боковое положение;

Попросите кого-нибудь или сами сходите за помощью/вызовите врача;

Продолжайте проверять наличие дыхания.

Вызов врача

Попросите кого-нибудь сходить за помощью, или, если вы один, оставьте пострадавшего и вызовите дежурного врача или врача-реаниматолога, затем вернитесь и начинайте компрессию грудной клетки, как указано далее.

30 компрессий грудной клетки:

Встаньте на колени сбоку от пострадавшего;

Основание ладони поместите на середину грудной клетки пострадавшего;

Основание второй ладони, поместите поверх первой;

Сцепите пальцы рук в замок и убедитесь, что давление не будет приходиться на ребра пострадавшего. Не давите на верхний отдел брюшной полости или на окончание грудины;

Встаньте вертикально над грудной клеткой пострадавшего и давите на грудную клетку прямыми руками (глубина компрессий 4 – 5 см);

После каждой компрессии не отрывайте руки от грудной клетки, периодичность компрессий 100 в минуту (чуть меньше 2-х в 1 секунду);

Компрессии и интервалы между ними должны занимать примерно одинаковое количество времени.

2 вдоха

После 30 компрессий снова откройте дыхательные пути пострадавшего, запрокинув ему голову и приподняв подбородок.

Положив ладонь на лоб, большим и указательным пальцем сдавите мягкие ткани носа.

Откройте рот пациента, оставляя его подбородок приподнятым.

Сделайте нормальный вдох и плотно обхватите губами рот пациента, обеспечив герметичность.

Делайте равномерный выдох в его рот в течение одной секунды, как при обычном дыхании, следя за движением его грудной клетки, это и будет (достаточное) искусственное дыхание.

Оставляя в прежнем положении голову пациента и несколько выпрямившись, проследите за движением грудной клетки пациента при выдохе.

Сделайте второй нормальный вдох и выдох в рот пациента (всего должно быть 2 вдувания). Затем сразу же поместите руки на грудину пострадавшего, способом, описанным выше, и сделайте еще 30 компрессий грудной клетки.

Продолжайте делать компрессию грудной клетки и искусственную вентиляцию в соотношении 30:2.

Оценка эффективности действий

Выполните 4 комплекса «30 компрессий – 2 вдоха», после чего положите кончики пальцев над сонной артерией и оцените ее пульсацию. При ее отсутствии продолжайте выполнять последовательность: 30 компрессий – 2 вдоха, и так 4 комплекса, после чего снова оцените эффективность.

Продолжайте реанимацию, пока:

Не прибудут врачи;

Пострадавший не начнет нормально дышать;

Вы не потеряете силы полностью (вы не устанете окончательно).

Остановку для оценки состояния пациента можно сделать только тогда, когда он начнет дышать нормально; до этого момента не прерывайте реанимацию.

Если вы проводите реанимацию не один, меняйтесь каждые одну-две минуты во избежание переутомления.

Устойчивое боковое положение – оптимальное положение пациента

Существует несколько вариантов оптимального положения пациента, каждый из которых имеет свои преимущества. Нет универсального положения, пригодного для всех пострадавших. Положение должно быть устойчивым, близко к этому боковое положение с опущенной головой, без давления на грудную клетку, для свободного дыхания. Существует следующая последовательность действий по размещению пострадавшего в устойчивое боковое положение:

Снять очки с пострадавшего.

Встать на колени рядом с пострадавшим и убедиться, что обе ноги выпрямлены.

Уложите ближайшую к вам руку пациента под прямым углом к туловищу, согнув локоть так, чтобы ладонь была направлена вверх.

Перекиньте дальнюю руку поперек груди, прижав тыльную сторону его ладони к щеке пострадавшего с вашей стороны.

Свободной рукой согните дальнюю от вас ногу пострадавшего, взяв ее несколько выше колена и не отрывая его стопу от земли.

Придерживая его руку, прижатую к щеке, потяните дальнюю ногу, чтобы повернуть пострадавшего к вам на бок.

Отрегулируйте верхнюю ногу так, чтобы бедро и колено были согнуты под прямым углом.

Наклоните голову назад, чтобы убедится, что дыхательные пути остаются открытыми.

Если необходимо держать голову наклоненной, уложите ее щекой на ладонь его согнутой руки.

Регулярно проверяйте наличие дыхания.

Если пострадавший должен находиться в данном положении в течение больше чем 30 минут, его поворачивают на другой бок, чтобы уменьшить давление на нижнюю руку.

В большинстве случаев оказание неотложной помощи в госпитале связано с обмороками и падениями . В таких случаях вначале также необходимо провести осмотр по описанному выше алгоритму. По возможности помогите вернуться пациенту обратно в кровать. В карте больного необходимо сделать запись о том, что пациент упал, при каких условиях это произошло и какая помощь была оказана. Данная информация поможет врачу подобрать лечение, которое предупредит или снизит риск обмороков и падений в дальнейшем.

Другая распространенная причина, требующая неотложной помощи, – респираторные нарушения . Их причиной могут быть бронхиальная астма, аллергические реакции, легочная эмболия. При осмотре по указанному алгоритму необходимо помочь пациенту справиться с беспокойством, подобрать нужные слова, чтобы успокоить. Чтобы облегчить дыхание пациента, поднимите изголовье кровати, используйте кислородные подушки, маски. Если пациенту удобнее дышать, находясь в положении сидя, будьте рядом, чтобы предотвратить возможное падение. Пациента с респираторными нарушениями необходимо направить на рентгенографию, измерить у него уровень артериальных газов, провести ЭКГ и подсчитать ЧДД. История болезни пациента и причины госпитализации помогут установить причины нарушений дыхания.

Анафилактический шок – разновидность аллергической реакции. Это состояние также требует неотложной помощи. Некупированная анафилаксия ведет к бронхоконстрикции, циркуляторному коллапсу, смерти. Если пациенту в момент приступа переливают кровь или плазму, необходимо немедленно прекратить их подачу и заменить на соляной раствор. Далее нужно поднять изголовье кровати и провести оксигенацию. Пока один человек из медперсонала следит за состоянием пациента, другой должен подготовить адреналин для инъекции. Также для лечения анафилаксии можно использовать кортикостероиды и антигистаминные препараты. Больному, страдающему такими серьезными аллергическими реакциями, необходимо всегда иметь при себе ампулу с адреналином и браслет с предупреждением о возможной анафилаксии или памятку для врачей «Скорой помощи».

Потеря сознания

Есть много причин, по которым человек может потерять сознание. История болезни пациента и причины госпитализации несут в себе информацию о природе данного нарушения. Лечение для каждого подбирается строго индивидуально, исходя из причин потери сознания. Некоторые из этих причин таковы:

прием алкоголя или наркотиков : чувствуете ли вы запах алкоголя от пациента? Есть ли явные признаки, симптомы? Какова реакция зрачков на свет? Поверхностное ли дыхание? Реагирует ли пациент на налоксон?

приступ (апоплексический, сердечный, эпилептический): были ли приступы раньше? Испытывает ли пациент моче– или кишечное недержание?

метаболические нарушения : страдает ли пациент почечной или печеночной недостаточностью? Есть ли у него сахарный диабет? Проверьте уровень глюкозы в крови. Если пациент находится в состоянии гипогликемии, определите, не требуется ли ему внутривенное введение глюкозы;

черепно-мозговая травма : пациент перенес только что черепно-мозговую травму. Помните, что у пожилого пациента может возникнуть субдуральная гематома через несколько дней после ЧМТ;

инсульт : при подозрении на инсульт следует провести компьютерную томографию мозга;

инфекция : есть ли у пациента признаки или симптомы менингита или сепсиса.

Помните, что потеря сознания всегда очень опасна для пациента. При этом необходимо не только оказать первую помощь, провести дальнейшее лечение, но и оказать эмоциональную поддержку.

Обструкция дыхательных путей инородным телом (удушье) – редкая, но потенциально устранимая причина случайной смерти.

– Проведите пять ударов по спине следующим образом:

Встаньте сбоку и немного позади пострадавшего.

Поддерживая одной рукой грудную клетку, наклоните пострадавшего, чтобы вышедший из дыхательных путей объект скорее выпал бы из полости рта, чем попал обратно в дыхательные пути.

Сделайте около пяти резких ударов между лопатками основанием ладони другой руки.

– После каждого удара отслеживайте, произошло ли уменьшение обструкции. Обращайте внимание на эффективность, а не количество ударов.

– Если пять ударов по спине не дали эффекта, проведите пять абдоминальных толчков следующим образом:

Встаньте позади пострадавшего и обхватите его руками в верхней части его живота.

Наклоните пострадавшего вперед.

Сожмите одну руку в кулак и установите его на область между пупком и мечевидным отростком пострадавшего.

Захватив свой кулак свободной рукой, сделайте резкий толчок в направлении вверх и внутрь.

Повторяйте указанные действия до пяти раз.

В настоящее время освоение технологии сердечно-легочной реанимации осуществляется посредством симуляционного обучения (симуляция – от лат. Simulatio – «притворство», ложное изображение болезни или отдельных ее симптомов) – создания учебного процесса, при котором обучаемый действует в имитированной обстановке и знает об этом. Самые главные качества симуляционного обучения – полнота и реалистичность моделирования его объекта. Как правило, самые большие пробелы выявляются в области осуществления реанимации и ведения пациента в экстренных ситуациях, когда время для принятия решения сводится к минимуму, и на первый план выступает отработанность действий.

Данный подход дает возможность приобрести необходимые практические и теоретические знания, не нанося урон здоровью человека.

Симуляционное обучение позволяет: научить работать в соответствии с современными алгоритмами оказания неотложной помощи, вырабатывать командное взаимодействие и координацию, повысить уровень выполнения сложных медицинских манипуляций, оценить эффективность собственных действий. При этом система обучения построена на методе получения знаний «от простого к сложному»: начиная от элементарных манипуляций, заканчивая отработкой действий в имитированных клинических ситуациях.

Класс имитационного обучения должен быть оснащен приборами, используемыми в неотложных состояниях (дыхательная аппаратура, дефибрилляторы, инфузионные помпы, реанимационные и травматические укладки и др.) и системой симуляции (манекены различных поколений: для отработки первичных навыков, для имитации элементарных клинических ситуация и для отработки действий подготовленной группы).

В такой системе при помощи компьютера как можно более полно имитируются физиологические состояния человека.

Все наиболее сложные этапы каждым учащимся повторяются как минимум 4 раза:

На лекции или семинарском занятии;

На манекене – показывает преподаватель;

Самостоятельное выполнение на тренажере;

Учащийся видит со стороны своих сокурсников, отмечает ошибки.

Гибкость системы позволяет применять ее для обучения и моделирования множества ситуаций. Таким образом, симуляционную технологию образования можно считать идеальной моделью для обучения оказанию помощи на догоспитальном этапе и в стационаре.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Большая Советская Энциклопедия (РЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЕ) автора БСЭ

Из книги Скорая помощь. Руководство для фельдшеров и медсестер автора Верткин Аркадий Львович

Из книги 100 знаменитых катастроф автора Скляренко Валентина Марковна

Из книги Официальная и народная медицина. Самая подробная энциклопедия автора Ужегов Генрих Николаевич

16.19. Сердечно-легочная реанимация Сердечно-легочная реанимация – это комплекс мероприятий, направленных на оживление организма в случае остановки кровообращения и/или дыхания, то есть при наступлении клинической смерти.Клиническая смерть – это своеобразное

Из книги Полный справочник по уходу за больными автора Храмова Елена Юрьевна

Из книги Справочник неотложной помощи автора Храмова Елена Юрьевна

Из книги Боевая подготовка работников служб безопасности автора Захаров Олег Юрьевич

Из книги Домашняя медицинская энциклопедия. Симптомы и лечение самых распространенных заболеваний автора Коллектив авторов

Глава 1 Реанимация Неотложные состояния Под неотложными состояниями понимают различные острые заболевания, обострения хронических патологий, травмы, отравления и другие состояния, угрожающие жизни человека. Они требуют срочного оказания медицинской помощи для

Из книги Реализация исходных принципов каратэ в спортивном поединке автора Киричек Роман Иванович

Глава 6 Оказание первой доврачебной помощи (реанимация при травмах) Как правило, тренер-преподаватель всегда присутствует на соревнованиях и тренировках и видит, как произошла травма, куда был нанесен удар, каким образом упал пострадавший и какой прием был проведен.

Из книги Модицина. Encyclopedia Pathologica автора Жуков Никита

Реанимация Синонимы: классическая сердечно-легочная реанимация (КСЛР), СPR.На диагностику клинической смерти – 8-10 секунд! Длительность клинической смерти – 3–4 мин, иногда до 10–15 мин (на холоде).Признаки клинической смерти: Отсутствие сознания. Остановка дыхания –

Из книги автора

Экспресс-реанимация при некоторых специфичных видах травм Экспресс-реанимация – это система возвращения пострадавшего в сознание и облегчения его состояния после получения травмы. Способы реанимации по этой системе применяются для возбуждения нервных центров,

Из книги автора

Сердечно-сосудистая система Сердечно-сосудистая система состоит из сердца и кровеносных сосудов. Главная функция этой системы – обеспечивать продвижение крови по всему телу, чтобы доставлять кислород и питательные вещества клеткам всего организма и удалять из них

Из книги автора

Классическая сердечно-легочная реанимация (КСЛР) На диагностику клинической смерти 8-10 секунд. Длительность клинической смерти 3-4 минуты, иногда до 10-15 минут (на холоде).Показания к КСЛР (они же признаки клинической смерти):1. Отсуствие сознания.2. Остановка

Из книги автора

Споры и легочная форма Когда бацилла просто валяется на открытом воздухе, то образует споры, в которых она устойчива ко всему вокруг круче железного человека в своём костюме и может сохраняться в почве… думаете, годы? Неа, десятилетия и даже столетия! Существуют

Из книги автора

Легочная Одним из органов, в которые любит попадать чума из бубона, являются лёгкие, где бактерии чумы вызывают пневмонию (это вторичная лёгочная чума). А в пневмонии главное что? Правильно, кашель: бактерии откашливаются в окружающий воздух, теперь залетая в чужие лёгкие

Убедиться в собственной безопасности при осмотре пациента.

Провести осмотр пациента. Оценить витальные функции:

  • рефлекторные ответы на раздражители;
  • дыхание;
  • каротидный пульс.

Исключить:

  • биологическую смерть (наличие трупных изменений);
  • клиническую смерть на фоне прогрессирования достоверно установленного неизлечимого заболевания;
  • клиническую смерть на фоне неизлечимого последствия острой травмы, несовместимой с жизнью.

Выяснить у родственников / окружающих возможную причину и время наступления критического состояния у пациента, по возможности.

Провести функционально-инструментальное обследование :

  • ЭКГ не менее чем в двух отведениях и/или мониторинг с пластин дефибриллятора.

Определить вид остановки кровообращения.

Через фельдшера ППВ:

  • вызвать СБ СМП по показаниям с учётом возможностей ЛПУ.
  • сообщить в профильное отделение ЛПУ об экстренной госпитализации пациента, перенесшего клиническую смерть.

Во время проведения СЛР:

  • Контроль ЭКГ или каротидного пульса проводить через каждые 2 минуты (каждые 5 реанимационных циклов).

При восстановлении сердечной деятельности действовать - см. « ».

Оформить «Карту вызова СМП».

При наступлении состояния клинической смерти у пациента на фоне

  • прогрессирования достоверно установленного неизлечимого заболевания;
  • неизлечимого последствия острой травмы, несовместимой с жизнью;

действовать согласно

  • «Об утверждении Инструкции по определению критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий»;
  • « », « ».

Объём и тактика лечебных мероприятий

Убедиться в собственной безопасности при оказании помощи.

При агонии лечение направить на купирование ведущего синдрома, определившего критическое состояние пациента (см. соответствующие разделы тактических рекомендаций).

Уложить пациента на спину на ровную твердую поверхность.

Восстановить и поддерживать проходимость ВДП . Обеспечить гарантированный венозный доступ и адекватную программу инфузионной терапии.

При клинической смерти действовать в соответствии с порядком проведения СЛР. Учитывать вид остановки кровообращения при проведении СЛР.

Непрямой массаж сердца проводить с частотой 100 компрессий в минуту и глубиной не менее 5 см.

ИВЛ проводить дыхательным мешком через маску, интубационную трубку, альтернативные дыхательные устройства, способом «рот-через-рот» с частотой 10 вдохов в минуту.

Начать СЛР с 30 массажных толчков.

Проводить СЛР в соотношении 30:2 до ЭКГ-контроля и/или готовности дефибриллятора к работе.

Медикаментозная реанимация

  • Адреналин 0,1 % — 1 мл (1 мг) в р-ре Натрия хлорида 0,9 % — 19 мл в/в каждые 3-5 минут при всех видах остановки кровообращения.

Дефибрилляцию проводить максимальной энергией разряда имеющегося дефибриллятора при фибрилляции желудочков или желудочковой тахикардии без пульса.

При стойкой фибрилляции желудочков медикаментозную реанимацию поводить только после третьей дефибрилляции:

  • Адреналин 0,1 % — 1 мл (1 мг) в р-ре Натрия хлорида 0,9 % — 19 мл в/в.
  • Амиодарон (Кордарон) 300 мг (6 мл — 2 ампулы) в/в. При отсутствии Кордарона — Лидокаин 100 мг (1 -1,5 мг/кг) в/в.

При восстановления сердечной деятельности действовать- см. «Ранний постреанимационный период».