Компетенции персонала. Профессиональные и личностные требования к менеджеру

В исследованиях современных ученых неоднократно подчеркивалась идея о том, что ключевые компетенции являются необходимым условием успешной деятельности человека в различных сферах профессиональной и социальной жизни. психологический профессиональный компетентность

Сегодня существует достаточное многообразие определения понятия «компетенция». Вместе с тем в материалах симпозиума «Ключевые компетенции для Европы» (Берн, 1996), «компетенция» определяется как общая способность специалиста адекватно и эффективно мобилизовать свои знания в профессиональной деятельности, а также задействовать соответствующие умения и обобщенные способы выполнения действий.

Развитие исследований проблемы компетенций привело к расширению их содержательного компонента и включению в определение совокупности взаимосвязанных качеств субъекта профессиональной деятельности: знаний, умений, навыков, способов осуществления деятельности, которые задаются в данной профессиональной ситуации как необходимые и желаемые по отношению к определенному кругу объектов и организационных процессов, обеспечивают качественное и продуктивное выполнение деятельности (А.В. Хуторской, С.Н. Рягин).

Необходимо отметить, что компетенция не сводится к сумме знаний, умений и навыков, либо способностям. Это прежде всего совокупность качеств субъекта жизнедеятельности, обеспечивающих возможность установления адекватной и результативной связи «знание - ситуация» и нахождение оптимального решения проблемы.

В исследованиях (В.А. Кальней, Е.Ф. Зеер, С.Е. Шишов, Т.Н. Щербакова) показано, что в число необходимых компетенций профессионала в образовательной сфере могут быть включены следующие компетенции: когнитивная, социальная, коммуникативная, аутопсихологическая, информационная и специальная.

При определении и исследовании компетенций психологи акцентируют внимание на том, что это не только профессиональные знания и умения, но возможность их эффективного использования в конкретной ситуации посредством механизмов актуализации и мобилизации.

Анализ истории развития компетентностного подхода в подготовке специалиста в любой профессиональной области показывает, что термин «ключевые компетенции» был введен в 1990 годы Международной организацией труда в квалификационные требования к специалистам, получающим постдипломное образование. Затем понятие «ключевые компетенции» начало широко использоваться в практике подготовки и аттестации специалистов в системе внешнего профессионального образования.

В отечественной психолого-педагогической науке присутствуют различные определения анализируемого понятия. Так, Э.Ф. Зеер определяет ключевые компетенции как процедурные знания, умения и способности, необходимые для осуществления успешной деятельности в условиях конкретной ситуации. С.Е. Шишков подчеркивает, что под ключевыми компетенциями необходимо понимать межотраслевые и межкультурные знания, а также умения и способности, обеспечивающие адаптацию и продуктивную деятельность.

Е.В. Бондаревская акцентирует внимание на том, что «развертывание содержания образования вокруг ключевых компетенций, их включение в содержание - это и есть путь перехода от обезличенных, отчужденных от учеников “значений” к личностным смыслам, т.е. приростному, ценносному отношению к знаниям [см. 189].

Анализ представленных в научной литературе определений показывает, что общим в понимании ключевых компетенций является признание универсальности знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность выполнения деятельности в любых условиях. при этом подчеркивается, что система знаний, умений и способностей встроена в личный опыт субъекта, что позволяет обеспечивать эффективность успешность и результативность решения жизненных и профессиональных проблем.

Более того, в психологии подчеркивается связь ключевых компетенций с ценностями и личностными смыслами (А.г. Асмолов, В.И. Абакумова, Дж. Реан), что дает возможность рассматривать это новообразования как основание дальнейшего саморазвития.

Достаточно дискуссионным сегодня является вопрос о возможности четкого определения перечня ключевых компетенций, которые должен иметь современный человек с целью достижения конкурентоспособности, адаптивности и социальной успешности. Наличие некоторой дискуссионности в определение перечня ключевых компетенций является отражением процессов трансформации, происходящих в современном обществе.

Вместе с тем сегодня существует список ключевых компетенций, выдвинутый в рамках проекта «Среднее образование в Европе» инициированного Советом Европы.

изучать: уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их; организовывать свои собственные приемы обучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением;

искать: запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; консультироваться у эксперта; получать информацию; уметь работать с документами и классифицировать их;

думать: организовать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой; уметь оценивать произведения искусства и литературы;

сотрудничать: уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять контракты;

приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность; войти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; уметь организовывать свою работу; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;

адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; доказать гибкость перед лицом быстрых изменений; показать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения.

Анализ предлагаемого перечня компетенций, показывает, что в основе их формирования лежит деятельность, активность, опыт, что накладывает определенные требования и на сам процесс подготовки специалиста в системе как общего среднего, так и высшего профессионального образования.

В исследованиях отечественных и зарубежных психологов выделяются свойства ключевых компетенций: многомерность, многофункциональность, производность по отношению к интеллектуальному и психическому развитию. Многомерность заключается в том, что они включают разнообразные интеллектуальные умения: аналитические, прогностические, оценочные, рефлексивные, критические; а также теоретические и практические способы решения задачи; задействуют различные умственные операции и формы мышления.

Ключевые компетенции невозможны без развития рефлексии, критичного мышления, абстрактного мышления, а также четкости личностной позиции в отношении предмета познания или объекта, на который направлено действие.

Многофункциональность выражается в том, что одна и та же ключевая компетенция может участвовать в решении задач из разной сферы производственной и личной жизни субъекта.

В современной психологии достаточно четко разводятся понятия «компетенция» и «компетентность», если первое относится в большей мере к определенному заданному требованию к специалисту в процессе его подготовки на разных этапах непрерывного образования, то компетентность - это целостное интегральное образование атрибут личностной и профессиональной зрелости субъекта жизнедеятельности.

Ключевые компетенции представлены в новых стандартах среднего и высшего образования. Так в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего общего образования выделяются ключевые компетенции в следующих областях: информационной, познавательной, коммуникативной, рефлексивной. Помимо «ключевых компетенций», в современной психолого-педагогической литературе выделяют «ключевые компетентности».

В исследовании А.В. Хуторского описаны следующие компетентности: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностного самосовершенствования. Каждая из обозначенных компетентностей имеет свою содержательную определенность.

В содержание ценностно-смысловой компетентности входит адекватность целевых и смысловых установок требованиям времени и своей собственной активности, наличие четкой позиции в восприятии, понимании и оценке мира, других и себя в социальном контексте, умение ориентироваться в ситуации и принимать оптимальное решение, утверждать свои смысложизненные ориентации в реальной деятельности. Эта компетентность является основой профессионального и личностного самоопределения, качество индивидуальной программы жизнедеятельности и в определенном смысле индивидуальная траектория развития профессионала.

Общекультурная компетентность объединяет информированность о содержательном своеобразии национальной и общих тенденциях развития общечеловеческой культуры, культурологических основах жизнедеятельности человека в различных сферах его бытия, о соотношении науки и религии в восприятии мира человеком.

Учебно-познавательная компетентность заключается в готовности к самостоятельной познавательной деятельности, к ее инициированию, целеполаганию, планированию рефлексии, анализу, оценке, контролю и коррекции; а также владение научными методами познания и наличие необходимых навыков реализации познавательной деятельности.

Под информационной компетентностью подразумевают готовность самостоятельно находить, преобразовывать, анализировать, оценивать, структурировать и транслировать информацию, поступающую из разных источников.

Социально-трудовая компетентность объединяет знания и опыт субъекта приобретенный в гражданско-общественной деятельности посредством выполнения различных социальных ролей в различных сферах социальной, профессиональной и личной жизни.

Интерес представляет также компетентность личностного самосовершенствования, заключающаяся в готовности самостоятельно осуществлять духовное, физическое, эмоциональной и интеллектуальное саморазвитие, а также саморегуляцию, самоконтроль и самокррекцию.

Сегодня вводится понятие профильной компетентности, которая играет особую роль в профессиональном самоопределении си самореализации и включает такие компоненты как: сформированность фундаментальных знаний по определенному профилю, сформированность познавательной и информационной ключевой компетентности, а также метазнаний.

К.Г. Юнг писал: «Всякий закончивший учёбу априорно считается полностью воспитанным - одним словом, взрослым. Он, более того, должен считать себя таковым, ибо должен быть твёрдо убеждён в своей компетентности, чтобы суметь выстоять в борьбе за существование. Сомнение, чувство неуверенности оказали бы парализующее и стесняющее действие, они похоронили бы столь необходимую человеку веру в собственный авторитет и сделали бы его непригодным к профессиональной жизни. От него ожидается, что он что-то умеет и уверен в своём деле, но никак не предполагается, что он испытывает сомнение в себе и своей состоятельности. Специалист уже неизбежно обречён быть компетентным» [см. 192].

В то же время Дж. Равен высказал точку зрения, что общество в целом развивается тем быстрее, чем больше его членов считают важным:

  • - искать работу, на которой они могут приносить максимальную пользу обществу, а не только получать от общества максимум возможных благ;
  • - выполнять эту работу как можно лучше;
  • - изменять устаревшее, решать новые задачи, привлекать к этому сотрудников и создавать нужные для этого структуры;
  • - размышлять о работе своей организации и общества в целом и о своём месте в них, следить за последними исследованиями в этой области и опираться больше на них, чем на авторитеты прошлого [там же, с. 71 - 72].

Его исследования показали, что большинство людей стремится работать в развивающей среде, которая предоставляет им разнообразие, позволяет узнавать новое, брать на себя ответственность и получать поддержку от коллег. Они хотят чувствовать себя компетентными и быть компетентными, а также знать, что их способности востребованы и ценятся по достоинству. Они хотят, чтобы их способности развивались и находили себе применение. Ради важной цели они готовы выполнять всё более и более трудные задачи. Они не стремятся избегать работы ради досуга. Похоже, что они чувствуют, что если не стремиться решать всё новые и новые проблемы, если просто стоять на месте, то это ведёт к регрессии. В целом, они не хотят выполнять рутинную работу. Люди стремятся развиваться и приносить пользу, хотят, чтобы их таланты были признаны и вознаграждались. Люди стремятся к профессионализму. В.Н.Маркин отмечает, что профессионализм в современном значении слова - это прежде всего стремление личности предъявить миру своё Я через «деловое поле» той или иной деятельности, зафиксироваться в её результатах. Синтез личностного и профессионального происходит в том случае, когда работник в деятельности реализует не только необходимое «субъект-объектное» отношение, а и открытое смысложизненное отношение к миру (Маркин, 2004).

Е.Е. Вахромов считает, что главная для человека компетентность - переход с определенного момента жизни к саморазвитию и самоорганизации своей активности, деятельности, принятию на себя ответственности за свою жизнь и жизнь ближних.

Дж. Питер предлагает судить о наличии компетентности по характеру труда человека. Каждый работник компетентен в той степени, в какой выполняемая им работа отвечает требованиям, предъявляемым к конечному результату данной профессиональной деятельности. «Оценка или измерение конечного результата - это единственный научный способ судить о компетентности. О компетентности нельзя судить по процессу, поскольку старание ещё не означает компетентности» [там же, с. 40].

Р.В. Уайт (White, 1960) считал, что компетентность является результатом функционального «мотива порождения эффекта», побуждающего субъекта постоянно вступать в спор с окружающим миром, в том числе и социальным, ради усовершенствования своей способности к эффективному действию. Он связывал компетентность с властью, которая является одной из общих способностей человека. В этом контексте компетентность синонимична силам и способностям человека. Он выделял мотивацию эффективности (попытка достичь результата посредством своих действий) и мотивацию компетентности (попытка достичь компетентности в своей деятельности). Мотивация эффективности - это ранняя форма более поздней мотивации компетентности. Под мотивацией компетентности понимаются устремления, которые делают жизнь восхитительной, а не просто возможной (White, 1959; 1960) .

Дж. Равен соотносит компетентность с целями человека. Он пишет: «Оценивая компетентность человека, нельзя утверждать, что он ею не обладает, если он не проявляет её в отношении цели, которая не имеет для него ценности, или даже такой цели, как определяется им высоко ценная на когнитивном и эмоциональном уровнях, но не представляется ему достижимой в данных обстоятельствах. Чтобы люди смогли успешнее достигать поставленных целей, мы должны помочь им развить виды компетентности, но относительно целей, которые считают важными сами эти люди » . Для Дж. Равена компетентность - это качество поведения, равное умениям и способностям. Причиной же поведения является мотивация. Компетентное поведение зависит от:

  • - мотивации и способности включаться в деятельность высокого уровня, например, проявлять инициативу, брать на себя ответственность, анализировать работу организаций или политических систем;
  • - готовности включаться в субъективно значимые действия, например, стремиться повлиять на происходящее в своей организации или на направление движения общества;
  • - готовности и способности содействовать климату поддержки и поощрения тех, кто пытается вводить новшества или ищет способы более эффективной работы;
  • - адекватного понимания того, как функционируют организация и общество, где человек живёт и работает, и адекватного восприятия собственной роли и роли других людей в организации и в обществе в целом;
  • - адекватного представления о ряде понятий, связанных с управлением организациями. В число таких понятий входят риск, эффективность, лидерство, ответственность, подотчетность, коммуникация, равенство, участие, благосостояние и демократия.

Таким образом, человек будет стремиться проявлять компетентность, если он обладает рядом личностных качеств, соответствующими ценностями и мотивацией.

Компетентность как высший уровень развития когнитивных навыков рассматривается в когнитивной психологии. «Мы изучаем информацию определенной области, в которой мы пытаемся стать специалистами. Область специализации - это определённая сфера компетентности или знаний. Компетентность - это высший уровень развития когнитивных навыков. Компетентность можно рассматривать с различных точек зрения. Для непосвящённых знания специалиста представляются таинственными, накопленными за годы учёбы и требующими исключительного ума» .

С точки зрения когнитивной психологии, компетентность основывается на создании больших банков специализированных и систематизированных знаний. Специалисты знают, находится ли задача в пределах их знаний или необходимо применить правила из смежных областей. Следовательно, компетентным можно назвать того, кто может отделить свою область от другой, смежной. Если человек не может этого сделать, он недостаточно компетентен; либо субъективно он считает себя компетентным, но окружающие видят, что это не так. Проверить можно подбором ситуаций на определение сферы компетентности.

В процессе становления специалиста приобретаются два вида знаний: факты и правила их организации, которые постепенно систематизируются. С ростом компетентности увеличивается скорость распознавания образов и доступа к информации. Существуют доказательства более широкого применения процедурных знаний, включая стадию, когда знания «согласовываются» и, следовательно, подтверждаются и настраиваются, что экономит время на размышление при их применении.

Воспроизведение знаний у специалистов более интенсивное и эффективное. Они не подвержены воздействию интерференции, что даёт возможность легко оперировать большим количеством специализированных фактов и данных. Специалисты эффективнее ориентируются в знаниях, при этом специальные навыки в основном применяются ими автоматически (по данным Чейза и Саймона, 1973; Larkin, 1981; Anderson, 1983) [см. 7].

Таким образом, компетентность - это «опора на крупные блоки специальных фактов из конкретной области, которые реализуются благодаря применению правил. Эти факты упорядочены в связанные между собой группы, что облегчает вспоминание информации. Извлечённые из памяти знания могут использоваться разными путями, в зависимости от области специализации и ситуации» [см. 7]. Компетентность формируется с опытом работы, она не является результатом обучения в соответствующем учебном заведении. Знания, полученные в вузе, закладывают основу дальнейшего развития и совершенствования компетентности.

В модели человеческой занятости компетентность является компонентом волевой регуляции. Модель человеческой занятости (model of human occupation - MOHO) была разработана в начале 1970-х годов профессором Иллинойского университета Г.Киельхофнером и его коллегами в русле американской трудотерапии. Задача МОНО состоит в том, чтобы дать ответ на три главных вопроса, связанных с человеческой деятельностью: почему человек выбирает для себя то или иное занятие («воля»)?, как человек занимается выбранным делом (образ жизни)?, как происходит формирование структуры повседневных занятий человека (исполнительная способность)?

Центральное понятие - воля, в основе которой лежит базовая потребность человека в действии. Человек - активный деятель. Осознание своей способности влиять на окружающий мир является одним из важнейших открытий в жизни человека, которая обнаруживается еще в детстве. Восприятие субъектом собственной компетентности обозначается в МОНО термином personal causation. Представления человека о себе как о деятеле складываются одновременно в двух измерениях: когнитивном и эмоциональном, они касаются знания человеком своих возможностей и веры в них. В рамках МОНО предполагается, что человек склонен проявлять настойчивость в достижении поставленных целей именно в тех областях, где он чувствует себя наиболее компетентным и результативным. Так восприятие субъектом своей компетентности влияет на мотивацию к действию.

Восприятие собственной компетентности, ценности и интересы образуют единую взаимосвязанную систему волевой регуляции человека.

Таким образом, в данном контексте компетентность является необходимым условием эффективной занятости человека, наполняя жизнь смыслом.

В зарубежной профессиональной педагогике при определении компетентности акцент делается на способности действовать самостоятельно и ответственно (Schelten, 1991). Основными компонентами профессиональной компетентности являются:

  • - социальная компетентность - способность к групповой деятельности и сотрудничеству с другими работниками, готовность к принятию ответственности за результаты своего труда, владение приемами профессионального обучения;
  • - специальная компетентность - подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;
  • - индивидуальная компетентность - готовность к постоянному повышению квалификации и реализации себя в профессиональном труде, способность к профессиональной рефлексии, преодолению профессиональных кризисов и профессиональных деформаций.

Р. Бернс [см. 189] считает, что с проблемой компетентности и некомпетентности мы сталкиваемся на протяжении всей жизни. В школьные годы она стоит особенно остро, поскольку в этот период приходится много учиться, и перед ребёнком ежедневно возникают новые познавательные задачи, с которыми он не всегда может успешно справиться. Но проблема компетентности и некомпетентности в любом возрасте есть не что иное, как проблема позитивного самовосприятия. У ребёнка должна появиться способность воспринимать свою некомпетентность в новых ситуациях как повод научиться чему-то, а не как дефект личности или признак неминуемой неудачи. Поэтому, если ребёнок чего-то не умеет, задача родителей и учителей, по мнению Р.Бернса, - внушить ему, что успех обязательно придёт к нему, только позже.

Компетентность обеспечивает человеку уверенность и благополучие, позитивную самооценку и позитивный прогноз. А. Бандура назвал такое состояние представлением о самоэффективности. Дж. Капрара и Д. Сервон указывают, что представления о самоэффективности важны для человека по трём причинам.

  • 1) восприятие собственной эффективности напрямую влияет на решения, действия и переживания. Люди, сомневающиеся в своей эффективности, стараются избегать трудностей, бросают дело, столкнувшись с проблемами, и испытывают тревогу;
  • 2) представления о самоэффективности влияют на другие когнитивные и эмоциональные факторы, которые, в свою очередь, влияют на уровень достижений и поведение. Восприятие собственной эффективности влияет на ожидания результата и выбор целей. У людей, убеждённых в собственной эффективности, выше притязания, они более настойчивы в достижении целей. Восприятие эффективности влияет на каузальные атрибуции. Люди с развитым чувством самоэффективности склонны объяснять результаты стабильными, контролируемыми факторами;
  • 3) восприятие самоэффективности может опосредовать влияние других переменных, способных повысить уровень достижения. Освоение навыков и приобретение знаний повышает уровень достижений, но лишь тогда, когда человек не сомневается в своих возможностях настолько, что ему трудно применить свои знания на практике.

И.А. Зимняя разграничивает понятия «компетенция» и «компетентность» по основанию потенциальное - актуальное, когнитивное - личностное. Компетентность - актуальное, формируемое личностное качество как основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно-обусловленная социально-профессиональная характеристика человека, его личностное качество. Компетенции как некоторые внутренние, скрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений) выявляются в компетентностях человека.

Автор считает, что компетентность должна быть сформирована в результате образования как некоторое целостное социально-профессиональное качество, позволяющее человеку успешно выполнять производственные задачи, взаимодействовать с другими людьми.

Отличительные особенности компетентности:

  • а) компетентность шире знаний и умений, она включает их в себя;
  • б) компетентность включает эмоционально-волевую регуляцию её поведенческого проявления;
  • в) содержание компетентности значимо для субъекта её реализации;
  • г) являясь активным проявлением человека в его деятельности, поведении, компетентность характеризуется мобилизационной готовностью как возможностью её реализации в любой требующей этого ситуации.

В то же время компетентность - явление не статичное, а динамичное. Её можно расширять и увеличивать на протяжении жизни, хотя факторы, от которых это зависит, в литературе не определены: указываются и биологические предпосылки, и связь с задатками, и личностные качества человека.

А.В. Садковой эмпирически выделены два типа профессионалов: с завышенной и с заниженной профессиональной самооценками, достигшие акме в профессиональной деятельности, но различающиеся стилем деятельности. Если профессионалы с завышенной самооценкой ориентируются при достижении вершин профессионализма на внешние факторы (например, использование возможностей других людей, ситуативных возможностей), более уверенно чувствуют себя с окружающими, предъявляя к своим подчиненным более высокие требования; то профессионалы с заниженной самооценкой, напротив, ориентируются при достижении вершин профессионализма на индивидуальные нормы, на внутренние ресурсы, предъявляя к себе высокие требования, для них более значимы смыслообразующие мотивы профессиональной деятельности, они обнаруживают большее расхождение между самооценкой «Я - идеал» и «Я - сам», чаще неудовлетворенны собой. А.В. Садкова полагает, что внутренняя неудовлетворенность собой и достигнутым служит более эффективным фактором саморазвития, нежели самоудовлетворенность.

Компетенция включает в себя, согласно С. Перри [см. 114], набор схожих знаний, навыков и отношений (системы взглядов), которые необходимы работнику для успешного выполнения своей работы, связаны с успешным выполнением работы, могут быть измерены в соответствие с установленными стандартами, могут быть улучшены с помощью обучения и развития. Личностные позиции, взгляды не являются мотивационными элементами. С. Перри считает, что убеждения служащих и формальные и неформальные элементы организационной культуры компании должны быть включены в определение «компетенции», принимая во внимание тот факт, что эти составляющие понятия «компетенция» могут быть изменены с помощью обучения и развития работника.

Компетентность связывают со способностями и мотивацией. Примером могут служить структуры компетентностей, предлагаемые Дж. Равеном и П. Мучински .

Термином «компоненты компетентности» Дж. Равен обозначает те характеристики и способности людей, которые позволяют им достигать личностно значимых целей - независимо от природы этих целей и социальной структуры, в которой эти люди живут и работают.

Компетентность включает в себя способности и внутреннюю мотивацию.

Дж. Равен предлагает следующий список видов компетентности:

  • - тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели;
  • - тенденция контролировать свою деятельность;
  • - вовлечение эмоций в процесс деятельности;
  • - готовность и способность обучаться самостоятельно;
  • - поиск и использование обратной связи;
  • - уверенность в себе (может быть как обобщённой, так и локальной, ограниченной достижением 1-2 важных целей);
  • - самоконтроль;
  • - адаптивность: отсутствие чувства беспомощности;
  • - склонность к размышлениям о будущем; привычка к абстрагированию;
  • - внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей;
  • - самостоятельность мышления, оригинальность;
  • - критическое мышление;
  • - готовность решать сложные вопросы;
  • - готовность работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство;
  • - исследование окружающей среды для выявления её возможностей и ресурсов;
  • - готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный риск;
  • - отсутствие фатализма;
  • - готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели;
  • - знание того, как использовать инновации;
  • - уверенность в благожелательном отношении общества к инновациям;
  • - установка на взаимный выигрыш и широта перспективы;
  • - настойчивость;
  • - использование ресурсов;
  • - доверие;
  • - отношение к правилам как указателям желательных способов поведения;
  • - способность принимать правильные решения;
  • - персональная ответственность;
  • - способность к совместной работе ради достижения цели;
  • - способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели;
  • - способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;
  • - стремление к субъективной оценке личностного потенциала сотрудников;
  • - готовность разрешать другим людям принимать самостоятельные решения;
  • - способность разрешать конфликты и смягчать разногласия;
  • - способность эффективно работать в качестве подчинённого;
  • - терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих;
  • - понимание плюралистической политики;
  • - готовность заниматься организационным и общественным планированием.

Очень разношерстный список, состоящий из личностных качеств, ценностных ориентаций и компетентности разных видов: профессиональной, коммуникативной, а также выполнения профессиональных обязанностей.

По мнению П. Мучински , компетентность рассматривается как характеристика или качество людей, проявление которого компания желала бы видеть в своих сотрудниках. С точки зрения традиционного анализа работы, компетентность - это важнейшие знания, навыки, способности и другие качества. Моделирование компетентности - это выявление совокупности способностей, которую организация желала бы видеть у своих сотрудников.

В акмеологии выделяют некоторые общие виды компетентности, необходимые для человека независимо от профессии, относя к ним профессионально важные качества и типы профессионального поведения. Тогда:

  • - специальная компетентность - способность к планированию производственных процессов, умение работать с оргтехникой, документацией;
  • - личностная - способность планировать, контролировать и регулировать свою трудовую деятельность, самостоятельно принимать решения, креативность, способность к самообучению;
  • - индивидуальная - мотивация достижения, стремление к качеству своей работы, самомотивирование, уверенность в себе, оптимизм;
  • - экстремальная - готовность работать во внезапно усложнившихся условиях .

И.А. Зимняя важной для становления профессионализма считает социально-профессиональную компетентность, которая включает четыре блока.

I. Базовый - интеллектуально-обеспечивающий, в соответствии с которым у выпускника вуза должны быть сформированы следующие мыслительные операции:анализ, синтез; сопоставление, сравнение; систематизация; принятие решения; прогнозирование; соотнесение результата действия с выдвигаемой целью.

II. Личностный, в рамках которого выпускнику должны быть присущи: ответственность; организованность; целеустремленность.

III. Социальный, в соответствии с которым выпускник должен быть способным: организовывать свою жизнь в соответствии с социально-значимым представлением о здоровом образе жизни; руководствоваться в общежитии правами и обязанностями гражданина; руководствоваться в своем поведении ценностями бытия, культуры, социального взаимодействия; выстраивать и реализовывать перспективные линии саморазвития (самосовершенствования); интегрировать знания в процессе приобретения и использовать их в процессе решения социально-профессиональных задач; сотрудничать, руководить людьми и подчиняться; общаться в устной и письменной форме на родном и иностранном языках; находить решение в нестандартной ситуации; находить творческие решения социальных и профессиональных задач; принимать, сохранять, обрабатывать, распространять и преобразовывать информацию.

IV. Профессиональный - выпускник должен уметь решать профессиональные задачи по специальности.

Достаточно новым является понятие рефлексивной компетентности, которое определяется как «профессиональное качество личности, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, реализацию рефлексивной способности, что обеспечивает процесс развития и саморазвития, способствует творческому подходу к профессиональной деятельности, достижению её максимальной эффективности и результативности» (Полищук О.А., 1995).

Управление персоналом со всеми входящими в него функциями и обязанностями включает в себя ряд факторов, на которые должен ориентироваться современный HR-специалист. Среди этих факторов одно из наиболее важных и значимых мест занимает компетентность. Понятие это довольно многогранное и неопределённое. Но лишь на первый взгляд.

Руководствуясь этой кажущейся неопределённостью, а также важностью и значимостью компетентности, мы решили посвятить ей отдельный материал. Начнём с краткой исторической справки.

Вместо вступления

Создателем основанного на компетенциях подхода к управлению персоналом считается американский психолог Дэвид Макклелланд. В конце 1960-х годов он представил основу понятия компетенции в виде совокупности факторов, оказывающих влияние на эффективность человека в профессиональной сфере. Так, в 1973 году в издании «American Psychologist» была опубликована статья «Тестирование компетентности, а не интеллекта».

Поэтому мы можем смело говорить о двух вещах: во-первых, осознать смысл и важность компетентности каждого отдельного сотрудника по сравнению с его личностными качествами и характеристиками очень просто, а, во-вторых, для определения того, какими компетенциями должен обладать каждый отдельный сотрудник, достаточно знать специфику и особенности должности, которую он занимает или будет занимать, понимать стратегию компании и использовать справочник компетенций, в котором можно найти любые компетенции, имеющие непосредственное отношение к профессиональной деятельности человека.

P. S. Справочники компетенций (они регулярно дополняются и обновляются) вы можете найти как на страницах интернет-сайтов, так и на полках букинистических магазинов.

Что включают личностные компетенции сотрудников, как создать условия для развития и формирования социально-личностных компетенций – об этом читайте в материалах статьи.

Из статьи вы узнаете:

Что такое компетенции и личностные качества сотрудников

На сегодняшний день наблюдается потребность общества в специалистах, которые обладают не только глубокими знаниями в определенной области, профессиональными навыками, но и соответствующими личностными компетенциями и качествами.

Скачайте документы по теме:

Под компетентностным подходом понимается приоритетная ориентация на поставленные цели или векторы, это:

  • высокий уровень обучаемости;
  • самоопределения;
  • самоактуализация;
  • социализация;
  • развитие индивидуальности.

Основной единицей оценки качества результатов обучения выступает компетентность и компетенция. В психологической литературе оба понятия рас­сматриваются неоднозначно. Это связано со сложностью общей структуры профессиональной деятельности . Стоит учитывать, что в разных областях используются различные теоретические подходы исследований.

Компетенции и личностные качества рассматриваются в виде:

  • соответствующей степени формирования общест­вен­но-практического опыта определенного субъекта;
  • адекватности при реали­зации должностных обязанностей и требований;
  • высоким уровнем обучаемости по специальным и индивидуальным программам;
  • формам активности.

Личностные компетенции – способность что-либо выполнять хорошо, с максимальным уровнем эффективности, с высокой степенью саморегулирования, высоким уровнем самооценки, с быстротой, на изменение соответствующих обстоятельств и внешней среды.

Психологические, внутренние и потенциальные образования, , рассматриваются в качестве личностных факторов. Непосредственно под компетентностью понимается содержательное обобщение эмпирических и теоретических знаний, которые представлены в виде принципов, понятий и смыслообразующих положений. Под компетенцией рассматриваются обобщенные способы всех совершаемых действий, которые помогают продуктивно исполнять .

К базовым компетенциям относятся те, которыми обладают все люди, независимо от той или иной профессиональной принадлежности. К профессиональным компетенциям относится способность, готовность выполнять соответствующие действия согласно требованиям, методической организованности, решения всех поставленных задач, в дальнейшем самооценивать результат проведенной деятельности.

Возможно, вам будет интересно узнать:

Как обеспечить развитие личностных компетенций

На формирование профессионально-личностной компетенции, развитие коммуникативных навыков влияет применение методик развивающей психодиагностики, тренингов. Необходимо учитывать, что психодиагностика позволяет , изучать особенности структуры личности, самоотношение, самооценку, способы изменения качеств негативного характера. Тренинги совершенствуют и развивают положительные качества личности, позволяют скорректировать негативные.

Развитие личностных компетенций происходит при использовании методов проектов, помогающих интегрировать полученные знания при изучении различных дисциплин.

При выполнении профессионально-ориентированных задач повышается:

  1. уровень интереса к профессиональной деятельности;
  2. скорость адаптации, методики наиболее важно применять в процессе адаптации нового персонала.

Индивидуальные и коллективные формы тренингов разрабатываются специалистами по работе с персоналом. При необходимости развить личностные качества сотрудников рационально применять психологические тренировки, помогающие освоить и определить, какой способ поведения наиболее продуктивен при возникновении той или иной ситуации.

Необходимо учитывать, что при формировании личностных компетенций наибольший эффект оказывают коллективные формы обучения и тренингов. Между сотрудниками увеличивается количество межличностных и социальных связей. Это повышает сплоченность, взаимопомощь и взаимопонимание, учит понимать и слушать собеседника и учитывать мнение других. При стимуляции делового и профессионального общения развивается и коммуникативная компетентность.

Творческие задания способствуют не только обучению, но и интегрированности умений, знаний, полученных при профессиональном обучении. Направленность такого процесса развивает , повышает общую направленность всех процессов трудовой деятельности.

Как проводится формирование социально-личностных компетенций

Формирование и развитие социально-личностных компетенций неразрывно связано с развитием базовых и профессиональных . В психологии особое внимание уделяют воспитанию и развитию при формировании психики человека. Не отрицают и роль наследственности в развитии тех или иных качеств.

Обучение направлено на стимулирование развития личности. При получении профессионального образования происходит становление самосознания, ускоренное развитие личности. Развиваются нравственные и эстетические чувства, стабилизируется характер. Именно в этот период закладываются социальные функции: гражданские, профессиональные и трудовые.

Процесс формирования социально-личностных компетенций занимает достаточно много времени и включает следующие виды компетенций:

личностную или персональную, которая выражается в сохранении психического и физического здоровья, самопознании, саморазвитии, стремлении ;

коммуникативную, помогающую овладеть навыками устного, письменного общения, обеспечивающую готовность к сотрудничеству, владению приемами межличностного и профессионального общения;

информационную, включающую владение мультимедийными технологиями, понимание возможностей их применения, выработку критического отношения ко всем видам информации.

В структуру личностных компетенций входят такие качества, как:

  • организованность;
  • обучаемость;
  • ответственность;
  • самоконтроль;
  • реализация личностного потенциала;
  • чувство долга;
  • самопланирование;
  • потребность в реализации внутреннего потенциала;
  • терпимость;
  • толерантность;
  • гуманность и т.д.

«Компетенции - это характеристики, необходимые для успешной управленческой деятельности».

МакКлеланд.

При рассмотрении качеств человека, способствующих формированию определенных трудовых навыков и выполнению определенных служебных обязанностей, обычно выделяют профессиональные и индивидуальные (личные) компетенции. К профессиональным относят, как правило, те, которые касаются выполнения им работы, его служебной деятельности, усиливаются при профессиональной специализации человека, а также отражают преимущественно рациональное в поведении человека. В противоположность этому считается, что индивидуальные (личные) компетенции - те, которые проявляются и вне служебных отношений, в быту, в семье, в повседневном общении с друзьями, членами семьи, родственниками и другими людьми. В качестве важнейших личностных качеств руководителя рассматриваются: доброжелательность, справедливость, коллективизм, умение держать слово, отзывчивость, уравновешенность, скромность, внешняя привлекательность, жизнерадостность, широта кругозора. К числу деловых качеств менеджера относятся трудолюбие, инициативность, аккуратность, профессионализм, организованность, исполнительность, энергичность, ответственность, способности к работе, дисциплинированность.

Вместе с тем практика показывает, что указанное разделение не только условно, но зачастую не вполне отражает реальную действительность. Дело в том, что эффективность управления и успешность деятельности организации напрямую связаны не только с чисто профессиональными, но и со всеми иными качествами руководителя. В частности, существуют управленческие ситуации, успешное разрешение которых зависит, определяющим образом именно от нравственных качеств руководителя.

Не случайно целый ряд источников среди качеств руководителя, имеющих значение для эффективности управления организацией, не разделяет профессиональные и индивидуальные (личные) . Так, среди важнейших качеств лиц, принимающих решения в бизнесе, особое внимание уделяется следующим (рис. 1):

Качества лиц, принимающих решения в бизнесе:

мотивации самооценка

и уровень притязаний

В процессе своей деятельности руководитель неизбежно проецирует свой внутренний мир, свои качества, все свои достоинства и недостатки на возникающие управленческие ситуации, на деятельность коллектива и развитие организации. В зависимости от этих качеств ситуации гармонизируются и разрешаются позитивно, способствуют развитию и усилению возглавляемого им коллектива и в целом организации, или наоборот, усугубляются, способствуют возникновению новых проблем и ведут к разложению коллектива, деградации, разрушению и, в конечном счете, к ликвидации организации.

Таким образом, не менее важны для успешности работы менеджера общее отношение к жизни и деятельности и его нравственные качества, в том числе уважение к людям, чувство долга, верность слову и делу, честность перед собой и перед другими, энтузиазм по отношению к работе, оптимизм, открытость, любознательность, креативность, самостоятельность суждений, гибкость поведения, беспристрастие, способность к критике и самокритике, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, требовательность, великодушие, скромность, чувство нового.

Трудно переоценить значение для руководства и управления коммуникативных качеств менеджера, и, прежде всего, общительность, тактичность, умение слушать и понимать собеседника, умение ладить с людьми, вежливость, умение психологически корректно воздействовать на людей, умение сохранять дистанцию.

Весьма необходимы для менеджера его волевые качества - настойчивость, терпение, самообладание, способность к длительной концентрации внимания.

Большое значение для эффективности работы менеджера имеют также его эмоциональные проявления: естественность поведения, непринужденность, искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.

Следует отметить и иные качества, нередко забываемые, такие как алертность (расслабленная собранность, мгновенная готовность к адекватному действию без суеты и перенапряжения) и трезвость (подход к жизни и ситуациям в ней, при котором происходит объективная, истинная оценка происходящих событий и действий всех участвующих в них лиц, в том числе самого себя).

С другой стороны, для различных сфер деятельности менеджера - научной, практической, консультационной - можно выделить некоторые качества, которые имеют для этих сфер особое значение (рис. 2).

Качества менеджера

Коммуникативные качества имеют исключительно важное значение для деятельности практического руководителя и консультанта в области управления, менее важны они для ученого, специализирующегося на проблемах науки управления.

Следует иметь в виду, что в профессиональной деятельности, особенно на первых ее этапах трудно быть успешным во всем. Не ко всем видам деятельности, присущим менеджеру, начинающий руководитель проявляет одинаковые склонности и способности. Далеко не все свойственные сфере управления формы и методы осваиваются одинаково успешно. В этой связи начинающему менеджеру важно целенаправленно формировать свой индивидуальный стиль руководства, который бы учитывал с одной стороны, его склонности и способности, различного рода индивидуальные особенности, а с другой - необходимость развития профессиональных качеств и самосовершенствования. В этой связи начинающему менеджеру важно иметь адекватную самооценку, осознавать свои индивидуальные особенности, способности и склонности, сильные и слабые стороны характера, а также способы и методы компенсации собственных недостатков. Абсолютно недопустимы как исключающие эффективное социальное управление негативные качества менеджера: вероломство, зазнайство, косность (рабская приверженность отжившим привычкам и традициям, неспособность воспринимать и поддерживать новое, диктуемое потребностями жизни), догматизм, формализм, авторитаризм.

Такого рода знания своих качеств помогают менеджеру формировать индивидуальный стиль управления, способствуют повышению эффективности его деятельности, а значит успешности действий возглавляемого им коллектива, стабильному развитию организации.

Для самостоятельной оценки своих качеств, в частности мышления, менеджерских способностей, волевого фактора, нравственных качеств менеджера следует учитывать мнение окружающих, использовать самонаблюдение, а также психологические тесты.

Вместе с тем следует учитывать, что стремление заниматься организаторской деятельностью и общаться с людьми во многом зависит от содержания соответствующих форм активности и от особенностей самого человека. В значительной мере это стремление определяется субъективной ценностью и значимостью для конкретного человека будущих результатов его деятельности и отношением к лицам, с которыми он взаимодействует. Часто склонности появляются в ходе таких видов деятельности и общения, которые вначале человеку безразличны, но по мере его включения в них становятся значимыми. Здесь весьма важны постановка человеком перед собой целей собственного развития, а также усилия, прилагаемые человеком в достижении поставленной цели.

Для эффективного руководства на любом уровне управления имеют значение две группы индивидуальных качеств менеджера :

1. качества, знания, навыки и умения, определяемые сферой деятельности организации (экономика, наука, культура, военное дело и т.д.). Здесь большое значение имеют образование по профилю деятельности, опыт работы в данной сфере, а также наличие личных связей в сфере деятельности организации;

2. качества и навыки, относящиеся к области руководства людьми и в своей сути не зависящие от сферы деятельности организации (лидерские качества и навыки, степень развития волевой, интеллектуальной и эмоциональной сферы, нравственные качества человека). В этой связи важным является то обстоятельство, что знания приобретаются в результате возможно весьма интенсивных учебных занятий, полного погружения в служебные ситуации, приобретаются и закрепляются относительно быстро при наличии Учителя и источников информации (книг, документации и т.д.), а также практики работы в конкретных жизненных ситуациях.

В то же время воля, эмоциональная и интеллектуальная сферы, нравственные качества руководителя (как и любого человека) формируются в течение всей его жизни. Развитие этих качеств требует напряженной работы над собой, осознания и нравственной оценки жизненных ситуаций, конкретных событий, своей роли и места в них. Это длительный процесс, резкие скачки в нем чрезвычайно редки и маловероятны.

Сущность большинства проблем в деятельности любой организации, сложных управленческих ситуаций составляют различного рода этические конфликты. Подобного рода конфликты возникают вследствие различия в интересах различных подразделений организации, разных работников, интересов отдельного работника и трудового коллектива или всей организации, интересов организации и потребителя или общества в целом и т.д. Для адекватного реагирования на уникальные управленческие ситуации и успешного, гармоничного разрешения возникающих проблем в деятельности организации требуются, прежде всего, нравственные качества руководителя, а также развитые эмоциональная, волевая и интеллектуальная сферы.

Таким образом, структура личности менеджера проецируется на деятельность управляемой им организации, поэтому для успешности управления важны все качества менеджера. Их нельзя разделить на профессиональные и индивидуальные качества, имеющие значение для эффективности управления. В этом состоит одна из особенностей профессии менеджера.

Некоторые качества человека имеют особое значение для разных сфер деятельности менеджера (практическое руководство, управленческое консультирование, научная деятельность в области социального управления), в их числе: лидерство, организаторские способности, коммуникативные качества.

Профессия менеджера не только требует для эффективности управления некоторых качеств у человека, но и сама формирует со временем эти качества.

В условиях современного управления организацией менеджер должен обладать рядом необходимых ему качеств, как личных так и профессиональных.

К профессиональным относят те, которые характеризуют любого грамотного специалиста. Обладание ими является лишь предпосылкой успешного выполнения служебных обязанностей.

Такими качествами являются:

1. высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей профессии;

2. широта взглядов, эрудиция, глубокое знание не только своей, но и смежных сфер деятельности;

3. стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;

4. поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим в овладении ими, их обучение;

5. умение рационально использовать время, планировать свою работу.

Личностные качества менеджера также мало чем должны отличаться от качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались. Здесь можно упомянуть:

1. высокие моральные стандарты;

2. физическое и психологическое здоровье;

3. внутренняя и внешняя культура, справедливость, честность;

4. отзывчивость, заботливость, доброжелательность к людям;

5. оптимизм, уверенность в себе.

Но обладание ими -- тоже всего лишь предпосылка успешного руководства, ибо менеджером делают человека не профессиональные или личностные, а деловые качества, к которым необходимо отнести:

1. умение организовать деятельность подчиненных, обеспечить ее всем необходимым, ставить и распределять задания, координировать и контролировать их выполнение;

2. доминантность, честолюбие, высокий уровень притязаний, стремление к независимости, власти, лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность;

3. контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения (специалисты полагают, что 80 процентов знаний менеджера должны составлять знания о человеке);

4. инициативность, оперативность в решении проблем, способность сконцентрироваться на главном;

5. умение управлять собой, своим поведением, отношениями с окружающими;

6. стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск и увлекать за собой подчиненных.

Требования к менеджерам в отношении этих качеств на различных уровнях управления неодинаковы.

На низких уровнях ценятся решительность, коммуникабельность, некоторая агрессивность; на средних - в большей степени умение общаться, отчасти концептуальные навыки; на высших уровнях на первое место выдвигаются умение стратегически мыслить, оценивать ситуацию, ставить новые цели, осуществлять преобразования, организовывать творческий процесс подчиненных.

Поскольку менеджер любого уровня не только организует и направляет работу сотрудников, но и при необходимости оказывает влияние на их поведение, в том числе и внеслужебное, он должен быть достаточно хорошо подготовлен педагогически.

Системное мышление, системный подход к решению проблем.

Оптимизм.

Доминантность.

Энергетический потенциал лидера должен превосходить потенциал персонала или быть равным ему.

Высокая способность к обучению. Постоянное самообучение.

Гибкость, способность быстро и адекватно реагировать.

Принятие решений.

Уверенность в себе. Без этого немыслимо лидерство.

Аналитические способности.

Мобильность, активная жизненная позиция.

3. Управленческие и социальные компетенции

Самообладание, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость.

Умение держать себя в руках в любой ситуации очень высоко ценится.

Целенаправленность. Может добиваться поставленной цели, мобилизуя силы коллектива и свои собственные.

Надежность в отношениях с подчиненными. Развитие лояльности коллектива.

Решительность и ответственность. Оперативное принятие решений и готовность нести за него ответственность являются одним из важных качеств настоящего руководителя

Делегирование полномочий.

Организаторские способности.

Умение управлять временем.

Общительность, умение работать с людьми. Должен быть человеком коммуникабельным, умеющим найти подход к любому сотруднику, способным выявить мотивирующие факторы для каждого работника.

4. Стратегические и культурные компетенции

Предприимчивость, готовность к разумному риску.

Креативность. Это творческие способности, необходимое качество лидера. Именно эта черта отличает лидера от администратора.

Способность максимально использовать возможности сотрудников путем правильной расстановки кадров и эффективной мотивации.

Масштабность мышления, умение видеть последствия шагов и делать прогнозы.

Приверженность миссии и стратегическим целям компании (их ясное понимание, демонстрация соответствующего поведения и т.д.).

Демонстрация определенных ценностей:высоких этических стандартов - в поведении, в поддержке ценностей компании, выполнении норм корпоративной культуры.

Должностная инструкция - документ, регламентирующий производственные полномочия и обязанности работника.

Должностные инструкции разрабатывает руководитель подразделения для своих непосредственных подчиненных. Должностные инструкции разрабатывают в соответствии с положением о подразделении. Комплект должностных инструкций охватывает все функции подразделения и равномерно распределяет нагрузку между работниками с учетом уровня их квалификации. Каждая должностная инструкция содержит однозначное определение того, чем данная работа отличается от всех иных работ.

Типовая структура должностной инструкции позволяет:

Рационально распределить функциональные обязанности между работниками;

Повысить своевременность и надежность выполнения задач за счет введения количественных показателей периодичности, трудоемкости, продолжительности и календарных сроках их выполнения;

Улучшить социально-психологический климат в коллективе, устранить конфликты между руководителями и подчиненными;

Четко определить функциональные связи работника и его взаимоотношения с другими специалистами;

Конкретизировать права работника;

Повысить коллективную и личную ответственность работников за своевременное и качественное выполнение функциональных обязанностей.

Чтобы составить качественную должностную инструкцию, необ­ходимо глубоко изучить те процессы, работы, которые должны вы­полняться по данной должности (или на данном рабочем месте), а затем определить требования к работнику, который будет занимать эту должность, к его знаниям, навыкам, опыту, т.е. составить личностную спецификацию.