«Молитве в теплом кресле не научишься». Католический монах-отшельник перешел в Православие. О чем молчат монахини-затворницы

Монашеские ордены

Вне иерархической структуры Церкви стоят так называемые институты посвященной Богу жизни. Клирики и миряне, принявшие на себя обеты целомудрия, бедности и послушания (или другие священные узы), посвятившие себя Богу и служению народу Божьему, образуют эти институты – монашеские ордены, конгрегации, а также общества апостольской жизни. Зачастую они подчиняются не епархиальным епископам, на территории которых действуют, а непосредственно папе.

Своеобразие католицизма составляют его монашеские ордены, которых сегодня насчитывается около 140. Основоположником западного монашества по праву считается св. Бенедикт, и в основу жизни большинства орденов положен Устав св. Бенедикта, однако современные ордены имеют собственные правила, общим для которых является принцип безусловного подчинения централизованной орденской власти. В середине V в. св. Августин, епископ Гиппона, положил начало практике жизни в монашеских объединениях, основав в своем доме нечто вроде монашеской общины. Так появилось августинское и бенедиктинское монашество и сложилось разделение монашества на ордены. Эта практика отличает католицизм от православия, которое не знает такого разделения. В дальнейшем происходит дробление монашества бенедиктинского Устава, и в XI–XII вв. появляются новые ордены – цистерцианцы, картезианцы, кармелиты, премонстранты, тринитарии. Крестовые походы породили духовно-рыцарские ордены. В XIII в. возникает новый тип нищенствующих монашеских орденов – доминиканский и францисканский. Нищенствующие ордены, кроме трех общих для всех обетов, принимают обет бедности (францисканцы, доминиканцы, бернардинцы, капуцины и др.), который не позволяет владеть имуществом, приносящим доход. Орден Меньших братьев (Fratres minores ), к которому принадлежат францисканцы и капуцины, насчитывает сегодня около 25 тысяч членов. По традиции они сочетают проповедь любви и милосердия с благотворительной работой по организации больниц и приютов. Женский орден клариссинок насчитывает около 11 тысяч монахинь. Нищенствующий орден доминиканцев, или Братьев-проповедников, который изначально был «орденом ученых», насчитывает около 7 тысяч монахов и 6 тысяч монахинь. В свое время им был передан контроль над деятельностью инквизиции, и они соединяли научные занятия с инквизиторскими обязанностями. Ныне они продолжают заниматься научными исследованиями в области богословия и религиозным образованием. Орден августинцев и его ветвь, орден реколлектов, насчитывает около 4 тысяч монахов и 6 тысяч сестер-августинок.

Ордены делятся также на созерцательные (бенедиктинцы) и деятельно работающие в миру (лазаристы и др.). Уставы созерцательных орденов более строгие. Главное для этих монахов молитва, а труд считается необходимым только для поддержания жизни. Наиболее суровую аскезу соблюдают монахи-картезианцы и трапписты. Число монахов в этих орденах сокращается: цистерцианцев осталось около 1400 монахов, траппистов около 3 тысяч, а картезианцев всего около 400 человек.

Ныне самым влиятельным является Орден иезуитов, насчитывающий около 25 тысяч членов. Весь мир поделен иезуитами на 77 провинций, где они деятельно проводят политику высшего церковного руководства, оказывая, в свою очередь, огромное влияние на все стороны деятельности Церкви. В центре забот ордена иезуитов сегодня, как и в прежние времена, – католическое (и не только) образование. В начале XXI в. иезуиты руководили 177 католическими университетами во многих странах и 500 школами с 1,5 млн учащихся. Влияние ордена иезуитов осуществляется главным образом через католическую печать, а также радио и телевидение, которые практически полностью им контролируются. Более тысячи названий журналов и газет (в том числе теоретический орган Ватикана, журнал «Чивильта каттолика») на пятидесяти языках мира издают иезуиты. В Российской Федерации орден зарегистрирован Министерством юстиции и действует с октября 1992 г. как Независимый Российский регион Общества Иисуса.

В середине XX в. появился новый монашеский орден – основанная матерью Терезой в Калькутте в 1948 г. конгрегация Сестер милосердия, или Орден милосердной христианской любви, Орден самоотверженного служения самым бедным и обездоленным. Мать Тереза Калькуттская (1910–1997) создала школы, больницы и приюты в 77 странах мира. В 1979 г. матери Терезе была присуждена Нобелевская премия «За деятельность в помощь страждущему человечеству».

Католическое монашество организовано в ордены и конгрегации. В них входит «черное» («регулярное» духовенство) в отличие от «белого», или «мирского». Они занимаются проповедью, преподаванием, миссионерской работой, благотворительностью. В основном ордены и конгрегации возглавляются генералами, подчиненными папе. Генерал ордена иезуитов избирается пожизненно и утверждается папой. Руководит всеми монашескими объединениями ватиканская Конгрегация по делам институтов освященной жизни и обществ апостольской жизни. В начале XXI в. насчитывалось около 214 тысяч монахов (из них около 149 тысяч священников) и около 908 тысяч монахинь.

Среди институтов посвященной Богу жизни особое место занимает «личная прелатура» папы римского «Опус Деи» (лат. Opus Dei – Божье дело). Основал «Опус Деи» испанский священник Хосемария Эскрива де Балагер (1902–1975) в 1928 г. и объявил его целью «пробуждение во всех общественных группах сознания призвания к святости и апостольству». На деле он создавал движение, способное организовать общество в соответствии с принципами папских энциклик по социальным вопросам. Для этого члены «Опус Деи» должны были проникать в высшие органы власти и добиваться влияния в мировой политике и экономике. Создание этой структуры было реакцией правых католических кругов Испании на рост республиканских влияний и радикализацию общества. После установления Испанской республики в 1931 г. вокруг «Опус Деи» объединились крайне правые католические элементы. Победа контрреволюции помогла «Опус Деи» распространиться по всей Испании. Позднее фашистский режим Франко опирался на политиков и технократов из «Опус Деи» и благодаря их связям и влиянию в промышленных и финансовых кругах добился определенных успехов в экономике и управлении государством. Ватикан вначале относился к этой организации с подозрением как к новой ереси и даже католической разновидности масонства. Однако в 1942 г. Пий XII утвердил «Опус Деи». После Второй мировой войны Эскрива де Балагер перенес руководящий центр организации в Рим. Начинается ее экспансия вначале в Европе (в том числе в Восточной Европе), а затем и на других континентах. В 1947 г. де Балагер стал личным прелатом папы Пия XII с титулом монсеньора. В 1950 г. «Опус Деи» получил статус светской церковной организации, подчиняющейся Конгрегации по делам орденов. Однако руководство Конгрегации относилось к ней с недоверием (как и епархиальные епископы) из-за секретности ее структуры и методов деятельности. Папы Иоанн XXIII и Павел VI также не жаловали «Опус Деи».

«Опус Деи» состоит из трех групп. «Нумерарии», или действительные члены, живут в целибате и принимают другие монашеские обеты. Среди них группа из 72 человек входит в узкий круг руководителей во главе с отцом-председателем. «Супранумерарии», или «сверхштатные», не связаны тайными обетами и являются просто доверенными сотрудниками. Светские католики включаются в «Опус Деи» на основе двустороннего соглашения. Более 70 % светских членов имеют семьи. Отец-председатель «Опус Деи» обладает неограниченной властью. Здесь царят железная дисциплина и строжайшее подчинение начальству. Членство в «Опус Деи» содержится в тайне даже от близких.

«Католические масоны», как часто называют членов «Опус Деи», оказались в большой чести у папы Иоанна Павла II. В 1982 г. этой организации был присвоен ранг «личной прелатуры», подчиненной непосредственно папе римскому: это означало, что она выводится из-под юрисдикции епархиального руководства. В 2002 г. по инициативе Иоанна Павла II, который признал «героичность» добродетелей де Балагера, он был причислен к лику святых.

Ныне «Опус Деи» является одной из самых многочисленных и влиятельных организаций священников и мирян. В нее входят 85 тысяч членов на всех континентах. Поставленные задачи «Опус Деи» выполняет с помощью собственного духовенства – почти двух тысяч «включенных» священников, а также особых групп светских католиков. Профессора и преподаватели из «Опус Деи» работают более чем в 400 университетах. Члены «Опус Деи» входят в правительства многих стран, занимая там высокие посты, и в руководство средствами массовой информации. Однако их имена известны только руководителям «личной прелатуры» при Ватикане.

Католическое монашество ныне переживает трудные времена, ибо строгие средневековые монашеские уставы противоречат современному образу жизни. Однако именно благодаря своей «непохожести» они вносят динамизм в жизнь Церкви, поскольку пытаются соединить аскезу с социальным служением и практикуют новые виды современной католической религиозности.

Из книги Возможно ли спасение в XXI веке? автора Иеромонах Сергий

Монашеские делания в наше время Если человек уходит в монастырь, можно ли его уже считать спасенным или это зависит от образа жизни в монастыре?– Спасает не образ монашеский, не ряса, не клобук и не мантия – спасает жизнь человека. Некоторые люди провели всю жизнь в

автора Автор неизвестен

Из книги Католицизм автора Рашкова Раиса Тимофеевна

Инквизиция и нищенствующие ордены Опорой Церкви и папства в борьбе с еретическими движениями были возникшие в это время нищенствующие ордены. Их новизна заключалась в том, что монахи жили в миру, проповедовали и питались милостыней. Наряду с обетами целомудрия и

Из книги Справочник православного человека. Часть 1. Православный храм автора Пономарев Вячеслав

Из книги Старец Силуан Афонский автора Сахаров Софроний

II МОНАШЕСКИЕ ПОДВИГИ ЯВЛЕНИЕ Христа брату Симеону, несомненно, наиважнейшее событие его жизни. Оно не могло не отразиться самым существенным образом на всем ее дальнейшем развитии, не могло не произвести самых глубоких изменений в его душе и сознании. Внешне, однако,

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

§39. Фанатические и еретические монашеские общины Востока Acta Concil. Gangrenensis, в Mansi, ii, 1095 sqq. Епифаний: Haer. 70, 75, 80. Сократ: H. ?., ii, 43. Созомен: iv, 24. Феодорит: H. ?., iv, 9, 10; Fab. haer., iv, 10, 11. Также Neander: iii, p. 468 sqq. (ed. Torrey, ii, 238 sqq.).В целом монашество придерживалось ортодоксальной веры церкви.

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Из книги Повседневная жизнь отцов-пустынников IV века автора Ренье Люсьен

Монашеские труды в келье Как кажется, ремесло корзинщика было освоено монахами довольно рано, поскольку идеально подходило для отшельника, сидящего в своей келье. Именно этим ремеслом овладел Пахомий, когда подвизался подле своего учителя аввы Паламона. В скитской

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Монашеские установления преп. Феодора 33. Все дивятся Моисею, что, даже сподобившись Богоявления, он, когда нужно было благоустроить порученный ему народ, поставил над ними стоначальники, пятьдесятоначальники и десятоначальники (Исх. 18:25), чтобы они направляли к лучшему

Из книги Пасхальная тайна: статьи по богословию автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Божественные награды за монашеские подвиги Чада и братия. Благодатию и благоволением Господа нашего Иисуса Христа, дарующего человеку ведение и приводящего всех питающихся Его Божественными учениями и стремящихся к высоте истины в мужа совершенна духовного возраста

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

Монашеские добродетели Как же обстоит у вас дело? Я толкаю вас: обратите внимание, послушайте, сообразите, разберите. И блажен тот из вас, кто хранит заповеди, кто не отдал себя в добычу греху (см. Пс. 123:6), кто строго соблюдает послушание, кто просвещается откровенной

Из книги автора

Монашеские послушания и профессии Так держите же себя бодро вы, занимающие второе место, благочинные, надзиратели, а особенно надзиратели в ночное время (ибо их душевная выгода и награда велики). Держите также себя бодро будильщики, потому что ваш труд – не заурядный

Из книги автора

1. Запад: университеты и монашеские ордена Указ папы Иннокентия III, обнародованный около 1211 г., узаконил и дал новый, канонический статус корпорации Studium parisiense, состоящей из учителей и студентов, преподававших и обучавшихся либо при соборе, либо при монастыре святой

Из книги автора

81. При посылке книги "Древние монашеские уставы" Милость Божия буди с вами! N.N. и N.N. С постом поздравляю. Провести его вам благочестно и здраво желаю. Храни вас Господи в здравии телесном и спокойствии душевном на многие лета. Посылаю вам книгу "Древние монашеские уставы".

О том, что монахини-затворницы существуют по сей день, я узнала случайно несколько месяцев назад. Делясь воспоминаниями детства, мой друг упомянул о родственнице, которая была монахиней. Вместе с матерью они изредка ходили навещать ее в монастырь. Их встречи проходили всегда за двойной решеткой, как в тюрьме. Тетушка никогда не выходила к ним, а только изредка передавала гостинцы в виде отбракованных просвирок, которые монашки пекли для нужд церкви.


О православных еремитах (мужчинах, как правило), даже будучи атеисткой, пионеркой и комсомолкой, я была наслышана. В русской литературе есть много упоминаний о практике затворничества. Но то, что она все еще существует в католической церкви, для меня стало открытием и чрезвычайно заинтересовало. По крупицам стала собирать информацию. Как оказалось, ее очень немного. Церковь не очень любит разглашать информацию о своих внутренних делах.
Этот тип религиозного подвига, отрешение от всего земного, от общества и посвящение собственной жизни исключительно молитвам, распространился в Европе и в Италии довольно рано. Уже во 2-й половине IV века кельи затворников стали возникать на маленьких островах, окружающих Италию. Папа Григорий I Двоеслов в своих работах VI века говорит о распространении еремитства уже в центральной части Италии. В позднем средневековье появилось и женское затворничество.
Первыми среди монашеских орденов, его практикующих, стали, похоже, клариссинки. Орден был основан в 1212 году святой Кларой Ассизской. В 1230 году монастыри клариссинок были уже во всех крупных городах Италии. А к моменту смерти святой Клары (1253) насчитывалось 111 монастырей: 68 - в Италии, 21 - в Испании, 14 - во Франции и 8 - в Священной Римской империи.
В конце XIII в начале XIV века церковь святой Кьяры (Клары) и монастырь появились и в Кальяри. Там клариссинки просуществовали до конца XIX века. В 1943 году монастырь был сильно разрушен бомбардировками войск антигитлеровской коалиции. Сегодня от него остались одни лишь стены. Прогуливаясь недавно по городу, обнаружила, что начались реставрационные работы монастыря. Как будут его восстанавливать, подправят ли только стены или попытаются выстроить заново? Пока неизвестно.

Останки монастыря святой Кьяры в Кальяри.

В XVI веке в сердце Кальяри, в его элитном квартале Кастелло, по приказу вице-короля Антонио Кардона была возведена церковь святой Лючии с монастырем. Монастырь передали в дар 12 монахиням клариссинкам, которые прибыли в Кальяри из Барселоны по просьбе Папы Паоло III. Фасад церкви и прилегающего к ней монастыря выполнен в стиле каталонской готики, без излишеств, не за что зацепиться взглядом. Сзади же здание было сооружено на старых пизанских оборонительных укреплениях и поражает своей мощью. Со стороны проспекта Виале Реджина Маргерита можно наблюдать неприступные стены монастыря, похожие на тюремные казематы.
Не все клариссинки соблюдали строгий затвор. Большая часть монахинь вела активную социальную жизнь. Они занимались воспитанием и образованием дочерей местной знати. В конце XIX века монастырь был передан в частные владения, после реставрации в здании открыли детский сад для детей из бедных семей квартала Кастелло. Детское дошкольное учреждение функционирует по сей день.

Церковь святой Лючии и бывший монастырь.

Так кто они, современные отшельницы? Почему отреклись от общения с нами мирянами, и происходит оно только через решетку, символизирующую преграду между мирской и затворнической жизнью?
Отшельник – созерцатель, философ, мудрец. Так, пожалуй, можно определить смысл этого слова, если обратиться к восточной христианской религиозной традиции. Стремление первых аскетов к более совершенному образу жизни породило в христианской религии институт монашества. В православии человек, который хочет стать монахом, уходит от мира, чтобы посвятить свою жизнь молитвам и Богу. Все принимаемые им монашеские обеты влекут за собой пожизненную обязанность их исполнения перед Богом и не могут быть даны легкомысленно, поэтому они постепенно возрастают от простого к более сложному. Самая высокая ступень монашества – схимничество. Великая схима - это полное отчуждение от мира для соединения с Христом. Приняв схиму, монах считается ставшим на путь Ангела. Не имея возможности поселиться в местности вдали от людей, как это было в древности, схимонахи, живущие в обычном монастыре, уходили в затвор и полное одиночество в собственной келье, тем самым заменяя отшельничество. В русских монастырях великосхимники обычно живут отдельно от другой братии и не занимаются никакими послушаниями, кроме непрестанной молитвы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным обетом для схимонахов. В современной практике РПЦ великая схима - явление весьма редкое: в неё, как правило, постригают престарелых или тяжело больных монахов, которые не несут обычных монастырских послушаний.
Несколько иначе формировалось западное монашество. С момента своего зарождения оно пошло своим, отличным от восточной традиции путем. Евсевий Кесарийский свидетельствует, что хотя аскетическая жизнь уже присутствовала в западной части Римской империи к середине III века, на протяжении первых веков в западной церкви отсутствовал такой отличительный элемент монашества как уход из мира. Безусловно, на западе существовали аскеты, желавшие посвятить свою жизнь Богу, но они все же предпочитали жизнь в общине, а не полное отшельничество вдали от мира. Эта изначальная особенность оказала непосредственное влияние на дальнейшее развитие западного монашества, и последующая история показала, что для большей части мужских орденов, и подавляющей части женских социальное служение, служение миру, стало преимущественным. Особенно четко эта разница проявилась после разделения церквей, с появлением большого количества католических монашеских орденов. Для большинства из них монашество - это не уход, а новое поручение нести в мир христианские ценности, делиться с ним добром и божественной любовью.
Но затворничество все-таки осталось, хотя и не все монашеские ордена его практикуют. Основные два - это францисканский орден, от которого собственно и произошли клариссинки, и орден кармелитов. Любопытно, что полный затвор в католической религии применяют только для женщин. Как и в православии он является высшей ступенью монашества, достичь его можно, пройдя все первоначальные стадии. Монахиня, решившая стать затворницей, дает повторный обет целомудрия, нестяжательства и послушания, после которого на ее палец надевается обручальное кольцо. Она становится супругой Христа. На этом, пожалуй, сходство с православными практиками заканчивается. Монахиня входит в затвор и.... делает шаг в неизвестность.



После последнего обета абсолютного послушания, душа и тело затворницы теперь принадлежат не только Богу. За тяжелой дверью монастыря ее ждут такие же монахини и... начальство. Настоятельница! Теперь от нее будет зависеть если не все, то очень многое. Жизнь монахинь в затворе строго регламентирована. Правила были прописаны еще Папой Урбаном IV в 1263 году. Вот только некоторые положения из весьма длинного списка:
- монахини ни под каким предлогом не могут покидать монастырь без особого разрешения кардинала, если только дело не касается опасности для жизни, то есть пожара, нападения врагов и т.п.
- ввиду того, что жизнь принявших затвор полна испытаний, не допускаются к обету слишком пожилые и слабые здоровьем. Разрешение на затвор выдается кардиналом.
- затворницы соблюдают пост все дни, кроме воскресенья и особых праздников. Настоятельница может послабить пост или наоборот ужесточить.
- для входа в монастырь и выхода предусмотрена только одна дверь. Она должна быть расположена как можно выше, так, чтобы входящие и выходящие использовали дополнительную откидную лестницу, прикованную цепью, которая хранится под строгим присмотром и используется только в самых необходимых случаях.
- ключ от двери хранится у одной из монахинь, самой благочестивой и подходящей по возрасту. Дверь никогда не должна открываться без ее позволения. Второй ключ находится у настоятельницы.
- окно для общения с посетителями должно быть оборудовано железной решеткой с небольшими отверстиями. Около решетки должны быть вбиты гвозди, чтобы не было воможности ее выбить или сдвинуть.

Жизнь монахинь проходит по строгому расписанию, которое не меняется даже в праздничные дни. Подъем в 4.30. Молитва, заутренняя служба, час для личной молитвы и медитации, завтрак. После завтрака наведение порядка в монастыре, во время уборки - молитва. Обед, в течение которого одна из сестер-монахинь читает молитву. После обеда снова молитвы. Каждая из затворниц посвящает 3-4 часа в день работе, так как монастырь обязан содержать себя сам. Это могут быть переводы (многие из сестер имеют высшее образование), роспись, тонкое рукоделие. И снова молитвы, вечерняя служба, ужин, час для молитвы наедине и медитация. В 10 вечера - сон. Очень редко в привычный и однообразный ход жизни вторгаются посетители. Встреча с родственниками происходит только с разрешения настоятельницы. Случаются и просто посторонние, как правило женщины-мамы, которым в этот момент жизни нужны совет и духовная поддержка. Неободимо сказать, что в наши дни монахини в затворе могут читать газеты, смотреть телевизор и даже выходить в интернет, но опять же под строгим контролем настоятельницы. Этот беспрестанный контроль остается даже после смерти затворниц. Тело не отдают родственникам, и хоронят на частном церковном кладбище, которое находится нередко тут же, на территории монастыря.

Для семьи всегда было очень почетно иметь в родственниках монахиню-затворницу. Согласно католической религии, ее нескончаемые молитвы о близких и о человечестве ставили всю семью чуть ближе к Богу, отмаливались все прошлые и будущие грехи. Эта постоянная молитва за всех нас грешников, считается божественным предназначением затворниц. Они приносят в жертву нам, простым смертным, себя, свою свободу и мирскую жизнь. Не спросив, правда, нужна ли нам эта жертва.

Говорят, что самое страшное наказание вовсе не смертная казнь, а пожизненное заключение. Когда твоя совесть, душа остаются один на один с Богом. Отшельничество - это тоже один на один. Но истинным путем Ангела, оно становится только тогда, когда добровольно уходят в затвор, и рядом больше не остается ни настоятелей, ни кардиналов. Такое отречение от мира - это путь к себе, к своему истинному я, и какой он будет, зависит только от тебя самого, а не от четко регламентированных молитв, от доброго или скверного характера тебя окружающих, от вовремя поставленной кардиналом подписи. А по-другому – это тюрьма. Воможно поэтому заголовки новостных изданий почти ежегодно кричат: “Монахиня-затворница выбросилась из окна монастыря!”, “Монахиню-затворницу нашли повешенной в монастырском садовом домике!”.
И все-таки они иногда выходят! Причина для этого должна быть очень веской: смерть близкого родственника или необходимость в медицинской помощи. Из воспоминаний моего друга: “Однажды мы с мамой отвозили тетушку в больницу, она должна была пройти медицинское обследование и сдать анализы. Мне было лет 13-14. Она все время порывалась меня обнять, расцеловать, что мне мальчику-подростку было неприятно, чувствовал я себя неловко и старался уклониться от такой бури эмоций. Сейчас мне, конечно, понятно ее поведение. Тогда же казалось странным. Стыдно становится, но помнится, я даже довольно грубо ее оттолкнул. Прошло уже больше тридцати лет, но я до сих пор помню ее глаза, и как она смотрела на нас с матерью и на мелькающую за окном автомобиля нашу повседневность. Это был голодный взгляд. Голод по непрожитой жизни.”

Монастырь в Кальяри, в котором сегодня проживают монахини-затворницы


Сколько сегодня затворниц находится в Кальяри церковь не разглашает. Живут они в монастыре монахинь-капуцинок. К зданию монастыря прилегает церковь Беата-Вержине-делла-Пиета (Пресвятой Девы Милосердия). Весь комплес был построен в самом начале XVIII века на месте, где когда-то проводились публичные казни. Здесь за толстыми стенами монастыря затворницы отмаливают мои и ваши грехи. Я человек далекий от религии, но почему-то очень захотелось помолится за них и поблагодарить Бога за нашу каждодневную жизнь, такую разнообразную и непредсказуемую, с ее взлетами и падениями. Вот настоящее испытание, и настоящее счастье!

(5) АБДАЛ -

  • м. вост. (абдал, персидск. монах? или обоим, обнять? обаим, обаять?) обманщик, плут, огудала, оплетала
(10) АВГУСТИНЕЦ -
  • Монах нищенствующего католического ордена, осн. в 13 веке
  • Монах нищенствующего католического ордена, основанного в 13 в
  • Монах нищенствующего католического ордена, основанного в 13 веке
  • монах нищенствующего католического ордена, осн. в XIII веке
(5) АВЕЛЬ -(9) АВКСЕНТИЙ -
  • Вифинский (умер около 470) христианский монах-отшельник, подвизался в Вифинии на горе Оксия близ Халкидона
(8) АВРААМИЙ -
  • (в миру Афанасий) (умер в 1672) старообрядческий писатель, монах, ученик протопопа Аввакума
  • Иеромонах Лысковского монастыря, деятель старообрядчества второй половины XVII века
(6) АГАВВА -
  • (Аввас) Исмаильтянин - Сирийский (5 в.) христианский монах-пустынножитель
(6) АГАПИТ -
  • Монах Киево-Печерского монастыря, врач (11 в.)
(6) АГАФОН -
  • Скитский (Египетский) (умер около 435) христианский монах, подвизался в Скитской пустыне в Египте
(2) АИ -
  • Вам конечно известен знаменитый винодел Дом Периньон. А не скажете ли вы, в каком городе жил этот монах
(6) АКУНИН -
  • Русский писатель, ученый-японист, литературовед, переводчик, общественный деятель. Также публиковался под литературными псевдонимами Анна Борисова и Анатолий Брусникин. Автор романов: "Азазель", "Турецкий гамбит", "Левиафан", "Смерть Ахиллеса", "Статский советник", "Коронация, или Последний из романов", "Пелагия и белый бульдог", "Алтын-толобас", "Пелагия и черный монах", "Любовница смерти", "Любовник смерти", "Внеклассное чтение", "Пелагия и красный петух", "Детская книга для мальчиков", "Шпионский роман", "Фантастика", "Ф. М.", "Сокол и Ласточка", "Весь мир театр", "Черный город", "Детская книга для мальчиков", повестей: "Пиковый валет", "Декоратор", "Младенец и черт", "Мука разбитого сердца", "Летающий слон", "Дети Луны", пьес: "Чайка", "Комедия/Трагедия", "Инь и Ян", "Странный человек", "Гром победы, раздавайся!", "Мария", Мария…", "Ничего святого", "Операция "Транзит", "Батальон ангелов", сборника рассказов "Сказки для Идиотов" и сборников повестей и рассказов: "Нефритовые четки", "Планета Вода"
(6) АЛАКОК -
  • Маргарита Мария (1647-90) франц. монахиня визитандинского монастыря в Паре-ле-Моньяле
(4) АЛАН -
  • Французский философ-схоластик, монах-цистерцианец (12-13 вв., "Плач природы", "Антиклавдиан")
(7) АЛЬПАКА -(8) АМВРОСИЙ -
  • Оптинский (в миру Александр Михайлович Гренков) (1812-91) иеросхимонах, старец, духовный писатель
(6) АНАЛАВ -
  • Принадлежность облачения православного монаха, представляющая собой перевязь, возлагаемую на плечи, спину и грудь
  • м. греч. церк. параманд, плат, носимый монахами на персях, с изображением креста (осьмиконечного, с подножием), орудий страстей Господних, адамовой головы и пр
  • часть одежды монаха в виде четырехугольного плата на груди
(6) АНСГАР -
  • (801-865) христианский миссионер, «апостол Севера», монах-бенедиктинец, епископ
  • Христианский миссионер, "апостол Севера", монах-бенедиктинец (801-865)
(7) АНТОНИЙ -
  • (иеромонах ярославского Спасского монастыря) иеромонах Спасского ярославского монастыря
(7) АПОСТОЛ -
  • м. греч. ученик, последователь, приверженец; учитель правоверия; название двенадцати учеников Христовых, посланных Им проповедовать Евангелие; книга деяний и посланий их. Апостолово послание, говоря об известном апостоле; послания апостольские, все. Апостольская церковь, содержащая всецело их учение. Борода апостольская, а усок диавольский, о раскольниках и ханжах. Апостольство ср. звание, состояние, обязанности их. Апостольник м. плат, которым монахи покрывают грудь и шею; куколь
(11) АПОСТОЛЬНИК -
  • часть облачения монахинь: черный платок, плотно облегающий голову, плечи и грудь, застегнутый под подбородком булавкой
(4) АПСО -(6) АРАМИС -(6) АРАРАТ -
  • Монастырь Новый... из романа "Пелагия и черный монах" Бориса Акунина
(8) АРИСТАРХ -
  • (Заглодин-Кокорев) иеромонах Русской православной церкви, причислен к лику святых как преподобномученик в 2000 году для общецерковного почитания
(6) АРПИНО -
  • Итальянский писатель ("Годы зрелости", "Тень от холмов", "Молодая монахиня")
  • Итальянский писатель ХХ века, автор романа "Тень от холмов", "Молодая монахиня"
(4) АРХИ -
  • греч. начало; по себе неупотребительно, а перед другими речениями, возводит их в превосходную или высшую степень. Архиятер, прежнее звание главного врача; генерал-штаб-доктор, который однако ныне ведает только свое министерство. Архидиакон м. церк. диакон, избранный апостолами: старший иродиакон монастыря; употреб. и вм. протодиакон. Архимандрит м. церк. настоятель архимандрии, монастыря. Смотря по обители, настоятели их бывают: строитель, игумен или (высшая степень) архимандрит или класса; иногда же иеромонаха возводят лично в сан сей, не давая ему монастыря. Голодный, и архимандрит украдет. лесу и медведь архимандрит, т. е. старший. -тов клобук, лично ему принадлежащий. Архамандритский, архимандричий сан, или архимандритство ср. звание это. Архипастырь: архиерей, старший в епархии иерей из черного духовенства, святитель, епископ, с почетом преосвященный, -нейший; или: архиепископ, последний собств. первенствующий, старший епископ, высокопреосвященный. Архипастырев, архиереев, архиепископов, святителев, говор. об известном лице; архипастырский, архиерейский, архиепископский, к ним относящийся; архипастырство, архиерейство, архиепископство, сан святительский; округ, ведению его подчиненный, епархия. Архипастырить, архипастырствовать, архиерействовать, состоять в сане этом, святительствовать, епископствовать, править епархиею. Архипресвитер, протоиерей. Архисвятитель, старший надо всеми архиереями и архиепископами: патриарх; чествуют так и митрополита. Архистратиг, военачальник, главный воевода; придаточное к имени Архангела Михаила. бранно: архибестия, архиплут и пр
(11) АРХИМАНДРИТ -
  • В православной церкви- высшее звание священника-монаха
  • Высшее звание иеромонаха, обычно настоятеля мужского монастыря
  • Высшее звание иеромонаха; настоятель православного монастыря
  • Высшее звание священника-монаха в православной церкви
  • Среднее духовное звание у монахов православной церкви
  • высшее звание священника-монаха, присваиваемое настоятелям мужских монастырей
(5) АСКЕТ -(9) АФАНАСЬЕВ -
  • Поэт, прозаик, литературовед, церковный писатель. Член Союза писателей СССР. Автор биографических книг о русских поэтах XIX века. Монах Свято-Троицкой Сергиевой лавры. (фамилия)
(4) АФОН -(5) БАСИН -
  • (епископ Трира) архиепископ Трирский. Представитель знатного франкского рода. До возведения на кафедру был монахом, затем настоятелем монастыря святого Максимина в Трире. Преемником Басина на кафедре Трира стал его племянник святой Лиутвин
(4) БЕДА -
  • Англосаксонский теолог и летописец, монах, святой католической церкви, автор "Церковной истории народа англов" - ценнейшего источника по истории Англии 7-8 веков
(9) БЕЗБРАЧИЕ -(11) БЕЗВКЛАДНЫЙ -
  • не положивший вклада, вноса. Мы принимаем и безвкладных монахов; мы принимаем их безвкладно
(5) БЕЛЕЦ -
  • Человек, постоянно живущий в монастыре, но не постриженный в монахи
  • Человек, постоянно живущий в монастыре, но не постриженный в монахи (т. е. в чернецы)
  • лицо, готовящееся к пострижению в монахи, обыкновенно живущее в монастыре
(6) БЕЛИЦА -
  • «я не монахиня, а пока только...» (А. Куприн)
(9) БЕЛЯВСКИЙ -
  • Советский и российский актер театра и кино, народный артист Российской Федерации (2003), Заслуженный деятель культуры Польши. Снимался в фильмах: "Рассказы о Ленине", "Совершенно серьезно", "Спасите наши души!", "Ночь без милосердия", "Это случилось в милиции", "Иоланта", "Прерванный полет", "Иду на грозу", "Июльский дождь", "Их знали только в лицо", "Четыре танкиста и собака", "Нет и да", "Таинственный монах", "24-25 не возвращается", "Главный свидетель", "День прозрения", "Цена быстрых секунд", "Большой янтарь", "Факир на час", "Наковальня или молот", "Таланты и поклонники", "Крах инженера Гарина", "Дорогой мальчик", "Свет в конце тоннеля", "Под крышами Монмартра", "Ирония судьбы, или С легким паром!", "Когда дрожит земля", "100 грамм для храбрости", "Сохранить город", "Рожденная революцией", "И снова Анискин", "Отец Сергий", "Ралли", "Антарктическая повесть", "Место встречи изменить нельзя", "О бедном гусаре замолвите слово", "Юность Петра", "Карл Маркс. Молодые годы", "В начале славных дел", "На Гранатовых островах", "Тревожное воскресенье", "Зудов, вы уволены!", "Голова Горгоны", "Повод", "Секунда на подвиг", "Поражение", "Следствие ведут ЗнаТоКи. Без ножа и кастета", "Происшествие в Утиноозерске", "Вход в лабиринт", "Право на прошлое", "Частный детектив, или Операция "Кооперация", "Небеса обетованные", "Очаровательные пришельцы", "Под маской Беркута", "Исполнитель приговора", "Трактористы 2", "3 августовских дня", "Вопреки всему", "Аляска Кид", "Серые волки", "Лучше быть богатой и красивой", "Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского", "ДМБ", "Маросейка, 12", "Тайны дворцовых переворотов", "Тихие омуты", "Антикиллер", "Конференция маньяков", "Московские окна", "На углу, у Патриарших", "Нина", "Парижский антиквар", "Сыщики", "Канун весны", "Бригада", "Завтра будет завтра", "Сын неудачника", "Цена страха", "Запомните, меня зовут Рогозин!", "Козленок в молоке", "Лучший город Земли", "Оперативный псевдоним", "Участок", "Черная метка", "В двух километрах от Нового года", "Московская жара", "Ирония судьбы. Продолжение", "Поцелуй не для прессы"
(10) БЕНЕДИКТИН -

Интервью с отцом-доминиканцем Здиславом Шмальдою, вице-ректором Высшего института религиозных наук Фомы Аквинского (г. Киев) о католическом монашестве сегодня.

Мы живем в эпоху, которую многие характеризуют как «постхристианскую» и, тем не менее, в католичестве есть много призваний монашеских. Почему люди становятся монахами сегодня?

Думаю, по тем же причинам, которые были всегда. Причины есть очень разные. Есть такие люди, которые приходят в монастырь, потому что ищут Бога. Есть такие, которые не знают что делать, и приходят в монастырь подумать об этом. Один из наших братьев имел такую теорию, что у них призвание на два-три года – чтобы перед Богом подумать, что делать и как найти свое место в жизни. Есть также такие, которые приходят, имея нужду, но сейчас такое бывает очень редко. Помню, как один из наших братьев спрашивал другого, очень пожилого: «у Вас, наверное, была очень набожная семья, раз три брата стали доминиканцами?» А он ответил: «Это от бедности, от бедности».

Сегодня нет такого явления, но прежде, что семьи не могли обеспечить детей и посылали их в монастырь. И в дворянских семьях было так, что один должен остаться во дворце, второй – стать военным, третий – пойти в монастырь. Сейчас таких социальных причин почти нет, но остается само главное: человек ищет Бога и хочет идти за Христом.

Может быть, сегодня стало больше приходить людей с психологическими проблемами. Это связано с тем, что таких проблем стало больше или же раньше люди так остро их не осознавали. И потому многим необходима помощь, чтобы они могли идти за Христом. Бывает, что приходят люди после школы, и они уже зрелые, с осознанным выбором, но намного чаще приходят взрослые, но незрелые люди. Бывают тоже совсем необычные случаи. В Англии я встретил одного брата, которого рукополагали, когда ему было семьдесят лет. У него была семья, дети. Много лет он был другом доминиканцев. Когда его жена умерла, а дети стали самостоятельными, он решил, что сейчас время, когда он может стать монахом.

И возвращаясь к Вашему вопросу, я бы не сказал, что сегодня – постхристианская эпоха. Конечно, во многих обществах христианство уже не настолько присутствует в публичном пространстве, но все-таки Церковь жива. И Господь обещал, что Церковь будет существовать до конца мира…

- И монашество будет до конца мира?

Этого Господь не обещал, но думаю, что есть такая возможность.

- Считается, что монахи – это христиане, которые решились исполнять евангельский призыв более серьезно, чем миряне. Насколько это верно сейчас? Или все-таки монастырь сейчас становится прибежищем, куда люди приходят не от решимости, а от безысходности?

Все бывает. Я не способен сейчас сказать, какова статистика… Можно встретить все возможные мотивы прихода. Гораздо интереснее, какие мотивы того, чтобы остаться. Ведь не все, которые поступили, остаются. Есть, к сожалению, такие случаи, когда те, которое приносили вечные обеты и рукополагались, в моменты личного кризиса уходят. И потому гораздо важнее и интереснее ответить на вопрос: почему остаются? Бывает, что остаются конформисты. Иногда ведь надо больше решимости, чтобы еще раз поменять свою жизнь и уйти. Бывает, что те, кто уже не видит себя в этой общине, не могут найти в себе силы уйти. Это было особенно видно на Западе в 1968 году, когда многое изменилось и в обществе, и в Церкви. Тогда довольно много людей ушло. Остались, с одной стороны те, кто просто привыкли. С другой стороны, осталось много людей, кто позитивно пережили кризис – остались, зная, чего это стоит. Что это не идеальная община и оставаться не просто, но имеет смысл оставаться. В новых обстоятельствах, с новым опытом люди возвращаются к первоначальному: к поиску Бога.

- Католическое монашество, в отличие от восточного, разнообразно. Существуют различные формы монашества, Богопосвященной жизни. Настолько это разнообразие является результатом работы Господа, а насколько плодом человеческих усилий быть христианами и приносить пользу?

Если Тот, за кем мы следуем, есть Иисус Христос, то в монашестве новые формы этой жизни – это результат встречи Бога с человеком. Согласно с Халкидонским догматом, Христос – и Бог, и человек. И аналогично, монашество является плодом и человеческих усилий, и Божьего вдохновения.

Существует синергия в духовной жизни. В начале новой общины, нового ордена стояла конкретная ситуация, нужда, с которой встретился человек. Эта ситуация была для него вызовом. Многие проходили через эту ситуацию, но не все решили создать новую общину. Господь открывает глаза и сердце человека, помогает ему заметить нужду, вдохновляет, но не каждый готов ответить на этот вызов. Однако всегда в Церкви были те, кому духовная чувствительность не позволяла равнодушно пройти мимо. Например, святой Доминик, основатель нашего ордена, путешествовал как каноник вместе со своим епископом, выполнявшим дипломатическую миссию. Проходя через южную Францию, увидел, как привлекательно было для многих людей учение катаров, которых наставники («совершенные») вели очень строгою жизнью, соответственно своим идеалам. Святой Доминик был тронут духовной бедой этих людей и сочувствовал, что они не могли найти истинной веры, так как никто им не проповедовал. Тогда он сам решил остаться в этом месте, потому что понял, что не может оставить этих людей, не видящих истины. Первая доминиканская община началась с того, что святой Доминик собрал вокруг себя несколько человек, которые так же как и он хотели проповедовать Евангелие (подобным образом своих товарищей собрал святой Игнатий, основатель ордена иезуитов). Не было такого, чтобы он выдумал структуру, написал конституцию. Община, орден начинаются с хороших связей между людьми, с дружбы. В каждой настоящей дружбе присутствует Господь.

- Никогда не задумывался над тем, что монашество это всегда община друзей… Насколько монашество определяется Евангелием, а насколько – культурными, национальными традициями?

Церковь, которая присутствует в разных культурах, везде одна и та же. Ее универсализм основан с одной стороны на универсализме Евангелия, а с другой – на общей человеческой природе. Очень глубоко в человеческой природе заложено желание найти Бога. И отсюда – универсализм монашества. Конечно, есть также влияние культур, как культурного контекста, в котором основана община, так и места, где монахи работают. Например, иезуиты в Китае одевались как китайцы, чтобы культурные различия не мешали проповедовать Евангелие. Но, думаю, намного больше влияло на возникновение новых форм монашеской жизни состояние Церкви в конкретный исторический период.

- А есть разница между польскими и немецкими доминиканцами, например?

Конечно, есть. Расскажу один случай. Летом из Германии приехали братья, чтобы в специальном лагере учить братьев из Польши немецкому языку. Один день решили пойти в горы. Братья из Германии спрашивают: «куда пойдем»? Поляки отвечают: «пойдем туда, а там посмотрим…» Немцы уже были обеспокоены, но пошли. Проходит час, второй. Брат из Польши говорит: «давайте отдохнем немножко». Сели. Брат из Германии: «как долго будем здесь сидеть?» – «Не знаю, посидим, отдохнем, пойдем дальше…»

Встреча спонтанности с организованностью далеко не всегда простая.

Есть и другие различия. Бенедиктинцы во Франции – очень строгие монахи. Живут в общинах, молятся, не занимаются внешними делами. Бенедиктинцы в Англии – другие. У них есть школы. В Лондоне у бенедиктинцев есть приход, что во Франции скорее всего невозможно. Так что есть различия на культурной почве. Но намного сильнее то, что соединяет. Мы часто живем в интернациональных общинах. У нас в Киеве есть француз, русский, поляки, украинцы. Дух наших уставов позволяет нам чувствовать себя везде дома.

- В древности монашество часто было консервативной силой. И в православии сегодня это так. Являются ли католические монахи консерваторами?

Среди католических монахов можно встретить всевозможные течения, начиная с крайнего консерватизма и заканчивая крайним либерализмом. Конечно, вопрос еще в том, какой смысл мы вкладываем в понятие «консерваторы». Но если говорить в целом, то среди монахов есть те, кто хотят сохранить все неизменным, и реформаторы, которые хотят все изменить… Католическое монашество не является консервативным, если консерваторы – это те, которые не хотят меняться совсем. Результатом Второго Ватиканского Собора (почва которого готовилась уже с начала двадцатого века) было обновление монашеской жизни «применительно к современным условиям». Это произошло не без проблем, но, тем не менее, принесло возможность лучше найти общий язык с современным миром. Такое стремление отвечать на вызовы времени и (если это нужно) менять традиционные формы и обычаи довольно характерно для западной монашеской жизни. Например, новые ордена в тринадцатом веке казались ересью для многих монахов. Ведь они собственно не были монахами в традиционном смысле. Монах должен работать, а они не работали, а проповедовали. Монахи должны оставаться в своих монастырях, а они непрестанно путешествовали по городам, чтобы проповедовать. Известный бенедиктинец, Матфей из Парижа, написал в хронике о доминиканцах: «Мир у них вместо кельи, а океан вместо монастыря».

Св. Фома Аквинский тоже не был консерватором. В поисках лучшего инструмента для богословия без сомнений использовал мысль языческого философа Аристотеля; смог по-новому ее понять и применить для толкования христианской веры.

Строго говоря, Церковь выше дилеммы консерватизма и либерализма. Все было в начале как в зерне. Традиция живая, и в новых обстоятельствах Церковь живет, развивается. Церковь в хорошем смысле консервативна, ибо стремится сохранить все хорошее, что есть в традиции. Но сохраняет традицию, адаптируя ее к новой ситуации. И потому монашество и всегда одно и тоже, и всегда новое.

- Спасибо за интересную беседу!