Священномученик григорий, мученицы рипсимия и гаиания

17 (4) сентября Русская Православная Церковь празднует память священномученика Григория (Лебедева), епископа Шлиссельбургского (1937).

Священномученик Григорий, епископ Шлиссельбургский

Григорий (Лебедев Александр Алексеевич; 12.11.1878, г. Коломна Московской губ.- 17.09.1937, Калинин), сщмч. (пам. 4 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), еп. бывш. Феодосийский. Из семьи протоиерея Коломенского Брусенского в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-ря . В 1885 г. лишился матери, воспитывался отцом, к-рому часто приходилось оставлять детей в мон-ре под присмотром монахинь. Окончил Коломенское ДУ и Московскую ДС (1898), в период обучения в семинарии исполнял в ее храме обязанности уставщика и канонарха. С 1898 г. был на клиросном послушании в Бобренёвом в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ре , где готовился к поступлению в МДА. Посчитав себя недостаточно подготовленным к обучению в академии, уехал в Казань. Был принят послушником в казанский в честь Преображения Господня муж. мон-рь и зачислен вольнослушателем в КазДА. В 1899 г. успешно выдержал вступительные экзамены, стал студентом. Окончил ДА в 1903 г. по 1-му разряду со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом. 5 авг. 1904 г. определен преподавателем гомилетики Симбирской ДС и с 11 янв. 1905 г. одновременно занимал должность 3-го помощника инспектора ДС. Осенью 1906 г. оставил духовно-учебную службу. Переехал в Москву; преподавал в 5-й жен. гимназии, с 1912 г.- в Николаевском сиротском жен. профессиональном уч-ще. В 1918 г. возглавил уч-ще, преобразованное в 165-ю Московскую трудовую школу. В 1919-1920 гг. заведовал почтовым сектором Главного лесного комитета.

В кон. 1920 г. поступил в Зосимову в честь Смоленской иконы Божией Матери пуст. во Владимирской губ.; в янв. 1921 г. принял в ней постриг с именем Григорий. Летом 1921 г. перешел в Данилов московский мон-рь , где его наставником стал Волоколамский еп. Феодор (Поздеевский) . В мон-ре Г. был посвящен во диакона, иерея, в 1923 г. стал ризничим с посвящением в сан архимандрита. 27 нояб. по ходатайству временно управляющего Петроградской епархией Лужского еп. Мануила (Лемешевского впосл. митрополит) назначен епископом Шлиссельбургским, викарием Петроградской епархии, с поручением временно исполнять обязанности наместника Александро-Невской лавры , только что возвращенной от обновленцев. 2 дек. 1923 г. его хиротонию в Москве возглавил Патриарх Московский свт. Тихон (Белавин) . При назначении в Петроград Патриарх сказал о Г.: «Посылаю вам жемчужину».

В февр. 1924 - дек. 1925 г. входил в епархиальный Совет епископов, возглавлявшийся Кронштадтским еп. Венедиктом (Плотниковым) . С дек. 1925 г., после ареста еп. Венедикта, временно управлял Ленинградской епархией до июня 1926 г. При назначении в Ленинград митр. Иосифа (Петровых) возглавил подготовку торжественных митрополичьих богослужений 11-12 сент. 1926 г. в Троицком соборе лавры в сослужении всего ленинградского епископата. В кон. 1927 г. Г. было передано управление Детскосельским вик-ством .

По свидетельству современников, Г. «вдохнул жизнь» в Александро-Невскую лавру; способствовал возвращению в нее многих из братии, с начала обновленческого раскола живших в миру, заботился о сохранении традиций монашеского благочестия. Одним из ближайших советников и помощников Г. стал духовник обители иером. Варнава (Муравьёв), в схиме Серафим (прп. Серафим Вырицкий). Г. обладал даром проповедника, его глубокие по содержанию проповеди внушали веру в победу Божественной правды над злом и получили широкое распространение в рукописных копиях.

6 дек. 1924 г., в день лаврского праздника, был арестован по сфабрикованному в ГПУ делу о монахах лавры, «организованным путем укрывавшихся от уплаты налогов». 17 апр. 1925 г. освобожден под подписку о невыезде. На суде держал себя с большим мужеством, на вопросы отвечал вежливо, без боязни. 5 марта 1926 г. приговорен Ленинградским губ. судом к 1 году тюрьмы с понижением срока заключения «ввиду первой судимости» до 3 месяцев, зачтенных за счет предварительного заключения.

Вновь арестован 1 апр. 1927 г. по обвинению в создании среди учащихся Богословско-пастырского уч-ща кружка «Ревнителей истинного православия» для «организации массовых выступлений при закрытии по требованию рабочих церквей, при передаче церквей от одного течения другому и т. д.». Освобожден под подписку о невыезде 19 нояб. 1927 г. Следственное дело было прекращено через год «за недостаточностью компрометирующего материала».

Г. критически встретил «Декларацию» 1927 г. Был идейно близок к иосифлянству , но формально к нему не присоединился. За богослужением не поминал Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси), о чем 25 янв. 1928 г. Временным Священным Синодом ему было вынесено предупреждение, оставленное Г. без внимания. Отклонил приглашение к сотрудничеству от новоназначенного в Ленинград митр. Серафима (Чичагова) . В марте 1928 г. отправился в Москву для разъяснения митр. Сергию своей позиции. По результатам беседы 13 марта подал ему заявление об увольнении на покой с освобождением от обязанностей наместника Александро-Невской лавры и от руководства Шлиссельбургским и Детскосельским вик-ствами. Прошение принято не было, и Г. вернулся в Ленинград.

Занимая независимую позицию по отношению к митр. Сергию, но и порицая открыто порвавших с ним епископов и пресвитеров, Г. своим авторитетом сдерживал переход к иосифлянам значительной части насельников лавры и членов приходских советов храмов обители. В мае вышел указ митр. Сергия о назначении Г. епископом Феодосийским, викарием Таврической епархии. Расценивая это как форму ссылки, Г. не принял назначения. В июле депутация от приходских советов храмов лавры и Детского Села обратилась к митр. Сергию с просьбой оставить Г. на прежнем месте, но получила отказ. 5 авг. 1928 г. Г. совершил последнюю службу в лавре и 29 авг. выехал из Ленинграда в Коломну. Там он приступил к работе над богословскими сочинениями, среди к-рых центральное место занимало экзегетическое соч. «Благовестие святого евангелиста Марка». В сент. 1931 г. переехал в Москву, с сент. 1932 г. проживал в пос. Жаворонки Московской обл., пока ему не отказала в жилье хозяйка дома, испугавшись давления властей. В марте 1933 г. поселился в г. Кашине. Работал сторожем на птицефабрике. Переписывался с духовными чадами, окормлял тех, кто приезжали к нему, наставлял на путь подвижничества, к-рым сам следовал.

Был арестован 16 апр. 1937 г. в Кашине по групповому делу бывш. насельников Данилова мон-ря как «руководитель контрреволюционной группы фашистско-монархической организации». На допросах держался с твердостью, отвергая обвинения. 13 сент. 1937 г. приговорен Особой тройкой при Управлении НКВД по Калининской обл. вместе с большой группой духовенства и мирян к смертной казни. В 1981 г. канонизирован РПЦЗ. Имя Г. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода от 16 июля 2005 г.

Сочинения: Евангельские образы: Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие св. евангелиста Марка // БТ. 1976. Сб. 16. С. 5-32; 1977. Сб. 17. С. 3-84; Евангельские образы: Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие св. евангелиста Луки // Там же. 1980. Сб. 21. С. 170-180; Гимн Воскресения Христова // ЖМП. 1981. № 5. С. 35-36; Слово в день Св. Пятидесятницы // ЖМП. 1981. № 6. С. 75; Прощальное слово к Петроградской пастве. Слово в неделю 16-ю по Пятидесятнице // С.-Петербургские ЕВ. 1990. № 5. С. 75-78; Проповеди. Благовестие святого Евангелиста Марка. Письма к духовным чадам. М., 1996; О самооправдании // С.-Петербургские ЕВ. 2001. № 24. С. 70.

Архивные материалы: Архив УФСБ РФ по СПб. и Ленинградской обл. Д. П-24095; Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Д. 24937-с; РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 203. Л. 16.

Литература: Красная газета. Л., 1925. 29 марта; 1926. 16 марта; Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви (1917-1945). П., 1977. С. 348, 349, 452, 591; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 2. С. 370-371; Лебедев К., прот. Еп. Шлиссельбургский Григорий (Лебедев) // С.-Петербургские ЕВ. 1990. № 5. С. 73-75; Акты свт. Тихона. С. 302, 450-451, 565, 576, 581, 586, 672, 854-855, 970; Иоанн (Снычев). Церк. расколы. С. 158, 160, 178-180, 182; Шкаровский М. В. Иосифлянское движение и оппозиция в СССР (1927-1943) // Минувшее. 1994. Вып. 15. С. 448, 449; он же. Петербургская епархия в годы гонений и утрат 1917-1945. СПб., 1995. С. 119, 141; он же. Иосифлянство: течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 15, 18, 19, 22, 175, 177, 282, 295, 312; Антонов В. В. Мат-лы к биографии // Григорий (Лебедев), еп. Шлиссельбургский. Проповеди. Письма к духовным чадам. М., 1996; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 338-339; Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Справочник по истории правосл. мон-рей и соборов г. С.-Петербурга 1917-1945 гг. СПб., 1996. С. 10; С.-Петербургская епархия в ХХ в. С. 121, 122, 132, 223, 232; Феодосий (Алмазов), архим. Мои воспоминания: Записки соловецкого узника. М., 1997. С. 63, 202; Синодик С.-Петербургской епархии. С. 7-8; Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воды слез...». М., 1998. С. 230, 266.

М. В. Шкаровский, А. К. Галкин

Святые покровители носящих имя Григорий

Святитель Григорий Палама
День памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского празднуется 14/27 ноября в день его преставления, которое произошло в Фессалониках (иначе Солунь - в славянском варианте этого географического названия) в 1359 году. А также переходящее празднование во вторую Неделю Великого поста.
Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский (Солунский) - известный византийский богослов и церковный деятель, поэтому те, кто решил посвятить себя более глубокому знанию богословских истин, изучению святоотеческих трудов, возносят ему молитвы. Также святитель прославлен как при жизни своей, так и после преставления ко Господу своими чудесами исцеления в самых тяжелых, часто непоправимых, с медицинской точки зрения, случаях.
Григорий Авнежский, игумен, преподобномученик Святой Григорий жил в XIVвеке во Владимирском крае, рядом с монастырем под началом Стефана Махрищского. Григорий был зажиточным крестьянином, но имел тяготение к духовной, иноческой жизни. В конце концов, он пожертвовал свое имение на устроение монастыря и принял в нем постриг.

Через некоторое время игумен Стефан Махрищский из-за недовольства крестьян ушел из обители вместе с Григорием. После долгих скитаний по Вологодским лесам они поселились в месте впадения реки Авнежи в реку Сухону и решили основать здесь Авнежский монастрырь. Местный богатый землевладелец Константин Дмитриевич повторил поступок преподобного Григория. Он отдал монастырю все свои богатства и поселился в нем иноком с именем Кассиан. На эти средства в обители были выстроены два храма и кельи для братии.

После того, как игумен Стефан по настоянию князя Дмитрия Донского вернулся в Махрищскую обитель, преподобный Григорий стал настоятелем нового монастыря. А Кассиан - его первым помощником и келарем.

В 1392 году, во время набегов казанских татар, Авнежский монастырь был сожжен, а преподобномученики Григорий и Кассиан убиты. В 1524 году были обретены их святые мощи, и на этом месте была выстроена памятная часовня.

Григорий Акрагантийский, епископ
Григорий Акритский, преподобный
Григорий Александрийский, архиепископ, исповедник


Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 23 ноября/6 декабря.

С юных лет посвятил себя служению Господу. Воглавляя Александрийскую Церковь, явился образцом всех добродетелей и пастырского служения. В период иконоборчества стойко защищал почитание святых образов. Был предан мучениям. Приняв их со смирением и радостью, еще раз доказал крепость своей веры. Как противник императорскому мнению был отправлен в ссылку, где спустя три года скончался.

святитель Григорий Палама .

Григорий Антиохийский, патриарх


Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 20 апреля/3 мая.

Святитель Григорий жил в VI веке. Против собственной, но покоряясь Божеской воле был возведен на патриарший престол в 573 году. Отличался добротой и смиренностью нрава, был милостив и крепок в вере. За время служения патриархом снискал уважение не только у своих прихожан, но и у персов. Оставался на патриаршем посту до самой кончины в 593 году.

В некоторых случаях среди одноименных святых есть один наиболее почитаемый и изображаемый на иконах. Для имени Григорий - это святитель Григорий Палама .
Григорий Армянский, епископ, священномученик, просветитель Великой Армении

Григорий Богослов, Назианзин, Младший, Константинопольский, патриарх


Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 25 января/7 февраля.
Величайший богослов и борец за христианское учение. Наравне с Василием Великим и Иоанном Златоустом, Григорий Богослов снискал себе славу великого святителя и учитиля вселенского. Возглавляя епископские кафедры Византийской империи, они активно занимались общественной деятельностью, боролись с ересями, изъясняли учение о Святой Троице, проповедовали самоотвержение и высокую нравственность. Все три святителя получили блестящее образование, перед ними был открыт путь построения светской карьеры, и каждый из них отказался от мирских ценностей, выбрав путь служения Богу, тяготея больше к монастырской и пустынной жизни. Все снискали себе репутацию блестящих проповедников и защитников никейской веры, все оставили после себя литературное наследие будущим поколениям, где растолковывали богословские истины, призывали к высокой нравственности. Их нравственные и общественные наставления нисколько не устарели, и для нашего поколения они продолжают быть источником мудрости. Григорий Богослов, просияв своей святой жизнью, достиг такой высоты в области богословия, что побеждал всех еретиков своею мудростью, как в словесных спорах, так и в истолковании догматов веры. Поэтому он и был назван Богословом.
Икона Святителя
Григория Богослова
Афон. XVI век

Григорий Византийский, мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 28 ноября/11 декабря.

Об этом святом сохранились скудные сведения. Известно, что он жил в VIII веке и принял мученическую смерть за почитание христианских икон.

В некоторых случаях среди одноименных святых есть один наиболее почитаемый и изображаемый на иконах. Для имени Григорий - это святитель Григорий Палама .

Григорий Двоеслов, Великий, папа Святой Григорий жил в Риме в VI веке, был родом из аристократической семьи. Получил хорошее образование и по настоянию родных занял пост сенатора. Однако, всей душой стремясь к духовной, аскетической жизни, Григорий вскоре отказался от выгодной должности и избрал путь иноческий. После смерти родителей он потратил свое наследство на строительство монастырей в Сицилии и Риме и подвизался в монастыре Андрея Первозванного в Риме.

Став диаконом, святой Григорий отправился в Византию, чтобы изучать богословие. А после возвращения в 590 году был избран святителем Рима. Он успешно занимался политикой, стремясь упрочить положение Римской Церкви и обеспечить безопасность своей паствы. Именно он заложил основы средневековой иерократической державы пап Римских. Он мечтал о христианизации всех соседских народов, но его миссионерские попытки не были слишком успешными.

Григорий Великий прославился многими своими богословскими творениями. Он преобразовал церковное пение (григорианские хоралы), написал множество проповедей и наставлений для пастырей, ряд пояснений к Библии. Самым популярным трудом святителя Георгия были «Диалоги», в которых он собрал легенды об италийских подвижниках. В русском переводе эта книга получила название «Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души». За создание этой книги Святой Григорий получил прозвание Двоеслов (собеседник).

Скончался святитель Григорий в 604 году. Его мощи хранятся в соборе святого апостола Петра в Ватикане.

Григорий Декаполит, преподобный
Григорий Кипрский, епископ


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 4/17 марта.

В некоторых случаях среди одноименных святых есть один наиболее почитаемый и изображаемый на иконах. Для имени Григорий - это святитель Григорий Палама .

Григорий Константинопольский, патриарх, священномученик Святой Григорий, Патриарх Константинопольский занимал эту высокую должность трижды - с 1707 по 1799, с 1806 по 1808 и с 1819 по 1821 годы. Это было сложное время для греческого народа, который в то время находился под османским игом, и духовная и общественная поддержка святого Патриарха была чрезвычайно важна для деятельности греческих патриотов.

Поддержка была тайной: для деятельности Патриарха было необходимо находиться на свободе, но его связи с патриотами в конце концов выяснились, и друзья святого Патриарха предложили ему побег из Константинополя в город Морею. Патриарх не согласился и отвечал, что ему было предчувствие, что тело его вскоре упокоится в море.

На Пасху 1821 года, 10 апреля по старому стилю турки схватили святого Патриарха и повесили на воротах Патриархии, а после кончины бросили в море.

Греческие моряки приметили место, куда бросили тело, нашли его и под российским флагом доставили в Одессу на судне капитана Макри Склавоса из Кефалонии. Его упокоили 19 июня 1821 года в греческой Троицкой церкви. Для последнего облачения из Московской епархии доставили полное патриаршее облачение, митру и крест, которые до того принадлежали святейшему патриарху Никону. В тот же год Греция обрела независимость и вернула христианскую веру.

В 1871 году по случаю празднования пятидесятилетия независимости Греции греческое правительство ходатайствовало перед Россией о возвращении святых останков Патриарха. Ходатайство было удовлетворено, и мощи священномученика Григория, Патриарха Константинопольского были перенесены в Афины, а в его честь богословами была составлена служба.

Григорий Нисский, епископ

Григорий Омиритский, епископ Еще в юности святой Григорий Омиритский был наделен даром исцелений и чудотворений. Сначала он стал монахом, а потом диаконом. Однажды старец-отшельник предсказал, что святитель станет епископом. Потом сам Григорий увидел во сне, как Апостолы Петр и Павел подают ему архиерейское облачение. Святой собрался в дорогу. Сначала по предсказанию он должен был посетить Рим и Александрию, а затем отправиться в Омиритский город Негран.
В это же время в Негране после войны вся христианская церковная иерархия была разрушена, требовался новый епископ, чтобы ее восстановить. Его должен был назначить патриарх Александрийский. Когда патриарх размышлял, кого же выбрать, ему было видение, появился апостол Марк и назвал имя диакона Григория.

Став епископом, Григорий Омиритский стал восстанавливать церковь. Но местные иудеи воспротивились. Их раввин Ерван сказал, если святой Григорий покажет им Бога, они сами тогда примут христианство, если нет - значит, их языческие боги сильнее. Вера епископа была так сильна, что он принял вызов и стал молиться. Вдруг земля содрогнулась, люди посмотрели на восток и увидели, как разошлись небеса, и им явилсяна мгновение, озаренный лучами солнца, Иисус Христос. Не верившие иудеи были ослеплены сиянием, но получили исцеление от святого Григория. Все они, включая раввина, приняли крещение. Так началось служение епископа, который потом управлял своей паствой тридцать лет.

Григорий Пельшемский, Вологодский, игумен
Григорий Печерский, затворник
Григорий Печерский, преподобномученик

Григорий Синаит, преподобный


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 8/21 августа.
Родина преподобного Григория Синаита - Малая Азия. Он родился в знатной византийской семье, в возрасте 20 лет попал в плен к туркам. Юноша вызывал симпатию у всех, даже турки разрешили ему посещать христианский храм. Там местные жители с удовольствием слушали, как он поет.

Они собрали деньги и купили свободу для святого Григория. Стремясь к богоугоднической жизни, он попал на Кипр, где стал учеником отшельника-инока. Через некоторое время инок направил преподобного в Синайский монастырь. Там он пять лет изучал богословские книги, переписывал священные тексты, и каждый день совершал подъем на гору Синай.

Покинув монастырь, святой Григорий Синаит совершил паломничество в Иерусалим, после чего поселился в пещере на Крите. Здесь он повстречал старца Арсения, в беседах с которым проникся идеей развить учение, по которому первая ступень иноческой жизни - делание, а высшая - созерцание. Так появились его литературные труды. Преподобный Григорий Синаит является основоположником учения исихаизма, у которого было много учеников и последователей.

Икона Преподобного
Григория Синаита
Россия. XX век.
Фреска Казанского собора
Оптиной пустыни

Григорий Хандзойский (Грузинский), архимадрит
Григорий Чудотворец, Неокесарийский, епископ

Будущий патриарх Константинопольский Григорий родился в бедной семье и был назван Георгием. Учился он на острове Патмос. Вскоре он принял монашество с именем Григорий. Аскетический образ жизни, большие познания в светских и богословских науках, сделали его известным митрополиту Смирнскому Прокопию. Он был рукоположен в диакона, затем в пресвитера, а в 1785 г. хиротонисан в епископа и стал преемником митрополита Прокопия. В 1792 году Свт. Григорий был избран патриархом Константинопольским.

Святитель сделал очень много для своей паствы. Несмотря на то, что турки препятствовали распространению и сохранению христианства в Греции, святитель Григорий ремонтировал старые и строил новые православные храмы, призывал народ не изменять христианской вере.

Неудивительно, что все это не нравилось турецкому правителю. После третьего возвращения на патриаршество, когда началась расправа турок с христианами, патриарх был взят и после долгих мучений повешен в 1821 году.

Турки запретили погребать тело священномученика. Оно было отдано евреям, которые, привязав камни к шее святого, бросили его в море. Тело Свт. Григория, чудесным образом избавившееся от камня, было найдено греческими матросами и перевезено в Одессу, где его погребли в Троицком храме в северной части алтаря. В 1871 году святые мощи патриарха Григория были перенесены из Одессы в Афины и положены в кафедральном соборе «Благовещения». Храм был построен в 19 веке, его освятили в 1862 году. Строительство шло медленно, архитекторы сменялись один другим, поэтому его архитектуру нельзя назвать однозначной. Считается, что он построен в «эллиновизантийской традиции», однако некоторые считают, что он не настолько красив, как настоящие византийские храмы.

В 1909 году Григорий принял сан и начал служение на приходе своего тестя, священника Иоанна Дмитриевича Шишова, известного петербургского пастыря, отслужившего более 30 лет священником в домовой церкви Петропавловской больницы. Патриархом Тихоном о. Григорий был назначен в Комиссию по вопросу присоединения Англиканской церкви к Православной. В ходе работы Комиссия пришла к выводу о невозможности воссоединения без изменения вероучения Англиканской церкви.

Протоиерей Григорий вел беседы в полицейских домах Петрограда, назначался проповедовать в Казанском соборе, был избран членом Миссионерского Совета и кандидатом в члены Правления Духовной семинарии. Его труды были отмечены наградами: камилавкой, наперсным крестом с украшениями, палицей, но главным в его жизни было пастырское служение.

Начиная с 1912 года, в течение десяти лет, о Григорий служил в церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Шпалерной улице, д. 35 а. В доме под № 3 по Воскресенскому проспекту (сейчас пр. Чернышевского), в старинном доме причта, вплотную примыкающем к этой церкви, находилась квартира священника.

С октября 1917 года начались открытые гонения на православных христиан. Уже в 1918 году во время массовых арестов, о. Григорий стал узником камеры 22 Трубецкого бастиона Петропавловской крепости, где провел около 4 месяцев.

В ночь на 13 августа 1922 года был расстрелян священномученик митрополит Вениамин и его сподвижники. Не прошло и месяца, как 5 сентября 1922 года Петроградским Губотделом ГПУ были арестованы 22 человека, считавшиеся крайне неблагонадежными новой властью. Среди них был и о. Григорий. Официальное обвинение гласило о причине ареста: «за то, что они организовывали нелегальные сборища, распространяли ложные слухи, создавая в народе настроения против обновленческого движения». Прежде всего ГПУ интересовали связи духовенства с теми, кто проходил по недавнему громкому делу митрополита Вениамина, а также где и как собирались деньги для осужденных и пострадавших семей при изъятии церковных ценностей. И конечно, отношение к «живой (обновленческой) церкви», Которую органы ГПУ всячески поддерживали для развала Православной Церкви. Твердая и ясная позиция о. Григория в отношении обновленчества не вызывает сомнения – это было абсолютное неприятие и практическое размежевание.

На этот раз о. Григория выслали на три года: сначала в Оренбург, а затем в Уральск, оттуда – в поселок Джамбет. Там он, закончив курсы медицинского работника, стал работать фельдшером в местной больнице.

В ноябре 1924 года о. Григорий был возвращен из ссылки досрочно по ходатайству Патриарха Тихона. В это время многие храмы в Петрограде захватили обновленцы, и поскольку храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» стал обновленческим, о. Григорий оказался за штатом. Вскоре его пригласили в Сергиевский собор, где он прослужил до 1930 года.

Протоиерей Григорий владел восемью языками и отдавал свои богатейшие знания молодым. С 1928 года он совмещал служение в соборе с преподаванием истории западной церкви на Высших Богословских курсах.

В 1930 году сщмч. митрополит Ленинградский и Гдовский Серафим (Чичагов) назначил его на место настоятеля Сестрорецкого Петропавловского собора. В 1931 году Петропавловский собор закрыли, и о. Григорий стал настоятелем местной кладбищенской церкви свт. Николая Чудотворца, но служил там не долго, поскольку в этом же году был назначен настоятелем Рождественской церкви на Песках, где священствовал до 1933 года. В том же году он встретился с бывшим сенатором Дмитрием Флоровичем, с которым беседовал о современном положении англиканской церкви и жизни епископа Евлогия (Георгиевского), находящегося за границей.

В начале 1934 года, 3 января, Сестрорецким погранотрядом в церковном доме был проведен обыск, протоиерей Григорий Сербаринов был арестован. У него были конфискованы семнадцать книг, рукописи и переписка. Вновь священно служитель оказался в тюремной камере, теперь на Шпалерной улице, дом 25. Он проходил по сфабрикованному властями делу «евлогиевцев». На допросе о. Григорий заявил: «Свою контрреволюционную деятельность в контрреволюционной организации по сближению Православной Церкви с англиканской отрицаю». Виновным себя не признал. Но, несмотря на это, был осужден на пять лет исправительно-трудовых лагерей. О. Григорий с другими заключенными этапом был отправлен на Колыму, в бухту Нагаево.

В одном эшелоне с о. Григорием оказался и петроградский протоиерей Василий Венустов. Они подружились и впоследствии находились вместе в заключении, где работали на строительстве дороги.

Тяжелый физический труд подрывал силы людей. Здесь о. Григорию пригодились полученные ранее навыки медицинского работника: его перевели работать фельдшером в лагерный медпункт. В 1937 году протоиерея Григория освободили, но жить в больших городах не разрешили. Он поселился в Казани.


В конце декабря 1937 года его снова арестовали. Это был арест по I категории, которая предполагала расстрел. Но все-таки один формальный допрос состоялся. Он обвинялся в том, что «возвратившись из заключения, восстановил связь с духовенством, продолжал антисоветскую агитацию, используя религиозные предрассудки». Виновным в контрреволюционной деятельности о. Григорий себя не признал.

Семейное предание говорит о том, что отцу Григорию предлагали сохранить жизнь в обмен на снятие сана, но он остался тверд. Предание скорее всего, соответствует истине, так как в обвинительном заключении особо подчеркивалось, что он «добивался через Казанского и Петергофского митрополитов места священника. Своих контрреволюционных взглядов не пересмотрел, заявив об этом на следствии». Это значило не просто верность своему пастырскому долгу, но просто верность своему пастырскому долгу, но предпочтение благодатного дара священничества земной жизни.

Постановлением Тройки НКВД Т АССР от 30 декабря 1937 года священник Григорий Сербаринов был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Больше на допрос его не вызывали. В Рождественские праздники, 8 января 1938 года в 21 час 45 минут протоиерей Григорий был расстрелян.

Постановлением Священного Синода от 30 июля 2003 г. протоиерей Григорий Сербаринов (1880 – 8 января 1938) включен в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

СВЯТОЙ МУЧЕНИК ГРИГОРИЙ МОЛИ БОГА

О НАС!

По материалам:

Музея новомучеников Санкт-Петербургской Епархии при храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на ул. Шпалерной дом 35 Санкт-Петербурга.

Свя-щен-но-му-че-ник Гри-го-рий, про-све-ти-тель Ве-ли-кой Ар-ме-нии, ро-дил-ся в 257 го-ду. Он про-ис-хо-дил из ро-да пар-фян-ских ца-рей Ар-са-ки-дов. Отец свя-ти-те-ля Гри-го-рия, Анак, до-мо-га-ясь ар-мян-ско-го пре-сто-ла, убил сво-е-го род-ствен-ни-ка, ца-ря Кур-са-ра, за что весь род Ана-ка под-верг-ся уни-что-же-нию. Гри-го-рия спас некий род-ствен-ник: он вы-вез мла-ден-ца из Ар-ме-нии в Ке-са-рию Кап-па-до-кий-скую и вос-пи-тал в хри-сти-ан-ской ве-ре. Воз-му-жав, Гри-го-рий же-нил-ся, имел двух сы-но-вей, но вско-ре ов-до-вел. Сы-но-вей Гри-го-рий вос-пи-тал в бла-го-че-стии. Один из них - Ор-фан, впо-след-ствии стал свя-щен-ни-ком, а вто-рой - Аро-стан, при-нял ино-че-ство и ушел в пу-сты-ню. Чтобы ис-ку-пить грех сво-е-го от-ца, убив-ше-го от-ца Ти-ри-да-та, Гри-го-рий всту-пил в сви-ту по-след-не-го и был ему вер-ным слу-гой. Ца-ре-вич Ти-ри-дат лю-бил Гри-го-рия как дру-га, но не тер-пел его хри-сти-ан-ско-го ве-ро-ис-по-ве-да-ния. По вос-ше-ствии на ар-мян-ский пре-стол он стал при-нуж-дать свя-то-го Гри-го-рия к от-ре-че-нию от Хри-ста. Непре-клон-ность свя-то-го оже-сто-чи-ла Ти-ри-да-та, и он пре-дал сво-е-го вер-но-го слу-жи-те-ля же-сто-ким му-кам: стра-даль-ца под-ве-си-ли вниз го-ло-вой с кам-нем на шее, несколь-ко дней об-ку-ри-ва-ли смрад-ным ды-мом, би-ли, из-де-ва-лись, при-нуж-да-ли хо-дить в же-лез-ных са-по-гах с гвоз-дя-ми. Во вре-мя этих стра-да-ний свя-той Гри-го-рий пел псал-мы. В тем-ни-це Гос-подь ис-це-лил все его ра-ны. Ко-гда Гри-го-рий вновь пред-стал пе-ред ца-рем невре-ди-мым и ра-дост-ным, тот изу-мил-ся и при-ка-зал по-вто-рить пыт-ки. Свя-той Гри-го-рий пре-тер-пел их, не ко-леб-лясь, с преж-ней ре-ши-мо-стью и до-сто-ин-ством. То-гда его об-ли-ли го-ря-чим оло-вом и бро-си-ли в ров, на-пол-нен-ный ядо-ви-ты-ми га-да-ми. Гос-подь же хра-нил Сво-е-го из-бран-ни-ка: ядо-ви-тые тва-ри не по-вре-ди-ли ему. Некая бла-го-че-сти-вая жен-щи-на пи-та-ла его хле-бом, тай-но опус-кая его в ров. Свя-той Ан-гел, нис-хо-дя к му-че-ни-ку, обод-рял его си-лы и укреп-лял дух. Так про-шло 14 лет. За это вре-мя царь Ти-ри-дат со-вер-шил еще од-но зло-де-я-ние: он за-му-чил свя-тую де-ву Рип-си-мию, ста-ри-цу игу-ме-нию Га-и-а-нию и с ни-ми еще 35 дев од-но-го из ма-ло-ази-ат-ских де-ви-чьих мо-на-сты-рей.

Свя-тая Рип-си-мия вме-сте со сво-ей игу-ме-ни-ей и сест-ра-ми бе-жа-ла в Ар-ме-нию, не же-лая всту-пать в брак с им-пе-ра-то-ром Дио-кли-ти-а-ном (284-305), пре-льстив-шим-ся ее кра-со-той. Об этом Дио-кли-ти-ан со-об-щил ар-мян-ско-му ца-рю Ти-ри-да-ту и пред-ло-жил ему или при-слать Рип-си-мию об-рат-но, или же са-мо-му взять ее в же-ны. Слу-ги ца-ря разыс-ка-ли бе-жав-ших и ста-ли уго-ва-ри-вать Рип-си-мию по-ко-рить-ся во-ле ца-ря. Свя-тая от-ве-ча-ла, что она, как и все сест-ры оби-те-ли, об-ру-че-на Небес-но-му Же-ни-ху и в брак всту-пать не мо-жет. То-гда с неба раз-дал-ся го-лос: "Дер-зай-те и не бой-тесь, ибо Я с ва-ми". По-слан-цы в стра-хе уда-ли-лись. Ти-ри-дат пре-дал де-ву на же-сто-чай-шие пыт-ки, во вре-мя ко-то-рых ее ли-ши-ли язы-ка, рас-сек-ли ей чре-во, осле-пи-ли и умерт-ви-ли, раз-ру-бив те-ло ее на ча-сти. Игу-ме-ния Га-и-а-ния за то, что во-оду-шев-ля-ла Рип-си-мию му-же-ствен-но тер-петь ис-тя-за-ния за Хри-ста, вме-сте с дву-мя сест-ра-ми-ино-ки-ня-ми бы-ла пре-да-на на та-кие же му-ки, по-сле че-го они бы-ли обез-глав-ле-ны. Осталь-ных 33-х се-стер из-ру-би-ли ме-ча-ми и бро-си-ли те-ла их на съе-де-ние зве-рям. Гнев Бо-жий по-ра-зил ца-ря Ти-ри-да-та, а так-же тех его при-бли-жен-ных и во-и-нов, кто участ-во-вал в ис-тя-за-ни-ях свя-тых дев. Одер-жи-мые бе-са-ми, они упо-до-би-лись ди-ким веп-рям (как неко-гда На-ву-хо-до-но-сор. ), но-си-лись по ле-сам, раз-ры-ва-ли на се-бе одеж-ду и грыз-ли соб-ствен-ное те-ло. По про-ше-ствии неко-то-ро-го вре-ме-ни сест-ре Ти-ри-да-та Ку-са-ро-дух-те бы-ло воз-ве-ще-но во сне: "Ес-ли не бу-дет из-ве-ден из рва Гри-го-рий, царь Ти-ри-дат не ис-це-лит-ся". То-гда при-бли-жен-ные ца-ря по-до-шли ко рву и спро-си-ли: "Гри-го-рий, жив ли ты?" Гри-го-рий от-ве-чал: "Бла-го-да-тию Бо-га мо-е-го я жив". За-тем они вы-ве-ли свя-то-го му-че-ни-ка об-рос-ше-го, по-чер-нев-ше-го и очень ис-сох-ше-го. Но, по-преж-не-му, он был тверд ду-хом.

Свя-той по-ве-лел со-брать остан-ки за-му-чен-ных дев; их с че-стью по-хо-ро-ни-ли, а на ме-сте по-гре-бе-ния по-стро-и-ли цер-ковь. В эту цер-ковь свя-той Гри-го-рий при-вел бес-но-ва-то-го ца-ря и ве-лел ему мо-лить-ся свя-тым му-че-ни-цам. Ти-ри-дат ис-це-лил-ся, рас-ка-яв-шись в сво-их пре-ступ-ле-ни-ях про-тив Бо-га, и при-нял со всем сво-им до-мом Свя-тое Кре-ще-ние. Сле-дуя при-ме-ру ца-ря, кре-стил-ся и весь ар-мян-ский на-род. За-бо-та-ми свя-то-го Гри-го-рия был воз-двиг-нут в 301 го-ду Эч-ми-ад-зин-ский со-бор в честь Со-ше-ствия Свя-то-го Ду-ха. В 305 го-ду свя-ти-тель Гри-го-рий на-пра-вил-ся в Ке-са-рию Кап-па-до-кий-скую и там был по-став-лен ар-хи-епи-ско-пом Леон-ти-ем во епи-ско-па Ар-ме-нии. За свои апо-столь-ские тру-ды он по-лу-чил на-име-но-ва-ние про-све-ти-те-ля Ар-ме-нии. Свя-ти-тель Гри-го-рий об-ра-тил ко Хри-сту так-же мно-гих лю-дей из со-сед-них стран - Пер-сии и Ас-си-рии. Устро-ив Ар-мян-скую Цер-ковь, свя-ти-тель Гри-го-рий при-звал к епи-скоп-ско-му слу-же-нию сво-е-го сы-на, Аро-ста-на-пу-стын-но-жи-те-ля, а сам уда-лил-ся в пу-сты-ню. Свя-ти-тель Аро-стан в 325 го-ду был участ-ни-ком I Все-лен-ско-го Со-бо-ра, осу-див-ше-го ересь Ария. Свя-ти-тель Гри-го-рий, уда-лив-шись в пу-сты-ню, пре-ста-вил-ся в 335 го-ду. Дес-ни-ца и часть его свя-тых мо-щей по-ко-ят-ся ныне в со-кро-вищ-ни-це Эч-ми-ад-зин-ско-го ка-фед-раль-но-го со-бо-ра в Ар-ме-нии. По тра-ди-ции Ар-мян-ской Апо-столь-ской Церк-ви, со-хра-ня-ю-щей-ся по-ныне, этой дес-ни-цей вер-хов-ный ка-то-ли-кос-пат-ри-арх всех ар-мян бла-го-слов-ля-ет свя-тое ми-ро во вре-мя ми-ро-ва-ре-ния.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Благосла́внаго и священнонача́льника вси,/ я́ко страда́льца и́стины,/ днесь ве́рнии в пе́снех и песнопе́ниих восхва́лим,/ бо́драго па́стыря и учи́теля Григо́рия,/ всеми́рнаго свети́льника и побо́рника,// Христу́ бо мо́лится, е́же спасти́ся нам.

Перевод: Доброй славы священноначальника все, как пострадавшего за истину, сегодня верующие в псалмопениях и песнопениях духовных прославим, неусыпного и учителя Григория, всемирного светильника и защитника, ибо он молится Христу о спасении нашем.